Применение сгонов для труб

Обновлено: 07.07.2024

Что означает сгон в сантехнической трубе

Содержание

Что такое сгон в сантехнике

Сгон – это соединительная сантехническая заготовка, предназначенная для состыковки отдельных участков труб во время ремонта или прокладки инженерных коммуникаций. С помощью этой важной детали обеспечивается единая конфигурация трубной системы.

В сантехнике соединительные фитинги по своему внешнему напоминают следующие детали:

  • Короткий отрезок трубы в виде патрубка, у которого на одном конце нарезана короткая резьба в пять витков, а с другой стороны выполнена длинная резьба на 20 и более витков.
  • Длинная резьба, нарезанная на подводках сантехнического оборудования и фасонных изделий.

Сгоны для труб дают возможность выполнить демонтаж на определенном участке трубопровода, например: в местах стыковки не поворотных элементов.

Чтобы объяснить его назначение неспециалисту в сантехнике, достаточно посетить домашнюю ванную комнату или на кухню, где установлена регулирующая арматура: запорный вентиль или пробковый кран. В местах стыковки трубопровода и крана установлена соединительная деталь, которая называется «сгон водопроводный». В домашней отопительной сети для быстрого демонтажа обогревательных радиаторов устанавливается сантехническая деталь американка – разновидность резьбового сгона.

Латунный сгон угловой американка

Устройство соединения и его обозначение

Сгоны резьбовые двухсторонние применяют для стыковки отдельных участков трубных систем подачи воды, отопления и газа.
Соединительные фитинги допускается применять в трубопроводах с внутренней температурой жидкости до +175° С и величиной рабочего давления в магистрали не больше 1,6 МПа.

Деталь фитинга в местах стыковки сантехнической трубы состоит из соединительной муфты, имеющей боковые ребра для удобной фиксации газовым ключом, и контргайки таких же размеров, как у наружной трубной резьбы соединительного элемента (ГОСТ 8969 -75).

Данным стандартом определяется маркировка фитинга:

  1. Сгон резьбовой.
  2. Условный внутренний диаметр (в дюймах).
  3. Материал (обозначается заглавной буквой).

По этому стандарту определены следующие размеры:

  • 150×50×65×17 мм.
  • 130×32×55×13 мм.
  • 110×15×40×9 мм.

Где устанавливаются

Муфта сгонная или резьбовой сгон устанавливается в определенных местах водопроводных и отопительных систем, а также газопроводах:

  • Центральный стояк подачи воды или отопления в квартиру практически всегда оборудуется вентилем. Разъемное соединение сгон-муфта монтируется после вентиля, что дает возможность извлечь запорную арматуру при ремонте.
  • В местах подводки стальных труб к чугунным отопительным радиаторам для их очистки от ржавчины и известковых накоплений.
  • Автономные водогрейные котлы, бойлеры, расширительные бачки оборудуются специальной арматурой – смесителями с разъемом – сгоном типа «елочка».
  • В местах подключения внутриквартирного газопровода к бытовым газовым плитам, котлам, счетчикам учета.

Часто резьбовые сгоны устанавливают в трубопроводах для получения дополнительного отвода жидкости с системы, например: для сброса лишней воды с отопительной батареи автономного отопления.

Конструктивные особенности сгонов для труб

Какие сгоны для труб наиболее эффективны

Различные диаметры сгонов для труб

Выбирая соединительные фитинги для стыковки отдельных участков трубопроводов следует отдать предпочтение трубкам с длинной резьбою. В этом случае можно разместить все детали на одном резьбовом участке. Более короткая резьба «потянет» за собой увеличение расстояния между соединителем и окончаниями соединяемых труб, что отрицательно сказывается на прочности соединения.

Чаще всего сантехнические сгоны применяются при монтаже водопроводных линий. При постоянном контакте с влажной средой наружная поверхность соединительных фитингов может окисляться и поэтому их снаружи обрабатывают антикоррозийными защитными средствами.

Для эффективной эксплуатации соединительных разъемных соединений частей трубных систем лучше всего выбирать следующие виды фитингов:

  • С цинковым покрытием.
  • Из нержавеющей стали.
  • Стальные элементы.
Совет: Для увеличения продолжительности эксплуатации соединительных сгонов из стали необходима антикоррозийная обработка наружной поверхности.

Подбор по материалу

Резьбовые сгоны могут изготавливаться из следующих видов материалов:

  • Сталь углеродистая.
  • Оцинкованный метал.
  • Нержавейка.
  • Латунь.

По техническим характеристикам материалов, стыковочные сгоны обладают ограниченной областью применения в трубопроводах питьевой воды, наружных водопроводных линиях или газопроводах.

Для изготовления оцинкованных сгонов применяют водогазопроводные оцинкованные трубы, соответствующие стандарту ГОСТ 3262-75.

Сгоны для труб: размеры согласно ГОСТ

Диаметр изделий в точности соответствует размеру стыкуемого трубопровода, вес сгонов находится в прямой зависимости от длины фитинга. Все основные параметры для труб регламентируются стандартом ГОСТ 8969-75 и сведены в таблицу.

Таблицы параметров труб по ГОСТ 8969-75

Как подобрать

Для того, чтобы правильно выбрать резьбовой сгон, рекомендуется обратить внимание на следующие показатели:

  • Вид соединительной детали.
  • Тип материала.
  • Требуемые технические характеристики.

По конструктивному решению сгоны подразделяются на прямые и угловые детали, которые устанавливаются на прямых и поворотных участках трубопроводах.

Соединители можно подобрать в зависимости от области применения:

  • Компенсирующие. Данные фитинги компенсируют возможное линейное отклонение до 5 мм в точках подключения сантехнических и газовых труб, батарей отопления.
  • Короткие и длинные, которые применяют для подключения оборудования инженерных систем.
Новички – сантехники часто допускают ошибки и называют сгонами сантехнические детали «бочонок» или «резьба». Такое утверждение совершенно неверно. Дело в том, что бочонок представляет собой отрезок трубы с одинаковой длиной и размером резьбы. Хотя эта деталь применяется аналогично фитингам для стыковки труб без сварки.

Как сделать сгон своими руками: особенности процесса

Иногда возникает ситуация, когда стандартные разновидности не подходят и приходится самостоятельно изготавливать деталь с требуемыми параметрами.

Перед началом работ необходимо подготовить материалы и инструменты:

  • Водогазопроводная труба.
  • Слесарные тиски.
  • Плашка для нарезки резьбы.
  • Напильники для снятия фаски.
  • Дисковая пила «болгарка».
  • Машинное масло.

Порядок выполнения работ по самостоятельному изготовлению сгонов:

Пошаговое изготовление сгонов

Нарезку резьбы выполняют в прямом и обратном направлении. Во время работы инструмент периодически извлекают и очищают от металлической стружки. После того, как нарезана первичная нарезка, выполняется еще и чистовая резьба.

Пошаговый монтаж

Установка сгона в трубопроводную систему устанавливается в несколько этапов:

  1. Прикручивание муфтового соединения на отрезок трубы.
  2. Сгон короткой стороной вкручивается в муфту до упора.
  3. На длинную сторону накручивается контргайка.
  4. Устанавливается стыковочный фитинг.
  5. К трубопроводу прикладывается срез и подкручивается муфта до прочного закрепления на трубе.
  6. Для закрепления фитинга контргайкой, её подкручивают к муфте, стараясь выдержать расстояние между заготовками от 2,5 до 3 см.
  7. Детали накручивают в направлении вращения контргайки завинченной до упора гаечным ключом.
Совет: Чтобы не было протечек к месте установки, резьбу уплотняют Фум-лентой или льняным очесом.

Проблемы и решения

Капающая вода и лужи на полу означают, что произошла разгерметизация целостности трубопровода в местах соединений. Существует несколько типичных проблем и способы их решения:

  • Подтекания контргайки в местах подведения водопровода. Обычно причина заключается в негодной подмотке.
  • Течь контргайки радиатора отопления. Подтекания происходит из-за смещения батареи отопления в месте подводки к линии отопления. Проблему можно решить путем дополнительной подмотки контргайки или восстановление фитинга с поврежденной резьбой.
  • Протечка длиной резьбы. Это происходит из-за слишком тонких стенок трубы или разрушения антикоррозийного покрытия наружной поверхности фитинга. Устраняется возникший дефект путем замены фитинга.


Рекомендации по демонтажу

Сложности разборки соединений на сгонах могут возникнуть в следующих случаях:

  • Поверхность фитингов окрашена масляной краской в несколько слоев. Для удаления лакокрасочного покрытия применяется паяльная лампа или строительный фен.
  • Трудоемкость разборки зависит от материала изготовления фитинга. Для облегчения процесса разборки специалисты по сантехнике советуют прогреть узел соединения газовой горелкой или паяльной лампой.

Равномерный прогрев обеспечивается периодическим поворачиванием трубы.

Достоинства и недостатки соединения труб на сгонах

Основными преимуществами стыковки труб резьбовыми сгонами являются:

  1. Соединение отдельных участков труб в единую систему выполняется без проведения трудоемких сварочных работ.
  2. Для монтажа не требуется высокой квалификации и большого практического опыта.
  3. Несложная технология монтажных работ.
На заметку: Недостатком резьбового соединения трубопроводов является возможная разгерметизация.

Заключение

Соединение на сгонах признано самым востребованным решением подключения запорной арматуры и инженерного оборудования к стальным трубопроводным системам. Правильно установленный резьбовой сгон гарантирует герметичность и надежность.

Соединение стальной трубы с помощью сгона на видео:

Какие сгоны для труб наиболее эффективны и надёжны – виды и особенности

Какой бы ни был трубопровод, через некоторое время он потребует ремонта. Заменить конкретную деталь в целостных системах довольно сложно, поэтому чаще всего делаются резьбовые соединения с использованием муфт и сгонов. Выясним, что такое сгон у трубопровода и что такое муфты, а также рассмотрим технологию монтажа трубопровода с использованием данных деталей.

сгоны для труб что это такое

Что такое муфта

Муфта – это соединительная деталь, ее внутренний диаметр и наружный диаметр труб имеют равный размер. Фитинг с обеих сторон имеет внутреннюю резьбу. По сравнению с муфтой длина резьбы на трубах должна быть в 2 раза короче. Тогда трубы с двух сторон будут вкручиваться в фитинг на одинаковое расстояние.

Для самостоятельного безошибочного соединения труб с применением муфты следует изучить ее специфику. При внимательном рассмотрении резьбы на трубе можно заметить, что последние витки имеют наименьшую глубину в том месте, где происходит переход резьбы в ровную поверхность. Такие витки получили название «сбег». Он заклинивает муфту. Получается так, что при накручивании на сбег деталь стопорится. Затем можно вкручивать трубу с другой стороны.

что такое сгон у трубопровода

Если резьба у трубы будет длиннее, чем у муфты, то сбег будет за ее пределами. В итоге заклинивания не произойдет, и по резьбе будет течь вода. Другими словами будет протечка. По этой причине между трубами после их соединения должно остаться несколько витков. При выполнении самостоятельной нарезки резьбы стоит помнить об этом правиле.

Муфтовый способ соединения труб является разборным, но, независимо от этого без разбора всей системы заменить конкретный участок трубопровода невозможно. Для того, что решить данную проблему было легче, на некоторых участках системы устанавливаются сгоны. А что это такое сгоны для труб узнаем из следующего раздела.

Что такое сгоны

Сгон – это соединительная деталь, которая выглядит как коротенькая трубка, у которой на одном конце резьба короткая, на другом более длинная. Сюда надевается контргайка и муфта целиком.

Рекомендуется брать сгоны для труб с достаточно длинной резьбой, иначе все детали не поместятся на участке с резьбой, и тогда потребуется увеличивать расстояние между соединяемыми концами трубы и сгона, в результате прочность соединения будет снижена.

Данная соединительная деталь наиболее часто применяется при прокладке водопроводов. Поэтому ее необходимо обрабатывать антикоррозийными средствами.

сгоны для труб размеры

Чаще всего встречаются следующие виды металлических сгонов для труб:

  • Никелированные. Данные сгоны придают трубопроводу более красивый вид, поэтому чаще всего используются в жилых помещениях. Однако они более дорогие по сравнению с обычными стальными деталями.
  • Оцинкованные. Применяются на открытых участках, где на трубопровод будут оказывать влияние атмосферные явления.
  • Стальные. Используются для трубопроводов, укладываемых в грунт. Чтобы предотвратить образование коррозии осуществляется их покраска.

Госстандартом определены такие размеры сгонов для труб:

  • 150×50×65×17 мм, где первое значение длина, второе - внутренний диаметр, третье - длина одного резьбового участка, последнее – длина другого резьбового участка;
  • 130×32×55×13 мм;
  • 110×15×40×9 мм.

металлические сгоны для труб

Также изготавливаются изделия с другими промежуточными размерами. Фитинги следует подбирать с учетом диаметра монтируемого трубопровода.

Технология сборки трубопровода

Чтобы собрать трубопровод необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • Сначала на трубу следует накрутить муфту.
  • Затем сгон стороной с короткой резьбой вкручивается в муфту (иногда его соединяют напрямую). Детали следует закручивать до упора, тогда соединение получится надежным.
  • На длинную сторону сгона накручивается контргайка.
  • Следом за ней идет соединительный фитинг.
  • Потом конец сгона прикладывается к трубе и свинчивается муфта, таким образом, чтобы она перешла на трубу. Соединение будет проще выполнить, в случае максимального совпадения осей деталей.
  • Затем фитинг необходимо застопорить контргайкой. Для этого ее следует подкрутить к муфте, чтобы между деталями было расстояние в 2-3 см. Это пространство необходимо заполнить прядями льна. Их следует наматывать по направлению вращения гайки. Затем контргайку следует закрутить до упора. Это необходимо делать для уплотнения соединения и предотвращения протечек воды через него. Для накручивания контргайки следует использовать гаечный ключ, поскольку ее грани узкие.

сгон на трубопроводе что это

Для придания стыкам труб герметичности необходимо на резьбу наматывать фум-ленту.

Рекомендации по демонтажу

Для предотвращения появления ржавчины на газо- и водопроводах их необходимо красить. Срок эксплуатации трубопровода после покраски увеличится, однако, после этого демонтаж резьбовых соединений становится довольно затруднительным. По этой причине не стоит места с резьбой окрашивать несколько раз, достаточно одного слоя. Для облегчения разбора данные участки следует промазать консистентным жиром.

Если на разбираемом участке трубопровода соединения были окрашены несколько раз, то необходимо предварительно удалить слой краски. Для этого можно воспользоваться паяльной лампой или ножом.

Материал, из которого изготовлен фитинг, влияет на трудоемкость демонтажа. Например, накрученные на трубы из стали детали из ковкого чугуна будет не сложно открутить гаечным ключом. Такие детали практически «не срастаются» с трубами. А вот муфту из стали раскрутить ключом невозможно.

металлические сгоны для труб

Не следует усиливать ключ рычагом, иначе он будет испорчен, а деталь так и останется не открученной.

Облегчению разборки трубопровода способствует нагрев при помощи газовой горелки или паяльной лампы. Процесс нагрева может занять 15 – 55 минут. Время зависит от диаметра трубопровода. Трубу необходимо периодически поворачивать, чтобы соединение прогрелось со всех сторон.


Заключение

Итак, мы выяснили, что это - сгон на трубопроводе и муфта. С применением данных деталей создается разборное соединение трубопровода. Применение сгона обеспечивает возможность демонтажа некоторого участка системы без необходимости разбора трубопровода целиком в случае проведения ремонтных работ.

Все о стальных сгонах

Сгоном называют элемент, предназначенный для соединения трубы с батареей, тройником, краном, счётчиком или иными компонентами системы водоснабжения или газовой линии. Он применяется как облегчённый способ сменить батарею, кран или счётчик, не откручивая сам прибор или компонент от основной трубы.



Преимущества и недостатки

С помощью сгона осуществляют присоединение подающей трубы к любому из вышеперечисленных элементов в труднодоступном месте. Зачастую батарея или счётчик уже установлены, и труба подведена, однако крутить ту же батарею или счётчик, навинчивая её на трубу, окажется невозможным. Поскольку батарея подключается не одной, а с помощью двух труб – входящей и выходящей, то, даже прикрутив её к входной трубе, уже невозможно подключить её к «обратке», не используя сгон. Можно, конечно, приварить трубы к батарее напрямую, однако такая система окажется неразборной. Сгон – по сути, фитинговое соединение. Несмотря на повсеместное распространение полипропиленовых труб со стеклоармирующим слоем, полностью избавиться от чугуна и стали не удаётся.

К примеру, по ТБ и ППБ проводить газовые линии из пластиковых труб нельзя. Металлические трубы используются и при организации теплосетевых пунктов (котельных), где в пластиковом змеевике – даже с металлическими пластинами радиатора – воду для отопления не нагреешь. Подводить напрямик трубу к радиаторному блоку недопустимо – равно как и линию подачи метана к газовой плите. Для этого и нужен сгон. Это переходник, облегчающий замену труб для батарей, котлов, радиаторных нагревателей воды и иных тяжеловесных функциональных блоков.

Сгон позволяет на любом участке магистральной трубы подсоединить к «соску» ответвления батарею, змеевик, проходной стояк подачи горячей воды (идущий по всем этажам) – там, где это, действительно, необходимо.




Сгоны из нержавеющей стали, равно как и сами трубы из нержавейки, устанавливаются в чрезмерно влажных переходах и отсеках, где относительная влажность близка к 100%, а периодическая покраска этих участков существенно затруднена. Типичный случай – труба проходит за ванной или под душевым поддоном, где часто льётся вода. Сгон практически всегда сопровождается муфтой-переходником, напоминающим отдалённо длинную «трубчатую» гайку, но с плавными гранями. Для предотвращения перевинчивания муфты с одной или с обеих сторон (торцов) устанавливаются контргайки.

По американской системе (в дюймах) используют трубы с диаметром на 1/4, 1/2, ⅝, 3/4, 13/16, ⅞, 15/16 и один дюйм. Маркер «ДУ» (условный диаметр) привёл к появлению номенклатуры, предполагающей учёт в миллиметрах: наиболее распространены сгонные марки Ду20, Ду15, Ду25, Ду50, Ду40, Ду32, Ду65 и другие. Так как сгон – это небольшой отрезок трубы с резьбой на торцах, то под условным диаметром подразумевается диаметр нарезанного на торцах патрубка. Длина данного патрубка 10-20 см, причём на одном из торцов нарезается резьба не в 6, как на торце основной (подходящей) трубы, витков, а прокручивается на все 14-20. Этого достаточно, чтобы создать необходимый сбег (удлинённый запас) резьбы. Диаметр трубы (и нарезанной резьбы на ней) при переводе в европейскую (метрическую) систему чаще всего 15, 25, 32, 40 и 45 мм, но для газовых труб, например, для целого подъезда – от магистральной – диаметр такого «коллективного» трубопровода способен достичь нескольких сантиметров: от него по квартирам отводятся индивидуальные «полудюймовые» или ⅝, ¾ дюйма газоотводы, на которые и устанавливаются соответствующие сгоны (рядом с котлом и газовой плитой/духовкой).

Сантехнический, например, водопроводный, сгон зачастую изготавливается на основе латунных или бронзовых гаек и муфт, как и корпус крана-задвижки (с ручкой-рычагом или в виде Т-образного вентильного запора), косоугольного (или перпендикулярно-прямоугольного) тройника-разветвителя. Наружная и внутренняя резьба на резьбовых деталях равны друг другу по условному диаметру.

Для установки «крестовин» (три отвода на одну трубу) правила установки сгонных патрубков не меняются.




Монтаж и демонтаж

Перед тем как произвести монтаж, выбирают наиболее подходящий сгонный комплект. Для стальных сгонов строго рекомендуются детали с покрытием от образования ржавчины. Антикоррозийный слой может в несколько раз продлить срок службы подобного изделия. Для внешней привлекательности подходят никелированные комплектующие – они отличаются выраженным металлическим блеском. Оцинковка по сравнению с никелированием или хромированием гораздо более тусклая и используется, к примеру, в квартирном раздельном санузле – например, в туалете. Цены на такие изделия не слишком высоки, но своё предназначение – защита от образования ржавчины – они выполняют. Наконец, соединение будет разборным, а не цельнособранным, что ускорит и облегчит процедуру замены сантехнических компонентов. Герметичность стыков при этом окажется не хуже, чем при использовании чисто сварных соединений. Выбор типа и вида крана не имеет значения – лишь бы запчасти подошли по диаметру резьбы и трубы.

Чисто стальные применяются в местах, где необходима установка в грунте. Рекомендуется использовать именно нержавеющие трубы, так как грунт, помимо влаги, содержит щёлочи и/или кислоты, а также соли. Для предотвращения разъедания стали осуществляется покраска, покрытие битумом. Для сборки трубопровода выполняют следующие действия.

  • На патрубок навинчивают контргайку – с той его стороны, где резьба длинная. Длина резьбы должна оказаться несколько больше, чем сумма длин внутренней резьбы гайки и муфты.
  • Затем на патрубок с гайкой навинчивается сама муфта. Она прокручивается полностью – по установочной длине своей внутренней резьбы.
  • Получившийся сгон прикладывается к подводящей трубе, на которой также нарезана резьба в 6-7 витков, и муфта перегоняется на эту трубу до упора.
  • Контргайка перевинчивается следом за ней – и тоже затягивается до упора.



Монтаж, к примеру, отопительной батареи старого (времён СССР) образца или нового алюминиевого радиатора осуществляется на привинченный сгон следующим образом.

  • На сгон с противоположной, свободной стороны навинчивается другая контргайка.
  • Для вкручивания сгона в пробку – это элемент, являющийся конечным для секционно-разборных батарей, – используется просверленное в ней отверстие, совпадающее по диаметру резьбы. К слову, сделанный дополнительный отвод с противоположной стороны батареи, например, в 1980-90-е, когда горячая вода для душа бралась из отопительной системы, так как она являлась постоянно возобновляемой благодаря автоматическому поддержанию давления в котельной на случай утечки, как раз основан на таком подходе.
  • В изначально глухой пробке сверлится отверстие, нарезается внутренняя резьба, приобретаются дополнительная контргайка и сгон в сборе – и выводится отвод горячей воды из батареи, к примеру, на кухню.
  • Чтобы вкрутить сгон в пробку, для этого на противоположном его торце, подходящем к батарее, также нарезается удлинённая резьба на 20 витков, заранее ставится контргайка, и комплект вворачивается в отверстие пробки.
  • Гайка перевинчивается по направлению к пробке батареи и затягивается аналогично, как контргайка с муфтой со стороны подводящей/отводящей основной трубы.



Полученное соединение «пробка-гайка-сгон-труба» полностью разборное, обслуживаемое. Для предотвращения протечки воды и утечки газа на сгонно-пробочно-гаечных соединениях в период СССР использовали паклю, пропитанную специальной пастой-герметиком, а также применяли клей (не эпоксидный), краску и иные водонепропускающие материалы. Сегодня пропитанные паклю, нить изо льна или синтетики с успехом заменяет ФУМ-лента, но часть «самодельщиков» с не меньшим успехом применяет тонкий слой термоусадки или полимерную/тряпочную изоленту. А вот для газовой линии требования особые. Если небольшая утечка воды из отопительной системы или водопровода не оборачивается непосредственно жизнеугрожающими случаями, то утечка газа приводит к трагедии.

Газовая труба по возможности выполняется сварной на всём её протяжении. Единственные места, где устанавливается сгон или иной похожий переходник, к примеру, обычная муфта на штатном патрубке котла/духовки с длинной резьбой, – место рядом с газовым прибором, а также поблизости от газосчётчика. Использовать подручные средства для герметизации стыков недопустимо: подобная самодеятельность часто становится причиной утечки метана, взрыва и/или отравления газом в ночное время. Для монтажа/ремонта газопровода (газоотвода от магистрали) рекомендуется обратиться к газовикам. Разборка сгонного соединения осуществляется в обратном порядке. Сначала ослабляются и перевинчиваются контргайки, затем – перегоняется муфта. Перед откручиванием деталей зачистите их от слоёв краски.

Если деталь заржавела, может потребоваться отмачивание её в керосине. На место старых деталей устанавливаются новые, аналогичные – с такими же размерами и диаметром резьбы.

Особенности латунных сгонов

В различных областях промышленности используются специальные элементы, которые называются сгоны для труб. Проще говоря, это соединительные элементы, которые имеют свои особенности, а также отличаются друг от друга по видам, размерам и другим параметрам. Латунные сгоны имеют множество сфер применения, благодаря чему остаются популярными на протяжении нескольких десятилетий.



Общее описание

Сгоны для труб по сути являются соединительными элементами. На профессиональном языке их называют фитингами. Внешне они напоминают небольшие отрезки труб, на каждой из сторон имеется резьба. Наиболее популярным материалом для изготовления таких сгонов является латунь. Она отличается прочностью и устойчивостью к агрессивному воздействию внешней среды, например, к перепадам температур.


При выборе латунных сгонов для труб необходимо учитывать три важных момента:

  • вид соединительного фитинга;
  • материал, из которого изготовлен соединительный элемент;
  • технические особенности элемента.


Очень важно правильно подобрать именно размер, поскольку в большинстве случаев стык должен быть герметичным. В особенности это касается тех труб, которые используются для воды.

Виды и размеры

Как уже было сказано, все латунные сгоны обладают определенным набором параметров и характеристик. Их нужно учитывать при выборе необходимого соединительного элемента. Так, в зависимости от типа конструкции сгоны разделяют на две большие категории: прямые и угловые. Несложно догадаться, что первые используют на прямых участках, а угловые там, где стык формируется на изогнутом участке.

В водопроводах чаще всего используются фитинги компенсирующего типа. Этот тип отличается тем, что может компенсировать отклонение в ту или другую сторону на несколько сантиметров.


Важный момент: иногда резьбы и бочата причисляют к категории фитингов, хотя это ошибочно.

У фитингов бывает как внутренняя, так и наружная резьба. При этом иногда на резьбу отводится место в размере 1\2 или 3\4 от всей площади фитинга. Наиболее важный критерий, на который следует ориентироваться при выборе фитингов, – это их размер. У сантехнических и прочих соединительных элементов существует множество размерных вариантов, но наиболее популярными считаются следующие диаметры: 15, 25, 32, 50, 100, 150 и 200 мм. Этот показатель измеряется в большинстве случаев в дюймах, например, 1 дюйм, 2 дюйма и т. д. Зачастую фитинги бывают разъемными и идут в комплекте с фиксирующей гайкой.


В магазинах размеры для удобства прописывают более детально. Например, латунный фитинг размером 4х150 мм, где показателями являются непосредственно длина и ширина.

Применение


После того как необходимые фитинги были выбраны, необходимо правильно их установить на требуемые места стыков труб. Установка таких соединительных элементов обладает определенным набором преимуществ. Наиболее распространенными из них являются легкость монтажа, простота конструкции и невысокая стоимость самих элементов. Для того чтобы они соответствовали всем заявленным характеристикам, при выборе нужно обращать особенное внимание на качество изделий.

Как уже было сказано, соединительные фитинги чаще всего используются при проведении водопроводов и газопроводов. Это если говорить о промышленных масштабах. Такие же соединительные элементы часто используются на бытовом уровне, например, при прокладке сантехники в квартире или загородном доме.

Специалисты рекомендуют устанавливать фитинги в следующих местах: на центральных стояках, непосредственно после кранов или вентилей, на подводках стационарного типа и в некоторых других случаях.

Установка фитинга – процесс несложный, но трудоемкий. Кроме того, он требует от мастера внимательности и последовательности действий. Для того чтобы грамотно и быстро произвести установку, необходимо сначала приобрести сгон с муфтой и контргайкой. Кстати, эти составляющие являются стандартными компонентами набора в классическом варианте.



Соединительный процесс состоит из нескольких этапов.

  1. Для начала следует внимательно осмотреть латунный сгон. Можно заметить, что на одном конце имеется длинная, а на другом короткая резьба. Начать следует именно с первой, установив на нее сначала контргайку, а потом уже и соединительную муфту.
  2. Затем сгон устанавливается на предназначенное место в обрабатываемом трубопроводе.
  3. Далее плавными движениями муфту нужно переместить на короткий участок резьбы. Проворачивать следует до тех пор, пока резьба не закончится.
  4. На завершающем этапе длинный участок резьбы необходимо обработать одним из выбранных способов герметизации. К наиболее распространенным из них относится обычная льняная нить. Потом следует произвести дополнительную герметизацию краской. Если не хочется тратить дополнительные средства, то можно использовать обычную краску для этой цели. Но для большей герметичности все-таки лучше приобретать специальные составы. В большинстве случаев они выпускаются в виде лент. Приобрести их можно практически в любом строительном магазине.



После того как основная часть работы завершена, необходимо дополнительно убедиться в надежности созданной конструкции. Для этого проводится тест на герметичность. Если влага не проступает, значит, работа была проведена фактически идеально. Если наблюдается течь, значит, были допущены какие-то ошибки. С целью их устранения требуется увеличить количество герметизирующего материала.

Сгоны для труб как одна из разновидностей фитингов для монтажа трубопроводов

При монтаже трубопроводов различной функциональности используются вспомогательные детали для состыковки, разветвления и регулировки потока. Среди перечня этих элементов немаловажную роль отдают фитингам. К ним относятся и сгоны для труб. Эти заготовки хорошо известны специалистам по сантехнике, благодаря простоте применения. Но, как и остальные детали, они имеют свои технические характеристики и условия применения.

Сгоны для труб

Сгон — это соединительная деталь, применяемая при монтаже трубопроводов

Характеристики муфты-сгона для трубопровода

Сантехнический сгон – соединительная деталь для стыковки труб при обустройстве коммуникаций, предотвращающий протечки. От него во многом зависит целостность и надежность всей системы, а также простота соединения отдельных узлов. На сегодня разработано несколько разновидностей состыковки труб и устранения разгерметизации, включая сгон стальной. Основные типы соединения металлических труб:

  1. Со сваркой.
  2. Без сварки (посредством резьбовых соединений).

Присоединение труб и шаровых кранов без применения сварочного аппарата производится посредством всевозможных:

  • переходников;
  • резьбовых муфт;
  • поворотных деталей;
  • переходников;
  • фланцев;
  • патрубков;
  • отводов;
  • бочонков;
  • штуцеров;
  • сгонов.

При правильной состыковке с помощью грамотно подобранных соединительных элементов трубопроводу обеспечена герметичность и долговечность эксплуатации без протечек. Внешне сгон – обычная деталь с резьбовым соединением, напоминающая другие трубные заготовки. Принципиальное отличие – небольшой участок резьбы на одном конце и широкий с обратной стороны. С его помощью производят разные соединения, например, с муфтой и контргайкой на длинной резьбе. На короткой можно поставить заглушку или наращивать трубопровод.

Сгоны для труб

Сгон может иметь резьбовое соединение или монтироваться при помощи сварки

Основное преимущество этих металлических заготовок – сборка без сварки для неподвижных трубопроводов. Эти детали незаменимы там, где трубы невозможно проворачивать. С недавних пор, как альтернатива сгонам, используется «американка» или универсальное резьбовое соединение. Но на разных участках трубопровода можно применять оба способа.

Сгоны нередко помогают сменить шаровые краны без сварки. Для этого резьбовую заготовку крепят на одном конце крана, а муфту с контргайкой – на другом. При закручивании наматывается уплотнитель.

Внимание! Нецелесообразно использовать большое количество резьбовых соединений, особенно на участках трубопровода с большим давлением, это увеличивает вероятность протечек.

Стандартизация сгонов

Выпуск данных деталей регламентрируется несколькими стандартами.

  1. Соединительные детали для водопроводов производят в соответствии со стандартом DIN 16961.
  2. Сгоны выпускают по ГОСТ 8969-75 из металлических труб, предназначенных для водо- и газопровода (других неагрессивных сред) по ГОСТ 3262-75.
  3. Диаметр и толщина стенок труб варьируются, поэтому к ним выпускаются соединительные детали с разными параметрами и типом соединения, черные и оцинкованные.
  4. Соединение труб без сварки допустимо там, где невысокое давление (газ, вода, пар до 1,6 МПа.) и температура не выше 175°С.

Сгоны для труб

Резьбовое соединение может быть использовано только при монтаже системы с невысоким давлением

Сантехники также называют сгоном длинную резьбу на подводке к сантехническим приборам. Условное деление стандартных сгонов:

  • компенсирующие;
  • короткие;
  • длинные.

Компенсирующие сгоны, снабженные длинной резьбой, используются при подводке к сантехнике, радиаторам отопления и другим изделиям для минимизации отклонений. Можно заменить их нестандартными отрезками по 170 мм и 190 мм и патрубками по 170 мм и 130 мм. Допустимо компенсируется отклонение в пределах 50 мм, которое обнаруживается при установке сантехнического и отопительного оборудования.

Примечание! Детали из нержавеющей стали служат раза в 3 дольше, чем сгоны из углеродистой, и вдвое дольше, чем оцинковка. Более высокая стоимость стальных заготовок из нержавейки с лихвой компенсируется продолжительным сроком эксплуатации. В продаже также можно найти заготовки из чугуна, латуни и меди, которые более устойчивы к влиянию агрессивных сред.

Наиболее востребованные типоразмеры (диаметр условный), принятые у нас и за рубежом:

  • ДУ15 (1/2 дюйма);
  • ДУ 20 (3/4 д.);
  • ДУ 25 (1 дюйм);
  • ДУ 32 (1 и 1/4 д.);
  • ДУ 40 (1 1/2 д.);
  • ДУ 50 (2-х дюймовый сгон).

Сгоны для труб

Сгоны бывают разного диаметра и отличаются назначением

За более точными параметрами нужно обратиться к таблице стандартизации по ГОСТ 8969-75, где указан вес заготовок и форма поставок. Это поможет оптимизировать транспортные расходы.

Сгон стальной на коротком отрезке резьбы имеет 5-6 оборотов нарезки (7-17 мм), на длинной резьбе – около 20 (до 85 мм). Компенсирующие заготовки могут иметь увеличенные параметры. Резьба производится посредством токарного станка или промышленного оборудования.

Достоинства и недостатки соединения труб на сгонах

Основные преимущества сочленения неподвижного трубопровода на резьбе:

  • при монтаже легко обойтись без специального оборудования (сварочный аппарат):
  • не нужна квалификация сварщика и большой опыт по монтажу трубопроводов;
  • достаточно соблюдения технологии и рекомендаций по состыковке трубных заготовок;
  • без сварки получается надежная состыковка труб;
  • после работы остается разборный блок, упрощающий в дальнейшем ремонт данного участка трубопровода.

Среди минусов специалисты отмечают вероятность течи при негерметичном соединении посредством контргайки.

Внимание! Важно условие качественного соединения – точное соответствие размеров деталей, поэтому важны параметры труб в месте соединения. Рекомендация специалиста по длине сгона – он должен быть чуть длиннее разрыва.

Сгоны для труб

При выборе детали весомое значение имеет ее длина

Способы соединения трубопроводов со сгоном

Сгоны сантехнические отличаются от других трубных заготовок тем, что у них резьба нанесена снаружи. Это очень удобно в работе, например, при установке крана шарового со сгоном. Однако в трубопроводах большого диаметра предпочтительнее монтаж на фланцах, особенно когда необходимо сделать разборное сочленение. На сгоне между муфтой и гайкой наматывают паклю, чтобы окончательно закрепить сочленение.

Стандартный способ соединения при монтаже вентильного или шарового крана предполагает применение сгона с муфтой и контргайкой и короткой резьбы с другой стороны для состыковки с трубой. В качестве уплотнителя используют сантехническую паклю, смазанную солидолом или специальную пасту. Подготовленная основа совмещается на концах с прокручиванием муфты.

Иногда требуется демонтаж части трубопровода для удаления ржавчины и прочих засорений системы. Тогда стальные сгоны с муфтой и контргайкой разбирают и устраняют проблему. Отслужившую свой срок деталь лучше заменить на новую, не дожидаясь течи и других осложнений. Блок снимают рычажным ключом.

На открытых участках трубопровода в квартире или частном доме для эстетики рекомендуется использовать изделие с антикоррозийной защитой. То есть, не обычный сгон сантехнический, а никелированный. Для обеспечения герметичности важно точное совпадение заготовок и труб по одной оси.

Читайте также: