Монтаж оттяжек дымовой трубы

Обновлено: 04.07.2024

Монтаж оттяжек дымовой трубы


ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

МОНТАЖ ДЫМОВОЙ ТРУБЫ

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Настоящий проект производства работ разработан на монтаж дымовой трубы.

1.2. Согласно СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительства. Часть 2. Строительное производство" пп.3.3, до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая:

- устройство сигнального ограждения;

- расчистку территории, планировку территории, водоотвод (при необходимости понижение уровня грунтовых вод);

- оборудовать стендами с противопожарным инвентарем, средств пожаротушения;

- устройство мест складирования материалов и конструкций;

- выполнены фундаменты под дымовые трубы. Прочность бетона фундамента к моменту монтажа должна быть 100%.

1.3. Основные нормативы и указания, используемые при разработке

- СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", ч.1.

- СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве", ч.2.

- Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ. РД 11-06-2007.

- СНиП 11-01-95* "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений".

* СНиП 11-01-95 не действуют. - Примечание изготовителя базы данных.

- CНиП 5.02.02-86 "Нормы потребности в строительном инструменте".

1.4. Инженерно-геологические условия строительства

За отм. 0,000 принята отм. чистого пола котельной (абсолютная отм. 195,150).

Согласно инженерным изысканиям, проведенным ООО "Союзгеострой Сервис" в июле 2012 г. на месте котельной, площадка строительства имеет следующие основные геологические характеристики.

Площадка приурочена к водно-ледниковой пологоволнистой равнине, с абс. отметками рельефа 196,20-188,50 м (по устьям скважин). Рельеф относительно ровный.

В геологическом строении до глубины 20 м принимают участие три стратиграфо-генетических комплекса:

- среднечетвертичные флювиогляциальные отложения;

- среднечетвертичные моренные отложения.

Техногенный грунт залегает с поверхности и представлен суглинком темно-коричневым слежавшимся, черным, с древесными останками, со строительным мусором, с прослоями песка. Мощность слоя 0,2-15,5 м.

Среднечетвертичные флювиогляциальные отложения представлены суглинками тугопластичными, залегают под техногенными грунтами. Суглинок коричневый, тугопластичный, песчанистый, с дресвой и щебнем. Мощность слоя 1,7-15,0 м. Среднечетвертичные моренные отложения залегают повсеместно под техногенными грунтами и суглинком флювиогляциальным, представлены суглинками тугопластичными. Суглинок коричневый, тугопластичный, песчанистый, с валунами и прослоями песка с дресвой и щебнем. Мощность слоя 3,0-18,1 м.

Грунтовые воды вскрыты всеми скважинами на глубине 3,2-6,0 м. Нижним водоупором для водовмещающих пород служат моренные суглинки. Территория потенциально неподтопляемая. Вода неагрессивна к железобетонным конструкциям к бетонам марок W4, W6, W8.

Деформаций земной поверхности вследствие развития карстово-суффоионных процессов на участке не отмечено.

Проектом предусматривается монтаж металлоконструкции дымовой трубы d2120х20 высотой 50 м.

1.5. Основные конструктивные решения

Дымовая труба представляет собой ствол d2120х20 высотой 50 м.

Ствол дымовой трубы разделен на 5 монтажных элементов. Длина четырех элементов составляет 11700 мм, одного - 3100 мм.

До отм. +33,000 с шагом

1200 монтируются кольца для последующего крепления кожуха теплоизоляции. Для теплоизоляции труб используется минвата на базальтовом связующем, рулонная. Кожух закрепляется заклепками или саморезами с шагом 200 мм.

С отм. +33,000 до отм. +46,900 на дымовой трубе предусматривается устройство интерцепторов.

Для повышения устойчивости трубы до отм. +17,000 монтируются шесть опорных ребер. Каждое ребро состоит из двух частей: большого ребра (11000 мм) и малого ребра (5700 мм).

На отм. +47,000 устанавливается площадка светоограждения.

С отм. +2,500 предусматривается установка стремянки до отм. +47,000, состоящая из 14 элементов.

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ


2.1. Решения по производству работ

Проектом предусматривается монтаж металлоконструкции дымовой трубы d2120х20 высотой 50 м.

Монтаж элементов дымовой трубы ведется при помощи автомобильных кранов Liebherr LTM 1130-5.1, Liebherr LTM 1400-7.1 (возможна замена на аналогичный по характеристикам) и автогидроподъемника АГП 51Т (возможна замена на аналогичный по характеристикам).

Работы ведутся в следующей технологической последовательности:

1. укрупненная сборка элементов N 1и N 2 трубы;

2. монтаж элементов N 1и N 2 трубы в проектное положение (см. графическую часть лист N 2 и N 3) автомобильным краном Liebherr LTM 1130-5.1;

3. монтаж теплоизоляции трубы с лесов;

4. укрупненная сборка малого и большого ребра;

5. монтаж ребер в проектное положение (см. графическую часть лист N 4 и N 5) автомобильным краном Liebherr LTM 1130-5.1;

6. укрупненная сборка элементов N 3, N 4 и N 5 трубы, монтаж теплоизоляции;

7. монтаж элементов N 3, N 4 и N 5 трубы в проектное положение (см. графическую часть лист N 6 и N 7) автомобильным краном Liebherr LTM 1400-7.1;

8. укрупненная сборка элементов стремянки;

9. поочередный монтаж элементов стремянки в проектное положение (см. графическую часть лист N 7) автомобильным краном Liebherr LTM 1130-5.1;

10. пуско-наладочные работы.

Погрузо-разгрузочные работы ведутся автомобильным краном КС 55729-1В (возможна замена на аналогичный по характеристикам).

2.2. Подготовительные работы

Перед началом работ выполнить разбивку основных осей дымовой трубы. Вынос в натуру производится через проектную организацию. Оси при перенесении их в натуру закрепляются специальными знаками с привязкой их к постоянным объектам или специально проложенным теодолитным ходом.

2.2.1. Подготовка конструкций к монтажу

Конструкции, поставляемые на монтаж, должны соответствовать требованиям стандартов и норм и изготовлены по исполнительным рабочим чертежам марки КМД.

Все поступающие на площадку укрупненной сборки изделия и элементы конструкции должны быть до начала сборки проверены мастером (или другим ответственным лицом) на наличие клейм, маркировки, а также сертификатов завода-изготовителя, подтверждающих соответствие материалов их назначению.

Проектом предусматриваются следующие этапы укрупненной сборки:

1. укрупненная сборка секции N 1 (элементов N 1 и N 2) трубы. Элементы N 1 и N 2 представляют собой трубы d2120х20, каждая из которых имеет длину 11,7 м;

2. укрупненная сборка ребер. Выполняется сборка шести ребер, каждый из которых состоит из малого и большого ребра, общая длина каждого 16,7 м;

3. укрупненная сборка элементов N 3, N 4 и N 5 трубы, монтаж теплоизоляции. Элементы N 3 и N 4 представляют собой трубы d2120х20, каждая из которых имеет длину 11,7 м. Элемент N 5 - труба d2120х20, длиной 11,7 м. После укрупненной сборки труб монтируется теплоизоляция и металлический кожух;

4. укрупненная сборка двенадцати элементов стремянки.

Работы по укрупненной сборке ведутся при помощи автомобильного крана КС 55729-В (возможна замена на аналогичный по характеристикам). Конструктивные элементы подготовки кромок, размеры зазоров при сборке сварных соединений, а также выводных планок и предельные отклонения размеров сечения швов должны соответствовать требованиям рабочих чертежей, а при их отсутствии - величинам, указанным в ГОСТ 5264-80* "Ручная дуговая сварка. Соединения сварные ", ГОСТ 8713-79* "Сварка под флюсом. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры", ГОСТ 14771-76* "Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры", ГОСТ 11534-75* "Ручная дуговая сварка. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры".

Все местные уступы и неровности, имеющиеся на собираемых деталях и препятствующие их соединению в соответствии с требованиями чертежей, надлежит до сборки устранять зачисткой в виде плавных переходов с помощью абразивного круга или напильника.

Обработка кромок элементов под сварку и вырезка отверстий на монтажной площадке может производиться кислородной, воздушно-дуговой, плазменно-дуговой резкой с последующей механической обработкой поверхности реза.

Поверхности кромок не должны иметь надрывов и трещин.

При обработке абразивным инструментом следы зачистки должны быть направлены вдоль кромок.

Предварительный подогрев может выполняться ручными газовыми резаками или горелками.

Непосредственно перед сборкой кромки и прилегающие к ним участки на ширину 20 мм при ручной или механизированной дуговой сварке и не менее 50 мм при автоматической сварке, а также места примыкания начальных и выводных планок должны быть тщательно зачищены от окалины, грязи, краски, масла, ржавчины, влаги, снега и льда.

В процессе сборки должно быть исключено попадание влаги, масла и других загрязнений в разделку соединений и на прилегающие поверхности.

Сборка элементов (деталей) в плоскостные и пространственные конструкции на сборочной площадке должна производиться на стеллажах или стендах с применением сборочных приспособлений, обеспечивающих требуемую точность сборки.

Перед приваркой вспомогательных элементов места наложения сварных швов должны быть зачищены.

Необходимость удаления сборочных болтов в монтажных сварных соединениях после окончания сварки определяет монтажная организация.

Вантовые оттяжки дымовой трубы

Вантовые оттяжки дымовой трубы

Каждая дымовая труба для котельной или промышленного предприятия разрабатывается в индивидуальном порядке с учетом специфики производства, состава отводимых газов и климатических особенностей района строительства.

Онлайн-опросник

Рекомендуем ознакомиться

Расположение оттяжек (вант) по высоте дымовой трубы должно приниматься следующим образом: высота от оголовка ствола трубы до узла крепления оттяжек при одном ярусе должна составлять от 1/3 до 1/4 общей высоты дымовой трубы, при двух ярусах — не более 1/5 высоты; расстояние между ярусами оттяжек должно быть равно 1/3 общей высоты дымовой трубы. Обязательное условие правильной работы оттяжек (вант) — обеспечение в плане угла в 120° между оттяжками.

вантовые оттяжки дымовой трубы

В ходе проведения обследования при экспертизе промышленной безопасности дымовых труб часто обнаруживается, что фактическое расположение вант в плане и по углу наклона к поверхности земли практически на всех дымовых трубах отличается от проектного положения. Наиболее распространенные ошибки:
- оттяжки в плане не обеспечивают угол 120°, что приводит к не равномерному раскреплению ствола и может привести к деформации стенки газоотводящего ствола;
- узел соединения растяжек путем приварки к стволу, а также без поворотных пластин, приводит к возникновению дополнительных зон концентрации напряжений в металле ствола;
- натяжение вант несоответствующее нормативному, в результате которого образуется крен ствола дымовой трубы и деформации звеньев оттяжек;
- звенья растяжек, сваренные из элементов, повреждение или отсутствие талрепов приводят к тому, что оттяжки не работают в необходимом режиме;
- узел соединения оттяжек к фундаменту ниже уровня земли приводит к значительному коррозионному износу и возможному обрыву.
Каждое из вышеперечисленных ошибок и повреждений может привести к выводу оттяжек из строя, и, как следствие, нагрузка от ветра на ствол дымовой трубы многократно увеличится. Если частота срыва вихрей совпадает с частотой собственных колебаний дымовой трубы - возникает критический ветровой резонанс. В этот момент амплитуды колебаний трубы интенсивно возрастают, в результате чего возникают критические динамические напряжения в металле, которые являются причиной разрушения или деформации основного металла, а также превышения допустимого значения крена ствола.

Несмотря на простоту конструкции растяжек, требуется постоянный контроль состояния и техническое обслуживание. Кроме контроля антикоррозионной защиты металла - окраска оттяжек, наличие деформации элементов оттяжек, их целостность обязателен контроль и сохранение в рабочем состоянии натяжных устройств — талрепов. Важно знать, что необходимо постоянное обслуживание оттяжек в рабочем состоянии путем проведения современных сезонных регулировок определенной (эксплуатационной) величины натяжения, которая может изменяться под действием температуры окружающей среды и температурных деформаций самой трубы при пуске или остановке подключенных агрегатов. Эксплуатационное натяжение в оттяжках вантового типа рассчитывается в зависимости от типа поддерживающей конструкции, ее назначения, надежности и т.д. В случае недостаточного натяжения помимо ветровой нагрузки на ствол трубы действует дополнительный вес от самих элементов растяжек. При перенатяжении (перетяжке) в металле ствола трубы возникают дополнительные зоны концентрации напряжений, также возможно отклонение оси ствола от вертикали и даже излом ствола, что согласно СП 13-101-99, РД 03-610-03 недопустимо, и при проведении экспертизы промышленной безопасности состояние трубы может быть классифицировано как не соответствующее требованиям промышленной безопасности, т.е не работоспособное состояние.

Наша группа компаний в составе которой имеется лаборатория для проведения механических испытаний съемных грузозахватных приспособлений статической нагрузкой изготавливает Вантовые оттяжки (ванты , растяжки) из стального каната по трем технологиям:

  • Заливка полиэфирной смолой (легкоплавкими сплавами: Баббит, Цинком) в муфты.
  • Опрессовка втулками и различными концевиками.
  • Заплетка различного вида коушей.

Наиболее предпочтительным изготовлением съемных оттяжек из стального каната предлагаем технологию заливки полиэфирной смолой с абразивными элементами.

Канатная оттяжка КО

Канатная оттяжка КО

Каждая дымовая труба для котельной или промышленного предприятия разрабатывается в индивидуальном порядке с учетом специфики производства, состава отводимых газов и климатических особенностей района строительства.

Онлайн-опросник

1. Применение:

Типовые проекты дымовых труб (ТП 907-2-262.86, ТП 907-2-263.86, ТП 907-2-264.86) и другие.

2. Обозначение:

КО-N-L, где N – допустимая нагрузка в тс, L – длина растяжки, м. Пример КО-6,3-18 – Канатная оттяжка с допустимой нагрузкой 6,3 тс и длиной 18 метров.

3. Преимущества канатных оттяжек:

3.1. Оттяжки из каната лучше воспринимают поперечные ветровые нагрузки, действующие на ствол трубы, вследствие их лучшей упругости;

3.2. Стыковочные кольца оттяжек из круглого проката под действием внешних нагрузок постепенно вытягиваются в овал, что приводит к ослаблению натяжения оттяжек и как следствие увеличению нагрузок на ствол трубы и его перемещения;

3.3. Так как стыковочные кольца оттяжек из круглого проката соприкасаются между собой малым пятном контакта, это приводит к их износу;

3.4. Оттяжки из каната имеют меньший вес и их удобнее монтировать, подгонять до нужной длины.

Как выполнить натяжение вантовых растяжек (оттяжек) на дымовых трубах?

Уважаемый I.Kyzin поищи авторов :
Дривинг А.Я. Устойчивость мачт на оттяжках.1964,
А.В.Перельмутер. Основы расчета вантово-стержневых систем,
А.В.Перельмутер. Расчет мачт на оттяжках
Г. А. Савицкий Основы расчета радиомачт

На сайте в даунлоде есть эти авторы, удачи!

г.Екатеринбург

как вариант можно стрелу провисания замерить, а после посчитать какое должно быть натяжение для такой стрелы провисания стрелы.
по технологии натяжения отдельная мифическая история. где-то даже целая тема есть на форуме.

во во в Дривеге самая нормальна метода по расчету натяжения.
а вообще можно в лире натяжение подобрать по стреле провисания. быстрее будет чем формулы считать. у меня сходимость расчета в лире и расчета по Дривигу до 10мм сходилась

На оттяжках

Дымовые трубы на оттяжках (вантах)

Дымовые трубы на растяжках представляют одноствольную вертикальную стальную конструкцию, фиксирующуюся при помощи стальных поясов оттяжек (вант) под углом 30 градусов по отношению к вертикальной конструкции. Основание дымовой трубы устанавливается и закрепляется на фундаментной плите или стальном цоколе. Количество уровней, растяжек зависит от высоты конструкции и места установки. Растяжки соединяются с фундаментными основаниями посредством натяжных устройств(оттяжек).

Данный тип дымовых труб очень распространен в связи с простотой изготовления, монтажа и невысокой стоимости. Место крепления фундаментной плиты и основания вертикальной конструкции дымовой трубы оснащено ребрами жесткости для прочного соединения.

Для уменьшения величины напряжения в конструкции, вызванного ветровыми нагрузками, используются оттяжки из круглой стали диаметром 16-25 мм. Высота дымовой трубы, а также диаметр газоотводящего ствола зависит от теплотехнических, экологических и аэродинамических показателей. При необходимости газоход теплоизолируется базальтовым материалом, толщина которого зависит от температуры дымовых газов.

Хотите купить дымовую трубу или проект?

Каждая дымовая труба для котельной или промышленного предприятия разрабатывается в индивидуальном порядке с учетом специфики производства, состава отводимых газов и климатических особенностей района строительства.

Дымовая труба с оттяжками, температурные воздействия

Проектируется труба Н=27м, 2 яруса оттяжек на 11м и 21м
Суть вопроса в следущем:
задаю дельта t=320°C, получаю училие порядка 59тс в стволе
смотрю типовой, там для высоты 31,8 нагрузки порядка 32тс, кто сталкивался с такой проблемой, подскажите. Чувствую что я где то ошибаюсь, но ГДЕ? Да, расчет велся в СКАД, проверил в 7.31R4 и R5. Можно, конечно тупо взять усилия из типового, но очень хочется понять в чем "фишка".

задаю дельта t=320°C

Температуру берешь постоянную по длине всего ствола? А ведь вверху температура будет уже ниже. И почему именно 320? а например не 280? Кто задает температуру?

С.-Петербург

Заказчик точно температуру не знает, топливо уголь, вроде как в худшем случае +350°С, наружный воздух -40°С. В типовом подсмотрел понижение и усреднение температуры до +280°С плюс 40°С уличных получил +320°С.
Жесткости те же, а усилия почти в два раза больше.

С.-Петербург

Неужели никто не проектирует уже трубы с оттяжками?

А все остальные условия с типовиком равны? Имея ввиду сечение и колличество оттяжек, площадь сечения ствола ?

С.-Петербург

Скажем так - очень похожи. Но для чистоты эксеримента взял точно такую же схему все равно разница в 1,8раза больше чем в типовике - напрягает. У них в ПЗ сказано, что считали в SUDM, насколько я знаю, специальная программа для расчета мачт и др. высотных сооружений. Еще интересная фраза из типовика. "На расчетные сопротивления и модули упругости металла введены понижающие коэффициенты. " коэфф. в зависимости от расч. температуры 0,832. 0,885. Я лично понижающие коэфф. не ввожу обычно.
В общем вопрос остается открытым. Не могу понять в чем проблема, то ли я данные неправильно ввожу, то ли СКАД "врет"

Я бы попробывал понизить модуль упругости с их коэффициентами. Сразу и не скажешь сколько дадут 20% жесткости ствола в схеме с оттяжками .
Уши где-то торчат, иначе быть не может.

В общем вопрос остается открытым. Не могу понять в чем проблема, то ли я данные неправильно ввожу, то ли СКАД "врет"

Присоедини к своей расчетной схеме фундамент, задай ему реальный коэффициент постели и считни. Вот и будет как в типовом проекте. Абсолютно жестких закреплений в природе не бывает. Фундамент даст осадку и это намного уменьшит усилие в стволе.

Україна, Львів

В добавок к сказаному МasterZim: ВячеславА, а вы часам не задали связи в узлах крепления оттяжек. Если так, то это тоже много чего объясняет.
А СКАД, по моему, иногда врет. У меня врал на минусовую температуру (я считал мачту). А на плюс посчитал нормально. Я такую же схему забил в ЛИРУ - она посчитала нормально и минус и плюс.

С.-Петербург

Присоедини к своей расчетной схеме фундамент, задай ему реальный коэффициент постели и считни. Вот и будет как в типовом проекте. Абсолютно жестких закреплений в природе не бывает. Фундамент даст осадку и это намного уменьшит усилие в стволе.

Так не получится. Фундамент существующий, размеры неизвестны, с грунтами еще хуже.
Все равно фундамент когда-нибудь "сядет" на свое место, оттяжки вернут и исходное положение и мы практически возвращаемся к исходному варианту.

С.-Петербург

В добавок к сказаному МasterZim: ВячеславА, а вы часам не задали связи в узлах крепления оттяжек. Если так, то это тоже много чего объясняет.
А СКАД, по моему, иногда врет. У меня врал на минусовую температуру (я считал мачту). А на плюс посчитал нормально. Я такую же схему забил в ЛИРУ - она посчитала нормально и минус и плюс.

Не понял про связи? Шарниры? На самом деле ничего не задавал, думаю при такой разнице в жесткостях ствола и оттяжек это ничего не даст.
А Лиры нет у меня

Щелково МО

Vavan Metallist под связями подразумевал наложение соответствующих ГУ на узлы.

Фундамент существующий, размеры неизвестны, с грунтами еще хуже.

Как же ты интересно сажаешь 60 тонн нагрузки неизвестно на что? Все равно фундамент придется смотреть, как он в натуре сделан. А что с фундаментами под растяжки? Они тоже существующие?

Україна, Львів

Не понял про связи? Шарниры? На самом деле ничего не задавал, думаю при такой разнице в жесткостях ствола и оттяжек это ничего не даст.

Да не, вы неправильно поняли. Я имел ввиду, что может вы не моделировали оттяжки, а просто, для упрощения, в узлах поставили связи бесконечной жесткости. (хотя, почему вы должны были бы так делать я не подумал) Но я так понял, что все таки оттяжки есть.
А еще вопрос, вы трубу моделировали стержнем или оболочками? Может в этом загвоздка.
Вообще, мне кажется, что усилия от температуры для такой трубы не должны быть слишком большими (я имею ввиду по отношению например к собственному весу, а особенно к ветровым нагрузкам). Вы правильно говорите, жесткость оттяжек небольшая, труба нагревшись может "расти" и ввысь и вшырь, практически ей ничто не мешает. Откуда тогда гигантские усилия. А что если ветер подует?
А и еще: а разве сталь не начинает течь при температуре выше +300С? По противопожарным вроде да. Но это так, к слову.

Последний раз редактировалось Vavan Metallist, 16.05.2008 в 16:13 .

С.-Петербург

Если вводить вместо оттяжек связи, что было на заре туманной юности, усилия получаются просто атомными. А почему сталь должна течь? До 350°С вообще обычную сталь применяю (в типовике тоже), выше либо котловую, либо нержу температуростойкую
По поводу ветра в типовике при полном ветре температуру снижают до 210°С, со всеми вытекающими.
Меня, например, не усилия беспокоят, а значительная разница между собственным расчетом и типовым.

С.-Петербург

Как же ты интересно сажаешь 60 тонн нагрузки неизвестно на что? Все равно фундамент придется смотреть, как он в натуре сделан. А что с фундаментами под растяжки? Они тоже существующие?

Ну почему не знаю. Стоит на нем кирпичная труба Н=27м, прикинул порядка 50-55м3 кирпича, что в любом случае больше, чем я пригружу.
Под оттяжки новые фундаменты из типового планирую, зачем велосипед выдумывать.

Монтаж оттяжек дымовой трубы

ТРУБЫ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ДЫМОВЫЕ

Industrial chimneys. Design rules

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Ассоциация пече-трубостроителей и пече-трубопроизводителей России ("РосТеплостройМонтаж")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение

Работа выполнена некоммерческой организацией - Ассоциация пече-трубостроителей и пече-трубопроизводителей России "РосТеплостройМонтаж" (Ассоциация "РосТеплостройМонтаж").

Авторский коллектив: АО "Союзтеплострой" (Г.М.Мартыненко - руководитель разработки), Ассоциация "РосТеплостройМонтаж" (Ю.П.Сторожков), СРО НП "МонтажТеплоСпецстрой" (А.Ф.Федин), ООО АС "Теплострой" (В.А.Сырых, Т.В.Цепилов), ООО "Спецвысотстройпроект" (канд. техн. наук С.Б.Шматков), АО НИЦ "Строительство - НИИЖБ им.А.А.Гвоздева (докт. техн. наук Т.А.Мухамедиев), ООО "ПСФ Энерго" (канд. техн. наук А.З.Корсунский), АО "ЦНИИПромзданий" (д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина, К.В.Авдеев), ЗАО ЦНИИПСК им.Мельникова (инженеры Е.А.Понурова, Г.Р.Шеляпина, Р.М.Шилькрот, канд. хим. наук Г.В.Оносов), ОАО "Теплопроект" (инж. А.А.Ходько), ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" (докт. техн. наук, проф. В.И.Соломин, докт. техн. наук, проф. В.М.Асташкин, докт. техн. наук А.Н.Потапов), при участии объединения "Союзкомпозит" (С.Ю.Ветохин), АНО "Центр нормирования, стандартизации и классификации композитов (инж. А.В.Гералтовский).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к проектированию промышленных дымовых труб, включая фундаменты, с несущими стволами из кирпича, железобетона, стали, полимерных композитов, а также на промышленные дымовые трубы, поддерживаемые несущими металлическими башнями (каркасами).

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование промышленных дымовых труб высотой от отметки установки 15 м и менее.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование фундаментов промышленных дымовых труб, предназначенных для строительства в особых условиях: на вечномерзлых, просадочных, насыпных и намывных грунтах, подрабатываемых и закарстованных территориях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 530-2012 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия

ГОСТ 12071-2014 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов

ГОСТ 19281-2014 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 19912-2012 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием

ГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости

СП 14.13330.2014 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах" (с изменением N 1)

СП 15.13330.2012 "СНиП II-22-81* Каменные и армокаменные конструкции" (с изменениями N 1, N 2)

СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"

СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"

СП 27.13330.2011 "СНиП 2.03.04-84 Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур"

СП 28.13330.2012 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии" (с изменениями N 1, N 2)

СП 43.13330.2012 "СНиП 2.09.03-85 Сооружение промышленных предприятий" (с измененением N 1)

СП 47.13330.2016 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

СП 63.13330.2012 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения" (с изменениями N 1, N 2, N 3)

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 агрессивная среда: Среда эксплуатации сооружения, вызывающая уменьшение сечений и деградацию свойств материалов отдельных конструкций сооружения во времени.

3.2 воздействие: Явление, вызывающее изменение напряженно-деформированного состояния строительной конструкции.

3.3 газоотводящий ствол: Вертикальная часть газоотводящего тракта, обеспечивающая отвод в атмосферу и рассеивание отводимых газов.

3.4 газоход: Часть газоотводящего тракта по которому отводимые газы перемещаются от обслуживаемого оборудования (теплового или промышленного агрегата) до дымовой трубы (газоотводящего ствола).

3.5 дивертор: Устройство на газоотводящем стволе, обеспечивающее, при необходимости, переключение направления потока отводимых газов.

3.6 диффузор: Расширяющийся по ходу движения газа участок газоотводящего тракта.

3.7 защитная система: Система защиты несущего ствола дымовой трубы от агрессивного или температурного воздействия отводимых газов, состоящая из защитной футеровки (газоотводящего ствола), тепловой изоляции, опорных конструкций.

3.8 интерцепторы: Спиралевидные ребра, устанавливаемые в верхней части трубы (обычно металлической), для предотвращения или уменьшения ее резонансных колебаний в ветровом потоке.

3.9 конфузор: Сужающийся по ходу движения газов участок газоотводящего тракта.

3.10 коэффициент сочетаний нагрузок: Коэффициент, учитывающий уменьшение вероятности одновременного достижения несколькими нагрузками их расчетных значений.

3.11 коэффициенты надежности: Коэффициенты, учитывающие возможные неблагоприятные отклонения значений нагрузок, характеристик материалов и расчетной схемы строительного объекта от реальных условий его эксплуатации, а также уровень ответственности строительных объектов.

3.12 лучковая арка: Арка, отношение стрелы подъема которой к пролету менее 1/2.

Примечание - Отношение стрелы подъема лучковой арки и лучкового свода к пролету, как правило, составляет 1/8, 1/12, 1/16 или 1/32, а центральный угол - от 120° до 180° соответственно.

3.13 маркировочная окраска: Окраска высотного сооружения горизонтальными полосами белого и красного (оранжевого) цветов для выделения его на фоне местности с целью обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

3.14 молниезащита: Устройство для защиты дымовой трубы и ее отдельных элементов от прямого удара молнии.

3.15 надежность: Способность строительного объекта выполнять требуемые функции в течение расчетного срока эксплуатации.

3.16 несущая конструкция: Конструкция, воспринимающая основные нагрузки и обеспечивающая прочность, жесткость и устойчивость сооружения.

3.17 несущая способность: Максимальный эффект воздействия, при котором в конструкциях, а также грунтах основания, не происходит разрушение любого характера (пластического, хрупкого, усталостного) и потеря местной или общей устойчивости.

3.18 полуциркульная арка: Арка, отношение стрелы подъема которой к пролету равно 1/2 и центральный угол равен 180°.

3.19 предельное состояние: Состояние строительного объекта, при превышении характерных параметров которого эксплуатация строительного объекта недопустима, затруднена или нецелесообразна.

3.20 промышленная труба: Высотное сооружение, предназначенное для создания тяги, отвода и рассеивания в атмосфере продуктов сгорания топлива или воздуха, содержащего вредные примеси.

Примечание - Промышленные трубы, отводящие преимущественно продукты сгорания топлива, называются дымовыми, а промышленные трубы, отводящие преимущественно воздух, содержащий вредные примеси, называются вентиляционными.

3.21 разделительная стенка: Конструкция в нижней части ствола трубы или газоотводящего ствола, разделяющая встречные потоки подводимых газов при двух и более вводах газоходов.

3.22 расчетная модель трубы: Модель взаимосвязанной системы "ствол трубы - фундамент - основание", используемая при проведении расчетов и включающая в себя: расчетные схемы, идеализирующие геометрию рассчитываемого объекта; расчетные модели нагрузок и воздействий; расчетные модели напряженно-деформированного состояния; расчетные модели материалов.

3.23 расчетный срок службы: Установленный в нормах проектирования, задании на проектирование или в проектной документации временной период (срок) использования строительного объекта по назначению до его капитального ремонта либо реконструкции при нормальной эксплуатации с предусмотренным техническим обслуживанием.

Примечание - Расчетный срок службы отсчитывается от начала эксплуатации или возобновления эксплуатации после капитального ремонта, реконструкции, или расконсервации.

3.24 световое ограждение: Обозначение местоположения высотного сооружения в темное время суток и при плохой видимости с помощью заградительных огней, устанавливаемых на сооружении для обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

3.25 светофорные площадки: Площадки, предназначенные для размещения на них и обслуживания заградительных огней светового ограждения трубы, используемые также при осмотрах, обследованиях, техническом обслуживании и ремонтах трубы.

3.26 секция газоотводящего ствола: Укрупненная составная часть газоотводящего ствола, ограниченная температурно-компенсационными стыками, свободным или опорным краями и собранная из нескольких царг с помощью жестких (чаще всего неразъемных) соединений.

3.27 царга: Отдельный конструктивный элемент дымовой трубы или газоотводящего ствола, как правило, цилиндрической формы, имеющий необходимые детали для соединения с аналогичными элементами или смежными частями дымовой трубы или газоотводящего тракта

4 Общие требования

4.1 Проектирование промышленных дымовых труб (далее - труб) следует выполнять с учетом требований СП 43.13330.2012 (пункты 9.3 и 9.4), при этом должна быть обеспечена эвакуация в атмосферу и эффективное рассеивание отводимых газов до допустимых гигиеническими нормами пределов концентрации вредных веществ и твердых частиц на уровне земли в зоне расположения трубы.

При проектировании труб следует учитывать их уровень ответственности.

4.2 Трубы по конструктивным особенностям делятся:

- на свободностоящие (самонесущие) - кирпичные, армокирпичные, монолитные железобетонные, сборные железобетонные, стальные, из полимерных композитов;

- трубы с оттяжками - стальные, из полимерных композитов;

- трубы в поддерживающем каркасе (башне) - стальные, из полимерных композитов.

Несколько труб допускается объединять соединительными конструкциями, не препятствующими независимым перемещениям каждой из труб относительно остальных, объединенных в одно сооружение.

Читайте также: