Какова температура литой асфальтобетонной смеси тип i при выпуске из смесителя

Обновлено: 07.07.2024

1 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1 Основные параметры и характеристики (свойства)

1.1.1 Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон должны соответствовать требованиям настоящих Технических условий и готовиться по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

1.1.2 Основные параметры и размеры должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1.

1.1.3 Проектирование составов смесей производят так, чтобы обеспечить характеристики смеси в соответствии требованиями таблиц 1, 3 и 4.

1.1.4 Продолжительность перемешивания смесей устанавливают в соответствии с техническими характеристиками используемой смесительной установки.

1.1.5 Допускаемая погрешность дозирования компонентов смеси не должна превышать ±3% по массе для каждого компонента минеральной части и ±1,5% по массе для битума.

1.1.6 Температура смеси при выпуске из смесителя принимается в соответствии с таблицей 2.

Коды и основные классификационные особенности смесей

Основные классификационные особенности смеси

фракций более 5 мм

Новое строительство и капитальный ремонт

Температура смеси при выпуске из смесителя

Температура смеси, °С

при температуре воздуха, °С

1.1.7 Физико-механические свойства литого асфальтобетона должны соответствовать данным таблицы 3.

Физико-механические свойства литого асфальтобетона

Пористость минерального остова, % по объему, не более

Водонасыщение, % объема, не более

Прочность на сжатие при температуре +50°С, не менее

Подвижность смеси при 200°С, не менее, мм

Глубина вдавливания штампа при температуре +40°С, мм, в пределах

Прочность на растяжение при расколе при температуре °С , МПа,

Показатель однородности, не более

Примечание - физико-механические свойства определяются по методикам, указанным в разделе 4

1.1.8 При проектировании состава устанавливают все показатели физико-механических свойств, приведенных в таблице 3. При контроле качества смеси на заводе - только по п.п. 2, 3, 4 показатели свойств литого асфальтобетона по п.п. 1, 2, 3, 6 определяют по методикам ГОСТ 12801-98, а по п.п. 4, 5 в соответствии с разделом 4 настоящих Технических условий.

1.2 Требования к сырьевым материалам

1.2.1 Для приготовления смесей применяют минеральные материалы:

щебень из природного камня, получаемый дроблением горных пород, щебень из гравия, гравий, отвечающие требованиям ГОСТ 8267-93 и таблицы 4 настоящих Технических условий.

Прочность и морозостойкость щебня и гравия

Марка по видам материала, не ниже

щебень из изверженных и метаморфических пород

гравий и щебень из гравия

Дробимость при сжатии

(раздавливании) в цилиндре

Износ в полочном барабане

Примечание - В смесях, предназначенных для текущего ремонта, допускается применение щебня марки по прочности не ниже 800.

По форме зерен щебень должен быть кубовидной формы, содержать не более 1% пылевидных и глинистых частиц, без посторонних примесей. Содержание зерен слабых пород не должно превышать 5% по массе.

Песок - из отсевов дробления и обогащенный из отсевов дробления; природный и обогащенный по зерновому составу не ниже средней группы, отвечающий требованиям ГОСТ 8736-93. Допускается использование смеси природного и дробленого песков в соотношении 1:1 или 1:2, а для смесей типа III , IV , V - песка не ниже мелкой группы.

Материалы из отсевов дробления горных пород для строительных работ, отвечающие требованиям специальных технических условий.

Применяют минеральный порошок, отвечающий требованиям ГОСТ Р 52129-2003.

В смесях, предназначенных для текущего ремонта, допускается замещение минерального порошка до 20% от его массы пылью уноса очистных сооружений смесительных установок. Содержание глинистых частиц в пыли уноса не должно превышать 1% по массе.

В качестве минерального порошка допускается применение (при технико-экономическом обосновании) порошковых отходов промышленности и измельченных основных металлургических шлаков, отвечающих техническим условиям на минеральные порошки для асфальтобетонных смесей.

1.2.2 Для приготовления смесей применяют нефтяные вязкие дорожные битумы, отвечающие требованиям ГОСТ 22245-90 и имеющие глубину проникания иглы при температуре +25°С в пределах 50-60 дмм, температуру размягчения не ниже 52°С и температуру хрупкости не выше -12°С.

Допускается применение улучшенных битумных вяжущих, модифицированных добавками поверхностно-активных веществ, полимеров, каучуков, резины, природных битумов, отвечающих требованиям специальных технических условий, согласованных с разработчиком настоящих Технических условий.

Допускается также применение нефтяных битумов, полученных компаундированием глубокоокисленных нефтяных битумов с глубиной проникания иглы менее 40 дмм при температуре +25°С с жидкими остаточными битумами (нефтяными гудронами), отвечающими требованиям специальных технических условий.

1.3 Маркировка

При отгрузке потребителю предприятие-изготовитель обязано каждую транспортную единицу, доставляющую смесь к месту работы, сопровождать накладной (паспортом), в которой должны быть указаны:

- тип и температура смеси;

- номер, дата и время выдачи накладной;

- наименование и адрес потребителя;

- обозначение настоящих Технических условий.

2 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2.1 Обеспечение безопасности производства работ при строительстве и ремонте дорожных асфальтобетонных покрытий осуществляется на основе действующих документов, регламентирующих правила безопасного проведения работ.

Необходимо соблюдать требования:

- «Правил по охране труда в дорожном хозяйстве» (М. «Стройиздат», 1989);

- СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве»;

- ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда, Общие положения»;

- ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) «ССБТ. Пожаровзрывобезопасность веществ. Номенклатура показателей и методы определения;

- ГОСТ 12.3.002-75 «ССБТ. Процессы производственные, Общие требования безопасности»;

- ГОСТ 12.4.011-89 «ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация»;

- ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями»;

- ТОИ Р 66-23-95 «Типовая инструкция по охране труда асфальтобетонщиков»;

- «Правил дорожного движения»;

- «Правил перевозки грузов автомобильным транспортом».

При проведении работ следует руководствоваться положениями «Общих правил охраны труда для организаций г. Москвы», разработанных для городских условий. Воздух в рабочей зоне приготовления и укладки горячей асфальтобетонной смеси должен отвечать требованиям ГОСТ 12.1.005-88, а применяемые материалы должны отвечать требованиям по содержанию токсических примесей.

2.2 При производстве горячих асфальтобетонных смесей следует учитывать, что основные компоненты смеси - песок, щебень и минеральный порошок относятся к четвертому классу малоопасных веществ в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76. ПДК в воздухе рабочей зоны составляет для минерального порошка, песка, щебня - б мг/м 3 силикатосодержащей пыли.

2.3 При изготовлении, контроле и транспортировании смесей должны соблюдаться требования СНиП 12-03-2001 и «Общих правил охраны труда для организаций г. Москвы».

2.6 Уровень шума и вибрации на рабочих местах не должен превышать величин, указанных соответственно в СН 2.2.4/2.1.8.566-96 и СН 2.2.4./2.1.8.562-96.

2.7 Производственный персонал должен проходить предварительный и периодический медосмотры согласно приказам Минздрава РФ № 90 от 14.03.96 г. и № 83 от 16.08.2004 г.

3 ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1 Готовая смесь принимается отделом технического контроля предприятия-изготовителя.

3.2 Приемку смеси производят партиями.

Размер партии устанавливается в количестве 2-х сменной выработки одной смесительной установки при постоянном составе смеси, изготовляемой из одних и тех лее матери­алов и по одной и той же технологии.

3.3 Для проверки соответствия физико-механических свойств литого асфальтобетона требованиям настоящих Технических условий пробы отбирают в момент выгрузки смеси из смесителя в транспортные средства.

3.4 При отгрузке потребителю предприятие-изготовитель обязано сопроводить смесь паспортом, в котором указывают все данные согласно п. 1.3.

3.5 Потребитель имеет право производить контрольную проверку качества смеси, применяя для этой цели правила отбора и отбраковки в соответствии с ГОСТ 12801-98 и методы испытаний, предусмотренные настоящими Техническими условиями.

4 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

4.1 Контроль качества готовой продукции осуществляют в соответствии с техническими требованиями, указанными в технологической карте контроля процесса производства и выпуска продукции асфальтобетонными заводами.

4.2 Контроль качества:

Контроль качества литого асфальтобетона по показателям пористости минерального остова, водонасыщения, прочности при сжатии, трещиностойкости, однородности производится в соответствии с методиками ГОСТ 12801-98, а по показателям подвижности смеси и глубине вдавливания штампа согласно п. 4.3 и п. 4.4 настоящих Технических усло­вий.

4.3 Определение подвижности смеси.

Подвижность смеси определяют по величине осадки конуса (мм), сформованного из литой асфальтобетонной смеси, предварительно нагретой до температуры 200°С.

Для испытаний применяются:

- металлическая форма в виде усеченного конуса со шлифованной и ровной внутренней поверхностью, внутренними диаметрами 80 мм и 60 мм, высотой 70 мм и толщиной стенок 5 мм;

- металлический лист размером 300-200 мм;

- сушильный шкаф с термометром;

- измерительная линейка - 2 шт.;

4.3.2 Подготовка к испытанию,

Перед началом испытаний форму, металлический лист, линейки очищают и протирают сухой тканью, а конус нагревают до температуры 150-170°С.

Форму устанавливают на металлический лист, лежащий на плоской горизонтальной поверхности.

Форму плотно прижимают и заполняют в один прием литой смесью, предварительно

нагретой до температуры 210°С. Поверхность смеси выравнивают, срезая излишек смеси вровень с верхними краями формы.

4.3.3 Проведение испытания.

Форму снимают так, чтобы не разрушить отформованную смесь, и осторожно устанавливают рядом с оседающим конусом из смеси. Время, затрачиваемое на съем формы, должно составлять 3-5с. Под действием собственной массы литая смесь начинает оседать, По истечении одной минуты с момента снятия формы начинают измерение осадки конуса из смеси. На верхнее основание формы укладывают металлическую линейку, от нижнего ребра которой второй линейкой измеряют осадку конуса смеси с точностью 1мм. Осадку конуса определяют дважды - по двум порциям.

Общее время испытаний с начала наполнения формы литой смесью при первом определении и до момента измерения осадки конуса при втором определении не должно превышать 5 мин.

4.4 Определение глубины вдавливания штампа.

4.4.1 Изготовление образцов (смесь - тип I , V ).

Глубину вдавливания определяют на образцах-кубах с ребром 7,07 см или цилиндрах диаметром 7 и высотой 5 см. Образцы изготавливают в металлической форме и заполняют смесью (массой 750-800г), разогретой до температуры 220°С. Заполнение формы производят послойно в 3 приема. Каждый слой тщательно штыкуется. Поверхность образца выравнивается и заглаживается шпателем. Изготовленный образец в форме выдерживается до испытания при комнатной температуре в течение 24ч.

4.4.2 Изготовление образцов (смесь - тип II , III ). Определение глубины производят на образцах (см. п. 4.4.1), которые изготавливают в металлической форме. В поддон, закрепленный на вибрационном столе, помещают нагретую до температуры 120-140°С форму с установленной на ней разъемной коробкой. Форму закрепляют прижимным винтом, Навеску смеси (750-800г), разогретую до температуры 200°С, переносят в форму, штыкуют, равномерно распределяют и через разъемную коробку устанавливают пригруз. Уплотнение образца производится вибрированием с пригрузом (удельное давление 0,03 МПа) в течение 20 с при следующих параметрах вибрационного стола: частота колебаний 3000 кол./мин., амплитуда 0,35-0,40мм. Изготовленный образец в форме выдерживается до испытания при комнатной температуре в течение 24ч.

Применяют следующее оборудование:

- прибор для определения глубины вдавливания штампа;

- круглый металлический штамп площадью 5 см 2 ;

- термометр химический ртутный стеклянный с ценой деления шкалы 1°С;

- сосуд для термостатирования образцов емкостью 3-5л.

4.4.4 Подготовка образцов.

Перед испытанием образец в форме помещается в сосуд для термостатирования и выдерживается в нем в течение 1,5ч при температуре 40 + 2°С.

4.4.5 Подготовленный согласно п. 4.3.4 образец в форме помещают в термостатирующий сосуд прибора и вместе с ним подводят под шток. В течение всего испытания температура воды в термостатирующем сосуде поддерживается +40° С. На образец устанавливается штамп площадью 5 см 2 . Нагрузка на штамп от штока передается через шарик, установленный на штампе. Шток к шарику подводится поворотом рукоятки. В момент соприкосновения штока и шарика загорается контрольная лампочка. В этом положении штока производится установка на 0 стрелки связанного с ним индикатора часового типа. Дальнейшим поворотом рукоятки через штамп и шарик на образец передается нагрузка от штока. Величина нагрузки составляет 52,5 кг.

Глубина вдавливания штампа (мм) определяется по шкале индикатора через 30 мин действия нагрузки. За конечный результат принимается среднее арифметическое двух определений. Расхождение между результатами двух определений не должно превышать 15%.

5 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5. 1 Смесь (тип I и V ) с завода к месту работ доставляют в специальных передвижных котлах, оборудованных обогревом и устройством для перемешивания. Смесь типа II , III допускается транспортировать автомобилями-самосвалами, как правило, большой грузоподъемности и оборудованными обогреваемыми кузовами.

5.2 Продолжительность транспортировки смеси в автомобилях-самосвалах не должна превышать 30-40 мин.

5.3 Смесь выгружают из транспортных средств в приемный бункер укладывающего или распределяющего механизма.

Смесь для устройства покрытий тротуаров и текущего ремонта допускается выгружать непосредственно на подготовленное основание.

Смесь хранению не подлежит и укладывается в дорож­ное покрытие сразу после ее доставки к месту работ.

6 УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

6.1 Применение литых асфальтобетонных смесей должно производиться в соответствии с Техническими Рекомендациями, утвержденными в установленном порядке.

7 ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1 Смесь должна быть принята техническим контролем предприятия-изготовителя.

7.2 Изготовитель гарантирует соответствие смеси и литого асфальтобетона требованиям настоящих Технических условий при соблюдении потребителем условий применения
и транспортирования.

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Номер пункта и подпункта

ГОСТ 11505-75* Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости

ГОСТ 12.1.007-76* Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

ГОСТ 11501-78* Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11506-73* Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения

ГОСТ 11507-78* Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу

ГОСТ 12.4.103-83 ССБТ. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация

ГОСТ 12.4.153-85 ССБТ. Очки защитные. Номенклатура показателей качества

ГОСТ 4333-87 Нефтепродукты. Метод определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 12.1.005-88* Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ. Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.1.044-89* (ИСО 4589-84) ССБТ. Пожаровзрывобезопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 8736-93* Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8267-93* Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ТОИ Р 66-23-95 Типовая инструкция по охране труда асфальтобетонщиков

СН 2.2.4./2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий

ГОСТ 8269.1-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы химического анализа

ГОСТ 12801-98* Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.

ГОСТ 12.4.034-01 ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка

ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

Какова температура литой асфальтобетонной смеси тип i при выпуске из смесителя

ГОСТ Р 54401-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

АСФАЛЬТОБЕТОН ДОРОЖНЫЙ ЛИТОЙ ГОРЯЧИЙ

Automobile roads of general use. Hot road mastic asphalt. Technical requirements

Дата введения 2012-05-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК") и Открытым акционерным обществом "Асфальтобетонный завод N 1", г.Санкт-Петербург (ОАО "АБЗ-1", г.Санкт-Петербург)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетон дорожный литой горячий и на смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие (далее - смеси литые), применяемые для устройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостовых сооружениях, тоннелях, а также для производства ямочного ремонта, и устанавливает технические требования к ним.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения):

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования к безопасности

ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 17.2.3.02 Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 8267 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 22245 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 31015 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ГОСТ Р 52056 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 52128 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия

ГОСТ Р 52129 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

ГОСТ Р 54400 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 асфальтобетон дорожный литой горячий: Застывшая в процессе охлаждения и сформировавшаяся в покрытии смесь асфальтобетонная дорожная литая горячая.

3.2 асфальтогранулят: Материал, получаемый в результате фрезерования существующего асфальтобетонного покрытия (переработанный асфальтобетон).

3.3 выравнивающий слой: Слой переменной толщины, который наносится на имеющийся слой или поверхность с целью создания нужного профиля поверхности для устройства следующего конструктивного слоя равномерной толщины.

3.4 вяжущее вещество (вяжущее): Органическое соединение (вязкий дорожный битум, модифицированный битум), предназначенное для соединения между собой зерен минеральной части литой смеси.

3.5 дефлегматор: Специальные добавки на основе природных восков и синтетических парафинов с температурой плавления от 70°С до 140°С, используемые для модификации нефтяных вяжущих с целью снижения их вязкости.

3.6 добавка: Компонент, который допускается добавлять к смеси в определенных количествах, для влияния на свойства или цвет смеси.

3.7 дорожное покрытие: Конструкция, состоящая из одного или нескольких слоев, воспринимающая нагрузки от транспорта и обеспечивающая его беспрепятственное движение.

3.8 заданный состав смеси (состав смеси): Оптимально подобранный состав определенной асфальтобетонной смеси, с указанием кривой гранулометрического состава минеральной части смеси и процентного содержания компонентов.

3.9 кислые горные породы: Магматические горные породы, содержащие более 65% окиси кремния ().

3.10 кохер (мобильный кохер): Специальный передвижной котел-термос для транспортирования смеси литой, оборудованный обогревом, системой перемешивания (с автономным приводом или без него) и приборами для обеспечения контроля температуры смеси литой.

3.11 метод втапливания "по горячему": Технологический процесс создания шероховатой поверхности верхнего слоя дорожного покрытия путем нанесения на еще неостывшую после укладки литую смесь зерновой минеральной смеси (фракционированного песка или щебня) или черненого щебня.

3.12 модифицированный битум: Вяжущее, изготовленное на основе вязкого дорожного битума путем введения полимеров (с пластификаторами или без них) или иных веществ с целью придания битуму определенных свойств.

3.13 мостовое сооружение: Дорожное инженерное сооружение (мост, путепровод, виадук, эстакада, акведук и т.д.), состоящее из одного или нескольких пролетных строений и опор, прокладывающее транспортный или пешеходный путь над препятствиями в виде водотоков, водоемов, каналов, горных ущелий, городских улиц, железных и автомобильных дорог, трубопроводов и коммуникаций различного назначения.

3.14 основные горные породы: Магматические горные породы, содержащие от 44% до 52% окиси кремния ().

3.15 поверхность покрытия: Верхний слой дорожного покрытия, который контактирует с транспортом.

3.16 полимерно-битумное вяжущее (ПБВ): Модифицированный полимерами вязкий дорожный битум.

3.17 полный проход минерального материала: Количество материала, размер зерен которого меньше размера отверстий данного сита (количество материала, проходящего при просеивании через данное сито).

3.18 полный остаток минерального материала: Количество материала, размер зерен которого больше размера отверстий данного сита (количество материала, не прошедшего при просеивании через данное сито).

3.19 ряд (полоса укладки): Элемент дорожного покрытия, уложенный за одну рабочую смену или рабочий день.

3.20 сегрегация (расслоение): Местное изменение гранулометрического состава минеральных материалов смеси литой и содержания вяжущего в первоначально однородной смеси, из-за отдельных перемещений частиц крупной и мелкой фракций минеральной части, в процессе хранения смеси или ее транспортирования.

3.21 слой (конструктивный слой): Строительный элемент дорожного покрытия, состоящий из материала одного состава. Слой может быть уложен в один или несколько рядов.

3.22 смесь асфальтобетонная дорожная литая горячая: Литьевая смесь, с минимальной остаточной пористостью, состоящая из зерновой минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и вязкого нефтяного битума (с полимерными или другими добавками, или без них) в качестве вяжущего вещества, укладка которой производится по литьевой технологии, без уплотнения, при температуре смеси не менее 190°С .

3.23 средние горные породы: Магматические горные породы, содержащие от 52% до 65% окиси кремния ().

3.24 стационарный кохер: Специальный стационарный бункер-накопитель для гомогенизации и хранения смеси литой после окончания процесса ее производства, оборудованный обогревом, системой перемешивания, отгрузочным устройством и приборами контроля температуры смеси литой.

3.25 удобоукладываемость: Качественная характеристика смеси литой, определяемая усилиями, которые обеспечивают ее гомогенизацию при перемешивании, ее пригодностью для транспортировки и укладки. Включает такие свойства смеси литой, как текучесть, пригодность к укладке по литьевой технологии, скорость растекания по поверхности.

3.26 черненый щебень: Фракционированный щебень, обработанный битумом, находящийся в несвязанном состоянии и предназначенный для создания поверхностного шероховатого слоя.

4 Классификация

4.1 Смеси литые и асфальтобетоны на их основе, в зависимости от наибольшего размера зерен минеральной части, содержания в них щебня и назначения, подразделяются на три типа (см. таблицу 1).

Основные классификационные особенности смесей литых

Максимальный размер зерен минеральной части, мм

Содержание фракций более 5 мм, % по массе

Рекомендуемая толщина слоя покрытия, мм

Новое строительство, капитальный и ямочный ремонт

Новое строительство, капитальный и ямочный ремонт, тротуары

Тротуары, велосипедные дорожки

5 Технические требования

5.1 Смеси литые должны приготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке предприятием-изготовителем.

5.2 Зерновые составы минеральной части смесей литых и асфальтобетонов на их основе, при использовании круглых сит, должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2.

Какова температура литой асфальтобетонной смеси тип i при выпуске из смесителя

ГОСТ Р 54401-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

СМЕСИ ЛИТЫЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ГОРЯЧИЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ЛИТОЙ ДОРОЖНЫЙ

Automobile roads of general use. Hot mastic asphalt mixtures and mastic asphalt concrete for road pavement. Specifications

Дата введения 2020-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Инновационный технический центр" (ООО "ИТЦ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на смеси литые асфальтобетонные дорожные горячие (далее - смеси литые) и на асфальтобетон литой дорожный (далее - асфальтобетон литой), применяемые для устройства покрытий автомобильных дорог общего пользования, мостовых сооружений, тоннелей, а также для производства ямочного ремонта и устанавливает требования к смесям литым и асфальтобетону литому, а также к исходным материалам для их приготовления.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.131 Халаты женские. Технические условия

ГОСТ 12.4.132 Халаты мужские. Технические условия

ГОСТ 12.4.252 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 17.2.3.02 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 32703 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования

ГОСТ 32708 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный и дробленый. Определение содержания глинистых частиц методом набухания

ГОСТ 32730 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования

ГОСТ 32761 Дороги автомобильные общего пользования. Порошок минеральный. Технические требования

ГОСТ 32824 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования

ГОСТ 33101 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности

ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования

ГОСТ Р 51568 Сита лабораторные из металлической проволочной сетки. Технические условия

ГОСТ Р 52056 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 54400 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Методы испытаний

ГОСТ Р 56925 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

ГОСТ Р 58407.5 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный. Методы отбора проб из уплотненных слоев дорожной одежды

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 асфальтобетон дорожный литой: Застывшая в процессе охлаждения и сформировавшаяся в покрытии смесь асфальтобетонная дорожная литая горячая.

3.2 асфальтобетонный лом: Куски асфальтобетона, полученные при разрушении слоев асфальтобетонного покрытия специализированной техникой.

3.3 асфальтогранулят: Материал, получаемый в результате холодного фрезерования существующего асфальтобетонного покрытия.

3.4 добавка: Компонент, который допускается добавлять в битум или смесь литую в определенных количествах, для влияния на свойства битума или смеси (асфальтобетона).

3.5 защитный слой гидроизоляции: Конструктивный слой системы покрытия мостового сооружения, укладываемый на гидроизоляционный слой и служащий для его защиты от механических повреждений.

3.6 максимальный размер минерального заполнителя: Размер минерального заполнителя в асфальтобетонной смеси, который на один размер больше, чем номинально максимальный размер минерального заполнителя.

3.7 метод втапливания "по горячему": Технологический процесс создания шероховатой поверхности слоя дорожного покрытия путем нанесения на еще неостывшую после укладки литую смесь зерновой минеральной смеси (фракционированного песка или щебня) или щебня, обработанного битумным вяжущим.

3.8 мобильный кохер: Специальный котел-термос для транспортирования смеси литой, оборудованный обогревом, системой перемешивания (с автономным приводом или без него) и приборами для обеспечения контроля температуры смеси литой.

3.9 модифицированный битум: Вяжущее, изготовленное на основе вязкого дорожного битума путем введения полимеров (с пластификаторами или без них) или иных веществ с целью придания битуму определенных свойств.

3.10 искусственное сооружение: Инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином "мост".

3.11 номинально максимальный размер минерального заполнителя: Размер минерального заполнителя в асфальтобетонной смеси, соответствующий размеру ячейки сита, которое на один размер больше первого сита, полный остаток минерального заполнителя на котором составляет более 10%.

3.12 переработанный асфальтобетон (RAP): Материал, получаемый путем сортировки и дробления асфальтогранулята или асфальтобетонного лома на дробильно-сортировочных установках.

3.13 сегрегация (расслоение): Местное изменение гранулометрического состава минеральных материалов литой смеси и содержания вяжущего в первоначально однородной смеси, из-за отдельных перемещений частиц крупной и мелкой фракций минеральной части в процессе хранения смеси, ее транспортирования и укладки.

3.14 смесь асфальтобетонная дорожная литая горячая: Рационально подобранная смесь вязко-текучей консистенции с минимальным содержанием воздушных пустот, состоящая из минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и битумного вяжущего, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии, укладка которой проводится без уплотнения, при температуре смеси не менее 190°С.

3.15 смесь асфальтобетонная дорожная литая с пониженной температурой укладки ПТ: Рационально подобранная смесь литой консистенции с минимальным содержанием воздушных пустот, состоящая из минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и битумного вяжущего со специальными добавками, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии, укладка которой проводится без уплотнения, при температуре смеси не ниже 170°С и не выше 190°С.

3.16 стационарный кохер: Специальный котел-термос для хранения и гомогенизации смеси литой на асфальтосмесительной установке после окончания процесса ее производства, оборудованный обогревом, системой перемешивания и приборами для обеспечения контроля температуры смеси литой.

3.17 удобоукладываемость: Качественная характеристика смеси литой, определяемая усилиями, которые обеспечивают ее гомогенизацию при перемешивании, ее пригодностью для транспортировки и укладки.

Примечание - Включает такие свойства смеси литой, как текучесть, пригодность к укладке по литьевой технологии, скорость растекания по поверхности.

4 Классификация

4.1 В зависимости от номинально максимального размера применяемого минерального заполнителя смеси литые и асфальтобетон литой подразделяют на типы:

- ЛА16 - литая асфальтобетонная смесь или асфальтобетон с номинально максимальным размером применяемого минерального заполнителя, равным 16,0 мм;

- ЛА11 - литая асфальтобетонная смесь или асфальтобетон с номинально максимальным размером применяемого минерального заполнителя, равным 11,2 мм;

- ЛА8 - литая асфальтобетонная смесь или асфальтобетон с номинально максимальным размером применяемого минерального заполнителя, равным 8,0 мм;

- ЛА4 - литая асфальтобетонная смесь или асфальтобетон с номинально максимальным размером применяемого минерального заполнителя, равным 4,0 мм.

4.2 В зависимости от конструктивного слоя дорожной одежды смеси литые и асфальтобетон литой подразделяют на виды:

- Н - смеси для нижнего слоя покрытия и защитных слоев гидроизоляции;

- В - смеси для верхнего слоя покрытия и слоев износа.

4.3 В зависимости от условий дорожного движения смеси литые и асфальтобетон подразделяют на:

- Н - смеси для дорог с нормальными условиями движения (не более 1,8 млн приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 за весь срок службы дорожной одежды),

- Т - смеси для дорог с тяжелыми условиями движения (от 1,8 млн до 5,6 млн приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 за весь срок службы дорожной одежды),

- Э - смеси для дорог с экстремально тяжелыми условиями движения (5,6 млн и более приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 за весь срок службы дорожной одежды).

При применении литых смесей с пониженной температурой укладки в конце условного обозначения типа смеси ставят буквы ПТ.

Читайте также: