Какие мероприятия для защиты водного бассейна осуществляются при обработке сточных вод атп

Обновлено: 07.07.2024

2.9. Мероприятия по охране окружающей среды

Проектом предусматривается комплекс природоохранных мероприятий по оздоровлению природной среды.

Мероприятия по охране воздушного бассейна
Мероприятия по оздоровлению воздушного бассейна по промышленному комплексу:

1. Существующие промышленные предприятия будут развиваться в основном в пределах сложившихся промышленных зон с ограниченным расширением. Новые предприятия будут размещаться на новых промышленных площадках.

2. Реконструкция старых предприятий с обязательным внедрением передовых технологий на современном оборудовании.

3. Установка пылегазоочистного оборудования на всех источниках выбросов загрязняющих веществ.

4. Проведение экореконструкции существующих промпредприятий. Экореконструкция промышленных предприятий предусматривает в первую очередь внедрение комплекса мероприятий по минимизации экологического ущерба от деятельности этих предприятий.

Доведение технического уровня существующих дорог в соответствии с ростом интенсивности движения;

Реконструкция наиболее загруженных участков дорог на подходах к городам и крупным населенным пунктам:

Ростов-на-Дону – Азов Азов – Александровка – Староминская Самбек – Матвеев Курган – Снежное Новочеркасск – Багаевский Родионово- Несветайская – Новочеркасск

Строительство обходов с целью выноса из городов и населённых пунктов транзитных потоков:

Северный обход г.Ростова-на-Дону Западный обход г.Ростова-на-Дону Обход ст.Кагальницкой Обход ст.Кировской Обход с.Кулешовка Восточный обход г. Азова Подъезд к аэропорту.

Обеспечение подъездов к транспортным коммуникациям, важнейшим узлам и терминалам магистральных видов транспорта;

Оптимизация движения автотранспорта в городах;

Перевод автотранспорта на газовое топливо.

Мероприятия по энергетике

Ликвидация маломощных неэффективных котельных, работающих на угле.

Строительство малых ТЭЦ в первую очередь в районах не обеспеченных природным газом. При этом должна быть использована современная технология сжигания угля в кипящем слое, что значительно улучшает экологические показатели по сравнению с традиционными способами сжигания угля. Зола и шлак оставшиеся после такого сжигания могут быть использованы в строительстве (автодороги и т.д.). Строительство этих ТЭЦ должно определяться в схемах теплоснабжения.

Использование в качестве основного топлива для объектов теплоэнергетики природного газа местных месторождений для строительство небольших ТЭЦ;

Использование нетрадиционных возобновляемых видов энергии (НВИЭ).

Для производства электроэнергии могут использоваться в первую очередь энергия солнца, ветра и малых рек. В настоящее время в области действуют солнечные установки с общей площадью СК около 0,8тыс.м2 (в России -10тыс.м2). В части ветроэнергетики в Ростовской области можно отметить сооружение в п.Маркинское Цимлянского района демонстративно-промышленной установки ветроэлектрстанции мощностью 300кВт, построенной по совместному Российско-Германскому проекту.

На селитебных территориях предусматривается:

1. Максимальное озеленение поселковых территорий, в том числе санитарно-защитных зон.

2. Улучшение рекреационных условий проживания населения путем сохранения и создания зеленых зон, что имеет важнейшее значение для улучшения экологической обстановки и создания более привлекательного облика поселков.

3. Благоустройство дорог в населённых пунктах.

Основные санитарно-гигиенические, противоэпидемиологические и оздоровительные мероприятия предусматривают:

1. Обеспечение нормируемых санитарно-защитных зон при размещении новых и реконструкции (техническом перевооружении) существующих производств, в соответствии с СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Новая редакция от 25 сентября 2007 №74).

2. Организация СЗЗ от объектов:

сельскохозяйственного производства; коммунально-бытовых (кладбища, скотомогильников, канализационных очистных сооружений, свалок, полигонов ТБО).

3. Организация зон санитарного разрыва:

от автомагистралей (в зависимости от значения автомобильной дороги); от железной дороги (по 100м от крайних путей); от магистральных газопроводов (в соответствии с диаметром труб СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03);).
Мероприятия по охране водных ресурсов

Охрана водных ресурсов включает следующие аспекты:

обеспечение населения качественной водой в необходимых количествах, рациональное использование водных ресурсов, предотвращение загрязнения водоёмов, безопасность гидротехнических сооружений. охрана от вредного воздействия вод, соблюдение специальных режимов на территориях санитарной охраны водоисточников и водоохранных зонах водоёмов, действенный контроль над использованием водных ресурсов и их качеством.
Мероприятия по охране поверхностных вод

Обеспечение населения качественной водой в необходимых количествах.

1. Восстановление и реконструкция централизованных и децентрализованных систем водоснабжения, обустройство их СЗЗ, прокладка новых и ремонт ветхих водопроводных сетей.

2. Для обеспечения водой сельских населённых пунктов в малообеспеченных районах намечаются мероприятия по строительству и реконструкции групповых сельских водопроводов:

Рациональное использование водных ресурсов включает внедрение комплекса мероприятий по экономии питьевой воды всеми потребителями

установка водоизмерительных приборов на всех сооружениях водоподачи, включая внедрение систем поквартирного учёта воды, замена напорно-регулирующей арматуры на разводящих сетях, ремонт водоподающих сетей. лицензирование водопользования

Охрана водных ресурсов от загрязнения связана, прежде всего, с решением вопроса строительства очистных сооружений, там, где они отсутствуют и реконструкцией тех, которые работают неэффективно.

для предотвращения дальнейшего загрязнения р.Дон строительство новых и модернизация существующих очистных сооружений канализации в гг.Ростов-на-Дону, Семикаракорске, Константиновске, ст.Багаевской, г.Новочеркасске, г.Аксае и в других населенных пунктах, сбрасывающих сточные воды в притоки р.Дон. строительство и модернизация очистных сооружений во всех населенных пунктах, сбрасывающих сточные воды в водоёмы Приазовья – с.Чалтырь, г.Таганрог, зоны отдыха в Азовском районе на Таганрогском заливе. строительство систем водоотведения в с.Чалтырь, с.Куйбышево с.Родионово-Несветайское и других сельских населённых пунктах и зонах отдыха.
Охрана от вредного воздействия вод

1.Выполнение муниципальными образованиями первоочередных противопаводковых мероприятий за счет субсидий областного бюджета (перечень мероприятий в разрезе муниципальных образований ежегодно уточняется);

2.Для улучшения пропускной способности рек в паводочный период предусматривается:

расчистка старого русла р.Дон в районе ст. Старочеркасской расчистка р.Тузлов и устьевого участка р.Крепкая у ст.Большекрепинская Родниково-Несветайского района расчистка водотоков р.Тузлов на всём протяжении в Аксайском, Мясниковском, Родионово-Несветайском районах, р.Миус в Неклиновском, Матвеево-Курганском районах.

3.Укрепление берегов рек на р. Миус в Неклиновском районе, р.Мертвый донец в Мясниковском районе, р. Тузлов в зонах рекреации в Мясниковском районе, берега Таганрогского залива в местах предполагаемых зон отдыха.

Безопасность гидротехнических сооружений

Проведение декларирования безопасности гидротехнических сооружений поднадзорных объектов, аварии на которых могут привести к возникновению аварийных ситуаций.

Строгий надзор и контроль состояния и эксплуатации ГТС.

Осуществление мониторинга за ГТС.

Проведение наблюдения за состоянием мелиоративных насосных станций.

Организация водоохранных зон

В соответствии с «Водным Кодексом РФ» водоохранные зоны по рекам района установлены:

для Таганрогского залива - 500м. для рек Дон, Мокрый Еланчик, Еланчик, Миус, Крынка, Самбек, Тузлов, Аксай, Кагальник, Мокрая Чумбурка, Ея – 200м, для рек длиной от 10 до 50км -100м, для малых рек длиной менее 10км -50м

Обустройство водоохранных зон и прибрежных полос предусматривает:

защиту водного объекта от воздействия объектов-загрязнителей, обвалование объектов-загрязнителей и вынос их из водоохраной зоны, проведение лесопосадок и залужение пашни, упорядочивание или полное запрещение сельскохозяйственного использования, другие специальные мероприятия.
Мероприятия по охране подземных вод

Основными аспектами охраны подземных вод являются охрана от загрязнения и истощения.

создание сети наблюдательных скважин в пределах существующих источников загрязнения; соблюдение зон санитарной охраны на водозаборах и скважинах;вынос из II пояса ЗСО всех потенциальных источников загрязнения; систематическое выполнение бактериологических и химических анализов воды, подаваемой потребителю; тампонаж и ликвидация вышедших из строя скважин; при выборе площадок для размещения объектов - потенциальных загрязнителей необходимо проводить обоснование с точки зрения охраны подземных вод и оценку влияния объекта на подземные воды и геологическую среду.
Мероприятия по охране почв

1. Проведение мероприятий по борьбе с водной и ветровой эрозией, дегумификацией, вторичным засолением и переувлажнением, загрязнением химическими токсикантами.

2. Защита почв сельскохозяйственных угодий от загрязнений тяжелыми металлами.

3. Принятие Закона об ответственности землепользователей за уровень плодородия и состояние почв.

Организация системы управления отходами производства и потребления.

1. «Схемой…» предусматривается организация селективного сбора твёрдых бытовых отходов с вовлечением в централизованную регулярную санитарную очистку всех сельских населённых пунктов.

2. Проектом предлагается использование двухэтапной системы вывоза бытовых отходов из сельских поселений на межмуниципальные полигоны ТБО.

1) Модернизация полигонов ТБО

(Матвеево-Курганский район полигон ТБО около с. Колесниково Родионо-Несветайский р-н – реконструкция несанкционированной свалки в районе с. Большекрепинское в полигон ТБО; Кагальницкий р-н - реконструкция свалки в полигон ТБО

2) Строительство новых полигонов ТБО

Азовский р-н - строительство 2-х полигонов в районе с.Самарское, с. Александровка; Неклиновский р-н – строительство межмуниципального полигона ТБО в районе с. Покровское; Куйбышевский – строительство полигона в районе с.Куйбышево; Мясниковский р-н – строительство межмуниципального полигона ТБО пл№1, полигон ТБО Петровка, полигон ТБО Султан-Салы, полигон ТБО Несветай; Октябрьский р-н – для поселений Красюковский и Персиановский - строительство нового полигона, для Кривянского и Бессергеньевского – новый полигон ТБО г. Новочеркасска; Аксайский р-н – строительство нового полигона в районе с.Ковалёвка; Багаевский р-н – строительство нового полигона ТБО.

3) Ликвидация и вынос свалок

Куйбышевский р-н - вынос свалки на юго-западе с. Куйбышево; Мясниковсккий р-н - закрытие и рекультивация свалок Чалтырь-1, Савченко, Петровка.

4) Рекультивация и санация мест несанкционированных свалок бытовых отходов.

5) Организация мусороперегрузочных станций (МПС)

Азовский р-н – Маргаритово; Неклиновский р-н – Ермолаевка, Самбек; Матвеево-Курганский р-н – Латоново, Алексеевка; Куйбышевский р-н – Лысогорка; Родионо-Несветайский р-н – Ивановка. Аксайский р-н – Старочеркасское, Дорожный; Багаевский р-н – Красный; Кагальницкий р-н – Кировская.

6) Разработка проектов «Организация системы обращения с твёрдыми бытовыми отходами» в районах.

7) Проведение организационных мер для увеличения доли использования утильных фракций ТБО:

организация центров сбора и первичной обработки отходов. создание нормативно-законодательной базы, обязывающей юридические лица (промышленные предприятия, торговые центры, магазины, оптовые рынки, банки) осуществлять вывоз отходов на центры сбора и первичной обработки.

8) Ликвидация неорганизованных свалок.

9) На промышленных предприятиях проведение мероприятий по усовершенствованию технологических процессов, чтобы свести образование отходов к минимуму.

10) При строительстве новых промышленных предприятий учитывать количество и состав образующихся отходов, а также возможные методы утилизации.

11) Ликвидация мест несанкционированного хранения пестицидов с просроченным сроком годности и запрещённых к применению.

Мероприятия по инженерной подготовке

Мероприятия по инженерной подготовке в населённых пунктах имеющие локальный характер:

1) организация и очистка поверхностного стока;

2) регулирование русел и стока водотоков;

3) противооползневые мероприятия;

4) подтопление и заболачивание территорий;

5) благоустройство оврагов

Охрана леса

1) Довести лесистость территории юго-западных районов до 2-2,5%.

2) Рассмотреть вопрос возможности перевода части земель, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения (маломощной пашни) для увеличения площадей лесов, в целях нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Проведение дополнительных научных исследований и выборка территорий.

3) В районе южного побережья Таганрогского залива заложить новые лесопарки и организовать озеленение рекреационных зон, используя опыт Должанской станции Краснодарского края.

4) Отнести земли городских лесов, которые имеют особое природоохранное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение к особо охраняемым природным территориям.

5) Первым шагом к формированию зеленых зон городов юго-западных районов области должны стать ветрозащитные лесополосы.

6) В районе проектируемой игорной зоны предусматривается организация лесопарков площадью 150-200га.

Мероприятия по организации особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

1. Увеличение площади ООПТ на территории агломерации на первую очередь на 1600 га при этом общая площадь составит – 35145,5га (2,3% площади рассматриваемой территории).

2. На расчетный срок с включением в ООПТ ГРООХ и частично заказников (комплексные заказники) площадь ООПТ составит 4-5 % площади районов.

3. Создание серии новых природных парков (ПП) с целинными степными экосистемами. Выявление и организация системы степных ПП должна охватывать все районы области.

4. Восстановление первоначальных площадей существующих природных парков (ПП). На территории г. Новочеркасска вернуть статус ООПТ парку «Роща Весна» и придать статус ООПТ всем городским паркам и лесопаркам для проникновения и соединения зеленых поясов городов и населенных пунктов с природными ландшафтами.

5. Создание единого зеленого пояса по поймам рек для предотвращения угнетения и поглощения плотной застроенной территорией агломерации природной композиции окрестностей населенных пунктов (см.Охрану ландшафтов).

6. Разработка мозаичной организации сельскохозяйственных территорий, включающих агроценозы и заповедные территории с буферными зонами и «экологическими коридорами», состоящими из сенокосных и пастбищных угодий, лесов, речных долин и пойменных ландшафтов.

Какие мероприятия для защиты водного бассейна осуществляются при обработке сточных вод атп

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Pools. Treatment of water. Part 1. General requirements

Дата введения 2010-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Экологические технологии и инженерные системы" (ЗАО "ЭКТИС") при участии некоммерческой организации "Российская ассоциация аквапарков"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 456 "Аквапарки, водные аттракционы и оборудование бассейнов"

5 В настоящем стандарте учтены основные положения и рекомендации немецкого национального стандарта ДИН 19643-1:1997 "Подготовка воды плавательных и купальных бассейнов. Часть 1. Общие требования" (DIN 19643-1:1997 "Treatment of water of swimming pools and baths - Part 1: General requirements"; DIN 19643-1:1997 "Aufbereitung von Schwimm-und Badebeckenwasser - Teil 1: Allgemeine Anforderungen")

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Разработка комплекса стандартов, распространяющихся на бассейны, начата в целях развития и совершенствования существующей нормативной базы и приведения нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с требованиями времени и современным международным уровнем подхода к решению задач проектирования, строительства и эксплуатации бассейнов всех видов.

В то время когда и зарубежные, и отечественные технологи индустрии плавательных и купальных бассейнов развиваются и совершенствуются в соответствии с растущими потребностями и возможностями населения, действующие в нашей стране нормативные и справочные документы, имеющие отношение к бассейнам (строительные нормы и правила, санитарные правила и нормы, своды правил, разного рода пособия и пр.), безнадежно устарели и не отвечают ни уровню, ни возможностям современных технологий и бассейнового оборудования, не считая того, что их применение не позволяет обеспечить купающимся право на комфорт и санитарно-эпидемиологическую безопасность.

Таким образом, назрела серьезная необходимость в создании нормативов, в которых последовательно и в полном объеме были бы сформулированы требования и правила разработки технологии водоподготовки и проектирования соответствующих систем (в том числе обоснования и расчета режимов и условий проведения процессов очистки, обеззараживания и кондиционирования воды бассейнов), а также условий эксплуатации плавательных и купальных бассейнов всех видов в целях обеспечения надлежащего качества воды.

При разработке настоящего стандарта учтены положения и рекомендации немецкого национального стандарта ДИН 19643-1:1997 по водоподготовке бассейнов.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на действующие, проектируемые, реконструируемые и строящиеся общественные бассейны (далее - бассейны) с пресной водой всех видов и размеров как открытые, так и крытые, существующие в отдельном здании (сооружении) или в составе аквапарков, спортивных (СК), спортивно-оздоровительных (СОК) и физкультурно-оздоровительных (ФОК) комплексов, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации бассейнов в части организации и осуществления процессов водоподготовки (включая методы очистки и обеззараживания воды - механические, физические, химические и их сочетание), к режимам и условиям их проведения, к соответствующим системам, установкам и оборудованию, а также к применяемым материалам и реагентам в целях обеспечения надлежащего качества воды.

Примечание - Все требования и положения настоящего стандарта распространяются только на бассейны с циркуляционной или проточной системой водообмена. Стандарт не рекомендует использование бассейнов с периодической (не непрерывной) сменой воды как не обеспечивающих санитарно-эпидемиологическую надежность качества воды в ванне бассейна.

Стандарт не распространяется на домашние бассейны.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 51232-98 Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества

ГОСТ Р 51592-2000 Вода. Общие требования к отбору проб

ГОСТ Р 51593-2000 Вода питьевая. Отбор проб

ГОСТ Р 51641-2000 Материалы фильтрующие зернистые. Общие технические условия

ГОСТ Р 51706-2001 Оборудование озонаторное. Требования безопасности

ГОСТ Р 52407-2005 Вода питьевая. Методы определения жесткости

ГОСТ Р 52603-2006 Аквапарки. Водные горки высотой 2 м и выше. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

ГОСТ Р 52743-2007 (ЕН 809:1998) Насосы и агрегаты насосные для перекачки жидкостей. Общие требования безопасности

ГОСТ Р 52769-2007 Вода. Методы определения цветности

ГОСТ Р 52964-2008 Вода питьевая. Методы определения содержания сульфатов

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения

ГОСТ 4011-72 Вода питьевая. Методы измерений массовой концентрации общего железа

ГОСТ 4192-82 Вода питьевая. Методы определения минеральных азотсодержащих веществ

ГОСТ 4245-72 Вода питьевая. Методы определения содержания хлоридов

ГОСТ 4389-72 Вода питьевая. Методы определения содержания сульфатов

ГОСТ 11086-76 Гипохлорит натрия. Технические условия

ГОСТ 18190-72 Вода питьевая. Методы определения содержания остаточного активного хлора

ГОСТ 18301-72 Вода питьевая. Методы определения содержания остаточного озона

ГОСТ 18826-73 Вода питьевая. Методы определения содержания нитратов

ГОСТ 19185-73 Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 25151-82 Водоснабжение. Термины и определения

ГОСТ 25263-82 Кальция гипохлорит нейтральный. Технические условия

ГОСТ 27065-86 Качество вод. Термины и определения

ГОСТ 30494-96 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 30813-2002 Вода и водоподготовка. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 аквапарк: Здание (сооружение) [или часть здания (сооружения)] с бассейном (комплексом бассейнов различного назначения), оборудованное водными аттракционами и имеющее в своем составе зону (зоны) отдыха, другие функциональные элементы (объекты) для отдыха и развлечений, технические и вспомогательные помещения, а также соответствующее инженерное оборудование, инженерные сети и коммуникации, необходимые для функционирования и эксплуатации.

3.2 балансный резервуар: Безнапорная емкость, представляющая собой часть системы циркуляции воды и предназначенная для поддержания постоянного уровня воды в бассейне и накопления воды для промывки фильтров.

3.3 бассейн: Открытый или крытый искусственный водоем, предназначенный для плавания, занятий водным спортом других видов, купания или принятия водных, в том числе лечебных, процедур, с постоянно проходящими через него (в режиме циркуляции или протока) потоками воды, оборудованный или не оборудованный системой водоподготовки, имеющий или не имеющий в своем составе водные горки и/или другие водные аттракционы.

3.4 бассейн для кинезиотерапии: Терапевтический бассейн, в котором используют непрерывный, равномерный (параллельный дну) поток воды с заданной постоянной или переменной (в зависимости от цели тренировок или процедур) скоростью.

3.5 бассейн для ходьбы (Нрк. бассейн/дорожка Кнейпа): Неглубокий терапевтический бассейн, в котором массаж и/или лечение сосудов/суставов опорно-двигательного аппарата проводят с помощью ходьбы в воде по неровному, шероховатому покрытию (морской/речной галькой, гравием и пр.) дна ванны.

3.6 ванна (бассейна): Основной конструктивный элемент бассейна.

Примечание - Размеры и форма ванны определяются назначением бассейна.

3.7 вариобассейн: Бассейн, глубина которого может быть изменена вертикальным перемещением промежуточного дна по всей площади ванны бассейна или ее части.

Какие мероприятия для защиты водного бассейна осуществляются при обработке сточных вод атп

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по содержанию очистных сооружений на автомобильных дорогах

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ содержит рекомендации по содержанию очистных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования и направлен на повышение экологической безопасности автомобильных дорог и мостовых сооружений, снижение их негативного экологического воздействия на окружающую среду.

1.2 Положения настоящего методического документа предназначены для применения эксплуатационными организациями, выполняющими работы по ремонту и содержанию очистных сооружений на автомобильных дорогах в сфере дорожного хозяйства. Методические рекомендации разработаны ФГУП "РОСДОРНИИ" Бобков А.В., Мазепова В.И., Морозова Г.Ю., Бобкова О.А.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения

ГОСТ 17.1.5.02-80 Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов

ГОСТ 2761-84 Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора

3 Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 водные ресурсы: Поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.

3.2 водный объект: Природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

3.3 загрязняющее вещество: Вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

3.4 лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов: Ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

3.5 норматив допустимого сброса (НДС) вещества в водный объект: Масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в установленном режиме в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

3.6 охрана водных объектов: Система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

3.7 предельно допустимая концентрация (ПДК) веществ в воде: Концентрация вещества в воде, выше которой вода не пригодна для одного или нескольких видов водопользования.

3.8 сточные воды: Дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

3.9 экологические платежи: Компенсационные выплаты на восстановление условий благоприятной окружающей среды, нарушаемых в связи с хозяйственной деятельностью юридическим или физическим лицом.

4 Общие требования по охране окружающей среды при содержании очистных сооружений

Охрана водных ресурсов на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03 июня 2006 г. N 74-ФЗ [1] и Федеральным законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10.01.02 N 7-ФЗ [2]. Охрана водных ресурсов является важнейшей составной частью охраны окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов.

Основными источниками загрязнения поверхностных вод в процессе эксплуатации автомобильных дорог являются:

- неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды;

- поверхностный сток с территорий предприятий, автодорог и мостовых сооружений;

- фильтрационные утечки загрязняющих веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений.

В целях рационального использования и охраны поверхностных вод организация, эксплуатирующая автомобильную дорогу и мостовое сооружение, должна:

- экономно и рационально использовать водные ресурсы;

- иметь Договор водопользования или Решение о предоставлении водного объекта в пользование с соблюдением их условий;

- предотвращать и устранять загрязнения поверхностных вод;

- содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;

- иметь контрольно-измерительную аппаратуру или действующий договор с аккредитованной лабораторией по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды, а также соблюдать сроки ее государственной аттестации;

- организовать учет объема забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также организовывать систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами в местах водопользования;

- соблюдать установленные лимиты забора воды и сброса сточных вод;

- разработать инженерные мероприятия по предотвращению сбросов неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, по обеспечению экологически безопасной эксплуатации водозаборных сооружений и водных объектов;

- соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;

- предотвращать попадание продуктов производства и сопутствующих ему загрязняющих веществ на территорию производственной площадки промышленного объекта и непосредственно в водные объекты;

- разработать план мероприятий на случай возможного экстремального загрязнения водного объекта.

Поверхностные стоки с территорий автомобильных дорог и мостов в пределах водоохранных зон должны подвергаться очистке на локальных очистных сооружениях.

На очистные сооружения должна отводиться наиболее загрязненная часть поверхностного стока, которая образуется в периоды выпадения дождей, таяния снега и от мойки дорожных покрытий, в количестве не менее 70% годового объема стока с автомобильных дорог и мостов.

В связи со значительной зависимостью загрязненности поверхностного стока от санитарного состояния водосборных площадей и воздушного бассейна, необходимо предусматривать организационно-технические мероприятия по сокращению количества выносимых примесей, включающие:

- организацию регулярной уборки территорий;

- проведение своевременного ремонта дорожных покрытий;

- ограждение зон озеленения бордюрами, исключающими смыв грунта во время ливневых дождей на дорожные покрытия;

- повышение технического состояния эксплуатируемой техники;

- организацию уборки и очистки снега с автомобильных дорог и мостов и в пределах водоохранных зон;

- ограждение строительных площадок с упорядочением отвода поверхностного стока по временной системе открытых лотков, осветлением его на 50-70% в отстойниках и последующим отведением на очистку;

- исключение сброса в очистные сооружения отходов производства, в том числе и отработанных нефтепродуктов;

- упорядочение складирования и транспортирования сыпучих и жидких материалов.

Выбор схемы отведения и очистки поверхностного стока, а также конструкции очистных сооружений, определяются его качественной и количественной характеристиками.

Условия отведения и очистки поверхностного стока определяются на основании оценки технической возможности реализации различных вариантов и сравнения их технико-экономических показателей.

При выборе схемы отведения необходимо рассматривать, в том числе и вариант использования очищенных сточных вод для производственного водоснабжения, обводнения или орошения.

Предприятия, взявшие на содержание автомобильные дороги и мостовые сооружения, должны обеспечивать санитарное состояние подведомственной территории и не допускать вынос через дождевую канализационную сеть мусора и отходов производства.

Не допускается производить в водных объектах и на их берегах мойку транспортных средств и других механизмов, а также проведение любых работ, которые могут явиться источником загрязнения вод.

С целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов создаются водоохранные зоны. В их пределах устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается в соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ [1] (см. приложение Б).

В границах водоохранных зон запрещается:

- использование сточных вод для удобрения почв;

- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

- осуществление мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (площадки для кратковременной остановки, площадки отдыха).

В границах водоохранных зон допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация хозяйственных и иных объектов, при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными п.4.6 ограничениями запрещается:

- размещение отвалов размываемых грунтов;

- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных защитных полос возлагается на водопользователей. Собственники земель и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

Все водопользователи должны иметь план ликвидации аварий, содержащий указания по оповещению заинтересованных служб и организаций, перечень сооружений и территорий, подлежащих особой защите от загрязнения (водозаборы, пляжи и др.), порядок действий при возникновении нештатных ситуаций, перечень требуемых технических средств, способ сбора и удаления загрязняющих веществ, а также режим водопользования в случае загрязнения водного объекта. Также все водопользователи должны иметь согласованный со специально уполномоченными органами план мероприятий, обеспечивающий функционирование предприятия, в случае возможного загрязнения водного объекта.

Нарушение требований по охране и рациональному использованию водного объекта влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на общее состояние водного объекта.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Указанные нормативы разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических и других показателей качества воды в водных объектах.

Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 881 [3].

Разработка нормативов допустимых сбросов веществ в водные объекты для водопользователей осуществляется в соответствии с Методикой расчета, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов России от 17.12.2007 N 333 [4] . При этом масса загрязняющих веществ в составе сбрасываемых сточных или дренажных вод не должна превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водный объект. При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ, могут устанавливаться лимиты или временно согласованные сбросы (ВСС), действующие только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, а также внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ. ВСС загрязняющих веществ в водные объекты устанавливаются для предприятий, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов допустимого сброса (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты, и сроков достижения НДС. Установление лимитов на сбросы допускается только при наличии планов снижения сбросов.

В целях достижения НДС, водопользователями разрабатывается план водоохранных мероприятий, включающий в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов. По мере осуществления отдельных этапов плана водоохранных мероприятий по достижению НДС лимиты (ВСС) пересматриваются в сторону их уменьшения, с учетом внедрения наилучших имеющихся технологий по очистке сточных вод, а также с учетом возможности внедрения экологически чистых технологий основного производства, включая ограничение применения опасных веществ и материалов. Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению НДС и его этапов устанавливается в каждом конкретном случае, в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально-экономических факторов, с учетом имеющихся наилучших отечественных и зарубежных технологий.

5 Порядок согласования выпуска очищенных стоков в водные объекты

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" [2] сбросы химических и иных веществ в окружающую среду должны быть в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ.

Установление Лимитов на сбросы в окружающую среду допускается на основании Разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Читайте также: