Что такое берма в канализации

Обновлено: 07.07.2024

Берма в дорожном строительстве

Строительство изобилует самыми разными терминами, которые могут в какой-то степени быть непонятными обычным людям. В этой статье, рассмотрим такое понятие как берма, какую роль она играет в дорожном строительстве.

Начнем с того, что различные виды дорожных строительных работ, а также горные выработки, где есть открытый карьер, требуют некоторой техники, которая позволит удалять грунты. Чтобы земля, что является лишней, не имела возможности осыпаться под своим же собственным весом, используют так называемые бермы.

Что именно представляет берма

Если речь идет про строительство траншей, карьеров, шахт, то все это предусматривает также и такое действие, как необходимость отвести уже отработанную породу. Тоже самое нужно заметить и про землю, что лишняя. Что такое берма в дорожном строительстве? Попытаемся дать подробный ответ на этот вопрос.

Берма – это площадка, что должна соединять низ откоса и верхний край земляной выемки.

Берма-схема

Благодаря подобному методу, что способен отвести грунт, повышается безопасность персонала, что там работает, а также улучшается способ перевозки ценных пород на необходимое место. Помимо этого она укрепляет землю, не давая ей рушиться.

Берма в дорожном строительстве

Если говорить про дорожное строительство, то особенно востребовано применение бермы в больших городах. Нужно чтобы территория не встречала препятствий, в виде растительности, деревьев и прочего.

Как бы там ни было, но дорога обязана быть максимально ровной. В этом помогает насыпь, сделанная никак не меньше, чем на полтора метра. Однако данные пропорции должны учитывать и такие нюансы:

  • насколько высокая насыпь;
  • насколько глубокий канал;
  • что использует для отведения воды.

Если работа в инженерном плане была проведена безупречно, водоотводные каналы обустроены правильно, тогда это приводит к минимальному риску различных происшествий, когда случается непогода. Даже если это горный пейзаж, осадки будут отводиться от дороги. Главное, чтобы берма была также применена правильно и вовремя.

Какие бывают виды бермы

Бермы, как и практически все в этом мире обладает несколькими вариантами в плане предназначения. Давайте рассмотрим их все, чтобы можно было определить, где какая берма будет более всего уместна.

Берма

Предохранительная берма. Данная берма предназначена для того чтобы защищать устойчивость стены, будь то шахта или открытый карьер. Сделать так, чтобы выработанная порода не соскальзывала по склону вниз. Обычно ширина такой бермы достигает одной трети от высоты всего котлована. Благодаря подобной величине, транспорт не только свободно перемещается, вывозя полученную породу, но и применяется для того чтобы очистить дороги от кусков, что осыпались.

Берма для транспорта. Подходит для строительства железных дорог, а также скоростных шоссе и везде, где нужно соединять используемые площадки уступов и траншей.

Берма для безопасности. Данный тип направлен защищать те объекты, что отличаются взрывоопасностью или ядовитыми веществами. Данные бермы должны использоваться для того чтобы соединять различные отвалы ярусов, поэтому их еще могут называть соединительными.

Заключение

Как видите, берма выполняет важную функцию при строительстве дорог. На самом деле наличие бермы можно отнести к выполнению главных условий безопасности, что требуется придерживаться в процессе работы. Если все тонкости учтены, тогда проблем возникнуть не должно ни с безопасностью, ни с результатом.

Array ( [id] => 364 [title] => Берма в дорожном строительстве [meta_title] => Что такое берма в дорожном строительстве - Русгеосинт [url] => berma-v-dorozhnom-stroitelstve [cat_url] => statii/ Что такое берма в канализации => берма в дорожном строительстве [description] => Берма в дорожном строительстве - это площадка, соединяющая низ откоса и верхний край земляной выемки. [prev_text] =>

Строительство изобилует самыми разными терминами, которые могут в какой-то степени быть непонятными обычным людям. В этой статье, рассмотрим такое понятие как берма, какую роль она играет в дорожном строительстве.

Начнем с того, что различные виды дорожных строительных работ, а также горные выработки, где есть открытый карьер, требуют некоторой техники, которая позволит удалять грунты. Чтобы земля, что является лишней, не имела возможности осыпаться под своим же собственным весом, используют так называемые бермы.

Что именно представляет берма

Если речь идет про строительство траншей, карьеров, шахт, то все это предусматривает также и такое действие, как необходимость отвести уже отработанную породу. Тоже самое нужно заметить и про землю, что лишняя. Что такое берма в дорожном строительстве? Попытаемся дать подробный ответ на этот вопрос.

Берма – это площадка, что должна соединять низ откоса и верхний край земляной выемки.

Берма-схема

Благодаря подобному методу, что способен отвести грунт, повышается безопасность персонала, что там работает, а также улучшается способ перевозки ценных пород на необходимое место. Помимо этого она укрепляет землю, не давая ей рушиться.

Берма в дорожном строительстве

Если говорить про дорожное строительство, то особенно востребовано применение бермы в больших городах. Нужно чтобы территория не встречала препятствий, в виде растительности, деревьев и прочего.

Как бы там ни было, но дорога обязана быть максимально ровной. В этом помогает насыпь, сделанная никак не меньше, чем на полтора метра. Однако данные пропорции должны учитывать и такие нюансы:

  • насколько высокая насыпь;
  • насколько глубокий канал;
  • что использует для отведения воды.

Если работа в инженерном плане была проведена безупречно, водоотводные каналы обустроены правильно, тогда это приводит к минимальному риску различных происшествий, когда случается непогода. Даже если это горный пейзаж, осадки будут отводиться от дороги. Главное, чтобы берма была также применена правильно и вовремя.

Какие бывают виды бермы

Бермы, как и практически все в этом мире обладает несколькими вариантами в плане предназначения. Давайте рассмотрим их все, чтобы можно было определить, где какая берма будет более всего уместна.

Берма

Предохранительная берма. Данная берма предназначена для того чтобы защищать устойчивость стены, будь то шахта или открытый карьер. Сделать так, чтобы выработанная порода не соскальзывала по склону вниз. Обычно ширина такой бермы достигает одной трети от высоты всего котлована. Благодаря подобной величине, транспорт не только свободно перемещается, вывозя полученную породу, но и применяется для того чтобы очистить дороги от кусков, что осыпались.

Берма для транспорта. Подходит для строительства железных дорог, а также скоростных шоссе и везде, где нужно соединять используемые площадки уступов и траншей.

Берма для безопасности. Данный тип направлен защищать те объекты, что отличаются взрывоопасностью или ядовитыми веществами. Данные бермы должны использоваться для того чтобы соединять различные отвалы ярусов, поэтому их еще могут называть соединительными.

Заключение

Как видите, берма выполняет важную функцию при строительстве дорог. На самом деле наличие бермы можно отнести к выполнению главных условий безопасности, что требуется придерживаться в процессе работы. Если все тонкости учтены, тогда проблем возникнуть не должно ни с безопасностью, ни с результатом.

Что именно представляет берма

Если речь идет про строительство траншей, карьеров, шахт, то все это предусматривает также и такое действие, как необходимость отвести уже отработанную породу. Тоже самое нужно заметить и про землю, что лишняя. Что такое берма в дорожном строительстве? Попытаемся дать подробный ответ на этот вопрос.

Берма – это площадка, что должна соединять низ откоса и верхний край земляной выемки.

Берма-схема

Благодаря подобному методу, что способен отвести грунт, повышается безопасность персонала, что там работает, а также улучшается способ перевозки ценных пород на необходимое место. Помимо этого она укрепляет землю, не давая ей рушиться.

Берма в дорожном строительстве

Если говорить про дорожное строительство, то особенно востребовано применение бермы в больших городах. Нужно чтобы территория не встречала препятствий, в виде растительности, деревьев и прочего.

Как бы там ни было, но дорога обязана быть максимально ровной. В этом помогает насыпь, сделанная никак не меньше, чем на полтора метра. Однако данные пропорции должны учитывать и такие нюансы:

  • насколько высокая насыпь;
  • насколько глубокий канал;
  • что использует для отведения воды.

Если работа в инженерном плане была проведена безупречно, водоотводные каналы обустроены правильно, тогда это приводит к минимальному риску различных происшествий, когда случается непогода. Даже если это горный пейзаж, осадки будут отводиться от дороги. Главное, чтобы берма была также применена правильно и вовремя.

Какие бывают виды бермы

Бермы, как и практически все в этом мире обладает несколькими вариантами в плане предназначения. Давайте рассмотрим их все, чтобы можно было определить, где какая берма будет более всего уместна.

Берма

Предохранительная берма. Данная берма предназначена для того чтобы защищать устойчивость стены, будь то шахта или открытый карьер. Сделать так, чтобы выработанная порода не соскальзывала по склону вниз. Обычно ширина такой бермы достигает одной трети от высоты всего котлована. Благодаря подобной величине, транспорт не только свободно перемещается, вывозя полученную породу, но и применяется для того чтобы очистить дороги от кусков, что осыпались.

Берма для транспорта. Подходит для строительства железных дорог, а также скоростных шоссе и везде, где нужно соединять используемые площадки уступов и траншей.

Берма для безопасности. Данный тип направлен защищать те объекты, что отличаются взрывоопасностью или ядовитыми веществами. Данные бермы должны использоваться для того чтобы соединять различные отвалы ярусов, поэтому их еще могут называть соединительными.

Заключение

Как видите, берма выполняет важную функцию при строительстве дорог. На самом деле наличие бермы можно отнести к выполнению главных условий безопасности, что требуется придерживаться в процессе работы. Если все тонкости учтены, тогда проблем возникнуть не должно ни с безопасностью, ни с результатом.

Берма

1) при подземной разработке месторождений - полоса, прилегающая к контуру объекта, охраняемого от влияния горных работ, внешняя граница которой является исходной для построения предохранительного целика (т. н. предохранительная берма).
Ширина бермы в зависимости от месторождения и категории охраны объекта 5-20 м. Бермой называют также вспомогательную горную выработку, проводимую по угольному пласту параллельно и одновременно с подготовительной, имеющую незамкнутый контур, обращенный открытой стороной к подготовительной выработке (т. н. узкая берма); предназначается для охраны подготовительной выработки или размещения оборудования; ширина - около 1 м;

2) при открытой разработке месторождений - горизонтальная или слабонаклонная площадка на нерабочем борту или нерабочем участке борта карьера, разделяющая смежные по высоте уступы.
Различают берму предохранительную и транспортную.
Предохранительная берма служит для повышения устойчивости и уменьшения генерального угла откоса борта карьера, а также для предохранения расположенных ниже уступов от случайного падения кусков породы.
Ширина предохранительной бермы - 0,1-0,2 высоты уступа, но не менее величины, достаточной для размещения на берме оборудования для погрузки и перевозки упавших кусков породы.
Транспортная берма предназначена для размещения транспортных путей, соединяющих рабочие площадки уступов с капитальными траншеями.
Ширина ее устанавливается в зависимости от вида транспорта, интенсивности грузопотока по ней и т.д.
Транспортная берма, соединяющую несколько уступов, называется соединительной.
Часть верхней площадки уступа шириной, равной основанию призмы обрушения, называется бермой безопасности; оборудование, транспортные пути, линии электропередачи размещают за пределами бермы безопасности.

Берма

БЕРМА, в строительном деле - площадка между подошвой откоса насыпи и верхним ребром откоса резерва при земляном полотне обыкновенных и железных дорог. Берма служит упором откоса насыпи и предохраняет его от сползания. При сооружении полотна обыкновенных дорог ширина бермы не менее 1 м: при устройстве железнодорожного полотна ширина бермы обусловливается высотой насыпи, причем минимальные размеры от 2 до 6 м. При значительных высотах насыпей иногда устраивают бермы через 2—4 м по высоте откосов одну над другой, шириной не менее 1 м, с небольшим уклоном поверхности от оси пути, причем в этом случае откосы получают ступенчатое очертание вместо ломаной линии. Уклоны откосов бермы делаются не менее полуторных, а заложение откоса всей насыпи - не менее определенного, и притом по ломаной линии. Замена пологих откосов бермой менее целесообразна в виду большего объема насыпи и возможности застоя воды на берме, но, с другой стороны, ремонтировать высокие насыпи удобнее.

Бермы бывают и в виде присыпаемых к откосам насыпей земляных призм для защиты откосов от разрушения. Бермы устраивают у откосов насыпи на косогорах между подошвой откоса и нагорной канавой и на дне выемок при глубине последних меньшей 2 м, а при других глубинах - в целях уширения выемок для получения земли, потребной для возведения насыпи. Польза применения бермы для предохранения откосов от повреждений несомненна, однако нужно считаться с увеличением объема земляных работ и возможностью застоя воды.

Берма в гидротехнике - горизонтальная площадка, устраиваемая в откосах выемок и насыпей в целях большей их устойчивости. Берма с наибольшим успехом устраивается при слабых грунтах - мокрых, песчаных, глинистых - и когда грунт, получаемый при прорытии канала, складывается вдоль него в виде дамбы, служащей для защиты канала от действия весенних высоких вод. Подошву насыпной дамбы отодвигают от бровки выемки канала на некоторую ширину, и т. о. откос выемки и откос насыпи будут разделены бермой. Ширину бермы делают, в зависимости от свойств грунта, от 1 до 2 м. Берму используют иногда и для устройства проезжей дороги или площадок для нужд эксплуатации; в этом случае ширина бермы делается больше, в зависимости от тех дополнительных требований, которым она должна удовлетворять. При устройстве береговых плотин различают внутреннюю берму, шириной в 2—6 м, на внутренней стороне плотин, и внешнюю берму - полосу земли перед плотиной, примыкающую к самому телу плотины или к внешнему ее откосу.

ERROR_RECORD

Берма в горном деле - горизонтальная площадка между двумя откосами, устраиваемая как для увеличения устойчивости откосов, так и при производстве эксплуатационных работ в целях удобства и безопасности этих работ, например, при выемке слоями пластовых месторождений и перекрывающих их наносов. Высота откосов и ширина бермы определяются методом производимых работ. Берма устраивается обязательно, вне зависимости от высоты откосов, между забоем по наносу и забоем по полезному ископаемому в целях избежания засорения последнего вышележащими наносами.

Что такое берма в канализации

СИСТЕМЫ ВОДООТВЕДЕНИЯ ГОРОДСКИЕ И ПОСЕЛКОВЫЕ

Drainage system of cities and townships. The rules of inspection

Дата введения 2017-06-04

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - ФГБУ "Научно-исследовательский институт строительной физики Российской Академии архитектуры и строительства", Открытое акционерное общество "Ордена Трудового Красного Знамени Академия коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова" (ОАО "АКХ им.К.Д.Памфилова), Общество с ограниченной ответственностью "Три-С"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

Введение

Системы водоотведения - системы жизнеобеспечения, без нормального функционирования которых нельзя обеспечивать безопасную жизнедеятельность человека.

Настоящий свод правил устанавливает общие требования обследования и оценки состояния систем водоотведения.

Настоящий свод правил разработан для обеспечения единого подхода к классификации повреждений и унификации отчетности по результатам обследования.

Свод правил разработан авторским коллективом: ФГБУ "Научно-исследовательский институт строительной физики Российской Академии архитектуры и строительства", ОАО "Ордена Трудового Красного Знамени Академия коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова", Общество с ограниченной ответственностью "Три-С" (канд. техн. наук Ю.С.Захаров), НП "Российское общество по бестраншейным технологиям" (д-р техн. наук В.А.Орлов).".

Изменение N 1 к СП 272.1325800.2016 выполнено авторским коллективом: АО "Гипрогеолстрой" (д-р техн. наук О.Примин), ООО "Три-С" (канд. техн. наук Ю.С.Захаров); НП "Российское общество по бестраншейным технологиям" (д-р техн. наук В.А.Орлов).

1 Область применения

Настоящий свод правил устанавливает требования к проведению обследований при оценке состояния сетей водоотведения и распространяется на перекладку, восстановление или ремонт трубопроводов систем водоотведения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения

ГОСТ 19185-73 Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 25150-82 Канализация. Термины и определения

ГОСТ 30813-2002 Вода и водоподготовка. Термины и определения

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

СП 14.13330.2018 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах" (с изменением N 1)

СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения" (с изменением N 1)

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины по ГОСТ 17.1.1.01, ГОСТ 19185, ГОСТ 25150, ГОСТ 30813, СП 32.13330, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 берма (приступок): Горизонтальная поверхность, граничащая с желобом (руслом) канала колодца или большого водоотводящего канала.

3.2 визуальное обследование трубопроводов: Качественная оценка состояния внутренней поверхности и эксплуатационных свойств трубопровода, полученная в процессе обхода (при обследовании проходных трубопроводов) или обследования трубопровода изнутри с применением дистанционно управляемых телевизионных установок.

3.4 водосбросное сооружение: Жесткое соединение трубопроводов системы водоотведения, предназначенное для автоматического сброса избыточной воды через специальный трубопровод или желоб.

3.5 горловина колодца: Часть колодца между опорным кольцом и рабочей камерой.

3.6 грунтовые воды: Подземные воды первого от поверхности земли постоянного водоносного горизонта.

3.7 дефект: Отдельное несоответствие конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом.

3.8 длина трубы: Стандартная протяженность трубы, изготовленной на предприятии-изготовителе.

3.10 заказчик: Организация - собственник системы водоотведения или ответственная за эксплуатацию системы водоотведения.

3.11 инспекционное отверстие: Отверстие со съемной крышкой, расположенное на трубопроводе или канале системы водоотведения, которое обеспечивает доступ к ним снаружи для очистки и инспекции, но без доступа персонала.

3.12 инспекция трубопроводных систем: Регистрации состояния и эксплуатационных свойств трубопроводных систем на основании результатов обследования.

3.13 интервал: Непрерывный участок трубопровода или канала между двумя соседними колодцами.

3.14 инфильтрация грунтовых вод: Самопроизвольное поступление грунтовых вод в систему водоотведения.

3.15 канал системы водоотведения: Трубопровод большого диаметра и протяженности для системы водоотведения сточных вод из большого числа источников.

3.18 колодец: Гидротехническое сооружение цилиндрической или квадратной формы, снабженное смотровым лазом со съемной крышкой, устанавливаемое в системе водоотведения (трубопроводах, каналах), предназначенное для сопряжения двух и более трубопроводов и обеспечения доступа обслуживающего персонала.

3.19 комплексное управление сетями: Согласованное управление эксплуатацией, развитием, строительством, санацией сетей системы водоотведения для обеспечения сохранности сооружений и экономически эффективного функционирования сетей с заданными гидравлическими и эксплуатационными характеристиками без ущерба для окружающей среды.

3.20 конус: Часть колодца с плавно изменяющимся размером сечения.

3.21 кодирование информации: Процесс преобразования и (или) представления данных.

3.22 лоток: Нижняя образующая часть поверхности трубы или желоба любого сечения.

3.23 место соединения трубопроводов: Координата на оси обследуемого трубопровода, определяющая место соединения двух трубопроводов.

3.24 напорный трубопровод системы водоотведения: Трубопровод для транспортирования сточных вод под давлением (без свободной поверхности).

3.25 обследование: Комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления.

3.27 опорное кольцо: Элемент конструкции колодца, устанавливаемый на его горловину и применяемый для регулирования положения колодезного люка.

3.28 отводной канал: Гидротехническое сооружение или место, в котором сточные воды поступают на очистные сооружения.

3.29 отвод: Элемент конструкции стандартного промышленного изделия для устройства соединения двух трубопроводов под разными углами.

3.30 перепадной колодец: Колодец для соединения канализационных трубопроводов разной глубины залегания с помощью вертикальной трубы, нижний край которой располагается на лотке или непосредственно над лотком трубопровода, расположенного на наибольшей глубине.

3.31 площадка: Промежуточная площадка для отдыха, разделяющая дистанцию подъема.

3.33 примыкание: Наименование места соединения одного трубопровода с другим трубопроводом или колодцем.

3.34 рабочая камера колодца: Рабочее пространство внутри колодца над руслом (желобом) канала.

3.36 ремонт: Мероприятия для устранения местных локальных повреждений.

3.37 самотечный трубопровод системы водоотведения: Трубопровод, транспортирующий жидкость со свободной поверхности за счет силы тяжести.

3.38 санация: Все мероприятия, осуществляемые для восстановления или улучшения функциональных свойств существующего трубопровода.

3.39 система водоотведения частных участков: Система трубопроводов и дополнительных сооружений на частных земельных участках для водоотведения бытовых сточных вод и/или дождевой воды к водоприемнику для последующей очистки и утилизации.

3.40 стеновое кольцо колодца: Часть конструкции колодца или ревизионного отверстия, представляющая собой законченное изделие, предназначенное для соединения с другими элементами конструкции колодца.

Берма

Эска́рп (фр. escarpe «откос, скат») изначально — крутой внутренний откос рва долговременного или полевого укрепления; в наше время также — противотанковое (противотранспортное) земляное заграждение в виде высокого (2—3 м) крутого среза ската возвышенности (берега реки), обращённого к противнику и имеющего крутизну от 15 до 45°.

Ни́жнее строе́ние пути́ — элемент железнодорожного пути, на котором размещается верхнее строение пути.

Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение, представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков, иногда для защиты от снежных лавин и т. п. Верхняя часть дамбы может использоваться для дорог и других коммуникаций.

Бру́ствер (нем. Brustwehr, от Brust — грудь и Wehr — защита) — насыпь в фортификационном сооружении, предназначенная для удобной стрельбы, защиты от пуль и снарядов, а также для укрытия от наблюдения противника; вместе с тем бруствер служит для образования боевой позиции, а в укреплениях представляет и дополнительную преграду на случай штурма.

Ряж — деревянный сруб, погружаемый в грунт и заполняемый обыкновенно сухой, вязкой, жирной глиной или булыжником. В основном применяется к постройкам гидротехническим для устройства основания плотин, молов, набережных, иногда и мостовых опор и пр. Ряж рубится из круглых бревен, в виде ящика той формы, которая соответствует плану сооружения, и для большей крепости противоположные стены через известные промежутки стягиваются бревенчатыми якорями. Нередко также (преимущественно в Скандинавии и Америке.

Полузапру́да (применяются также названия буна для длинной полузапруды, от нем. Buhne и шпора для короткой) — регуляционное сооружение в виде стенки, идущей от берега обычно в перпендикулярном к нему направлении (хотя иногда буны располагаются и под непрямым углом к берегу). Полузапруда представляет собой поперечную дамбу, прямолинейную, криволинейную, или Г-образную в плане, возводится из камней, свай, забранных досками, или плетней, заполненных хрящом или камнем, фашин и габионов. Препятствует течению.

Земля́нка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.

Бровка — декоративный элемент в архитектуре. Рельефная арка над оконным или дверным проемом, нишей. Бровки использовались в церковной средневековой архитектуре. В особенности часто они применялись в зодчестве Великого Новгорода. Бровки могли быть одинарные или многолопастные, объединяющие под собой несколько ниш или окон. Края арки-бровки обычно делались прямыми, горизонтальными. Часто бровки сочетались с фигурной кирпичной кладкой — поребриком.

Ров — искусственное сооружение, глубокая, широкая канава, окружающая сооружение или поселение либо используемая как полевое инженерное заграждение, ограда.

Контрэска́рп, Контр-эскарп (фр. contrescarpe, от contre — против и escarpe — откос, скат) — искусственно срезанный под большим углом край склона или берега реки высотой не менее 2—2,5 метра, обращённый передней частью к обороняющемуся.

Сапа (от фр. sape — мотыга) — прикоп, траншея, прикрытый валом или турами ров для подхода к крепости.

Блинди́рование — обеспечение защиты изделий и сооружений от артиллерийского и ружейного огня. Ранее производилось блиндирование железнодорожных поездов и автомобилей. Блиндирование сооружений сводилось обычно к устройству перекрытий из дерева, железа, камня, наполненных землёй мешков, железобетона, конструкций промышленного изготовления (волнистая листовая сталь и др.) и обсыпке (засыпке) землей или песком.

Капони́р (фр. caponniere — ниша) или полигональный фронт — фланкирующее сооружение для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям.

Опускной колодец — пустотелая (полая) конструкция-оболочка, погружаемая в грунт. Такая конструкция применяется для строительства заглублённых в грунт сооружений (иногда называемых опускными), а также для устройства опор (фундаментов) глубокого заложения, которые передают давление на нижние слои грунта, обладающие большей прочностью. Также опускные колодцы могут являться фундаментами опор железнодорожных мостов в случае их возведения в дисперсных грунтах.

За́вал — скопление различных предметов, затрудняющих или препятствующих движению, образовавшийся естественным или искусственным путём.

Открытая щель — простейшее укрытие личного состава, состоит из отрезка траншеи глубиной в среднем 150 см (рекомендованная глубина 2-2.5 м), длина её не может быть меньше 3 метров. Её ширина поверху от 1 до 1,2 м, понизу — 0,8 м. По возможности сооружается скамейка для сидения. Если щель устраивается как самостоятельное сооружение (примкнутой к траншее, окопу для техники или артиллерийского орудия), то с одной стороны под углом 90 градусов оборудуется спуск с поверхности в щель с пятью-шестью ступенями.

Стена в грунте — метод возведения подземных или заглублённых сооружений, фундаментов, ограждений котлованов, подпорных стен, a также противофильтрационных завес c использованием при разработке грунта тиксотропного глинистого раствора.

Промоина — протяжённое эрозионное углубление в почве, возникающее как правило из-за струйчатого размыва грунта временными водотоками при таянии снега и ливневых дождях. Обычно имеет длину в несколько десятков метров, ширину до нескольких метров и глубину один-два метра. Является промежуточной между водороиной и оврагом формой линейного полого микрорельефа. От оврага промоина отличается тем, что её продольный профиль следует форме склона (овраг имеет самостоятельный профиль); а от водороин и рытвин.

Земляные работы, переработка грунта — работы, включающие в себя разработку грунта, перемещение, укладку и уплотнение; входят в состав строительных работ.

Глинобитные строения — архитектурные сооружения, стены которых возводятся из глины (или из земли, но, в отличие от землебитных строений, обязательно содержащей значительную примесь глины), частицы которой плотно соединяются между собой посредством запрессовки. Иногда глина смешивается с соломой (см. Саман) или вереском.

Сама́н (тюркск. букв. — солома), адоба (исп. adobe, от араб. ат-туб) (в Молдавии также «лампач») — кирпич-сырец из глинистого грунта с добавлением соломы или других волокнистых растительных материалов.

На́сыпь — сооружение из насыпного и уплотненного грунта. Используется, как правило, для сооружения автомобильных дорог, железнодорожных линий и каналов, чтобы избежать сильного перепада высот на транспортных линиях. Альтернативой насыпям может служить сооружение объездов или путепроводов. Помимо насыпей для схожих целей используется и выемка, там где грунт расположен изначально выше, чем требуется. Насыпи часто сооружаются с использованием грунта, полученного из выемки. Насыпь должна быть построена.

Дрена́жный коло́дец — инженерное сооружение, значимый элемент системы закрытого дренажа, используется для прочистки дренажной системы, наблюдения за её работой, служит в качестве водоприёмника при осушении территории.

Низководный мост (НВМ) — искусственное сооружение (мост), возведённое для преодоления препятствия (река, озеро, болото, овраг, пролив и так далее) на небольшой (незначительно возвышается над горизонтом меженных вод) высоте над его поверхностью.

Дрена́жные тру́бы, или дре́ны, — основа системы глубинного дренажа, выполняют функцию водоприема и водоотведения, необходимого для осушения местности.

Глуби́нный дрена́ж — метод понижения грунтовых вод и отведения воды за пределы участка (сооружения) с помощью системы дренажных труб (дрен), уложенных по всему периметру осушаемого участка.

Перекрытая щель — простейшее укрытие для военнослужащих на поле боя, является развитием открытой щели.

Брешь (женский род), Бреш (мужской род), (от фр. breche) — пролом, отверстие или обвал в крепостной постройке (в крепостной стене, в земляном валу), произведенный взрывами или ядрами неприятеля, устраиваемые для облегчения запланированного штурма), в древности, для крепостной стены — тараном.

Фаши́на (нем. Faschine от лат. fascis — «связка прутьев, пучок») — связка прутьев, пучок хвороста, перевязанный скрученными прутьями (вицами), верёвками или проволокой.

Бутовая кладка — каменная кладка, основу которого составляют крупные (до полуметра в поперечнике) неровные куски плитнякового и постелистого рваного камня — бута (и его разновидностей — булыжника, глыбы), — главным образом плотные горные породы: известняк и ракушечник, песчаник, доломит, гранит, диорит, базальт, туф.

Кавальер (фортификац.) (фр. cavalier, нем. kavalier, польск. kawaliera — всадник, от лат. caballus — лошадь; возможно, от лат. cavo — пещера, грот, ограда), в бастионной системе укреплений —

Орильон (от фр. orillon; букв. «ушко») — элемент фортификационного сооружения, который представляет собой часть фланка укрепления (бастиона). В итальянском способе укреплений имеет иногда закругленную форму.

Мостострое́ние, Строительство мостов — сооружение инженерных конструкций, обеспечивающих транспортным средствам и людям проезд/проход через природные и рукотворные препятствия: реки, проливы, долины, овраги, каньоны, каналы, водотоки, другие дороги, и соединяющие в единую сеть подобные транспортные системы.

Фортифика́ция — военная наука об искусственных закрытиях и преградах, усиливающих расположение войск во время боя и называемых поэтому фортификационными сооружениями (от фр. fortifier — укреплять, усиливать). Теорию фортификации разработал Альбрехт Дюрер.

Палиса́д, или частокол (фр. palissade, итал. palizzata, лат. palus) — препятствие или стена из ряда столбов высотой в несколько метров, вертикально врытых или вбитых, на 1/3 своей длины, в землю вплотную или на небольшом расстоянии и соединённых между собой для прочности одним — двумя горизонтальными брусьями (брусками-пажилинами), или связанных шипами, сквозным прогоном или пришивным брусом.

Подпорная стена - сооружение, удерживающее от обрушения и сползания находящийся за ней грунт на уклонах местности (склонах, откосах, выпуклостях, впадинах).

Сруб — деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных (рубленых) брёвен.

Подмыв — тип эрозии, разрушение морских обрывов и склонов, а также берегов реки, особенно на вогнутых берегах излучин, водными потоками и волнами.

Бронево́й бруствер, Железный бруствер (нем. Brustwehr — оборона груди) — толстая металлическая стенка (броня) для прикрытия орудий (преимущественно береговых), заменяющая земляной вал.

Курти́на (нем. Kurtine, фр. Courtine) — применяемое с XVI столетия обозначение для прямого крепостного вала, соединяющего два бастионных сооружения.

Машикули́ (фр. machicoulis, от средневекового фр. mache-col, «бить в голову») — навесные бойницы, расположенные в верхней части крепостных стен и башен, предназначенные главным образом для вертикального обстрела штурмующего стены противника стрелами или ручным огнестрельным оружием, сбрасывания камней, выливания кипятка и смолы. В русском крепостном зодчестве употреблялись термины: «бойницы косого боя», «навесной бой», «навесные стрельницы», «варницы» и, соответственно, «варовый бой» (от вар, варёная.

Индейская землянка — обычно полуподземное строение, покрытое полностью или частично землёй. Данный тип жилищ был широко распространён среди доколумбовых культур востока США: Великих равнин и Восточного Вудленда. Во многих крупных курганных центрах миссисипской культуры обнаружены культовые землянки либо под курганами (то есть возведённые ещё до их сооружения), либо в вершинах курганов. Ряд индейских курганов представляли собой результат последовательного сооружения, сноса и сооружения новых индейских.

Шала́ш — простейшее лёгкое укрытие, представляет собой сооружение, изготовленное по технологиям плетения из жердей и палок, покрытых ветками, дёрном, травой и т. п., защищающее от ветра, зноя, холода и осадков.

Водоотли́в — отвод и удаление вод из действующих шахт, рудников, карьеров, а также во время проходки вертикальных, наклонных и горизонтальных горных выработок, котлованов, траншей.

Сель (от араб. سيل‎ — «бурный поток») — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60% объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и вызываемый, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов.

Уступ карьера — горизонтальный слой горных пород, вынимаемый при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.

Шпунт Ларсена — металлический профиль, представляющий собой жёлоб c закруглёнными краями боковых стенок (пазами) или замками.

Дрена́жная маши́на для нужд мелиорации — машина, предназначенная для дренажа осушаемых земель и торфяных месторождений. Могут быть как навесными на трактор или прицепными к нему, так и самоходными. Дренажная труба может укладываться в широкую или узкую траншею, а также в узкую глубокую щель в грунте, прорезаемую специальным ножом. При щелевом и кротовом дренаже и щелевом дренаже стенки дрены не подкрепляются трубой.

Рисберма (нидерл. rijsberm; rijs — ветка и berm — насыпь) — площадка в нижнем бьефе гидротехнического сооружения, укрепляющая дно водотока, предохраняющая его от размыва, выравнивающая пульсации и гасящая энергетику сбрасываемой в русло воды. Нередко располагается за водобоем и возводится в виде каменной отсыпи — наклонной каменной плоскости между несколькими рядами строительных свай, которая осуществляет постепенный переход от более мощных гидротехнических укреплений к менее мощным. Те элементы.

Берма


Элементы земляного полотна и связанные с ним устройства. 1 — кюветы, 2 — бровка; 3 — обочина; 4 — сливная призма; 5 — основная площадка; 6 — банкет; 7 — забанкетная канава; 8 — кавальер; 9 — нагорная канава; 10 — резерв; 11 — контрбанкет; 12 — берма; 13 — водоотводная продольная канава; 14 — нулевое место; 15 — откос; 16 — основание насыпи

Берма — уступ земляного полотна, отделяющий его тело от водоотводного сооружения. Берма разделяет также части откосов насыпей и выемок, имеющих различную крутизну; служит для отдаления от тела насыпи воды, текущей в водоотводной канаве или в путевом резерве, либо для отдаления от тела кавальера воды в нагорной канаве, а также способствует повышению устойчивости откосов.

Для быстрого стока вод берму всегда планируют с уклоном 0,02—0,04 от тела земляного полотна шириной у подошвы откосов насыпи обычно 3 м (при высоте насыпи до 2 м допускается уменьшение ширины бермы до 1 м). Если насыпь построена под один путь, то со стороны будущего второго пути делают уширение на 4,1 м (стандартное междупутное расстояние). Ширина бермы у подошвы кавальеров обычно составляет 1-5 м; в районах со снежными заносами устраивают берму увеличенной ширины.

Берма


Элементы земляного полотна и связанные с ним устройства. 1 — кюветы, 2 — бровка; 3 — обочина; 4 — сливная призма; 5 — основная площадка; 6 — банкет; 7 — забанкетная канава; 8 — кавальер; 9 — нагорная канава; 10 — резерв; 11 — контрбанкет; 12 — берма; 13 — водоотводная продольная канава; 14 — нулевое место; 15 — откос; 16 — основание насыпи

Берма — уступ земляного полотна, отделяющий его тело от водоотводного сооружения. Берма разделяет также части откосов насыпей и выемок, имеющих различную крутизну; служит для отдаления от тела насыпи воды, текущей в водоотводной канаве или в путевом резерве, либо для отдаления от тела кавальера воды в нагорной канаве, а также способствует повышению устойчивости откосов.

Для быстрого стока вод берму всегда планируют с уклоном 0,02—0,04 от тела земляного полотна шириной у подошвы откосов насыпи обычно 3 м (при высоте насыпи до 2 м допускается уменьшение ширины бермы до 1 м). Если насыпь построена под один путь, то со стороны будущего второго пути делают уширение на 4,1 м (стандартное междупутное расстояние). Ширина бермы у подошвы кавальеров обычно составляет 1-5 м; в районах со снежными заносами устраивают берму увеличенной ширины.

Читайте также: