Возможность по установке фронтальная проекция обратная проекция крепление к потолку

Обновлено: 02.07.2024

Проекторы с функцией инверсии

— функция «зеркального отражения» изображения. Чаще всего в проекторах встречается горизонтальная инверсия, когда изображение «отражается» справа налево — эта функция применяется при проецировании изображения на просветный экран (когда проектор и зритель находятся по разные стороны от экрана). Вертикальная инверсия используется в проекторах с фиксированной коррекцией трапецеидальных искажений — ввиду особенностей конструкции при креплении под потолком такие устройства необходимо переворачивать основанием вверх, что требует соответствующей коррекции отображаемого изображения.

Возможность по установке фронтальная проекция обратная проекция крепление к потолку

Из всей широкой палитры сценических материалов, два вида сеток используются наиболее часто для спецэффектов и видеопроекции: это “акулий зуб” (sharkstooth scrim) и шестиугольная ячейка (bobinette).


Оба материала представляют собой 100% хлопковый тюль и отличаются типом переплетения нитей. Шестиугольная ячейка более тонкая и прозрачная, а также имеет эластичность в двух измерениях. “Акулий зуб” имеет более плотную структуру, хорошо тянется только в одном измерении, и более устойчивая на износ. В остальных своих характеристиках эти материалы довольно схожи, и выбор обычно делается исходя из габаритов изделия и требуемого цвета.

У Peroni театральные сетки представлены в четырех цветах - белый, серый, “серый для голографических проекций” и черный. И в ширине от 5.5 до 17 метров. Как можно догадаться из названия, лучше всего подходит для спецэффектов темно-серый цвет (holo grey).

Часто мы слышим вопрос: “чем отличается театральная сетка от обычного тюля, который продается в магазине?”. Отличия такие:

1. Достаточная ширина, чтобы можно было изготовить большой экран без швов;

2. Фабричная противопожарная пропитка;

3. темно -серый цвет, хорошо подходящий для проекционных и световых эффектов.

Каких же эффектов можно добиться при помощи театральной сетки? Перечислим несколько самых известных:


1. Переменная прозрачность. В зависимости от подсветки, сетка может стать полностью глухой, как стена, скрывая то, что расположено за ней, либо полностью прозрачной. Динамически меняя подсветку, можно менять степень прозрачности.





2. “Голографическая” проекция. Это эффект, когда зритель видит объекты парящими в воздухе. Достигается при помощи правильной подсветки и специально подготовленного видеоматериала.




3. Видимые лучи света. Мы знаем, что луч света сам по себе незаметен, когда он проходит через воздух. Если требуется в художественных целях сделать его видимым, чаще всего сцену слегка задымляют. Но это не всегда возможно, из-за движения воздуха, а также из-за неравномерности распространения дыма. Той же цели можно достичь, расположив на одном из планов черную сетку. Для зрителя она будет невидимой, а луч света, проходя через нее под острым углом, будет четко и равномерно очерчен.



4. Для смягчения картинки от видеоэкрана или циклорамы, также используется черная сетка, натянутая на небольшом расстоянии от экрана. Она придает небольшой муар, делает картинку более мягкой.

Как правильно работать со светом при использовании театральной сетки?

Основной закон такой: чтобы сетка была прозрачной, пространство за ней должно быть хорошо высвечено, а сама сетка не должна быть никаким образом не задета светом. И наоборот, хорошо освещенная сетка в сочетании с темным пространством за ней, становится непрозрачной. Просто, не правда ли?

Если же вы хотите не просто играть с прозрачностью, а получить эффект “голограммы”, то нужно сочетать оба этих подхода. Специальный видеоряд представляет собой яркий объект на черном фоне. Таким образом, непрозрачной оказывается только та часть сетки, на которую попадает свет. Темные же части изображения остаются прозрачными. При этом фон за сеткой должен быть локально подсвечен, чтобы создавать иллюзию глубины и прозрачности.

Нужно понимать, что работа с сеткой сродни работе фокусника - это создание оптической иллюзии, которое требует вдумчивого подхода и внимания к деталям. Нужно учитывать довольно много факторов, и первый из них - что сетка является светопрозрачным материалом. В ней есть отверстия. И примерно половина падающего на нее света проходит насквозь. Поэтому очень важно определить, с какой стороны и под каким углом вы будете располагать источник света (в том числе видеопроектор).

Фронтально светить на сетку, несомненно, технически удобнее. Однако при этом значительная часть света будет падать за сетку, на декорации, и помешает иллюзии. Если же вы светите сзади, обратите внимание, чтобы свет не попадал зрителям в глаза.

Имеет ли значение ориентация ячейки? Такой вопрос иногда возникает, так как ячейка сетки “акулий зуб” имеет прямоугольную форму. Оптические свойства сетки для проекции не изменяются от ее расположения - горизонтально или вертикально. Это позволяет более эффективно использовать материал при раскрое изделия.

Есть ли у театрального тюля “лицевая” сторона? У сетки “акулий зуб” на ощупь одна сторона более гладкая, а другая, где нитки перекрещиваются, имеет более выраженную текстуру. При освещении тюля под острым углом, эта фактура имеет значение, так как она лучше задерживает свет. Поэтому обычно более фактурную сторону располагают лицом к зрителям.

Какие требования к контенту для проекции на сетку? Не рекомендуем использовать тюль в качестве замены проекционному экрану, и показывать на нем обычно видео. При таком использовании яркость, контраст и качество будет заметно хуже. Проекционный тюль предназначен для спецэффектов, в частности голографической проекции. Видеоряд должен быть контрастным, желательно на черном фоне.

Хорошие результаты дает проекция снега, дождя, облаков и луны - если они имеют четкие контуры, желательно нарисованные. Дополнительная иллюзия объема может достигаться путем использования вращающихся 3D моделей, опять же на черном фоне. Чтобы дополнительно отделить объект от фона, используйте при подготовке видео контровой свет или светлую обводку.



Если фоном для проекционной сетки у вас планируется светодиодный экран, будьте готовы к тому, что может возникнуть эффект “муара”: размер ячейки совпадает с шагом пикселя, и вызывает интерференцию. Сложность в том, что предсказать вероятность появления этого эффекта на 100% очень сложно, поэтому следует с осторожностью использовать LED экраны с сетками. Есть несколько способов борьбы с возникшим “муаром”: изменить расстояние между сеткой и LED экраном; повернуть сетку боком (если используется “акулий зуб”); повесить вплотную к LED экрану рассеивающее полотно, например Arizona или Notturno. Оно сгладит и смягчит картинку, уберет пиксели и интерференцию. Но этот способ работает только для экранов с большим шагом пикселя.

Как правильно установить проектор на потолок: выбор и монтаж кронштейна

1870 0 Содержание

Кронштейн — это держатель, к которому крепится проектор. Чаще всего используются потолочные модели. Они удобнее, поскольку, даже будучи размещенными в центре комнаты, не мешают передвигаться. Другое преимущество — высокое качество проецируемой картинки, так как трансляция ведется прямо на экран. Изображение не смазывается по горизонтальной линии, как при стеновом размещении. Но кронштейны для проекторов потолочного типа бывают разными. И новички, которые впервые приобрели видеоаппаратуру, не всегда могут правильно подобрать и установить этот аксессуар. Рассмотрим подробно существующие разновидности кронштейнов и разберемся, как выполнить крепление проектора к потолку.

Проектор на потолке

Виды потолочных кронштейнов для проекторов

Изготавливают держатели в основном из металла, намного реже встречаются изделия из пластика и древесины. Кронштейн состоит из нескольких деталей: удерживающей части (крепления для видеопроектора), штанги и суппорта, который устанавливается на потолок. Конструкция бывает разная, что позволяет подобрать подходящую модель для любого проектора. Рассмотрим существующие варианты.

Потолочный кронштейн

Кронштейн-краб с регулируемым наклоном

Кронштейн с телескопической штангой

Лифтовый встраиваемый кронштейн

Крабы (пауки)

Это одна из самых востребованных разновидностей потолочных кронштейнов. Конструкция состоит из следующих деталей:

  • монтажная пята — верхняя часть, крепящаяся к потолку при помощи анкеров или дюбелей;
  • узел захвата корпуса (так называемый «краб» или «паук») — состоит из нескольких планок, которые прикручиваются к крышке проектора;
  • поворотный шарнир — деталь, соединяющая пяту с «крабом», что делает возможным вращение и наклон видеопроектора.

Кронштейн-краб

Если верхняя часть у разных производителей практически одинаковая, то конструкция «пауков» отличается и бывает нескольких типов:

  • Х-образной с фиксированными планками;
  • с подвижными регулируемыми лапками;
  • с раздвигающимися параллельными зажимами.

С фиксированными планками

С регулируемыми лапками

С параллельными зажимами

«Пауки» — это универсальный крепеж, в котором для соединения с аппаратом предусмотрено множество возможных позиций. Подвижность лапок или креплений обеспечивает корректную балансировку оборудования и центра тяжести.

Схема настройки наклона

Схема регулировки кронштейна

На трех болтах

В некоторых проекторах на крышке предусмотрено только три крепежных гнезда. Для таких моделей выпускают специальные виды «пауков» — на трех болтах. Но если подобного кронштейна не нашлось, тогда берут обычный «краб» с подвижными лапками и снимают одну планку. В большинстве случаев получается выставить нужное положение.

На трех болтах

Выдвижные (телескопические)

Такие кронштейны оснащены выдвижной штангой. Потолочная стойка представляет собой трубу круглого или квадратного сечения, которая соединяет монтажную пяту с «крабом». Сверху находится механизм для регулировки, позволяющий выровнять штангу по вертикали.

Телескопический кронштейн

Схема телескопического кронштейна

Телескопические модели кронштейнов обычно выбирают для помещений высотой 3 м и более.

Выдвижная модель на потолке

Лифты

Это моторизированные лифты, которые устанавливаются в подвесной потолок или в специальную нишу. Когда оборудование не используется, его поднимают, что снижает вероятность повреждения техники.

Проектор в потолке

Лифтовый потолочный кронштейн

Ножничный механизм

Устроены кронштейны-лифты несколько иначе. Они представляют собой платформу, на которой размещается и закрепляется проектор. Вместо привычной штанги, здесь используется ножничный механизм.

Лифтовый механизм

Лифтовый кронштейн — один из самых удобных вариантов для высоких офисных помещений и конференц-залов. Такие модели довольно громоздкие, хотя выпускаются и компактные изделия для квартиры (30-40 см в сложенном положении).

Лифт для проектора

Моторизированный лифт

Компактная модель

Разновидность кронштейна

Лифты — самые дорогие и проблемные в монтаже приспособления. Сложнее всего настроить механизм выдвижения-подъема платформы, поэтому к работам привлекают специалистов.

Как выбрать подходящий кронштейн

Держатель обязан отвечать следующим требованиям:

  1. Допустимая нагрузка должна соответствовать весу проектора (указывается в технических характеристиках и сопроводительных документах). Соблюдение этого требования не только обеспечит сохранность аппаратуры, но и убережет жильцов от травм.
  2. Схема расположения отверстий и гнезд для соединения с аппаратом должны совпадать. Если модель универсальная, её выбирают так, чтобы платформа настраивалась максимально точно. Это тоже фактор безопасности.
  3. Размер штанги должен соответствовать проекционному расстоянию. Даже раздвижные детали имеют ограничение по длине. Поэтому сначала нужно провести все расчеты и выяснить, на какой высоте будет подвешен экран. Как это сделать, рассмотрим ниже.

Помимо этого, учитывают нужны ли дополнительные функции: возможность вращения или наклона оптической оси, если да, то с каким шагом. Они позволяют не только четко настроить картинку, но и менять место расположения экрана. Также необходимо учитывать конструкцию потолка. Например, на мансардах крыша расположена под углом, поэтому потребуется кронштейн с возможностью регулировки наклона. При этом градус наклона выбирается в зависимости от степени скошенности перекрытия.

Кронштейн на скошенном потолке

Установка проектора на потолок

Крепление проекционного оборудования к потолку имеет свои особенности. Сделать это тяжелее, чем в случае с телевизором или колонками. Изображение на экран должно передаваться максимально четко. Только при правильной установке просмотр кино принесет удовольствие и порадует яркой картинкой.

Определение высоты и места установки

Где повесить проектор, определяют по форме помещения, размеру экрана и характеристикам самого оборудования. Также учитывают препятствия на пути лучей — люстры, кондиционеры и другие приборы. Проверяют, не смогут ли повредить технику домашние питомцы или люди (это вероятно, если в доме есть высокий подиум).

Перед началом установки вычисляют проекционное расстояние между экраном и объективом. Для этого в инструкции к аппарату нужно найти проекционное отношение. Значение представлено числовым диапазоном или одной цифрой. Чтобы получить искомую величину, умножают ширину экрана на проекционное отношение, выраженные в дюймах или сантиметрах. Так, для экрана диагональю 100 см при проекционном отношении от 2:1 до 3:1 расстояние должно быть 200-300 см.

Расчет проекционного расстояния

По этой же формуле узнают, какого размера нужен экран, если техника должна стоять в определенной точке. Тогда расстояние до планируемого места делят на проекционное отношение и получают нужную ширину. Например, 10 м/2:1=5 м.

Размер экрана

Выбирая место под проектор, нужно учитывать:

  • расположение сидений — их не ставят снизу, если оборудование тяжелое, особенно когда домашний кинотеатр используется для демонстрации мультфильмов детям;
  • места розеток — длины кабеля должно хватать, чтобы подключиться к электросети;
  • качество изображения — картинка будет разной в зависимости от расстояния даже если расчеты правильные, поэтому нужно попробовать несколько позиций.

Расположение мебели и места розеток

Далее находят величину вертикального смещения проектора (в процентах), при которой изображение правильно отображается. Этот параметр тоже указывается в инструкции. При плюсовом значении картинка располагается выше, при минусовом — ниже объектива. Положительные числа важнее, поскольку оборудование монтируется перевернутым.

Вертикальное смещение

На следующем этапе вычисляют оптимальную высоту по формуле: высоту экрана умножают на показатель вертикального смещения. Например, если высота экрана 124 см, а вертикальное смещение +/-96,3%, или 0,963, получится: 124*0,963=119,4 см. Это значит, что аппаратуру надо установить соответственно до 119 см выше или 119 см ниже середины демонстрационной панели.

Высота установки

Еще одно важное значение, которое нужно выяснить перед тем, как крепить проектор к потолку — горизонтальное смещение объектива. Линзы должны быть направлены в центр экрана. Позиция вычисляется по предыдущей формуле, но берется показатель горизонтального смещения (%), умноженный на ширину экрана.

Горизонтальное смещение

Сложные подсчеты чаще применяются при установке демонстрационного оборудования в больших помещениях. Дома же бывает достаточно вычислить высоту штанги (Х), которая определяется так:

Х=А-В-С, где:

  • А — высота стен;
  • В — расстояние от пола до нижнего края демонстрационного экрана;
  • С — длина вертикали полотна.

Например: 2,5-1-1= 0,5 м.

Расчет высоты штанги

Большинство кронштейнов делают возможным сдвиг оборудования по вертикали. Это позволяет найти наиболее подходящую точку. Если штанга имеет фиксированную длину, то кронштейн крепят на рекомендуемой производителем высоте.

Монтаж кронштейна и крепление проектора

Когда все расчеты сделаны, выбирают крепление, подходящее под марку проектора, и подводят кабели. Затем приступают к монтажу:

Всё об обратной проекции

Яркость проецируемого изображения - отношение яркости проектора в люменах к площади проекции в метрах квадратных. Например если наш проектор имеет яркость 5000 Люмен а экран площадью 2 м², то яркость проецируемого изображения равна 5000 : 2 = 2500 Люкс.

Паразитная засветка - Максимальная освещенность поверхности, на которую мы собираемся проецировать изображение. Источниками паразитной засветки обычно является солнце и/или светильники.

Lm (Лм, Люмен) - единица измерения светового потока в Международной системе единиц (СИ)

Lx (Лк, Люкс) - единица измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ). Люкс равен освещённости поверхности площадью 1 м² при световом потоке падающего на неё излучения, равном 1 Лм, то есть: 1 Lx = 1 Lm / м².

Контрастность проецируемого изображения - отношение яркости самой светлой точки проецируемого изображения к самой темной. Выражается в виде числового отношения, например 400:1 или 15000:1. В технических характеристиках проектора обычно указывается контрастность, измеренная в идеальных лабораторных условиях (в полной темноте с отсутствующей паразитной засветкой) и никак не соотносится с реальной жизнью. Потому что на реальных объектах всегда присутствует паразитная засветка. Поэтому реальная контрастность считается исходя из отношения максимальной яркости проецируемого изображения (Lx) к паразитной засветке (Lx). Рекомендованной расчетной контрастностью при проектировании проекционной системы для коммерческого использования считается отношение 10:1. В случае с обратной проекции паразитную засветку нужно измерять со стороны проектора.

Срок службы источника света - заявленное производителем расчётное время работы источника света, за которое его яркость упадет в два раза. Обычно указывают от 2000 до 5000 часов в стандартном (ярком) режиме для ламповых проекторов и 20000 для лазерных проекторов. Причём яркость лампы падает нелинейно, а логарифмически. Большую часть яркости она теряет в первую половину срока службы. У светодиодных и лазерных источников света падение яркости во время срока службы практически линейное (равномерное).

Инсталляция - пространственная композиция, созданная из различных элементов объединенных в систему и используемых как единое целое. В индустрии профессионального аудио-видео это означает, что все используемое в инсталляции оборудование, идеально подобрано друг к другу и установлено в определенных местах для решения конкретной задачи.

Обратная проекция

Обратная проекция - это способ получения изображения на проекционном экране, при котором проектор устанавливается за экраном (рис. 1).

рис. 2 Прямая проекция

Достоинства и недостатки обратной проекции

Достоинства:
  • Вау-эффект. Смотрится необычно. Есть ощущение легкости, изображение как будто “висит в воздухе”.
  • Зритель не загораживает собой луч от проектора.
  • Обычно зритель не видит источник проецируемого изображения, проектор спрятан за экраном.
  • Лучшая контрастность* по сравнению с прямой проекцией, при грамотной установке.
  • Получение бесшовного и достаточно большого изображения по сравнению с дисплеями.
  • Много возможностей для дизайна и декорирования интерьера: экраны необычной формы, прозрачные экраны, игра со светом и т.п.
Недостатки:
  • Отсутствие типовых решений - каждый объект уникален.
  • Нельзя приобрести “в слепую” без предварительного осмотра объекта, замеров и расчетов.
  • Требует квалифицированного подхода при проектировании и установке.
  • Есть специфические требования к расположению оборудования.
  • Требуется периодическое обслуживание. При использовании ламповых проекторов срок службы* ламп от 2000 до 5000 часов работы.
  • Чувствительность к паразитной засветке.

Способы реализации обратной проекции

Существует несколько технологий обратной проекции:

Самоклеящаяся плёнка для обратной проекции.

Смарт стекло и смарт плёнка.

"Чем лучше мы хотим получить изображение, тем более темным и менее прозрачным должен быть экран"

Самоклеющаяся плёнка для обратной проекции

Есть два вида пленки для обратной проекции:
  1. Плёнка с микролинзами (производство 3M Vikuiti)
  2. Рассеивающая матовая пленка (множество разных производителей)

Плёнка с микролинзами (3M Vikuiti) практически нигде не встречается из-за ее высокой стоимости. Легко клеится на стекло после краткого инструктажа. Позволяет добиться высокой контрастности изображения даже в условиях сильной паразитной засветки.

Дело в том, что эта плёнка состоит из нескольких слоёв:

  • Слой микролинз
  • Абсорбирующий слой
  • Рассеивающий слой.

Задача линз отразить паразитную засветку* в абсорбирующий слой и пропустить “полезный” свет от проектора в рассеивающий слой. Таким образом достигается повышение контрастности* проецируемого изображения на фоне паразитной засветки* (рис. 3 ).

Принцип работы плёнки обратной проекции с микролинзами 3M Vikuiti


рис. 3 Принцип работы плёнки обратной проекции с микролинзами 3M Vikuiti

Для того, чтобы достичь этого эффекта, проектор, необходимо установить таким образом, чтобы лучи света от него падали на экран под углом максимально близким к 90 градусам. Подразумевается, что паразитная засветка* падает на экран под гораздо более острым углом так как светильники или солнце обычно светят сверху. Поэтому, наилучшее положение проектора относительно плёнки обратной проекции: по центру экрана и максимально далеко от него, насколько это возможно.

Если пренебречь этими правилами, то появятся негативные эффекты: часть экрана может освещаться очень ярким световым пятном, а вокруг него будет резкое падение яркости.

  • Из всех технологий обратной проекции, эта даёт наибольшую яркость и контрастность при использовании одного и того же проектора.

Рассеивающая матовая пленка не имеет никаких линз, она одинаково рассеивает как полезный свет, так и паразитную засветку. Поэтому не требует установки проектора под определенным углом. Для нее важно, чтобы за ней, со стороны проектора было как можно темнее. Тогда можно добится качественной проекции. Эта технология гораздо дешевле, чем 3M Vikuiti, но и сравнивать их не совсем правильно. По сравнению с предыдущим вариантом труднее клеится к стеклу, иногда требуется приготовление специального клейкого раствора, поэтому нужны подготовленные специалисты.

  • Любая пленка чувствительна к механическому воздействию, поэтому протирать её от пыли следует очень аккуратно, мягкой тканью, чтобы не оставить царапин. Ещё одна интересная особенность плёнки - это степень ее прозрачности (смотрите на рис. 4 и 5.).

рис. 4 Демонстрация степени прозрачности плёнки обратной проекции


рис. 4 Демонстрация степени прозрачности плёнки обратной проекции

Демонстрация качества изображения в зависимости от прозрачности плёнки


рис. 5 Демонстрация качества изображения в зависимости от прозрачности плёнки

В зависимости от условий освещения и комбинации проектора и плёнки можно добиться абсолютно разных конечных результатов, например:

Используя прозрачную плёнку в условиях слабой паразитной засветки (поздний вечер, ночь, тёмное помещение клуба) мы можем “материализовать из воздуха” необходимые образы. Но как по мере усиления паразитной засветки наше изображение будет тускнеть, пока не пропадёт вовсе. Такой вариант подходит для непостоянного применения в таких заведениях как кафе, салоны красоты, бутики, салоны ювелирных изделий, автосалоны. То есть, те кто днём использует витрину для демонстрации своих товаров и услуг, а ночью тоже хочет привлечь к себе внимание.

Применяя непрозрачную плёнку мы полностью теряем из виду то, что находится за ней, но зато наше проецируемое изображение видно в условиях достаточно сильной паразитной засветки (хорошо освещенное помещение или даже уличная витрина днём). Такой вариант можно использовать круглосуточно.

Примеры использования плёнки с микролинзами 3M Vikuiti:

3M Vikuiti


Проекционная плёнка 3M Vikuiti

3M Vikuiti


Проекционная плёнка 3M Vikuiti

Примеры использования прозрачной плёнки обратной проекции:

Примеры использования прозрачной плёнки обратной проекции


Прозрачная плёнка обратной проекции

Примеры использования прозрачной плёнки обратной проекции


Прозрачная плёнка обратной проекции

Достоинства плёнки обратной проекции:

  • Приклеивается к стеклу.
  • Вся поверхность плёнки плотно прилегает к стеклу, ничего не выступает, нет никаких элементов креплений
  • Слабое влияние паразитной засветки при использовании плёнки с микролинзами 3M Vikuiti и правильной инсталляции.
  • Позволяет достичь более высокой контрастности, чем у других технологий обратной проекции.
  • Можно достичь различных декоративных эффектов благодаря разной степени прозрачности используемой плёнки. От непрозрачной и высококонтрастной до практически полностью прозрачной, за которой хорошо видно все что происходит.

Недостатки плёнки обратной проекции:

  • Нет права на ошибку при наклеивании.
  • При попытке отклеить/переклеить плёнку она может деформироваться.
  • Требуются специалисты с “набитой рукой” для наклеивания плёнки.
  • При использовании плёнки с микролинзами жёсткие требования к расположению проектора.
  • Идеальное положение проектора: по центру экрана и как можно дальше от него.
  • При неправильной установке проектора становятся ярко выраженным негативные эффекты: световое пятно в центре экрана, сильное затемнение изображения по периметру.
  • Чем прозрачнее плёнка, тем больше виден луч света от проектора.
  • Бликует по сравнению с полотном и краской.

Полотно или экран для обратной проекции

Полотно обратной проекции — это матовая эластичная ПВХ-плёнка с некоторой степенью светопропускания, задача которой равномерно рассеять свет от проектора.

Экран обратной проекции — это полотно обратной проекции, натянутое на раму различного вида.

Экран обратной проекции конструктивно может быть выполнен:

  • На люверсах или металлических стержнях по периметру. И с помощью натяжителей натягивается между какой-нибудь конструкцией.
  • На специальной стационарной раме, которая выглядит как рамка вокруг телевизора и имеет ширину около 8 см.
  • На моторизованном экране который сворачивает полотно в рулон и может устанавливаться либо на потолок, либо встраиваться в него. При необходимости экран разворачивается,а когда он не нужен, сворачивается и никому не мешает.Экран это самостоятельная и независимая конструкция, которую можно установить и переносить туда где она нужна.

Моторизованный настенно-потолочный экран обратной проекции


Моторизованный настенно-потолочный экран обратной проекции

Мобильный экран обратной проекции на стойках


Мобильный экран обратной проекции на стойках

Встраиваемый в потолок моторизованный экран


Встраиваемый в потолок моторизованный экран

Экран обратной проекции на раме


Экран обратной проекции на раме

Экран на металлических стержнях


Экран на металических стержнях

Экран на люверсах

Экран на люверсах

Также можно использовать полотно обратной проекции самостоятельно без экрана, для этого его нужно приклеить к стеклу, используя специальный двусторонний скотч по периметру. Желательно привлечь специалистов, потому что полотно эластичное и тянется - его очень трудно натянуть равномерно с первого раза, нужны тренировки. Но благодаря этой эластичности, полотно можно переклеить несколько раз, и даже, при необходимости, снять и перенести на новое место.

В отличии от пленки и краски обратной проекции, полотно непрозрачное. Оно, конечно, имеет оттенки от белого до темно-серого, но даже за белым полотном ничего не видно, только тень.

В общем случае, полотно лучше рассеивает свет по сравнению с плёнкой обратной проекции и не бликует, кроме случаев приклеивания к стеклу (но это блики от стекла).

Существует специальное двустороннее полотно, оно отличается от остальных тем, что ему не важно с какой стороны на него светит проектор, изображение с двух сторон получается одинаково качественное. Ни у какой другой технологии приведенной в настоящей статье нет такого свойства. У них со стороны проектора изображение всегда будет хуже.

Достоинства полотна и экранов обратной проекции:

  • Множество вариантов инсталляций.
  • Более равномерная яркость изображения по площади экрана по сравнению с пленкой и краской.
  • Используя полотно обратной проекции, возможно создание проекционной поверхности с необычной геометрией.
  • Можно перенести экран и переклеить полотно в новом месте.
  • Для установки экрана не требуется какой-то особой квалификации.
  • Экран устанавливается быстро.
  • Полотно не боится протирания пыли как плёнка.

Недостатки полотна и экранов обратной проекции:

  • Чувствительность к паразитной засветке.
  • Громоздкость конструкции экранов.
  • Трудно наклеить полотно ровно с первого раза, желательно привлечь специалистов.
  • Сквозь полотно виден двусторонний скотч (полоска шириной 1 см), во время проецирования он практически незаметен.

Полотно обратной проекции приклеенное на оргстекло в действии.


Полотно обратной проекции приклеенное на оргстекло в действии

Полотно обратной проекции приклеенное на оргстекло с выключенным проектором.


Полотно обратной проекции приклеенное на оргстекло с выключенным проектором

Краска для обратной проекции

Специальная акриловая краска на водной основе, которая наносится на поверхность распылителем или валиком. Обладает рядом преимуществ перед другими технологиями. Которые делают это решение уникальным. Самое главное то, что вы можете получить проекционную поверхность любого размера, геометрии и формы, вы не ограничены только плоскостью.

Нанося краску слой за слоем, вы можете добиться нужной степени прозрачности для решения вашей задачи как в случае с использованием плёнки только с большим числом градаций. А еще краска не бликует, в этом она больше похожа на полотно.

В случае повреждения окрашенной поверхности, вам достаточно подкрасить поврежденный участок и он будет как новый - вам не придется менять весь экран как с другими технологиями.

Подготовка поверхности и технология нанесения проекционной краски не отличается от технологии использования обычной акриловой краски на водной основе.

Пример использования краски обратной проекции на сфере


Пример использования краски обратной проекции на сфере

Достоинства краски обратной проекции:

  • Огромная художественная свобода. Возможно создание проекционной поверхности любого размера и формы.
  • Простая технология нанесения краски.
  • Поврежденные места можно подкрасить при необходимости.

Недостатки краски обратной проекции:

  • Чувствительность к паразитной засветке.
  • Длительный процесс подготовки поверхности под покраску, нанесения краски и ее высыхания.
Смарт стекло и смарт плёнка

Смарт стекло - композит из слоев стекла и различных химических материалов, используемый в архитектуре и производстве для изготовления светопрозрачных конструкций (окон, перегородок, дверей и т. п.), изменяющий свои оптические свойства, коэффициент светопропускания, при подаче на него электрического напряжения.

Смарт пленка - то же что и стекло, только пленка, которую можно приклеить на уже существующее стекло. В отличие от стекла, подвержено царапинам при протирании.

Такие решения в основном используют в умных домах и офисах для визуального разделения внутреннего пространства или управления естественным освещением. Умное стекло имеет два положения включено/выключено - прозрачное/матовое. При использовании умного стекла для обратной проекции оно уступает по качеству изображения всем остальным проекционным технологиям, так как это не его прямое назначение.

Пример использования умного стекла в офисе


Пример использования умного стекла в офисе

Пример обратной проекции на умное стекло в офисе


Пример обратной проекции на умное стекло в офисе

Смарт стекло выключено, проекция выключена


Смарт стекло выключено, проекция выключена

Смарт стекло включено, проекция выключена


Смарт стекло включено, проекция выключена

Смарт стекло непрозрачно, проекция включена


Смарт стекло непрозрачно, проекция включена

Достоинства умного стекла и плёнки для обратной проекции:

  • Сильный Вау-эффект.
  • Универсальность: в дневное время -витрина, вечером - экран.
  • Быстрое переключение между режимами.
  • Умную пленку можно приклеить на существующее стекло.
  • Интересный материал для интерьера и организации пространства.

Недостатки умного стекла и плёнки для обратной проекции:

  • Высокая стоимость.
  • Установку умного стекла желательно предусмотреть еще на стадии строительства.
  • Проецируемое изображение уступает по качеству другим технологиям обратной проекции, описанным в данной статье.
  • Сложность установки стекла, и приклеивания пленки, необходимо предусмотреть подвод электрического питания и систему управления включением и выключением.
  • Пленка царапается.
  • Изображение бликует.
  • Чувствительность к паразитной засветке.

Примеры расчета яркости проектора и размера экрана для обратной проекции

  • Пример 1:

Паразитная засветка в магазине на экране составляет 500 Люкс при включенных светильниках рядом с экраном.

У нас есть проектор с яркостью 5000 Люмен.

Рекомендованная минимальная контрастность для проекции составляет 10:1, где 10 - яркость проецируемого изображения, а 1 - паразитная засветка.

То есть, нам нужно умножить яркость паразитной засветки на 10, чтобы получить необходимую яркость проецируемого изображения:

500 х 10 = 5000 Люкс. Это означает, что нашим проектором рекомендуется проецировать изображение не более 1-го квадратного метра (5000 : 5000 = 1), что приблизительно соответствует экрану с размерами 1300х732 мм в формате 16:9 (диагональ 59 дюймов).

В нашем магазине мы решили выключить ряд светильников установленных рядом с экраном и теперь паразитная засветка из 500 Люкс превратилась 200 Люкс.

Значит рекомендованная яркость проектора 200х10=2000 Люкс. И наш проектор с яркостью 5000 Люмен теперь может работать с экраном 5000:2000=2,5 м². Что соответствует экрану в формате 16:9 с размером 2100х1182 мм (диагональ 95 дюймов). Если нам не требуется экран такого большого размера, то у нас появляется несколько вариантов:

Использовать наш проектор и получить более контрастное изображение.

Переключить наш проектор в экономный режим с меньшей яркостью, и тем самым существенно продлить срок службы лампы.

Сэкономить и купить другой проектор с меньшей яркостью.

Выводы

Получение изображения с помощью обратной проекции - это очень интересная и красивая технология, у которой есть много достоинств для использования в дизайнерских или коммерческих целях. Но как и у любой другой технологии у нее есть еще и недостатки. К сожаления не существует одного универсального решения для всех задач. Каждая инсталляция - это самостоятельный живой организм со своими особенностями. Поэтому, прежде чем приступить к реализации идеи, нужно четко понять задачи, которые должна решить инсталляция, а после этого серьезно подойти к проектированию. Иначе чудо не произойдет.

Как рассчитать расстояние от проектора до экрана?

Правильное размещение проектора перед экраном — львиная доля успеха в формировании качественного изображения. Прежде чем устанавливать проектор в помещении, необходимо определить наиболее подходящую позицию его «прописки», учитывая размеры экрана и помещения, проекционное расстояние и сдвиг объектива. Но обо всем по порядку.


Виталий Пацай журналист E-Katalog

Ключом к правильному расчету расстояния от проектора до экрана для получения желаемой по размеру картинки выступает параметр проекционного соотношения. Поговорим о нем доступным языком.

Проекционное соотношение

Величина этого параметра являет собой соотношение ширины изображения на экране и расстояния до него. Стандартная оптика каждого проектора имеет минимальные и максимальные рамки проекционного соотношения (для устройств с оптическим зумом), которые прописаны в техдокументации. На их основании высчитывается необходимое расстояние от объектива устройства до проекционного полотна по следующей формуле:

Проекционное расстояние = проекционное соотношение ⋅ ширина экрана (в любой величине измерений).

Предположим, что картинка с проектора будет транслироваться на экран с диагональю 100 дюймов (254 см). Проекционное соотношение для этой воображаемой модели заявлено в границах от 1.4/1 до 2.8/1. Путем нехитрых математических вычислений расстояние от проектора до дисплея составит 3.56-7.11 м:

Расчет расстояния от проектора до экрана позволяет получить максимально высокое качество изображения после установки. Предельное значение расстояния зависит от функциональных характеристик устройства.

Облегчить себе задачу в выборе оптимальной ширины проекционного экрана можно путем изменения формулы на свой лад:

Ширина экрана = проекционное расстояние / проекционное соотношение.

Домашние проекторы с разрешением 4К

Без расчетов по данному алгоритму не обойтись, если для установки проектора в помещении выделено сугубо определенное место. К примеру, на тумбе у противоположной стенки комнаты, которая располагается на расстоянии 5 м от предполагаемого экрана. При известных рамках проекционного соотношения от 1.4/1 до 2.8/1 имеем следующее:

  • 500 см / 1.4 ≈ 357 см;
  • 500 см / 2.8 ≈ 179 см.

Как результат, при четко известном расстоянии до проектора на пару с ним можно использовать экран шириной от 1.79 до 3.57 м.


Чем дальше проектор от экрана, тем больше размеры последнего по диагонали.

Сдвиг объектива

В большинстве случаев установить проектор «в лоб» экрану не получится по целому ряду причин. В помещении жилого формата этому помешает мебель, в офисе или учебной аудитории — принципы рассадки зрителей и т.д. А ежели луч от объектива бьет не строго напротив центра, изображение будет неправильно проецироваться на экран. В решении этого вопроса на выручку приходят полезные опции коррекции трапециевидных искажений и сдвига объектива.


Функция сдвига оптики дарит больше свободы действий при установке проектора.

При использовании функции сдвига оптики проектор компенсирует наклон по вертикали или горизонтали без ухудшения качества трансляции. На практике это дает возможность подвешивания устройства к потолку или размещения проектора сбоку от зрительской аудитории.

Величины вертикального и горизонтального смещения также легко просчитываются по простым формулам:

Высота крепления проектора = высота экрана ⋅ процент вертикального смещения (прописывается в техдокументации).

К примеру, наш пресловутый экран с диагональю 100 дюймов (254 см) имеет соотношение сторон 16:9. Т.е. его высота составляет примерно 143 см. Процент вертикального смещения для предполагаемого проектора заявлен цифрой +96.3 % (плюсик указывает на возможность проецирования картинки выше объектива, минус — ниже него). На выходе получается величина допустимого отклонения от центра экрана вверх не более 1.38 м:

  • 143 см ⋅ 96.3 % ≈ 138 см.

Теперь о сдвиге в горизонтальной плоскости. Формула для его просчета приведена ниже:

Расположение проектора по горизонтали = ширина экрана ⋅ процент горизонтального смещения (прописывается в техдокументации).

Сдвиг объектива по горизонтали предлагают модели продвинутого уровня и встречается эта функция гораздо реже, нежели смещение по вертикальной оси.

Читайте также: