Мозаика на полу исаакиевского собора

Обновлено: 20.05.2024

Мозаики Исаакиевского собора Санкт-Петербурга

6 августа 1717 года Петр I собственноручно заложил камень в основание новой церкви во имя Исаакия Далматского в связи с разрушением здания одноименного храма. Сменив трех главных архитекторов, строительство завершилось в 1727 году. Церковь стояла на месте нынешнего Медного всадника. Неудачный выбор места (набережная отсутствовала и вода Невы подмывала стены и фундамент), а также попадание молнии во время грозы летом 1735 года привели к необходимости строительства нового храма. Торжественная закладка здания нового собора произошла 8 августа 1768 года, и в память события была выбита медаль. Екатерину II сменил Павел, проект Ринальди доделывал Бренна, отсутствие должного финансирования стройки вылилось в то, что хотя собор и был открыт в 1802 году, уже в 1809 был объявлен конкурс на проект перестройки здания. Но лишь в 1825 году начались реальные строительные работы, которые продолжились полвека.

Работы по внутреннему оформлению здания начались в 1841 году. Помимо великолепной отделки натуральным камнем, живописи и скульптуры, важное значение в художественном замысле отводилось мозаике. К середине XIX века в европейском искусстве определился приоритет римской техники изготовления мозаики, представляющей собой набор мелких цветных кусочков смальты правильной геометрической формы, укрепленных на гипсовый грунт, нанесенный на твердое основание. Этот способ особенно удобен для мзготовления мозаичных копий с живописных произведений, так как позволяет максимально приблизить мозаичные картины к живописным. Кроме того, мозаика обладает осень важным качеством, на которое указывал еще историк искусства эпохи Возрождения Вазари: "Живопись сама по себе портится и уничтожается, тогда как мозаики по продолжительности их жизни можно назвать вечными".

Исаакиевский собор. Мозаика «Святая Анастасия узорошительница»


Исаакиевский собор. Мозаика «Святая Анастасия узорошительница»

В 1842 году, будучи за границей, Монферран ознакомился с работами итальянских мастеров и по возвращении в Россию предложил заменить некоторые живописные произведения в соборе мозаичными копиями. Спустя пять лет русские художники В.Е.Раев, Е.Г.Солнцев, И.С.Шаповалов и С.Ф.Федоров были направлены в Рим для изучения мозаичного дела у известного мастера М.Барбери.

После четырехлетнего обучения художники возвратились в Росиию и привезли с собой исполненные в Италии работы - мозаику "Святой Николай", копию мозаичного пола в Отриколи и мозаичные изображения голов четырех евангелистов (в настоящее время эти работы хранятся в Эрмитаже). В России в учрежденном при Академии художеств "мозаическом заведении" к этому времени было налажено изготовление смальты. Русские мастера-смальтовары сумели в короткий срок освоить и развить сложный процесс изготовления смальты и добиться значительных успехов.

Палитра русских смальт отличалась исключительным разнообразием и богатством оттенков. Характерно, что кроме всех основных тонов и полутонов были получены новые виды смальт, так называемые смальты отражательного огня. Такие плитки состояли из нескольких оттенков одного тона, переходящих один в другой и имели пеструю окраску с прожилками. Смальты этого типа представляли исключительную живописную ценность. Благодаря их появлению возможности русских художников-мозаичистов необычайно расширились, что позволило им решать сложные живописные задачи.

Перед художниками, выполнявшими мозаики собора, стояла задача максимально точно воспроизвести живописный оригинал. Они не только с удивительной колористической тонкостью воспроизводили картины, написанные маслом, но и достигли совершенства в передаче изображения.

Несмотря на специфичность как европейского, так и русского мозаичного искусства XIX века, состоявшую в частности, в его станковом характере, по традиции оно в значительной мере сохраняло свое декоративное назначение. В связи с этим в технологии особое значение придавалось производству "золотых смальт" - канторелли, из которой набирались фоны мозаичных картин. Для создания канторелли на стеклянную пластину накладывали листки золота и заливали сверху расплавленным стеклом. Такие смальты успешно применялись для при создании мозаик Исаакиевского собора, набиравшихся прямым способом.

Прямой способ набора состоял из ряда операций, первой из которых была подготовка основания. Бетонную плиту, заключенную в металлическую раму, покрывали гипсом. На гладкую поверхность с пмощью кальки переносили контуры рисунка оригинала. После этого, постепенно удаляя гипс, укрепляли смальту на мягкой временной мастике. Кубики смальт подгонялись плотно один к другому, чтобы швы между ними были как можно тоньше. По окончании набора мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали цементом. Лицевая поверхность шлифовалась и полировалась, а швы тонировались цветным воском.

Исаакиевский собор. Мозаика «Христос Спаситель»


Исаакиевский собор. Мозаика «Христос Спаситель»

Первой мозаикой Исаакиевского собора стала центральная икона первого яруса главного иконостаса, изображающая Христа Спасителя. Затем изготовили остальные мозаичные иконы с оригиналов Т.А.Неффа. Наиболее интересными мозаиками этой группы являются мозаика "Святая Екатерина", созданная А.Н.Фроловым, Э.Линдблатом и Ф.Ф.Гартунгом, а также мозаика "Святой Николай" работы И.С.Шаповалова, М.П.Муравьева и М.И.Щетинина. Мастерами были использованы кусочки смальт различной формы. Выявлению рельефности изображения способствует применение определенной системы набора, так называемой "гравюры". Для воспроизведения красок живописного оригинала применялись смальты более 12 тысяч оттенков.

Исаакиевский собор. Мозаика «Святой Николай»


Исаакиевский собор. Мозаика «Святой Николай»

Исаакиевский собор. Мозаика «Святая Екатерина»


Исаакиевский собор. Мозаика «Святая Екатерина»

После создания мозаик первого яруса мастера приступили к работе над вторым рядом. В третьем ярусе мозаичной копией заменена лишь картина С.А.Живаго "Тайная вечеря". Мозаика выполнена с использованием метода оптического смешения цвета. Для получения нужного оттенка подбирались кусочки смальты различной окраски с таким расчетом, чтобы на расстоянии их цвета сливались в необходимый тон. Эта особенность ярко выражена в исполнении белого плаща Иуды: с близкой позиции заметен набор смальт различных оттенков - зеленоватых, желтоватых, голубоватых.

В 60-70-е годы XIX века начались работы над мозаиками малых иконостасов. В иконостасе юго-восточного алтаря находится одна из лучших мозаичных работ Исаакиевского собора - "Святая Екатерина", выполненная А.Н.Фроловым. С предельной точностью передана фактура материала: золото с его теплым блеском, твердая, сверкающая парча, скользящий атлас, мягкий, пушистый бархат. Поражает достоверность изображения драгоценных камней, украшающих одежду и волосы. Талант автора и безукоризненное владение техникой мозаичного искусства полностью раскрылись в этом совершенном произведении мозаичного искусства.

Ввиду явного преимущества мозаичных картин перед живописными было решено заменить мозаичными копиями росписи парусов главного купола, аттика и картины пилонов. В конце 80-х годов мозаичное отделение Академии Художеств приступило к этой работе. Первоначально для аттика центральной части здания были исполнены копии картин П.В.Басина "Поцелуй Иуды", "Се человек", "Бичевание", "Несение креста". После этого в мозаику были переведены изображения четырех евангелистов в парусах главного купола. При помощи металлических лесов особой конструкции их подняли наверх и установили на места. Последними по времени исполнения были мозаичные картины для ниш пилонов "Вознесение" и "Рождество Богородицы". Дальнейшие работы по замене живописи собора мозаиками были прерваны первой мировой войной.

Исаакиевский собор. Мозаика «Рождество Богородицы»


Исаакиевский собор. Мозаика «Рождество Богородицы»

Всем мозаикам Исаакиевского собора присуще высокое мастерство исполнения. Исключительную роль в создании этого прекрасного ансамбля мозаичной живописи сыграло талантливое руководство работами Ф.А.Бруни, А.Н.Фролова, замечательное мастерство русских художников Е.Г.Солнцева, И.С.Шаповалова, Н.М.Алексеева, И.Д.Бурухина, М.И.Хмелевского и других.

Мозаики Исаакиевского собора получили высокую оценку за рубежом. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне иностранные специалисты отмечали, что изготовление смальт на русском мозаичном заводе "доведено до такого совершенства, как нигде в Европе". Впоследствии коллекции образцов русских смальт выписывались в Англию и другие европейские страны. Успехи, достигнутые русскими художниками-мозаичистами за короткое время поставили русское мозаичное искусство на первое место в Европе.

Некоторые данные о размерах и площадях

Здание Исаакиевского собора:
Высота собора - 101.5 м
Длина - 111.28 м
Ширина - 97.6 м
Площадь, занимаемая зданием - 10 862 кв.м

Интерьер Исаакиевского собора:
Длина - 86.6 м
Ширина - 46.6 м
Площадь - 4 000 кв.м
Высота свода главного купола - 69 м

Мозаика Исаакиевского собора:
Общее число - 62,
в том числе установленных - 57
в главном иконостасе - 23
в малых иконостасах - 26
в парусах и на аттике - 8
Общая площадь мозаик - 592 кв.м
Площадь мозаик в парусах - 40 кв.м
Вес мозаик в парусах - 5 тонн

Литература: Г.П.Бутиков, Г.А.Хвостова. Исаакиевский собор. Л.: Лениздат, 1974

Мозаика на полу исаакиевского собора








  • История возведения Исаакиевского собора.
  • Архитектура
  • Мозаика
  • Живопись
  • Наружная скульптура
  • Внутренняя скульптура
  • Декоративный камень в Исаакиевском соборе
  • Витраж
  • «Чтобы помнили…»
  • Видеоэкскурсия «Музей в блокадные дни»

Мозаика

В Древней Греции, а затем и в Древнем Риме мозаикой называли искусство составления различных изображений из цветных камней, стекла, эмали на специальной мастике. Происхождение слова «мозаика» – от лат. musivum – букв. «посвященная музам». В раннем средневековье своими мозаиками славилась итальянская Равенна. В начале первого тысячелетия этот город становится столицей Западной Римской империи и переживает период подлинного расцвета. В конце V века здесь было местопребывание главы византийского правительства, и Равенну украшали многочисленные памятники и храмы, в убранстве которых использовали мозаику. (Иллюстрация 1)

Сохранившиеся до наших дней мавзолей Галлы Плацидии (V в. н.э.), базилика Сант Аполлинаре Нуово (нач. VI в. н. э.), церковь Сан Витале (сер. VI в. н. э.) поражают своим мозаичным убранством. Мозаичное искусство Италии характеризует достоверность изображений, сочные краски смальты, точная передача цветов и оттенков. В Равенне это древнее искусство процветает и в настоящее время, здесь по-прежнему работает специальное отделение мозаики при Академии изящных искусств.

В России мозаика впервые упоминается в XI веке, в связи со строительством Софийского собора в Киеве.

В XVIII веке великий русский ученый М.В.Ломоносов заинтересовался мозаикой, изучил ее технику и технологию изготовления цветного стекла смальты, основал свою мозаичную мастерскую. Вместе со своими учениками он выполнил несколько работ, в том числе знаменитую «Полтавскую баталию» в петербургской Академии наук. После смерти Ломоносова мозаичная мастерская прекратила свою деятельность.

Повод для возрождения этого искусства в Росси в XIX веке – художественное убранство Исаакиевского собора, в котором можно увидеть 62 мозаики общей площадью более 600 кв. метров. Идея о постепенной замене живописи на мозаику появилась у Монферрана, видимо, еще в то время, когда он понял, что в Исаакиевском соборе невозможно создать летом и зимой постоянные температуру и влажность – главное условие сохранности живописного убранства. Укрепился он в ней после своей поездки в Европу, когда увидел и оценил итальянские мозаики. (Иллюстрация 2)

В 1840-х годах императорская Академия художеств рассмотрела проект создания в Санкт-Петербурге мозаичного заведения, предложенный куратором русских пенсионеров в Риме П.Н.Кривцовым и академиком Г.-Ф.Веклером. Наконец, последнее слово было за Николаем I. Путешествуя по Италии в 1846 году, император обратил внимание на мозаичные иконы в одном из римских соборов и принял решение о замене живописи Исаакиевского собора на мозаику.

Четыре русских пенсионера Академии художеств – В.Е.Раев, Е.Г.Солнцев, И.С.Шаповалов и С.Ф.Федоров отправились в Рим изучать мозаичное дело в мастерской Барбери. Их учителями стали итальянцы Р.Кокки и Л.Рубиконди, которые в 1851 году вместе с учениками переехали в Петербург. Сюда же были приглашены смальтовары братья Джустиано и Леопольдо Бонафеде. После обучения в Италии русские мастера привезли исполненные ими мозаичные работы: икону «Св. Николай», копию пола в Отриколи и изображения голов четырех евангелистов (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже).

В созданном при Академии художеств мозаичном заведении было налажено

производство смальты – сплава стекла с металлическими красителями. В зависимости от состава и содержания компонентов возможно получение смальты различных оттенков цвета: розового и фиолетового (при помощи соединений золота), красного и зеленого (соединения меди), синего и голубого (соединения кобальта). (Иллюстрация 3)

Русские смальтовары добились значительных успехов. Кроме основных тонов, ими были получены так называемые смальты отражательного огня, состоящие из нескольких цветовых оттенков, переходящих из одного в другой, или имеющих пеструю окраску с прожилками. Именно благодаря новым смальтам возможности русских мозаичистов по точному воспроизведению живописных оригиналов значительно возросли.

Мозаичные работы для Исаакиевского собора начались в 1851 году и продолжались до 1917 года.

В европейском искусстве середины XIX века определился приоритет римского набора мозаики: кусочки смальты правильной геометрической формы на гипсовом грунте наносятся на твердое основание. Это было особенно удобно при изготовлении копий живописных произведений.

Не менее важным было производство «золотой канторели», смальты для набора фона мозаичных икон. Для ее изготовления на стеклянную пластину выкладывали листки сусального золота, заливали его расплавленным прозрачным стеклом и после этого прессовали – золото прочно спаивалось со стеклом. (Иллюстрация 4)

Набирали мозаику следующим образом: окантованный металлической рамой деревянный ящик покрывали гипсом, и на него через кальку переносили контуры живописного оригинала. По кусочкам, скалывая гипс, заменяли его смальтой, подбирая ее по контуру и цвету живописного оригинала и укрепляя на специальной мастике. Кусочки смальты плотно подгонялись друг к другу, затем мозаику переворачивали, предварительно обертывая тканью, чтобы набор не рассыпался, очищали от мастики и заливали цементным раствором. Лицевая поверхность картины шлифовалась, полировалась, швы между смальтой тонировались цветным воском.

Первыми были изготовлены мозаики первого яруса главного иконостаса по оригиналам Т.А.Неффа. Интересны работы «Св.Екатерина» А.Н.Фролова, Э.Линдблата и Ф.Гартунга, а также «Св. Николай» И.С.Шаповалова, М.П.Муравьева и М.И.Щетинина. Мозаичными копиями заменили иконы второго яруса главного иконостаса, а также «Страсти Господни» и четыре евангелиста.

Блестящий образец мозаичного копирования – икона «Тайная вечеря», выполненная в 1879-1887 годах И.П.Кудриным, И.А. Лаверецким, М.П. Муравьевым, И.А.Пелевиным и Н.Ю.Силивановичем. В ее композиции чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи. Живописный оригинал С.А.Живаго и его мозаичная копия, несмотря на внешнее сходство со Священным Писанием, на самом деле имеет с ним мало общего. В отличие от текста Евангелия, сцена показана не в корчме, а скорее в дворцовом зале. В своем произведении Живаго сумел передать всю гамму чувств апостолов к любимому Учителю – от наивно-доверчивой любви до предательства. Нет в картине библейских мотивов прощания Господа с учениками, совершения таинства евхаристии. Канонический сюжет позволил художнику выразить свое отношение к поступкам людей. (Иллюстрация 5)

«Тайная вечеря» выполнена с применением метода оптического смешения цветов.

Для получения нужного оттенка кусочки смальты разных цветов подбирались так, чтобы на расстоянии их цвета сливались в нужный тон. Это особенно заметно на примере плаща Иуды: при ближайшем рассмотрении оказывается, что его белый цвет состоит из смальты самых разных оттенков – зеленоватых, желтоватых и голубоватых.

В мозаиках Исаакиевского собора прекрасно воспроизводятся и холодный блеск металла, и атласные одежды, и живое тепло человеческих рук. Чтобы передать все богатство красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12 000 цветов и оттенков.

По технике набора мозаики иконостасов отличаются от работ более позднего времени. Так, «Апостол Петр», предназначенный для барабана купола, выполнен несколько иначе. Его поверхность не заполирована, и расположенные под разными углами кусочки смальты образуют живую неровную поверхность, создают игру света на гранях. (Иллюстрация 6)

В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне мозаики Исаакиевского собора получили высокую оценку. Специалисты отмечали, что у русских изготовление смальты «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе». Большинство мозаик Исаакиевского собора отличает совершенство технического исполнения.

Мозаика на полу исаакиевского собора








  • История создания Спаса на Крови
  • Проектирование и строительство
  • Архитектура
  • Каменное убранство
  • Мозаика

Мозаика

Исключительную роль в создании художественного образа храма-памятника играет мозаичное убранство, являющееся одним из крупнейших собраний монументальной мозаики Европы. Общая площадь мозаичной коллекции превышает 7 000 квадратных метров. За право исполнения мозаик для храма-памятника соревновались известные итальянские фирмы: «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати и «Societa Mussiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер», мозаичное отделение Академии художеств и основанная в 1890 году частная мастерская Александра и Владимира Фроловых. По итогам конкурса победу одержала мастерская Фроловых. С 1896 по 1907 годы ее мастера, искусно владевшие техникой «обратного» или «венецианского» набора, исполнили свыше 600 икон и мозаичных композиций, декорирующих фасады и интерьер. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника. Среди них известные живописцы Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов.


Фасады собора украшает свыше 160 мозаичных композиций, икон и вставок, привлекающих звучностью и разнообразием цветовых сочетаний. В многочисленных кокошниках представлены образы русских святых, среди них св. князья: Владимир, его сыновья Борис и Глеб, Михаил Черниговский и боярин Федор. Приоритетное место, центр западного фасада колокольни, отдано образу Александра Невского – святому, с которым связан тезоименитством Александр II.


Колокольня возведена над местом смертельного ранения императора и отличается насыщенностью декора. Ее центральную часть оформляет мозаичное собрание из 134 геральдических изображений, получивших название гербов. Они представляют российские губернии, области, города, жители которых внесли пожертвования на строительство храма. Наряду с художественными достоинствами геральдическую коллекцию храма отличает историческая ценность.


В основании колокольни – рельефный мраморный крест с мозаичным распятием Спасителя – аллегория жертвенного подвига царя-мученика. По сторонам от креста – образы святого преподобного Зосимы Соловецкого и святой преподобной мученицы Евдокии, поминаемых в дни рождения и кончины Александра II.


В тимпанах четырех крылец, примыкающих к западному фасаду здания, находит отображение тема «Страстного цикла»: «Несение Креста», «Распятие», «Снятие с Креста» и «Сошествие во ад». Автор эскизов мозаичных композиций В. Васнецов сумел необычайно правдиво передать душевное и эмоциональное состояния участников голгофской трагедии.

Сакральное событие «Воскресение Христово», отвечающее названию храма-памятника, отражено в одноименной мозаике фронтона северного фасада. На фоне мерцающего золотого проема гробницы предстает образ воскресшего Спасителя с высоко поднятым крестом – знамением торжества жизни над смертью. Символично и виднеющееся вдали предрассветное небо, закрытое грозовыми тучами, но уже с обозначенной полоской зари – знаком всепобеждающей веры. Автор мозаики легко узнаваем по поэтическому почерку и лирической ноте, присущим только М. Нестерову.


В Спасе на крови впервые в истории русской архитектуры мозаика стала доминантой пространства интерьера. В соответствии с живописной программой крестово-купольных соборов XVII века мозаичные иконы и орнаменты в определенном ритме заполняют поверхности пилонов и стен, плавно переходя в изогнутые поверхности арок, сводов и плафонов куполов. Красочные, неповторимые орнаменты – это одна из особенностей оформления, эмоционально усиливающих образное восприятие храма-памятника.

В плафоне центрального купола представлено изображение Пантократора, в образе которого воплощена идея Спасителя.


Живописное решение образа принадлежит Н. Харламову, создавшему для собора 42 композиции, в том числе и образы, расположенные в плафонах четырех малых куполов: «Богоматерь», «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил» и «Иоанн Креститель». Произведения художника ярки и монументальны. Как правило, он использовал приемы византийского письма, где фронтальность, симметрия, статика служили средствами выражения внутреннего величия образа.

Стены центральной части храма воспринимаются яркими иллюстрациями христологического цикла. Его открывает сцена «Благовещение».


Подобно аналогам в древнерусских храмах, композиция заняла два алтарных пилона солеи. В ее правой нижней части на фоне Иерусалимского храма изображена стоящая у колодца Богородица, освещенная лучами. В левой верхней части, на фоне виднеющегося пейзажа Палестины – летящий с посохом Архангел Гавриил, сообщающий Марии благую весть о рождении будущего Спасителя. Масштабность и необычность композиционного расположения главных персонажей создают ощущение свободы декоративного решения, выделяя мозаику среди окружающих образов.

Дальнейшее евангельское повествование получает освещение в мозаичных композициях южной стены: «Встреча Марии с Елизаветой», «Рождество Христово» и последующие за ним события – «Явление Ангелов пастырям» с вестью о рождении Богомладенца, «Поклонение волхвов божественному Младенцу», «Явление Ангела во сне Иосифу», до знакового события «Крещение Христа». Мозаичные образы решены в стилистике академического искусства, с привлечением элементов жанра.

На северной стене расположены мозаики, иллюстрирующие сюжеты Нового Завета – чудесные исцеления Спасителем кровоточивой, слепого, двух слепых, бесноватого юноши, сухорукого. В основу построения большинства из них положена определенная композиционная схема: слева группа апостолов во главе с Христом, справа исцеляемые и очевидцы свершаемого чуда. Исключение представляет мозаика «Хождение по водам», исполненная по оригиналу А. Рябушкина. Основа сюжета – описанное в евангелиях событие в назидание всем сомневающимся в Христе. В центре, среди разбушевавшейся водной стихии, – фигура Спасителя; с укором подает Он руку разуверившемуся в Его Божественности, охваченному ужасом апостолу Петру, наполовину погрузившемуся в морскую пучину. В мозаике доминируют два цвета – синий и красный, но в силу своего дарования художник сумел добиться особой звучности красочного решения.


Драматические события, предваряющие крестные муки Христа – «Моление о чаше», «Христос перед Каиафой», «Предательство Иуды», «Христос перед Пилатом» – воспроизведены в мозаиках западных пилонов, фланкирующих место ранения императора. Мозаичные образы мемориальной части храма «Распятие Христа», «Положение во гроб», «Сошествие во ад» представлены в изложении талантливого художника-монументалиста Василия Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя. Ключевым в мозаичном оформления мемориальной части храма является образ «Положение во гроб», отмеченный насыщенностью эмоционального звучания.


Доминанта мозаичного оформления алтаря – величественный образ Иисуса Христа, представленный в композиции «Христос во славе». Одна из самых значительных мозаик храма-памятника как по содержанию, так и по исполнению. Сложная по композиции, мозаика органично заполняет поверхность алтарного свода, согласуясь с архитектоникой храма. Спаситель предстает во всей полноте своей Славы, как Властитель, олицетворяющий единство мира горнего и земного.


В отличие от монументальных произведений куполов и сводов, исполненных мастерами Фролова, мозаичные иконы сени, киотов, иконостаса – станковые произведения. Они были созданы Императорской Академией художеств и немецкой фирмой «Пуль и Вагнер» «репродукционным» способом, позволяющим детально копировать живописный оригинал с сохранением всех его цветовых и световых эффектов. Немецкие мастера исполнили набор четырех образов: «Св. князь Владимир», «Св. Мария Магдалина», «Св. царица Александра» и «Свт. Николай Чудотворец». Мозаики набраны смальтой мелкого модуля, удивительно точно подобранной по форме и цветовому решению. Мозаичисты Академии, виртуозно владевшие техникой набора, исполнили образы для иконостаса, сени, киотов. Четыре иконы – «Спаситель» и «Богоматерь», традиционно расположенные по сторонам от Царских врат, и клиросные «Св. Александр Невский» и «Воскресение Христа» – набраны смальтой «отражательного огня». Ее краски отличались глубиной цвета и богатством оттенков. Автор двух первых работ В. Васнецов, чьи росписи во Владимирском соборе в Киеве служили эталонами для живописного убранства православных храмов на рубеже XIX – начала XX вв.



Исполнитель эскизов мозаик для киотов – М. Нестеров. Его работы отличаются гармонией красок и лирическим настроем. Творческой удачей мастера стал образ святого Александра Невского. Благоверный князь, отрешенный от всего земного, молится в домовой церкви. Цветовая гамма мозаики безукоризненна, великолепно передан блеск доспехов и оружия, тепло горящей свечи. В углу иконы сквозь окно на фоне золотого заката виднеются главки церкви, придающие иконе национально-лирический колорит.


Бесспорное украшение иконостаса – 12 миниатюрных икон афонских святых. Образы предназначались для ковчега дарохранительницы храма Христа Спасителя в Москве, но по решению Александра III переданы храму Воскресения Христова, где украсили столбики, фланкирующие царские врата.


Прототипами образов стали фресковые изображения святых одного из Афонских монастырей в Греции. Иконы исполнены в 1861 году в мастерской Академии художеств, в технике «на скол». Сохраняя специфику монументального произведения, миниатюрные образы включают до 20 тысяч смальтовых частиц.

Мастерство русских живописцев и высокий профессионализм мозаичистов обеспечили выразительность многим произведениям храма-памятника, а использование различных способов набора мозаики позволило создать образы евангельской истории от масштабных декоративных композиций до миниатюр. Все они органично вошли в коллекцию Спаса на крови, представляя различные направления русского и европейского мозаичного искусства конца XIX – начала XX веков.

Мозаики Исакиевского собора

Только в Исаакиевском соборе можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840 - 1850 годов. Цикл росписей и картин посвящен библейским и евангельским сюжетам. Их создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, хотя привлекались и менее известные мастера.

В храме - 103 стенные росписи и 52 картины на холсте. Создавали их 22 художника: В.К.Шебуев, Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.Т.Марков, Н.М.Алексеев, П.В.Басин, Э.Плюшар, Ф.С.Завьялов, П.М.Шамшин, Ф.П.Брюллов, Т.А.Нефф, К.Штейбен, В.Сазонов, Н.Майков, К.А.Молдавский, Ч.Муссини, С.А.Живаго, А.Е.Бейдеман, Х.Дузи, Ф.Рисc, И.К.Дорнер и А.Никитин.
Общий проект живописи в соборе подготовил О.Монферран в соответствии с пожеланиями Святейшего Синода и лично императора Николая I.
Устанавливалась строгая последовательность в работе: художник обязан был за 4 месяца сделать эскиз, исполнить картон в натуральную величину, и после этого приступить к написанию картины. Эскизы оценивались Монферраном, Синодом, Советом Академии художеств и императором.
В целом живопись собора отражает принципы русской академической школы.
Помимо соблюдения канонов, в трактовке сюжетов и персонажей заметно влияние романтических тенденций, часто связанных с мироощущением художника.

Монументально-декоративная живопись органично связана с архитектоникой интерьера - аттиком, сводами, главным и малыми куполами.
Своеобразна техника исполнения росписей: масляными красками по штукатурке, покрытой маслянистым грунтом по системе французских химиков Д Арсе и Тенора (одна часть воска, три части вареного масла и 1/10 часть свинцовой окиси). Штукатурку пропитывали горячим грунтом, затирали пемзой и покрывали белилами на масле.
Живописными работами в Исаакиевском соборе руководил крупнейший представитель русской академической школы, ректор Академии художеств Василий Кузьмич Шебуев.

М.В. Ломоносов изучил технику мозаики и технологию изготовления цветного стекла смальты, основал свою мозаичную мастерскую. Вместе со своими учениками он выполнил несколько работ, в том числе знаменитую "Полтавскую баталию" в петербургской Академии наук. После смерти Ломоносова мозаичная мастерская прекратила свою деятельность.
Повод для возрождения этого искусства в Росси в XIX веке - художественное убранство Исаакиевского собора, в котором можно увидеть 62 мозаики общей площадью более 600 кв. метров.
Идея о постепенной замене живописи на мозаику появилась у Монферрана, видимо, еще в то время, когда он понял, что в Исаакиевском соборе невозможно создать летом и зимой постоянные температуру и влажность - главное условие сохранности живописного убранства. Укрепился он в ней после своей поездки в Европу, когда увидел и оценил итальянские мозаики.
В 1840-х годах императорская Академия художеств рассмотрела проект создания в Санкт-Петербурге мозаичного заведения, предложенный куратором русских пенсионеров в Риме П.Н.Кривцовым и академиком Г.-Ф.Веклером. Наконец, последнее слово было за Николаем I. Путешествуя по Италии в 1846 году, император обратил внимание на мозаичные иконы в одном из римских соборов и принял решение о замене живописи Исаакиевского собора на мозаику.
Четыре русских пенсионера Академии художеств - В.Е.Раев, Е.Г.Солнцев, И.С.Шаповалов и С.Ф.Федоров отправились в Рим изучать мозаичное дело в мастерской Барбери. Их учителями стали итальянцы Р.Кокки и Л.Рубиконди, которые в 1851 году вместе с учениками переехали в Петербург. Сюда же были приглашены смальтовары братья Джустиано и Леопольдо Бонафеде.
После обучения в Италии русские мастера привезли исполненные ими мозаичные работы: икону "Св. Николай", копию пола в Отриколи и изображения голов четырех евангелистов (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже).
В созданном при Академии художеств мозаичном заведении было налажено производство смальты - сплава стекла с металлическими красителями. В зависимости от состава и содержания компонентов возможно получение смальты различных оттенков цвета: розового и фиолетового (при помощи соединений золота), красного и зеленого (соединения меди), синего и голубого (соединения кобальта).
Русские смальтовары добились значительных успехов. Кроме основных тонов, ими были получены так называемые смальты отражательного огня, состоящие из нескольких цветовых оттенков, переходящих из одного в другой, или имеющих пеструю окраску с прожилками. Именно благодаря новым смальтам возможности русских мозаичистов по точному воспроизведению живописных оригиналов значительно возросли.
Мозаичные работы для Исаакиевского собора начались в 1851 году и продолжались до 1917 года.
В европейском искусстве середины XIX века определился приоритет римского набора мозаики. Не менее важным было производство "золотой канторели", смальты для набора фона мозаичных икон. Для ее изготовления на стеклянную пластину выкладывали листки сусального золота, заливали его расплавленным прозрачным стеклом и после этого прессовали - золото прочно спаивалось со стеклом.

Набирали мозаику следующим образом: окантованную металлической рамой бетонную плиту покрывали гипсом, и на него через кальку переносили контуры живописного оригинала. По кусочкам, скалывая гипс, заменяли его смальтой, подбирая ее по контуру и цвету живописного оригинала и укрепляя на специальной мастике. Кусочки смальты плотно подгонялись друг к другу, затем мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали цементным раствором. Лицевая поверхность картины шлифовалась, полировалась, швы между смальтой тонировались цветным воском.
Первыми были изготовлены мозаики первого яруса главного иконостаса по оригиналам Т.А.Неффа. Интересны работы "Св.Екатерина" А.Н.Фролова, Э.Линдблата и Ф.Гартунга, а также "Св. Николай" И.С.Шаповалова, М.П.Муравьева и М.И.Щетинина.
Мозаичными копиями заменили иконы второго яруса главного иконостаса, а также "Страсти Господни" и четыре евангелиста.
Блестящий образец мозаичного копирования - икона "Тайная вечеря", выполненная в 1879 - 1887 годах И.П.Кудриным, И.А.Лаверецким, М.П.Муравьевым, И.А.Пелевиным и Н.Ю.Силивановичем. В ее композиции чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи.

Живописный оригинал С.А.Живаго и его мозаичная копия, несмотря на внешнее сходство со Священным Писанием, на самом деле имеет с ним мало общего.
В отличие от текста Евангелия, сцена показана не в корчме, а скорее в дворцовом зале. В своем произведении Живаго сумел передать всю гамму чувств апостолов к любимому Учителю - от наивно-доверчивой любви до предательства. Нет в картине библейских мотивов прощания Господа с учениками, совершения таинства евхаристии. Канонический сюжет позволил художнику выразить свое отношение к поступкам людей.
"Тайная вечеря" выполнена с применением метода оптического смешения цветов. Для получения нужного оттенка кусочки смальты разных цветов подбирались так, чтобы на расстоянии их цвета сливались в нужный тон. Это особенно заметно на примере плаща Иуды: при ближайшем рассмотрении оказывается, что его белый цвет состоит из смальты самых разных оттенков - зеленоватых, желтоватых и голубоватых.
В мозаиках Исаакиевского собора прекрасно воспроизводятся и холодный блеск металла, и атласные одежды, и живое тепло человеческих рук. Чтобы передать все богатство красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12 000 оттенков цвета.
По технике набора мозаики иконостасов отличаются от работ более позднего времени. Так, "Апостол Петр", предназначенный для барабана купола, выполнен несколько иначе. Его поверхность не заполирована, и расположенные под разными углами кусочки смальты образуют живую неровную поверхность, создают игру света на гранях.
В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне мозаики Исаакиевского собора получили высокую оценку. Специалисты отмечали, что у русских изготовление смальты "доведено до такого совершенства, как нигде в Европе".
Большинство мозаик Исаакиевского собора отличает совершенство технического исполнения.

Исаакиевский собор был освящен и открыт в 1858 году, но уже в 1870-е годы ему потребовалась реставрация. Большая масса этого здания, разновременность постройки восточной (ринальдиевской) и западной частей храма, а также то, что портики воздвигались раньше стен, привели к неравномерной осадке и деформации отдельных частей сооружения.

Кроме того, начался естественный процесс выветривания мраморной облицовки. Все это потребовало проведения длительных и трудоемких ремонтных и реставрационных работ, которые начались, по существу, еще на завершающем этапе строительства собора в 1840-х годах. Тогда Монферрану пришлось дополнительно укреплять основания колонн портиков и частично заменить мраморную облицовку фасадов.
В дальнейшем подобные работы не прерывались, та или иная часть здания постоянно находилась в лесах.

Во второй половине двадцатого века начались реставрационные работы, затонувшие мозаики в иконостасах. Цветное стекло смальта - долговечный материал. Мозаики очистили от копоти, промыли, обработали открытые швы воском, затем отполировали войлоком и фетром.
Хуже сохранились мозаики в парусах. Здесь смальта частично отошла от кирпичной кладки, и ее пришлось заново укреплять цементным раствором.

С самого начала строительства собор постоянно находится в строительных лесах. Это привычный образ для петербуржцев, когда, хотя бы малая часть собора окружена строительными лесами, или закрыта сеткой. Существует поверье, что полное отсутствие ремонтных сооружений является предвестником больших несчастий. Полностью строительные леса были сняты дважды за всю историю города: в 1917 и в 1941 годах.

Сказочный мрамор Исаакиевского собора! Фото крупным планом. Любуемся :)

Когда живешь в самом красивом городе, ты привыкаешь к этой нереальной окружающей тебя архитектуре. И уже пробегаешь, не останавливаясь мимо дворцов, особняков, парков. И все потому, что личные бытовые дела кажутся тебе такими важными и срочными! Это жизнь…

Но есть у меня одно исключение, точнее два, назову их - это Исаакиевский собор и Казанский .

Не было ни одного случая в моей жизни, когда бы я шла мимо, и не остановила свой взгляд, не полюбовалась на эти соборы, не позавидовала сама себе, что живу в таком потрясающем городе :). Отношение у меня к ним двоякое, но то, что они вызывают у меня какой-то неподдающийся описанию трепет и восторг – это заявляю с уверенностью.

В эти выходные я, совершенно неожиданно для самой себя, зашла в Исаакиевский. Знаете, когда бежишь по делу и, вроде бы, никакие музеи на твоем пути не должны попадаться и, вдруг…. Очень хочется зайти и полюбоваться на нереальную красоту!

Мне повезло, что в эти выходные в Исаакиевском соборе практически не было посетителей. Ну, как не было? Сравниваю с летними днями, когда там столпотворение.

Сегодня хочу рассказать вам и показать то, что мне нравится, чем я восхищаюсь, и что просто не умещается в моем сознании – ну как такое могли придумать и создать люди?

Тема: Камень в отделке Исаакиевского собора

… Однажды приехал в Россию француз по имени Рикар. Мы с вами знаем его сейчас как Монферрана. Да – да, того самого. Он сменил в России свое имя на более звучное, взяв за основу название местности, где учился.

Каким образом он достиг такого уважения и популярности, я не буду сейчас рассказывать – не об этом тема. Но именно ему предложили сделать проект Исаакиевского собора. Он представил 24 рисунка. Надо отдать должное французу за его талант и смекалку – его назначают придворным архитектором.

А теперь о соборе.

Вы, наверное, как и я, были в культурном шоке от колонн собора, когда увидели их в первый раз.

Их 116 штук, самые знаменитые, пожалуй, те самые 48 колонн, которые примыкают к зданию собора со всех его четырех сторон. Огромных, великолепных, впечатляющих!

Они сделаны из выборгского гранита рапакиви. Эту фантастическую работу сделал каменщик Яковлев (у меня в голове не укладывается, как в те времена можно было вырубить из глыбы такое!).

Но, поистине, «голову теряешь» от восхищения, когда заходишь в собор.

Все, что вы видите – это великолепие камней. Моаику, иконы, и все остальное прекрасное и удивительное, я оставляю для следующих своих тем.

Великолепие, созданное руками человека и по его задумке. Первое, на что обращаешь внимание, это малахитовые (ярко зеленые) и лазуритовые (темно-синие) колонны, те, что находятся около иконостаса.

Продолжаю перечислять материалы, что использовались в оформлении собора: итальянский и французский мрамор, порфир, сланец, золото, бронза, рускеальский мрамор.

Темно-красный порфир, что добывали у берегов Онежского озера!

Стены храма украшены розовым тивдийскким, сиенским желтым и генуэзским зеленым мрамором.

А колонны выполнены из розового финского гранита.

Как я уже сказала, в отделке собора использовали тивдийский мрамор, который добывали недалеко от Петрозаводска. У него очень богатая палитра – от светло-розового до красного цвета.

Из-за высокого содержания кварца это невероятно сложный в обработке камень. И тут опять надо отдать должное нашим русским мастерам!

Очень хрупкая и, потому очень сложная в обработке соломенская брекчия. И опять хвала мастерству русских умельцев!

Иконостас облицован белоснежным мрамором. Если будете в соборе, обязательно обратите внимание на резьбу по мрамору. Это тонкая работа тоже русских умельцев.

Хотите знать, сколько было потрачено на украшение храма ценных и благородных материалов?

400 килограммов золота, 500 килограммов лазурита, а малахита 16 тонн!

Колонны из малахита главного алтаря Исаакиевского собора это «Песнь малахиту»! Их созданию мы обязаны Монферрану. Когда-то он сделал в особняке Демидовых малахитовый зал. И именно тогда, можно сказать, что влюбился в этот камень.

На строительство храма Монферран заказал Демидову 1500 пудов малахита. Поговаривают, что именно этот заказ привел к «обвалу рынка» малахита и Демидов истратил все свои запасы камня. Цена на него упала, и этот бизнес стал невыгоден.

На отделку в соборе я начала обращать внимание совсем недавно, посетив собор раз так в …дцатый. Это когда проходит первый шок после посещения Исаакия, и ты уже можешь рассматривать отдельные детали, и в который раз уже поражаться искусству людей, их таланту, фантазии, мастерству.

Читайте также: