Как определить углы наклона растяжек к полу вагона

Обновлено: 19.05.2024

lмв - расстояние между наружными плоскостями внутренних торцовых дверей сцепленных полувагонов (равное для четырехосных полувагонов 1750 мм).

§ 35. Поперечная устойчивость вагонов проверяется в случаях, когда центр тяжести вагона с грузом (ЦТо) находится на расстоянии от УГР более 2300 мм или наветренная поверхность четырехосного вагона с грузом превышает 50 м2, а на сцеп с опорой длинномерного груза на два вагона - 80 м2.

Высота общего центра тяжести вагона с грузом (ЦТо) (рис. 1.11)

где - вес единицы груза, кг; Qт - тара вагона, кг; - высота центра тяжести единицы груза (ЦТгр) над уровнем верха головки рельсов, мм; - высота центра тяжести (ЦТв) порожнего вагона, мм (табл. 1.26).

Поперечная устойчивость груженого вагона или сцепа обеспечивается, если удовлетворяется неравенство

(Рц + Рв)/Рст  0,5, (34)

где Рст - статическая нагрузка от колеса на рельс, т:

пк - число колес грузонесущих вагонов; пв - число грузонесущих вагонов; b - поперечное смещение общего центра тяжести груза (ЦТгр) от вертикальной плоскости, в которой лежит продольная ось вагона, м; bо - дополнительное поперечное смещение общего центра тяжести длинномерного груза (ЦТ) на сцепе при прохождении кривых, м:

знак (+) принимается при смещении опор наружу сцепа от середины грузонесущих вагонов; знак (-) - внутрь; lс - расстояние между серединами грузонесущих вагонов сцепа, м; lo - расстояние от опоры до середины грузонесущего вагона, м; Rp - расчетный радиус кривой, принимаемый при максимальной скорости движения поездов 90 км/ч - 840 м, при 100 км/ч - 1000 м; 2S = 1,580 м - расстояние между кругами катания колесной пары; fок - увеличение ширины опорного контура вагонов сцепа при прохождении кривых расчетного радиуса:

lнш - расстояние между осями шкворней наружных тележек сцепа вагонов, м; lвш - расстояние между осями шкворней внутренних тележек грузонесущих вагонов сцепа, м.

Высота ЦТ порожнего вагона над уровнем головки рельса, м

Статическая нагрузка Рст при несимметричном размещении груза в вагоне определяется для менее нагруженной тележки вагона по формулам:

при смещении груза вдоль вагона

при одновременном смещении груза вдоль и поперек вагона

где - число колес тележки вагона; - общий вес груза в вагоне, т; lсм - продольное смещение, мм, общего центра тяжести грузов (ЦТ) от вертикальной плоскости, в которой находится поперечная ось вагона.

Дополнительная вертикальная нагрузка на колесо от действия центробежных сил Рц и ветровой нагрузки Рв:

где W - равнодействующая ветровой нагрузки, действующей на части груза, выступающие за пределы кузова вагона, тс; h - высота приложения равнодействующей сил ветра над уровнем головки рельса, м; р - коэффициент, учитывающий ветровую нагрузку на кузов и тележки грузонесущих вагонов и поперечное смещение общего центра тяжести грунт (ЦТ) за счет деформации рессор; q - коэффициент, учитывающий увеличение ширины опорного контура вагонов сцепа и смещение ЦТ длинномерного груза при прохождении кривых участков пути.

Значения р и q приведены в табл. 1.26.

Штучные и тяжеловесные с плоскими опорами

Поступательные перемещения вдоль и поперек

Торцовые и боковые стойки, бруски, растяжки и обвязки

Опрокидывание вдоль и поперек вагона

Растяжки и обвязки, подкосы, каркасы, пирамиды

Поступательные перемещения вдоль и поперек вагона

Торцовые и боковые стойки, растяжки и обвязки

Перекатывание вдоль и поперек вагона

Бруски, обвязки, растяжки

Поступательные перемещения вдоль и поперек вагона

Однородные, уложенные штабелями

Продольные перемещения вдоль вагона и поперечный развал штабеля

Боковые стойки, обвязки, щиты, прижимы

Продольные и поперечные перемещения, опрокидывание поперек вагона

Обвязки, растяжки, прижимы, подкосы, упоры

§ 36. Крепление груза устанавливается в зависимости от его конфигурации на основании данных, приведенных в табл. 1.27.

§ 37. Груз от поступательных перемещений закрепляют растяжками, упорными и распорными брусками, обвязками и другими приспособлениями.

Продольное Fпр и поперечное Fп усилия, которые должны восприниматься креплением, определяются по формулам:

где п - коэффициент, значения которого принимаются равными 1,0 при разработке способов размещения и крепления грузов, включаемых в сетевые или местные технические условия, и 1,25 для способов перевозки грузов, утверждаемых отделениями дорог.

Эти усилия могут восприниматься как одним видом крепления, так и сочетанием нескольких видов:

где - доли продольного или поперечного усилия, воспринимаемые соответственно растяжками, брусками, обвязками и др.

§ 38. При разработке способов крепления грузов целесообразно обеспечивать их продольную устойчивость одним видом крепления.

Усилие в растяжках при расчете крепления грузов на одиночных вагонах и сцепах с учетом увеличения сил трения от вертикальных составляющих усилия в креплении определяется по формулам (рис. 1.12):

для первого сочетания сил

для второго сочетания сил

где , - усилия в растяжке; , - количество растяжек, работающих одновременно в одном направлении; a - угол наклона растяжки к полу вагона; пр, bп - углы между проекцией растяжки на горизонтальную плоскость и продольной и поперечной осями вагона.

Количество нитей проволоки в растяжке или ее сечении определяется по большему усилию или . В случаях применения растяжек, предназначенных для работы только в одном направлении (продольном или поперечном), расчет растяжек производится от действия сил только первого или только второго сочетания.

§ 39. Бруски к вагону могут крепиться гвоздями, болтами и др. Число гвоздей для крепления бруска определяется по формулам:

где , - число упорных или распорных брусков, одновременно работающих в одном направлении; Rгв - допускаемая нагрузка на один гвоздь (принимается по табл. 1.31).

§ 40. Усилие в обвязке для крепления груза, размещаемого на одиночных вагонах или сцепах, от продольного или поперечного смещения

где nоб - число обвязок.

§ 41. Кроме поступательных перемещений, грузы в процессе перевозки могут подвергаться опрокидыванию. Коэффициент запаса устойчивости груза от опрокидывания определяется по формулам:

вдоль вагона (рис. 1.13)

поперек вагона (рис. 1.14)

где , - кратчайшее расстояние от проекции центра тяжести груза (ЦТгр) на горизонтальную плоскость до ребра опрокидывания соответственно вдоль и поперек вагона, мм; hцт - высота центра тяжести груза (ЦТгр) над полом вагона или плоскостью подкладок, мм; , - высота соответственно продольного и поперечного упора от пола вагона или плоскости подкладок, мм; - высота центра проекции боковой поверхности груза от пола вагона или плоскости подкладок.

Грузы (панели, фермы и др.), которые при размещении в вагонах без дополнительных приспособлений подвержены опрокидыванию и при этом повреждают вагоны, следует перевозить на открытом подвижном составе с использованием специальных металлических кассет, каркасов и пирамид, параметры и конструкция которых должны быть обоснованы расчетами. Без этих устройств указанные грузы могут перевозиться только после соединения в монолитный блок, который не подвержен опрокидыванию. Для скрепления грузов в блок следует использовать уголки, швеллеры и другие профили сталей, болтовые и сварные соединения.

Если коэффициент запаса устойчивости груза от опрокидывания в одном из направлений (продольном или поперечном) находится в пределах 0,8 - 1,0, то от поступательных перемещений груз рекомендуется удерживать одним типом крепления, например брусками, а от опрокидывания - другим креплением, в качестве которого могут применяться растяжки. При перевозке грузов, подверженных опрокидыванию поперек вагона, следует стремиться к установке растяжек таким образом, чтобы проекция растяжки на пол вагона была перпендикулярна к его продольной оси, а место закрепления растяжек на грузе находилось в верхней части груза.

Усилие в растяжках определяется с учетом действия только поперечной горизонтальной инерционной силы и ветровой нагрузки.

Если коэффициент запаса устойчивости груза от опрокидывания вдоль или поперек вагона равен 1,01 - 1,25, то груз может закрепляться растяжками, одновременно воспринимающими продольные и поперечные нагрузки. Число нитей проволоки в растяжке или ее сечение должно определяться по наибольшему суммарному усилию, возникающему в растяжке от поступательных перемещений и опрокидываний вдоль или поперек вагона.

В этом случае усилие в растяжке от поступательных перемещений подсчитывается по формулам (45) и (46), а от опрокидывания - по формулам (52) и (53).

Перевозка грузов, подверженных опрокидыванию одновременно вдоль и поперек вагона, должна осуществляться только с использованием специальных устройств (каркасов, пирамид, рам и др.), полностью предотвращающих их опрокидывание.

Усилие в креплении грузов, подверженных опрокидыванию (растяжках), определяется по формулам:

в продольном направлении

в поперечном направлении

где g - угол между проекцией растяжки на продольную вертикальную плоскость и растяжкой;  - угол между проекцией растяжки на поперечную вертикальную плоскость и растяжкой; lпер, bпер - проекции кратчайшего расстояния от ребра опрокидывания до растяжки соответственно на продольную и поперечную вертикальные плоскости; , - число растяжек; п - коэффициент, значения которого принимаются равными: 1,0, если запас устойчивости груза от опрокидывания 1,0 и более; 1,25, если запас устойчивости груза от опрокидывания менее 1,0.

§ 42. Грузы цилиндрической формы и на колесном ходу закрепляются от перекатывания упорными брусками совместно с обвязками или растяжками (рис. 1.15 и 1.16). В этом случае число гвоздей для крепления одного упорного бруска определяется по формулам:

Усилие в обвязке

где - число обвязок; D - диаметр груза.

§ 43. Площадь сечения растяжек (обвязок)

где R - усилие в растяжке (обвязке), кгс; [s] - допускаемые напряжения (принимаются в зависимости от марки стали по табл. 1.29).

§ 44. Расчет подкладок и досок пола вагона на допускаемые напряжения изгиба, сжатия (смятия) производится по формулам:

где - нагрузка на подкладку от веса груза и вертикальной составляющей усилия в креплении, кгс; - вертикальная инерционная сила, действующая на подкладку, кгс; So - проекция площади опирания груза на одну подкладку на горизонтальную плоскость, см2; М - изгибающий момент, кгс · м; W = bh2/6 - момент сопротивления изгибу бруска прямоугольного сечения, см3; b - ширина бруска, см; h - высота бруска, см.

Для настила пола платформы применяются сосновые или еловые доски первого сорта толщиной 48 - 55 мм, шириной 150 мм.

§ 45. При перевозке длинномерных грузов высота подкладок или турникетных опор определяется по формулам:

Масса груза или группы грузов, т

Для других сечений брусков и массы грузов суммарная площадь контакта брусков должна быть проверена расчетом по методике, приведенной в главе 1 настоящих ТУ.

Для обеспечения необходимой площади контакта упорных и распорных брусков с грузом бруски затесывают по месту (рисунок 10,а). Допускается наращивание брусков по высоте установкой подкладок (см. рисунок 10,б) или установка промежуточных упорных брусьев 3 (см. рисунок 10,в). Промежуточный упорный брус прикрепляют к основному брусу не менее, чем четырьмя гвоздями.

Установка упорных брусков

Рисунок 10 - Установка упорных брусков: а) – с подрезом бруска ,

б) - на подкладке), в) - с промежуточным упорным брусом

1 – брус упорный; 2 – доска подкладная, 3 – брус упорный промежуточный

10 Крепление грузов брусками с упором в ложемент допускается только в направлении продольной оси ложемента (рисунок 11). Такое крепление допускается только в поперечном направлении .

Установка упорных брусков

Рисунок 11 – Рекомендуемое крепление груза на ложементе

1 – брус упорный: 2 - обвязка

11 Для крепления грузов от продольных смещений в вагоне допускается использовать наклонные обвязки, которые концами закрепляется за увязочные устройства вагона, а средней частью охватывает торцовую часть груза (рисунок 12).

Установка наклонных обвязок

Рисунок 12 – Установка наклонных обвязок для крепления деревянных ящиков: 1-обвязка; 2 – брусок; 3 – скоба строительная

При использовании для крепления груза такой обвязки, в каркас ящика забивают строительные скобы из прутка диаметром 8. 10 мм. Скобу снизу подкрепляют вертикально установленным бруском сечением не менее 50 х 100 мм. Брусок устанавливают в распор между скобой и полом вагона и прибивают к ящику 4 гвоздями Ø4 х 100 мм.

Между грузами в продольном направлении должны быть установлены распорные рамы. Каждый элемент распорной рамы прибивают к полу платформы не менее чем 3 гвоздями диаметром 5 мм каждый. В полувагоне элементы распорной рамы соединяют строительными скобами из прутка диаметром 8…10 мм или накладными досками сечением не менее 22 х 100 мм.

Длина распорных брусков в распорных рамах от продольных смещений в полувагонах должна быть не более 1700 мм.

12 От поперечных смещений в вагоне груз должен быть закреплен распорными брусками. Бруски устанавливают в распор между боковыми бортами вагона и грузом.

Грузы, имеющие коэффициент запаса устойчивости от опрокидывания 1,1…1,25 закрепляют обвязками из проволоки. При этом каждый груз (группу грузов) массой до 5 т закрепляют двумя поперечными обвязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити, массой от 5…8 т - в четыре нити, массой 8…10 т – в шесть нитей каждая.

При установке грузов или упорных брусьев вплотную к торцовому борту платформыв торцовые стоечные скобы должны быть установлены короткие деревянные стойки (рисунок 13).

Установка груза у торцового борта платформы

Рисунок 13 – Установка груза у торцового борта платформы

1 – стойка; 2 – подкладка выравнивающая; 3 – упорный брусок; 4, 5 – распорные бруски

Приложение N 8. Методика расчета проволочных растяжек различной длины, расположенных под разными углами к полу вагона

При закреплении единичного груза растяжками из проволоки одинакового диаметра, с различным количеством нитей , различных длин и расположения усилие в рассматриваемой i-ой растяжке определяется по формулам:

1. От продольной инерционной силы (рисунок П8.1):

где - усилие в i-ой растяжке от продольной инерционной силы; - количество растяжек, работающих одновременно в одну сторону вдоль вагона; - количество нитей (проволок) в i-ой растяжке; - угол между проекцией i-ой растяжки на горизонтальную плоскость и продольной осью вагона.

2. От поперечной инерционной силы (рисунок П8.2):

где - усилие в i-ой растяжке от поперечной инерционной силы; - количество растяжек, работающих одновременно в одну сторону поперек вагона; - количество нитей (проволок) в i-ой растяжке; - угол между проекцией i-ой растяжки на горизонтальную плоскость и поперечной осью вагона.

3. Расчет выполняется в два этапа. Сначала по методике, изложенной в разделе 10 главы 1 настоящих ТУ, определяют усилие в проволочных растяжках и производят подбор сечения растяжек по таблице 20 настоящей главы. Затем выполняют уточненный расчет в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего приложения.

4. Пример расчета.

К перевозке по НТУ предъявлен груз весом 14,7 т в деревянной ящичной упаковке размером 3500х1600х2500 мм, размещенный на платформе (рисунок П8.3) с деревянным полом, и закрепленный четырьмя парами проволочных растяжек.

В соответствии с выполненными предварительными расчетами имеем:

тс/т; тс/т; тс/т; W=3434 кгс; .

Расчет геометрических параметров и соотношений элементов растяжек целесообразно выполнять в табличной форме (таблица П9.1).

Приложение N 6. Методика расчета проволочных растяжек различной длины, расположенных под разными углами к полу вагона

При закреплении единичного груза большим количеством растяжек, из проволоки одинакового диаметра, с различным количеством нитей (), различных длин () и расположении () без упорных элементов усилие в рассматриваемой i-ой растяжке определяется следующим образом:

От продольного сдвига (рисунок П6.1):

- количество растяжек, работающих одновременно в одну сторону вдоль вагона;

- количество нитей (проволок) в i-ой растяжке;

- угол между проекцией i-ой растяжки на горизонтальную плоскость и продольной осью вагона.

От поперечного сдвига груза (рисунок П6.2):

- количество растяжек, работающих одновременно в одну сторону поперек вагона;

- количество нитей (проволок) в i-ой растяжке;

- угол между проекцией i-ой растяжки на горизонтальную плоскость и поперечной осью вагона.

Данный расчет выполняется в случаях, когда проволочные растяжки отличаются, друг от друга по длине и расположены под разными углами наклона к полу вагона. Расчет выполняется в два этапа. Сначала по методике, изложенной в п. 2.4.5.3 настоящих Правил, определяют усилие в проволочных растяжках и производят по таблице 2.23 подбор сечения растяжек. Затем по предложенной методике выполняют уточненный расчет проволочных растяжек.

Пример расчета проволочных растяжек.

К перевозке предъявлен груз весом 14,7 т в деревянной ящичной упаковке размером 3500х1600х2500 мм, размещенный на платформе (рисунок П6.3) с деревянным полом и закрепленный четырьмя парами проволочных растяжек.

В соответствии с выполненными предварительными расчетами имеем:

тс/т; тс/т; тс/т; W=3434 кгс; .

Расчет геометрических параметров и соотношений элементов растяжек целесообразно выполнять в табличной форме (таблица П6.1).

Глава 1. Требования к размещению и креплению грузов в вагонах и контейнера

1.1. Настоящие Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (далее - "ТУ") устанавливают порядок и условия размещения и крепления грузов в универсальных четырехосных вагонах (полувагоны, платформы) и в контейнерах при железнодорожных перевозках по территории Российской Федерации по железнодорожным путям, имеющим ширину колеи 1520 мм со скоростью движения до 100 км/ч включительно.

1.2. Размещение и крепление грузов, не предусмотренные настоящими ТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными местными техническими условиями размещения и крепления грузов (далее - МТУ), согласно положениям, предусмотренным в пунктах 7.1, 7.2 настоящей главы.

Размещение и крепление грузов способами, не разработанными ТУ и МТУ, должны выполняться в соответствии со способами, установленными непредусмотренными техническими условиями (далее - НТУ) согласно положениям пункта 7.3 настоящей главы.

1.3. При наличии в настоящих ТУ особых требований в отношении отдельных грузов либо их типоразмеров, отличных от общих требований настоящей главы, необходимо руководствоваться положениями соответствующих глав настоящих ТУ.

1.4. Разработка и экспериментальная проверка способов размещения и крепления опасных грузов должны выполняться с учетом требований разделов 7 и 12 настоящей главы. При этом экспериментальная проверка способов размещения и крепления опасных грузов должна проводиться на макетах или натурных образцах с безопасными (инертными) заменителями при условии соответствия (равенства) их массы и габаритных размеров.

1.5. Размещение и крепление грузов, которые по своей массе или габаритным размерам не соответствуют требованиям настоящей главы, следует осуществлять в соответствии с Инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (далее - инструкция).

1.6. Размещение и крепление новых кранов на железнодорожном ходу, перевозимых от заводов изготовителей, а также кранов такого типа, не бывших в употреблении, осуществляется в соответствии с инструкцией о порядке подготовки кранов в составе поездов, утвержденной производителем таких кранов по согласованию с МПС России.

Размещение и крепление съемного навесного оборудования бывших в употреблении кранов такого типа, а также закрепление поворотных выдвигающихся частей кранов, предъявляемых к перевозке без съемного навесного оборудования, осуществляется в соответствии с НТУ, утвержденными в установленном разделом 7 настоящей главы порядке.

1.7. Размещение и крепление грузов, поступающих от железнодорожной администраций других государств, должно соответствовать действующим на железнодорожном транспорте в Российской Федерации требованиям, если иное не установлено международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация.

2. Габариты погрузки

2.1. Размещение на открытом железнодорожном подвижном составе грузов в зависимости от их размеров и крепления должно осуществляться в пределах габаритов погрузки. Виды габаритов погрузки и регионы их применения приведены в таблице 1.

Вид габарита погрузки

Номер рисунка, таблицы

Распространяется на грузы

Грузы, размещаемые в пределах погрузочной длины платформы или полувагона

Железнодорожный транспорт, за исключением участков: Хабаровск-1 - Амур; Кимкан - Богучан

Лесные грузы погруженные по СТУ, МТУ.

Грузы по разрешению федерального органа власти на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт, за исключением участков: Белореченская - Туапсе - Веселое, Крымская - Новороссийск; Чук - Лабытнанги, Пукса - Наволок; Тигей - Ачинск

Примечание . Зональный габарит погрузки не применяется при перевозке грузов назначением на железные дороги Азербайджана, Грузии, Армении, Украины (Львовская железная дорога).

Очертания габаритов погрузки приведены на рисунках 1-4. Значения расстояния В от точек очертания габаритов до вертикальной плоскости, проходящей через ось железнодорожного пути, в зависимости от высоты Н точки от уровня головки рельса (УГР) приведены в таблицах 2-4. Технические характеристики полувагонов и платформ приведены в приложении N 1 к настоящей главе.

Таблица 2 - Размеры основного габарита погрузки в миллиметрах

Таблица 3 - Размеры льготного габарита погрузки в миллиметрах

Таблица 4 - Размеры зонального габарита погрузки в миллиметрах

2.2. В перевозочных документах на груз, погруженный в пределах льготного или зонального габаритов погрузки, должны быть сделаны отметки соответственно "Льготный габарит" или "Зональный габарит":

- в оригинале транспортной железнодорожной накладной (далее по тексту - накладная) в графе "Место для особых отметок и штемпелей" - грузоотправителем;

- в вагонном листе в графе "Место для отметок" - уполномоченным перевозчиком лицом (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры,

- уполномоченным работником железнодорожной станции отправления).

2.3. Груз, погруженный на одиночный универсальный вагон либо на сцеп из двух универсальных вагонов, является габаритным, если он ни одной своей частью, включая упаковку и крепление, не выходит за пределы основного габарита погрузки, и расстояние от поперечной плоскости симметрии вагона (либо сцепа) до конца груза (с одной либо с обеих сторон), включая упаковку и крепление, не превышает значений, указанных в таблице 5. Проверка габаритности груза должна производиться при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке пути и совмещения продольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути. Для грузов, длина либо размещение которых не соответствует ограничениям таблицы 5, допускаемая ширина по условию вписывания в основной габарит погрузки при прохождении кривых участков пути определяется по методике, приведенной в разделе 11 настоящей главы.

Тип вагона или сцепа

Наибольшее расстояние от середины вагона или сцепа до конца груза

Сцеп из 2-х платформ

* Базой вагона (или сцепа) называется расстояние между направляющими сечениями, за которые принимаются:

- у одиночного вагона - расстояние между вертикальными осями подпятников тележек;

- у сцепа вагонов при размещении груза с опиранием на два вагона - расстояние между серединами опор, на которые опирается груз.

3. Подготовка вагонов, контейнеров к погрузке

3.1. Перед погрузкой пол вагона, опорные поверхности груза, подкладок, прокладок, упорных и распорных брусков, а также поверхности груза в местах контакта с обвязками и растяжками должны быть дополнительно очищены отправителем от снега, льда и грязи. В зимнее время грузоотправитель должен посыпать пол вагона и поверхности подкладок в местах опирания груза тонким слоем (1-2 мм) чистого сухого песка.

3.2. Разгрузочные люки полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры. Если размещение груза производится в пределах погрузочной длины и ширины кузова, торцовые борта платформ, торцовые двери полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры, клиновые запоры бортов платформ осажены вниз до упора за исключением случаев, когда технология погрузки предполагает использование открытых бортов, дверей.

3.3. Перед погрузкой грузов, длина которых превышает длину пола платформы, полувагона, торцовые борта платформы должны быть откинуты на кронштейны, а двери полувагона - открыты и закреплены.

3.4. С целью исключения опирания груза на откинутые торцовые борта платформы груз должен быть размещен на подкладках.

3.5. Перед погрузкой грузов, ширина которых превышает ширину пола платформы, все секции боковых продольных платформы или некоторые из них должны быть грузоотправителем открыты и закреплены за кольца, имеющиеся на продольных балках рамы платформы. В случае отсутствия колец противоположные секции бортов должны быть грузоотправителем скреплены увязкой из проволоки диаметром не менее 4 мм в две нити, которая пропускается под боковыми и хребтовыми балками. В случаях, когда опущенные борта закрывают трафаретный номер платформы, он должен быть нанесен несмываемой белой краской на левых крайних секциях опущенных продольных бортов. Секции продольных бортов платформ сцепа также должны быть открыты, если они препятствуют естественному поперечному смещению груза при движении вагонов в криволинейных участках пути.

3.6. Для погрузки длинномерного груза формируется сцеп из двух и более вагонов в соответствии с требованиями раздела 11 настоящей главы.

3.7. Для предотвращения разъединения вагонов сцепа при маневровых работах, в пути следования рукоятки расцепных рычагов должны быть закреплены к кронштейнам проволокой, а на боковых бортах вагонов с обеих сторон должна быть нанесена несмываемой краской надпись "Сцеп не разъединять".

3.8. Подготовка контейнеров к погрузке осуществляется в соответствии с требованиями главы 12 настоящих ТУ.

4. Средства крепления грузов в вагонах

Для крепления грузов в вагонах применяются растяжки, обвязки, стяжки (в том числе многозвенные), увязки, деревянные стойки, бруски и щиты, упорные башмаки, "шпоры", каркасы, кассеты, пирамиды, ложементы, турникетные устройства. Средства крепления могут быть одноразового и многоразового использования (многооборотные).

Общие технические требования к многооборотным средствам крепления и порядку их эксплуатации приведены в приложении 2 к настоящей главе. Качество и надежность многооборотных средств крепления обеспечивается стороной, осуществляющей отправку груза (грузоотправителем). При оформлении перевозочных документов железнодорожная станция может запросить у грузоотправителя акт периодического освидетельствования многооборотного крепежного устройства, подтверждающий его пригодность к использованию.

При установке элементов крепления и крепежных устройств используются стандартные крепежные изделия, например, болты, шпильки, гвозди, строительные скобы.

4.1. Растяжка - средство крепления, закрепляемое одним концом за увязочное устройство на грузе, другим - за специально предназначенное для этого увязочное устройство на кузове вагона. Обвязка - средство крепления, охватывающее груз и закрепляемое обоими концами за увязочные устройства на кузове вагона. Стяжка - средство крепления, предназначенное для соединения между собой и натяжения других средств крепления (как правило, растяжек, обвязок, стоек). Увязка - средство крепления, предназначенное для объединения отдельных единиц груза в одно грузовое место.

4.2. Для изготовления растяжек, обвязок, стяжек, увязок используют следующие материалы:

- стальная проволока по ГОСТ 3282 в термообработанном (отжиг) состоянии круглого сечения (ГОСТ 2590), квадратного сечения (ГОСТ 2591);

- прокат или полоса стали (ГОСТ 103);

- стальные цепи, тросы.

4.3. Использование для изготовления растяжек, обвязок, стяжек, увязок иных материалов допускается по согласованию с МПС России при условии подтверждения их надежности в порядке, предусмотренном для разработки ТУ и МТУ (раздел 7 настоящей главы).

Диаметр сечения круглого проката должен быть не менее 5 мм; площадь поперечного сечения некруглого проката должна быть не менее 20 кв.мм. На поверхности проката не должно быть механических повреждений, трещин, перекруток, расслоений, задиров.

4.4. Для крепления растяжек и обвязок в вагонах используются:

- на платформах (рисунок 5): боковые и торцовые стоечные скобы; опорные кронштейны на концевой балке; напольные увязочные устройства (при наличии); боковые скобы на платформах для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники;

- в полувагонах (рисунок 6): нижние увязочные устройства (косынки), средние увязочные устройства, находящиеся на стойках боковых стен на высоте 1100-1200 мм от пола; верхние увязочные устройства в виде скоб внутри и снаружи верхней обвязки кузова.

4.4.1. Не допускается крепление растяжек и обвязок к другим деталям кузова вагона, в том числе к скобам, предназначенных для крепления стоек внутри кузова вагона, к увязочным кольцам, расположенным на верхней обвязке полувагона, а также кольцам на наружной поверхности секций бортов платформ.

4.4.2. Допускается использовать составные (из нескольких составных частей) проволочные, полосовые или комбинированные растяжки и обвязки. Прочность соединительных элементов таких растяжек и обвязок должна быть не ниже прочности составных частей растяжки, обвязки.

4.4.3. Допускается концы растяжек выполненных из цельного стального стержня и полосы, крепить к грузу при помощи сварки или болтовых соединений. Надежность таких соединений обеспечивается грузоотправителем.

4.4.4. Обвязки на платформах закрепляют за две противоположные стоечные скобы.

4.5. Растяжки, обвязки формируют на вагоне следующими способами.

4.5.1. Способ 1. Растяжка, обвязка выполняется из одной непрерывной нити проволоки. Один конец проволоки (рисунок 7) обводят два раза вокруг увязочного устройства вагона (груза) и закручивают не менее двух раз вокруг нити. Другой конец проволоки пропускают через увязочные устройства последовательно на грузе и вагоне, формируя растяжку, обвязку с необходимым числом нитей. Конец проволоки заделывают на увязочном устройстве вагона (или груза) порядком, указанным выше, обводя его вокруг половинного количества нитей растяжки, обвязки. Концы проволоки для заделки должны быть длиной не менее 500 мм. Направление обвода концов нитей при заделке должно быть таким, чтобы при последующем скручивании растяжки их заделка не ослаблялась. Нити растяжки, обвязки скручивают ломиком или другим приспособлением до натяжения.

4.5.2. Способ 2. Растяжка, обвязка изготавливается из одной непрерывной нити проволоки. Нить пропускают через увязочное устройство вагона (груза) и перегибают на нем, образовывая прядь из двух равных по длине нитей (рисунок 8). Далее прядь заводят в увязочные устройства последовательно груза и вагона, формируя растяжку, обвязку с необходимым числом нитей. Конец пряди обводят два раза вокруг увязочного устройства вагона (груза), затем концы проволоки - по отдельности вокруг половинного количества нитей растяжки, обвязки. Требования к заделке концов и скручиванию растяжки, обвязки аналогичны способу 1.

4.5.3. Способ 3. Растяжку, обвязку формируют из пряди, состоящей из двух непрерывных нитей проволоки (рисунок 9). Прядь пропускают через увязочное устройство вагона (груза) и перегибают, оставляя концы для заделки длиной не менее 500 мм, один из которых закручивают не менее двух раз вокруг пряди. После формирования растяжки, каждый конец пряди по отдельности закручивают аналогичным порядком вокруг разных прядей.

4.5.4. Установка проволочных растяжек, обвязок, способами, отличными от описанных в 4.5.1-4.5.3, допускается по согласованию с МПС России при условии подтверждения их надежности в порядке, предусмотренном для разработки МТУ.

4.6. Скручивание растяжки, стяжки, обвязки между грузом и увязочным устройством вагона должно быть равномерным по всей длине.

Допускается при длине растяжки, стяжки, ветвей обвязки более 1,5 м скручивать ее в двух местах, не допуская раскручивания скрученного ранее участка.

Обвязки необходимо скручивать не менее чем в двух местах - на противоположных ветвях.

В растяжках, обвязках, имеющих перегибы ветвей на грузе, необходимо дополнительно скручивать участки между перегибами длиной более 300 мм (рисунок 10).

При скручивании приспособление для скручивания должно устанавливаться в середине скручиваемого участка (между увязочными устройством вагона и груза, между увязочным устройством вагона и перегибом на грузе, местами перегиба на грузе).

4.7. При расчете растяжек, обвязок, стяжек, увязок число нитей проволоки и, соответственно, рабочее сечение и несущая способность определяются без учета концов заделки (рисунок 11). Число нитей в этих средствах крепления должно быть четным.

4.8. Не допускается формировать на вагоне растяжки, обвязки, увязки, стяжки числом нитей более 8 при диаметре проволоки мм.

4.9. Не допускается касание между собой растяжек, обвязок при закреплении груза, имеющего возможность упругих колебаний относительно вагона, например, обрессоренного.

4.10. Растяжки, обвязки, выполненные из прутка или из полосовой стали с натяжными устройствами, не должны касаться закрытого борта платформы. Если при закрытом борте этого избежать невозможно, борт должен быть опущен.

4.11. Не допускается опирание растяжек, обвязок из проволоки на борт платформы, если угол между растяжкой и вертикальной плоскостью в точке касания с бортом платформы составляет более 15° (рисунок 12). При невозможности выполнить это условие, растяжки и обвязки пропускают под боковыми бортами (рисунок 12 б), или борта платформы должны быть опущены (рисунок 12 в).

4.12. Растяжки следует располагать таким образом, чтобы угол между растяжкой и полом и угол между проекцией растяжки на пол вагона и продольной осью вагона составляли не более 45° (рисунок 13).

В случаях, когда из-за конструктивных особенностей груза либо условий его размещения такая установка растяжек невозможна, допускается увеличение углов наклона растяжек с одновременным увеличением числа нитей проволоки в растяжках в соответствии с таблицей 6.

Таблица 6 - Увеличение числа нитей в растяжках из проволоки диаметром 6 мм и 7 мм при увеличении угла наклона растяжек

Величина угла между проекцией растяжки на пол вагона и продольной осью вагона, градус

Число нитей растяжки

Угол между проекцией растяжки на пол вагона и растяжкой, градус

Примечания . 1. Дробные значения угла округляются до ближайшего большего целого значения.

2. В числителе - число нитей проволоки диаметром 6 мм, в знаменателе - диаметром 7 мм.

4.13. Допускается применение проволочных средств крепления с заменой предусмотренного диаметра проволоки другим при условии обеспечения равнопрочности элемента крепления. В таких случаях параметры средства крепления должны определяться в соответствии с таблицами 6 и 21 с учетом требований п. 4.7 и 4.8 настоящей главы.

4.14. Стяжку (рисунок 14) формируют из непрерывной нити проволоки. Прочность стяжки должна быть не менее прочности соединяемых составных частей элемента крепления.

4.15. Увязку формируют из непрерывной нити проволоки. Количество нитей проволоки в увязке определяют расчетным или экспериментальным путем. Скручивание нитей проволоки в увязке производят не менее чем в двух местах до натяжения, не допуская раскручивания скрученного ранее участка. Способ заделки концов проволоки в увязках аналогичен способу заделки концов проволоки в стяжках.

4.16. Подкладки и прокладки изготавливаются из пиломатериалов не ниже третьего сорта в соответствии с ГОСТ 8486 и ГОСТ 2695. Применение березы, осины, липы и ольхи допускается только для изготовления подкладок и прокладок, работающих только на сжатие, к которым не крепятся упорные, распорные бруски и другие элементы крепления. Не допускается применение этих пород древесины, а также сухостойной древесины всех пород для изготовления упорных и распорных брусков.

Допускается изготовление подкладок и прокладок из металла различных профилей, железобетона и других материалов, если это не приводит к повреждению груза.

Подкладки и прокладки применяют для увеличения площади опирания груза на пол вагона, предохранения штабеля груза от развала, обеспечения возможности механизированной погрузки и выгрузки грузов, предохранения опорной поверхности груза и (или) вагона от повреждения, а также для крепления распорных и упорных брусков. В случаях, когда указанные условия обеспечиваются без применения прокладок, их установка не обязательна.

Высота подкладок, прокладок должна быть не менее 25 мм. Ширина подкладок, прокладок должна быть не менее 80 мм (если иное не оговорено конкретными техническими условиями размещения и крепления груза), при этом отношение ширины к высоте должно быть не менее 1,5. Длина подкладок, укладываемых поперек вагона, должна быть равна ширине кузова, а прокладок - не менее ширины груза. Поперечные прокладки, применяемые для разделения штабелей груза, укладывают одна над другой на расстоянии не менее 500 мм от концов груза и не менее 300 мм от боковых стоек.

Допускается подкладки и прокладки изготавливать составными по высоте, ширине из двух частей, по длине - из нескольких частей (рисунок 15). Стыкование подкладок по длине допускается только на хребтовой балке (для поперечных подкладок) либо на поперечных балках (для продольных подкладок). Толщина составных частей подкладок, прокладок в месте соединения должна быть не менее 35 мм. Размеры общего поперечного сечения составных подкладок, прокладок должны удовлетворять требованиям для монолитных подкладок и прокладок.

Высота составных частей подкладок и прокладок, составных по ширине и по длине, должна быть одинаковой по всей длине.

В случаях, когда способ размещения и крепления груза предусматривает крепление подкладок к полу вагона, крепление частей подкладок должно производиться в следующем порядке.

Подкладки, составные по высоте. Нижнюю часть подкладки прибивают к полу необходимым количеством гвоздей, аналогичным образом прибивают верхнюю часть к нижней. Допускается части подкладки прибивать к полу необходимым количеством гвоздей, проходящих через обе части подкладки.

Подкладки, составные по ширине и составные по длине. Составные части соединяют между собой гвоздями, болтами, скобами в количестве, обеспечивающем их неподвижность друг относительно друга при укладке на вагоне. Каждую часть подкладки прибивают к полу гвоздями, количество которых должно составлять не менее 75% количества, необходимого для крепления подкладки.

4.17. Стойки деревянные окоренные и неокоренные, применяемые для бокового и торцового ограждений штабельных грузов, изготавливают из круглых лесоматериалов либо из пиломатериалов с прямыми волокнами в соответствии с ГОСТ 8486 и ГОСТ 2695. Толщина стоек из круглого лесоматериала должен быть 120-140 мм в нижнем отрубе и не менее 90 мм в верхнем. Сечение стоек из пиломатериалов должно быть не менее 90х120 мм.

Толщина стоек, устанавливаемых в полувагон, должна быть не менее 100 мм на уровне верхнего обвязочного пояса полувагона. Боковые стойки должны устанавливаться следующими способами:

Способ 1. Стойку устанавливают на пол полувагона, пропуская ее через лесную скобу, и крепят к нижнему увязочному устройству увязкой из проволоки диаметром не менее 5 мм в две нити (рисунок 16 а).

Способ 2. Стойку устанавливают на пол полувагона вплотную к лесной скобе и нижнему увязочному устройству и крепят к ним увязками из проволоки диаметром не менее 5 мм в две нити (рисунок 16 б).

Способ 3. В полувагонах, оборудованных лесными скобами, развернутыми под углом 30°, стойку в наклонном положении вставляют в лесную скобу и устанавливают вертикально; нижний конец стойки устанавливают вплотную к нижнему увязочному устройству и крепят к нему увязкой из проволоки диаметром не менее 5 мм в две нити (рисунок 16 в).

Высота боковых стоек над уровнем верхнего обвязочного бруса полувагона должна быть не более:

а) при погрузке в пределах основного габарита погрузки:

- 900 мм - при высоте бортов 1880 мм;

- 700 мм - при высоте бортов 2060 мм;

б) при погрузке в пределах зонального габарита погрузки:

- 1466 мм - при высоте бортов 1880 мм;

- 1266 мм - при высоте бортов 2060 мм.

На железнодорожных платформах стойки устанавливают в предназначенные для этого боковые и торцовые стоечные скобы. Стойки из круглых лесоматериалов устанавливают комлем вниз. Нижний конец стойки должен быть затесан по внутренним размерам скобы. Стойка должна выступать за нижнюю кромку скобы на 100-200 мм. Зазор между стойкой и скобой допускается только со стороны боковой балки платформы не более 15 мм на уровне нижней кромки скобы. В этом случае стойка должна быть дополнительно закреплена клином (рисунок 17). Клин должен быть плотно забит снизу и закреплен к стойке двумя гвоздями длиной 80-90 мм.

Короткие стойки устанавливают для увеличения несущей способности бортов платформы. Высота коротких стоек от уровня пола платформы должна быть больше высоты подкрепляемого борта не менее чем на 100 мм. Высокие стойки применяют для ограждения груза, имеющего высоту погрузки, значительно превышающую высоту бортов платформы.

Для увеличения несущей способности крепления противоположные стойки соединяют стяжками в верхней, а при необходимости - в верхней и средней по высоте частях (рисунок 18).

Скрепление коротких стоек и верхнее скрепление высоких стоек должно быть выполнено таким образом, чтобы расстояние от стяжки до поверхности груза составляло 50-100 мм, расстояние от стяжки до верхнего обреза стоек - не менее 100 мм. Среднее крепление высоких стоек должно быть выполнено так, чтобы стяжка не касалась груза.

4.18. Упорные и распорные бруски, распорные рамы применяют для закрепления грузов от поступательных перемещений вдоль и поперек вагона, а также для передачи инерционных усилий от груза на элементы кузова вагона (боковые и торцовые борта платформ, торцовый порожек, угловые стойки, нижние обвязки кузова полувагона).

Бруски должны быть изготовлены из пиломатериалов хвойных пород не ниже третьего сорта в соответствии с ГОСТ 8486. Допускается использование в качестве упорных и распорных брусков и рам изделий из других материалов, прочность которых подтверждена соответствующими нормативными документами (ГОСТ, ТУ). Параметры деревянных брусков и рам принимаются в соответствии с нормативами настоящей главы; параметры брусков и рам из других материалов должны определяться расчетным путем с последующей экспериментальной проверкой.

Деревянные элементы распорных рам соединяют гвоздями, строительными скобами, накладками, другими крепежными изделиями.

Высота упорных и распорных брусков должна быть не менее 50 мм. Типовые схемы установки упорных и распорных брусков показаны на рисунке 19.

4.19. Для крепления деревянных подкладок, упорных, распорных брусков и рам к деревянному настилу полу вагона, к закрепляемому грузу, а также для соединения между собой деревянных элементов крепления применяют гвозди по ГОСТ 283, размеры которых приведены в таблице 7.

Читайте также: