Затопление подвала мкд по вине рсо

Обновлено: 26.04.2024

Всегда ли УО должна организовать открытый продух в подвале МКД

Тема продухов в подвалах МКД много обсуждалась законодателями, зоозащитниками и жителями домов. Точку в споре поставил кабмин, введя в ПП РФ № 491 требование держать открытым хотя бы одно такое отверстие в подвале. Читайте, что в НПА сказано о продухах и как вопрос об обязательном выполнения этих норм управляющими организациями решают суды.

Правила № 170 предписывают УО закрывать продухи в подвалы и технические подполья

Управляющие домами организации, ТСЖ и кооперативы обязаны соблюдать требования законодательства к надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников МКД, созданию благоприятных условий для проживания в домах. Такие требования включают в себя и нормы, которые касаются продухов в подвалах.

  • площадь продухов должна составлять примерно 1/400 площади пола техподполья или подвала; располагаются продухи на противоположных стенах для сквозного проветривания (не менее 2-х продухов на каждой секции дома) (п. 4.1.4);
  • желательно оборудовать продухи жалюзийными решётками (п. 4.1.4);
  • для предохранения конструкций от появления конденсата и плесени, а также устранения затхлого запаха необходимо организовывать регулярно сквозное проветривание, открыв все продухи, люки, двери в сухие и не морозные дни (п. 2.6.8).

Правительство РФ обязало УО держать хотя бы один продух в подвал полностью открытым при их наличии

Закрытые наглухо продухи стали объектом обсуждений в обществе, особенно среди зоозащитников. Они считали, что закрытие отверстий в подвалы домов обрекло на смерть замурованных там и оставленных в мороз на улице бездомных животных.

Защитники котов и собак просили оставлять в МКД хотя бы один продух, закрытый решёткой так, чтобы через него в подвал могли попадать только животные. В начале 2019 года Минстрой РФ вынес эту проблему на обсуждение в Общественной палате РФ. В СМИ этот вопрос окрестили «котиками в ЖКХ».

Однако Правительство РФ рассматривало тему открытия/закрытия продухов не с точки зрения безопасности для животных, а с учётом требований к надлежащему содержанию общего имущества в МКД. В итоге постановлением Правительства РФ от 23.11.2019 № 1498 были внесены изменения в пп.«в» п. 11 ПП РФ № 491, где указано, что управляющие домами должны поддерживать общие помещения в МКД в состоянии, обеспечивающем нормативно установленные температуру и влажность.

Согласно ПП РФ № 1498, делать это следует в том числе с помощью постоянного круглогодичного поддержания в открытом состоянии одного продуха в подвале и техническом подполье, если в них предусмотрены такие продухи.

Может ли УО заварить мусоропровод по просьбе собственников

Минстрой РФ и ГЖИ: УО должна держать один продух открытым, не выполняя требование о его закрытии из Правил № 170

После вступления в силу новых требований к содержанию МКД в части организации хотя бы одного продуха в подвал, этот вопрос стал темой разъяснений, которые дают органы Госжилнадзора управляющим домами.

Так, ведомство в Красноярском крае в письме от 27.10.2020 № 100-11182/15 напомнило УО и ТСЖ, что согласно п. 3.4.7. Правил № 170, проходы ко всем элементам подвала и технического подполья должны быть чистыми и доступными, а помещения – защищены от проникновения грызунов, кошек и собак. На все проёмы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены защитные сетки (п. 3.4.7. Правил № 170). Размер ячеек сетки составляет 0,5 см.

Вместе с тем, орган жилищного надзора обратил внимание управляющих домами на ПП РФ № 1498, которым установлено требование постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха в случае их наличия в подвалах/техподпольях.

Согласно письму Минстроя РФ от 02.12.2019 № 42191-ОГ/04, Правила № 170 используются в части, не противоречащей законодательству России. Следовательно, положения Правил № 170 об установке на все продухи сеток и решёток, полностью препятствующих проникновению животных в такие помещения, не подлежат применению из-за пп. «в» п. 11 ПП РФ № 491.

Управляющие организации должны держать один продух открытым. Это, по мнению органа ГЖН, позволит обеспечить требуемый температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий МКД и гуманное отношение к бездомным животным, попавшим в такое помещение.

Продухи должны быть в доме, если это предусмотрено проектом и технически возможно

  1. Дело № А56-68723/2019 с отрицательным для управляющей компании решением.

ГЖИ проверила работу одной из управляющих организаций Санкт-Петербурга и установила нарушения Правил № 170. Составила протокол и привлекла компанию к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, оштрафовав на 125 000 рублей. Среди нарушений, которые УО должна была устранить, значилось необеспечение надлежащего состояния подвальных продухов. Они были не оборудованы жалюзийными решётками, а закрыты наглухо с уличной стороны.

  1. Дело № А04-3117/2020 с положительным для УО финалом.

Спор управляющей организации и органа ГЖН дошёл до кассационной инстанции, и все суды в этом деле согласились с доводами УО. Ведомство провело проверку деятельности компании, управляющей одним из многоквартирных домов в Благовещенске (Амурская область).

УО получила предписание, в котором среди прочих требований была организация продухов для проветривания подвалов в МКД согласно п. 3.4.3 Правил № 170. При этом в доме уже было три продуха со стороны двора, но орган ГЖН указал на то, что управляющая организация обязана пробить такие же отверстия и с противоположной стороны для сквозного проветривания.

При повторной проверке ГЖИ установила, что как раз это требование лицензиат не выполнил. Компания получила новое предписание, которое решила оспорить в суде. В ходе разбирательства суды установили, что продухи, расположенные в фундаменте МКД, – это сквозные отверстия в капитальной стене фундамента. Проектом МКД предусмотрено три продуха с внутренней (дворовой) стороны дома.

В предписании указано, что продухи должны располагаться и на противоположных стенах. Но с внешней стороны дома, согласно проекту, находится длинное капитальное крыльцо нежилого помещения в многоквартирном доме. Следовательно, сделать продухи там технически невозможно. Суды признали, что в части этого требования предписание органа ГЖН не отвечает принципам определённости, конкретности и исполнимости, вынесено без учёта технических характеристик дома.

Суд первой инстанции, а за ним апелляционный и кассационный, признали, что УО не должна пробивать новые продухи, орган ГЖН не был вправе от неё это требовать.

Можно ли разместить контактный зоопарк в многоквартирном доме

На заметку

Из анализа нормативно-правовых актов следует, что в многоквартирном доме должен быть оставлен хотя бы один продух, закрытый решёткой, для проветривания подвальных помещений и технических подполий. При этом в пп. «в» п. 11 ПП РФ № 491 указано условие: «если продухи предусмотрены в таких помещениях».

Продух должен быть полностью открыт. Требование Правил № 170 закрывать отверстия решётками здесь вступает в противоречие с нормой ПП РФ № 491 и, как указывает ГЖИ Красноярского края, не применяется. При этом, как показывает пример из судебной практики, надзорные органы не могут требовать от управляющих домом пробить в капитальной стене продух, если он не был предусмотрен проектом дома и/или сделать это технически невозможно.

А вы в своей практике управления домом сталкивались с требованиями органа ГЖН, которые касаются продухов? Поделитесь в комментариях.

Статьи

Анализируем Постановление КС РФ от 16.04.2021 № 16-П. Первая часть


На соответствие Конституции РФ проверялись:

абзац третий п. 42(1), имеющий следующее содержание;

формула 3 Приложения № 2 к Правилам № 354.

Напомним, что обозначенная формула предназначена для расчёта в соответствии с пунктами 42(1) и 43 Правил № 354 размера платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении в МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии.

Оговорки, которые сделал КС РФ:

пункты 44 и 45 Правил № 354 не проверялись на соответствие Конституции РФ, поскольку в деле заявителя судами данные нормы не применялись. Производство в части проверки конституционности данных пунктов прекращено;

не оценивается наличие/отсутствие нарушений заявителем порядка переустройства помещения, поскольку КС РФ не вправе оценивать фактические обстоятельства дела;

по тому же основанию не исследуется вопрос фактического потребления поступающей по централизованным сетям тепловой энергии на общедомовые нужды.

Сразу отметим главное, к чему в итоге пришёл КС РФ. Положения абзаца третьего п. 42(1) Правил № 354 во взаимосвязи с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам

а – общий вывод) НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ Конституции РФ в той мере, в какой предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями всех помещений в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованном ОДПУ тепловой энергии, в том числе собственниками и пользователями жилых помещений, переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, исходя из приходящейся на конкретное помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание ОИ МКД, на основании показаний ОДПУ тепловой энергии, обеспечивая равное распределение между всеми собственниками и пользователями помещений в МКД расходов, связанных с потреблением тепловой энергии, поступающей по централизованным сетям теплоснабжения, на общедомовые нужды;

б – частный случай) НЕ СООТВЕТСТВУЮТ Конституции РФ (ч. 1 ст. 19, ч.ч.1-3 ст. 35, ч. 1 ст. 40, ч. 3 ст. 55) в той мере, в какой обязывают собственников и пользователей жилых помещений в МКД, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения и оборудован ОДПУ тепловой энергии, и переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания ОИ в случае, когда помещения общего пользования МКД не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым МКД в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

Рассмотрим логику, позволившую сделать означенные выводы. Сначала немного предыстории.

Вопрос о конституционности обозначенных норм Правил № 354 возник ввиду особенности конкретного МКД: большинство помещений переведено на автономное отопление, при этом в МОП отсутствуют отопительные приборы и иные теплопотребляющие элементы системы отопления.

Заявление в КС РФ было мотивировано тем, что собственников обязывают оплачивать фактически не оказываемую услугу, ибо в МОП конкретного МКД нет отопительных приборов и теплопотребляющих установок.

В МКД большая часть жилых помещений и часть нежилых помещений по согласованию с администрацией муниципального образования переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников тепловой энергии (газовых котлов), то есть отключены от системы централизованного теплоснабжения, произведен демонтаж приборов отопления (радиаторов) и осуществлена теплоизоляция стояков отопления.

С 2018 года «автономщикам» начисляется плата за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

При этом заключением судебной строительно-технической экспертизы установлено, что, места общего пользования в указанном МКД не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений, а инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвальном помещении МКД, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги в соответствии с Правилами № 354.

В декабре 2019 года один из «автономщиков» обратился в суд в интересах собственников жилых помещений в МКД с иском, к РСО о признании действительным одностороннего отказа этих лиц от исполнения публичного договора теплоснабжения, возложении на РСО обязанности аннулировать соответствующие лицевые счета и произведенные по ним начисления.

В иске было отказано и решение устояло во всех инстанциях (в октябре 2020 года было вынесено «отказное» определение, жалоба не попала в ВС РФ).

Отказ в иске был обоснован тем, что законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.

Исходя из понятия МКД (п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ), его эксплуатация предполагает расходование энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание ОИ в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям. В частности, во всех помещениях, включая МОП должны соблюдаться установленные нормы влажности и температуры.

КС РФ указал на существование в Правилах № 354 презумпции фактического потребления поступающей по централизованным сетям тепловой энергии каждым помещением в МКД, включая МОП, обосновав её следующим образом.

Вспоминая своё же Постановление от 20 декабря 2018 № 46-П, КС РФ отметил, что подавляющее большинство МКД подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав ОИ МКД.

При этом соблюдение норм по влажности и температуре достигается присоединением каждого помещения (и МОП) к внутридомовой системе отопления, а потому вполне справедливо возложение на потребителей обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений МКД, так и расположенных в нем помещений общего пользования. Соответственно, независимо от того, как отапливается помещение, его собственник обязан вносить плату за отопление на общедомовые нужды.

Таким образом, презюмируется не просто фактическое потребление тепловой энергии на общедомовые нужды, но и то, что эти цели потребляется только тепловая энергия, поступающая в МКД по централизованным сетям.

Указанная презумпция подразумевает, что:

а) безусловно и недифференцированно начисляется плата за коммунальную услугу по отоплению в целях содержания ОИ МКД всем собственникам и пользователям любых помещений в МКД вне зависимости от того, каким образом они отапливаются;

б) никак не учитывается использование выработанной «автономщиками» тепловой энергии в целях, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

Следствием такого регулирования, указал КС РФ, является то, что «автономщики» несут дополнительные расходы в виде платы за коммунальную услугу по отоплению (не считая расходов на приобретение ресурса и содержание автономного источника тепловой энергии).

Опровергается указанная презумпция лишь полным отсутствием фактического теплопотребления, каковые случаи указаны в п. 37 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2019), утв. Президиумом ВС РФ 27 ноября 2019 года:

1. Изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), подтверждаемое проектно-технической документацией на МКД, актами управляющих организаций, экспертными заключениями.

Поддержание в таких помещениях необходимой температуры воздуха и влажности может осуществляться лишь за счет естественной теплоотдачи:

а) от проходящих через общие конструкции данного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.) и относящихся к ОИ МКД элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводов, стояков отопления и др.);

б) от расположенных в указанном МКД отапливаемых жилых и нежилых помещений.

2. Проведение в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы.

При этом отсутствие фактического потребления не влечет за собой реконструкцию внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в МКД по централизованным сетям, распределяется через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), отапливая не только соответствующие помещения, но и МКД в целом, что предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также потери тепловой энергии во внутридомовых сетях.

В любом из двух обозначенных случаев в МКД существует одно или несколько помещений, в которых тепловая энергия, поступающая по централизованным сетям, непосредственно для отопления данных помещений не расходуется. Для собственников (пользователей) таких помещений плата за коммунальную услугу по отоплению исчисляется исходя из приходящейся на помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание ОИ МКД, на основании показаний ОДПУ тепловой энергии.

Продолжение статьи по ссылке .

Компания «Бурмистр.ру» с 12 по 16 июня проведет VI Всероссийский Слет по управлению МКД. Заявка и программа здесь .

Комментарии

Частный случай не имеющий сколько-нибудь значимого распространения.

Частный случай не имеющий сколько-нибудь значимого распространения.

Комментатор

Комментатор

А вы рано выдохнули.
Родятся известного уже качества поправки в 354 и вы ещё офигеете, как лихо частный случай перекосит лицо читающего 354

Комментатор

Комментатор

И да - у кого-то есть статистика распространенности? У меня нет

В ГИС есть? Думаю, что нет.

Владимир Васильев

Пожалуй, что да. Отсутствие отопления в МОП - редкость для большинства регионов, ИМХО. И тем не менее.

В Севасе, половина домов с индивидуалкой, в МОП нет радиаторов, а тепловой узел это подача и обратка, 2 трубы и больше ничего. При этом в квитанциях приходят суммы за СОИ на тепло по 300-600 рублей, на юге мля. Конечно народ волнуется)

Владимир Васильев

А самое прикольное, что при хохлах свободно отключались от внутридомового ТС и переходили на котел, по ихим НПА достаточно было уведомить тепловиков и ты сблюл закон, так теперь с жителей через СП снимают суммы, а в СП стандартная фраза, нет согласования переустройства)))))


Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписаться 2021 © бурмистр.ру

instagram
vk
facebook
youtube
zen

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, - влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Вода в подвале многоквартирного дома

Затопление подвальных помещений, расположенных в многоквартирных домах, в настоящее время, к сожалению, не является редкостью. Как действовать при обнаружении воды в подвале, куда обратиться, и чего этим можно добиться – рассмотрим в статье.

Куда обращаться если затопило подвал многоквартирного дома?

Если в подвале вашего собственного дома, подъезда обнаружена вода, требуется сообщить об этом аварийной службе. Жильцы совершают звонок в диспетчерскую и вызывают на дом слесарей от управляющей компании. После прибытия они устранят эту неполадку и ликвидируют причину течи, если есть возможность сделать это на месте. Далее происходит составление акта. Он должен храниться у стороны, которая пострадала, до момента возмещения ущерба, нанесенного в ходе затопления подвала многоквартирного дома.

Если управляющая компания не предпринимает никаких мер по устранению последствий потопа в подвале, следует обратиться в вышестоящие органы.

Кто должен устранять затопление в подвале?


В случае затопления подвального помещения в многоэтажном доме жителям следует оформить заявление и обратиться вместе с ним в организацию, занимающуюся обеспечением сохранности общего имущества, несущую ответственность за общее санитарное и техническое состояние объекта, коим является ваш подъезд, включая подвал. Чаще всего подача заявительной бумаги происходит по адресу представителей служб жилищно-коммунального хозяйства – ТСЖ, ЖЭУ и т. д.

Именно эта компания обязуется устранить возникшие от потопа в подвале последствия, которые заключаются в следующих моментах:

  • провести мероприятия, связанные с дезинсекцией подвала;
  • обеспечить процедуры по осушению помещения;
  • определить факторы, вызвавшие появление пожара;
  • устранить причины возникших неполадок.

Чем грозит затопление подвала многоквартирного дома?

В соответствии с 36-й ст. Жилищного кодекса РФ, подвал, расположенный в многоэтажном доме, выступает в качестве общей долевой собственности жителей. Поэтому, если произошел потоп, в первую очередь требуется обращение в управляющую компанию многоквартирного дома, которая и несет ответственность за его состояние. Ведь отсутствие своевременно принятых мер может понести за собой неприятные последствия:

  • в ходе застоявшейся воды в подвале на нижнем уровне образуются неприятные запахи;
  • появляется грибок, плесень, что опасно для здоровья и жизни жильцов;
  • формируется благоприятная среда для жизнедеятельности различных насекомых – комаров, мошек, блох;
  • под влиянием влаги медленно, но верно разрушается фундамент помещения;
  • поскольку в подвальном помещении хранится не только домашняя утварь и засолки на зиму, а важная аппаратура, техническое оборудование, служащее для бесперебойной подачи воды, тепла, все это может сломаться и привести к сбоям подачи коммунальных услуг во всем доме.

Чтобы этого не произошло, необходимо нейтрализовать последствия потопа в подвале как можно раньше, сразу после обнаружения его признаков.

Бездействие управляющей компании

Если в ходе проведения осмотра, принятия экспертной комиссией решения, составления соответствующего акта управляющая организация так и не принимает никаких мер для решения сложившихся обстоятельств и устранения причин, последствий потопа в подвале, необходимо подать на ЖКХ или УК жалобы в вышестоящие органы:

  • государственная жилищная инспекция (в результате этого будут приняты меры по проверке деятельности той или иной компании не только в отношении случившегося потопа, но и других объектов, при обнаружении пренебрежения обязанностями со стороны управдома, ЖИ наложит санкции);
  • роспотребнадзор является организацией, которая занимается защитой потребительских прав, поэтому можете не сомневаться, что устранение потопа в вашем доме произойдет в ближайшем времени;
  • прокуратура (действовать через эту инстанцию следует лишь тогда, когда дело нуждается в судебном разбирательстве для выявления и наказания виновных лиц).

Потоп в подвале МКД является крайне неприятной ситуацией, которая требует срочных мер и действий от заинтересованных лиц, т. е. от жильцов. Со стороны УК подобные проблемы в самостоятельном порядке решаются крайне редко. Даже если в этой организации сотрудники признали свою вину, следует заняться проведением дополнительной экспертизы в целях оценки причинно-следственных связей касательно аварии.

В случае заблаговременного страхования имущества, находившегося в затопленном помещении, необходимо обратиться к страховщику. Если денег, полученных от него, для покрытия убытков не хватает, требуется написание заявления в суд в целях изъятия недостающей денежной величины с виновника произошедшего.

Действия управляющей компании при затоплении подвала МКД

Вот порядок действий, которого следует придерживаться в случае, если произошло затопление подвального помещения в МКД:

  • пострадавшие (собственники / арендаторы жилых квартир) звонят в аварийную службу или УК;
  • на место происшествия прибывают слесари и устанавливают причинный фактор ситуации;
  • при возможности решения проблемы на месте она устраняется;
  • если ситуация требует более серьезного вмешательства, составляется комиссия для оценки ущерба, формируется соответствующий акт, в котором оговариваются виновные стороны;
  • на протяжении 10 дней оценочной комиссией происходит составление сметы на ремонтные работы;
  • на базе имеющейся документации производится ремонт подвального помещения, возмещение убытков жертвам обстоятельств;
  • в случае бездействия компании подается исковое заявление в вышестоящие инстанции.

Составление акта о затоплении подвала

После осмотра места происшествия и установления факта потопа следующий шаг – составление акта о затоплении подвала многоквартирного дома. Посредством этого документа происходит установление причинно-следственных связей случившегося, определение величины понесенного ущерба. Составляется бумага силами организации, осуществляющей обслуживание многоквартирного дома. Это может быть ЖЭК, ЖЭУ, УК, ТСЖ и т. д.

Для составления акта о затоплении подвала имеется определенный шаблон. Но жестко фиксированная форма отсутствует.

Из работников УК также составляется экспертная группа, которая обязуется оценить случившееся и его последствия. Она должна состоять не менее чем из двух человек и включать в себя членов УК и пострадавших лиц. Именно они занимаются оформлением акта, который далее будет выступать в качестве документа для детального выявления убытков внутридомовой собственности. Заполнение осуществляется от руки в свободной форме.

Есть набор сведений, которые должны содержаться в заявительной бумаге в обязательном порядке:

  • адрес МКД, в котором случился потоп;
  • персональные данные членов управляющей компании, которые имеют непосредственное отношение к экспертной комиссии;
  • ФИО лиц, произведших осмотр технического этажа;
  • причинный фактор протечки, установленный в результате проведенного осмотра (при невозможности его выявления проставляется отметка о том, что требуется проведение оценочной экспертизы);
  • полные описательные характеристики повреждений;
  • список объектов имущества, которые испортились;
  • дата и подписи всех лиц, участвовавших в составлении документа.

Стоит учесть, что создание акта должно произойти не позднее 12 часов с момента звонка в аварийную службу или УК.

Кто ответственный за затопление подвала МКД?

Акт в обязательном порядке должен содержать сведения о том, кто именно выступает в качестве потенциального виновника затопления подвала многоквартирного дома – жилец первого этажа дома, управляющая копания, ремонтная контора. Именно на его имя отправляются все претензии, именно это лицо несет ответственность за последствия своих действий. В случае мирного урегулирования вопроса виновная сторона, в роли которой, как правило, выступает УК, имеет два способа восстановления имущества:

  • проведение ремонта собственными усилиями;
  • выплата финансовой компенсации.

Если мирные переговоры ни к чему не привели, пострадавшая сторона вправе подать иск в суд, приложив к нему свидетельство о праве собственности, выписку ЕГРП, акт, заключение оценочной или управляющей компании, квитанции о факте уплаты пошлины. Согласно ст. 1064 ГК РФ, возмещение ущерба осуществляется в полной мере.

Причины затопления

Основные причины потопов в подвале заключаются в следующих моментах:

  • неправильное оформление отливов;
  • сезонное увеличение объема грунтовых вод;
  • прорыв канализационных вод;
  • неисправность стоков;
  • неправомерные деяния лиц, живущих на первом этаже;
  • аварийные ситуации на водопроводных линиях;
  • прорыв отопительной системы;
  • поломка коммуникаций.

Именно на базе причины, вызвавшей потоп, определяется конкретный виновник случившегося инцидента.

Обращение в суд для возмещения ущерба


На основании акта, составленного на начальном этапе, происходит проведение дальнейших работ, связанных с установлением виновных лиц и непосредственным возмещением ущерба. В суд могут обратиться как собственники жилья, так и их законные «представители» — члены ТСЖ, работники УК, муниципалитета. До обращения в суд определяется размер ущерба посредством фиксации потопа и проведения независимой экспертизы, анализа стоимости испорченного имущества и необходимых ремонтных работ.

Образец жалобы

Если организация бездействует, или её действия противоречат интересам жильцов, а также нормам законодательства, есть возможность подачи жалобы в вышестоящие инстанции (их перечень был оговорен ранее). Чаще всего документ носит коллективный характер и составляется от лица нескольких людей. В документе должна содержаться претензия и возможные варианты решения задачи. Также необходимо проставить подписи, дату составления.

Нюансы

  1. Определенные виды ремонта жильцы могут сделать самостоятельно либо нанять специалистов. Этот вопрос выносится при невозможности достижения понимания между сторонами.
  2. Акт оформляется произвольно, но должен содержать в себе несколько важных моментов, оговоренных ранее.
  3. При затоплении грунтовыми водами определить виновного просто-напросто невозможно. В этом случае ремонт осуществляется со стороны УК в порядке, предусмотренном законодательством.
  4. Даже если виновное лицо устно признает свою вино и готово в полной мере обеспечить возмещение ущерба, следует произвести оценочные мероприятия независимыми экспертами. Ведь слова и обещания в современном мире не подкрепляются никакой юридической силой, а вот акт вполне может стать реальным доказательством виновности и основанием для возмещения ущерба.
Комментарии Показаны 1 из 1 Читать предыдущие комментарии Екатерина 22:46 02.01.2020

Спасибо за очень полезную и нужную информации .Всё очень детально изложенно.

За потоп ответит управдом

Верховный суд объяснил, что за потоп в квартире далеко не всегда отвечают только собственники. Фото: Depositphotos.com

А поводом для таких толкований стала коммунальная авария в одной из квартир. Пострадавшая собственница, у которой из-за поломки крана на стояке холодной воды случился потоп, потребовала от управляющей компании компенсации собственных затрат на устранение последствий протечки. Сумма вышла немаленькая, так как гражданка приплюсовала к расходам на ремонт моральный ущерб, штраф за то, что коммунальщики добровольно не стали возмещать сумму, а также расходы на экспертизу.

Уже в суде истица рассказала, что она - собственница квартиры. И в результате аварии на первом запорно-регулирующем кране стояка холодной воды у нее залило квартиру. По мнению пострадавшей, в аварии виновата управляющая компания, которая, "ненадлежаще исполняла обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома". Добровольно коммунальщики вину не признали. Пришлось идти в суд.

Фото: EPA

Городской суд с требованием истицы согласился и ее иск удовлетворил. А вот следующая инстанция - судебная коллегия по гражданским делам облсуда - с коллегами не согласилась. Она решение отменила и приняла новое - в иске гражданке отказать. Пришлось истице дойти до Верховного суда, где решение облсуда отменили.

Вот аргументы Верховного суда РФ. Суд заявил, что для правильного решения этого спора надо установить "наличие вины сторон в произошедшей аварии". А в материалах апелляционного суда оказались копии вступившего в силу решения другого суда по иску еще одного пострадавшего в этом потопе. Некий мужчина предъявил материальные требования к соседке, у которой стоял этот кран на стояке холодной воды, а также и к управляющей компании. Суд решил спор в пользу пострадавшего соседа, но деньги присудил заплатить ему только управляющей компании, а с соседки, у которой сломался кран, ничего брать не стал. В этом решении сказано, что виновны в аварии, случившейся в квартире соседки, коммунальщики. Эти выводы суда, которые никто не оспорил, апелляция не учла. В законе (ГПК, статья 61) сказано, что обстоятельства, установленные вступившим в силу решением суда, являются обязательными. И они не доказываются вновь и не оспариваются.

В Жилищном кодексе перечислено, за какое оборудование отвечает управляющая компания. А еще есть Правила содержания общедомового имущества в много­квартирном доме. Их утверждало правительство (постановление №491 от 13 августа 2006 года). В правилах записано, что в состав общего имущества, кроме всего прочего, входят "общедомовые инженерные системы горячего и холодного водоснабжения, состоящего из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства". А управляющие многоквартирными домами компании отвечают перед собственниками за нарушение обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.

Есть еще один закон, полезный для граждан , попавших в подобную ситуацию, - "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (№384 от 30 декабря 2009 года). Верховный суд сказал, что из этого закона, а также существующих стандартов и сводов правил следует, что первые отключающие устройства и запорно-регулирующие краны на отводах внутриквартирной разводки являются элементами внутридомовых инженерных сетей. Эти первые отключающие устройства и запорно-регулировочные краны отвечают основному признаку общего имущества как предназначенного для обслуживания нескольких или всех помещений в доме.

Если оборудование находится в квартире, это не значит, что оно используется только для обслуживания этой квартиры

А факт нахождения этого оборудования в квартире не означает, что оно используется исключительно для обслуживания этой квартиры, и не может быть отнесено к общему имуществу в многоквартирном доме, поскольку по Жилищному кодексу предусматривается его расположение как внутри, так и за пределами помещений.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС подчеркнула: обстоятельства, указывающие на принадлежность аварийного сантехнического оборудования к имуществу истицы или к общему имуществу жильцов дома, являются значимыми для решения спора и подлежат доказыванию. Когда апелляция пересматривала решение по этому спору, она заявила, что истица вместе с заменой внутренних инженерных сетей в квартире, которые являются ее собственностью, заменила и запорный вентиль, из-за которого была авария. Но дама с этим утверждением категорически не согласилась, а суд второй инстанции это не проверил и "достоверно не установил".

Верховный суд к этому утверждению добавил еще одну мысль - замена запорного вентиля не освобождает управляющую компанию от осуществления своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Читайте также: