Учет водопотребления в частном доме установлен в подвале

Обновлено: 17.05.2024

Учет водопотребления

Подборка наиболее важных документов по запросу Учет водопотребления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Учет водопотребления

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Форма: Журнал учета водопотребления (водоотведения) средствами измерений (образец заполнения)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Форма: Журнал учета водопотребления средствами измерений. Форма N 1.2 (образец заполнения)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)

Судебная практика: Учет водопотребления

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Интересная цитата из судебного решения: Расчет размера платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, необходимо производить с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению Интересная цитата из судебного решения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Перспективы и риски арбитражного спора: Холодное водоснабжение: Организация ВКХ хочет взыскать задолженность за безучетно потребленную в отсутствие общедомовых приборов учета холодную воду с применением повышенного коэффициента
(КонсультантПлюс, 2021)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Учет водопотребления

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Правомерно ли начисление ресурсоснабжающей организацией платы за общедомовое водоотведение по совокупным показаниям объема водопотребления при отсутствии общедомовых приборов учета сточных вод?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: . Какой документ устанавливает лимиты водопотребления из подземных источников для сельхознужд? Соответствует ли порядку, предусмотренному законодательством РФ, установление лимитов на основании заявки сельхозпредприятия с обоснованием его потребностей? Должен ли на нем осуществляться первичный учет водопотребления?
("Официальный сайт Минприроды России", 2017) "Официальный сайт Минприроды России www.mnr.gov.ru", 2017

Нормативные акты: Учет водопотребления

Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 01.07.2021)
"О водоснабжении и водоотведении" 6. Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.

Может ли ресурсоснабжающая организация установить ОДПУ в колодце

Если вы будете искать ответ на вопрос, может ли РСО установить ОДПУ в колодце, то обнаружите, что есть много аргументов «за» и «против». Вы найдёте противоречивую судебную практику и на всякий случай решите, что лучше колодцы не трогать. Мы тоже так считаем, и вот, почему.

С чего всё началось

22 мая наш постоянный эксперт Елена Шерешовец провела онлайн-семинар «Всё, что вы хотели знать про приборы учёта и ПП РФ № 331». На нём она среди прочего затронула вопрос установки РСО общедомовых приборов учёта в колодцах у домов.

В качестве судебного дела, в котором объективно и полно приведены аргументы «за» и «против» ОДПУ в колодцах Елена Шерешовец привела решение Петровского районного суда Ставропольского края от 12.05.2011 по делу № 2–386.

Это судебное дело касается частного дома. Был спор о том, где должна РСО поставить прибор учёта: на участке или в доме. Тем не менее это дело будет полезно изучить УО и РСО для многоквартирных домов – суд, приведя разные аргументы, всё же пришёл к мнению, что ОДПУ в колодце ставить нельзя.

«За» ОДПУ в колодцах

Системы внутреннего водопровода включают в себя вводы в здания, водомерные узлы, разводящую сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и технологическим установкам, водоразборную, смесительную, запорную и регулирующую арматуру (п. 4.1 СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий»).

Водопроводный ввод – это трубопровод, который соединяет водопроводную сеть с внутренним водопроводом здания или сооружения (п. 49 ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) «Водоснабжение. Термины и определения»). Водопроводная сеть – это система трубопроводов с сооружениями на них для подачи воды к местам её потребления (п. 45).

Установку запорной арматуры на внутренних водопроводных сетях необходимо предусматривать на каждом вводе (п. 10.5 СНиП 2.04.01-85). При подземной прокладке запорная, регулирующая и предохранительная трубопроводная арматура должна устанавливаться в колодцах (п. 8.30 СНиП 2.04.02-84).

При подключении водопроводного ввода к водопроводной сети в водопроводном колодце устанавливается запорная арматура, на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. Водопроводный колодец должен быть оборудован у каждого собственника жилого дома. Если запорной арматуры и колодца на водопроводном вводе нет, собственник жилого дома должен построить водопроводный колодец и установить запорную арматуру.

Счётчики холодной и горячей воды устанавливаются в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 50 СП (п. 11.5 СНиП 02.04.01-85).

РСО считает, что в водопроводном колодце как раз-таки можно установить водомерный узел. Основание – под водопроводным колодцем понимается сооружение на водопроводной сети, предназначенное для установки арматуры и эксплуатации сети (п. 50 ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80)).

Водопроводные колодцы проектируются в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84. Требования этого СНиПа обеспечивают выполнение условий в части установки счётчиков воды: удобность для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом, естественные освещение и температуру внутреннего воздуха не ниже 5 градусов. Да и ОДПУ в колодце не противоречит требованиям СНиП 02.04.01-85.

«Против» ОДПУ в колодцах

Собственники обязаны содержать ОДПУ, но выполнить это требование невозможно, если прибор учёта установлен в колодце.

Согласно п. 11.5 утверждённых Постановлением Госстроя СССР от 04.10.85 № 189 Строительных норм и правил «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 02.04.01-85, счётчики холодной и горячей воды нужно устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 С.

Счётчики типа ВСХ-15, ВСХ-20, ВСХ-25, ВСХ-32, ВСХ-40, ВСХд-15, ВСХд-20, ВСХд-25, ВСХд-32, ВСХд-40 работают в диапазоне температур от +5 до +50 0С (холодная вода), а в части 5 п. 5.2 ГОСТ Р52931-2008 изделия которые требуют диапазона температур от +5 до +50 относятся к группе исполнения В4 и требуют следующих условий размещения: «Обогреваемые и (или) охлаждаемые помещения без непосредственного воздействия солнечных лучей, осадков, ветра, песка и пыли отсутствие или незначительное воздействие конденсации».

СогласноГОСТ 25151-82, водопроводный колодец – это сооружение на водопроводной сети, предназначенное для установки арматуры и эксплуатации сети, но не помещение, предназначенное для установки прибора учёта. В колодце не получится соблюсти требование по соблюдению температурного режима от +5 до +50 С, не получится поддерживать и влажность не выше 80%.

К тому же при установке ОДПУ в колодце нарушаются условия его эксплуатации, и в случае поломки продавец может отказать в ремонте, обмене или возврате денег. В общем, сплошные расстройства, вместе с нарушением прав потребителей.

Аргументация суда

Напомним, суд признал, что ресурсоснабжающая организация не может устанавливать ОДПУ в колодцах.

По договору энергоснабжения РСО берёт на себя обязанность подавать потребителю энергию, а потребитель обязуется её оплачивать и соблюдать предусмотренный договором режим потребления (ст. 539 ГК РФ)

Договор энергоснабжения заключается с абонентом, если у последнего имеется отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединённое к сетям РСО, при обеспечении учёта потребления энергии.

Суд заговорил о договоре энергоснабжения потому, что в соответствии со ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть водой, также применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 – 547 ГК РФ).

Собственники помещений в МКД платят РСО за ресурсы, исходя из показаний приборов учёта, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества МКД или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры (п. 7 ПП РФ от 23.05.2006 № 307).

Когда РСО не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, она не является исполнителем КУ и не несёт ответственность за режим и качество подачи ресурсов.

Принадлежность сетей инженерно-технического обеспечения потребителю или РСО не указывается, прибор учёта воды устанавливается на границе сетей жилого дома, к каким относятся внутридомовые инженерные сети с системами коммунальной инфраструктуры независимо, в чьей собственности находятся последние.

Это соотносится со СНиП 02.04.01-85, по которому счётчики холодной и горячей воды нужно устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживании эксплуатационным персоналом месте.

В Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ содержится определение понятия «контрольный канализационный колодец». Это колодец, предназначенный для учёта и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации.

Об установке в таком колодце прибора учёта не может идти речи, потому что он предназначен только для целей, которые мы перечислили выше. В таком смотровом колодце невозможно обеспечить должную эксплуатацию прибора учёта расхода воды.

Условия договора о потреблении коммунальных ресурсов и водоотведении, который заключается с РСО, не должны противоречить Правилам № 307 и иным нормативным правовым актам РФ (п. 8 Правил № 307).

Суд признал требования РСО об установке приборов учёта в колодце за пределами внешних границ домовладения незаконными. Доводы РСО о том, что потребитель должен устанавливать ПУ в колодец на врезке, согласно п. 6, ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, он отклонил.

К тому же суд определил, что мнение РСО о том, что ПУ необходимо устанавливать в колодце, противоречит положениям пп. «г (2)» п. 34 Правил № 354, в соответствии с которым потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на ПУ.

Вот такое судебное разбирательство. Пишите в комментариях, согласны ли вы с мнением суда, или в установке ОДПУ в колодцах нет ничего страшного.

Всегда ли УО должна организовать открытый продух в подвале МКД

Тема продухов в подвалах МКД много обсуждалась законодателями, зоозащитниками и жителями домов. Точку в споре поставил кабмин, введя в ПП РФ № 491 требование держать открытым хотя бы одно такое отверстие в подвале. Читайте, что в НПА сказано о продухах и как вопрос об обязательном выполнения этих норм управляющими организациями решают суды.

Правила № 170 предписывают УО закрывать продухи в подвалы и технические подполья

Управляющие домами организации, ТСЖ и кооперативы обязаны соблюдать требования законодательства к надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников МКД, созданию благоприятных условий для проживания в домах. Такие требования включают в себя и нормы, которые касаются продухов в подвалах.

  • площадь продухов должна составлять примерно 1/400 площади пола техподполья или подвала; располагаются продухи на противоположных стенах для сквозного проветривания (не менее 2-х продухов на каждой секции дома) (п. 4.1.4);
  • желательно оборудовать продухи жалюзийными решётками (п. 4.1.4);
  • для предохранения конструкций от появления конденсата и плесени, а также устранения затхлого запаха необходимо организовывать регулярно сквозное проветривание, открыв все продухи, люки, двери в сухие и не морозные дни (п. 2.6.8).

Правительство РФ обязало УО держать хотя бы один продух в подвал полностью открытым при их наличии

Закрытые наглухо продухи стали объектом обсуждений в обществе, особенно среди зоозащитников. Они считали, что закрытие отверстий в подвалы домов обрекло на смерть замурованных там и оставленных в мороз на улице бездомных животных.

Защитники котов и собак просили оставлять в МКД хотя бы один продух, закрытый решёткой так, чтобы через него в подвал могли попадать только животные. В начале 2019 года Минстрой РФ вынес эту проблему на обсуждение в Общественной палате РФ. В СМИ этот вопрос окрестили «котиками в ЖКХ».

Однако Правительство РФ рассматривало тему открытия/закрытия продухов не с точки зрения безопасности для животных, а с учётом требований к надлежащему содержанию общего имущества в МКД. В итоге постановлением Правительства РФ от 23.11.2019 № 1498 были внесены изменения в пп.«в» п. 11 ПП РФ № 491, где указано, что управляющие домами должны поддерживать общие помещения в МКД в состоянии, обеспечивающем нормативно установленные температуру и влажность.

Согласно ПП РФ № 1498, делать это следует в том числе с помощью постоянного круглогодичного поддержания в открытом состоянии одного продуха в подвале и техническом подполье, если в них предусмотрены такие продухи.

Может ли УО заварить мусоропровод по просьбе собственников

Минстрой РФ и ГЖИ: УО должна держать один продух открытым, не выполняя требование о его закрытии из Правил № 170

После вступления в силу новых требований к содержанию МКД в части организации хотя бы одного продуха в подвал, этот вопрос стал темой разъяснений, которые дают органы Госжилнадзора управляющим домами.

Так, ведомство в Красноярском крае в письме от 27.10.2020 № 100-11182/15 напомнило УО и ТСЖ, что согласно п. 3.4.7. Правил № 170, проходы ко всем элементам подвала и технического подполья должны быть чистыми и доступными, а помещения – защищены от проникновения грызунов, кошек и собак. На все проёмы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены защитные сетки (п. 3.4.7. Правил № 170). Размер ячеек сетки составляет 0,5 см.

Вместе с тем, орган жилищного надзора обратил внимание управляющих домами на ПП РФ № 1498, которым установлено требование постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха в случае их наличия в подвалах/техподпольях.

Согласно письму Минстроя РФ от 02.12.2019 № 42191-ОГ/04, Правила № 170 используются в части, не противоречащей законодательству России. Следовательно, положения Правил № 170 об установке на все продухи сеток и решёток, полностью препятствующих проникновению животных в такие помещения, не подлежат применению из-за пп. «в» п. 11 ПП РФ № 491.

Управляющие организации должны держать один продух открытым. Это, по мнению органа ГЖН, позволит обеспечить требуемый температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий МКД и гуманное отношение к бездомным животным, попавшим в такое помещение.

Продухи должны быть в доме, если это предусмотрено проектом и технически возможно

  1. Дело № А56-68723/2019 с отрицательным для управляющей компании решением.

ГЖИ проверила работу одной из управляющих организаций Санкт-Петербурга и установила нарушения Правил № 170. Составила протокол и привлекла компанию к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, оштрафовав на 125 000 рублей. Среди нарушений, которые УО должна была устранить, значилось необеспечение надлежащего состояния подвальных продухов. Они были не оборудованы жалюзийными решётками, а закрыты наглухо с уличной стороны.

  1. Дело № А04-3117/2020 с положительным для УО финалом.

Спор управляющей организации и органа ГЖН дошёл до кассационной инстанции, и все суды в этом деле согласились с доводами УО. Ведомство провело проверку деятельности компании, управляющей одним из многоквартирных домов в Благовещенске (Амурская область).

УО получила предписание, в котором среди прочих требований была организация продухов для проветривания подвалов в МКД согласно п. 3.4.3 Правил № 170. При этом в доме уже было три продуха со стороны двора, но орган ГЖН указал на то, что управляющая организация обязана пробить такие же отверстия и с противоположной стороны для сквозного проветривания.

При повторной проверке ГЖИ установила, что как раз это требование лицензиат не выполнил. Компания получила новое предписание, которое решила оспорить в суде. В ходе разбирательства суды установили, что продухи, расположенные в фундаменте МКД, – это сквозные отверстия в капитальной стене фундамента. Проектом МКД предусмотрено три продуха с внутренней (дворовой) стороны дома.

В предписании указано, что продухи должны располагаться и на противоположных стенах. Но с внешней стороны дома, согласно проекту, находится длинное капитальное крыльцо нежилого помещения в многоквартирном доме. Следовательно, сделать продухи там технически невозможно. Суды признали, что в части этого требования предписание органа ГЖН не отвечает принципам определённости, конкретности и исполнимости, вынесено без учёта технических характеристик дома.

Суд первой инстанции, а за ним апелляционный и кассационный, признали, что УО не должна пробивать новые продухи, орган ГЖН не был вправе от неё это требовать.

Можно ли разместить контактный зоопарк в многоквартирном доме

На заметку

Из анализа нормативно-правовых актов следует, что в многоквартирном доме должен быть оставлен хотя бы один продух, закрытый решёткой, для проветривания подвальных помещений и технических подполий. При этом в пп. «в» п. 11 ПП РФ № 491 указано условие: «если продухи предусмотрены в таких помещениях».

Продух должен быть полностью открыт. Требование Правил № 170 закрывать отверстия решётками здесь вступает в противоречие с нормой ПП РФ № 491 и, как указывает ГЖИ Красноярского края, не применяется. При этом, как показывает пример из судебной практики, надзорные органы не могут требовать от управляющих домом пробить в капитальной стене продух, если он не был предусмотрен проектом дома и/или сделать это технически невозможно.

А вы в своей практике управления домом сталкивались с требованиями органа ГЖН, которые касаются продухов? Поделитесь в комментариях.

Баланс водопотребления и водоотведения: расчеты

Составление баланса водопотребления и водоотведения поможет недропользователю определить точное количество воды, необходимое для осуществления деятельности.

Баланс водопотребления и водоотведения: содержание документа

Расчет водопотребления и водоотведения определяет:

  • Дебит водозаборного узла;
  • Объем сточных вод;
  • Нормы расхода воды.

Определение дебита водозаборного узла нужно для обоснования материалов лицензии на право пользования недрами и оценки запасов подземных вод. Кроме того, дебит водозаборного узла требуется для определения поясов зон санитарной охраны в проекте ЗСО, для подбора технического оборудования, например, насосов или систем автоматики, и прочих.

Данные об объеме сточных вод необходимы, чтобы правильно подобрать очистные сооружения или делегировать водоотведение специализированному предприятию.

Информация о нормах расхода воды необходима для учета технико-экономических данных.

Содержание документа должно отображать информацию о среднесуточном объеме сточных вод, которые предприятие сбрасывает в централизованную систему водоотведения. Также, следует приложить материалы, которые подтверждают информацию, указанную предприятием в балансе водопотребления и водоотведения.

На основе созданного баланса водопотребления и водоотведения разрабатывается широкий перечень инженерно-технических и проектных мероприятий. Если баланс отсутствует или некорректно подготовлен, предприятие встречается с определенными сложностями в работе.
Каждая организация имеет индивидуальное водопотребление и водоотведение, это зависит от определенного количества факторов. Чтобы провести расчет баланса водопотребления и водоотведения, необходимо очень внимательно отнестись к работе. Иначе можно зря потерять временные и материальные ресурсы.

Что влияет на водопотребление и водоотведение:

  • Количество сотрудников предприятия;
  • Оборудование, которое используется для работы;
  • Режим работы предприятия;
  • Длительность пользования водой;
  • Количество людей, пользующихся водой.

Эти факторы учитываются при расчете баланса водопотребления и водоотведения.

Баланс водопотребления и водоотведения: проверка данных

После того, как предприятие подготовило баланс водопотребления и водоотведения, организация, проводящая водоотведение, начинает проверку данных документа. В процессе проверки организация может измерять количество сточных вод с помощью специальных измерительных приборов. Они устанавливаются на период от 7 до 30 календарных дней.

Баланс водопотребления и водоотведения может быть не согласован в нескольких случаях:

  • Если предприятие, разработавшее баланс водопотребления и водоотведения не подтвердило данные соответствующими материалами и документами;
  • Представленные предприятием подтверждающие документы не соответствуют данным, указанным в балансе водопотребления и водоотведения;
  • Либо же организация, которая осуществляет водоотведение или другая уполномоченная ей организация в процессе измерений количества сточных вод нашла расхождение более 30% с данными, указанными в балансе водопотребления и водоотведения и подтверждающих документов.

Количество отведенных сточных вод устанавливается на основе пункта Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1134, дополненного 1.01.2017.

Расчет баланса водопотребления и водоотведения: необходимые данные

Водохозяйственный баланс разрабатывается предприятием самостоятельно или с помощью подрядчиков, имеющих соответствующие полномочия и лицензии.

Документы, которые следует предоставить:

  • Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, занимаемый абонентом, или договор аренды земельного участка;
  • Технический паспорт здания абонента, составленный ПИБом;
  • Генплан или схема сетей водопровода и канализации на основе съемки треста ГРИИ 1:500;
  • Справка о фактическом водопотреблении из всех источников водоснабжения за последние 12 календарных месяцев;
  • Справки об объемах питьевой воды, горячей воды, получаемых от сторонних источников водоснабжения за 12 календарных месяцев, заверенные абонентом и ресурсоснабжающей организацией (если имеются);
  • Справки об объемах питьевой воды, горячей воды и пара, передаваемых субабонентам за 12 календарных месяцев, заверенные абонентом и субабонентами (если имеются);
  • Справка, подтверждающая численность работающих на объекте абонента (в т.ч. ИТР, служащие, рабочие), с указанием фактического режима работы по каждой категории за 12 календарных месяцев;
  • Справка о ежесуточном количестве блюд, приготавливаемых в столовой абонента (при ее наличии);
  • Сведения об установленных средствах измерений;
  • Копия договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ;
  • Проект ДС;
  • Сведения о локальных очистных сооружениях;
  • Справки: о площадях помещений, подлежащих влажной уборке, о количестве санитарно-технического оборудования (в т. ч. общественные туалеты), о площадях ливнесбора (крыши, асфальтированные территории, газоны).

После предоставления всех необходимых данных документ согласовывается в водопроводно-канализационной организации. В Санкт-Петербурге баланс водопотребления и водоотведения согласовывается в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

В случае согласования баланса водопотребления и водоотведения, он не имеет срока годности. Документ действует до окончания договора между предприятием (недропользователем) и организацией, осуществляющей водоотведение.

Образец баланса водопотребления и водоотведения

баланс водопотребления

Этапы составления баланса водопотребления и водоотведения

Работа над составлением водохозяйственного баланса состоит из нескольких этапов. На первом этапе идет сбор данных о водопотреблении. На втором этапе происходит расчет данных. После чего составляется таблица с расчетом водопотребления, которая отправляется на водопроводно-канализационную организацию. Данные баланса согласовываются, после чего составляется договор о присоединении.

Штрафы за отсутствие согласованного баланса водопотребления и водоотведения

Как таковых штрафов и прямой ответственности за отсутствие документа нет. Однако, согласно Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», заключать договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения, единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения, договоры транспортировки воды, договоры транспортировки сточных вод без согласованного баланса водопотребления и водоотведения незаконно. Такие договоры могут быть признаны недействительными со всеми вытекающими последствиями.

Право собственника жилого дома (жилого помещения в многоквартирном жилом доме) самостоятельно устанавливать прибор учета холодной воды.

Представитель ООО XXX спрашивает, имеет ли право абонент, потребляющий питьевую воду (собственник жилого дома, либо собственник квартиры в многоквартирном жилом доме) самостоятельно устанавливать прибор учета холодной воды, а также действует ли в настоящее время «Порядок установки индивидуальных приборов учета внутридомовых технических средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплуатации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляющими организациями, государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов, префектурами административных округов»

Ответ юриста.

Установка приборов учета, в том числе холодной воды регламентируется: Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; Приказом Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения»

Согласно указанным нормативным актам, индивидуальный прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования) используемое для определения объемов (количества потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома или домовладении).

В соответствии с п. 80 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 г. № 354, учет объема (количества коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении), осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных Законодательством РФ об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством РФ о техническом регулировании обязательных требований.

В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ для осуществления таких действий.

Однако действующим законодательством не предусмотрено лицензирование деятельности по установке приборов учета. При этом сам процесс установки приборов учета действующим законодательством четко поделен на две части:

- собственник вправе самостоятельно принимать решение об установке индивидуального прибора учета, а также обращаться за выполнением действий по его установке к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности;

- собственник вправе требовать от исполнителя (под исполнителем в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 понимается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Следовательно, собственник вправе самостоятельно приобрести и установить прибор учета потребления холодной воды, поскольку это действующим законодательством не запрещено.

Новый, купленный в магазине, индивидуальный прибор учёта холодной воды изначально должен быть поверен и опломбирован заводом-изготовителем, а периодичность и порядок его поверки в дальнейшем определяется инструкцией по эксплуатации, техническим паспортом или иным сопроводительным документом того же изготовителя.

Затем прибор учета пломбируется по месту установки представителем управляющей компании.

Установка и пломбирование счётчиков расхода воды относятся к платным работам (услугам), выполняемым по заявкам населения.

При условии правильного монтажа данного прибора его дальнейшая эксплуатация и снятие показаний осуществляется потребителем самостоятельно.

В соответствии с п/п г) п. 50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, исполнитель имеет право в заранее согласованное потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учёта, их исправности, а также целостности на них пломб.

По вопросу действия «Порядка установки индивидуальных приборов учета внутридомовых технических средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплуатации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляющими организациями, государственными учреждениями города Москвы, инженерными службами районов, префектурами административных округов» утвержденного первым заместителем Мэра г. Москвы в Правительстве Москвы 12 октября 2007 года, следует отметить, что на настоящий момент данный документ является действующим, но его действие распространяется в пределах субъекта Федерации где он был утвержден.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Главная Взаимодействие со СМИ Лента новостей региональных прокуратур Прокуратура разъясняет: Особенности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения

Прокуратура разъясняет: Особенности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения

Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 03 июня 2016

Проект договора о подключении должен быть подписан заявителем в течение 30 календарных дней после его получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Учет водопотребления в частном доме установлен в подвале

ВНУТРЕННИЙ ВОДОПРОВОД И КАНАЛИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ

Domestic water supply and drainage systems in buildings

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 30.13330.2016 со СП 30.13330.2012 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

ОКС 91.140.61*, 91.140.80
_____________________
* По информации Росстандарта ОКС 91.140.60, 91.140.80,
здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2017-06-17

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - ООО "СанТехПроект", ОАО "СантехНИИпроект", ООО "Группа Компаний Элита", ЗАО "ИСЗС-Консалт"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 4, 2018 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019

Введение

Актуализация СНиП выполнена авторским коллективом:

ООО "СанТехПроект" (канд. техн. наук А.Я.Шарипов, инж. Е.В.Чирикова),

ОАО "СантехНИИпроект" (инж. Т.И.Садовская),

ООО "Группа Компаний Элита" (инж. А.А.Варламов, инж. И.В.Горюнов).

Изменение N 1 к настоящему своду правил выполнено авторским коллективом федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук" (канд. техн. наук Д.Б.Фрог, канд. техн. наук П.Л.Карасев), АО "МосводоканалНИИпроект (д-р техн. наук О.Г.Примин).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование внутренних систем водопровода холодной и горячей воды, водоотведения (канализации) и водостоков в строящихся и реконструируемых производственных зданиях, общественных зданиях высотой до 50 м и в жилых зданиях высотой не более 75 м, включая многофункциональные здания и здания одного функционального назначения.

1.2 Настоящие нормы и правила не распространяются на:

- системы противопожарного водопровода предприятий, производящих или хранящих взрывчатые, легковоспламеняющиеся, горючие вещества, а также других объектов, требования к внутреннему противопожарному водопроводу которых установлены соответствующими нормативными документами;

- системы автоматического водяного пожаротушения;

- установки обработки горячей водой;

- системы горячего водоснабжения, подающие воду на лечебные процедуры, технологические нужды промышленных предприятий и системы водоснабжения в пределах технологического оборудования;

- системы специального производственного водоснабжения (деионизированной воды, глубокого охлаждения и др.).

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.003-2014 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 17.1.2.03-90 Охрана природы. Гидросфера. Критерии и показатели качества воды для орошения

ГОСТ 19185-73 Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 25151-82 Водоснабжение. Термины и определения

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ Р 50193.1-92 Измерение расхода воды в закрытых каналах. Счетчики холодной питьевой воды. Технические требования

ГОСТ Р 51232-98 Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 21.13330.2012 "СНиП 2.01.09-91 Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах" (с изменением N 1)

СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения"

СП 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные"

СП 60.13330.2016 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" (с изменением N 1)

СП 61.13330.2012 "СНиП 41-03-2003 Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов" (с изменением N 1)

СП 66.13330.2011 Проектирование и строительство напорных сетей водоснабжения и водоотведения с применением высокопрочных труб из чугуна с шаровидным графитом (с изменениями N 1, N 2)

СП 73.13330.2016 "СНиП 3.05.01-85 Внутренние санитарно-технические системы зданий"

СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях

СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения

СанПиН 2.1.4.2652-10 Гигиенические требования безопасности материалов, реагентов, оборудования, используемых для водоочистки и водоподготовки. Изменение N 3 к СанПиН 2.1.4.1074-01

СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины, определения, обозначения и единицы измерения

3.1 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины по ГОСТ 19185, ГОСТ 25151, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 абонент: Физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

3.1.2 авария инженерных систем: Повреждение или выход из строя систем водоснабжения, устройств, повлекшие либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения.

3.1.3 бак-аккумулятор: Резервуар для накопления и хранения объема воды, достаточного для регулирования неравномерности водопотребления.

3.1.4 баланс водопотребления и водоотведения: документ, содержащий сведения о среднесуточном объеме воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, и (или) об объеме сточных вод, сброшенных абонентом в централизованную систему водоотведения, в том числе сведения о распределении объема сточных вод по канализационным выпускам.

3.1.5 внутренняя система водопровода (внутренний водопровод): Система трубопроводов и устройств, обеспечивающая присоединение к наружным сетям, подачу воды к санитарно-техническим приборам, технологическому оборудованию и пожарным кранам в границах внешнего контура стен одного здания или группы зданий и сооружений и имеющая общее водоизмерительное устройство от наружных сетей водопровода поселения, городского округа или предприятия.

3.1.6 внутренняя система водоотведения (внутренняя канализация): Система трубопроводов и устройств, в границах внешнего контура здания и сооружений, ограниченная выпусками до первого смотрового колодца, обеспечивающая отведение сточных, дождевых и талых вод в сеть водоотведения соответствующего назначения поселения или городского округа или предприятия.

3.1.7 водоотведение: Прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

3.1.8 водопотребление: Использование воды абонентом (субабонентом) на удовлетворение своих нужд или нужд потребителей услуг, жильцов.

3.1.9 водопроводные и канализационные устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и канализации (водопроводный ввод или канализационный выпуск): Устройства и сооружения, через которые абонент получает питьевую воду из системы водоснабжения и (или) сбрасывает сточные воды в систему водоотведения.

Читайте также: