Какой советский поэт жил в доме на малой грузинской в подвале которого находился горком графиков

Обновлено: 02.05.2024

«Двадцать московских художников»

Брал уроки живописи у частных мастеров, пишущих в жанре реализма, в том числе Великобритании. Работает в уникальной технике смешения темперы, акрила, акварели и тончайшей лессировки AirBrash.

1984-1985 г. создаются первые работы. Тогда же начинается сотрудничество с московскими галереями и участие в художественных выставках, в т.ч. сотрудничество с союзом художников-графиков на Малой Грузинской, 28.

1989 г. – первые персональные выставки за рубежом. С тех пор Плутенко принял участие в более чем 40 художественных выставках Европы и США. В том числе, с 1996 г. по настоящее время - постоянные экспозиции работ в Лондоне. Начало которым, положила персональная выставка в Институте Современного искусства при Королевской Академии живописи (ICA).

В 2007 году Станислав Плутенко удостоился звания академика Международной Академии Творчества (International Academy of Creative Endeavors).
В 2008 году был награжден орденом «Петра Великого» «за заслуги и личный вклад в развитие отечественной Культуры и Искусства».
В 2009 году был награждён золотой медалью Н. И. Сац за «Выдающийся творческий вклад в развитие искусства».

В 2009 г. Станислав Плутенко включен в каталог 1000 сюрреалистов всех времен и народов.


Книга Малая Грузинская, 28. Фотограф Игорь Мухин

Там, на Малой Грузинской, 28, в доме, где жил Владимир Высоцкий, и где находился профсоюз московских художников-графиков, в подвале этого дома в те далекие теперь уже времена дважды в год устраивались отчетные выставки - весенняя и осенняя. В первый раз меня туда привел один знакомый художник, который работал вместе с двумя фотографами в оформительском отделе нашего ничем не примечательного НИИ. Фотолаборатория и студия их также находилась в подвале жилого дома во дворах на Пятницкой, и прекрасная половина нашего отдела частенько заглядывала к ним на огонек.

В первое время выставки на Малой Грузинской устраивались полулегально, в основном "для своих". Информация об их проведении, при отсутствии тогда интернета (страшно представить, как мы вообще без него жили? :), распространялась по "сарафанному радио". Немного позже им разрешили расклеивать афиши, но только в своем районе, на Красной Пресне. И нужно было не упустить этот момент.

Но выставки того стоили, несмотря на то, что приходилось отстаивать многочасовые очереди, чтобы туда попасть. Побывала я там и на персональной выставке Вячеслава Калинина, где-то дома хранится цветной буклет выставленных им картин и даже фотография рядом с его "Подмосковной миллионершей" :))

Была как-то раз в мастерской Эдуарда Дробицкого, которая находилась на чердаке жилого дома на Смоленской, где тогда висела огромная его картина "НЛО".

С Леонидом Талочкиным познакомилась совершенно случайно в больнице, и он рассказал кое-что о тех временах и о своей коллекции, хранящейся тогда у него дома, в небольшой московской квартире.

А здесь то, что удалось разыскать в интернете об этой легендарной «Двадцатке». Приятного просмотра :))

Московский Горком художников-графиков на Малой Грузинской, 28
1975—1991 — независимый профсоюз художников, графиков, фотографов и одноимённый выставочный зал располагался в Москве на Малой Грузинской улице, дом 28.

Решение о создании Московского объединенного комитета профсоюза художников-графиков в конце 1975 года принимал первый секретарь МГК КПСС В. В. Гришин.

Горком и выставочный зал располагался в подвале кооперативного дома деятелей кино, по адресу «Малая Грузинская, дом 28». В доме проживал, к примеру, поэт и актёр Владимир Высоцкий.

Осенью 1976 г. в новооткрытом помещении Горкома графиков на М. Грузинской 28 была проведена выставка семи корифеев движения (О. Кандауров, Д. Плавинский, В. Немухин, О. Рабин, Н. Вечтомов, А. Харитонов, В. Калинин). Впоследствии Горком художников-графиков был реорганизован в Творческий союз художников России (ТСХР). Бессменным правопреемником и руководителем всех этих общественных организаций являлся Эдуард Дробицкий.

Лидер группы «Двадцать московских художников» — Нагапетян Корюн Григорьевич.

Группа просуществовала с 1978 по 1988 г.

Точкой отсчёта в движении московских художников-нонконформистов считается 15 сентября 1974 года — день открытия «Бульдозерной выставки» в Беляеве.

Для того, чтобы узаконить свой статус и исключить преследования правоохранительными органами по закону о тунеядстве, 7 июня 1976 году авангардисты объединились в секцию живописи при Московском объединенном комитете профсоюза художников — графиков, который располагался на ул. Малая Грузинская дом 28.

Художникам была выделена часть подвала в доме на Малой Грузинской, 28, которая служила им и офисом и выставочным залом. Живописцы начали готовиться к своей первой серьёзной выставке — смотру новой Секции живописи. Она с успехом прошла с декабря 1977 по февраль 1978 года.

Однако во время проведения этой выставки стало понятно, что ввиду ограниченности выставочной площади, один художник не может показать более 1 — 2-х своих работ.

Внутри секции постепенно зрело недовольство, возникали конфликты, и в связи с этим художники начали группироваться в небольшие коллективы.

Особенно выделялись творческие группы «20 московских художников», «Мир Живописи», группа «21 московский художник», «Мост», «18 московских художников».

1-я выставка "Двадцатки". Д.Гордеев внизу справа
Автор фотографий сын К.Г. Нагапетяна - В.К. Нагапетьян (c) nagapet
Среди них наибольшую известность и популярность приобрела группа «20 московских художников». 3 марта 1978 года «Двадцатка» провела первую собственную выставку.

Художники Малой Грузинской в поездке по стране. 1976 г.
23 марта 1979 года состоялась вторая выставка «20 московских художников» и уже через год её слава гремела по всему СССР и за его рубежами. Всего состоялось 10 выставок «20-ти московских художников», вплоть до 1988 года.



3-я выставка Двадцатки. Нагапетян К. держит плакат

6-я выставка 20 московских художников. Д.Гордеев внизу в центре. Автор Нагапетьян В.К.
Несомненно, общепризнанным лидером «Двадцатки» был Нагапетян Корюн Григорьевич. Кстати, фамилия Нагапетян в переводе с армянского означает «основатель, старейшина рода, родоначальник». Он успешно осуществлял связь и вёл переговоры с администрацией ОК, властями и сотрудниками органов правопорядка.

Это была победа, триумф, международное признание. Позже англоязычная газета «Интернешнл Геральд Трибьюн» от апреля 1986 г. напишет: «Десятки тысяч москвичей приходят посмотреть произведения художников, представителей андерграунда в Москве на Малой Грузинской 28».

В состав «Двадцатки» за весь период её существования входили следующие художники: С. Блезе, П. Беленок, В. Глухов, Т. Глытнева, М. Гельман, Д. Гордеев, Е. Измайлов, В. Кротов, К. Кузнецов, В. Калинин, К. Прозоровский-Ременников, В. Казьмин, А. Куркин, А. Лепин, В. Линицкий (соавтор В. Линицкая), Ю. Миронов, К. Нагапетян, В. Петров-Гладкий (старший), В. Петров-Гладкий (младший), В. Провоторов, Е. Поливанов, Н. Румянцев, В. Савельев, В. Сазонов, С. Симаков, В. Скобелев, Н. Смирнов, И. Снегур, М. Стерлигова, А. Туманов, А. Харитонов, К. Худяков, В. Чернов, С. Шаров, С. Файбисович, А. Фролов.

Последняя выставка «Малая Грузинская 28», в которой участвовала «Двадцатка», состоялась в 1991 г. непосредственно перед распадом СССР в Выставочном зале «Манеж» и Конгрессе США. Эта акция явилась заключительным аккордом в московском движении художников — нонконформистов.


Москва. Выставка в Манеже. 1991 г.

Игорь Снегур. Друзья. Коллеги.
Стоят слева направо: Владимир Ащеулов, Александр Юликов, Эдуард Дробицкий, Николай Вечтомов, Владимир Яковлев, Леонид Талочкин, Игорь Снегур, Петр Беленок, Оскар Рабин, Валентина Кропивницкая, Отарий Кондауров, Вячеслав Калинин, Александр Куркин, Владимир Немухин
Сидят: Алексей Тяпушкин, Александр Харитонов, Эдуард Штенберг, Валентина Мастеркова.

«НЛО». 1980 (c) Эдуард Дробицкий
Эдуард Николаевич Дробицкий (1941-2007)
Родился в 1941 году в г. Кропоткин Краснодарского края.
В 1969 г. окончил Московский архитектурный институт.

На рубеже 1950-60-х годов Эдуард Дробицкий стал одним из лидеров отечественного андеграунда. В самые «застойные» времена он был избран председателем Московского комитета художников-графиков на Малой Грузинской и фактически создал творческую организацию, которая вывела из подполья неофициальное искусство.

Эдуард Дробицкий
Вячеслав Калинин - выдающийся современный русский художник и график, родился 18 сентября 1939 г. в Москве.

Окончил Абрамцевское художественное училище, но главному научился сам, увлекаясь то графикой Дюрера, то живописью Врубеля и Кранаха. А в самом начале было Лианозово, барак с мастерской Оскара Рабина — главный очаг художественной жизни 1950 — 1960-х годов. Самобытный мастер московского «неофициального искусства». Наиболее характерны его картины 1960-70-х гг. на темы причудливо-пестрого быта «подпольной» богемы, написанные в духе карнавализма. Самобытный и ни на кого не похожий, певец старой «Московской Москвы». Уже почти исчезнувшей, а то и исчезнувшей вовсе, как Арбат Окуджавы или Каретный Высоцкого. Москва послевоенных типажей, с её постоянной пьянкой, тяжёлой работой и маленькой зарплатой, но всегда причудливая, открытая, всегда подающая нищему из своих последних медяков — такой она стала переливаться и сплетаться у Калинина.

От его картин всегда тревожно, в них всегда что-то сломлено, искажено, вывернуто и потеряно в жизни его родного Замоскворечья. Чего-то не дождались, в чём-то обмануты, — а сколько утрат!, — не по той дорожке пошли, как дети, которые ждали одного и умилялись мысленным чудесным будущим, а выросли и стали пьяницами и матерями-одиночками. Но для художника они не перестают быть людьми и объектом любви. Больное саднит и ноет, куда от этого денешься? Разве этого нет, не было и не будет? Да, Калинин причудлив, непоследователен, нервен, сексуален, алогичен и ни на кого не похож. Но ведь всё это и прекрасно, оттого что искренне! Вот это и называется — самобытный художник, созидатель, фантазёр, творец.

Москва, шестидесятые — семидесятые годы прошлого века. Период «застоя» в экономике и безграничного доминирования метода соцреализма в искусстве. Малейшее отступление от принципов соцреализма расценивалось как преступление перед обществом. В это непростое, но вместе с тем куда как более «живое» и одухотворённое, нежели теперь, время, группа московских художников — «авангардистов», включая Вячеслава Калинина, объединяется в т. наз. творческую «двадцатку». В неё вошли Владимир Немухин, Отари Кандауров, Игорь Каменев, Дмитрий Плавинский, Кирилл Прозоровский-Ременников, Оскар Рабин, Дмитрий Краснопевцев, Александр Харитонов и многие другие по-своему интересные, но по сути такие разные художники.

Многие до сих пор вспоминают первую «бульдозерную» выставку московских художников-неформалов. Но что интересно и знаменательно: ни Зверев, ни Харитонов, ни Плавинский, ни Вячеслав Калинин не понесли свои холсты на «Бульдозерную выставку». Их можно было бы заподозрить в осторожности, но главная причина на самом деле была проста: их творчество было свободным от политики, а сами они — далеки от неё. Вскоре после «бульдозерной» (1974 г.) были две уже «официальных», разрешённых властями выставки на ВДНХ в 1975 году — в павильоне «Пчеловодство» и в Доме культуры ВДНХ, причём выставка в павильоне «Пчеловодство» была организована по личному одобрению и под негласным патронажем Ю. В. Андропова.

Вскоре вслед за этим, в 1976 году, московские художники -«неформалы» объединились в секцию живописи при Московском объединенном комитете профсоюза художников — графиков, который располагался на ул. Малая Грузинская, 28. Подвал «Дома Высоцкого» на Малой Грузинской улице стал на многие годы постоянным местом выставок, неизменным участником которых был и В. В. Калинин. Зрительский ажиотаж был столь велик, что люди по многу часов в любую погоду отстаивали на улице невообразимой длины очередь, чтобы хоть в быстром темпе пройти через «выставочный подвал».

Но прошли годы, и сейчас картины Калинина представлены не только в Третьяковской галерее и в Русском Музее, они по праву украшают стены крупнейших музеев мира.

В 1991 году Калинин уезжает в США и обосновывается в Лос-Анджелесе. Но в 1996 году он уже снова в России. Корни, от них трудно оторваться, без их ощущения исчезает творческое вдохновение. Но в Америке — жена и сын, а в России — дочь и внуки. Вот и стала его жизнь переменчива, как у перелётной птицы,- зимует в Америке, а по весне спешит домой, на хотя и растоптанную и поруганную, но на Родину, на родное пепелище своей уже канувшей в лету Москвы, к любимым и питающим новыми силами и замыслами берегам Оки, в Прилуки,- свои любимые места под Тарусой.


«Корабль дураков». 2004. Альтернативный вариант сюжета 60-х гг. (c) В.В. Калинин
На картине с портретным сходством изображены четверо друзей-художников
Слева направо: Д.Плавинский, В.Калинин, В.Немухин, А.Зверев
«Игроки». Из серии работ "Окна памяти". 2005 (c) В.В. Калинин

«Человек с маленьким счастьем». 1967

«Маргарита на качелях». 1975 (c) Вячеслав Калинин

«Портрет Е. Чичева». 1963

«Портрет Леонида Талочкина». 1973

Моя коллекция - это жизнь, прожитая с художниками.
Леонид Талочкин

Фигура Л.П. Талочкина на небосклоне культурной жизни появилась в самом начале шестидесятых. Знакомство Л.П. Талочкина, работавшего инженером-конструктором, с молодыми московскими художниками навсегда изменило его судьбу. За 37 лет общения с ними он собрал уникальную коллекцию и не менее уникальный архив. Коллекция замечательна еще и тем, что в ней практически нет купленных вещей - она состоит из картин, подаренных самими художниками. "Мне было приятно, - вспоминает коллекционер, - что автор сам выбирал картину мне в подарок, в этом была своя прелесть".

Художники с удовольствием дарили свои работы Талочкину: он вешал у себя подаренные картины, и через несколько лет его комната в коммуналке стала походить на маленькую картинную галерею. Кроме того, Талочкин никогда не продавал собранные им произведения, и художники понимали, что коллекция будет иметь долгую жизнь. Купленные работы в коллекции можно пересчитать по пальцам. С каждым произведением связана какая-нибудь интересная, зачастую просто невероятная история.

Как сказал в своих воспоминаниях Владимир Немухин, "он видел в бытовых мелочах, происшествиях и курьезах, связанных с жизнью андеграунда, глубокую значимость, скрытую от повседневного сознания, … обладал вдохновенным упорством".

«Цирк в Лебедяне». 1969

«Девушка с селедкой». 1978

«Двор на Пятницкой ул.» 1963

«Туристы в городе». 1986

«Сонник. Портрет С.Г.Г.» 1969

«Сон музыканта». 1979


«Зримая память, переломленная в отражении». 1977

«Старуха Тетя Поля». 1975

«Евангельский рефлекс». 1978

«Похищение в Европу». 1978

«Кому резать петуха». 1978 (c) Вячеслав Калинин

«Автопортрет в красной шляпе». 1988

«Воспоминания об отце (НЭП)». 1985-1995

«Подмосковная миллионерша (Портрет Алины Кушваха)». 1982

«Вакх портрет Зверева». 1982

«Автопортрет. Жизнь в Москве». 1994

«Фигуристы на Москве-реке». 1987

«Перед свадьбой». 1991

«Безумная любовь». 1989

«Автопортрет в Берне». 1992

«Карнавал в Берне». 1990

«В парикмахерской». 1990


«Дом мой, душа Замоскворечья». 1997

«Прилуки. Сон во Владимирской земле». 1996

«Большая драка». 1998

«Ночная бабочка». 1998

«Прогулка в лодке. Постаревшие художники»
Слева направо: Д.Плавинский, В.Калинин, В.Немухин, А.Зверев. 1996
«Автопортрет. "Маршал"». 1999

«В раздумьях о французких художниках. Натюрморт с небом Пуссена». 2000

«Собор Василия Блаженного». 2000-2001

«Автопортрет с кошкой и музой». 2001

«Торжество теннисистки». 2003

«Памяти Венечки Ерофеева». 2003

«Пивной натюрморт». 2003

«Натюрморт с раками на фоне картины». 2005

«Атракцион в парке К.О». 2004

«Экстрим. Прыжок на канатах». 2004

«Жизнь жулика». 2005

«В пивной на Серпуховке». 2005-2006

«Страстной четверг». 2005

«Портрет художника В.Немухина». 2005

«Сиреневый вечер». 2005

«Движение чувств и материи». 2006

«Поднятие духа». 2006

«Торжество сатира». 2006

«Гадание за чаем». 2006

«Пасхальный сон». 2007

«Памяти Геры Ница. Посвящение другу». 2007

«Серпуховской татуировщик». 2007

«Театр кукол». 2008

Вечеслав Калинин
Рассказ о настоящем художнике.

Каждая его картина - прежде всего рассказ; почти все его сюжеты - алкоголические элегии.
Что же можно поделать, если актёры калининского театра принадлежат к разновидности русских романтиков, парящих на крыльях зелёного змия.
Уже трудно представить, что для художника-шестидесятника это был рискованный путь свободы, и закодированный спрут, имя которому “социалистический реализм”, - не существующий в жизни, но ловко управлявший всеми девятью музами громадной утопической страны - не задушил его в своих объятьях.

Калинин, по рассказам его современников (он был соседом Плавинского), трудился в такой мрачной мастерской, что часто срывался в запой и очень этого боялся; его выносило из семьи и он прямиком залетал в собственные холсты, где невероятно куролесил в беспамятном пьянстве.
Его колотили озноб и страх, он не представлял, где и с кем пил и что было дальше.
Когда же всплывали некоторые фантастические подробности, был всегда поражён и считал, что ничего подобного с ним не происходило, наивно полагая, что его морочат.
Но всегда находились неоспоримые доказательства.

«Я всегда вспоминаю Славу Калинина с благодарностью, его безотказная помощь спасала нас из самых безвыходных тупиков. Дружба с нами была и хлопотной, и разорительной: то нам срочно требовались деньги на очередного врача с “торпедами”, то для оплаты астрономических долгов за мастерскую, а то и вообще - везти всю семью с детьми в деревню на своей машине. С.К. был всегда первым, к кому мы обращались за помощью, и я не помню отказа с его стороны. Он был свидетелем на нашей свадьбе. Поскольку это были не первые наши браки, все произошло в районном загсе в девять часов утра и в будний день. Войдя в регистрационный зал, мы, поражённые, остолбенели: весь он был полон брейгелевскими калеками - на костылях, в ортопедических ботинках, на инвалидных колясках, - и все в кружевах, с вуалями и белыми гвоздиками.
Мы долго не могли придти в себя. Эта картина так потрясла Калинина, что он запил на целую неделю, а потом не мог поверить, что всё было правдой, решив, что допился до белой горячки. К чести Калинина следует заметить - он не польстился на готовый сюжет, подстроенный самой жизнью. Не смог и не захотел трогать кистью открытую человеческую трагедию, жестоко смешную на первый взгляд. » Зана Плавинская, соседка и подруга художника.

Почитайте по этой ссылке, не пожалеете – изумительный был человек.

«Падение Нового Вавилона». 2003 (c) Дмитрий Плавинский
Дмитрий Плавинский родился в 1937 в Москве.
В 1956 окончил Московское Художественное училище Памяти 1905 года (театральное отделение).
С 1975 член и постоянный участник выставок Горкома графиков на Малой Грузинской.
С 1978 является членом МОСХ.
С 1991 живет и работает в Нью-Йорке и Москве.

Константин Худяков
Родился в селе Царевщина Саратовской области в семье учителей 2 января 1945 года.

В 1965 году поступил в Московский архитектурный институт на кафедру промышленной архитектуры.
В 1971 году - защита диплома по теме "Концепция города-будущего" с отличием.
В этом же году распределение госкомиссией на должность главного художника Центрального Музея В.И.Ленина в Москве.
1972-1974 гг. - проектирование и реализация проекта реконструкции залов основной экспозиции Центрального Музея В.И.Ленина.

С 1978 по 1987 гг. - участие в выставках живописи группы "20-ти московских художников" в подвалах Городского комитета художников - графиков на Малой Грузинской, 28 (выставки посетило около одного миллиона человек).

Живет и работает в Москве.
В настоящее время является Председателем Правления Центра Современного Искусства "М'АРС".

«Любовный напиток». 1997

«Любовный напиток № 2». 1997 (c) Константин Худяков

«Зал № 5». Филиал Центрального Музея В.И.Ленина в изгнании. 2002 (c) Константин Худяков

«Частная жизнь». 1982 (c) Константин Худяков

«Рождение Венеры». 1980

«Парка». 1983 (c) Константин Худяков

«Следы на снегу». 1991 (c) Константин Худяков

«Одиночество красного носорога». 1991

«Волшебный фонарь». 1991 (c) Константин Худяков

«Синдром парадоксальной иллюзии». 1991

Родился 1 апреля 1948 года в Москве, учился живописи в рисовальных классах при Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, в частной школе - студии Василия Я. Ситникова. С 1975 года - член Международной Федерации художников - графиков при ЮНЕСКО.

Начал выставляться с 1968 года, в течение двух десятилетий экспонировался на выставках Горкома графиков (Малая Грузинская, 28), участвовал в 13-ти выставках группы "Двадцать московских художников", принимал участие в многочисленных персональных выставках в Москве, Вашингтоне, Нью - Йорке, Хельсинки.

«Лунный прибой». 1981. Частное собрание

«Дорога». 1986. Частное собрание
«Заклинатель змей». 1984 (c) Петров-Гладкий

«Лодка». 1979. Галерея "Грегори". США

«Венера всходит». 1981. Частное собрание

«Белый скачок». 1983 (c) Петров-Гладкий

«Перепутье». 1981. Музей современного искусства "Зиммерли". Нью-Джерси. США
«Солнечное сплетение». 1978

«Полет ввысь». 1977 (c) Петров-Гладкий

Родился в 1944 году в Москве.
В 1972 году окончил Художественное училище памяти 1905 года.
1976-1993 член Московского объединенного комитета художников-графиков ("Малая Грузинская").

«Царское село». 1998 (c) Константин Кузнецов
Миронов Юрий Александрович

Родился в 1942 году в Москве.
В 1976 году окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина.
С 1983 г.- член группы "20 московских художников".
С 1987 г.- член объединения "АРС".

«Красное и черное». 1990

«Шахматный столик». 1983 (c) Сергей Шаров

«Раннее утро». 1984

Родился в 1949 году в Москве.
В 1974 году окончил Московское художественное училище памяти 1905 года.
С 1976 года член Московского горкома графиков (М.Грузинская).

«Велосипедист». 1977 (c) Александр Туманов. Собственность автора

«Натюрморт с самоваром». 1979

«Кентавр». 1979 (c) Александр Туманов. Собственность автора

«Петух». 1980 (c) Александр Туманов. Собственность автора

«Пейзаж». 1980 (c) Александр Туманов. Собственность автора

«Зима». 1980 (c) Александр Туманов. Собственность автора
Блезе Сергей Георгиевич родился в 1945 году.

«Носорог в городе» (c) Сергей Блезе

«Бургомистр» (c) Сергей Блезе

Родился в 1945 году в Подмосковье.
Окончил Московское Строгановское Высшее художественное училище.

С 1976 года Кротов – член московского Горкома художников графиков на М.Грузинской-28, собравшего вокруг себя художников неофициального искусства.

Виктор Кротов создал свою московскую школу сюрреализма. Свою живопись относит к «романтическому сюрреализму» в отличие от сюрреализма ХХ века жестокого и гротескного. Творческий путь Виктора Кротова складывается как особый «путь искания смысла» при создании собственной живописной структуры письма. Художнику свойственна игра ума как проявление высшего наслаждения интеллекта.

Его картины находятся в фонде Третьяковской Галереи, в музеях и частных коллекциях России, Латвии, США, Канады, Франции, Великобритании, Италии, Германии, Бельгии. В настоящее время художник живет и работает в г. Риге, Москве и Париже.

Автор о себе:
Я всегда был далек от политики, но, естественно, время, в которое я живу, влияет на мое искусство. Конечно, я не мог предвидеть Чернобыль, землетрясение в Армении, взрывы национальной ненависти в Сумгаите и Фергане, но почему-то, глядя на мои полотна, люди думают именно о них.

«Воскресение». 1981 (c) Владислав Провоторов

«Космогония N 666». 1989

«Вавилонская башня». 1989

«Корабль дураков». 1982

«Четыре всадника Апокалипсиса». 1985

«Христос». 1988 (c) Владислав Провоторов
Критика:
Владислав Провоторов - представитель поколения, начавшего творческий путь в так называемый "период застоя" 70-х годов. И, хотя человеческая биография художника вполне благополучна, гнетущая атмосфера распада экономики, культуры, морали несомненно отразилась в его картинах, нередко даже независимо от его творческой воли.

Написав еще в 1976 г. свой автопортрет в виде деформированной маски, художник сам не мог внятно объяснить, что заставило его выбрать этот "устрашающий стиль".

Картины Владислава Провоторова смотреть трудно и неприятно. Но кто сказал, что искусство должно лишь ласкать глаз и гладить зрителя по головке. (c) О.Торчинский

Московский горком художников-графиков

Содержание

История

Горком и выставочный зал располагался в подвале кооперативного дома деятелей кино, по адресу «Малая Грузинская, дом 28». В доме проживал, к примеру, поэт и актёр Владимир Высоцкий.

Особенно выделялись творческие группы «20 московских художников», «Мир Живописи», группа «21 московский художник», «Мост», «18 московских художников», "Российские мотивы".

«Горком профсоюзов на Малых Грузинах» (народное название) являлся, по своей сути, первым своеобразным «островком творческой свободы» в Москве 70-80 годов.

Выставочная деятельность: живопись, графика

В залах проходили ежегодные выставки групп: «20 московских художников», «Мир Живописи», группа «21 московский художник», «Мост», «17 московских художников» и «18 московских художников», а также персональные выставки членов Горкома.

Выставочный зал каждый год проводил весенние и осенние выставки живописи и ежегодную выставку фотографии, пройдя выставком в выставках мог принять любой желающий артист.

Выставочная деятельность: фотография

В персональных и ежегодных фото-выставках принимали участие советские «неофициальные» фотографы: Гарик Пинхасов, Борис Смелов, Франсиско Инфантэ, Александр Лапин, Александр Слюсарев, Эдуард Гладков и другие.

В фото-выставках участвуют и признанные мастера фотографии из Литвы, Латвии и других городов и республик Советского союза, для них это единственный шанс показать свои фото-работы столичной критике и публике.

В фото-выставках участвуют члены горкома, а также проходит открытый(конкурсный) прием работ от любителей фотографии. Все фото-выставки за день до вернисажа обязательно литуются.

Выставочная деятельность: музыка

На выставках «20» с 1979 по 1988 год бессменно звучала музыка композитора Михаила Чекалина, который являлся полноправным участником выставок. Это был уникальный прецедент по созданию музыкальной среды - психоделического амбиента в художественном выставочном пространстве. «Музыка Чекалина в те годы была такой же оппозицией к классической консерваторской музыке, как и живопись художников Малой Грузинской к официальному искусству. Подход к музыкальному сочинению как к полотну: полистилистическому, разнофактурному эклектическому целому, элитарному и массовому одновременно, во многом был тождественен пониманию живописи. <. > Михаил Чекалин в те годы был единственным композитором, так плотно работавшим с художниками. <. > Новаторским на выставках «20» было соединение в выставочном пространстве живописи и музыки. Их совместные экспозиции стали первыми в практике отечественного искусства второй половины ХХ века выставками, где рядом с живописью зазвучала музыка <. > На зрителя, входящего в подвальные помещения выставочного зала, буквально обрушивалось насыщенное живописью и музыкой пространство, преображенное не экспозиционной концепцией, не архитектурой помещения, а плотной и эклектичной развеской картин и музыкой. Для убедительности впечатления, которое это пространство могло производить на зрителя, нужно представить, какой однообразной и серой была среда, окружающая человека брежневской эпохи в его повседневной жизни» [1] ).

Как сложились последние дни Владимира Высоцкого, в каком доме он жил и умер и где похоронен. Показываю

Великий русский актер, поэт и композитор Владимир Семенович Высоцкий впервые переехал в собственное жилье, когда ему было уже 35 лет. До этого или жил с матерью, или снимал. Высоцкому дали квартиру в новом доме на Малой Грузинской, 28. Между прочим, дом хотя и в центре, но от метро не так уж и близко - около километра дворами до "Улицы 1905 года", и до "Баррикадной" столько же. Дом построен по индивидуальному проекту. Квартира находилась на восьмом этаже и площадь ее была 115 квадратных метров. Первое время плохо грели батареи, а окна покрывались льдом. Приходилось включать плиту, чтобы спастись от холода.

Большая Грузинская, 28. 2021 год. Дом, где жил Высоцкий. Большая Грузинская, 28. 2021 год. Дом, где жил Высоцкий.

Окна кабинета Высоцкого выходили на католический костел Непорочного Зачатия Девы Марии 1911 года постройки. Современники вспоминали, что Владимиру Семеновичу не нравился вид на полуразрушенную церковь, поэтому он даже переставил письменный стол в тот угол комнаты, откуда костел не было видно.

В наши дни храм восстановлен и действует.

Фото 2021 г. Фото 2021 г.

Уже с конца 70-х Владимир Семенович чувствовал себя не очень хорошо. Виктория Радунская (криминалист Таня из "Берегись автомобиля") играла вместе с ним в Театре на Таганке. Актриса вспоминает, что последние годы Высоцкий играл "довольно неровно". Хотя когда приходило вдохновение, сильно заряжал партнеров. Высоцкий сначала даже не хотел сниматься в "Место встречи изменить нельзя". Ссылался на то, что жить ему осталось недолго, и он не может тратить целый год на такую серьезную и трудоемкую картину. В конце концов, выход был найден - Высоцкий чуть ли не каждый день летал из Москвы в Одессу и обратно (фильм снимался на Одесской киностудии) - утром играл Жеглова, вечером в театре. Между прочим, абсолютно все, кто вспоминают про съемки "Места встречи" отмечают, что Владимир Семенович никогда не появлялся на съемочной площадке в нетрезвом состоянии. В этом смысле он был замечательным профессионалом.

Мемориальная доска на доме, где умер Высоцкий Мемориальная доска на доме, где умер Высоцкий

К сожалению, последние дни Владимира Семеновича сложились для него трагически. Поэт был очень болен, но его уже поработили вредные привычки, с которыми он был не в силах бороться. К Высоцкому приехал его сын Аркадий, вспоминавший, что отец "был тяжелый". Приезжал Говорухин. Старые друзья не разговаривали несколько месяцев (Высоцкий не приехал на Кинопанораму), но перед смертью Владимира Семеновича помирились. Высоцкий ездил в театр, где должен был играть, но Юрий Любимов его заменил (по просьбе актера). Последний, у кого был Высоцкий - его друг Иван Бортник (Промокашка). 23 июля 1980 года Высоцкий ездил в ресторан ВТО (Всесоюзное театральное общество) в Москве в Доме актера по адресу Тверская улица, 16/2.

В начале 90-х здание Дома актера сгорело, и на его месте выстроили новодел. Вот здесь Высоцкий был за пару дней до смерти В начале 90-х здание Дома актера сгорело, и на его месте выстроили новодел. Вот здесь Высоцкий был за пару дней до смерти

После этого, Владимир Семенович уже не выходил из дома. Современники вспоминают, что все эти дни поэт продолжал злоупотреблять вредными для здоровья препаратами. Несмотря на то, что его окружали врачи (в том числе и реаниматологи) и друзья, спасти поэта не удалось. Высоцкий умер во сне от инфаркта. Пересказывать байки и подробности смысла нет - они тиражируются в интернете, кочуют из статьи в статью. Мне же сегодня просто хотелось посмотреть с вами, где Высоцкий провел последние дни своей жизни и где его похоронили.

Московский горком художников-графиков

Содержание

История

Горком и выставочный зал располагался в подвале кооперативного дома деятелей кино, по адресу «Малая Грузинская, дом 28». В доме проживал, к примеру, поэт и актёр Владимир Высоцкий.

Особенно выделялись творческие группы «20 московских художников», «Мир Живописи», группа «21 московский художник», «Мост», «18 московских художников», "Российские мотивы".

«Горком профсоюзов на Малых Грузинах» (народное название) являлся, по своей сути, первым своеобразным «островком творческой свободы» в Москве 70-80 годов.

Выставочная деятельность: живопись, графика

В залах проходили ежегодные выставки групп: «20 московских художников», «Мир Живописи», группа «21 московский художник», «Мост», «17 московских художников» и «18 московских художников», а также персональные выставки членов Горкома.

Выставочный зал каждый год проводил весенние и осенние выставки живописи и ежегодную выставку фотографии, пройдя выставком в выставках мог принять любой желающий артист.

Выставочная деятельность: фотография

В персональных и ежегодных фото-выставках принимали участие советские «неофициальные» фотографы: Гарик Пинхасов, Борис Смелов, Франсиско Инфантэ, Александр Лапин, Александр Слюсарев, Эдуард Гладков и другие.

В фото-выставках участвуют и признанные мастера фотографии из Литвы, Латвии и других городов и республик Советского союза, для них это единственный шанс показать свои фото-работы столичной критике и публике.

В фото-выставках участвуют члены горкома, а также проходит открытый(конкурсный) прием работ от любителей фотографии. Все фото-выставки за день до вернисажа обязательно литуются.

Выставочная деятельность: музыка

На выставках «20» с 1979 по 1988 год бессменно звучала музыка композитора Михаила Чекалина, который являлся полноправным участником выставок. Это был уникальный прецедент по созданию музыкальной среды - психоделического амбиента в художественном выставочном пространстве. «Музыка Чекалина в те годы была такой же оппозицией к классической консерваторской музыке, как и живопись художников Малой Грузинской к официальному искусству. Подход к музыкальному сочинению как к полотну: полистилистическому, разнофактурному эклектическому целому, элитарному и массовому одновременно, во многом был тождественен пониманию живописи. <. > Михаил Чекалин в те годы был единственным композитором, так плотно работавшим с художниками. <. > Новаторским на выставках «20» было соединение в выставочном пространстве живописи и музыки. Их совместные экспозиции стали первыми в практике отечественного искусства второй половины ХХ века выставками, где рядом с живописью зазвучала музыка <. > На зрителя, входящего в подвальные помещения выставочного зала, буквально обрушивалось насыщенное живописью и музыкой пространство, преображенное не экспозиционной концепцией, не архитектурой помещения, а плотной и эклектичной развеской картин и музыкой. Для убедительности впечатления, которое это пространство могло производить на зрителя, нужно представить, какой однообразной и серой была среда, окружающая человека брежневской эпохи в его повседневной жизни» [1] ).

Пресня: "В подвале дома, который жители Пресни называли "График", располагался выставочный зал"

Тишинские переулки - Малый, Средний и Большой - это тоже история Пресни. Малый, шедший от Электрического переулка к Тишинской площади, сейчас перестроен и непосредственного выхода к Тишинке не имеет. Средний был прежде известен объектом культурного наследия - построенным в стиле конструктивизма в 1929 году для работников завода "Авиаприбор" Домом культуры имени Серафимовича (имя писателя носил с 1949 года), который, увы, в 2017 году пошёл на слом. Вопреки многочисленным петициям жителей района и деятелей культуры.

Средний Тишинский переулок. Клуб завода "Авиаприбор", который с 1949 года стал называться Домом культуры имени Серафимовича. 1929 г. Средний Тишинский переулок. Клуб завода "Авиаприбор", который с 1949 года стал называться Домом культуры имени Серафимовича. 1929 г.

Ну, а Большой Тишинский - "среда обитания" многих известных деятелей кино и литературы. Таких, например, как Эльдар Рязанов и Кир Булычёв. Что же касается пространства земли в квадрате между улицами Большой Грузинской и Климашкина, Новопресненским и Большим Тишинским переулками, то в моей памяти ещё жив момент начала строительства в 1974 году комплекса зданий посольства ПНР и жилого дома для его сотрудников.

Говоря о Малой Грузинской, хочу сейчас остановиться на доме №28. Он известен не только тем, что в нём с 1975 по 1980-й годы жил Владимир Высоцкий. В подвале этого дома, который жители Пресни называли "График", располагались горком художников-графиков и выставочный зал. Именно там проходили выставки художников.

Очередь на выставку в горкоме графиков на ул. Малая Грузинская, 28., 1976 год. Автор Валентин Серов. Очередь на выставку в горкоме графиков на ул. Малая Грузинская, 28., 1976 год. Автор Валентин Серов.

Самая первая выставка "Семь художников", на которой я побывал, прошла уже весной 1976 года. Мне, например, запомнились полотна Отари Кандаурова и Вячеслава Калинина. Но поскольку зал был маленьким, организаторы поставили условие: каждый автор может выставлять не более 1-2 работ. И тогда художники стали объединяться в группы, готовя свои экспозиции - весенние и осенние. Скажем, "Мир живописи", "Мост", "17 московских художников", "18 московских художников", "20 московских художников", "21 московский художник" и персональные, включая едва ли не первую посмертную выставку работ Константина Алексеевича Васильева (1942-1976).

Памятники Владимиру Высоцкому в Москве. Сколько их?

…И хотя во все светлое верил,
Например, в наш советский народ,
Но не поставят мне памятник в сквере,
Где-нибудь у Петровских ворот…

К счастью поэт ошибся.
25 июля 1995 года в день пятнадцатой годовщины его ухода именно у Площади Петровских ворот в конце Страстного бульвара был открыт памятник великому барду.

Конечно, место для памятника было выбрано не случайно. Разрешение на установку именно на этом месте добился друг и коллега Высоцкого по работе в театре на Таганке Борис Хмельницкий. Авторы памятника архитектор А. В. Климочкин и скульптор Г. Д. Распопов.
Место это уже давно стало культовым, и в дни памяти поэта 25 января и 25 июля сотни москвичей и гостей столицы приходят сюда, что бы отдать дань памяти своему кумиру.

Глеб Жеглов и Володя Шарапов

8 ноября 2016 года неподалеку от памятника «Поэт с гитарой», о котором было сказано выше, на улице Петровка возле дома №38 был открыт памятник Глебу Жеглову и Володе Шарапову. Думается объяснять выбор места установки не нужно. Автор скульптурной композиции народный художник России Александр Рукавишников.

Кстати сказать, это не единственный памятник героям братьев Вайнеров в России и на пост советском пространстве.

Таганка

Таганка и Высоцкий два совершенно неразрывных понятия. Он служил в Театре на Таганке почти со дня его основания, и конечно было бы странно, если бы там не было памятника Высоцкому. Как говорят в Одессе, городе, который Владимир Семенович любил всей душой «не волнуйтесь, их есть».

Памятник во внутреннем дворике Театра на Таганке. Высоцкий в образе Гамлета. Памятник во внутреннем дворике Театра на Таганке. Высоцкий в образе Гамлета. Памятник при входе в музей «Дом Высоцкого» Памятник при входе в музей «Дом Высоцкого» Москва. Улица Высоцкого д. 3 стр.1 Москва. Улица Высоцкого д. 3 стр.1

Улицы Грузинские, Малая и Большая

Москва. Малая Грузинская улица д.28 кв.30. Последний московский адрес Владимира Высоцкого.
В кооперативном доме улучшенной планировки Владимир Семенович поселился в 1975 году и прожил до самого последнего дня.

Мемориальная доска на доме где жил поэт. Открыта 25 января 1988 года, в день пятидесятилетия со дня его рождения. Автор Александр Рукавишников. Мемориальная доска на доме где жил поэт. Открыта 25 января 1988 года, в день пятидесятилетия со дня его рождения. Автор Александр Рукавишников.

Большая Грузинская д. 17 строение 1.

По этому адресу находится Музей – мастерская Зураба Церетели. На трех этажах музея размещено огромное количество произведений мастера, многие из которых изображают людей, с которыми Зураб Константинович был лично знаком и дружил или продолжает дружить.
Не мог он, конечно, обойти вниманием и своего друга Высоцкого. Известно, что в декабре 1970 года Церетели в Тбилиси устроил свадьбу Владимира Семеновича, и Марины Влади на которой был тамадой. Так же известен факт, что Церетели был единственным человеком, который после смерти Высоцкого категорически отказался принять от Марины Влади деньги, которые остался ему должен покойный.

Ваганьковское кладбище

12 октября 1985 г. состоялось торжественное открытие памятника Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище. Автором композиции, где поэт изображен связанным смирительной рубашкой стал Александр Рукавишников, имя которого уже неоднократно упоминалось мною выше.

Памятник сразу же после установки, стал предметом жарких споров, как в среде родственников и друзей Высоцкого, так и среди его поклонников. Однако уже почти 40 лет на могилу великого поэта ежедневно приходят десятки и сотни людей и несут цветы своему кумиру.
Сейчас трудно себе представить какое то другое изваяние над местом вечного покоя этого ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПОЭТА, так пусть все так и остается.

В заключение хотелось бы сказать, что на сегодняшний день, в России и странах СНГ установлено около 50 памятников Владимиру Высоцкому. Есть они и в странах дальнего зарубежья, таких например, как Болгария, Польша, Германия, США и других.
Имя Высоцкого носят, улицы, площади, корабли, природные объекты.

Так что к счастью поэт ошибся и мы помним его.
Спасибо Вам глубоко уважаемый Владимир Семенович, что Вы жили на этой земле.

Читайте также: