Дверь слева вела в подвал вид словосочетания

Обновлено: 30.04.2024

Дверь слева вела в подвал вид словосочетания

Вопрос по русскому языку:

Выпишите несогласованное определение.
А. На витрине стояла ваза из хрусталя.
Б. Дверь слева вела в подвал.
В. Мечта отдохнуть так и не сбылась этим летом.
Г. На обед подали восхитительный борщ.
Д. Напротив стоял кирпичный дом.

  • 02.06.2017 22:28
  • Русский язык
  • remove_red_eye 12450
  • thumb_up 24
Ответы и объяснения 1
aceoncl576 А. из хрусталя.
Б. слева
В. отдохнуть
Г.
Д.
  • 03.06.2017 15:10
  • thumb_up 1
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат - это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Сказуемое (определить вид), дополнения (определить вид) и определения (определить вид). Определить части речи. 1.На витрине стояла ваза из хрусталя
2.Эта ваза из хрусталя
3.Дверь слева вела в подвал.
4.Мечта отдохнуть так и не сбылась этим летом.
5.На обед подали восхитительный борщ по-флотски
6.Напротив стоял кирпичный дом в два этажа

3.Дверь слева (несогласованное определение, наречие) вела (сказуемое, гл., ПГС) в подвал.

4.Мечта отдохнуть (несогласованное определение, глагол (инфинитив-нач. форма) так и не сбылась (сказуемое, глагол, ПГС) этим (согласованное определение, местоим.) летом.

5.На обед подали (сказуемое, глагол, ПГС) восхитительный (согласованное определение, прилагательное) борщ по-флотски (несогласованное определение, наречие)

6.Напротив стоял (сказуемое, глагол, ПГС) кирпичный (согласованное определение, прилагат.) дом в два этажа (несогласованное определение, сущ. с числит.)

Объяснение:ПГС - простое глагольное сказуемое; СИС - составное именное сказуемое

Тип урока: ОНЗ

  • Сформировать понятие согласованных и несогласованных определений, умение различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения;
  • Повторить и закрепить: сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

1. Эпиграф к уроку: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. К.Г.Паустовский.

2. Задание для актуализации знаний:

Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Не видимый для охотника, нестерпимая боль, нисколько не раскаявшийся, непоправимый поступок, не тронутые предыюльским зноем, не покрашенный заново, никем не выучены, неумолкаемый шум, непоправимый поступок, ненавидевший всех, незастроенный пустырь, не освещенная солнцем, негромко вскрикнула.

Я подошел к огромному разросшемуся дубу.

Волна счастья и радости захлестнула его.

Есть тема получше.

Книга сказок сохранилась в его библиотеке.

Беспокойство мое исчезло.

Дребезжит третий звонок.

4. Определение согласованных и несогласованных определений:

Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями.

Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием. Могут быть выражены существительными в косвенных падежах, притяжательными местоимениями (его, её, их), наречиями, инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием.

  1. Задать вопрос.
  2. Установить, что обозначает, какой член предложения поясняет.
  3. Определить, какой частью речи выражено.
  4. Определить вид подчинительной связи определения с определяемым словом.
  5. Установить: согласованное или несогласованное.

6. Самостоятельная работа:

Спишите предложения, подчеркните определения. Укажите согласованные и несогласованные определения.

На витрине стояла ваза из хрусталя.

Эта ваза из хрусталя.

Дверь слева вела в подвал .

Мечта отдохнуть так и не сбылась этим летом.

На обед подали восхитительный борщ по-флотски.

Напротив стоял кирпичный дом в два этажа.

7. Образец для самопроверки самостоятельной работы:

На витрине стояла ваза из хрусталя (несогласованное).

Эта (согласованное) ваза из хрусталя (составное именное сказуемое).

Дверь слева (несогласованное) вела в подвал.

Мечта отдохнуть (несогласованное) так и не сбылась этим (согласованное) летом.

На обед подали восхитительный (согласованное) борщ по-флотски (несогласованное).

Напротив стоял кирпичный (согласованное) дом в два этажа (несогласованное).

8. Образец выполнения задания на этапе повторения:

  • карточка
  • карточка для рефлексии:
Утверждения Выполнение
Я знаю, какие определения называются согласованными и несогласованными.
Я знаю, как определить согласованные определения.
Я знаю, как определить несогласованные определения.
Я знаю, как отличить согласованное определение от составного именного сказуемого.
Самостоятельную работу я выполнил без ошибок.
В самостоятельной работе я допустил ошибки.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

  • Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
  • Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
  • Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1:

На экране эпиграф к уроку:

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. К.Г.Паустовский.

- Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К.С.Паустовского (чтение эпиграфа).

- Какими словами Паустовский характеризует наш родной язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)

- Как вы понимаете эти слова?

- На наших уроках мы продолжаем изучать русский язык. Что нового мы узнали на предыдущих уроках? (Мы начали изучать второстепенные члены предложения и познакомились с прямыми и косвенными дополнениями).

- Сегодня вы продолжите узнавать новое о второстепенных членах предложения.

- Как вы будете узнавать новое? (Будем анализировать предложения, заниматься исследованием синтаксических конструкций).

  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания;
  • зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
  • зафиксировать актуализированные способы действий в знаках;
  • организовать обобщение актуализированных способов действий;
  • мотивировать к выполнению индивидуального задания;
  • организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание;
  • организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Не видимый для охотника, нестерпимая боль, нисколько не раскаявшийся, непоправимый поступок, не тронутые предыюльским зноем, не покрашенный заново, никем не выучены, неумолкаемый шум, непоправимый поступок, ненавидевший всех, незастроенный пустырь, не освещенная солнцем, негромко вскрикнула.

- Что вы повторили? (Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями; виды подчинительной связи в словосочетаниях).

- А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных предложениях согласованные и несогласованные определения.

На экране карточка:

Я подошел к огромному разросшемуся дубу.

Волна счастья и радости захлестнула его.

Есть тема получше.

Книга сказок сохранилась в его библиотеке.

Беспокойство мое исчезло.

Дребезжит третий звонок.

Учащиеся работают на форматках.

- У кого нет результата?

- Что вы не смогли сделать? (Я нашел определения, но не не смог определить их вид).

(Я нашел определения не во всех предложениях)

- Кто выполнил задание?

- Объясните свой выбор. (Не могу объяснить).

- Почему? (Нет способа, алгоритма определения согласованных и несогласованных определений)

3. Выявление причин затруднения.

  • организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);
  • на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Какое задание вы должны были выполнить?

- Что вы использовали при выполнении задания? (Знания об определении, полученные за курс 5-го класса).

- В каком месте возникло затруднение? (Не во всех предложениях нашли определения, не знаем, что такое согласованные и несогласованные определения)

- В чем причина затруднения? (У нас нет способа определения согласованных и несогласованных определений)

4. Проблемное объяснение нового знания.

  • организовать постановку цели урока;
  • организовать уточнение и согласование темы урока;
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному введению нового знания;
  • организовать фиксацию нового способа действия в речи;
  • организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
  • соотнесение нового знания с правилом в учебнике, справочнике, словаре и т.д.
  • организовать фиксацию преодоления затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Сформулируйте цель своей деятельности. (Сформулировать алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений).

- Сформулируйте тему урока. (Определение).

- Уточните. (Определение .Согласованные и несогласованные определения).

На экране запись:

Я подошел к огромному разросшемуся дубу.

Волна счастья и радости захлестнула его.

Есть тема получше.

Книга сказок сохранилась в его библиотеке.

Беспокойство мое исчезло.

Дребезжит третий звонок.

- Прочитайте предложения и скажите, что общего меду выделенными словами?

(Все эти слова являются определениями).

- Докажите! (Определение – второстепенный член предложения, обозначает признак предмета, качество, свойство и отвечает на вопросы: какой? чей?)

- Найдите предложение, в котором есть словосочетание со связью согласование. (Я подошел к огромному разросшемуся дубу. Беспокойство мое исчезло. Дребезжит третий звонок).

- Раз слова в словосочетаниях связаны при помощи согласования, то какие это определения? (Согласованные).

- Определите, какой частью речи выражены согласованные определения. (Полными прилагательным и причастиями, местоимением, порядковым числительным).

- А теперь обобщите свои наблюдения и скажите, какие определения называются согласованными. (Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями).

- Определим вид связи в словосочетаниях с выделенными словами в других предложениях.

(Волна счастья и радости (управление) захлестнула его. Есть тема получше (примыкание). Книга сказок (управление) сохранилась в его библиотеке (примыкание).

- Чем отличаются эти определения от согласованных? (Видом подчинительной связи с главным словом: не согласование, а управление или примыкание)

- Вы догадались, как называются такие определения? (Несогласованные)

- Поясните, что это за определения. (Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием).

- Что нам осталось установить о несогласованных определениях? (Какими частями речи выражаются).

Запись и анализ названных предложений.

- Откроем учебники и проверим, верно ли мы установили, что такое определение и в чем отличия согласованных от несогласованных определений.

Самостоятельное чтение материала учебника.

- А сейчас вы будете работать в группах. Представьте свой вариант алгоритма для работы с второстепенным членом предложения - определением.

Одна из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют. После согласовывания на доску вывешивается эталон.

- Что вы сейчас открыли? (Алгоритм действий при работе с определением)

- Мы достигли поставленной цели?

- Что теперь вы должны сделать? (Потренироваться)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий с их проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Запись предложений под диктовку с заданием подчеркнуть определения, указать, чем выражены, а также согласованные и несогласованные.

1. В голосе его подрагивали нотки смеха.

2. Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно.

3. Я помню мамин голубенький платок из ситца.

4. Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее.

5. В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти.

Упражнение №1 (выполняется в парах, одна пара работает у доски)

- Прочитайте предложения и сформулируйте к ним задание. (Определить, каким членом предложения являются выделенные слова в парах предложений).

- Из окна открывался потрясающий вид. – Вид из окна был потрясающий.

- Утром начался сильный дождь. – Утром дождь был сильный.

- Мы живем в первом от площади доме. – Наш дом первый от площади.

- В лагерь вернулись усталые туристы. – В лагерь туристы вернулись усталые.

- Доводы комиссии были очень убедительные. – Комиссия представила убедительные аргументы .2

- С чем были связаны затруднения при выполнении этого задания? (Определения можно спутать с именной частью составного именного сказуемого).

- Почему возникает такое затруднение? (Именная часть сказуемого может быть выражена теми же частями речи, что и определение)

- Объясните, как не допустить таких ошибок? (Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи. Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?)

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
  • по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок;
  • по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Для самостоятельной работы предлагается задание на карточке.

После выполнения работы учащиеся проверяют её по образцу для самопроверки.

- Что вы использовали при выполнении задания?

- У кого возникло затруднение при определении согласованных определений?

- В каком месте и почему у вас возникло затруднение?

- У кого возникло затруднение при определении несогласованных определений?

- В каком месте и почему у вас возникло затруднение?

- Кто задание выполнил правильно?

Включение в систему знаний и повторение.

  • тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным материалом;
  • повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: обособление согласованных и несогласованных определений.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Упражнение №2

Среди данных предложений укажите предложения с несогласованным определением.

Постояв внизу, Настена осторожно поднялась по обледенелым ступенькам вверх. (Распутин В.)

Пушкин считал народную речь “живым и кипящим источником”. (Зимина А.)

Он с любовью артиста отдавался новому и неожиданному впечатлению. (Гончаров И.)

Хлопья сверкали на ветвях лип. (Хелемский Я.)

В воде отразилось далёкое облако. (Евдокимов Н.)

Было морозное декабрьское утро. (Бондарев Ю.)

Тропа вдоль просеки лесной бывает так прохладна взгляду. (Солоухин В.)

- Объясните свой выбор.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
  • организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
  • организовать вербальную фиксацию шагов по достижению цели;
  • по результатам анализа работы на уроке организовать фиксацию направлений будущей деятельности;
  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке;
  • организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Домашнее задание:

Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с согласованными и несогласованными определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть, вид указать.

Список использованной литературы.

1 Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 8 класс / Г.А. Бакулина.—М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

2 Русский язык: Учеб.для 8 кл. шк. общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М: Просвещение – 2003.

Сказуемое (определить вид), дополнения (определить вид) и определения (определить вид). Определить части речи.
1.На витрине стояла ваза из хрусталя
2.Эта ваза из хрусталя
3.Дверь слева вела в подвал.
4.Мечта отдохнуть так и не сбылась этим летом.
5.На обед подали восхитительный борщ по-флотски
6.Напротив стоял кирпичный дом в два этажа

3.Дверь слева (несогласованное определение, наречие) вела (сказуемое, гл., ПГС) в подвал.

4.Мечта отдохнуть (несогласованное определение, глагол (инфинитив-нач. форма) так и не сбылась (сказуемое, глагол, ПГС) этим (согласованное определение, местоим.) летом.

5.На обед подали (сказуемое, глагол, ПГС) восхитительный (согласованное определение, прилагательное) борщ по-флотски (несогласованное определение, наречие)

6.Напротив стоял (сказуемое, глагол, ПГС) кирпичный (согласованное определение, прилагат.) дом в два этажа (несогласованное определение, сущ. с числит.)

Объяснение:ПГС - простое глагольное сказуемое; СИС - составное именное сказуемое

Упражнение 59 - Русский язык 8 класс. Тростенцова, Ладыженская. Учебник

1. Думать о будущем, радоваться праз(?)нику, пойти в т..атр, проходить быстро, часто гневаться, нав..щать больных, читать по вечерам, отвечать с улыбкой, говорить улыбаясь.

2. Подарок отцу, поез(?)ка к матер. к..рзина с грибами, к..стюмы из хлопка, книга отца, намерение работать, чтение лёжа, новой квартиры, домашнее задание, моего дн..вника, разговор ни о чём, волнующ..ся море, первое выступление, кофе (по)варшавски, завтрак (на)спех 3 , с пятью учениками, поразительно ч..ткий, (по)осеннему хмурый, бесконечно добрая.

3. Очень хорошо, (не)далеко от дома, не (по)летнему холодно, (на)едине с собой, довольно прохладно.

Подсказка

В зависимости от главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные.

Урок по теме "Определение"

Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Не видимый для охотника, нестерпимая боль, нисколько не раскаявшийся, непоправимый поступок, не тронутые предыюльским зноем, не покрашенный заново, никем не выучены, неумолкаемый шум, непоправимый поступок, ненавидевший всех, незастроенный пустырь, не освещенная солнцем, негромко вскрикнула.

Я подошел к огромному разросшемуся дубу.

Волна счастья и радости захлестнула его.

Есть тема получше.

Книга сказок сохранилась в его библиотеке.

Беспокойство мое исчезло.

Дребезжит третий звонок.

4. Определение согласованных и несогласованных определений:

Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями.

Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием. Могут быть выражены существительными в косвенных падежах, притяжательными местоимениями (его, её, их), наречиями, инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием.

5. Алгоритм работы с определением:

Установить, что обозначает, какой член предложения поясняет.

Определить, какой частью речи выражено.

Определить вид подчинительной связи определения с определяемым словом.

Установить: согласованное или несогласованное.

6. Самостоятельная работа:

Спишите предложения, подчеркните определения. Укажите согласованные и несогласованные определения.

На витрине стояла ваза из хрусталя.

Эта ваза из хрусталя.

Дверь слева вела в подвал .

Мечта отдохнуть так и не сбылась этим летом.

На обед подали восхитительный борщ по-флотски.

Напротив стоял кирпичный дом в два этажа.

7. Образец для самопроверки самостоятельной работы:

На витрине стояла ваза из хрусталя (несогласованное).

Эта (согласованное) ваза из хрусталя (составное именное сказуемое).

Дверь слева (несогласованное) вела в подвал.

Мечта отдохнуть (несогласованное) так и не сбылась этим (согласованное) летом.

На обед подали восхитительный (согласованное) борщ по-флотски (несогласованное) .

Напротив стоял кирпичный (согласованное) дом в два этажа (несогласованное) .

8. Образец выполнения задания на этапе повторения:

карточка для рефлексии:

3. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели и задач.

Сформулируйте цель нашего урока. (овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях

Чтобы достичь цели, какие нужно выполнить задачи на уроке? (задачи прописаны на доске)

Познакомиться с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений.

Научиться находить согласованные определения в тексте.

Научиться различать несогласованные определения и сказуемое.

Научиться заменять согласованные определения несогласованными и наоборот.

4.Первичная проверка понимания.

Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Для того, чтобы правильно выполнить следующее задание, нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях.

Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их в три столбика 1 ряд – согласование, 2 ряд- примыкание, 3 ряд – управление. (у доски)

Согласование – вид подчин.связи, при которой зависимое слово (прилаг., причастие, порядковое числительное, местоимение) стоит в той же форме, что и главное, т.е. имеет тот же падеж, число, а в ед.ч. – тот же род, что и главное слово (обычно существит.). Напр.: русский язык, русского языка, русскому языку, русским языком.

Управление – вид подч.связи, при которой главное слово требует от зависимого определенного падежа. Главное слово управляет зависимым ( отвечать урок, отвечающий урок, отвечая урок ). Наличие предлога между гл. и завис – это управление.

Примыкание – вид подч.связи, при которой неизменяемое слово примыкает к главному по смыслу. Зависимое слово может быть выражено наречием ( высоко прыгать ), глаголом в неопределенной форме ( уехали отдыхать ), деепричастием ( говорить не думая ), прилагательным в сравнительной степени ( порция побольше )

Работа на карточках.

Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад.

Проверка по ключу

Согласование : золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад.

Управление : накидка из шелка, лист березы, ее наряд.

Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив.

- А теперь найдите согласованные и несогласованные определения.

(Согласованные связаны с существительным способом согласования, а несогласованные – способом управления и примыкания)

- Какой вывод мы можем сделать?

- Давайте сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений.

Что нужно сделать для того, чтобы определить вид определения?

1 . Определить вид подчинительной связи в словосочетании.

2. Между главным и зависимым словом связь согласование?

3. если да, то это согласованное определение

4. если нет, то это несогласованное определение.

Итак, справились мы с 1 задачей?

5.Первичная проверка понимания.

А) Работа с учебником – упражнение 154, стр.92 (работа у доски)

Ребята, как вы думаете, в текстах какого стиля чаще встречаются определения? (художественного)

Б) Переходим к выполнению 2 задачи. Работа в группах.

Карточка

Он сидел в креслах на крыльце дома. На нём был кафтан. Шапка была надвинута на глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Старшины окружали его.

- Отрывок из какого текста представлен вашему вниманию (А. С. Пушкин «Капитанская дочка»). Чего не хватает в этом отрывке? (определений).

- Вставьте где необходимо данные слова и прочитайте получившийся текст:

Комендантского, красивый, казацкий, обшитый галунами, высокая соболья, с золотыми кистями, его сверкающие, казацкие.

(Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его).

Из данного текста выпишите согласованные и несогласованные определения

Проверка .

Как вы думаете, какую роль выполняют в тексте и в речи согласованные и несогласованные определения? (Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее).

Итак, выполнили мы следующую задачу?

6. Физкультминутка.

Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения – работают руки, несогласованные определения – работают ноги.

Кожаный пиджак (р) , иллюстрированный журнал (р) , книги из библиотеки (н), дорогой (р) друг, юбка в клетку (н), полосатый шарф (р) , желание хорошо учиться (н) , медлительная походка (р)

7. Выполнение упр. 156.

А сейчас обратимся к упр. 156 и поработаем в парах (1 вариант – первые две строчки, 2 вариант – вторые две строчки).

8. Первичное закрепление.

А теперь давайте поработаем самостоятельно. (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов).

Взаимопроверка (работа в парах)

1. Замените согласованные определения несогласованными

А) полосатые брюки

Б) золотой браслет

В) материнское сердце

Г) светловолосая девушка

2. Замените несогласованные определения согласованными

А) небо без облаков

Б) девушка из города

В) площадь у вокзала

Г) дежурство по ночам

1.А) брюки в полоску

Б) браслет из золота

В) сердце матери

Г) девушка со светлыми волосами

2. А) безоблачное небо

Б) городская девушка

В) привокзальная площадь

Г) ночное дежурство

Домашнее задание:

Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с согласованными и несогласованными определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть, вид указать.

Согласованные и несогласованные определения упражнения

Упражнения

Упражнение 1. Прочитаете предложения из романа Горького «Мать». Укажите согласованное и несогласованное определения.

Упражнение 2. Замените несогласованные определения согласованными.

1. Однажды в наш город приехали артисты из Москвы. 2. Шум с улицы мешал нам работать. 3. Здесь продаются билеты в театр. 5. Студент делал упражнения по грамматике. 6. На столе стояла ваза из стекла. 7. В углу стоял шкаф для книг. 8.На девушке было голубое платье из шелка. 9. Семья переехала в новую квартиру из двух комнат

Упражнение 3. Замените согласованные определения несогласован­ными.

I. Медсестра простерилизовала медицинские инструменты. 2. Все лето я провёл в отцовском доме. 3. В детстве я любил слушать бабушкины сказки. 4. В глубине леса мы нашли медвежью берлогу. 5. Студенческое собрание кончилось. 6. Во дворе слышались детски крики и смех. 7. С реки доносились пароходные гудки. 8. Туман скрыл горные вершины. 9. Туча приближалась, уже слышались громовые раскаты. 10. По крыше застучали дождевые капли. 11. Северная природа сурова и прекрасна.

Упражнение 4. Выпишите существительные вместе с определениями.

I. Желание плавать по реке быстрее её течения привело к изобретению весла и паруса. (М.Г.) 2. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху. (М.Г.) 3. Привычка странствовать по картам и видеть в своем вообра­жении разные места помогает увидеть их в действительности. (Пауст.) 4. Первое время своего приезда Николай был серьёзен и даже скучен. Его мучила предстоящая необходимость вме­шаться в дела хозяйства, для которых мать вызывала его. (Л.Т.)

Упражнение 5. Согласуйте определение с определяемым словом.

Упражнение 6. Замените данные словосочетания синонимичными. Объясните, в чем их различия.

Образец: безвольный человек –человек без воли.

Бесхитростный человек, бессердечный человек, бескорыстный человек, бессильный человек, бесстрашный человек, бессовестный человек, странный человек, добросердечный человек.

Упражнение 7. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, согласуя прилагательные с теми существительными, к которым они относятся. Определите тип речи и связь предложений в данном микротексте.

Упражнение 8. Перепишите, раскрывая скобки и согласуя определения только с теми существительными, к которым они подходят по смыслу.

Коричневый, карие (платье, глаза, костюм, краски). Толстый, полный ( женщина, тетрадь, тополь, книга). Густой, дремучий (лес,чай, туман, волосы). Горячий, знойный ( вода, лето, речь, любовь). Взрослый, совершеннолетний ( юноша, девушка, человек). Смуглый, темный ( небо, лицо).

Упражнение 9. Замените данные словосочетания синонимичными:

Девочка пяти лет, человек невысокого роста, человек дела, девушка с черными волосами, человек с добрым сердцем, человек большой силой воли.

Упражнение 10. Из двух предложений составьте одно с несогласованными определениями:

Образец: В комнату вошел старик. У него была седая борода. – В комнату вошел старик с седой бородой.

1.Рядом со мной сидела девушка. У него большие голубые глаза, длинные ресницы и красивые волосы.
2. На вечере выступил студент. У него был сильный, красивый голос.
3. В нашем медпункте работает медсестра. У нее доброе сердце и умелые руки.

Упражнение 11. К выделенным словам подберите из скобок подходящее по смыслу определение. Предложения запишите. Над согласованными определениями надпишите с., над несогласованными — н.

1) Дорожки устилали осенние листья (золотые, из золота).
2) Тётя относилась к Наташе с любовью (материнской, матери).
3) Мы ели свежий кисель (вишнёвый, из вишни).
4) инструменты положили кипятить (хирурга, хирургические).
5) Одежда вся промокла. Одежда продаётся в магазине (детская, ребенка).

Объясните разницу в значении словосочетаний инструменты хирурга и хирургические инструменты. Являются ли они синонимами?

Упражнение 12. Запишите предложения и определите, какие определения в них употреблены.

Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. (С. Есенин.) По стенам тянулись толстые трубы парового отопления. (С. Баруздин.) У него была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. (А. Куприн.) На пустынных сжатых полях виднелись бороды пашни. (А.Н. Толстой.) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С. Есенин.)

Скажите, во всех ли предложениях прямой порядок слов. Докажите свой ответ.
Выполните морфологический разбор прилагательных из 1-го предложения.

Упражнение 13. Спишите предложения, указав вид определения.

I. 1) Где роза без шипов растет? (Г. Державин.) 2) В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К. Паустовский.) 3) Немного дальше росла черемуха потолще.
II. 1) Я совершенно утратил способность писать. 2) Вблизи дороги стояли полевые цветы самых разнообразных размеров, формы, окраски. 3) Это была обыкновенная кукла с широко раскрытыми голубыми глазами, с несколько разведенными руками, с льняными локонами. Платье из тюля просвечивало на ее розовом теле. (Ю. Олеша.)

Упражнение 14. Найдите в предложениях несогла­сованные определения. Расставьте недоста­ющие знаки препинания.

1. Один из них был Штольц, другой – его приятель, литератор полный с апатическим лицом задумчивыми как будто сонными глазами (Гончаров).
2. Синяя в созвездиях длится полночь (Луговской).
3. Это был Лёшка Шулепников только очень старый измятый с сивыми усами непохожий на себя (Трифонов).
4. Желание говорить с дочерью исчезло (Трифонов).
5. Широкоплечий коротконогий в тяжёлых сапогах в толстом кафтане цвета дорожной пыли он стоял среди степи точно вырубленный из камня (М. Горький).
6. И вся она в старенькой гимнастерке с выгоревшей пилоткой на тёмно-русых гладких волосах показалась Алексею очень усталой и утомлённой (Полевой).
7. На следующее утро Лузгина в нарядном шёлковом голубом платье с взбитыми начёсами светло-русых волос свежая румяная пышная и благоухающая с браслетами и кольцами на пухлых руках торопливо пила кофе, боясь опоздать на пароход (Станюкович).
8. Лифтер в подъезде сумрачный с вислыми щеками поздоровался с Лёшкой кивком головы (Трифонов).
9. Вдруг из белой с матово-пупырчатым стеклом двери вышла старая женщина с папиросой во рту (Трифонов).
10. В белом галстуке в щегольском пальто нараспашку с вереницей звёздочек и крестиков на золотой цепочке в петле фрака генерал возвращался с обеда, один (Тургенев).
11. Из памяти не выходила Елизавета Киевна с красными руками в мужском платье с жалкой улыбкой и кроткими глазами (А.Н. Толстой).
12. Я удивляюсь, что вы с вашей добротой не чувствуете этого (Л. Толстой).
13. Своей беззащитностью она вызывала в нём рыцарское чувство заслонить оградить защитить (Катаев).
14. Иногда в общей гармонии плеска слышится повышенная и шаловливая нота – одна из волн посмелее подползла ближе к нам (М. Горький).
15. Вдруг все оставили работу повернулись к нам лицом низко поклонились а некоторые крестьяне постарше поздоровались с отцом и со мной (Аксаков).
16. Ребятишки постарше вертелись у него под руками (Рыленков).
17. Вот и осталось мне только одно сомнительное удовольствие глядеть из окошка на рыбную ловлю (Куприн).
18. Её преследовала тайная мечта уйти в партизанское подполье (Фадеев).
19. Кирилл Иванович ощущал в себе желание повторять каждое слово по нескольку раз (М. Горький).
20. На мостике одетые в дождевики с короткополыми зюйдвестками на головах стоят капитан и вахтенный офицер (Станюкович).

Упражнение 15. Спишите предложения, подчеркните определения. Укажите согласованные и несогласованные определения.

На витрине стояла ваза из хрусталя.
Эта ваза из хрусталя.
Дверь слева вела в подвал .
Мечта отдохнуть так и не сбылась этим летом.
На обед подали восхитительный борщ по-флотски.
Напротив стоял кирпичный дом в два этажа.

Упражнение 16. Найдите в данных предложениях определения, выраженные неопределенной формой глагола. Сопоставление предложений поможет отличить эти определения от составного глагольного сказуемого.

1. Желание наказать дерзкого обидчика было очень сильно. Я хотел наказать дерзкого обидчика. 2. Сбывалась мечта увидеть Москву. Я мог снова увидеть Москву. 3. Матери приходилось смотреть, чтобы ребенок не упал. У него была привычка при разговоре смотреть в лицо собеседнику. 4 У нашей молодежи сильное желание учиться. Каждый может учиться хорошо.

Упражнение 17. Распределительный диктант. Распределить по графам таблицы согласованные и несогласованные определения:

Казачья станица, казак на коне, возможность увидеть, высокий берег, скульптура из бронзы, берег реки, взгляд сверху, донской скакун, фигуры двух человек, изгиб реки.

Тест по теме

1. Что такое определение?

1) Второстепенный член предложения, который характеризует предмет и отвечает на вопрос: каков предмет?
2) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
3) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

2. Каковы признаки согласованного определения?

1) согласуется с определяемым словом в падеже;
2) согласуется с определяемым словом в падеже, числе, роде (в ед. ч.);
3) согласуется с определяемым словом в падеже и числе;
4) согласуется с определяемым словом в роде и числе.

3. В каком предложении есть согласованное определение?

1) Книгу сказок можно взять в библиотеке.
2) Сияние небес твоих великолепно.
3) Я люблю есть яйца вкрутую.
4) У меня есть мечта попутешествовать по стране.

4. Каковы признаки несогласованного определения?

1) связываются с существительным по способу согласования;
2) выражено существительным в том же падеже, что определяемое слово;
3) выражено полным прилагательным;
4) связываются с существительным по способу управления или примыкания.

5. В каком предложении есть несогласованное определение?

1) Солнечный свет несколько раз сменяла прозрачная тень от пробегавших по небу облаков.
2) Веками навороченные глыбы преграждали дорогу.
3) Беседа наедине доставила нам огромное удовольствие.
4) Путь показался пятерым путникам бесконечным.

6. В каком предложении определение выражено прилагательным?

1) Ярко светит зорька в небе голубом.
2) Набежавшие тучки пролились дождём.
3) Над костром висел закопчённый котелок с остро пахнущим варевом.
4) Прогулка верхом доставляет удовольствие.

7. В каком предложении определение выражено причастием?

1) Одинокая сосна с большим птичьим гнездом на вершине возвышалась путевой вехой.
2) Восьмая телега въехала на подворье утром.
3) Дети постарше опекали малышей.
4) В ущелье тесном рать побитая лежит.

8. В каком предложении определение выражено наречием?

1) Меж чёрных туч приветно засияла лазури полоса.
2) Небольшие живые чёрные глаза её смотрели без смущения.
3) Дорога обратно стала для путешественников тяжёлым испытанием.
4) Деревянная полка с кухонной утварью и рубленый деревянный стол с толстыми ножками были чисто выскоблены.

9. В каком предложении определение выражено числительным?

1) Одинокая сосна с большим птичьим гнездом на вершине возвышалась путевой вехой.
2) Восьмая телега въехала на подворье ранним утром.
3) Дети постарше опекали малышей.
4) Высушенное бельё стопкой лежало на стуле.

10. В каком предложении определение выражено инфинитивом?

1) Везде лились и капали прозрачные капли.
2) Хозяйка вынула из печи чугун и начала разливать студень в деревянные чашки.
3) Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки, и сыты, и бойки.
4) О его способности писать никто пока не знал.

11. Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частями речи выражаются согласованные определения.

а) прилагательными, причастиями, числительным, инфинитивом, наречием;
б) местоимением, прилагательным, причастием, числительным;
в) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием.

12.Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частям речи обычно выражается несогласованное определение.

а) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием;
б) прилагательным, местоимением, наречием, причастием;
в) местоимением, прилагательным, причастием, числительным.

13. Укажите словосочетание, где инфинитив является определением.

а) просил приехать
б) просьба приехать
в) приказ наступать
г) приказал привезти
д) возможность узнать
е) мог узнать

14. Укажите номер предложения, в котором выделенное слово не является определением.

1) Из окна направо была видна через ворота часть улицы.
2) Он имел слабость думать, что стоя он сохраняет больше величия.
3) В прихожую вошел человек в ватнике.
4) Мы, русские, питаем пристрастие к этим вопросам, остающимся без разрешения.

Читайте также: