Аварийное освещение в подвале многоквартирного дома принцип

Обновлено: 16.05.2024

Освещение мест общего пользования

Подборка наиболее важных документов по запросу Освещение мест общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Освещение мест общего пользования

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 157 "Размер платы за коммунальные услуги" ЖК РФ
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения") Суд, частично удовлетворяя требование общества 1 к обществу 2 о взыскании долга за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды, разъяснил, что исходя из положений части 1 статьи 157 во взаимосвязи с положениями части 2 статьи 154, статьи 162, подпункта 3 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ, пунктов 13, 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, подпункта "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, на управляющую организацию как на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность по внесению платы за электрическую энергию, поставленную для освещения мест общего пользования и на общедомовые нужды, в отношении жилых домов, находящихся в ее управлении в период потребления ресурса. То обстоятельство, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах перечисляют плату за полученную ими электрическую энергию непосредственно истцу, с которым у них заключены самостоятельные договоры, не исключает обязательства управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирных домов и не освобождает ответчика от обязанности оплатить стоимость электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Освещение мест общего пользования

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как определяется плата за электроэнергию на общедомовые нужды?
("Электронный журнал "Азбука права", 2021)

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности при проведении капитального ремонта многоквартирных домов: как снизить расходы на коммунальные ресурсы"
(выпуск 6)
(Кривошеев А.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2020) 2. Установка систем автоматического контроля

Нормативные акты: Освещение мест общего пользования

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 31.07.2021)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") 44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Аварийное освещение в подвале многоквартирного дома принцип


ГОСТ Р 55842-2013
(ИСО 30061:2007)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Классификация и нормы

Emergency Lighting. Classification and norms

Дата введения 2015-01-01

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1781-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 30061:2007* "Аварийное освещение" (ISO 30061:2007 "Emergency lighting") путем внесения изменений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

* В бумажном оригинале наименование и обозначение стандарта выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

Введение

В настоящий стандарт включены дополнительные по отношению к международному стандарту ИСО 30061:2007 требования, отражающие потребности национальной экономики Российской Федерации, выделенные в тексте стандарта курсивом*.

* В бумажном оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов по тексту приводятся обычным шрифтом; к ссылочным документам, приведенным в бумажном оригинале курсивом, вставлены примечания по месту. - Примечание изготовителя базы данных.

Стандарт дополнен нормами для резервного освещения. Нормы эвакуационного освещения сведены в таблицу.

Установлены дополнительные требования к условиям размещения знаков безопасности, учитывающие число одновременно находящихся людей в различных помещениях зданий.

Изменена структура стандарта для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5 (подразделы 4.2 и 4.3). Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДА.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы аварийного освещения помещений вновь строящихся или реконструируемых зданий и сооружений различного назначения и мест производства работ вне зданий.

Настоящий стандарт применяют для проектирования, реконструкции и эксплуатации стационарных осветительных установок аварийного освещения.

2 Нормативные ссылки

В стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний (ИСО 3864:1984 "Графические символы. Цвета безопасности и знаки безопасности", NEQ)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийное освещение (emergency lighting): Освещение, предназначенное для использования при нарушении питания рабочего освещения.

3.2 пути эвакуации (escape route): Пути для эвакуации людей в аварийной ситуации.

3.3 эвакуационное освещение (escape lighting): Вид аварийного освещения для эвакуации людей или завершения потенциально опасного процесса.

3.4 резервное освещение (standby lighting): Вид аварийного освещения для продолжения работы в случае отключения рабочего освещения.

3.5 освещение путей эвакуации (escape route lighting): Вид эвакуационного освещения для надежной идентификации и безопасного использования путей эвакуации.

3.6 антипаническое освещение (antipanic lighting): Вид эвакуационного освещения для предотвращения паники и безопасного подхода к путям эвакуации.

3.7 освещение зон повышенной опасности (high risk task area lighting): Вид эвакуационного освещения для безопасного завершения потенциально опасного рабочего процесса.

3.8 эвакуационный выход (emergency exit): Выход, предназначенный для использования в аварийной ситуации.

3.9 знак безопасности (safety sign): Знак, дающий информацию о мерах безопасности (запрещения, предписания или разрешения определенных действий) с помощью комбинации цвета, формы и графических символов или текста.

3.10 знак безопасности с внешней подсветкой (externally illuminated safety sign): Знак безопасности, освещаемый извне.

3.11 знак безопасности с внутренней подсветкой (internally illuminated safety sign): Знак безопасности, освещаемый изнутри.

3.12 система указания путей эвакуации (safety way guidance system): Система, обеспечивающая однозначность информации и достаточное число эвакуационных знаков безопасности, позволяющих людям эвакуироваться из места расположения в случае возникновения опасности вдоль установленных путей эвакуации.

4 Классификация и общие требования к видам аварийного освещения

4.1 Классификация

Аварийное освещение классифицируют по видам:

- эвакуационное, подразделяемое: на освещение путей эвакуации, антипаническое освещение и освещение зон повышенной опасности;

- резервное освещение.

4.2 Общие требования к видам аварийного освещения

Аварийное освещение подключают к источнику питания, независимому от источника питания рабочего освещения.

Для идентификации цветов безопасности в аварийном освещении применяют источники света с индексом цветопередачи 40.

4.2.1 Эвакуационное освещение должно обеспечивать безопасный выход людей из помещения в случае чрезвычайной ситуации, например, отказ рабочего освещения, пожар и т.д.

4.2.1.1 Освещение путей эвакуации должно обеспечивать создание приемлемых визуальных условий для эвакуации людей из здания, а для мест производства работ вне зданий - в безопасное место, создавая при этом условия для надежного обнаружения средств безопасности и оборудования для пожаротушения.

Освещение путей эвакуации должно обеспечивать в течение не менее 1 ч:

- 50% нормируемой освещенности через 5 с после нарушения питания рабочего освещения;

- 100% нормируемой освещенности через 10 с.

Освещение путей эвакуации в помещениях или местах производства работ вне зданий должно быть:

- перед каждым эвакуационным выходом;

- в коридорах и проходах по путям эвакуации;

- в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия;

- на лестницах каждый марш должен быть освещен прямым светом, особенно верхняя и нижняя ступени;

- в зоне каждого изменения направления пути;

- на пересечении проходов и коридоров;

- перед каждым пунктом медицинской помощи;

- в местах размещения средств экстренной связи;

- в местах размещения первичных средств пожаротушения;

- в местах размещения плана эвакуации;

- снаружи перед каждым конечным выходом из здания.

4.2.1.2 Антипаническое освещение (освещение площадей размером более 60 м) должно обеспечивать приемлемые визуальные условия для предотвращения паники, безопасного движения людей в направлении путей эвакуации и видимость любых препятствий высотой до 2 м над плоскостью движения людей.

Освещение путей эвакуации должно обеспечивать в течение не менее 1 ч:

- 50% нормируемой освещенности через 5 с после нарушения питания рабочего освещения;

- 100% нормируемой освещенности через 10 с.

4.2.1.3 Освещение зон повышенной опасности должно обеспечивать безопасность людей, вовлеченных в процесс, связанный с потенциальной угрозой их здоровью и жизни, и создавать условия по надлежащему прекращению работ.

Минимальную продолжительность освещения определяют временем, при котором существует опасность для людей. Освещение должно обеспечивать 100% уровня нормируемой освещенности постоянно или прерываться не более чем на 0,5 с.

4.2.2 Резервное освещение предусматривают, если по условиям технологического процесса необходимо нормальное продолжение работы при нарушении питания рабочего освещения внутри и вне зданий, а также, если нарушение работы оборудования и механизмов может вызвать:

- гибель, травмирование или отравление людей;

- взрыв, пожар, длительное нарушение технологического процесса;

- утечку токсичных и радиоактивных веществ в окружающую среду;

- нарушение работы таких объектов, как электрические станции, узлы радио и телевизионных передач и связи, диспетчерские пункты, насосные установки водоснабжения, канализации и теплофикации, установки вентиляции и кондиционирования воздуха для производственных помещений, в которых недопустимо прекращение работ, и т.п.

Резервное освещение допускается использовать в качестве эвакуационного, если оно удовлетворяет требованиям, предъявляемым к эвакуационному освещению.

5 Нормы аварийного освещения

5.1 Нормы эвакуационного освещения должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Должно ли быть аварийное освещение в подвале многоквартирного дома?

ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Должно ли быть на лестничных площадках и в подвале жилого многоквартирного дома с коммуникациями освещение аварийное и эвакуационное, или достаточно рабочего освещения.

27 марта 2018, 07:08 , юрий, г. Новосибирск Ответы юристов Анна Павлова Юрист, г. Мурманск Общаться в чате

Освещением подъездов занимается УК вашего дома. Согласно СанПину освещение должно быть:

для лестничных площадок, лифтов, коридоров, чердаков и подвалов непременно должно использоваться освещение не ниже 20 лк;

перед входом в подъезд фиксируется светильник, хорошо освещающий территорию перед дверью, причем в пределах 6 лк;
пешеходная дорожка, ведущая к дому, должна быть хорошо видна в ночное время;
если в строении имеется больше 6 этажей, то дополнительно организуется эвакуационное освещение, чтобы в случае необходимости можно было без проблем и быстро эвакуировать людей из здания.

Если УК не будет своевременно заменять лампочки или устранять иные неисправности, что приведет к тому, что в подъезде будет отсутствовать свет, то это грозит ей серьезной ответственностью по ст. 7.22 КоАП:

на должностных лиц накладывается штраф в размере от 4 до 5 тыс. руб.;
для юрлиц штраф увеличивается от 40 до 50 тыс. руб.

Как подключить электроэнергию в секции подвального помещения многоквартирного дома?

Здравствуйте.В подвальном помещении многоквартирного дома я имею секцию которую сделал сам для хранения личных вещей, подключился к электроэнергии, Управляющая компания отключила энергию, предлагают установить Прибор Учета Электроэнергии. ВОПРОС: входит ли пользование элекроэнергией в подвале в Обще Домовые Нужды и правы ли представители жека?С уважением Сергей.

04 февраля 2020, 23:02 , Сергей Анатольевич Королёв, г. Южно-Сахалинск Ответы юристов Евгений Антипов Юрист, г. Владивосток 9.8 рейтинг Общаться в чате

Добрый день, Сергей Анатольевич!

В целом Управляющая компания права. Вопрос в том с кем заключать договор электроснабжения.

Если помещение нежилое, то договор заключается с поставщиком коммунального ресурса напрямую. (пункт 18 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

В случае если помещение имеет статус жилого, то можно с УК договор заключить.

Без установки прибора учета в нежилом помещении с Вами просто не заключат договор. Так как прибор учета — обязательно условие в этом случае. (ст. 13 федерального закона от 23.11.2009 N 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Если у Вас остались дополнительные вопросы Вы можете задать их в чат ко мне или любому иному юристу сайта.

Подвалы и технические подполья

В подвале необходимо обеспечить нужный температурно-влажностный режим, чтобы не допустить выпадения конденсата на поверхностях ограждающих конструкций. Если же конденсат появился или была обнаружена плесень, необходимо выявить и устранить причины повышенной влажности и обеспечить интенсивное проветривание подвала через окна и двери ( абз. 2 п. 2 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 ).

Подвальные помещения должны иметь освещение и вентиляцию.

Необходимо принимать меры для исключения подтопления, захламления, загрязнения и загромождения подвальных помещений, а также меры, обеспечивающие их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями ( абз. 3 п. 2 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 ).
Так, в случае, если подвал глухой, может потребоваться пробить в цоколе не менее двух вентиляционных отверстий в противоположных стенах каждой секции дома и оборудовать такие отверстия решётками и вытяжными вентиляторами.
В течение всего года подвалы и технические подполья должны регулярно проветриваться, там должно быть чисто, а доступ ко всем элементам подвала не должен быть затруднён ( абз. 3 п. 2 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 ).
Необходимо контролировать состояние дверей подвалов и технических подполий и запорных устройств на них. Если обнаружены неисправности – устранять их. Согласно рекомендациям, которые даны в пп. 4.1 Постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170 , вход в подвал должен быть закрыт на замок. Ключи могут хранится в управляющей организации, АДС, у дворника. О месте хранения ключа необходимо сделать специальную надпись на двери. Для представителей организаций по обслуживанию жилищного фонда и городского коммунального хозяйства доступ к транзитным инженерным коммуникациям, проходящим через помещения, должен быть обеспечен в любое время суток.
Для содержания подвальных помещений в надлежащем состоянии необходимо регулярно проводить осмотры помещений подвалов, входов в подвалы, дверей и приямков ( абз. 3 п. 2 ПП РФ от 03.04.2013 № 290 ).

По результатам осмотра необходимо составить акт обследования технического состояния МКД и акт общего осмотра МКД.
Если выявляются повреждения, следует оценить риски и устранить их в плановом или срочном порядке, чтобы не допустить дальнейшего развития и ухудшения ситуации.
Для этого составляется наряд-задание на выполнение работ. результаты оформляются актом выполненных работ.

Новые правила пожарной безопасности в МКД


1 января 2021 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ». Некоторые пункты данного документа напрямую затрагивают сферу жилищного хозяйства и проживания в МКД.

Так, согласно постановлению, для собственников вводится запрет на:

- хранение личных вещей, в том числе мебели, на цокольных и технических этажах, чердаках, на путях эвакуации, в переходах между секциями, в местах выхода на кровлю, под лестничными маршами (п. 16, 27 ПП РФ № 1479). Лестничные клетки, люки и тамбуры на балконах не должны быть перегорожены, захламлены или заперты. Все аварийные и эвакуационные выходы в доме должны открываться изнутри без ключа или иметь запорную арматуру с дистанционной разблокировкой (п. 26 ПП РФ № 1479).

- использование повреждённых электропроводов, кабелей, розеток и рубильников (п. 35 ПП РФ № 1479). Также запрещается эксплуатировать самодельные электронагревательные приборы, удлинители и другую электротехнику при отсутствии или неисправности терморегуляторов.

- использование неисправных газовых приборов и оборудования, не прошедшего техническое обслуживание в установленном порядке (п. 40 ПП РФ № 1479). Запрещено оставлять газовые приборы включёнными без присмотра, если их постоянная работа не предусмотрена технической документацией.

- использование открытого огня на балконах или лоджиях квартир, в комнатах общежитий и гостиниц (п. 85 ПП РФ № 1479). Запрещается оставлять без присмотра источники огня: свечи, непотушенные сигареты, керосиновые лампы.

Для управляющих организаций предусмотрен пункт 16 (п. 16 ПП РФ № 1479), согласно которому запрещается:

- устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами;

- демонтировать двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров и лестничных клеток, а также другие двери, предусмотренные проектной документацией и препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

- демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир;

- остеклять балконы или открытые переходы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;

- размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров;

- хранить в тамбурах выходов из МКД инвентарь и материалы;

- фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении, снимать их, изменять их направление.

За несоблюдение этих требований предусмотрена ответственность по ст. 20.4 КоАП РФ, а в случае причинения вреда здоровью людей – по ст. 219 УК РФ.

Всегда ли УО должна организовать открытый продух в подвале МКД

Тема продухов в подвалах МКД много обсуждалась законодателями, зоозащитниками и жителями домов. Точку в споре поставил кабмин, введя в ПП РФ № 491 требование держать открытым хотя бы одно такое отверстие в подвале. Читайте, что в НПА сказано о продухах и как вопрос об обязательном выполнения этих норм управляющими организациями решают суды.

Правила № 170 предписывают УО закрывать продухи в подвалы и технические подполья

Управляющие домами организации, ТСЖ и кооперативы обязаны соблюдать требования законодательства к надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников МКД, созданию благоприятных условий для проживания в домах. Такие требования включают в себя и нормы, которые касаются продухов в подвалах.

  • площадь продухов должна составлять примерно 1/400 площади пола техподполья или подвала; располагаются продухи на противоположных стенах для сквозного проветривания (не менее 2-х продухов на каждой секции дома) (п. 4.1.4);
  • желательно оборудовать продухи жалюзийными решётками (п. 4.1.4);
  • для предохранения конструкций от появления конденсата и плесени, а также устранения затхлого запаха необходимо организовывать регулярно сквозное проветривание, открыв все продухи, люки, двери в сухие и не морозные дни (п. 2.6.8).

Правительство РФ обязало УО держать хотя бы один продух в подвал полностью открытым при их наличии

Закрытые наглухо продухи стали объектом обсуждений в обществе, особенно среди зоозащитников. Они считали, что закрытие отверстий в подвалы домов обрекло на смерть замурованных там и оставленных в мороз на улице бездомных животных.

Защитники котов и собак просили оставлять в МКД хотя бы один продух, закрытый решёткой так, чтобы через него в подвал могли попадать только животные. В начале 2019 года Минстрой РФ вынес эту проблему на обсуждение в Общественной палате РФ. В СМИ этот вопрос окрестили «котиками в ЖКХ».

Однако Правительство РФ рассматривало тему открытия/закрытия продухов не с точки зрения безопасности для животных, а с учётом требований к надлежащему содержанию общего имущества в МКД. В итоге постановлением Правительства РФ от 23.11.2019 № 1498 были внесены изменения в пп.«в» п. 11 ПП РФ № 491, где указано, что управляющие домами должны поддерживать общие помещения в МКД в состоянии, обеспечивающем нормативно установленные температуру и влажность.

Согласно ПП РФ № 1498, делать это следует в том числе с помощью постоянного круглогодичного поддержания в открытом состоянии одного продуха в подвале и техническом подполье, если в них предусмотрены такие продухи.

Может ли УО заварить мусоропровод по просьбе собственников

Минстрой РФ и ГЖИ: УО должна держать один продух открытым, не выполняя требование о его закрытии из Правил № 170

После вступления в силу новых требований к содержанию МКД в части организации хотя бы одного продуха в подвал, этот вопрос стал темой разъяснений, которые дают органы Госжилнадзора управляющим домами.

Так, ведомство в Красноярском крае в письме от 27.10.2020 № 100-11182/15 напомнило УО и ТСЖ, что согласно п. 3.4.7. Правил № 170, проходы ко всем элементам подвала и технического подполья должны быть чистыми и доступными, а помещения – защищены от проникновения грызунов, кошек и собак. На все проёмы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены защитные сетки (п. 3.4.7. Правил № 170). Размер ячеек сетки составляет 0,5 см.

Вместе с тем, орган жилищного надзора обратил внимание управляющих домами на ПП РФ № 1498, которым установлено требование постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха в случае их наличия в подвалах/техподпольях.

Согласно письму Минстроя РФ от 02.12.2019 № 42191-ОГ/04, Правила № 170 используются в части, не противоречащей законодательству России. Следовательно, положения Правил № 170 об установке на все продухи сеток и решёток, полностью препятствующих проникновению животных в такие помещения, не подлежат применению из-за пп. «в» п. 11 ПП РФ № 491.

Управляющие организации должны держать один продух открытым. Это, по мнению органа ГЖН, позволит обеспечить требуемый температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий МКД и гуманное отношение к бездомным животным, попавшим в такое помещение.

Продухи должны быть в доме, если это предусмотрено проектом и технически возможно

  1. Дело № А56-68723/2019 с отрицательным для управляющей компании решением.

ГЖИ проверила работу одной из управляющих организаций Санкт-Петербурга и установила нарушения Правил № 170. Составила протокол и привлекла компанию к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, оштрафовав на 125 000 рублей. Среди нарушений, которые УО должна была устранить, значилось необеспечение надлежащего состояния подвальных продухов. Они были не оборудованы жалюзийными решётками, а закрыты наглухо с уличной стороны.

  1. Дело № А04-3117/2020 с положительным для УО финалом.

Спор управляющей организации и органа ГЖН дошёл до кассационной инстанции, и все суды в этом деле согласились с доводами УО. Ведомство провело проверку деятельности компании, управляющей одним из многоквартирных домов в Благовещенске (Амурская область).

УО получила предписание, в котором среди прочих требований была организация продухов для проветривания подвалов в МКД согласно п. 3.4.3 Правил № 170. При этом в доме уже было три продуха со стороны двора, но орган ГЖН указал на то, что управляющая организация обязана пробить такие же отверстия и с противоположной стороны для сквозного проветривания.

При повторной проверке ГЖИ установила, что как раз это требование лицензиат не выполнил. Компания получила новое предписание, которое решила оспорить в суде. В ходе разбирательства суды установили, что продухи, расположенные в фундаменте МКД, – это сквозные отверстия в капитальной стене фундамента. Проектом МКД предусмотрено три продуха с внутренней (дворовой) стороны дома.

В предписании указано, что продухи должны располагаться и на противоположных стенах. Но с внешней стороны дома, согласно проекту, находится длинное капитальное крыльцо нежилого помещения в многоквартирном доме. Следовательно, сделать продухи там технически невозможно. Суды признали, что в части этого требования предписание органа ГЖН не отвечает принципам определённости, конкретности и исполнимости, вынесено без учёта технических характеристик дома.

Суд первой инстанции, а за ним апелляционный и кассационный, признали, что УО не должна пробивать новые продухи, орган ГЖН не был вправе от неё это требовать.

Можно ли разместить контактный зоопарк в многоквартирном доме

На заметку

Из анализа нормативно-правовых актов следует, что в многоквартирном доме должен быть оставлен хотя бы один продух, закрытый решёткой, для проветривания подвальных помещений и технических подполий. При этом в пп. «в» п. 11 ПП РФ № 491 указано условие: «если продухи предусмотрены в таких помещениях».

Продух должен быть полностью открыт. Требование Правил № 170 закрывать отверстия решётками здесь вступает в противоречие с нормой ПП РФ № 491 и, как указывает ГЖИ Красноярского края, не применяется. При этом, как показывает пример из судебной практики, надзорные органы не могут требовать от управляющих домом пробить в капитальной стене продух, если он не был предусмотрен проектом дома и/или сделать это технически невозможно.

А вы в своей практике управления домом сталкивались с требованиями органа ГЖН, которые касаются продухов? Поделитесь в комментариях.

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Какие требования энергоэффективности зданий считать первоочередными

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Читайте также: