Желательно а важно процесс установки котла на дизеле нужно совершать в хорошо вентилируемом

Обновлено: 01.05.2024

Нормы обустройства и правила эксплуатации дизельной котельной

Дизельные котельные системы относятся к универсальной категории. Они служат для отопления построек разного назначения, нагревают воду для любых бытовых нужд, подогревают пол, бассейн и т. д.

Производитель предоставляет достаточно широкий и разнообразный выбор котельного оборудования на дизеле. Каждый, в зависимости от размеров построений и потребностей эксплуатации отопительных приборов, может выбрать оптимальный вариант.

  • Чугунная топка котла. Служит десятки лет, практичный, при правильном обслуживании. Характеризуется наличием секций, которые стягиваются стальными шпильками. Но он достаточно чувствительный к перепадам температурных показателей. Не исключена вероятность разрыва теплообменника.
  • Стальная топка котла. Очень мощное оборудования благодаря стальному сооружению, которое обладает высокой теплоотдачей. Такой агрегат забирает больше тепло энергии, что позволяет их использование на промышленных объектах. Но возможность появления конденсата достаточно велика. Это провоцирует ускоренный выход из строя металлических элементов, через появление кислотной среды. Чтобы такого не случилось, необходимо поддерживать температуру на обратной магистрали не меньше 60 градусов С.

Отличаются дизельные котлы и по способу тяги газов после сгорания горючего.

По способу тяги различают:

  • агрегаты с природной тягой – вывод газов осуществляется через вертикальный дымоход;
  • агрегаты с принудительной тягой – вывод газов осуществляется через встроенный дымоход, так как модели наделены закрытой топкой.

По типу нагрева воды котлы разделяют:

  • Одноконтурные. Обогревают лишь помещения.
  • Двухконтурные. Снабжены проточным нагревателем. Обогревают помещения, параллельно нагревая проточную воду в выходной системе.
  • Двухконтурные, с бойлером. Кроме основной функции обогрева снабжают весь дом горячей водой.

Двухконтурные дизельные котлы имеют стоимость выше остальных, но обеспечивают горячей водой всю постройку. Но если бюджет не позволяет его приобретение и обслуживание, стоит остановить свой выбор на обычном жидкотопливном котле.

Нормы обустройства и правила эксплуатации дизельной котельной

Рис. 3 Емкость для горючего

Преимущества дизельного отопительного котла

У котла на дизтопливе есть, как ряд преимуществ, так и недостатков.

К положительным сторонам можно отнести:

  • Достойная мощность оборудования, позволяющая обогреть помещения больших площадей. Другими словами, оборудование имеет высокий КПД.
  • В сравнении с электричеством, дизтопливо в ценовом соотношении является более доступным для конечного потребителя.
  • Если сравнивать его с газовым отоплением, то в таком случае от вас не требуется собирать каких-либо разрешительных документов для сборки системы отопления.
  • Стоит отметить и легкость в обслуживании и работе. Новейшие дизельные котлы оснащены автоматикой, которая легко контролирует процесс отопления на всех этапах по указанным параметрам.
  • Есть возможность регулировки температуры теплоносителя, то есть можно задавать температурный режим для каждой комнаты.
  • Автоматика котла на дизельном топливе полностью соответствует всем нормам и правилам пожарной безопасности.

Горючее и расходы

Организация дизельной котельной происходит несложно: особенных разрешений не требуется. Установка и монтирование допустима собственными руками. Единственное, что является обязательным требованием, так это исполнение правил противопожарной безопасности. Работники пожарной охраны могут стать частями гостями там, где находятся дизельные установки.

В важных, обязательных и правильных процессах по установке системы, выделяется монтаж емкости под топливо. Пользуются большой популярностью полиэтиленовые баки разной емкостью (рис 2), облицованные цинковым листом, которые защищены от ультрафиолета. Они не протекают, не передают неприятный запах горючей смеси.

Эксплуатационные особенности емкости под горючее:

  • Возможность установки самостоятельно.
  • Правильный выбор объема тары, для отопления всего дома. Модельный ряд допускает вместительность от 4-х до 10 тон.
  • Определения отдельного помещение для хранения дизеля.
  • Частично вкапываются емкости под горючее в землю (рис 3). Но для уточнения правильной глубины вкапывания стоит посоветоваться со специалистом и представителем пожарной охраны. Подземные воды и их расстояния от поверхности земли имеют значения (после зимы возможно создание давление подземных вод на агрегат, что выведет его из строя).

Емкость должна иметь сертификат, а не быть сделана непонятным сварщиком, в непонятных условиях. Тара из некачественного материала, имея мелкие трещины, будет подтекать. Это чревато не только опасностью взрыва, а и неприятным запахом, который очень стойкий и тяжело убирается. Что касается расхода топлива, модели более дорогостоящие имеют и выше КПД, обещает использование меньшего количества горючей жидкости.

Нормы обустройства и правила эксплуатации дизельной котельной

Рис. 4 Емкость и ее вкапывание

Соответственно модели из более дешевого ряда нуждаются в большем количестве потребления горючего. Из этого можно сделать лишь вывод, что более дорогие модели окупаются за счет экономии горючего.

Покупая дизельный котел, предварительно стоит совершить расчет расход дизеля. Мощность горелки умножается на 0,1 и полученный результат и покажет количество нужной смеси, которым стоит запастись.

Основные требования к дизельным котельным.

Для организации котельной на основе дизельного котла не требуется получать специальное разрешение, но необходимо строго соблюдать все общие правила, предъявляемые к помещениям котельной

Кроме общих требований важно учесть такую особенность дизельного котла, как повышенный уровень шума, производимый наддувной горелкой. Также необходимо предусмотреть место для безопасного хранения запаса легковоспламеняющегося топлива

При этом нельзя забывать об удобстве дальнейшего пополнения топливных баков.

Нормы обустройства и правила эксплуатации дизельной котельной

Перечень требований, предъявляемый к помещению котельной:

Дизельный котел необходимо устанавливать в отдельном помещении. В случае, если котел расположен в одном из помещений внутри дома или в пристройке, непосредственно примыкающей к нему, необходимо предусмотреть дополнительную звукоизоляцию помещения.
Если мощность котла не превышает 60 кВт, то дизельный котел можно разместить во внутреннем помещении дома. Для дизельных котлов мощностью до 350 кВт требуется отдельное стоящие помещение или пристройка. Пристройку можно размещать только около глухой части стены на расстоянии от дверных и оконных проемов не менее 1 м.
Необходимо предусмотреть отдельное помещение для установки топливного бака

Важно чтобы помещение хорошо проветривалось и температура внутри него не опускалась ниже 5°С. Также емкость для хранения дизельного топлива можно разместить в земле так, чтобы расстояние от горелки до днища бака было не больше 3м

Выбирая место для топливных баков нельзя забывать об удобстве подвоза топлива для дальнейшего пополнения запасов.
Максимально допустимый объем топлива, хранящегося в баке, по правилам пожарной безопасности, не должен превышать 900 л.
Дизельные котлы нельзя устанавливать в помещениях с маленькой площадью, так как такое оборудование имеет значительные габариты. Размеры помещения котельной определяются габаритами самого котла, при этом должен выполняться ряд требований:
Высота помещения котельной не должна быть меньше 2,5 м.
Расстояние от стены до передней поверхности котла не меньше 1 м.

Габариты котельной должны обеспечивать постоянный приток свежего воздуха. Если дверь из котельной ведет во внутренние помещения дома, то такая дверь обязательно должна быть противопожарной с 3 классом защиты.
Устанавливать котел необходимо на выровненный бетонный подиум или металлическую раму высотой 150-200 мм.
Стены котельной должны быть выполнены их негорючих материалов, таких как бетон или кирпич. Поверхности нужно покрыть кафельной плиткой либо минеральной штукатуркой.

Как работает дизельный котел и особенности

Принцип работы современного котла на жидком топливе такой же, что и у газового: горючее подается на форсунку под определенным давлением. Отличие заключается лишь в конструкции самой форсунки. Котельный агрегат стандартизированный и унифицированный

Горелке и топке здесь уделяется особое внимание. Современная дизельная котельная представляется собой полностью автоматизированную систему

  • Вентиляторные – с помощью вентилятора создается давление горелки. Вентилятор, встроенный в систему. Форсунки такого типа имеют высокую продуктивность, но работают достаточно шумно.
  • Надувные. В системе устанавливается турбина место вентилятора. Она способствует повышению продуктивности, повышению эффективности сгорания топлива.

Система нагрева котла основана на уменьшении горючего и воздушных потоков. Это приводит к загоранию первого в камере сгорания. Регулярное прибавление нужного количества горячего позволяет поддерживать беспрерывный процесс сгорания.

Нормы обустройства и правила эксплуатации дизельной котельной

Рис. 2 Форсунка

Отопительные агрегаты, работающие на дизельном горючем, имеют множество особенностей и преимуществ. Их работа осуществляется автономно, температурные параметры регулируются автоматически. Встроенные элементы, которые функционируют в оборудованной системе на благо комфорта и безопасности, несут ответственность за подачу топлива и нагревание.

Работа дизельной котельной происходит достаточно простой. Запуская основной агрегат системы, происходит работа двух приборов: надувной насос и насос топлива, подающий дизель на форсунку (рис.1). Благодаря чему создается идеальное давление, которое измеряется изготовителем. Это является гарантией того, что дизель будет подаваться равномерно (10-16бар). Следующий этап – разбрызгивание горючей смеси через форсунку и подача напряжения на электроды разгара. Горючая смесь поддается поджогу – дизельный котел начинается свою работу в нормальном режиме.

В эксплуатации такой котельной установки важно не забывать об сезонных изменениях горючего. Оно бывает летнее и зимнее

В случае непродуманной эксплуатации летнего топлива, существует вероятность его замерзания в трубопроводе.

Недостатки дизельных котлов

Выбирая отопительную систему и модели котлов, каждый покупатель должен ориентироваться не только в достоинствах той или иной установке, но и в недостатках, чтобы не получить неприятный сюрприз во время эксплуатации системы.

  • Установка дизельной системы достаточно дорогостоящая задача. Помимо покупки оборудования, необходимо приобрести и емкость для хранения топлива, закупать значительное количество отопительного материала за раз, а так же выделить для данной тары отдельное помещение.
  • Обогревать маленькое помещение дизелем нерационально (дорого).
  • Котлы нуждаются в систематической чистке, уходом и обслуживание. После сгорания горючего остается сажа, которая сможет забить механизма, помешать нормальной работе системы.
  • Автоматизация отопительного агрегата происходит благодаря электричеству. В случае отключения электричества данная автономная система не сможет выполнять свои функции.

Нормы обустройства и правила эксплуатации дизельной котельной

Рис. 5 Комбинированный котел

Основные правила монтажа дизельного котла

Дизельный котёл представляет собой мощный высокопроизводительный агрегат, работающий на жидком топливе. Для его работы не требуется получение специальных разрешений, как в случае с газовым оборудованием. В то же время он более экономичен, чем электрические аналоги, современная автоматика обеспечивает самостоятельную практически без внешнего регулирования бесперебойную его работу.

Процесс установки такого теплогенератора достаточно сложен, требует соблюдения массы норм и правил. Однако он не зависит от наличия газовых коммуникаций, потому может быть реализован в любом населённом пункте.

Начиная составлять проект и план монтажных работ необходимо учесть ряд нюансов:

  • для размещения котла необходимо отдельное помещение, так как в ходе работы он создаёт много шума, а также выделяет не слишком приятных запах солярки
  • бак для жидкого топлива должен устанавливаться в отдельном помещении из соображений пожарной безопасности. Многие закапывают его в землю во дворе
  • объём резервуара для дизеля не должен превышать 900 л. Наилучшим материалом для его изготовления признана нержавеющая сталь
  • отделка стен котельной должна быть негорючей: штукатурка, кафель. Можно просто оставить бетон или кирпич без облицовки
  • важно, чтобы расстояние от корпуса агрегата до стен составляло не менее 1 м
  • в помещении для работы оборудования необходимо организовать приточно-вытяжную вентиляцию
  • высота потолков в нём должна быть не менее 2,5 м, минимальное пространство – 15 м3

Когда все вышеперечисленные условия выполнены, можно переходить к непосредственно монтажу дизельного котла. Выполнять эти сложные работы, требующие специальных навыков и соблюдения правил безопасности, не стоит самостоятельно.

Алгоритм установки дизельного агрегата сводится к нескольким этапам:

  • Подготовка основания для размещения габаритного и тяжёлого корпуса теплогенератора . Для этого необходимо отлить бетонный пьедестал высотой 10-20 см. Для высокомощных моделей желательно армировать его металлом.
  • Установка котла . Его расположение важно точно выровнять по горизонтали, воспользовавшись уровнем. Впоследствии даже малейшее отклонение может привести к уменьшению производительности.
  • Подведение дымохода . Идеальным вариантом является вертикальная труба через крышу. Если это невозможно, организуется её проход через стену с минимальным количеством поворотов (не более трёх). Наиболее подходящий материал для вывода горячих продуктов сгорания – нержавеющая сталь. На этом этапе также важно позаботиться об утеплении наружного участка дымохода.
  • Интеграция в систему отопления . Подающая и обратная линия подключаются к соответствующим патрубкам котла через запорную арматуру, которая обеспечит удобный демонтаж в случае необходимости. На входе необходимо врезать фильтр механической очистки.
  • Присоединение трубопровода для непрерывной подачи топлива. Важно создать комфортные условия для его функционирования, чтобы температура солярки не опускалась ниже +5 С независимо от внешних погодных условий. С этой целью его можно теплоизолировать или проложить под землёй. Линию нужно оснастить насосом и фильтром.
Дополнительное преимущество дизельного агрегата состоит в том, что большинство моделей имеют опцию перенастройки на газ после установки горелки соответствующего типа.

Благодаря этому теплогенератор можно смонтировать на стадии постройки дома и подключить к нему трубопровод с соляркой. Послед того как магистраль с «голубым» топливом подведена к жилью, котёл быстро и без особых проблем переоборудуется.

На чём работают пароходы

Комментарий на скриншоте ещё короткий, а так обычно комментаторы не стесняются высказать всё, что думают об этом вопросе. И про дизельные двигатели, и про мазут, ну, и про автора тоже.

Что же, давайте немного расскажу о судовом топливе, сколько видов его бывает на борту, применение видов топлива, немного о судовых силовых установках, и другом, связанным с топливом.

Предупреждение! Пост информативный, поэтому никаких формул, никаких расчётов и цифр. Кому интересно, тот может дальше поискать информацию, она не секретна, и доступна на всех языках мира.

1. Судовое топливо.

Так уж сложилось, что судовое топливо называют бункером. Вероятно идёт ещё с тех времён, когда пароходы использовали уголь. Сейчас топливо жидкое, но название осталось. Сам процесс принятие на борт топлива называется бункеровкой. В общем, изменилось только агрегатное состояние топлива, а способ доставки на борт и хранение на борту тот же самый, что и сто лет назад. Вместо судна-угольщика танкер-бункеровщик.

Танкер-бункеровщик у борта. Баржа с бункером. Порт Анжелес, США Рейд Сингапура, бункеровка. Танкер-бункеровщик у борта.

Бункеровка, то ещё веселье. Есть мнение, что на бункеровщиках работают исключительно жулики. Впрочем, цена тонны топлива сама толкает на преступление. Тут не долили несколько тонн, там недодали несколько кубов. Способов облапошить получателя много, от варки "капучино" ( насыщение мазута воздухом для придания объёма) до обычной подкрутки расходомера. Новые гравитационные счётчики уже тоже научились крутить в нужном направлении. А потом это недолитое и недоданное продаём со скидкой. Профит в чистом виде. С криминальным душком.

2. В чьём заведовании судовое топливо?

За топливо на судне отвечает третий механик. Он обычно принимает топливо, следит за уровнями в танках запаса, за расходом топлива. Топливоподготовка тоже на нём. Каждый день он подсчитывает расход за сутки, остатки топлива, и подаёт эти сведения старшему механику.

Замеры топлива можно вести несколькими способами. Но самый надёжный и действенный - обычная рулетка. Можно замерить по уровню от дна танка, можно по пустотам. На судне есть таблицы по которым и считают точное количество топлива на основе замеров. Груз рулетки ещё смазывают специальной пастой для обнаружения воды в топливе.

3. Потребители судового топлива.

Основное топливо для Главного двигателя (ГД) на судне был и остаётся мазут. Возможны изменения в недалёком будущем, в виде полного отказа от мазут, но пока - мазут. По бусурмански - Heavy Fuel Oil (HFO). Есть разные марки мазутов, с разными уровнями вязкости и разными характеристиками, но это рассматриваться сейчас не будет. Просто знайте - основная масса судовых двухтактных и четырёхтактных дизелей работает именно на мазуте.

Но мазут идёт как топливо не только для главных двигателей. Мазут так же используется как топливо и для Дизель-Генераторов. На мазуте работают и паровые котлы.

Кроме того, на танкерах топливо может идти для работы СИГа - Системы Инертных Газов.

Нюансы есть, но я перечислил основных потребителей судового топлива. На практике может немного отличаться, в зависимости от класса и назначения судна, и его насыщенности механизмами.

4. Какие виды топлива могут быть на судне?

Мазут, сказано выше.

Кроме мазута, может быть МаринДизель (Marine Diesel Oil, MDO), практически тот же мазут, но более лёгкий, с меньшей вязкостью. Но цена выше обычного мазута, поэтому используют как топливо для Дизель-Генераторов (ДГ).

Marine Gasoil (MGO) - а вот это уже то самое, что известно как "соляра" (или саляра, кому как нравится). Только на судах это топливо так не называют. На судах это топливо называют дизтопливом, или дизелькой. Если скажешь - соляра, тут же поправят, заметив при этом - не на тракторе работаешь. В разных странах MGO часто подкрашивают. В красный или зелёный цвет. Это что бы не было незаконной перепродажи топлива. Работает или нет этот способ, вопрос другой. Так же это топливо может идти и под маркировкой DO - Diesel Oil.

5. Где судовое топливо хранится?

В бункерных танках запаса. Объёмы этих танков могут небольшими, а могут быть и огромными. Всё зависит от судна и суточного потребления топлива. Для тяжёлого топлива (мазута) в танках предусмотрен паровой обогрев, чтобы мазут не встал колом.

6. Топливоподготовка.

Напрямую, вот прям из танка запаса и сразу в ГД, топливо не поступает. В топливе могут быть ненужные частицы, как большого размера, так и маленького. В топливе может быть примесь воды. Поэтому схема движения топлива , например, мазута, такая - танк запаса - через грубый фильтр в отстойный танк - из отстойного танка через сепараторы в расходные танки. И уж из расходных танков в главный двигатель. поскольку мазут вязкий, его разогревают до температуры 110- 140 градусов. Подогреватели топлива могут быть трубчатыми, могут быть и пластинчатыми. Греют паром.

В топливо на разных стадиях хранения и подготовки добавляют химические присадки с целью препятствия образования и растворения осадков, приостанавливания расслаивания топлива в цистернах, разрушения водотопливной эмульсии и способствует удалению воды и отложений из топлива. Они подготавливают более однородное топливо для сгорания. Судовые топливные трубопроводы при этом остаются чистыми и уменьшается или прекращается засорение фильтров. Отделение воды и примесей становится более эффективным, и все составные части топливной системы становятся чище.

Но присадку, вот тоже, просто так, захотелось и вбухал, не добавляют. Обычно это делается после получения результатов анализа топлива. Лаборатория даёт рекомендации какую присадку лучше внести.

7. Расход топлива.

Ну, тут тоже всё по разному. Маленький двигатель, маленький расход. Большой двигатель, расход больше. Но есть ещё куча факторов влияющая на расход топлива. Режим хода судна, нагрузка на двигатель, загруженность судна, состояние моря. много чего.

И, да. Расход на судне в литрах не считают. Считают тоннами. Например, работал я на танкере, 50 000 тонн дедвейт, суточный расход на главный двигатель был 35 тонн. Только главный двигатель, без учёта дизель-генераторов и парового котла. А вот на другом танкере, 108 000 тонн дедвейт, в сутки главный двигатель жрал 55 тонн. Это при общих сходных условиях, режимах и нагрузках на двигатель.

Есть и такие суда, что в сутки сжигают по 240-250 тонн мазута.

Что касается общего расхода мазута по танкеру, тут ещё есть и такая вещь, как мойка грузовых танков. Моют горячей водой. А горячая вода получается от нагрева паром. Котлы работают сутками. Так же котлы могут работать сутками при выгрузке танкера, если для выгрузки используют паровые турбины как приводы грузовых насосов.

СИГ - Система Инертных Газов. Может быть автономной установкой, а может работать и от котла. Это тоже потребление топлива.

Что делать, если газовый котел задувает при сильном ветре

Обратная тяга в камере сгорания, возникающая при порывах ветра – довольно распространенная проблема. Газовый котел постоянно тухнет при сильных порывах ветра, что ухудшает его эффективность, за счет частого тактования снижает ресурс, а модели с ручным розжигом и вовсе приходится постоянно разжигать даже среди ночи.

Читайте в статье

Убеждаемся, что горелка гаснет именно от ветра

Чтобы не тратить усилия напрасно, что согласно практике иногда случается, стоит точно определить причины затухания горелки, поскольку это может быть и ошибка автоматики, и низкое давление газа, и затруднения с выводом продуктов сгорания. Характерными признаками именно задувания ветром являются:

  • визуальное изменения формы и направления пламени, вызванное ветром;
  • характерный звук вихря в камере сгорания;
  • горелка не отключается без причины в безветренную погоду, данный пункт проверить обязательно!

Частой причиной затухания является низкое давление газа в магистрали или неправильная высота пламени. При низком давлении газа, пламя уменьшается и опускается критически низко к горелке. Чтобы не допустить ее прогорания, автоматика отключает горелку и котел тухнет. Нормальной высотой пламени считаются значения в 2-4 см. Если высота пламя горелки меньше, необходимо обязательно отрегулировать его, но делать это самостоятельно мы не рекомендуем, для этого лучше вызвать газовую службу.

Также необходимо проверить герметичность соединений и всей конструкции дымохода. Прежде всего, при наличии в дымоходе ревизионного отверстия обратите внимание на него: оно обязательно должно быть закрыто, при чем герметично. При невозможности такового, стоит приобрести современную герметичную заглушку.

Что делать, если задувает газовый котел с традиционным вертикальным дымоходом

Обратная тяга в дымоходе газового котла

Задувание через дымовую трубу может быть по причине неправильной конструкции дымохода или крыши, отсутствия деревьев или наличия рядом с дымоходом сооружений, создающих сильные завихрения. Устранить проблему можно одним или, часто, несколькими из описанных ниже методов.

Удлинение высоты наружной части дымохода

Один из самых простых и эффективных (но требующих разумного подхода!) способов является наращивание высоты дымохода. Делается это надеванием на исходный дымоход одной или нескольких труб не менее, чем на 0,5 их диаметра.

Высота дымохода

Оптимальная высота дымохода согласно СНиП 41-01-2003.

Высота дымовой трубы в частном доме подбирается в зависимости от ее сечения, мощности котла и конструкции крыши. Оптимальной в большинстве случаев считается высота 5-6 метров, считая от колосниковой решетки котла. Все требования к дымоходу описаны в СНиП 41-01-2003. Наиболее часто допускаются нарушения таких требований к высоте дымохода, как:

  • возвышение над плоской поверхностью крыши – не менее 500 мм;
  • возвышение над коньком кровли (при горизонтальном расстоянии до него менее 1,5 м) – не менее 500 мм;
  • высота дымовой трубы при расстоянии от конька 1,5-3 м – вровень с коньком;
  • высота дымовой трубы при расстоянии от конька более 3 м – не ниже линии, проведенной под углом 10° к горизонту.

В случаях, когда профиль крыши конька достаточно высокий, рядом находятся постройки и объекты, способствующие образованию завихрений и задуваний, вышеописанные требования могут быть увеличены. Однако при слишком высокой дымовой трубе, может быть повышенное образование конденсата, тяга может быть излишней и при превышении нормальных значений огромная часть тепла будет попросту вылетать в дымоход.

Если все же была допущена такая ошибка, необходимо использовать заслонку или стабилизатор тяги.

Установка дефлектора

Дефлектор на дымоходе для защиты от задуваний и осадков

Дефлектор – это насадка особой аэродинамической формы из нержавеющей или оцинкованной стали, которая легко надевается на дымовую трубу и защищает ее от порывов ветра, осадков и мусора, усиливает тягу.

Принцип действия заключается в грамотном использовании силы ветра: поток воздуха обтекает конструкцию и, в зависимости от ее типа, защищает от задувания сверху или со стороны под различными углами, от попадания в трубу мусора и осадков, направляет воздушные массы для увеличения тяги. Некоторые из типов дефлекторов увеличивают эффективность дымохода на 10-20%.

Фото Название Особенности конструкции
Дефлектор Григоровича
Дефлектор Григоровича Наиболее распространенный и известный тип конструкции, представляющий из себя усеченный конус, расширенный внизу и еще один конус (гриб) сверху. Воздушный поток направляется в сторону сужения конуса под верхний гриб (внутрь дефлектора) из-за чего над дымоходной трубой происходит разрежение воздуха и, в последствии, усиление тяги. Также верхний гриб защищает от осадков и мусора. Дефлектор крайне не эффективен при низовом ветре.
Дефлектор ЦАГИ
ЦАГИ Конструкция, разработанная Центральным аэрогидродинамическим институтом. Представляет из себя металлическую трубу с экранирующим цилиндром и защитным конусом внутри. Исключает задувания с боков и сверху, защищает от мусора и атмосферных осадков. Но при сильных морозах (ниже минус 15-18°C) может способствовать образованию наледи.
Дефлектор Вольперта-Григоровича
Вольперта-Григоровича Эффективный объединенный вариант двух предыдущих типов конструкции: все тот же дефлектор ЦАГИ, но с вынесенным вверх (над дифузором) защитным колпаком конической формы.
Турбодефлектор
Динамический турбодефлектор Сферическая конструкция с лопастями, которая вращается при наличии ветра скоростью 0,5 м/с и более. Отлично защищает от задуваний ветра, усиливает тягу более, чем на 50%. Но такая конструкция – отличный вариант при постоянных ветрах, она практически неэффективна при отсутствии ветра и даже может ухудшить эффективность дымохода.
Флюгерный дефлектор на дымоход
Динамический флюгерный дефлектор Одно из лучших решений, представляет из себя конструкцию из нескольких металлических козырьков, полностью покрывающих сечение дымохода, и флюгера, поворачивающего конструкцию в направлении ветра. В основе конструкции – современные подшипники, вращающие дефлектор при малейшем давлении ветра. Флюгерный дефлектор не только защищает от направленного задувания с любой стороны или осадков, но и за счет направления воздушных потоков в сторону отвода продуктов сгорания усиливает естественную тягу.

Но помните, что излишняя тяга может привести к снижению КПД газового котла или ситуации, когда чрезмерно быстрый поток воздуха тушит фитиль. Например, не лучшими вариантами являются Н-образный дефлектор, в некоторых условиях и турбодефлектор. Поэтому нужно адекватно выбирать тип конструкции, можно проконсультироваться с консультантом в магазине, описав ему свои индивидуальные условия. Стоимость дефлекторной защиты для дымохода – от 300 до 2 000 руб.

Как выбрать комнатный термостат и экономить до 30% в месяц на отоплении

Усеченный конус для дымохода

Пример схемы усеченного конуса для врезки в дымоход.

Несмотря на простую конструкцию, способ нельзя назвать простым. Заключается он в создании в дымоходе зоны, которая будет препятствовать дальнейшему движению воздушных масс, создающих обратную тягу. Наиболее эффективным является усеченный конус: поток воздуха, двигающийся по направлению к камере сгорания (обратная тяга) натыкается на зону преграды (усеченный конус), вследствие чего завихряется и не оказывает давления на саму камеру сгорания и пламя горелки.

Сделать его можно самостоятельно, не обладая особыми навыками, однако важно обязательно проконсультироваться со специалистами газовой службы, поскольку в определенных условиях подобные вмешательства могут привести к повышенному образованию угарного газа или аварийной ситуации.

Ошибки в конструкции дымохода

Конструкция дымохода

Редко, но бывают ситуации, когда дымоход спроектирован неправильно. Требования к его устройству, опять таки, описаны а СНиП 41-01-2003. Наиболее часто нарушаются такие требования, как:

Что делать, если ветром задувает газовый котел с коаксиальным (боковым) дымоходом

Устраняем и предотвращаем обледенение

Наледь образуется не только на оголовье, но и до определенного момента вглубь дымовой трубы. Проблема присуща всем настенным или парапетным конвекционным газовым котлам и происходит за счет большой разницы температур, когда продукты сгорания, среди которых и водяной пар, выводятся улицу, где температура воздуха сильно ниже нуля.

Обледенение дымохода

Пар оседает на стенках внутренней трубы в виде конденсата, который замерзает и сужает сечение трубы, препятствует нормальной тяге и даже может стать причиной завихрений или кислородного голодания камеры сгорания.

Временно устранить проблему довольно просто, достаточно аккуратно, не допуская повреждений дымохода, сбить наледь. Для полноценного предотвращения, нужно произвести теплоизоляцию внешней части коаксиального дымохода или использовать специальную конструкцию против обледенения.

Установка дефлектора особой конструкции

В целом, газовый котел с закрытой камерой сгорания редко гаснет при сильном ветре. В таких моделях тяга обеспечивается принудительно и давления ветра из вне просто недостаточно, чтобы создать обратную тягу. Но все же причиной, почему газовый котел задувает ветром, как и в случае с вертикальным дымоходом, может быть отсутствие защитного дефлектора, наличие поблизости строений и объектов, создающих сильные завихрения или ветреная сторона в регионах с сильнейшими порывами. Задувание происходит через трубу забора воздуха.

Коаксиальный дымоход с защитой от ветра

Коаксиальная модель Bosch 600/3 с заводской защитой от ветра.

Отдельно дефлекторы для коаксиальных дымоходов практически никогда не продаются. Если ваш дымоход не имеет надежной защиты, необходимо приобретать полноценную конструкцию, поскольку для коаксиальных дымоходов защита разрабатывается с учетом конструкции и характеристик самого дымохода.

Самодельная защита от задувания порывами ветра

Если ничего из вышеперечисленного не помогло, среди особых умельцев существует метод создания самодельной защиты цилиндрической формы:

  1. Для усиления тяги и предотвращения образования конденсата, нужно утеплить внешнюю трубу.
  2. На внутреннюю (выхлопную) трубу одевается колено под 90°, направленное вверх.
  3. Дымоход помещается в цилиндр (самодельный или готовую бочку) с отверстием спереди диаметром равным диаметру дымохода. Он защищает выхлоп от бокового ветра, а колено под 90° – от направленного внутрь.
  4. Колено выхлопа выводится вверх, сквозь цилиндр, и накрывается колпаком конической формы большего диаметра (по типу используемого в конструкции дефлектора Григоровича), защищающим от осадков.

В итоге забор воздуха производится из внутренности защитного цилиндра (бочки), а выхлоп производится наверх.

Несмотря на то, что на практике уже встречались такие самодельные конструкции, мы не рекомендуем прибегать к их изготовлению самостоятельно, не имея определенных знаний и навыков. Для этих целей лучше обратиться к специалистам или приобрести готовый коаксиальный дымоход с заводской защитой от ветра.

Читайте также: