Установка общедомовых счетчиков на отопление в многоквартирном доме закон

Обновлено: 04.07.2024

Обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 13 "Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы" Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" "Из приведенных норм следует, что жилищным законодательством и Законом N 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 12 "Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд" Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" "Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 39, 161, 162 ЖК РФ, статей 12, 13 Закона об энергосбережении, пунктов 6, 10, 11, 16, 17 Правил содержания общего имущества, указали, что мероприятия по энергосбережению (по установке общедомовых приборов учета), а также по надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома и, по общему правилу, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, то есть применительно к рассматриваемому случаю на управляющую компанию. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая"
(том 2)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019) Таким образом, в целях исключения расходов управляющих организаций по оплате стоимости тепловой энергии с применением повышающего коэффициента рекомендуется доводить до собственников помещений в многоквартирном доме информацию об их обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в рамках вышеуказанных мероприятий (письмо Минстроя России от 02.06.2017 N 19506-00/04).

Нормативные акты: Обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 31.07.2021)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") е(2)) осуществлять установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в многоквартирных домах, собственники помещений в которых имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и которые не оснащены такими приборами учета, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил возложено на гарантирующего поставщика или сетевую организацию;

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124
(ред. от 21.12.2020)
"О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами"
(вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями") е) при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;

Квартиры в МКД с ИТП будут платить за отопление по показаниям своих счетчиков тепла, даже если не 100% помещений в доме оборудованы такими счетчиками

Конституционный Суд РФ потребовал распространить тот же порядок расчета платы за отопление, какой предусмотрен для домов с централизованным отоплением, и на дома с ИТП - а именно дома, оснащенные ОДПУ теплоэнергии, подключенные к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, через индивидуальный тепловой пункт (ИТП), и в которых часть помещений (но не все) оборудованы ИПУ тепла (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2021 г. N 24-П).

Напомним, что учет показаний ИПУ тепла для таких домов не ведется исстари, а Правила предоставления коммунальных услуг N 354 предусматривают несколько схем расчета платы за отопление, и они зависят от того, имеется ли в МКД централизованное теплоснабжение, или услуга по отоплению производится в МКД самостоятельно (в ИТП, крышной котельной, бойлерной и т.п.):

показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, остаток ("общедомовое" тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений

показания ИПУ не учитываются, общее показание ОДПУ делится на всех собственников пропорционально площади помещений

показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, остаток ("общедомовое" тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений

показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, вычисляется "среднеквартирное" потребление для помещений без ИПУ ТЭ, показания ИПУ и "среднеквартирные" сумируются, остаток ("общедомовое" тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений

Таким образом, жители МКД с ИТП, если хотя бы у одного помещения в таком доме не было ИПУ теплоэнергии, не могли оплачивать отопление сообразно с собственным потреблением тепла (кстати, еще 3 года назад аналогичное правило существовало и для МКД с централизованным отоплением, но в июле 2018 года Конституционный Суд РФ по жалобе г-на Деминца потребовал от Правительства РФ пересмотреть правила расчета, и "централизованно" отапливаемые МКД, частично оборудованные ИПУ ТЭ, получили право на учет показаний работающих ИПУ).

Конституционный Суд РФ счел такое положение для домов с ИТП несправедливым и указал:

- оспариваемая ч. 1 ст. 157 ЖК РФ соответствует Конституции РФ, поскольку не предполагает запрета на учет показаний ИПУ тепла в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме - через ИТП, если такой МКД оснащен ОДПУ теплоэнергии и в нем большая часть помещений оборудована ИПУ тепла;

- абз.3 п.40, абз.1 и абз.4 п.54 Правил N 354 не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможность учитывать показания ИПУ тепла в МКД упомянутого выше вида;

- Правительство РФ обязано внести необходимые изменения в Правила N 354, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме - через ИТП, если такие МКД которые оснащены ОДПУ тепла, но не все помещения в них оборудованы ИПУ тепла, с учетом показаний последних;

- впредь до внесения поправок в Правила N 354 нужно по одинаковым правилам рассчитывать плату за отопление для жителей всех МКД, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения - хоть по зависимой схеме, хоть по независимой схеме через ИТП, - а именно по формуле 3.1 на основании показаний ИПУ тепла (только для случаев, когда поступающая в МКД теплоэнергия не используется для производства горячей воды).

В числе аргументов, на которые сослался Конституционный Суд РФ, следующие:

- Закон об энергосбережении (ч. 7 ст. 13) требует от собственников помещений в МКД, оборудованных ИПУ тепла, обеспечить надлежащую эксплуатацию этих ИПУ, их сохранность, своевременную замену. Но это дополнительные расходы, которые должны быть оправданы достижением социально значимого результата - рационального расходования тепла в МКД, а это невозможно без использования показаний ИПУ тепла;

- ИТП обеспечивает присоединение МКД к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, при которой теплоноситель из централизованной сети во внутридомовую систему отопления не поступает;

- Правила N 354 связывают особенности определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению прежде всего с наличием либо отсутствием в МКД доме централизованной системы теплоснабжения. При этом понятие "централизованной системы теплоснабжения МКД" нормативно не установлено, что создает правовую неопределенность в части выбора правил для расчета платы за отопление - ведь дом с ИТП тоже присоединен к централизованным сетям, просто тепло передается без передачи теплоносителя;

- паспорта МКД с ИТП (размещенные в ГИС ЖКХ) содержат общедоступную информацию, в частности, о внутридомовой системе отопления и характеризуют ее как "центральную". Жители таких домов, изучившие паспорт дома, имеют обоснованные ожидания того, что в их доме показания ИПУ тепла должны приниматься к учету, даже если ими оборудованы не 100% жилых и нежилых помещений в доме;

- на самом деле жителям таких домов расчет платы за отопление производится иным способом, что нарушает конституционный принцип равенства, требующий создания равных условий для реализации прав и законных интересов лиц, относящихся к одной категории (собственники и пользователи помещений в МКД, подключенных к централизованным сетям по независимой схеме, с одной стороны, и, с другой - жильцы таких же домов, но подключенных по зависимой схеме), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания;

- значит, существующая модель ("общее тепло" на все квадратные метры без учета показаний ИПУ) фактически, в ущерб интересам законопослушных собственников в конкретном МКД, создает условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей услуги отопления, позволяя им расходовать тепло за счет отнесения части платы за нее на "теплоэкономных" соседей;

- и мало того, что эта модель несправедлива, - так она еще и ведет к неоправданному росту потребления теплоэнергии в МКД, а тем самым - к ее перепроизводству, усиливающему карбоновый след, и к саботажу государственной политики энергосбережения.

Пересмотр дела заявительницы, тем не менее, невозможен, - ведь пересчет по указанной КС РФ методике за прошлый период был бы возможен, если бы в УК имелись данные всех имевшихся в МКД ИПУ тепла. Но поскольку УК не фиксировала этих показаний, то данных для пересчета платы за отопление объективно не имеется. Однако заявительнице полагается компенсация, подумать над которой и рассчитать размер приказано мировому судье, который первый вынес отказное решение по делу заявительницы.

Отметим, что использование показаний ИПУ тепла - независимо ни от системы отопления, ни от количества помещений, оснащенных этим ИПУ, - стало настоящим трендом: еще 19 мая 2021 года Верховный Суд РФ, очевидно, вынес решение, аналогичное Постановлению N 24-П, по административному иску о признании недействующими частично абз. 9 п. 54 Правил N 354, и абз.1 п. 20(1) приложения N 2 к этим Правилам (то есть оспаривался запрет использовать показания ИПУ тепла при отсутствии централизованной системы теплоснабжения и если при этом не во всех помещениях есть исправные ИПУ тепла). Решение по иску пока не опубликовано, однако судя по карточке дела, - иск удовлетворен полностью (дело АКПИ21-247).

Установка общедомовых счетчиков на отопление в многоквартирном доме закон

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 августа 2020 г. № 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения” (документ не вступил в силу)


Обзор документа

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 августа 2020 г. № 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения” (документ не вступил в силу)

22 сентября 2020

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3168; 2020, № 27, ст. 4236), пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. № 950 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 27, ст. 4236), подпунктом 5.2.76 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2020, N 30, ст. 4924), приказываю:

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

Форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

Министр В.В. Якушев

Приложение N 1
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 28 августа 2020 г. N 485/пр

Критерии
наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.

3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2019, N 30, ст. 4143) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

7. Обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии многоквартирного дома осуществляется представителями гарантирующего поставщика. Обследование технической возможности установки прибора учета электрической энергии в отношении жилого дома осуществляется представителями сетевой организации.

Приложение N 2
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 28 августа 2020 г. N 485/пр

обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической

возможности установки индивидуального, общего (квартирного),

коллективного (общедомового) приборов учета

г. ____________________ "__" _______________ 20__ г.

(наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя),

адрес (место нахождения): ______________________________________________

контактный телефон: ___________________________________________________,

2. В лице _________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) лица -

представителя юридического лица (индивидуального

предпринимателя), проводящего обследование)

действующего на основании ______________________________________________

(реквизиты документа, подтверждающего полномочия

лица на проведение обследования)

3. В присутствии (указать, если присутствовали):

(наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя),

ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в

многоквартирном доме и лица, представляющего его интересы в ходе

(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) собственника

(представителя собственника) помещения, жилого дома, в котором

(иные лица, участвующие в обследовании)

4. Проведено обследование на предмет установления наличия

(отсутствия) технической возможности установки _________________________

(индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового)

прибора учета __________________________________________________________

(холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного

газа, тепловой энергии)

5. По адресу: _______________________________________________________

(указать адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в

котором проводится обследование)

6. Обследование проведено: _________________________________________

(указать, каким образом проведено

обследование: путем осмотра или с применением

с использованием следующих инструментов ________________________________

(указать наименование инструмента, если он используется при проведении

обследования, а если используется средство измерения - указать его

метрологические характеристики и дату истечения очередного

межповерочного интервала средства измерения)

7. В результате обследования установлено: __________________________

(указать на наличие или отсутствие технической возможности установки

8. Техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду

установления следующих критериев отсутствия такой возможности: _________

(указать конкретные критерии отсутствия технической возможности

установки прибора учета)

9. Для установки прибора учета необходимо выполнить следующие

организационно-технические мероприятия: ________________________________

(указать конкретный перечень организационно-технических мероприятий и

лицо, ответственное за их выполнение)

10. Особое мнение присутствующих лиц (при наличии): ________________

11. Настоящий Акт составлен в ____ экземплярах

Подписи лиц, принимавших участие в обследовании:

Приложение N 3
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 28 августа 2020 г. N 485/пр

Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. В пункте 1 акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - акт обследования) указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также контактные данные такого юридического лица (индивидуального предпринимателя): адрес (место нахождения (постоянного места жительства) и контактный телефон.

2. В пункте 2 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) каждого лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (например, доверенность, поручение, наряд).

3. В пункте 3 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:

- представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) физического лица);

- собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;

- представителя гарантирующего поставщика или сетевой организации, уполномоченных в соответствии с законодательством об электроэнергетике на установку индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета;

- иных лиц, участвующих в обследовании.

4. В пункте 4 акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:

- индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);

- прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.

5. В пункте 5 акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

6. В пункте 6 акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.

В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.

В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала.

7. В пункте 7 акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

8. Пункт 8 акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

9. В пункте 9 акта обследования указывается конкретный перечень организационно-технических мероприятий, выполнение которых необходимо для установки прибора учета, и лицо, ответственное за их выполнение.

10. Пункт 10 акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.

В этом случае в пункте 10 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.

11. В пункте 11 акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.

Составленные акты обследования вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.

Обзор документа

Минстрой обновил критерии наличия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета. Пересмотрены форма акта обследования и порядок ее заполнения. Это связано с изменением правил установки приборов учета и уточнением ответственности за их обслуживание.

Зачем нужны общедомовые приборы учета и как они влияют на коммунальные платежи

Сумма ОДПУ в квитанции указывается небольшая. Поэтому поход в УК для выяснения отношений откладывается на неопределенный срок. А чаще всего забывается.

Содержание

Что такое ОДПУ в квитанции

Разберемся, что обозначает сокращение ОДПУ в квитанциях ЖКХ. Расшифровка аббревиатуры – общедомовые приборы учета.

В многоквартирных домах устанавливают приборы учета энергии, которые монтируются в подвальном помещении. Они относятся к общедомовому имуществу. Позволяют регистрировать общий расход электроэнергии, тепловой энергии и т.п.

Общедомовые приборы учета регистрируют:

  • расход тепловой энергии;
  • потребление электричества;
  • расходование горячего и холодного водопотребления;
  • использование бытового газа. Такими приборами комплектуются дома, где газом подогревается вода и подается от общего котла в квартиры. Сейчас таких домов почти не осталось.

Приборы фиксируют расход по всему многоквартирному дому. Сюда входят в том числе расходы на общедомовые нужды. То есть потребление воды, электричества, тепла на обслуживание общих помещений.

К ним относятся: подъезды, лестницы с лестничными клетками, специализированные комнаты (если имеются), например, колясочные и т.п. Таким образом, учитывается расход энергоресурса на обслуживание вспомогательных помещений общего пользования.

Установка дополнительных счетчиков позволит достоверно установить, сколько ресурсов потребляет многоквартирный дом. Индивидуальные приборы учета (ИПУ) не дают полной картины.

Только показания ОДПУ способны предоставить реальную картину потребления ресурса. При этом учитываются непредвиденные расходы, например, подтекающие краны, протечки и т.д.

Из месячного показания ОДПУ вычитаются суммарные показания индивидуальных приборов учета во всех квартирах дома. Оставшаяся цифра и есть общедомовые расходы. Их оплата делится между всеми собственниками жилья.

Разновидности ОДПУ

Приборы ОДПУ монтируют в удобном месте. Обычно в подвальном помещении, где находятся узлы учета.

Там обычно монтируют:

  • Счетчики горячего и холодного водоснабжения;
  • Устройства регистрации тепла. Работают в отопительный сезон;
  • Газовый счетчик, если дом оборудован локальным газовым устройством подогрева горячей воды;
  • Электросчетчик.

ОДПУ ХВС – это общедомовые приборы учета холодной воды. В ЖКХ возникают трудности подсчета расходования воды в многоквартирных домах. Решить их позволит установка счетчиков воды.

Индивидуальные приборы учета не позволяют увидеть полную картину потребления холодной воды по всему дому. Установка приборов позволит выявить потери, несанкционированный отбор воды. Как правило, для контроля водоснабжения одного счетчика холодной воды недостаточно.

Одновременно устанавливают прибор учета горячего водоснабжения (ГВС). Это необходимо для контроля общего использования воды. Так как на общие нужды тратится и горячая вода, например, когда уборщица моет пол.

Отопление

В подвальном помещении могут быть установлены несколько приборов учета, выполняющие различные функции. Так в тепловом узле многоквартирного дома, кроме счетчиков воды, монтируется прибор, учитывающий тепловую энергию.

счетчик

Он играет основную роль при расчетах жильцами оплаты за отопление. При этом следует учитывать, что если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета, расчет производится согласно показаниям ИПУ и ОДПУ. Так как отапливаются все подсобные помещения общего пользования. К ним относятся подъезды, колясочные и т.п.

Однако не все дома имеют техническую возможность установки ОДПУ на тепло. В этом случае жильцы вынуждены оплачивать отопление по действующим нормативам.

Современные многоквартирные дома подключаются к централизованным системам распределения ресурса. Даже старые дома, в которых отсутствует подача горячего водоснабжения, оборудовались водогрейными колонками, смонтированными непосредственно в квартире. Поэтому для учета достаточно поквартирного ИПУ на газ.

Сейчас уже не осталось домов, где применялась единая водогрейная колонка на весь подъезд. Поэтому общедомовые приборы учета на газ не монтируются в многоквартирных домах.

Если дом имеет автономную котельную, счетчик монтируется недалеко от котла. Как правило, для котельной выделяется отдельное помещение с ограниченным доступом.

Электричество

Электроэнергия в МКД используется на общественные нужды для освещения лестничных площадок, запитывания лифтов, домофонов. А в некоторых случаях для работы насосов, позволяющих подать воду на верхние этажи.

Для учета электрической энергии, расходуемой на эти нужды, необходимо устанавливать общедомовой прибор учета. На основании его показаний и ИПУ производится расчет за электроэнергию.

Требования законодательства

Правительство на законодательном уровне определило, что эксплуатация многоквартирных домов без общедомовых приборов учета запрещена.

Порядок расчета и оплаты определен в Постановлении №354 от 2 мая 2011 года.

До 2020 года был переходный период. Он необходим для того, чтобы УК и ЖЭУ провели ревизию жилищного фонда и привели его в соответствие с законодательством.

Теперь установка ОДПУ в многоквартирных домах обязательна. При отсутствии приборов учета оплата общедомовых нужд с 2020 года производится с применением повышающего коэффициента. При этом 16 апреля 2013 года постановлением №344 был разъяснен порядок расчетов.

  • Общедомовые расходы не могут превышать установленные нормативы;
  • Снижены действующие нормативы на холодную и горячую воду;
  • Оплату за водоотведение и отопление общего имущества отменили;
  • Установлен повышающий коэффициент для домов, в которых не установлены ОДПУ. При условии, что имеется техническая возможность монтажа.

При этом плата за установку ОДПУ возложена на жильцов дома. В постановлении предусмотрен лизинг, рассчитанный на 5 лет.

Особенности установки и обслуживания

Для того чтобы установить ОДПУ, согласие всех жильцов МКД не требуется. Ресурсоснабжающая организация имеет право принудительно установить приборы. Представители УК обязаны уведомить собственников о необходимости монтажа ОДПУ.

Приобретение, установка, монтаж, ввод в эксплуатацию оборудования производится УК совместно со специализированной организацией. Выбор организации и оборудования осуществляют жильцы дома.

Представители УК имеют только совещательный голос. При этом представитель обязан разъяснить собственникам, что расходы на установку ОДПУ лежат на жильцах.

Кроме того, собственники обязаны:

  • После общего собрания и выбора подрядной организации заключить договор на приобретение, монтаж и ввод оборудования в эксплуатацию. Оплата за установку ОДПУ, наладку и т.п. лежит на жильцах дома;
  • Техническое обслуживание приборов учета может выполнять ЖЭУ или подрядная организация. Это решают собственники;
  • В договоре на обслуживание оговаривается, что эксплуатация проводится подрядной организацией, имеющей на это право;
  • Она же должна следить за исправностью оборудования. Выполнять ремонт ОДПУ, а при необходимости производить замену. Возможно, эти обязанности возложить на ЖЭУ, при наличии соответствующей лицензии.

Кто и как оплачивает установку

Расходы, связанные с этими работами, оплачивают собственники. Так как оборудование стоит дорого, постановлением предусмотрена рассрочка платежа или лизинг, который рассчитан на 5 лет.

Все расходы, связанные с установкой оборудования, его последующей эксплуатацией, ремонтом, заменой пропорционально распределяются среди жильцов многоквартирного дома.

Существует три варианта оплаты:

Как рассчитывается плата по ОДПУ

В расчете за коммунальные услуги фигурируют два значения. Оплата на основании показаний индивидуальных приборов учета и оплата ресурсов на общедомовые нужды. Вторая часть платежа рассчитывается по формуле.

  • Р- показания общедомовых приборов учета за отчетный период;
  • Ринд.- суммарное показание индивидуальных счетчиков жильцов;
  • Т- тариф. Каждый ресурс имеет свой тариф, поэтому расчет производится раздельно по воде, электричеству и т.д.;
  • Ро- общая сумма домовых расходов.

При этом расход по ХВС и горячей воде учитывается отдельно.

Расчет выполняет бухгалтерия ЖЭУ или УК. Проверить его имеет право каждый собственник. При обращении в обслуживающую организацию данные обязаны предоставить в течение суток.

Общая сумма расходов Ро делится на площадь дома и распределяется пропорционально на квартиру. Что отображается в квитанции на оплату коммунальных услуг.

При отсутствии общедомовых приборов расчет выполняется по другой формуле:

Полученный результат умножают на повышающий тариф, действующий в данном регионе. Результат вписывают в квитанцию на оплату.

Собственник выполняет расчет и сверяет данные в квитанции. Если сумма отличается от расчетной, собственник обращается в УК или ЖЭУ для проверки результатов.

При этом жилец учитывает, что повышающий тариф для каждого ресурса существует свой. То есть нельзя применять тариф на электроэнергию для расчета оплаты общих нужд за воду.

Установка общедомовых приборов учета

Подборка наиболее важных документов по запросу Установка общедомовых приборов учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Установка общедомовых приборов учета

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Форма: Акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета
(Приказ Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр)

Судебная практика: Установка общедомовых приборов учета

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Интересная цитата из судебного решения: Расходы на установку общедомового прибора учета подлежат возмещению именно той управляющей организацией, которая обслуживает МКД, на дату обращения РСО с требованием о компенсации расходов на установку приборов учета в части, не оплаченной собственниками помещений Интересная цитата из судебного решения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Интересная цитата из судебного решения: Обязанность РСО по установке ОДПУ с последующим возмещением расходов за счет потребителей не освобождает исполнителей коммунальных услуг от обязанности по установке приборов учета Интересная цитата из судебного решения

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Установка общедомовых приборов учета

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения ". Как следует из материалов дела, 09.12.2013 стороны заключили договоры N ГРП-11/06 и N ГРП-11/07 на установку коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, по условиям которых подрядчик (истец) принимает на себя обязательства установить на объектах согласно приложению N 1 к договору коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды, а заказчик (ответчик) принимает на себя обязательства оплатить подрядчику цену договора (пункты 1.1 договоров).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: В каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)

Нормативные акты: Установка общедомовых приборов учета

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 11.06.2021)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 5. До 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 31.07.2021)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") с) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика;

Читайте также: