Правила по котлам 2021

Обновлено: 18.05.2024

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации""

Внести в Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1667; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 27, ст. 3213; 2009, N 1, ст. 21; 2011, N 30, ст. 4590, 4596; N 45, ст. 6333; 2012, N 50, ст. 6964; N 53, ст. 7616; 2013, N 14, ст. 1643; 2015, N 45, ст. 6208; 2016, N 27, ст. 4203; N 50, ст. 6975; 2018, N 30, ст. 4545; N 32, ст. 5134, 5135; 2019, N 30, ст. 4144) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить абзацами следующего содержания:

"единый оператор газификации - организация - собственник Единой системы газоснабжения или аффилированное лицо указанной организации;

региональный оператор газификации - организация, не являющаяся единым оператором газификации, осуществляющая эксплуатацию и развитие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, федеральной территории газораспределительных сетей и их объектов, оказывающая услуги, связанные с подачей газа его потребителям и их обслуживанием, владеющая на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями, общая протяженность которых является наибольшей по сравнению с распределительными сетями, принадлежащими иным газораспределительным организациям и расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, федеральной территории, и (или) имеющая наибольшее количество заключенных договоров об оказании услуг по транспортировке газа его потребителям и (или) наибольшие объемы транспортировки газа его потребителям;

газораспределительная организация - специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.";

2) в абзаце четвертом статьи 4 слова "территориях субъектов Российской Федерации" заменить словами "федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации";

3) часть вторую статьи 8 дополнить абзацами следующего содержания:

"утверждает критерии отнесения объектов производства, хранения и использования сжиженного природного газа к малотоннажным объектам или определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на утверждение указанных критериев;

утверждает порядок взаимодействия единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий и газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;

утверждает правила технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям;

реализует иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.";

4) в абзаце втором статьи 16 слова "территориях субъектов Российской Федерации" заменить словами "федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации";

а) в части первой первое предложение изложить в следующей редакции: "Развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, региональным оператором газификации совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий в соответствии с принятыми в установленном порядке межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схемами расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, на основании топливно-энергетического баланса, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем исполнительно-распорядительного органа федеральной территории.", дополнить новым третьим предложением следующего содержания: "Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.";

б) в части второй слова "территориях субъектов Российской Федерации" заменить словами "федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации", дополнить новым вторым предложением следующего содержания: "Финансовые средства, полученные в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями от потребителей услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям, за исключением населения, могут быть источником компенсации затрат газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходов на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов капитального строительства.";

в) дополнить частями третьей - седьмой следующего содержания:

"Единый оператор газификации, региональный оператор газификации на федеральной территории и территории соответствующего субъекта Российской Федерации:

участвуют в разработке и согласовании межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, разработке схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, а также обеспечивают их реализацию;

обеспечивают технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. Порядок подачи разными категориями заявителей заявок на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, рассмотрения этих заявок и принятия по ним решений утверждается Правительством Российской Федерации.

В случае, если технологическое присоединение осуществляется к газораспределительным сетям, принадлежащим газораспределительной организации, которая является независимой от организации - собственника Единой системы газоснабжения или аффилированного с ней лица (далее - независимая газораспределительная организация), мероприятия по технологическому присоединению проводятся независимой газораспределительной организацией на основании соглашения, заключаемого между единым оператором газификации и (или) региональным оператором газификации и независимыми газораспределительными организациями.

Правительство Российской Федерации определяет юридическое лицо, являющееся единым оператором газификации, и перечень федеральных территорий и субъектов Российской Федерации, в которых действует единый оператор газификации, а также определяет региональных операторов газификации в случае, установленном законодательством Российской Федерации.

Если субъект Российской Федерации, федеральная территория не включены в перечень, предусмотренный частью пятой настоящей статьи, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководитель исполнительно-распорядительного органа федеральной территории в срок не более трех месяцев со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации, предусмотренного частью пятой настоящей статьи, определяют регионального оператора газификации. Субъекты Российской Федерации, федеральные территории, в которых в установленный настоящей частью срок не определен региональный оператор газификации, подлежат включению в перечень, предусмотренный частью пятой настоящей статьи.

В случае обращения лица, газоиспользующее оборудование которого технологически присоединяется к газораспределительным сетям (впервые или в случае замены (реконструкции) газоиспользующего оборудования), газораспределительная организация обязана принять в собственность вновь созданное (построенное) имущество, технологически связанное с принадлежащими газораспределительным организациям существующими газораспределительными сетями, расположенное за границами земельного участка такого лица, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

6) статью 18 дополнить частью седьмой следующего содержания:

"Поставщик газа вправе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, включать в долгосрочные договоры поставки газа, заключаемые с потребителями газа, категории которых определяются Правительством Российской Федерации, условие об оплате газа, в соответствии с которым указанные потребители газа гарантируют поставщику газа оплату стоимости поставленного газа в объеме фактической поставки газа, но не менее стоимости, определяемой исходя из установленного в соответствии с договором поставки газа объема газа, за исключением случаев возникновения непреодолимой силы.";

7) в статье 23 слова "частей территорий субъектов Российской Федерации" заменить словами "федеральных территорий и частей территорий субъектов Российской Федерации";

8) в статье 23 2 :

а) в части третьей слова "газового хозяйства" заменить словами "капитального строительства";

б) дополнить частью четвертой следующего содержания:

"В случае, если финансовых средств, получаемых в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемых от иных источников финансирования, недостаточно для покрытия расходов регионального оператора газификации на технологическое присоединение к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования отдельных категорий заявителей, определяемых Правительством Российской Федерации, мероприятия по технологическому присоединению могут быть проведены или расходы по их проведению профинансированы единым оператором газификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

9) дополнить статьей 23 3 следующего содержания:

"Статья 23 3 . Государственное регулирование платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода

Государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода.

Размер платы за такое технологическое присоединение устанавливается федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера указанной платы, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Подключение (технологическое присоединение) к магистральному газопроводу газопровода, предназначенного для транспортировки газа от магистрального газопровода до объекта капитального строительства, возможно только в случае подтверждения газораспределительной организацией отсутствия технической возможности обеспечить поставки газа заявителю в необходимом объеме с требуемым давлением по газораспределительным сетям, принадлежащим указанной газораспределительной организации, за исключением строящихся или реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистрального газопровода до объектов капитального строительства, технические условия для подключения (технологического присоединения) которых выданы заявителям до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.";

а) в наименовании слово "организаций" исключить;

б) дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

"Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

В целях создания технической возможности технологического присоединения к газораспределительной сети объектов капитального строительства, в отношении которых лицом, обратившимся в газораспределительную организацию с заявкой о таком технологическом присоединении, получен отказ в выдаче технических условий на технологическое присоединение объектов капитального строительства к газораспределительной сети по причине отсутствия пропускной способности объектов газотранспортных систем, принадлежащих организациям - собственникам систем газоснабжения, такие организации обязаны проводить мероприятия, направленные на увеличение пропускной способности объектов принадлежащих им газотранспортных систем в объеме, превышающем объем неудовлетворенных заявок, в соответствии с критериями и в порядке, определяемыми Правительством Российской Федерации.";

11) статью 28 дополнить частями седьмой и восьмой следующего содержания:

"Решение об установлении, изменении и о прекращении существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительным органом власти федеральной территории, уполномоченными на принятие решения об установлении, изменении и о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории.

Полномочия по принятию решения об установлении, изменении и о прекращении существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети, предусмотренные частью седьмой настоящей статьи, могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.".

Статья 2

1. Положения части первой статьи 17 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.

2. Поручить Правительству Российской Федерации обеспечить в срок до 1 ноября 2021 года принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).

3. Указанные в части 2 настоящей статьи нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, вступают в силу в сроки, установленные данными нормативными правовыми актами, но не ранее чем по истечении тридцати дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта.

Правила по котлам 2021

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

от 15 декабря 2020 года N 535

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

31 декабря 2020 года,

регистрационный N 61985

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 15 декабря 2020 года N 535

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила осуществления эксплуатационного контроля металла и продления срока службы основных элементов котлов и трубопроводов тепловых электростанций"

I. Общие положения

1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила осуществления эксплуатационного контроля металла и продления срока службы основных элементов котлов и трубопроводов тепловых электростанций" (далее - ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860) (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2020, N 27, ст.4248).

2. ФНП устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма при использовании на опасных производственных объектах тепловых электростанций (далее - ТЭС) перечисленного в пункте 3 ФНП оборудования энергетических установок, работающего под избыточным давлением более 4,0 МПа.

3. ФНП предназначены для применения при проведении технического освидетельствования, технического диагностирования и экспертизы промышленной безопасности следующего оборудования ТЭС:

а) паровых котлов, в том числе котлов-утилизаторов парогазовых установок, а также автономных пароперегревателей и экономайзеров;

б) трубопроводов пара и горячей воды.

4. Требования ФНП обязательны для исполнения всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями (далее - организации) и их работниками, осуществляющими на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права эксплуатацию указанных в пункте 2 ФНП опасных производственных объектов (далее - эксплуатирующая организация), техническое освидетельствование, техническое диагностирование оборудования, указанного в пункте 3 ФНП, и проведение экспертизы промышленной безопасности.

6. ФНП регламентируют процедуру, включая методы, периодичность и объём эксплуатационного контроля оборудования ТЭС, указанного в пункте 3 ФНП, в пределах назначенного (расчетного) срока службы (ресурса) и по его достижению, а также устанавливают требования по оценке состояния металла основных элементов этого оборудования на основании результатов контроля и порядок продления его эксплуатации сверх срока службы (ресурса). Перечень контролируемых элементов, методы, объёмы и сроки проведения контроля приводятся в главах VI и VII ФНП.

7. Эксплуатационный контроль металла оборудования, выполняется в соответствии с положениями ФНП в плановом порядке согласно регламенту (программе) во временном интервале со дня ввода его в эксплуатацию и до окончания назначенного (расчетного) ресурса (срока службы).

8. По достижении назначенного срока службы или ресурса (по времени или количеству циклов нагружения) оборудования, указанного в технической документации, проводится его техническое диагностирование, включая неразрушающий, разрушающий контроль в рамках экспертизы промышленной безопасности. Экспертиза промышленной безопасности и продление срока службы оборудования выполняются организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности.

Для отдельных элементов или групп элементов в составе конкретного технического устройства могут быть дополнительно установлены собственные значения назначенного ресурса (или срока службы), которые могут отличаться от назначенного срока службы (ресурса) технического устройства. Контроль таких элементов, помимо технического диагностирования в рамках экспертизы промышленной безопасности оборудования, проводится согласно пункту 10 ФНП с учётом установленных для них сроков в соответствии с требованиями ФНП. Результаты контроля элементов учитываются при проведении экспертизы промышленной безопасности, в том числе при определении объёма подлежащих выполнению работ.

9. Эксплуатационный контроль проводится в целях оценки состояния металла и возможности дальнейшей эксплуатации элементов и деталей оборудования, указанного в пункте 3 ФНП, для обеспечения их надёжной эксплуатации до даты проведения очередного контроля (технического диагностирования (далее - ТД)) или экспертизы промышленной безопасности (далее - ЭПБ) с выполнением ТД.

Элементы оборудования считаются пригодными к дальнейшей эксплуатации, если по результатам контроля подтверждается, что состояние основного и наплавленного металла удовлетворяет требованиям ФНП и не выходит за пределы минимальных значений, установленных расчётами на прочность.

10. Контроль металла оборудования на ТЭС осуществляется эксплуатирующей организацией находящейся в её составе лабораторией неразрушающего, разрушающего контроля (при наличии) или лабораториями других организаций. Для технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств при проведении экспертизы промышленной безопасности экспертной организацией также может быть привлечена соответствующая лаборатория эксплуатирующей организации.

11. Лаборатория неразрушающего контроля может выполнять только те виды контроля на конкретных видах (типах) оборудования, в отношении которых она обладает компетенцией, соответствующей профилю выполняемых работ и виду оборудования, а также располагает необходимым для этого количеством работников соответствующей квалификации и комплектом измерительных, диагностических приборов и устройств.

12. Эксплуатационный контроль проводится во время плановых остановов оборудования. Допускается смещение сроков контроля оборудования или групп элементов оборудования в бльшую сторону на 5% от соответствующего назначенного ресурса, указанного в технической документации, а также в главе V ФНП.

Решение о смещении сроков эксплуатационного контроля для групп элементов оборудования, не отработавших назначенный ресурс, или элементов, для которых назначенный ресурс не устанавливается, принимается руководителем эксплуатирующей организации.

Решение о смещении сроков контроля в бльшую сторону для оборудования или групп элементов оборудования, отработавших назначенный ресурс, принимается руководителем организации, эксплуатирующей оборудование на основании положительного заключения специализированной научно-исследовательской организации, осуществляющей деятельность по проведению научных исследований и разработок, располагающей условиями и компетенцией для выполнения специализированных работ по обеспечению промышленной безопасности тепловых электрических станций, а также лицензией на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

13. Типовая номенклатура и объёмы эксплуатационного контроля приведены в главе VI ФНП. Порядок организации и проведения ТД (контроля) оборудования или групп элементов оборудования в связи с достижением назначенного ресурса или за пределами назначенного ресурса, приведён в главе VII ФНП.

14. Нормы контроля и критерии качества металла приведены в главе VIII ФНП. Оборудование может быть допущено к эксплуатации, если по результатам контроля состояние металла и сварных соединений соответствует приведённым ниже нормам и критериям качества. В случае отклонения результатов контроля металла от приведённых норм возможность и условия эксплуатации оборудования, в том числе проведение дополнительного объема контроля металла обосновываются и устанавливаются специализированной экспертной организацией.

15. Эксплуатирующая организация должна организовать учёт температурного режима работы металла теплоэнергетического оборудования и систематическую обработку суточных графиков температур пара за каждым котлом и в паропроводах. По всем паропроводам с температурой пара 450°С и выше должны учитываться продолжительность и величина превышения температуры на каждый пятиградусный интервал сверх номинального уровня. Учёт температуры и продолжительности (в часах) эксплуатации паропроводов следует проводить по каждому самостоятельному участку (с собственным регистрационным номером), а также перед впрыскивающими пароохладителями котлов.

16. Ответственным за организацию и выполнение эксплуатационного контроля металла в объёмах и в сроки, указанные в ФНП, является технический руководитель эксплуатирующей организации.

17. Возможность и срок дальнейшей безопасной эксплуатации оборудования ТЭС после выработки им своего назначенного ресурса (срока службы) устанавливаются на основании результатов технического диагностирования в объеме ЭПБ, которую проводит экспертная организация, обладающая лицензией на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Возможность продления и условия безопасной эксплуатации оборудования сверх назначенного ресурса (срока службы) формулируются в выводах заключения ЭПБ на основании оценки фактического технического состояния оборудования и принятого решения о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.

18. При обнаружении по результатам эксплуатационного контроля в отдельных элементах или узлах оборудования недопустимых дефектов металла (дефектов, по своему характеру и (или) размерам, и (или) форме, и (или) местоположению нарушающих условия безопасной эксплуатации при установленных расчётных или эксплуатационных характеристиках) повреждённые детали и элементы должны быть заменены или отремонтированы. При этом в порядке, установленном распорядительными документами эксплуатирующей организации, должны быть приняты меры по определению характера дефектов и причин их возникновения. Для этих целей по решению технического руководителя эксплуатирующей организации может быть привлечена экспертная или специализированная научно-исследовательская организация.

19. Допускается использование инструкций (руководств) по эксплуатационному контролю металла оборудования конкретной электростанции, разработанных специализированной научно-исследовательской организацией на основе типовых программ, приведённых в главе VI ФНП с учётом индивидуальных особенностей оборудования конкретной ТЭС, которые могут отличаться в части объёма и периодичности контроля от типовых программ (инструкций) и с целью информирования направляются в Ростехнадзор. Пересмотр инструкций (руководств) по эксплуатационному контролю металла должен проводиться в порядке и с периодичностью, установленными распорядительными документами эксплуатирующей организации, а также в случае изменения объёма или видов контроля, в том числе при выявлении дефектов, вызывающих необходимость таких изменений.

20. Порядок эксплуатационного контроля и продления срока службы (ресурса) элементов оборудования, изготовленных из новых отечественных сталей или сталей иностранного производства, которые не указаны в ФНП (главы V-IX), определяется эксплуатирующей организацией на основании заключения экспертной или специализированной научно-исследовательской организации, которое должно содержать индивидуальную программу эксплуатационного контроля указанных элементов оборудования, и с целью информирования направляется в Ростехнадзор.

II. Основные требования по организации и проведению эксплуатационного контроля

21. Применяемые на ТЭС методы и объёмы контроля должны гарантировать выявление недопустимых дефектов и отклонений в металле и сварных соединениях элементов оборудования (в пределах возможностей применяемых методов) для обеспечения последующей безопасной и надёжной эксплуатации оборудования.

22. Аппаратура, средства контроля, средства измерений, испытательная техника (машины), контрольно-измерительный инструмент и настроечные (стандартные) образцы должны иметь технические паспорта (документ изготовителя с техническими характеристиками) и подтверждения о прохождении поверки, калибровки или аттестации на основании нормативных документов, разработанных и применяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, техническом регулированию, стандартизации и единстве средств измерений (далее - НД).

23. Материалы для дефектоскопии (порошки, суспензии, пенетранты, радиографические пленки, химические реактивы) должны иметь сертификаты качества. Каждая партия материалов должна быть подвергнута входному контролю и своевременному контролю в процессе использования.

24. Лаборатории неразрушающего и (или) разрушающего контроля должны быть обеспечены нормативно-технической документацией в полном объёме согласно профилю и номенклатуре работ лаборатории.

25. Работники лабораторий контроля должны пройти теоретическую и практическую подготовку и аттестацию на предмет подтверждения компетенции видам выполняемых работ (методов контроля) и нормативной документации, определяющей безопасные методы проведения контроля.

К работам по контролю допускаются специалисты-дефектоскописты и инженерно-технические работники, прошедшие подготовку (аттестацию) и имеющие документ, подтверждающий область компетенции по результатам аттестации. При перерыве в работе более шести месяцев должна быть проведена внеочередная аттестация. Порядок проведения подготовки и аттестации определяется распорядительными документами организации.

26. Организация работ по подготовке оборудования к контролю и обеспечению его проведения осуществляется техническим руководителем эксплуатирующей организации.

27. Перед проведением контроля для обеспечения качества его выполнения для рассмотрения должна быть представлена техническая и эксплуатационная документации на подлежащий контролю объект, а именно:

исполнительные схемы, сварочные (ремонтные) формуляры, чертежи, эскизы;

сведения о повреждениях, отказах, авариях и проведённых заменах элементов в составе контролируемого объекта;

результаты предшествующего контроля.

28. При эксплуатационном контроле должна быть обеспечена безопасность его проведения в зависимости от конкретного места и условий выполнения работ (на высоте, внутри оборудования или его элемента) и применяемых при этом методов контроля методов, в объёме, установленном инструкциями и распорядительными документами организации с учётом требований ФНП и руководств (инструкций) по эксплуатации оборудования.

29. При размещении, хранении, транспортировании и использовании дефектоскопических и вспомогательных материалов, отходов производства следует обеспечивать меры безопасности, указанные в документации их производителя с учётом их свойств и характеристик.

30. Контроль за металлом непосредственно на оборудовании должен выполняться бригадой в составе не менее двух человек. При работе в замкнутом объёме (внутри барабанов) состав бригады должен быть не менее трёх человек, при этом двое членов бригады должны находиться снаружи и страховать выполняющего контроль работника. При работе в топках котлов двое членов бригады должны находиться внутри топки и один страхующий снаружи.

31. Неразрушающий контроль оборудования следует проводить после прекращения его работы, сброса давления, охлаждения, дренирования, отключения от другого (технологически связанного) оборудования. Внутренние устройства, препятствующие проведению контроля, должны быть удалены, изоляционное покрытие и обмуровка, препятствующие контролю состояния металла и сварных соединений, частично или полностью сняты в местах, подлежащих контролю.

III. Неразрушающий контроль

32. Перед проведением неразрушающего контроля (далее - НК) поверхность элементов в зоне контроля должна быть очищена от загрязнений, препятствующих проведению контроля, и должна быть зачищена до чистого металла. При этом толщина стенки контролируемого элемента не должна уменьшаться за пределы допускаемых отклонений и не должны образовываться недопустимые согласно требованиям ФНП и НД дефекты (глубокие риски, царапины, надрывы). Перед выполнением магнитного контроля тепловой неравномерности и ферритометрии зачистка металла не проводится.

33. Основными методами, видами неразрушающего контроля металла и сварных соединений являются:

Правила по котлам 2021

ПРАВИЛА
устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара
не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см), водогрейных котлов и водоподогревателей
с температурой нагрева воды не выше 388 К (115 °С)

Дата введения 1993-04-01

РАЗРАБОТАНЫ объединением "Роскоммунэнерго"

СОГЛАСОВАНЫ с Госгортехнадзором России письмом от 03.06.92 N 03-35/89, с Президиумом ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Российской Федерации постановлением от 10.06.92 N 10

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Минстроя России от 28.08.92 N 205

ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное Комитетом Российской Федерации по муниципальному хозяйству 12.01.94, Изменение N 2, утвержденное Департаментом жилищно-коммунального хозяйства 24.02.95, Изменение N 3, утвержденное Госстроем России 21.01.2000 и опубликованные в официальном издании

Изменения N 1, 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту официального издания

Настоящие Правила являются переработанным изданием Правил устройства и безопасной эксплуатации водогрейных котлов, водоподогревателей и паровых котлов с избыточным давлением, утвержденных Минжилкомхозом РСФСР 15 мая 1978 г.

При разработке и редактировании Правил учтены замечания и предложения научно-исследовательских и проектных организаций (НИИ санитарной техники, ЦНИИЭП инженерного оборудования, АКХ им. К.Д.Памфилова, Гипрокоммунэнерго), производственных энергетических объединений и предприятий (Алтайтеплоэнерго, Башкоммунэнерго, Ростовоблтеплокоммунэнерго, Сибкоммунэнерго).

Правила обязательны для предприятий и организаций, осуществляющих проектирование, изготовление, монтаж, эксплуатацию, наладку и ремонт паровых и водогрейных котлов и водоподогревателей в системе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Настоящие Правила вводятся в действие с 01.04.93, при этом утрачивают силу Правила устройства и безопасной эксплуатации водогрейных котлов, водоподогревателей и паровых котлов с избыточным давлением, утвержденные Минжилкомхозом РСФСР 15 мая 1978 г.

Настоящие Правила могут использоваться также в других отраслях, применяющих паровые и водогрейные котлы и водоподогреватели указанных параметров, с введением в порядке, действующем в этих отраслях.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила определяют требования к конструкции, изготовлению, монтажу, ремонту*, наладке и эксплуатации паровых и водогрейных котлов, водоподогревателей (бойлеров)**.

* Требования к монтажу и ремонту аналогичны требованиям по изготовлению.

** Основные термины и определения приведены в приложении 1.

1.2. Действие настоящих Правил распространяется на:

а) паровые котлы с избыточным давлением пара не выше 0,07 МПа (0,7 кгс/см);

б) водогрейные котлы с температурой нагрева воды не выше 388 К (115 °С);

в) водоподогреватели (бойлеры) с температурой нагрева воды не выше 388 К (115 °С), обогреваемые паром с избыточным давлением не выше 0,07 МПа (0,7 кгс/см) или водой с температурой не выше 388 К (115 °С);

г) котлы и водоподогреватели передвижных и транспортабельных установок с параметрами, указанными в подпунктах "а", "б", "в" настоящего пункта Правил;

д) паровые и водогрейные котлы-утилизаторы с параметрами, указанными в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта Правил.

1.3. Настоящие Правила не распространяются на колонки для ванн и змеевики для нагревания воды в квартирных плитах.

1.4. Настоящие Правила обязательны для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, занятыми проектированием, изготовлением, монтажом, наладкой, ремонтом и эксплуатацией котлов и водоподогревателей.

1.5. Руководящие и инженерно-технические работники предприятий и организаций, виновные в нарушении настоящих Правил, несут личную ответственность независимо от того, привело ли нарушение к аварии или несчастному случаю. Эти лица также отвечают за нарушения Правил, допущенные их подчиненными.

1.6. Выдача руководителями указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных работников нарушать правила безопасности и инструкции, самовольное возобновление работ, остановленных органами государственного надзора или технической инспекцией труда, а также непринятие мер по устранению нарушений правил и инструкций, допускаемых рабочими или другими подчиненными в их присутствии, являются грубейшими нарушениями настоящих Правил.

В зависимости от характера нарушений указанные лица могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной или уголовной ответственности.

Рабочие, виновные в нарушении инструкций, несут дисциплинарную или уголовную ответственность в установленном порядке.


2. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ

2.1. Основное требование к конструкции котлов, водоподогревателей и их основных частей - обеспечение надежной, долговечной и безопасной эксплуатации на расчетных параметрах в течение расчетного ресурса безопасной работы, принятого в технических условиях (техническом задании), а также возможность технического освидетельствования, очистки, промывки и ремонта.

2.2. За выбор конструкции и материалов котлов, водоподогревателей и их элементов, расчет на прочность, качество изготовления, монтажа, наладки и ремонта, а также за соответствие их настоящим Правилам отвечает организация (предприятие), выполнявшая конкретные работы.

Все изменения проекта, необходимость в которых возникла в процессе ремонта или наладки, должны быть согласованы с проектной организацией.

2.3. Конструкция котла, водоподогревателя должна обеспечивать возможность равномерного прогрева их элементов при растопке и нормальном режиме работы, а также возможность свободного теплового расширения отдельных частей.

2.4. Низший допустимый уровень воды в паровых котлах должен быть не менее чем на 100 мм выше верхней точки поверхности соприкосновения неизолированной стенки котла с горячими газами.

Для вертикальных цилиндрических котлов положение низшего допустимого уровня устанавливается конструкторской организацией по условию недопущения перегрева стенок элементов котла.

2.5. Устройство вводов питательной воды и присоединение труб рециркуляции, а также распределение питательной воды в котле не должны вызывать местного охлаждения стенок элементов котла.

2.6. Обогреваемые элементы котлов, не имеющие достаточного охлаждения теплоносителем, должны быть покрыты теплоизоляцией, предотвращающей их нагрев выше допустимой температуры.

Элементы котлов, не являющиеся поверхностями нагрева, у которых возможен нагрев выше допустимой температуры, должны быть надежно теплоизолированы.

2.7. Участки элементов котлов, водоподогревателей и трубопроводов с повышенной температурой поверхности, доступные для обслуживающего персонала, должны быть покрыты тепловой изоляцией, обеспечивающей температуру наружной поверхности не более 318 К (45 °С) при температуре окружающей среды не более 298 К (25 °С).

2.8. В барабанах котлов лазы должны быть круглой, эллиптической или овальной формы; диаметр круглого лаза должен быть не менее 400 мм, а размеры осей эллиптического или овального лаза - не менее 300х400 мм.

2.9. В обмуровке топок котлов и газоходов должны быть лазы: прямоугольные размером не менее 400х450 мм или круглые диаметром не менее 450 мм. Для осмотра и очистки топки и наружных поверхностей секций чугунных котлов в газоходах предусматривают лючки, закрываемые дверцами, с наименьшим размером в свету не менее 80 мм. Число лючков и их расположение на элементах котла устанавливает разработчик конструкции.

2.10. Дверцы лазов должны иметь прочные запоры, исключающие возможность самопроизвольного открывания и обеспечивающие достаточную газоплотность.

2.11. В газоходах за каждым котлом устанавливают дымовую заслонку (шибер). В верхней части заслонки котлов, работающих на газе или жидком топливе, выполняют отверстие диаметром не менее 50 мм.

2.12. Каждый котел с камерным сжиганием пылевидного, газообразного, жидкого топлива или с шахтной топкой для сжигания торфа, опилок, стружек и других мелких производственных отходов должен быть оборудован взрывными предохранительными клапанами.

Взрывные предохранительные клапаны размещают в местах, исключающих опасность травмирования обслуживающего персонала. При необходимости установки в местах, безопасных для обслуживающего персонала, взрывные клапаны снабжают отводными коробами или ограждают отбойными щитами со стороны нахождения людей.

Конструкция, количество, размещение и размеры проходного сечения взрывных предохранительных устройств определяются проектом котла.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.13. Конструкция котла и водоподогревателя должна обеспечивать полное опорожнение от воды и шлама, а также удаление воздуха из всех элементов, в которых могут образовываться воздушные пробки при заполнении и пуске.

2.14. Продольные сварные швы соседних обечаек цилиндрических элементов, а также швы сварных днищ не должны располагаться по одной оси. Смещение осей этих швов должно быть не менее 100 мм.

2.15. Расстояние от оси сварного стыкового шва до начала закругления штампованного днища должно составлять не менее 25 мм.

2.16. Продольные сварные швы в цилиндрических горизонтальных котлах и водоподогревателях должны располагаться вне пределов 140° нижней их части, а кольцевые (поперечные) сварные швы - вне опор.

2.17. При использовании в котле тепла газов, отходящих от котлов-утилизаторов (печи и других агрегатов), его надлежит оборудовать запорным устройством, обеспечивающим возможность отключения от газохода, и обводным устройством для пропуска газа помимо котлов.

Указанные устройства могут не устанавливаться, если предусмотрено прекращение работы агрегата, подающего газ, при останове котла.

Газоходы, через которые подаются отходящие газы, должны иметь взрывные клапаны с отводами, предназначенными для удаления газов в места, безопасные для обслуживающего персонала, при их срабатывании.

2.18. При сжигании жидкого топлива под форсунками должны устанавливаться поддоны с песком для предотвращения попадания топлива на пол котельной.


3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ, МОНТАЖ И РЕМОНТ

3.1. Изготовление, монтаж и ремонт котлов и водоподогревателей и их элементов должны производиться предприятиями или организациями, располагающими техническими средствами, необходимыми для качественного выполнения работ.

3.2. Технические условия на изготовление котлов и водоподогревателей должны быть согласованы со специализированной организацией* и утверждены в установленном порядке.

* Перечень специализированных (головных) организаций в приложении 2.

3.3. При изготовлении, монтаже и ремонте стальных водогрейных и паровых котлов и водоподогревателей, на которые распространяются настоящие Правила, допускается применение всех промышленных видов сварки, обеспечивающих необходимое качество сварных соединений.

Читайте также: