Котлом клокоча и клубясь средства выразительности

Обновлено: 17.05.2024

Какие художественные средства использовал Пушкин для описания Петербурга в произведение медный всадник?

Для описания Петербурга А.С. Пушкин использует следующие художественные средства:

1. эпитеты ("неведомые воды", державное теченье", "задумчивые ночи", "прозрачный сумрак", "блеск безлунный", "золотые небеса", "пенистый бокал", "синий лёд");

2. метафоры ("юный град, полнощных стран краса и диво", "рыболов, печальный пасынок природы");

3. сравнения (Москва сравнивается с "порфироносной вдовой", а Петербург с "новой царицей", "девичьи лица ярче роз", "взломав свой синий лёд Нева к морям его несёт и , чуя вешни дни, ликует", "стой неколебимо, как Россия");

4. олицетворения ("град вознёсся", "громады теснятся", "корабли стремятся", "спящие громады", одна заря сметить другую спешит");

5. метонимию ("в гранит оделася Нева", береговой её гранит", "корабли толпой к богатым пристаням стремятся", "люблю лоскутья сих знамен победных");

6. обращения ("люблю тебя, Петра творенье", "люблю, военная столица", "красуйся, град Петров").

Помогите найти средства художественной выразительности в поэме Медный Всадник (во вступлении) Спасибо.

Нева.. .Этот образ создаётся Пушкиным путём
многочисленных и разнообразных сравнений -
с мечущимся в постели больным,
с грабителем-злодеем, с уставшим в битве конём.

. Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, *как зверь*, остервенясь,
На город кинулась.

Другое сравнение. В несобственно-прямой речи Евгения,
потрясенного гибелью Параши, звучат слова:
. Иль вся наша
И жизнь ничто, *как сон пустой*,
Насмешка неба над землей?

Метафора:
*О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Существительное "бездна" - двойная метафора.

* К утру Нева отступает, и первый луч солнца ".
не нашел уже следов беды вчерашней;
багряницей * Уже прикрыто было зло"
* "над самой бездной",
*в Европу прорубить окно
* благородная простота,
*Все флаги в гости будут к нам
*не пуская тьму ночную на золотые небеса;
*сиянье шапок этих медный;
*красуйся, град Петров;
*юный град… вознесся пышно, горделиво…

Метафоричны и эпитеты:
*уздой железной* Россию поднял на дыбы
-кумир на бронзовом коне,
-мощный властелин судьбы,
-державец полумира,
-горделивый истукан.
Эпитеты;
торжественный, возвышенный, прекрасный,
величественный (Петербург)

Олицетворения:
взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и,
чуя вешни дни, ликует.

Метонимия:
сюда по новым им волнам все флаги в гости будут
к нам и запируем на просторе…

Анафора:
*Люблю* тебя, Петра творенье;
*люблю* твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье… ;
*люблю* зимы твоей жестокой
недвижный воздух и мороз… ;
*люблю* воинственную живость потешных
Марсовых полей… ;
* люблю*, военная столица, твоей твердыни
дым и гром…

описывая город почти все эпитеты парные,
взаимно уравновешивающие друг друга:
"громады стройные", "строгий, стройный вид",
"узор чугунный","юный град",
стран краса и диво,
к богатым пристаням
прозрачный сумрак, блеск безлунный.
громады пустынных улиц "ясны",
"светла" игла крепости.

Помогите найти средства художественной выразительности в поэме Медный Всадник.

Нева.. .Этот образ создаётся Пушкиным путём
многочисленных и разнообразных сравнений -
с мечущимся в постели больным,
с грабителем-злодеем, с уставшим в битве конём.

. Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, *как зверь*, остервенясь,
На город кинулась.

Другое сравнение. В несобственно-прямой речи Евгения,
потрясенного гибелью Параши, звучат слова:
. Иль вся наша
И жизнь ничто, *как сон пустой*,
Насмешка неба над землей?

Метафора:
*О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Существительное "бездна" - двойная метафора.

* К утру Нева отступает, и первый луч солнца ".
не нашел уже следов беды вчерашней;
багряницей * Уже прикрыто было зло"
* "над самой бездной",
*в Европу прорубить окно
* благородная простота,
*Все флаги в гости будут к нам
*не пуская тьму ночную на золотые небеса;
*сиянье шапок этих медный;
*красуйся, град Петров;
*юный град… вознесся пышно, горделиво…

Метафоричны и эпитеты:
*уздой железной* Россию поднял на дыбы
-кумир на бронзовом коне,
-мощный властелин судьбы,
-державец полумира,
-горделивый истукан.
Эпитеты;
торжественный, возвышенный, прекрасный,
величественный (Петербург)

Олицетворения:
взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и,
чуя вешни дни, ликует.

Метонимия:
сюда по новым им волнам все флаги в гости будут
к нам и запируем на просторе…

Анафора:
*Люблю* тебя, Петра творенье;
*люблю* твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье… ;
*люблю* зимы твоей жестокой
недвижный воздух и мороз… ;
*люблю* воинственную живость потешных
Марсовых полей… ;
* люблю*, военная столица, твоей твердыни
дым и гром…

описывая город почти все эпитеты парные,
взаимно уравновешивающие друг друга:
"громады стройные", "строгий, стройный вид",
"узор чугунный","юный град",
стран краса и диво,
к богатым пристаням
прозрачный сумрак, блеск безлунный.
громады пустынных улиц "ясны",
"светла" игла крепости.

Изобразительно-выразительные средства языка
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Пальчева Светлана Сергеевна

Разработанную схему с терминологией, назначением и примерами изобразительно-выразительных языковых средств можно использовать при изучении темы в 11 классе или в ходе подготовки к итоговой аттестации.

ВложениеРазмер
izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_yazyka.docx 52.36 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства языка

Троп*- оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, аллегория и др.).

1. Эпитет - художественное, образное определение, обычно выраженное прилагательным в переносном значении, которое характеризует предмет, подчеркивает его качества, свойства, создают определенный образ.

Постоянный эпитет - устойчивое определение, используемое в фольклоре.

В художественных текстах встречаются редкие ( индивидуально-авторские) эпитеты .

В их основе лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации .

«Отговорила роща золотая Березовым веселым языком » ( С.Есенин ); ветер - буйный, бродячий, резвый

( у Баратынского ); жемчужный иней; тёмная судьба, в еселый ветер, мертвая тишина, седая старина.

Серый волк, красна девица, добрый молодец, тридевятое царство, тридесятое государство

Мармеладное настроение (А. Чехов), картонная любовь (Н. Гоголь), цветастая радость (В. Шукшин), мокрогубый ветер (М. Шолохов), слезливое утро (А. Чехов).

1. Не каждое определение можно назвать эпитетом. Сравните: железная кровать и железный характер, сереб ряная ложка и серебряный ключ (в значении — родник).

2. Прилагательные голубой, серый, синий в сочетании со словом «небо» не могут быть названы эпитетами; таковыми служат прилагательные свинцовый, стальной, янтарный и т. п.

3. Так же роль эпитета играет наречие гордо в предложении Между тучами и морем гордо реет Буревестник. (М. Г.) или существительное воевода в предложении Мороз -воевода дозором обходит владенья свои (Н.).

2. Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или явлений. Ярким выразительным средством является сравнительный оборот.

В сравнении обычно выделяются три элемента : 1) то, что сравнивается, — предмет; 2) то, с чем что-то сравнивается, — образ; 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, — признак.

«Девушка черноволосая и нежная, как ночь » (М.Горький). Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная . (А.Чехов). «Умри, мой стих, как рядовой. ..» (В.Маяковский). Луна, как фонарь ; туман, словно молоко ; Глаза, как небо , голубые. Я жил, как деды , по старинке. Посмотрит - рублем одарит . А сама-то величава - Выступает будто пава . Как град посыпалась картечь. (А. Пушкин.)

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М. Лермонтов) Элементы этого сравнения: 1) предмет — воздух, 2) образ — поцелуй ребенка, 3) признак — свежесть, чистота, нежность.

Сравнения выражаются различными способами: 1) формой творительного падежа: Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горб.); 2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ленин и теперь живее всех живых. (М.); 3) оборотами с различными союзами: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Л,); Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Т.); 4) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т. п.): Ее любовь к сыну была подобна безумию (М. Г.).

3. Метафора - перенос значения одного понятия или явления на
другой по сходству. Другими словами, метафора – это скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений. Союзы как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются . Подобно сравнению, метафора может быть простой и развернутой.

Развернутая метафора - метафора, представленная каким-либо текстом (например, стихотворением) или его отрывком: «Парус» Лермонтова, «Телега жизни» Пушкина, «Порог» Тургенева, «Огоньки» Короленко.

Костёр рябины красной (рябина, как костёр); сыплет черёмуха снегом (черёмуха, как снег) (Есенин). Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья (П.) — слово весны метафорически употреблено в значении «юности». Золотая осень, лунный серп, багровый костер заката, крыло самолета . Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре) ; безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу); ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завесила) .

Метафора — одна из наиболее распространенных разновидностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах.

Используется в тексте для усиления выразительности речи, для создания оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев, точки зрения рассказчика и самого автора. С помощью метафоры создается образ - художественное представление о предмете, явлении.

4. Олицетворение - частный вид метафоры, перенесение свойств живых существ на неживые предметы и отвлеченные понятия.

Здесь даже камни плачут . Цветы мне говорят : «Прощай!» (С. Есенин.) Уж небо осенью дышало . (А. Пушкин.) Россия вспрянет ото cна . (А. Пушкин). Улыбнулись сонные березки . (С. Есенин.) Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (П.).

5. Овеществление - разновидность метафоры, представление лица в виде неживого предмета.

«Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей» (Н.Тихонов).

6. Гипербола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление.

Слезы текут ручьем. Не видел тебя целую вечность. Я видывал, как она косит: что взмах — то готова копна. (Н. Некрасов). Море по колено. В шар земной упираясь ногами, / / Солнца шар я держу на руках .

7. Литота - явление, противоположное гиперболе, преуменьшение.

Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. Я на минуточку («минуточка» может затянуться и на час). Крошки во рту не было; осиная талия.

8. Метонимия - употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Связь эта может быть:

1. между содержимым и содержащим.

2. между автором и его произведением.

3. между действием и орудием этого действия.

4. между предметом и материалом, из которого предмет сделан.

5. между местом и людьми, находящимися на этом месте.

6. между человеком и его какими-либо внешними признаками.

  1. Я три тарелки съел (Кр.); Съешь еще тарелочку.
  2. Белинского и Гоголя с базара понесет (Н.); Читая Белинского. Пушкина читали все.
  3. Их села и нивы за буйный набег обрек о н мечам и пожарам (П.); вел мечи на пир обильный (вел воинов).
  4. Не то на серебре,— на золоте едал (Гр.);
  5. Все поле охнуло (П.). Весь город говорил об этом . Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева.
  1. Скоро ли обед?- спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке.

9. Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения одного слова на другое по признаку количественных отношений:

1. часть вместо целого,

2. целое вместо части,

3. ед.ч. вместо мн.ч.,

4. мн.ч. вместо ед.ч.,

5. родовое название вместо видового,

6. видовое название вместо родового.

1) — Имеете ли вы в чем-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства (Герц.); «Белеет парус одинокий. ».

2) «Его зарыли в шар земной , А был он лишь солдат». Начальство осталось довольно (вместо начальник).

3) Все спит — и человек, и зверь , и птица (Г.); «. и раб судьбу благословил»; «Отсель грозить мы будем шведу …» (П.);

4) Мы все глядим в Наполеоны (П.);

5) — Ну что ж, садись, светило (М.);

6) Пуще всего береги копейку (Г.).

10. Оксюморон (оксиморон) - сочетание слов, противоположных по смыслу; соединение несовместимых понятий.

И невозможное возможно , дорога долгая легка. (А. Блок). Из ненавидящей любви , из преступлений, исступлений — возникнет праведная Русь. (М. Волошин). Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. ( М. Лермонтов ); живой труп , горячий снег , грустная радость , сладкая горечь воспоминаний.

11. Перифраза (или перифраз) — оборот речи, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков и характерных свойств.

Автор «Героя нашего времени» (вместо М. Ю. Лермонтов), царь зверей (вместо лев). Легкая атлетика - королева спорта. Хлопок - белое золото. Северная Венеция вместо Петербург. Мать городов русских вместо Киев . Черное золото вместо нефть и т. д. У Пушкина: 1.Погасло дневное светило.2. Театра злой законодатель, Непостоянный обожатель Очаровательных актрис, Почетный гражданин кулис, Онегин полетел к театру.

Используется для украшения речи, для устранения повтора, для указания на характерные признаки того, что заменено.

12. Аллегория (иносказание) изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.

Например, хитрость воплощается в образе лисы, неуклюжесть - медведя, трусость - зайца, жадность — волка, коварство — змеи и т.д.

Часто целые произведения являются аллегориями: «Анчар» А. Пушкина, «Премудрый пескарь» М. Салтыкова-Щедрина, «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» М. Горького.

Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.

13. Ирония - скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному .

Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона ( Кр.). Забил снаряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга! / / Постой-ка, брат, мусью . «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» ( И. Крылов.)

Стилистическая фигура* (стилистический прием) - оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания (анафора, антитеза, инверсия, эпифора, эллипсис, риторический вопрос и др.).

1. Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, но имеющий особое эмоциональное значение.

Куда ты мчишься, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

(А. Пушкин) Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Г.); На кого не действует новизна? (А. Чехов) Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! (И. Тургенев.)

Риторический вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а только для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

2. Риторическое восклицание — восклицательное предложение, которое в тексте играет роль усиления эмоциональности и выразительности речи.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство.

Часто риторические фигуры (вопрос, восклицание, обращение) выступают вместе.

3. Риторическое обращение — высказывание, адресованное неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу.

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

(А. Пушкин). Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (П.); О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегу! (Н.) Знакомые тучи! Как вы живете? (М. Светлов.) Ах! уймись ты, буря!

Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Москва. Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А. Пушкин) Россия! Где она кончается? Найди конец, чтоб клином свет. Россия в сердце начинается, — а в нем конца и края нет.

Именительный представления является одной из риторических фигур речи и часто используется в публицистической и художественной речи.

5. Антитеза - стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов.

Они сойтись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. ( А.С.Пушкин «Евгений Онегин».)

Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем. ( М. Лермонтов .)

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, катушка Русь! ( Н. Некрасов .)

Антитеза помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы.

6. Инверсия - расположение членов предложения в особом обратном порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок. Используется, чтобы передать эмоциональность , взволнованность речи, выразительность высказывания.

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов.) (Обычный порядок: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря .) И долго милой Мариулы я имя нежное твердил. (А. Пушкин) ( И я долго твердил нежное имя милой Мариулы). Обеды задавал он отличные (Т.); С ужасом думала я: к чему все это ведет! (П.).

Не всякий обратный порядок слов является инверсией. Об инверсии можно говорить только тогда, когда ее использование связано со стилистическими задачами — повышением экспрессивности речи.

7. Парцелляция - особое членение предложения, неполные предложения ; расчленение фразы на части или даже на отдельные слова.

Он встал. Медленно. Без слов. С горькой усмешкой. И ушел.

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно.

Цель - придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения.

8. Ряды однородных членов.

Были это веселые, сильные и смелые люди. (М. Горький.) Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман. (А. Пушкин.)

Ничего не даётся само собой, без усилий и воли, без жертв и труда.

9. Рефрен (повтор) - стилистический прием; слово, группа слов, строка или несколько строк, повторяющиеся после каждой строфы стихотворения или куплета песни.

Соловей мой, соловей , / / Голосистый соловей !

Не верь, не верь поэту, дева!

Рано, рано осень .

Разновидности повторов: анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора).

Чаще используется в стихотворной речи.

10. Градация - расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей эмоционально-смысловой значимости.

1 . Не жалею, не зову, не плачу , / / Все пройдет, как с белых яблонь дым.

2. И снова начинал сеять дождь. сперва тихо, осторожно , потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотою.

3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Акс)

Благодаря градации создается нарастание (реже ослабление) производимого впечатления.

11. Анафора – единоначатие; повторение звуков, отдельных слов или оборотов речи в начале предложения.

Стихотворение К. Симонова «Жди меня».

Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством.

Не напрасно дули ветры, / Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления. Чаще встречается в стихотворной речи.

12. Эпифора - повторение звуков, отдельных слов или оборотов речи в конце предложения.

Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил тебе. Я всю жизнь любил тебя. Струится нетихнущий дождь , томительный дождь .

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? (Н. Гоголь)

Рифма - разновидность эпифоры.

13. Кольцо - разновидность повтора.

Мутно небо, ночь мутна.

14. Композиционный стык - разновидность повтора.

О весна без конца и без края , / / Без конца и без края мечта. (А. Блок.)

Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Необходимо отличать от лексического повтора.

15. Лексический повтор - сознательное употребление одного и того же слова с целью усилить значение образа, понятия, явления.

Все примеры рефренов:

Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.

НЕ ПУТАТЬ С РЕЧЕВОЙ ОШИБКОЙ - неоправданным повтором одного и того же слова и однокоренных слов в одном или рядом стоящих предложениях.

16. Эллипс (эллипсис) - пропуск какого-либо члена предложения, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.

Татьяна в лес; медведь за нею. (А. Пушкин.) Во всех окнах - любопытные, на крышах - мальчишки. (А. Толстой) Мужики — за топоры (А. Т.). Мы села — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (Жук.)

Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, повышает художественную выразительность.

17. Умолчание - это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном.

… Я хотел. быть может, вы. я думал, Что уж барону время умереть (П.); Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства. На них можно только указать — и пройти мимо (Т.).

18. Многосоюзие - намеренное использование повторяющихся союзов между членами предложения или между предложениями.

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А. Пушкин.)

По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (Купр.).В этих фразах присутствуют также ряды однородных членов.

Служит для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий, для усиления выразительности речи. Придает предложению плавность, замедляет фразу.

19. Бессоюзие - намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

Швед, русский - колет, рубит, режет (А. Пушкин.) М елькают мимо будки, бабы, II Мальчишки, лавки, фонари, II Дворцы, сады, монастыри. (П.).

Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, динамизм.

20. Синтаксический параллелизм - это одинаковое построение соседних предложений или отрезков речи.

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни. (В. Хлебников)- и анафора

Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Л.-К.).

Мать - это начало всех начал. Мать - это чудо земное. Мать - это слово святое.

И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы.

С его помощью автор стремится подчеркнуть, выделить высказанную мысль. Необходимо отличать от грамматической ошибки (бедность синтаксических конструкций, псевдопараллелизм).

21. Авторская пунктуация - это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Чаще всего используется тире.

«Рожденный ползать - летать не может» . (М.Горький). Автор подчеркивает противопоставление жизненным ценностям.

Любовь - главнее всех. Автор особо выделяет вторую часть предложения.

Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором.

22. Контекстуальные (контекстные) синонимы или антонимы - слова, становящиеся синонимами или антонимами только в контексте (внутри данного текста).

«Ломоносов - гений, любимое дитя природы». (В.Г.Белинский) – синонимы.

Ум и сердце, лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя. – антонимы.

Мы с удовольствием совершали прогулки по Москве . Поездки по столице оказались весьма познавательными.

В этом году в лесах урожай белых. Боровики попадаются буквально на каждом шагу. Белый и боровик - синонимы обычные. Мое внимание привлек какой-то колючий шар на окне. Это оказался довольно редкий кактус. (Колючий) шар и кактус не являются синонимами, но в данном случае это контекстуальные синонимы.

23. Стилистические синонимы - слова с одинаковым или
подобным лексическим значением, но отличающиеся по стилю речи.

Усмехнулся (нейтрал.) - хихикнул (разгов.)- засмеялся (нейтрал.) – заржал (простореч.).

24. Синтаксические синонимы - параллельные синтаксические
конструкции, имеющие разное построение предложений по
структуре, но совпадающие по своему смысловому значению.

Мы начали готовить уроки –

мы приступили к подготовке уроков - уроки, которые необходимо было выполнить, мы начали делать.

25. Индивидуально-авторские неологизмы - вновь придуманные автором слова или выражения.

«. как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других?» (А.Солженицын).

Позволяют благодаря новизне создавать художественные эффекты, выражать авторский взгляд на проблему.

Фонетические изобразительно-выразительные средства

Гибкость и выразительность русской фонетической системы восхищает многих. Один из самых сильных приемов - звукопись. Она достигается подбором слов близкого звучания, виртуозны сочетанием звуков, повторением одного и того же звука или сочетания звуков, употреблением слов, которые своим звучанием напоминают звуковые впечатления от изображаемого явления.

1. Аллитерация - повторение согласных звуков в слове, фразе.

По небу голубому проехал грохот грома. (С. Маршак.) Звонкий дрожащий упругий звук [р] связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона.

Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А. Пушкин.) Повтор слогов с в: ва, ва, ее дает ощущение широты, мощи стихии; сочетаний глухих согласных с сонорным л: тл, кл, кл - передает клокотание воды в разбушевавшейся реке.

Звукопись придает особую выразительность стиху.

2. Ассонанс - повторение согласных звуков в слове, фразе.

Настойчивое повторение звука [у] может усилить настроение легкой грусти, нежности: Люблю березу русскую, то светлую, то грустную. (А. Прокофьев.).

Ассонанс на а создает ощущение воздуха, парения, простора). Дыша духами и туманами она садится у окна. (А. Блок.)

Презентация: "Работа над изобразительно-выразительными средствами языка при изучении поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Презентация может быть использована при изучении поэмы "Медный всадник", чтобы проследить роль выразительных средств в раскрытии идейного содержания поэмы, ее основных образов и авторской позиции. А также для повторения изобразительно-выразительных средств языка при подготовке к ЕГЭ.

ВложениеРазмер
mednyy_vsadnik.pptx 2.26 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Работа над изобразительно-выразительными средствами при изучении поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» Подготовила учитель русского языка и литературы Ленинской СОШ № 2 им. А.В.Чихирева Марканичева Е.В.

Словесный художественный образ

А.С. Пушкин даёт собственное жанровое определение своему произведению: «петербургская повесть». Здесь важны оба слова: автор подчёркивает роль Петербурга в поэме и одновременно обращает внимание читателей на то, что он собирается вести эпическое повествование. Правда, начнётся оно лишь в самой поэме, после Вступления, о чём поэт упоминает в VI части.

Изучаемые темы Работа над выразительными средствами Образ Петербурга в поэме Повторение терминов. Выявление образных средств языка в рассказе о «граде Петровом» во Вступлении. Проблема народного бунта в поэме Роль сравнений в создании образа наводнения Проблема власти и народа. Образ Медного всадника. Отношение автора к Петру Первому. Роль тропов в создании образа Петра I. Перифраза. Эпитет. Звукопись.

ЭПИТЕТ СРАВНЕНИЕ МЕТАФОРА АЛЛИТЕРАЦИЯ МЕТОНИМИЯ АНАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ПАРАФРАЗА (ПЕРИФРАЗА) 1 - форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений. 2 - повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. 3 - Употребление названия одного предмета вместо названия другого не основании внешней или внутренней связи между ними. 4 - художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления. 5 – употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений. 6 – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию приписываются качества или действия, свойственные человеку. 7 – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 8 – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале стиха, строфы, прозаического отрывка.

Ответы ЭПИТЕТ СРАВНЕНИЕ МЕТАФОРА АЛЛИТЕРАЦИЯ МЕТОНИМИЯ АНАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ПАРАФРАЗА (ПЕРИФРАЗА) 4 1 5 2 3 8 6 7

1 группа. Провести исследование фрагмента «Люблю тебя, Петра творенье…», выписать тропы, создающие образ города, сделать вывод. Исследовать – изучить проблему через анализ текста. 2 группа. Анализируя Вступление, составить цветовую гамму отрывка. 3 группа. Сравнить описание Петербурга во Вступлении и изображением петербургской жизни в главной части поэмы. Как меняется настроение, звучание стиха, цветовая гамма?

Тропы, создающие образ города Эпитеты: «воинственную живость»; «строгий, стройный вид»; «прозрачный сумрак, блеск безлунный»; «однообразную красивость…». Они неожиданные и рождают еще одно выразительное средство – оксюморон. ( Оксюморон - соединение понятий, противоречащих друг другу). Анафора: «Люблю тебя, Петра творенье; люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье…»; «люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз…»; «люблю воинственную живость потешных Марсовых полей…»; «люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром…». Звучит как рефрен, усиливая чувство лирического героя.

Метафоры: «не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса» (поэтическая картина белых ночей); «сиянье шапок этих медных», «юный град…вознесся пышно, горделиво…» Метонимия: «сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе», «говор балов», шипенье бокалов»

Олицетворения: «взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и, чуя вешни дни, ликует»… Одушевляют Петербург, делают его живым: «задумчивых ночей», «спящие громады» Парафраз или перифраза : «Петра творенье», «военная столица» Звукопись (аллитерация ): шум, говор, шипенье. Помогают услышать сцену застолья друзей в любимом городе.

Вывод Пушкин создает город как прекрасное творение гения, «Петра творенье». Город, в котором мирно уживаются сумрак и свет, строгость и яркость, неподвижность и стремительное движение. Автор выразил свою восторженную любовь к Петербургу.

Цветовая гамма отрывка «темно-зеленые сады», «золотые небеса», «девичьи лица ярче роз», «пунша пламень голубой», «сиянье шапок медных», «синий лед».

Петербург в главной части поэмы «Над омрачённым Петроградом дышал ноябрь осенним хладом” “ Нева металась”, “Нева всю ночь рвалася к морю против бури” «ужасная пора», «ужасный день» «ночная мгла», «бледные тучи», «в темной вышине», «окрестная мгла», «бледная луна».

Два лика Петербурга

Роль сравнений в создании образа наводнения Примеры сравнений в тексте Анализ отрывка. Роль сравнения 1. Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной . Сравнение с больным человеком указывает на то, что стихия находится пока на первой стадии своего развития: она еще в рамках ( постель ). Использование здесь олицетворения и эпитета беспокойной усиливает впечатление, возникает предчувствие беды. Автор придаёт реке свойства живого существа.

2. Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь , На город кинулась. В этом отрывке мы видим два сравнения, как бы два этапа эпизода: река готова вырваться из берегов, ее сдерживающих, второй сопоставляет ее с остервенившимся зверем, атакующим свою добычу. Сравнения подчёркивают характер наводнения на данный момент, его мощь. 3 . Осада! приступ! злые волны, Как воры , лезут в окна . Нева уже сопоставляется с вором, причём наглым и жадным. Оно подчеркивает главную черту стихии – ее направленность. Волна идёт прямо, не останавливаясь ни перед чем, смывая всё на своём пути, подчеркивается беспощадный характер наводнения.

4. … Словно горы, из возмущенной глубины вставали волны там и злились Подчёркивает глобальный размер стихии, что усиливается с помощью гиперболы (словно горы ), олицетворения (вставали волны там и злились ), эпитета (из возмущенной глубины). Наводнение достигло своего пика. Но вот, насытясь разрушеньем И наглым буйством утомясь , Нева обратно повлеклась, Своим любуясь возмущеньем И покидая с небреженьем Свою добычу. Так злодей, С свирепой шайкою своей В село ворвавшись, ломит, режет, Крушит и грабит; вопли, скрежет, Насилье, брань, тревога, вой. И, грабежом отягощенны , Боясь погони, утомленны, Спешат разбойники домой, Добычу на пути роняя. Развернутое сравнение. Целый текст, в котором подробно описаны последствия нападения шайки беспощадных разбойников на мирное село. В нашем случае – нападение стихии на город.

Образ Петра в поэме «Полтава» Тогда –то свыше вдохновенный , (эпитет) Раздался звучный глас Петра: (эпитет) «За дело, с Богом!»… …Его глаза сияют . (метафора) Лик его ужасен . Движенья быстры . (эпитет) Он прекрасен . (эпитет) Он весь как Божия гроза . (сравнение) … Далече грянуло ура: Полки увидели Петра. И он промчался пред полками, Могущ и радостен ( эпитеты), как бой . (сравнение) Он поле пожирал очами . (метафора) . Ужасен – прекрасен – оксюморон Выразительные средства решают задачу прославить Петра как великого полководца, олицетворение величия и славы.

Образ Петра в поэме «Медный всадник» «стоял он дум великих полн…» «и думал он: отсель грозить мы будем шведу…» «строитель чудотворный» « державец полумира » «кумир на бронзовом коне» «горделивый истукан» «грозный царь» Произошло некое переосмысление темы Петра Первого в сознании поэта. В поэме Петр представлен так же противоречиво, как и созданный им Петербург.

…Он узнал И место, где потоп играл,… И львов, и площадь, и того, Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой Того, чьей волей роковой Под морем город основался… Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы - почему в поэме часто встречается эпитет «ужасный»: « ужасный день», «ужасная пора», «ужасен он в окрестной мгле»? - какое значение имеет эпитет «роковой» (по отношению к воле Петра)? - Почему всадник медный, узда железная? (Работа со словарем Даля. Слово железный, наряду со значением «стойкий», «твердый», имеет значение «немилосердный», «бездушный»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к.


Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена для учащихся 10 (11) классов об.


Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»

Урок рассчитан на 2 часа, состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч.


Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у.


Презентация к уроку изучения поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник" 10 класс

В презентации - материал для изучения проблемы конфликта человека и власти в поэме Пушкина "Медный всадник".

Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"

Статья содержит методические рекомендации к работе над выразительными средствами языка при изучении поэмы "Медный всадник". В частности, таких тем: "Образ Петербурга в поэме", "Проблема народного.


презентация: "Работа с текстом на уроках английского языка"

Выписать из "Медного всадника " все образы (метафоры ,сравнения ,эпитеты ) которым Пушкин наделяет Неву .ОЧЕНЬ СРОЧНООО ,ПЛЕЕЗ "На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,1
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

51lena

Эпитеты: пустынных волн; мшистым, топким берегам; надменному соседу; юный град; полнощных стран;
Метафоры: широко река неслася, . в Европу прорубить окно; град . вознесся пышно, горделиво; мосты повисли над водами; громады стройные теснятся
Олицетворения: лес . шумел; в тумане спрятанного солнца; в гранит оделася Нева
Синекдоха: Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца. ; Отсель грозить мы будем шведу; ногою твердой стать при море; все флаги будут в гости к нам
Гипербола: финский рыболов . один . бросал в неведомые воды свой ветхий невод
Сравнение: . финский рыболов, печальный пасынок природы; И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.
Гипербола: корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся.

Новые вопросы в Литература

зробіть сенкан до слова "Веди" будь-ласочка​

3. Знайдіть у «Гімні Агні» основні характеристики бога вогню. Як ви їх розумієте? Знайдіть у зверненні до Агні підтвердження того, що його вважали ве … рховним земним божеством.​

Какое словочетание Можно понять и в прямом ,и в переносном смысле

Сенкан на тему біблія​

⚠️отношение автора к Всеволоду "слово о полку Игоре"⚠️​

вопросы к книге "время всегда хорошее" Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский. Минимум 10 вопросов​

ПРОШУ ПОМОГИТЕ Дайте полные письменные ответы на все вопросы: 1. Как можно объяснить смысл выражения "Уж небо осенью дышало. "? 2. С чем сравнивается … речка в отрывке из романа "Евгений Онегин" "Опрятней модного паркета…"? 3. С какой интонацией стоит читать последние шесть строк стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро", почему? 4. Какие средства художественной выразительности использовал А.С. Пушкин в начале (первые 8 строк) стихотворения "Зимний вечер"? *Запишите название всех средств художественной выразительности, которые встречаются в первых 8 строках и выпишите по два примера на каждое средство. 5. Сравните стихотворения "Зимнее утро" и "Зимний вечер" А. С. Пушкина: одинаковы ли они по настроению? Свой ответ аргументируйте. *Полный ответ – это ответ, который повторяет все элементы вопроса и даёт всю запрашиваемую в вопросе информацию. Аргументировать – обосновывать свою позицию при помощи тех или иных аргументов. Аргумент – причина, доказательство, убеждение, довод. В качестве аргумента могут выступать цитаты из текста. Помните, что цитаты (слова, взятые из текста) записываются в кавычках.

события. Миф о Дедале и Икаре 1. Выделите основные события в мифе, озаглавьте их цитатами из текста. 2. Подготовьте краткий пересказ по плану.​

"Маруся Чурай" информативне гроно​

Сформулюйте просвітницьку програму Дж. Свіфта за романом «Мандри Лемюеля Гуллівера» (5-6 тез).Що автор критикує ,і що утверджує​

Помогите выписать все тропы из поэмы медный всадник

Milk0610

Присмотримся, однако, к сравнению, выразительному в своем лаконизме и внешней простоте:

. Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь, остервенясь,

На город кинулась.
Другое сравнение. В несобственно-прямой речи Евгения, потрясенного гибелью Параши, звучат слова:

И жизнь ничто, как сон пустой,

Насмешка неба над землей?
В отличие от сравнения, метафора обладает семантической двуплановостью. Поэтическая речь Пушкина глубоко метафорична, ее ассоциативные связи сложно и, вероятно, невозможно передать адекватно. Тем более интересно посмотреть, как переводчики справились со знаменитым фрагментом:

Читайте также: