Инструкция по эксплуатации термомаслянного котла

Обновлено: 19.05.2024

Инструкция по эксплуатации мазутно-универсального котла Эком

Приступать к установке котла и в дальнейшем к эксплуатации только после внимательного ознакомления с настоящим руководством по эксплуатации

1. Общие указания
Котел водогрейный стальной "ЭКОМ" предназначен для отопления жилых и производственных помещений.
Топка котла приспособлена для сжигания жидкого топлива разного вида: легкого (печное бытовое и дизельное автотракторное) и тяжелого (тяжелое маторное и флотский топочный мазут, в том числе и отработанные масла всех типов, а так же их смеси.
На отработанных маслах котел может работать без обслуживания до 12 часов.*
Для эксплуатации котел устанавливается в закрытых помещениях с естественной или принудительной вентиляцией, где колебания температуры и влажности воздуха значительно ниже, чем на открытом воздухе.

*Примечание: Время работы котла без обслуживания зависит от качества топлива, а точнее от количества несгораемых присадок, растворенных в маслах, которые зашлаковывают испаритель. Обслуживание заключается в периодическом удалении шлака. Дизельное топливо, мазуты различных видов, веретенные масла шлака не образуют.

2. Меры безопасности
― Котел является источником повышенной опасности. Его установка должна производиться в отдельном (от обогреваемого) помещении, с принудительной вентиляцией и системой пожаротушения.
― При условии выполнения всех требований к установке и эксплуатации котла, обеспечивающих предотвращение нанесения вреда имуществу потребителя, а так же безопасность жизни и здоровья потребителя.
― Во избежание пожаров, котел не допускается устанавливать на сгораемые детали помещений. Под котлом и перед его фронтом необходима прокладка стальных листов по асбестовому картону.

3. Запрещается:
― Производить монтаж котла и системы отопления с отступлениями от настоящего Руководства.
― Устанавливать запорные устройства на подающей линии до предохранительного клапана и на патрубке, соединяющем систему отопления с расширительным баком. А также на переливной линии, кроме ввода в радиаторы.
― Установка котла
― Эксплуатация котла при неполном заполнении системы отопления водой.
― Подводить к расширительному баку трубопровод диаметром менее 3/4 дюйма, а также использовать расширительный бак, не соответствующий проекту на систему отопления, выполненному специализированной организацией.
― Превышение давления воды свыше 0,3 МПа (3 кг/кв.см или высота 30м). Данное требование необходимо учитывать при установке циркуляционных насосов в системе отопления.

4. Устройство и принцип работы
Основные показатели приведены в таб.2

Котел состоит из:
― Камеры сгорания, оборудованной воздуховодом с вихревыми трубками для сжигания жидкого топлива.
― Центробежного нагнетателя, закрепленного на кронштейне.
― Испарителя в днище котла, обеспечивающего температурный режим для крекинга.
― Водяной рубашки, предназначенной для снятия энергии теплоносителем с поверхности камеры сгорания. Рубашка имеет отводные патрубки с резьбой для соединения котла с системой отопления.
― Теплоизоляции, обеспечивающей минимальные теплопотери и низкую температуру боковых стенок котла.
― Декоративных панелей.
― Зольника для розжига котла и удаления шлака.
― Крышки топки, оборудованной лабиринтным сальником, Препятствующим проникновению холодного воздуха в камеру сгорания.
― Крышки камеры сгорания, служащей для визуального контроля процесса горения, и как взрывной клапан.
― Патрубка дымохода.
― Ящика для шлака.
― Регулируемых ножек для установки испарителя агрегата в строго горизонтальное положение.
― Кочерги, служащей для обслуживания котла.
― Дозатора топлива, который обеспечивает надлежащую подачу топлива в камеру сгорания согласно установленному режиму и состоит из:
― Корпуса с крышкой поплавковой камеры
― Гидрозатвора (сифона), блокирующего поступление газов из камеры сгорания в поплавковую
― Регулятора, предназначенного для изменения выходной мощности котла
― Вентиля, отсекающего подачу топлива в котел
― Сливного вентиля, служащего для удаления влаги
― Пробки для прочистки топливного канала (9)
― Запорного устройства, состоящего из поплавка, запорной иглы, уплотнительного кольца, установленного в жиклере, обеспечивающего дозированное поступление топлива в поплавковую камеру и предотвращающего его перелив
― Топливопровода, предназначенного для подачи топлива от расходного бака к котлу.
― Устройства предохранительного клапана смонтированного на сгоне, укомплектованного: муфтой и контргайкой для присоединения к подающему патрубку водяной рубашки котла. Резьбовое соединение служит для подключения запорной арматуры. Предохранительный клапан предназначен для предотвращения повышения давления рабочей жидкости в системе и оборудован манометром для визуального контроля. Вентиль служит для проверки состояния предохранительного клапана, а так же для удаления воздуха из котла через перепускное отверстие.

6.Техническое обслуживание котла
― Перед началом растопки котла необходимо заполнить систему отопления водой, до появления ее из переливной трубки расширительного бака.
― Удалить воздух из системы.
― Открыть крышку зольника (12) и проверить наличие тяги в дымоходе с помощью полоски бумаги. Если тяга есть, то полоска будет притягиваться.
― Открыть отсекающий вентиль расходного бака и поплавковой камеры и дождаться, когда топливо начнет покрывать днище котла.
― Регулятором (4) настроить уровнь топлива в камере сгорания около 5-10 мм.
― Из небольшого обрезка х/б ткани (200мм х 50мм) устроить фитиль, пропитать его топливом. Один конец его должен находиться в слое топлива, а другой ― у выходного отверстия зольника (11), который необходимо поджечь.
― Дождаться, пока пламенем не обхватит всю поверхность топлива на испарителе (10). Для ускорения процесса растопки рекомендуется добавить (до растопки) непосредственно в камеру сгорания 100-150 мл ДТ или керосин. (Внимание: использование для розжига бензин или растворители категорически запрещено!)
― Включить нагнетатель (6)
― Плотно закрыть крышку зольника (12), чтобы прекратить поступление холодного воздуха в камеру сгорания (1).
― Выход на рабочий режим (при холодном пуске) 15-20 минут.
― Регулировка мощности* котла осуществляется регулятором уровня топлива (4)
― ПРИМЕЧАНИЕ: В некоторых моделях дополнительно и регулятором давления нагнетаемого воздуха.
― При использовании в качестве топлива отработанные ГСМ испаритель (10) необходимо очищать от несгораемого шлака. В зависимости от качества "отработки" обслуживание производится каждые 6-8 часов.
― Чистка поверхности испарителя (10) может осуществляться без остановки нагнетателя (6) котла. Для этого перекрыть подачу топлива в камеру сгорания отсекающим клапаном (5) поплавковой камеры.
― Дождаться, когда догорят остатки топлива. Визуально проконтролировать можно через верхнюю крышку камеры сгорания (15).
― Открыть крышку зольника (12) и кочергой удалить образовавшийся шлак с поверхности испарителя в ящик для шлака. (Во избежание дыма от шлака дождитесь полного прогорания остатков топлива.
― Подать отсекающим клапаном (5) топливо в камеру сгорания, поджечь его при помощи факела и плотно закрыть крышку топки.

7. Гарантийные обязательства
― Гарантийный срок эксплуатации котла 12 месяцев со дня продажи через торговую сеть. Срок службы котла 5-7 лет. Критерий предельного состояния изделия ― прогар поверхности нагрева.
― Претензии не принимаются, если неисправность котла возникла в результате небрежного обращения или несоблюдения правил эксплуатации, а так же при отсутствии гарантийного талона со штампом магазина и даты продажи.
― Гарантийное обслуживание производится производителем.
― Котел соответствует требованиям безопасности, установленным действующей нормативно-технической документацией.
ПРИМЕЧАНИЕ: В связи с постоянным совершенствованием конструкций котла могут быть незначительные отличия в рисунках или тексте.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ
Котел "ЭКОМ" соответствует ТУ 4931-001-73249753-2004 заводской номер _____________ изготовлен в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации водогрейных котлов и водонагревателей с температурой нагрева воды не выше 388 К (115 С) и признан годным к эксплуатации.

Термомасляная технология: абсолютная надежность

Паровые котлы давно служат верой и правдой многим предприятиям. Но надо признать, что пар в роли теплоносителя — дорогое удовольствие. Поэтому сохранять верность паровым котлам — далеко не всегда хорошее решение. Сегодня российский рынок успешно завоевывают термомасляные технологии, многие годы активно используемые за рубежом.

Использование термального масла, в отличие от пара, более экономично. Российские компании, к сожалению, с этой технологией знакомы поверхностно. Как правило, в России ее применяют только дочерние компании иностранных предприятий, которые за много лет использования оборудования на термомасле убедились в преимуществах использования масла в качестве теплоносителя.

В середине прошлого веке термомасляная технология была экономически невыгодна из-за низкого КПД печей для нагрева масла, что по затратам превосходило электрический нагрев. Сегодня используются современные котлы, работающие на газообразном или жидком топливе с КПД, достигающим 92 %. Термомасло (его еще называют высокотемпературным органическим теплоносителем — ВОТ) — это продукт глубокой переработки нефти с последующей дистилляцией.


Получившийся продукт имеет низкую температуру замерзания и достаточно высокий температурный предел. Специалисты рекомендуют обратить внимание на такие жидкие теплоносители, как синтетические масла. Синтетические материалы, которые называют «ароматическими углеводородами», состоят из соединений, основанных на бензоле. В составе синтетических масел — дифенил оксид/бифенил, дифенил этан, дибензил толуол и терфенил.

Разумеется, вода как теплоноситель всегда доступна и нетоксична. Но тогда в чем ее недостаток, и какой смысл переходить на термомасляные технологии? Если сравнивать масло и воду/пар, то можно обнаружить несколько явных и убедительных преимуществ «масляного выбора», о которых как раз и пойдет речь далее.

Преимущества масляных решений

1. Отсутствие коррозии в трубопроводах термомасляных систем. Пар абразивен, поэтому в большинстве паровых систем коррозия металла — больной вопрос. К тому же паровые системы «грешат» отложениями минералов на стенках трубопровода и скоплениями твердого осадка. В термомасляных котлах теплоноситель не замерзает. Дело в том, что паровые системы в холодном климате замерзают при снижении интенсивности эксплуатации термических установок, что иногда приводит к разрыву труб и другим термоповреждениям.

При использовании котельного оборудования на термомасле и подборе подходящего для конкретных условий жидкого теплоносителя пользователь может отключать котел при температуре ниже нуля без опасений.

2. Отсутствие высокого давления при высоких температурах и оптимальное температурное регулирование. Термома сло не образует избыточного давления при нагреве. Давление в системе обеспечивается принудительно с помощью центробежных насосов и составляет 4–10 бар. В промышленных процессах регулирования паровых систем важно следить за давлением, контролировать его.


Паровая система зависит от этой неустойчивости, диапазон точности в среднем составляет ± 5 °C. В случае необходимости при применении термомасляных технологий температура может регулироваться с точностью до ± 1 °C. Это обеспечивается с помощью дополнительного циркуляционного насоса и трехходовых клапанов, установленных в контуре потребителя тепла. Клапан регулирует температуру горячей жидкостью питающего трубопровода, а насос увеличивает циркуляцию масла и таким образом уменьшает перепад температуры на входе и выходе теплопотребляющего оборудования.

Если вдобавок к этому имеется быстрый турбулентный поток, пользователь в силах обеспечить и точность регулирования температуры, и температурную однородность.

3. Отсутствие водоподготовки. Термома сляной котельной не нужны дополнительные затраты на подготовку масла. При относительно низкой стоимости масла срок его службы достигает 10 лет. В паровых системах, чтобы защититься от коррозии, надо обрабатывать воду дорогими химикатами. Термомасляные системы этого не требуют. К тому же, сброс химикатов после обработки воды наносит большой вред окружающей среде. Системы с термическим теплоносителем не требуют постоянного антиэкологичного сброса. Диатермальное масло после использования может быть переработано или утилизировано.


4. Долгий срок службы. Из-за отсутствия агрессивных сред змеевик котла, трубопровод и оборудование, использующее энергию диатермального масла, не окисляются, что в сочетании с использованием газа как основного вида топлива практически гарантирует пожизненно бесперебойную работу котла.

4. Один котел — несколько потребителей тепла. Один термомасляный котел благодаря трехходовым клапанам и дополнительным циркуляционным насосам позволяет организовывать несколько контуров с разными температурами для разных производственных целей: например, греть воду и производить пар одновременно.

Что представляет собой термомасляный котел?

На рисунке показан котел серии TPC — это змеевиковая конструкция, которая состоит из нескольких параллельных змеевиков. Змеевики соединены во входном и выходном коллекторах. У котла три прохода горячих газов с инверсией пламени. Используется горелка двухблочного типа с разделением вентилятора и головки горелки (форсунки). Центробежный вентилятор находится внизу котла и нагнетает воздух для горения через пространство между оболочкой котла и проходом отходящих газов.

Как работает?

Циркулируя по змеевику с определенной скоростью, масло омывается горячими газами, которые имеют три прохода с инверсией в камере сгорания — благодаря разделению вентилятора с форсункой воздух для горения предварительно нагревается, проходя между проходом дымовых газов и оболочкой котла. Это увеличивает КПД установки и снимает внутренние термические напряжения.


На котле установлены термопары, которые контролируют температуру масла на входе/выходе котла и на выходе дымовых газов. Для защиты котла на входе и выходе масла устанавливается дифференциальный прессостат (фиксирует падения давления масла при недостаточной циркуляции в котле и выключает горелку).

Термомасляная котельная

Наиболее распространены котельные ВОТ с расширительным баком атмосферного типа. В таких системах используется минеральное масло с максимальной температурой нагрева до 300 °C. Основные элементы системы:

  • котлоагрегат — служит для нагрева теплоносителя;
  • циркуляционный насос — обеспечивает передачу тепла от котла непосредственно к потребителю;
  • дегазатор — служит для удаления пара и газа содержащегося в масле;
  • расширительный бак — служит для компенсации теплового расширения рабочей жидкости (масла), которое может достигать 20 % от объема масла в системе (устанавливается как минимум на 1 м выше системы трубопровода, причем иногда его ставят на крышу, также он обеспечивает подпор на дегазатор, чтобы выдавить газообразные фракции в расширительный бак, обычно бак сообщается с атмосферой с помощью вентиляционного патрубка);
  • бак для слива теплоносителя — обеспечивает хранение масла в случае профилактических или ремонтных работ;
  • шестеренчатый насос для заполнения системы.

Закрытая система

Когда речь идет о температурах больше 300 °C, следует применять синтетические масла и закрытую систему, чтобы избежать окисления масла. Закрытые системы также используются в случае, когда невозможно установить расширительный бак над системой из-за особенностей здания или при проектировании модульной котельной.


Как выбрать термомасляный котел?

Чтобы получить квалифицированную помощь в подборе термомасляного котла или создании проекта котельной «под ключ», эксперты рекомендуют проконсультироваться с людьми, знающими о котлах все. Нужно применять только те системы, которые идеальны для конкретной ситуации, и приобретать оборудование только там, где есть сервисная поддержка и техобслуживание.

Комбинированные термомасляные котельные установки

Котел термомаслянный Neutron, мощность котла – 2500 кВт

Термомасляные котельные установки, применяемые на судах, имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными паровыми установками.

В таких котлах с органическим теплоносителем, в отличие от паровых, внутри трубок движется не вода и пар, а нефтепродукт с высокой температурой вспышки - нагретое термомасло при температуре до 200°С и более, которое затем поступает к судовым потребителям теплоты, таким как подогреватели топлива и масла главного двигателя, сепараторы топлива и масла, в змеевики расходных топливных цистерн, подогреватели бытовой воды и на другие судовые нужды.

Система трубопроводов с таким органическим теплоносителем является герметичной, исключающей при нормальной эксплуатации вредные выбросы.

Органический теплоноситель не вызывает коррозии внутренних поверхностей труб, в которых он движется, не приводит к отложению накипи.

Отсутствие накипи и продуктов окисления практически исключает необходимость химических промывок и очисток, которые могут привести к загрязнению окружающей среды.

В зависимости от типа судов, мощности их энергетических установок конструкции термомасляных котельных установок могут быть различного типа, работающих с различными рабочими параметрами.

Так, котел марки АК-65012 GENA-SARHOSS THIVIS работает с давлением 0,65 МПа и температурой рабочей среды 170°С. Котельная установка фирмы Industricanlagen GmBH (Hamburg Ellerau) включает в себя вспомогательный котел вертикального типа с рабочим давлением 0,5 МПа и температурой рабочей среды 200°С, а также утилизационный котел марки АНЕ 08 V 30 с рабочим давлением 0,75 МПа при температуре рабочей среды 250°С.

Одним из ведущих производителей котлов с органическим теплоносителем является фирма Aalborg Industries А/S, производящая судовые мазутные и утилизационные котлы, теплоносителем в которых является нагретое термомасло. Эта фирма в настоящее время строит термомасляные котлы различной мощностью в интервале от 400 до 5000 кВт и поставляет их на новые суда различных стран мира.

Широкий спектр котельных термомасляных установок представлен в виде: — форсуночных термальных котлов MISSIONTMTFO, работающих с выходной мощностью 100 - 20 000 кВт при расчетном давлении 10/13 бар. Температура термальной жидкости 280 - 350°С. Конструктивно предусмотрено вертикальное и горизонтальное исполнения; — утилизационных термальных котлов MISSIONTMEX, работающих с выходной мощностью 100-5 000 кВт при расчетном давлении 10/13 бар. Температура термальной жидкости 300°С. Предусмотрен вариант с автоматическим отключением выпускных газов от нагревательных трубок.

Комплексное решение по обогреву потребителей включает в себя первичную паровую и вторичную термальную системы. Пар, вырабатываемый форсуночными котлами и утилизационными котлами главных и вспомогательных двигателей, посредством теплообменных установок, нагревает до необходимой температуры термальную жидкость.

В качестве теплоносителя может использоваться термальное масло для высокотемпературной системы обогрева грузовых танков либо водно-гликолиевая смесь для подогрева воды балластных танков.

В наиболее часто применяемых конструктивно развитых установках с жидкостными теплоносителями предусмотрена прокачка термомасла при помощи циркуляционного насоса через экономайзер, подогреватель от форсунки, промежуточный охладитель к потребителю (рис. 9.102). На выходе от потребителя жидкость попадает в трубу - деаэратор, подведенную к всасыванию циркуляционного насоса.

На расходной трубе после промежуточного охладителя установлен датчик температуры рабочей жидкости, который дает сигнал на регулятор температуры, поддерживающий температуру теплоносителя перед потребителем. Температура регулируется на панели регулятором температуры. В случае не обеспечения экономайзером необходимой температуры рабочей жидкости (при снижении нагрузки на главный двигатель) автоматически включается подогреватель с форсункой.

На трубе возврата теплоносителя также установлен датчик температуры, дающий сигнал на регулятор температуры. Значение температуры возврата можно считывать, регулятор будет продолжать поддерживать температуру на выходе. Регулятор управляет работой форсунки, которая является модулированной.

На выходе из подогревателя теплоносителя установлена дроссельная шайба. Дифференциальный датчик получает импульс давления жидкости до и перед шайбой. Он является датчиком потока и состоит из двух выключателей.

Система безопасности при падении значения потока теплоносителя ниже допустимого прекращает подогрев жидкости. При номинальном значении потока перепад давления 0,40 бар. Для предотвращения крекинг распада теплоносителя и повреждения подогревателя работающего от форсунки необходимо поддерживать минимально допустимый поток жидкости (с минимальным перепадом давления 0,22 бара).

В случае низкой температуры теплоносителя возникает высокая вязкость, что не позволяет обеспечить минимально допустимый проток жидкости через подогреватель с форсункой. В этих условиях второй контакт выключателя минимального потока байпасируется и временно замещается термостатом минимального потока (установленного в корпусе регулятора) - вместе с первым контактом выключателя минимального потока, отрегулированного на меньшее значение. Установочный перепад давления 0,05 бар. При сохранении минимального значения потока через отапливаемый подогреватель форсунка работает на минимальной нагрузке. Во всяком случае, должен быть обеспечен поток примерно с давлением 0,05 бар. Это необходимо, чтобы избежать распада теплоносителя и повреждения подогревателя.

Принципиальная схема утилизационного термомасляного котла

При достижении температуры 80°С (второй выключатель потока будет закрыт) установка будет находиться в автоматическом режиме, позволяя форсунке работать с полной нагрузкой.

Необходимо иметь в виду, что с увеличением перепада давления на шайбе увеличивается поток теплоносителя. Также шайба установлена на выходе из экономайзера, при понижении потока срабатывает сигнализация.

Для предупреждения крекинга теплоносителя в теплообменнике необходимо после отключения форсунки продолжать прокачивать теплоноситель через теплообменник в течение 10-15 минут.

Термомасляные стояночные и утилизационные котлы

На многих современных судах применяются стояночные и утилизационные котлы, в которых в качестве теплоносителя используется масло.

Конструкция таких котлов проще, чем паровых, в эксплуатации они надежны и безопасны и потому находят все более широкое применение на судах-теплоходах. Многие же механики, привыкшие к паровым котлам, имеют слабое представление о термомасляных котлах. Этот раздел хотя бы немного поможет механикам ознакомиться с термомасляными котлами.

В качестве примера рассмотрим принципиальную схему котельной установки , в которой стояночный и утилизационный котлы в качестве теплоносителя имеют масло марки Shell Thermia В. Эксплуатационная температура этого масла равна 250 °С, максимальная температура около 300 °С.

В качестве стояночного котла установлен котел марки «PWT», тип DWE 930—V-58, поверхность нагрева 45,6 м 2 , количество масла в котле 670 литров, давление масла в змеевиках 10 бар, температура масла 250 °С.

В качестве утилизационного котла установлен котел марки «PWT», тип AWE 850—V-58, поверхность нагрева 177 м 2 , количество масла в котле 2450 литров, давление масла в змеевиках 10 бар, температура масла 250 °С.

Принципиальная схема котельной установки приведена ниже. В схему входят следующие элементы:

  • 1. Стояночный котел.
  • 2. Утилизационный котел.
  • 3. Змеевики стояночного и утилизационного котлов.
  • 4. Труба выхлопных газов.
  • 5. Труба отходящих газов стояночного котла.
  • 6. Расходная топливная цистерна стояночного котла.
  • 7. Циркуляционные насосы — 2 шт., производительностью 58 м 3 /час, напор — 96 м.
  • 8. Цистерна для аварийного сброса масла, V=4 м 3 .
  • 9. Цистерна основного запаса масла, V=5 м 3 .
  • 10. Насос для пополнения системы маслом, производительность 4,5 л/мин, давление 4 бар.
  • 11. Подогреватели топлива, масла, воды.
  • 12. Расширительная цистерна масляной системы.
  • 13. Блок управления.
  • 14. Датчик максимального уровня масла в расширительной цистерне.
  • 15. Датчик минимального уровня масла в расширительной цистерне.
  • 16. Теплообменник для регулирования температуры масла в утиль-котле.
  • 17. Водяной затвор в стояночном и утилизационном котлах.
  • 18. Датчики утечки масла в стояночном и утилизационном котлах.
  • 19. Топливный насос стояночного котла, производительность 38,3 л/мин, давление 5 бар.
  • 20. Датчик потока масла в стояночном котле.
  • 21. Датчик потока масла в утиль-котле.
  • 22. Клапан аварийного сброса масла при пожаре.
  • 23, 24. Приемники сигналов от датчиков потока.
  • 25. Топочное устройство стояночного котла.
  • 26. Клапан выпуска воздуха из масляной системы.
  • 27. Датчики температуры.
  • 28. Индикатор уровня.
  • 29. Сигнал от системы пожарной сигнализации к блоку управления.

Котельная установка с термомасляными стояночным и утилизационным котлами работает следующим образом.

Змеевики в обоих котлах, во всех потребителях тепла, все трубы масляной системы постоянно заполнены маслом, что обеспечивается расширительной цистерной. Расширительная цистерна находится в фальш-трубе, выше утиль-котла. Уровень масла в ней контролируется визуально и датчиками максимального и минимального уровня. В случае утечки масла из системы расширительная цистерна пополняется насосом, который запускают и останавливают датчики уровня в расширительной цистерне.

При работе стояночного или утилизационного котла масло в системе циркулирует с помощью одного из циркуляционных насосов. Второй насос автоматически запускается при остановке первого, сигнал на запуск насос получает от датчиков расхода. Насос поддерживает давление масла в системе в пределах 9,6—10 бар.

Стояночный котел запускается и останавливается автоматически. Сигнал на запуск или остановку котла дают датчики температуры масла. Запускается котел при температуре масла 170 °С, останавливается при температуре 180 °С, предельная максимальная температура в эксплуатации 250 °С. Значения температуры запуска и остановки котла можно оперативно регулировать.

На стоянке форсунка котла работает приблизительно 50% стояночного времени зимой и приблизительно 30% летом. Время работы зависит от количества топлива в танках основного запаса. Топливо перед ТНВД греется постоянно до температуры 142 °С. На стоянке ГД постоянно на подогреве, температура охлаждающей воды поддерживается в пределах 78—80 °С. Котел может работать как на легком, так и на тяжелом топливе (с разными соплами форсунки).

На ходу утиль-котел работает постоянно, стояночный котел не работает. На малых нагрузках ГД, при недостатке тепла, стояночный котел иногда запускается. Температура масла при работе утиль-котла регулируется автоматическим клапаном подачи масла на теплообменный аппарат, работающий от системы охлаждения ГД. Количество охлаждающей воды на теплообменный аппарат также автоматически регулируется в зависимости от температуры масла.

Расход масла при подключении и отключении потребителей тепла (подогревателей) автоматически регулируется байпасирующим клапаном с электроприводом. Сигнал на клапан поступает от датчиков расхода.

Защиты стояночного котла и утиль-котла
  • Утечки масла при разрушении змеевиков. Сигнал подается датчиком уровня емкостного типа.
  • Уменьшение скорости движения масла в системе. Сигнал подается датчиками расхода.
  • Уменьшение или увеличение уровня масла в расширительной цистерне.
  • Остановка стояночного котла при достижении температуры масла установленного значения. Сигнал от датчика температуры масла.
  • Сброс масла с утиль-котла на маслоохладитель при достижении температуры масла установленного значения. Сигнал — от датчика температуры масла.
  • Сброс масла из расширительной цистерны при пожаре (аварийный сброс). Сигнал — от системы пожарной сигнализации.
  • Защита топочного устройства обычная — по обрыву факела, по низкому давлению топлива, по открытию дверцы топочного устройства.
Техническое обслуживание котлов и масляной системы

Техническое обслуживание термомасляных котлов, как и паровых котлов, — это комплекс мероприятий, выполняемых ежедневно на вахте, и мероприятий планово-периодических, объем и периодичность которых устанавливает заводская инструкция.

Во время вахты необходимо контролировать на стояночном котле:

  • работу циркуляционного насоса;
  • уровень масла в расширительной цистерне;
  • давление и температуру масла в системе;
  • отсутствие утечек масла;
  • работу топочного устройства котла;
  • уровень топлива в расходной цистерне топлива;
  • отсутствие утечек топлива, температуру его нагрева;
  • работу систем автоматики, АПС и защиты.

При работе утиль-котла необходимо контролировать то же самое, что и при работе стояночного котла, за исключением позиций, связанных с работой топочного устройства котла.

В сроки, установленные заводской инструкцией, производится промывка змеевика утиль-котла водой через распыливающие сопла внутри утиль-котла, ремонт обмуровки топки стояночного котла, чистка топливных фильтров, очистка сопла форсунки и прочие работы с топочным устройством, как и на паровом котле.

Масло из системы сдается на анализ один раз в год перед ежегодным освидетельствованием котлов классификационным обществом.

Подготовка и ежегодное освидетельствование термомасляных котлов классификационным обществом

Подготовка и ежегодное освидетельствование термомасляных котлов классификационным обществом

После устранения всех обнаруженных дефектов котлы и всю масляную систему можно предъявлять инспектору для внутреннего освидетельствования.

При положительном результате внутреннего освидетельствования стояночный котел, все системы автоматического управления, АПС и защиты должны быть проверены в действии. При положительных результатах проверки котел может быть предъявлен инспектору для освидетельствования его в работе.

Котлы на диатермическом масле фирмы UNICAL

Справочная литература по котлам на диатермическом масле.

По теме котлы на диатермическом масле использовалась литература:

Заводская инструкция по установке, эксплуатации и обслуживанию котлов на деатермическом масле UNICAL DIATHER.

Федеральные нормы и правила «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».

Котлы на диатермическом масле Unical.

Котлы на диатермическом масле или термомасляные котлы являются хорошей альтернативой паровым котлам и имеют некоторые преимущества перед ними. Термомасляные котлы позволяют получить высокую температуру для технологических процессов при невысоком давлении теплоносителя с достаточно простым управлением этой температурой. Таким образом за последние 10 лет производство и применение термомасляных котлов вышло на новый уровень, и сфера применения котлов на диатермическом масле сильно расширилась.

Высокотемпературные теплоносители – это нетоксичные нефтяные продукты, с достаточной термической стабильностью и предельно высокой температурой самовоспламенения. Котлы на диатермическом масле DIATHER производства UNICAL сегодня стали полноценной альтернативой паровым котлам.

Термомасло для масляных котлов бывает двух типов:

  • минеральное (органическое);
  • синтетическое (неорганическое).

Применение органических теплоносителей обеспечивает температуру рабочего процесса до 300-320ºС, а применение синтетических теплоносителей может обеспечить рабочую температуру 370-400 ºС, что соответствует давлению пара 90-100 кгс/см ² , но для достижения такой же температуры котел должен иметь пароперегреватель. Такой котлоагрегат будет иметь очень большую цену, большие габариты и несравненно более сложную конструкцию.

При подборе теплоносителя необходимо ориентироваться на рекомендуемые температурные диапазоны использования, чтобы они максимально соответствовали технологическим процессам производства. В этом случае теплоносители служат длительный срок, если их эксплуатировать при нормальных условиях и температурах не выше рекомендуемых для каждого теплоносителя. Однако на практике срок годности жидкости зависит от многих факторов: наличие/отсутствие перепадов температуры в системе, равномерности нагрева различных частей системы, отсутствие соприкосновения с воздухом в компенсаторе объема. В правильно сконструированной и работающей системе можно ожидать, что теплоноситель прослужит несколько лет.

Термомасляные котлы имеют достаточно простую конструкцию и состоят, как правило, из цилиндрического корпуса, передней двери в которой размещается горелка, задней крышке котла из которой выходит дымоход, цилиндрического змеевика в котором циркулирует теплоноситель.

Котлы на диатермическом масле могут иметь вертикальную и горизонтальную конструкцию, каждая из которых имеют свои преимущества и недостатки, и подбирается в каждом случае индивидуально для каждого проекта.

Основные преимущества термомасляного котла:

  • температурный диапазон от 50 °C до 410 °C
  • широкий спектр мощности для одного нагревателя;
  • обладает большой теплоемкостью и имеет высокий коэффициент теплоотдачи;
  • нет коррозии в отопительных системах, а также в ином оборудовании;
  • термомасло не нуждается в предварительной обработке как та же исходная вода в паровой котельной в химводоподготовке;
  • отсутствует необходимость в использовании котлов высокого давления;
  • термомасло, благодаря своей высокой точки кипения циркулирует в системе почти без давления;
  • термомасло является экологически чистым продуктом, весь технологический цикл является закрытым, поэтому отсутствуют выбросы в окружающую среду.
  • За длительное время производства котлов на диатермическом масле у компании Unical сформировался широкий круг клиентов как в России, так и по всему миру применявших термомасляные котлы DIATER в различных производственных процессах.

Техподдержка Unical.

Наша компания готова всесторонне оказать содействие предприятиям в решении всех вопросов, связанных с применением термомасляных котлов, а именно:

Провести предварительные расчеты по определению необходимого котельного оборудования, выполнить проектирование термомасляной котельной с котлами на диатермическом масле во всех необходимых разделах, провести поставку оборудования по согласованной спецификации к проекту.

Наша компания выполняет работы на всей линейке термомасляных котлов UNICAL DIATHER от 120 кВт до 5800 кВт и их вспомогательному оборудованию, а именно, циркуляционным насосам, баку запаса масла, компенсатору объема включая обвязку оборудования, приборов КИПиА, специфической запорной и регулирующей арматуре. Наше предприятие готово оказать консультации при проведении монтажных и пусконаладочных работ на установленном оборудовании. Кроме этого наша организация готова предложить проведение ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию на оборудовании UNICAL.

Термомасляный котел — как более экономичный вид оборудования в сравнении с паровым котлом

Термомасляный котел

За последние несколько лет в России наблюдается рост производства. Каждый год фиксируется от 1,5 до 4 % увеличения. Одним из наиболее динамичных направлений является обрабатывающая промышленность. При этом в ней большую долю занимают малые и средние предприятия легкой промышленности и аграрного сектора. На сегодня прирост новых предприятий составляет 63% по сравнению к 2014 году. Исходя из этой динамики на рынке котельного оборудования наблюдается внедрение нового вида котлов (термомасляные) и котельных. Это котлы, использующие вместо теплоносителя термомасло (ВОТ, Диатермическое масло). Если 10 лет назад мы о таком оборудовании что-то знали, но на практике применения оно не находило, то на сегодня, в силу роста высокотехнологичного производства, спрос на это оборудование и термомасляные котлы постоянно растет.

Откуда берутся предпосылки для его применения? Из двух важных факторов:

  • Технология изготовления того или иного вида продукта на производстве
  • Экономическая составляющая, которая напрямую вписывается в технологию изготовления. Рассмотрим оба фактора подробнее.

Технология изготовления того или иного вида продукта на производстве. Как пример кратко рассмотрим два вида технологии: изготовление искусственной кожи и изготовление древесного шпона (деревообработка).

Пример № 1. Изготовление искусственной кожи с использованием термомасляных котлов.

  • Мощность требуемой тепловой нагрузки 2 МВт
  • Температура теплоносителя 260 градусов Цельсия
  • Топливо — природный газ.

Схема котельной предполагает 2 котла на термомасле, группу насосов термомасла, состоящую из одного основного и одного резервного, группу насосов и ТО отопления, состоящую из одного основного насоса, одного резервного и теплообменника с контуром масло-вода, насоса подпитки системы термомасла, емкости запаса термомасла на 6 м3 и расширительного бака, рассчитанного по объему теплоносителя в системе (сейчас эта схема реализована). Контур термомасла от котлов и группы насосов реализован напрямую через коллектор к потребителю. У потребителя установлены сушильно-прессовочные камеры. Каждая камера имеет мощность примерно 250 кВт. Температура теплообменников воздуха камеры должна быть не менее 200 градусов, температура нагреваемого стола — 260 градусов Цельсия.

Преимущества схемы котельной с термомасляными котлами, следующие:

  1. Простота конструкции. Это понятная схема, в которой есть минимум запорной и регулирующей арматуры
  2. Высокая температура при малом давлении. Температура термомасла составляет 260 градусов Цельсия на выходе из котлов, давление в системе не более 3 кгс/см 2
  3. Небольшие габариты котельного зала (ничего лишнего: котлы на термомасле, насосы, автоматика, коллектор и 1 теплообменник на отопление. Емкость с маслом вынесена за котельную и находится в закопанном состоянии)
  4. Отсутствие ХВО (Химводоподготовки), что уменьшает ресурсные потери и накладные расходы при эксплуатации

Поддержание технологического процесса (высокая температура и низкое давление теплоносителя). В данной технологии есть небольшой нюанс — элементы нагрева подключены к трубопроводу с термомаслом посредством гибких соединений, так как являются подвижной частью конструкции.

К недостаткам котельной с котлами на термомасле можно отнести:

  1. Утилизационный сбор за термомасло каждые несколько лет (требуется замена)
  2. Единичные элементы арматуры являются дорогостоящими (но и из строя выходят очень редко)
  3. Емкость, установленная за пределами котельной «съедает» место на производственной площадке

Если бы заказчик выбрал паровое оборудование (паровые котлы) вместо термомасляного оборудования (термомасляные котлы), то столкнулся бы с рядом проблем при проектировании и экономической целесообразности данного объекта.

Проблемы:

  1. Температура теплоносителя 260 градусов на одной из веток. Пар с такой температурой — перегретый пар. Стоимость оборудования на 35-40% выше чем простого парового котла с температурой 187 град.
  2. Давление пара на такой температуре составляет 45 кгс/см 2 .
  3. Возврат конденсата. Потребовался бы точный расчет возврата конденсата и емкость приема, где конденсат (паро-конденсатная смесь) преобразовывался бы (остывал) до температуры 100 градусов и далее подавался опять в котел (или деаэратор)
  4. Дорогостоящая арматура и трубопроводы
  5. Наличие ХВО и Деаэратора для удаления очистки воды и удаления кислорода
  6. Увеличенные габариты размеров объекта теплоснабжения

Пример № 2. Изготовление древесного шпона.

Термомасляный котел BONO

Термомасляный котел BONO

В Примере № 2 рассмотрим установку по сушке (склеиванию) древесного шпона, где плита нагрева имеет змеевиковый тип теплообменника, который подразумевает различные теплоносители: пар, перегретая вода, термомасло. Второй контур имеет каллорифер для циркуляции теплоносителя и создания в камере сушки высокотемпературного воздушного теплового потока.

При расчете экономической составляющей заказчик столкнулся со всеми проблемами, описанными выше. Но основной перевес произошел при расчете экономики: первоначальные затраты и эксплуатационные затраты на паровую котельную. Стоимость термомаслянной котельной с монтажом, проектом и сдачей в надзорные органы была на 47% ниже чем паровой аналог. Эксплуатационные затраты оказались ниже на 6% в год при сроке гарантированной эксплуатации оборудования в 30 лет. Поэтому было принято решение укомплектовать котельную котлами на термомасле (ВОТ) от компании BONO ENERGIA, Италия.

Данные примеры являются объектами малой локальной генерации. Если мы захотели бы рассмотреть термомаслянную котельную (Котельную на деатермическом масле), например мощностью 30 или 50 МВт, то получили бы экономику в процентном выражении такую же, но ценовой порядок окупаемости или первоначальных затрат был бы другим.

Топливо для термомасляных котлов

Топливом для термомасляных котлов могут быть:

  • древесные отходы (опилки, стружка, щепа, кора)
  • древесные пеллеты
  • торф
  • дизельное топливо
  • дизельное масло
  • мазут
  • природный газ
  • бытовой газ
  • отходы растениеводства

Купить термомасляный котел

Компания ТМ-Инжиниринг осуществляет поставку, монтаж термомасляных котлов по всей России и ближнему зарубежью (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизстан, Азербайджан, Грузия, Армения, Монголия).

Оставить заявку и купить термомасляный котел можно на странице контакты или заполнив заявку.

Сервис термомаслянных котельных и сетей

Компания ТМ-Инжиниринг осуществляет весь комплекс сервисных работ котельного и другого вспомогательного оборудования, работающего на термомасле (ВОТ).

Сервис термомаслянных котельных и сетей

Сервис термомаслянных котельных и сетей

В сервисные работы входит:

Очистка системы термомасла (СЕТИ, КОТЕЛ) с помощью фильтрующей установки

Установка включает в себя перекачивающий насос, фильтр тонкой очистки до 15 мкм с подъемным механизмом, контрольное устройство загрязненности фильтра, блок автоматики с сигнализацией.

Очистка системы термомасла (СЕТИ, КОТЕЛ) с помощью установки дегазации NESS

Установка включает в себя фильтр очистки масла, сепаратор, дегазирующее устройство с регулировочными пневматическими клапанами, клапаны выпуска газа, блок автоматики

Заполнение расширительных емкостей азотом с помощью установки инертизации NESS

Включает в себя работы по контролю давления в расширительном баке (с азотной подушкой), наполнение системы азотом с помощью установки контроля давления NESS

Замена термомасла 1

Включает в себя работы по сливу старого теплоносителя, заполнением новым теплоносителем

Замена термомасла 2

Включает в себя работы по добавлению в систему ВОТ присадки на кратковременный период, сливу старого теплоносителя, заполнением новым теплоносителем

Опрессовка системы ВОТ

Включает в себя работы по опрессовке трубопроводов термомасла (с залитым теплоносителем) давлением до 40 кгс/см2

Добавление присадки для повышения температуры вспышки

Включает в себя работы по добавлению в систему ВОТ присадки (кол-во подбирается согласно объема системы)

Ремонтные работы оборудования ВОТ

Включают в себя газоопасные работы по замене арматуры ВОТ, ремонту или замене трубопроводов, замене насосного оборудования и расширительных емкостей, замене котлов ВОТ, ремонту автоматизированных систем управления

Наладочные работы газоиспользующего оборудования в котельной ВОТ

Включают в себя настройки горелочных устройств и другого газового оборудования, установленного в котельной ВОТ. Режимные карты, отчет об испытаниях

Все сервисные работы по котельным и сетям ВОТ могут комбинироваться в зависимости от регламента предприятия, поставленной задачи и комплекса проблем, которые могут возникнуть на объекте с ВОТ.

Читайте также: