Гост 30593 2015 автомобильные транспортные средства системы отопления вентиляции и кондиционирования

Обновлено: 19.05.2024

ГОСТ 30593-97 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

ГОСТ 30593-97 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

Купить сейчас

Доставка по РФ от 2 до 15 дней, подробнее

Самовывоз, г. Москва завтра, 21 сен. 2021 г. м. Савеловская, на карте

Стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской Федерации, и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы.

ГОСТ 30593-2015 Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

4.1.1 Каждое ТС оборудуют системами отопления и вентиляции обитаемого помещения.

Оборудование системой кондиционирования для ТС категории М класса III и рабочего места (кабины) водителя ТС категории М класса I является обязательным. Для остальных категорий ТС применение системы кондиционирования рекомендуемое.

Определение категорий - по [1].

ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ категорий N, N, М и М классов II и III дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, соответствующей 4.2.9. Для остальных ТС данное требование является факультативным.

4.1.2 Системы вентиляции, отопления и кондиционирования комплектуют устройствами для регулирования производительности, расхода воздуха и направления воздушных потоков из выходных отверстий, а также для управления распределением воздушных потоков между зонами рабочего места водителя (зона головы, зона ног, зона пояса).

Для ТС категорий М и N, оборудованных системой климат-контроля, перемещение органа управления, задающего температуру в обитаемом помещении, в смежные положения (если они дискретные) не должно вызывать изменения температуры в обитаемом помещении более чем на 3°С.

4.1.3 Конструкция управления системами вентиляции, отопления и кондиционирования при необходимости должна обеспечивать возможность их полного отключения. При этом допускается функционирование отдельных элементов указанных систем, работающих в автоматическом режиме от потока воздуха, связанного с движением ТС (например, выпускных клапанов кузова).

4.1.4 При наличии системы кондиционирования допускается не оборудовать ТС элементами системы вентиляции, выполнение функций которых обеспечивается системой кондиционирования.

4.1.5 Допускается конструктивное совмещение устройств, предназначенных для выполнения отдельных функций систем отопления, вентиляции и кондиционирования, в едином блоке или отдельных блоках.

4.2 Требования к системе отопления

4.2.1 Система отопления должна работать с притоком наружного воздуха или иметь возможность выбора такого режима работы. Расход наружного воздуха через систему отопления должен обеспечивать выполнение требований по 4.3.1.

4.2.2 Производительность системы отопления и эффективность теплозащитных свойств кузова должны быть достаточными, чтобы обеспечить в зависимости от исполнения ТС тепловые условия в обитаемом помещении в соответствии с приведенными в таблице 1.

4.2.3 Приведенные в таблице 1 тепловые условия должны быть обеспечены при температуре внешней среды минус 25°С (для ТС в исполнении У) и минус 50°С (для ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ) и достигаться при скорости (подвижности) воздуха в зоне головы и пояса водителя (экипажа) и пассажиров не более 0,6 м/с. Допускается повышение скоростей (подвижности) воздуха в указанных зонах до 1 м/с в течение первых 10 мин (для ТС в исполнении У) и 15 мин (для ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ) после начала движения.

В установившемся режиме движения температура воздуха в зоне ног водителя должна быть выше температуры воздуха в зоне головы водителя на (3-10)°С.

4.2.4 Конструкция системы отопления, а также кузова ТС должна исключать возможность проникновения в обитаемое помещение нерегулируемых потоков наружного воздуха, например через уплотнения кузова (окон, дверей, люков) и технологических отверстий, а также места сопряжения элементов конструкции.

Для ТС категории М класса I допускается наличие неплотностей в зонах шарниров и в зонах прилегания верхней и нижней кромок пассажирских дверей соответственно к кузову и полу (ступеньке) при условии, что потоки наружного воздуха, проникающие через указанные неплотности, не достигают зон дыхания пассажиров, располагающихся на сиденьях за соответствующими дверями.

Таблица 1 - Требования к параметрам тепловой среды в обитаемом помещении транспортного средства при работе системы отопления

Регламентируемая зона обитаемого помещения

Категория транспортного средства

М, М, классы А и II; специа-
лизированные пассажирские транспортные средства

ГОСТ 30593-97 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

Текст ГОСТ 30593-97 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

1 РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным центром Российской Федерации — Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. № 669

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 1997

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 1

4 Общие положения

5 Технические требования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

Motor vehicles. Heating, ventilation and air conditoning systems. Requirements for efficiency and safety

Дата введения 1997—07—01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее — АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской Федерации (РФ), и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения (далее — обитаемого помещения) в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы.

Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15150—69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 22895—77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования

ГОСТ 27815—88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции

ГОСТ Р 50992—96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования

ОСТ 37.001.413—86 ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя, расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические требования

3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1 вентиляция; Обеспечение воздухообмена в кабине, обитаемом помещении, АТС при температурах внешней среды выше 17 °С, а также удаление теплоизбытков и обеспечение подвижности воздуха.

3.1.2 отопление: Обеспечение регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС.

3.1.3 кондиционирование: Обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении, АТС до уровня или ниже температур внешней среды (при температурах внешней среды выше 17 °С).

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Установленные настоящим стандартом требования дифференцированы в зависимости от предназначения АТС для эксплуатации в соответствующем районе РФ (таблица 1).

Таблица 1— Климатическое районирование территории РФ

Обозначение района и климатического исполнения

Наименование климатического района

Климатический район с

Холодный климатический район

Географическое положение и границы климатических районов на территории РФ в соответствии с ГОСТ Р 50992.

5 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1 Все АТС должны бьггь оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины, обитаемого помещения.

АТС в исполнении ХЛ дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой охлаждения двигателя или отключающейся от нее.

При наличии в конструкции АТС системы кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции.

5.2 Система вентиляции

5.2.1 Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:

- не менее 30 и 3 /ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя);

- не менее 7 м 3 /ч — в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.

При температурах внешней среды выше 17 °С подаваемый в кабину, обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем на 2 °С относительно температуры внешней среды.

5.2.2 Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с,

5.2.3 Система вентиляции должна обеспечивать:

- подвижность воздуха в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя в 0,5—1,5 м/с;

- перепад между температурой наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 °С не должен превышать 3 °С.

5.3 Система отопления

5.3.1 Система отопления в зависимости от предназначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении:

- АТС в исполнении У — в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при температуре окружающей среды до минус 25 °С;

- АТС в исполнении УХЛ и ХЛ — в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно при температурах окружающей среды минус 40 *С и минус 50 °С.

Таблица 2— Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении У

ГОСТ 30593-2015 Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

Текст ГОСТ 30593-2015 Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

Автомобильные транспортные средства

СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Требования к эффективности и безопасности

Motor vehicles. Heating, ventilation and conditioning systems. Requirements for efficiency and safety

Дата введения 2017-04-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

5 ВЗАМЕН ГОСТ 30593-97

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее - ТС) категорий М, N и устанавливает требования к эффективности и безопасности систем отопления, вентиляции и кондиционирования кабины (рабочего места) водителя/экипажа, отделения для отдыха водителя/пассажирского помещения (далее - обитаемое помещение), а также условия и порядок выполнения работ по оценке соответствия ТС требованиям настоящего стандарта.
________________
Определение категорий - по [1]

Для специальных или специализированных ТС, в отношении которых действующими нормативными документами установлены иные требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования обитаемого помещения, требования настоящего стандарта применяются только в отношении рабочего места водителя.

Настоящий стандарт не распространяется на внедорожные большегрузные ТС.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 33557-2015 Автомобильные транспортные средства. Документальное оформление результатов испытаний на соответствие требованиям технических регламентов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 отопление: Регулируемое повышение и поддержание на заданном уровне температуры в обитаемом помещении ТС.

3.2 система отопления транспортного средства: Любое устройство или совокупность устройств, предназначенных для отопления обитаемого помещения.

3.3 вентиляция: Регулируемое обеспечение воздухообмена в обитаемом помещении ТС.

3.4 система вентиляции транспортного средства: Любое устройство или совокупность устройств, предназначенных для вентиляции обитаемого помещения ТС.

3.5 кондиционирование: Обеспечение регулируемого снижения температуры воздуха в обитаемом помещении ТС до температуры внешней среды и ниже и ее поддержание на заданном уровне при температурах внешней среды 17°С и выше.

3.6 система кондиционирования транспортного средства: Совокупность устройств, предназначенных для кондиционирования обитаемого помещения ТС.

3.7 климатическая установка: Узел (блок), в котором конструктивно совмещены устройства, предназначенные для нагрева и охлаждения воздуха, а также его принудительного перемещения.

3.8 климатическое исполнение транспортного средства (исполнение ТС): Классификация ТС в части воздействия климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150.

3.9 система нормализации микроклимата; СНК: Совокупность систем отопления, вентиляции и кондиционирования (при ее наличии в конструкции ТС).

3.10 система климат-контроля: СНК с устройствами для поддержания заданных тепловых условий в обитаемом помещении в автоматическом режиме.

3.11 зона головы (зона дыхания) водителя (пассажира): Пространство, расположенное в передней полусфере по отношению к лицу водителя (пассажира) на расстоянии до 150 мм от него.

3.12 установившаяся температура: Среднее значение температуры при ее изменении в течение 15 мин не более чем на ±2°С.

3.13 обитаемое помещение транспортного средства: Внутренняя часть ТС, используемая для размещения водителя (экипажа, лиц, сопровождающих груз и т.п.) и пассажиров.

4 Требования к эффективности и безопасности

4.1 Общие положения

4.1.1 Каждое ТС оборудуют системами отопления и вентиляции обитаемого помещения.

Оборудование системой кондиционирования для ТС категории М класса III и рабочего места (кабины) водителя ТС категории М класса I является обязательным. Для остальных категорий ТС применение системы кондиционирования рекомендуемое.
________________
Определение категорий - по [1].

ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ категорий N, N, М и М классов II и III дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, соответствующей 4.2.9. Для остальных ТС данное требование является факультативным.

4.1.2 Системы вентиляции, отопления и кондиционирования комплектуют устройствами для регулирования производительности, расхода воздуха и направления воздушных потоков из выходных отверстий, а также для управления распределением воздушных потоков между зонами рабочего места водителя (зона головы, зона ног, зона пояса).

Для ТС категорий М и N, оборудованных системой климат-контроля, перемещение органа управления, задающего температуру в обитаемом помещении, в смежные положения (если они дискретные) не должно вызывать изменения температуры в обитаемом помещении более чем на 3°С.

4.1.3 Конструкция управления системами вентиляции, отопления и кондиционирования при необходимости должна обеспечивать возможность их полного отключения. При этом допускается функционирование отдельных элементов указанных систем, работающих в автоматическом режиме от потока воздуха, связанного с движением ТС (например, выпускных клапанов кузова).

4.1.4 При наличии системы кондиционирования допускается не оборудовать ТС элементами системы вентиляции, выполнение функций которых обеспечивается системой кондиционирования.

4.1.5 Допускается конструктивное совмещение устройств, предназначенных для выполнения отдельных функций систем отопления, вентиляции и кондиционирования, в едином блоке или отдельных блоках.

4.2 Требования к системе отопления

4.2.1 Система отопления должна работать с притоком наружного воздуха или иметь возможность выбора такого режима работы. Расход наружного воздуха через систему отопления должен обеспечивать выполнение требований по 4.3.1.

4.2.2 Производительность системы отопления и эффективность теплозащитных свойств кузова должны быть достаточными, чтобы обеспечить в зависимости от исполнения ТС тепловые условия в обитаемом помещении в соответствии с приведенными в таблице 1.

4.2.3 Приведенные в таблице 1 тепловые условия должны быть обеспечены при температуре внешней среды минус 25°С (для ТС в исполнении У) и минус 50°С (для ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ) и достигаться при скорости (подвижности) воздуха в зоне головы и пояса водителя (экипажа) и пассажиров не более 0,6 м/с. Допускается повышение скоростей (подвижности) воздуха в указанных зонах до 1 м/с в течение первых 10 мин (для ТС в исполнении У) и 15 мин (для ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ) после начала движения.

В установившемся режиме движения температура воздуха в зоне ног водителя должна быть выше температуры воздуха в зоне головы водителя на (3-10)°С.

4.2.4 Конструкция системы отопления, а также кузова ТС должна исключать возможность проникновения в обитаемое помещение нерегулируемых потоков наружного воздуха, например через уплотнения кузова (окон, дверей, люков) и технологических отверстий, а также места сопряжения элементов конструкции.

Для ТС категории М класса I допускается наличие неплотностей в зонах шарниров и в зонах прилегания верхней и нижней кромок пассажирских дверей соответственно к кузову и полу (ступеньке) при условии, что потоки наружного воздуха, проникающие через указанные неплотности, не достигают зон дыхания пассажиров, располагающихся на сиденьях за соответствующими дверями.

Таблица 1 - Требования к параметрам тепловой среды в обитаемом помещении транспортного средства при работе системы отопления

Регламентируемая зона обитаемого помещения

Категория транспортного средства

М, М, классы А и II; специа-
лизированные пассажирские транспортные средства

М, М, классы В и III

Значения температур, °С, не ниже:

Зона ног водителя

Зона пояса водителя

Зона головы водителя

Время достижения температур с начала движения, мин

Значения установившихся температур, °С, не ниже:

Зона ног пассажира (члена экипажа)

на переднем ряду сидений

Зона пояса пассажира (члена экипажа)

15 (сидящий); 12 (стоящий)

для спального места (при наличии)

Зона головы сидящего пассажира (члена экипажа)

Требование не распространяется на места, оснащенные электроподогревом или эквивалентным по действию подогревом подушки сиденья.

Допускается снижение температуры до 12°С на сиденьях, расположенных непосредственно за входной дверью.

Допускается снижение температуры до 10°С (для ТС в исполнении У) и 8°С (для ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ) в зоне накопительной площадки ближе 1 м от входной двери.

Допускается снижение температуры до 18°С (для ТС в исполнении У) и 15°С (для ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ) на сиденьях, расположенных непосредственно за входной дверью.

Разброс между установившимися температурами воздуха в контрольных зонах (зоны ног, пояса и головы пассажира (члена экипажа)) салона не должен превышать 5°С. При этом не учитывают повышение температур в локальных зонах, прилегающих к внешним поверхностям отопителей и их воздуховодов, и в зонах, в которые непосредственно направлен поток нагретого воздуха.

4.2.5 Температура любой части системы отопления, с которой могут соприкоснуться водитель (экипаж) и пассажиры в эксплуатационных условиях движения, не должна превышать 70°С для металлических поверхностей и 80°С для поверхностей из других материалов или с неметаллическим покрытием.

4.2.6 Температура нагретого воздуха, подаваемого в обитаемое помещение, измеренная в центре выходного отверстия, не должна превышать 150°С.

4.2.7 ТС, в отношении которых подтверждено соответствие требованиям [2], а также ТС с системами отопления, использующими тепло охлаждающей жидкости двигателя (или жидкости аналогичного типа, если контур системы отопления не связан с контуром системы охлаждения двигателя), считаются соответствующими 4.2.5 и 4.2.6.

4.2.8 При отключенной системе отопления температура нагрева любого элемента или любого участка поверхности внутри обитаемого помещения из-за остаточного влияния теплоносителя или тепловыделений двигателя и других агрегатов и систем ТС не должна превышать 30°С.

4.2.9 Резервная (аварийная) система отопления ТС не должна быть связана с системой охлаждения двигателя или должна иметь возможность отключения от нее.

Конструкция резервной (аварийной) системы отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при наличии) не ниже 18°С на стоянке ТС при температуре внешней среды минус 50°С в течение не менее 8 ч без подзарядки аккумуляторных батарей и дозаправки топливом.

4.3 Требования к системе вентиляции

4.3.1 Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе и при работе в составе систем отопления в соответствии с 4.2.1 и система кондиционирования в соответствии с 4.4.1 и 4.4.2 должны обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в обитаемое помещение:

- не менее 30 м/ч из расчета на одного человека для ТС категорий М и N с числом мест (включая рабочее место водителя) до пяти включительно и дополнительно по 7 м/ч на каждого следующего пассажира;

- не менее 120 м/ч в зону рабочего места водителя (с учетом расхода на обдув остекления, если это предусмотрено конструкцией) и не менее 7 м/ч из расчета на одного человека для ТС категорий М и М (классов II и III);

- не менее 180 м/ч в зону рабочего места водителя (с учетом расхода на обдув остекления, если это предусмотрено конструкцией) и не менее 7 м/ч из расчета на одного человека для ТС категории М класса I.

4.3.2 Система вентиляции через 15 мин после начала движения должна обеспечивать снижение температуры воздуха внутри обитаемого помещения с начальной температуры, превышающей температуру внешней среды не менее чем в 1,5 раза, до температуры, °С, превышающей температуру внешней среды, не более чем на 3°С, при температуре внешней среды (30±3)°С и суммарной интенсивности солнечной радиации 1000 Вт/м.

4.3.3 Система вентиляции должна обеспечивать возможность поддержания скорости (подвижности) воздуха в зоне головы и пояса водителя (экипажа) и пассажиров в пределах (0,5-1,5) м/с.

4.3.4 При температурах внешней среды выше 17°С подаваемый (нагнетаемый) в кабину и обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем на 3°С относительно температуры внешней среды.

Указанное требование не применяют, если рабочее место водителя оборудовано системой кондиционирования или индивидуальным вентилятором, а требования по 4.3.2 выполняют средствами естественной вентиляции при соблюдении требований по 4.2.8.

4.4 Требования к системе кондиционирования (при наличии)

4.4.1 Система кондиционирования должна работать с притоком наружного воздуха или иметь возможность выбора такого режима работы. Расход наружного воздуха через систему кондиционирования должен обеспечивать выполнение требований в соответствии с 4.3.1.

4.4.2 Конструкция системы кондиционирования должна обеспечивать возможность регулирования производительности и направлений воздушных потоков. Общее включение/выключение системы кондиционирования осуществляют с рабочего места водителя.

Конструкция выходных отверстий системы кондиционирования пассажирского помещения должна обеспечивать подвод охлажденного воздуха в зоны, свободные от пассажиров (экипажа) в обычных условиях эксплуатации (верхняя зона салона, проходы, площадки перед дверями и т.п.). Для ТС категорий М, N, М и М классов А, I и II, и специализированных пассажирских ТС это требование также считается выполненным, если выходные отверстия оснащены устройствами (насадками, заслонками, жалюзи и т.п.), позволяющими изменять направление и интенсивность воздушных потоков хотя бы с одного пассажирского места.

В конструкции ТС категорий М и М классов В и III должна быть предусмотрена дополнительная подача охлажденного воздуха через индивидуальные каналы к месту каждого пассажира с возможностью регулирования интенсивности и направления воздушного потока и, при необходимости, полного отключения обдува.

Допускается отсутствие индивидуальных каналов при наличии автоматического управления системой кондиционирования, обеспечивающей поддержание заданной температуры и разброс установившихся температур воздуха в пассажирском помещении по длине салона на местах пассажиров и экипажа не более 3°С. При этом поток охлажденного воздуха не должен направляться непосредственно в зону дыхания человека.

4.4.3 Система кондиционирования должна обеспечивать снижение температуры воздуха внутри обитаемого помещения в зонах головы водителя и пассажиров (экипажа) через 10 мин для ТС категорий М и N, или через 20 мин для ТС категорий М и М, с момента включения кондиционера (непосредственно после пуска двигателя) и последующего движения с начальной температуры, °С, превышающей температуру внешней среды не менее чем в 1,5 раза, до температуры ниже температуры внешней среды не менее чем на 3°С, при температуре внешней среды (30±3)°С и суммарной интенсивности солнечной радиации 1000 Вт/м.

Указанные температуры должны достигаться при скорости (подвижности) воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) не более 0,3 м/с. Допускается повышение скоростей (подвижности) воздуха в указанных зонах до 0,5 м/с в течение первых 5 мин для ТС категорий М и N или 10 мин для ТС категорий М и М после включения системы кондиционирования.

4.4.4 Система кондиционирования не должна понижать относительную влажность воздуха в обитаемом помещении ниже 30% в установившемся режиме движения.

4.4.5 Температура любой части системы кондиционирования (за исключением элементов выходных отверстий охлажденного воздуха), с которой могут соприкоснуться водитель (экипаж) и пассажиры, в эксплуатационных условиях движения, должна быть не ниже 15°С.

4.4.6 Температура воздуха на выходе из системы кондиционирования не должна быть ниже 0°С.

4.4.7 Применяемый в системе кондиционирования хладагент не должен принадлежать к веществам, разрушающим озоновый слой, в соответствии с [3].

4.4.8 ТС, оборудованные системой кондиционирования, удовлетворяющей требованиям 4.4, считаются соответствующими 4.3.2-4.3.4 настоящего стандарта.

5 Условия выполнения работ по оценке соответствия транспортных средств требованиям настоящего стандарта

5.1 Рекомендуемые условия и порядок выполнения работ по оценке соответствия ТС требованиям настоящего стандарта приведены в приложении А.

5.2 При проведении оценки соответствия в испытательную лабораторию вместе с испытуемым ТС представляют техническое описание, содержащее информацию в соответствии с приложением Б. При проведении других видов испытаний считается достаточным представление информации в объеме, необходимом для оформления отчетного документа (протокола испытаний).

5.3 Протокол испытаний должен удовлетворять требованиям ГОСТ 33557.

Приложение А (рекомендуемое). Условия и порядок выполнения работ по оценке соответствия транспортного средства требованиям настоящего стандарта

А.1 Общие условия испытаний

А.1.1 Объект испытаний

А.1.1.1 Объект испытаний должен быть в технически исправном состоянии. Регулировки агрегатов, механизмов и систем должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации (РЭ). Применяемое топливо, смазочные материалы и рабочие жидкости должны соответствовать предписаниям изготовителя. Для ТС - аккумуляторных электромобилей (далее - ТС-АЭ) заряд аккумуляторных батарей (далее - АБ) перед началом испытаний должен составлять от 75 до 90% номинальной емкости (определяют по штатному прибору).

А.1.1.2 Нагрузка объекта испытаний - частичная (водитель, оператор, измерительная аппаратура).

А.1.1.3 Режим работы систем нормализации микроклимата. Во время испытаний соответствующие системы нормализации микроклимата (отопления, вентиляции, кондиционирования) должны работать с притоком наружного воздуха и быть включены в режим максимальной эффективности (при оценке отопления - с обеспечением обзорности рабочего места водителя через зону, очищаемую стеклоочистителем, и средства непрямого обзора), а также подвижности воздуха в соответствии с 4.2.3, 4.3.3 и 4.4.3 настоящего стандарта, если иное не указано в таблице А.1. Рекомендуемое положение органов управления указывает изготовитель или определяют экспертным методом (если не указано изготовителем). Автоматический режим управления системой нормализации микроклимата (при его наличии) считается рекомендуемым, если иное не указано изготовителем.

Во всех случаях в процессе испытаний допускается изменение положения органов управления оператором для целей обеспечения более эффективной работы систем нормализации микроклимата.

А.1.1.4 Режим движения

А.1.1.4.1 Движение равномерное со скоростью (60±10) км/ч - для ТС категорий М и N, (50±10) км/ч - для ТС других категорий (кроме троллейбусов) и (40±10) км/ч - для троллейбусов.

А.1.1.4.2 В коробке передач (КП) выбирается автоматический режим движения (для ТС с автоматическим управлением КП), или наивысшая передача, допускающая в соответствии с РЭ заданный режим движения (для ТС с ручным управлением КП).

А.1.2 Место проведения испытаний

В качестве места проведения испытаний используют дорогу с твердым покрытием, продольные уклоны и радиусы поворотов которой не должны оказывать влияние на заданные режимы движения, или аэроклиматическую камеру с беговыми барабанами.

В случае испытания в аэроклиматической камере нагрузка на ведущие колеса должна соответствовать режиму движения по дороге с твердым покрытием.

А.1.3 Атмосферные (климатические) условия

А.1.3.1 Температура внешней среды при проведении испытаний должна соответствовать значениям внешних температур, для которых установлены нормативные значения оценочных показателей работы соответствующих систем нормализации микроклимата с допустимым отклонением ±3°С.

А.1.3.2 Скорость ветра - не более 3 м/с.

А.1.3.3 Относительная влажность воздуха: при испытаниях систем вентиляции и кондиционирования - в пределах (30-60)%; при испытаниях системы отопления - не нормируется.

А.1.3.4 Интенсивность солнечной радиации (суммарная): при испытаниях систем вентиляции и кондиционирования - в пределах (1000±100) Вт/м; при испытаниях системы отопления - не должна вызывать дополнительное (из нагрева солнечными лучами) повышение температуры воздуха в обитаемом помещении.
________________
По согласованию с изготовителем допускается проведение испытаний при интенсивности солнечной радиации, превышающей указанное верхнее предельное значение.

А.2 Метрологическое обеспечение испытаний

А.2.1 Применяемые измерительные приборы и оборудование должны быть исправны и поверены в установленные для них сроки.

ГОСТ 30593-2015

ГОСТ 30593-2015 Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

Статус документа: действует , введён в действие 01.04.2017 Название на английском языке: Motor vehicles. Heating, ventilation and conditioning systems. Requirements for efficiency and safety Дата актуализации информации по стандарту: 17.09.2019, в 10:11 (более года назад) Вид стандарта: Стандарты на продукцию (услуги) Дата начала действия ГОСТа: 2017-04-01 Дата последнего издания документа: 2016-07-20

Число страниц: 20

Назначение ГОСТ 30593-2015: Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства категорий М, N и устанавливает требования к эффективности и безопасности систем отопления, вентиляции и кондиционирования кабины (рабочего места) водителя/экипажа, отделения для отдыха водителя /пассажирского помещения, а также условия и порядок выполнения работ по оценке соответствия ТС требованиям настоящего стандарта. Для специальных или специализированных ТС, в отношении которых действующими нормативными документами установлены иные требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования обитаемого помещения, требования настоящего стандарта применяются только в отношении рабочего места водителя. Настоящий стандарт не распространяется на внедорожные большегрузные ТС

Документ принят орг-ей: Межгосударственный Совет по стандартизации метрологии и сертификации, протокол №81-П Ключевые слова документа: автомобильные транспортные средства, безопасность, вентиляция, климатическое исполнение, кондиционирование, обитаемое помещение, отопление, температура, технические требования, эффективность

Нормативные ссылки из текста ГОСТ 30593-2015:

Ссылки на ГОСТы: ГОСТ 33557-2015 ГОСТ 15150-69

В данный момент версии документа не доступны для скачивания. Приносим извинения за предоставленные неудобства.

Вы можете просмотреть версии ГОСТ 30593-2015, доступные для скачивания, возможно документ есть там в PDF формате.

ГОСТ 30593-2015

Статус документа: действует Назначение ГОСТ 30593-2015: Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства категорий М, N и устанавливает требования к эффективности и безопасности систем отопления, вентиляции и кондиционирования кабины (рабочего места) водителя/экипажа, отделения для отдыха водителя /пассажирского помещения, а также условия и порядок выполнения работ по оценке соответствия ТС требованиям настоящего стандарта. Для специальных или специализированных ТС, в отношении которых действующими нормативными документами установлены иные требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования обитаемого помещения, требования настоящего стандарта применяются только в отношении рабочего места водителя. Настоящий стандарт не распространяется на внедорожные большегрузные ТС Поправки и изменения к ГОСТ 30593-2015 стандарт не имеет поправок

Доступные для скачивания версии ГОСТ :

В данный момент версии документа не доступны для скачивания. Приносим извинения за предоставленные неудобства.

ГОСТ 30593-97

ГОСТ 30593-97 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

Статус документа: заменен , введён в действие 09.03.1999 Название на английском языке: Motor vehicles. Heating, ventilation and air conditioning systems. Requirements for effeciency and safety Дата актуализации информации по стандарту: 17.09.2019, в 10:11 (более года назад) Вид стандарта: Основополагающие стандарты Дата начала действия ГОСТа: 1999-03-09 Срок действия ограничен: 01.04.2017

Коды документа ГОСТ 30593-97:

Код ОКП : 457000 Код КГС : Д29 Код ОКСТУ : 4570;4510

Число страниц: не известно

Назначение ГОСТ 30593-97: Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской Федерации (РФ), и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы

ГРНТИ индекс(ы): 554301 Ключевые слова документа: автотранспортные средства, безопасность, вентиляции кондиционирования, климатические факторы, системы отопления, требования

Нормативные ссылки из текста ГОСТ 30593-97:

Ссылки на ГОСТы: ГОСТ Р 50992-96 ГОСТ 15150-69 ГОСТ 22895-77 ГОСТ 27815-88

ГОСТ 30593-2015 Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

ГОСТ 30593-2015 Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

Купить сейчас

Доставка по РФ от 2 до 15 дней, подробнее

Самовывоз, г. Москва завтра, 21 сен. 2021 г. м. Савеловская, на карте

Стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства категорий М, N и устанавливает требования к эффективности и безопасности систем отопления, вентиляции и кондиционирования кабины (рабочего места) водителя/экипажа, отделения для отдыха водителя /пассажирского помещения, а также условия и порядок выполнения работ по оценке соответствия ТС требованиям стандарта. Для специальных или специализированных ТС, в отношении которых действующими нормативными документами установлены иные требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования обитаемого помещения, требования стандарта применяются только в отношении рабочего места водителя. Стандарт не распространяется на внедорожные большегрузные ТС.

ГОСТ 33546-2015 Автомобильные транспортные средства оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ 33546-2015 Автомобильные транспортные средства оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей. Технические требования и методы испытаний

Купить сейчас

Доставка по РФ от 2 до 15 дней, подробнее

Самовывоз, г. Москва завтра, 21 сен. 2021 г. м. Савеловская, на карте

Стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые автомобильные транспортные средства оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей.

Читайте также: