Окна в домах не имели

Обновлено: 09.05.2024

Как в моем доме не стало окон

Я обычный житель города Астрахань. Зовут меня Семен Дорохин. Я не оппозиционер. Точнее не был им ещё год назад. Всю жизнь работаю инженером. Живу хорошо. В центре города. У меня прекрасная квартира в доме, который является памятником архитектуры. До администрации области, от моего дома меньше двадцати метров. До нулевого километра триста метров. Выходя на улицу я оказываюсь на красивой улице, где стоять купеческие дома, в очень хорошем состоянии. Так было до осени прошлого года. А в октябре я узнал, что меня хотят выгнать как собаку на улицу, дать 15000 рублей за квадратный метр моей квартиры, при её стоимости в 65000 рублей за метр. А мой дом снести. Хотя подозреваю, что могут и не сносить, а перепродать под офисы, или гостиницу. Ещё я узнал что у меня нет в доме газа, тепла, канализации, и не поверите, моя квартира не имеет окон! В моей квартире, как я думал, аж четыре окна, причем я каким-то образом из двух могу видеть окна кабинета губернатора. Я посмотрел свою медицинскую карту, пытаясь найти запись, что я сумасшедший. Не нашёл. Хотя если верить документам мэрии я такой. Ведь мне кажется что у меня есть газ, теплоснабжение, канализация, и целых четыре окна. Чуть позже я понял, что все мои соседи тоже сумасшедшие, поскольку согласно бумагам из мэрии, им казалось что у них есть то, чего у них не было. Перечень тот же что и у меня, только количество окон разное.

Когда мы пришли в районную администрацию, нам показали экспертизу, которую "проводила" Фирма из Волгограда. Из неё мы узнали, что у нас три этажа. Хотя я живя на третьем все время думал, что надо мной живут соседи. Так же думали все остальные жильцы нашего дома. Ещё я узнал, что крыша над моей квартирой в ужасном состоянии, и скоро рухнет. Хотя её отремонтировали три года назад, правда не надо мной, а моими соседями сверху, но это для мэрии неважно. Ещё мы узнали, что наш подвал затоплен, это нас тоже очень удивило, поскольку там находится ресторан и ещё вчера там сидели люди. Наверное это нам тоже привидилось. Писать приходится иронично, что бы не перейти полностью на мат, но я в свои 45 лет ещё могу это позволить, а вот наши пенсионеры, живущие в доме- нет. Постоянные слезы и истерики, что их выкинут на улицу. Причем плачут и мужчины, пережившие войну. Мою соседку, фамилию писать не буду, чтобы не помогать власти её наказать, остановили наши жители дома, когда она собиралась поджечь себя около входа в администрацию области, благо до него, как я и писал двадцать метров. И да, она не террорист, а заслуженный работник культуры.

Ну а весной этого года мы увидели мастер-план одобренный правительством региона. И поняли, что сносить собираются весь центр и набережные. Места где самая высокая стоимость земли. Они даже нарисовали что хотят построить на Набережных. Что хотят построить вокруг памятника ЮНЕСКО Астраханского Кремля не нарисовали. Постеснялись. Но думаю проект там не хуже чем на Набережных. До Кремля от нашего дома 400 метров. Больше чем до нулевого километра. Что они будут делать с самим Кремлем не понятно. По документам сносить не собираются. Может сделают гостиницу, а может публичный дом. А что, у нас только два министра местные, остальные, как и губернатор не местные. Живут без жен. А тут удобно. 400 метров от администрации. И девочки красивые, да и Кремль красив. Антураж. Опять приходится шутить, что бы не матерится, ну или не брать в руки канистру. Правда я поджигать буду точно не себя.

Есть ли законный запрет делать окна в сторону соседа, если сосед против?

Из-за окон, выходящих в сторону соседского участка, случаются конфликты между соседями. Ладно, если неприятие ограничивается словами, но иногда дело доходит до нешуточных разборок. Есть люди, считающие, что некие правила запрещают делать на втором этаже (ну, и на третьем тоже) окна, которые обращены в сторону территории соседа. Так есть ли нормы, которые запрещают делать окна на втором или третьем этаже частного дома в сторону соседей?

Давайте разбираться, руководствуясь не слухами, а требованиями законодательства. Частный дом, построенный в России (в городе, в поселке, в деревне), по закону, называется объектом индивидуального жилищного строительства. Некоторые товарищи с расширенным кругозором имеют привычку собирать все в кучу – выдергивают из памяти какие-то запреты, стращают ограничениями и правилами, которые обязательно надо выполнять при строительстве индивидуального жилого дома. Спорить не буду, и правила, и ограничения есть, но их так мало, что на одной руке останутся не загнутые пальцы.

Итак, первый документ, который регламентирует строительство индивидуального жилого дома – это Градостроительный кодекс Российской Федерации. В нем прописаны всего две нормы: первая – в объекте индивидуального жилищного строительства должно быть не более трех надземных этажей, вторая – высота частного дома не должна быть больше 20-ти метров над уровнем земли. Также в кодексе указывается, что на строительство индивидуального жилого дома не требуется разрабатывать проектную документацию. Второй нормативный документ – это Правила землепользования и застройки муниципалитетов. В них установлены минимальные отступы от границ земельного участка, которые нужно соблюсти при размещении дома, также в них (как правило) дублируются нормы Градостроительного кодекса по этажности и высоте. По этажам и высоте рассказано выше, что же касается минимальных отступов от границ, то, как правило, они такие: от границ, которые проходят вдоль улиц – 5 метров, от границ, проходящих вдоль соседних участков, переулков, проездов – 3 метра.

Думаете, что список правил и ограничений будет продолжен? Нет, нет, и нет – это всё, для домов, строящихся в частном секторе, никаких дополнительных требований нет. Про окна, и в частности, про окна, выходящие со второго или третьего этажа в сторону соседского участка, никаких упоминаний ни в Градостроительном кодексе, ни в Правилах землепользования и застройки не содержится. Из всего вышесказанного делаем однозначный вывод: никаких запретов делать окна в сторону соседа (если сосед против) в законах и правилах нет. Окна в своём доме сосед может делать, как захочет, какие захочет, и столько, сколько захочет.

Спасибо, что дочитали статью. Не скупитесь на лайк, если прочитанное Вам понравилось. Комментируйте, подписывайтесь на канал – постараюсь не разочаровать новыми публикациями.

Почему в старых домах и банях были маленькие окна и двери? Разбираемся в вопросе

Все мы когда-то были в старых деревенских домах и всех нас поражали окна и двери небольших размеров. Двери сделаны как будто для лилипутов — очень тесные и низкие. Окна, также маленькие, хотя по логике, большие окна экономят электричество за счёт естественного освещения. Для чего это делалось — давайте разберёмся.

Версии альтернативных историков

Перед тем как ответить на данный вопрос, давайте узнаем, какие слухи по этому поводу распространяются различными «исследователями» старины. Некоторые утверждают, что человек ещё какие-то 300–500 лет назад был намного ниже современного человека. В доказательство приводится даже рост былинного богатыря Ильи Муромца, который составлял 177 см. Мол если богатыри были такие, то обычные мужчины не превышали 160 сантиметров, а женщины — 150 см. А значит и двери им нужны маленькие!

Железная логика! Но она не соответствует действительности. Средний рост человека средневековья был примерно таким же, или незначительно ниже, чем сейчас. И это не могло как-то существенно повлиять на размер дверей и уж тем более окон.

Ещё одна группа исследователей уверяет, что окна и двери небольшого размера служили для обеспечения безопасности проживающих в доме. Они помогали эффективнее защищаться от грабителей. По их логике маленькие проёмы не позволяли вооружённому человеку быстро проникнуть в помещение: небольшой вход задерживал и ставил под угрозу/удар нападающего. Но при чём здесь деревянные избы? Это, возможно, актуально в каменных постройках, но, а деревянный дом проще поджечь, чем лезть на рожон в окна и двери. Эта версия также не соответствует действительности.

Так в чём же дело?

Всё дело в практичности. Нам кажется, что тепло/энергоносители/квартплата сейчас непомерно дорогие. Мы всячески бережём тепло, применяем технологичные утеплители. Если у нас отключают газ или батареи становятся холодные, на выручку бегут коммунальщики. Это норма современной жизни. А вот раньше такого не было и тепло приходилось беречь в том числе и за счёт уменьшения самых энергозатратных частей дома — дверей и окон.

Окна раньше не были снабжены двойными стеклопакетами и герметичными, как сейчас. Они обладали огромными теплопотерями и поэтому их делали как можно меньше и располагали ниже. Выбирали оптимальное соотношение между освещением и теплопотерями.

А вы сейчас экономите тепло? Пишите в комментариях!

Друзья, мы растём и нас уже больше 128 тысяч! Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь нашими лайфхаками, статьями и рецептами — мы работаем , чтобы вы получали только полезную и интересную информацию!

  • Чудеса электрики или как это работает? Фотоподборка «творений» домашних мастеров.
  • Шашлык из куриных сердец: бюджетно не значит невкусно!

Что вставляли в окна домов до того, как стали использовать стекло?

Когда для этого стали применять стекло? Какое оно было раньше. А что собой представляли окна. .

Подробный, красивый ответ c фото, если можно ;-)




Дополнен 12 лет назад Спасибо всем за ответы! Лучший ответ

Любой проем в стене необходимо было защищать от опасностей внешнего мира и капризов природы: в южных широтах — спасаться от изнуряющей жары, в северных — от холода; кроме того, считалось, что через окна в дом проникают злые духи


Древнейшие постройки цивилизаций Средиземноморья — Египта, Греции, Римской империи — вообще не имели проемов во внешних стенах: их компенсировал внутренний дворик, который служил единственным источником света.

В древнерусских крестьянских деревянных постройках и даже городских зданиях окна были крошечные.

Самыми престижными считались слюдяные оконницы (рамы) . В крестьянских домах для той же цели использовали бычий пузырь, рыбий паюс, холст, тонкие липовые пластины, а в зимнее время — даже простой лед. Эти традиции оказались настолько сильными, что еще сто лет назад в русских деревнях можно было встретить такие окошки, где вместо стекол вставлялась бумага, налимья кожа и слюда.


На смену деревянным теремам и избам пришли каменные постройки. Но окна в них остались такие же, как и раньше. К примеру, в жилых палатах XVII века были окна в виде арочных ниш. Для лучшего освещения их делали так: проем расширялся внутрь помещения. Оконницы (рамы) делали из белого или красного железа, переплетенного сеткой в виде трех- и четырехугольников, кругов, кубов.


В середине века слюду, вставленную в оконницы, стали раскрашивать. Слюдяные оконца разрисовывали фигурками людей, зверей или птиц. Но света они по-прежнему пропускали мало, плохо защищали и от холода. Поэтому окна закрывали ставнями — глухими или со слюдой, обитыми для тепла мехом или сукном, а позднее были придуманы вторые — зимние — рамы.

К слову, оконное стекло появилось только в первом веке нашей эры. С началом массового строительства верхних этажей в Риме стекло вошло в употребление. Маленькие окна обычно закрывались целым листом стекла, в большие же вставлялись деревянные или бронзовые рамы. Однако вплоть до 18 века стекло стоило баснословно дорого. Подобную роскошь могли себе позволить только в очень богатых домах. Остальные довольствовались менее ценными материалами…

Самым первым зданием со стеклянными окнами стала баня в Помпеях. Размеры их составляли 0,9х1,2 м. В средние же века центром развития стекольного искусства становится Венеция.

Так, по историческим сводкам известно, что технология производства плоского стекла впервые появилась во Франции в XVII в.

Остальные ответы Были деревянные ставни Бычий пузырь.

обходились, вставляли бычьи пузыри, паюсные мешки осетровых рыб,
слюду и прочее
но окна были наборные, маленькие

до строительства больших стеклопрокатных машин ровное стекло было дивом и невидалью. если посмотрите на дюреровских рисунках (или в самом домике дюрера в нюрнберге) , к 15 веку в западной европе научились делать стеклянные почти прозрачные кругляши (большие шарики, раздавленные спец. прессом) и стеклить окна в такой причудливой раме вроде кольчуги.
другой вариант на ту же тему - витражи: маленькие кусочки цветного стекла оправлялись в сложную узорчатую составную раму (чаще всего свинцовую) . ввиду немыслимой даже для тех времен трудоемкости, это была большая редкость, посмотреть на которую сходились и съезжались со всей округи,


до середины 18 века ровные оконные стекла были неизвестны.

кроме того, вязкость тогдашнего стекла была ниже нынешних, и, поставленные вертикально, стекла "текли" - если сейчас посчастливится посетить какой-нибудь интерьер с несмененными окнами (видела во франции, англии, италии) , легко заметить, что стекло в нижней части сильно толще и даже иногда слегка "натекает" на раму.

слюдяное окно я видела, в архангельске - и сразу поняла, почему слюда была гос. монополией при романовых: слюдяное окно - это ОЧЕНЬ красиво, гораздо красивее и прозрачнее (!) современного ему стеклянного. впрочем, найти большую цельную пластину слюды было очень трудно (и остается)

и потому большое единое слюдяное окно было огромной редкостью. в основном, и здесь на помощь приходили составные рамы.

разумеется, и стеклянные окна, и слюдяные были дороги и потому оставались привилегией знати. в крестьянских избах оконные проемы затягивали чем-нибудь полупрозрачным: вощеной бумагой, бычьими пузырями.
Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) – такое окно называлось паюсным.

Наши далекие предки, стремясь открыть доступ свету в свои убогие жилища, вставляли в крошечные окошки куски слюды. И лучи солнца иногда разбавляли вечный сумрак изб и теремов. С тех пор прошли столетия, и вот уже огромные остекленные пространства сияют в солнечном свете, порой заменяя даже стены. Современный дом без обилия естественного света уже нельзя представить (если, конечно, это не бомбоубежище или подвал для хранения скоропортящейся продукции) . Загородный дом тоже должен быть хорошо освещен, чтобы удовлетворять требованиям естественности и близости к природе. Так что без стекла не обойтись.

Однако, зайдя в специализированный магазин, рядовой домовладелец может быть сбит с толку обилием выбора стекла - технологии шагнули так далеко, что разобраться в многообразии предложений в этом сегменте рынка под силу далеко не каждому

Ничего на вставляли, ставнями закрывали. Помню ещё со школы, что использовали бычьи пузыри, их обрабатывали золой, они становились тонкими, затем натягивали на окна. Рисунков или фото у меня нет, извините!

до изобретения стекла в ход входили деревянные дверцы, когда было жарко деоевянные дверцы закрывали, а когда было холодно они их закрывали.

Т. В. Княжицкая «Окна в прошлое». Древнерусские оконницы – забытое наследие ушедшей культуры. Журнал «Мир музея», июль 2011 года, С.50-54.

Рябушкин А. П. Русские женщины в церкви. ГТГ, 1899.

Окна выполняют две основные задачи: защищают помещение от неблагоприятных условий внешней среды и пропускают свет. Форма оконных проемов, материал их заполнения определяется климатическими условиями конкретного региона и доступными там природными ресурсами. Народы Европы и Азии использовали различные материалы для заполнения окон и их декоративного оформления. Орнаментальные решетки из алебастра в странах Востока, каменные полупрозрачные пластинки в романской Европе, цветное стекло в эпоху Средневековья…. В Древней Руси, прорубленные в бревенчатых стенах домов отверстия закрывали бычьим и рыбьим пузырем, холстом, бумагой, сыромятной кожей, в северных районах — пластинами льда, не таявшими большую часть года, и слюдой (1 ). Слюда – природный минерал, который благодаря слоистой структуре легко расщепляется на тонкие полупрозрачные пластинки. Добыча слюды была одним из важных русских промыслов, стоила она дорого, от 15 до 150 рублей за пуд в зависимости от сорта (2 ), и только богатые люди «стеклили » ею окна. Лишь в тех местах, где месторождения этого минерала выходили на поверхность – по берегам рек Ангара и Лена, и крестьяне имели возможность им пользоваться (3 ). Слюда являлась одной из статей экспорта: ее вывозили как на Восток «персидские купцы», так и на Запад «купцы франкские и греческие и всякий, кто приезжает сюда, потому что этот камень имеется только здесь» (4 ). Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе под названием «мусковита » (5 ). На большие пласты слюды существовало исключительное царское право: «Все , что бывает длиной и шириной более одного аршина, принадлежит царской монополии и не может быть открыто продаваемо никаким частным лицам» (6 ). Окна построек знати и царских дворцов еще и в XVI—XVII вв. были закрыты слюдой (7 ) . На Руси ее называли в то время «хрусталем », «стеклом московским».
Небольшие куски слюды сшивали вместе (слюдяные оконницы «нитми шитые») или прикрепляли маленькими гвоздиками к жестяным полоскам, под которыми края пластинок размещались внахлест (8 ). Соединяя множество различных по размерам кусков слюды, мастера придавали оконнице вид упорядоченной геометризованной сетки или орнамента, иногда с изображением в центре. К XVII столетию относятся сведения о том, что слюдяные оконницы расписывали красками, изображая цветы и травы, зверей и птиц. Так, в 1667 г. живописцу Ивану Салтанову было приказано расписать слюдяную оконницу в хоромах малолетнего царевича Петра Алексеевича – будущего императора Петра I – «в кругу орла, по углам травы, а написать так, чтобы из хором всквозе видно было, а с надворья в хоромы, чтоб не видно было» (9 ). В 1692 году в хоромах царевича Алексея Петровича – сына Петра I – слюдяные окна расписывались, чтобы «всквозь их не видеть». Различные изображения людей, зверей и птиц покрывали слюдяные оконницы в Переславском дворце Петра I. Некоторые из них сохранились. Расписные слюдяные оконницы своим внешним видом напоминали западно-европейские витражи и, вероятно, «обманывали » иностранцев. Так, на гравюре «Прием шведского посла графа Оксенштерна 30 марта 1674 года в Золотой палате Кремлевского дворца (из дневника Эрика Пальмквиста)» в больших окнах ясно читаются поясные изображения людей. Такое оформление окна является кабинетным типом витража, широко распространенным в Европе в светских сооружениях. Вероятно, иностранцы воспринимали русские слюдяные оконницы как декоративное остекление, равноценное европейским витражам. Именно поэтому художник «домыслил » недостающее на оконной плоскости изображение человека.

Слюдяная оконница. Музей-заповедник Переяславля-Залесского.


Между европейскими витражами и древнерусскими слюдяными оконницами много общего: наборный принцип оконного заполнения, присутствие темного линейного контура из металла, в некоторых случаях — росписи. Различались лишь материалы и способы соединения элементов в единое целое: в русских окнах – сшитые или скрепленные гвоздиками пластинки слюды с полосам «белого железа», прикрывающего швы, в Европе – кусочки плоского стекла, соединенные свинцовой профилированной проволокой с пайкой в местах соединения конструкции. Слюдяные оконницы имели утилитарное назначение и играли декоративную роль в интерьере благодаря упорядоченному узору геометрических элементов в раме, в отличие от большинства западно-европейских витражей, которые в большинстве случаев несли еще и определенное содержание в сюжете, будь то гербы, галантные или библейские сцены, портреты. Слюдяные оконницы можно признать русским аналогом западноевропейских витражей. Бумажные и тканевые подкладки вводили цвет в полупрозрачную орнаментальную композицию.

Чертеж. Окна птичника. Начало XIX в. Рыбинский музей-заповедник.


Сведения о расписных слюдяных оконницах относятся только к XVII столетию. Судя по сохранившимся образцам, рисунки на них восходят к западно-европейским гравюрам позднего ренессанса (10 ). Птицы, похожие на попугаев, орлы, музыкант со скрипкой, конные воины, цветы-тюльпаны – вот перечень изображений на одной из сохранившихся оконниц в Переславль-Залесском.
Вероятно, роспись на оконницах появилась как подражание живописным европейским витражам, которые к тому времени были известны не только по гравюрам и личным впечатлениям русских путешественников за границей, но и по конкретным образцам, привезенным из Европы и находившимся в царских дворцах и домах придворной знати. Витражи были в окнах дома князей Василия и Алексея Голицыных, «что в Белом городе, меж улиц Тверской и Дмитровки» (11 ). Особенно впечатляюще были оформлены окна в верхней большой столовой палате князя Василия Голицына — парадном помещении дома. Здесь два ряда окон были остеклены (невиданная роскошь по тем временам): «в дву поясех 46 окон с оконницы стеклянными, в них месты стекла с личины», кроме того, «на дву верхних окнах» было изображение, видимо, двух ангелов: «две персони писаны живописью; у них волосы и крыле; на них же платье: на одном нижнее тафты рудожелтой, а верхнее объярей белых; на другом нижнее атлас чревчатой, а верхнее объярей же белых». Даже патриарх Филарет поддался светскому увлечению: «в 1633 г. в Крестовую писаную палатку … были куплены у немчины Давыда Микулаева „оконницы стекольчатые нарядные с травами и птицами“ за 5 р. 14 алт. 4 денги» (12 ) . Другой пример: в январе 1675 г. иноземец Ян делал в палатах боярина Кирилла Нарышкина «девять больших стекольчатых цветных окончин» (13 ). Стекла вставлялись в свинцовые переплеты, которые имели вид геометрической сетки: такие окна называли клетчатыми и решетчатыми. Собирали их из привозных материалов (и стекло, и свинец импортировались), часто – иноземные мастера. Такие витражи из разноцветных стекол или собранные в узор чуть подцвеченные пластины слюды дополняли пеструю обстановку дворцовых интерьеров ХVII столетия. Дневной свет, проникавший сквозь расцвеченные окна, создавал особое, радостное настроение, делал интерьер уютным. Слюда была распространенным материалом в окнах купеческих и боярских домов, церквей, приказных палат, изб зажиточных крестьян. Ее массовое вытеснение стеклом началось только в XVIII столетии и затронуло сначала дома состоятельных людей, в окнах которых слюда и стекло долгое время соседствовали (14 ), а в некоторых регионах страны слюдяные оконницы сохранялись вплоть до начала ХХ века (15 ).
Семнадцатый век остался временем наивысшего расцвета в истории слюдяных оконниц. От того периода до нас дошли замечательные слюдяницы, созданные русскими ремесленниками. Сегодня эти состарившиеся деревянные рамы с узорами-паутинками, воспринимаются как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства, по своей эффектности не уступающие орнаментальным европейским витражам.
Древнерусские оконницы постигла та же участь, что и многие другие предметы ушедшего быта. Большинство из них сгинули во времени безвозвратно, незначительную часть сохранили музеи. В начале ХХ века известный историк русского искусства Игорь Грабарь писал: «Культура жизни неумолимо изгнала эту живописную и примитивную защиту от холодов и ветра и заменила прозаическим стеклом. Не так давно свершилась эта перемена и целы еще кое-где древние оконницы, сложенные на чердаках и в кладовых деревянных и даже каменных храмов» (16 ).
Если еще в XIX и даже в начале XX века кое-где в глубинке можно было встретить слюдяное оконце, то сегодня они сохраняются лишь в музеях как приметы навсегда ушедшего быта наших предков. Многие музеи имеют в своих собраниях оконные рамы со слюдяным заполнением. Лучше или хуже сохранившиеся, иногда собранные из нескольких рам со слюдяным заполнением, почти все они имеют сходные проблемы сохранности, среди которых утраты полотна, расслоение слюдяных пластинок, осыпающийся красочный слой. Главные враги слюды – время и влажность, безжалостно расслаивающие плотные тонкие пластинки и превращающие их в блестящую осыпь. Лишь единичные экземпляры представлены на экспозициях и выставках. Большинство скрыты в музейных хранилищах. Собрания слюдяных оконниц находятся в музеях Московского кремля, Государственном историческом музее, музее-заповеднике Коломенское, Государственном Эрмитаже, музее-заповеднике Переславля-Залесского. О последнем хочется сказать особо. Более 50 оконниц XVII века происходят из дворца Петра I на берегу Плещеева озера. Еще в 1803 году здесь был основан музей, где бережно сохраняли память о Великом русском царе-реформаторе. Большинство оконниц из собрания этого музея относятся к концу XVII века, они, вероятно, происходят из одного производственного центра, о чем говорит рисунок накладных оловянных элементов – репеек, одинаковые размеры металлических элементов, цвет слюдяных пластин. Имеется здесь несколько уникальных экземпляров с росписью. Судя по описи таких оконниц было две. Уникальные памятники декоративно-прикладного искусстваXVII века нуждаются в реставрации.

Витраж «Сирин и Алконст». Студия «Александрия», Москва. 1996 г.


Всем известное наследие русской средневековой бытовой культуры – слюдяные оконницы, материал до сих пор мало изученный. Статья Игоря Киселева, опубликованная в 1981 г. в журнале «Декоративное искусство» (17 ) и его же рекомендации по обмерам и описанию слюдяных оконниц в справочнике «Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII-XIX веков» (18 ) , обобщивших его опыт как реставратора, остаются наиболее полными исследованиями об этом явлении ушедшего быта нашей страны.
Изготовление витражей не было в Древней Руси народным промыслом, в отличие от художественного стеклоделия, например, в Чехии, Германии. Суровые природно-климатические условия не позволяли увеличивать оконные проемы в зданиях, а обстановка православного богослужения и пространственная организация храма не давали возможности для развития искусства витража в России. Это произошло значительно позднее, после того, как в стране было налажено промышленное производство плоского стекла и в русской художественной жизни сложились условия для развития витражного искусства. Интересно, что в начале XIX столетия, когда вошли в моду «готические стекла», как называли тогда витражи, первые проектные рисунки отечественных витражей напоминали древнерусские слюдяные оконницы. Так, например, окна птичника в Рыбинске были украшены традиционным для слюдяных оконниц ромбическим узором из разноцветных стекол. Когда схлынула волна увлечения готикой, витражи остались модной деталью украшения интерьера. Обращение к различным периодам мировой художественной культуры давало художникам и архитекторам возможность использования витражей в интерьерах самой разной стилистической направленности: «ренессансных », «восточных », «античных » и, конечно, «русских ». Изукрашенные окна, наряду с деревянной резьбой, изразцовыми печами и росписью стен стали самыми востребованными деталями при создании облика «русских » интерьеров, которые ассоциировались с богатым жилищем русского средневековья.

В Теремных палатах Московского Кремля, реконструированных архитектором Ф. Г. Солнцевым, разноцветные стеклышки в окнах, собранные в ромбический узор, были прямыми «наследниками » древнерусских оконниц. С течением времени появились и более изысканные стилизации. Так, во дворце Белосельских-Белозерских в Петербурге, не только полотно витража в Дубовой Гостиной, но и само стекло: слоистое, неровное, едва подцвеченное, — напоминает слоистую чуть мерцающую слюду.
Конец XIX – начало XX века стало временем нового осмысления древнерусского наследия, появления работ в духе национального романтизма. В живописи, архитектурных проектах, зарисовках художников этого периода часто используется мотив окна в фигурном наличнике и с узорчатым, иногда цветным заполнением. Зачастую именно оно придает изображению национальный колорит. С течением времени само присутствие узорчатого окна в интерьере превратилось в своего рода штамп, отсылающий зрителя к эпохе русского средневековья.
По прочности и светопропускной способности слюда не выдерживает конкуренции со стеклом. Именно поэтому в окнах, создаваемых по образцам древних слюдяниц, используется все-таки стекло.
Современные мастера художественного стеклоделия ориентируются в своем творчестве в основном на западно-европейское витражное искусство, в некоторых работах прослеживаются связи с русским искусством конца XIX — начала XX века, и через него, опосредованно, с культурой Древней Руси.

Всем известное наследие русской средневековой бытовой культуры – слюдяные оконницы, материал до сих пор мало изученный. Статья Игоря Киселева, опубликованная в 1981 г. в журнале «Декоративное искусство» (17 ) и его же рекомендации по обмерам и описанию слюдяных оконниц в справочнике «Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII-XIX веков» (18 ) , обобщивших его опыт как реставратора, остаются наиболее полными исследованиями об этом явлении ушедшего быта нашей страны.

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Продолжая тему старинного деревянного дома ("Русская изба: как что называлось" и "Русская изба: как что называлось. Продолжение"), нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.

304

Томск, 19-й век

Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Старинное слюдяное окно

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Неплохо видна "прозрачность" слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Двойное волоковое окно - тоже с решеткой, но не из прутка, а из полосы с соединением заклепками

В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Конструкция волокового окна

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Другой вариант - заслонка двигается снизу вверх

Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично.

Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.

Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание - наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой

Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.

Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Простое косящатое окно с одной ставней

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Ставня составная, с поперечным крепежом и коваными петлями

С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы 😊 Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Варианты обрамления

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

То же, но немного иначе

· наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

· больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Интересно, что вместо обычных наличников - симметричные резные фигуры

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

А здесь общая подоконная доска, точнее "подзоры", и отдельные "очелья"

· если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга;

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Три окна - "красное" посредине, уменьшенные "косящатые" по бокам

· помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно;

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

· ставни должны были иметь высокую прочность, и при этом не изгибаться под действием влаги и солнца (как часто случается с цельной доской). Поэтому их обычно делали филенчатыми;

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Простые филенчатые ставни

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Тоже филенчатые, но уже с резьбой

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Иногда вместо ставен делали ряд вертикальных одинаковых резных элементов

· как и положено приличным «глазам» избы, «красные» окна старались подкрашивать – часто в красный же цвет. На старых постройках, разумеется, первоначальный цвет давно не виден, но по анализу древесины можно определить примерный состав красителя.

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Напоследок напоминаем: это не последний материал на тему старинной русской архитектуры! Следите за публикациями канала!

"Очи" русской избы: окна и их обрамление

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Крестьянские избы в Древней Руси были без окон

А как же жили крестьяне в таких жилищах? И когда появились прототипы окон, а затем уже и привычный для нас вид окон?

Крестьянские избы в Древней Руси были без окон

Россия находится не в тропиках, поэтому зимы у нас холодные, а лето жаркое. Тепло зимой нельзя выпускать из дома, его нужно сохранить как можно больше, поэтому и выходов для теплого воздуха должно быть мало. Где-то до 12-13 веков в русских крестьянских жилищах вообще не было окон, только дверь. Топили по-черному, то есть весь дым был хате, его выпускали через дверь. Кстати, в бедных деревенских семьях ещё в 20 веке топили тоже по-черному.

Крестьянские избы в Древней Руси были без окон

В 14 веке в крестьянских жилищах появляется маленькое оконце, которое называлось волоковое. Такое название оно получило из-за волока (деревянной дощечки), которым закрывалось изнутри, заволакивалось. Как правило, волоковое окно располагалось высоко и больше служило для выхода дыма из дома (труб печных тогда не было), чем для освещения.

Крестьянские избы в Древней Руси были без окон

Следует отметить, что в статье описываются жилища простонародья, а не палаты и хоромы князей, бояр и детей боярских (дворян).

Со временем возникает косящатое окно, привычное нам. Оно было четырехугольной формы и состояло из двух косяков (отсюда и название), также был подоконник.

Крестьянские избы в Древней Руси были без окон

Стекло появилось только в конце 19 века, имеется в виду массовое производство. Стекло было известно давно, даже Петр I построил несколько стекольных заводов, но оно для остекления окон было очень дорогим. Позволить себя иметь стеклянные окна могли только дворяне. Крестьяне позволялись другим материалом, который плохо защищал от холода, поэтому использовали деревянные ставни.

Почему во многих старых домах окна торчат из-под земли

Многих из нас неоднократно приходилось видеть так называемые "цокольные" этажи в старых строениях. Они почти полностью ушли под землю, выглядывая на поверхность лишь небольшой верхушкой окна. Официальная история называет это "культурным слоем", но вот сторонники альтернативной истории категорически с этим не согласны.

Такие дома по всему миру — не редкость

Такие дома по всему миру — не редкость

Я решила написать эту статью, поскольку мне самой эта тема давно уже интересна. Конечно, прежде чем писать, я изучила много информации на эту тема, ознакомившись в разными сторонами вопроса. Но однозначного мнения у меня до сих пор нет, поскольку какие-то детали всё равно остаются неясными.

Но я пришла к однозначному выводу, история неоднократно переписывалась и какие-то моменты скрывались по необъяснимым для нас причинам. Потом свидетели разных исторических событий умирали, спросить было уже не у кого, и современникам ничего не оставалось делать, как верить тому, что написано в школьных учебниках.

Давайте всё-таки попробуем разобраться, что же могло происходить в нашей истории и что не так с этими цокольными этажами.

Низ сделан из камня или кирпича

Итак, первое, что бросается в глаза, это то, что низ обычных простеньких домов сделан из кирпича или камня, а верх почти всегда деревянный.

Странно, не правда ли? Если есть возможность делать из камня, не лучше ли сделать из него дом полностью.

Конечно, скептики объясняют это тем, что дерево просто не пережило бы нахождение в земле и попросту бы сгнило, а вот камень более долговечен. Ну хорошо, допустим. Но ведь также можно обратить внимание, что она внизу сделаны более более качественно. Они имеют арочный проём и красивое оформление. Зачем делать такие окно в подвальном помещении?

Почему во многих старых домах окна торчат из-под земли

Кроме того, делать полноценные большие окна в подвальном помещении вообще не целесообразно. В них попадает и дождь, и снег, и грязь. Тем более, что часть, оставленная под землёй, вообще не несёт никакой функции. Не проще ли тогда было сделать маленькой окошко над поверхностью земли?

Кроме того, под землёй оказывались не только полноценные окна, но и полноценные двери, которые особенно хорошо видны при раскопках. Вот, например, здесь отлично видна дверь, расположенная аккурат под той дверью, которая находится над поверхностью. Зачем, спрашивается, было делать дверь в подвальном помещении?

Тут хорошо видна дверь

Тут хорошо видна дверь

Официальная история может сказать, что это так называемый "культурный слой". Но тогда становится интересно, почему сейчас он не нарастает, а застыл на уровне 150-200 лет назад?

Ещё некоторые говорят, что это просадка грунта. Да, некоторые дома действительно просаживаются, но, во-первых, просаживаются исключительно деревянные дома за счёт подгнивания, а во-вторых, просадка не происходит красиво. При просадке нижние этажи разрушаются, а не остаются ровными и красивыми.

Вот на этом фото именно вариант просадки. Здание ушло под землю по естественным причинам, скорее всего, из-за погнивания, поскольку было полностью деревянным.

Это здание ушло под землю по естественным причинам

Это здание ушло под землю по естественным причинам

На фото хорошо видно, что внизу всё сгнило и "поплыло". Мы же рассматриваем варианты, когда нижние этажи остались в целости и сохранности, что особенно хорошо видно при раскопках.

То есть становится понятно, что официальная история объяснить этого феномена не может, и тогда приходится обращаться к альтернативной.

Что же говорит нам альтернативная история? Есть такая конспирологическая теория, согласно которой от нас скрывают некую катастрофу, которая происходила по разным версиям от 200 до 400 лет назад.

Что именно тогда произошло — неизвестно. Рассматриваются разные версии от ядерной войны до потопа, есть также и те, кто считает, что имели место несколько катаклизмов. Сначала мог быть ядерный взрыв, а он уже, в свою очередь, повлёк за собой наводнения и грязевые потоки, которые часть сооружений превратили в руины, а часть просто завалили.

Эту версию подтверждают многочисленные картины западных руинистов, в частности, Джованни Пиранези, который прославился своими гравюрами и рисунками с изображением заброшенных и разрушенных величественных конструкций.

Руины Пиранези

Руины Пиранези

Примечательно и то, что люди на фоне этих руин выглядят очень маленькими, как будто дворцы остались от более развитых и высоких цивилизаций.

Доказательств "грязевой катастрофы" на самом деле много, просто мы их не замечаем. Например, в Камергерском переулке в Москве над правым входом в здание Московского Художественного театра висит горельеф под названием «Пловец», созданный в 1901 году. Только вот всё, что там изображено не похоже на пловца.

Горельеф под названием «Пловец», 1901 год

Горельеф под названием «Пловец», 1901 год

Это похоже на кучу грязи, из которой пытаются выбраться люди, то есть "пловец" тут не один, а несколько. Лиц здесь изображено несколько, причём так выглядя, слово сейчас погибнут, или уже погибли.

Какие же это пловцы? Тут явно запечатлена какая-то катастрофа.

Горельеф под названием «Пловец», 1901 год

Горельеф под названием «Пловец», 1901 год

Существуют и другие доказательства, например, картины Фёдора Алексеева с изображением заброшенной Москвы. Но это уже совсем другая история .

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: