Из окна дома виден лес и заметен кусочек озера

Обновлено: 03.05.2024

Из окна дома виден лес и заметен кусочек озера

Зима кончается, начинается весна. День становится светлее, воздух теплее. Дневное солнце рушит снежные крепости, всюду звенит капель, проступает живая вода.
Зима не сдается без боя. Ночью мороз одевает воду в броню. Утром вверху блестит солнце, и на белой земле появляются синие тени деревьев. У домов шумят воробьи, под крышей собираются голуби. Звенят в лесу синицы, громко барабанят дятлы.
Зимние гости улетают на север, а с юга уже летят грачи, скворцы, жаворонки. Для скворцов везде навесили домики.
Дождались живой воды птицы, пьют из луж сороки, вороны. Купаются воробьи, отмывают зимнюю грязь. Растет весенний шум в полях и лесах. (Из календаря «Звездочка».)

Первый громок

Бабушка выставила зимние рамы. И сразу в избе стало светло, весело. За окном в кустах воробьи чирикают, ласточки щебечут, ребятишки кричат и смеются.
Вдруг затуманилось солнышко. Легкий грохот прокатился над крышей, и острый огонек блеснул в окне.
Таня бегом бросилась на улицу и закричала: «Дедушка, гроза!»
Дедушка в огороде копал землю. Он оперся на заступ и по­смотрел на небо. А на небе уже снова сияло солнце. И только две маленькие лиловые тучки летели по ветру и словно догоняли друг друга.
Дедушка разъяснил Тане, что это не гроза, просто столкнулись молодые тучки, ударились, молнию высекли. (По Л. Воронцовой.)

Май — пора быстрых перемен. Нависла над рощей синяя туча, и зазвенел дождь. Не успел дождь вылиться, а над березами уже зеленая дымка.
Птицы поют днем, иные даже ночью. Лучше всех поют соловьи и певчие дрозды. Но и безголосые не унывают, шумят.
Дятел носом барабанит, аист клювом трещит. Лягушки и те хором поют, а на болоте танцуют журавли.
Май - пора светлых ночей. Совы и филины только глазками хлопают. Когда же мышей ловить?
Появляются цветы. Пчелы гудят, мед собирают.
И юннатам много работы. Идет посадка прополка, подрезка де­ревьев.
Птицам пора птенцов выводить.
Много интересных событий происходит в мае. (Из календаря «Звездочка».)

Солнце поднялось выше и согрело землю. Все кругом изменилось.
Булькают ручейки, и снег почти весь растаял. Уцелел только маленький горбатый сугробик под низкими лапами ели, которая растет на краю обрыва.
На полях зеленеют хлеба. А в лесу над черными прошлогодними листьями поднимаются первоцветы, распускаются голубые подснеж­ники. Пылит ольха, и ветки ивы покрываются нежными золотис­тыми шарами. На деревьях лопаются почки.
Тетерева утром слетаются на поляны, чертят крыльями по земле, затевают шумные танцы. Весь день звенят в лесу синицы, распевают чижи. Старый ворон кувыркается в небе и каркает во все горло. Все звери и птицы забыли про зиму. (Из календаря «Звездочка».)

Под весенним дождем

С утра моросит дождь. Дорога от школы до деревни идет около опушки леса. Со всех сторон вода капает, течет, льется.
Зашел я под деревья. Тряхнула березка ветками, и струйка мне за воротник попала.
Вот стоит старая ель. Нижние лапы у нее шатром висят. Под этим шатром сухо, струится там теплый воздух. Залез я под плотные лапы, сумку сложил, сижу и наблюдаю.
Тайная работа идет в лесу. Моется он, чистится, готовится надеть весенний наряд. Распрямляются стебельки первой травы, сбрасывают с себя цепкие старые листья.
Не стану я вам дальше рассказывать о том, что я увидел в лесу тем ненастным днем. Интереснее вам самим поглядеть. (По Э. Шиму.)
Примечание. Шатер — большая палатка, крытая тканью.

Весенний сев

Подошла весна. Отгремели буйные ручьи, снег сошел с полей, и земля начала подсыхать. В низине и около дороги подросла щетина травы, зацвели желтые цветы, зазеленели другие растения.
В полдень Ленька увязался за отцом в поле. Отец нагнулся, из горсти земли скатал шарик и бросил его на твердую дорогу.
Шарик рассыпался на мелкие комочки. «Можно, сынок, начинать пахать»,— сказал он.
К вечеру полеводческая бригада переселилась жить в поле. Съехались тракторы, доставили в поле бочки с горючим, привезли вагончики, построили кухню.
Начался сев. (По А. Мусатову.)
Озимый хлеб
Вокруг деревни поля еще голые, а одно поле словно зеленой краской залито. В солнечную погоду оно такое веселое, празд­ничное! Торчат кустиками робкие зеленые росточки. Мама объясня­ет: «Это озимый хлеб растет».
Хлеб посеяли поздней осенью. До холодов зерна проросли, потом их закрыло пушистым снегом. Над ним свистели свежие ветры, мороз студил землю. Зябко хлебу под снегом, темно. Но вот наступила ранняя весна. Хлеб не пропустил первое тепло, не замеш­кался. Тянется к солнышку, старается! Скоро колосья стали желты­ми, жесткими.
Идут люди полем, говорят: «До чего хлеб хорош!» Пришла пора его убирать.
Вкусно молоко с душистым, свежим, золотистым хлебом нового урожая! Слава тем, кто растил хлеб! (По Э. Шиму.)

Лето в тундре

Коротка летняя пора в тундре. В мае еще налетают метели, гуляют буйные ветры по ее бесконечным просторам. Потом вдруг быстро тает снег, начинает расти трава, распускаются цветы.
Сколько птиц собирается летом в тундре! Здесь им не нужно беспокоиться о корме. Мошки и комары сами в рот летят. На берегах светлых озер птицы спокойно могут отложить яйца, вывести птенцов. Птицы вырастят их и улетят вместе с ними за далекие горы, леса и моря.
Но быстро проходит короткое лето. Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Начнется долгая полярная ночь, и только синие сумерки будут освещать землю. (Из газеты.)
Бубенчик в поле
Бежал я через поле на почту. Письмо деда опустить. Вдруг сверху долетел звон бубенчиков. Я поднял голову и остановился. Во все глаза стал смотреть в небо и в самой вышине приметил темную точку.
— Жаворонок! — прошептал я.
Птица опустилась ниже и повисла в воздухе. Она была рада светлому апрельскому дню, солнцу, весне. Я заслушался и чуть не позабыл про письмо деда.
Подул ветер, сорвал с моей головы фуражку. Ветер нагнал тучи, и птица спряталась. Я побежал дальше, а песня жаворонка все звенела и звенела у меня в ушах.
— Чего ты, Юра, такой радостный? — спросила меня на почте тетя Маша.
И я ответил ей, что бубенчик в поле прилетел. (По А. Баркову.)

Посадил ты меня в центре лужайки в землю, а теперь оби­жаешься. Почему дуб медленно растет? Не понимаешь ты, что расту я в обе стороны. Кверху стволик тянется с веточками. А вниз главный корень уходит, землю буравит. Корень этот длинный, и работа у него тяжелая. Он должен землю раздвигать, до глубокой воды добираться. А вот как доберется, укрепится, начнет воду качать. Тогда и я пойду в рост. Будут у меня сотни веток, тысячи листьев, тьма желудей. И стоять я на лужайке буду крепко. Под сочной зеленью и ты в жаркий день от солнца укрыться сможешь. В ненастный день мои листья защитят тебя от дождя. (По Э. Шиму.)

Горох нуждается в помощи земледельца. Его стебли не могут расти вверх. Если люди оставят их без присмотра, стебли спутаются. Но есть у гороховых листьев гибкие усики. Они дотянутся до опоры, обовьются вокруг нее и зацепятся. А там ухватится горох новыми усиками и снова укрепится. Так и начнет растение карабкаться все выше.
В огороде можно помочь чудесному верхолазу. Надо воткнуть на грядке палки, остальное доделает горох сам. А как быть на большом поле? Тут на каждый стебель палок не напасешься. Сельские жители справились с задачей. Они выращивают горох на корм скоту вместе с овсом. Горох находит жесткую опору, а овес получает от корней гороха дополнительное питание. (По Н. Осипову.)

Кто сеет в лесу

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю ее изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне.
Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело ее. Кто же начнет сев?
Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Налетел ветер, и полетели бесшумно вниз на желтых парашютиках легкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли потом здесь елочки. Они торчат зелеными свечками. Теперь войдешь в лес и не увидишь на бороздках свободного места.
Так кроты весною пашут, елки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями. (По Э. Шиму.)
Примечание. Сказать о правописании слова семена.

Переполох в лесу

На большой полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисенка упала шишка. Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.
По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисенок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомился ягодами.
Он заревел, ринулся через лесок реке. Мчится медведь берегом, только подошвы мелькают. Остановился на поляне, где раньше ли­сята играли. Поднял голову, замер.
На сосновой ветке белочка сидит, шишку срывает.
Не знал мишка, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила. (По В. Бурлаку.)

Живет в лесу дятел. Спинка у него черная, крылья пестрые, а на головке шапочка с красным кантиком. Лапки у дятла большие, коготки такие цепкие, что он может бегать по стволу. Бежит вверх, а сам клювом по коре стучит. Это он жучков всяких под корой дерева ищет.
Наступила зима. Нашел дятел в лесу корявое дерево с трещин­кой на стволе и начал туда сосновые и еловые шишки таскать. Засунет шишку в трещинку и семена из нее выбирает. Выберет, потом за другой шишкой полетит.
Не каждое семя дятел съест, иное уронит. А пройдут годы, и около зимней столовой дятла из упавших семян вырастут молодые деревья.
Берегите, ребята, лесных птиц! (По Д. Горлову.)
Примечание. Сказать о правописании слова семена.

В старой березовой роще было много гнезд грачей. Как только появлялись на земле первые лужицы, в гнездах выводились птенцы.
Грачата с утра до вечера открывали рты, кричали, просили есть. Взрослые грачи целый день летали за кормом на поля, где тракторы пахали землю.
Идет по полю трактор, шумит, трещит, тащит за собой тяжелые плуги, отваливает в сторону черные пласты земли. А за тракторами целая стая грачей перелетает. Привыкли они к трактору, не боятся.
Ходят по свежей пашне, трудятся, выбирают из нее разных жучков, червячков, личинок. Много еды в рот наберут и летят к гнез­дам.
Так помогают птицы выращивать хороший урожай. (По Д. Гор­лову.)

На краю деревни росло большое дерево, на котором аисты устроили гнездо. Однажды люди узнали о гибели одного аиста.
Когда вывелись птенцы, пришлось другому аисту одному выкарм­ливать птенцов. Это было трудно. Аистята подрастали и все время просили есть. Из гнезда видны были головки птенцов. Малыши беспокойно смотрели по сторонам, потому что были голодны.
Шли с речки ребята, увидели птенцов. Один мальчик снял со связки маленькую рыбку и протянул на шесте прямо аисту в клюв. Аистята сначала испугались, растопырили крылья, попяти­лись. Но один схватил рыбу и съел. Мальчик опять поднял шест. И другой малыш расхрабрился, потом третий. С тех пор ребята стали помогать аисту кормить птенцов. Каждый день ловили они в речке за рощей рыбу для аистят. (По Д. Горлову.)

Рябчик

Я сидел в шалаше на берегу лесного озера.
Вот по опавшим листьям прошелестели легкие шажки. Я выгля­нул из шалаша. Между жухлой травой пробирается рябчик. Он останавливается, клюет красную бруснику.
Вдруг над лесом мелькает тень ястреба. Рябчик встрепенулся и исчез. Хищник молнией мчится над шалашом, мечется между кустами.
«Где же рябчик?» — подумал я. А рябчик был на том же месте. Он съежился, прижался к земле и слился с общим серым фоном.
У озера воцарилась тишина. Ястреб не выдержал мертвой тишины и улетел.
И сразу все ожило. Замелькала над водой трясогузка, с писком взметнулись вверх синицы, выплыли из камышей утки. Вскочил и поспешно скрылся в кустах рябчик. (По Н. Устинович.)

Кукушонок

Кукушка сидела на березе. Вокруг нее сновали между деревьями птицы, таскали перышки, мох, траву, строили гнезда.
Кукушка слетела с березы и снесла яйцо прямо на землю. Потом схватила его в клюв, подлетела к липе, просунула головку в дупло и осторожно опустила яйцо в гнездо мухоловки.
Кукушка радовалась, что удачно подложила яйцо в надежное место. Скоро появились четыре птенчика. Они уже подросли и по­крылись пушком, когда вылупился из яйца пятый птенец. У него была толстая голова, большой рот.
«Не нравится мне этот уродец»,— сказала мухоловка. Но он остался в гнезде, и крошечная мухоловка целое лето кормила большого кукушонка. (По В. Бианки.)

Помог белке

В лесу нашел я поляну, где белка запасает на зиму грибы. Висят грибы на сучках елок выше роста человека.
Однажды пасмурным днем заметил я, что на лугу закрываются клеверные листочки. Три зеленых пальчика клевера в кулачок сжи­маются. Это означает, что скоро будет дождь. Что сейчас в лесу делается?
Отправился я в лес. Вижу — белка работает. Таскает она гриб­ные шляпки за десять шагов от полянки в дупло трухлявой березы. Сдернет лапками гриб, схватит в зубы и бежит к дуплу. Тяжелая работа. А тут дождь капать стал. Заторопилась белка, замелькал рыжий хвост. Тогда и я на дерево полез, собрал грибы в корзину и принес к березе. Встал я на пенек, положил добычу в кладовую белки.
Домой пришел мокрый, но грибы в кладовой у белки остались сухие. (По Э. Шиму.)
Примечание. Сказать о постановке тире в предложении Вижу — белка работает

Ворона и лисица

Над полем ржи бесшумно кружила черная ворона. Вот она ринулась к земле, чуть коснулась крылом стерни и полетела низко над полем. В клюве у нее висела мышь.
Не успела ворона набрать высоту, а из-за скирды метнулась к ней рыжая лисица. Ворона захрипела от страха, бестолково забила крыльями, и мышь выпала из ее клюва.
Лисица ловко подхватила мышь и шмыгнула за скирду. Птица долго не могла успокоиться. Она носилась над полем, хрипло каркала. В ее криках слышалась жалоба на хитрость и вероломство лисицы.
Эта история напоминает известную басню, которую написал Крылов. Только ворона осталась без еды не от похвал лисы, а от страха. (По В. Бурлаку.)
Примечание. Стерня — остатки стеблей на сжатом поле. Скирда — стог сена или соломы, сложенный для хранения под открытым небом

Точное время

Попросили меня с Петькой сходить на станцию, взять почту. Было рано. Петька не хотел ждать на станции, и мы решили посидеть у реки, выкупаться. Легли на теплый камень, глядим в воду.
Ленивое течение колышет мягкие растения, в них собираются подводные жители. Темный головастый налим вывернулся из норы и стрельнул в заросли. Толчками проносится крупная плотва, а горбатый окунек поднимается и опускается на одном месте. Появ­ляется черный усатый рак, и сразу умчались мальки и плотвички.
Медленно расходятся на воде зеленые створки кувшинок, и белые листочки разворачиваются в пышный цветок.
Петька закричал: «Мишка, сейчас поезд подойдет!» Он знал, что кувшинки распускаются в десять часов. (По Э. Шиму.)
Примечание. Сказать о правописании слова плотвички.

Ночь под белой луной

Засыпает станица. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи.
Мошки бьются в стекло. Ветер чуть раскачивает тонкую паутин­ку под окном, но большой паук в паутине упрямо не хочет шеве­литься.
Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы и наслаждается их запахом.
Ночью кукушка не кукует, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Лягушки пытаются перекричать ее.
Луна забирается в яблоневый сад, и деревья в саду стано­вятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина.
Но вот звуки умолкают. Наступает тишина, какая бывает только перед рассветом "(По В. Бурлаку.)
Примечание. Сказать о правописании слова бархатный,

Кот в сапогах

В дозор пограничники обычно со служебными собаками ходят. А у нас на заставе кот стал в дозор ходить.
Однажды один из бойцов принес на заставу сибирского котенка тигровой масти. Был он пушистый, с кисточками на концах ушей. Стал он подрастать, вырос и оказался умненьким и способным.
Когда бойцы на линейке построятся, он на левый фланг подходит. Стоит, с места не сойдет. Они в дозор уходят, и кот за ними отправ­ляется. Чуть что зашуршит в кустах, и у кота сразу шерстка дыбом.
Все лето кот на границе служил, а зимой пошел на пост и лапы отморозил. Предложили пограничники обуть кота. Но башмачков кошке не купишь. Тогда сшили пушистому пограничнику меховые пимы. Так на заставе появился кот в сапогах. (По А. Баркову.)
Примечание. Пимы — меховые сапоги.

Крылатые, хвостатые горожане.

В утреннем небе кружили и спорили галки. Их крик похож на цоканье друг о друга елочных шаров.
Ворона сидела на березе и разглядывала серого пуделя. А тот прыгал вокруг дерева и лаял задорно и дружелюбно.
В саду дети швыряли хлебные крошки голубям, и птицы сыто бормотали и подходили близко к людям.
Крылатые, хвостатые горожане. Часто мы не замечаем их, зато они следят за нами на улицах города зорко, цепко. Ведь от этого иногда зависит их жизнь.
Любовь к земле, роще, к радуге, горным вершинам, животным. Не с этой ли любви начинается человек? Без этой любви нельзя быть вершителем судьбы всего живого. (По В. Бурлаку.)

Мишки научили

Произошел этот случай в мое первое путешествие по тайге.
Шалаш мы соорудили под скалистым уступом. Внесли в него вещи и рухнули от усталости на подстилку из сосновых веток.
Разбудил нас грохот и треск. Шалаш вздрагивал, и мы поняли, что сейчас он обрушится.
Мы выскочили из шалаша и отбежали метров на десять под разлапистые сосны. И только тогда увидели причину камнепада.
У самого края уступа возились два черных медвежонка. Они сгребали лапами камни и сбрасывали их. Булыжники величиной с кулак крушили наше жилище.
Вдруг на вершине скалы появилась медведица. Она увела медве­жат. Хороший урок получили мы. Нельзя разбивать стоянку в тайге под скалами и обрывами. (По В. Бурлаку.)

Ваня Солнцев в суворовском училище

На другой день Ваня спал в большой комнате на отдельной кровати под желтым байковым одеялом. На рассвете начальник училища обходил спальни. Он остановился возле койки Вани.
Генералу была известна история Вани во всех подробностях. Знал он, что бойцы на батарее прозвали его пастушком. Это нравилось генералу. Он сам происходил из простой крестьянской семьи и любил вспоминать детство. Старый боевой генерал долго смотрел на спящего мальчика, затем опустил голову, погладил себя по седым усам и нежно улыбнулся.
В это время с лестницы по коридорам и залам пролетел резкий и властный звук трубы. Генерал слегка потянул Ваню за руку. (По В. Катаеву.)
Примечание. Сказать о правописании слов генерал, батарея.

Вьюшка и сороки

Нашу собаку звали Вьюшка. Мы с ней перестали охотиться, но она надежно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту и знаешь, что Вьюшка чужого в дом не пустит.
Веселая собачка эта Вьюшка. Всем она нравится. Ушки у нее как рожки, хвостик задирается колечком, зубки беленькие блестят.
Достались ей однажды от обеда две косточки. Вьюшка раз­вернула колечко своего хвоста и опустила его поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности.
Вьюшка разлеглась на траву и занялась одной косточкой, дру­гую положила рядом с собой.
Вдруг к самому носу налетели сороки. Повернула Вьюшка голову к одной сороке, а другая схватила косточку и унесла. (По М. Приш­вину)

Старое дерево

Саша с мамой гостили у бабушки в деревне.
Бабушка была большая мастерица собирать ягоды и каждое утро брала внука в лес.
Чаще всего они ходили на старую вырубку, где росла одино­кая, уже гнилая осина. Под ее низкими ветками бабушка обычно садилась отдыхать. В это время солнце поднималось уже высоко, а похожая на березовый пенек черная корзиночка успевала напол­ниться до краев спелой земляникой.
Однажды пришли Саша с бабушкой на вырубку и не увидели одиноко торчавшей осины. Ночью была гроза с сильным ветром, и гнилое дерево рухнуло, раскидало вокруг сухие ветки.
Очень расстроилась бабушка. Ведь она еще девочкой бегала к этому дереву.
— Не огорчайся,— сказал Саша. Он обещал бабушке посадить на этом месте новую осину. (По В. Архангельскому.)

Кошка-воспитательница.

Деревенские ребята принесли с лугов зайчат. Они их на сенокосе нашли. Взяли мы зайчат, и стали они у нас жить.
Чудесные были зайчата! Лежат мохнатые беспомощные шарики, ушки в разные стороны торчат, глаза большие, а лапки мягкие. Захотели мы их покормить, но травку они есть не стали. Трутся мордочками о сапоги, лижут их. Это они мать ищут. Поняли мы, что нужна срочная помощь.
Нашли мы в деревне кошку, у которой котята погибли. Поднесли к ней зайчат, малыши сунулись к кошке, присосались, зачмокали. А кошка стала их вылизывать, радостно замурлыкала.
Много дней кормила кошка зайчат.
А потом зайчата подросли, научились сами есть свою заячью пищу и убежали в лес. (По Е. Чарушину.)

Синичка и снежинки

Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и тянет головку то влево, то вправо. При этом ее тоненький клювик открывается и закрывается. Что это она делает?
Я подошел ближе к окну. Сверху медленно летели белые снежин­ки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.
Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Или она при­нимает снежинки за мошкару и утоляет ими жажду? Не зря ведь люди говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».
Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я позна­комился в это лето, (По В. Белову,)

Чук и Гек готовятся к встрече Нового года

Декабрь подходил к концу. Чук и Гек решили готовиться к Новому году.
Надо было мастерить игрушки. Они вытянули у отца из ящиков стола всю папиросную цветную бумагу, разложили ее на столе, и скоро выросла гора пышных цветов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков и кукол.
Сторож дивился на их затеи. Не выдержал и он, принес большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. И игрушечная фабрика сразу стала свечным заводом.
Теперь дело было за елкой. Хозяин стал на лыжи и ушел по дорожке в лес.
Он вернулся с елкой к ночи. Дети замерли от восторга. Это была высокая таежная красавица.
Все было готово к чудесному празднику! (По А. Гайдару.)

ПОМОГИТЕ, ДАМ 40 БАЛЛОВ 1- знаки препинания 2-основа 3-скобки в слож. предл. 4-выделить границы оборота ,подчеркнуть 5-если оборот не обосновлен то надо объяснить по трем пунктам. в предложениях: 1) Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана утром в путь она умчалась рано по лазури весело играя.
2) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.
3) Держа кувшин над головой
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней
Смеясь неловкости своей.
4) Измучив доброго коня на брачный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый.
5) Вдруг она побежала мимо меня напевая что-то другое и прищёлкивая пальцами вбежала к старухе. (М. Лермонтов)
6) Кучер мой слез молча и не торопясь.
7) Подъехав к господскому дому он увидел белое платье мелькавшее между деревьями сада.
8) Собаки залаяли но узнав Антона умолкли и замахали косматыми хвостами. (А. Пушкин)
9) Ученик отвечал на вопросы откровенно и не смущаясь.
10) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

MilkyVay131007

1) [Ночевала== тучка__ золотая на груди утёса-великана], [утром в путь она__ умчалась== рано, //по лазури весело играя//].

2) Туманы__ , //клубясь и извиваясь//, сползали== по морщинам соседних скал.

3) //Держа кувшин над головой//, грузинка__ узкою тропой сходила== к берегу. Порой она__ скользила== меж камней, //смеясь неловкости своей//.

4) //Измучив доброго коня//, на брачный пир к закату дня спешил== жених__ нетерпеливый.

5) Вдруг она__ побежала== мимо меня, //напевая что-то другое//, и, // прищёлкивая пальцами//, вбежала== к старухе.

6) Кучер__ мой слез== //молча и не торопясь//. Не обособляется - здесь теряется глагольный признак добавочного действия, появляется значение наречия ( = медленно).

7) //Подъехав к господскому дому//, он__ увидел== белое платье, //мелькавшее между деревьями сада//.

8) Собаки__ залаяли== , но, //узнав Антона//, умолкли== и замахали== косматыми хвостами.

9) Ученик__ отвечал== на вопросы откровенно и не смущаясь. Не обособляется - здесь деепричастие стоит после другого обстоятельства, выраженного наречием (откровенно), и соединяется с ним сочинительным союзом -и- .

10) И день и ночь по снеговой пустыне спешу== к вам голову сломя. Не обособляется - здесь фразеологический оборот.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Мне понравился не только сюжет спектакля но и талантливая игра актёров и их энергия.

2)То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.

3) Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.

4) Уже пожухли и потемнели травы и цветы.

5) Стоял он возле калитки ни жив ни мертв.

1) Сельский староста не то снова опаздывал на собрание не то просто забыл о нем.

2) Везде её встречали весело и дружелюбно и уверяли в любви и вечной преданности.

3) На поляне летали стрекозы и неумолчно трещали кузнечики.

4) Мама приготовила суп и салат и поджарила картофель.

5) Волк каждый год линяет да своего обличия не меняет.

1) Из окна дома виден лес и заметен кусочек озера.

2) Ночь вступила в свои права и туман стал бродить по ущельям.

3) Дельфины игриво выпрыгивали из воды и снова скрывались в волнах.

4) В глуши леса не найти ни грибов ни цветов.

5) Все платформы завалены бревнами и пахнут свежей древесиной и лесными цветами.

1) Яркое летнее солнце коснулось линии горизонта и всё вокруг внезапно окрасилось в розовые и красные тона.

2) Наталья встала ни свет ни заря и всё равно не успела доделать работу.

3) Не только у славян но и у всех древних народов дуб считался священным деревом.

4) Я бросил читать книжку и побежал на улицу к ребятам.

5) Дедушка забавлял нас рассказами и играл с нами и пел песни.

1) Слышно было ровное дыхание спящих да треск горящих в костре сучьев.

2) Капитан с волнением смотрел то на темную воду то на медленно приближающийся берег.

Какое предложение соответствует схеме?
Запиши это предложение (номер перед предложением не ставь), расставь знаки препинания. (Знаки препинания в предложениях не расставлены, схемы даны только с точки зрения местоположения обобщающего слова — ʘ, без учёта союзов).

[О, О, О — ʘ].
1. Разбитый цветочный горшок позабытая фотография рассыпанные шахматы всё напоминало о хозяевах.
2. Бывают штормы всякие мутно-зелёные жёлтые серые и почти чёрные.
3. Ничего ни скал ни лесов ни рек не видно вокруг.


[ʘ: О, О, О — . ].
1. Разноцветные кленовые листья лежали всюду на дорожках на скамейках на крышах машин и домов.
2. Из-за заборов из-за калиток и из окон домов отовсюду на меня смотрели цветы.
3. От всего от дома от деревьев от голубятни побежали длинные тени.

Из окна дома виден лес и заметен кусочек озера

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) — морфемный разбор слова;

(3) — морфологический разбор слова;

(4) — синтаксический разбор предложения.

(Д..леко)д..леко в сев..рной части Уральских гор в (не)проходимой лесной глуши спрят..лась дер..вушка. Избы в дер..вушке выстр..е(н,нн)ы без всякого плана. Под крыльц..м дома Емельяна построе(н,нн)ого из (не)отёсанных брёвен воет по ночам отпугивая (3) волков Лыско — одна из луч..ших охотнич..их с..бак. Кругом деревн.. зубч..той стеной поднимает..ся (вечно)зелёный хвойный лес. (Из)за в..рхушек елей и пихт можно разгл..деть (не)сколько гор, которые точ..но нароч..но обходят (2) дер..вушку со всех сторон гр..мадными (синевато)серыми валами. Ближе других Руч..ёвая гора пряч..щаяся в пасмурную погоду в обл..ках. Летом дер..вушка окружен(н,нн)а (не)проходимыми б..лотами топями и лесными трущ..бами. (4) Сюда едва можно пройти п..шком только по у(з/с)ким лесным тропам, да и то (не)всегда. В (не)настье сильно играют горные реч..ки, и часто случает..ся охотникам дня по три ждать, когда вода сп..дёт с них.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши, спряталась деревушка. Избы в деревушке выстроены без всякого плана. Под крыльцом дома Емельяна, построенного из неотёсанных брёвен, воет по ночам, отпугивая (3) волков, Лыско — одна из лучших охотничьих собак. Кругом деревни зубчатой стеной поднимается вечнозелёный хвойный лес. Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть несколько гор, которые точно нарочно обходят (2) деревушку со всех сторон громадными синевато-серыми валами. Ближе других Ручьёвая гора, прячущаяся в пасмурную погоду в облаках. Летом деревушка окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами. (4) Сюда едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не всегда. В ненастье сильно играют горные речки, и часто случается охотникам дня по три ждать, когда вода спадёт с них.

Из окна дома виден лес и заметен кусочек озера

Среди предложений 1—7 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.

(8)Мальчик вздрогнул – вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

(10)Вчера ощенилась Жучка: принесла четверых. (11)Мать увидела Жучкин живот и давай причитать на всю деревню! (12)«Не углядел! (13)Сколько раз говорила: не пускай собаку со двора! (14)Что прикажешь

(15)Виноват Вадимка. (16)И спрос теперь с него. (17)Мать приказала

к вечеру от щенят избавиться – утопить. (18)Легко сказать, а вот попробуй, исполни. (19)Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!

(20)Представить, как Жучкиных щенят топить будет, Вадимка не мог. (21)Казалось, чего проще: оставь мешок у воды – река сама сделает своё дело – и гуляй без хлопот и забот.

(22)Вадимка так не сумел бы. (23)Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

(24)У сельпо в ожидании утреннего хлеба толпился народ – всё больше женщины. (25)Увидав знакомое лицо, Вадимка подошёл к крылечку.

– (26)Здравствуйте, тётя Маша, – заливаясь краской, обратился

к дородной женщине.

– (27)Здорово! (28)Чего в мешке? – сразу заинтересовалась любопытная тётя Маша.

– (29)Сейчас покажу! – засуетился Вадимка. – (30)Щенки Жучкины. (31)Может, возьмёте?

– (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.

– (35)Маленькие ещё – вчера родились.

– (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона разревелись – жрать хотят.

– (38)Не могу. (39)Мать запретила с ними домой возвращаться. (40)Может, всё-таки возьмёте?

(41)Но женщины, потеряв к мешку интерес, одна за другой расходились. (42)Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.

(45)Вадимка обернулся: Николай Егорыч – колхозный ветеринар, давний приятель отца.

– (46)Ты вот что, ступай к деду Борису – охотнику. (47)У него Сильва, между прочим, ощенилась, восемь штук принесла. (48)Может, возьмёт старик твоих-то.

(49)Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника.

(По А. Никольской) *

* Никольская Анна (род. в 1979 г.) – современная российская детская писательница.

Задания Д6 № 8003

Замените разговорное слово «прыснули» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Разговорное слово «прыснули» в предложении 34 заменяем стилистически нейтральным синонимом «засмеялись» или «захохотали».

Ответ: засмеялись , захохотали, рассмеялись, расхохотались

Ответ: захохотали|засмеялись|рассмеялись|расхохота Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 266329 Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Н. Горелова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника. » Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1) О многозначности слов в русском языке немало сказано, написан не один труд. Русское слово — явление уникальное, неповторимое, порой, загадочное. Неслучайно известный лингвист И. Н. Горелов писал: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

Подтверждения справедливости приведенного высказывания находим в тексте Анны Никольской. В предложении 26 используется фразеологизм «заливаясь краской», который обладает неделимым смыслом. Как и любой фразеологизм, значение его переносное: в предложении означает «стыдиться», «краснеть от стыда».

В предложении 10 употреблено выражение «принесла четверых», где слово «принесла» обладает переносным значением: здесь «родила», хотя прямое значение слова — «доставить что-то или куда-то». Следовательно, в предложении 10 слово «принесла» употреблено в индивидуальном значении, а не в обобщенном.

Таким образом, одно и то же слово в составе разных речевых компонентов обладает разным значением. Приведенные примеры позволили нам доказать правоту утверждения И. Н. Горелова.

2) Иногда мы совершаем поступки, за которые потом бывает стыдно. Бывает, изменяет наше отношение к происходящему слово, незначительное, на первый взгляд, действие. Об этом сказано в финале текста Анны Никольской. Вадима буквально «окрылили» слова Николая Егорыча, потому что он подсказал мальчику выход из сложившейся ситуации со щенками.

Насколько мучительно для героя текста мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим — добрый, отзывчивый мальчик, для него невыносима сама мысль об убийстве щенков, вот почему его глаза мокрые от слёз.

Герой пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе беззащитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

3) Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.

Насколько мучительно для героя текста Анны Никольской мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе без-защитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная. Он понимает, что оставить щенков умирать у реки — всё равно что своими руками убить. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.

Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Не-сколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

Из окна дома виден лес и заметен кусочек озера

Вопрос по русскому языку:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мне понравился не только сюжет спектакля но и талантливая игра актёров и их энергия.

2)То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.

3) Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.

4) Уже пожухли и потемнели травы и цветы.

5) Стоял он возле калитки ни жив ни мертв.

1) Сельский староста не то снова опаздывал на собрание не то просто забыл о нем.

2) Везде её встречали весело и дружелюбно и уверяли в любви и вечной преданности.

3) На поляне летали стрекозы и неумолчно трещали кузнечики.

4) Мама приготовила суп и салат и поджарила картофель.

5) Волк каждый год линяет да своего обличия не меняет.

1) Из окна дома виден лес и заметен кусочек озера.

2) Ночь вступила в свои права и туман стал бродить по ущельям.

3) Дельфины игриво выпрыгивали из воды и снова скрывались в волнах.

4) В глуши леса не найти ни грибов ни цветов.

5) Все платформы завалены бревнами и пахнут свежей древесиной и лесными цветами.

1) Яркое летнее солнце коснулось линии горизонта и всё вокруг внезапно окрасилось в розовые и красные тона.

2) Наталья встала ни свет ни заря и всё равно не успела доделать работу.

3) Не только у славян но и у всех древних народов дуб считался священным деревом.

4) Я бросил читать книжку и побежал на улицу к ребятам.

5) Дедушка забавлял нас рассказами и играл с нами и пел песни.

1) Слышно было ровное дыхание спящих да треск горящих в костре сучьев.

2) Капитан с волнением смотрел то на темную воду то на медленно приближающийся берег.

3) В лесу нельзя ни шуметь ни разжигать костров.

4) Герб является отличительным знаком государства или города или рода.

5) На поляне пели птицы и порхали бабочки и журчал ручей.

  • 05.04.2016 15:44
  • Русский язык
  • remove_red_eye 8074
  • thumb_up 16
Ответы и объяснения 1

1
1) Мне понравился не только сюжет спектакля, но и талантливая игра актёров, и их энергия.
2)То левой, то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.
3) Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.
4) Уже пожухли, и потемнели травы, и цветы.
5) Стоял он возле калитки ни жив, ни мертв.
1 запятая -- 5 и 2

1) Сельский староста не то снова опаздывал на собрание, не то просто забыл о нем.
2) Везде её встречали весело, и дружелюбно, и уверяли в любви, и вечной преданности.
3) На поляне летали стрекозы и неумолчно трещали кузнечики.
4) Мама приготовила суп, и салат, и поджарила картофель.
5) Волк каждый год линяет, да своего обличия не меняет.
1 запятая -- 5 и 1
3
1) Из окна дома виден лес и заметен кусочек озера.
2) Ночь вступила в свои права и туман стал бродить по ущельям.
3) Дельфины игриво выпрыгивали из воды и снова скрывались в волнах.
4) В глуши леса не найти ни грибов, ни цветов.
5) Все платформы завалены бревнами и пахнут свежей древесиной, и лесными цветами.
1 запятая -- 4 и 5
4
1) Яркое летнее солнце коснулось линии горизонта, и всё вокруг внезапно окрасилось в розовые и красные тона.
2) Наталья встала ни свет, ни заря и всё равно не успела доделать работу.
3) Не только у славян но, и у всех древних народов дуб считался священным деревом.
4) Я бросил читать книжку и побежал на улицу к ребятам.
5) Дедушка забавлял нас рассказами и играл с нами, и пел песни.
1 запятая - 5 и 3
5
1) Слышно было ровное дыхание спящих ,да треск горящих, в костре сучьев.
2) Капитан с волнением смотрел то на темную воду, то на медленно приближающийся берег.
3) В лесу нельзя ни шуметь, ни разжигать костров.
4) Герб является отличительным знаком государства, или города, или рода.
5) На поляне пели птицы, и порхали бабочки, и журчал ручей.
1 запятая -- 3 и 2

Читайте также: