Чем отличается окно от иллюминатора

Обновлено: 14.05.2024

Как правильно пишется слово «иллюминатор»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова гарнизонный (прилагательное):

Кристально
понятно Понятно
в общих чертах Могу только
догадываться Понятия не имею,
что это Другое
Пропустить

Ассоциации к слову «иллюминатор»

Синонимы к слову «иллюминатор»

Предложения со словом «иллюминатор»

  • – Прошёл через каюту к борту, приподнял тяжёлое круглое стекло иллюминатора и зафиксировал в таком положении винтовым стопором.

Цитаты из русской классики со словом «иллюминатор»

  • Издали в густой теплой темноте ночи не было видно его очертаний, но высокие огни на мачтах, сигнальные огни на мостике и ряд круглых светящихся иллюминаторов вдоль борта позволяли догадываться о его размерах и формах.

Сочетаемость слова «иллюминатор»

Каким бывает «иллюминатор»

Значение слова «иллюминатор»

ИЛЛЮМИНА́ТОР 1 , -а, м. Герметически закрывающееся круглое окно (на корабле, в самолете и т. п.). Бортовые иллюминаторы. Задраить иллюминаторы.

ИЛЛЮМИНА́ТОР 2 , -а, м. Специалист по устройству иллюминаций. (Малый академический словарь, МАС)

Дополнительно

Смотрите также
Значение слова «иллюминатор»

ИЛЛЮМИНА́ТОР 1 , -а, м. Герметически закрывающееся круглое окно (на корабле, в самолете и т. п.). Бортовые иллюминаторы. Задраить иллюминаторы.

ИЛЛЮМИНА́ТОР 2 , -а, м. Специалист по устройству иллюминаций.

Предложения со словом «иллюминатор»

– Прошёл через каюту к борту, приподнял тяжёлое круглое стекло иллюминатора и зафиксировал в таком положении винтовым стопором.

Как известно, на пароходе обязательно должны быть круглые иллюминаторы, которые в случае шторма надо задраивать.

И что когда-нибудь, взглянув в круглое окно иллюминатора, я увижу, как стальное, неподвижное, неуклюжее крыло на моих глазах снова превращается в гибкое, трепетное, живое.

Как выбрать каюту на лайнере, даже если вы не понимаете в чем разница между ними?

Лайнер MSC Bellissima Лайнер MSC Bellissima

Существуют следующие основные виды кают на лайнерах:
1. Внутренняя каюта без окна
2. Внешняя каюта с окном
3. Внешняя каюта с балконом
4. Каюта премиум класса (сьют)

Разберем особенности каждой каюты подробней, чтобы у вас было представление и вы легко приняли решение. Хочу сразу отметить, что во всех каютах есть собственный санузел, кондиционер, мини-бар, полотенца и другие необходимые предметы. Во всех каютах высокий сервис обслуживания.


1. Внутренняя каюта без окна
Самый экономичный вариант. Каюта без окна находится во внутренней части жилой палубы. Как правило, по площади не уступает внешней каюте с окном. Данная каюта подходит для тех, кто не привык сидеть на одном месте, а в каюту будет приходить только для того, чтобы поспать, принять душ и переодеться.

Внутренняя каюта без окна Внутренняя каюта без окна


2. Внешняя каюта с окном
От внутренней каюты отличается тем, что имеет окно, а точнее, иллюминатор, который не открывается. Эта каюта, для тех, кому важно ощущать утренние лучи солнца и знать что происходит за окном.


3. Внешняя каюта с балконом
Такие каюты обычно располагаются на верхних палубах. Основное преимущество — это, конечно, же наличие балкона и доступ к морскому воздуху и прекрасному пейзажу. Эта каюта понравится тем, кто любит не только ловить утренние лучи солнца, но и встретить утро за чашечкой кофе или закат за бокалом шампанского, наслаждаясь морскими видами. Как правило, балкон оснащен столиком и стулья или даже шезлонгами.


4. Каюта премиум класса (сьют)
Такие каюты отличаются большой площадью, изысканным интерьером, зоной для гостей, балконом и широким спектром дополнительных услуг и привилегий. Часто для гостей премиум класса есть отдельная приватная зона, закрытая для гостей других кают. Эта каюта идеально подойдет большим семьям и людям, привыкшим к привилегированному отдыху.

Итак, мы рассмотрели основные виды кают. Резюмируя все выше сказанное, отметим, что для более экономичного и активного отдыха вам подойдет внутренняя каюта с окном. Если вам хочется сэкономить, но также вам важен дневной свет, смело выбирайте внешнюю каюту с окном. Для более комфортного, романтичного, уединенного отдыха подойдет внешняя каюта с балконом. А если вы — ценитель роскоши или едите большой семьей, сьют - ваш идеальный вариант. Вам осталось только определиться с приоритетными потребностями и на их основе сделать выбор наиболее комфортной для вас каюты.

Как устроен иллюминатор самолета?

Иллюминатор самолёта неслучайно имеет округлую форму. Именно такая конструкция окон позволяет спокойно перенести нагрузку при наборе высоты или снижении. Обшивка лайнера и всё что в неё вмонтировано подвергаются сильному воздействию из-за разности внешнего и внутреннего давления. Неслучайно самым надёжным считается тот летательный аппарат, у которого много маленьких круглых окошек и мало больших панорамных.

Что представляет собой иллюминатор?

Иллюминатор — круглое или овальное застеклённое окно в корпусе летательного аппарата. Такая форма отверстия меньше ослабляет конструкцию, в которой оно проделано. Дело в том, что округлость позволяет плавно распределить нагрузку, возникающую при разности давления и температурных показателей снаружи и внутри лайнера.

Иллюминатор самолета

Круглая форма иллюминаторов препятствует появлению трещин, из-за которых самолёт способен развалиться в воздухе на кусочки. Ведь если летательный аппарат набирает высоту, давление снаружи резко падает. При этом внутренне, наоборот, остаётся почти неизменным и вызывает небольшое расширение корпуса. Правда, борт не лопается благодаря тому, что не только окна, но ещё люки и двери имеют круглую форму.

Конструкция окошка

Имеющийся в самолёте круглый иллюминатор представляет собой не просто стекло, а целый стеклопакет. Он состоит из нескольких (2 или 3) стеклянных слоев, разделённых воздушным промежутком. Перепад давления могут выдержать оба стекла. Если одно из них треснет в полёте, второе справится с нагрузкой самостоятельно. Пассажирам виден лишь пластиковый слой. Он покрывает силовые стёкла и утепляет салон.

Количество иллюминаторов зависит от конструкции лайнера. Окна распределяются в секциях между поперечными металлическими рёбрами, служащими основой для бортовой обшивки.

Ни один пассажир не сможет разбить иллюминатор. Стеклопакет может выдержать нагрузку в 4 тонны. Окошки сделаны из очень прочного материала. Например, в Airbus А-320 они изготовлены из прозрачного акрилового пластика.

Строение иллюминатора самолета

Иллюминаторы, находящиеся в других пассажирских салонах, также изготовлены из органического стекла. Они все овальной формы. Размеры — 270х380 мм. Стёкла вставлены в штампованные рамы, которые имеются в вырезах по бокам борта. Толщина наружного стекла — 10 мм, внутреннего — 4 мм.

Почему иллюминаторы обтекаемой формы?

Авиапассажиры любят смотреть во время полёта в иллюминаторы. Неудивительно, ведь из окна самолёта открывается самый красивый и панорамный вид на землю и проплывающие совсем близко облака. Правда, некоторых пассажиров смущает слишком маленькие окошки в боковой части корпуса. Почему бы их не сделать чуть больше и другой формы?

На заре пассажирского авиастроения иллюминаторы в корпусе самолёта делали квадратными, похожими на окна домов. В 1954 году два лайнера «Комета» английской авиастроительной компании развалились прямо в небе. Погибло более 50 пассажиров.

Авиаконструкторы допустили ошибку, стоившую жизни нескольких десятков людей. Они сделали иллюминаторы в самолёте квадратными. Четыре угла такого окна являются самыми слабыми местами. При сильном давлении трещины появляются именно в углах. Исключительно круглая форма иллюминаторов не позволяет разорвать лайнер на куски. Сила давления равномерно распределяется по всему салону и не концентрируется в какой-то одной точке, например, в угле прямоугольного окна.

Зачем нужна дырка в окошке?

Во внутреннем стекле можно заметить маленькое отверстие. Его диаметр всего 0,5 мм. Эта дырочка выполняет очень важную функцию. Благодаря ей происходит выравнивание давления внутри стеклопакета с давлением в самом салоне. К тому же она выводит влагу и конденсат. Отверстие в стекле авиапассажирами иногда воспринимается как заводской брак. Это не так. Дырочка не только позволяет избежать слишком резких перепадов давления, но и повышает прочность самого иллюминатора, выводит влагу из пространства между стёклами, предотвращает образование на поверхности конденсата.

Вы когда-нибудь замечали маленькую дырочку стекле иллюминатора?

Если внутри лайнера температура +22 градуса, а за бортом -22, воздух между стеклопакетами расширяется или, наоборот, сжимается. Через маленькую дырочку во внутреннем стекле воздух проникает внутрь, когда внешняя температура понижается. Если температура за самолётным бортом растёт, воздух, наоборот, выходит в салон. Не будь этих отверстий, стёкла бы треснули.

Отверстие в иллюминаторе самолета

Правда, в устаревших моделях самолётов дырочек не было. Стёкла были полностью герметичными. Межстекольное пространство соединялось трубочкой с резиновой камерой, находящейся между обшивками фюзеляжа. Таким простым способом поддерживался постоянный уровень давления между стёклами.

Могут ли разбиться иллюминаторы при жёстком приземлении?

При слишком жёстком приземлении окно в самолёте останется невредимым. Ведь оно сделано из сверхпрочного материала, способного выдержать нагрузку в 4 тонны. Правда, если пассажиры не успеют поднять шторки, материал, из которого они сделаны, может разорваться во время жёсткой посадке и поранить людей.

Когда у летящего самолёта взрывается двигатель, и повреждается обшивка самолёта, иллюминаторы могут разбиться, если обломки попадут в стекло. При жёсткой посадке такое встречается редко. Ведь никакие обломки вблизи окон не летают. Правда, на всякий случай можно отойти подальше от иллюминаторов.

Почему при взлёте или посадке самолёта необходимо открывать иллюминаторы?

Окна лайнеров имеют шторки, которые при желании можно закрыть. Обычно авиапассажиры опускают их, когда не хотят любоваться видом из иллюминатора, или чтобы солнечный свет не мешал спокойно поспать. Правда, во время взлёта и посадки шторки оставляют открытыми в целях безопасности. Ведь именно в такие моменты чаще всего возникают аварии. Открытые иллюминаторы помогают стюардессам видеть, что происходит за бортом. При возникновении поломки, задымлении двигателя бортпроводники тут же доложат ситуацию пилотам.

Да и самому пассажиру в случае возникновения аварийной ситуации нужно будет быстро сориентироваться и понять, что делать. Для этого предварительно перед посадкой шторки открывают, а свет в салоне гасят. Глаза авиапассажиров должны привыкнуть к естественному освещению. Ведь ночью вид из окна не такой, как в ярко освещённом салоне. Какое-то время человек не будет ничего видеть, но спустя пару секунд его глаза адаптируются к темноте и он сможет наблюдать за тем, что происходит внутри и за бортом самолёта.

При взлёте и посадке самолёта следует открывать иллюминаторы ещё для того, чтобы спасатели в случае аварии видели, что происходит в самом салоне. При посадке открывают шторки, чтобы пластмассовый материал, из которого они сделаны, при слишком жёстком приземлении вдруг не раскололся и не поранил пассажиров.

Как сделать иллюминатор еще надежнее?

Безопасность полёта зависит не только от уровня квалификации пилотов, но и от конструкции самого лайнера. Особое внимание уделяется именно окошкам. Ведь им в полёте приходится выдерживать сильные перепады давления и температур.

Внутри самого иллюминатора имеется свой особенный микроклимат. Давление между стёклами и внутренним салоном остаётся на одном уровне. Если бы показатели давления внутри окошка и в самом самолёте отличались, стекло треснуло бы, а мельчайшие осколки поранили бы пассажиров, сидящих у окна. Правда, лётные характеристики лайнера остались бы в норме.

Иллюминатор можно сделать ещё надёжнее, если изменить конструкцию самого самолёта. В том виде, в котором существуют современные авиалайнеры, форма окна считается идеальной.

Реактивный лайнер считается безопасными средством перевозки пассажиров. На борту есть много датчиков, информирующих пилота о возникающей поломке и работе всех систем. Взлёт и посадка разрешаются при благоприятных погодных условиях. Действия пилота согласовываются с диспетчерами аэропорта. Лайнеры оснащены автопилотом, который держит набранную высоту и скорость на протяжении нескольких часов. Сами пилоты могут только за ними наблюдать. Перед каждым полётом проверяется техническое состояние воздушного судна и здоровье лётчиков. Пассажиру нет смысла переживать, безопасность авиапутешествия всегда под контролем.

Зачем эта штука на пароходе?

Иногда задают вопросы по устройству судна. Это нормально. Но вот сам вопрос иногда ставит в тупик, ибо задан в такой форме, что сразу и не поймёшь, что имел в виду вопрошающий.

Например - Что за ажурная конструкция вокруг надстройки? И начинаешь искать на фото, где эта ажурная конструкция. Начинаешь уточнять. Начинается переписка. В конце концов выясняется, что спрашивали о крыльях мостика, и поддерживающих суппортах. Всё просто. Не просто с пониманием того, как всё это превратилось в ажурную конструкцию.

Так получилось и на этот раз. "Что за круглая штуковина на окне? Для чего?". Но тут я уже был готов, уточнил сразу - На лобовом иллюминаторе мостика? Да.

Стрелка указывает на круглую штуковину. А так она выглядит со стороны мостика, эта круглая штуковина. Стрелка указывает на круглую штуковину.

Не буду закручивать интригу, и нагнетать. Отвечу сразу, это центробежный стеклоочиститель. Также эту приблуду могут называть и диском Кента. Вроде как по фамилии изобретателя. Но это не точно. Не буду искать автора этой штуки. Точно другое - изначально этот стеклоочиститель изобрели для установки на автомобилях. Но получилось несколько громоздко, и обычные щётки-дворники оказались намного проще и удобнее в использовании. Тем не менее, даже в наше время этот диск используется на наземном транспорте.

Трамвай в Саппоро, Япония. Фото из Вики. Трамвай в Саппоро, Япония. Фото из Вики.

Как работает эта штука?

Например, снежный шквал. Залепляет мгновенно лобовые иллюминаторы, ничего не видно. Включаем центробежный очиститель. Электромотор раскручивает круглое стекло на большой скорости, и за счёт действия центробежной силы, весь снег, все капли воды убираются с этого стекла. Можно смотреть вперёд.

На некоторых судах диск может быть и в рамке, и с подогревом. На некоторых судах диск может быть и в рамке, и с подогревом.

Устанавливают эту штуку не на всех современных судах. Дело в том, на современных судах зачастую устанавливают обычные щётки-дворники, как на автомобилях. И систему омывания лобовых иллюминаторов. Нет, в систему омывания не заливают незамерзающую жидкость, моют обычной водой. Ну, в высоких широтах, там где есть риск заморозить эту систему, воду просто перекрывают, а для протирки иллюминатора выгонят матросика с тряпкой, тем более, что специальный мостик для таких случаев предусмотрен. Но не везде, да.

И дворники видно, и трубу с распылителями омывающей системы. Так вот и моют И дворники видно, и трубу с распылителями омывающей системы.

Более того, на многих судах, которые изначально планируют использовать для работы в высоких широтах, на судах ледового класса, устанавливают иллюминаторы с обогревом стекла.

Нам не повезло. Первый же рейс в минусовые температуры после приёмки судна с завода, и. косячок. Заводской. Заменили стёкла по гарантии. Нам не повезло. Первый же рейс в минусовые температуры после приёмки судна с завода, и. косячок. Заводской. Заменили стёкла по гарантии.

Устанавливают центробежный очиститель, конечно же, не только на морских судах. На речных судах, буксирах эта штука нужнее, чем на морских.

Вот и вся история про "круглую штуковину на окне".

Интересный факт. Как назвать правильно эту штуковину, с ответом затрудняются многие работники плавсостава. Как работает - знают, а как назвать - нет. И нет у этой штуки какого-то короткого или жаргонного названия. Кто во что горазд. Я слышал много версий.

Ну, и. как обычно. Для тех, кто знает, я не рассказал ничего нового. Но дополнения только приветствуются.

Вообще, к иллюминаторам мостика есть свои требования, и эти требования оформлены в виде правил. Другое дело, что правила иногда изменяют. А то некоторые начинают проводить всякие эксперименты с формами мостика, и получается не очень хорошо. Пример? Здесь - Крутолобые.

*Пароход. На морском сленге, все суда - пароходы, независимо от типа энергетической установки.

Значение слова «иллюминатор»


ИЛЛЮМИНА́ТОР 1 , -а, м. Герметически закрывающееся круглое окно (на корабле, в самолете и т. п.). Бортовые иллюминаторы. Задраить иллюминаторы.Зеленые волны с белыми пенными гребнями бились о крепкие круглые стекла иллюминаторов. Куприн, Жидкое солнце.

[От лат. illuminator — осветитель]

ИЛЛЮМИНА́ТОР 2 , -а, м. Специалист по устройству иллюминаций.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Иллюминатор (лат. illuminator — осветитель) — круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля, стене его надстройки или в верхней палубе для доступа света и свежего воздуха во внутренние помещения. Иллюминаторами также называются застеклённые, обычно круглые, окна подводных судов и летательных аппаратов. Исторически наиболее распространённая круглая форма иллюминатора вызвана тем, что круглое отверстие меньше ослабляет конструкцию, в которой оно проделано, а также большей технологической простотой изготовления круглых деталей (ранее рамы иллюминаторов изготавливались из литых латунных заготовок обработкой на токарных станках). В настоящее время широко распространены и прямоугольные иллюминаторы. Иллюминатор как правило герметичен (водонепроницаем). Для защиты во время сильного волнения иллюминатор часто имеет металлическую штормовую крышку, или на него может крепиться съёмный щиток.

Варианты конструкции корабельного иллюминатора включают:

открывающиеся и неоткрывающиеся (глухие) иллюминаторы с остеклением

иллюминаторы с металлической крышкой

иллюминаторы с круглым стеклом, приводимым во вращение электродвигателем для очистки от воды

ИЛЛЮМИНА'ТОР [илю], а, м. [от латин. illuminator — осветитель]. 1. Плотно закрывающееся круглое окно в борте судна (мор.). 2. Лицо, ведающее устройством иллюминации (спец.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

иллюмина́тор I

1. герметически закрывающееся окно с прочным стеклом (на корабле, в самолёте и т. п.)

иллюмина́тор II

1. специалист по устройству иллюминации

2. устар. мастер, вручную раскрашивающий гравюры, рисунки

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова тесёмочка (существительное):

Строительство



Тамбовская область в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда" планирует к 2025 году увеличить объемы жилищного строительства до 5,6 млн кв.м, сообщил глава областной администрации Александр Никитин. Тамбовская область всегда была среди лидеров по темпам жилищного строительства. Но задачи нацпроекта по вводу жилья очень серьезные.


Минстрой России существенно расширяет свой функционал – он фактически становится единым госзаказчиком строительства всей инфраструктуры России. О том, что Минстрой России получит функции единого госзаказчика объектов инфраструктуры, сообщили в пресс-службе вице-премьера РФ Марата Хуснуллина.


«Дом-пузырь» — это личный дом архитектора Грэма Бирчелла в Ипсвиче, основанный на серии из 11 пересекающихся куполов-пузырей. Бирчалл построил дом в 1980-х годах для исследования адаптируемой природы сфер. Купола имеют диаметр от 4 до 8 метров и придают всему зданию весьма необычный вид.


Минстрой разрабатывает стандарты безопасности проведения строительных работ на случай второй волны коронавируса, документ находится на согласовании в российском правительстве, пишет газета "Известия" со ссылкой на замминистра строительства и ЖКХ Никиту Стасишина.





Спрос на загородную недвижимость — коттеджи, дачи, таунхаусы — в Новой Москве вырос на треть. Об этом «Стройгазете» рассказали в загородном департаменте компании «Инком-Недвижимость», уточнив, что динамика зафиксирована по итогам второго квартала 2020 года относительно аналогичного периода 2019-го.


Правительство России внесло изменения в процедуру госзакупок в строительной отрасли – подписано соответствующее постановление №921 от 25 июня с.г. Процедура проведения государственных закупок строительных работ будет усовершенствована. Необходимые для этого изменения внесены в отдельные акты Правительства.



Проект СанПиНа, регулирующий работу детских учреждений, вызвал критику и замечания со стороны отраслевого сообщества. Об этом представители сразу нескольких некоммерческих организаций заявили в совместном письме на имя вице-премьеров Марата Хуснуллина, Татьяны Голиковой и руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой.



Технологии меняют все, что касается методов строительства. Экономия времени, сокращение отходов, повышение качества – волна инноваций действительно идет всем на пользу. При этом, безопасность на стройке является серьезной причиной для беспокойства. Поэтому важно то, что новые технологии могут создать предпосылки для изменений к лучшему.



Спикер Госдумы Вячеслав Володин выступил с важной инициативой в сфере жилищного строительства. По его словам, необходимо законодательно обязать местные власти обеспечивать возведение социальной инфраструктуры при строительстве жилых микрорайонов.



Программа поддержки индивидуального жилищного строительства может быть принята уже в 2020 году. Об этом заявил на ПМЭФ вице-премьер России Виталий Мутко. Проблема поддержки ИЖС обсуждалась, в частности, на сессии «Реформа строительной отрасли. Переход на новый механизм жилищного строительства».



Мособлдума приняла поправки в закон о тишине, ограничивающие разрешенное время ремонта квартир в новостройках региона. Теперь такие работы можно проводить с 8 до 21 часа в будни и с 10 до 22 часов в выходные.


В феврале текущего года Правительством РФ были утверждены изменения о предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.



Минстрой России выделит средства на региональное софинансирование строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в кварталах с готовыми новостройками.

В 2019-2024 годах в России планируется разработать и актуализировать 791 свод правил и ГОСТ в сфере строительства и проектирования. Об этом говорится в паспорте нацпроекта «Жилье и городская среда»

Почему окна самолета круглые? Причины, фото и видео

Иллюминаторы самолета

Интересно Содержание:

Окна самолета называются иллюминаторами. У современных лайнеров они всегда имеют закругленную форму – если не круглую, то обязательно овальную. Многие люди задаются вопросом, почему же была выбрана именно такая форма? Ведь в окнах домов, в автомобилях успешно применяются квадратные, прямоугольные окна. В чем же разница, случаен ли такой выбор?

Оказывается, что округлые иллюминаторы используются в самолетостроении совершенно не случайно, сама практика диктовала людям необходимость остановиться именно на такой форме.

Иллюминаторы самолетов до 50-х годов

Самолет Комета

Самолет Комета

На заре авиастроения действительно использовались прямоугольные иллюминаторы, больше напоминающие окна современных автомобилей. Они не вызывали никаких проблем вплоть до 50-х годов, до начала реактивной эпохи в авиастроении. Первые эксперименты в этом направлении были сделаны в Британии, где создали авиалайнер под названием Комета – уже реактивный, но со старыми прямоугольными иллюминаторами. Это был исключительный для своей эпохи самолет.

Интересный факт: авиалайнер Комета обладал герметичной кабиной и другими уникальными для того времени показателями. Но к 1954 году два самолета этой серии просто развалились в полете, что вызвало необходимость пересмотра их характеристик, особенностей устройства.

Почему пострадали самолеты Комета?

Трещины в стене от углов окон

Трещины в стене от углов окон

Окно в форме прямоугольника или квадрата имеет четыре слабые точки, которые находятся как раз по углам. Если подвергнуть любой существенной физической нагрузке, к примеру, дом с обычными прямоугольными окнами, можно заметить, что трещины пойдут именно от угловых частей окон, и уже затем начнут распространяться на все строение. На самолет при взлете, в процессе полета, также приходятся очень существенные нагрузки. При полете давление внутри корпуса самолета в целых 3 раза превышает показатели снаружи, при посадке показатели с обеих сторон корпуса выравниваются. На корпус самолета воздействуют также перепады температуры, которые вызывают небольшие изменения габаритов корпуса.

Интересно: Как и из чего делают сыр? Описание, фото и видео

В итоге при наличии квадратных или прямоугольных иллюминаторов в угловых частях накапливается так называемая усталость металла, они становятся хрупкими, уязвимыми. Это приводит в дальнейшем к разрывам металла именно в этих местах.

Именно это произошло с самолетами Комета. Изначально конструкторы и эксперты были в недоумении, не могли найти причину проблем. В дальнейшем, когда эмулировались многократные перепады давления на кабину в условиях лаборатории, было обнаружено, что корпус от этого начинает лопаться, разрывы же идут как раз от углов иллюминатора.

Под воздействием внешних факторов мелкие разрывы, трещины на фюзеляже быстро увеличиваются, корпус самолета буквально разрывает на куски, что и произошло с двумя бортами серии Комета. Слабое место, приводящее к авариям, было обнаружено.

Разработка круглых иллюминаторов для самолетов

Иллюминатор ТУ-134, вид изнутри

Иллюминатор ТУ-134, вид изнутри

Далее были проведены эксперименты над первыми бортами с округлыми иллюминаторами по современному типу. Многократные повторы, разнообразные тесты наглядно показали, что с ними такой проблемы не возникает. Округлые конструкции прижились в сфере авиастроения, они используются по сей день, так как не создают дополнительных рисков, избавляют от опасных ситуаций, полностью оправдывают свое применение. Современные самолеты летают еще быстрее, чем Кометы, они испытывают более значительные перегрузки, однако корпус успешно их выдерживает – во многом благодаря округлым иллюминаторам.

Округлые иллюминаторы равномерно распределяют приходящуюся на них нагрузку, не имеют свойства концентрировать ее в определенных точках. Кроме того, при выборе округлых форм проще обеспечить герметизацию салона, которая совершенно необходима при учете современных скоростей, высоты полета воздушного транспорта.

Сегодня в самолетостроении используются стекла с особым изгибом, с тщательно выверенным составом, которые встают на защиту безопасности пассажиров и экипажа. Они не только не передают концентрированную нагрузку на корпус, но и обладают защитой от риска возникновения трещин, других повреждений на своей поверхности.

Интересно: Почему потеют стекла в машине? Причины, что делать и фото

Таким образом, округлая форма иллюминаторов самолетов выбрана вовсе не случайно. Она исключает риск аварий, не концентрирует нагрузку на корпус. Практика показала, что на углах прямоугольных или квадратных иллюминаторов концентрируется нагрузка, эти места подвергаются повышенному износу, в дальнейшем – деформации, разрывам. В процессе полета это может привести к аварии, разгерметизации салона, разрыву металла корпуса.

Круглые иллюминаторы хорошо показали себя на практике, они не создают дополнительных рисков, потому активно применяются в авиастроении. Практика их применения составляет уже более 60 лет. Конструкторам нет нужды менять это решение, оно выбрано верно.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Иллюминатор - Porthole


Иллюминатора , иногда называемое окном иллюминатора или иллюминатор , как правило , представляет собой круглое окно используется на корпус из суден признать , свет и воздух. Хотя этот термин имеет морское происхождение, он также используется для описания круглых окон на бронетранспортерах , самолетах , автомобилях ( яркий пример - Ford Thunderbird ) и даже космических кораблях .

На корабле функция иллюминатора, когда он открыт, заключается в том, чтобы пропускать свет и свежий воздух в темные и часто влажные подпалубные помещения судна. Это также дает пассажирам, находящимся под палубой, ограниченный обзор внешнего мира. В закрытом состоянии иллюминатор представляет собой прочный водонепроницаемый, атмосферостойкий, а иногда и светонепроницаемый барьер.

Иллюминатор на корабле может также называться бортовым иллюминатором или бортовым иллюминатором (бортовым люком), как это официально называется в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море . Этот термин используется в Своде федеральных правил США . Он также используется в соответствующих правилах и положениях для постройки судов. Слово «бортовой иллюминатор» означает широкое употребление, включая любое закрытое или открытое отверстие в борту судна.

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология

Согласно Библиотеке военно-морского ведомства, слово «иллюминатор» не имеет ничего общего с его расположением на левом борту корабля, а возникло во время правления Генриха VII в Англии (1485 г.). Король настаивал на установке орудий слишком больших размеров для своих кораблей, и поэтому обычные методы крепления оружия на баке и кормовой части замка не могли быть использованы. Французскому кораблестроителю Джеймсу Бейкеру было поручено решить эту проблему, для чего он пробил борта корабля, чтобы орудие можно было установить внутри носового и кормового замков. На случай плохой погоды и когда пушки не использовались, отверстия были закрыты крышками, которые на французском языке назывались porte , что означает « дверь ». " Porte " была переведена на английский язык как "порт", а затем преобразована в иллюминатор. В конце концов, это стало означать любое отверстие в борту корабля, будь то для пушки или нет.

Структура


Латунный иллюминатор с откидным окном и штормовой крышкой


Ряды иллюминаторов можно увидеть на корпусе HMS Cornwall , британского тяжелого крейсера 1920-х годов.

Иллюминатор состоит как минимум из двух конструктивных элементов и в своей простейшей форме похож на любой другой тип окна по конструкции и назначению. Иллюминатор - это, прежде всего, круглый стеклянный диск, известный как «иллюминатор», заключенный в металлический каркас, который надежно прикручивается болтами к борту корпуса корабля. Иногда стеклянный диск иллюминатора заключен в отдельную раму, которая шарнирно прикреплена к базовой раме, чтобы ее можно было открывать и закрывать. Кроме того, многие иллюминаторы также имеют металлические штормовые крышки, которые при необходимости можно надежно прикрепить к окну. Основное назначение штормового покрытия, как следует из названия, - защитить окно от сильного волнения. Он также используется для предотвращения попадания света на нижние койки, когда предпочтительна темнота. Штормовой покров на морском языке называется мертвым светом. Штормовые укрытия также используются на военно-морских и торговых судах для предотвращения выхода внутреннего света с нижних причалов корабля и для защиты от вражеского огня. Откидные иллюминаторы и штормовые крышки доступны изнутри корпуса корабля и обычно крепятся в закрытом положении вручную, затягивая несколько поворотных резьбовых устройств, обычно называемых «собачками». Старые иллюминаторы можно определить по выступающей кромке их опорной плиты, глубина которой может достигать нескольких дюймов, что соответствует толщине деревянного корпуса.

Иллюминаторы имеют диаметр от нескольких дюймов до более двух футов и весят от нескольких фунтов до ста фунтов. Большая часть веса иллюминатора приходится на его стекло, которое на кораблях может иметь толщину до двух дюймов. Металлические компоненты иллюминатора также обычно очень тяжелые; они обычно отливаются в песчаные формы и изготавливаются из бронзы , латуни , стали , железа или алюминия . Чаще всего используются бронза и латунь, которые отличаются стойкостью к коррозии в морской воде . Конструкция иллюминатора такова, что он выполняет свои скромные задачи без ущерба для целостности корпуса корабля. Толстое стекло и прочная конструкция иллюминатора, плотно расположенные крепежные элементы и даже его круглая форма - все это способствует сохранению прочности корпуса и устойчивости к давлению обрушивающихся на него штормовых волн.

В последнее время на более крупных судах количество иллюминаторов сократилось. Круизные лайнеры имеют более высокие надстройки с большим количеством кают на верхней палубе, которые могут иметь большие окна и балконы. У большинства военных кораблей больше нет иллюминаторов на основных корпусах, поскольку они могут ослабить их, а современные суда имеют кондиционеры и сильное освещение под палубой, что означает, что они больше не нужны.

Иллюминаторы космических кораблей


Космонавт Сергей Крикалев перед иллюминатором компонента " Звезда " Международной космической станции.

Иллюминаторы космических кораблей должны быть сделаны из стекла, которое может выдерживать резкие перепады температуры, не растрескиваясь в результате теплового удара . Те, что установлены на Международной космической станции, были сделаны из кварцевого стекла на титановых каркасах, покрытых эмалью. Они были предназначены для открытия, хотя ни один вернувшийся космонавт этого не сделал. Окна также имеют кожухи или двери для защиты от микрометеоритов.

На космических капсулах « Аполлон» иллюминатор находился в люке, который космонавты использовали в начале и в конце каждого полета.

Иллюминаторы подводных лодок

Иллюминаторы на подводных лодках обычно делают из акрилового пластика. В случае подводных лодок для глубоких погружений толщина иллюминаторов может составлять несколько дюймов. Кромка акрила обычно имеет коническую форму, так что внешнее давление прижимает акриловое окно к сиденью. Обычно такие окна имеют не сферическую форму, а плоскую. Это уменьшает видимую область, но устраняет искажения, связанные с изогнутым стеклом.

Иллюминатор - Porthole


Иллюминатора , иногда называемое окном иллюминатора или иллюминатор , как правило , представляет собой круглое окно используется на корпус из суден признать , свет и воздух. Хотя этот термин имеет морское происхождение, он также используется для описания круглых окон на бронетранспортерах , самолетах , автомобилях ( яркий пример - Ford Thunderbird ) и даже космических кораблях .

На корабле функция иллюминатора, когда он открыт, заключается в том, чтобы пропускать свет и свежий воздух в темные и часто влажные подпалубные помещения судна. Это также дает пассажирам, находящимся под палубой, ограниченный обзор внешнего мира. В закрытом состоянии иллюминатор представляет собой прочный водонепроницаемый, атмосферостойкий, а иногда и светонепроницаемый барьер.

Иллюминатор на корабле может также называться бортовым иллюминатором или бортовым иллюминатором (бортовым люком), как это официально называется в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море . Этот термин используется в Своде федеральных правил США . Он также используется в соответствующих правилах и положениях для постройки судов. Слово «бортовой иллюминатор» означает широкое употребление, включая любое закрытое или открытое отверстие в борту судна.

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология

Согласно Библиотеке военно-морского ведомства, слово «иллюминатор» не имеет ничего общего с его расположением на левом борту корабля, а возникло во время правления Генриха VII в Англии (1485 г.). Король настаивал на установке орудий слишком больших размеров для своих кораблей, и поэтому обычные методы крепления оружия на баке и кормовой части замка не могли быть использованы. Французскому кораблестроителю Джеймсу Бейкеру было поручено решить эту проблему, для чего он пробил борта корабля, чтобы орудие можно было установить внутри носового и кормового замков. На случай плохой погоды и когда пушки не использовались, отверстия были закрыты крышками, которые на французском языке назывались porte , что означает « дверь ». " Porte " была переведена на английский язык как "порт", а затем преобразована в иллюминатор. В конце концов, это стало означать любое отверстие в борту корабля, будь то для пушки или нет.

Структура


Латунный иллюминатор с откидным окном и штормовой крышкой


Ряды иллюминаторов можно увидеть на корпусе HMS Cornwall , британского тяжелого крейсера 1920-х годов.

Иллюминатор состоит как минимум из двух конструктивных элементов и в своей простейшей форме похож на любой другой тип окна по конструкции и назначению. Иллюминатор - это, прежде всего, круглый стеклянный диск, известный как «иллюминатор», заключенный в металлический каркас, который надежно прикручивается болтами к борту корпуса корабля. Иногда стеклянный диск иллюминатора заключен в отдельную раму, которая шарнирно прикреплена к базовой раме, чтобы ее можно было открывать и закрывать. Кроме того, многие иллюминаторы также имеют металлические штормовые крышки, которые при необходимости можно надежно прикрепить к окну. Основное назначение штормового покрытия, как следует из названия, - защитить окно от сильного волнения. Он также используется для предотвращения попадания света на нижние койки, когда предпочтительна темнота. Штормовой покров на морском языке называется мертвым светом. Штормовые укрытия также используются на военно-морских и торговых судах для предотвращения выхода внутреннего света с нижних причалов корабля и для защиты от вражеского огня. Откидные иллюминаторы и штормовые крышки доступны изнутри корпуса корабля и обычно крепятся в закрытом положении вручную, затягивая несколько поворотных резьбовых устройств, обычно называемых «собачками». Старые иллюминаторы можно определить по выступающей кромке их опорной плиты, глубина которой может достигать нескольких дюймов, что соответствует толщине деревянного корпуса.

Иллюминаторы имеют диаметр от нескольких дюймов до более двух футов и весят от нескольких фунтов до ста фунтов. Большая часть веса иллюминатора приходится на его стекло, которое на кораблях может иметь толщину до двух дюймов. Металлические компоненты иллюминатора также обычно очень тяжелые; они обычно отливаются в песчаные формы и изготавливаются из бронзы , латуни , стали , железа или алюминия . Чаще всего используются бронза и латунь, которые отличаются стойкостью к коррозии в морской воде . Конструкция иллюминатора такова, что он выполняет свои скромные задачи без ущерба для целостности корпуса корабля. Толстое стекло и прочная конструкция иллюминатора, плотно расположенные крепежные элементы и даже его круглая форма - все это способствует сохранению прочности корпуса и устойчивости к давлению обрушивающихся на него штормовых волн.

В последнее время на более крупных судах количество иллюминаторов сократилось. Круизные лайнеры имеют более высокие надстройки с большим количеством кают на верхней палубе, которые могут иметь большие окна и балконы. У большинства военных кораблей больше нет иллюминаторов на основных корпусах, поскольку они могут ослабить их, а современные суда имеют кондиционеры и сильное освещение под палубой, что означает, что они больше не нужны.

Иллюминаторы космических кораблей


Космонавт Сергей Крикалев перед иллюминатором компонента " Звезда " Международной космической станции.

Иллюминаторы космических кораблей должны быть сделаны из стекла, которое может выдерживать резкие перепады температуры, не растрескиваясь в результате теплового удара . Те, что установлены на Международной космической станции, были сделаны из кварцевого стекла на титановых каркасах, покрытых эмалью. Они были предназначены для открытия, хотя ни один вернувшийся космонавт этого не сделал. Окна также имеют кожухи или двери для защиты от микрометеоритов.

На космических капсулах « Аполлон» иллюминатор находился в люке, который космонавты использовали в начале и в конце каждого полета.

Иллюминаторы подводных лодок

Иллюминаторы на подводных лодках обычно делают из акрилового пластика. В случае подводных лодок для глубоких погружений толщина иллюминаторов может составлять несколько дюймов. Кромка акрила обычно имеет коническую форму, так что внешнее давление прижимает акриловое окно к сиденью. Обычно такие окна имеют не сферическую форму, а плоскую. Это уменьшает видимую область, но устраняет искажения, связанные с изогнутым стеклом.

Читайте также: