Устройство бортового камня из монолитного бетона

Обновлено: 18.04.2024

Устройство монолитных бордюров с помощью бетоноукладчика и бордюроукладчика

Всё чаще на практике мы сталкиваемся с технологией скоростной укладки бордюров с помощью специализированных бордюроукладчиков и бетоноукладчиков со скользящей опалубкой. За счет максимальной механизации процесса удается достигнуть снижения ручного труда, логистических затрат, сроков строительства.

Наш бордюроукладчик и бетоноукладчик возможно использовать для устройства бордюров и лотков шириной до 1 метра и с минимальным радиусом закругления 60 см. Наши машины маневренные и легкие в управлении, позволяющие выдерживать необходимый заданный уклон, а качество укладки на выходе не требует дальнейшей отделки и обработки полученной конструкции.

Бордюроукладчик обладает телескопической рамой, которая позволяет в ходе бетонирования изменять ширину элемента, если в этом есть необходимость. Выглаживающие поверхности скользящей формы сделаны из материалов ,обеспечивающих отличную отделку поверхности бетона, единственный нюанс в том, что необходимо серьезно отнестись к подбору состава бетонной смеси и вести ответственный входной контроль (подвижность бетона). Полученные бордюры получается с высокой плотностью и прочностью, без стыковочных швов , что повышает их долговечность.

Конструкция рабочих органов бетоноукладчика обеспечивает точное профилирование основания и минимальные потери бетонной смеси при устройстве бордюра. Быстрая замена профилей может позволить в течение одной смены бетонировать конструкции различных форм и размеров, а высокая мобильность установки обеспечивает быстрое перемещения в необходимое место укладки смеси.

Технология скоростной укладки бетонных профилей предлагает существенные преимущества и постепенно распространяется в Российской Федерации, компания «Аэродорстрой», одна из немногих организаций владеющих данной прогрессивной технологией. Выбрав нашу фирму в качестве подрядчика, мы в сжатые сроки и с надлежащим высоким качеством выполним весь комплекс работ по бетонированию аэродромного и дорожного покрытия со всеми сопутствующими элементами (бордюры,лотки, барьерное ограждение).

ГЭСН 27-02-015-02

Устройство бортового камня из монолитного бетона бетоноукладчиком-планировщиком со скользящими формами: на прямом участке

ЛОКАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ ВЕДОМОСТЬ ГЭСН 27-02-015-02

ЗНАЧЕНИЯ РАСЦЕНКИ

Расценка содержит только прямые затраты работы на период 2000 года (цены Москвы и Московской области), которые рассчитаны по нормативам 2009 года. Для составления сметы, к стоимости работы нужно применять индекс пересчёта в цены текущего года.

Вы можете перейти на страницу расценки, которая рассчитана на основе нормативов редакции 2014 года с дополнениями 1
Для определения состава и расхода материалов, машин и трудозатрат применялись ГЭСН-2001

ТРУДОЗАТРАТЫ

СМЕТНАЯ ПРОГРАММА ON-LINE ФСНБ-2020

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

РАСХОД МАТЕРИАЛОВ

ИТОГО ПО РЕСУРСАМ: 1 977,52 Руб.

ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 1 997,16 Руб.

Посмотрите стоимость этого норматива в редакции 2020 года открыть страницу

Сравните значение расценки со значением ФЕР 27-02-015-02

Для составления сметы, расценка требует индексации перехода в текущие цены.
Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2009 года в ценах 2000 года.
Для определения промежуточных и итоговых значений расценки использовалась программа DefSmeta

ГЭСН 27-02-015-03

Устройство бортового камня из монолитного бетона бетоноукладчиком-планировщиком со скользящими формами: на радиусном участке

ЛОКАЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ ВЕДОМОСТЬ ГЭСН 27-02-015-03

ЗНАЧЕНИЯ РАСЦЕНКИ

Расценка содержит только прямые затраты работы на период 2000 года (цены Москвы и Московской области), которые рассчитаны по нормативам 2009 года. Для составления сметы, к стоимости работы нужно применять индекс пересчёта в цены текущего года.

Вы можете перейти на страницу расценки, которая рассчитана на основе нормативов редакции 2014 года с дополнениями 1
Основанием применения состава и расхода материалов, машин и трудозатрат являются ГЭСН-2001

ТРУДОЗАТРАТЫ


График производства работ. Автоматическое построение по смете.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

РАСХОД МАТЕРИАЛОВ

ИТОГО ПО РЕСУРСАМ: 2 197,64 Руб.

ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 2 231,86 Руб.

Посмотрите стоимость этого норматива в редакции 2020 года открыть страницу

Сравните значение расценки со значением ФЕР 27-02-015-03

Для составления сметы, расценка требует индексации перехода в текущие цены.
Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2009 года в ценах 2000 года.
Для определения промежуточных и итоговых значений расценки использовалась программа DefSmeta

Технология заливки монолитных бетонных бордюр сразу в дорожках

Ранее раз писал, что недорогими, долговечными и легкими в монтаже дорожками являются дорожки и площадки с покрытием из вибропрессованной брусчатки. Но есть «ложка дегтя» в этом способе – это монтаж бордюр. Без них брусчатка будут расползаться с образованием щелей. Нужны бордюры. Монтаж бетонных бордюр – это использование мокрых работ по их бетонированию.

В этой статье предлагал вариант замены бетонным бордюрам – фиксация брусчатки на пластиковые.

Предлагаю в этот раз обсудить еще один способ – заливка монолитных бордюр сразу в дорожках с использованием специального оборудования и кустарных приемов.

Существует небольшое по размеру оборудование (не больше мотоблока), которое методом виброукладки бетона позволяет получить монолитный бордюр для дорожек с плавными изгибающимися линиями.

Особенно этот способ подойдет для создания клумб. И для тех компаний, кто занимается ландшафтным дизайном, печатным бетоном.

Комплект оборудования для таких работ. По ссылке к фотографии можно почитать описание, характеристики и принцип получения бордюр.

Процесс показан в этом коротком ролике:

Мобильная установка называется «Бордюрная машина». Бордюр делают методом прессования полусухой или очень густой бетонной смеси. После выдавливания бордюра из этого «экструдера» - его заглаживают гладилками и наносят рельеф валиком или пропечатывают другим инструментом. Для того, чтобы бордюр не трескался при термоусадке и от морозного пучения грунта – на каждый метр длины делают швы, совпадающие с рисунком.

Идея для тех, кто занимается прокатом инструмента. Приобретайте и сдавайте в аренду самостройщикам и сами выполняйте эти работы. С помощью такого оборудования можно получить эксклюзивный вид дорожек.

А пока это оборудование в аренду можно найти не в каждом городе – монолитные «гибкие» бордюры можно залить своими руками:

Для этого понадобится фанера 5 мм, лучше ламинированная (она водостойкая). Из нее делаем опалубку по размеченному контуру и выкладываем густую бетонную смесь (пропорции цемент-песок 1 к 3 и можно добавить красящий пигмент для бетонов). Далее трамбуем и заглаживаем фигурной гладилкой, изготовленной из полоски жести с прикрученной ручкой.

Процарапываем рисунок после начала застывания бетона или делаем его фактурным валиком сразу после заглаживания. Фактурный валик можно сделать из обычного ворсового валика, обмазанного силиконом.

Но эта технология не намного дешевле покупных бетонных бордюр. И ей воспользоваться имеет смысл, только если делать именно «гибкие» бордюры с плавными поворотами дорожек или бордюр для клумб.

Фотографии взяты из открытых источников, с сервиса Яндекс.Картинки

Устройство бортового камня из монолитного бетона

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТАНОВКА БЕТОННЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

- установка бетонных бортовых камней

- 100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:

- геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;

- подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;

- устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;

- устройство основания h=0,10 м из бетона;

- установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;

- дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;

- обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;

- заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.4. Электростанция Honda ET12000

Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.

2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Устройство бортового камня из монолитного бетона

КАМНИ БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ БОРТОВЫЕ

Concrete and reinforced concrete curbs. Specifications

ОКП 57 4612; 58 4621

Дата введения 1992-01-01

1. РАЗРАБОТАН Мосстройкомитетом и Главмосархитектурой при Мосгорисполкоме, Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР

2. ВНЕСЕН Мосстройкомитетом при Мосгорисполкоме

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 03.04.91 N 13

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

1.3.18, 1.3.19, приложения 2, 3

1.3.18 приложение 2

Вводная часть, 1.3.10, 1.3.11, 1.3.14

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2002 г.

Настоящий стандарт распространяется на бетонные и железобетонные бортовые камни (далее - камни), изготовляемые из мелкозернистого (песчаного) и тяжелого бетонов по ГОСТ 26633 в климатическом исполнении УХЛ по ГОСТ 15150, предназначенные для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок и т.п.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Камни следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.2. Основные параметры и размеры

1.2.1. Камни делят на типы:

БР - прямые рядовые;

БУ - прямые с уширением;

БУП - прямые с прерывистым уширением;

БЛ - прямые с лотком;

1.2.2. Марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл.1, а размеры и показатели материалоемкости камней - в приложении 1.

Устройство бортового камня из монолитного бетона

Технические рекомендации
по устройству дорожных конструкций из литых бетонных смесей

Дата введения 2004-05-03

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 30 декабря 2003 г.

"Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций из литых бетонных смесей разработаны кандидатами технических наук Л.В.Городецким, Р.И.Бега, научным сотрудником А.М.Балашовым, инженером В.Ф.Деминым, (лаборатория дорожного строительства ГУП "НИИМосстрой")

В технических рекомендациях обобщены научно-технические разработки ГУП "НИИМосстрой", НИИЖБ, СоюздорНИИ, ВНИИжелезобетона, зарубежных фирм, а также учтен опыт дорожно-строительных организаций. Технические рекомендации разработаны на основе научно-исследовательских и экспериментально-производственных работ лаборатории дорожного строительства ГУП "НИИМосстрой", обобщения отечественных и зарубежных исследований, а также опыта строительства и эксплуатации дорожно-строительных организаций Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города по строительству и эксплуатации городских дорожных одежд, построенных с применением литых бетонных смесей.

Технические рекомендации согласованы с ОАО "Гордорстрой", ОАО "Инждорстрой", ОАО "АБЗ-1".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие технические рекомендации распространяются на строительство монолитных бетонных покрытий и оснований из литых бетонных смесей, в том числе с продуктами переработки бетона, железобетона, асфальтобетона, изношенных автопокрышек частично взамен природных заполнителей при строительстве магистральных улиц районного значения, тротуаров, отмосток, площадок различного назначения, внутриквартальных дорог как при двухстадийном строительстве в районах новой жилой застройки, так и одностадийном при благоустроительных работах в жилых комплексах, у детских и учебных заведений.

На участках дорог с затяжными подъемами и спусками с продольным уклоном более 40‰, на остановках общественного транспорта и в зонах интенсивного торможения подвижного состава, местах сопряжений с дождеприемными смотровыми колодцами и бортовыми камнями, а также в условиях сжатых сроков строительства и во всех случаях при повышенных требованиях к эксплуатационным показателям улиц и дорог рекомендуется использовать в конструкциях бетонные смеси, армированные металлическими фибрами.

1.2. Технические рекомендации разработаны с учетом действующих нормативных документов и альбомов типовых проектов "Конструкции дорожных одежд для г.Москвы часть I и II СК 6101-97 "Конструкции дорожных одежд с использованием продуктов переработки промышленных и строительных материалов" СК 6117-00".

1.3. Литую бетонную смесь получают из жесткой или малоподвижной смеси путем введения добавки-суперпластификатора. Суперпластификатор вводится в бетонную смесь полностью или частично в заводских условиях, на строительном объекте, непосредственно перед ее укладкой в конструкцию.

1.4. Доставка бетонной смеси к месту укладки должна осуществляться автобетоносмесителями.

1.5. Технология строительства конструкций из литых бетонных смесей отличается от технологии строительства из пластичных смесей необходимостью предварительной установки опалубки или бортовых камней, отсутствием распределяющих механизмов, особенностями в устройстве температурных швов и в некоторых других конструктивных и технологических деталях.

1.6. Литьевая технология устройства дорожных конструкций может применяться при положительной и отрицательной (до -15 °С) температуре наружного воздуха.

При отрицательных температурах строительство конструкций выполняется из бетонной смеси, модифицированной комплексными добавками на основе противоморозных и суперпластификаторов.

2. КОНСТРУКЦИИ УЛИЦ И ДОРОГ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

2.1. Дорожные конструкции различного назначения с цементно-бетонными покрытиями и основаниями из литой смеси, в том числе с использованием продуктов переработки, цементно- и асфальтобетонных конструкций, изношенных автопокрышек, металлических фибр, а также известняков слабых пород, должны устраиваться с учетом требований проектов, альбомов СК 6107-97, СК 6117-00 и настоящих технических рекомендаций.

2.2. Конструкции улиц и дорог различного назначения (Приложение 1) с использованием литых бетонных смесей включают следующие элементы:

- песчаный подстилающий слой;

- технологический слой (в случае необходимости);

- основание из литой смеси, в том числе модифицированной продуктами промышленных отходов или с использованием известняков местных слабых пород;

- полиэтиленовую пленку, пергамин в случае укладки литой смеси по песку или щебню;

- покрытие из литой смеси, в том числе, дисперсно-армированной или с использованием резиновой муки.

2.3. Вариант совмещенной конструкции дороги, тротуара и отмостки с покрытием из литой бетонной смеси представлен на рис.2.1.

Рис.2.1. Дорожные конструкции с покрытием из литых бетонных смесей:

1 - бетонное покрытие тротуара; 2 - бортовой камень; 3 - бетонное покрытие дороги;
4 - пергамин, полиэтиленовая пленка; 5 - песок; 6 - бетонная отмостка

Примечание: В случае устройства основания под бетонное покрытие из щебня, укатываемого бетона или литой бетонной смеси, в т.ч. с использованием продуктов отходов промышленности или известняков, пергамин или полиэтиленовая пленка не укладывается.

2.4. Варианты конструктивных слоев дорог различных категорий, выполненных из литых бетонных смесей, в том числе модифицированных продуктами промышленных отходов, металлическими фибрами, а также с использованием известняков местных слабых пород приведены в приложениях 2 и 3.

2.5. Конструкции, предназначенные для движения построечного транспорта, а также магистральные районного значения и внутриквартальные дороги рассчитывают на автомобильную нагрузку Н-30; конструкции, устраиваемые при благоустроительных работах у жилых зданий и учреждений соцкультбыта, а также тротуаров и отмосток, рассчитывают на Н-10.

Толщина конструктивных слоев в зависимости от категории дороги принимается по проекту или в соответствии с требованиями альбомов СК 6101-97, СК 6117-00.

2.6. Основные характеристики дорожных бетонов из литых цементно-бетонных смесей, в том числе с использованием продуктов промышленных отходов и известняков слабых пород, металлических фибр должны быть не ниже приведенных в табл.2.1.

Нормативные характеристики дорожных бетонов из литых цементно-бетонных смесей

Устройство бортового камня из монолитного бетона

Установка бортовых камней (или бордюров) является важным этапом в работах по устройству мощения. Поговорим о том, почему это важно, какие существуют правила установки бордюров, а также какой ассортимент бордюров предлагает современный производитель.

Закрепление краевых участков мощения бордюром - надежный способ повысить эксплуатационные качества и продлить срок службы тротуарного покрытия.

Так как мощение воспринимает внешнюю эксплуатационную нагрузку за счет заклинки элементов, то край тротуарного покрытия (будь-то городской тротуар или садовая дорожка) должен быть надежно зафиксирован бетонным бордюром или другими способами - гранитным бордюром, металлическими полосами, мелкоштучными элементами мощения.

Бордюр позволяет предотвратить постепенное вымывание или вынос материала из подстилающего слоя и последующее разрушение мощения (т.н. расползание тротуарной плитки). Также бордюр выполняет функцию разделения границ - например, между мощением и газоном, или между мощением и дорожным полотном.

Бордюр устанавливается на жесткий бетон или гарцовку и закрепляется раствором по торцам.

Технология установки бортового камня

Технология установки бордюра подразумевает устройство бетонного основания по песчаной или щебеночной подушке.

B ходе работ выполняются следующие технологические операции*:

  • отрывка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение в нем грунта основания;
  • устройство выравнивающего слоя из песка или фракционного щебня;
  • устройство основания из мелкозернистого бетона (класс В15, М200)
  • установка бортовых камней нa бетонное основание;
  • дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;
  • осаждение бортового камня до проектной отметки;
  • заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором с расшивкой;
  • устройство мощения или отсыпка грунта газона с обратной стороны бордюра.

* Полная информация по установке бортовых камней (нормативы, схемы) содержится в документе: “Технологический регламент на установку бетонных бортовых камней. ТР 1.1-2017. СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства». CПбГКУ «Центр комплексного благоустройства», Cанкт-Петербург, 2017 г.

Устройство подстилающего слоя и бетонного основания

Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м.

По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют.

Фото: Подготовка траншеи

На песчаное основание устанавливаются «легкие» - тротуарные или садовые - бордюры (марка БР.100.20.8, БР.50.20.8), когда они должны быть в один уровень с тротуарным покрытием. Во всех остальных случаях бортовые камни (дорожные, магистральные) должны устанавливаться на щебеночное основание.

Для устройства подстилающего слоя применяются:

  • пески средние и мелкие II класса (по ГОСТ 8736)
  • пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324
  • щебень фракции от 20 мм до 40 мм, марки по дробимости не ниже M600, толщиной h=0,10м

Для устройства подстилающего слоя не рекомендуется использовать сухую песчано-цементную смесь. Так как подстилающий слой не является несущим, то применение вяжущего (цемента) при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого, использование цемента может являться дополнительным источником высолообразования - появления белых пятен - на поверхности тротуарной плитки.

Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя. Она устанавливается по месту. Для песчаного основания запас составляет ≈ 1,0-1,5 см.

Следует учитывать, что после монтажных работ посадки камней/плитки поверхность тротуарного покрытия должна возвышаться над верхом бортового камня примерно на ≈ 0,5 см как запас на осадку покрытия в ходе эксплуатации.

Запас на усадку.jpg


Рис: Мощение должно быть выше уровня бортовых камней на 3-10 мм:

На подготовленном подстилающем слое устанавливают бетонное основание (при заливке монолитного бетона используют сборно-разборную опалубку из досок) .

Устройство бетонного основания осуществляется вручную, путем укладки и разравнивания мелкозернистого или тяжелого бетона класса B15 (M200) до отметки низа бортового камня.

Схема установки бортового камня

На свежеуложенное бетонное основание устанавливают бортовые камни. Перед установкой торцы бордюров должны быть очищены от грязи.

По вынесенным отметкам или с помощью нивелира / тахеометра выставляют маячные бортовые камни. Затем по маячному шнуру, натянутому между забитыми у маячных бортовых камней металлическими штырями нa высоте, соответствующей отметке верхней кромки камней, выставляют остальные бордюры.

Фото: Установка садового бордюра

Бордюры устанавливают лицевой стороной вплотную вдоль натянутого шнура. Каждый камень плотно укладывают в бетонную смесь, обращая внимание нa плотность прилегания камней и нa ровность внешней и верхней стороны линии борта. При необходимости бортовые камни осаживают ударами ручной трамбовки по доске, уложенной по верху камня. В случае, когда бортовой камень по верху не выровнять, выбирают бетон из-под основания камня. Последующие бортовые камни укладывают по первоначальному камню.

Рис: Схема установки бортового камня:

Схема установки бортового камня

Проверяют горизонтальность верха установленного бортового камня по нивелиру‚ прямолинейность боковой плоскости по визиркам. Ширина швов между бортовыми камнями не должна превышать 5мм. По окончанию проверки, расшиваются швы между бортовыми камнями.

Швы и стыки между бордюрами должны быть тщательно заделаны, чтобы предотвратить вымывание подстилающего слоя.

Расшиваются швы в два этапа: cначала обмазываются со всех сторон цементным раствором сметанообразной консистенции (раствор 1:2) с отверстием сверху, которое затем заполняется более жидким цементным раствором (раствор 1:4).

Ha закругленнных участках бордюры устанавливают так же, как и нa прямых, предварительно произведя разбивку очертания кривой по шаблону, изготовленному из тонкой доски или по шнуру. На закруглениях применяют специальный лекальный (изогнутый) бортовой камень или укороченный бордюр БР 50.20.8 (только для тротуаров и садовых дорожек).

Фото: Использование бордюра БР 50.20.8 для создания радиусной дорожки:

Правильность установки бортовых камней проверяется с помощью рейки и шнура. Бортовые камни должны устойчиво лежать нa бетонном основании, линия установленных камней должна быть прямой на прямых участках и иметь плавное очертание на участках закругления.

Обратите внимание! Установка бортового камня должна произойти не позже, чем за 3 суток до начала работ мощению (устройства тротуарного покрытия) для того‚ чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бордюрами набрали достаточную прочность.

Фото: Работы по установке бордюра для садовой дорожки:

Ассортимент и декоративные функции бордюров, садовые бордюры

Завод “Цемсис” производит широкий ассортимент бетонного бортового камня по современной технологии двухслойного вибропрессования в соответствии с ТУ 23.61.11-001-09644561-2019 и ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. ТУ».

В соответствии с назначением, существует несколько категорий бортового камня:

  • Дорожные бордюры БР 100.30.15 и БР 100.30.18 предназначены для разделения автомобильных дорог от пешеходных зон.
  • Тротуарный бордюр БР 100.20.8 применяется повсеместно при благоустройстве городских объектов - парков, скверов, дворов, пешеходных дорожек, а также при обустройстве территории частных придомовых участков.
  • Садовые бордюры БР 50.20.8предназначены для благоустройства частных объектов - садовых дорожек, террас, отмостки вокруг дома.
  • Укороченная форма создает удобство при создании радиусных дорожек
  • Широкая цветовая гамма позволяет заказать бордюр в тон выбранной тротуарной плитки
  • Легкость монтажа благодаря небольшому весу изделий

Фото: Использование фактурного бордюра БР 50.20.8 для выполнения отмостки вокруг дома:

Любой участок, оформленный при помощи внешне привлекательного садового бордюра, принимает органичный и законченный облик.

Вы можете получить профессиональную консультацию по вопросам выбора и установки бортовых камней в отделе продаж компании “Цемсис” по тел. 8 812 665-51-10.

Устройство бортового камня из монолитного бетона

Бортовой камень – это бетонное изделие, которое применяется для разделения проезжей части пешеходной дорожки, а также отделения газонов, парковок, велосипедных дорожек. Бортовой камень изготавливается в соответствии с ГОСТом.

ГК «Автодороги» при укладке бортового камня применяет специализированную технику – бетоноукладчики. Одна из лучших машин в своём классе – Wirtgen SP 15 используется для устройства монолитного бортового камня. Машина применяется для производства бордюров, водостоков, барьеров и тротуаров.

Технология установки монолитного бортового камня состоит в том, что бетоноукладчик, со специальной скользящей опалубкой, или формой, прямо на месте с высокой скоростью формирует готовый монолитный цементобетонный профиль, который не требует дальнейшей обработки. Таким образом, за счёт механизации данная технология позволяет максимально уменьшить ручной труд, в отличие от укладки готовых железобетонных элементов.

Однако при этом возрастают требования к составу цементобетонной смеси, ведь ограждение не проходит термообработку и должно в естественных условиях набрать прочность не ниже, чем у ЖБИ промышленного производства. Еще одно преимущество новой технологии в том, что монолитный бортовой камень способен повторять изгибы дороги.

«Малые формы» – бордюры и водостоки – выполняются без армирования. В зависимости от консистенции бетонной смеси подбирается скорость движения укладчика и мощность вибрации. В готовом бордюрном камне, не менее, чем через сутки после укладки бетонной смеси, при помощи шванарезчика нарезаются температурные швы. Расстояние между температурными швами определяется расчётом.

После окончания бетонных работ контролируется ровность поверхности в плане, высотные отметки и уклон бордюрного камня. Один раз в смену отбирается проба бетонной смеси для изготовления стандартных образцов – кубиков и определяется прочность бетона на сжатие в дорожно-строительной лаборатории.

Читайте также: