Укладка тротуарной плитки на асфальт

Обновлено: 02.05.2024

Укладка тротуарной плитки поверх асфальтирования: как сделать

Ремонт или обновление выложенных ранее асфальтом или бетоном дорожек при помощи размещения плитки – вещь неоднозначная. С одной стороны, зачастую рекомендуется осуществить их демонтаж, с другой стороны, его осуществление займёт время. Потому мнения, как поступать в такой ситуации, заметно расходятся. Но часто применяется именно укладка поверх такого покрытия. Потому стоит подробнее ознакомиться с её особенностями и нюансами. Иногда ведь так хочется, например, преобразить дорожки в саду, не прилагая излишних усилий по капитальной переработке пространства. Тогда укладка тротуарной плитки поверх асфальтирования как раз кстати.

Достоинства подхода

Многие не знают, можно ли класть тротуарную плитку на асфальт, но это правда реально. Такой подход значительно экономит время, позволяет усилить старую поверхность, улучшить её визуальные качества. Не нужно убирать покрытие при наличии трещин, бугров и прочих дефектов, всё реально выровнять при помощи подобного укладывания второго слоя. Это не очень дорогой и качественный ремонт, преображающий любой тротуар за короткое время, без пыльных шумных работ и долгого ожидания, пока поверхность подготовится к хождению по ней.

Укладка тротуарной плитки поверх асфальтирования

Недостатки подхода

Часто высказываются аргументы против того, можно ли укладывать тротуарную плитку на асфальт. Говорят, что это приводит к оседанию или повреждению. Причина – асфальт не проводит воду, под ним образуется немалое количество конденсата, постепенно подмывающего грунт. Между стыками плитки собирается вся не пропущенная влага, что ведёт к разрушению поверхности. Потому удаление асфальта многими считается приоритетным вариантом. Недостатков, приведённых выше, реалистично избежать, осуществив укладку правильно.

Подготовка поверхности

Тут применяют обычные сельскохозяйственные грабли.

Слой песка уплотняется при помощи тщательного полива водой (традиционная лейка подойдёт). Создаётся ещё один слой, из особой смеси песка и цемента. Многие изготавливают её самостоятельно. Берут 3 части первого компонента и 1 часть второго. Тщательно перемешивают. Реально не возиться с этим, тогда приобретают готовый вариант в любом спецмагазине. Слой выкладывается толщиной до 5 сантиметров. Затем он аналогично смачивается водой. Смесь для укладки тротуарной плитки схватывается, крепче держит материал покрытия, не даёт ему неправильно смещаться.

Слой песка выравнивает поверхность

Стяжка

Обязательно нужно делать высоту опалубки ровно такой же, как и высоту дальнейшей заливки.

Происходит заливка, равномерная, аккуратная. Она оставляется на пару дней, закреплённые доски опалубки сносятся, края присыпаются грунтом, это исключит их повреждение. После этого осуществляется укладка.

Стяжка

Процесс укладки

Разберёмся, как положить тротуарную плитку на асфальт. Непосредственный процесс укладки не имеет никаких особых сложностей или особенностей. Вы размечаете поверхность, чтобы укладка происходила максимально ровно. Затем шаг за шагом выкладываете плитку, выравнивая её. Если она вдавлена, под неё подкладывается небольшой слой песка, если она выступает, по ней потихоньку постукивают киянкой. Далее ждут некоторое время – и по поверхности реально ходить. При необходимости обустраиваются бордюры, если есть риск, что материал поедет. Их устанавливают на бетонную подушку, бордюры должны незначительно выступать над общей поверхностью, несильно.

Процесс укладки плитки на асфальт

Маленькие хитрости

Есть советы, которые стоит соблюдать, чтобы осуществить качественную укладку. В частности необходимо отслеживать состояние асфальта. Лучше если вы знаете его точный возраст. Его внешний вид порой мало говорит о его состоянии. Покрытие, кажущееся хорошим и надёжным, подводит, если оно слишком старое. Не обойтись без дорогостоящего и сложного ремонта.

Если вы точно знаете, что материал излишне старый, не нужно рисковать, демонтируйте, это в дальнейшем только лишь окупится. Тогда укладка тротуарной плитки (не снимая старого асфальта) является недопустимой.

Ещё одна незначительная хитрость заключается в том, что в асфальте перед осуществлением укладки рекомендуется просверлить несколько отверстий. Это делается для того, чтобы вода могла достаточно беспроблемно просачиваться через основание. Чем больше отверстий проделано, тем оптимальнее готовый результат. Проделывают их при помощи обычного перфоратора до осуществления всех остальных работ, рассмотренных в материале.

Вопрос стоимости

Позволит ли укладка плитки сэкономить, либо выложить новый асфальт дешевле? Разберёмся детальнее, что дешевле, асфальт или тротуарная плитка. Асфальт точно дольше укладывать с точки зрения затрат времени. В них обязательно необходимо включить ещё и время на демонтаж старого покрытия, что бывает непросто, если делать это аккуратно и качественно. По цене он обходится дороже, примерно в полтора раза или чуть меньше, но эти показатели будут компенсироваться сложностью укладки. Плитку реально выложить самостоятельно, причём быстро и качественно.

Её реально даже самостоятельно изготовить, для чего потребуется расформовочный стол для тротуарной плитки и особая смесь, что можно приготовить самостоятельно. Ещё преимущество – покрытие из плитки продержится дольше, чем асфальтированное. Его придётся реже менять, а когда это необходимо, замена осуществится гораздо проще – реально поменять отдельные элементы, не перекраивая всё с нуля. Асфальт дешевле, но в долгосрочной перспективе его переделка не настолько окупится. Но ситуации бывают разные, нужно разбираться во всех индивидуальным образом.

Укладка бордюров для тротуарной плитки – достаточно простая и доступная для самостоятельного выполнения задача, что не отменяет ее важности. Бордюр выполняет сразу две функции – служит в качестве декоративного оформления, отделяя покрытие от остальной территории и придавая ему завершенный вид, а также защищает плитку от деформации.

Мастера утверждают, что игнорировать укладку данного элемента не стоит, особенно когда речь идет об ограниченных зонах (узкие садовые дорожки, определенные фрагменты покрытия и т.д.). Установка бордюра для тротуарной плитки в разы продлевает срок службы всего покрытия, защищает его от внешних агрессивных факторов, сохраняет целостным.

Современные производители предлагают большой выбор бордюров для мощения тротуаров и садовых дорожек – из пластика, резины, камня, клинкера, полимера и других материалов. И даже если решено было отказаться именно от бордюра, все равно стоит подумать о том или ином виде окантовки – водостоке, стальном уголке или другом варианте, которых сегодня представлено множество.

виды бордюра для тротуарной плитки

Виды бордюров

Изначально бордюры использовали для разграничения тротуарного и дорожного полотна. Сегодня же элемент чаще всего выполняет декоративную функцию, помогает формировать границы дорожных, пешеходных зон.

Бордюр хорошо держит облицовку, не позволяя ей разъезжаться в стороны. Что касается оформления, то бордюры можно найти из разных материалов, любых форм, конфигураций, цветов. Из чего делают бордюры:
  • Бетон – это может быть просто бетонный бордюр или с армированием, которое повышает прочность и надежность, продлевает срок эксплуатации. Для изготовления элемента используют бетон М400.
  • Камень – элементы нарезают из цельного камня, обеспечивая нужный размер и форму. Такие изделия особенно прочные, но предполагают высокую стоимость. Правда, и смотрятся очень красиво и дорого: за счет натуральной фактуры бордюр получается оригинальной расцветки, с уникальным дизайном.
  • Искусственный камень – бордюр производят из бетона и каменной крошки. После заливки и застывания элементы шлифуют, придавая естественный вид. От натурального камня такой бордюр практически не отличается, но стоит значительно дешевле.
  • Клинкер – от клинкерного кирпича отличается размерами и формой. Технология производства та же, поэтому бордюр приобретает особенный цвет, который ни с чем не спутать.
  • Смесь полимера и песка – производится по тому же принципу, что и полимер-песчаная черепица: компоненты смешивают, нагревают до полуготовности, формуют. При добавлении в смесь керамзита удается понизить вес. Укладка тротуарной плитки и бордюров такого типа обойдется дешевле всего. Но материал обладает некоторыми недостатками: расширяется при нагреве, предполагает минимальный выбор цвета и форм, не очень прочный.
  • Резина – такие элементы изготавливают из крошки, которую получают путем переработки автомобильных шин. Резиновые бордюры не боятся влаги и высокой/низкой температуры, но считаются пожароопасными.
  • Пластик – самый новый материал для производства бордюров, который постепенно набирает популярность. Но ввиду низкой прочности пластика и выцветания под воздействием ультрафиолета используется реже, чем мог бы. Тем не менее, небольшая цена и огромный выбор в плане размера, формы, цвета делают такой вариант привлекательным.

Тротуарный

Данный тип бордюров обычно используют для окантовки газонов и зонирования пространства, отделяя территории с клумбами и травой от дорожек, тротуаров. Немаловажно и то, что тротуарный бордюр дает возможность удерживать разные слои почвы, не позволяет грунту смешиваться с песком, щебнем, укрепляя плитку и таким образом защищая ее от расползания.

Как правило, тротуарный бордюр производят из бетонного раствора методом вибропрессования. Длина стандартного камня составляет 50 сантиметров, полотна собирают из нужного числа изделий.

Дорожный

Такой бордюр призван отделить от тротуара/газона проезжую часть и делать дорожное полотно более прочным и надежным. Другое название данного элемента – дорожный бортовой камень. Он устанавливается в процессе строительства дороги, в некоторых случаях элемент приходится укладывать отдельно, после монтажа дорожного покрытия (если изначально бордюр в проект не был внесен).

Дорожный бортовой камень производят превосходящим по длине в 2 раза тротуарный бордюр, также обычно изделие немного выше и шире. Изготавливают с использованием способа литья, часто упрочняют армированием из металлических прутов.

Тротуар без бордюров

Несмотря на то, что укладка тротуарного бордюра сегодня, как правило, входит в перечень этапов формирования разного типа покрытий, есть несколько технологий, которые не предполагают монтажа данного элемента. В таком случае удается уменьшить расходы на монтаж аллей, тропинок, значительно ускорить и упростить процесс строительства.

Плитка, утопленная в грунт

Как правило, данный метод используют при укладке на территориях с глинистыми грунтами, на которых плитка практически не разъезжается. Актуален вариант там, где нагрузка на покрытие не слишком большая – на даче, территории загородного дома, где не живут постоянно. Процесс выполнения работ:
  • Удаление слоя дерна и небольшого слоя грунта
  • Подсыпка песчаной подушки, уплотнение и выравнивание ее
  • Укладывается тротуарная плитка таким образом, чтобы покрытие не выступало над поверхностью грунта
  • Дорожка подсыпается песком, который потом аккуратно сметается щеткой

Использование стального уголка

Чтобы выполнить покрытие с использованием данного метода, в одной из полок стального уголка создают сквозные отверстия. Этой полкой уголок нужно уложить на почву в специально сделанную для этого траншею. Потом уголок крепится через отверстия штырями к грунту таким образом, чтобы верхняя кромка была заподлицо с землей.

После выполняется песчаная подсыпка, на нее осуществляется укладка тротуарной плитки. Если применять скрепляющий раствор из песка и цемента, можно добиться создания крепкого монолитного покрытия садовой дорожки.

укладка тротуарной плитки без бордюрного камня

Фиксация бетонным раствором

Уложить плитку без бордюра можно, если вместо изделия использовать небольшие горки цементного раствора, которые формируются по границам будущих тропинок. Потом они накрываются дерном и становятся совершенно незаметными.

В технологии самое важное – правильно соблюсти высоту раствора: он не должен быть выше смонтированной плитки (идеально, если ниже на 2-3 сантиметра).

Использование бетонных водостоков

Многие мастера вместо того, чтобы сделать бордюр, обустраивают водосточные дворовые системы с использованием ливневок открытого типа. Специальные лотки выводят воду в предусмотренное для этого место. Часто такие лотки монтируют по периметру садовых дорожек, парковок для автомобилей, разного типа площадок.

Такой вариант хорошо держит плитку от расползания. Лотки достаточно выложить в приготовленные для них траншеи на бетонный раствор – так же, как и обыкновенные бордюры. Тут нужно сделать так, чтобы уровень лотков был немного ниже верхней плоскости монтируемой плитки. Таким образом вода будет легко попадать в систему водостока.

укладка плитки с бордюрным камнем и без него

Технология укладки

Установка бордюров для тротуарной плитки своими руками может осуществляться несколькими способами, который определяют, исходя из материала изделия и поставленных задач.

Монолитных бетонных

Данный тип укладки бордюра использовали раньше повсеместно, когда не было других типов элементов и этот вариант был наиболее доступным и простым. Бордюр заливали непосредственно в опалубку непрерывным способом.

Как сделать монолитный бетонный бордюр:
  • Выкопка траншеи, соответствующей по размерам требуемому бордюру
  • Засыпка ямы щебнем
  • Установка опалубки по высоте и границам будущего бордюра – из листов металла или влагостойкой фанеры, с внешней стороны упрочненных штырями
  • Укладка вовнутрь опалубочной конструкции армирующего каркаса (если нужно), выполненного из катанки сечением 6 миллиметров
  • Заливка бетонного раствора, штыковка для удаления воздуха
  • Демонтаж опалубки через несколько суток после заливки
  • Укладка покрытия из тротуарной плитки – лишь после полного высыхания и твердения бетона
  • Покрытие бетонного бордюра известью или краской
Монолитные бордюры из бетона по-прежнему актуальны в США и Европе. Тут используются уникальные технологии для создания дорожных элементов максимального уровня прочности и надежности. В странах постсоветского пространства все чаще используют другие варианты.

заливка монолитного бетонного бордюра для тротуарной плитки

Пластиковых бордюров

Пластиковые изделия представлены в огромном разнообразии цвета, форм, размеров, конфигураций. Есть довольно распространенные, а есть те, что используются реже. Как правило, определенный тип пластикового бордюра предполагает свой алгоритм установки.

Монтаж бордюра типа «Кантри», который представляет собой рулонный материал толщиной 2 сантиметра, длиной 10 метров и высотой 11 сантиметров:

  • Укладка ленты по границам подготовленной траншеи, крепление к почве металлическими либо пластиковыми штырями (поставляются в комплекте).
  • Присыпка бордюра щебнем или грунтом изнутри.
  • Далее нужно установить таким же образом пластиковый бордюр с противоположной стороны так, чтобы ленты находились на одной стороне.
Бордюр «Кантри» достаточно тонкий, поэтому выступает не столько в роли декора, сколько ограничителя грунта. Дорожки получаются как бы без бордюра – пластик практически незаметен на грунте, а если верно подобрать в тон плитки, то и совсем не виден.

Еще один тип популярных пластиковых бордюров выполнен в виде панелей длиной 3 метра, оснащенных крепежными отверстиями в нижней части. В эти отверстия забивают пластиковые штыри. Такой бордюр отличается гибкостью, его часто используют при укладке тротуарной плитки с криволинейными формами дорожек.

пластиковый сборный декоративный бордюр

Существует большое количество разных моделей – пластиковое изделие может имитировать бордюр гранитный, деревянный, бетонный, быть любого цвета и размера. Часто такие элементы используют для ограждения цветников, клумб. Есть монолитные бордюры с прикрепленными штырями, можно найти и сборные конструкции, где система формируется из нескольких составляющих и отдельно поставляются штыри.

Когда ставить бордюрный камень

Вопрос о том, когда нужно устанавливать бордюр, волнует многих мастеров. И обычно мнения профессионалов в этом вопросе расходятся. Одни говорят, что монтировать элемент нужно после рытья траншеи для дорожки, другие уверяют, что лучше все делать после того, как уже завершено покрытие из тротуарной плитки. У обоих вариантов есть плюсы и минусы.

Независимо от выбранного варианта, заниматься выбором бордюра нужно одновременно с проектированием покрытия (а не после). Ведь элемент должен сочетаться как с тротуарной плиткой, так и с остальными элементами ландшафтного дизайна: крышей дома, ограждением, крышками на столбах заборов, фасадной плиткой, водостоками и т.д.

установка пластикового бордюра для тротуарной плитки

Установка сразу

Этот метод подходит для начинающих мастеров. Благодаря установке бордюра до монтажа покрытия можно сразу все спроектировать, выставить правильные геометрические пропорции площадки, обозначить четко границы. Мастера советуют выбирать этот вариант тем, кто впервые взялся за укладку плитки и не имеет опыта в данном деле.

Монтаж в конце

Тут большим плюсом является то, что удается избежать распиливания отдельных модулей и использовать материал максимально рационально, экономя на расходе. Часто для укладки после тротуарной плитки выбирают садовый бордюр, который хорошо держит дорожки, отделяет зоны.

Для фиксации бордюра используют смесь цемента и песка, приготовленную в пропорции 1:3. Массу применяют в качестве подстилающего слоя между основой и изделием, она же заполняет боковое пространство. После того, как установка завершена, все проливают водой и ожидают, пока смесь не затвердеет.

Как правильно установить своими руками

Чтобы понять, как правильно установить бордюры для тротуарной плитки, необходимо тщательно изучить все этапы работы. От качества и корректности монтажа напрямую будут зависеть надежность, прочность и долговечность окантовки и самого покрытия, которое бордюр защищает от разрушения и размывания.

Тротуарные бордюры монтируются проще, чем дорожные, так как обладают меньшими размером и массой. Обычно для тротуаров используют бетонную плитку, изготовленную методом прессования и имеющую размер 50 сантиметров (габариты в плане высоты и ширины стандартные). Этапы выполнения работ:
  • Аккуратная и тщательная разметка участка, где планируется класть бордюр: сначала устанавливают колышки, потом натягивают между ними бечевку, обозначая линию будущей окантовки.
  • Копание траншеи – глубина ямы должна быть чуть больше высоты элементов, ширины будет достаточно 20 сантиметров. Дно траншеи трамбуют.
  • Засыпка щебня на дно, трамбовка, засыпка песка, проливка водой, трамбовка.
  • Замес бетонного раствора: песок, щебень фракции 15, цемент М500 и воду берут в пропорции 2.5:2:1:2.
  • Монтаж бордюра в подготовленную траншею, выравнивание по границам и высоте, заливка бетоном, заделка всех стыков и пустот раствором.
  • Устранение всех щелей смесью сухого песка и цемента, проливка водой, ожидание полного высыхания.

При условии, что укладка брусчатки с бордюром была выполнена правильно, покрытие прослужит долго, сохранит ровность и прочность, будет защищено.

установка бордюра для разграничения пешеходной и дорожной зон

Как правильно укладывать без бордюра

Многие не беспокоятся о том, как правильно установить бордюр для тротуарной плитки – этот элемент попросту игнорируют при укладке покрытия. В некоторых случаях такой выбор оправдан эксплуатационными требованиями и понижением расходов. Вариантов укладки плитки без бордюра есть несколько.

Укладка на бетонное основание

Чтобы уложить покрытие таким образом, делают основание из бетона. Готовят бетонно-цементную смесь, кладут плитку, надежно скрепляя между собой и слоем грунта. Покрытие получается достаточно прочным, способным долго держаться и не деформироваться.

На геотекстиль

Текстиль в данном случае используется для укрепления подушки из песка и гравия. Работы выполняются просто, но у метода есть определенные минусы: материал стоит дорого, да и реализуется задача долго, трудоемко.

На песок и щебень

Самый дешевый и простой метод укладки, который основан на использовании подушки из песка и цемента (в сухом виде).

Этапы укладки без бордюра:
  • Выполнение разметки территории с использованием колышков и бечевки.
  • Удаление слоя почвы глубиной до 30 сантиметров.
  • Выравнивание поверхности граблями и лопатой.
  • Обязательно делают уклон из расчета 5 миллиметров на 1 метр дорожки, чтобы обеспечить беспрепятственный отвод воды.
  • Аккуратная и тщательная трамбовка поверхности почвы, что позволит исключить риск проседания плитки.
  • Увлажнение грунта.
  • Засыпка песка слоем толщиной в 7 сантиметров, выравнивание поверхности, проливка большим объемом воды, трамбовка.
  • Укладка сухой песчано-цементной смеси (готовится в такой пропорции: 1 часть цемента и 8 частей песка) слоем толщиной в 4 сантиметра, выравнивание поверхности по строительному уровню.
  • Выкладка первого ряда плитки, начиная от себя и идя по диагонали. В процессе все аккуратно трамбуется резиновым молотком так, чтобы элементы не были повреждены. Под плитки, которые проседают, можно подсыпать смесь.
  • Корректирование укладки по уровню, засыпка швов, выметание лишнего щеткой.

Цена бордюрной установки

Стоимость работ по установке бордюра может варьироваться в достаточно ощутимых пределах. Многое зависит от квалификации мастера и репутации фирмы – так, частные неопытные работники обойдутся намного дешевле, чем услуги серьезной строительной компании. Но и результат может очень сильно отличаться, поэтому экономить на благоустройстве территории не стоит.

Цена на услуги по бордюрной установке также может зависеть от таких факторов и дополнительных услуг: свойства грунта, тип бордюра, особенности покрытия и сложность форм. Профессиональные мастера выполнят такой перечень работ: удалят почву для монтажа бордюра, выставят маяки, сформируют окантовку.

В Москве и регионах цена на услуги начинается от 250-500 рублей за квадратный метр.

Бордюр – важный и нужный элемент садовой дорожки, который одновременно ограничивает и удерживает тротуарную плитку от расползания, выступает в качестве декоративного оформления и придает завершенный вид покрытию.

Пошаговая технология укладки тротуарной плитки под автомобиль (машину, авто): толщина, какую выбрать

Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль может быть разной, что зависит от интенсивности нагрузки, оказываемой на покрытие, а также от целевого назначения участка дороги.

Для мощения тротуара используют упрощенный вариант: монтаж выполняется поверх щебнево-песчаной подушки. Чтобы повысить надежность дорожного покрытия, используют цемент: между слоями сыпучих материалов формируют цементную прослойку.

как кладут тротуарную плитку под авто

Требования к дорожным покрытиям для проезда автомобиля

Тротуарная плитка укладывается поверх песчаного слоя. Это главная особенность технологии обустройства дорог, тротуаров с помощью изделий данного вида.

В результате обеспечивается достаточный уровень подвижности покрытия без риска нарушения его целостности. Благодаря этому под воздействием интенсивных нагрузок покрытие не деформируется. Автомобили разного веса проезжают по таким дорогам, но плитка не разрушается.

Используемые при монтаже материалы должны выдерживать эксплуатацию в сложных условиях. К ним предъявляют ряд требований, что позволяет контролировать степень надежности дорожного покрытия:

Выбор необходимых материалов

Перед покупкой определяют максимальный уровень нагрузки, оказываемой на дорогу. При обустройстве покрытия автостоянки, парковки на даче или во дворе частного дома, а также для других целей действуют одинаковые правила: толщина плитки определяется с учетом веса машин, которые будут проезжать по данному участку.

Размеры не зависят напрямую от уровня оказываемой нагрузки. Однако для авто большого веса рекомендуется укладывать изделия небольшого или среднего размера. Риск их деформации при этом ниже, чем в случае с крупногабаритной брусчаткой. Это обусловлено повышенной устойчивостью к динамическим нагрузкам.

При движении автомобиля продолжительность воздействия тяжеловесного транспорта на каждое отдельное изделие невысокая. Кроме того, прочность малогабаритной плитки выше за счет соотношения сторон и толщины.

Если принимается решение, какую тротуарную плитку выбрать под автомобиль, нужно рассмотреть следующие варианты:

  • клинкерная;
  • вибропрессованная.

как класть плитку тротуарную для автомобиля

Вспомогательные материалы

Кроме того, если планируется выполнять монтаж своими руками, рекомендуется подготовить другие материалы с подходящими параметрами:

При обустройстве дорожного покрытия понадобится бордюрный камень. Его подбирают с учетом параметров материалов. Ключевую роль играет толщина слоев песка, щебня и гравия, бетона. В результате получают общую высоту основания, поверх которого будет укладываться плитка. Нужно учитывать, что бордюр должен несколько превосходить покрытие по высоте.

правильная укладка тротуарной плитки под машину

Толщина

Тротуарная плитка для парковки и дорог должна быть надежной, поэтому не рекомендуется применять тонкие изделия. Чтобы выдержать воздействие автомобиля, брусчатка должна иметь толщину от 60 мм и выше. В данном случае действует правило: чем больше нагрузка, тем сильнее увеличивается высота плитки.

Зависимость данных параметров:
  • для легковых автомобилей толщина изделий составляет 60-70 мм;
  • для грузового транспорта используют плитку толщиной 10-12 см.

Если эти рекомендации не выполняются, изделия могут разрушаться под колесами автомобилей. При выборе плитки нужной толщины следует учитывать, что для машин весом до 1000 кг рекомендуется приобретать брусчатку из клинкера.

Вибропрессованные изделия отличаются более высокой прочностью, поэтому их используют при создании покрытия площадки для стоянки, на участке заезда на дорогу и по всей ее протяженности, где будет двигаться транспорт весом более 1 т.

Размеры

При выборе учитывают уровень оказываемых нагрузок. По этой причине наиболее подходящими являются стандартные варианты брусчатки (ШхДхВ):

  • 160х240х60 мм;
  • 160х160х60 мм;
  • 100х200х60 мм;
  • 100х200х80 мм;
  • 500х500х70 мм.

Последний из них отличается крупными габаритами, но преимуществом таких изделий является существенная толщина. В результате плитку можно укладывать на участке подъезда к объектам и на всей протяженности автомобильных дорог.

Стоимость напрямую зависит от характеристик изделий. В числе главных факторов, участвующих в ценообразовании, называют размеры. Так, в Москве приобрести 1 м² можно за 430-700 руб.

Технология укладки

Рекомендуется придерживаться рекомендаций по выбору материалов и формированию основания путем укладки сыпучих материалов послойно. Важна последовательность действий. Благодаря этому повышается срок службы финишного покрытия, обеспечивается достаточная устойчивость воздействию повышенных нагрузок.

Разметка и земляные работы

Необходимо определить размеры участка, покрываемого плиткой. Например, если планируется укладывать брусчатку на автомобильной дороге, рекомендуется высвободить для этого полосу шириной не менее 2,2 м.

Для разметки подготавливают колья в достаточном количестве, веревку или шнур. Измерения делаются с помощью рулетки. Расстояние между кольями определяют так, чтобы можно было обеспечить достаточное натяжение веревки. Поверхность почвы очищается от камней, травы.

Копка котлована производится вручную, только если площадь покрываемого плиткой участка небольшая. В противном случае понадобится специальная техника. Это обусловлено тем, что под автомобильную дорогу или паркинг производится выемка грунта на глубину до 65 см в зависимости от выбранной схемы.

схема укладки тротуарной плитки своими руками

Возможные варианты:

Материалы являются взаимозаменяемыми. Например, вместо чистого песка на начальном этапе формирования дренажа иногда применяют смесь песка и гравия. Мелкофракционный щебень тоже заменяют посредством комбинации этих материалов. По окончании процесса выемки грунта дно котлована трамбуется. Благодаря уплотнению повышается надежность основания.

Засыпка дренажного слоя

В соответствии с вышеописанными схемами обустройства покрытия определяют толщину каждого из слоев сыпучих материалов. На утрамбованную почву укладывают песок. Несмотря на то что применяют мелкофракционный материал, его все равно нужно трамбовать. Для этого применяют виброплиту или трамбовочное оборудование.

процесс укладки тротуарной плитки под парковку

Можно использовать 2 способа крепления бордюра:
  • заливка цементной смеси по периметру участка тонкой полосой в качестве основания для бордюрного камня;
  • крепление подпорками, с внутренней стороны бордюр удерживается с помощью насыпных материалов дренажного слоя.

Предпочтение отдается второму варианту, т. к. сохраняется минимально допустимая подвижность. За счет этого предотвращается преждевременное разрушение покрытия. Когда бордюрный камень будет установлен, продолжают формирование дренажа: укладывают крупнофракционный щебень, толщина слоя существенная, поверх насыпают мелкофракционный щебень или смесь песка и гравия (готовится в соотношении 1:2).

При укладке каждого из материалов производится трамбовка. Это позволит избежать проседания покрытия в процессе эксплуатации. После формирования третьего слоя сыпучего материала сверху укладывают геотекстиль. Если защищать каждый из слоев щебня и песка таким покрытием, снизится интенсивность оттока воды от бетона.

В результате в структуре основания будет сохраняться некоторый уровень влажности. По этой причине используют геотекстиль только дважды: на начальном этапе и в середине процесса укладки покрытия.

укладка тротуарной плитки под машину авто

Укладка на бетонное основание

Такой вариант обустройства основания имеет ряд недостатков, главный из них заключается в сложности организации водоотведения от бетона. Осадки, которые попадают на плитку, достигают непроницаемого слоя, задерживаются на этом этапе.

В результате влага разрушает бетон. Проблема решается сложным путем: создают влагоприемники, ливневки. В данном случае еще на этапе копки котлована делают уклон. Благодаря этому вода уходит из-под слоя бетона.

Для отведения воды на этапе заливки используют отрезки трубок небольшого диаметра. Их устанавливают вертикально в слой бетона. Причем высота трубок должна быть несколько больше толщины слоя бетонного раствора или вровень с поверхностью. Тогда осадки будут входить через эти каналы по направлению к дренажу.

Устройство основания на песчаной подушке

Рассматривают и другой вариант основания. В данном случае поверх дренажа и верхнего покрытия из геотекстиля формируют слой чистого песка. Он будет выступать в качестве основы для цементно-песчаной смеси.

укладка тротуарной плитки под автомобиль

Укладка тротуарной плитки

Когда плитка, наоборот, несколько утоплена относительно других, ситуацию исправляют путем подсыпки песчано-цементной смеси. Если плитка укладывается на песчаную подушку, можно устанавливать изделия впритык друг к другу. При монтаже покрытия поверх слоя непроницаемого бетона оставляют швы не более 5 мм между плиткой.

Завершающие работы

Через 2-3 дня можно увлажнить цементно-песчаную смесь под плиткой. В результате она затвердеет, обеспечивая при этом прочность покрытию. Неплотности между изделиями заполняют песком. Это позволит улучшить характеристики покрытия, упрочнить его. Начинать эксплуатацию можно через некоторое время, когда цементно-песчаная смесь полностью схватится. Чем дольше покрытие остается в состоянии покоя после увлажнения, тем лучше.

Укладка тротуарной плитки на асфальт

В некоторых местах асфальт выглядит непривлекательно, но по-прежнему остается достаточно прочным. Устранять его жалко, но оставлять в таком виде тоже нельзя. Если вы не знаете, как лучше поступить, то следует обратиться к квалифицированным специалистам. Профессионал тщательно осмотрит территорию, а затем, даст заключение о том, можно ли класть тротуарную плитку на асфальт.

Почему возникают сомнения

асфальт или тротуарная плитка

Причины, по которым укладка на существующий асфальт не желательна:

  1. Асфальтовое покрытие является водонепроницаемым материалом. Вода, попадая через межплиточные щели собирается в пространстве под плиткой. При отрицательной температуре, она замерзает, расширяется и подрывает плитку, делая ее похожей на груду кирпичей. Эта проблема характерна для брусчатки, уложенной на неповрежденный асфальт.
  2. Трещины и ямки на старом полотне со временем обрастают мхом и травой. В них скапливается различный мусор. На таком основании невозможно плотно утрамбовать слой подсыпки. Кроме того, дорожные растения будут загнивать, образуя пустоты под брусчаткой, что приведет к ее провисанию. Обычно перед укладкой нового покрытия, поврежденный слой асфальта полностью устраняют.
  3. Необходимость поднимать уровень площадки,бордюры или горловины ливневой канализации.В местах примыкания дорожки или площадки ко входам в здания, а также при наличии распашных ворот на территории могут быть трудности с открыванием дверей (ворот).

трещина в асфальте до брусчатки

Обычно специалисты осматривают территорию, указывая на эти технические моменты. Перед укладкой брусчатки, старый слой можно полностью удалить или оставить, если он по-прежнему целый. Если старое основание остается, то перед новой кладкой, в асфальте требуется предусмотреть отверстия для дренажа. Это делается перфоратором и длинным буром толщиной 15-20 мм. Асфальтовое покрытие сверлиться насквозь, до самой подсыпки. Отверстия должны представлять собой сетку с размером ячеек 10-20 см.

Преимущества подхода

уложенная плитка

Класть тротуарную плитку на существующий асфальт экономически выгодно. Этот процесс менее трудоемкий, но достаточно эффективный. Трещины, бугорки, разнообразные дефекты не могут помешать сделать качественное покрытие. Выровнять их можно с помощью укладки второго слоя. При этом отсутствуют долгие, грязные работы, снижается шум и время на ожидание.

Недостатки подхода

Есть мнение, что не демонтируя старый слой полотна, можно столкнуться с такими последствиями:

  • Проседание поверхности;
  • Повреждение внешнего покрытия;
  • Скопление влаги под внешним покрытием.

Асфальт действительно не пропускает воду и под ним скапливается конденсат, количество которого может накапливаться и со временем подмывать грунт. Влага и вода собирается между стыками и постепенно разрушает само покрытие. Именно по этой причине старое основание нужно снять. Указанные недостатки реальны, но их можно избежать, если провести новую укладку по всем правилам.

Укладка тротуарной плитки на асфальт – основные способы

Существует два способа укладки плитки поверх асфальтного слоя:

  1. С трамбовкой элементов покрытия.
  2. Без трамбовки элементов покрытия.

При первом способе, составляющие элементы устанавливают и молотком утрамбовывают плитку. При этом обязательно нужно следить за уровнем. Второй способ подразумевает, что элементы не утрамбовывают, а устанавливается резиновый лист под вибротрамбовку, и фиксируется каждый элемент. При таком подходе все элементы получаются на одном уровне.

Подготовка основания под кладку

Основание под плитку готовится в следующем порядке:

  • Выполняется засыпка, трамбовка и выравнивание песка;
  • Осуществляется засыпка песчано-бетонной смеси;
  • Выравнивание площадки по маякам.

Если поверхность ровная, то можно начинать подготовку основания. Первым насыпается песок. Его слой составляет 10 см. Песком равномерно выравнивают всю поверхность и утрамбовывают виброплитами с оросителем, получая идеально уплотненный песок.

На песок засыпается цементно-песчаная смесь (в соотношении 3:1). Этот слой должен составить высоту 5 см.

Чтобы получить идеально ровную площадку, используют маяки. Для этого, по уровню натягивается леска, а в песок вставляются металлические профили (подойдет СД-профиль или гипсокартон). Между профилями засыпают песчано-цементную смесь, которую уплотняют и выравнивают правилом по маякам. Маяки вытаскиваются, пустоты выравниваются. По завершению этой работы можно переходить к следующему этапу.

Бетонирование

бетонирование асфальта

Бетонирование выполняется с учетом состояния асфальта. Если на поверхности есть неровности, уклоны или ямы, то нужно выполнить бетонную стяжку. Перед началом бетонной стяжки, предусмотрите наличие дренажной системы.

Порядок организации дренажной системы следующий:

  1. Готовятся обрезки асбестовой трубы диаметром примерно 63 мм.
  2. В асфальтном покрытии делается сквозное сверление. Для этого берется толстый бур, что позволит получить максимально широкие отверстия (чтобы стали трубы). Частота отверстий – одно сверление на одном метре квадратном.
  3. На подкладках ставится армирующая сетка.
  4. По маякам заливается бетон. Его слой составляет 10 см. Трубы должны оказаться на поверхности стяжки. Когда бетон застынет, трубы срезаются вровень полученной поверхности.

Окончательную прочность бетонное основание наберет почти через месяц, точнее через 28 суток. По истечению этого времени засыпается песок и цементно-песчаная смесь, после чего укладывается плитка. Песок заполнит отверстия и даст возможность влаге проступать в грунт, минуя асфальт. При этом плиточное покрытие будет служить долго и не зависеть от перепада температур.

Процесс укладки

укладка плитки поверх асфальта

До начала укладки нужно натянуть леску вдоль боковых (длинных) сторон дорожки (площадки), расположенных напротив друг друга. После этого взять кусок лески с длиной, слегка превышающей ширину площадки, и привязать к ее концам колышки. Этот отрезок устанавливается поперек площадки по (маяковым) лескам и передвигается для установки каждого следующего ряда брусчатки.

Начинать укладку следует от бордюра. При этом каждый устанавливаемый элемент выравнивается по леске. В ямки насыпают смесь из песка и цемента. Выступающие плитки подсаживают с помощью киянки. Выкладывать плитку следует в направлении от себя. В этом случае не придется топтаться по ровному песчаному основанию и перепахивать его.

Завершив укладку площадки, можно обрезать крайние плитки. Уже в конце брусчатку посыпают просеянным песком и основательно подметают, пока песок не заполнит все межплиточные стыки.

Сколько стоит уложить плитку на асфальтовое покрытие

Цена на работы по укладки плитки включает ряд составляющих и зависит от текущего состояния асфальта. Цена укладки рассчитывается с учетом стоимости этих работ, а также стоимости самой плитки. Во внимание берется форма материала, так как модели отличаются не только видом, но и требуют разной затраты времени на укладку. На стоимость и сроки влияет и необходимость выполнения бетонной стяжки – она обязательна при плохом состоянии старого основания. Если существующий асфальт в нормальном виде и не требует стяжки – этот этап будет пропущен, а стоимость будет ниже.

Что касается выбора плитки – ее цена полностью зависит от заказчика и его пожеланий. Работы по укладке можно выполнить самостоятельно, тогда в затраты нужно будет включить только стоимость самой плитки, обеспечение строительными смесями и попутными затратами.

Если же будут привлекаться специалисты, следует добавить и эти расходы с расчетом 300-800 рублей за каждый квадратный метр укладки. Это ориентировочно, поскольку многое зависит от условий – особенностей территории, вида выбранного материала, условий работы, попутных нюансов. Например, квадратную плитку укладывать площе, чем фигурную, поэтому работы с ней имеют более низкую стоимость.

Советы экспертов

Чтобы выполнить качественную укладку, нужно помнить несколько простых советов специалистов, а именно:

  1. Зная, что асфальт старый, не стоит рисковать, дешевле будет его демонтировать.
  2. Если асфальтовое покрытие не сильно старое, то можно провести ремонтные работы, не снимая его.
  3. Если не уверены в поверхности, то лучше пригласить человека, который понимает в этом и сможет ответить, можно ли класть тротуарную плитку на асфальт.
  4. Перед укладкой нового слоя, позаботьтесь о дренажной системе.
  5. Если не уверены в том, что сможете выполнить кладку самостоятельно, то наймите специалистов.

Заключение

Если было принято решение укладывать плитку самостоятельно, то придерживайтесь инструкций, учитывайте требования и рекомендации. Не пытаться сократить процесс подготовки основания, бетонирования или укладки.

Чтобы не делать ремонт или новую укладку плитки уже через несколько лет, выбирайте надежные материалы. Не пытайтесь сэкономить на материале, который будет служить долгие годы.

Укладка тротуарной плитки на асфальт

Для обустройства придомовой территории многие владельцы выбирают тротуарную плитку. Это красиво, практично, удобно, долговечно. Большой выбор цветов, фактур, размеров плитки позволяет создавать оригинальные индивидуальные покрытия, которые станут настоящим украшением двора. Но что делать, если на участке уже есть старое асфальтовое покрытие? Как положить плитку на него или от данной идеи лучше совсем отказаться?

За и против укладки плитки на асфальт

Согласно актуальным на сегодня строительным нормам, нельзя укладывать тротуарную плитку на асфальт. Изначально предстоит снять слой старого покрытия, выровнять поверхность и только после этого приступать к обустройству нового. Но далеко не всегда и не у всех есть желание возиться с удалением старого асфальта, ведь это достаточно трудоемкий и длительный процесс. К тому же необходимо будет предусмотреть вывоз кусков асфальта с участка. Поэтому многие предпочитают класть тротуарную плитку на асфальт.

тротуарная плитка и асфальт

Но здесь есть риск того, что в будущем плитка будет деформироваться, проседать. Это происходит под воздействие влаги, которая неравномерно будет впитываться в деформированный асфальтовый слой, вызывая вспучивание грунта и разрушение внешнего покрытия. Но как показывает практика, плитка практически не повреждается и не проседает на участках с небольшой проходимостью. Если ежедневно по ней будет проходить 3-5 человек или пару раз в день проезжать 1-2 машины, ничего страшного не произойдет. Поэтому в частном домостроении допускается класть тротуарную плитку на асфальт.

Но проблемы могут возникнуть в том случае, если старое покрытие не обработать должным образом. В процессе эксплуатации, под воздействием влаги и даже небольших нагрузок, оно будет и дальше разваливаться, повышая подвижность тротуарной плитки, приводя к ее смещению, деформации, растрескиванию. Чтобы этого не произошло, следует должным образом подготовить базовый слой, частью которого будет и асфальт.

Как подготовить поверхность под укладку тротуарной плитки

Первым делом. следует качественно выровнять асфальтовое покрытие, залив его слоем бетона. Если повреждения носят частичный характер, можно просто заделать трещины и ямки. Обустраивая стяжку, обязательно предусмотрите дренажную систему. Необходимо проделать отверстия (по 1 на 1 м2) укрепив их кусками асбестовой трубы и предусмотреть небольшой уклон для стекания воды (примерно 50).

Поверх ровной забетонированной поверхности засыпают 10-см слой песка, тщательно трамбуют его, сбрызгивая водой. Песок должен засыпать и дренажные отверстия. Так влага будет максимально эффективно отводиться в грунт, что существенно продлит период службы нового покрытия. После завершения этих подготовительных работ приступают к укладке поверхностного слоя.

Купить тротуарную плитку и все материалы, которые потребуются для подготовки основания под нее, жителям Харькова и Харьковской области предлагает магазин компании «Сплав-500». Будем рады видеть на своей базе по ул. Морозова, 13.

Читайте также: