Температура укладки холодного асфальтового бетона

Обновлено: 10.05.2024

Так можно ли асфальтировать дороги зимой? Очевидное, невероятное и предусмотренное нормами

Ох, много споров вызывает вопрос укладки асфальта на дорогах как в дождь, так и в снег, осенью и зимой. Поясним очевидное, разберемся с нормами, но для начала изучим термины.

Асфальтобетонная смесь - рационально подобранная смесь минеральных материалов с органическим вяжущим, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

Образно говоря, как из муки получается булочка, так из асфальтобетонной смеси – асфальтобетон, или уплотненная асфальтобетонная смесь в слое дорожной конструкции.

В зависимости от температуры укладки смеси и асфальтобетоны подразделяют на следующие виды:

  • горячие – с температурой укладки не ниже 120°С;
  • теплые – с температурой укладки не ниже 80°С.

Приготовление и доставка

Асфальтобетонные смеси, как правило, готовят на асфальтобетонном заводе (АБЗ) и затем выгружают в накопительный бункер или сразу в грузовики.

Практически в каждом административном районе нашей страны есть такой завод, а в средних и крупных городах и не один. "Минусовые" температуры заметно влияют на работу АБЗ, поэтому суровой зимой здесь в основном идут профилактика и ремонт различных узлов и агрегатов.

Смеси доставляют к месту укладки транспортом. При дальности перевозки на расстояние более 20 км, чтобы смесь не остыла, используются автомобили–самосвалы, оборудованные тентами или другими средствами. В зависимости от того, как долго можно сохранить нужную для укладки температуру, рассчитывается продолжительность транспортировки.

Перед началом работ по укладке асфальтобетонного слоя дорожной одежды в зимнее время нижний слой (возьмем за данность, что все подготовительные работы выполнены правильно) должен быть очищен от снега и льда .

Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей выполняют в сухую погоду.

Без осадков, сухая погода, преимущественно без осадков – без осадков или количество жидких и смешанных осадков ≤ 0,2 мм за 12 часов, количество твердых осадков ≤ 0,1 мм за 12 часов (метеословарь, Белгидромет).

В снегопад и метель работы по устройству дорожной одежды не допускаются.

Укладку горячих и холодных смесей следует производить при температуре окружающего воздуха не ниже +5°С, вибролитых смесей – не ниже +15°С, теплых смесей, а также горячих смесей с температуропонижающими добавками – при температуре не ниже минус -10°С.

К слову, визуально теплый асфальтобетон, горячий асфальтобетон или горячий асфальтобетон с температурно-понижающими добавками не отличаются друг от друга.

Допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0°С, а также горячих смесей с температуропонижающими добавками при температуре воздуха не ниже минус -10°С при соблюдении следующих требований:

  • толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 5 см;
  • необходимо применять асфальтобетонные смеси с адгезионными присадками или активированными минеральными порошками;
  • верхний слой должен устраиваться только на свежеуложенном нижнем слое или на выравнивающем слое до их остывания (с сохранением температуры нижеуложенного слоя не менее +20°С).

Последствия нарушения температурного режима укладки очевидны - происходит быстрое остывание смеси, что приводит к значительному ухудшению качества созданного дорожного покрытия.

Укладку холодных асфальтобетонных смесей (за отдельным исключением) следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей.

В случае, если зимой или весной по асфальтобетонному слою будут передвигаться транспортные средства, его следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей.

Перед укладкой смеси производят обработку очищенной от пыли и грязи (снега и льда) поверхности нижнего слоя асфальтобетонного покрытия битумной эмульсией или битумом. Обработку нижнего слоя вяжущим можно не производить в случае, если интервал времени между устройством верхнего и нижнего слоев составляет не более 2 суток и отсутствует движение построечного транспорта.

Укладку асфальтобетонных смесей осуществляют асфальтоукладчиком и, как правило, на всю ширину покрытия. В исключительных случаях на дорогах местной сети допускается укладка смесей в нижний слой покрытия и в основание автогрейдером. В местах, недоступных для асфальтоукладчика, допускается ручная укладка смеси.

Очевидное и невероятное

Выводы. Все-таки "зимнего" асфальтобетона не существует. Но если брать "нижний" предел норм, то асфальтобетонное покрытие (именно покрытие, а не ремонт выбоин, который можно производить и до минус -20°С) можно укладывать в сухую погоду при температуре окружающего воздуха до минус -10°С с выполнением оговоренных условий. При этом нижележащий слой должен быть очищен от снега и льда, а в снегопад и метель работы вообще выполнять нельзя.

При всем очевидном, наверное, многие видели и невероятное.

А ведь впереди у нас – зимний ремонт двух мостов на МКАД. Интересно, чтобы уложить асфальт, рабочие будут ждать весну?

Технология укладки горячего асфальта

Укладка горячего асфальта необходима для создания ровного и прочного покрытия, способного выдержать большие нагрузки. С помощью данного материала строят автомобильные дороги всех катего р ий и даже взлетные полосы аэродромов. Но горячий асфальт пригодится и для менее сложных задач. Например, если вам нужно сделать подъезд к участку, парковку во дворе или дорожку в саду.

В этой статье мы расскажем, как уложить горячий асфальт своими руками. Вы найдете полезные советы о том, как организовать этот процесс эффективно и как избежать наиболее распространенных ошибок.

Технология укладки горячего асфальта

Сразу скажем, что существует несколько технологий укладки горячего асфальта – в зависимости от требований к покрытию. В рамках данной статьи мы разберем только одну.

Она подходит для устройства:

  • Подъезда к участку
  • Двора частного дома
  • Дорожек в саду
  • Парковок у магазинов и ресторанов

Мы не будем касаться более сложных технологий, поскольку они требуют привлечения дорогостоящей спецтехники, а также соблюдения требований многочисленных нормативных документов. Для самостоятельной укладки асфальта это не требуется. Однако в нашей инст р укции предусмотрены все важные нюансы, которые позволят правильно устроить надежное и долговечное покрытие.

Далее мы разберем следующие вопросы:

  • Какие потребуются материалы, как их подобрать
  • Когда можно производить укладку (в какое время года, при какой температуре)
  • Как организовать процесс укладки пошагово

Итак, начнем по порядку.

Материалы для укладки

Для выполнения работ вам потребуются следующие материалы:

    , отсев или ПЩС
  • Геотекстиль (не обязательно)
  • Битум (не обязательно)

Теперь поговорим о том, как правильно подобрать каждый из них.

Песок, отсев или ПЩС

Они выполняют функцию подушки, то есть обеспечивают стабильное положение , равномерно распределяют вес верхних слоев и препятствуют усадке асфальта. Без подушки покрытие быстро придет в негодность – на нем образуются трещины и ямы.

На подушку потребуется много материала, поэтому лучше выбрать что-то подешевле. Песок или отсев вполне подойдут.

Если говорить о песке, то мы рекомендуем покупать эфельный. Это самая недорогая разновидность. Как вариант – можно рассмотреть и карьерный песок, однако стоит он дороже.

Песок эфельный

карьерный песок

Подробный обзор песка , добываемого в Свердловской области, вы можете найти на странице Песок для строительных работ.

Отсев щебня обладает одним преимуществом перед песком – он не содержит глины. Дело в том, что глина имеет свойство пучиниться (то есть, увеличиваться в объеме под воздействием низких температур). Это может привести к разрушению покрытия в зимний период. А отсев – это продукт дробления твердых горных пород. Поэтому глины в нем нет.

Есть разные виды отсева – гранитный, диоритовый, серпентинитовый, габбро, мраморный. В принципе, все они подойдут; тут выбор зависит только от цены материала и стоимости доставки на ваш объект.

Ну и еще одна важная особенность: отсев может быть закрупнен. В его смеси, наряду с мелкими зернами, могут встречаться достаточно крупные. Это продемонстрировано на фото ниже. Выравнивать такое покрытие будет труднее. Поэтому перед покупкой обязательно сообщите продавцу, для чего вам нужен отсев, и попросите привезти вам мелкую фракцию – 0-5 мм.

Гранитный отсев для подушки под асфальт

Отсев габбро

Закрупненный мраморный отсев

Учтите, что в регионах, где наблюдается дефицит твердых пород , отсев может стоить очень дорого. В таком случае выгоднее заказать песок. И наоборот.

Ну и последний вариант – это песчано-щебеночная смесь (ПЩС). Стоит она дешево, но работать с ней трудно. В смеси попадаются и большие, и мелкие зерна, что усложняет выравнивание верхнего слоя.

Песчано-щебеночная смесь (ПЩС)

ПЩС фракции 0-150

Геотекстиль

Он потребуется, если по асфальту будут ездить автомобили. Геотекстиль придает покрытию дополнительную устойчивость и препятствует его усадке.

На рынке представлено огромное количество геотекстиля: садовый , строительный, промышленный и т.д. Они отличаются как по плотности, так и по свойствам. Например, садовая разновидность предназначена для улучшения плодородных качеств почвы и защиты от сорняков. При этом, он не рассчитан на высокие нагрузки.

Геотекстиль

Вам нужно выбирать строительный геотекстиль с плотностью от 100 г/м2. Этого будет достаточно для оборудования небольшой парковки или проезда к участку.

Щебень

Лучше всего брать гранитную разновидность, хотя подойдет и диоритовая, и серпентинитовая. Если на асфальт не будут оказываться значительные нагрузки, можно сэкономить и уложить в подушку слой известнякового щебня.

Мраморный щебень для этих целей использовать не рекомендуем – у него низкая прочность. С другой стороны, этот материал стоит недорого и вполне подойдет для устройства пешеходных дорожек. Например, именно мраморную разновидность используют для благоустройства го р ода Березовского – в том числе и в качестве основания под асфальтированные тротуары.

Гранитный щебень

Мраморная разновидность щебня

Мраморный щебень в качестве отсыпки основания под тротуары и площадки

Универсальная фракция камней для этих работ – 20-40. Для создания более прочного слоя можно сделать расклинцовку мелкими фракциями (5-10, 5-20, 10-15). Крупные камни (больше, чем 20-40 мм) брать не стоит – их сложно будет уложить ровным слоем.

Битум

Желательно сделать битумную пропитку между слоем щебня и асфальта. Битум выступает в роли вяжущего вещества и обеспечивает дополнительное сцепление.

Пропитка бывает нескольких видов:

  • Битумная эмульсия
    Состоит из разогретого битума. Это оптимальный вариант для обработки нижних слоев покрытия.
  • Каменноугольная смола
    После застывания смола создает прочный защитный слой, который не разрушается от масла и бензина. Служит такая пропитка больше десяти лет. Но для частного строительства столь надежный мате р иал просто не требуется.
  • Акриловые полимеры
    Их чаще используют для поверхностной обработки асфальта. Они имеют высокую устойчивость к износу, делают поверхность прочной и эластичной. Плюс ко всему, акриловые добавки бывают цветными. Поэтому их часто применяют в ландшафтном дизайне, для создания оригинальных асфальтированных дорожек и площадок.

Для укладки асфальта используется дорожная разновидность битума (БНД). Есть несколько марок данного материала – от 40/60 до 200/300. Цифры обозначают степень вязкости. Чем холоднее регион, тем ниже должна быть марка. К примеру, в южных регионах России, где средняя температура летом составляет около 20-25⁰C, используется битум БНД 60-90. В средней полосе страны применяют марку 130/200. А в северной части используется марка 200/300.

Асфальт

Ну и главный компонент – это горячий асфальт. Он бывает крупно- и мелкозернистым. Первый используется для дорожного строительства, из него делают нижние слои дорог. Как видно из названия, такой материал содержит в себе зерна больших разме р ов (до 40 мм). Однако для благоустройства территории садового участка данная разновидность не требуется. Вам подойдет мелкозернистый асфальт (с размерами частиц до 20 мм).

Мелкозернистый горячий асфальт укладывается равномерным слоем

Когда можно производить укладку

Горячий асфальт чувствителен к погодным условиям, поэтому оптимальным временем для его укладки будет весенне-летний период. Температура воздуха при этом не должна быть ниже 5 градусов. Допускается также укладка осенью, но при температуре выше 10 градусов. В зимнее время горячий асфальт можно укладывать только при температуре до 0 градусов и при толщине слоя не менее 4 см. Кроме того, смесь должна содержать поверхностно-активные вещества (ПАВ) или активированные минеральные порошки.

Поверхность, на которую будет укладываться асфальт, должна быть сухой и чистой. Не допускается у кладка при наличии луж.

Дорожные службы укладываю асфальт на мокрую поверхность

Таким образом, чем теплее будет на улице, тем лучше. Во время дождей работать в принципе неудобно – что уж говорить об укладке асфальта.

Как организовать процесс укладки пошагово

Как уже было сказано ранее, асфальт укладывается на специально подготовленное основание, состоящее из нескольких слоев. Оно называется «пирогом».

Вот как выглядит этот пирог:

  1. Нижний слой. Его состав зависит от особенностей исходного грунта. Если на вашем участке под плодородным слоем почвы расположен, например, глинистый грунт, то он и будет выступать в роли нижнего слоя.
  2. Прокладка из геотекстиля. Она удерживает верхние слои, препятствуя их смешению с грунтом. Вообще, для создания надежного покрытия геотекстиль укладывают поверх каждого слоя пирога. Однако для оборудования садовых дорожек и площадок этого не требуется.
  3. Под у шка. Она может быть из песка, отсева или ПЩС. Толщина подушки – 15 см
  4. Слой щебня. Он является основанием для у кладки асфальта. Щебня нужно чуть больше, чем песка – 20 см.
  5. Битумная пропитка. Она обеспечивает сцепление между слоями щебня и асфальта. Ее концентрация на квадратный метр зависит от высоты слоя асфальта.
  6. Верхний слой асфальта.

Все это в разрезе выглядит примерно так:

Схема укладки горячего асфальта

Далее мы в подробностях расскажем о том, как правильно подготовить основание и как укладывать каждый из слоев.

Шаг 1 – Подготовка нижнего слоя

Первым делом необходимо п р овести геодезический анализ почвы. Он обойдется вам примерно в 30 000 рублей, если заказывать у специалистов. В частности, нужно знать, каков уровень грунтовых вод (УГВ) на вашем участке. В противном случае, каким бы прочным ни было основание, подземные воды подтопят его, и асфальт деформируется.

Если значение УГВ менее 1 , 5 метра, настоятельно рекомендуется устроить глубинный дренаж. О том, как это сделать, вы можете узнать в статье Дренаж своими руками.

Независимо от того, требуется вам дренаж или нет, перед укладкой асфальта необходимо уплотнить грунт. Для этого следует снять его верхний слой. Сделать это можно и вручную, но процесс довольно трудоемок. Поэтому логично арендовать бульдозер, который быстро справится с работой. Глубина снятия – примерно 35-40 сантиметров.

Снимать верхний слой нужно в два этапа:

  • Первым снимается плодородный слой
  • Далее снимается остальной грунт

В соответствии с ГОСТ 17 . 4.3.02-85 «Охрана природы (ССОП). Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ», плодородный слой должен либо сразу использоваться для улучшения свойств почвы на участке, либо складироваться в бурты. В последнем случае он может храниться до 20 лет при условии, что поверхность и откосы бурта были засеяны многолетними растениями. Без засеивания почва сохраняет свои плодородные свойства в течение двух лет. Продавать данный материал запрещено, даже если вам он не нужен!

Грунт, не являющийся плодородным, вы можете использовать для засыпки ям и канав, для различных строительных работ.

Плодородный слой земли

Вскрышной грунт

Дно получившегося котлована нужно хорошо утрамбовать и выровнять. Если вы собираетесь укладывать асфальт на наклонной поверхности, следите, чтобы угол наклона не п р евышал 3 см на каждые 3 м. Для этого воспользуйтесь уровнем для измерения угла наклона.

Шаг 2 – укладка геотекстиля

Если покрытие будет испытывать большие нагрузки (например, по нему будут двигаться автомобили), желательно на уплотненный грунт уложить слой геотекстиля.

Перед началом работ еще раз убедитесь, что на поверхности грунта нет камней и других посторонних предметов. Чем ровнее будет основание, тем лучше.

Затем приступайте непосредственно к у кладке. Геотекстиль следует застилать одним слоем, не допуская появления складок и неровностей. Ходить по материалу, а также перемещать его волоком нельзя.

Отдельные куски укладываются друг на друга внахлест на 30 см. Ширину можно увеличить до 50 см. Как правило, скреплять геотекстиль не требуется. Однако если вы опасаетесь того, что в процессе укладки верхних слоев куски полотна сместятся, можете скрепить их с помощью строительного степлера.

Чтобы полотно не сдуло ветром, на него можно уложить легкие доски или кирпичи. Главное – чтобы они не поцарапали и не порвали материал.

Края геотекстиля должны выступать за пределы котлована на 20-30 см. Если предполагается устройство бордюров, то бордюрный камень нужно укладывать в котлован на геотекстиль.

Шаг 3 – оборудование подушки

На этом этапе необходимо сделать так называемую дорожную одежду, или подушку под будущий асфальт.

Поскольку высота слоя будет составлять 15 см, то на каждый квадратный метр будущего покрытия придется по 0,15 м3 песка или отсева.

Например, для площадки размером 30 м2 вам потребуется 4 , 5 куба.

Чтобы рассчитать необходимый объем под вашу площадь, воспользуйтесь нашим Калькулятором.

Слой песка необходимо уплотнить и выровнять. Для этого можно воспользоваться как ручной трамбовкой, так и виброплитой.

Шаг 4 – оборудование щебеночного слоя

Следующим слоем засыпается щебень. Его нужно больше, чем песка – по 0,2 куба на квадратный метр.

Таким образом, на площадку в 30 м2 потребуется 6 кубов щебня.

Для точного р асчета воспользуйтесь Калькулятором.

Сверху щебень уплотняется и выравнивается. Если есть возможность, лучше пройти по щебню несколько раз катком или виброплитой.

Шаг 5 – битумная пропитка

Как мы уже говорили, этот шаг не является обязательным, но он способен повысить качество и надежность асфальтового покрытия. Конечно, без специального оборудования (битумных распылителей) вам вряд ли удастся сделать равномерную пропитку по всей поверхности.

Ниже представлен способ проливки щебня с помощью пластиковой бутылки:

Шаг 6 – укладка асфальтового покрытия

Далее происходит непосредственно укладка. Для этого асфальт небольшими кучами распределяют по поверхности будущего покрытия, а затем разравнивают. Если на объекте есть экскаватор, то он может частично выровнять асфальт своим ковшом. Но полностью выравнивать все равно придется вр у чную.

Вот как выглядит этот процесс:

Выравнивание удобнее всего производить специальным приспособлением. Его называют гребок, грабли для асфальта или гладилка. Внешне он похож на швабру, которой моют полы. На конце ее расположена поперечная доска, которой и выравнивают слой асфальта.

Таким приспособлением выравнивают асфальт

Что касается расхода: обычно асфальт продают не в кубах, а в тоннах. Поэтому для расчета расхода нужно будет сначала узнать объем, а затем перевести его в вес.

Вот примеры расчета объема на квадратный метр:

  • Для слоя в 20 мм – 0,02 м3
  • Для слоя в 40 мм – 0,04 м3
  • Для слоя в 6 0 мм – 0,06 м3
  • Для слоя в 80 мм – 0,08 м3

А вот для перевода кубов в тонны потребуется знать насыпную плотность. У горячего асфальта она составляет 2 440 кг/м3.

Далее умножаем кубатуру на насыпную плотность и получаем вес:

  • Для слоя в 20 мм (0,02 м3*2 440 кг/м3) – 48,8 кг.
  • Для слоя в 40 мм (0,04 м3*2 440 кг/м3) – 97,6 кг.
  • Для слоя в 60 мм (0,06 м3*2 440 кг/м3) – 146,4 кг.
  • Для слоя в 80 мм (0,08 м3*2 440 кг/м3) – 195,2 кг.

Мы привели несколько примеров расчета расхода горячего асфальта на 1 м2.

Чтобы узнать конкретный расход, нужно кубатуру умножить на площадь, которую вам нужно заасфальтировать:

Для 10 м2:

  • Слой в 20 мм (10 м2*48,8 кг) – 488 кг.
  • Слой в 40 мм (10 м2*97,6 кг) – 976 кг.
  • Слой в 60 мм (10 м2*146 , 4 кг) – 1 464 кг.
  • Слой в 80 мм (10 м2*195,2 кг) – 1 952 кг.

Для 30 м2:

  • Слой в 20 мм (30 м2*48,8 кг) – 1 464 кг.
  • Слой в 40 мм (30 м2*97,6 кг) – 2 928 кг.
  • Слой в 60 мм (30 м2*146,4 кг) – 4 392 кг.
  • Слой в 80 мм (30 м2*195,2 кг) – 5 856 кг.

Для 50 м2:

  • Слой в 20 мм (50 м2*48,8 кг) – 2 440 кг.
  • Слой в 40 мм (50 м2*97,6 кг) – 4 880 кг.
  • Слой в 60 мм (50 м2*146,4 кг) – 7 320 кг.
  • Слой в 80 мм (50 м2*195,2 кг) – 9 760 кг.

Аналогичные расчеты для вашей площади вы можете произвести на странице Калькулятор. Для перевода кубов в тонны используйте насыпную плотность 2 440 кг/м3.

При укладке есть еще два очень важных момента:

  1. Как избежать остывания асфальта
  2. Как сделать покрытие р овным

Разберемся с каждым пунктом по порядку.

Как избежать остывания асфальта

Выше мы уже говорили о том, что асфальт чувствителен к погодным условиям. Поэтому его укладку производят в сухую и (желательно) теплую погоду. Оптимальная температура горячего асфальта на момент укладки – 120-130°С. Она не должна опускаться ниже 100°С.

И тут основной риск заключается в том, чтобы на всем протяжении – от отгрузки на заводе и доставки до укладки – асфальт не остыл. В противном случае вы получите твердые , как камень, куски, которые невозможно будет использовать.

Рекомендации тут такие:

  1. Если асфальта много, и его будут подвозить в несколько рейсов, нужно спланировать работы так, чтобы подвоз новой партии осуществлялся тогда, когда предыдущая партия уже уложена.
  2. Если нет возможности оперативно уложить весь асфальт, его излишки должны быть собраны в кучу. Желательно поместить его в какой-нибудь контейнер. Подойдет деревянный ящик или даже ковш экскаватора. Важно, чтобы было как можно меньше теплопотерь.
  3. При складировании асфальта в куче периодически ее стенки осыпаются. Отдельные зерна, скатившиеся вниз, нужно сгребать лопатой в общую кучу, чтобы они не застыли раньше времени.

Горячий асфальт до укладки нужно держать в кучах, чтобы он не остыл раньше времени

Ниже предлагаем вам ознакомиться с таблицей изменения температуры асфальта.

Для примера мы взяли следующие условия:

  • Температура воздуха: +10 градусов
  • Начальная температура асфальта: +160 градусов
  • Конечная температура асфальта: +80 градусов

Продемонстрируем это на 4 слоях асфальта разной высоты (20 мм, 40 мм, 60 мм и 80 мм):

График скорости остывания горячего асфальта

Как видите, есть четкая связь между высотой слоя асфальта и скоростью его остывания. Так, быстрее всего (за 8 минут) остыл слой в 2 0 мм. А вот слой в 80 мм продержался целых 40 минут. И это с условием, что на улице +10 градусов. Именно по этой причине асфальт можно укладывать при температуре в 0⁰C, но только в том случае, если высота слоя превышает 40 мм. Иначе он остынет еще во время укладки.

Как сделать покрытие ровным

Второй важный момент – это выравнивание при укладке.

Здесь есть разные способы. Мы разберем наиболее распространенные.

  • С помощью веревки
  • С помощью деревянных реек
  • С помощью нивелира

С помощью веревки

Суть способа в том, что периодически по всей ширине укладываемого асфальта п р отягивается шнур – внатяжку, но так, чтобы он касался поверхности. В местах, где он проседает, нужно добавить асфальта. Если наоборот – образуются горки, их нужно разровнять. Способ не очень удобный, так как приходится постоянно протягивать этот шнур.

С помощью деревянных реек

Этот способ сложнее, но эффективнее. Вам потребуется заранее приготовить деревянные рейки. Их длина может быть любой, а высота должна соответствовать высоте асфальта в неукатанном состоянии.

Эти рейки выкладываются на слой щебня, после чего насыпается асфальт и выравнивается так, чтобы он не превышал высоту брусков. Затем р ейки удаляются, канавы от них засыпаются асфальтом.

С помощью уровня

Такой способ позволит добиться наиболее ровного покрытия. Правда, обычный строительный уровень здесь не подойдет – он слишком короткий. Вам потребуется специальная дорожная рейка. Принцип ее работы такой же, как у уровня, а вот длина гораздо больше – 3 метра. Эта рейка устанавливается поперек покрытия, после чего делаются замеры.

Шаг 4 – укатывание

После укладки асфальт нужно укатать. Для этого можно использовать виброплиты, ручные катки, а также полноценные катки.

Виброплитой нужно пройти все покрытие несколько раз – сначала вдоль, а затем поперек. Периодически проверяйте внутреннюю часть плиты: к ней могут прилипать куски асфальта, что приведет к образованию колеи.

Вообще, по технологии после укладки асфальта по нему должен п р ойтись каток. Притом по каждому участку – не менее 32 раз. Учитывая скорость движения катка и возможную площадь укатывания, редко бывает возможность так основательно выполнить этот процесс. Но, независимо от количества проходок, вальцы катка нужно регулярно поливать водой. Вода вытесняет из асфальта битум, поэтому покрытие хорошо уплотняется.

Уплотнение асфальта виброплитой

Уплотнение асфальта виброплитой

Еще один важный момент – посыпка песчано-цементной смесью. Дело в том, что после укладки асфальт обладает определенной липкостью и мягкостью. Даже легковой автомобиль может запросто зацепить кусок асфальта своими протекторами и разрушить покрытие. Чтобы этого избежать, поверхность засыпают смесью песка и цемента. Она заполняет поры асфальта и снижает липкость.

После завершения у кладки асфальтового покрытия ему нужно дать 1-2 дня для застывания. После этого по дороге могут ходить люди и ездить транспорт.

Рекомендуем вам также посмотреть видео укладки горячего асфальта по данной технологии.

Вышеописанный метод укладки горячего асфальта подходит для несложных работ. Их можно организовать самостоятельно. Погрузчики, грейдеры и катки с операторами можно нанять на условиях почасовой аренды. В магазинах строительной техники сдаются в прокат виброплиты и другой инструмент.

Однако для более серьезных и ответственных дорожных покрытий такая технология не подойдет.

Ремонт дороги при помощи спецтехники

И в завершении скажем несколько слов об асфальте в нашем регионе.

Особенности горячего асфальта, представленного у нас в продаже

Наша компания реализует горячий асфальт нескольких видов.

По фракциям:

    (максимальный размер частиц 40 мм) (максимальный размер частиц 10 мм)

Обе разновидности полностью соответствуют ГОСТу.

Крупнозернистый асфальт берут для капитального строительства дорог. Из него делают основания двухслойных покрытий. Мелкозернистый годится для небольших дорог, проездов, стоянок, площадок, садовых дорожек. С ним легче работать, и поверхность асфальта получается р овной и гладкой.

У нас есть и другие типы смесей:

  • Горячий асфальт классический
  • Горячий асфальт с пластификатором (так называемый холодный асфальт)

Классическая смесь состоит из битума, песка, щебня и минерального порошка. Ее необходимо уложить в течение 5-6 часов после отгрузки.

Асфальт с пластификатором еще называют холодным. Его отличие от классического горячего состоит в том, что, благодаря специальным добавкам, он остается мягким на протяжении 10 часов.

Покрытия из такого асфальта приобретают дополнительные качества:

  • Устойчивость к разрывам
  • Твердость
  • Эластичность
  • Устойчивость к высоким и низким температурам

Асфальтобетон с пластификатором легче наносить на поверхность и утрамбовывать, так как адгезия у него выше. Единственный его недостаток – более высокая цена.

Подводя итог, скажем, что при у кладке горячего асфальта вам придется иметь дело со смесью высокой температуры. Работа с ней требует определенных навыков и соблюдения правил безопасности. В этой статье мы постарались максимально подробно описать технологию укладки. Если же вы не хотите делать асфальтовое покрытие самостоятельно, наймите бригаду. Учтите данные нами рекомендации, и сможете без труда проконтролировать весь процесс.

Напоследок познавательное видео о том, как надо укладывать асфальт

Хотите знать больше?

Подробнее об этом материале, его видах и свойствах читайте на странице Асфальт.

В рубрике Применение асфальта содержатся другие полезные статьи и советы по этому материалу.

Рекомендуем также ознакомиться с другими способами применения этого материала:

Какая температура асфальта при укладке?

Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности асфальтобетона. Также от типа асфальтовой смеси зависит область применения и температурный диапазон нагрева асфальта, требуемый для проведения работ по асфальтированию.

«Если асфальтобетонная смесь содержит много щебня из прочных горных пород, ее прочность и жесткость возрастают, вследствие чего перед укладкой смесь разогревается сильнее, чтобы обеспечить достаточную пластичность, необходимую для качественного уплотнения»

Укладка асфальта, производимая в соответствии с технологией асфальтирования, требует обязательного соблюдения температурного режима, так как это напрямую влияет на качество дорожного полотна.


Выделяют следующие основные виды асфальтобетона, отличающиеся по температуре при укладке:

Каждая разновидность имеет свои температурные диапазоны, допустимые при проведении работ. Температура асфальта при укладке также возрастает в зависимости от процентного содержания щебня или гравия.

При какой температуре укладывается горячий асфальт


Горячий асфальт является наиболее востребованным материалом для устройства прочных покрытий, так как обладает высоким качеством. Асфальтирование материалами из данной группы осуществляется с поздней весны до ранней осени (при температуре от +5°C), так как в холодную погоду будет происходить слишком быстрое охлаждение.

– Средняя температура асфальта при укладке (для горячих смесей) – 120°C.

Как температура укладки горячего асфальта изменяется при разном содержании горных пород

Тип асфальта по содержанию горных пород Температура перед укладкой Температура асфальта при укладке (в процессе остывания)
А – 50-60% 120-145°C 120-100°C
Б – 40-50% 110-130°C 110-90°C
В – 30-40% 105-120°C 105-85°C
Г – песок из горных пород 105-120°C 105-85°C
Д – песок из осадочных пород 85-110°C 85-75°C

Так как в процессе укладки смесь теряет температуру, разогревать материал следует не до минимального температурного порога, а до средних и максимальных значений, в зависимости от скорости асфальтирования.

При какой температуре укладывается литой асфальт


Литой асфальтобетон относится к горячим асфальтовым смесям, поэтому перед укладкой требует разогрева. Использование данного материала, как и других горячих смесей, допускает в теплые сезоны при температуре воздуха от +5°C.

  • Средняя температура асфальта при укладке (для литых горячих смесей) – 220°C.
  • В зависимости от погодных и технологических условий, а также от состава смеси, разогрев перед укладкой имеет температурный диапазон от 185 до 250°C.

Особенностью литого асфальта является отсутствие потребности в уплотнении, так как смесь самостоятельно набирает прочность в процессе остывания. Поэтому разогревать данный вид асфальта перед укладкой нужно с меньшим запасом, чем обычный горячий асфальтобетон.

При какой температуре укладывается холодный асфальт


Холодный асфальтобетон не обладает такими же характеристиками, как горячие смеси, поэтому используется не для устройства дорожного покрытия, а для ямочного ремонта и асфальтирования пешеходных зон.

  • Данный материал не требует разогрева перед укладкой, достаточно поддерживать около 20°C.
  • Может использоваться поздней осенью, ранней весной, а иногда и в зимнее время – до -10°C.

При этом температура асфальта при укладке, если речь и холодных смесях, не должна быть слишком низкой. Если сырье хранилось в холодных условиях, рекомендуется поместить его перед использованием в отапливаемое помещение. Также область применения можно разогреть перед укладкой, чтобы промерзлое основание не слишком быстро охлаждало асфальтовую смесь.

Из-за чего понижается температура асфальта при укладке


В процессе укладки асфальтобетон остывает в зависимости от следующих факторов:

  • Температура воздуха – чем она ниже, тем быстрее происходит охлаждение.
  • Температура основания для укладки – чем холоднее основание, тем быстрее теряется температура.
  • Толщина асфальтового слоя – чем меньше толщина, тем быстрее остывает асфальт.
  • Скорость укладки – чем дольше проводится асфальтирование, тем больше температуры потеряет асфальтобетон.

Учет данных факторов позволит точнее определить нужную температуру нагрева асфальтобетона.

Выводы


Средняя температура асфальта при укладке зависит, в первую очередь, от разновидности асфальтобетонной смеси:

  • Температура укладки горячего асфальта – 110-130°C;
  • Температура укладки холодного асфальта – не требует нагрева, около 20°C;
  • Температура укладки литого асфальта – 190-230°C.

Также нужно учитывать, что в процессе асфальтирования смесь остывает по различным причинам, поэтому предварительный нагрев должен иметь запас.

Кроме того, температура асфальта при укладке должна быть увеличена, если горячий или литой асфальт содержит много щебня из горных пород. Чем выше содержание прочных и жестких пород, тем сильнее нужно разогреть смесь, чтобы получить достаточную пластичность.

Технология укладки холодного асфальта

Некоторые виды асфальтобетона не требуют поддержания высокой температуры при асфальтировании – укладка холодного асфальта может производиться без предварительного разогрева смеси, из чего следуют основные преимущества данного материала.

Холодный асфальт – разновидность асфальтобетона (АБ), не требующая разогрева перед укладкой. В состав холодного АБ входят определенные растворители, которые разжижают битумные смолы, за счет чего нагрев смеси не требуется. За счет упрощения технологии асфальтирования стоимость работ по укладке асфальта холодным методом будет ниже, чем в случае с горячими смесями.


Особенности холодных асфальтовых смесей


Холодный асфальтобетон не используется для строительства дорог общего пользования, так как его эксплуатационные характеристики недостаточно высокие для этих целей. Однако для срочного ремонта дорог, особенно в холодные сезоны, когда нельзя использоваться горячие смеси, укладка холодного асфальта подходит отлично. Также данный материал подходит для асфальтирования пешеходных зон и частных территорий.

Таким образом, можно выделить основные особенности холодных смесей:

  • Не требует разогрева перед укладкой;
  • Может использоваться при отрицательной температуре воздуха;
  • Физико-механические характеристики уступают горячим смесям.

Еще одной особенностью холодного асфальтобетона явятся особая форма и размер щебня. Чтобы укладка холодного асфальта могла быть наиболее эффективной, в состав материала включают только щебень небольших фракций, имеющий граненые стороны, что повышает плотность и другие физико-механические характеристики материала.

Укладка холодного асфальта при ямочном ремонте


Укладка холодного асфальта широко используется при ямочном ремонте дорог еще и по той причине, что отремонтированный участок можно быстрее ввести в эксплуатацию, чем в случае с использованием горячих смесей. Холодный асфальтобетон не требует времени для остывания, поэтому запускать транспорт можно практически сразу после уплотнения.

Технология укладки холодного асфальтобетона при ямочном ремонте

  • 1. Поврежденная область и ее края очищаются от посторонних элементов, мусора, грязи, пыли и влаги.
  • 2. Поврежденному участку придается правильная геометрическая форма – края ямы выравниваются.
  • 3. Дно и стенки подготовленной области пропитываются жидкими битумными эмульсиями из расчета 0,5 литра на 1 кв.м., чтобы обеспечить сцепление слоев.
  • 4. Если глубина повреждения более 20 сантиметров, на дно укладывается слой щебня (толщина зависит от глубины ямы). После укладки щебеночный слой необходимо уплотнить и пролить жидким битумом в вышеописанной пропорции.
  • 5. Завершающим этапом выступает укладка холодного асфальта на подготовленное основание с последующим уплотнением. Высота укладки должна быть на 2 сантиметра выше необходимого уровня, чтобы компенсировать сжатие при трамбовке.

Если уплотнение производится не дорожным катком, а ручным оборудованием, рекомендуем осуществлять трамбовку от краев к центу (по спирали). Когда на асфальте перестанут оставаться следы уплотнения, процедуру можно считать завершенной.

Укладка холодного асфальта при асфальтировании


Укладка холодного асфальта схожа с технологией асфальтирования горячими смесями. Исключением будет лишь отсутствие необходимости разогревать асфальтобетон перед укладкой, за счет чего также отпадает и необходимость в использовании спецтехники.

Технология укладки холодного асфальтобетона при асфальтировании:

  • 1. Очистка области проведения работ от крупных посторонних элементов и растительности.
  • 2. Снятие верхнего слоя грунта с последующей очисткой земляного полотна от посторонних элементов, мусора и влаги.
  • 3. Разравнивание и уплотнение земляного основания.
  • 4. Укладка геотекстиля для разделения технологических слоев, армирования и исключения прорастания растений.
  • 5. Отсыпка слоя песка с последующим его уплотнением. Необходимо для стабилизации основания.
  • 6. Укладка геосетки для повышения прочности и равномерного перераспределения вертикальной нагрузки.
  • 7. Укладка щебеночного слоя с последующим его уплотнением. Если щебень не смешанных фракций, сначала отсыпаются более крупные фракции, затем более мелкие. Это нужно для достижения максимальной плотности.
  • 8. Проливка щебеночного слоя жидкими битумными эмульсиями для качественного сцепления слоев (0,5л/ 1 м 2 ).
  • 9. Укладка холодного асфальта с последующим уплотнением. Изначальная высота слоя также должна быть выше на 2 сантиметра, что компенсирует уменьшением толщины при уплотнении.

Трамбовка производится спецтехникой или ручным оборудованием. В некоторых случаях частные лица уплотняют асфальтобетон колесами транспорта, однако такой способ не всегда обеспечивает достаточный коэффициент уплотнения асфальта.

Выводы


Технология укладки холодного АБ чуть проще, чем укладка горячих смесей, однако также требует максимального соблюдения технологического процесса. Сам холодный асфальт является незаменимым материалом для срочного ремонта дорог, так как не требует разогрева перед укладкой, за счет чего может использоваться в холодные сезоны, а движение транспорта разрешается практически сразу.

Эксплуатационные характеристики холодных смесей ниже, чем у горячих, поэтому при строительстве дорог общего пользования укладка холодного асфальта не допускается. Однако для пешеходных зон и ямочного ремонта материал вполне подходит.

Технология укладки холодного асфальта – пошаговая инструкция

Холодный асфальт традиционно используется для ямочного ремонта в дорожном строительстве. В этой статье мы расскажем, как правильно укладывать холодный асфальт и на что обращать внимание при укладке.

Детальная инструкция по ремонту ям холодной асфальтовой смесью описана дальше.

Холодным асфальтом засыпают ямы на дорогах и тротуарах Холодным асфальтом засыпают ямы на дорогах и тротуарах

Ремонт ямы с помощью холодного асфальта состоит из нескольких этапов:

  1. Очистка ямы от крупного мусора
  2. Выравнивание краев
  3. Очистка от остатков асфальта, мелкого мусора и пыли
  4. Засыпка щебнем (необязательно)
  5. Пропитка стенок и краев битумом (необязательно)
  6. Засыпка асфальта
  7. Трамбовка

Все это в разрезе выглядит примерно так:

Схема укладки холодного асфальта Схема укладки холодного асфальта

Мы еще раз обращаем ваше внимание на то, что два этапа из семи – факультативны (засыпка щебнем и пропитка краев битумом). Они нужны для заполнения ямы, глубина которой более 20 см.

Чтобы вы имели наиболее общее представление о том, как самостоятельно провести ямочный ремонт холодным асфальтом, ниже мы подробно разберем все этапы.

Шаг 1 – очистка ямы от крупного мусора

Прежде всего необходимо очистить яму от крупных камней, мусора. В ней могут находиться куски старого асфальта, щебень из основания. Лучше всего убрать их обычной лопатой. После этого вы сможете понять, каким образом можно срезать и выровнять края, измерить глубину выбоины.

Шаг 2 – выравнивание краев

Этот пункт можно пропустить, если у вас небольшая выбоина, которую легко засыпать одним только холодным асфальтом. Но для лучшей устойчивости отремонтированного участка нужно обрезать края ямы под углом 90°. Сделать это можно при помощи ручной болгарки или дорожной пилы. Срезать старое покрытие надо таким образом, чтобы получился участок более-менее правильной геометрической формы.

Температура асфальта при укладке

Для измерения степени нагревания смеси в дорожном строительстве используют электротермометры с выносным датчиком. Контролировать степень нагревания смеси необходимо при асфальтировании горячим или литым методом. Холодное асфальтирование не требует нагрева асфальтовой смеси перед заливкой.

Какая температура укладки асфальта

Есть правила, которые нужно соблюдать при асфальтировании дорог любого назначения: небольшого двора, пешеходной зоны или автомобильной трассы. Температура асфальта при укладке - один из основных факторов, отвечающий за прочность.

Чаще всего в асфальтировании применяют холодную, горячую или литую технологию. Для каждой техники есть свои рекомендации по температурному режиму.

Температура укладки литого асфальта

Температура укладки литого асфальта

Литой асфальт используют для капитального строительства. Он выдерживает высокие нагрузки, подходит для дорог с интенсивным движением, трас, предназначенных для большегрузов. Литым способом класть асфальтовую смесь можно круглый год. Минимальный градус тепла составляет -10° по Цельсию.
Асфальтировка допустима в дождь или снег. Срок службы асфальтового покрытия достигает 20-30 лет при соблюдении технологии.

Технология асфальтоукладки требует предварительного нагрева асфальтной смеси до 190-250 градусов. При такой температуре смесь равномерно распределяется по участку, становится вязкой и плотной. В состав смеси на основе битума часто добавляют минеральные порошки, чтобы изменить текучесть и плавкость материала.

Температура укладываемого асфальта горячим методом

Горячий асфальт используют для строительства новых дорог или ремонта старых. Это надежный способ, но он ограничен сезонностью. Укладывать асфальт горячим способом можно только в сухую погоду при плюсовой температуре. Сезон – весна, лето или ранняя осень. Температура на улице не должна быть ниже +5 градусов, только при таких условиях можно добиться прочного покрытия. Технология предполагает нагревание асфальтовой смеси до 120-200 градусов.

При какой температуре укладывать асфальт холодным способом

Холодное асфальтирование не подходит для капитального строительства, но это хороший способ для частичного или ямочного ремонта. Преимущество технологии – асфальтировать участок можно в любое время года и погоду, возможно асфальтирование в дождь или снег. Допустимая температура для асфальтовых работ по холодной технологии составляет -10 градусов. Технология не предполагает нагревание асфальта, смесь кладут холодной и утрамбовывают.

Температура асфальта при укладке по ГОСТу меняется от технологии, количества и толщины асфальтных слоев, материала. Для каждого способа существует свой температурный режим. При нарушении температуры нельзя получить стойкое дорожное полотно. Конечно, температура – не единственный показатель, отвечающий за надежность и стойкость дорожного полотна, но несоблюдение температурного режима приводит к раннему появлению трещин и ям.

Читайте также: