Технология укладки дорожных плит на песок и щебень

Обновлено: 24.04.2024

Устройство дорог из дорожных плит

Как бы ни хотели жители загородных поселков обитать поближе к природе, без некоторых элементов благоустройства, таких как дорожки, обойтись не получится. Они должны быть функциональными и удобными, а также хорошо облагораживать весь поселок. На своем участке можно использовать в качестве дорожки вымостку из натурального камня, но вместе с этим для общих улиц больше подойдет укладка дорожных плит, которые активно используются девелоперские фирмы и кооперативы граждан.

Содержание:

Предназначение дорожных плит

Железобетонные плиты называют уникальным материалом для изготовления дорог, который способен выдержать огромные нагрузки. Назначение подобных изделий бывает самым разным. Это возведение временных дорог для объектов строительства и создание постоянных подъездных путей к предприятиям, подъезда к малонаселенным пунктам в сельской местности, что удалены от основных дорог на небольшое расстояние.

Технология укладки железобетонных плит позволяет строить дороги абсолютно в любой местности и активно их использовать. К тому же на поверхности дорожных плит допускается монтаж асфальта, который защищает плиты и продлевает срок полезной эксплуатации полотна. Приятная особенность применения этих ЖБИ изделий – возможность повторной эксплуатации, если плиты сохранили свои характеристики, что позволяет существенно сэкономить. Из плит, что были в употреблении, вполне получится соорудить временное дорожное покрытие.


Когда временная площадка для складирования становится ненужной, подобное покрытие просто можно демонтировать и перевезти плиты в другое место, где их можно использовать без ограничений по основному назначению. Дорожные плиты, которые были в употреблении, от изделий, только что сделанных на заводе, отличаются исключительно внешним видом. Между тем, цена укладки дорожных плит, что были в употреблении, меньше монтажа новых на 40 – 50%.


Однако с дорожными плитами не всё просто. Монтаж железобетонных плит имеет и свои недостатки. При производстве плиты укладывают на грунт, в результате чего возникают швы. Дорога из подобных плит в результате подвижек грунта может разойтись, поэтому в месте применения бетонных плит нужно постоянно следить за их видом и состоянием. Это способствует своевременному устранению различных негативных явлений и длительному использованию дорожного покрытия.

Конструкция дорожных плит

Дорожные плиты представляют из себя плоские прямоугольные плиты из железобетона, которые имеют толщину близко 14 – 18 сантиметров. Эти изделия выполняются на основе напряженной или ненапряженной арматуры. Рабочая поверхность железобетонных плит имеет рифление. Изделия по торцевым граням имеют монтажные петли, однако плиты могут сооружаться и под беспетлевые захваты. Монтажные петли располагаются в специально сформованных углублениях так, чтобы исключить возможность их попадания на внешнюю поверхность во время.


Благодаря присутствию в конструкции стальных прутьев, она прослужит долгие годы и сохранит свои технические свойства. Для производства напряженных плит применяют арматуру классов Ат-5, Ат-4, А-5. В ненапрягаемых плитах используют стержневую арматуру классов A-3C, А-3 и А-1 и проволоку Вр-1. Сокрытая арматура защищена от солнечных лучей, механических воздействий и атмосферных осадков. При установке дорожные плиты возвращаются в исходное положение, и напряжение, которое образуется в штатном режиме, является минимальным.

Стандартом предусмотрены такие типовые размеры дорожных плит:

  • длина 6 метров, ширина 1,75, 3, 1,87, 3,5 и 3,75 метров;
  • длина 3,5 метров и ширина 2,75 метров;
  • длина 3 и 1,75 метров;
  • длина 1,75 метров и ширина полтора метра.

Дорожные плиты принято складировать в штабеля, что имеют высоту не больше 2 метров, нижний ряд при этом должен укладываться на выровненное и плотное основание. Каждая плита в штабеле укладывается на деревянные прокладки.

Классификация дорожных плит

Все дорожные плиты разделяют на два типа, чем и определяется их назначение: плиты для постоянных работ (плиты вида 1П) и для временного дорожного покрытия (2П). Дорожные плиты по своей форме бывают трех видов: в форме трапеции (плиты вида ПТ), прямоугольника и шестиугольника.

Плиты прямоугольной конфигурации бывают с 1 бортом по длинной стороне (плиты ПБ) и с 2 бортами по коротким сторонам (маркировка ПББ). Плиты в виде шестиугольника бывают диагональной ориентации (плиты ПДШ), поперечной ориентации (марка ПШП), шестигранной формы, разделенной пополам по диагонали (изделия ДПШ) и шестигранной формы, разделенной пополам поперек (плиты ППШ). Несмотря на многообразие конфигурации дорожных плит, которые предусмотрены стандартом, заводами железобетонных изделий в основном выпускаются только прямоугольные дорожные плиты для временных или постоянных автодорог.

Строительство дороги из дорожных плит

Строительство дороги из дорожных плит

Дорожные плиты – железобетонные изделия, укладываются на прочное основание в качестве дорожного покрытия. Процесс укладки занимает очень малое время, а основание для их укладки не требует больших трудовых затрат. Благодаря этому, дороги из дорожных плит строятся в кратчайшие сроки.

Из дорожных плит очень часто сооружают временные дороги, например, на строительных площадках. Но существует большое количество полноценных дорог из железобетонных изделий. Кроме этого, могут служить довольно-таки качественным основанием для укладки асфальтного покрытия.

Основные преимущества строительства дорог из дорожных плит

Дороги из дородных плит последнее время становятся все более популярными.

Строительство дороги из дорожных плит

А все, благодаря тому, что данные дороги имеют целый ряд преимуществ:

  • Скорость выполнения работ. Строительство дорог происходит очень быстро. Это самый быстрый способ сооружения дорог.
  • Возможность использования в качестве основы для асфальта. При соблюдении технологии укладки, могут служить основой для укладки асфальтного покрытия. Это позволяет очень быстро превратить временную дорогу в постоянную.
  • Минимум затрат на основание. Для строительства не требуется больших затрат на подготовку основания. В большинстве случаев, делается только песчано-гравийная подушка небольшой толщины, на которую сразу же укладываются дорожные плиты.
  • Возможность повторного использования. Абсолютно все подлежат демонтажу и повторной укладке. Это дает возможность использовать одни и те же плиты для строительства нескольких временных дорог. Наиболее часто этим пользуются строительные компании, которые перемещают данные плиты с одного строительного объекта на другой.
  • Можно использовать на любых грунтах. Очень часто возникает необходимость прокладывания дорог через болотистую местность. Обычная асфальтная дорога в такой местности разрушиться очень быстро. А вот дорога из бетонных плит будет эксплуатироваться очень длительное время.

Технология укладки дорожных плит

Процесс укладки дорожных плит, как и строительство любой другой дороги, требует соблюдения технологии.

Строительство дороги из дорожных плит

Весь процесс укладки дорожных плит можно условно разделить на следующие этапы:

  1. Подготовительные работы. На данном этапе производится снятие верхнего плодоносного слоя грунта. В некоторых случаях, осуществляется еще дополнительная выемка грунта. Данные земляные работы осуществляются, чаще всего, с применением экскаватора погрузчика. Такая спецтехника способна не только снять небольшой слой почвы, но и переместить его на небольшое расстояние.
    Если дорога из дорожных плит будет постоянной, то возникает необходимость обустройства дренажной системы, которую можно сделать пи помощи того же экскаватора погрузчика. Если дорога будет временной, то можно обойтись без сооружения системы отводы воды.
  2. Подушка под дорожные плиты. Под любое дорожное покрытие возникает необходимость в сооружении специального подстилочного слоя. Если под асфальтное покрытие укладывается сначала песок, а потом щебень, то под дородные плиты данные материалы укладываются наоборот. Сначала укладывается слой щебня, а только потом песок. Толщина слоев этих материалов зависит от типа грунта и нагрузки на будущую дорогу. Толщина данных слоев в каждом случае рассчитывается индивидуально. В некоторых случаях, под подстилочный слой укладывается еще геотекстиль.
    Песчаный слой выравнивается и уплотняется. Если во время уплотнения песка образовываются неровности, то в такие места подсыпается дополнительное количество песка. Для уплотнения песка используют специальные трамбовки или грунтовые катки (в случае больших объемов). Песок необходимо трамбовать послойно.
  3. Укладка дорожных плит. Это основной этап строительства дороги. На данном этапе дорожные плиты укладываться при помощи автокранов. Каждую плиту после укладки необходимо придавить. Для этого берут толстую доску, кладут ее на плиту и несколько раз наносят удары большой тяжелой кувалдой. После таких ударов дорожные плиты прижимаются к песчаной подушке всей поверхностью.
  4. Завершающие работы. Существует две разные технологии укладки. Первый вариант – плавающие плиты. В таком случае швы между дорожными плитами засыпаются обычным песком. Такие плиты смогут двигаться независимо друг от друга. Если же плиты планируется зафиксировать статически, то их сваривают между собой. Сваривание плит осуществляется за счет сварки боковых металлических петель. В данном случае, все плиты жестко соединяются между собой в одну целостную конструкцию. Швы между плитами необходимо заделать полусухим цементно-песчаным раствором.

Строительство дороги из дорожных плит

Изготовление дорожных плит

Все дорожные плиты изготавливаются на специальных заводах, которые производят конструкции из железобетонных изделий. Они должны быть изготовлены именно на заводах, а не в кустарных условиях. Если Вам предлагают бетонные дорожные плиты без арматуры по очень выгодной цене, то лучше отказаться от покупки таких плит. Дорожные плиты должны быть изготовлены из железобетона (внутри бетона должна быть арматура). Только железобетонные плиты могут выдержать полноценные нагрузки от автомобилей.

Толщина составляет от 14 до 18 сантиметров. Для каждой дороги толщина подбирается индивидуально в зависимости от типа грунта и нагрузки на дорогу. Бетон, который входит в состав плит, должен соответствовать специальным стандартам. Качественный бетон производится только на полноценных заводах по изготовлению железобетонных изделий.

Где можно заказать строительство дороги из дорожных плит?

Большое количество недобросовестных компаний укладывают дорожные плиты на очень тонкий слой песка. За счет этого у них получается сэкономить приличную сумму. Но плиты на такой подушке не могут полноценно эксплуатироваться. Такая дорога начнет разрушаться после первой же зимы.

Наша компания дорожит своей репутацией. Именно поэтому мы выполняем все работы согласно с нормами и стандартами. Нет ни одного негативного отзыва о работах, которые проводила наша компания. Все наши клиенты остаются довольными и рекомендуют наши услуги другим.

Технология укладки дорожных плит на песок и щебень





Укладка временных и постоянных дорог

в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

(технология укладки)

Получите предварительный расчет уже сегодня

Укладка дорожных плит

Дорожные плиты используются для создания надежных и устойчивых транспортных покрытий. Данный строительный материал не подвергается деформации и не создает вибрацию даже при высоком автомобильном трафике и значительных нагрузках. Особую прочность изделиям придают армированные элементы, которые улучшают показатели жесткости и выносливости всей конструкции.

Компания "Строй-Проект" предлагает услуги по укладке и монтажу дорожных плит. Мы производим все работы, под ключ, соблюдая технические требования к разработке транспортных покрытий. Благодаря наличию собственного автопарка спецтехники и оперативному выполнению задач, мы готовы реализовать проекты любой сложности по доступным ценам.

Дорожные плиты используются в строительной сфере и представляют собой изделия, выполненные из бетона и укрепленные арматурой. На данный момент промышленность поставляет на рынок несколько видов дорожных плит:

● Плиты , которые используют для создания трасс постоянного применения. Такие плиты имеют улучшенные характеристики по прочности, устойчивости к температурным перепадам и воздействию влаги

● Плиты , применяемые для создания подъездных путей , которые будут использованы только определенный период времени. У них более низкий класс устойчивости.

Основные преимущества и разновидности дорожных плит

Железобетонные изделия имеют плоскую форму и толщину в пределах 140-180 мм, используются при разработке временных и постоянных дорожных покрытий. Монтаж дорожных плит с помощью данных изделий позволяет равномерно распределять нагрузку по всему полотну. При правильной эксплуатации, минимальный срок службы плит составляет не менее 40 лет.

По сравнению с асфальтовыми покрытиями, подготовка основания для укладки дорожных плит не требует масштабных подготовительных работ. ЖБИ изделия изнашиваются значительно дольше, что является значительным преимуществом в экономическом плане. Укладка дорожных плит ГОСТ осуществляется в соответствии с требованиями безопасности и соблюдением технических норм. Наиболее востребованы три вида плит:

ПДП – это универсальный строительный материал, который применяется при строительстве дорог со средними нагрузками. При изготовлении изделий ПДП используют бетон тяжелых марок, что позволяет выдерживать массу транспорта до 6000 кг на 1 колесо. Стоимость монтажа дорожной плиты данного типа – одна из самых дешевых, благодаря возможности демонтажа и повторного использования

ПДН – обладают повышенным запасом прочности и могут выдерживать экстремальные температурные режимы до -55°C. Конструкция плит включает в себя надежный арматурный каркас, который снизит влияние неблагоприятных факторов, в том числе мягкого грунта. Укладка дорожных плит осуществляется на основании нормативов технических норм и ГОСТа 25912-2015.

ПАГ – имеют самую высокую устойчивость к нагрузкам и весят около 5000 кг. Применение таких плит необходимо при разработке дорожного полотна с высоким автомобильным трафиком и в случае передвижения тяжелой техники. Показатели температурной устойчивости ПАГ, позволяют их использовать при -35°С. Укладка ЖБ плит дорожных производится с помощью спецтехники и профессиональной бригады рабочих.

Технология укладки дорожных плит на песок и щебень





Плиты ПАГ-14, 18, 20: укладка (технология укладки)

Получите консультацию специалиста и персональное коммерческое предложение

Плиты ПАГ-14, 18, 20, их укладка, идеально подходят для строительства аэродромов и создания дорог различного назначения. Для того чтобы защитить их от деформации, которая может произойти под воздействием массивного транспорта, бетонный блок заключают в армированный каркас. Это делает конструкцию максимально жесткой и выносливой.

Преимущества плит ПАГ

Основные достоинства данного стройматериала заключаются в следующем:

  • Быстрый монтаж. Сделать покрытие из плит можно намного быстрее, нежели проложить обычную асфальтную дорогу.
  • Доступная стоимость. Укладка бетонного дорожного полотна обойдется дешевле. По качеству такая дорога ничем не будет отличаться от асфальта, но позволит существенно сократить расходы.
  • Универсальность. Работы по устройству дороги можно выполнять в любой местности, независимо от типа грунта.
  • Возможность демонтажа. В отличие от асфальтовой дороги, покрытие из железобетонных плит легко разобрать и перенести на новое место. Благодаря этому, их удобно использовать для организации временных подъездных путей к строительным площадкам, складским территориям и другим похожим объектам.

Любые манипуляции с материалом осуществляются с помощью крана или подъемника.

Условия хранения и перевозки

При складировании плиты располагают горизонтально. Их размещают штабелями по 10 единиц.

При выборе подходящей спецтехники для транспортировки продукции следует обращать внимание на высоту кузова и грузоподъемность машины. Правила доставки при этом регулируются соответствующими ГОСТами.

Согласно существующим требованиям, между плитами обязательно нужно положить деревянный брус, а нижний ряд надежно зафиксировать в кузове стальными тросами. Выгрузка осуществляется по одному изделию. Для этого подъемный кран цепляет плиту за монтажные петли и медленно опускает на землю.

Технология укладки ПАГ-14, 18, 20

При строительстве автомобильных дорог очень важно придерживаться существующих технологий монтажа, поскольку от этого будет зависеть их надежность и характеристики. Важное значение в данном вопросе имеет подготовка грунта. Она выполняется в несколько этапов:

  • первым делом, снимается верхний слой почвы и выравнивается поверхность;
  • затем лишний грунт собирают и вывозят;
  • чтобы минимизировать вероятность размывания дороги и прорастания травы, дно сформированной траншеи застилают геотекстилем;
  • сверху полотна насыпают щебень и песок.

В завершении поверхность выравнивают и трамбуют катком или специальной техникой с виброплитой. После того как основа подготовлена, приступают к укладке плит. Для этого обычно используют автокран.

Существует две технологии монтажа. Первая подразумевает под собой укладку изделий вплотную друг к другу, а вторая предусматривает создание зазоров между элементами. В случае необходимости бетонное покрытие укрепляют посредством сварки монтажных петель. Иногда для этого еще используют цемент, который добавляют в песочную подушку в процессе подготовки грунта.

Для подъема и укладки изделий используют краны и манипуляторы. Чтобы защитить дорогу от образования трещин, стыки заливают цементной смесью, а поверхность плиты покрывают специальными средствами. Жесткость и надежность дорожного полотна достигается за счет сваривания монтажных петель между собой.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Технологическая карта составлена на производство работ по устройству временных внутриплощадочных, подъездных и внутриквартальных автомобильных дорог из сборных железобетонных плит.

1.2 В состав работ, рассматриваемых картой, входит:

- устройство земляного полотна;

- устройство подстилающего слоя из песка;

- сварка скоб и плит;

- заделка стыков и швов.

1.3 При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются: направление монтажа плит и движение крана в зависимости от общего направления работ на трассе, разбивка на участки и захватки в соответствии с проектом производства работ. При привязке уточняются также объемы работ, калькуляция трудовых затрат, средства механизации с учетом максимального использования наличного парка монтажных механизмов.

1.4 Форма использования технологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1 До начала работ по устройству временной автодороги должны быть выполнены следующие работы:

- освещена и разбита трасса дороги;

- установлены временные здания и сооружения в объеме, необходимом для производства работ;

- доставлены на площадку механизмы и инструменты;

- устроено освещение мест производства работ и бытовых помещений;

- завезены необходимые материалы.

2.2 При производстве работ по строительству дорог, а также при приемке их в эксплуатацию должны соблюдаться требования СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

2.3 Работы по строительству временных автодорог осуществляют поточным методом, обеспечивающим равномерное и непрерывное производство работ механизмов и рабочих. Технологическая схема устройства дороги из сборных железобетонных плит приведена на рисунке 1.


Рисунок 1 - Технологическая схема устройства дороги из сборных железобетонных плит

2.4 При небольших объемах работ и на участках малой протяженности, где применение поточного метода нецелесообразно, работы производят цикличным методом поочередно на всем протяжении дороги.

2.5 К началу дорожных работ должны быть устроены, ограждения мест производства работ и расставлены знаки и информационные щиты с указанием видов работ и сроков их выполнения.

УСТРОЙСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

2.6 К устройству земляного полотна (корыта) приступают после срезки растительного слоя и выполнения разбивочных геодезических работ.

2.7 Срезка растительного слоя производится продольными проходами бульдозера марки ДЗ-101. Срезаемый грунт вывозится за пределы участка, если он не может быть использован.

2.8 Ширина корыта в выемке должна быть больше ширины покрытия на 0,5 м.

2.9 Технология устройства врезного корыта включает следующие операции: зарезание грунта и перемещение в конус, погрузка грунта в автосамосвалы и вывоз на автомобилях-самосвалах, планировка поверхности дна.

2.10 Бульдозер зарезает и перемещает грунт вдоль корыта, образуя конус соответствующей высоты. Затем погрузчиком ПУМ-500 погружают грунт на автомобили-самосвалы с его транспортировкой в установленные места.

2.11 Для обеспечения фронта работ по устройству песчаного подстилающего слоя работы по устройству корыта должны вестись с опережением не менее одной смены.

УСТРОЙСТВО ПЕСЧАНОГО ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ.

2.12 К устройству подстилающего слоя приступают после приемки земляного полотна. Песок для подстилающего слоя должен иметь коэффициент фильтрации в уплотненном состоянии не менее 3 м/сутки.

2.13 Технологический процесс устройства песчаного слоя включает: разгрузку, распределение и уплотнение песка.

2.14 Песок для устройства подстилающего- слоя доставляют в автомобилях-самосвалах и разравнивают бульдозером ДЗ-101 (ДЗ-101А). Окончательную планировку поверхности подстилающего слоя под уплотнение при необходимости производят вручную. Толщина слоя в рыхлом состоянии должна превышать проектную с учетом коэффициента разрыхления 1,1.

2.15 Одновременно определяют влажность песка. В случае необходимости песок увлажняют до оптимального значения, рассчитывая необходимое количество воды по формуле (т/м 3 ),

Q = h(W о - We) d ´ 10, (1)

где h - толщина отсыпаемого слоя песка, м;

Wо и We - соответственно оптимальная и естественная влажность в %;

d - объемная масса песка.

2.16 Уплотнение производится прицепным пневмокатком ДСК-1 в сцепе с трактором С-100 или площадочными вибраторами.

2.17 Уплотнение начинают от обочины к оси дороги, при этом каждый след от предыдущего прохода катка должен перекрываться при последующем проходе не менее чем на 1/3.

2.19 По выполненным подстилающим слоям не допускается движение автотранспорта во избежание нарушения профиля слоев и загрязнения материала.

2.20 Все последующие работы по строительству дороги выполняют после устройства подстилающего слоя без значительного разрыва во времени.

УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЙ ИЗ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПЛИТ

2.21 До устройства сборного покрытия должны быть выполнены все работы, связанные с устройством земляного полотна и песчаного подстилающего слоя.

2.22 Сборные железобетонные плиты транспортируются с заводов специально оборудованными бортовыми автомобилями или плитовозами.

Для устройства временных дорог могут применяться плиты, выпускаемые промышленностью и соответствующие ГОСТ 21924.0-84* «Плиты железобетонные для покрытий городских дорог. Технические условия», приведенные в таблице 1.

Таблица 1 - Плиты железобетонные для временных дорог

5500 ´ 2000/1500 ´ 140

3500 ´ 2000/1500 ´ 170

2.23 Картой предусмотрена укладка плит «с колес», без перегрузки плит в штабеля.

2.24 Монтаж плит покрытий надлежит начать с маячного ряда, располагаемого по оси покрытия при двускатном поперечном профиле покрытия и по краю - при односкатном поперечном профиле.

Укладку плит предусмотрено выполнять самоходными кранами в направлении продольной оси покрытия. Монтаж плит выполняется в следующей последовательности: плита краном снимается с автомашины и наводится на место укладки с таким расчетом, чтобы подошва плиты оказалась на 3-5 см ниже поверхности уже уложенных смежных плит. Движением стрелы уменьшается до минимума зазор в поперечном шве между укладываемой и уложенной плитами. Наконец, плита опускается на песчаный слой с таким расчетом, чтобы она коснулась его одновременно всей подошвой.

Продольные и поперечные швы должны совпадать, ширина швов между смежными плитами не должна превышать 20 мм, а уступ между плитами не более 5 мм.

С целью обеспечения требуемой ровности покрытия плиты следует укладывать на выровненный песчаный слой.

2.25 Окончательная посадка плит на основании должна производиться путем прикатки покрытия гружеными автомобилями или катками на пневматических шинах до исчезновения видимых осадок плит.

2.26 После прикатки плита с гладкой опорной поверхностью должна иметь контакт с основанием (подстилающим слоем) по всей поверхности опирания. Площадь контакта проверяют визуально по отпечатку на песчаном основании после поднятия плиты. При положительном контакте основания с плитой последняя укладывается окончательно.

При зазорах между скобами более 4 мм на них накладывается стальной стержень диаметром на 2-3 мм больше зазора и приваривается с обеих сторон.

Для образования швов расширения через каждые четыре плиты (24 м) скобы не должны свариваться.

Герметизация швов выполняется следующими способами. За исключением швов расширения, поперечные швы на 2/3 глубины паза заполняются цементно-песчаным раствором, на 1/3 - битумно-полимерной мастикой. Швы расширения на всю глубину заполняются мастикой.

Продольные швы при сварке монтажных скоб заполняются цементно-песчаным раствором на всю глубину шва. Заливка швов выполняется мастикой в два этапа: после оседания мастики при первой заливке швов доливается снова и излишек срезается заостренным резаком заподлицо с поверхностью покрытия.

Схемы организации рабочих мест по устройству временной автодороги приведены на рисунках 2-4.


1 - бульдозер ДЗ-101; 2 - автосамосвал ЗИЛ-ММЗ-555; 3 - погрузчик ПУМ-500.
Рисунок 2 - Организация рабочего места при устройстве корыта


1 - бульдозер ДЗ-101; 2, 3 - дорожные рабочие; 4 - площадочный вибратор; ¬ - направление работ.
Рисунок 3 - Схема организации рабочего места при устройстве песчаного подстилающего слоя


1, 2, 3 - монтажники; 4 - автокран; 5 - плитовоз ¬ - направление укладки дорожных плит.
Рисунок 4 - Организация рабочего места при укладке дорожных плит

Приемы труда при выполнении работ приведены на рисунках:


1. Устройство корыта

Бульдозер продольными проходами вдоль оси дороги производит разработку грунта растительного слоя и его перемещение в конус


2. Погрузка грунта в автосамосвалы

Тракторный погрузчик подбирает грунт, сдвинутый бульдозером, и производит погрузку в автосамосвалы


3. Разравнивание песка

Бульдозер продольными проходами вдоль оси дороги разравнивает песок, завезенный автосамосвалами в корыто


4. Планировка песчаного основания

Дорожные рабочие Р1 и Р2 лопатами разравнивают песок и проверяют профиль спланированной поверхности основания по шаблону.


5. Уплотнение песчаного подстилающего слоя вибратором

Дорожный рабочий Р3 включает двигатель площадочного вибратора и за фалы перемещает его по спланированной поверхности песчаного подстилающего слоя.


6. Устройство покрытия из сборных железобетонных плит

Автокран, установленный на ранее смонтированных плитах, производит монтаж дорожных плит «с колес». Монтажник M 1 осуществляет строповку и подает сигналы машинисту крана. Монтажники М2 и М3 укладывают плиту, проверяют по уровню правильность ее положения. Машинист крана поднимает предварительно уложенную плиту и отводит ее в сторону. Монтажники М2 и М3 устраняют неровности на песчаной постели и с помощью машиниста крана производят окончательную укладку плиты. Машинист крана подает стрелу для строповки следующей плиты. Уложенные плиты обкатываются самоходным катком. Электросварщик С1 выполняет сварку закладных элементов плит и скоб. Дорожные рабочие P 1, Р2, Р3 заполняют швы цементно-песчаным раствором, а температурные швы - битумной мастикой.

3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1 При строительстве дорог производится контроль качества работ на всех этапах строительства.

3.2 При входном контроле материалы и изделия для строительства временных дорог следует принимать по паспортам (сертификатам) и проверять их качество в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на эти материалы и изделия, а также указаниями, данными в чертежах дорожных одежд.

3.3 Технические характеристики песка подстилающих слоев дорожных одежд должны соответствовать требованиям ГОСТ 8736-93*.

3.4 Технические характеристики плит должны соответствовать требованиям ГОСТ 21924.0-84*.

Дорожные плиты должны иметь шероховатую лицевую поверхность, обеспечивающую коэффициент сцепления не менее 0,5.

Допускаемые отклонения от размеров плит приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Допускаемые отклонения для плит временных дорог

Допускаемые отклонения, мм

Отклонение от линейного размера

длина и ширина плиты:

до 2,5 м включительно

свыше 2,5 до 4,0 м включительно

размеры выемок (монтажно-стыковые элементы)

Отклонение от прямолинейности

Прямолинейность профиля верхней поверхности плиты в любом сечении на всей длине или ширине:

до 2,5 м включительно

свыше 2,5 до 4,0 м включительно

Отклонение от плоскостности

Плоскостность лицевой поверхности плиты (при измерении от условной плоскости, проходящей через три крайние точки) при длине плиты:

до 2,5 м включительно

свыше 2,5 до 4,0 м включительно

Отклонение от перпендикулярности

Перпендикулярность смежных торцевых граней плит на участке длиной:

Отклонение от равенства диагоналей

Разность длин диагоналей лицевых поверхностей плит при их наибольшем размере (длине и ширине):

до 4,0 м включительно

3.5 Величины и количество допускаемых дефектов внешнего вида дорожных плит приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Допускаемые дефекты

Не более 3 на 1 м 2

Околы бетона и ребер

Не. более 3 на 1 м 2

Толщина защитного слоя

3.6 При устройстве земляного полотна и песчаного подстилающего слоя контролируется степень уплотнения грунта, соответствие отметок профилей проектным, ровность оснований.

3.7 Размер твердых включений, в т.ч. мерзлых комьев, в насыпях и обратных засыпках не должен превышать 2/3 толщины уплотненного слоя, но не более 15 см для грунтовых подушек и 30 см для прочих насыпей и обратных засыпок.

3.8 Отклонения геометрических размеров насыпей:

- положения оси насыпей автомобильных дорог - не более ± 20 см;

- ширины насыпей по верху и по низу - не более ± 15 см;

- отметок поверхностей насыпей - ± 5 см;

- крутизны откосов насыпей - увеличение не допускается.

3.10 Контроль ширины участка с поперечным и продольным уклоном, крутизны откосов земляного полотна, размещения и размеров водоотводных и дренажных устройств следует производить с помощью геодезических инструментов и шаблонов в процессе производства работ.

Допускаемые отклонения от проектных размеров не должны превышать установленных в таблице 4.

Таблица 4 - Допускаемые отклонения от проектных размеров при устройстве дорог при использовании комплектов машин без автоматической системы задания вертикальных отметок

1. Земляное полотно

Высотные отметки продольного профиля, мм

Расстояние между осью и бровкой земляного полотна, см

Разница между показателями плотности верхнего слоя на одной поперечине (для дорог с усовершенствованными покрытиями), %

Поперечные размеры кюветов нагорных и других канав (по дну), см

Глубина кюветов при условии обеспечения стока, см

Продольные уклоны дренажей, %

Ширина насыпных берм, см

Толщина растительного грунта на откосах, %

2. Железобетонное покрытие

Ширина покрытия, см

Высотные отметки по оси, мм

Превышение граней смежных плит сборных цементно-бетонных покрытий, мм

3.11 Плотность песчаного подстилающего слоя контролируют стандартными пробобрателями. Для измерения коэффициентов фильтрации и оптимального уплотнения отбирают через каждые 50 м не менее трех образцов (по оси и на расстоянии 1,5-2 м от кромок проез­жей части). Отклонения от коэффициента оптимального уплотнения не должны превышать по абсолютной величине ± 0,02 с количеством образцов до 10 %.

3.12 После определения коэффициента оптимального уплотнения песок из каждых шести пробобрателей испытывают на фильтрацию.

3.13 Контроль качества покрытий дорог из сборных железобетонных плит заключается в проверке полного опирания плит на песчаный подстилающий слой, ровности покрытия, прямолинейности продольных и поперечных рядов плит, ширины швов между плитами, правильности заполнения швов и применяемого состава резинобитумной мастики.

3.14 При операционном контроле качества работ по устройству дорог следует контролировать не реже чем через каждые 100 м:

- высотные отметки по оси дороги;

- толщину слоя неуплотненного материала по его оси;

- ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга);

- постоянно визуально - цельность плит и стыковых элементов, качество сварки стыков и заполнения швов, соблюдение технологии строительства;

- не реже одного раза в смену - контакт плит с основанием (подстилающим слоем) поднятием одной из 100 уложенных плит;

- превышение граней смежных плит в продольных швах на трех поперечниках на 1 км, а в поперечных швах в 10 стыках на 1 км.

3.15 Контрольную проверку контактирования плит сборного покрытия с основанием следует осуществлять перед сваркой стыковых скоб поднятием одной из ста уложенных плит, но не реже 1 раза в смену. Превышение краев смежных плит сборного покрытия следует проверять в трех поперечниках на 1 км. В случае если высота уступов между плитами более 3 мм, производится подъем плит и удаление (или подсыпка) песчаной смеси.

3.16 Контролируемые параметры, состав и способы осуществления контроля качества работ приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Состав операционного контроля качества работ

Наименование операций, подлежащих контролю

Контроль качества выполнения операций

Устройство земляного полотна

Срезка растительного грунта. Выемка корыта или насыпи. Качество грунта. Способы уплотнения. Геометрические размеры. Соблюдение геодезических отметок. Качество уплотнения

Теодолитом, нивелиром, рулеткой, режущим кольцом, визуально

В процессе и по окончании работ

Строительная лаборатория. Геодезическая

Распределение, планировка и уплотнение подстилающего слоя и основания

Качество грунта (песка). Качество уплотнения. Геодезические и геометрические размеры

Нивелиром, стальным метром и рулеткой, мерным шаблоном

Распределение технологического слоя

Качество песка. Равномерность распределения, соответствие толщины слоя

Монтаж покрытия дорог

Соответствие монтажных кранов. Проверка наличия паспортов на плиты. Внешний осмотр плит. Сохранение проектных уклонов. Плотность прилегания основания плит. Размерность швов

Нивелиром, стальным метром, визуально

Исправность механизма. Качество посадки плит. Сохранность проектных размеров и уклона

Соответствие компонентов и их качество для заполнения швов. Качество выполнения работ

4 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1 Устройство дорожных покрытий из сборного железобетона должно осуществляться при строгом соблюдении требований СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», ПБ-10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», правил пожарной безопасности, предусмотренных в ГОСТ 12.1.004-91* и ППБ 01-03. Ответственность за состояние безопасности труда и промышленной санитарии возлагается на начальников и главных инженеров специализированных строительных организаций.

4.2 К управлению дорожными машинами допускаются рабочие не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие удостоверение на право управления машинами и водительские права.

4.3 При выгрузке и распределении дорожных материалов находиться в кузове автомобиля-самосвала запрещается.

4.4 Водителям автомобилей-самосвалов, доставляющих песчаную смесь к местам укладки, движение задним ходом допускается производить только по сигналу дорожного рабочего.

4.5 Становиться на кузов автомобиля-самосвала во время очистки кузова запрещается.

4.6 Находиться рядом с движущимся катком, а также зажигать и регулировать форсунки автогудронатора на ходу запрещается.

4.7 При совместной работе ряда машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м, а между моторными катками - не менее 5 м.

4.8 Для предотвращения пожара на машинах с бензиновыми двигателями и форсунками должны быть установлены огнетушители, а на битумовозах и автогудронаторах - дополнительно и ящики с песком.

4.9 Запрещается заправка машин привозными горюче-смазочными материалами в местах производства дорожно-строительных работ.

4.10 Рабочую зону необходимо оградить. С наступлением темноты в зоне работ должны быть установлены сигнальные лампы красного цвета. Осветительные лампы мощностью до 200 Вт подвешивают на высоте 2,5-3 м, а более 200 Вт - на высоте 3,5-10 м. Проект электроосвещения выполняет заказчик или по его заказу - специализированная проектная организация.

4.11 Рабочие должны быть обеспечены специальной одеждой и исправным инструментом в соответствии с действующими нормами (ГОСТ 12.4.011-89).

4.12 Производство земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций (электрокабели, газопроводы и др.) допускается только с письменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций, составленный на основании исполнительных чертежей. До начала работ необходимо установить знаки, указывающие места расположения подземных коммуникаций.

4.13 При завозе материалов на объекты строительства автомобилями должны соблюдаться следующие правила:

- лица, руководящие разгрузкой, не должны подходить к самосвалам, становиться на крылья и колеса, подниматься в кузов до полной остановки самосвалов;

- при разгрузке бортовых машин можно открывать борта после принятия соответствующих мер предосторожности от ушибов при возможном падении грузов и самих открываемых бортов.

4.14 При устройстве сборных покрытий доставленные на место работ железобетонные плиты разгружают автомобильными кранами непосредственно на покрытие дороги.

4.15 К монтажу плит допускаются лица, имеющие удостоверения на право выполнения монтажных работ.

4.16 При установке строительных машин и применении транспортных средств с поднимаемым кузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи.

При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить по наряд-допуску при условии выполнения следующих требований:

а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее указанного в таблице 2 СНиП 12-03-2001;

б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, при их установке непосредственно на грунте должны быть заземлены при помощи инвентарного переносного заземления.

4.17 При производстве работ по монтажу и демонтажу сборных покрытий рабочие должны находиться вне пределов опасной зоны. Перемещение стрелы крана с плитой над кабиной автомашины запрещается.

4.18 При установке плиты на место подходить к ней можно только в том случае, когда плита будет находиться на высоте не более 50 см от поверхности основания.

4.19 Выравнивать песчаное основание под приподнятой плитой разрешается только с помощью гладилки, насаженной на длинную рукоятку.

4.20 Рабочим запрещается становиться на плиту во время ее укладки на основание.

4.21 Запрещается осматривать основание под висящей плитой во время ее монтажа.

4.22 Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств защиты к выполнению работ не допускаются.

5 ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ

5.1 Потребность в машинах, оборудовании, механизмах и инструментах определяется

с учетом выполняемых работ и технических характеристик согласно таблице 6.

Таблица 6 - Ведомость потребности машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструментов

Читайте также: