Технология выполнения специальных штукатурок

Обновлено: 04.05.2024

Декоративные и специальные штукатурки

Методическая разработка открытого урока по предмету: «Технология и организация строительного производства».

Почётный работник среднего специального образования, преподаватель дисциплины «Технология и организация

строительного производства» ФГОУ СПО «МСК»

Рассмотрена на заседании предметной

комиссии цикла специальных дисциплин,

протокол № 5 от 22. 01. 2010 г.

Председатель цикловой комиссии: /Л. В. Косухина/

Методическая разработка отражает методику использования современных информационных технологий, комплексного применения технических средств обучения при проведении комбинированного урока на тему: «Декоративные и специальные штукатурки» по предмету «Технология и организация строительного производства» специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Описываемый в ней опыт заслуживает положительной оценки и может быть использован молодыми преподавателями при подготовке к занятиям с использованием мультимедийной презентации. Методическая разработка полезна студентам, как очной, так и заочной формы обучения, при самостоятельной подготовке по рассматриваемой теме занятия, а так же тем, кто интересуется отделочными и ремонтно-строительными работами и хочет правильно ориентироваться в выборе строительных материалов и технологией производства всех видов штукатурных работ.

Теоретическое обоснование выбранной методики проведения комбинированного занятия по теме:

«Декоративные и специальные штукатурки». ------------------------- 5

Методика проведения занятия по теме:

«Декоративные и специальные штукатурки». ---------------------------- 6

Тема имеет особую актуальность в общем объёме материала дисциплины «Технология и организация строительного производства». Потребительские свойства жилых и общественных зданий оцениваются их пользователями набором представляемых услуг, архитектурными и дизайнерскими решениями фасадов и внутренних помещений, а также качеством выполнения отделочных работ (в том числе декоративных и специальных штукатурок) роль и значение которых резко выросли. Актуальность темы вызвана необходимостью подготовки специалистов для выполнения всё возрастающих объёмов ремонтно-строительных работ с последующей отделкой помещений на современном уровне, с учётом энергосберегающих технологий . Изучение новых технологий производства декоративных и специальных штукатурок обусловлено важностью вопроса профессиональной подготовки студентов, будущих мастеров строительного производства, на должном уровне.

Знания современных технологий производства декоративных и специальных штукатурок и высокая квалификация исполнителей обеспечивают достижение высокого качества отделочных работ.

Представленный материал урока может служить основой для изучения и практического использования новых технологий и строительных материалов в важном вопросе – повышения комфортности, экологической чистоты и современного дизайна жилых и общественных зданий.

Методическая разработка состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть включает теоретическое обоснование выбранной методики и описание её практической реализации.

Теоретическое обоснование выбранной методики проведения комбинированного занятия

по теме: «Декоративные и специальные штукатурки».

На тему: «Декоративные и специальные работы» отводится 2 часа теоретических занятий. План урока приводится в приложении №1.

Для открытого урока выбран комбинированный урок с применением мультимедийной презентации , как наиболее полно отражающий работу студентов и преподавателя .

Преподавателем ставились цели урока:

обучающая – дать знания по видам и технологии устройства специальных и декоративных штукатурок;

воспитательная – привить навыки собранности, внимательности, активности при работе на уроке, навыки самостоятельной работы;

развивающая – развить познавательный профессиональный интерес.

При подготовке к уроку была использована учебная, нормативная и информационная литература (материалы строительных выставок, статей строительных журналов и др.), указанная в перечне информационных ресурсов.

Урок имеет следующую структуру:

Организационная часть – 3 мин.

Проверка знаний студентов – 10-15 мин.

Подведение итогов проверки знаний – 1-2 мин.

Закрепление изученного материала – 3-5 мин.

Задание на дом – 1 мин.

Подведение итогов урока – 1-2 мин.

Для реализации поставленных целей использовались такие методы как объяснение, беседа, демонстрация учебных кинофильмов, эвристическая беседа, учебная дискуссия, анализ ситуаций, развивающие личность студентов, повышающие их активность и творческие способности.

Для проведения занятия были выполнены информационные проспекты с кратким конспектом нового материала урока.

На уроке в качестве средств наглядности использовались: стенд «Современные специальные штукатурки», учебные звуковые фильмы «Технология устройства декоративной Венецианской штукатурки» и «Технология устройства теплоизоляционной штукатурки нового поколения из Германии «Родипор и системы Родитерм»», плакаты по различным видам декоративных штукатурок.

Урок оформлен в виде презентации, для чего был применён мультимедиа проектор.

Методика проведения занятия по теме:

«Декоративные и специальные штукатурки».

Организационная часть урок: время – 3 минуты.

Организационная часть урока предполагает взаимное приветствие преподавателя и студентов, проверку и создание преподавателем готовности аудитории и студентов к занятию (чистота класса, доски, внимание и заинтересованность студентов в начале урока и др.), запись в журнале.

Проверка знаний студентов по теме : «Штукатурные работы» :

время – 10–15 минут.

При подготовке к уроку выбор методов контроля и самоконтроля определялся, с одной стороны, целями контроля, а с другой, следующими условиями:

объёмом нового материала планируемого урока;

сложностью нового материала планируемого урока;

уровнем развития группы (умственными способностями, реакцией восприятия, эрудированностью и др.);

количественным составом группы;

психологическими особенностями отдельных студентов (стеснительность, тихий голос, заикание, глухота, излишняя подвижность и др.).

На данном уроке проверка знаний осуществлялась следующими методами:

фронтальный эстафетный опрос с места;

письменный (игровой) – решение кроссвордов по теме: «Штукатурные работы»;

письменный по карточкам программированного безмашинного опроса.

Решение кроссвордов вносит приятное разнообразие в контроль знаний, раскрепощает и активизирует сознание студентов, как и всякая игра, помогает им полнее проявить свои знания. Студентам, пожелавшим проверить свои знания путём решения кроссвордов, раздаются кроссворды, составленные преподавателем по теме: «Штукатурные работы». Их пример приводится в приложении №3.

Письменный контроль знаний по карточкам программированного безмашинного опроса, как и устный эстафетный фронтальный опрос, позволяет за короткое время опросить большую группу студентов и, так же быстро, оценить результаты этого опроса (с помощью специальной карточки опроса). Пример карточки программированного безмашинного опроса и специальной карточки оценки этого опроса приводится в приложении №4.

Преподаватель, выдав карточки письменного опроса и проведя фронтальный опрос, собрав ответы письменного задания, подводит первые итоги проверки знаний студентов по предыдущей теме занятия.

Подведение итогов проверки знаний: время – 1–2 минуты.

Преподаватель анализирует устные ответы студентов по фронтальному опросу и проставляет, отвечавшим по нему, оценки. Во время перемены преподавателем проверяются ответы студентов по письменным заданиям. Окончательное подведение итогов проверки знаний объявляется студентам после перемены, то есть в начале второго часа занятия.

Изложение нового материала занятия преподаватель ведёт с использованием мультимедийной презентации. На экране появляется тема и вопросы занятия; цели студентов на данном занятии.

Тема урока: Декоративные и специальные штукатурки.

Цель урока (для студентов): а) получить знания о видах и технологиях устройства специальных и декоративных штукатурок;

б) получить навыки собранности, внимательности, активности при работе на уроке, навыки самостоятельной работы;

в) развить свои интеллектуальные способности, познавательный профессиональный интерес.

Актуализация и мотивация: время – 1-2 мин.

Актуализацию и мотивацию учебной деятельности студентов проводят с целью показать студентам место и важность изучаемой темы в курсе предмета «Технология и организация строительства». Актуализация должна вызвать у студентов внутренние мотивы – познавательный интерес изучения данной темы.

Преподаватель подчёркивает особое место отделочных работ и в том числе декоративных и специальных штукатурок в нашей жизни. Эти штукатурки дают нашему жилью дополнительный и необходимый уют, красоту, необходимый температурно-влажностный режим, а значит и хорошее настроение и работоспособность. Они способны дать стенам наших квартир необходимую теплоизоляцию, снизив, например, затраты на отопление на 60% (теплоизоляционная штукатурка Родипор). Специальные гидроизоляционные штукатурки не позволят сырости и вредоносному грибку поселиться на стенах нашего дома. Звукоизоляционные штукатурки обеспечат стены необходимой звукоизоляцией.

Велика роль и значение декоративных и специальных работ при ремонте и реконструкции старого жилья. По данным независимой оценки, 60% жилого фонда страны имеет износ более 40% и, следовательно, требуется модернизация и капитальный ремонт с учётом энергосберегающих технологий и последующей отделкой помещений на современном уровне. Поэтому изучение новых технологий производства декоративных и специальных штукатурок особо важно в профессиональной подготовке студентов, будущих мастеров строительного производства на современном этапе строительства.

Изложение нового материала по вопросам плана занятия:

время – 56-69 мин.

За основной метод изложения нового материала принят объяснительно-демонстративный с постановкой проблемных вопросов. Показывается слайд с вопросами темы занятия.

Вопросы темы занятия:

1. Специальные штукатурки.

2. Декоративные штукатурки.

3. Производство штукатурных работ в зимнее время.

Преподаватель приступает к изложению учебного материала по вопросам плана занятия. Презентация занятия и используемые на занятии учебные фильмы приводятся в приложении №5 в электронном виде. Конспект занятия по слайдам презентации дан в приложении №6.

Демонстрируется слайд с видами специальных штукатурок:

К специальным штукатуркам относятся:

гидроизоляционная

звукопоглощающая (акустическая)

рентгенонепроницаемая

термостойкая (огнеупорная)

теплоизоляционная

кислотоустойчивая

щелочестойкая

газоизоляционная

Далее даётся информация, с показом соответствующих слайдов, по каждому виду специальной штукатурки.

1. Торкретная цементная

По наружным и внутренним поверхностям для гидроизоляции строительных конструкций

2. Цементная с уплотняющими добавками

При объяснении задаются проблемные вопросы, заставляющие студентов вспоминать и анализировать материал изученных ранее тем данного предмета и других учебных дисциплин.

Например, при объяснении торкретной цементной гидроизоляционной штукатурки студентам предлагается вспомнить, где им уже встречалось понятие «торкретирование» и с чем оно связано. Затем преподаватель проводит аналогию технологии нанесения торкретной штукатурки с технологией нанесением торкрет-бетона, изученной ранее в предмете «Монолитное домостроение». Показывает следующий слайд:

Торкретная цементная гидроизоляционная штукатурка

Наносится торкретированием в несколько слоёв, т.е. число водонепроницаемых плёнок увеличивается.

Толщина каждого слоя – 8 – 10 мм.

Преподаватель предлагает студентам вспомнить материал прошлого урока, назвав (для сравнения) толщину слоёв обычной штукатурки. Затем, изучается следующий слайд:

После схватывания всей оболочки торкрета наносится ещё 1 слой под затирку (толщиной 3 - 5 мм).

Каждый свежеуложенный слой торкрета предохраняется от быстрого высыхания в течение 10 дней (смачивание водой, покрытие рогожей, мешковиной).

Преподаватель переходит к объяснению следующего вида гидроизоляционной штукатурки, показывая слайд:

Цементная с уплотняющими добавками гидроизоляционная штукатурка

Добавка, повышающая водонепроницаемость штукатурки –

(сметанообразная жидкость белая с желтоватым оттенком)

Состав церезито-цементного раствора:

1:2 – 1:3 (цемент : песок)

- тщательно перемешивают и затворяют церезитовым молоком (эмульсией) до густоты обычного штукатурного раствора.

Церезитовое молоко получают перемешиванием 1 части церезита и 10 частей воды.

Свежеприготовленный церезитовый раствор наносят на поверхность слоем не менее 2 см в несколько намётов.

Заглаживают гладилкой.

После изучения видов гидроизоляционной штукатурки, преподаватель ставит перед студентами проблему: «Назовите, в каких случаях и где применяют гидроизоляционные штукатурки. Какой из видов, изученных сегодня, Вы применили бы у себя дома?». Таким образом, студенты вовлекаются в эвристическую беседу. Преподаватель реализует принцип сознательности и активности обучения, принцип развивающего обучения.

Переходя к следующему виду специальной штукатурки, преподаватель демонстрирует слайд:

АКУСТИЧЕСКАЯ (звукопоглощающая)

Применяется в помещениях, где требуется повышенная звукоизоляция стен и перекрытий.

Преподаватель предлагает студентам дать примеры таких помещений. Если они затрудняются с ответом, то он сам называет их (кинозал, палаты больных с психическими расстройствами и др.). Демонстрируются слайды:

Наносится обычными приёмами на любые поверхности покрытые грунтом . Окончательно отделывают как при устройстве обычной штукатурки.

Для грунта берётся цементный раствор состава

1 : 3,5 – 1 : 4

с добавлением 10% извести .

Виды акустической штукатурки в зависимости от вида заполнителя и вяжущего

Вид акустиче-ской штукатурки

1.Цементно-пемзовая

Сухой цемент и дроблённая просеянная пемза (зёрна не крупнее 5 мм) перемешиваются и затворяются водой.

Наносится на слегка схватившийся слой грунта из цементно-песчаного раствора (10 мм) толщиной 25 мм.

На 1 м кв. штукатурки толщиной 20

Срок высыхания штукатурки в нормальных условиях – 25 дней

Говоря об акустических штукатурках, преподаватель предлагает студентам вспомнить, что из себя представляют такие строительные материалы, как пемза, шлак, асбест и др. Разбираются следующие слайды со следующими видами акустической штукатурки:

Вид акустиче-ской штукатурки

2.Цементно-шлаковая

Шлаковый песок (зёрна менее 5 мм) смешивают с сухим цементом и затворяют водой.

Наносится на слегка схвативший-ся слой грунта из цементно-песчаного раствора

На 1 м кв. штукатурки толщиной 20мм расходуется:

Срок высыхания штукатурки в нормальных условиях – 25 дней



3. Акустическая на основе цементного вяжущего, асбестовой крошки и песка

от 1:1:2 до

Наносится торкретированием толщиной 5-10 мм на слой грунта из цементного раствора (состав 1:2, толщиной 5-6 мм)

4. Акустиче-ская на основе гипсового вяжущего и пемзового песка

Дроблённую просеянную пемзу (зёрна не крупнее 3 мм) всыпают в гипсовую заводку. Тщательно перемешивают.

Наносится на поверхность внакладку слоем одинаковой толщины, без затирки.

На 1 м кв. штукатурки толщиной 20

Говоря об асбестовой крошке, как заполнителе акустической штукатурки, преподаватель обращает внимание студентов на её экологическую вредность. Она является канцерогенным материалом, вызывающим онкологические заболевания у людей и во многих развитых странах мира давно не применяется в строительном производстве. Необходимо об этом помнить при выборе того или иного вида акустической штукатурки.

5. Акустическая штукатурка акустолит (на основе хлористого магния и пемзы)

В дроблённую просеянную пемзу (зёрна не крупнее 2 мм) всыпают каустический магнезит и 12%-ную соляную кислоту. Тщательно перемешивают.

Наносится на поверхность внакладку слоем одинаковой толщины, без затирки.

На 1 м кв. штукатурки толщиной 25 мм расходуется:

Преподаватель предлагает студентам провести сравнительный анализ акустических штукатурок, и сделать вывод о том, какая из них на их взгляд дешевле, проще в производстве, экологически безвредная.

Затем преподаватель переходит к следующему виду специальной штукатурки (следующему слайду):

РЕНТГЕНОЗАЩИТНАЯ ШТУКАТУРКА (баритовая).

Назначение – изоляция помещений с

действующими рентгеновскими

аппаратами от смежных с

ними помещений, где

постоянно находятся люди.

Слой свинцовой изоляции в 1 мм эквивалентен слою баритовой штукатурки в 14,6 мм.

1 : 0,25 : 4 (цемент : известковое

тесто : баритовый песок);

1: 2 : 1 (цемент : баритовый песок:

баритовая пыль);

4 : 1 : 0,1 (барит : цемент : эмульсия

Водно – цементное отношение не выше 1 : 4

(чтобы избежать снижения механической прочности штукатурки).

Оштукатуривают сразу всю поверхность, не делая перерывов.

Наносится слоями 4 – 6 мм с каждой стороны конструкции (всего 5 слоёв).

Если толщина штукатурки больше 50 мм, то эта штукатурка может быть заменена бетоном.

Бетонные и деревянные поверхности оштукатуривают по металлической сетке.

Каждый слой разравнивают полутёрком.

Последний через 1,5 – 2 суток сглаживают шкуркой. Затем проводят масляную окраску или облицовку глазурованной плиткой.

Работы проводятся при температуре не ниже 15 град. и влажном воздухе.

Эти же условия необходимо выдерживать первые 15 дней после нанесения раствора.

Преподаватель предлагает студентам провести сравнительный анализ рентгенозащитных штукатурок (составов раствора), и сделать вывод о том, какая из них на их взгляд дешевле, проще в производстве.

Затем преподаватель переходит к следующему виду специальной штукатурки (следующему слайду):

Огнеупорная штукатурка.

Наносится традиционным методом или с помощью цемент-пушки.

Смесь состоит из дроблённого клинкера, порошковой огнеупорной глины или соды.

Кислотоустойчивая штукатурка.

Применяется при отделке поверхностей в химических цехах.

Раствор приготовляют на кислотостойком цементе КЦ.

В качестве заполнителя – измельчённый кварцит в виде пыли и песка.

Демонстрируя слайды о теплоизоляционных материалах, преподаватель рассказывает об актуальности энергосберегающих техн7ологий и подчёркивает важность теплоизоляционных материалов нового поколения в решении этого вопроса. Теплоизоляционная штукатурка Родипор и система Родитерм позволяют уменьшить затраты на отопление до 60%.

Студентам показывается учебный фильм по технологии нанесения теплоизоляционной штукатурки нового поколения из Германии Родипор и системы Родитерм.

По окончанию просмотра фильма, преподаватель проводит его небольшое обсуждение с целью текущей проверки усвоения и закрепления нового материала. Так, например, он спрашивает: «Во сколько раз уменьшится толщина кирпичной стены при оштукатуривании её впоследствии системой Родитерм?».

После обсуждения фильма преподаватель начинает вести объяснение нового материала по второму вопросу.

Демонстрируются (с пояснениями преподавателя) слайды по различным видам декоративных штукатурок.

Рассказывая о декоративных штукатурках, преподаватель предлагает вспомнить студентов, где они видели данные штукатурки; предлагает определить вид декоративной штукатурки на фасаде колледжа и др.

Закрепление изученного материала: время – 3-5 мин.

Закрепление нового материала занятия преподаватель проводит методом фронтального опроса с места. Вопросы закрепления приводятся в приложении №7.

Задание на дом: время – 1 мин.

Студенты записывают домашнее задание с соответствующего слайда презентации занятия.

Подведение итогов занятия: время – 1-2 мин.

Преподаватель подводит итоги всего занятия в целом: о подготовке студентов всей группы по теме предыдущего занятия; об активности работы студентов на уроке; об итогах закрепления материала урока в конце занятия.

Компьютерная презентация является одним из приёмов, позволяющим сделать учебный материал ярким и убедительным, способствующим интенсификации процесса его усвоения. В презентации данного урока использовались основные понятия и определения, необходимые для изучения; таблицы, позволяющие сравнивать, анализировать; вставки видеофильмов, позволяющие наглядно представить технологию и организацию изучаемых процессов, способствующие развитию профессиональной ориентации и формированию необходимых компетенций.

Демонстрируемые слайды и видеофильмы развивают не только слуховую, но и зрительную память, позволяя студентам в короткие сроки запомнить большое количество информации. Плюсы использования компьютерных презентаций при проведении урока очевидны: урок становится наглядным, информация, воспроизведённая на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается качество обучения.

Содержание данного открытого урока предусматривает использование разнообразных форм и методов контроля, позволяющих избежать однообразия, которое снижает ценность проверки и делает занятия монотонными и малоинтересными. Как элемент проблемно-поискового обучения использовались кроссворды. В процессе занятия преподаватель использовал устные и письменные методы контроля знаний: безмашинный программированный опрос, решение кроссвордов, фронтальный опрос с места эстафетным методом, метод отдельных проблемных вопросов по ходу объяснения материала урока, ситуационная задача и др.

Контроль дисциплинирует студента, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует учебную деятельность, серьёзное и добросовестное отношение к ней.

Проведённый в конце занятия контрольный фронтальный опрос студентов с места показал, что урок достиг цели.

Информационные ресурсы.

Зимин М. П., Арутюнов С. Г. Технология и организация строительного производства. — М.: НПК «Интелвак», 2001.

Соколов Г. К. Технология и организация строительного производства: Учебник для сред. проф. образования / Геннадий Константинович Соколов. — 2-е изд., стер.— М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Данилов Н. Н. и др. Технология и организация строительного производства: Учебник для техникумов /Н. Н. Данилов, С. Н. Булгаков, М. П. Зимин; Под ред. Н. Н. Данилова. — М.: Стройиздат, 1988.

Б. П. Филимонов. Отделочные работы. Современные материалы и новые технологии. Учебное пособие. – М.: Издательство АСВ, 2004

СНиП 3.04.01-87. Изоляционные и отделочные покрытия.

Учебный фильм: «Теплоизолирующая штукатурка Родипор и система теплоизоляции Родитерм».

Учебный фильм: «Нанесение декоративных материалов производства ООО «Предприятие ВГТ». Декоративные штукатурки: роллерная, венецианские, цветная».

Технология выполнения декоративной и специальной штукатурки


Декоративная штукатурка отличается от обычной составом и способом обработки накрывочного слоя. Декоративную накрывку толщиной 5-50 мм наносят за несколько приемов на окрепший, нацарапанный, тщательно очищенный и смоченный грунт из обычного раствора и обрабатывают соответствующим образом. Различают цветную известково-песчаную, терракотовую, каменную и другие виды декоративных штукатурок.

Известково-песчаная штукатурка наименее трудоемкая и наиболее экономичная из всех видов декоративной отделки. Раствор для нее приготавливают из известкового теста с добавлением портландцемента (для повышения прочности штукатурки), пигментов и кварцевого, мраморного или другого декоративного песка. В отдельных случаях вводят немного каменной муки.

Декоративный слой толщиной 5-15 мм наносят в два приёма. Первый слой (обрызг) выполняют из более жидкого раствора. Декоративную фактуру формируют в процессе нанесения накрывочного слоя или при его обработке в пластичном и окрепшем состоянии (рис. 8.10, 8.11).

Фактуру с различной степенью шероховатости получают при набрасывании раствора через сетку или со щетки. Набрызг повторяют несколько раз. Степень шероховатости зависит от состава, подвижности и способа набрасывания раствора. Весьма декоративна фактура в виде белых хлопьев, нанесенных по цветному подслою. Шероховатую фактуру можно получить и при торцевании накрывки волосяными или гвоздевыми щетками и кистями (рис. 8.12). Для получения ровной мелкошероховатой фактуры накрывку выравнивают и затирают.

Фактуру под борозды выполняют с помощью малки с зубьями различной формы. Борозды вытягивают по правилу.
Фактуру под грубосколотый камень получают при набрасывании раствора на отделываемую поверхность с помощью штукатурной лопатки.

Комбинированная фактура имитирует кладку из отдельных камней, обработанных различными способами.

Окрепший декоративный слой обрабатывают металлическими циклями с зубьями различной формы по определенному рисунку или в виде штриховки. Рисунок выполняют по фасонным правилам или лекалам.

Гладкие поверхности получают путем шлифования окрепшей штукатурки абразивными инструментами. Для шлифованной штукатурки применяют цементные и цементно-известковые растворы.

Шероховатую поверхность «под шубу» нацарапывают по схватившемуся раствору с помощью металлических циклей и гвоздевых щеток или наковывают бучардой. Степень шероховатости зависит от крупности заполнителя и размеров зубьев циклей и бучарды.

Фактуру под колотый камень наковывают троянкой, зубилом или шпунтом. Последние забивают в раствор и выламывают ими отдельные участки.

Бороздчатую фактуру вытягивают шаблонами или циклями на пластичном растворе или наковывают троянками в окрепшем растворе. Борозды имеют различные комбинации.

Применяются и другие виды обработки терразитовой штукатурки. Однако при механической обработке декоративной накрывки потери раствора могут достигать 25 %. Поэтому в последнее время широкое распространение получила менее трудоемкая и более экономичная отделка терразитовой смесью набрызгом.

Каменная штукатурка имитирует различные породы натурального камня и применяется для наружной и внутренней отделок. Декоративный раствор приготавливают из белого цемента, пигментов, крошки различных каменных пород, каменной муки и извести, которая вводится для повышения пластичности раствора. Иногда добавляют немного слюды.

Штукатурку сграффито применяют для получения многоцветного рельефного рисунка. Рисунок вырезают в неокрепшей многослойной накрывке, наносят послойно по шаблонам или набивают по трафаретам. Толщина каждого цветного слоя составляет 1-2 мм.

Любая штукатурка может быть выполнена в виде сплошной поверхности или расчленена рустами на отдельные камни любой формы и размеров. Русты пробивают и прорезают в штукатурке или формируют в процессе ее выполнения.

Специальная штукатурка

Наиболее часто применяются гидроизоляционная, звукопоглощающая, рентгенозащитная и кислотостойкая штукатурки. Специальные штукатурки выполняются по обычной технологии из специальных растворов.

Гидроизоляционную штукатурку выполняют из обычного цементно-песчаного раствора с повышенным содержанием цемента или из цементно-песчаного раствора с уплотняющими добавками. Наибольший эффект достигается при нанесении раствора на оштукатуриваемую поверхность с помощью цемент-пушки (торкрет-штукатурка).

Звукопоглощающая штукатурка снижает уровень шума в помещении. Ее выполняют из растворов плотностью 600-1200 кг/м3. Заполнителем для такой штукатурки служит крошка легких пористых пород или материалов. Звукопоглощающий слой толщиной до 25 мм наносят форсункой или растворометом по обрызгу из обычного раствора, разравнивают и не затирают. Поверхности дополнительно закрывают деревянными решетками или обтягивают тканью.

Рентгенозащитная штукатурка заменяет дорогостоящую свинцовую изоляцию и выполняется на баритовом заполнителе с крупностью зерен до 1,2 мм. При этом барит должен содержать не менее 85 % (по массе) сернокислого бария. Общая толщина штукатурки не должна превышать 50 мм. Если требуется более толстый изоляционный слой, его выполняют из баритобетонных плит.

Кислотостойкую штукатурку применяют для отделки помещений химических предприятий. Устойчивость штукатурки к воздействию кислот достигается применением кислостойкого цемента, жидкого стекла, кварцевого песка, кварцита и других кислостойких материалов. Кроме песка с крупностью зерен до 0,6 мм, в раствор вводят и каменную муку.

Оштукатуривание фасадов. Оштукатуривание фасадов производят поточно-расчлененным методом, при котором весь комплекс работ выполняет бригада численностью около 20 человек, разделенная на звенья. Каждое звено производит определенную операцию, но подготовительные работы (очистку фасада от загрязнений, насечку поверхности, выборку швов и пр.) выполняют все звенья. Поверхность отделываемых стен современных зданий, не имеющих поясков, пилястр и наличников, делят на вертикальные или горизонтальные захватки. Размеры захваток должны быть такими, чтобы на них можно было выполнять без перерыва работы по накрывке раствором в течение 2-6 ч.

Сначала вытягивают венчающий карниз (если он есть) по всей длине фасада, после этого отделывают оконные и дверные откосы, а затем стены. Поверхность оштукатуриваемой стены на захватке делят настилами лесов на карты (1-6) так, чтобы на каждом этаже их было две. До начала работ на каждый настил (карту) устанавливают ящики со смесью и воду.

Штукатуры начинают накрывку с верхней (1 -й) карты, но гак, чтобы она была спущена на 10-20 см ниже настила и таким образом выходила на 2-ю карту. Закончив работы на одной карте, рабочие переходят на следующую, обеспечивая тем самым бесстыковой накрывочный слой.

Технология выполнения специальных штукатурок

К этому виду относят водонепроницаемые (гидроизоляционные), водоотталкивающие (гидрофобные), наносимые обычным способом и торкретированием, а также теплозащитные, акустические и рентгенозащитные штукатурки.

Процесс производства работ при ручном и механизированном нанесении водостойких и водоотталкивающих растворов аналогичен процессу оштукатуривания обычными растворами. При штукатурной гидроизоляции бассейнов, резервуаров, туннелей и других подобных сооружений, раствор предпочтительнее наносить по обычной технологии со стороны гидростатического напора. При невозможности выполнения этого условия поверхность штукатурят с безнапорной стороны конструкции методом торкретирования.

Устройство торкретштукатурки. Основание очищают особенно тщательно, насекают, иногда обрабатывают с помощью пескоструйного аппарата. Подготовленную поверхность хорошо промывают водой.

При торкретировании растворами, содержащими химические добавки, последние предварительно растворяют в воде и заливают в емкость, которую присоединяют рукавом к водяной помпе цементпушки. Активированный торкрет (AT) наносят на поверхность с помощью цементпушек. При производстве работ давление воздуха в цементпушке находится в пределах 0,25-0,3МПа (при длине рукавов 30—40 м); с увеличением длины рукавов до 80-100 м давление повышается на 0,05—0,15 МПа. Давление воды должно быть на 0,05—0,15 МПа больше давления в материальном рукаве. Влажность активированного торкрета, регулируемая сопловщиком, для песка крупностью 2,2-3,2 мм составляет 9,5-10,5% массы свеженанесенного торкрета.
Наносимый гидроизоляционный слой торкрета имеет толщину 20—22 мм. После нанесения торкрет-штукатурку увлажняют.

Готовую торкрет-штукатурку необходимо предохранять от замораживания, быстрого высыхания, сотрясения, химических воздействий среды и механических повреждений в течение 6 часов при использовании водонепроницаемого безусадочного цемента ВБЦ и в течение 7 дней при использовании портландцемента. В торкрет-штукатурке не допускаются усадочные трещины, местные вздутия и отслаивания. В оштукатуренное таким образом здание можно спокойно ставить все боящиеся влаги предметы.

Устройство теплоизоляционных и огнезащитных штукатурок. Наиболее прогрессивным способом выполнения этих покрытий являются полусухое торкретирование и механический набрызг.
Качество отделки поверхности и толщины штукатурок должно соответствовать проекту, а состав работ принимают в зависимости от числа наносимых слоев изоляционного покрытия.
Изолируемые поверхности перед нанесением огнезащитных покрытий очищают от ржавчины, грязи, краски, пыли, масел и жировых пятен, от наплывов бетона и раствора.

Однослойные огнезащитные и теплоизоляционные штукатурки можно наносить методом полусухого торкретирования практически любой толщины. При нанесении методом набрызга толщина одного слоя не должна превышать 15 мм. Для образования штукатурного слоя толщиной более 15 мм методом набрызга оштукатуривание выполняют в несколько приемов. Штукатурный раствор наносят послойно толщиной по 10-15 мм — каждый последующий слой после затвердевания предыдущего, отклонение толщины нанесенного слоя от проектной допускается только в сторону увеличения, но не более 0,5-1 см.

Штукатурку на основе портландцемента после нанесения предохраняют от высыхания в течение не менее 7 сут, для чего ее закрывают паронепроницаемым пленочным материалом.
Максимальная температура искусственной сушки, замеренная на расстоянии 1 см от поверхности штукатурного слоя, не должна превышать 100 °С.
На всех этапах работ по приготовлению и нанесению огнезащитных штукатурных составов необходимо контролировать основные параметры технологических режимов:
-качество вяжущего;
-объемную массу, зерновой состав и влажность заполнителей;
-точность дозировки компонентов смеси и продолжительность их перемешивания;
-объемную массу готовой смеси и качество ее упаковки;
-основные физико-механические характеристики уложенной способом полусухого торкретирования и высушенной при 100 °С штукатурной смеси;
-давление воздуха, расход увлажняющей жидкости, а также толщину нанесенного слоя и качество отделки его поверхности (визуально).

Толщина нанесенного слоя и его равномерность проверяется проколом покрытия проволочным щупом диаметром 1,5-2 мм. При нанесении покрытий на металлическую поверхность, имеющую антикоррозионное покрытие, составляют акты на скрытые работы. Также составляются акты на скрытые работы по установке арматурной сетки или других армирующих элементов.

Растворы с легкими инертными заполнителями наносят обычными приемами и, если это допустимо по условиям эксплуатации штукатурки, верхний слой грунта не затирают, а для акустической отделки по возможности и не окрашивают, чтобы не снизить ее основных свойств.

Устройство акустической штукатурки. Растворы наносят непосредственно на очищенные каменные, бетонные и деревянные, подбитые дранью поверхности, в один слой толщиной 20-25 мм, а также по звукоизоляционному слою из минеральной ваты, асбестового волокна, пеностекла, вспененных полимерных материалов. Для улучшения звукоизоляционных свойств штукатурки эти слои разравнивают полутерком без заглаживания или затирки с тем, чтобы поры в них оставались открытыми. Окраска также снижает звукопоглощающую способность таких штукатурок.

Устройство баритовых рентгенозащитных штукатурок. Растворы наносят вручную по маякам отдельными слоями толщиной 4-6 мм каждый; борозды, оставшиеся от маяков, и трещины в штукатурке заделывают баритовым раствором. Толщину штукатурки принимают по проекту, практически всегда не менее 30 мм. При отделке деревянных конструкций их обивают дранью, а толщину рентгенозащитной штукатурки увеличивают на 10 мм против требуемой по расчету. Штукатурку отделывают цементно-песчаной накрывкой толщиной 1-1,5 мм, приготовленной на мелкозернистом песке фракции не более 1,2 мм. Накрывку затирают теркой. Выполняют рентгенозащитные покрытия при температуре не ниже 15 °С, выдерживая их при этой же температуре не менее 15 суток.

Виды штукатурки специального назначения

штукатурка специального назначения фото

Всем известно, что штукатурные смеси используются для чернового выравнивания основания под последующее нанесение декоративного материала. Однако мало кто знает, что для придания поверхности дополнительных свойств (тепло- и звукозащиты, гидроизоляции и т.п.) может быть использована штукатурка специального назначения.

штукатурка специального назначения фото

Виды специальных штукатурок

В зависимости от функциональных особенностей выделяют определенные группы штукатурных покрытий:

Теплозащитная штукатурка

Иначе именуется «теплой». Применяется для теплоизоляции всего помещения в целом или отдельных его коммуникаций. Основной структурный элемент – цементно-песчаная масса. Для придания теплосберегающих и утепляющих свойств добавляются различные наполнители: пеностекло, вермикулит, вспученный перлит, пенопласт и другие.

Особенность смеси в ее «легкости», поскольку все компоненты, помимо небольшой плотности, имеют малый вес. Поэтому штукатурная смесь даже при достаточно толстом слое не добавляет особой нагрузки на стены, создавая при этом комфортные микроклиматические условия.

Теплоизоляционная штукатурка пользуется большой популярностью в частном домостроительстве. Ее применение для внутреннего утепления позволяет отказаться от необходимости создания дополнительного утепляющего слоя снаружи.

Характеризуется она не только теплозащитными, но и огнеупорными параметрами за счет наличия в составе минеральных наполнителей.

теплоизоляционная штукатурка фото

Гидроизоляционная штукатурка

Состав ее полностью водонепроницаем вследствие добавления гидрофобизаторов, делающих материал 100% водоупорным. Содержащиеся в нем водонепроницаемые полимеры – это обычно смолы полиуретанового, эпоксидного и акрилового происхождения.

Роль основного структурного компонента в таких штукатурных смесях может играть цементно-песчаная или асфальтовая смесь, что и послужило поводом для градации гидроизоляционных составов на два типа:

  1. Цементно-песчаная, характеризующаяся наличием в составе алюмосиликатных, битумных и каменно-угольных уплотняющих добавок, перемешанных с пластификаторами.
  2. Асфальтовая штукатурка специального назначения, которая, в свою очередь, подразделяется еще на две группы:
  • «Горячая» смесь, имеющаяв составе битум, песок, наполняющих агентов, а также полимерные добавки, в частности, резиновую крошку или латекс.
  • «Холодная» смесь, представляющая собой известково-битумную массу, перемешанную с цементом, мелкодисперсной кирпичной крошкой и латексом.

гидрозащитная штукатурка фото

Гидроизоляционная штукатурка, состав которой может быть усилен за счет ее нанесения цемент-пушкой, будет отличаться еще большей степенью водоупорности.

Звукоизоляционная штукатурка

Получила широкое распространение для отделки домашних, служебных и производственных помещений. Основой служит гипсово-цементная смесь, дополненная дробленой шлаковой пемзой, вермикулитом, керамзитом или другими наполнителями, повышающими звукопоглощающие свойства состава.

С целью увеличения звукоизолирующих характеристик к массе добавляется уникальный алюминиевый порошок, делающий материал более «воздушным» и пористым.

Чаще всего акустическая штукатурка применяется для отделки помещений с множеством криволинейных или изогнутых форм, традиционно создаваемых на потолке, что позволяет заменить дорогостоящие подвесные звукопоглощающие конструкции.

Однако ее использование под последующую покраску крайне не рекомендуется, поскольку это приведет к снижению уровня защиты от посторонних шумов.

акустическая штукатурка

Узкоспециализированные штукатурки

Следующие виды специальных штукатурок используются для узкоспециализированных целей. Сфера их применения – медицинские учреждения, химические лаборатории, промышленные/производственные цеха и пр.

Рентгенозащитная баритовая штукатурка

Нашла свое применения для отделочных работ в помещениях и аудиториях, характеризующихся присутствием источников рентгеновских излучений. То есть состав предназначен для создания защитного барьера на поверхностях от любого типа ионизирующего излучения, превышающего нормативные пределы.

Главные компоненты – баритовый песок и баритовый концентрат, способствующие блокированию проникающей радиации. Состав может быть:

  • барито-бетонным (цементным), производимым на основе баритомолотового концентрата;
  • магнезиально-баритовым, функцию главного действующего вещества в котором выполняет высококачественный компонент с максимально возможным содержанием чистого бария.

Рентгенозащитная баритовая штукатурка – отличный способ сэкономить на дорогостоящих свинцовых экранах, не потеряв при этом в эксплуатационных свойствах и способности ликвидировать ионизирующие излучения.

Рентгенозащитная штукатурка фото

Толщина нанесения готовой массы может достигать 5 см. Для придания слою большей массивности возможно применение баритовых плит.

Кислотостойкая штукатурка

Такие специальные штукатурки имеют сложный состав, куда включаются:

  1. Кварцевый мелкодисперсный песок, служащий наполнителем,
  2. Калиевое или натриевое стекло,
  3. Отвердитель, изготовленный из натрия кремнефтористого,
  4. Кислотостойкая цементная взвесь.

Дополнительно смесь может быть облагорожена кварцитом или каменной мукой. Кислотостойкая штукатурка уместна для применения в цехах на химпредприятиях, крупных лабораторных центрах и промышленных предприятиях или в других сооружениях, связанных с контактом газообразных агрессивных веществ.

Особенность нанесения штукатурки – ее накрывка цементно-песчаной смесью, призванной уберечь жидкое стекло от разрушения под воздействием воздуха, впоследствии затираемой цементным молоком.

огнестойкая штукатурка фото

Огнеупорная штукатурка

Производится на основе калиевого или натриевого стекла, шамотной пыли, а также каолиновой глины.

Термостойкие смеси нашли свое применение в отделке поверхностей, расположенных на производствах, использующих горючие и горюче-смазочные жидкости при постоянном контакте с высокими температурами, а также в отделке интерьерных каминов, печей домашний и промышленных. Отличный вариант для саун, парилок и бань.

Преимущество материала – устойчивость к воздействию высочайших температурных показателей, достигающих +200°С. Огнестойкая штукатурка способна сдерживать пожар в течение 2 часов минимум.

Выбирая специальные штукатурки, следует помнить, что их применение уместно только для определенных помещений. Замес необходимо осуществлять с ювелирной точностью согласно инструкции, а монтаж лучше доверить профессионалам, ведь от качества приготовления и проведения отделки будет зависеть функциональность состава.

Читайте также: