Технологическая карта на укладку тротуарной плитки

Обновлено: 02.05.2024

Технология укладки тротуарной плитки: инструкция для новичков

Любому неравнодушному хозяину собственного дома или коттеджа очень важно, чтобы весь участок вместе с постройками представлял собой единый ансамбль. Для того чтобы придать загородному жилью респектабельный облик, каждая деталь экстерьера, будь то стены, ограда или незастроенное пространство, должны быть выполнены в одном стиле и сходной цветовой гамме. Поэтому для покрытия площадей и дорожек идеально подойдет тротуарная плитка. Выбор её расцветок и видов чрезвычайно разнообразен, а цена вполне приемлема. Технология укладки тротуарной плитки позволяет осуществить отделку небольшой придомовой территории вдвоем за несколько дней.

Тротуарная плитка: виды и технология укладки

Во время возведения дома и обустройства участка вопросы укладки уличного покрытия часто откладываются на потом, как менее важные. Уже после окончания строительства этот аспект выходит на первый план: земля очищена от оборудования и строительного мусора, пора задуматься и о комфорте. В данном случае технология укладки тротуарной плитки во дворе подойдет как нельзя лучше, ведь вы всегда сможете подобрать материал подходящей фактуры и нужного цвета по приемлемой цене. Схема работы проста и понятна каждому, а результат наверняка удовлетворит самого пристрастного критика.

О достоинствах этого стройматериала, повсеместно используемого в современном дорожном строительстве, стоит поговорить подробнее. Тротуарная плитка и технология ее укладки дают вам следующие преимущества:

Разнообразие цветов, форм и фактур. Грамотно подобранный материал органично впишется в общую картину загородного ансамбля, придаст ему неповторимые черты и существенно облагородит его. За счет богатства вариантов и простоты укладки тротуарная плитка – незаменимый атрибут профессионального ландшафтного дизайна.

Простота обслуживания и долговечность. Срок службы этого стройматериала, мощение которым производилось в соответствии с технологией, составляет не менее 15 лет. Покрытие не боится минусовых температур, жары и влаги, устойчиво к физическим повреждениям. Даже если от падения тяжелого предмета лопнет один фрагмент тротуарной плитки, то заменить его не займет много времени.

Экологичность и комфорт. Мощение дорожек в саду или на приусадебном участке тротуарной плиткой с соблюдением технологии не препятствует росту растений и деревьев, так как материал легко пропускает влагу и воздух. При нагревании покрытия исключено выделение каких-либо вредных для человека или флоры соединений.

Методика укладки тротуарной плитки на даче, прилегающей к дому или коттеджу территории несложна так же, как и поддержание материала в эстетичном состоянии. Уход за ним, по сути, вообще не требуется.

В зависимости от формы тротуарной плитки немного отличается и технология ее укладки, о которой речь пойдет далее. Разновидностей этого стройматериала существует огромное количество, причем постоянно создаются все новые варианты. Наиболее распространены следующие: «Квадрат», «Ромб», «Брусчатка», «Волна», «Старый город», «Палаццо».

Технология изготовления этого покрытия также доступна каждому, но при условии использования сырья надлежащего качества и специального вибрационного и прессовочного оборудования. Различают вибропрессованную и вибролитую тротуарную плитку в зависимости от вида вибрационной установки и вязкости раствора.

Что подразумевает технология укладки тротуарной плитки по ГОСТу

В первую очередь необходимо разработать проектно-сметную документацию: схемы и технологические карты производимых работ, скалькулировать объемы материалов, трудовые ресурсы, время работы механизмов и транспорта, а на их основе рассчитать общие нормативные затраты на строительство согласно смете.

Порядок выполнения работ:

Формирование углублений в грунте для размещения бордюров.

Установка поребрика по всему периметру будущей тротуарной площади.

Засыпка и разравнивание основания под укладку плитки (это может быть щебень или иные сыпучие материалы в несколько слоев, а также бетон) для водоотлива и распределения нагрузки на поверхность.

Создание подстилающего слоя (подушки), как правило, из песка, чтобы выровнять площадку.

Мощение самой тротуарной плиткой.

Наполнение швов между брусчаткой.

В соответствии с технологией, укладка тротуарной плитки вдоль дорожного полотна производится уже после полного обустройства покрытия дороги и бордюрных камней вдоль нее. Если бордюр устанавливается без использования спецтехники, то рабочие должны быть снабжены специальными захватами.

Стройматериалы для обустройства подушки и подстилающего слоя при выгрузке из транспорта необходимо равномерно распределить по всей поверхности, где будет произведена укладка тротуарной плитки, после чего тщательно разровнять и уплотнить их. Последнее рекомендуется делать с помощью спецтехники или ручного инструмента: самоходных и ручных катков, трамбующих виброплит, малогабаритных ручных трамбовок.

Технологией укладки данного вида покрытия предусматривается возможность ручного мощения элементами тротуарной плитки, если длина любой из сторон не превышает 60 сантиметров. Мощение производится поперек будущей дорожки, ряд за рядом. Если границы укладки не обозначены бордюрными камнями, то их следует отметить, вбив клинья по углам облагораживаемой территории и натянув по периметру веревку. В соответствии с ней производят подгонку граней крайних элементов покрытия.

ГОСТом, описывающим технологию укладки бетонной тротуарной плитки и плитки из других материалов заводского или самостоятельного изготовления, установлен допустимый зазор между отдельными соседними элементами шириной в 0,5-0,8 сантиметра. Чтобы не допустить отклонений, можно использовать специальные маячки или распорки. После укладки тротуарной брусчатки промежутки необходимо наполнить смесью из песка и цемента в пропорции один к трем.

Вертикальное выравнивание отдельных плиток при мощении относительно общего уровня покрытия производится киянкой или иным деревянным ударным инструментом, исключающим повреждение материала. Выступы или углубления каждого элемента должны быть в пределах двух миллиметров от уровня полотна.

Подготовительные земельные работы, мощение и трамбовку подушки и подстилающего слоя нужно, в соответствии с технологией, осуществлять при плюсовых температурах. То же самое относится к методике укладки тротуарной плитки на бетонное основание: для его правильного схватывания необходимо обеспечить температуру выше нуля и исключить попадание влаги, накрыв поверхность водонепроницаемым материалом.

Сам процесс мощения и наполнения межплиточных швов не должны происходить во время выпадения осадков или при сверхнизких отрицательных температурах (ниже 15 градусов мороза).

Пошаговая технология укладки тротуарной плитки на песок своими руками

Чтобы выполнить работу по укладке тротуарной плитки в точном соответствии с технологией, в первую очередь нужно обзавестись соответствующими инструментами:

Деревянные клинья для разметки границ;

Правило (инструмент для устранения неровностей);

Метелка или щетка;

Деревянный или резиновый молоток (киянок).

Технология укладки тротуарной плитки на песок представляет собой ряд последовательных операций, которому необходимо следовать:

Готовим основание под монтаж тротуарной плитки

Самый первый шаг – разметка территории. Тщательно измерив и обозначив границы будущего покрытия из тротуарной плитки, нужно вбить по углам колышки и натянуть между ними веревку. Высота натяжки шнура – это уровень поверхности после мощения.

Размеченную территорию следует углубить примерно на 20 сантиметров, по возможности не нарушая твердый грунт. Кроме этого, для правильного водоотлива следует обеспечить небольшой уклон (около пяти градусов) в необходимую сторону. Также на этом этапе нужно понять, будут ли под тротуарной плиткой в дальнейшем проводиться какие-нибудь коммуникации? Если такая возможность не исключена, можно дополнительно углубить поверхность и установить на место будущего мощения трубу (несколько труб).

После этого, в соответствии с технологией укладки тротуарной плитки, из гравия или мелкого щебня формируется подушка (основание). Ее высота варьируется в зависимости от планируемой нагрузки: стандарт – 15 сантиметров, легковой транспорт – 20 сантиметров, а методика мощения под большегрузы вообще требует особых материалов при устройстве основы.

Далее подушка трамбуется и засыпается песком слоем до пяти сантиметров. Песок выравнивается. При отсыпке основания, в соответствии с технологией, нужно ориентироваться на то, что при укладке плитки вся конструкция еще просядет приблизительно на один сантиметр.

Дополнительно рекомендуется при мощении подушки отделить песок из более крупной фракции геотекстильным полотном. В таком случае песка понадобится меньше, он не будет размываться в щебень и грунт, исключив проседание тротуарной плитки.

Осуществляем монтаж бордюров

В соответствии с технологией укладки тротуарной плитки, вдоль ранее натянутого по периметру шпагата (веревки) нужно выкопать канаву для бордюрных камней. Глубина траншеи должна быть такой, чтобы установленный в нее поребрик выступал над шпагатом на один-два сантиметра.

После этого в канаву заливается раствор, и по всему периметру размещаются бордюрные камни, подгоняются друг к другу и утрамбовываются до высоты натянутого шпагата.

Если граница укладки тротуарной плитки не прямоугольная, то подгонка поребрика в местах изгибов осуществляется с помощью обрезания камня болгаркой.

Также технология мощения предусматривает возможность обойтись вовсе без бордюров, если окружающий грунт достаточно плотный. В таком случае следует заранее распланировать высоту будущей поверхности из тротуарной плитки таким образом, чтобы после укладки она оказалась вровень с остальной территорией или возвышалась над ней на один-два сантиметра.

Осуществляем монтаж тротуарной плитки на песок

Правильная технология укладки тротуарной плитки на песок предполагает мощение элементами покрытия так, чтобы не повредить песочное основание: человек в процессе работы перемещается на уложенный ряд и начинает монтировать следующий.

При укладке тротуарной плитки следует оставлять между частями брусчатки шов шириной в несколько миллиметров. Чтобы выдерживать одинаковое расстояние, можно воспользоваться специальными крестиками или спичками. Зазоры нужны для того, чтобы после мощения по всей поверхности наполнить швы, в соответствии с технологией, песком или смесью песка и цемента.

Для вертикальной подгонки каждый элемент тротуарной плитки утрамбовывается деревянным (резиновым) молотком. При необходимости досыпается или убирается часть песка из-под покрытия.

Как уже говорилось, если периметр облагораживаемой территории не прямоугольной формы, понадобится обработка бордюров с помощью болгарки. То же самое касается и крайних элементов плитки. При аккуратных раскрое и распиловке брусчатки обрезки можно будет использовать для выравнивания полотна у границ периметра, что поможет существенно сэкономить материал.

Перед засыпанием швов по технологии нужно еще раз «отстрелять» поверхность как визуально, так и с помощью уровня. Места просадок и выступов тротуарной плитки необходимо перемонтировать, выровняв песком.

Далее поверхность мощения полностью засыпается песком или ЦБС (цементно-бетонной смесью), а остатки после заполнения швов удаляются щеткой или метлой. Если есть возможность, в соответствии с технологией укладки тротуарной плитки на песок, следует еще раз утрамбовать площадь покрытия трамбовочными механизмами, защитив материал от вибрационной поверхности резиной.

Укладка тротуарной плитки на гарцовку: технология и видео

Гарцовкой в строительстве принято называть смесь песка и другого сыпучего материала, обладающего вяжущими свойствами. Укладка тротуарной плитки на гарцовку – технология, которая используется, если необходимо обеспечить стойкость покрытия при планируемой интенсивной нагрузке на него.

Отличие этой смеси от цементно-песочных растворов, широко используемых в строительстве при производстве, например, бетона, состоит в том, что это сухая, не разводимая водой смесь. Схватывание тротуарной плитки, укладка которой была произведена на гарцовку, происходит уже после мощения за счет естественного попадания природной влаги.

Существуют заводские гарцовочные смеси, которые продаются расфасованными в мешки, но технология самостоятельного изготовления гарцовки для укладки достаточно проста. Как заводские смеси, так и сделанные самостоятельно могут содержать не только стандартные цемент и песок, но и другие наполнители и вяжущие стройматериалы: керамзит, гипс, известь и т.д.

При этом выбор компонентов и их пропорций – достаточно сложная задача. Специфика грунта в месте укладки тротуарной плитки, планируемая нагрузка на нее, климатические факторы – все это необходимо учесть при составлении смеси, а также при определении толщины ее слоя.

Поэтому основным недостатком изготовления гарцовки своими силами является планирование ее состава и правильных пропорций исходных компонентов, что без углубленного знания строительных технологий не всегда удается сделать. В частности, количество наполнителя и вяжущего вещества может сильно отличаться в зависимости от условий эксплуатации места укладки тротуарной плитки и климата. Для разных условий одна и та же пропорция, например, цемента, может привести к совершенно противоположным результатам: как к недостаточной прочности и последующему проседанию покрытия, так и к чрезмерному схватыванию и растрескиванию вследствие неорганизованного водоотлива.

При этом рецепт изготовления простой гарцовки для укладки тротуарной плитки в стандартных условиях садового участка с обычным, незатапливаемым грунтом чрезвычайно прост: на пять долей песка приходится одна часть вяжущего вещества (как правило, это цемент).

В случае некритичной дополнительной нагрузки на поверхность (автомобили, тяжелые механизмы и предметы) технология мощения допускает добавление в смесь вместо песка мелкого гравия.

Этапы работы по укладке тротуарной плитки на гарцовку в соответствии с методикой:

Подготовка компонентов и смешивание гарцовочной смеси.

Распределение смеси по поверхности подушки (которую, как мы помним, предварительно нужно утрамбовать).

Саму гарцовку (отсыпанную на высоту 5-7 сантиметров от основания) также необходимо выровнять и утрамбовать, а перед укладкой тротуарной плитки смочить водой.

Зазоры между элементами брусчатки заполняются сухой гарцовочной смесью. Готовая поверхность подвергается финальной трамбовке виброплитой с резиновым покрытием.

Площадь из тротуарной плитки несколько раз ежедневно обрабатывается водой.

Если работы проведены в соответствии с технологией, расход смеси должен составить около полутора килограммов на квадратный метр. Получившаяся поверхность из тротуарной плитки прослужит много лет, будет легко поддаваться ремонту и обладать повышенной прочностью по сравнению с методикой укладки на песок.

Поэтапная технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание

Если на площадь, вымощенную тротуарной плиткой, планируется повышенная нагрузка, то технологии укладки на гарцовку или песок в таком случае не подойдут. Интенсивный трафик, погрузка и хранение тяжестей, а также иные сильные физические воздействия на покрытие быстро приведут его в негодность.

В таких случаях нужно обеспечить дополнительную прочность схватывания элементов тротуарной плитки как между собой, так и с материалом основания (в случае использования раствора при укладке). Поэтому была разработана технология мощения на раствор, то есть основание из бетона.

Особенностями такой методики является не только необходимость грамотного исчисления толщины бетонной «стяжки», но и обязательное обустройство водоотлива. Если не придать этому аспекту значения, то проникающая в межплиточные швы влага будет скапливаться на поверхности водонепроницаемого бетона, постепенно разрушая его. При отрицательных температурах этот процесс усиливается вследствие расширения объема замерзшей воды. С целью удаления влаги технологией укладки тротуарной плитки на бетон предусматривается, во-первых, наклон поверхности, а во-вторых, обязательное обустройство ливневой канализации или точечных стоков в грунт.

Все это усложняет работу по мощению тротуарной плиткой, но, тем не менее, не исключает возможности освоить эту методику самостоятельно.

Подготовка основания под тротуарную плитку

Технология подготовки поверхности для укладки тротуарной плитки на бетон практически ничем не отличается от работы по песку или гарцовке. Начинать следует с измерений и расстановки ориентиров в виде, например, деревянных клиньев в углах будущей площадки или дорожки, а также в других намеченных углах при непрямоугольной форме участка из выбранного покрытия.

По периметру натягивается шпагат на уровне будущей поверхности: расстояние под шпагатом не должно быть менее 0,3 метра, иначе, в соответствии с технологией укладки, потребуется углубление посредством выемки земли. Выровнять и очистить от посторонних предметов площадь грунта придется в любом случае.

Установка бордюров

Бордюрные камни можно устанавливать как до заливки основания и укладки тротуарной плитки, так и после. Первый вариант более удобен, поскольку поребрик также будет выполнять функции опалубки, а впоследствии при мощении послужит удобным ориентиром и ограничителем. Технология укладки предписывает расположение смонтированного бордюра вровень с поверхностью плитки, поэтому шпагат, натянутый по периметру, пригодится не только для поребрика, но и в случае, если решено сначала осуществить мощение.

В остальном бордюрные камни устанавливаются точно так же, как и по методике укладки на песок и гарцовку. При выкапывании траншей под поребрик нужно правильно рассчитать их глубину. К примеру, для камня высотой 0,6 метра и стандартной толщине покрытия из плитки вместе с основанием 0,3 метра нужно выкопать канаву под бордюр глубиной 0,33 метра (добавив три сантиметра на трамбовку и раствор).

В ширину траншею под бордюр следует делать несколько больше его толщины. После установки камня на раствор надо дождаться, пока он схватится, а потом эти зазоры плотно забить влажным песком.

Подготовка бетонного основания

Перед заливкой основания, как уже говорилось, по технологии нужно организовать систему водоотлива. Чтобы вода уходила в грунт, на каждом квадратном метре площадки, где будет расположена поверхность из бетона для укладки тротуарной плитки, монтируют сквозные отверстия.

Сделать их проще всего из отрезков трубы соответствующей высоты. Верхняя грань каждого сегмента должна находиться вровень с будущей поверхностью основания для укладки тротуарной плитки, а защитить их от попадания стройматериалов во время заливки помогут пробки из подручных средств. При отсутствии металлических или асбестовых труб отверстия для стока воды можно сделать с помощью опалубки из пиломатериала.

Перед заливкой раствора на грунт, по технологии укладки, следует нанести 15-сантиметровую подушку из гравия или мелкого щебня и тщательно уплотнить ее. Для того чтобы тротуарная плитка могла выдержать особенно большие нагрузки, в основание нужно добавить арматуру, уложив металлическую сетку на поверхность утрамбованного гравия (щебня).

Заливка раствора осуществляется в два приема: первый слой должен схватиться перед тем, как укладывать второй. Для нанесения второго слоя используется раствор меньшей густоты для его самостоятельного выравнивания по всей площади основания.

Технология укладки брусчатки или тротуарной плитки на раствор из цементно-песчаной смеси предусматривает дополнительную процедуру придания поверхности гибкости. Для этого, если заливается обширная площадь, вначале следует установить разграничители из пиломатериала через трехметровые промежутки. Это нужно для исключения схватывания основания в единую монолитную плиту, которая впоследствии может треснуть при неравномерной нагрузке и перепадах температур. Кроме этого, доски, которые после затвердевания раствора необходимо убрать, обеспечат наличие дополнительных каналов для оттока воды в грунт.

Возможность правильной, без нарушения технологии, укладки тротуарной плитки на уже имеющуюся бетонную поверхность следует рассматривать индивидуально в каждом конкретном случае, с учетом изложенных особенностей методики.

Укладка тротуарной плитки

Как и при работах в соответствии с технологиями укладки на нетвердые основания, перед началом монтажа нужно тщательно спланировать порядок расположения материала, а также будущий узор и расход элементов.

За счет твердости и выровненной поверхности мощение тротуарной плиткой на бетон происходит быстрее, чем на основание из песка или гарцовки: долго утрамбовывать элементы покрытия в данном случае, как правило, не потребуется.

Однако существует технология, при которой укладка осуществляется не на раствор, а на сухую гарцовочную смесь, с содержанием, как правило, около четверти цемента. В данном случае все происходит так же, как и в случае мощения плиткой на основание из гарцовки: смесь разравнивается по бетону, увлажняется и трамбуется. После укладки покрытия и высыхания смеси между ним и подушкой той же гарцовкой плотно забиваются швы, выметается мусор, и площадка увлажняется в течение нескольких дней.

Традиционный способ с использованием раствора напоминает кладку кирпича. Слой смеси между элементами и основанием при мощении, в соответствии с такой методикой, составляет около 20 миллиметров.

На видео можно ознакомиться с пошаговой технологией укладки тротуарной плитки на бетон:

Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль: 7 рекомендаций

Уделите достаточно внимания подготовке к укладке тротуарной плитки: не поленитесь выставить как можно больше клиньев-маячков для отслеживания уровня и обеспечения натяжки шнура-ориентира. Осуществляйте работы по мощению в сухую погоду.

Спланируйте процесс укладки тротуарной плитки в соответствии с технологией. Ряды необходимо размещать от возвышения по рассчитанному для водоотлива уклону. Не тормозите размеренную работу по укладке, отвлекаясь на обрезание и монтаж крайних плиток.

Не частите при мощении. Помните о необходимости наличия достаточных температурных швов между элементами в соответствии с технологией укладки тротуарной плитки. Их отсутствие приводит к деформации и растрескиванию покрытия при перепадах температур.

Добейтесь ровной горизонтальной поверхности тротуарной плитки: равномерно распределяйте раствор или гарцовку, подгонку делайте аккуратными движениями киянка или резинового молотка.При укладке покрытия будет удобно применять два строительных уровня разной длины: компактный – для замера каждого элемента покрытия, и большой длины, чтобы «отстреливать» общий уклон полотна. Выравнивать сразу целый ряд свежеуложенной тротуарной плитки можно, разместив на нем прямую доску и пройдясь по ней киянкой.

Подготовьте качественные стройматериалы для затирки швов между элементами покрытия. Чтобы обеспечить плотную набивку швов, песок и цемент должны быть мелкими и не содержать постороннего мусора. Если материал не соответствует технологии, следует его просеять.

Соблюдайте пропорции затирочной смеси в соответствии с методикой. Если «переборщить» с цементом, то после затирки поверхность из тротуарной плитки превратится в монолит. С одной стороны, это повысит водонепроницаемость полотна, а с другой, увеличится риск его растрескивания от мороза и просадки.

Не спешите эксплуатировать свежеуложенную тротуарную плитку. Во избежание неравномерного проседания технология предписывает воздержаться от воздействия на покрытие в течение трех-пяти дней после мощения.

Технология укладки тротуарной плитки от профессионалов

Общество с ограниченной ответственностью «Ландшафт» успешно работает на рынке производства и укладки тротуарной плитки уже 12 лет, оказывая услуги на высочайшем уровне и в полном соответствии с методикой.

За счет обширного парка спецтехники и инструмента, профессионализма инженеров и партнеров-укладчиков, огромного опыта компания успешно реализует самые сложные с точки зрения технологии укладки тротуарной плитки проекты: на обширных пространствах, территориях промышленного назначения с высоким трафиком, по индивидуальным проектам ландшафтного дизайна.

Затраты на весь объем работ по мощению «под ключ» в полном соответствии с методикой вы сможете узнать сразу же после проведенных специалистом замеров и исследований.

В случаях, когда вы сотрудничаете с подрядной организацией, рекомендованной нашими мастерами, исполнитель принимает на себя всю полноту ответственности за качество работ по укладке тротуарной плитки.

Воспользуйтесь, пожалуйста, нашими советами по контролю над качеством мощения!

1 . Область применения

1.1 . Технологическая карта составлена на производство работ по устройству сборных покрытий тротуаров на объектах Главмосстроя.

1.2 . Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ и с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.

1.3 . При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.

2 . Технология строительного процесса

2.2 . Конструктивная схема по устройству тротуаров со сборным покрытием состоит из следующих элементов:

песчаного подстилающего слоя;

основания: из песка; цементно-песчаной смеси; бетона; щебня;

покрытия из сборных плит.

Варианты конструктивных схем приведены на листе 1 .

2.3 . Устройство покрытий тротуаров, площадок и дорожек осуществляют из сборных тротуарных плиток прямоугольной и фигурных форм, изготовляемых заводами Главмоспромстройматериалов. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров приведена на листе 2 .

2.4 . До начала работ по устройству тротуара должны быть выполнены следующие работы:

геодезические разбивочные работы;

подготовка земляного полотна;

доставка в зону работ механизмов, материалов, приспособлений и инструмента.

2.5 . Работы производятся в следующей технологической последовательности:

выполняется земляной ящик под бортовой камень;

устанавливается бортовой камень (если предусмотрено проектом);

устраивается подстилающий слой;

укладываются плиты покрытия;

заполняются швы между плит.

Схемы организации работ приведены на листах 3 , 4 .

Тротуары могут быть как с бортовым камнем, так и без него.

Если тротуар сопряжен с дорогой, бортовой камень устанавливается при устройстве дорог.

2.6 . Основание под тротуарные покрытия из сборных плит выполняют из песка; песка, стабилизированного цементом; щебня; цементобетона и др.

2.7 . Устройство земляного ящика под бортовой камень необходимо выполнять экскаватором «Беларусь » или автогрейдером, оборудованным откосником.

2.8 . Бортовой камень устанавливается вручную с использованием специальных захватов и обетонированием его с обратной стороны тротуара вручную.

2.9 . Подстилающий слой из песка выполняется следующим образом:

при тротуаре с бортовыми камнями песок подается на место укладки автокранами в бункерах или специальным автопогрузчиком, оборудованным ковшом, разравнивается и уплотняется. Для уплотнения используются малогабаритные уплотняющие машины или электротрамбовки;

при тротуаре без бортового камня песок подвозится непосредственно на место работ автосамосвалом или автопогрузчиком, разравнивается экскаватором «Беларусь » . Для уплотнения используются также уплотняющие машины или электротрамбовки.

2.10 . Устройство основания тротуара с бортовыми камнями необходимо выполнять с использованием автокрана и бункеров для приема и подачи материалов, автобетононасосов, виброрейки; если же тротуар без сортового камня, материалы подвозятся и разгружаются непосредственно на рабочем месте.

2.11 . Покрытие из плит размером сторон до 60 см можно укладывать специальным вакуумом-захватом конструкции треста Гордорсгрой-1 Главмосинжстроя или вручную (лист 5 ).

2.12 . Фигурные элементы мощения укладываются в покрытия вручную.

2.13 . Укладку плит следует осуществлять в соответствии с ВСН 26-76 поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.

2.14 . Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

2.15 . Ширина шва между смежными плитами с размером сторон до 600 мм должна быть 5 ¸ 8 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3 : 1.

2.16 . При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.

Приспособления для контроля ширины швов приведены на листе 5 .

2.17 . Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.

2.18 . При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее до наступления устойчивых заморозков подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие.

2.1 9. Работы, выполняемые в зимнее время. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его раствором хлористого кальция CaCl 2 из расчета один литр на квадратный метр. Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем, а также нагретым до температуры 180 - 200 ° С горячим песком, который укладывают слоем толщиной 5 - 7 см, с последующим его удалением и использованием для других целей.

По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают выравнивающий слой, подогретый до 35 ° С, из цементно-песчаной смеси толщиной до 20 мм.

Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 ° С не разрешается.

Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжения плит и заполнить их подогретой до 35 ° С цементно-песчаной смесью.

2.20 . При укладке тротуарных плит обламывание их кромок не допускается.

2.21 . При поступлении плит с заводов они должны тщательно осматриваться, поврежденные отбраковываться.

2.22 . Передвижение механизмов по уложенным тротуарным плитам не допускается, если это не оговорено проектом.

2.23 . Допускаемые отклонения от проектных приведены в приложении 1 .

2.24 . Работы по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняются составом звена, приведенном в графике производства работ (приложение 2 ).

2.25 . Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении 3 .

2.26 . Операционный контроль качества работ по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняется в соответствии с требованиями СНиП III-1-76 «Организация строительного производства», инструкции СН 47-74 и др. Схема операционного контроля приведена в приложении 4.

2.27 . При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиП III-4-80 , системе стандартов безопасности труда, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Технологическая карта на укладку тротуарной плитки


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРА С ПОКРЫТИЕМ ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

- покрытием из бетонных плит

- 100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

2.2. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, входят следующие технологические операции:

- подготовка корыта под тротуар;

- устройство песчаного подстилающего слоя;

- устройство щебеночного основания;

- устройство покрытия из бетонных плит.

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); виброплита TSS-VP90N (вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до К=0,95); специальное оборудование UNIMOBIL UM-SM для укладки плит.


Рис.1. Виброплита TSS-VP90T


Рис.2. Устройство для укладки UNIMOBIL UM-SM


Рис.3. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m


Рис.4. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.6. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Технологическая карта на укладку тротуарной плитки


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ И ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК ИЗ БРУСЧАТКИ


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта разработана на устройство дорожного покрытия (брусчатки).

ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Устройство тротуаров и пешеходных дорожек

Устройство покрытий тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, посадочных площадок общественного транспорта, укрепление откосов является неотъемлемой частью благоустройства территорий и относится к дорожному строительству. В связи с тем, что эти работы, как правило, производятся в стесненных условиях и малыми объемами, широкое распространение получили сборные покрытия. Применение мелкоразмерных плит различной конфигурации позволяет придавать индивидуальность и архитектурную выразительность объектам строительства.

Устройство различных типов покрытий внутриквартальных проездов, тротуаров и площадок допускается на любых устойчивых подстилающих грунтах, несущая способность которых изменяется под воздействием природных факторов не более чем на 20%.

В качестве подстилающих грунтов допускается использовать дренирующие и недренирующие песчаные, супесчаные и глинистые грунты всех разновидностей, а также шлаки, золошлаковые смеси и неорганический строительный мусор. Возможность использования грунтов в качестве подстилающих указывают в проекте и подтверждают строительной лабораторией.

Ширина тротуаров обычно устанавливается с учетом категории и назначения улицы и дороги (табл.1) в зависимости от характера пешеходного движения, а также размещения в пределах тротуаров опор, деревьев и т.п. Ширина пешеходной части тротуаров принимается кратной ширине одной полосы пешеходного движения, равной 0,75 м.

Читайте также: