Стеклянные кирпичи системы фальконе

Обновлено: 17.05.2024

Кирпич стеклянный старинный, Стеклянный блок "Фальконе", Кирпич с клеймом, комплект, Винтаж, Лофт


Спасибо, что обратили внимание на мой лот. Состояние на фото. После покупки прошу выйти на связь в течении 3 дней и оплатить в течении 3 дней с момента покупки. Отправлю в течении 3 дней с момента оплаты, кроме воскресенья и праздничных дней. Оплата на карту Сбербанка. Возможен денежный перевод платёжными системами (по предварительной договоренности). Отправляю почтой России, крупногоабаритные лоты- Транспортной компанией. УПАКОВЫВАЮ КАЧЕСТВЕННО. Пересылка только по РФ. За работу почты ответственности нести не могу, но при возникновении каких-либо проблем или сложностей, сделаю все от меня зависящее, чтобы решить проблему. Со своей стороны порядочность гарантирую. ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА- НЕ ДЕЛАТЬ НЕ ОБДУМАННЫХ СТАВОК . А так же СВОЕВРЕМЕННО ЗАКРЫВАТЬ СДЕЛКИ.

СУММА ПОЧТОВЫХ РАСХОДОВ УКАЗАНА ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО, НА КАЖДЫЙ ЛОТ РАССЧИТЫВАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО, СОГЛАСНО ТАРИФАМ Почты России.

ПОКУПАЯ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО ЛОТОВ, ВЫ ЭКОНОМИТЕ НА ДОСТАВКЕ!

СВОЙ ОТЗЫВ ПО СДЕЛКЕ ОСТАВЛЮ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫ ЗАКРОЕТЕ СДЕЛКУ И ОСТАВИТЕ ВАШ ОТЗЫВ.

Стеклянные кирпичи системы фальконе

Подпишитесь
на нашу email-рассылку

steklyannye-kirpichi-falkone-chto-eto-i-kak-oni-poyavilis-v-rossii

Стеклянные кирпичи Фальконье: что это и как они появились в России?

Новый эпизод подкаста AD “У стен есть уши” посвящен необычной теме — старинному архитектурному элементу, а именно стеклянному кирпичу Фальконье. Рассказываем, что это такое и как он появился в России.

25 Августа 2020 , обновлено 27 Июля 2021

В шестом эпизоде подкаста AD “У стен есть уши” шеф-редактор сайта AD Софья Карпенко и Анна Кистанова, искусствовед, главный хранитель Музея Константина и Виктора Мельниковых, поговорили о таком необычном архитектурном элементе, как стеклянные кирпичи Фальконье. Кто такой Фальконье? Как стеклянные стеклоблоки появились в России? Чем они прославились? Где их еще можно увидеть и как применять их в современных проектах?

Чтобы вам проще было ориентироваться в этой теме, мы приводим здесь фотографии различных моделей кирпичей Фальконье и зданий, в конструкции которых они использовались. Фотографии предоставлены сотрудниками Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Слушайте наш подкаст на “Яндекс.Музыке” и рассматривайте эти необычные архитектурные элементы.

Стеклянный кирпич Фальконье, советский стеклоблок и шедевр конструктивизма в Париже. Из истории дизайна

Стеклоблоки, которые были так популярны в СССР, на самом деле - швейцарцы по происхождения и американцы по гражданству.

И назывались они в Российской империи стеклянными кирпичиками Фальконье.

Гюстав Фальконье - швейцарский архитектор, придумавший в 1880 году стеклоблок, выдуваемый вручную и имеющий различные формы. Фальконье первым предложил метод выдувания стекла в форму и запаивания его при высокой температуре.

Сама же технология стекла с призмой была запатентована владельцем американской компании "Luxfer Prism Company" Джеймсом Пенквиком в 1882 году.

Кирпичик пропускал свет, экономил электричество, при этом через него не было видно, что происходит внутри.

Элегантный и необычный материал, он еще создавал и очень хорошую теплоизоляцию.

За практичность и красоту, изыск в дизайне и новаторство кирпичик Фальконье был награжден на выставке в Париже в 1900 году.

В России такие стеклоблоки производились в селе Хватовка на заводе графа Нессельроде под Саратовом, во Владимирской губернии и в Санкт-Петербурге на Васильевском острове.

В основном, они были розового цвета, но были и прозрачные, синие и опаловые.

В Москве, Петербурге и Саратове до сих пор сохранились в центре в старинных домах окна из стеклянных кирпичиков, некоторые любовно отреставрированы, а некоторые - закрашены краской.

В США же производили стеклоблоки в виде толстого железного каркаса со стеклянными вставками.

Световые окошки "Люксфер" пользовались большим успехом и быстро распространились сначала в США, а в 30-е годов XX века завоевали Европу.

В Европе блок, состоящий из двух прижатых друг к другу под действием высоких температур половинок жаропрочного стекла, впервые был запатентован британской компанией Pilkington Bros ltd., которая вполне успешно существует и сейчас.

Такие блоки ставили в местах, где было необходимо освещение, но при этом люди не хотели, чтобы за ними "подглядывали".

На стеклянные кирпичи не могли не обратить внимание конструктивисты, и в Париже строится Maison de Verre ( "стеклянный дом"). Годы его проектирования и строительства - 1928 - 1931. Проектировали это здание архитектор, дизайнер мебели и интерьеров Пьер Шаро (Pierre Chareau), архитектор Бернар Бейвут (Bernard Bijvoet) и мастер по металлу Луи Дальбе (Louis Dalbet).

Заказчиком "стеклянного дома" стал известный врач Жан Дальзас (Jean Dalsace). Вместе с женой они в 1920-х приобретают особняк XVIII века в укромном уголке богатого парижского района, на улице Сен-Гийом (Saint-Guillaume), недалеко от Латинского квартала в Париже. Однако купить удалось только первые три этажа - на четвертом жила пожилая дама, которая отказалась уезжать из своей квартиры.

Тогда было принято решение снести только нижние этажи и вписать модернистское строение в контуры старого здания.

Внутри Maison de Verre был разделён раздвижными, складными и вращающимися экранами из стекла и металла. Дом был залит светом в течение дня, а в ночное время подсвечивался прожекторами изнутри и освещал прилегающую к нему улицу.

Стеклянный кирпич «Фальконье»


Улица Арбат дом 51 строение 2.

В современном понимании, - это стеклоблоки. Но, поскольку в те времена употребляли несколько другую терминологию, - буду пользоваться ей, - стеклянные кирпичи «Фальконье». На немецком языке это выглядит как glasbaustein или glassteine, на французском языке как brique de verre.

Их изобрел швейцарский архитектор Гюстав Фальконье (Gustave Falconnier) в конце 1880 годов.


Удивительно мало информации про них в русской технической литературе, - только «Большая энциклопедия» Южакова пишет про стеклянный кирпич «Фальконье» ровно две строчки.




Журнал «Наше жилище» 1894 год.


Страничка из каталога Siemens Glas 1933 года. Как видно из каталога, - фирмой выпускалось три типа стеклянных кирпичей «Фальконье».

Большинство стеклянных кирпичей розового цвета, но возможны и другие цвета, - прозрачный «белый», зеленый, синий и опаловый (все окрашены в массе). Красный кирпич был сделан путем покрытия «белого» кирпича тонким слоем дорогого, золото-рубинового покрытия, - красные стеклянные кирпичи вдвое дороже, чем кирпичи других цветов.


Энциклопедический словарь Гранат. Том 41-4. Статья «стекло». Методы окраски стекла.


В каталоге чешской фирмы A.G. Erste Bohmische Glasfabrik 1950 года, - на один тип изделия больше.




Справочник «Фабрично-заводские предприятия Российской империи (исключая Финляндию) на 1914 год» под редакцией Леона Карловича Езиоранского упоминает два стекольных завода производивших стеклянный кирпич «Фальконье» в России.


Царевщинский стекольно-хрустальный завод в Саратовской губернии.


Успенский стекольный завод во Владимирской губернии.


В «Указателе фабрик, заводов и оптовых складов города Москвы» на 1909 год обнаружилась весьма информативная реклама Успенского стекольного завода.


А этот рекламный модуль из архитектурно-строительного журнала «Зодчий» за 1908 год. Еще один завод выпускающий стеклянный кирпич «Фальконье», - в Санкт-Петербурге на Васильевском острове.

В блоге Татьяны Княжицкой есть интереснейшая статья про стекольную империю Франков.


Рекламный модуль из справочника «Фабрично-заводские предприятия Российской империи (исключая Финляндию) на 1914 год» под редакцией Леона Карловича Езиоранского. Все упомянутые в этом объявлении заводы, - Саблинский, Могутовский и Кубинский, - входили в «стекольную империю Франков».

«Справочная книга о лицах Петроградского купечества за 1913 год» говорит о «Санктъ-Петербуржском стекольно-промышленном обществе» следующее, - выбирает свидетельство с 1911 года. Правление по Казанской улице дом 5.Содержит шлифовочную по стеклу мастерскую и столярную мастерскую 4-й луч Царского Городка продолжение Деминской улицы, столярная мастерская по Кузнечному переулку дом 8. Торговля стекольно-зеркальная Мойка дом 59 и стекольная по Садовой улице дом 27-9, по Казанской улице дом 5. Основной капитал 2.500.000 рублей. Директора: С.Н.Смирновъ, М.Л.Франкъ, А.Л.Франкъ, В.И.Завойко и Б.Я.Поляковъ.


Адресная и справочная книга «Вся Москва» на 1904 год говорит, что хорошо нам известный Артур Перкс, помимо продажи облицовочного кирпича и керамической плитки, - занимался еще продажей стеклянных кирпичей «Фальконье».


«Москва-Сибирь». Адресная и справочная книга. Посредник-Указатель Торгово-промышленных фирм на 1905 год.


«Москва-Сибирь». Адресная и справочная книга. Посредник-Указатель Торгово-промышленных фирм на 1906 год.

Эти ребята, - помимо торговли стеклянным кирпичом «Фальконье», - занимались еще и подрядами на остекление зданий.


«Вся Россия» на 1899 год.


«Вся Россия» на 1899 год.


Саввиновское подворье. Тверская, дом 6. Большое спасибо vladimirdar за «навод».


Звонарский переулок дом 5. Доходный дом Ф.А.Лорие постройки 1914 года.


Кривоарбатский переулок дом 12. Шестиэтажный одноподъездный кирпичный доходный дом, - построен в 1914 году по проекту архитектора Владислава Александровича Домбровского. Окошки из кирпича «Фальконье» находятся на брандмауре, выходящем во двор дома-мастерской архитектора Константина Мельникова.


Одно окно в Кривоарбатском любовно отреставрировано.


Улица Гиляровского дом 20 строение 2. Бывший доходный дом Екатерины Дмитриевны Ломакиной постройки 1909 года. Архитектор Виталий Семёнович Масленников.



Улица Большая Полянка дом 54. Доходный дом Я. Демента. Годы постройки 1910-1912.


Малый Харитоньевский переулок дом 4. Дом Московского политехнического общества при Высшем техническом училище. И рисунок у этих стеклянных кирпичиков «Фальконье» несколько другой, - и ни в одном из каталогов такого рисунка нет.


Большой Знаменский переулок дом 4. Год постройки 1910.


Зубовский бульвар дом 13 строение 1. Доходный дом Е.И. Чепелевской, - год постройки 1914. В подъезде на каждой лестничной клетке по два окна, - со двора окон не видно.


Улица Большая Ордынка дом 9/4 строение 2, - в подъезде. Дом 1908 года постройки.

Стеклянные кирпичи системы фальконе






Стеклянный кирпич системы Фальконье

Гюстав Фальконье (родился 6 июля 1845 в швейцарском Ньоне, умер 10 апреля 1913), швейцарский архитектор и префект округа Ньоне.

Он закончил среднюю школу в Лозанне, а затем продолжил обучение в Мюнхене. Также учился в Школе изящных искусств в Париже. C 1870 года работал архитектором в Ньоне. В 1874 года стал членом городского совета города Ньон.

Они сочетали легкий вес, эффективную теплоизоляцию, прочность и эстетичность. Также обладали прекрасной звукоизоляцией, не горели, не боялись влаги, хорошо пропускали свет, отличались долговечностью и не требовали специального ухода.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году автор изобретения был награжден Briques де Verre.

В справочниках того времени, изобретение высоко ценилось. Патенты на производство были куплены во Франции, Германии, Бельгии, Англии и США.

Стеклоблоки получили широкое распространение в доходных домах и промышленных зданиях Санкт-Петербурга и Москвы конца XIX-начала XX века (в эпоху модерна) , а также изредка встречаются в провинции, например в Саратове и в Крыму.

Обычно стеклобоки Фальконье применялись для освещения черных лестниц. Ими выкладывали световые пространства (окна, стены, перегородки). Такая техника выкладки из стеклянного кирпича использовалась в целом для зонирования пространства.

Что касается технологии изготовления, то стеклянные блоки выдувались и запаивались при высокой температуре.

Созданная в результате стеклянная перегородка давала интересные световые эффекты, так как рифлёное стекло в блоке обладало рассеивающим эффектом, а гладкое стекло преломляло солнечные лучи.

В настоящее время стеклоблоки системы Фальконье можно увидеть не только бесцветными, но также в разных оттенках: зелёного, жёлтого, синего, красного, фиолетового и т.п.

Стеклянные кирпичи


Стеклянные кирпичи системы Фальконье — дутые, полые внутри. Использовались в жилых интерьерах эпохи Модерн, в конце 19- начале 20 в.в. для зонирования пространства.

Производство находилось в Вольском уезде


  • Войти или зарегистрироваться
пн, 16/09/2013 - 02:04

И не только в интерьерах.


Ул. Мичурина. (во дворах между Вольской и Горького).

Если кто в курсе, подскажите точный адрес и что за дом.

  • Войти или зарегистрироваться
пн, 16/09/2013 - 03:24

Видел подобные стёкла в домах на Вольской (около Посадского) и во двориках проспекта Кирова.

  • Войти или зарегистрироваться
пн, 16/09/2013 - 13:45

Если точнее - Вольская 121.

  • Войти или зарегистрироваться
вт, 19/11/2013 - 09:03

Ещё на Кутякова есть. Между Рахова и Пугачёвской.

  • Войти или зарегистрироваться
чтв, 20/06/2019 - 18:58
  • Войти или зарегистрироваться
птн, 21/06/2019 - 00:36


IMG_5194.JPG
  • Войти или зарегистрироваться
сб, 26/11/2016 - 12:53


Давно слышала, что эти стеклоблоки огнеупорные, не знаю правда ли это, но мне они встечались только в цельных кирпичных стенах между домами в окнах лестничных клеток. Этот блок подобрала в реконструируемом помещении во дворе на углу Б. Казачьей и Чапаева. Кое-где их еще можно увидеть, есть в 2-х этажном доме во дворе дома по Рахова, 103/115 и, кажетя на углу Чапаева, по Мичурина.

IMG_0419.JPG
  • Войти или зарегистрироваться
сб, 26/11/2016 - 14:13

Чудесный экземпляр, и цвет изумительный. Как сапфир :-)


sapphire.jpg
  • Войти или зарегистрироваться
вт, 05/03/2019 - 17:43 nesselrode _Справочно-коммерческий спутник по городам Поволжья 1900_1.jpg
  • Войти или зарегистрироваться
вт, 05/03/2019 - 18:05

Езиоранский, Леон Карлович.
Фабрично-заводские предприятия Российской империи (исключая Финляндию) [Текст] / составлено под руководством редакционнаго комитета, состоящаго из членов Совета съездов представителей промышленности и торговли ; ред. Ф. А. Шобер ; Совет съездов представителей промышленности и торговли. - Изд. 2-е. - Петроград : издали инж. путей сообщ. Д. П. Кандауров и сын, 1914

  • Войти или зарегистрироваться
ср, 07/10/2015 - 21:20

В России стеклоблоки производились на Царевщинском стекольно-хрустальном заводе(1989) село Хватовка, Базарно- Карабулакского района Саратовской области.
Получили широкое распространение в доходных домах и промышленных зданиях Санкт-Петербурга и Москвы конца XIX-начала XX века , также изредка встречаются в провинции, например в Саратове, в Крыме. Обычно применялись для освещения черных лестниц.
Пример некоторых зданий с стеклоблоками системы Фальконье в Москве:
- Доходный дом Московского политехнического. арх. А.В. Кузнецов по проекту В. Валькота. Малый Харитоньевский, 4.
- Доходный дом 1914, Чистый переулок 8 с. 2.
- Дом Привалова арх. Ниирзе. Садовническая дом 9. Уничтожен.
- Доходный дом, арх Яковлев. Маросейка 12 с. 1
- Саввинское подворье, Тверская 6.
-Доходный дом купцов Поляковых, Манежная улица.
-Дом Стуловых М. Знаменский пер. 8.
- Самое большое количество блоков в России (весьма вероятно и в мире) в Госархиве на Пироговской ул. 7. Внимание - было. На настоящий момент они все уничтожены. Наши попытки попасть на режимный объект и хотя бы спасти, то что демонтировано - успехом не увенчалось. Уничтожено все.

  • Войти или зарегистрироваться
вс, 11/10/2015 - 16:11

Окон со стеклоблоками системы Фальконье в Саратове было много, но сразу могу назвать только окно на торце второго этажа дворового флигеля со стороны улицы "20 лет ВЛКСМ" (бывшей конюшни) дома №68 по Чапаева (дом Воробьева), в котором жил с 1952 по 1963 год. Многогранные стеклоблоки были или фиолетовые, или разных цветов, красиво смотрелись подсвеченные в ночное время.

Стеклянные кирпичи системы фальконе

Николай Шафигулин

Николай Шафигулин перейти к странице

Николай Шафигулин

.
Николай Шафигулин запись закреплена
Олег Еверзов

Петербург в деталях: стеклянный кирпич системы Фальконье.

Гюстав Фальконье (родился 6 июля 1845 в швейцарском Ньоне, умер 10 апреля 1913), швейцарский архитектор и префект округа Ньоне.

Он закончил среднюю школу в Лозанне, а затем продолжил обучение в Мюнхене. Также учился в Школе изящных искусств в Париже. C 1870 года работал архитектором в Ньоне. В 1874 года стал членом городского совета города Ньон.

В 1880 году Гюстав Фальконье сделал изобретение - стеклоблок, выдуваемый вручную в различные формы. Стеклоблоки представляли из себя прозрачные дутые изделия при этом полые внутри. Стеклянные кирпичи были клеймены печатью "falconnier" и номером формы изделия.

Они сочетали легкий вес, эффективную теплоизоляцию, прочность и эстетичность. Также обладали прекрасной звукоизоляцией, не горели, не боялись влаги, хорошо пропускали свет, отличались долговечностью и не требовали специального ухода.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году автор изобретения был награжден Briques де Verre.

В справочниках того времени, изобретение высоко ценилось. Патенты на производство были куплены во Франции, Германии, Бельгии, Англии и США.

В России стеклоблоки производились на Царевщинском стекольно-хрустальном заводе (село Хватовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области), Успенском стекольном заводе во Владимирской губернии и в Санкт-Петербурге на Васильевском острове "стекольной империей" "М. Франкъ и Ко".

Продавали стеклоблоки Фальконье разные фирмы, например: декоративно-строительная контора "Артур Перкс", а также "Штедингъ и Ко" и "Бр. Н и Б. Рейфманъ.

Стеклоблоки получили широкое распространение в доходных домах и промышленных зданиях Санкт-Петербурга и Москвы конца XIX-начала XX века (в эпоху модерна) , а также изредка встречаются в провинции, например в Саратове и в Крыму.

Обычно стеклобоки Фальконье применялись для освещения черных лестниц. Ими выкладывали световые пространства (окна, стены, перегородки). Такая техника выкладки из стеклянного кирпича использовалась в целом для зонирования пространства.

Что касается технологии изготовления, то стеклянные блоки выдувались и запаивались при высокой температуре.

Созданная в результате стеклянная перегородка давала интересные световые эффекты, так как рифлёное стекло в блоке обладало рассеивающим эффектом, а гладкое стекло преломляло солнечные лучи.

Стеклоблоки системы Фальконье могут быть не только бесцветными, но иметь разные оттенки: зелёный, жёлтый, синий, красный, фиолетовый и т.п.

Стеклянные кирпичи системы фальконе

Анна Самарская


Анна Самарская

Нравится Показать список оценивших

Константин Маркелов


Константин Маркелов Влада, ага , стоит 222 рубля штука

Нравится Показать список оценивших

Владимир Беспалов


Владимир Беспалов

Копилки из них делали.

Нравится Показать список оценивших

Ирина Лебедева

Производят, но очень дорогой неизвестно почему.

Нравится Показать список оценивших

Николай Страшнов

Нравится Показать список оценивших

Надежда Ивлева

Дело не в установке, а в климате, эти блоки для окон хороши, если температура зимой не падает ниже -10-12 градусов, все что ниже холодно. К нам блоки пришли как дань моде, в Европе они появились в 20-30 годы, в эпоху модерна, в эпоху культа стекла, металла, бетона и всех новых материалов и способа их производства, в эпоху переосмысления отношения к пространству и декорированию его. В Европе сейчас можно купить блоки в раме откидной).

Стеклопакеты вместо "Фальконье"

Стеклоблоки «Фальконье» из здания ГАРФ на Б. Пироговской ул. в Москве. Фото А. К. Кистановой, 2019

Последние три недели в здании Государственного Архива РФ на Большой Пироговской улице происходит замена исторических оконных заполнений на современные стеклопакеты. Окна, которые ведут в помещения хранений, заполнены стеклоблоками « Фальконье» – их то планомерно и уничтожают – варварским способом: с помощью молотка. Музей архитектуры им. А. В. Щусева обращался в дирекцию архива с просьбой сохранить стеклянные кирпичи и передать их в фонды, а также разрешить фотосъемку сохранившихся помещений с оригинальными окнами.

Стеклоблоки «Фальконье» из здания ГАРФ на Б. Пироговской ул. в Москве. Фото А. К. Кистановой, 2019

Сотрудников музея допустили только 30 октября 2019 года, при этом охрана при проверке документов реагировала достаточно строго. После завершения съемки, сотрудникам были переданы две небольших коробки и их вынос из здания архива сопровождался пропуском и письмом из дирекции.

Стеклоблоки «Фальконье» из здания ГАРФ на Б. Пироговской ул. в Москве. Фото А. И. Александровой, 2019

Позднее выяснилось, что в свалке строительного мусора на территории архива находились мешки с целыми стеклоблоками. Некоторые посетители забирали их себе и спокойно выносили из здания. Сегодня рабочие начали уже продавать их по 300 рублей за шт. ( из здания было вынесено три мешка « Фальконье»).

Эти события и действия руководства архива вызывают недоумение и огорчение.

Стеклоблоки «Фальконье» в окнах здания ГАРФ на Б. Пироговской ул. в Москве. Фото А. К. Кистановой, 2019

Помимо всего прочего, стеклоблоки не обязательно уничтожать – ведь оконные проемы в хранениях достаточно глубокие и изнутри стоят дополнительные рамы, которые и можно было заменить современными. В результате мы получаем бардак, люди копаются на помойке архива, рабочие продают ценные кирпичи, обслуживание посетителей архиве происходит с нарушением норм – предметы не выносятся из хранения, и вся строительная пыль и уличная грязь оседает на документах и книгах.

Текст: Анна Константиновна Кистанова

Главный хранитель Дома Мельникова – филиала Музея архитектуры им. А.В.Щусева

Благодарим за предоставленные фотографии Анну Константиновну Кистанову и градозащитника Алису Иосифовну Александрову

Историческая справка: стекла « Фальконье»

Стеклоблоки « Фальконье» были изобретены швейцарским инженером Гюставом Фальконье (1845 –1913) в 1880-е годы. Они были представлены на Всемирной выставке 1900 года в Париже, после чего быстро распространились в европейской архитектуре. Этот строительный материал, своего рода полые кирпичи, изготавливались методом выдувания стекла в форму и запаивания его при высокой температуре. Блоки производили разных форм, с рельефом на поверхности, иногда разных цветов.

Качества этого строительного материала: малый вес, хорошая теплоизоляция, прочность и эстетическая привлекательность были оценены многими архитекторами ХХ века. Такой тип остекления не горит, не боится влаги, отлично моется и, главное – пропускает свет. На протяжении ХХ века полые стеклянные кирпичи использовали в общественных сооружениях самого разного назначения от театров до больниц, от особняков до доходных домов, от зданий промышленного назначения до архивов. Стекла « Фальконье» можно встретить на фасадах и в интерьерах, в окнах и перегородках, в оформлении входных групп и декоративных панно, в эркерах и сводах.

Будучи собраны вместе в проеме, они выглядят как полупрозрачные соты снаружи, и орнаментальная светящаяся рельефная плоскость изнутри.

В Россию кирпичи « Фальконье» попали практически сразу после их изобретения. Уже в начале ХХ века их производство было налажено на нескольких отечественных стекольных заводах.

Справочник « Фабрично-заводские предприятия Российской империи ( исключая Финляндию) на 1914 год» под редакцией Леона Карловича Езиоранского упоминает два стекольных завода производивших стеклянный кирпич « Фальконье» в России: Царевщинский стеклянно хрустальный завод в Саратовской губернии, основанный в 1898 году и Успенский стекольный завод во Владимирской губернии, основанный в 1850 году. Заводы, принадлежащие семье промышленников Франк на Северо-Западе России, также производили стекла « Фальконье».

Заводы ставили клейма на стеклоблоки, их иногда можно увидеть на кирпичах, выломанных из старых домов.

Стекла « Фальконье» были востребованы и в советской архитектуре, причем целые партии кирпичей после революции изготавливались по старым, еще дореволюционным формам на тех же заводах, что делали это в начале ХХ века.

Молодежь, увлеченная различными субкультурами, уже давно использует стекла « Фальконье», добытые правдами и неправдами, в качестве « реквизита» для своих развлечений. « Лунные камни», как их поэтично называют иногда в Интернете, пользуются спросом, и довольно часто можно их встретить на Авито, и антикварном рынке.

Стеклянные кирпичи системы фальконе

В одном из доходных домов в Петербурге нашли фасадные окна из стеклянных кирпичей

В центре Санкт-Петербурга при обследовании фасада доходного дома Ерошенко обнаружены стеклянные кирпичи системы Фальконье. В рамках реставрационной фасадной программы КГИОП можно будет вернуть исторический облик заполнения пяти чердачных окон на лицевом фасаде здания.

Как сообщает 15 июня пресс-служба комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, обследуя фасад дома в Басковом переулке, 5, специалисты убедились, что перед ними подлинные сохранившиеся стеклянные кирпичи (или стеклоблоки) системы Фальконье. Они были изготовлены петербургским заводом «М. Франкъ и К°» в начале XX века, во время расцвета эпохи модерна — это определили по штампам. Все сохранившиеся стеклянные кирпичи будут аккуратно демонтированы для реставрации и последующей музеефикации на историческом месте, отмечают в комитете.

Стеклянные кирпичи системы Фальконье (зелёные, фиолетовые, жёлтые) широко использовались в доходных домах Москвы и Санкт-Петербурга в конце XIX — начале ХХ столетия. Но для лицевого фасада здания это редкость, отмечают специалисты. Чаще они применялись в утилитарных целях: для окон, выходящих во двор, или на чёрных лестницах и брандмауэрах доходных домов. В Басковом, 5, есть стеклоблоки двух цветов: прозрачного белого и прозрачного сиреневого, то есть с добавлением марганца — это создавало декоративный эффект.











«Стеклянные кирпичи изготавливаются способом выдувания в форму. Каждый стеклоблок представляет собой полую тонкостенную деталь, которая является элементом сложной конструкции с высокими показателями прочности, пропускания света и сохранением тепла, — рассказывает технолог Иван Козицын. — Производство в России было полностью утрачено, но сейчас активно восстанавливается технология и есть результаты — новые блоки уже соответствуют старым образцам».

Доходный дом потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга, владельца банкирской конторы Алексея Ивановича Ерошенко был построен в 1903 году по проекту архитектора Фёдора Фёдоровича фон Постельса. Фасады здания выполнены в стилистике модерна. Дом как объект культурного наследия включён в перечень 255 многоквартирных домов — памятников с особо сложными фасадами, которые предполагается отреставрировать по программе КГИОП в ближайшие 10 лет. Проектную документацию на реставрацию фасада разрабатывает ООО «АЖИО», госконтракт заключён с подведомственным КГИОП СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры». Сейчас специалисты компании ведут научно-исследовательские и изыскательские работы.

«В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранится проектный чертёж этого здания. На аттике фасада изображены пять вертикальных узких окон с заполнениями такого типа. Изображение довольно мелкое, поэтому долгое время мы пытались разгадать загадку — что же это за витраж? Ведь место для подобного остекления оконных заполнений довольно специфическое — это чердачное пространство», — рассказал главный архитектор проекта Олег Кузеванов.

На аттике дома Ерошенко когда-то располагался штукатурный лепной декор, в военный или послевоенный период он был утрачен, как и парапетные металлические ограждения в стилистике модерна, и исторические наружные двери. Все эти элементы будут воссозданы.

В 2020 году проводится обследование и разрабатывается проектная документация на реставрацию фасадов более 60 зданий-памятников. Первая очередь реставрационных работ запланирована на 2021 год. «У зданий, которые включены в нашу программу, как правило, есть утраты архитектурно-художественных элементов фасада — в результате времени или капитальных ремонтов советского периода. С точки зрения научной реставрации необходимо всерьёз заниматься исследованиями и воссоздавать декор по исторической иконографии. Если всё сложится удачно, то в Басковом, 5, будет первый в Санкт-Петербурге пример воссоздания кирпичей системы Фальконье», — отметил председатель КГИОП Сергей Макаров.

Читайте также: