Спектакль цемент старый дом

Обновлено: 05.05.2024

Спектакль цемент старый дом

Новосибирск

  • Спектакль
  • Экспериментальный театр

Спектакль в Новосибирске: 4 ноября, 18:00

Купить билеты

4 ноября, четверг, 18:00

Сервис временно недоступен

Приносим извинения за доставленные неудобства. Попробуйте обновить страницу.

Вам_может_понравиться

Valeriy_syutkin_presents

Very_long_date and_place

Valeriy_syutkin_presents

Very_long_date and_place

Valeriy_syutkin_presents

Very_long_date and_place

О событии

Хайнер Мюллер — немецкий драматург, поэт, прозаик, переводчик, руководитель и режиссер театра Berliner Ensemble, президент немецкой Академии искусств. Пьеса «Цемент» написана в 1972 г. по мотивам одноименного романа Федора Гладкова — классического произведения социалистического реализма и одного из первых образцов советского «производственного романа». «Русская революция изменила не только Новороссийск, но и весь мир, декорации и костюмы должны отображать не историческую обстановку, а служить эскизом того мира, в котором мы живем».

Novosibirsk State
Drama Theater


Анна Каренина


Наизнанку

Cement

Хайнер Мюллер

Authors

Художник по костюмам - Алексей Лобанов

Художник по свету - Илья Пашнин

Режиссер по пластике - Игорь Шаройко

Description

  • Педагог по вокалу — Светлана Болгова
  • Перевод текста — Александр Филиппов-Чехов

Глеб Чумалов возвращается с Гражданской войны, словно из страны мертвых. Свой дом он находит в запустении, жена Даша не узнает его, да и сама она стала неузнаваемой, а дочь Нюрка страдает от голода в детском доме. Во что бы то ни стало Глеб хочет оживить «механическое тело» цементного завода, но для этого ему и самому нужно научиться быть машиной.

Пьеса Хайнера Мюллера «Цемент» написана на материале одноименного романа Фёдора Гладкова. В свойственной ему манере Мюллер уплотняет повествование до нескольких сцен, соотнося их с мифами об Одиссее, Ахилле, Прометее, Сизифе и других античных героях.

Павел Руднев о спектакле «Цемент»: «Это очень важная пьеса Хайнера Мюллера, она впервые полноценно ставится в России. Советский миф здесь удивителен и прекрасен: он сливается с античностью, и это сигнализирует о попытке создать новое человечество. Глеб Чумалов поднимает город на восстановление цементного завода ценой персональных жертв. Личность тонет в мощном, громогласном заводском гудке, истаивает в заводском тигле, и здесь Мюллер нам умело напоминает об утопичности любой тоталитарной идеи, о том, как идея пожирает жертв, как человек не способен отказаться от идеи человеческих жертвоприношений во имя абстракций. И здесь у Мюллера встает вопрос о необходимости найти путь к человекоцентричной цивилизации».

новосибирский государственный
драматический театр


Анна Каренина


Наизнанку

Цемент

Хайнер Мюллер

Постановщики

Художник по костюмам - Алексей Лобанов

Художник по свету - Илья Пашнин

Режиссер по пластике - Игорь Шаройко

Действующие лица и исполнители

Аннотация

  • Педагог по вокалу — Светлана Болгова
  • Перевод текста — Александр Филиппов-Чехов

Глеб Чумалов возвращается с Гражданской войны, словно из страны мертвых. Свой дом он находит в запустении, жена Даша не узнает его, да и сама она стала неузнаваемой, а дочь Нюрка страдает от голода в детском доме. Во что бы то ни стало Глеб хочет оживить «механическое тело» цементного завода, но для этого ему и самому нужно научиться быть машиной.

Пьеса Хайнера Мюллера «Цемент» написана на материале одноименного романа Фёдора Гладкова. В свойственной ему манере Мюллер уплотняет повествование до нескольких сцен, соотнося их с мифами об Одиссее, Ахилле, Прометее, Сизифе и других античных героях.

Павел Руднев о спектакле «Цемент»: «Это очень важная пьеса Хайнера Мюллера, она впервые полноценно ставится в России. Советский миф здесь удивителен и прекрасен: он сливается с античностью, и это сигнализирует о попытке создать новое человечество. Глеб Чумалов поднимает город на восстановление цементного завода ценой персональных жертв. Личность тонет в мощном, громогласном заводском гудке, истаивает в заводском тигле, и здесь Мюллер нам умело напоминает об утопичности любой тоталитарной идеи, о том, как идея пожирает жертв, как человек не способен отказаться от идеи человеческих жертвоприношений во имя абстракций. И здесь у Мюллера встает вопрос о необходимости найти путь к человекоцентричной цивилизации».

новосибирский государственный
драматический театр


Анна Каренина


Наизнанку

Вызов времени: пыль или цемент

15 июня 2020
Антон Веселов Континент Сибирь Online

Никита Бетехтин, спектакль "Цемент"

В спектакле «Цемент» маски сброшены, властвует только вирус большой идеи. Объединяющие жидкости страха, слабости и отсутствия смысла подрывают иммунитет строителей нового мира, а цементный завод воочию «пожирает мой лес». У Бетехтина все связано одной цепью — стилистика 1920-х, язык Андрея Платонова (для меня он, а не автор соцреалистического романа «Цемент» Федор Гладков определяет понятийный ряд 1920-х) и страсть Хайнера Мюллера, чеканящий шаг ужас и серебристо-гламурные голограммы, минималистичная и такая пластичная «стена», определяющая и социальное положение, и преграду, и результат. Пронзительные (и так по-разному высказанные) монологи. Пригвождающая звуковая оболочка — как нормировка, как постоянная боль или усталость. Все тут есть — немного Прометея, след Сизифа… Надрыв подачи и трепет текста, который неслучайно временами звучит гекзаметром. Хайнера Мюллера после такой экспрессивной подачи и очень своевременного обращения президента РФ хочется цитировать страницами, от «Россия опять принадлежит березам» до «Мы заняты производством выживания, товарищ». Прежде чем дать слово режиссеру-постановщику, хочу привести еще одну цитату, универсально описывающую российскую жизнь не только последние сто лет, но, кажется, абсолютно всегда: «Мы до конца не дойдем, когда мы лишь издали увидим цель, земля все еще будет нуждаться в крови. Одни захлебнутся в крови других, знаем мы только одно: у нас крови больше».

— Никита, помимо художественной цели, вы ставили перед собой задачу вернуть новосибирским зрителям Федора Гладкова и Хайнера Мюллера?

— «Старый дом» давно уже это сделал — именно здесь много лет назад состоялась одна из первых в России постановок «Медеи» Хайнера Мюллера. Главные роли в этом спектакле исполняли Сергей Безродных и Халида Иванова. Сегодня они уже мэтры российского театра, и оба они заняты в «Цементе». Это невероятно — они видели Мюллера живым! Великому немцу, кстати, новосибирская «Медея» понравилась.

— Ваш «Цемент» — попытка войти в одну реку дважды. Что за «Цемент» был в вашей судьбе два года назад?

— «Цемент» вышел из лаборатории «Актуальный театр», которая ежегодно проводится в театре «Старый дом». Каждый раз трое-четверо приглашенных молодых режиссеров за пять дней ставят полноценный эскиз спектакля. Причем выглядеть он должен как «настоящий» репертуарный спектакль. Никто не должен догадываться о «скороспелости».

— Насколько эскиз далеко ушел по форме и содержанию от театральной читки?

— Это чтение наизусть «на ногах». На самом деле нужно уже определиться с театральной формой спектакля, понять способ существования актеров на сцене. Так вот, два года прошло, и мы вернулись к этой работе, что тоже очень сложно — второй раз влюбиться. Но мы этот путь прошли и снова влюбились.

— Эскиз сильно отличается от спектакля?

— Сильно. Срок жизни эскиза — пара недель. А тут прошло два года. Я стал другим, актеры стали другими. Ситуация в стране сильно изменилась. Одним словом, другим стало все. Приходится искать, открывать что-то для себя новое. Каждый участник постановочной команды и актерского ансамбля влияет на режиссерский замысел. Это, знаете, как общий ток и разное сопротивление каждого. Каждый проводит, передает идеи по-своему — так и получается спектакль.

— У меня дурацкий вопрос: зачем нужна такая форма, как эскиз, если замечательные ходы, которые уже приняты публикой, не используются в чистовом спектакле? Жалко ведь!

— Нет, не жалко. Художник рисует этюды, режиссер делает эскизы. Не все попадает в итоговую «картину». К тому же мы делаем поправки на то, как реагирует зал. Мне важно, чтобы Хайнер Мюллер прошел на сцене «Старого дома» не один раз.

— Столетие, прошедшее со времени написания «первоосновы» — романа Федора Гладкова, — в очередной раз напоминает о цикличности истории. Описываемые события кажутся весьма актуальными для современной России.

— Пьеса Хайнера Мюллера — самостоятельная, но написана она по роману Федора Гладкова. Этого писателя точно знают зрители старшего поколения — роман «Цемент» был включен в обязательную школьную программу. И мне кажется, что этот советский роман в жанре соцреализм молодые могли и не узнать, если бы не Хайнер Мюллер. Я не берусь оценить роман Гладкова как литературное произведение. Знаю только, что он написан по впечатлениям о 1921 годе, об очень тяжелом времени перехода от военного коммунизма к новой экономической политике. Это голод, повсеместная разруха, разрушенные жизни и обстоятельства. Идет гражданская война, причем самая тяжелая — в голове каждого жителя новой страны. Не понятно, что делать, как дальше жить, кто нас поведет. И тут Гладков являет нам героя — красноармейца Глеба Чумалова, вернувшегося в родной город с фронта. Дома он пытается спасти градообразующее предприятие — цементный завод. Дальше в дело вступает Хайнер Мюллер. Его интересуют античные мифы. И он находит в советском романе сразу несколько: о Сизифе с его бессмысленным трудом, о совершающем подвиги Геракле и о его жене Медее. Миллер на фундаменте Гладкова создает этакий советский миф-утопию и тут же разрушает его антиутопией. Пока Глеб воссоздает завод, у него рушится семья, умирает ребенок. Ведь чтобы совершить труд — нужно забыть обо всем и стать машиной. Хайнер Миллер — это философ и драматург. И как любой философ, он ищет ответ на вопросы, кто мы есть, зачем мы есть, кто такой есть человек. Мы все в ожидании героя. Кто-то должен стать жертвой, принять все на себя. Пьеса Хайнера Миллера актуальна всегда. Людям во все времена нужен этот Данко, который поведет нас в светлое будущее, который вырвет для нас сердце. Пока этого героя нет, мы все находимся во власти живота. С чем прежде всего сражается герой Гладкова, а потом и Хайнера Мюллера — не только с ленью, но и с человеческой физиологией. Люди по всей природе не герои — им страшно, им хочется есть. И тем не менее большинство чувствуют элементы подвига в своем обывательском существовании: «Я живу в этой сложной стране, в этом некомфортном городе на свою маленькую зарплату — я выживаю как герой». Но нет ведь, мы не герои. Критерий героизма простой — самопожертвование во имя большой идеи, блага для всех. Не стоит об этом забывать.

— Кажется сейчас произведения Брехта, Гладкова и многих других столетней давности внезапно стали невероятно актуальными. Почему «Цемент» словно бы написан о нас, о нашем времени?

— Что такое «Цемент»? Это пыль. Которая может быстро разлететься, стать ничем. Цемент становится основой, фундаментом, только когда есть связующее вещество — вода. Для меня это главная аллегория. Я из поколения 30-летних. Какая идея связывает представителей моего поколения? Какая национальная идея припасена у нашей страны? Нас сдерживают границы, язык, несколько скреп — побед, которые нам уже давно не принадлежат, это победы наших отцов и дедов. Нами правит миф денег, миф крупных корпораций-брендов… А вот общей идеи у нас нет. Но она появится. Как это было сто лет назад — у людей 1917–1921 годов просто не было ведь другого выбора, они неизбежно сплотились вокруг сверхидеи о новом индустриальном и социальном обществе. Иначе они, наши бабушки и дедушки, и их страна — наша страна — стали бы пылью.

Спектакль в Новосибирске Цемент

Глеб Чумалов возвращается с Гражданской войны, словно из страны мертвых. Свой дом он находит в запустении, жена Даша не узнает его, да и сама она стала неузнаваемой, а дочь Нюрка страдает от голода в детском доме. Во что бы то ни стало Глеб хочет оживить «механическое тело» цементного завода, но для этого ему и самому нужно научиться быть машиной. Пьеса Хайнера Мюллера «Цемент» написана на материале одноименного романа Фёдора Гладкова. В свойственной ему манере Мюллер уплотняет повествование до нескольких сцен, соотнося их с мифами об Одиссее, Ахилле, Прометее, Сизифе и других античных героях.

Театр в Новосибирске Старый дом – расписание спектаклей

Калека с острова Инишмаан

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише», чтобы получить возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость.

Подборки «Афиши»

7 спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами

спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами

29 марта 2021

8 спектаклей для детей и подростков о выдающихся деятелях искусства

спектаклей для детей и подростков о выдающихся деятелях искусства

11 сентября 2018

5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так

мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так

Вызов времени: пыль или цемент

Миниатюра для: Вызов времени: пыль или цемент

В новосибирском театре «Старый дом» состоялась премьера спектакля «Цемент» в постановке Никиты Бетехтина. Ощущение конца всего, «зависания» перед судьбоносным выбором, столкновение угрозы и ее противодействия усилили пандемия коронавируса и известие о скором закрытии новосибирских театров. «Цемент» стал последней на сегодня премьерой сезона, прошедшей в заполненном зале. После такого цельного и всепроникающего высказывания не грех и уйти на карантин.

В спектакле «Цемент» маски сброшены, властвует только вирус большой идеи. Объединяющие жидкости страха, слабости и отсутствия смысла подрывают иммунитет строителей нового мира, а цементный завод воочию «пожирает мой лес». У Бетехтина все связано одной цепью — стилистика 1920-х, язык Андрея Платонова (для меня он, а не автор соцреалистического романа «Цемент» Федор Гладков определяет понятийный ряд 1920-х) и страсть Хайнера Мюллера, чеканящий шаг ужас и серебристо-гламурные голограммы, минималистичная и такая пластичная «стена», определяющая и социальное положение, и преграду, и результат. Пронзительные (и так по-разному высказанные) монологи. Пригвождающая звуковая оболочка — как нормировка, как постоянная боль или усталость. Все тут есть — немного Прометея, след Сизифа… Надрыв подачи и трепет текста, который неслучайно временами звучит гекзаметром. Хайнера Мюллера после такой экспрессивной подачи и очень своевременного обращения президента РФ хочется цитировать страницами, от «Россия опять принадлежит березам» до «Мы заняты производством выживания, товарищ». Прежде чем дать слово режиссеру-постановщику, хочу привести еще одну цитату, универсально описывающую российскую жизнь не только последние сто лет, но, кажется, абсолютно всегда: «Мы до конца не дойдем, когда мы лишь издали увидим цель, земля все еще будет нуждаться в крови. Одни захлебнутся в крови других, знаем мы только одно: у нас крови больше».

— Никита, помимо художественной цели, вы ставили перед собой задачу вернуть новосибирским зрителям Федора Гладкова и Хайнера Мюллера?

— «Старый дом» давно уже это сделал — именно здесь много лет назад состоялась одна из первых в России постановок «Медеи» Хайнера Мюллера. Главные роли в этом спектакле исполняли Сергей Безродных и Халида Иванова. Сегодня они уже мэтры российского театра, и оба они заняты в «Цементе». Это невероятно — они видели Мюллера живым! Великому немцу, кстати, новосибирская «Медея» понравилась.

— Ваш «Цемент» — попытка войти в одну реку дважды. Что за «Цемент» был в вашей судьбе два года назад?

— «Цемент» вышел из лаборатории «Актуальный театр», которая ежегодно проводится в театре «Старый дом». Каждый раз трое-четверо приглашенных молодых режиссеров за пять дней ставят полноценный эскиз спектакля. Причем выглядеть он должен как «настоящий» репертуарный спектакль. Никто не должен догадываться о «скороспелости».

— Насколько эскиз далеко ушел по форме и содержанию от театральной читки?

— Это чтение наизусть «на ногах». На самом деле нужно уже определиться с театральной формой спектакля, понять способ существования актеров на сцене. Так вот, два года прошло, и мы вернулись к этой работе, что тоже очень сложно — второй раз влюбиться. Но мы этот путь прошли и снова влюбились.

— Эскиз сильно отличается от спектакля?

— Сильно. Срок жизни эскиза — пара недель. А тут прошло два года. Я стал другим, актеры стали другими. Ситуация в стране сильно изменилась. Одним словом, другим стало все. Приходится искать, открывать что-то для себя новое. Каждый участник постановочной команды и актерского ансамбля влияет на режиссерский замысел. Это, знаете, как общий ток и разное сопротивление каждого. Каждый проводит, передает идеи по-своему — так и получается спектакль.

— У меня дурацкий вопрос: зачем нужна такая форма, как эскиз, если замечательные ходы, которые уже приняты публикой, не используются в чистовом спектакле? Жалко ведь!

— Нет, не жалко. Художник рисует этюды, режиссер делает эскизы. Не все попадает в итоговую «картину». К тому же мы делаем поправки на то, как реагирует зал. Мне важно, чтобы Хайнер Мюллер прошел на сцене «Старого дома» не один раз.

— Столетие, прошедшее со времени написания «первоосновы» — романа Федора Гладкова, — в очередной раз напоминает о цикличности истории. Описываемые события кажутся весьма актуальными для современной России.

— Пьеса Хайнера Мюллера — самостоятельная, но написана она по роману Федора Гладкова. Этого писателя точно знают зрители старшего поколения — роман «Цемент» был включен в обязательную школьную программу. И мне кажется, что этот советский роман в жанре соцреализм молодые могли и не узнать, если бы не Хайнер Мюллер. Я не берусь оценить роман Гладкова как литературное произведение. Знаю только, что он написан по впечатлениям о 1921 годе, об очень тяжелом времени перехода от военного коммунизма к новой экономической политике. Это голод, повсеместная разруха, разрушенные жизни и обстоятельства. Идет гражданская война, причем самая тяжелая — в голове каждого жителя новой страны. Не понятно, что делать, как дальше жить, кто нас поведет. И тут Гладков являет нам героя — красноармейца Глеба Чумалова, вернувшегося в родной город с фронта. Дома он пытается спасти градообразующее предприятие — цементный завод. Дальше в дело вступает Хайнер Мюллер. Его интересуют античные мифы. И он находит в советском романе сразу несколько: о Сизифе с его бессмысленным трудом, о совершающем подвиги Геракле и о его жене Медее. Миллер на фундаменте Гладкова создает этакий советский миф-утопию и тут же разрушает его антиутопией. Пока Глеб воссоздает завод, у него рушится семья, умирает ребенок. Ведь чтобы совершить труд — нужно забыть обо всем и стать машиной. Хайнер Миллер — это философ и драматург. И как любой философ, он ищет ответ на вопросы, кто мы есть, зачем мы есть, кто такой есть человек. Мы все в ожидании героя. Кто-то должен стать жертвой, принять все на себя. Пьеса Хайнера Миллера актуальна всегда. Людям во все времена нужен этот Данко, который поведет нас в светлое будущее, который вырвет для нас сердце. Пока этого героя нет, мы все находимся во власти живота. С чем прежде всего сражается герой Гладкова, а потом и Хайнера Мюллера — не только с ленью, но и с человеческой физиологией. Люди по всей природе не герои — им страшно, им хочется есть. И тем не менее большинство чувствуют элементы подвига в своем обывательском существовании: «Я живу в этой сложной стране, в этом некомфортном городе на свою маленькую зарплату — я выживаю как герой». Но нет ведь, мы не герои. Критерий героизма простой — самопожертвование во имя большой идеи, блага для всех. Не стоит об этом забывать.

— Кажется сейчас произведения Брехта, Гладкова и многих других столетней давности внезапно стали невероятно актуальными. Почему «Цемент» словно бы написан о нас, о нашем времени?

— Что такое «Цемент»? Это пыль. Которая может быстро разлететься, стать ничем. Цемент становится основой, фундаментом, только когда есть связующее вещество — вода. Для меня это главная аллегория. Я из поколения 30-летних. Какая идея связывает представителей моего поколения? Какая национальная идея припасена у нашей страны? Нас сдерживают границы, язык, несколько скреп — побед, которые нам уже давно не принадлежат, это победы наших отцов и дедов. Нами правит миф денег, миф крупных корпораций-брендов… А вот общей идеи у нас нет. Но она появится. Как это было сто лет назад — у людей 1917–1921 годов просто не было ведь другого выбора, они неизбежно сплотились вокруг сверхидеи о новом индустриальном и социальном обществе. Иначе они, наши бабушки и дедушки, и их страна — наша страна — стали бы пылью.

Сизиф на строительстве цементного завода

В «Старом доме» впервые в России поставили пьесу Хайнера Мюллера «Цемент»

19 Апреля 2021 13:00 Ольга Егошина, Новосибирск | Фото: сайт театра


Федор Гладков свой роман «Цемент» о восстановлении разрушенного в ходе гражданской войны цементного завода в Новороссийске писал по горячим следам. Действие происходило в 1920-21 годах. Роман вышел в 1925. Почти полвека спустя немецкий драматург, писатель, эссеист, работавший в то время в театре Berliner Ensemble Хайнер Мюллер написал по заказу театра на материале этого романа пьесу «Цемент». Взяв пьесу Мюллера, молодой режиссер Никита Бетехтин воссоздал события вековой давности на сцене новосибирского театра «Старый дом».

«Цемент» – название романа Гладкова и пьесы Мюллера. Предмет постоянных разговоров действующих лиц и идея-фикс главного героя. Цемент – строительный материал новой жизни, где будут возводиться, а не разрушаться дома и заводы, фабрики и зернохранилища. Цемент – золотое руно новых коммунистов-аргонавтов.

Хайнер Мюллер превращает эпическое повествование Гладкова в герметичное интеллектуальное исследование человеческой природы, неизменной с времен олимпийских богов. Он сближает героев Гладкова и героев античных и христианских мифов, поверяет ситуации послереволюционной России религиозными архетипами. Пьеса разбита на эпизоды, которые так и называются: «Освобождение Прометея» (эпизод встречи Чумалова с главным инженером завода), «Аппарат или Христос тигр» (встреча Чумалова с парткомом), «Геракл 2 или Гидра» – (современная трактовка мифа о герое), «Медея и комментар» – (разговор Чумалова с женой), «Семеро против Фив» (работа на Сортировочной) и т.д.


Проверяя героев Гладкова и их историю античными мифами, Хайнер Мюллер сшивает века и страны. Стенания буржуазного инженера, которого всего лишили товарищи-революционеры, сдвоены с мучениями прикованного к скале Прометея. Правда, вопреки привычным трактовкам мифа о титане, Прометей у Мюллера вовсе не жаждет быть освобожденным, плачет об убитом орле, клевавшем печень, и дерется со спасителем Гераклом с криком: «Я его не просил. Он расковал меня против моей воли. » Прометей-инженер Кляйст (Юрий Кораблин) также вовсе не рад нежданному визитеру и не горит желанием восстанавливать завод, разрушенный теми же людьми и процессами, которые разрушили его жизнь. Но против Рока/Воли Революции не попрешь. Геракл-Глеб Чумалов упрямо тащит Прометея-Клейста к людям.

Художник-постановщик Александр Мохов выстроил на сцене конструкцию, которая поначалу кажется сплошной стеной, сложенной из блоков. Потом выясняется, что блоки подвижны и могут легко скользить по ячейкам вперед, наподобие библиотечных ящиков с книжными карточками. Они создают то подобие лестницы, по которой карабкаются герои, то – арки. Их можно вытащить из пазов, открыв глубину сцены (она же заводской цех). Декорация тут одновременно и среда обитания, и предмет, в который и с которым играют актеры.

Художник по костюмам Алексей Лобанов одел актеров в стилизованные костюмы из металлизированной ткани цвета цемента (люди здесь часто замирают памятниками себе, напоминая о статуях рабочих и колхозников, разбросанных по бесконечным российским парковым аллеям).


Для актеров «Старого дома», привычных к разнообразным экспериментам и умеющих находить общий язык с очень разными режиссерами, – пьеса Хайнера Мюллера стала вызовом. Как признавал Никита Бетехтин, «энергия текста и его масштаб не позволяют актерам работать в привычном для русского театра бытовом способе существования. И в работе над этой постановкой нам предстоит лабораторным путем изобрести единственно верный путь пластической и речевой выразительности персонажа, проделать огромную работу в телесных и речевых тренингах». Исполнители сумели освоить и присвоить и экспрессию подачи ритмизированного текста, и сложный пластический рисунок ролей.

Лучшей сценой спектакля стало объяснение Глеба Чумалова-Яна Латышева с женой Дарьей-Натальей Немцевой. Глыбы-слова падают и, кажется, своей тяжестью сотрясают все пространство сцены. Дарья рассказывает мужу, что было с ней в эти страшные годы. Как из любимой и любящей жены она превратилась в Черную вдову, которую боятся все. Ее несколько раз сажали в тюрьму, ее насиловали офицеры и солдаты (сколько их было, сбилась со счета). Она начала свою войну, и становится воином более безжалостным и эффективным, чем любой мужчина. Она отдала дочь Нюрку в детский дом, где ребенок умер от голода, а сама сейчас работает на партийной работу в женотделе. Медея Революции и цементного завода не менее безжалостна, не менее пафосна, не менее убеждена в своем праве не щадить ничего и никого во имя мести, чем античная царица. Правда, эта Медея мстит не одному мужчине, но всем им зараз – насильникам, убийцам, похотливым скотам. Стихия революции «цементирует» человека, превращая его в хтоническое чудовище.

Глеба Чумалова Хайнер Мюллер сравнивает с героем Гераклом, который то освобождает Прометея, то чистит Авгиевы конюшни, то рубит головы Гидре. Но сравнивает его и с Сизифом, который вечно катит в гору вечно скатывающийся с горы камень. Восстанавливать самим же разрушенное – участь не одного только Глеба Чумалова, но огромного числа наших соотечественников. Мы разрушим старый мир, мы построим новый мир. Окропим цементную муку собственной кровью, чтобы она стала прочным бетоном.


Похоже, сто лет спустя мы снова возвращаемся к точке, с которой начинается повествование Федора Гладкова. Или говоря словами из предпремьерного интервью Никиты Бетехтина: «История повторяется, и в любой момент все может опять вернуться в исходную точку фундаментального кризиса».


ПОДДЕРЖАТЬ «ТЕАТРАЛ» -->

«Цемент», разрушающий расчеловечивающую машину социализма

НОВОСИБИРСКИЙ «Старый дом» готовится к самой неоднозначной премьере сезона: легко идущей на эксперимент труппе предстоит погрузиться в текст, о котором в наших широтах до сих пор было известно лишь в узком кругу профессионалов. Впервые в репертуаре отечественного театра появится «Цемент» — спектакль по одноименной пьесе Хайнера Мюллера. Текст крупнейшего немецкого драматурга последней четверти ХХ века, изменившего европейский театр, но малоизвестного в России, поставит режиссер Никита Бетехтин.

Хайнер Мюллер — немецкий драматург, поэт, прозаик, эссеист, переводчик. Крупнейшая после Бертольта Брехта фигура немецкого и один из самых значительных мастеров постмодернистского театра. Без сомнения, главный драматург послевоенного времени для Европы, но до сих пор остающийся «не столько совокупностью текстов, сколько совокупностью пробелов» для нашей страны.


Жил и работал в ГДР. Как драматург Мюллер начинал с адаптаций классических драматических произведений для театра Berliner Ensemble. Однако не привычно перекладывал литературный источник, а изобрел свой уникальный прием — крайнюю герметизацию материала: в несколько страниц диалогов драматург не только умел вложить содержание исходного текста и его основные конфликты, но и легко находил аналог каждой коллизии в античной драматургии и мировой истории. Именно этот метод, требующий широчайшего кругозора и глубокого знания европейской истории и культуры, сделал Мюллера главным автором ГДР и принес ему абсолютное признание на европейской сцене. Проблема заключалась в том, что сочинения Мюллера, позволяющие себе резкую критику «расчеловечивающей машины социализма», были малопригодны в странах соцлагеря. Регулярно запрещались в родном отечестве, но экспортировались туда, откуда наблюдать за «трагедией русского социалистического эксперимента» считалось безопасно.

Хайнер Мюллер неоднократно бывал в СССР и часто использовал сюжеты из русской литературы в своих пьесах, но советская цензура никогда не допускала его тексты к печати и тем более к театральной сцене. Большая часть творческого наследия Хайнера Мюллера до сих пор не переведена и не опубликована в России (всего это около 60 пьес, более 80 стихотворений, 30 рассказов, 14 переводов, ряд театральных рецензий и интервью). Да и постановки на театральной сцене буквально можно пересчитать по пальцам. Что почти невероятно, один из спектаклей случился на сцене «Старого дома». Правда, случилось это в далеком 1994 году и теперь уже стало частью подзабытой истории, но факт остается фактом. «Далекую от российской жизни авангардную пьесу немецкого автора» под названием «Заброшенный берег. Медея. Ландшафт с аргонавтами» на сцене «Старого дома» поставил режиссер Бернт Дитер. Спектакль, как утверждают современники, был признан «чистой воды экспериментом», пробудил «азарт актеров, внимание критики и любопытство публики» и позволил труппе выехать на первые в истории театра заграничные гастроли.

Пьеса Хайнера Мюллера «Цемент» написана в 1972 году на материале одноименного романа классика советской литературы Федора Гладкова. Монументальный опус, созданный как один из первых образцов советского производственного романа, впервые увидел свет в 1925 г. и уже через два года был переведен на немецкий язык. В знакомстве Мюллера с романом Гладкова не было ничего удивительного: после 1945 года выявленные в тексте проблемы строительства социализма сделали «Цемент» самым читаемым романом в ГДР и открыли ему путь на сцену Berliner Ensemble.

В романе отразились впечатления Гладкова о его жизни в Новороссийске, где он находился в годы Ок- тябрьской революции и гражданской войны и принимал участие в организационных делах по восстановлению цементного завода. В сочинении, призванном показать «начало великого исторического процесса освобождения личности от тяжелых последствий капиталистического рабства» и «процесс рождения трудового коллектива», четко прослеживалась тенденция к монументальной мифологизации и эпизации советского настоящего, что и использовал в своем творчестве немецкий драматург Хайнер Мюллер.

Тенденциозный «Цемент» послужил прекрасным поводом для большого художественного разговора. С одной стороны, чужой, советский материал позволял Мюллеру обойти пристальное внимание цензуры ГДР и в то же время откровенно усомниться в эффективности выстроенной модели социализма. С другой, выступить участником, конструктором и одновременно критиком утопического проекта. Демонстрируя амбивалентность преображения человека, драматург ставит перед читателями/зрителями ключевой вопрос: насколько жизнеспособен миф о новом человеке новой социалистической действительности.

Сюжет непрост: вернувшийся с гражданской войны, словно из страны мертвых, слесарь Глеб Чумалов застает не только руины родного цементного завода, но и руины собственной семьи. Жена Даша, пережив насилие, разруху и голод, не узнает его, да и сама она стала неузнаваемой, а дочь Нюрка умирает в детском доме.

ВО ЧТО БЫ то ни стало Глеб хочет оживить «механическое тело» цементного завода, но для этого ему и самому нужно научиться быть машиной.

В свойственной ему манере Мюллер уплотняет повествование до нескольких сцен, соотнося каждую с каким-либо античным драматическим сюжетом. Персонажи в свою очередь тоже мифологизируются в рамке гомеровской «одиссеи» и догомеровской мифологии культурных героев. Таким образом, сюжет о революции в Российской империи вырастает до хтонических масштабов. Греческие мифологемы подвергаются перековке и переплавке так же, как подвергается переделке и машинизации человек, трансформирующийся в homo laborans.

«Осознанный коллективизм» новой, социалистической, истории должен быть искуплен индивидуальной жертвой, а безальтернативный ход времени позволяет сполна ощутить подлинный трагизм XX столетия.

«Цемент» — это невероятно актуальная и сложная пьеса, — признается режиссер спектакля Никита Бетехтин. — Энергия текста и его масштаб не позволяют актерам работать в привычном для русского театра бытовом способе существования. И в работе над этой постановкой нам предстоит лабораторным путем изобрести единственно верный путь пластической и речевой выразительности персонажа, проделать огромную работу в телесных и речевых тренингах».

Работа над спектаклем «Цемент» на сцене «Старого дома» началась с экспериментального затакта: в 2018 г. эскиз спектакля в постановке Никиты Бетехтина был представлен в рамках лаборатории «Актуальный театр». Спустя два сезона замысел получит полномасштабное воплощение и, что показательно, войдет в историю как первая полномасштабная попытка ввести «Цемент» в основной репертуар театра. Художником-постановщиком новосибирского «Цемента» выступает Александр Мохов: «В основе сценического пространства установка, сделанная по принципу «игольчатого экрана». Работая над решением пространства и стиля, мы ориентировались на кубофутуризм, супрематизм, плакатность. Геометризация пространства, структурность позволит уйти от «бытового» реалистического восприятия текста и подчеркнет связь между мифологизированной раннесоветской историей и античным мифом».

Костюмы для «Цемента» создает лауреат премии «Золотая маска», художник Алексей Лобанов. В постановочную команду также входят режиссер по пластике — выпускник НГТИ, режиссер-хореограф и актер «Гоголь-центра» Игорь Шаройко и саунд-дизайнер Ян Кузьмичев. Премьера запланирована на 19 марта. Перед началом проката известные театральные критики прочитают лекции и проведут дискуссии, позволяющие пролить свет на творчество аномально отвергнутого Россией автора.

Читайте также: