Реставрация сводов монье кирпичных

Обновлено: 18.05.2024

Своды Монье и лепные карнизы: как проходит реставрация флигеля усадьбы на Большой Ордынке

Реставрацию флигеля городской усадьбы Д.Ф. Новикова – А.Н. Давыдова на Большой Ордынке завершат к Новому году. Об этом сообщил глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Здание, построенное в XIX веке по проекту архитектора П.А. Виноградова, относится к выявленным объектам культурного наследия. Неоднократные пожары и протечки кровли привели к аварийному состоянию постройки. Сотрудники Мосгорнаследия долгое время добивались от собственника проведения работ по сохранению памятника. Реставрация началась в мае 2017 года.

«Флигель усадьбы на Большой Ордынке – памятник с непростой судьбой. И, конечно, возвращение ему исторического облика было возможно лишь путем проведения масштабной и кропотливой реставрации. Большая часть деревянных стен была поражена грибком и плесенью, реставраторам приходилось подолгу работать над каждым участком, заниматься переборкой сруба, а также заменять аварийные фрагменты дерева, которые буквально рассыпались в труху. Кроме того, была воссоздана кровля, утеплен каркас, оштукатурены поверхности, отреставрирован лепной декор и воссоздан белокаменный цоколь. Сейчас специалисты занимаются реставрацией интерьеров памятника. Планируется, что все реставрационные работы будут закончены к Новому году», – отметил Алексей Емельянов.

Сегодня завершается реставрация фасадов дома, они уже полностью освобождены от лесов. В здании установлены новые окна и деревянные подоконники, усилен фундамент наружных и внутренних стен подвала, а также приведены в порядок своды Монье, исторические печи и трубы. Продолжаются работы по воссозданию входных дверей, лепных карнизов и потолочных розеток.

Восстановление главного дома усадьбы завершилось в 2018 году. «Тогда специалисты также провели комплексную реставрацию, в том числе восстановили фасад здания с лепным декором, а также воссоздали изразцовую печь и отреставрировали частично сохранившиеся сводчатые потолки», – напомнил глава Мосгорнаследия.


Квартал, где находится усадьба, сформировался после пожара 1812 года. В этот период владение принадлежало коллежскому асессору Дмитрию Новикову и представляло собой типичную городскую усадьбу послепожарной Москвы, вся застройка которой была деревянной.

В 1830-е годы новой хозяйкой усадьбы стала коллежская асессорша Александра Окунькова. В конце XIX века здесь начались работы по переустройству зданий под доходные дома. В 1881 году купец Алексей Давыдов на месте жилого дома в северной части усадьбы построил деревянный особняк по проекту архитектора Виноградова (ныне строение 2), ставший флигелем.

Опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников исторического наследия Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Антонова Виктория Валерьевна, Ерина Анна Павловна

В статье анализируется отечественный опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников архитектуры . Рассматриваются особенности восстановления утраченной кирпичной кладки . Приводятся варианты технологических процессов реставрации стен на примерах отдельных памятников исторического наследия .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Антонова Виктория Валерьевна, Ерина Анна Павловна

Эволюция строительных технологий в контексте истории архитектуры XIX века: реставрационный аспект Разработка составов для реставрационного кирпича памятников архитектуры Вологодской области XVII – начала хх веков Трехмерное лазерное сканирование для проектирования реставрации памятника архитектуры церкви Александра Невского в Челябинске Особенности реставрации православных церквей на Южном Урале Восстановление приходских храмов бесстолпного типа i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников исторического наследия»

ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ КИРПИЧНЫХ

СТЕН ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

1 2 Антонова В.В. , Ерина А.П.

1Антонова Виктория Валерьевна - студент, кафедра теории и практики архитектурного проектирования;

2Ерина Анна Павловна - студент, кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Аннотация: в статье анализируется отечественный опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников архитектуры. Рассматриваются особенности восстановления утраченной кирпичной кладки. Приводятся варианты технологических процессов реставрации стен на примерах отдельных памятников исторического наследия.

Ключевые слова: реставрация, реконструкция, кирпич, кладка, историческое наследие, храм, памятник архитектуры, архитектура.

Керамический кирпич — это древнейший строительный материал, проверенный временем, который используется при возведении зданий и сооружений различного функционального назначения и условий эксплуатации. В основе классического красного кирпича лежит глина, изделиям из которой, в отличие от камня, можно придать различную форму [1].

Впервые глину начали обжигать еще во времена палеолита. При помощи кирпичиков можно создавать различные уникальные архитектурные сооружения высокой сложности. Многие из них стали шедеврами архитектуры и даже чудесами света, такие как Великая китайская стена, Висячие сады Семирамиды, Тадж Махал в Индии и многие другие великолепные сооружения. Из кирпича была построена лондонская канализация. Кирпич использовался и при возведении жилых домов для аристократии и бедняков. Упоминания о кирпиче есть даже в Библии в Ветхом Завете. Интересно описание технологии производства кирпича в трудах Витрувия [2].

Русь после крещения унаследовала опыт Византии по изготовлению и применению в строительстве кирпича. В России кирпич назывался плинфой, он был большим, тяжелым и плоским. Только в 14-15 веках кирпич приобрел характерную форму брусочка. Из красного кирпича в России построены знаменитые Кремль, Собор Василия Блаженного и другие памятники архитектуры [3].

Существует несколько современных способов производства кирпича, позволяющих сохранить физико-химические и механические достоинства, характеристики этого материала: плотность (кирпич делится по плотности на классы, это необходимо для расчёта предельных нагрузок на фундамент и несущие конструкции здания), пустотность (к уменьшению веса и плотности кирпича и повышению его теплоизоляционных свойств приводит наличие в нем полостей различной формы), паропроницаемость (чтобы «дышали» стены), морозостойкость, огнеупорность, экологичность, звукоизоляционные свойства [4].

В Воронежской области много заброшенных храмов, построенных их красного кирпича, требующих восстановления. Многие их таких памятников были подняты из руин усердием архитекторов и реставраторов. Примером такой работы может служить храм Архангела Михаила в селе Рыкань Новоусманского района Воронежской области. Храм был построен в 1782 году, а после революции 1917 года закрыт. Помещения были отданы под ремонтные мастерские и склады. С началом

перестройки церковь вернули епархии, но она находилась в аварийном состоянии, своды были разрушены. Уникальный памятник архитектуры был почти потерян.

Композиционное решение церкви было характерно для храмовой архитектуры Воронежской области второй половины 18 века - восьмерик на четверике с завершением фасадов четверика крупными полуциркулярными фронтонами. Храм имел высокую колокольню и трапезную, боковые приделы. В основе строения лежит кирпичный фундамент; из кирпича также выложены стены, арочные оконные проемы. Для связки кирпича в кладке использовался известковый раствор на куриных яйцах, который придавал прочность стенам и позволил сохранить остов здания до наших дней. Перекрытия и купола деревянные.

Вопрос о реставрации храма долго оставался открытым; существовало мнение, что восстановить его невозможно. Но специалисты Воронежской архитектурно-строительной академии предложили использовать при реставрации стен и сводов, а также выведении уровня купола, использовать полнотелый красный кирпич старого образца. Такой кирпич, идентичный кладке храма, был специально изготовлен в аналогичных типоразмерах.

Проведенные восстановительные мероприятия в 90-е годы, позволили настоятелю храма начать церковные службы в северном приделе храма. Реставрация ведется и в настоящее время - по восстановлению внутреннего убранства храма, причисленного к объектам исторического и архитектурного наследия специальным постановлением правительства Воронежской области.

В 2017 году аналогично при использовании реставрационного кирпича селе Карачун Рамонского района были проведены работы и отреставрирована церковь Владимирской иконы Божией Матери [5].

В Кировской области в селе Медяны стояла полуразрушенная в советскую эпоху Троицкая церковь. Она утратила свои уникальные фрески и росписи, вандалами были снесены крест и купол, долгое время разрушались своды главного холодного храма, освященного в честь Святой Троицы, являющегося уникальной постройкой начала 18 века. К храмовому комплексу прилежит колокольня и трапезная, построенные в 19 веке.

Собрав все данные и проанализировав их, ученые решили проводить восстановительные работы в несколько этапов. На первом этапе проводилась очистка поверхностей от старых налетов и штукатурного состава, удаление крошек и инъецирование дефектов и трещин более 0,5мм и протяженностью более 0,5м инъекционной смесью «Рунит инъекционный для кладки» отечественного производства, которая используется специально для таких работ. Она также защищает от биоповреждений. Затем производились непосредственно кладочные работы. На этом этапе использовался современный полнотелый реставрационный кирпич марки М100-М125, морозостойкий, нормального процесса обжига. Восполнение дефектов кирпича проводилась путём чередования следующих манипуляций: элиминация старых разрушенных частей кирпича, очистка от раствора и пыли от разрушенных материалов, вставка подобранного по размеру кирпича с использованием

известкового раствора. Для вставок был выбран кладочный раствор из свежегашеной извести и песка в отношении 1:2 или 1:3 с добавлением цемянки из кирпичного боя и куриного яйца. Эта технология усиливает гидравлическую прочность материала [7].

Современные технологичные материалы наряду с вековыми традициями успешно были использованы при проведении реставрационных работ на объектах исторического и духовного наследия. Но стоит отметить, что для обеспечения равнопрочности кладки и во избежание возникновения концентраторов напряжений необходимо проведение предварительных изыскательских мероприятий для получения информации о техническом состоянии кирпичной кладки реставрируемого здания, прочностных и физико-химических характеристик кладочного слоя реставрируемого объекта. Это позволит произвести подбор такого керамического кирпича и раствора, чтобы они соответствовали кладочному слою реставрируемого здания.

2. Витрувий. «Десять книг об архитектуре». / Пер. Ф.А. Петровского. Т. 1. М. Изд-во Всес. Академии архитектуры. (Серия «Классики теории архитектуры»), 1936. 331 с.

4. ГОСТ 530-2012 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия-М: Стандартинформ. Введ 2013-07-01. С. 80.

6. Беленцо, Ю.А. Высолы на поверхности растворных швов кирпичной кладки / Ю. А. Беленцов // Строительные материалы, 2008. № 4. С. 60-61.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Шангина Н.Н., Харитонов А.М. Особенности производства и применения сухих строительных смесей для реставрации памятников архитектуры. Сухие строительные смеси, 2011. № 4. С. 16-19.

Из истории применения системы (сводов) Монье

Челябинск. Ул. Кирова, 165

Многочисленные попытки установить, где и когда было впервые использовано перекрытие с лучковыми сводами по стальным балкам, при устройстве сводчатой части которых использована кирпичная кладка, не увенчались успехом. Поэтому в строительной и реставрационной практике название - «свод Монье» стало нарицательным.

На начальном этапе своего становления в строительной практике своды, устроенные по типу "Монье" выполнялись из кирпича и опирались на стальные или железные рельсы, а заполнения пролетной части выполнилось из кирпича по кружалам. Здания, имеющие перекрытия такого типа встречаются вдоль строящихся железных дорог в период с 1840-х годов.

При этом встречаются конструкции сводов, опирающихся на чугунные грибовидные рельсы (изготовленные по дюймовой системе измерений), с явно выраженной головкой примыкающей к стенке рельса, с подошвой имеющей проушины. Кроме указанной выше конструкции рельса использовались чугунные рельсы конструкции П.К. Фролова (выпуклых рельсов с эллиптической формой поверхности катания), двухголовые рельсы и широкоподошвенные рельсы. С 1870- хх гг. появляются своды Монье, которые в качестве опорных балок имеют стальные рельсы, изготовленные по Виньолевскому типу (рельсы, состоящие в поперечном сечении из яблока, узкой шейки и пяты).

Рождение железобетона относят к середине XIX века. В 1850-1855 гг. француз Жан Луи Ламбо построил лодку из армированного цемента, которая считается первым прототипом железобетона. Впервые патент на использование железобетона взял в 1854 году английский штукатур Вильям Уилкинсон. В дальнейшем он широко применял железобетон при строительстве перекрытий, а в 1865 году возвел в Ньюкастле-на-Тайне небольшой домик, целиком из железобетонных конструкций. Из железобетона здесь были выполнены не только стены и перекрытия, но также лестницы, ступени и дымовая труба. В 1861 году Вильям Уилкинсон издал книжку с описанием назначения железобетонных изделий и способов их использования.

В 1867 г. француз Жозеф Монье (фр. Joseph Monier, 8 ноября 1823, Saint-Quentin de poterie, Франция — 12 марта 1906, Париж) получил патент на изготовление цветочных кадок из железа и цемента. Жозефу Монье понадобилось изготовить садовую кадку для посадки апельсинового дерева. В качестве материала он воспользовался простым цементным раствором. Но с течением времени в кадке появились трещины. Возникшая проблема была решена простым укреплением сооружения с помощью железных обручей. Однако произведя несколько поливок, началось ржавление поверхности. Для укрепления кадки Монье наложил сверху еще один слой раствора. Это стало рождением первого железобетонного изделия. В 1868 г. Монье построил небольшой железоцементный бассейн. И вскоре Монье стал обладателем патентов на изготовление железобетонных труб и резервуаров.

Монье расширил области применения железобетонных изделий. 1873 год ознаменовался производством моста из железобетона, спустя 5 лет он занялся балками и шпалами. В 1880 году все изобретения относительно нового стройматериала были объединены одним патентом и заявлено их патентование в Германии и Российской Империи.

В 1886 году немецкий инженер Гюстав Вайс (Gustav Adolf Wayss, 1851—1917) купил патент Монье и усовершенствовал принцип железобетона. Его исследования и основание строительной фирмы Wayss & Freytag привели к распространению идей Монье по всему миру.

Различные испытания и исследования материала позволили установить, в чем основной просчет разработки Жозефа Монье. Гюстав Вайс спустил армирование из середины плиты в ее нижнюю часть.

Монье неодобрительно отнесся к модернизации своего изобретения. Но Вайс все-таки доказал французу правильность своего решения. В итоге, идея соединить бетон с железом принадлежит Монье, а метод армирования – Гюставу Вайсу. Впоследствии Вайсом была увеличена длина плит перекрытий до 5 м. В настоящее время она достигла 12 м.

Своды «Монье» получили широкое распространение, в строительной практике России, начиная со второй половины XIX века и до времени индустриализации. При этом их конструкция претерпела значительные изменения.

К началу XX века в общестроительную практику входят лучковые своды из бетона, бутобетона и железобетона, опирающиеся на стальные прокатные двутавровые балки. Здания с подобными перекрытиями появляются как в больших губернских центрах, так и в уездных портовых городах.

В 1903 г. профессор А.Ф. Лолейт на съезде по расширению применения железа в России сделал доклад «Система Монье. Ее применение, промышленное значение и вопросы, связанные с распространением железобетона».

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907:

Система конструкции Монье, теперь весьма распространенная в архитектуре и инженерном деле и состоящая из соединения цемента с железом. Удачные результаты соединения двух превосходных строительных материалов, как железо и цемент, привели к тому, что система Монье получила весьма обширное и разнородное применение. Удобство этой конструкции заключается в том, что железо, заделанное в цементе, крепко к нему пристает и не ржавеет. Притом коэффициент расширения бетона из портландского цемента (0,0000137 до 0,0000148) приблизительно одинаков с коэффициентом расширения железной проволоки (0,0000145), так что изменения температуры не влияют на сцепление обоих материалов. Так как железо превосходно сопротивляется растяжению, а бетон обладает значительным сопротивлением сжатию, то, например, в работающей на изгиб балке, одни волокна которой испытывают растягивающие напряжения, а другие сжимающие, на каждый из этих двух материалов приходится тот род усилий, которым он лучше сопротивляется. Конструкция эта составляется из железных стержней и полос определенного сечения и длины в зависимости от действующих усилий и окружающего их цементного слоя. Потолки этой системы состоят из прямых или изогнутых плоских или сводчатых плит, опирающихся непосредственно на стены и поддерживающих собственный вес и приходящуюся на них нагрузку. При этом железные полосы сопротивляются вытягивающим и сжимающим усилиям, а окружающая их цементная оболочка препятствует боковому прогибу полос, соединяя их в одну систему, где ни одна часть не может ни передвинуться, ни изогнуться независимо от другой. Эта система в настоящее время применяется к устройству полов, потолков и сводов в гражданских зданиях, а также для возведения стен и отдельных подпор взамен каменной кладки при устройстве водопропускных труб и мостов под обыкновенными и железными дорогами, не исключая городских монументальных мостов (мост через реку Канзас в гор. Топека, длиной 211,3 м, из 5 пролетов в 29,7—33,5—38,1—33,5 и 29,7 метров).

В Челябинске сохранилось полтора-два десятка старинных зданий, где были применены своды Монье в перекрытиях. Также много аналогичных зданий в других городах Челябинской области. Гораздо реже встречаются примеры использования сводов Монье при устройстве балконов. В Челябинске сохранился единственный старинный дом с подобным балконом.

После революции использование сводов Монье становится редкостью. Однако в конце 1920-х – начале 1930-х годов при возведении жилых домов вновь вспомнили о сводах Монье. В Златоусте, Магнитогорске и Челябинске было возведено несколько домов с балконами, в конструкции которых была применена система Монье.

Своды Монье и лепные карнизы: как проходит реставрация флигеля усадьбы на Большой Ордынке

Своды Монье и лепные карнизы: как проходит реставрация флигеля усадьбы на Большой Ордынке

Реставрацию флигеля городской усадьбы Д.Ф. Новикова — А.Н. Давыдова на Большой Ордынке завершат к Новому году. Об этом сообщил глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Здание, построенное в XIX веке по проекту архитектора П.А. Виноградова, относится к выявленным объектам культурного наследия. Неоднократные пожары и протечки кровли привели к аварийному состоянию постройки. Сотрудники Мосгорнаследия долгое время добивались от собственника проведения работ по сохранению памятника. Реставрация началась в мае 2017 года.

«Флигель усадьбы на Большой Ордынке — памятник с непростой судьбой. И, конечно, возвращение ему исторического облика было возможно лишь путем проведения масштабной и кропотливой реставрации. Большая часть деревянных стен была поражена грибком и плесенью, реставраторам приходилось подолгу работать над каждым участком, заниматься переборкой сруба, а также заменять аварийные фрагменты дерева, которые буквально рассыпались в труху. Кроме того, была воссоздана кровля, утеплен каркас, оштукатурены поверхности, отреставрирован лепной декор и воссоздан белокаменный цоколь. Сейчас специалисты занимаются реставрацией интерьеров памятника. Планируется, что все реставрационные работы будут закончены к Новому году», — отметил Алексей Емельянов.

Сегодня завершается реставрация фасадов дома, они уже полностью освобождены от лесов. В здании установлены новые окна и деревянные подоконники, усилен фундамент наружных и внутренних стен подвала, а также приведены в порядок своды Монье, исторические печи и трубы. Продолжаются работы по воссозданию входных дверей, лепных карнизов и потолочных розеток.

Восстановление главного дома усадьбы завершилось в 2018 году. «Тогда специалисты также провели комплексную реставрацию, в том числе восстановили фасад здания с лепным декором, а также воссоздали изразцовую печь и отреставрировали частично сохранившиеся сводчатые потолки», — напомнил глава Мосгорнаследия.


Квартал, где находится усадьба, сформировался после пожара 1812 года. В этот период владение принадлежало коллежскому асессору Дмитрию Новикову и представляло собой типичную городскую усадьбу послепожарной Москвы, вся застройка которой была деревянной.

В 1830-е годы новой хозяйкой усадьбы стала коллежская асессорша Александра Окунькова. В конце XIX века здесь начались работы по переустройству зданий под доходные дома. В 1881 году купец Алексей Давыдов на месте жилого дома в северной части усадьбы построил деревянный особняк по проекту архитектора Виноградова (ныне строение 2), ставший флигелем.

Чугунные львы и своды Монье: какие корпуса Яузской больницы отреставрируют

Чугунные львы и своды Монье: какие корпуса Яузской больницы отреставрируют

Началась масштабная реставрация семи корпусов, ограды и ворот парадного входа городской клинической больницы (ГКБ) № 23 имени И.В. Давыдовского. Она известна также как Яузская больница. Учреждение было основано в 1878 году.

«Стартовала реставрация одной из старейших столичных клиник — Яузской больницы, которая занимает территорию порядка трех гектаров. Сейчас в состав медорганизации входит 15 корпусов, часть из которых — это объекты культурного наследия. В проекте реставрации была учтена историческая уникальность этих строений, а также необходимость приспособить их под современные нужды больницы. Завершить комплекс работ планируется к 2020 году», — рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Некоторые корпуса ранее входили в усадебный ансамбль рода Баташевых. Его построили по приказу Ивана Баташева, купца и владельца выксунских чугунных и тульских самоварных заводов. Историки предполагают, что работы проводил крепостной архитектор Михаил Кисельников. Проект создали Родион Казаков, автор проекта церкви Варвары Великомученицы на улице Варварке, и француз Шарль де Вальи.

«Усадьба, построенная в 1796–1802 годах, является образцом русского классицизма, для которого характерны строгость, лаконичность, симметричная планировка, сдержанный декор, пропорции и формы, близкие к античной архитектуре. Так, главный дом, где сейчас расположен главный корпус больницы, представляет собой трехэтажное здание с фронтоном и шестью колоннами. По бокам к нему примыкают флигели. Чугунную решетку на парадных воротах, напоминающую ограду Летнего сада в Петербурге, а также львов на пилонах ворот, отлили на баташевских заводах», — добавил глава Мосгорнаследия.

В 1870-х годах усадьбу выкупил Попечительский совет заведений общественного призрения в Москве и открыл на ее базе больницу для чернорабочих. После революции медицинское учреждение переименовали в больницу имени Медсантруд. Она стала ведомственной для Государственного политического управления при НКВД.

Главное здание Яузской больницы. 1917 год. Главархив Москвы

На этой территории расположены два архитектурных памятника. Первый — это усадебный комплекс Баташева (объект культурного наследия федерального значения). В его состав входит несколько зданий: два боковых флигеля XVIII–XIX веков постройки (строения 3 и 10), главный дом, возведенный в конце XVIII — начале XIX столетия (строение 1), и постройка хозяйственного двора, датированная XVIII столетием (строение 9).


Второй — ансамбль Яузской городской больницы (объект культурного наследия регионального значения). Это ограда и ворота парадного двора конца XVIII века, постройка хозяйственного двора, датированная XVIII столетием (строение 19), служебный корпус конца XVIII века (строение 11), садовый павильон (сторожка), построенный в конце 1800-х годов (строение 8), и амбулаторный корпус (строение 2).

Последний был возведен в 1909 году архитектором Илларионом Ивановым-Шицем в стиле неоклассицизм. Это архитектурное направление было популярно в последней трети XIX — начале XX века. Для него характерно обращение к античному искусству, искусству эпохи Возрождения, а также к классицизму, господствовавшему ранее.








Сейчас специалисты восстанавливают ограду и ворота парадного входа XVIII века, а также семь из восьми исторических корпусов больницы. В этом году планируется начать реставрацию главного дома, возведенного в конце XVIII — начале XIX столетия (строение 1). Любые ремонтные или реставрационные работы на этих объектах можно проводить только под контролем Департамента культурного наследия и после согласования с ним. Строения усадебного комплекса запрещено сносить, а их исторический облик нельзя нарушать.

Проект реставрации семи корпусов ГКБ № 23 имени И.В. Давыдовского, ограды и ворот парадного входа разрабатывался в 2017–2018 годах. Он прошел историко-культурную экспертизу и был согласован Мосгорнаследием.

«Цель восстановительных работ — не только привести в порядок фасады и интерьеры исторических зданий, но и превратить их в удобные, современные и оснащенные новым оборудованием больничные корпуса. После реставрации там появятся новые отделения, например кардиохирургии и офтальмологии, операционные для малоинвазивных вмешательств, а также дополнительные ангиографические операционные — они оснащены специальными рентгеновскими аппаратами для исследований сосудов. В главном корпусе оборудуют отделения абдоминальной и торакальной хирургии, гинекологическое отделение, а также отделение реанимации и анестезиологии», — отметил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения Алексей Хрипун.

Он также добавил, что больница продолжает принимать пациентов, а восстановительные работы ведутся строго в отведенное время, чтобы не нарушать покой больных, которые находятся в других корпусах.

Как будут реставрировать Яузскую больницу

По словам Алексея Емельянова, во время реставрации усилят несущие конструкции зданий, займутся устройством вертикальной и горизонтальной гидроизоляции, отремонтируют крыши, заменят кровельное покрытие и водосточные системы, воссоздадут слуховые окна и дымоходные трубы. Фасады больничных корпусов очистят от грязи и пыли, старых окрасочных покрытий и штукатурных слоев, устранят сколы и трещины, починят кирпичную кладку, а также отреставрируют цоколь из белого камня. Затем стены покроют новым штукатурным слоем и покрасят.

Внутри зданий восстановят лепной декор, отреставрируют сохранившиеся печи и своды Монье, а на полу воссоздадут покрытие из метлахской плитки (мелкая керамическая плитка разнообразных форм и расцветок).

Во время реставрации оград специалисты восстановят кирпичную кладку и белокаменные элементы. Пилоны (колонны, обрамляющие вход) ворот, на которых возвышаются чугунные львы, за долгие годы накренились — им вернут правильную геометрию. Кроме того, в порядок приведут и сами скульптуры, а также решетку ограды. Реставраторы устранят трещины и сколы на поверхности металла, следы коррозии, а также воссоздадут утраченные элементы.

Как сегодня работает больница

У одной из старейших клиник Москвы богатая история. В 1930-х здесь находилась база хирургических и терапевтических клиник столичных медицинских институтов, где работали профессора Ипполит Давыдовский, Борис Коган и другие. В 1943 году она стала первым в СССР медучреждением, где применили пенициллин.

Сегодня ГКБ имени И.В. Давыдовского — многопрофильная клиника, рассчитанная на 485 коек. Более 85 процентов случаев госпитализации происходит по экстренным показаниям. Кроме того, на базе больницы проводится отработка логистики и применения новейших медицинских технологий при создании и развитии инфарктной и инсультной сетей Москвы. Здесь оказывают помощь больным с острым инфарктом миокарда и с острым нарушением мозгового кровообращения, проводятся уникальные операции по нарушениям ритма сердца.

Кроме того, на базе ГКБ работает центр персонализированной медицины, где специалисты персонально подбирают лекарства для тяжелобольных пациентов. Врачи Яузской больницы выполняют симультанные операции, в том числе и пациентам старше 80 лет. Во время вмешательства устраняют несколько патологий, например органов грудной клетки или брюшной полости и атеросклероз коронарных артерий.

кирпичные потолки

Листать вниз надо


Г лава посвящена созанию уникальных сводчатых кирпичных потолков из подлинного старого кирпича (тонкие его Пластины), по принципу сводов Монье, но способных быть возведенными в любых Пространствах, имеющих вокруг себя достаточно прочные и неподвижные стены.

А вторская технология мастерских Братьев немцеВ ® позволила создавать сводчатые кирпичные потолки , массой 1 кв.м готового потолка до 60 кг .

фотографии активные Открывайте
и листайте внимательно вниз

сводчатый кирпичный потолок ЛОФТ

кирпичный потолок лофт

Создание кирпичных потолков в Московской квартире

Л юбуясь сводчатым кирпичным потолком , ставшим прототипом изобретения железобетонных перекрытий французским садовником Жосефом Монье(Joseph Monier, 1823-1906 гг), понимаешь красоту в его простоте.


Н а этот потолок хочется обращать внимания.
Находясь под его тонкими сводами, глаза считывают сотни неповторимых его деталей, соединяя их в мыслях в единое художественное полотно.
М ы умеем это повторять в современном пространстве.

П редставляем облегченные потолки из старого кирпича для ЛОФТ и не только от мастерских Братьев немцеВ.
Собственные технологии

Фотографии активные Открывайте
Листайте внимательно вниз

Работы Мастерских
создание кирпичных потолков в старой Московской квартире

Личный опыт: Ремонт моей квартиры на Патриарших

Известный колумнист Божена Рынска рассуждает о том, почему москвичи боятся домов с деревянными перекрытиями, а питерцы — нет

Божена Рынска

Божена Рынска 24/Ноябрь/2015 Я журналист, блоггер, фельетонист. Увлекаюсь советской архитектурой и арт-деко. Из советской архитектуры предпочитаю довоенную. Сохранить Комментировать 55 Нравится 86

Не так давно я купила квартиру в самом сердце Патриарших. В доме с так называемыми деревянными перекрытиями, от чего муж пришел в ужас. Тут надо заметить вот что: я родилась в Ленинграде, мама моя родилась в Ленинграде, там же родились бабушка и даже прабабушка. Более того, весь век моя семья прожила в одном и том же доме 1912 года постройки с перекрытиями, которые в Питере называют смешанными, и которых так боятся в Москве, принимая за деревянные. Ужас моего супруга перед ними — это чисто московская фобия. У нас в Питере полгорода живет и здравствует в таких домах, чего и вам желает.

Ryan Linnegar Photography Сохранить фото

Об уровне тогдашних инженеров говорит хотя бы то, что в нашем родовом гнезде финского модерна на бывшей Бассейной, а ныне улице Некрасова была даже центральная пылесборочная станция. Проект Бубыря и Васильева предусмотрел общедомовой централизованный пылесос. Пылесборочные каналы были вмонтированы в полы. Нажимаешь кнопку, и пыль вытягивается из всех квартир разом. Нечто подобное описывал Набоков в одном из романов. После революции эта система работать перестала, — пролетариат пыли не боялся. Но так как в нашем доме были огромные коммуналки, а стало быть, закрывать евроремонтом «ненужные дыры» в полу было некому, и перекрытия сто лет прекрасно вентилировались и не сгнили.

Я на собственном опыте убедилась, что если пролетарские ручки не влезали со своим евроремонтом, то дом может простоять века. Более того, то, что в Москве называется деревянными перекрытиями — накат, лежащий на железных швеллерах или двутаврах, у нас в Питере считается перекрытиями железными — сами балки-то железные. А что там на них навалено, не важно. Сгниет — навалим новые. В Москве из таких домов осталось не много — разве что доходники Нирнзее и дом страхового общества Россия на Чистых Прудах, а в Питере весь центр такой. И что теперь, бежать от шикарного дореволюционного полена на Гражданку или в Купчино?

Божена Рынска Сохранить фото

На фото: Выдающийся пример советского Ар-деко в Петербурге

Хоть дореволюционных домов с железными балками в Москве осталось мало, проблема деревянных перекрытий тем не менее, остра. Потому что украшение Москвы — сталинки тридцатых годов. Их строили архитекторы дореволюционной закваски. Благодаря борьбе с туберкулезом в довоенных домах великолепные распашные планировки с окнами на три стороны, а не линейки, как в 1950-х. Квартиры 1930-х вписываются в квадрат. Перед домами как правило курдонеры. В таком доме хочется жить, но услышав словосочетание «деревянные перекрытия», москвичи отказываются от покупки. И выбирают уродливые безликие «цэкушники». У нас в Ленинграде не было так называемых цкушников, кирпичных домов повышенной комфортности для номенклатуры. Застройка центра была однородной. И даже партийные бонзы выбирали себе под гнезда или шикарные старые дома, (особняк на Чайковского напротив Моховой, например), или, реже, фасадные сталинки.

Так ли страшны деревянные перекрытия, как о них думают москвичи? И покупать ли квартиру в доме довоенной постройки с деревянными перекрытиями в Москве? Я стала изучать вопрос, и пришла к выводу, что перекрытия и в моем доме, и в дореволюционных зданиях, начиная с 1910 года, и в довоенных домах не чисто деревянные, а смешанные. Что одни перекрытия другим перекрытиям рознь. Да и довоенные и старые дома тоже очень сильно разнятся по качеству строительства. На множестве риэлтерских форумов покупатели задают вопрос: нашли квартиру, вроде понравилось, но перекрытия деревянные… брать или нет? Похоже, я могу дать ответ на этот вопрос.

Божена Рынска Сохранить фото

Итак, брать или не брать квартиру в доме с «деревянными» перекрытиями?
Ответ: смотря какой дом и смотря какие перекрытия. Это значит, что каждый конкретный случай надо разбирать и исходя из данных технической экспертизы принимать решение. На самом деле, чисто деревянных перекрытий на рынке очень мало. Деревянные перекрытия это когда между стенами лежат толстые деревянные балки. По ним идут лаги и на них уже лежит пол. На самих же деревянных балках в нижней части лежит деревянный накат с засыпкой и снизу к балкам крепится деревянная подшивка. В районе санузлов тоже дерево. Почти все дома с такими чисто деревянными перекрытиями или снесены, или подвергнуты полному капремонту с заменой перекрытий на ж/бетонные…

То, что сейчас в просторечии называют «деревянные перекрытия» на самом деле, перекрытия не деревянные, а смешанные. Cмешанные перекрытия использовались в строительстве доходных домов начала века и в довоенном строительстве. Железобетонные перекрытия воцарились после 1955 года, и это сборные ж/б плиты, это не нынешняя монолитная ж/б плита. После войны в крупных городах, в серьезных сталинках как правило делали ж/б перекрытия, но я знаю очаровательный послевоенный домик в Пречистенском переулке, где не стали заморачиваться и положили деревянные, то есть, простите, смешанные, которые я, по привычке некорректно назвала деревянными.

На фото: довоенный дом в Малом Левшинском — мой любимый в Москве. Дом называется дом Госстроя, в нем смешанные перекрытия и его возводили для себя лучшие архитекторы и строители довоенной Москвы.

Божена Рынска Сохранить фото

Как устроены смешанные перекрытия?
Объясняю на пальцах, бытовым языком. Из одной стены дома до другой стены дома идут стальные балки. Толстая стальная балка, в разрезе напоминающая букву «Н» называется «двутавр». Это очень прочная штука, она должна быть прочнее обычной железной балки в 36 примерно раз. На двутаврах лежат швеллера. Это простые железяки. Между швеллерами в районе комнат лежат доски, а в местах расположения кухонь и санузлов лежат или бетонные плиты, или, как у нас в доме, монолитные своды Монье, с кирпичной крошкой. Места примыкания сводов к деревянным перекрытиям и перегородкам слабое место подобных домов. Здесь деревянные элементы больше всего подвержены гнили.

Если в дом не вмешивались очумелые ручки евроремонтников, то проблема протечек не была фатальной — перекрытия вентилировались, в домах были воздуховоды, вентшахты, построенные и продуманные хорошими архитекторами. В 1990-х годах, благодаря неграмотным строителям и неумным заказчикам, были разрушены многие венткороба, приделаны не вентилируемые подвесные потолки. Все это портило деревянные элементы, лежащие на швеллерах, и бетон под мокрыми местами. Особенно страдали места стыков. Это не страшно, и это довольно легко устраняется, — как именно, об этом позже.

Железные двутавры и швеллера не должны были сильно пострадать от затопления, если дом построили до революции, так как тогда использовалась хорошая английская сталь. Такая же хорошая сталь использовалась во многих номенклатурных довоенных домах.

На фото: Ничего страшного смешанные перекрытия над комнатами не таят. Вот эта лиственница простоит еще лет сто как минимум. Мы проверяли — она не трухлявая. На этом фото мы только приступили к разбору потолка после съема подвесного.

Ryan Linnegar Photography Сохранить фото

Основным критерием качественности строительства является — хороший, добротный фундамент, толщина стен дома и качество стали, из которой сделаны балки (двутавры и швеллера). Состояние деревянных лаг, на мой взгляд, не является аргументом в пользу отказа от покупки квартиры. Потому что деревяшки можно заменить, не отселяя соседей ни снизу, ни сверху. Это в принципе можно сделать, заменяя небольшие пораженные гнилью участки перекрытия на новые деревянные.

По этим критериям некоторые дореволюционные дома даже лучше довоенных. Нормы соцстроительства были существенно облегчены, по сравнению с дореволюционным. Например, дореволюционные доходные дома часто строили в три кирпича в подвале и на первом этаже… А довоенные — когда в три, а когда даже и в два, и в один, смотря для кого предназначался дом и сколько в нем было этажей… Многие рабочие жилмассивы 1930-х строились на скорую руку, с использованием плохого кирпича и плохой стали. Стены в таких домах (Авиамоторная, Усачевка, Поселок Буденого) — тонкие. Это значит, вы не сможете завести балки усиления при капитальном ремонте квартиры, — стены не выдержат.

Совсем просто объясняю: вы не сможете завести в такие стены дополнительные стальные балки, чтобы на него положить новые хорошие перекрытия. Поэтому я бы не стала покупать квартиры в жилмассиве тридцатых годов, если есть выбор купить в современном кирпиче. Но я бы купила квартиру в жилмассиве, если альтернативой по деньгам была бы только панель.

Ryan Linnegar Photography Сохранить фото

Обращайтесь в МосжилНИИпроект
Как узнать, какая сталь, какие балки держат потолки-полы в приглянувшейся квартире и какой там пирог с перекрытиями (слои, что в слоях, качество дерева)? — А очень просто. Есть такой институт: МосжилНИИпроект. В нем содержатся документы на каждый дом Москвы. Там же есть оценка качества строительства, чертежи, оценка прочности стен и других конструкций. Можно заказать исследование по заинтересовавшему дому и посмотреть, что это за дом. Например, у нас по неопытности появилась идея усилить перекрытия, заведя в стены еще парочку железных балок и положить на них дополнительно что-то свое. Но специалист из этого института, который составлял заключение по нашему дому, отговорил нас.

«Дом, сказал он, строили для блатных. До сих пор нет ни одной трещины в стенах. Стены в три кирпича. Они вынесут любое усиление. Но вам оно не нужно. Ваша сталь в идеальном состоянии. Проблема вашего дома, и всех таких домов именно в стыках с мокрыми местами. Разберите кое-где прогнившее дерево, замените его, и не трогайте дерево над комнатами. Просто пройдитесь противопожарной обработкой. Это хорошая лиственница, она дышит и проживет еще сто лет минимум».

Божена Рынска Сохранить фото О роли предыдущих жильцов…
В случае нашей квартиры дерево в стыках прогнило только потому, что соседка в 90-х вообще не сделала гидроизоляцию в санузлах и на кухне — просто плюхнула кафель на обычный бетон и разобрала вентканал. После чего регулярно, двадцать лет, лила воду в перекрытие предыдущим хозяевам квартиры. Которые в свою очередь сделали подвесной потолок, и поэтому не всегда могли обнаружить протечки от верхних соседей. Теперь представьте себе, как крепко построен дом, если 20 лет между полом соседки и нашим потолком стояло натуральное не просыхающее болото. И все это в один момент могло рухнуть нам на голову. Божена Рынска Сохранить фото

На фото выше: этот ад обнаружился у нас под снятым подвесным потолком. Страшно? На самом деле, не очень. Это просто своды Монье, — кирпич с бетоном: в такое состояние они приходят, если двадцать лет лить в них воду, консервируя болото в подвесном потолке.

А так сейчас выглядит отреставрированный нами свод Монье над ванной. Это тот же самый участок, который вы видели на страшной фотографии ранее.

Sandi Gunnett Photography Сохранить фото

У страха глаза велики
Что же касается боязни пожара в таком доме, отвечу вам так. Пожар это проблема не перекрытий, а контингента. Основная причина пожаров — это алкоголики и деграданты, а вовсе не перекрытия. Современные дома с ж/б перекрытиями горят не намного хуже, чем старый фонд с деревянными перекрытиями. Обработайте деревяшки противопожарной пропиткой, сделайте бетонную стяжку полов, и ваш этаж огонь минует, даже если заместитель мэра будет проводить не санкционированную сварку (как это было в доме у нас по соседству).

Да, конечно, купи я квартиру в новом монолитном доме, всех этих сложностей с разбором трухлявых участков можно было бы избежать. Нет слов: если есть возможность купить пентхаус в новом доме на Патриарших — надо брать. Но квартира, подобная моей, в новом доме на Патриарших или Остоженке, будет стоить 2.5 миллиона. С моим бюджетом я могла рассчитывать, например, Итальянский квартал на Новослободской. Но для меня главное — расположение (мне не нравится район Новослободской, как бы ни нравился сам квартал). Я не была в восторге от планировки — три больших окна на всю квартиру, а сейчас у меня десять! Поэтому, изучив качество дома, я выбрала качественную довоенную постройку, и нисколько не жалею.

Читайте также: