Производство бетона в ссср

Обновлено: 16.05.2024

Немного об истории бетона, цемента и железобетона

Чем человек отличается от животного? Правильно, тем что человек в отличии от животного может подчинять себе природу и вести созидательную деятельность. С момента появления человека, он всячески старается облегчить жизнь себе и сделать ее более комфортной.

Не знаю как вы, но я часто работая на стройке, задумываюсь о том, как появился тот иной строительный материал или инструмент. Да и мое историческое образование не дает покоя. Периодически если есть время стараюсь изучить интересующий меня вопрос.

И сегодня хочу рассказать вам о том как появился всем известный бетон и его главная составляющая цемент. Начнем с бетона. Из курса истории мы помним, что была такая цивилизация известная всем как Римская. Она дала человечеству например римское право, но еще именно в Древнем Риме начал массово применяться бетон в строительстве, хотя в разных частях света и в Китае, и Мексике, и даже в Древнем Египте и Месопотамии люди научились применять в деле "дедушку" современного бетона. Дело в том, что на территории Апеннинского полуострова были доступны вулканические породы, из которых люди научились делать бетон, в качестве вяжущего вещества выступали пуццоланы, которые добывались в окрестностях Везувия. Это и положило начало как бы сейчас сказали, "строительному буму" в Римской империи. Появление искусственного камня удешевляло и ускоряло строительство зданий.

Часть римского трубопровода. Фото из википедии Часть римского трубопровода. Фото из википедии

Но Римская империя рухнула под натиском варваров и Европа на долгие годы забыла о бетоне. Но вот наступает XIX век. Появляются зачатки новой индустриальной эры. И вопрос о быстром строительстве вновь встает очень остро.

Цементное наследие СССР


В советские времена черная металлургия и цементная промышленность были главными отраслями - страна активно строилась. По производству цемента на душу населения мы были впереди планеты всей и тем были горды. Почти тридцать лет, с 1962 по 1990 годы, по производству цемента СССР занимал первое место в мире, производя более 80 млн. тонн цемента в год. Что же стало с цементным наследием СССР?

Цементная промышленность как крупная самостоятельная отрасль была создана за годы советской власти. За 1930-40 годы производство цемента достигло 5773 тыс. тонн, в 1941-45 годах выпуск цемента снизился до 1845 тыс. тонн, но уже в 1948 году производство цемента превысило уровень 1940 года. В период с 1946 по 1975 года были построены 56 новых цементных заводов, среди которых - Карагандинский и Шымкентский. Уже в 1962 году СССР вышел на первое место в мире по производству цемента, а в 1971 году выпуск цемента в стране достиг 100 млн. тонн (см. табл. 1).

В Советском Союзе к концу 80-х годов насчитывалось 89 крупных цементных заводов, которые в сумме выпускали около 140 млн. тонн серого вещества. В этой связи СССР по праву считался «цементной империей № 1».

Однако после распада СССР в цементной промышленности, как и в большинстве других отраслей, были разрушены производственно-финансовые связи. Так, некогда единый рынок цемента бывшего Союза разделился на два самостоятельных рынка, которые функционируют исключительно по рыночным принципам. Первый включает в себя российский рынок, рынки Украины, Беларуси, Молдовы и республик Закавказья. Второй - это рынок Центрально-азиатского региона (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан).

На сегодняшний день в России действуют 59 цементных заводов, совокупная производственная мощность которых составляет 69 млн. тонн цемента в год. Суммарная мощность 16 украинских цементных заводов составляет более 20 млн. тонн в год, 3 цементных заводов Беларуси - 2,7 млн. тонн в год.

Проектные мощности по производству цемента в Центральноазиатском регионе, построенные еще во второй половине прошлого века (по данным на 1987 год), оцениваются примерно в 17,4 млн. тонн в год. Всего в пяти странах этого региона расположено 14 цементных заводов. Пять заводов проектной мощностью 8,35 млн. тонн находятся в Казахстане (напомним, что цементную промышленность республики сегодня представляют: ОАО «Central Asia Cement», ОАО «Шымкентцемент», ЗАО «Семейцемент», ОАО «Восток-цемент» и Сас-Тюбинский цементный завод), 6 заводов в Узбекистане (крупными цементными заводами республики являются: ОАО «Кызылкумцемент», ОАО «Ахангаранцемент», ОАО «Бекабадцемент» и ОАО «Кувасайцемент») - 6,4 млн. тонн в год и по одному заводу в Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане, с проектными мощностями 1,31, 1,1 и 1,25 млн. тонн цемента в год соответственно.

Ежегодно в мире производится около 1,7 млрд. тонн цемента. Более половины этого объема приходится на предприятия азиатских стран. В первую очередь, это Китай (около 600 млн. тонн) и Индия (около 100 млн. тонн). «Вклад» государств Европы составляет 11,4%, США - 5,4%. Доля России превышает 2% мирового производства и составляет лишь 37,7 млн. тонн. О доли Казахстана говорить и не приходится.

На сегодняшний день производство цемента в нашей стране значительно отстает от его потребления. Так, в прошлом году на пяти казахстанских заводах было произведено 2,6 млн. тонн цемента, уровень же фактического его потребления в стране составил порядка 3,1 млн. тонн. По данным специалистов, реальная мощность казахстанских цементных заводов составляет всего 4900 тыс. тонн в год. То есть на долю импорта приходится 26% потребления цемента. С 2001 по 2005 годы объем импорта вырос в 3 раза, и, как следовало ожидать, разрыв между спросом и предложением привел к дефициту, который продолжает увеличиваться.

Как мы видим, сегодняшний уровень производства цемента как в нашей стране, так и в других бывших советских республиках значительно ниже советских времен. А ведь когда-то мы были первыми…

Бетон.ру


Цемент и изготовляемые из него бетон и железобетон являются в настоящее время основными строительными материалами, которые используются в самых разнообразных областях строительства. Цемент представляет собой вяжущий материал, который при затворении водой превращается в пластичную массу, со временем затвердевающую в прочное камневидное тело. Для строительных нужд вяжущие материалы стали использовать уже в глубокой древности. Одним из первых вяжущих материалов служила природная необожженая глина. Широкое распространение глинистых пород в природе и простота изготовления из них вяжущего материала обусловили повсеместное его применение. Однако со временем из-за слабых вяжущих ее свойств и малой стойкости во влажных условиях глина перестала удовлетворять требованиям строителей.

Примерно 3000-4000 лет до н.э. были найдены способы получения искусственных вяжущих путем обжига некоторых горных пород и тонкого измельчения продуктов этого обжига. Первые искусственные вяжущие - строительный гипс (получаемый обжигом гипсового камня), а затем и известь (получаемая обжигом известняка) – были применены при строительстве уникальных сооружений: бетонной галереи легендарного лабиринта в древнем Египте (3600 год до н.э.), фундаментов древнейших сооружений в Мексике, Великой Китайской стены, римского Пантеона. Глина, гипс и известь способны твердеть и служить только на воздухе, поэтому эти вяжущие материалы получили название воздушных. Все воздушные вяжущие характеризуются относительно невысокой прочностью. Со временем научились повышать водостойкость известковых растворов, вводя в них тонкомолотые обожженную глину, бой кирпича или вулканические породы, известные под названием "пуццоланы". Так их называли древние римляне по месту залежей близ города Поццуолли. На Руси развитие производства вяжущих материалов связано с возникновением древних городов - Киева, Новгорода, Москвы и др. Вяжущие материалы использовали при возведении крепостных стен, башен, соборов. В 1584 г. в Москве был учрежден «Каменный приказ», который наряду с заготовкой строительного камня и выпуском кирпича ведал также производством извести.

Несколько тысячелетий гипс и воздушная известь были единственными вяжущими материалами. Однако они отличались недостаточной водостойкостью. Развитие мореплавания в XVII - XVIII вв. потребовало для строительства портовых сооружений создания новых вяжущих, устойчивых к действию воды. В 1756 году англичанин Д. Смит обжигом известняка с глинистыми примесями получил водостойкое вяжущее, названное гидравлической известью. В 1796 году англичанином Д. Паркером был запатентован роман-цемент, способный твердеть как на воздухе, так и в воде. В наше время эти вяжущие утратили практическое значение, но до второй половины XIX в. они были основными материалами для строительства гидротехнических сооружений. Интенсивное развитие промышленности в России в XVIII в., когда было построено 3 тысячи промышленных предприятий, не считая горных заводов, потребовало систематизации накопленного опыта производства и применения вяжущих, создания более эффективных их видов. В 1807 году академик В.М. Севергин дал описание вяжущего вещества, получаемого обжигом мергеля с последующим размолом. Полученный продукт по качеству был лучше роман-цемента.

В 1825 году Е.Г. Челиев в книге "Полное наставление, как приготовлять дешевый и лучший мертель или цемент, весьма прочный для подводных строений" обобщил опыт улучшения свойств вяжущих материалов, накопленный при восстановлении Кремля, разрушенного во время Отечественной войны 1812 гда. В Англии в этом же направлении работал Д. Аспдин. В 1812 году он получил патент на "Усовершенствованный способ производства искусственного камня", названного им портландцементом. Полученное Аспдином вяжущее не было портландцементом в современном смысле этого слова, а представляло собой разновидность роман цемента, полученного при несколько повышенной температуре обжига, однако название «портландцемент» сохранилось и поныне. Гидравлическое вяжущее, описанное Челиевым , ближе по свойствам к современному портландцементу, а по качеству превосходило портландцемент Аспдина. Со второй половины XIX века портландцемент прочно вошел в строительную практику. В России над его созданием и совершенствованием много работал А.Р. Шуляченко , которого называют отцом русского цементного производства. Его заслуга состоит в том, что высококачественные отечественные портландцементы почти полностью вытеснили в России цементы иностранного производства. Русские ученные А.Р. Шуляченко , Н.А. Белелюбский и И.Г. Малюга в 1881 году разработали первые технические условия на цемент и предложили классификацию вяжущих. Ими были заложены основы современной науки о твердении вяжущих материалов. В 1885 году в России был созван первый съезд по цементному производству. В 1901 году был основан журнал "Цемент".

В 1856 году был пущен в действие первый русский завод по выпуску портландцемента в г. Гроздеце, затем были построены заводы в Риге (1866), Щурове (1870), Пунане-Кунда (1871), Подольске (1874), Новороссийске (1882), и т.д. К 1914 г. в России работало 60 цементных заводов общей производительностью около 1,6 млн. тонн цемента. Одновременно росло производство извести и гипса. В годы первой мировой войны и гражданской войны производство вяжущих материалов в нашей стране резко снизилось, так как многие заводы были разрушены. После установления Советской власти в нашем государстве цементную промышленность пришлось создавать практически заново. Лишь в 1927 году производство цемента превысило довоенный (1913) уровень. Индустриализация и высокие темпы капитального строительства в СССР предопределили ускоренное развитие цементной промышленности. В 1962 году по выпуску цемента СССР вышел на первое место в мире. В 1971 году выпуск цемента в стране превысил 100 млн. тонн. Цементная промышленность СССР отличалась высокой концентрацией производства. Средняя мощность цементного завода в СССР была почти в 2 раза выше, чем в США, и на 30% выше, чем в Японии. Концентрация производства улучшает технико-экономические показатели работы отрасли. Дальнейшее увеличение выпуска цементов и других вяжущих материалов обеспечивается реконструкцией и расширением действующих предприятий, строительством новых, интенсификацией технологических процессов, повышением мощности как заводов в целом, так и отдельных технологических агрегатов, автоматизацией производства.

Одновременно с совершенствованием технологии производства расширялся и ассортимент выпускаемых вяжущих материалов. Еще в начале века для строительства подземных и гидротехнических сооружений начали применять пуццолановый портландцемент с повышенной водостойкостью. Развитие металлургии дало цементной промышленности возможность использовать для изготовления шлакопортландцемента и других видов шлаковых вяжущих доменные шлаки. В разработку этих видов цементов большой вклад внесли ученные А.Р. Шуляченко , И.А. Белелюбский , А.А. Байков , С.И. Дружинин, а затем В.А. Кинд, В.Н. Юнг, П.П. Будников , Ю.М. Бутт, С.Д. Окороков, Н.А. Торопов, С.М. Рояк и другие. Производство многокомпонентных цементов в наши дни приобрело важное значение, поскольку это простой и надежный путь экономии топливно-энергетических ресурсов. Современная строительная техника предъявляет к вяжущим материалам новые высокие требования. Для производства железобетонных изделий и конструкций нужны быстротвердеющие портландцементы; для сооружения бетонных дорог-цемент, обладающий повышенной деформативной способностью и морозостойкостью, для декоративных целей требуются белые и цветные цементы, а для ремонтных работ-расширяющиеся цементы. В соответствии с запросами строительства советскими ученными П.И. Боженовым, П.П. Гайджуровым, Л.Д. Ершовым, И.В. Кравченко, Т.В. Кузнецовой, В.В. Михайловым, В.В. Тимашевым, М.И. Хигеровичем и другими разработана технология производства соответствующих специальных цементов. Их ассортимент постоянно расширяется. В настоящее время в нашей стране выпускается около 30 видов цементов. Одновременно повышается качество цемента, растет средняя его марка. Сбывается предсказание Д.И. Менделеева, писавшего в 1891 году, что цемент, составляющий одно из важнейших приобретений между приложениями химии к потребности жизни, есть строительный материал будущего.

Цемент, который мы потеряли



Да и не только их. Была, по сути, настоящая технологическая пирамида, вводили все новые мощности, продукция от которых шла на строительство еще более новых мощностей. Делали цемент для цементных заводов, выпускали станки для производства новых станков и пр. А простым людям от этого гигантского ВВП практически ничего не доставалось. Производство ради производство и производство ради армии – вот суть советской промышленности

Производство бетона в ссср

Российская история цемента и бетона

Технические характеристики

Возрождение бетона, вернее, вторичное его открытие, относится к концу XVIII в. На какой-то период лидером была Англия, вставшая раньше других стран на путь промышленного развития. Джон Смит применил бетон для строительства плотины на р. Колдер (1760) и в фундаментах некоторых зданий Вестминстера.

В настоящий момент, есть некоторые споры о начале использования и производства бетона в России. Так уже в 1825 году Е. Г. Челиев, ведущий архитектор России издаёт книгу о производстве цемента и бетона. То есть лишь через год после патента Дж. Аспдина. Однако есть данные, что уже при востановлении Москвы после пожара 1812 года, Е. Г. Челиев использовал бетон для строительства фундаментов зданий и как связующий элемент кладки кирпича. Есть так же данные, что в России цемент и бетон на его основе появился уже в начале XVIII в. В 1728 — 1729 гг. на строительстве Ладожского канала был использован цемент, изготовленный на Конорском цементном заводе (Петербургской губернии). Так же гидравлические вяжущие на основе извести и измельченного слабообожженного кирпича использовались еще во времена Киевской Руси.

Однако, стоит отметить, что Челищев строго говоря использовал и создавал селикатный бетон. А при строительстве Ладожского канала использовался слабо обожжённый (до 900 градусов) материал, сравнимый по свойствам с бетоном на основе цемента Дж. Паркера (1796 год). То есть такая смесь не является полноценным бетоном, который приобретает свои полные свойства лишь после 1400 градусов обжига. И патент на современный стандарт бетона (портланд цемент) без условно принадлежит Дж. Аспдину и был получен в 1824 году.

Создание отечественной цементной промышленности позволило уже в 1900 г. производить в год 577 тыс. т бетона, а в 1913 г. — до 1,8 млн. т бетона, что послужило одним из главных материальных условий для развития бетона и железобетона и внедрения их в практику. Можно сказать что в истории отечественного бетона начался новый этап, который можно назвать «этапом научно-промышленного освоения» .

В 1856 г. в г. Гроздеце был запущен 1-ый русский завод по производству портландцемента, далее в 1866 году появился цементный завод в Риге, в 1870 году – в Щурове, в 1871 году - в Пунане-Кунда, в 1874 году - в Подольске, в 1882 году - в Новороссийске.

Большой вклад в науку о цементе и бетоне, и в освоение его производства внесли русские ученые Н. А. Белелюбский, Н. Н. Лямин, И. Г. Малюга, В. И. Чарномский, А Р. Шуляченко, А. А. Байков, П. П. Будников, Ю. М. Бутт, А. В. Волженский. Как только ученые взялись за изучение цементного бетона, они столкнулись с массой проблем, которые потребовали от них проникновения в тайны химических процессов и физического строения материала

В освоении и научном познании бетона в конце XIX — начале XX в. уверенно можно сказать, что СССР и Россия занимала в 20 веке одно из ведущих мест.Бетон широко используется при строительстве портов (Одесса, 1870-е годы) , канализационных коллекторов (Петербург) , фортификационных сооружений (Севастополь, 1885; Кронштадт, 1900). О крупных масштабах применения бетона в России свидетельствует тот факт, что к 1900 г. здесь работало уже более 66 бетонных заводов и полигонов, в 1913 г. в строительстве было использовано около 3,5 млн. м3 бетона.

По данным на 1914 год в нашей стране существовало около 60 заводов по производству цемента, которые производили приблизительно 1,6 миллиона тонн продукции. В 1962 г. СССР лидировал по производству цемента во всем мире.

Цементное наследие СССР

В советские времена черная металлургия и цементная промышленность были главными отраслями - страна активно строилась. По производству цемента на душу населения мы были впереди планеты всей и тем были горды. Почти тридцать лет, с 1962 по 1990 годы, по производству цемента СССР занимал первое место в мире, производя более 80 млн. тонн цемента в год. Что же стало с цементным наследием СССР?

Цементная промышленность как крупная самостоятельная отрасль была создана за годы советской власти. За 1930-40 годы производство цемента достигло 5773 тыс. тонн, в 1941-45 годах выпуск цемента снизился до 1845 тыс. тонн, но уже в 1948 году производство цемента превысило уровень 1940 года. В период с 1946 по 1975 года были построены 56 новых цементных заводов, среди которых – Карагандинский и Шымкентский. Уже в 1962 году СССР вышел на первое место в мире по производству цемента, а в 1971 году выпуск цемента в стране достиг 100 млн. тонн (см. табл. 1).

В Советском Союзе к концу 80-х годов насчитывалось 89 крупных цементных заводов, которые в сумме выпускали около 140 млн. тонн серого вещества. В этой связи СССР по праву считался «цементной империей № 1».

Осколки цементной империи

Однако после распада СССР в цементной промышленности, как и в большинстве других отраслей, были разрушены производственно-финансовые связи. Так, некогда единый рынок цемента бывшего Союза разделился на два самостоятельных рынка, которые функционируют исключительно по рыночным принципам. Первый включает в себя российский рынок, рынки Украины, Беларуси, Молдовы и республик Закавказья. Второй - это рынок Центрально-азиатского региона (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан).

На сегодняшний день в России действуют 59 цементных заводов, совокупная производственная мощность которых составляет 69 млн. тонн цемента в год. Суммарная мощность 16 украинских цементных заводов составляет более 20 млн. тонн в год, 3 цементных заводов Беларуси – 2,7 млн. тонн в год.

Проектные мощности по производству цемента в Центральноазиатском регионе, построенные еще во второй половине прошлого века (по данным на 1987 год), оцениваются примерно в 17,4 млн. тонн в год. Всего в пяти странах этого региона расположено 14 цементных заводов. Пять заводов проектной мощностью 8,35 млн. тонн находятся в Казахстане (напомним, что цементную промышленность республики сегодня представляют: ОАО «Central Asia Cement», ОАО «Шымкентцемент», ЗАО «Семейцемент», ОАО «Восток-цемент» и Сас-Тюбинский цементный завод), 6 заводов в Узбекистане (крупными цементными заводами республики являются: ОАО «Кызылкумцемент», ОАО «Ахангаранцемент», ОАО «Бекабадцемент» и ОАО «Кувасайцемент») - 6,4 млн. тонн в год и по одному заводу в Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане, с проектными мощностями 1,31, 1,1 и 1,25 млн. тонн цемента в год соответственно.

Ежегодно в мире производится около 1,7 млрд. тонн цемента. Более половины этого объема приходится на предприятия азиатских стран. В первую очередь, это Китай (около 600 млн. тонн) и Индия (около 100 млн. тонн). «Вклад» государств Европы составляет 11,4%, США - 5,4%. Доля России превышает 2% мирового производства и составляет лишь 37,7 млн. тонн.

Бетон и железобетон в к. 1920 — н. 1930 гг. Суд над сборным железобетоном

Все свежие статьи публикуются в электронном журнале ВесьБетон.

Журнал «ВесьБетон»— всегда свежая и профессиональнаяматериалов, добавках, оборудовании и многом другом.

Особенности журнала ВесьБетон:

Начало 30-х годов XX века в СССР отмечено быстрымразвитием тяжелой промышленности. Однако Запад опережал. Как пишет «ИсторияКПСС» (1970), «в области черной металлургии, химической, нефтянойпромышленности и производству электроэнергии, отставание СССР от Запада былоособенно заметным».

Руководящие органы партии и государствапринимают дополнительные меры для ликвидации отставания. Одним из действенныхмер было решение об ускоренном развитии строительства и, в частности,изготовления на заводах или в мастерских металлических конструкций, чтопозволило бы быстро монтировать их на строительных площадках. Методы сборногостроительства не были еще достаточно разработаны. Решение проблемы тут же уперлосьв ряд серьезных трудностей, в частности, в дефицит сырья. В стране не хваталометалла и цемента. Как отмечает профессор К. В. Михайлов, «в 1925–1930 гг. появляются и преобладают литые бетонныесмеси <…> однако их явные недостатки: большой расход цемента, большиеусадочные деформации и ряд других, вызывали необходимость перехода кмалоподвижным бетонным смесям».

Общая теория прочности бетонаеще только разрабатывалась. В 1920 году выпуск цемента составил 36,0 тыс. тпротив 1,8 млн т в 1913 г.и только к 1927 году он достиг довоенного уровня.

«К 1930 году, — пишет известныйисторик строительства А. Лопатто, — назрел кризис в развитии железобетона» [4].

Недостатки классической теориижелезобетона нуждались в устранении, особенно по части повышения экономичностижелезобетонных конструкций. При больших масштабах строительства решение этойзадачи было жизненно необходимо. Развитие монолитного и сборного железобетонашли практически параллельно, но на том или ином этапе в разных странахотдавалось предпочтение одному или другому способу.

Необходимо отметить: сборный имонолитный, предварительно напряженный и обычный железобетоны имеют своирациональные по техническим и экономическим параметрам области применения. Вначале ХХ века в России довольно интенсивно начало развиваться производствосборного железобетона. Проведенные в Москве и Санкт-Петербурге опыты показалиэффективность новой технологии.


Рис. 1. Деталь сопряжения железобетонных плит сборного закромаэлеватора

В 1903 году в Екатеринославе (нынеДнепропетровск) начал работать полигон, где изготавливали сборные железобетонныеплитные элементы мостов. В 1907 году из сборных железобетонных плит размером2,85?0,095 м было смонтировано покрытие на стальных стропилах при строительствемастерской на станции Коврово, в Одессе и других городах. Причем в Одессесборными были не только плиты, но и железобетонные балки, по которым укладывалиплиты. В 1910–1911 гг. были построены первыесборные мосты в Чернигове и других городах. В эти же годы ряд авторов (А. И.Ольденборгер, инженер Долгов и др.) предложили и испытали железобетонныежелезнодорожные шпалы (рис. 2).


Рис. 2. Сечениежелезобетонной пустотной шпалы Ольденборгера

Первым объектом с широкимприменением сборных железобетонных изделий явился построенный в 1927 году жилойдом №51А по улице Б. Полянка, в Москве. У истоков инженерного решения домастояли выдающиеся российские инженеры А. Ф. Лолейт, А. А. Гвоздев, Е. В.Костырко.

Однако к началу 30-х годовполучил широкое распространение и занял твердые позиции на строительныхплощадках монолитный железобетон. Для реализации задач, поставленныхруководством государства, необходимо было перейти на строительствомногочисленных промышленных сооружений и зданий из сборных железобетонныхконструкций, усовершенствовать технологии их изготовления и обеспечить научноесопровождение этой области строительства.

Препятствием к внедрению сборныхизделий и конструкций был не только недостаток цемента, металла и т. д., но ипсихологическая неготовность строителей, привычка работать со старымиматериалами — с металлическими конструкциями, кирпичом, монолитным бетоном.

В этом отношении большую рольсыграл суд над сборным железобетоном. Суд был не уголовный и не гражданский, аобщественно-технический, весьма показательный для своего времени. Суду предшествовалаоживленная дискуссия на страницах газеты «Техника». В тринадцати номерахпубликовались статьи специалистов, так или иначе причастных к сборномустроительству. Как писали газеты, «полемика была чрезвычайно острой и поройнелицеприятной». Процесс был назван «Всесоюзно-технический суд над сборнымжелезобетоном». Председателем суда был назначен Г. А. Левенсон, заместительначальника Главстройпрома. Обвинители — профессор А. А. Гвоздев и инженер А. З.Чериковер. На «скамье подсудимых» — не люди, а техническая идея и еепрактическое воплощение. В качестве примера были представлены следующие объекты:типография «Правды» в Москве, Свирьстрой, московский завод «Прибор» и др.

Суд проходил в Московском домеученых и длился три дня, с 27 по 29 марта 1933 года. Были «допрошены» 20свидетелей — крупные ученые, инженеры, проектировщики и производственники,авторитетнейшие эксперты. После этого последовали речи двух «обвинителей» итрех «защитников», был вынесен и «приговор».

Как вспоминает известныйстроитель сер. ХХ века инженер С. З. Ганзбург, «для строек того времени былохарактерно отсутствие правильных проектов организации работ, не было четкоготехнического планирования строительства, начиная от момента получения заданиядо момента сдачи сооружения заказчику».

Одним из экспертов на суде былА. Ф. Лолейт. На вопрос, можно ли из сборных элементов получить системы, неуступающие по устойчивости монолитным, он отвечал, что можно, что ниметаллические, ни деревянные конструкции не являются монолитными, но вопросовоб их устойчивости в целом ни у кого не возникает.

Профессор А. А. Гвоздев иинженер Чериковер в своих обвинительных речах ни словом не обмолвились оботрицательных сторонах самой сборности. Более того, Гвоздев сказал, чтовозможности сборности используются не полностью, и доказал необходимость инеизбежность создания промышленности сборного железобетона.

«Допрос» представителей основнойиз рассматриваемых строек — типографии газеты «Правда», на опыте которойосновывалось «обвинительное заключение», подтвердил справедливость обвинения внеудовлетворительной организации и ведении строительства. В «обвинительномзаключении» в частности, было сказано: «Виноваты исполнители, а не метод в том,что до сих пор мы не имеем членораздельных экономических показателейпреимуществ сборного строительства по сравнению с монолитом».

В «приговоре» говорилось, чтоэкономическая сторона применения сборного железобетона разработана менее всего.Стоимость 1 м3железобетона в условиях строительной площадки оказывалась значительно выше, чемв монолитных конструкциях. Суд отметил в «приговоре», что «ни этажностьсооружения, ни величина нагрузок, ни их динамичность не могут служитьпрепятствием к осуществлению сооружения методом сборки <. > Сборныйжелезобетон является лишь частным вопросом более широкой и объемлющей проблемысборно-монтажного строительства». Суд над сборным железобетоном получил огромныйрезонанс в среде строителей и во многом способствовал перелому в их мышлении.

Итак, спор между монолитным и сборнымжелезобетонами был решен в пользу второго.

В 1929 году на заводе«Баррикада» в Ленинграде впервые были применены вибраторы. Затем вибрированныйбетон начали применять на строительстве канала им. Москвы, днепровскихкомбинатов и гидроузла «Свирь-2». Переход на укладку бетона с помощьювибраторов дал возможность уменьшить расход цемента на 10–20 %, число рабочих, занятых на укладке бетона,сократилось на 40–70 %, а производительностьтруда повысилась.

Вибрирование бетона настолькозаинтересовало строителей, что уже в 1934 году на Запорожстрое единовременноработало 50 вибраторов, а на строительстве гидроузла «Свирь-3» с помощьювибраторов было уложено в блоки 9 тыс. м3 бетона. На строительствеканала им. Москвы было уложено с применением поверхностных вибраторов «Спартак»более 55 % общего объема бетона.

В 30-х годах на некоторыхстройках имелись импортные бетономешалки «Егер» и «Ренсом». Только в 1930 годуотечественная машиностроительная промышленность выпустила первую сериюбетономешалок «Егер» емкостью 250 л.

В эти годы вышла в свет работапрофессора Н. М. Беляева «Метод подбора состава бетона», ставшая настольнойкнигой всех технологов-бетонщиков. В работе достаточно полно и верно былиосвещены вопросы прочности бетона на сжатие и других его физико-техническиххарактеристик.

Конкретным шагом в развитиисборного железобетона стала проведенная в начале февраля 1932 года в ЛенинградеIIВсесоюзнаяконференция по бетону и железобетону, которая обсудила вопросы по сборнымконструкциям, технологии производства бетона, организации труда и другиеконкретные проблемы. Конференция отметила огромное значение применения сборногожелезобетона. Указывалось, что развитие этого метода сдерживалось тем, чтопрактический опыт еще не был обобщен, не существовало твердых, апробированныхположений о проектировании и производстве сборных железобетонных конструкций.На конференции много внимания уделялось вопросам подбора состава бетона,применению пуццолановых портландцементов и вибрированию бетонов.

Важным событием конференции сталовыступление патриарха отечественного железобетона профессора А. Ф. Лолейта. Онвыступил с докладом «Я пересмотрел теории железобетона». По существу, этотдоклад был развитием его работ 1904 и 1927 гг. В частности, он еще раз заявил «онеобходимости построения формул для подбора сечений элементов железобетонныхконструкций на новых принципах <. > не только для железобетона, но и длядерева и для стали». «Мы никогда не уясним себе действительных запасовпрочности, не усвоим правильного отношения к оценке конструкций, — сказалЛолейт, — пока не будем рассматривать стадию разрушения». Профессор К. П.Хайдуков вспоминал: «Самый стиль изложения и большая работа по расчетам,продемонстрированным в докладе, с убедительной очевидностью доказывали,насколько применявшиеся до тех пор методы, формулы и т. д. несовершенны».Лекции и доклады Лолейта были очень увлекательны и своеобразны, их стиль был,как сам Артур Фердинандович, — яркий, бодрый, оптимистичный.


Рис. 3. А. Ф.Лолейт

Однажды шел спор о том, можно ливозвести железобетонный купол, не усиливая его края специальным опорнымкольцом.

«Все мы пьем чай из чашек, —начал свое выступление Артур Фердинандович. — А если чашку опрокинуть на блюдце— вот вам и маленький купол без опорного кольца», — и далее пояснил, какие вкуполе без опорного кольца возникнут силы и как его надо армировать. И вот этачашка сразу же сделала вопрос более ясным.

Или другой пример. На одномсовещании кто-то сказал: «Железобетон — материал не подходящий для местностейподверженным землетрясениям». Артур Фердинандович воскликнул: «Этого не можетвыдержать мое железобетонное сердце. Наоборот, железобетон — самый лучшийматериал для конструкций в таких случаях», — и стал подробно обосновывать своемнение. Жизнь показала — он был целиком прав.

Вернемся к конференции. Вопрос А.Ф. Лолейта о пересмотре теории железобетона она решила положительно и обязаларазработать и издать соответствующую временную инструкцию. Предлагалось:

— Имея в виду, что расчет железобетонныхконструкций с определенным запасом прочности всегда основывается на учетестадии разрушения, признать необходимым ввести для подбора сечений элементовжелезобетонных конструкций такие формулы, в которых этот принцип получит явноеприменение.

— Разработать в двухнедельныйсрок временную инструкцию, которую можно было бы издать в месячный срок.

В резолюции было указано на«большой экономический эффект, к которому может привести правильное применениенового материала».

14 июля 1932 года на заседанииВНИТО бетонщиков было проведено обсуждение проекта инструкции, содержаниекоторой А. Ф. Лолейт изложил в новом докладе «Пересмотр теории железобетона».Проект инструкции Лолейта помимо обоснований и приложений новой теориижелезобетона был насыщен и другими новыми идеями и предложениями. В нем былиданы определения критического состояния материала и критических внешних сил. Вобсуждении доклада приняли участие крупнейшие ученые-бетонщики того времени: В.М. Келдыш, М. Я. Штаерман, Я. В. Столяров, Б. Г. Скрамтаев, В. П. Некрасов, О. А.Гершберг. Выступавшие подвергли резкой критике гипотезу Консидера, а поэтому иконцепцию А. Ф. Лолейта. Как пишут историки, обстановка была крайней острой.

Возражая одному из своихоппонентов, допустившему неправильное толкование отдельных положений доклада,Артур Фердинандович пошутил: «Если бы мы играли в теннис, то в этот моментраздался бы свисток: неправильный удар».

Было решено еще раз провестиопытную проверку предложений А. Ф. Лолейта в Институте сооружений и ЦНИПС. 4июля 1933 года Артур Фердинандович Лолейт скончался. Дальнейшую работу понаучно-опытным исследованиям новой теории железобетона продолжила бригадаисследователей во главе с профессором А. А. Гвоздевым. Результаты опытных итеоретических исследований были опубликованы в апреле 1934 года в работеГвоздева «О пересмотре способов расчета железобетонных конструкций» и были изложеныим на IIIВсесоюзной конференции по бетону и железобетону в Харькове. Впериод весьма активных нападок на предложения А. Ф. Лолейта и возникновенияновых теорий А. А. Гвоздев решительно заявил: «Я считаю своевременным теперь жеперейти к расчету на изгиб по методу профессора Лолейта <. > Опыты,проведенные в Институте сооружений в 1932–1933гг., а также данные иностранных опытов показали, что формулы профессора А. Ф.Лолейта для определения критического момента могут быть смело рекомендованы дляпрактического применения и для внесения в нормы» [1].

В 1933 году была издана«Временная инструкция по железобетонным конструкциям». 28 сентября 1933 года заподписью члена коллегии наркомтяжпрома С. З. Гинзбурга было изданораспоряжение: «Всем подведомственным НКТП организациям принять "Инструкцию. "к неуклонному исполнению».

Резолюция конференции 1934 годазакрепила победу предложений А. Ф. Лолейта, утвердила первенство отечественнойнауки в развитии теории железобетона. Решающая роль в защите, дальнейшемобосновании и развитии предложений А. Ф. Лолейта принадлежала АлексеюАлексеевичу Гвоздеву, преемнику и продолжателю развития лучших традиций вотечественном железобетоне.


Рис. 4. А. А.Гвоздев

В 1938 году новая теория вошла внормы и ТУ по проектированию железобетонных конструкций.

В 30-е годы происходит и другоезнаковое событие в развитии железобетона. В. В. Михайлов проводит сериюэкспериментов с предварительным напряжением арматуры в железобетоне. ДиректорТбилисского НИИ сооружений и гидроэнергетики, где работает Михайлов, профессорК. С. Завриев всемерно поддерживает начинания молодого ученого.

Уже в 1933 году на основе проведенныхисследований Михайлов пишет книгу «Напряженно-армированный бетон». Это былапервая в мире монография о предварительно напряженном железобетоне.Предварительное напряжение арматуры стало началом целого направления в теории ипрактике железобетона, своего рода революцией во взглядах на железобетон и наего производство.


Рис. 5. В. В. Михайлов

В связи с переходом СССР накруглогодичное строительство возникли вопросы по производству бетонных и железобетонныхработ в зимнее время.

С 1931 года при возведении наморозе монолитных бетонных конструкций средние массивности начали широкоприменять метод «термоса», заключающийся в укладке бетонных смесей изподогретых материалов с последующей защитой конструкций теплоизоляционнымиматериалами. Расчеты делались с учетом экзотермии цемента и интенсивности еготвердения. Способы расчета характера охлаждения бетона в каркасных и массивныхконструкциях, выдерживаемых по методу «термоса», были предложены в 1933–1934 гг. молодыми учеными-бетоноведами Б. Г.Скрамтаевым и В. С. Лукьяновым.

Начиная с 1932 года в ряде НИИ илабораториях на крупных стройках проводятся обширные исследования по разработкеметода электропрогрева бетона.

В связи с увеличением масштабовстроительства возникает потребность в различных видах цемента.

В 1929 году особая комиссия приВСНХ СССР, включающая в свой состав крупнейших ученых в области цементапрофессоров А. А. Байкова, К. А. Кинда и Д. С. Белянкина, широко развернула вЛенинграде научно-исследовательские и научно-промышленные работы по организациипромышленного производства глиноземистого цемента, крайне необходимого дляскоростного строительства. Комиссия привлекла к работе наиболее способныхстудентов последнего курса химического факультета Ленинградскогополитехнического института им. Калинина, в том числе Н. А. Торопова. Вопрос былрешен, в чем немалую роль сыграл Никита Александрович. В 1940 году он защищает докторскуюдиссертацию на тему глиноземистого цемента. В дальнейшем профессор Н. А.Торопов занимался синтезом силикатов и других неорганических материалов,добился выдающихся результатов, стал крупным научным организатором. В 1957 годуТоропов был избран действительным членом Академии строительства и архитектурыСССР по специальности строительные материалы и изделия, а в 1962 году он —член-корреспондент Академии наук СССР.


Рис. 6. Н. А. Торопов

В начале 30-х годов А. Ф. Лолейтсовместно с Е. М. Ханиным создают кислотоупорный бетон, состоящий изкислотоупорного щебня, песка, пылеватого заполнителя, кремнефтористого натрияна жидком стекле в качестве вяжущего. Из этого бетона были выполнены хранилищаазотной кислоты на азотнотуковом заводе им. Орджоникидзе, адсорбированная башняпивоваренного завода им. Бадаева и др.


Участники цементных съездовпомнят, с каким нетерпением участники оджидали очередного доклада Байкова,освещавшего всё новые и новые стороны сложного процесса твердения вяжущихвеществ. А. А. Байков отдал этой тематике более 30 лет и был одним из ближайшихсотрудников и последователей А. Р. Шуляченко и Н. А. Белелюбского.

И еще одно знаковое событие. В1933 году выходит монография д. т. н., профессора Н. А. Попова«Производственные факторы легких бетонов». Б. Г. Скрамтаев так охарактеризовал ее:«Эта работа представляет собой первое в мировой практике изложение теориилегкого бетона, которая должна сыграть такую же роль, какую в свое времясыграла теория Абрамса для обычного бетона». Дальнейшее развитие теории ипрактики этого перспективного материала нашло отражение в последующихмонографиях Попова, например, «Новые виды легких бетонов. Керамзитобетон.Газобетон» (1939).


Коллеги ученого отмечали егоисключительную работоспособность и широту научно-технических интересов, нолегкие бетона оставались главным увлечением Николая Анатольевича до последнихлет жизни.

Подводя итог, можно сказать, чтов период к. 1920 — н. 1930 гг. в строительном производстве произошли крупные,знаковые события, имевшие решающее значение для ускоренного развития этойотрасли народного хозяйства в СССР.

1. Гвоздев А. А., Боришанский М. С. К вопросу о расчете изгибаемыхжелезобетонных элементов по стадии разрушения // Проект и стандарт. — 1934. — №6.

2. Гинзбург С. З. О прошлом для будущего. — М.: Издательствополитической литературы, 1984.

3. Звездов А. И., Михайлов К. В., Матриросов Г. М. Виктор Васильевич Михайлов.— М.: Готика, 2001.

4. Лопатто А. Э. Артур Фердинандович Лолейт. К истории отечественногожелезобетона. — М.: Стройиздат, 1969.

6 слоев советского бетона толщиной 70 см. Закрытый объект

Реальный объект воинской части. Выполнялась работа по замене канализационных труб в столовой. Строители делали штробу в полу и нарвались на 6 слоев бетона, 6 слоев советского бетона.

Это обычная столовая воинской части, а вернее один из цехов ее кухни. Это цех чистки овощей, там нет никакого тяжелого оборудования. В нем находятся столы, чугунная ванна, автоматическая овощечистка, пару холодильников. Пол изготовлен из мозаичного бетона. Здание было построено в начале 1952 .

Выполняя работу по замене канализационных труб, необходимо добраться до старой трубы, демонтировать ее и положить новую. В других цехах не возникало с этим проблем, 5 см мозаичного бетона и 10-15 см простого бетона, а после песок. Но в этом цеху, труба имела самую низкую точку заглубления. По расчетам нужно было демонтировать 15-20см бетона, а после 30-40 см песка.

И каково же было удивление, что под мозаичным бетоном оказалось еще 5 слоев бетона . На фото ниже виден пирог из 5-ти слоев разного бетона. Толщина этого пирога 30 см. ниже него находится еще один слой толщиной в 40 см , в этом бетоне и была замурована труба.

Совершенно не понятно, как получился этот пирог. На фото видно что бетон разный, цвет цемента и фракция наполнителя нам об этом говорят. Толщины верхних 5 слоев по 5-6 см , а самый нижний 40см , он на фото не попал.

Можно предположить, что нижний слой заливался остатками бетона, раньше часто заказывали бетон с огромным запасом, а потом остатки нужно было куда-нибудь закапывать. Верхние пять слоев бетона скорее всего заливались в разное время, наверное, в этой комнате грунт под полами проседал 5 раз, и полы столько же раз подливали бетоном.

Планировалось что в этой комнате на демонтаж уйдет 3—4 часа , а по факту ушло двое суток многоэтажного мата.

Читайте также: