Пришовная зона деформационного шва из полимерного бетона повышенной прочности типа бетофлекс

Обновлено: 28.04.2024

Пришовная зона деформационного шва из полимерного бетона повышенной прочности типа бетофлекс

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ В СОПРЯЖЕНИИ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ С ДЕФОРМАЦИОННЫМИ ШВАМИ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

1. РАЗРАБОТАН: Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ") - зав. отделением искусственных сооружений Шестериковым В.И., зав. отделом новых материалов Лысенко В.Е., зам. зав. отделом новых материалов Гриневичем С.В., ведущим научным сотрудником Паткиной И.А., ведущим инженером Кузнецовой Е.А. В разработке Рекомендаций принимала участие зам. генерального директора ООО "НПП СК "МОСТ" Сахарова И.Д.

2. ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.

3. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ: распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 28.07.2009 N 270-р.

4. ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ.

5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Раздел 1. Область применения

Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по применению современных материалов в сопряжении дорожной одежды с деформационными швами мостовых сооружений" (далее - Рекомендации) обращает внимание на важность правильного сопряжения всех слоев дорожной одежды ездового полотна (далее - "одежды") со стальным окаймлением деформационных швов в мостовых сооружениях на автомобильных дорогах. В Рекомендациях приведены схемы сопряжений, рекомендуемые для случаев использования различных конструкций деформационных швов при различной интенсивности движения на дороге в различных климатических районах.

Рекомендации направлены на повышение эксплуатационных качеств и срока службы деформационных швов с металлическим окаймлением, одежды с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями и в целом конструкции мостового сооружения. Они предназначены для использования при разработке проектов ремонта, капитального ремонта, реконструкции и строительства мостовых сооружений, а также при ремонте деформационных швов, выполняемых в рамках работ по содержанию мостовых сооружений (в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса России 12.11.2007 N 160).

Раздел 2. Нормативные ссылки

- ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

- ГОСТ 31015-2002. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия.

- ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

- ГОСТ 7473-94. Смеси бетонные. Технические условия.

- ГОСТ 10060.0-4-95. Бетон. Методы определения морозостойкости.

- ГОСТ 26633-91. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.

- ГОСТ 8736-93. Песок для строительных работ. Технические условия.

- ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.

- ГОСТ 9757-90. Гравий, щебень и песок искусственные. Технические условия.

- СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги / Госстрой России.

- ОДН 218.0.017.03.* Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций.

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ОДН 218.017-2003. - Примечание изготовителя базы данных.

- ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

- ГОСТ 12730.5-84. Бетоны. Методы определения пористости.

- ГОСТ 3900-85. Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности.

- ГОСТ 22567.5-77*. Средства моющие синтетические и вещества поверхностно-активные.

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 22567.5-93, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

- ГОСТ 30740-2000. Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Технические условия.

- ГОСТ 25945-98. Материалы и изделия полимерные строительные герметизирующие. Методы испытаний.

- ГОСТ 11501-78. Битумы нефтяные. Методы определения глубины проникания иглы.

- ГОСТ 14925-79. Каучук синтетический цис-изопреновый. Технические условия.

- ГОСТ 305-82. Топливо дизельное. Технические условия.

- ГОСТ 12871-93. Асбест хризотиловый-хризотил. Технические условия.

- ГОСТ 2770-74. Масло каменноугольное для пропитки древесины. Технические условия.

- ГОСТ 16557-78*. Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Технические условия.

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52129-2003, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

- ОДМ 218.1.001-2005. Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.

Раздел 3. Термины и определения, обозначения

а) В настоящих Рекомендациях использованы следующие термины с соответствующими определениями.

Мостовое сооружение - искусственное сооружение, расположенное на автомобильной дороге и являющееся ее конструктивной частью, предназначенное для перевода транспортного пути (дороги) и водовода через различные препятствия. К этой группе сооружений относятся мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, скотопрогоны. Мостовое сооружение состоит из опор, пролетных строений, мостового полотна и регуляционных сооружений.

Надежность - применительно к деформационным швам - свойство конструкций сохранять во времени значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, то есть сохранять прочность, устойчивость, герметичность, способность воспринимать заданные величины перемещений концов пролетных строений, долговечность.

Долговечность сооружения - свойство сооружения сохранять работоспособное состояние в течение длительного периода времени с необходимыми перерывами на ремонт.

Срок службы - календарная продолжительность эксплуатации элементов пролетных строений от начала эксплуатации до перехода в предельное состояние.

Композиционный материал - конструкционный (металлический или неметаллический) материал, в котором имеются усиливающие его элементы в виде нитей, волокон или хлопьев более прочного материала. Примеры композиционных материалов: пластик, армированный борными, углеродными, стеклянными волокнами, жгутами или тканями на их основе; алюминий, армированный нитями стали, бериллия. Комбинируя объемное содержание компонентов, можно получать композиционные материалы с требуемыми значениями прочности, жаропрочности, модуля упругости, абразивной стойкости, а также создавать композиции с необходимыми магнитными, диэлектрическими, радиопоглощающими и другими специальными свойствами. Путем подбора состава и свойств наполнителя и матрицы (связывающего), их соотношения, ориентации наполнителя можно получить материалы с требуемым сочетанием эксплуатационных и технологических свойств. Использование в одном материале нескольких матриц (полиматричные композиционные материалы) или наполнителей различной природы (гибридные композиционные материалы) значительно расширяет возможности регулирования свойств композиционных материалов. Армирующие наполнители воспринимают основную долю нагрузки композиционных материалов.

Ремонт - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик сооружения, при выполнении которых не затрагиваются и иные характеристики надежности и безопасности сооружения.

Конструкция деформационного шва - конструктивный элемент мостового полотна, перекрывающий или заполняющий зазор между пролетными строениями или между пролетным строением и головной частью опоры (шкафной стенки устоя) в уровне проезжей части, не препятствующий их взаимным перемещениям, связанный анкерными устройствами с несущей конструкцией пролетного строения или дорожной одеждой и передающий на них усилия от взаимодействия транспортных средств, температуры и других факторов.

Заполнение деформационного шва - элемент конструкции деформационного шва, заполняющий зазор в уровне проезжей части.

Компенсатор - элемент конструкции деформационного шва, за счет деформации которого обеспечивается компенсация перемещений концов пролетного строения и сохраняется герметичность швов.

Дренаж - элемент одежды ездового полотна, обеспечивающий быстрый отвод воды из слоев одежды и состоящий из дренажного канала, дренирующего материала и дренажных трубок.

Мастика - смесь минерального порошка (наполнителя) с битумом или дегтем в горячем и холодном состоянии, применяемая для заполнения температурных (деформационных) швов и трещин (щелей). В зависимости от основы и наполнителя различают мастики: резино-битумная, битумно-полимерная и др.

Окаймление деформационного шва - элементы конструкции деформационного шва, окаймляющие в зазоре контуры сопрягаемых конструкций (торец пролетного строения, грань головной части опоры или шкафной стенки устоя), заанкеренные в них и предназначенные для воспринятия усилий от перекрывающих зазор элементов и предохранения окаймляемых элементов конструкции от разрушения при воздействии транспортных средств.

Одежда ездового полотна (дорожная одежда) - конструктивный элемент мостового полотна, включающий в себя все слои, уложенные поверх плит проезжей части или мостового настила (выравнивающий слой, гидроизоляция, защитный слой, покрытие).

Полимербетон - разновидность бетона, приготовленного из цементобетонной смеси на минеральном вяжущем с добавкой полимера.

Пластбетон - разновидность полимербетона, приготовленного из смеси, в составе которой в качестве вяжущего материала применены полимерные смолы.

Асфальтобетонная смесь - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка, минерального порошка) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в горячем состоянии.

Асфальтобетон - уплотненная асфальтобетонная смесь.

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон - уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

Мастично-щебеночная смесь - смесь кубовидного щебня и высокоэластичной мастики, перемешанных в горячем состоянии, которая используется, как правило, в конструкциях деформационных швов закрытого типа в качестве вставки над зазором концов сопрягаемых пролетных строений в уровне покрытия.

Стабилизирующая добавка - вещество, оказывающее стабилизирующее влияние на ЩМАС и обеспечивающее устойчивость ее к расслаиванию.

Литая асфальтобетонная смесь - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка), минерального порошка и битума, взятых в определенных пропорциях, перемешанных в нагретом состоянии, и укладываемая механизированным способом по литьевой технологии.

Армирующая геосетка - материал жесткой сетчатой структуры с плоскими ребрами, скрепленными в узлах с образованием ячеек.

Пришовная зона деформационного шва из полимерного бетона повышенной прочности типа бетофлекс

С 1997 г. фирма занимается устройством деформационных швов мостовых сооружениях (МКАД, Третье транспортное кольцо, пролетные строения в районе Ростокино (Проспект Мира-1 и Проспект Мира-2), Новоарбатский мост (большой комплекс работ по монтажу деформационных швов на лево- и правобережной эстакадах), участки трассы на Крымском мосту, на эстакадах в аэропорту «Шереметьево -2» и многих других мостах, путепроводах, тоннелях в Москве и регионах России).
ООО «Дефшов» устанавливает деформационные швы немецкой фирмы «Маурер» с применением полимербетона холодной полимеризации “Betoflex” (Бетофлекс). Их главное преимущество - высокая герметичность и стойкость к воздействию нагрузок и агрессивных факторов окружающей среды. Благодаря тому, что шов монтируется непосредственно в асфальт, а не в бетонную плиту, по истечении срока службы он легко вынимается и заменяется новым, что существенно ускоряет сроки ремонта. Более 16 км швов Maurer Betoflex установлено фирмой на в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, на Федеральных дорогах: «Урал», «Дон», «Россия».

Деформационный шов Maurer Betoflex

В 2007-2009гг. ООО «Дефшов» использует полимербетон Бетофлекс при устройстве переходных зон деформационных швов на объекте: «Сооружение участка Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова» (Опоры№№ 1, 1 правобережной эстакады, №6,№9), а также на МКАД (Химкинский мост, Бесединский мост).
За последние 5 лет фирмой было установлено около 6 км (всего более 11км) деформационных швов «ТормаДжоинт», английской фирмы-производителя - «Prismo».
Шов - максимально пластичный и близкий по своему составу к асфальту. В отличие от традиционных швов, он не содержит металлических элементов, выдерживает высокие температурные нагрузки и образует с асфальтом единое герметичное соединение.


Деформационный шов Thorma®Joint

Раздел 1. Область применения

Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по применению современных материалов в сопряжении дорожной одежды с деформационными швами мостовых сооружений" (далее - "Рекомендации") обращает внимание на важность правильного сопряжения всех слоев дорожной одежды ездового полотна (далее - "одежды") со стальным окаймлением деформационных швов в мостовых сооружениях на автомобильных дорогах. В "Рекомендациях" приведены схемы сопряжений, рекомендуемые для случаев использования различных конструкций деформационных швов при различной интенсивности движения на дороге в различных климатических районах.

Рекомендации направлены на повышение эксплуатационных качеств и срока службы деформационных швов с металлическим окаймлением, одежды с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями и в целом конструкции мостового сооружения. Они предназначены для использования при разработке проектов ремонта, капитального ремонта, реконструкции и строительства мостовых сооружений, а также при ремонте деформационных швов, выполняемых в рамках работ по содержанию мостовых сооружений (в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса России 12.11.2007 № 160).

Раздел 2. Нормативные ссылки

- ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

- ГОСТ 31015-2002. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия.

- ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

- ГОСТ 7473-94 Смеси бетонные. Технические условия.

- ГОСТ 10060.0-95 Бетон. Методы определения морозостойкости.

- ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.

- ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия.

- ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.

- ГОСТ 9757-90 Гравий, щебень и песок искусственные. Технические условия.

- СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги/Госстрой России.

- ОДН 218.017.03. Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций.

- ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

- ГОСТ 12730.5-84 Бетоны. Методы определения пористости.

- ГОСТ 3900-85 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности

- ГОСТ 22567.5-77 Средства моющие синтетические и вещества поверхностно-активные.

- ГОСТ 30740-2000 Материалы, герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Технические условия

- ГОСТ 25945-98 Материалы и изделия полимерные строительные герметизирующие. Методы испытаний.

- ГОСТ 11501-78. Битумы нефтяные. Методы определения глубины проникновения иглы.

- ГОСТ 14925-79. Каучук синтетический цис-изопреновый. Технические условия

- ГОСТ 305-82. Топливо дизельное. Технические условия.

- ГОСТ 12871-93. Асбест хризотиловый-хризотил. Технические условия

- ГОСТ 2770-74 Масло каменноугольное для пропитки древесины. Технические условия

- ГОСТ 16557-78 Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Технические условия.

- ОДМ 218.1.001-2005. Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.

Раздел 3. Термины и определения, обозначения

а) В настоящих рекомендациях использованы следующие термины с соответствующими определениями.

Мостовое сооружение - искусственное сооружение, расположенное на автомобильной дороге и являющееся ее конструктивной частью, предназначенное для перевода транспортного пути (дороги) и водовода через различные препятствия. К этой группе сооружений относятся мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, скотопрогоны. Мостовое сооружение состоит из опор, пролетных строений, мостового полотна и регуляционных сооружений.

Надежность - применительно к деформационным швам - свойство конструкций сохранять во времени значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, то есть сохранять прочность, устойчивость, герметичность, способность воспринимать заданные величины перемещений концов пролетных строений, долговечность.

Долговечность сооружения - свойство сооружения сохранять работоспособное состояние в течение длительного периода времени с необходимыми перерывами на ремонт.

Срок службы - календарная продолжительность эксплуатации элементов пролетных строений от начала эксплуатации до перехода в предельное состояние.

Композиционный материал - конструкционный (металлический или неметаллический) материал, в котором имеются усиливающие его элементы в виде нитей, волокон или хлопьев более прочного материала. Примеры композиционных материалов: пластик, армированный борными, углеродными, стеклянными волокнами, жгутами или тканями на их основе; алюминий, армированный нитями стали, бериллия. Комбинируя объемное содержание компонентов, можно получать композиционные материалы с требуемыми значениями прочности, жаропрочности, модуля упругости, абразивной стойкости, а также создавать композиции с необходимыми магнитными, диэлектрическими, радиопоглощающими и другими специальными свойствами. Путем подбора состава и свойств наполнителя и матрицы (связывающего), их соотношения, ориентации наполнителя можно получить материалы с требуемым сочетанием эксплуатационных и технологических свойств. Использование в одном материале несколько матриц (полиматричные композиционные материалы) или наполнителей различной природы (гибридные композиционные материалы) значительно расширяет возможности регулирования свойств композиционных материалов. Армирующие наполнители воспринимают основную долю нагрузки композиционных материалов.

Ремонт - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик сооружения, при выполнении которых не затрагиваются и иные характеристики надежности и безопасности сооружения.

Конструкция деформационного шва - конструктивный элемент мостового полотна, перекрывающий или заполняющий зазор между пролетными строениями или между пролетным строением и головной частью опоры (шкафной стенки устоя) в уровне проезжей части, не препятствующий их взаимным перемещениям, связанный анкерными устройствами с несущей конструкцией пролетного строения или дорожной одеждой и передающий на них усилия от взаимодействия транспортных средств, температуры и других факторов.

Заполнение деформационного шва - элемент конструкции деформационного шва, заполняющий зазор в уровне проезжей части.

Компенсатор - элемент конструкции деформационного шва, за счет деформации которого обеспечивается компенсация перемещений концов пролетного строения и сохраняется герметичность швов.

Дренаж - элемент одежды ездового полотна, обеспечивающий быстрый отвод воды из слоев одежды и состоящий из дренажного канала, дренирующего материала и дренажных трубок.

Мастика - смесь минерального порошка (наполнителя) с битумом или дегтем в горячем и холодном состоянии, применяемая для заполнения температурных (деформационных) швов и трещин (щелей). В зависимости от основы и наполнителя различают мастики: резинобитумная, битумно-полимерная, и др.

Окаймление деформационного шва - элементы конструкции деформационного шва, окаймляющие в зазоре контуры сопрягаемых конструкций (торец пролетного строения, грань головной части опоры или шкафной стенки устоя), заанкеренные в них и предназначенные для восприятия усилий от перекрывающих зазор элементов и предохранения окаймляемых элементов конструкции от разрушения при воздействии транспортных средств.

Одежда ездового полотна (дорожная одежда) - конструктивный элемент мостового полотна, включающий в себя все слои, уложенные поверх плит проезжей части или мостового настила (выравнивающий слой, гидроизоляция, защитный слой, покрытие.)

Полимербетон - разновидность бетона, приготовленного из цементобетонной смеси на минеральном вяжущем с добавкой полимера.

Пластбетон - разновидность полимербетона, приготовленного из смеси, в составе которой в качестве вяжущего материала применены полимерные смолы.

Асфальтобетонная смесь - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка, минерального порошка) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в горячем состоянии.

Асфальтобетон - уплотненная асфальтобетонная смесь.

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон - уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

Мастично-щебеночная смесь - смесь кубовидного щебня и высокоэластичной мастики, перемешанных в горячем состоянии, которая используется, как правило, в конструкциях деформационных швов закрытого типа в качестве вставки над зазором концов сопрягаемых пролетных строений в уровне покрытия.

Стабилизирующая добавка - вещество, оказывающее стабилизирующее влияние на ЩМАС и обеспечивающее устойчивость ее к расслаиванию.

Литая асфальтобетонная смесь - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня песка), минерального порошка и битума, взятых в определенных пропорциях, перемешанных в нагретом состоянии, и укладываемая механизированным способом по литьевой технологии.

Армирующая геосетка - материал жесткой сетчатой структуры с плоскими ребрами, скрепленными в узлах с образованием ячеек.

б) Условные обозначения

В настоящих рекомендациях приняты следующие условные обозначения:

ЩМА - щебеночно-мастичный асфальтобетон

ЩМАС - щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь

СКЗ - строительная климатическая зона

БРМ - битумно-резиновые мастики

СКИ - синтетический каучук изопреновый

МБИ - мастика битумно-изопреновая

РБМ - резинобитумная мастика

ПБМ - полимерно-битумная мастика

ВМБ - высококачественный мелкозернистый бетон

МБ - модификатор бетона

ПЭПА - отвердитель полиэтиленполиамин

ПАВ - поверхностно-активные вещества

КАП - катионно-адгезионная полимерная добавка

Раздел 4. Введение

Методические рекомендации разработаны для повышения эксплуатационных качеств и срока службы мостовых сооружений за счет использования новых современных материалов при устройстве сопряжения деформационных швов с одеждой. При разработке "Рекомендаций" использованы материалы многочисленных обследований мостовых сооружений с различными конструктивными решениями перекрытия деформационных швов и узлов примыкания к ним конструкций одежд, а также опытных работ по применению различных материалов для покрытий.

Рекомендации содержат указания по выбору материалов и схем сопряжения одежды с окаймлением деформационных швов с целью повышения надежности (работоспособности, ремонтопригодности и срока службы) участков сопряжения. Это обеспечит улучшение показателей долговечности несущих конструкций пролетных строений и всего сооружения в целом, а также непосредственно конструкций деформационных швов.

Раздел 5. Конструктивные решения узла примыкания одежды ездового полотна к окаймлению деформационных швов

а) Конструкции окаймлений деформационных швов должны быть заанкерены в несущих конструкциях пролетных строений посредством омоноличивания арматурных элементов окаймлений, либо с помощью "химических" анкеров, устанавливаемых в пробуренных в несущих конструкциях отверстиях, и связанных с арматурными элементами окаймлений.

Анкеровка окаймлений шва омоноличиванием их в пределах толщины дорожной одежды без арматурной связи с несущими конструкциями пролетных строений на проезжей части не допускается.

б) Применение конструкций деформационных швов с анкеровкой окаймлений в толще одежды допускается на пешеходных мостах, на тротуарах. Применение указанного способа анкеровки окаймлений возможно при устройстве перекрытия деформационного шва в двухуровневом исполнении:

- в уровне плиты проезжей части устраивают конструкцию перекрытия капитального типа с анкеровкой в несущей конструкции;

- в уровне проезжей части выполняют легко заменяемую конструкцию, анкеруемую в пределах толщины дорожной одежды. Такое техническое решение может быть применено на мостовых сооружениях на автомагистралях в городах и вблизи больших городов с интенсивностью движения по одной полосе, превышающей 10 тыс. авт. в сутки, что связано со сложностью ремонта и замены конструкций, заанкеренных в несущих конструкциях, при высокой интенсивности движения.

в) Конструктивное решение узла примыкания одежды на мостовом сооружении к окаймлению деформационного шва зависит от ее толщины, размеров по высоте краевого элемента окаймления, способа его анкеровки.

При выборе и привязке конструкции деформационного шва к сооружению и ее заказе следует отдавать предпочтение конструкциям, высота окаймлений которых позволяет осуществить укладку дорожной одежды таким образом, чтобы покрытие проезжей части непосредственно примыкало к окаймлению.

При применении конструкций деформационных швов, окаймления которых имеют горизонтальный элемент, обращенный в сторону пролета, покрытие проезжей части (независимо от его материала) может быть заведено на этот элемент (на горизонтальную площадку) только при условии, что над ним толщина покрытия не уменьшается по сравнению с его толщиной в пролете.

То есть устройство в зоне узла сопряжения покрытия переменной толщины не допускается.

г) Укладка асфальтобетонного покрытия непосредственно на металлические элементы конструкции деформационного шва допускается только при условии, что на этом элементе имеется надежное прикрепление гидроизоляционного покрытия (защитно-сцепляющий слой), которое после укладки на него асфальтобетонного покрытия обеспечит их совместную работу (т.е. "приклеит" асфальтобетон к металлу).

При этом материал гидроизоляции должен иметь теплостойкость, обеспечивающую возможность укладки на него асфальтобетона определенного типа, а именно:

- теплостойкость гидроизоляционного материала при укладке на него уплотняемого асфальтобетона (температура смеси в момент уплотнения 145°С) должна быть не ниже 130°С;

- теплостойкость гидроизоляционного материала при укладке на него литого асфальтобетона с температурой до 220°С должна быть не ниже 150°С.

При этом материал гидроизоляции должен быть стоек против продавливания.

Заведение гидроизоляционного материала на горизонтальный элемент окаймления возможно только при устройстве конструкции дорожной одежды без бетонного защитного слоя над гидроизоляцией. Допускается заведение гидроизоляции под "козырек" окаймления при интенсивности движения до 5 тыс. авт. в сутки по дороге (рис. 1).

Рис. 1. Примеры заведения гидроизоляции "под козырек" окаймления

д) В случае, если над горизонтальным элементом окаймления или над элементами анкеровки окаймления не может быть уложено покрытие такой же толщины, как в пролете, окаймление деформационного шва должно быть заанкерено в бетонном массиве, верх которого находится на уровне проезжей части (рис. 2). При этом узел омоноличивания окаймления не должен быть отделен от несущей конструкции слоем гидроизоляции (рис. 3).

Рис. 2. Возможные схемы армирования бетонного прилива в местах анкеровки конструкций деформационных швов

1 - несущая способность,

2 - окаймление деформационного шва,

3 - анкеровка окаймления,

4 - участок омоноличивания окаймления,

5 - резиновый компенсатор,

6 - одежда ездового полотна мостового сооружения,

8 - защитный бетонный слой,

10 - дренажный канал

11 - выравнивающий слой,

12 - мастичное заполнение.

Рис. 3. Недопустимое разделение бетона омоноличивания слоем гидроизоляции

е) Для обеспечения долговременной бездефектной работы конструкций деформационных швов и примыкающих к ним участков дорожной одежды перед деформационными швами с верховой по продольному уклону стороны пролетного строения, а при расположении пролетного строения на горизонтальной площадке или с продольным уклоном до 5% - с обеих сторон, необходимо устройство дренажных систем для вывода воды, проникшей на уровень гидроизоляции.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

и) При интенсивности движения по полосе свыше 5 тыс. автомобилей (грузовых и легковых) в сутки в примыкании покрытия к деформационному шву (к металлу или бетону) следует устраивать переходной участок шириной 30 ¸ 50 см по всей длине шва, в котором верхний слой покрытия выполняют из более прочного материала: ЩМА, полимерасфальтобетона или мастично-щебеночной смеси. Область рационального применения этих материалов приведена в разделе 9.

Раздел 6. Конструкции одежды ездового полотна

а) На пролетных строениях с железобетонной плитой проезжей части

а I ) Применяемые конструкции одежд в значительной мере определяют конструктивное решение узла сопряжения их с конструкциями деформационных швов. Применяемые конструкции одежды ездового полотна приведены на рис. 4.

Рис. 4. Конструкция дорожной одежды

а) конструкция дорожной одежды с защитным слоем над гидроизоляцией, уложенной по выравнивающему слою;

б) то же с укладкой асфальтобетонного покрытия на гидроизоляцию

а II ) Выравнивающий слой выполняют из мелкозернистого бетона (не из цементно-песчаного раствора) с минимальной прочностью В25, F200-300, W6 и минимальной толщиной 30 мм. Его максимальная толщина зависит от способа придания поперечного уклона проезжей части. В табл. 1 приведены значения толщин выравнивающего слоя для различных габаритов проезжей части при поперечном уклоне 20‰.

Деформационные швы при устройстве бетонных полов

Возникновению деформации бетонных полов (стяжки) способствуют осадка сооружения, усадка в процессе твердения, вызревания бетона, изменение объема конструкции от температурных колебаний, в производственных помещениях – динамические воздействия.
Выполняя устройство бетонных полов, необходимо нарезать деформационные швы, чтобы обеспечить контроль мест появления трещин. Существуют основные типы деформационных швов – изоляционные, усадочные, конструкционные.

Изоляционные швы устраиваются путем прокладки изолирующего материала вдоль конструкций здания в местах стыковки бетонной стяжки со стенами, колонами, фундаментом для предотвращения передачи деформации от здания на стяжку пола и наоборот. Работы проводятся непосредственно перед устройством бетонных полов во время установки опалубки. Изоляционные швы в бетонных полах должны позволять стяжке двигаться вертикально и горизонтально относительно соприкосновения со стенами, колоннами и фундаментом. Правильное устройство бетонных полов не допускает контакт стяжки с другими конструкциями здания, так как в этом случае изолирующий шов не будет работать, а в месте контакта произойдет растрескивание бетона. Обычно толщина шва составляет 5-10мм.

Бетон во время твердения усаживается неравномерно, верхняя часть быстрее нижней, стяжка стремится «завернуться», края стяжки приподнимаются над центром, образующееся внутреннее напряжение приводит к образованию трещин. Устройство бетонных полов с деформационными швами позволит при усадке бетона дать трещину именно в заданной зоне, в виде прямой линии и предотвращает хаотичное растрескивание стяжки в процессе твердения.

Усадочные швы нарезаются на 2-7 сутки после укладки бетона, это зависит от скорости набора прочности. По логике, чем раньше нарезать швы, тем меньше вероятность растрескивания бетона. Но существует ограничение – бетон должен набрать определенную прочность, чтобы края шва при резке не разрушались. Если частицы наполнителя (щебня) выкрашиваются из бетона, то начинать нарезку рано. Если выкрашивания не происходит, необходимо сразу приступать к нарезке швов. Еще один очень важный фактор: если при устройство бетонных полов предусмотрена шлифовка бетона, то нарезка швов должна быть выполнена ДО шлифовки бетона. Дело в том, что шлифовка бетона вызывает достаточно сильную вибрацию, которая может привести к образованию трещин. Шлифовка бетона – это операция удаления (обдирки) верхнего слоя цементного молочка мозаично-шлифовальными машинами, обычно выполняется при устройстве полимерных покрытий. Не следует путать шлифовку бетона с операцией затирки (заглаживания) бетона бетоноотделочными машинами (вертолетами). Затирка бетона выполняется непосредственно при устройстве бетонных полов (укладке бетона), а шлифовка бетона – перед нанесением полимерного покрытия.

Деформационные швы в бетонных полах позволяют контролировать появление трещин, и является неотъемлемой частью технологии устройства бетонных полов.

Устройство бетонных полов с грамотно выполненными деформационными швами обеспечит долгосрочную и надежную эксплуатацию пола.

Пришовная зона деформационного шва из полимерного бетона повышенной прочности типа бетофлекс

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Деформационные швы мостовых сооружений на автомобильных дорогах

1 РАЗРАБОТАН ООО "Деформационные швы и опорные части".

2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) содержит рекомендации по классификации, конструированию, расчету, использованию при проектировании, установке конструкций деформационных швов, применяемых в мостовых сооружениях на автомобильных дорогах Российской Федерации.

1.2 Положения настоящего методического документа предназначены для использования организациями, выполняющими работы по разработке (включая исследования) конструкций деформационных швов (КДШ), проектированию и изготовлению КДШ, а также по их применению при строительстве и ремонте мостовых сооружений.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 262-93 (ИСО 3479) Резина. Определение сопротивления раздиру (раздвоенные, угловые и серповидные образцы)

ГОСТ 263-75 Метод определения твердости по Шору А

ГОСТ 270-75 Резина. Метод определения упругопрочностных свойств при растяжении

ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 535-2005 Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия

ГОСТ 2590-2006 Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент

ГОСТ 2889-80 Мастика битумная кровельная горячая. Технические условия

ГОСТ 5582-75 Прокат тонколистовой коррозионно-стойкий, жаростойкий и жаропрочный. Технические условия

ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 6713-91 Сталь углеродистая и низколегированная конструкционная - для мостостроения

ГОСТ 7912-74 Метод определения температурного предела хрупкости

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8509-93 Уголки стальные горячекатаные равнополочные

ГОСТ 8510-86 Уголки стальные горячекатаные неравнополочные. Сортамент

ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8829-94 Изделия строительные железобетонные и бетонные заводского изготовления. Методы испытания нагружением. Правила оценки прочности, жесткости и трещиностойкости

ГОСТ Р 9.029-74* Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы испытаний на стойкость к старению при статической деформации сжатия

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 9.029-74. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 9.715-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Материалы полимерные. Методы испытаний на стойкость к воздействию температуры

ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Методы определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

ГОСТ 11507-78 Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу

ГОСТ 14759-69 Клеи. Метод определения прочности при сдвиге

ГОСТ 14925-79 Каучук синтетический цис-изопреновый. Технические условия

ГОСТ 19281-89 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 25945-98 Материалы и изделия полимерные строительные герметизирующие нетвердеющие. Методы испытаний

ГОСТ 26589-94 Мастики кровельные и гидроизоляционные. Методы испытаний

ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

СП 35.13330.2011 Мосты и трубы (актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*)

EN 10025-1:2004* Горячекатаная продукция из конструкционных сталей

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 конструкция деформационного шва: Конструктивный элемент мостового полотна, перекрывающий или заполняющий зазор между пролетными строениями или между пролетным строением и опорой, не препятствующий их взаимным перемещениям, связанный анкерными устройствами с несущей конструкцией пролетных строений и опор моста и передающий на них усилия от взаимодействия транспортных средств, температуры и других факторов.

3.2 окаймление деформационного шва: Элементы конструкции деформационного шва, окаймляющие в зазоре контуры сопрягаемых конструкций (дорожную одежду на сооружении, торец пролетного строения, грань головной части опоры или шкафной стенки устоя), заанкеренные в них и предназначенные для восприятия усилий от перекрывающих зазор элементов и предохранения окаймляемых элементов конструкции от разрушения при воздействии транспортных средств.

3.3 заполнение деформационного шва: Элемент конструкции деформационного шва, заполняющий зазор в уровне проезжей части.

3.4 компенсатор: Элемент конструкции деформационного шва, за счет деформации которого обеспечивается компенсация перемещений концов пролетного строения и сохраняется герметичность швов.

3.5 мастика: Смесь минерального порошка (наполнителя) с битумом или дегтем в горячем и холодном состоянии (основа), применяемая для заполнения температурных (деформационных) швов и трещин (щелей). В зависимости от основы и наполнителя различают следующие виды мастик: резинобитумную, битумно-полимерную, полимерно-битумную и др.

3.6 дренаж: Элемент одежды ездового полотна, обеспечивающий быстрый отвод воды из слоев одежды и состоящий из дренажного канала, дренирующего материала и дренажных трубок.

3.7 полотно мостовое: Совокупность всех элементов, расположенных на плите проезжей части пролетных строений, предназначенных для обеспечения нормальных условий и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также для отвода воды с проезжей части; включает одежду ездового полотна, тротуары, ограждающие устройства, устройства для водоотвода, обогрева и освещения, деформационные швы и сопряжение моста с подходами.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем методическом документе применены следующие обозначения и сокращения:

: Предельные перемещения для той или иной конструкции шва.


: Допустимые перемещения на материал заполнения при снижении или повышении температуры воздуха.


: Расчетные перемещения концов пролетных строений в трех плоскостях от температурных изменений.


: То же, от постоянных нагрузок.


: То же, от временной нагрузки.


: То же, от усадки и ползучести бетона.


: Максимальный и минимальный зазоры между элементами КДШ в уровне покрытия.

: Ширина зазора в момент его заполнения (установки КДШ).

: Ширина конструкции шва.


: Наибольшая и наименьшая нормативные температуры воздуха.

: Температура воздуха при заполнении зазора (установке КДШ).

: Относительное удлинение материала при растяжении.

: Коэффициент условия работы мастичного заполнения.


: Усилие, приходящееся на горизонтальный и вертикальный анкеры (выпуск арматуры).

: Вертикальное и горизонтальное усилия от подвижной нагрузки, приходящейся на КДШ.


: Продольные и поперечные перемещения концов пролетных строений в горизонтальной плоскости.

: Вертикальное перемещение конца пролетного строения.


: Угол поворота торца балки в продольной и поперечной плоскостях (по отношению к оси пролетного строения).

Читайте также: