Превышение граней смежных плит сборных цементно бетонных покрытий

Обновлено: 18.05.2024

Технологическая карта на устройство временных автомобильных дорог из железобетонных плит

Технологическая карта содержит решения по организации и технологии устройства временных автодорог с покрытием из сборных железобетонных плит по песчаной подготовке. Технологическая карта предназначена для производственного персонала, инженерно-технических работников строительных и проектных организаций

Открытое акционерное общество
Проектно-конструкторский и технологический институт промышленного строительства

ОАО ПКТИпромстрой

Генеральный директор, к.т.н.

«22» марта 2005 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯКАРТА НА УСТРОЙСТВО ВРЕМЕННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1Технологическая карта составлена на производство работ по устройству временных внутриплощадочных,подъездных и внутриквартальных автомобильных дорог из сборных железобетонныхплит.

1.2 В составработ, рассматриваемых картой, входит:

- устройствоподстилающего слоя из песка;

- сварка скоби плит;

- заделкастыков и швов.

1.3 Припривязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительствауточняются: направление монтажа плит и движение крана в зависимости от общегонаправления работ на трассе, разбивка на участки и захватки в соответствии спроектом производства работ. При привязке уточняются также объемы работ,калькуляция трудовых затрат, средства механизации с учетом максимальногоиспользования наличного парка монтажных механизмов.

1.4 Формаиспользования технологической карты предусматривает обращение ее в сфереинформационных технологий с включением в базу данных по технологии иорганизации строительного производства автоматизированного рабочего местатехнолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1 До началаработ по устройству временной автодороги должны быть выполнены следующиеработы:

- освещена иразбита трасса дороги;

- установленывременные здания и сооружения в объеме, необходимом для производства работ;

- доставленына площадку механизмы и инструменты;

- устроеноосвещение мест производства работ и бытовых помещений;

2.2 Припроизводстве работ по строительству дорог, а также при приемке их вэксплуатацию должны соблюдаться требования СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», СНиП3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», СНиП 3.03.01-87 «Несущие иограждающие конструкции».

2.3 Работы построительству временных автодорог осуществляют поточным методом, обеспечивающимравномерное и непрерывное производство работ механизмов и рабочих.Технологическая схема устройства дороги из сборных железобетонных плитприведена на рисунке 1.


Рисунок 1 - Технологическая схема устройства дороги из сборныхжелезобетонных плит

2.4 Принебольших объемах работ и на участках малой протяженности, где применениепоточного метода нецелесообразно, работы производят цикличным методомпоочередно на всем протяжении дороги.

2.5 К началудорожных работ должны быть устроены, ограждения мест производства работ ирасставлены знаки и информационные щиты с указанием видов работ и сроков ихвыполнения.

УСТРОЙСТВО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

2.6 Кустройству земляного полотна (корыта) приступают после срезки растительногослоя и выполнения разбивочных геодезических работ.

2.7 Срезкарастительного слоя производится продольными проходами бульдозера марки ДЗ-101.Срезаемый грунт вывозится за пределы участка, если он не может бытьиспользован.

2.8 Ширинакорыта в выемке должна быть больше ширины покрытия на 0,5 м.

2.9 Технологияустройства врезного корыта включает следующие операции: зарезание грунта иперемещение в конус, погрузка грунта в автосамосвалы и вывоз наавтомобилях-самосвалах, планировка поверхности дна.

2.10 Бульдозерзарезает и перемещает грунт вдоль корыта, образуя конус соответствующей высоты.Затем погрузчиком ПУМ-500 погружают грунт на автомобили-самосвалы с еготранспортировкой в установленные места.

2.11 Дляобеспечения фронта работ по устройству песчаного подстилающего слоя работы поустройству корыта должны вестись с опережением не менее одной смены.

УСТРОЙСТВО ПЕСЧАНОГО ПОДСТИЛАЮЩЕГО СЛОЯ.

2.12 Кустройству подстилающего слоя приступают после приемки земляного полотна. Песокдля подстилающего слоя должен иметь коэффициент фильтрации в уплотненномсостоянии не менее 3 м/сутки.

2.13Технологический процесс устройства песчаного слоя включает: разгрузку,распределение и уплотнение песка.

2.14 Песок дляустройства подстилающего- слоя доставляют в автомобилях-самосвалах иразравнивают бульдозером ДЗ-101 (ДЗ-101А). Окончательную планировку поверхностиподстилающего слоя под уплотнение при необходимости производят вручную. Толщинаслоя в рыхлом состоянии должна превышать проектную с учетом коэффициентаразрыхления 1,1.

2.15Одновременно определяют влажность песка. В случае необходимости песок увлажняютдо оптимального значения, рассчитывая необходимое количество воды по формуле(т/м 3 ),

где h - толщина отсыпаемого слояпеска, м;

Wо и We - соответственнооптимальная и естественная влажность в %;

d - объемная масса песка.

2.16Уплотнение производится прицепным пневмокатком ДСК-1 в сцепе с трактором С-100или площадочными вибраторами.

2.17Уплотнение начинают от обочины к оси дороги, при этом каждый след отпредыдущего прохода катка должен перекрываться при последующем проходе не менеечем на 1/3.

2.19 Повыполненным подстилающим слоям не допускается движение автотранспорта воизбежание нарушения профиля слоев и загрязнения материала.

2.20 Всепоследующие работы по строительству дороги выполняют после устройстваподстилающего слоя без значительного разрыва во времени.

УСТРОЙСТВО ПОКРЫТИЙ ИЗ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ПЛИТ

2.21 Доустройства сборного покрытия должны быть выполнены все работы, связанные сустройством земляного полотна и песчаного подстилающего слоя.

2.22 Сборныежелезобетонные плиты транспортируются с заводов специально оборудованнымибортовыми автомобилями или плитовозами.

Для устройствавременных дорог могут применяться плиты, выпускаемые промышленностью исоответствующие ГОСТ21924.0-84* «Плиты железобетонные для покрытий городских дорог. Техническиеусловия», приведенные в таблице 1.

Таблица 1 - Плиты железобетонные для временных дорог

2.23Картой предусмотрена укладка плит «с колес», без перегрузки плит в штабеля.

2.24 Монтажплит покрытий надлежит начать с маячного ряда, располагаемого по оси покрытияпри двускатном поперечном профиле покрытия и по краю - при односкатномпоперечном профиле.

Укладку плитпредусмотрено выполнять самоходными кранами в направлении продольной осипокрытия. Монтаж плит выполняется в следующей последовательности: плита краном снимаетсяс автомашины и наводится на место укладки с таким расчетом, чтобы подошва плитыоказалась на 3-5 см ниже поверхности уже уложенных смежных плит. Движениемстрелы уменьшается до минимума зазор в поперечном шве между укладываемой иуложенной плитами. Наконец, плита опускается на песчаный слой с таким расчетом,чтобы она коснулась его одновременно всей подошвой.

Продольные ипоперечные швы должны совпадать, ширина швов между смежными плитами не должнапревышать 20 мм, а уступ между плитами не более 5 мм.

С цельюобеспечения требуемой ровности покрытия плиты следует укладывать на выровненныйпесчаный слой.

2.25Окончательная посадка плит на основании должна производиться путем прикаткипокрытия гружеными автомобилями или катками на пневматических шинах доисчезновения видимых осадок плит.

2.26 Послеприкатки плита с гладкой опорной поверхностью должна иметь контакт с основанием(подстилающим слоем) по всей поверхности опирания. Площадь контакта проверяютвизуально по отпечатку на песчаном основании после поднятия плиты. Приположительном контакте основания с плитой последняя укладывается окончательно.

При зазорахмежду скобами более 4 мм на них накладывается стальной стержень диаметром на2-3 мм больше зазора и приваривается с обеих сторон.

Дляобразования швов расширения через каждые четыре плиты (24 м) скобы не должнысвариваться.

Герметизацияшвов выполняется следующими способами. За исключением швов расширения,поперечные швы на 2/3 глубины паза заполняются цементно-песчаным раствором, на1/3 - битумно-полимерной мастикой. Швы расширения на всю глубину заполняютсямастикой.

Продольные швыпри сварке монтажных скоб заполняются цементно-песчаным раствором на всюглубину шва. Заливка швов выполняется мастикой в два этапа: после оседаниямастики при первой заливке швов доливается снова и излишек срезаетсязаостренным резаком заподлицо с поверхностью покрытия.

Схемыорганизации рабочих мест по устройству временной автодороги приведены нарисунках 2-4.


1 - бульдозер ДЗ-101; 2 - автосамосвал ЗИЛ-ММЗ-555; 3 - погрузчикПУМ-500.
Рисунок 2 - Организация рабочего места при устройстве корыта


1 - бульдозер ДЗ-101; 2, 3 - дорожные рабочие; 4 - площадочный вибратор; ¬ - направление работ.
Рисунок 3 - Схема организации рабочего места при устройстве песчаногоподстилающего слоя


1, 2, 3 - монтажники; 4 - автокран; 5 - плитовоз ¬ -направление укладки дорожных плит.
Рисунок 4 - Организация рабочего места при укладке дорожных плит

Приемы труда при выполнении работ приведены на рисунках:


1. Устройство корыта

Бульдозер продольными проходами вдоль оси дороги производит разработку грунта растительного слоя и его перемещение в конус


2. Погрузка грунта в автосамосвалы

Тракторный погрузчик подбирает грунт, сдвинутый бульдозером, и производит погрузку в автосамосвалы


3. Разравнивание песка

Бульдозер продольными проходами вдоль оси дороги разравнивает песок, завезенный автосамосвалами в корыто


4. Планировка песчаного основания

Дорожные рабочие Р1 и Р2 лопатами разравнивают песок и проверяют профиль спланированной поверхности основания по шаблону.


5. Уплотнение песчаного подстилающего слоя вибратором

Дорожный рабочий Р3 включает двигатель площадочного вибратора и за фалы перемещает его по спланированной поверхности песчаного подстилающего слоя.


6. Устройство покрытия из сборных железобетонных плит

Автокран, установленный на ранее смонтированных плитах, производит монтаж дорожных плит «с колес». Монтажник M 1 осуществляет строповку и подает сигналы машинисту крана. Монтажники М2 и М3 укладывают плиту, проверяют по уровню правильность ее положения. Машинист крана поднимает предварительно уложенную плиту и отводит ее в сторону. Монтажники М2 и М3 устраняют неровности на песчаной постели и с помощью машиниста крана производят окончательную укладку плиты. Машинист крана подает стрелу для строповки следующей плиты. Уложенные плиты обкатываются самоходным катком. Электросварщик С1 выполняет сварку закладных элементов плит и скоб. Дорожные рабочие P 1, Р2, Р3 заполняют швы цементно-песчаным раствором, а температурные швы - битумной мастикой.

3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1 Пристроительстве дорог производится контроль качества работ на всех этапахстроительства.

3.2 Привходном контроле материалы и изделия для строительства временных дорог следуетпринимать по паспортам (сертификатам) и проверять их качество в соответствии стребованиями стандартов или технических условий на эти материалы и изделия, атакже указаниями, данными в чертежах дорожных одежд.

3.3Технические характеристики песка подстилающих слоев дорожных одежд должнысоответствовать требованиям ГОСТ 8736-93* .

3.4Технические характеристики плит должны соответствовать требованиям ГОСТ21924.0-84* .

Дорожные плитыдолжны иметь шероховатую лицевую поверхность, обеспечивающую коэффициентсцепления не менее 0,5.

Допускаемыеотклонения от размеров плит приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Допускаемые отклонения для плит временных дорог

Допускаемые отклонения, мм

Отклонение от линейного размера

длина и ширина плиты:

до 2,5 м включительно

свыше 2,5 до 4,0 м включительно

размеры выемок (монтажно-стыковые элементы)

Отклонение от прямолинейности

Прямолинейность профиля верхней поверхности плиты в любом сечении на всей длине или ширине:

до 2,5 м включительно

свыше 2,5 до 4,0 м включительно

Отклонение от плоскостности

Плоскостность лицевой поверхности плиты (при измерении от условной плоскости, проходящей через три крайние точки) при длине плиты:

до 2,5 м включительно

свыше 2,5 до 4,0 м включительно

Отклонение от перпендикулярности

Перпендикулярность смежных торцевых граней плит на участке длиной:

Отклонение от равенства диагоналей

Разность длин диагоналей лицевых поверхностей плит при их наибольшем размере (длине и ширине):

до 4,0 м включительно

3.5 Величины и количество допускаемых дефектов внешнего видадорожных плит приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Допускаемые дефекты

Не более 3 на 1 м 2

Околы бетона и ребер

Не. более 3 на 1 м 2

Толщина защитного слоя

3.6При устройстве земляного полотна и песчаного подстилающего слоя контролируетсястепень уплотнения грунта, соответствие отметок профилей проектным, ровностьоснований.

3.7 Размертвердых включений, в т.ч. мерзлых комьев, в насыпях и обратных засыпках недолжен превышать 2/3 толщины уплотненного слоя, но не более 15 см для грунтовыхподушек и 30 см для прочих насыпей и обратных засыпок.

3.8 Отклонениягеометрических размеров насыпей:

- положенияоси насыпей автомобильных дорог - не более ± 20 см;

- ширинынасыпей по верху и по низу - не более ± 15 см;

- отметокповерхностей насыпей - ± 5 см;

- крутизныоткосов насыпей - увеличение не допускается.

3.10 Контрольширины участка с поперечным и продольным уклоном, крутизны откосов земляногополотна, размещения и размеров водоотводных и дренажных устройств следуетпроизводить с помощью геодезических инструментов и шаблонов в процессепроизводства работ.

Допускаемыеотклонения от проектных размеров не должны превышать установленных в таблице 4.

Таблица 4 - Допускаемые отклонения от проектных размеров приустройстве дорог при использовании комплектов машин без автоматической системызадания вертикальных отметок

1. Земляное полотно

Высотные отметки продольного профиля, мм

Расстояние между осью и бровкой земляного полотна, см

Разница между показателями плотности верхнего слоя на одной поперечине (для дорог с усовершенствованными покрытиями), %

Поперечные размеры кюветов нагорных и других канав (по дну), см

Глубина кюветов при условии обеспечения стока, см

Продольные уклоны дренажей, %

Ширина насыпных берм, см

Толщина растительного грунта на откосах, %

2. Железобетонное покрытие

Ширина покрытия, см

Высотные отметки по оси, мм

Превышение граней смежных плит сборных цементно-бетонных покрытий, мм

3.11Плотность песчаного подстилающего слоя контролируют стандартнымипробобрателями. Для измерения коэффициентов фильтрации и оптимальногоуплотнения отбирают через каждые 50 м не менее трех образцов (по оси и нарасстоянии 1,5-2 м от кромок проез­жей части). Отклонения от коэффициентаоптимального уплотнения не должны превышать по абсолютной величине ± 0,02с количеством образцов до 10 %.

3.12 Послеопределения коэффициента оптимального уплотнения песок из каждых шестипробобрателей испытывают на фильтрацию.

3.13 Контролькачества покрытий дорог из сборных железобетонных плит заключается в проверкеполного опирания плит на песчаный подстилающий слой, ровности покрытия,прямолинейности продольных и поперечных рядов плит, ширины швов между плитами,правильности заполнения швов и применяемого состава резинобитумной мастики.

3.14 Приоперационном контроле качества работ по устройству дорог следует контролироватьне реже чем через каждые 100 м:

- высотныеотметки по оси дороги;

- толщину слоянеуплотненного материала по его оси;

- ровность(просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки покрытия(основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м отконцов рейки и друг от друга);

- постоянновизуально - цельность плит и стыковых элементов, качество сварки стыков изаполнения швов, соблюдение технологии строительства;

- не режеодного раза в смену - контакт плит с основанием (подстилающим слоем) поднятиемодной из 100 уложенных плит;

- превышениеграней смежных плит в продольных швах на трех поперечниках на 1 км, а впоперечных швах в 10 стыках на 1 км.

3.15Контрольную проверку контактирования плит сборного покрытия с основаниемследует осуществлять перед сваркой стыковых скоб поднятием одной из стауложенных плит, но не реже 1 раза в смену. Превышение краев смежных плит сборногопокрытия следует проверять в трех поперечниках на 1 км. В случае если высотауступов между плитами более 3 мм, производится подъем плит и удаление (илиподсыпка) песчаной смеси.

3.16Контролируемые параметры, состав и способы осуществления контроля качестваработ приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Состав операционного контроля качества работ

Наименование операций, подлежащих контролю

Контроль качества выполнения операций

Устройство земляного полотна

Срезка растительного грунта. Выемка корыта или насыпи. Качество грунта. Способы уплотнения. Геометрические размеры. Соблюдение геодезических отметок. Качество уплотнения

Теодолитом, нивелиром, рулеткой, режущим кольцом, визуально

В процессе и по окончании работ

Строительная лаборатория. Геодезическая

Распределение, планировка и уплотнение подстилающего слоя и основания

Качество грунта (песка). Качество уплотнения. Геодезические и геометрические размеры

Нивелиром, стальным метром и рулеткой, мерным шаблоном

Распределение технологического слоя

Качество песка. Равномерность распределения, соответствие толщины слоя

Монтаж покрытия дорог

Соответствие монтажных кранов. Проверка наличия паспортов на плиты. Внешний осмотр плит. Сохранение проектных уклонов. Плотность прилегания основания плит. Размерность швов

Нивелиром, стальным метром, визуально

Исправность механизма. Качество посадки плит. Сохранность проектных размеров и уклона

Соответствие компонентов и их качество для заполнения швов. Качество выполнения работ

4 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА,ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1 Устройстводорожных покрытий из сборного железобетона должно осуществляться при строгомсоблюдении требований СНиП12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», СНиП12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительноепроизводство», ПБ-10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», правилпожарной безопасности, предусмотренных в ГОСТ 12.1.004-91* и ППБ01-03 . Ответственность за состояние безопасности труда и промышленнойсанитарии возлагается на начальников и главных инженеров специализированных строительныхорганизаций.

4.2 Куправлению дорожными машинами допускаются рабочие не моложе 18 лет, прошедшиемедицинское освидетельствование и имеющие удостоверение на право управлениямашинами и водительские права.

4.3 Привыгрузке и распределении дорожных материалов находиться в кузовеавтомобиля-самосвала запрещается.

4.4 Водителямавтомобилей-самосвалов, доставляющих песчаную смесь к местам укладки, движениезадним ходом допускается производить только по сигналу дорожного рабочего.

4.5Становиться на кузов автомобиля-самосвала во время очистки кузова запрещается.

4.6 Находитьсярядом с движущимся катком, а также зажигать и регулировать форсункиавтогудронатора на ходу запрещается.

4.7 Присовместной работе ряда машин расстояние между ними должно быть не менее 10 м, амежду моторными катками - не менее 5 м.

4.8 Дляпредотвращения пожара на машинах с бензиновыми двигателями и форсунками должныбыть установлены огнетушители, а на битумовозах и автогудронаторах -дополнительно и ящики с песком.

4.9Запрещается заправка машин привозными горюче-смазочными материалами в местахпроизводства дорожно-строительных работ.

4.10 Рабочуюзону необходимо оградить. С наступлением темноты в зоне работ должны бытьустановлены сигнальные лампы красного цвета. Осветительные лампы мощностью до200 Вт подвешивают на высоте 2,5-3 м, а более 200 Вт - на высоте 3,5-10 м.Проект электроосвещения выполняет заказчик или по его заказу -специализированная проектная организация.

4.11 Рабочиедолжны быть обеспечены специальной одеждой и исправным инструментом всоответствии с действующими нормами ( ГОСТ12.4.011-89 ).

4.12Производство земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций(электрокабели, газопроводы и др.) допускается только с письменного разрешенияорганизации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций. К разрешениюдолжен быть приложен план (схема) с указанием расположения и глубины заложениякоммуникаций, составленный на основании исполнительных чертежей. До началаработ необходимо установить знаки, указывающие места расположения подземныхкоммуникаций.

4.13 Призавозе материалов на объекты строительства автомобилями должны соблюдатьсяследующие правила:

- лица, руководящие разгрузкой, не должныподходить к самосвалам, становиться на крылья и колеса, подниматься в кузов дополной остановки самосвалов;

- приразгрузке бортовых машин можно открывать борта после принятия соответствующихмер предосторожности от ушибов при возможном падении грузов и самих открываемыхбортов.

4.14 Приустройстве сборных покрытий доставленные на место работ железобетонные плитыразгружают автомобильными кранами непосредственно на покрытие дороги.

4.15 К монтажуплит допускаются лица, имеющие удостоверения на право выполнения монтажныхработ.

4.16 Приустановке строительных машин и применении транспортных средств с поднимаемымкузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снятьнапряжение с воздушной линии электропередачи.

Приобоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачиработу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешаетсяпроизводить по наряд-допуску при условии выполнения следующих требований:

а) расстояниеот подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении донаходящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть неменее указанного в таблице 2 СНиП12-03-2001 ;

б) корпусамашин, за исключением машин на гусеничном ходу, при их установкенепосредственно на грунте должны быть заземлены при помощи инвентарногопереносного заземления.

4.17 Припроизводстве работ по монтажу и демонтажу сборных покрытий рабочие должнынаходиться вне пределов опасной зоны. Перемещение стрелы крана с плитой надкабиной автомашины запрещается.

4.18 Приустановке плиты на место подходить к ней можно только в том случае, когда плитабудет находиться на высоте не более 50 см от поверхности основания.

4.19Выравнивать песчаное основание под приподнятой плитой разрешается только спомощью гладилки, насаженной на длинную рукоятку.

4.20 Рабочимзапрещается становиться на плиту во время ее укладки на основание.

4.21Запрещается осматривать основание под висящей плитой во время ее монтажа.

4.22 Все лица,находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работникибез защитных касок и других необходимых средств защиты к выполнению работ недопускаются.

5 ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ

5.1Потребность в машинах, оборудовании, механизмах и инструментах определяется

с учетомвыполняемых работ и технических характеристик согласно таблице 6.

Таблица 6 - Ведомость потребности машин, механизмов, оборудования,приспособлений и инструментов

Тонн. пересеч для заоч СЖД / СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги

7 Превышение граней смежных плит (в швах) монолитных цементобетонных:

Не более 5% результатов определений могут иметь значения до 15 мм, остальные до 7 мм

8 Прямолинейность продольных и поперечных швов покрытия и основания

9 Ширина пазов деформационных швов всех видов покрытий

Не более 10% результатов определений могут иметь значения до 4 мм, остальные - до 2 мм

Не более 20% результатов определений могут иметь значения до 5 мм, остальные - до 3 мм

Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от прямой линии до 10 мм, остальные до 5 мм.

Отклонения от проектных значений до ±20%, но не более 35 мм

8.6 При расчете дорожных одежд на прочность учитывают перспективную интенсивность движения автомобилей различных типов, которую следует приводить к интенсивности воздействия расчетной нагрузки на одну наиболее нагруженную полосу проезжей части.

В качестве расчетной следует применять нормативную нагрузку в случаях,

величина расчетной нагрузки проектируемой дороги меньше значения нормативной нагрузки;

предполагается движение транспортных средств с осевой нагрузкой, превышающей нормативную более чем на 5%, в количестве, не превышающем 5% суммарной интенсивности движения грузовых автомобилей и автобусов.

Нормативную нагрузку назначают в соответствие с 5.2.

В случае, когда в составе движения проектируемой дороги предусматривается регулярное обращение автомобилей с осевой нагрузкой, превышающей нормативную (5.2) более чем на 5%, в количестве более 5%, за расчетную следует принимать максимальную нагрузку на наиболее нагруженную ось автомобиля.

При определении осевой нагрузки для многоосных автомобилей фактическую номинальную нагрузку на ось тележки, определяемую по

паспортным данным, следует умножать на коэффициент

где - расстояние между осями тележки, м;

, , - параметры, определяемые в зависимости от капитальности дорожной одежды и числа осей тележки по таблице 8.3.

Численные значения параметров формулы (8.1)

Примечание - В числителе - для дорожных одежд капитального и облегченного типов, в знаменателе - для переходных.

8.7 Конструкции дорожных одежд низшего типа назначают по региональным типовым решениям, разрабатываемым на основе практического опыта.

Для автомобильных дорог с многополосной проезжей частью дорожную одежду для всех полос движения рассчитывают на одинаковую наибольшую расчетную нагрузку.

8.8 Дорожные одежды рассчитывают по трем условиям, обеспечивающим требуемый уровень надежности и долговечности конструкции: по прочности, морозоустойчивости и осушению.

При расчете дорожных одежд на прочность используют расчетные значения прочностных и деформационных характеристик материалов и грунта конструктивных слоев.

За расчетные значения деформационных характеристик (модулей упругости) принимают их табличные нормативные значения (среднеарифметические), установленные по результатам многочисленных испытаний материалов.

За расчетные значения прочностных характеристик (сцепление, угол внутреннего трения, растяжения при изгибе) принимают их табличные нормативные значения, полученные в результате многочисленных испытаний, с учетом коэффициента нормированного отклонения, принимаемого в зависимости от требуемого уровня надежности.

8.9 Для нежестких дорожных одежд капитального и облегченного типов расчет на прочность выполняют по трем критериям прочности:

по допустимому общему упругому прогибу конструкции; по допустимым напряжениям при изгибе монолитных слоев дорожной

одежды (расчет на растяжение при изгибе); по допустимым сдвигающим напряжениям в грунте и слабосвязных

дополнительных слоях основания (расчет по сдвигу).

Конструкции дорожных одежд низшего типа назначают по региональным типовым решениям, разрабатываемым на основе практического опыта.

8.10 Расчет на прочность покрытий из монолитного цементобетона проводят с учетом величины и повторяемости суммарных напряжений от нагрузок автомобилей и температуры с учетом требований ГОСТ Р 54257 .

Расчет жестких дорожных одежд на прочность должен включать расчет монолитного покрытия и расчет основания.

8.11 Расчет на прочность основания жестких дорожных одежд с монолитными и сборными покрытиями производят по условию предельного равновесия при сдвиге в дополнительных слоях основания и в земляном полотне.

8.12 Расчет асфальтобетонных покрытий на бетонных основаниях производят по двум условиям:

трещиностойкости асфальтобетонного покрытия в наиболее холодный месяц зимы;

прочности - предельной сопротивляемости покрытия и основания воздействию многократно повторяющихся нагрузок от автотранспортных средств.

Прочность асфальтобетонного покрытия на цементобетонном основании рассчитывают для наиболее неблагоприятного периода года - жарких летних месяцев, когда модуль упругости асфальтобетона минимален.

8.13 Расчет на морозоустойчивость как жестких дорожных одежд, так и нежестких проводят для неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях. Расчет выполняют путем определения (расчета) величины ожидаемого пучения грунта рабочего слоя земляного полотна и сравнения ее с допускаемой для данной конструкции величиной.

8.14 Расчет на осушение должен предусматривать определение толщины дренирующего слоя при заданном коэффициенте фильтрации материала слоя.

Расчет должен выполняться по принципу поглощения или по принципу полного осушения.

8.15 Покрытия должны иметь устойчивые во времени ровность и шероховатость поверхности, необходимые для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения. Значения глубин впадин шероховатости по апробированному методу "песчаное пятно", определяемые прибором типа КП-1319, должны соответствовать указанным в таблице 8.4.

Материал верхнего слоя покрытия

Минимальная средняя глубина впадин шероховатости, мм

8.16 Шероховатые покрытия с применением каменных материалов, устойчивых против шлифуемости под воздействием движения, предусматривают для достижения стабильных во времени высоких значений коэффициентов сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.

Требуемые значения коэффициентов сцепления в зависимости от особенностей их участков и условий движения при увлажненной поверхности покрытий приведены в таблице 8.5.

Характеристика участков дорог

Участки на кривых в плане радиусами от

250 до 1000 м, на спусках и подъемах с

уклонами от 30‰ до 60‰, участки в зонах

сужений проезжей части (при

реконструкции), а также участки дорог,

отнесенные к легким условиям движения,

при коэффициенте загрузки в пределах

Участки с видимостью менее расчетной;

подъемы и спуски с уклонами,

превышающими расчетные; зоны

пересечений в одном уровне, а также

участки, отнесенные к легким и

затрудненным условиям, при

коэффициенте загрузки свыше 0,5

Примечание - Коэффициенты сцепления установлены динамометрическим прицепным прибором ПКРС-2 ( ГОСТ 30413 ) без учета их снижения в процессе эксплуатации дороги. При использовании других приборов (в частности, портативных) их показания должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2.

Указанные в таблице 8.5 значения коэффициентов сцепления обеспечивают:

устройством шероховатой поверхности способом поверхностной обработки или втапливанием щебня марки по прочности не ниже 1000;

устройством покрытий из щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей и смесей типов А и Г с использованием щебня марки по прочности не ниже 1000 и дробленого песка изверженных горных пород;

специальной отделкой поверхности цементобетонных покрытий.

8.17 Крупношероховатые поверхности с высотой выступов 10-12 мм, получаемые путем поверхностной обработки с применением щебня размером 25-35 мм, рекомендуется предусматривать для устройства поперечных ("шумовых") полос на подходах (на расстоянии 250-300 м) к опасным участкам дорог. Ширину поперечных полос принимают 5-7 м, расстояние между полосами - от 30 м в начале до 10-15 м в конце. В промежутках между полосами покрытие должно иметь шероховатую поверхность с параметрами, соответствующими опасным условиям движения (по таблице 8.5).

8.18 Ровность поверхности покрытия оценивается:

просветами под трехметровой рейкой, получаемыми с помощью рейки или профилометра;

отклонениями (амплитудами) высотных отметок точек профиля, полученных нивелированием с шагом 5 м или профилометром;

международным индексом ровности IRI, полученным с помощью дорожного профилометра.

Методика измерений для метода трехметровой рейки и метода амплитуд приведена в ГОСТ 30412 .

Требования к показателям ровности по методу амплитуд и международному индексу ровности IRI для оснований и покрытий из асфальтобетона, цементобетона и из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущими, приведены в таблице 8.6, а методика измерений - в приложении Г.

Допустимые значения амплитуд,

Длина прямой линии, м

При этом 90% определений значений амплитуд отметок точек профиля должны быть в пределах, указанных в таблице 8.6, а 10% определений не должны превышать эти значения более чем в 1,5 раза.

Жесткие дорожные одежды

8.19 К жестким дорожным одеждам следует относить одежды, имеющие: цементобетонные монолитные покрытия; асфальтобетонные покрытия на основаниях из цементобетона;

сборные покрытия из железобетонных или предварительно напряженных железобетонных и армобетонных плит.

8.20 Толщину бетонных покрытий назначают по расчету с учетом вида оснований, но не менее приведенной в таблице 8.7.

Толщина покрытия, см, по категориям

Бетонное или из каменных материалов и грунтов, обработанных неорганическими вяжущими

Щебеночные и гравийные

8.21 В бетонном покрытии следует предусматривать поперечные и продольные швы. К поперечным относятся швы расширения, сжатия, коробления и рабочие. Система их расположения определяется с учетом климатологических и технологических особенностей условий строительства. Пересечение продольных и поперечных швов рекомендуется предусматривать под прямым углом. Расстояние между швами сжатия (длину плит) определяют расчетом.

Допускается назначать длину плит в зависимости от толщины покрытия с учетом климата согласно таблице 8.8.

Длина плиты, м, при толщине покрытия, см

Примечание - Континентальный климат характеризуется разницей между максимальной и минимальной температурами воздуха за сутки более 12 °С при повторяемости более 50 раз в год.

8.22 Покрытия из сборных железобетонных плит на автомобильных дорогах предусматривают для сложных природных условий или при высоких насыпях, когда трудно обеспечивать стабильность земляного полотна.

8.23 В основаниях из бетона класса В12,5 ( 1,6) и выше необходимо предусматривать продольные и поперечные швы сжатия и расширения.

8.24 Конструкции дорожных одежд со сборным покрытием из железобетонных и армобетонных плит допускается принимать на основе техникоэкономических обоснований в районах со сложными инженерногеологическими, гидрогеологическими и климатическими условиями с учетом ГОСТ Р 54257 .

8.25 Плиты сборного покрытия принимают по типовым проектам или по условиям прочности и трещиностойкости на действие колесной нагрузки и собственной массы плит при подъеме их за монтажные устройства и при укладке в штабеля и на транспортные средства.

8.26 Под сборные покрытия, укладываемые на песчаное основание, целесообразно устраивать сплошную прослойку из полотен геотекстиля на всю ширину покрытия с запасом по 0,5 м с каждой стороны и выпусками шириной 0,75 м от поперечных швов покрытия на откосы. При ширине плит более 1,5 м допускается устройство прослоек из полос геотекстиля шириной не менее 0,75 м под швами и кромками покрытия.

При соответствующем обосновании песчаное основание рекомендуется армировать объемными геоячейками.

8.27 На дорогах категорий I-III с насыпями высотой более 3 м из крупнообломочных грунтов с размерами обломков более 0,2 м, с насыпями на болотах при частичном выторфовывании высотой более 5 м из любых грунтов, у путепроводов через железные дороги в пределах до 200 м независимо от высоты насыпи, а также на участках дорог, где ожидаются неравномерные осадки земляного полотна, рекомендуется устраивать цементобетонные покрытия, армированные сетками.

8.28 При конструировании жестких дорожных одежд с верхним слоем из асфальтобетона должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие замедление процесса возникновения отдельных температурных трещин в покрытии, в том числе с использованием армирующих геосеток и геокомпозитов (приложение Д).

Нежесткие дорожные одежды

8.29 К нежестким следует относить все конструкции дорожных одежд, не отвечающие признакам, указанным в 8.19. Нежесткие дорожные одежды капитального и облегченного типов с усовершенствованным покрытием предусматривают с таким расчетом, чтобы за расчетный срок службы конструкции, возникающие деформации и разрушения могут быть устранены плановыми ремонтами исключительно покрытия.

8.30 Нежесткие дорожные одежды на полосах движения проезжей части следует рассчитывать на прочность с учетом кратковременного многократного действия подвижных нагрузок. Продолжительность действия нагрузки принимают равной 0,1 с и в расчет вводят соответствующие этой продолжительности значения модулей упругости и прочностных характеристик материалов и грунта.

Дорожную одежду на стоянках автомобилей и обочинах дорог рассчитывают на продолжительное действие нагрузки (длительностью не менее 10 мин) без учета повторности нагружения.

Дорожные одежды на остановках общественного транспорта, на подходах к перекресткам дорог и к пересечениям с железной дорогой следует рассчитывать как на многократное действие кратковременной нагрузки, так и на продолжительное нагружение, выбирая более мощную конструкцию.

8.31 Расчет нежестких дорожных одежд при кратковременном действии нагрузки следует выполнять по трем критериям прочности: упругому прогибу всей конструкции, сопротивлению сдвигу в грунте и в слабосвязных слоях дорожной одежды, сопротивлению монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе под расчетной нагрузкой.

Расчет нежестких дорожных одежд на длительное действие нагрузки выполняют по сдвигу в грунте и в слабосвязных слоях дорожной одежды.

8.32 Напряжения и деформации нежестких дорожных одежд и земляного полотна под действием расчетной нагрузки определяют с применением методов теории упругости для слоистого полупространства с учетом расчетных условий на контактах слоев. Допускается приводить многослойные дорожные одежды и земляное полотно к двум- и трехслойным расчетным моделям.

8.33 Независимо от результатов расчета на прочность дорожной одежды толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии следует принимать не менее приведенных в таблице 8.9.

Читайте также: