Покрытие из бетонных плит

Обновлено: 07.05.2024

Дорожки в саду из бетонных плит своими руками

Прочный, долговечный и доступный бетон относится к категории бюджетных материалов, применяемых для обустройства дорожек и площадок на приусадебной территории возле частного дома. Тротуарная плитка, брусчатка и плиты из натурального камня, изготовленные промышленным способом, обходятся значительно дороже, чем удобные и недорогие плиты для садовых дорожек, сделанные своими руками из бетонной смеси.

Для устройства дорожек и площадок из бетонных плит применяют два способа. В первом случае в заранее подготовленных формах изготавливают необходимое количество небольших по размеру плиток и после этого укладывают их на основу. При втором варианте заливка бетона для изготовления плит большого размера производится непосредственно на месте из расположения. В обоих случаях под них готовится специальная основа для того, чтобы исключить просадку тротуарного покрытия в результате воздействия влаги.

Подготовка основания дорожек

Для укладки бетонных плит на садовые и пешеходные дорожки необходимо подготовить надежное основание, состоящее из дренажного слоя и песчаной или цементно-песчаной подушки. Для этого верхний слой грунта снимают на 20-35 см и выстилают по дну траншеи покрытие из геотекстиля – нетканого гидроизолирующего рулонного материала. На это покрытие насыпают слой песка толщиной 3-4 см. Он нужен для того, чтобы острые края щебня не пробили полотно.

схема основания с геотекстилем и без него

На текстиль нужно насыпать слой щебенки средней фракции, которая будет исполнять роль дренажа для отвода поступающей с бетонных плит влаги и отвода грунтовых вод весной во время их подъема. Щебень хорошо трамбуется, сверху присыпается песком и накрывается еще одним слоем геотекстиля.

Два слоя нетканого полотна обеспечат свободный проход воды в грунт и исключат поступление влаги снизу, делая работу дренажного слоя достаточно эффективной. Кроме этого, геотекстиль предотвратит прорастание сорных растений внутри основы и между плитками садовых дорожек.

Накрытый дренаж засыпается песком или сухой цементно-песчаной смесью в соотношении 1:6.

Второй вариант засыпки основы позволяет плиточному покрытию выдерживать более высокие нагрузки, делая его долговечнее и прочнее.

Песок или сухая смесь хорошо трамбуется и выравнивается с помощью правила или ровного деревянного бруска. При этом необходимо предусмотреть уклоны для возможного стока воды с поверхности дорожки.

Изготовление плиток для поштучной укладки

Изготовители бетонных изделий предлагают на строительном рынке широкий ассортимент готовых бетонных плит различных размеров и конфигурации. Однако, если вы решили изготовить материал для мощения своими руками, то для этого потребуются формы и бетонная смесь.

Самые простые формы можно изготовить своими руками из деревянных брусков высотой не менее 50 мм и фанеры, которую используют в качестве дна. Дно можно изготовить и из других листовых материалов. Из дерева не трудно сделать прямоугольные, квадратные, трапециевидные или треугольные формы для изготовления бетонных плиток. Конструкция форм для бетонных плит должна предусматривать возможность их разборки для вынимания готовых плиток после твердения бетона.

схема формы для изготовления бетонных плит

Схема формы для изготовления бетонной плитки.

Смесь готовят из 1 части цемента ПЦ400, 2-х частей речного или промытого песка и 3-х частей щебня мелкой фракции (не более 10 мм). Все компоненты смешиваются в бетономешалке в сухом виде, а потом постепенно додается вода. Ее оптимальное количество составляет четверть от суммарного объема остальных компонентов. Если вы используете более крупный щебень, то количество воды увеличивается.

Лучшая консистенция для бетона позволяет сжать некоторое количество в руке и, комок после этого не будет распадаться.

Заливка бетонной смеси в формы для плит садовых дорожек производится в два этапа. Сначала форму необходимо смазать изнутри любой технической смазкой или отработанным маслом. Это облегчит вынимание готовых изделий.

Потом необходимо засыпать бетонную смесь в форму до половины. Положить на поверхность стальную армирующую сетку или куски арматуры, залить бетон до верха и выровнять поверхность. Время твердения бетона до начала укладки изделий на дорожку должно быть более 36 часов. Рекомендуемая толщина плит не должна быть менее 50 мм.

схема опалубки для заливки бетонной плиты

Изготовление плит на месте их установки

При такой технологии изготовления бетонных садовых дорожек используют формы, не имеющие дна. Их кладут и закрепляют на подготовленном основании и после этого заливают бетонной смесью за два раза с установкой армирующей сетки. Вместо сетки можно добавлять в бетон армирующие синтетические волокна. Тогда заливка в формы выполняется за 1 раз.

Можно отливать плиты большого размера и без форм, просто устанавливая опалубку желаемой формы. Таким способом изготавливают большие плиты различной конфигурации и получают очень оригинальное покрытие.

Состав компонентов бетонной смеси такой же, как при изготовлении штучных плит для садовых дорожек. А вот сами формы, не имеющие днища, делают из гибкого полосового пластика, тонкой фанеры и других листовых материалов. До момента твердения бетона рекомендуется сделать железнение поверхности. Для этого плиты поверху посыпают сухой цементно-песчаной смесью в соотношении 1:1 или только цементом марки ПЦ300. Слой присыпки — около 2-х мм.

финальная обработка поверхности

Цементную посыпку необходимо втереть в поверхность бетонных плит при помощи мастерка или широкого шпателя. Для железнения можно использовать смесь цемента с красящим пигментом. Это придаст поверхности плит для садовых дорожек более оригинальный вид и повысит их показатель по износостойкости. Если перед железнением поверхность плит присыпать мелкой мраморной крошкой или похожим материалом, то в зимнее время и после дождя поверхность дорожки не будет скользкими.

После твердения бетона формы или фигурная опалубка снимаются, а швы заполняются сухой цементно-песчаной смесью, гранотсевом, битым кирпичом, цветным щебнем мелкой фракции, мраморной крошкой или просто землей для возможного прорастания газонной травы.

Преимущества и недостатки

Главные достоинства пешеходных дорожек из бетонных плит своими руками заключаются в:

  1. доступной технологии изготовления;
  2. получении прочного и морозостойкого покрытия;
  3. использовании недорогих материалов;
  4. возможности выполнить все работы своими руками;
  5. долговечности и экологической чистоте.

К недостаткам бетонных тротуарных плит можно отнести повышенную истираемость поверхности с образованием пыли, и внешний вид, уступающий изделиям заводского изготовления.

Истираемость можно уменьшить если покрыть поверхность укрепляющим гидрофобным составом. Такая защита действует 5-7 лет, после чего ее необходимо обновлять.

В заключение

форма для заливки

Самостоятельное изготовление бетонных плит обходится значительно дешевле промышленно изготовленных изделий. Дизайн дорожек определяется формой, которую вы создаете самостоятельно в зависимости от собственных пожеланий и фантазии.

Для изготовления форм можно использовать не только новые материалы, но и различные подручные средства. Заливка на месте может производиться в самую обыкновенную опалубку, без использования специальных форм и приспособлений. Добавляя в бетон или в подсыпку для железнения цветные красящие пигменты можно получить оригинальную и красивую поверхность.

Сделайте на своем участке хотя бы одну дорожку из самодельных бетонных плит, и вы увидите все преимущества применения подобных технологий при изготовлении тротуарных покрытий.

Покрытие из бетонных плит


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРА С ПОКРЫТИЕМ ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

- покрытием из бетонных плит

- 100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

2.2. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, входят следующие технологические операции:

- подготовка корыта под тротуар;

- устройство песчаного подстилающего слоя;

- устройство щебеночного основания;

- устройство покрытия из бетонных плит.

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); виброплита TSS-VP90N (вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до К=0,95); специальное оборудование UNIMOBIL UM-SM для укладки плит.


Рис.1. Виброплита TSS-VP90T


Рис.2. Устройство для укладки UNIMOBIL UM-SM


Рис.3. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m


Рис.4. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.6. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Разновидности дорожных плит, их назначение и характеристики

image00.jpg

Историческая справка и перспективность

Впервые бетонные плиты решились использовать вместо дорожного полотна еще в начале минувшего столетия, а именно в 1909 году в США в городе Детройт. Эксперимент преследовал цель сравнить свойства и долговечность асфальтового покрытия с бетонной плитой. В результате проведенного анализа было выявлено, что асфальт изнашивается в течение 10 лет, в то время как бетонные плиты способны прослужить в четыре раза дольше до 40 лет без критических разрушений и деформаций. Вместе с тем асфальт должен подвергаться ремонтным работа каждые три-четыре года и в течение длительного промежутка времени, несмотря на дороговизну ЖБИ в виде плит, их практическое применение экономически является выгодным и оправданным.

Разновидности и особенности

Изготовление изделий регулируется ГОСТом 21924.0-84 «Плиты железобетонные для покрытий городских дорог. Технические условия». Базовая классификация дорожных плит делит их на 3 категории в зависимости от назначения и особенностей производства, зафиксированных в требованиях государственных стандартов.

  • ПДП – универсальные плиты наиболее востребованного типа, применяемые для строительства дорог временного/постоянного типа со средними показателями нагрузки (до 6000 кг на 1 колесо). К особенностям ПДП относится возможность повторного использования после демонтажа. В зависимости от марки бетона нагрузочная способность плит ПДП варьируется от 10 до 30 тонн. При этом изделия выдерживают морозы до - 50°С.

image02.jpg

  • ПДН – предварительно напряженные ЖБИ, обладающие более солидным запасом прочности и способные выдерживать колоссальные динамические нагрузки и снижение температуры до -55°C, что позволяет также использовать их в регионах с суровым климатом. Конструкционно плиты ПДН отличаются наличием прочного арматурного каркаса, благодаря которому изделия можно использовать при неблагоприятных и сложных обстоятельствах, например, при наличии мягкого грунта;

image01.jpg

  • ПАГ - обладающие наилучшими показателями прочности и солидной массой (средний вес плиты стандартного размера составляет порядка 5000 кг) аэродромные плиты, предназначенных для обустройства дорог для движения тяжелого транспорта и взлетно-посадочных площадок (соответственно ПАГ-14 и ПАГ-18). Аэродромные плиты отличаются наличием гладкого или рифленого покрытия и высокой нагрузочной способностью до 75 тонн при температуре окружающей среды до -35°С. Для изготовления изделий находит применение прочный бетон марки М350-400. Для плит ПАГ действует собственный стандарт в виде ГОСТа 25912-2015.

Изделия ЖБИ в виде плит имеют различное назначение, которое предусматривает:

  • использование плит для строительства дорожного полотна постоянного вида действия. В основе данных ЖБИ лежит каркас из напряженной заранее арматуры, предусматривающей воздействие высоких механических нагрузок;
  • применение дорожных плит из железобетона для сооружения временных дорог. Процесс их изготовления не предполагает использования предварительно напряженной арматуры.
  • употребление использованных ЖБИ. Одним из достоинств изделий является возможность быстрого демонтажа плит и повторного их использования, что особенно важно при возведении временных дорог.

image03.jpg

Тип конфигурации плит указывается в названии, предусматривая градацию ЖБИ:

  • П (1П, 2П и ПД) – плиты дорожные прямоугольной формы;
  • ПБ - плиты дородные прямоугольные с наличием одного совмещенного борта;
  • ПББ - плиты железобетонные прямоугольной формы с двумя совмещенными бортами;
  • ПТ - плиты дорожные в форме трапеции;
  • ПШ – дорожные плиты в форме шестиугольника;
  • ПШД - плиты ЖБИ в форме шестиугольника осевые диагональные;
  • ПШП - дорожные шестиугольные плиты осевые поперечные;
  • ДПШ - диагональная часть в виде половины формы шестиугольной дорожной плиты;
  • ППШ – половина поперечной ЖБИ плиты шестиугольной формы;
  • ПАГ – плиты специальные аэродромные с гладкой поверхностью;
  • ПДС – плиты дорожные для использования в северных районах с температурой окружающей среды ниже -40°С;
  • ПДН - плиты для применения в местах с труднопроходимыми и сложными грунтами климатическими и гидрологическими условиями;
  • П – плиты дорожные сборные;
  • ПУ - плита сборного типа усиленная;
  • ПЖ - плиты специализированные для железной дороги;
  • ПЖУ - плиты специального типа для жд пути усиленные.
  • МП – плиты дорожные монолитные с цементобетонным покрытием ;
  • МПа – плиты ЖБИ с монолитным армобетонным покрытием

Ключевыми характеристиками, определяющими качество дорожных плит, являются:

  • Морозостойкость;
  • Стойкость к водному воздействию (атмосферным осадкам);
  • Отличные прочностные характеристики;
  • Неподверженность механическим повреждениям;
  • Длительный срок интенсивной эксплуатации.
  • Маркировка и назначение

Техники производства дорожных плит подразумевают использование тяжелого бетона (марки от М350 и выше). Большинство производителей используют формовочный метод литья – в специализированную форму помещаются две арматурные сетки, равномерность расстояния между которыми обеспечивается с помощью фиксаторов. Далее в резервуар заливается бетонная смесь, процесс уплотнения и отверждения которой стимулируется путем применения вибрационных техник, после чего форма перемещается в термокамеру для окончательного застывания смеси.

image06.jpg

Для изготовления дорожных плит используют армированные каркасы из ненапряженной или предварительно напряженной арматуры из стали. Параметры водонепроницаемости и морозостойкости бетона учитывают климатические особенности региона эксплуатации согласно СНиП 2.01.01. Для упрочнения ЖБИ изделий использую примеси из известнякогового щебня, гранитного наполнителя, а также газообразующие и воздухововлекающие добавки.

Последний этап производства – маркировка готовых изделий, определяющая области их применения (например, изделия серии 1П и 2П предназначены соответственно для строительства постоянных и временных дорог).

image05.jpg

В соответствии ГОСТ 21924.0-84 марка изделия в виде дорожной плиты маркируется группой символов буквенно-цифрового вида, разделяемых дефисом.

В первой группе содержится обозначение вида или типа железобетонной плиты, где:

  • 1 – плиты дорожные для строительства постоянных дорог,
  • 2 – плиты дорожные для возведения временных дорог;
  • П – изделие прямоугольное;
  • ПБ – ЖБИ прямоугольной формы с одним совмещенным бортом;
  • ПББ – плита в форме прямоугольника с наличием двух совмещенных бортов;
  • ПТ – плита дорожная трапецеидальной формы;
  • ПШ – изделие в форме шестиугольника;
  • ПШД – плита дорожная в виде шестиугольника осевая диагональная;
  • ПШП – изделия шестиугольные осевые поперечные;
  • ДПШ - диагональная дорожная плита в форме половины от шестиугольной плиты;
  • ППШ - поперечная половина дорожной плиты в формате 1/2 шестиугольного изделия.

Далее приводятся размеры номинальных величин, измеряемых в дециметрах с их округлением до целого числа:

Покрытие из бетонных плит

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ПОДЪЕЗДНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА СО СПЛОШНЫМ ПОКРЫТИЕМ ИЗ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПЛИТ

УСТРОЙСТВО СБОРНОГО ЦЕМЕНТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ (II-я очередь)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту - ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.

ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства дорожно-строительных работ по устройству сборного цементобетонного покрытия из железобетонных плит с разборкой, перекладкой и заменой дефектных плит, устройством компенсационных и деформационных швов.

Определён состав производственных операций, разработаны требования к контролю качества и приёмке работ, рассчитаны плановая трудоёмкость работ, потребность в трудовых, производственных и материальных ресурсах, описаны мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса дорожно-строительных работ по устройству сборного цементобетонного покрытия из железобетонных плит с разборкой, перекладкой и заменой дефектных плит, устройством компенсационных и деформационных швов, для обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение сроков строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству сборного цементобетонного покрытия из железобетонных плит с разборкой, перекладкой и заменой дефектных плит, устройством компенсационных и деформационных швов.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих на дорожно-строительных работах, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства дорожно-строительных работ по устройству сборного цементобетонного покрытия из железобетонных плит с разборкой, перекладкой и заменой дефектных плит, устройством компенсационных и деформационных швов, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации дорожных работ.

Основные параметры поперечного профиля автомобильной дороги

- протяженность подъездной дороги - =10,0 км;

- ширина проезжей части - =7,0 м;

- толщина выравнивающего слоя - =0,05 м;

- толщина цементобетонного покрытия - =0,17 м.


Рис.1. Поперечный профиль конструкции дорожной одежды

Рис.2. Поперечный профиль конструкции дорожной одежды на кривых с левым виражом и уширением

Рис.3. Поперечный профиль конструкции дорожной одежды на кривых с правым виражом и уширением

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс дорожно-строительных работ по устройству сборного цементобетонного покрытия из железобетонных плит с разборкой, перекладкой и заменой дефектных плит, устройством компенсационных и деформационных швов.

2.2. Дорожно-строительные работы по устройству сборного цементобетонного покрытия из железобетонных плит с разборкой, перекладкой и заменой дефектных плит, устройством компенсационных и деформационных швов выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовой смены составляет:

2.3. В состав дорожно-строительных работ, последовательно выполняемых при устройстве сборного цементобетонного покрытия из железобетонных плит с разборкой, перекладкой и заменой дефектных плит, устройством компенсационных и деформационных швов, входят следующие производственные операции:

- разборка, переукладка и замена 30% ранее смонтированных железобетонных плит;

- сварка стыковых соединений;

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексной, механизированной бригадой, имеющий в своем составе следующие машины и механизмы: автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 (=13,0 т, =6,0 м); автомобильный кран КС-3577-3К (=14,0 т, =15,5 т, =14,0 м); седельный тягач КамАЗ-54115-15 с бортовым полуприцепом СЗАП-93271 (Q=25,0 т); колесный фронтальный погрузчик VolvoL45В (=1,5 м); передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-фазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг); бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); сварочный генератор (Honda) EVROPOWER ЕР-200Х2 (однопостовый, бензиновый, Р=200 А, Н=230 В, m=90 кг); передвижной компрессор фирмы AtlasCopcoXAS 97 Dd (подача сжатого воздуха 5,3 м/час, =0,7 МПа, m=940 кг); самоходный котел - заливщик швов RVK 600 (емкость бака 600 л).

Рис.4. Автомобильный кран КС-3577-3 и график грузоподъемности

Рис.5. Заливщик швов RVK 600

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

Рис.7. Генератор EVROPOWER ЕР-200Х2

Рис.8. Компрессор AtlasCopcoXAS 97 Dd

Рис.9. Бетономешалка Al-KoTOP 1402 GT

Рис.10. Электростанция HondaET12000


Рис.11. Седельный тягач КамАЗ-54115-15 + полуприцеп СЗАП-93271

Рис.12. Колесный погрузчик VolvoL45В

А - полная длина 6000 мм; L - max. высота подъема 4690 мм; Т - глубина выемки 200 мм; Н - высота выгрузки ковша, 45° 2810 мм; М - вылет ковша на max. высоте 830 мм; N - вылет ковша 1650 мм; В - 5030 мм; С - 2450 мм; D - 410 мм; F - 2930 мм; J - 3395 мм; К - 3650 мм.

Технология устройства дорожного покрытия из железобетонных плит стара как мир. Несмотря на это, в современной строительной отрасли бетонные дороги или «бетонки» имеют широкую популярность. Причин этому несколько. Среди них практичность, простота в работе, относительная экономичность по отношению к другим технологиям дорожных покрытий, и, конечно же, возможность в короткие сроки на любом типе грунта смонтировать полноценную грузоподъемную дорогу, способную выдерживать любые атмосферные воздействия. Кроме того, сборные железобетонные дорожные конструкции являются уникальными потому, что их можно легко демонтировать, а плиты использовать повторно.

Дорожные плиты

Назначение дорог из железобетонных плит может быть самым разнообразным. Это и создание постоянных подъездных путей к промышленным объектам, и создание временных дорог на объектах строительства. Широко применяется данная технология и в частном секторе для организации подъездных путей к участкам и домам, расположенным либо в сельской местности, либо местах с плохим дорожным покрытием. Кроме этого, благодаря наличию большого ассортимента форм, размеров и вариантов декоративной отделки поверхности, дорожные плиты используются для придомовых участков, для устройства покрытия дворов, автостоянок и подъездов к ним. В зависимости от назначения сборных бетонных покрытий, технологии по их устройству различаются.

Этапы устройства дорожного покрытия

Рассмотрим технологию по устройству дорожного покрытия из ЖБП. На начальных этапах проводятся подготовительные работы, заключающиеся в подготовке основания под укладку плит, разметке покрытия. Так же на этапе подготовительных работ проводятся организационные мероприятия по подвозу плит к месту укладки, их складированию и хранению. В зависимости от планируемого назначения и необходимой грузоподъемности бетонной дороги, под нее готовится основание или подложка. Только в случае, если бетонная дорога монтируется для кратковременного использования, плиты укладываются на выровненный прочный грунт. В иных случаях после проведенных расчетов и разметки, в грунте срезается верхний слой толщиной до 50 см в зависимости от типа грунта и рельефа.

Дорожные плиты

Образовавшийся котлован заполняется гранитным щебнем и песком. Соотношение объема этих компонентов с глубиной котлована должно быть не менее 65-75% , из которых 35-45% это щебень и 30-40% песок. Песчаная подложка должна быть тщательно выровнена и плотно утрамбована при помощи специализированной техники виброплиты или виброкатка. Оборудование такого основания под железобетонную дорогу необходимо, чтобы быстро отводить атмосферные осадки, не давая грунту под плитой размякнуть. Гранитно-песчаное основание предотвращает таким образом перекос плит, а это чревато повышением напряженности в железобетоне и иго быстрым разрушением.

По окончании трамбовки основания можно приступать к укладыванию плит по разметке. ЖБП укладываются на основание при помощи специальной крановой техники на колесной или гусеничной базе. Особенность при укладке плит состоит в том, что плиту необходимо опускать строго параллельно основанию, в ином случае песчаная подложка будет повреждена и масса плиты неравномерно по ней распределится, что в итоге приведет к быстрому разрушению плиты.

Укладка железобетонных плит на основание

Дорожные плиты

Существует две методики укладки железобетонных плит на основание. Первый способ предполагает использование не песка в чистом виде, а цементно-песчаной смеси. После укладки ЖБП основание проливается водой через стыки плит, а сами стыки заполняются бетонным раствором. Такая укладка гарантирует хорошее прилегание к основанию и обеспечивает качество возведенного дорожного покрытия. Второй способ получил название «сухой» укладки. Он не предполагает использование цементной смеси, и применяется в основном на подвижных грунтах в местности с частыми осадками и высокой влажностью почв.

Укладывать плиты необходимо последовательно в порядке и по разметке, которые должны быть определенны на этапе планирования работ. После укладки монтажные петли соседних плит рекомендуется связать при помощи сварки, повысив прочность железобетонной конструкции.

Дорожные плиты

В случае благоустройства при помощи бетонных плит приусадебных участков, некоторыми из перечисленных работ, повышающих прочность и долговечность сборного бетонного покрытия можно пренебречь. Так при подготовке основания достаточной глубиной будет 20 см, из которых 10 см заполнены щебнем и 10 см песком. По завершении укладки покрытия не обязательно сваривать монтажные петли, а промежутки между плитами можно заполнить почвой и высеять в нее семена газонных трав. Таким образом, использование дорожного покрытия из бетонных плит может быть применено во многих сферах, начиная устройством автомобильных дорог большой грузоподъемности в жестких климатических условиях, и заканчивая благоустройством дачного участка.

Плиты мощения из бетона

Мощение бетонной плиткой позволит преобразить дорожки на садовом участке, ведь эстетически эти плиты не уступают брусчатке, а способ их изготовления позволяет сделать плиты различной формы и размера, даже имитирующие природный камень. При этом цена плиточной дорожки будет существенно ниже, чем тропинки из натурального камня.

Плиты мощения из натурального камня
Плиты мощения из натурального камня

Преимущества использования

Прежде чем приобретать широко представленные разными производителями в Москве недешевые сланец, гранит или мрамор, следует знать, что современные бетонные плиты для мощения дорожек обладают рядом особенностей и достоинств:

  • широкая область применения, от больших площадей до садовых дорожек;
  • устойчивость к любым условиям окружающей среды, атмосферным осадкам, термо- и морозостойкойсть;
  • долговечность и износостойкость;
  • изготовление плит различного размера и формы;
  • создание любых орнаментов, использование различных цветов и фактур готовых изделий.

Последний пункт особенно важен, для тех, кто хочет не просто положить плитку из бетона для дорожек на своей даче, но и воплотить идеи по созданию ландшафтного дизайна. Благодаря технологии производства из цементной смеси с добавками существует возможность включить в состав любой краситель и получить подходящий цвет, а также использовать формы, которые позволят воссоздать шероховатую или гладкую поверхности различных природных материалов.

Плиты мощения из натурального камня
Плиты мощения из натурального камня
Плиты мощения из натурального камня

Технология изготовления

Некоторые предпочитают изготовлять плиты самостоятельно, ведь процесс на первый взгляд достаточно прост. В специальные формы заливается жидкая бетонная смесь, затем она должна застыть на вибростоле, иначе прочность будет невысокой, и мостить дорожки такими плитками не получится, они будут слишком хрупкими. Зачастую гораздо выгоднее купить бетонную плитку. Покупать или бетонировать самому – выбор стоит за потребителем. Представленный на сайте ассортимент товаров отвечает всем параметрам качества и безопасности.

Комфорт и удобство использования плит из бетона обеспечивается за счет того, что:

  • В отличие от сплошного бетонирования и асфальтирования территории, укладка плит из бетона отличается не только внешней привлекательностью, но и лучшими эксплуатационными качествами.
  • Технология производства допускает создание плит практически любого внешнего вида, которые прекрасно впишутся в любой ландшафт.
  • Мощение по заранее известным габаритам будет произведено качественно и в кратчайшие сроки.
  • Если потребуется осуществить ремонт, то его можно будет произвести фрагментарно.

Покрытие из бетонных плит


У строителей часто возникают проблемы с доставкой стройматериалов на объект, ведь подъездные пути к новостройкам появляются уже на последнем этапе. Производители бетонных изделий изучили запросы и предлагают сложить дорогу за считанные дни. Для этого нужно купить материал и заказать укладку дорожных плит по проверенной технологии. Бетонные плиты уже давно применяют для строительства магистралей, аэродромных полос, основания под асфальт.

Факторы, влияющие на стоимость укладки дорожных плит

На подготовительном этапе дорожники всегда осматривают объект, чтобы провести замеры и расчеты на закупку нужного материала. Заказчиков интересует вопрос, сколько стоит укладка дорожной плиты. В смету обязательно вносят объем основного материала. Для монтажа дорожного покрытия выбирают стандартные размеры плиты 2х6 м, хотя возможны и другие варианты. Толщину подбирают 14 или 18 см. Качество ж/б плит влияет на их цену, но длительная эксплуатация покрытия полностью перекрывает расходы на укладку дорожных плит. Бетонное покрытие сооружают на разном основании, в зависимости от назначения дороги. Цена укладки зависит от:

· Себестоимости стройматериалов;
· Площади монтажа;
· Сложности рельефа и грунта;
· Особенностей основания;
· Применение единиц техники;
· Сроков выполнения.

Если материалы уже завезены на объект, цена работ по укладке дорожных плит просчитывается без материала. Бригада монтажников заезжает на объект с необходимыми инструментами и техникой и сразу приступает к подготовительным мероприятиям. Временное твердое покрытие для движения автотранспорта укладывают просто на землю, чтобы демонтировать после окончания стройки.

Преимущества укладки дорожных плит

Цена за работу не так важна, если взвесить все плюсы и минусы покрытия из бетонного материала:

Во-первых, дорожные работы по укладке плитами проводятся на любом грунте;
Во-вторых, пользоваться дорожным покрытием можно сразу после окончания монтажа;
В-третьих, никакие погодные условия не могут приостановить плановые мероприятия;
В-четвертых, бетонные изделия после длительной эксплуатации можно демонтировать и пользоваться ими повторно;
В-пятых, на бетонное основание часто заливают асфальтное покрытие, превращая временную дорогу в постоянную.

Но кажущаяся простота монтажа сборной дороги требует выполнения целого ряда технологических норм.

Какие плиты выбрать

Приглашая на работу бригаду строителей, заказчики часто приобретают плиты самостоятельно, подыскивая дешевый вариант. Но лучше заказать у производителя дорожные плиты с доставкой и укладкой. Специалисты знают, какой материал выбрать, чтобы бетонное покрытие служило долго и надежно. Чаще всего, применяют плиты, соответствующие госстандарту:

· с армированной основой;
· толщиной 14 или 18 см;
· рифленой антискользящей поверхностью;
· морозостойкостью класса F150;
· с повышенной стойкостью к механическим нагрузкам;
· с водонепроницаемой основой.

Стоит всегда подбирать по форме бетонные плиты, которые идеально можно уложить на площади по 4-6 штук. Стоит выделить 2 основных вида бетонных плит, это прямоугольники и квадраты. Дорожные плиты обычно производятся следующих размеров: длинна от 1,75 м до 6 м, а шириной от 1,7 до 3,75 м. Стоит также отметить, что средний вес дорожной плиты – 2200 кг.

Технология укладки дорожных плит, Этапы:

1. Изначально нужно провести осмотр площадки и установить разметки на участке, учитывая возможность использования тяжелой техники.
2. Снятие верхнего слоя земли, выкопка грунта и выравнивание территории. По разметке, которая соответствует размеру дорожных плит, выкапывают яму глубиной 25-30 см.
3. Чтобы приостановить вымывание грунта и рост корней, дно траншеи прокладывают геотканью.
4. При установке дорожных плит на щебень в траншею засыпают мелкофракционный щебень, разравнивают и утрамбовывают.
5. Технология установки дорожных плит на песок предполагает засыпка песком на 10-15 см слоя щебня или смешивание песка и цемента (3 к 1) для повышенной адгезии плит с основанием.
6. Укладка ж/б плит по разметке. Сначала укладывается первый ряд из четырех дорожных плит, а потом технику перегоняют на уже готовую площадку и продолжают монтаж по ширине дороги.
7. Засыпание швов цементно-песчаной смесью, готовым раствором или мелким щебнем.

Установку дорожных плит просто на грунт нежелательно, поскольку почва может просесть при размывании грунтовыми водами

Стоимость монтажа дорожных плит за 1 м 2

Чтобы рассчитать стоимость работ и составить смету, исполнитель определяет объем строительных работ. Если применять спецтехнику, это значительно ускорит рабочий процесс, но повысит цену на монтаж бетонных плит. Ознакомиться с ценами на установку дорожных плит можно в разделе «Укладка дорожных плит».

Читайте также: