Почему на гаити могилы заливают бетоном

Обновлено: 16.05.2024

Проклятие Гаити.Секрет бессмертия Папы Дока, кровавого диктатора и повелителя зомби. (Часть II)

Франсуа Дювалье (1907 - 1971) родился в скромной семье учителя в Порт-о-Прэнс. Абсолютно черный цвет кожи закрыл ему все дороги в стране, которой управляли мулаты. И по иронии судьбы, именно белые американцы открыли ему путь во время вторжения в 1915 году.

С военными пришли в Гаити религиозные миссии, а американская администрация построила железную дорогу, роскошные отели, школы и дома с туалетом. Это был короткий период относительной экономической стабильности в стране, и одновременно рождение сопротивления захватчикам и становления национального самосознания.

Молчаливый Дювалье стал частью этого движения сопротивления. Он стал писать под псевдонимом Абдуррахман: так звали андалузского медика, который в эпоху мусульманского владычества в Испании, основал больницу в Кордове. С этого момента начался карнавал масок Дювалье , который продолжался целую жизнь.

Скромный молчаливый доктор Франсуа Дювалье стал тираном и диктатором в Гаити Скромный молчаливый доктор Франсуа Дювалье стал тираном и диктатором в Гаити

Дювалье не хотел быть ни оригинальным, ни уникальным, однако он был именно таким. Его корни уходили глубоко в африканскую культуру, и он жадно пытался открыть ее в себе. Он частенько говорил: " Я есть Африка" .

Будучи доктором, он отправлялся в самые глухие уголки Гаити и лечил неграмотных людей антибиотиками. Чтобы они поняли, почему злой дух покидал их тело и болезнь отступала, он должен был говорить с ними на понятном для них языке вуду. Сам Дювалье был околдован мистикой вуду и чувствовал себя воплощением самого мрачного персонажа из пантеона богов вуду - Барона Самеди . В 40-е годы он собрал беспрецедентную коллекцию артефактов вуду, привезенных им из самых отдаленных деревень страны. Он настойчиво просил не называть его по имени, а именовать его Папа Док .

Барон Самеди (Барон Суббота) или Барон Кладбища - в пантеоне вуду один из самых могущественных богов. Бог смерти поджидает своих жертв на перекрёстках дорог, когда их души направляются, как говорит религия вуду, в Гвинею. Его традиционная одежда - черный фрак, высокий черный цилиндр, в его лицо раскрашено белой краской, имитируя белый цвет черепа. Он всегда курит огромную сигару и пьет крепчайший ром или агуардьенте. Он живет на кладбище. Обычно, это могила первого покойника, захороненного на кладбище. Бокор (черный маг вуду) приходит в 12 часов ночи на его могилу, чтобы совершить самые сильные ритуалы. Ему ставят красные свечи, зажигают сигары, льют ром и совершают обряды. Бокор, в которого вселяется Барон Самеди, становится неуправляемым, агрессивным, он атакует женщин, пьет и злословит. Таков Барон Самеди. А те, кто прибегает к этим обрядам, должен быть не слабого десятка, поскольку это жуткое зрелище и часто даже небезопасное. Бокор в конце концов засыпает в открытой могиле.арон Самеди - Барон Кладбища (статья о вуду)

Скромняга-доктор, в 1954 году, неожиданно для всех, стал министром здравоохранения, а в 1957 году он всех поразил тем, что выдвинул свою кандидатуру на пост президента Гаити. Из всех кандидатов Дювалье пользовался наименьшей поддержкой, а в своих дискурсах постоянно противоречил сам себе. Однако, окруженный мистикой и тайной, использовав шантаж, интриги и убийства, он пришел к власти.

Никто не понял, как и в какой момент, скромный идеалист превратился в могущественного тирана, опиравшегося на несметное количество информантов и костоломов. Возможно, это произошло в 1960 году, когда он переступил черту между жизнью и смертью, и стал бессмертным. У Дювалье был сахарный диабет. У него начался криз и он впал в кому. Если бы не его ближайший телохранитель, Гаити избежало бы самой ужасной диктатуры в своей истории. Но он вернулся. Но уже не Франсуа Дювалье , не Папа Док, а воплощение Барона Самеди или Барона Кладбища . Так он стал богом и бессмертным. Он часто впадал в транс, пугал свое окружение, запирался иногда на несколько дней и требовал, чтобы ему приносили младенцев. Религия вуду стала официальной религией Гаити, а сам Дювалье начал крестовый поход против белых и мулатов. С этого момента началась дорога в ад для всей страны.

Барон Самеди - Барон Кладбища Барон Самеди - Барон Кладбища

Папа Док был очень подозрителен и как будто видел каждого насквозь. Никто из его окружения не был застрахован от того, что внезапно он будет схвачен и в страшных муках будет замучен в знаменитом пытками и зверствами Форте Диманш .

Он окружил себя армией преступников, убийц и садистов, которые держали в кошмарном страхе всех жителей страны. Их называли Тон Тон Макуты . За малейшее неповиновение ожидали не только избиения и пытки, но самое страшное для гаитянина наказание: его превращали в зомби . Нет, это не живые мертвецы, вставшие из гроба и поедающие человеческий мозг. Это было особое состояние, в котором человек терял свою личность и мог только работать от зари до зари и есть. (ссылка на статью о зомби)

От гнева диктатора никто не мог спастись, ни друзья, ни его собственная семья. Было достаточно слишком близко потанцевать с его дочерью, говорить много или говорить мало, чтобы попасть в жернова машины страшных пыток. Сами тон тон макуты - безумная клика диктатора - удостаивались привилегии быть замученными диктатором самолично.

Папа Док обожал заставлять себя ждать под палящим солнцем самого Рафаэля Трухильо , диктатора Доминиканской Республики , американских послов, и других высокопоставленных лиц. Он был уверен, что смерть Кеннеди , который отказал ему в поддержке деньгами, была "судом и местью вуду". Он сравнивал себя с Мао Дзе Дуном и Патрисом Лумумбой , но достиг гораздо большего. Он ловко манипулировал США и странами из зоны влияния СССР, чтобы получать огромные денежные средства, которые поддерживали на плаву этого монстра со сладким голосом.

Букет политических фигур, связанных по рукам Папой Доком Букет политических фигур, связанных по рукам Папой Доком

В своей международной политике Папа Док достиг наивысшего успеха. Он глубоко презирал Рафаэля Трухильо , диктатора Доминиканы, но дружил с ним. Он поддерживал диктатора Кубы, Батисту , а когда его сверг режим Кастро - безумно радовался этому.

Для Папы Дока не было неприкасаемых. По ночам, нередко, выключали свет, и тогда его "черные вороны" набрасывались на свою добычу не взирая ни на ранг, ни статус, ни паспорт. Об этом, как никто прекрасно, написал в своей знаменитой книге "Комедианты" Грэм Грин , который писал свое творение в Порт-о-Прэнс и на себе испытал не раз эти нападения.

Отель Олофссон - здесь Грэм Грин писал своих "Комедиантов" с натуры Отель Олофссон - здесь Грэм Грин писал своих "Комедиантов" с натуры

В своих интервью он говорим своим тихим и медленным голосом:" Это не французская, американская или английская демократия. И даже не латиноамериканская. Это - африканская демократия. " Он планировал построить амбициозную столицу - Дювальевиль . Но проект только разорил окончательно страну и наполнил карманы коррумпированных инженеров и чиновников.

Папа Док пробыл у власти до 1971 года. Бессмертный диктатор, после нескольких инфарктов, все же, чудесным образом умер. Вопреки традиции, в течение 2 дней его тело было выставлено на показ, чтобы все могли убедиться в его смерти. А во время похорон, толпа ужаснулась, когда подул сильный ветер, и над телом диктатора поднялся в воздух черный порошок, который растворился в воздухе.

Диктатор покинул свое тело и соединился с духами предков.

На своем месте он оставил своего сына, Беби Дока , который написал свою мрачную кровавую историю.

Загадка острова Гаити: как объяснить существование зомби?

Но, как ни странно, тех, кто серьезно относится к таким вещам, не так уж и мало.

Живые и мертвые

Землетрясение, произошедшее на острове Гаити в прошлом году, унесло тысячи жизней. Власти не успевали ликвидировать последствия катастрофы, погибших хоронили в братских могилах, не сильно заботясь о качестве захоронений. Это вызвало дополнительную волну паники у оставшихся в живых. Жрецы культа вуду, который исповедует более половины населения Гаити, обратились к властям с предупреждением о том, что незахороненные надлежащим образом мертвецы могут восстать из могил и превратиться в зомби. Многим такое опасение покажется нелепым, однако после того, как вслед за землетрясением на острове вспыхнула эпидемия холеры, 12 человек были зверски убиты – местные жители сочли их колдунами, которые при помощи особого порошка насылают на людей смертельную болезнь. Трупы «колдунов» были сожжены, чтобы исключить вероятность их возвращения с того света.

После этих убийств правительство Гаити выпустило разъяснение, в котором говорится, что «холера – это микроб. Единственный способ защитить себя – это соблюдать правила личной гигиены». Также в постановлении отмечается, что не существует «порошка холеры, зомби холеры или духа холеры, а колдуны вуду не способны вылечить заболевание или, напротив, наслать его на кого-либо».

Безусловно, все это напоминает средневековую охоту на ведьм. Однако кое-кто все же придерживается мнения, что «дыма без огня не бывает». До сих пор любое кладбище на Гаити охраняется очень тщательно. Мощные надгробия и забетонированные могилы – все это призвано защитить мертвецов от покушения на их тела со стороны шаманов–бокоров, способных оживить умерших и превратить их в рабов. Предосторожности вовсе не лишни – среди могил немало вскрытых.

Возвращение с того света

Как ни странно, но большинство свидетельств появления зомби на Гаити исходит вовсе не от местных жителей, а от европейцев – священников и ученых, которые в разное время приезжали на остров. Так, в 1938 году американская писательница и путешественница Зора Херсон описала случай с некой Фелицией Ментор. Женщина была найдена неподалеку от своего дома спустя 29 лет после собственных похорон. Родственники – брат и муж – в один голос твердили, что найденная женщина действительно является умершей почти три десятка лет назад Фелицией. Конечно, полностью доверять таким историям нельзя, ведь ни тестов ДНК, ни проверки отпечатков пальцев тогда не проводилось.

Более поздний случай появления зомби описал Ламарк Дувон – руководитель центра неврологии и психиатрии в Порт-о-Пренсе (столица Гаити). Тогда было предпринято целое расследование с целью уличить во лжи Нарцисса Клаирвиуса – человека, который согласно свидетельствам родственников был похоронен, но вскоре появился вновь недалеко от того места, где жил. С помощью родственников врач составил целый ряд вопросов, ответить на которые мог лишь член семьи Клаирвиусов. Нарцисс блестяще справился с тестами, а психиатр навсегда поверил в существование зомби.

Яд, обман, помешательство

Наша справка
Вуду – общее название религиозных верований, появившихся среди потомков чернокожих рабов, вывезенных из Африки в Южную и Центральную Америку. Культ вуду насчитывает около пятидесяти миллионов верующих по всему миру. Основной догмат состоит в том, что божественное провидение проявляется в повседневной жизни, и, угождая богам, можно заслужить благополучие, здоровье и душевное спокойствие. Боги «говорят» с верующими через одержимых духами, но вселяются в людей лишь на короткое время при проведении ритуалов. Вуду в основном ассоциируется с островом Гаити, но распространено также на Ямайке, в Доминиканской Республике, некоторых штатах США.

Объяснить существование зомби брались многие современные исследователи. Существует версия, согласно которой воскресшие мертвецы – это вполне живые, но умственно отсталые люди. Именно нарушениями в работе мозга можно объяснить отсутствие внятной речи и подчас странные движения «вернувшихся с того света». Те, кто придерживается этой версии, считают, что родственники просто до поры до времени прятали своих неполноценных членов семьи, делая вид, что тех давно нет в живых. Но спрятать человека тяжело, поэтому рано или поздно зомби непременно попадется на глаза соседям. Но если принять эту теорию за основу, то как быть с многочисленными свидетелями, которые уверяют, что видели «покойников» в здравом уме и доброй памяти и даже лично присутствовали на их похоронах.

Согласно другой гипотезе, автором которой является американский этнобиолог Уэйд Дэвис, все дело в порошке зомби, который в отличие от самих зомби действительно существует.

>> Случай с Саркози отнюдь не уникальный. В 2006 году в преддверии президентских выборов в Мексике на прилавках местных магазинов появились наборы «Повлияй на кандидата». В набор входили восковые фигурки с лицами претендентов на высший пост и специальные магические иглы. Согласно инструкции, для того чтобы кандидат стал более открытым перед избирателями, нужно воткнуть иглу в левый глаз его фигурки. Игла в сердце пробудит в политике честность. А чтобы публичный деятель перестал брать взятки, укол следует сделать в голову.

По версии Дэвиса, шаманам удалось определить такую дозу яда, при которой человек, несмотря на видимые признаки смерти, все же не умирает. Похороны в жарком климате на Гаити происходят уже в день смерти, так что вскоре после кончины колдун может выкопать «покойника». Когда действие яда ослабевает, «мертвец» «оживает», превращаясь в послушного раба, без речи, собственных мыслей и желаний. А чтобы постоянно поддерживать человека в этом состоянии, колдун дает ему дополнительные дозы яда. Конечно, случаются и проколы, и люди действительно умирают, но… в любом бизнесе случаются убытки.

Однако проверить, насколько теория Дэвиса достоверна, так и не получилось. Ученому не удалось заполучить ни одного образца таинственного порошка и выяснить точную дозировку компонентов. Возникает и другой вопрос. Каким образом похороненные заживо люди не задыхались в своих могилах до прихода колдуна.

Есть и более прагматичные объяснения феномена зомби. Так британский антрополог Френсис Хаксли, который провел несколько лет на Гаити, писал, что оживление мертвецов – всего лишь обман, которые шаманы используют, чтобы упрочить свое влияние. В одной из своих книг Хаксли рассказывает о представлении, в процессе которого колдун извлекает из могилы труп и реанимирует его. В могиле Хаксли обнаружил трубу, через которую «труп» дышал вплоть до своего «воскрешения».

Не ходите в Гаити. Как райский остров превратился в реальный ад

Гаити после урагана Мэтью, 2016 год.

Однажды мой знакомый, посетивший несколько десятков стран, убеждал меня:

— Знаешь, в каждой стране есть своя изюминка. Даже в самых отсталых странах люди радуются жизни, веселятся, надеются на лучшее.

— И даже в Гаити? — спросил я.

Собеседник запнулся, а потом отрезал:

— Нет. Гаити — это полный .

«Сказать, что страна нищая — не сказать ничего»

Последнее слово, к сожалению, не пропустит цензура. Но оно появляется в рассказе о Гаити абсолютно у всех путешественников.

В 2014 году известный российский блогер Илья Варламов, побывавший в этой стране, писал так: «Как приготовить Гаити? Записывайте рецепт. Берем за основу сомалийскую разруху из Могадишо и перемешиваем ее с кабульской грязью. Добавляешь щепотку индийского смрада, две горсти конголезской дикости из Киншасы, немного злости из Кот-д’Ивуара. Теперь добавляем нигерийских пробок. Украшаем блюдо расписными автобусами из Пакистана, пару капель российской коррупции. теперь ставим на медленный огонь и поливаем соусом из бесконечных стихийных бедствий, голода и государственных переворотов. М-м-м-м-м! Вы видите? У нас получается Гаити!».

Если взять географический справочник тридцатилетней давности и то, что пишут о Гаити сегодня, то и там, и там будет сказано: «Гаити — одна из беднейших стран мира». Бедность Гаити — это не экономический кризис, это состояние, в котором стабильно живут многие поколения людей в этой стране.

Христофор Колумб. Посмертный портрет кисти Себастьяно дель Пьомбо.

Статья по теме

Христофор, кто тебя сюда звал?

Остров Гаити — второй по величине из группы Больших Антильских островов в Вест-Индии, в Карибском море. Роскошный климат и живописную природу острова первыми оценили его коренные обитатели, индейцы.

Вслед за ними Гаити понравился мореплавателю по имени Христофор Колумб, который 6 декабря 1492 года причал к берегам острова и нарек его «Эспаньолой». На Гаити была создана первая в Новом Свете испанская колония Ла-Навидад.

Прибывшие испанцы мечтали о несметных сокровищах, а местных «дикарей» воспринимали в лучшем случае как слуг. Когда же индейцы попытались оказать сопротивление, началось их методичное истребление. Убийства, рабская эксплуатация захваченных в плен, а главное, занесенные из Европы болезни сделали свое дело — коренные обитатели Гаити попросту исчезли.

Помимо Испании на территории острова претендовали колонизаторы из других стран. Более всего преуспели французы, закрепившиеся на западе острова. По договору 1697 года Испания уступила Франции западную треть острова, где было создана французская колония Сан-Доминго.

Христофор Колумб высаживается на острове Эспаньола, 1492 год.

Христофор Колумб высаживается на острове Эспаньола, 1492 год. Источник: Public Domain

«Жемчужина», созданная потом и кровью

К середине XVIII века Сен-Доминго стало самым процветающим заморским владением Франции, «жемчужиной Антильских островов». Расцвет колонии был связан с плантациями сахарного тростника, на которых к моменту начала Великой Французской революции 1789 года обеспечивали производство 86 тысяч тонн в год. Колониальные товары с Сен-Доминго составляли треть французского экспорта.

Труд на плантациях сахарного тростника был неимоверно тяжелым, и, как можно догадаться, французские колонизаторы не горели желанием им заниматься. «Экономическое чудо» Сен-Доминго базировалось на эксплуатации чернокожих рабов, которых стали завозить на Гаити после истребления индейцев. К концу XVIII века треть всей трансатлантической торговли рабами была связана с Сен-Доминго.

К 1789 году население делилось на три группы: 36 тысяч белых, 28 тысяч свободных мулатов и около 500 тысяч негров-рабов.

Под влиянием революции во Франции мулаты стали требовать уравнения в правах с белыми, что вылилось в вооруженное восстание. К нему присоединились чернокожие рабы, хотя мулаты и не выступали за отмену рабства.

Растянувшееся на 14 лет противостояние завершилось в 1804 году победой восставших и созданием нового государства, получившего старое индейское название «Гаити».


Статья по теме

Мы обрели свободу! Пора вырезать всех белых

Первая в мире республика бывших рабов, скинувших свои цепи — звучит красиво и романтично. Но на практике все было не так радужно. Победители начали с того, что учинили массовую резню белого населения — тех, кто не успел сбежать и не погиб раньше. С начала февраля до 22 апреля 1804 года было истреблено около 5000 мужчин, женщин и детей.

Резня 1804 года надолго испортила репутацию Гаити и осложнила международное положение молодой республики — большинство стран не хотело иметь дела с гаитянами. Кроме того, признание независимости Гаити Франция увязала с выплатой компенсации в размере 90 миллионов золотых франков. Эту гигантскую сумму Республика Гаити выплачивала вплоть до середины XX века.

Основатель Гаити Жан-Жак Дессалин, провозгласивший новую республику «страной только для черных» и отдавший приказ об истреблении белого населения, осенью 1804 года провозгласил себя императором. Правил он недолго — 17 октября 1806 года его убили во время нового государственного переворота.

С тех пор потянулась бесконечная череда государственных переворотов, заговоров, убийств, которая сопровождает всю историю Гаити. В 1844 году восточная часть острова, бывшие испанские владения, отделилась, объявив о создании независимой Доминиканской Республики. В этой республике, впрочем, также не было ни политической, ни экономической стабильности.

Резня на Гаити 1804 года.

Резня на Гаити 1804 года. Источник: Public Domain

Период оккупации

В 1915 году с целью защиты интересов корпораций Соединенных Штатов по приказу президента США Вудро Вильсона в столице Гаити Порт-о-Пренсе высадили 330 морских пехотинцев. Так началась 19-летняя оккупация Гаити Соединенными Штатами.

Оккупация вызвало массовые протесты гаитян, а Шарлемань Перальт поднял вооруженное восстание, которое было подавлено американцами, уничтожившими около 13 тысяч жителей Гаити.

В 1934 году американская оккупация официально завершилась, но влияние Соединённых Штатов на Гаити не прекращалось никогда.

Её политическую элиту составляли кадры, воспитанные американцами. Одним из них был Франсуа Дювалье, которому суждено было определить историю Гаити на несколько десятилетий вперёд.

Дювалье, будучи по профессии медиком, сыграл немалую роль в борьбе с тифом, благодаря чему создал себе хорошую репутацию.

О том, что добрый доктор мечтает о неограниченной власти, мало кто догадывался.

Франсуа Дювалье.

Добрый доктор приходит к власти

В 1956 году, после новой серии переворотов, в Гаити, в который уже раз, пытались вернуться к построению государства на принципах демократии.

На президентский пост претендовали четыре кандидата: сенатор Луи Дежуа, адвокат Клеман Жюмель, учитель математики Даниель Финьоле и доктор Франсуа Дювалье.

Доктор, считавшийся аутсайдером, предложил для предотвращения «гражданской войны» назначить временным президентом Даниеля Финьоле. Финьоле принял предложение конкурента и 25 мая 1957 года стал временным главой Гаити.

Между тем Дювалье смог привлечь на свою сторону генерала Антонио Кебро, который занялся формированием и подготовкой боевых отрядов из сторонников доктора.

Финьоле, формировавший правительство национального единства, назначил генерала Кебро начальником Генштаба. Таким образом он сам запустил механизм собственного свержения.

Всего через 19 дней генерал Кебро прямо на заседании правительства арестовал президента и выслал его вместе с семьёй из Гаити.

Когда возмущённые сторонники Финьоле вышли на улицы, там их встретили военные части и боевики, подготовленные генералом Кебро. Во время разгона акций протеста были убиты около тысячи человек.

Образованная Кебро военная хунта заявила о верности идеалам демократии, сообщив, что 22 октября 1957 года пройдут новые президентские выборы. На них, как и следовало ожидать, победил Франсуа Дювалье.

Франсуа Дювалье (слева).

Хижина «Папы Дока»: как строился ад на земле

Эпоха правления Франсуа Дювалье, получившего прозвище «Папа Док» — это худший из кошмаров даже посреди кошмарной истории Гаити.

Дювалье не просто расхищал государственный бюджет и подавлял оппозицию. «Папа Док» объявил себя колдуном вуду и вождем мертвых, вызывая у малообразованного населения поистине мистический страх. Он опирался на тонтон-макутов — добровольческие формирования, которые взамен на право грабить и убивать уничтожали любого, кто был замечен в политической неблагонадежности. Тонтон-макуты сжигали людей заживо, забивали камнями, выставляя останки жертв в публичных местах с целью устрашения.

У самого «Папы Дока» в президентском дворце была собственная камера пыток, где, среди прочего, находилась «человековыжималка» — ящик, утыканный лезвиями, в котором закрывали жертву и постепенно сдавливали, подвергая мучительной смерти.

«Папа Док» не брезговал рэкетом — все бизнесмены острова должны были выплачивать «добровольные пожертвования» в его фонд. Граждане Гаити обязаны были купить книгу лучших изречений Дювалье.

Даже кровь соотечественников «Папа Док» обратил в доход — два раза в месяц в США из Гаити отправляли 2500 литров донорской крови. Разумеется, население сдавало ее исключительно добровольно. Тем, кто не хотел, услужливые тонтон-макуты помогали сдать всю кровь сразу.

Президент США Джон Кеннеди. Июнь 1963 г.

Статья по теме

Мастер вуду, или Отчего умер Джон Кеннеди

В Вашингтоне о художествах Дювалье были прекрасно осведомлены. Но поскольку «сукин сын» был верен Америке, ему оказывали всяческую поддержку, используя в качестве противовеса кастровской Кубе. К тому же «Папа Док» создал идеальные условия для американских компаний, которые выкачивали из Гаити все, что только можно выкачать.

Во времена Кастро на Кубе советские специалисты фактически с нуля создавали медицину, строили промышленные предприятия, больницы, школы, готовили в советских институтах кубинских специалистов.

Ничем подобным американцы на Гаити не занимались — такая благотворительность вообще не в их стиле.

Находились, конечно, и брезгливые — Джон Кеннеди, в отличие от других представителей американской власти, восторга от Дювалье не испытывал и недвусмысленно дал понять, что терпеть «Папу Дока» не собирается.

В ответ Дювалье соорудил куклу вуду и стал публично протыкать её иглой, обещая американскому президенту страшную смерть. Над «Папой Доком» посмеивались до тех пор, пока Джона Кеннеди не застрелили в Далласе. После этого влияние Дювалье на сограждан значительно выросло.

Джон Кеннеди со своей женой в лимузине за несколько минут до обстрела.

До и после Дювалье

В 1971 году «Папа Док» умер, но принципиально на Гаити ничего не изменилось, ибо новым президентом стал сын покойного, 19-летний Жан-Клод Дювалье, известный как «Бэби Док».

В 1986 году Соединенные Штаты посчитали, что от семейки Дювалье Вашингтон стал получать больше проблем, нежели выгоды, и «Бэби Дока» свергли в результате государственного переворота. Дювалье-младший сбежал, прихватив с собой сотни миллионов долларов.

За время правления семьи Дювалье было уничтожено не менее 50 тысяч противников режима, более 300 тысяч вынуждены были эмигрировать.

Экономика была разрушена, и необходимо было восстанавливать ее практически с нуля.

Но заниматься этим оказалось некому. Тонтон-макуты, жившие террором и грабежом, от своих привычек не отказались. Граждане, избавившиеся от диктатуры, по примеру предков, совершивших революцию 1804 года, сочли, что свобода — это отличный повод зарезать или сжечь живьем сторонников прежней власти, а заодно их и ограбить. Те, кто был более политически грамотен, взялись за оружие и принялись выяснять, кто самый демократичный.

В 1991 году президентом Гаити был избран Жан-Бертран Аристид, священник, который казался международному сообществу прогрессивным деятелем. В Гаити он был известен тем, что учил своих сторонников сжигать политических противников при помощи облитой бензином шины, надетой на шею жертве — фанаты Аристида называли это «ожерельем».

Священника вскоре свергли в результате очередного переворота, но американцы снова вернули его к власти при помощи военной силы. Игра «Аристид — не Аристид» продолжалась до 2004 года, когда все те же американцы, утомленные тем, что их ставленник погряз в коррупции и репрессиях, насильно отправили его в Центрально-Африканскую республику.

Впоследствии отказавшийся от политической карьеры Аристид вернулся на родину, и вскоре был посажен под домашний арест по обвинению в коррупции.

Жан-Бертран Аристид.

Выхода нет. И не будет

В 2010 году Гаити постигла новая большая беда — но теперь уже жители были ни при чем. В результате мощного землетрясения погибли свыше 220 тысяч человек, более 300 тысяч были ранены, 3 миллиона человек остались без крова. Материальный ущерб, по самым скромным оценкам, составил 5,6 млрд евро.

Для нищей страны с 10-миллионным населением подобная катастрофа явилась настоящим «концом света».

Представители 50 стран пообещали, что на восстановление Гаити будет выделено в общей сложности около 10 млрд долларов.

Деньги действительно выделялись, но чудесным образом исчезали, как исчезает все в Гаити. Не восстановили даже здания государственных учреждений в столице, что уж говорить об остальном.

Гаити сегодня — это страна трущоб, мусора, который присутствует везде, криминала и попрошайничества. Последним занимаются абсолютно все — от властей, которые попрошайничают у международного сообщества, до простых жителей, которые попрошайничают у неосторожных туристов или друг у друга. Гаитяне привыкли к гуманитарной помощи, распределение которой тоже стало источником коррупции.

Элитой Гаити сегодня являются те, кто связан с распределением всевозможной международной помощи. В криминальных схемах, как утверждают журналисты, замешаны даже представители ООН. Отлично чувствует себя в Гаити организованная преступность, в частности, группировки, занимающиеся контрабандой и торговлей наркотиками.

Едва ли не главная статья дохода Гаити — переводы бывших соотечественников, сумевших устроиться на работу в других странах, прежде всего США. Таких, по подсчетам социологов, около 1 миллиона. Возвращаться домой, как вы догадываетесь, они не имеют ни малейшего желания.

В Республике Гаити на сегодняшний день существуют все мыслимые и немыслимые проблемы одновременно. Как их решать — никто толком не понимает. Международное сообщество продолжает снабжать гаитян гуманитарной помощью, что позволяет им не умирать, но никак не отвечает на вопрос, что со всем этим делать?

Ходячие мертвецы: как придумали зомби и причем здесь магия вуду


В распоряжении одного из американских журналов оказался якобы секретный документ Пентагона. Авторы издания уверяют, что военные США всерьез готовятся к нашествию зомби. В ведомстве якобы разработали целый план выживания в случае нападения живых мертвецов. Называется он CONOP 8888. Документ содержит рекомендации вооруженным силам по защите населения и полному уничтожению нежити. В уголовном кодексе Республики Гаити существует статья, которая предусматривает наказание за превращение человека в зомби. Там это называется «недобросовестным шаманством, повлекшим вред здоровью или смерть человека». Почему государственные органы озабочены мифической угрозой? И как появились истории про зомби? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!

Смесь верований

В XVI веке на Гаити появились рабы из Африки. Именно тогда на острове начал формироваться культ вуду - дикая смесь африканских и католических верований. Плантаторы и рабовладельцы, прибывшие из христианской Европы, не понимали обычаев африканцев и считали, что те либо одержимы нечистым, либо служат ему.

«Так зародилась идея о том, что некоторые так называемые «специалисты вуду» могут порабощать мертвецов с помощью комбинаций различных магических ритуалов и токсичных веществ», - говорит доцент кафедры антропологии Государственного университета Нью-Йорка Филипс Стивенс.


Фото: © Скриншот видео

Первый зомби-апокалипсис

В начале XX века на Гаити побывал американец Уильям Сибрук. В 1929 году он издал книгу «Остров магии» с множеством историй о ходячих мертвецах, записанных со слов местных жителей. Помимо прочего, Сибрук описал случай, когда к плантатору явился старый фермер и продал ему необычную группу рабов. Они сутками трудились без устали и не отвечали на вопросы. Старик строго запретил давать невольникам мясо и соль. Но однажды жена плантатора все-таки посолила их пищу. Она не знала, что фермер - колдун, а рабы - зомби. Почувствовав вкус соли, работники поняли, что мертвы, и взбунтовались. Со страшными стонами мертвецы пошли в деревню и устроили там переполох. Доказать правдивость рассказов было нечем, но на популярность Сибрука они повлияли. Книга стала настоящим бестселлером.


Фото: © Скриншот видео

Могилы из бетона

В религии вуду есть несколько типов жрецов, но лишь один из них внушает настоящий ужас - это бокоры. Именно они превращают умерших в зомби. Культ предусматривает и добрую силу - хунганов, борцов со злом. Добрых жрецов чернокожие рабы почитали, любили и обогащали. Когда не хочешь, чтобы покойник выбрался из земли, приходится идти на серьезные траты. Помимо культовой составляющей, вуду - еще и бизнес. Неудивительно, что на Гаити до сих пор верят в зомби. Гаитяне сами боятся когда-нибудь стать ожившими мертвецами или увидеть в таком обличии умерших родственников. Поэтому на острове часто бетонируют могилы и ставят тяжелые надгробия.


Фото: © Скриншот видео

«Все-таки зомби - это больше мифы и страхи, присущие всем людям. А учитывая, что на Гаити уровень образования очень низкий, царящие там такие предрассудки понятны», - отмечает религиовед Александр Невеев.

Армия мертвых

Невежеством соплеменников воспользовался в свое время местный диктатор Франсуа Дювалье, пришедший к власти на Гаити в 1957 году. Он представлялся «колдуном вуду», «вождем мертвых» и «бароном Субботой».


Фото: © Скриншот видео

«Образ барона Субботы часто используют в народном творчестве. Его изображают в строгом черном костюме и цилиндре. Члены семьи диктатора Дювалье всегда одевались в такие костюмы, когда выходили к людям. Они хотели, чтобы их ассоциировали с «вождем мертвых», - рассказывает Филипс Стивенс.

Бойцы армии Дювалье и, по совместительству, карательного отряда «Тонтон-макуты» изображали из себя зомби. Так им легче было терроризировать запуганное население острова.


Фото: © Скриншот видео

«Огурец зомби»

В 1982 году Гаити посетила экспедиция этноботаника Уэйда Дэвиса. Ученый узнал, что местные колдуны получают из рыбы-двузуба яд тетродотоксин, способный вызывать у жертвы клиническую смерть.

«Тетродотоксин воздействует на нейроны головного мозга. Потерпевшие говорят, что после приема этого вещества полностью отсутствует память. Они не помнят, что делали и как себя вели», - делится врач-нарколог Алексей Казанцев.


Фото: © Скриншот видео

После «похорон» отравленного колдун похищает тело с кладбища и реанимирует при помощи дурмана или, как его называют на Гаити, «огурца зомби». Растение нейтрализует действие тетродотоксина. Находкой вуду активно пользуются и современные злоумышленники. Только в Колумбии ежегодно происходит около 1,2 тысячи преступлений с применением «огурца зомби». Находясь под воздействием наркотика, люди переписывают на бандитов свое имущество, переводят им деньги, продают родных в рабство и даже помогают грабителям вынести все добро из собственного дома.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории - все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Похороненные заживо на стройках Мексики - городская легенда или мрачная реальность?

Среди жителей Мексики ходит страшная городская легенда о том, что исчезающие без вести люди на самом деле похоронены заживо в фундаментах на крупных стройках. Это делается как обряд жертвоприношения, чтобы здание было крепким.

Похороненные заживо на стройках Мексики - городская легенда или мрачная реальность? - стройка, строительство, похороненные заживо, фундамент, бетон, цемент, городская легенда, Мексика, строитель, жертвоприношение

2020-09-14 в 11:29

Эту историю рассказал пользователь сайта Reddit, который родом из Мексики. Он с детства слышал немало о странных происшествиях, паранормальной активности и необычных легендах из местного фольклора.

"Мне 43 года и уже давно слышу слухи о том, что крупные строительные компании хоронят людей заживо. Это делается для того, чтобы предотвратить обрушение здания и чтобы оно стояло крепко.

Это кажется для многих просто городской легендой, но есть и те - шаманы, жрецы, тайные сообщества, которые верят в силу кровавого жертвоприношения.

Впервые я услышал про это, когда в народе шли разговоры о волне пропавших без вести людей во время строительства моста Метлак в Веракрусе. Говорили, что эти две вещи связаны между собой.

После это я услышал историю о том, как это обычно происходит. Когда мост только планируется, к архитектору приходит человек с утонченными манерами и в хорошем костюме. Он ведет себя очень вежливо, заводит светский разговор и даже угощает архитектора хорошей сигарой.

Потом он заявляет о своем праве собственности на землю, где будет в будущем стоять мост. А потом он говорит, что разрешит постройку и даже будет помогать строительству, если получит жизни 50 или 100 человек.


Если же люди не будут принесены в жертву, он начнет саботировать стройку и все равно получит свою долю. Поэтому архитектору ничего не остается как заключить сделку. Потом он получает все необходимые инструкции, но основное правило заключается в том. что все эти люди должны быть похоронены заживо в фундаменте постройки.

Когда странный человек с утонченными манерами покидает офис архитектора, тот некоторое время стоит в изумлении, а в его руках вместо дорогой сигары просто дымящийся кусок ветки. То есть все это кажется архитектору какой-то игрой гипнотизера, однако потом он все равно соблюдает правила этой "игры".

На этом фоне я скажу, что есть совершенно реальный обряд жертвоприношения у летунов Папантлы (народные танцоры, выступающие с акробатическими номерами на вершине высокого деревянного шеста). Они закапывают живьем курицу под свой столб, чтобы тот стоял крепко и не падал.

А теперь реальная история, с которой я сам столкнулся всего несколько дней назад. Я и мой друг встретили одного строителя и болтали о разном, пока он не начал рассказывать о своей работе.

Он рассказал, что раньше он работал на ривьере Майя в Плайя-дель-Кармен на огромной строительной площадке, они возводили комплекс 40-этажных отелей рядом с пляжем Кскалококос (Xcalococos), очень сложное место для стройки.


Но неделю назад он уволился, потому что там начали происходить разные странные вещи: сразу несколько его коллег пропали без вести после того как была залита бетоном площадка фундамента. При этом их вещи в шкафчиках так и остались на своих местах.

Когда он спросил своего бригадира о том, куда они пропали, тот ответил, что они просто решили бросить работу и уехать в своих родные города в провинцию из-за эпидемии covid-19. Дескать так многие делают. Но рабочий не поверил ему, он знал, что ни один нормальный человек не оставит просто так свои хорошие ботинки в шкафчике.

Он стал очень подозрительно относиться к бригадиру, а потом услышал как другие рабочие шутят о том, что бригадиру следует задать вопросы и о предыдущих пропавших без вести рабочих.

Еще через пару дней он услышал от коллег, что некто спрашивал личные данные о нем, а потом его внезапно попросили поработать в воскресенье. В воскресенье должны были заливать бетоном очередной участок фундамента. Именно тогда он решил бежать, пока не стало поздно. Он проработал до субботы, получил зарплату за неделю и ушел с работы.

И вот что я думаю обо всем этом. А что если все те пропавшие люди, о которых говорят в новостях, на самом деле похоронены в бетонных фундаментах и поэтому никогда не будут найдены. И я бы хотел узнать, есть ли в других странах подобные истории".

Читайте также: