Определите чем является словосочетание ожерелье из бетона и асфальта

Обновлено: 18.05.2024

Синтаксический разбор предложения

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

  • На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
  • Нажимаете кнопку «Разобрать».
  • Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

Определите чем является словосочетание ожерелье из бетона и асфальта

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «солдатские могилы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Управление — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого употребления его в определённом падеже.

Ответ: могилы солдат.

Ответ: могилысолдат

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Управление — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого употребления его в определённом падеже.

Ответ: превосходство души.

Ответ: превосходстводуши

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Управление — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого употребления его в определённом падеже.

Ответ: приняли с неохотой.

Ответ: принялиснеохотой

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «друг отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Согласование — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Прилагательное «отцов» - притяжательное (чей друг? - отцов).

«Отцовский» − это прилагательное, выражающее качественное значение: отцовский долг, отцовская забота.

Поэтому единственно верным ответом здесь будет словосочетание «отцов друг».

Определите чем является словосочетание ожерелье из бетона и асфальта

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Искусственные твёрдые поверхности: асфальт, бетон, кирпич, стекло — не могут впитывать атмосферную влагу, поэтому все выпадающие осадки удаляются через стоки.

2) Сухость городской атмосферы, подтверждаемая низкой влажностью и редкими туманами, обусловлена неспособностью городских искусственных твёрдых поверхностей впитывать атмосферные осадки.

3) В городах существует особый микроклимат, так как все выпадающие осадки удаляются через стоки, что приводит к иссушению искусственных твёрдых поверхностей.

4) В связи с тем, что в городах искусственные твёрдые поверхности не могут впитывать атмосферные осадки, воздух в городах характеризуется пониженной влажностью, да и туманы— явление очень редкое.

5) Город состоит из искусственных твёрдых поверхностей: асфальт, бетон, кирпич, стекло, чем объясняется отсутствие туманов в больших городах.

(1)В городах существует особый микроклимат. (2) очень много искусственных твёрдых поверхностей: асфальта, бетона, кирпича, стекла, которые не могут впитывать атмосферную влагу, поэтому все выпадающие осадки удаляются через стоки, что приводит к иссушению не только самой поверхности, но и воздуха города. (3)Сухость городской атмосферы подтверждается тем, что в больших городах обычным явлением считается низкая (абсолютная и относительная) влажность и очень редко бывает туман.

Задания Д2 № 463

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении? Выпишите это слово.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Исходя из контекста, только слово «здесь» можно поставить на место пропуска.

Ответ: Здесь Актуальность: с 2016 года Сложность: обычная Раздел кодификатора: Средства связи предложений в тексте

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова АТМОСФЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

АТМОСФЕ́РА, -ы, жен.

1. Газообразная оболочка, окружающая Землю, нек-рые другие планеты, Солнце и звёзды. А. Земли. Солнечная а.

2. перен. Окружающие условия, обстановка. Товарищеская а. А. доверия. В атмосфере дружбы.

3. Единица давления.

Пояснение (см. также Правило ниже).

В третьем предложении текста слово АТМОСФЕРА употреблено в значении 1.

Источник: РЕШУ ЕГЭ Актуальность: с 2016 года Сложность: обычная Раздел кодификатора: Лексическое значение слова Правило: Задание 3. Определение лексического значения слова

Это задание нацелено на выявление навыка определять из контекста, какое из лексических значений слова используется в тексте.

Лексическое значение слова — его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).

Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.

Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст и фрагменты словарных статей. Помните, что значение слова верно можно определить только в контексте конкретного предложения. Отбрасывайте те значения, которые очевидно не соответствуют теме текста. Чтобы проверить выбранный вариант, подставьте в текст определение, использованное в толковании.

Раздел кодификатора ФИПИ: Лексическое значение слова Илья Илья 22.12.2015 19:09

Уточните, действительно ли атмосфера, находящаяся на высоте от 11 км над землёй, может подойти к этому варианту ответа?

Татьяна Юдина

Нет других значений, это же не переносное значение.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Исходя из контекста, наречие «здесь» можно поставить на место пропуска.

Возможны другие синонимичные варианты.

Ответ: здесь|там|тут Правило: Задание 2. Средства связи предложений в тексте

Чаще всего в заданиях под номером 2 требуется подобрать союзы (сочини-тельные и подчинительные), частицы, наречия, производные предлоги, вводные слова или словосочетания. Для выполнения задания необходимо вспомнить определения частей речи.

Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

По строению союзы делятся на простые: а, и, чтобы, если и т. п.; на составные: потому что, как будто, то есть и т. п. По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного.

По значению сочинительные союзы делятся на три группы

Подчинительные союзы — это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

По значению подчинительные союзы бывают

Виды подчинительных союзовПримеры
Изъяснительныекак, чтобы, что, будто
ВременныеКогда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока
ПричинныеИбо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что
ЦелевыеЧтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы
УсловныеЕсли, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз
УступительныеХотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что
СравнительныеКак, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно
СледствияТак что

ЧАСТИЦА

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

Формообразующие частицы.Образуют форму повелительного наклонения у глаголов. Да, давай, давайте, пусть, пускай.Пример: Давай сходим за грибами. Пусть ещё погуляет.
Образуют форму условного наклонения у глаголов. Бы (б).Пример: Мне хотелось бы познакомиться с Вами. Если б вы знали, как хорошо летом в деревне!
Образуют форму сравнительной или превосходной степени у прилагательных. Более, менее, самый.Пример: Правый берег более высокий, чем левый. Эта задача менее сложная. Дик — мой самый любимый пёс.
Смысловые частицы — вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.Выделение и ограничение: только, лишь, исключительно, почти.Пример: Только ты не веришь мне. Лишь на западе виднелись какие-то силуэты.
Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то.Пример: А ты даже не позвонил. Даже и не думай так поступить. Ведь сколько раз тебя предупреждали об опасности. Уж сколько раз твердили миру… Всё-таки ты решился на поездку. А он всё не унимался. И кто же будет за это отвечать?
Вопрос: ли, разве, неужели.Пример: Разве вы не слышали новость? Неужели ты написал письмо? Можно ли в это поверить?
Восклицание: что за, как.Пример: Что за уха! Да как жирна. Голубушка, как хороша!
Указание: вот (а вот), вон (а вон).Пример: Вот уже кое-где появилась травка. Вон возле ствола осины папоротник вылез.
Сомнение: вряд ли, едва ли.Пример: Едва ли это получится. Вряд ли ты сможешь закончить работу к среде.
Уточнение: именно, как раз.Пример: Именно об этом я и хочу сказать. А вы как раз и подойдёте к нему.
Смягчение требования: -ка.Пример: Вскипяти-ка чай.
Отрицательные частицыНе, ниПример: За лесом не большой, а маленький остров. На небе ни облачка.
Частицы бы, ли, же пишутся раздельно, частица то ко всем словам на письме присоединяется с помощью дефиса, частица ка с глаголами пишется через дефис.

НАРЕЧИЕ

Наречие — самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает при-знак и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? сколько? и другие.

В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:

— Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть, читать внимательно, высоко поставив, сказав тихо);

— Признак предмета — примыкает к существительному (путь напрямую, совсем ребенок, платье наизнанку);

— Признак другого признака — примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера, сделанный аккуратно).

По значению наречия делятся на группы (разряды)

РазрядыНа какие вопросы отвечаютПримеры
местагде? куда? откуда?впереди, направо, издали
временикогда?сегодня
причиныпочему?сослепу
целизачем?назло
образа действиякак? каким образом?медленно
меры и степенив какой мере? насколько?очень интересно

ПРЕДЛОГИ

Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

По образованию предлоги могут быть разделены на

1) непроизводные (первообразные) — не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при , с, от, из-за;

2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;

б) отыменные: ввиду, в виде , в течение, за счёт, по поводу;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

По строению предлоги могут быть разделены на

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.

Предлоги могут выражать следующие значения

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине;

2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро;

3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день;

4) причинное: не прийти из за / вследствие / по / ввиду болезни;

5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга;

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать;

7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом;

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

ВВОДНЫЕ СЛОВА. ВВОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Вводные слова — это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки.

Например: Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства; К счастью, тайна так и осталась тайной.

Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: Вечер, ты помнишь, вьюга злилась. (Пушкин). К вводным единицам примыкают вставные конструкции, которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту; Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте.

Главная ошибка большинства пишущих связана с неточным знанием списка вводных слов. Поэтому прежде всего следует выучить, какие именно слова могут быть вводными, какие группы вводных слов могут быть выделены и какие слова никогда не бывают вводными.

ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ

1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи со сказанным: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к ужасу, на беду, чего доброго…

2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности того, что он сказал: конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, очевидно, безусловно, наверное, возможно, верно, может быть, должно быть, кажется, по всей видимости, по-видимому, по существу, по сути, думаю… Эта группа вводных слов наиболее многочисленна.

3. Вводные слова, указывающие на последовательность излагаемых мыслей и их связь между собой: во-первых, итак, следовательно, в общем, значит, кстати, далее, впрочем, наконец, с одной стороны… Эта группа также достаточно большая и коварная.

4. Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, иначе говоря, вернее, точнее, так сказать…

6. Вводные слова, представляющие собой обращение говорящего к собеседнику: видишь (ли), знаете, пойми, простите, пожалуйста, согласись…

7. Вводные слова, указывающие на оценку меры того, о чем говорится: самое большее, по крайней мере…

8. Вводные слова, показывающие степень обычности сказанного: бывает, случалось, по обыкновению…

9. Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания: кроме шуток, смешно сказать, честно говоря, между нами говоря…

ЕГЭ по Русскому: вариант №3 (разбор)

(1)В городах существует особый микроклимат. (2)<…> очень много искусственных твёрдых поверхностей: асфальта, бетона, кирпича, стекла, которые не могут впитывать атмосферную влагу, поэтому все выпадающие осадки удаляются через стоки, что приводит к иссушению не только самой поверхности, но и воздуха города. (3)Сухость городской атмосферы подтверждается тем, что в больших городах обычным явлением считается низкая (абсолютная и относительная) влажность и очень редко бывает туман.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0303 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧИСЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.

(1)Цифровая фотокамера с объективом, скопированным с фасеточного глаза насекомых, создана в университете Иллинойса (США). (2) Новый объектив имеет полусферическую форму, как глаза пчёл, жуков или стрекоз, и состоит из большого числа пластиковых микролинз.(3) Каждой из них соответствует миниатюрный фотодиод. (4)… изображение получалось неискажённым, матрица, на которой расположены фотодиоды, также выпуклая, полусферическая в отличие от плоской матрицы обычной цифровой камеры. (5) Преимущество системы — очень широкое поле зрения (до 180 градусов), низкий уровень оптических аберраций и огромная глубина резкости.

(«Фотокамера «Пчелиный глаз», «Наука и жизнь», №8 2013)

ЧИСЛО

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0603 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Работодатель оценил мои профессиональные умения и навыки, однако на тот момент свободных вакансий не нашлось.

Работодатель оценил мои профессиональные умения и навыки, однако на тот момент свободных вакансий не нашлось.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER1503 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Стихи его были непривыч(1)ы и неожида(2)ы, но Маяковский заставлял себя слушать: к концу вечера переполне(3)ый зал не сводил с него восторже(4)ых, восхищё(5)ых глаз.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER1703 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре(1) минимализм(2) интерпретируемый в широком смысле(3) как экономия художественных средств(4) нашёл применение во всех видах искусства.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER1803 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Фотография(1) с точки зрения специалистов(2) состоит из трёх условно-независимых составляющих: света, цвета и формы(3) однако(4) простого наличия этих составляющих недостаточно, чтобы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER1903 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы думаем(1) что исследования социальных сетей(2) которые(3) стали столь популярны во всём мире(4) разовьются в скором будущем в отдельную ветвь психологии.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER2003 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тогда и подумала она(1) что(2) если когда-нибудь у неё родится сын(3) то назовёт его таким именем.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

(1)«Вдох — выдох, выдох!» (2)Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. (3)Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха». (4)Жизнь — это прежде всего дыхание. (5)«Душа», «дух»! (6)А умер — прежде всего — «перестал дышать». (7)Так думали исстари. (8)«Дух вон!» — это значит «умер». (9)«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. (10)Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. (11)Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

(12)Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. (13)Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», то есть «заслоненную красоту», обогащает человека духовно. (14)Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей — это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

(15)Я долго искал это слово — сфера. (16)Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», — но жизнь не имеет границ! (17)Это не земельный участок, огороженный забором — границами. (18)Расширять пределы жизни — не годится для выражения моей мысли по той же причине. (19)Расширять горизонты жизни — это уже лучше, но все же что-то не то. (20)У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово — «окоём». (21)Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. (22)Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. (23)Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. (24)Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. (25)Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… (26)А жизнь бесконечно глубока. (27)Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

(Дмитрий Лихачёв «Письма о добром и прекрасном», письмо 4)

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

(1)Утром, бреясь перед зеркалом, с неожиданной неприязнью увидел бледность на лице, морщины под глазами, которые словно улыбались кому-то чересчур доброжелательно, и, кривясь, вспомнил, как вчера встретился в дверях лаборатории с молодым удачливым профессором, делающим необъяснимо быструю карьеру в науке. (2)Карьера его не была определена особым умом или выдающимся талантом, однако он стремительно шёл в гору, защитил кандидатскую, уже писал докторскую, поражая коллег-сверстников бойким продвижением и умением нравиться начальству.

(3)Мы не любили друг друга, едва здоровались издали, наша нелюбовь была и в тот момент, когда столкнулись в дверях, но, увидев меня, он молниеносно заулыбался счастливой улыбкой, излучая энергию радости, горячего восхищения этой внезапностью встречи, и стиснул мне руку со словами:

— Очень, очень рад вас видеть, коллега! (4)Только на днях прочитал вашу первоклассную статью об Антарктике и посожалел, что не работаем вместе над одной проблемой!

(5)Я знал, что он лгал, ибо никакого дела ему не было до моей работы, и хотелось сухо ответить принятыми словами вежливости «благодарю», «спасибо», но я тоже заулыбался обрадованной улыбкой, затряс его руку так продолжительно, так долго, что показалось — его испуганные пальцы в какой-то миг попытались вывинтиться из моих пальцев, а я, тряся ему руку, говорил совсем осчастливленно:

— Я слышал, начали докторскую? (6)Что ж, это великолепно, не упускаете время, мне весьма нравится ваша серьёзность, профессор!

(7)Я не знал, что со мной происходит, я говорил приятно-льстивые фразы, вроде бы под диктовку и чувствовал, что улыбаюсь сахарнейшей улыбкой, ощущаемой даже лицевыми мускулами.

(8)И это ощущение собственной собачьей улыбки, долгое трясение его руки и звук своего голоса преследовали меня целый день — о, как потом я морщился, скрипел зубами, ругая всеми словами, проклиная некоего второго человека внутри себя, кто в некоторых обстоятельствах бывал сильнее разума и воли.

(9)Что это было? (10)Самозащита? (11)Благоразумие? (12) Инстинкт раба? (13)Молодой профессор не был талантливее, не был умнее меня, кроме того, занимал положение в институте, зависимое от исследований моей лаборатории, а она нисколько не зависела от его работы. (14)Но почему с таким сладострастным упоением я тряс руку этому карьеристу и говорил приятные фальшивые слова?

(15)Утром, во время бритья разглядывая своё лицо, вдруг испытал приступ бешенства против этого близкого и ненавистного человека в зеркале, способного притворяться, льстить, малодушничать, как будто надеялся прожить две жизни и у всех проходных дверей обезопасить весь срок земной.

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER2403 Из предложения 2 выпишите контекстные антонимы.

(1)Самый страшный и самый распространенный стереотип в нашей стра­не — это стереотип безответственности. (2)Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. (3)Они опускаются от пос­тоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. (4)Руки опускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем все «до лампочки». (5)Вот от чего опускаются руки! (6)Стереотип бесхозяйственности на то и стереотип, что за ним всегда — многолетний опыт, привычка. (7)Он, как глубокая колея, накатанная, удобная, проверенная.

(8)С годами он стал у нас чуть ли не составной частью любой профессии. (9)Здесь доходит до абсурда. (10)К примеру, каждый человек в отдельности твёрдо знает, что зима в этом году будет обязательно. (11)И соответственно к ней готовится: достает тёплое пальто, покупает тёплые ботинки, варежки, бельё… (12)Но как только отдельные, персонально готовые к зиме люди собираются под крышей какого-либо учреждения, которое ведает теплоснабжением в городе, так зима, самая обычная зима, приходит к нам неожиданно. (13)Каждый год они регулярно оправдываются в статьях, что «зима, к сожалению, застала нас врасплох». (14)Читать это, честное слово, смешно! (15)Но дальше смешное кончается. (16)Дальше начинаются аварии.

(22)Но до каких пор будем мы окунаться в ситуации, когда из-за двух или трёх разгильдяев сотни, а то и тысячи людей вынуждены демонстрировать массовый героизм? (23)До каких пор?!

(24)Вопрос этот только кажется риторическим. (25)На него можно и нужно ответить.

(26)Убеждён, что в подобные ситуации мы будем окунаться до тех самых пор, пока не расстанемся с проклятым стереотипом безответственности и наплевательского отношения к труду! (27)Как к собственному, так и к чужому.

(28)И каждый раз, откровенно халтуря на работе («сойдёт!…»), что-то слепляя на авось («перемелется!…»), что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя («да ладно, обойдется…»), закрывая глаза на собственную небреж­ность («плевать»…»), мы же сами, своими руками, собственным так назы­ваемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы!

(29)Пишем в газетах: «такой-то освобожден от должности…» Хотя порою хочется прочитать: «должность освобождена от такого-то…»… Освобождена, как земля. (30)И теперь, может быть, вздохнет свободно… (31)Но ведь «освобождён» не всегда означает «наказан». (32)А следова­ло бы…

(33)Людей, конечно, надо жалеть. Но ведь и спрашивать с них надо! (34)И очень серьёзно, а не для вида. (35)Только тогда можно избавиться от стереотипа бесхозяйственности, который гирей висит на наших ногах.

(По Р. Рождественскому)

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER2503 Среди предложений 15-18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью определительного местоимения, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(9)Конечно, люди и теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом… (10)Но, Боже мой, как все это скудно, поверхностно и беспочвенно. (11)Ведь это только означает, что им «приятно» и «забавно» совместное времяпрепровождение или же, что они умеют «угодить» друг другу… (12)Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить,— то вот и довольно: между людьми завязывается так называемая «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любез­ности и скрытом расчете… (13)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (14)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (15)Иногда один берет взаймы, а другой дает взаймы — и оба считают себя «друзьями». (16)«Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (17)Но «дружбой» иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», связывающее мужчину и женщину; а иногда и романтическую страсть, которая подчас разъединяет людей окончательно и навсегда. (18)Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди взаимно посторонние и даже чуждые, проходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER2603 Прочитайте текст и выполните задание.

(1)«Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (3)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (6)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет. (9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, – вопрос чрезвычайно важный.

(13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё. (15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие». (16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно – лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу». (17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.

(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк – сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя. (25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф». (29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (33)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. (35)То самое «я», которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

«Приём (А)______________ – (предложения 25–27) – и синтаксическое средство выразительности (Б)______________ – (в предложении 20) автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство (B)______________ – («моральные ценности» в предложении 12, «общественное признание» в предложении 36) и приём (Г)_____________ – (предложения 13, 15) – задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».

Словосочетания со словом «асфальт»

Мы смогли составить 36 словосочетаний со словом «асфальт». Для генерации словосочетаний подбирали слова разных частей речи и разные морфологические формы исходного слова. Всего получилось вариантов:
с прилагательными — 12,
с существительными — 12,
с глаголами — 12.
Примеры словосочетаний с точным вхождением слова выделены курсивом.

  • горячий асфальт
  • чёрный асфальт
  • потрескавшийся асфальт
  • ровный асфальт
  • грязный асфальт
  • растрескавшийся асфальт
  • влажный асфальт
  • нагретый асфальт
  • холодный асфальт
  • гладкий асфальт
  • городской асфальт
  • по обледеневшему асфальту
  • асфальт улиц
  • по асфальту шины
  • на асфальте тела
  • для укладки асфальта
  • участки асфальта
  • ниже уровня асфальта
  • в сторону асфальта
  • носом асфальт
  • рукой асфальт
  • на сыром асфальте
  • на солнце асфальта
  • с обочины на асфальт
  • асфальт растрескался
  • удариться об асфальт
  • лечь на асфальт
  • шагать по асфальту
  • бросить на асфальт
  • приземлиться на асфальт
  • вывалиться на асфальт
  • плавить асфальт
  • спуститься на асфальт
  • залить асфальтом
  • зашагать по асфальту
  • гонять по асфальту

Всего подобрано 18 словосочетаний с предлогами и 18 без предлогов, 18 длинных словосочетаний (из трёх и более слов) и 18 коротких.

Словосочетания со словом «бетон»

Мы смогли составить 36 словосочетаний со словом «бетон». Для генерации словосочетаний подбирали слова разных частей речи и разные морфологические формы исходного слова. Всего получилось вариантов:
с прилагательными — 12,
с существительными — 12,
с глаголами — 12.
Примеры словосочетаний с точным вхождением слова выделены курсивом.

  • серый бетон
  • лёгкие бетоны
  • холодный бетон
  • голый бетон
  • мокрый бетон
  • монолитный бетон
  • ячеистый бетон
  • на пыльный бетон
  • армированный бетон
  • старый бетон
  • свежий бетон
  • сырой бетон
  • на бетон аэродрома
  • на бетон дороги
  • о бетон дорожки
  • из бетона искры
  • куски бетона
  • для приготовления бетона
  • холод бетона
  • качество бетона
  • полоса бетона
  • толщина бетона
  • до состояния бетона
  • до плотности бетона
  • бетон потрескался
  • лежать на бетоне
  • рухнуть на бетон
  • сесть на бетон
  • опуститься на бетон
  • скользить по бетону
  • стоял на бетоне
  • плюхнуться на бетон
  • приземлиться на бетон
  • крошить бетон
  • скатился на бетон
  • долбить бетон

Всего подобрано 17 словосочетаний с предлогами и 19 без предлогов, 17 длинных словосочетаний (из трёх и более слов) и 19 коротких.

У нас можно найти словосочетания со словами цемент, дурак, стройка, дом, тупица.

Словосочетания со словом «алмаз»

Мы смогли составить 36 словосочетаний со словом «алмаз». Для генерации словосочетаний подбирали слова разных частей речи и разные морфологические формы исходного слова. Всего получилось вариантов:
с прилагательными — 12,
с существительными — 12,
с глаголами — 12.
Примеры словосочетаний с точным вхождением слова выделены курсивом.

  • крупные алмазы
  • настоящий алмаз
  • огромный алмаз
  • искусственные алмазы
  • огранённый алмаз
  • красный алмаз
  • якутские алмазы
  • голубой алмаз
  • промышленные алмазы
  • технические алмазы
  • природные алмазы
  • крошечные алмазы
  • алмазы звёзд
  • алмаз чистой воды
  • алмаз алмазом
  • блеск алмазов
  • кристалл алмаза
  • тысячи алмазов
  • по обработке алмазов
  • искатель алмазов
  • история алмаза
  • мешок алмазов
  • глаз алмаз
  • на вес алмазов
  • увидеть небо в алмазах
  • найти алмазы
  • искать алмазы
  • превращаться в алмаз
  • добывать алмазы
  • сверкать алмазами
  • получить алмаз
  • купить алмаз
  • касается алмазов
  • показать небо в алмазах
  • спрятать алмазы
  • завладеть алмазом

Всего подобрано 5 словосочетаний с предлогами и 31 без предлогов, 6 длинных словосочетаний (из трёх и более слов) и 30 коротких.

Читайте также: