Можно ли могилы заливать бетоном

Обновлено: 18.05.2024

Опалубка для могилы

В случаях, когда решается устанавливать памятник на могилу с предварительным устройством бетонного цоколя или фундамента, используется опалубка – геометрически правильная конструкция из деревянных досок, которая ставится по уровню, и образует каркас для заливки бетонной смеси. Собранная с соблюдением нормативов опалубка под памятник повышает качество создаваемого изделия.

Монтажники мастерской «40 дней» знают, как сделать опалубку на могиле, учитывают тонкости подготовки земли, точного выставления досок, армирования и правильной заливки бетонных смесей. Лучше доверить эту работу профессиональным установщикам, ведь делать опалубку на могиле и учитывать специфику надгробия, которое будет затем монтироваться, не простая задача.

Установка опалубки

Как сделать?

Технология установки опалубки для памятника включает следующие действия:

  • В начале, на месте захоронения трамбуется грунт, убираются камни, по необходимости выкорчевываются зелёные насаждения.
  • Далее рабочие размечают участок по требуемому размеру и согласно плану.
  • Третий этап – выкапывается траншея или маленький котлован, чьи размеры и глубина зависят от типа запланированного изделия, и от особенностей грунта конкретного кладбища.
  • На четвертом этапе по уровню ставятся доски опалубки, заливается слоями бетонная смесь, каждый слой чередуется с укладкой арматуры.
  • После застывания смеси доски снимаются, а полученная конструкция облицовывается гранитной или тротуарной плиткой, либо остаётся «как есть».




Если хотите заказать опалубку на свежей могиле, рекомендуем подождать год, чтобы земля за этот период усела. В этом случае получившиеся бетонные конструкции не будут давать сильную просадку, которая может негативно повлиять на внешний вид захоронения.

Могила христианина

А Вы сходите, например, в Новодевичий монастырь, или в Донской - и увидите христианские, православные могилы прошлых веков.

i-1743.jpg

Ничего плохого в могильном камне наши предки не видели - значит, и нам не стоит сомневаться, они и память хранят, и сохраняют опрятным и красивым дорогое нам место.

Ирина Миронова

А Вы сходите, например, в Новодевичий монастырь, или в Донской - и увидите христианские, православные могилы прошлых веков.

i-1743.jpg

Ничего плохого в могильном камне наши предки не видели - значит, и нам не стоит сомневаться, они и память хранят, и сохраняют опрятным и красивым дорогое нам место.

Места захоронения через время оседают, зарастают травой и приобретают заброшенный вид. Чтобы захоронение имело эстетичный и ухоженный вид, прибегают к бетонированию могилы. Материал равномерно распределит нагрузку памятника, отметит границы территории, которую можно оснастить художественной оградой, колоннами, вазами для цветов, столом и лавкой для поминания. Долговечность службы зависит от качества самого бетона и способа его укладки.


На благоустройство могилы нужно получить разрешение от администрации кладбища.

Содержание

Преимущества и недостатки бетонной отмостки

Вокруг оформленной могилы рекомендуется сделать отмостку. Это бетонная полоса с наклоном в направлении от фундамента. Ее можно оставить в первоначальном виде, но чаще всего на нее укладывают плитку или брусчатку. Так могила приобретает законченный вид. Недостатки выявятся, если использовать некачественный бетон или нарушить технологию производства. Преимущества бетонной отмостки:

  • Гидроизоляция. Сохраняет цоколь в целостности.
  • Дренаж. Служит для отведения дождевых, грунтовых и паводковых вод, защищает от промерзания.

Этапы работ

Основной работе должна предшествовать подготовка места погребения в виде уборки.

После принятия решения о бетонировании основания и установке памятника нужно определить грунты — глиняные или песчаные. От этого зависит глубина заливки бетоном и вид отмостки. Далее переходят к поэтапному выполнению работ:

  1. Подготовка территории.
  2. Установка опалубки.
  3. Армирование основания.
  4. Заливка раствора.
  5. Облицовка.

Подготовка территории

Этап работ включает:

  • очистку территории от мусора, растительности, удаление корней;
  • планирование участка;
  • рытье котлована под фундамент.

Основание под бетонирование располагают дальше от ямы могилы минимум на 0,2 м, там, где земля не была вскопана. Тогда фундамент будет долговечен и прочен. Стенки и дно траншеи должны быть без уклонов, ровными. На дно засыпается гравий и песок, затем все это трамбуется. Земляные работы на кладбище проводятся вручную.

Установка опалубки


Чтобы выполнить основной этап работ, нужно повозиться с обустройством опалубки.

Ответственный этап работы, требующий строго вертикальной установки щитов. Как правило, применяются деревянные доски. Они укрепляются с помощью колышков, уклонов и распорок так, чтобы между ними был минимальный зазор. При использовании некондиционного материала внутрь укладывают рубероид. Опалубку снимают через 3—4 дня, лучше через неделю.

Армирование основания

Для увеличения прочности фундамента и усиления бетонной заливки нужно проложить арматуру (в среднем 0,12—0,14 м). Это надежно сцепит цоколь по периметру, и уложенная тротуарная плитка не расползется по швам, а мраморная крошка не уйдет в грунт по проходам. Если устанавливается памятник (весит примерно 300—400 кг), то армирование должно быть большего сечения с дополнительной установкой металлических деталей, чтобы монумент был устойчивым. Увязка каркаса производится арматурной проволокой или сваркой металлических прутьев.

Заливка раствора


Готовить материал и заливать его необходимо за один заход, чтобы он получился должного качества.

Для этой цели рекомендуется применять марку М300. Заливать бетоном надо сразу же, поэтому готовят раствор на месте. Берется 1 часть бетона на 3 части песка, замешивается и заливается в заранее подготовленную опалубку. Делать это нужно очень быстро, стараясь не оставлять пустот в теле цоколя. Затем поверхность разглаживается и накрывается от солнечных лучей. Для равномерного высыхания лучше первое время увлажнять верхнюю часть.

Залить бетон рекомендуется минимум через год после похорон, в теплый и сухой сезон.

Облицовка

К этапу приступают, когда заливка высохла полностью. Фундамент стал прочным, можно начать отделку. Красивый и аккуратный вид надгробию придает облицовка плитами. Это относится как самому бетонному основанию, так и к отмостке. Плиты используют:

  • из натурального камня (гранит, мрамор);
  • гранитной или мраморной крошки;
  • керамической плитки для внешних работ;
  • тротуарной плитки.

Облицовочные работы следует проводить в сухое время, поэтому не рекомендуется планировать этот этап на зиму. Температура воздуха должна достигать минимум +5 градусов. Бетонирование могил можно провести своими руками, но лучше доверить это специалистам. Они изучат почву, подберут качественный материал, согласуют с администрацией, получат разрешение и полностью выполнят все работы.

Сплошное бетонирование участка

После того как наши близкие покидают мир, мы стремимся почтить их память и позаботиться о благоустройстве могилы.

Компания «Первая Социальная Гранитная Мастерская» охватывает весь спектр услуг, связанный с благоустройством захоронений. Благодаря огромной практике, современному оборудованию, качественным материалам и внимательному подходу — мы реализовываем услуги по уходу за могилой на высоком уровне.

Положительное влияние бетонирования могилы

Имея значительный опыт за плечами, наши сотрудники отлично знаются на своем деле. Благодаря этому, они предоставляют исчерпывающую информацию по любому вопросу, который касается бетонирования могилы, включая все интересующие расценки на бетонирование.

Такой способ благоустройства захоронения основательно продлит срок эксплуатации всех ритуальных изделий, установленных на участке, а также предотвратит появление нежелательных растений. Бетонирование могилы оказывает положительное влияние на внешний вид места погребения, тем более, что есть несколько вариантов его исполнения. К тому же, установленные сверху памятники и оградки будут защищены от перекоса в земле от тяжести и времени. Подобное бетонное основание можно задекорировать, уложив на него плиты из различных материалов. Зачастую самые востребованные - это гранитные плиты, отличающиеся особенно добротным внешним видом и долговечностью.

Защита и благоустройство захоронения с помощью бетонирование могилы

Зачастую для пригодного благоустройства захоронения, без бетонирования могилы никак не обойтись. Это может быть связанно с особенностями грунта и плоскостью почвы. В случае, если место захоронения находится на склоне или же грунт на этом участке глинистый и неустойчивый, а также в случае наличия подземных вод, вероятно придется прибегать к бетонированию. Этот способ защиты спокойно совладает с излишками влаги и неблагоприятным состоянием почвы.

Подготовительные работы перед бетонированием могилы

Перед тем как приступать к бетонированию, необходимо провести ряд мероприятий. Нарисовать эскиз, определиться с материалами, подготовить участок (вырвать нежелательные растения, разровнять участок, а при необходимости осуществить добавление песка или щебня). Проводить мероприятия тщательной подготовки очень важно, так как качество подготовительных работ напрямую связано с самим бетонированием. Так же, необходимо обратить внимание на время проведения таких процедур. В зимнее время года сотрудники нашей компании не рекомендуют осуществлять бетонирование могилы, так как холодная погода имеет негативное влияние на итоговое качество. С помощью бетонирования, уровень места захоронения значительно повысится, что поспособствует защите попадания мусора и упростит задачу поиска участка.

Качественное благоустройство могилы

Помимо обстоятельств где без фундамента не обойтись, порой возникают ситуации, при которых часто посещать участок не является возможным.

В таких случаях, желательно заранее подумать о долговременном уходе за могилой. Сотрудники компании «Первая Социальная Гранитная Мастерская» предоставят интересующие вас расценки на бетонирование, а также дадут исчерпывающие рекомендации по надлежащему уход за могилой и способу их реализации. Благодаря огромному количеству вариантов предоставляемых нами услуг и изделий, совместно мы подберем достой вариацию благоустройство могилы по приемлемой для вас цене.

Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога

– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

– А на кладбищах возлагать венки правильно?

– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.

– А может, это пластмассовое наваждение на могилах следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть – это рождение в Вечности. Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение – это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание – в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей, является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилы так, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

Когда принято посещать кладбище?

– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности, какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

Вопрос священнику

Я работаю продавцом, и столкнулась с такой проблемой в отношениях с покупателями: при всей моей доброжелательности к ним, только лишь небольшая часть людей готова к дружелюбному общению. Основной стиль поведения - я все сам знаю, что вы мне тут рассказываете. У меня конфеты, поэтому рассказываю об их составе, начинке, качестве шоколада и его пользе. Понимаю, что Господь меня таким образом усмиряет, посылая мне таких покупателей. Но вот в чем вопрос - так как реакция на мой рассказ о товаре часто скептическая, сомневающаяся в лучшем случае, на каком этапе мне необходимо останавливаться, чтобы дальнейшая дискуссия не приводила меня в смятение? Вроде бы и молчать не стоит - все-таки я продавец, но и ненужные словесные перепалки приводят к тому, что трудно удержаться и как-то не наговорить лишнего. Прочитала у святых отцов о том, что за таких "сложных" покупателей нужно молиться и благодарить Господа за учителей. Но не будет ли мое молчание покупателями истолковано неверно?

Не стоит путать Божий дар с яичницей. Поведение торгового работника в христианском понимании, регламентируется честностью и вежливостью. А презентация своего товара, умение убеждать, работать с покупателем - это часть коммерческой науки о продвижении и предложении товара.

Бетонные работы

Заливка бетона поможет укрепить грунт, создать прочную основу для мраморных и гранитных монументов, равномерно распределить нагрузку по площади могилы. Бетон требуется для установки гранитного цоколя и также при установке памятника, если длина надгробия или ширина превышает 140 см, и толщина больше 10 см.

Установщики мастерской «40 дней» проводят следующие работы с бетоном:


Для предотвращения возможного крена, или падения, заливается фундамент под памятник – прочная и надёжная основа, на которую монтируются тяжёлые конструкции.


Обязательным атрибутом заливки бетона на кладбище выступает опалубка для могилы, по ссылке можно подробно прочитать о технике работы с ней.

Отмостка на могиле

Заказать в нашей мастерской устройство отмостки можно только при заказе памятника или гранитного цоколя.

Отмостка вокруг могилы
Отмостка на кладбище вокруг памятника

Какие преимущества даёт отмостка на могиле:

  • Повышается надёжность конструкции – отмостка с бетонным основанием помогает сохранять целостность цоколя.
  • Отмостка вокруг могилы помогает отвести воду во время дождя или при интенсивном весеннем таянии снега что предотвращает размытие грунта.

По всему периметру захоронения уложена отмостка из тротуарной плитки
Отмостка со стороны входа могилы




Обратите внимание, что превышать размеры участка и работать за пределами захоронения можно не везде, поэтому рекомендуем размещать этот элемент в границах участка.

Бетонный цоколь на могилу

Бетонный цоколь на могиле выполняет две функции: эстетическую, придавая всему участку завершенный и ухоженный вид, а также практическую – служит мощным фундаментом под гранитный цоколь или ограду.

Цена бетонного цоколя на могилу размером 180×200 см начинается от 19760 р. Точную цену для конкретного размера Вы можете узнать, позвонив нам по контактным телефонам или написав на электронную почту.

Пример создания бетонного цоколя на могилу

Установка опалубки Заливка цоколя и фундамента под памятник
Облицовка гранитом и тротуарной плиткой Установка памятника и ограды

В перечне работ, проведенных на данном участке, также произведена дополнительная заливка фундамента под памятник. Такой фундамент необходим, если параметры достаточно велики (высота/ширина более 140 см и толщина от 10 см), а так же если на участке планируется установка двойного памятника. Подобный фундамент позволяет рассредоточить вес надгробных сооружений по всему участку, избегая давления в одну точку, а, следовательно, не происходит крена и просадки памятников. В данном проекте цоколь был облицован гранитной плиткой с дальнейшей установкой на нее ограды.

Читайте также: