Материалы для ландшафтной архитектуры и дорожного строительства

Обновлено: 04.05.2024

Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры

4-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата

  • Описание
  • Программа курса
  • Видео: 1
  • Нет в мобильном приложении
    Теодоронский В. С., Сабо Е. Д., Фролова В. А. ; Под ред. Теодоронского В.С.

Обложка Твердая

Научная школа

Библиографическое описание

Тематика/подтематика

Дисциплины

  • Аннотация
  • Программа курса
  • Медиаматериалы 1

В учебнике рассмотрены вопросы создания объектов ландшафтной архитектуры, благоустройства территорий объектов, организация строительства инженерных сооружений, устройство дорожной сети, регулирование водного режима на территориях объектов, номенклатура, конструкции, материалы строительства. Освещены основные теоретические вопросы озеленения объектов ландшафтной архитектуры: посадка деревьев и кустарников, устройство газонов, цветников и их содержание. Изложены вопросы организации производства работ, инвентаризации территории объектов. На данный момент ряд нормативных данных (ГОСТы, СНиПы), приводимых в учебнике, имеют новую редакцию. Однако это существенно не влияет на процесс обучения созданию объектов ландшафтной архитектуры, и произошедшие изменения при необходимости могут быть учтены преподавателями.

Материалы для строительства плоскостных элементов благоустройства

При строительстве плоскостных элементов благоустройства применяют материалы естественного и искусственного происхождения, которые обладают рядом физико-механических свойств, определяющих возможности их использования. Наиболее значимыми из них являются прочность — способность сопротивляться механическим воздействиям, сопротивление сжатию и стиранию, водопоглощение и морозостойкость — способность материала выдерживать попеременное замораживание и оттаивание без значительных признаков разрушения или снижения прочности.

Основные физико-механические свойства горных пород, используемых в строительстве, представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Физико-механические свойства горных пород
Характеристика породы Класс прочности; прочность, МПа Водопоглощение, % Морозостойкость; % потери массы от первоначальной Применение
Не затронутые или слабо затронутые вы-ветриванием (кварциты, граниты, порфиры, базальты, мраморовидные и плотные известняки и доломиты) I (очень крепкие); более 100 0,5. 1 Морозостойкие; до 10 Все виды дорожных одежд
II (крепкие); более 100 1,5. 3
Затронутые выветриванием кварциты, граниты, порфиры, базальты, мраморовидные и плотные известняки и доломиты, а также кремнистые сланцы, неравномерной плотности известняки и песчаники III (средней крепости); 60. 80 3,5. 8 Широко применяются в виде щебня
Пористые известняки, доломиты известняковые и железистые, тонкопленчатые песчаники IV (мягкие); 30. 40 4. 15 Неморозостойкие, свыше 15 Щебень для оснований дорог с твердыми покрытиями
Выветренные изверженные породы, мучнистые, землистые известняки, слабые песчаники, глинистые сланцы V (очень мягкие); 30 Только с вяжущими материалами для щебеночных оснований

Из материалов естественного (природного) происхождения в строительстве наиболее распространены материалы из камня, которые разнообразны по форме, размерам и назначению, реже используются строительные материалы растительного происхождения, в основном продукты деревообработки (кора, поперечные спилы дерева и др.).

К материалам искусственного происхождения относятся отходы промышленных предприятий (например, шлаки) и специально изготовленные изделия (бетонные плиты, кирпич-клинкер и др.). Качество тротуарной плитки определяется ее прочностью, морозостойкостью, водопоглощением и истираемостью, которые нормируются ГОСТ 17608 — 91 и ТУ 5746-051-429266-16-97.

Основные виды и характеристика материалов, используемых при строительстве плоскостных элементов благоустройства, приведены в табл. 4.2.

Таблица 4.2. Виды и характеристика материалов, используемых при строительстве плоскостных элементов благоустройства
Наименование Материал Характеристика Применение
Природные материалы
Шашка каменная Грубоколотый камень I и II классов прочности Усеченный конус или пирамида с двумя плоскостями (верхняя плоскость больше нижней) Мощение в сочетании с плиткой; укрепление откосов кюветов, открытых лотков
Брусчатка Колотый камень I и II классов прочности Параллелепипед с параллельными верхней и нижней плоскостями Мощение, устройство бордюра, укрепление откосов и открытых лотков
Бортовой камень (бордюр) Камень I и II классов прочности Вытянутые бруски в форме параллелепипеда длиной от 70 см до нескольких метров, с вертикальной или наклонной лицевой гранью или двумя боковыми гранями и обработанной поверхностью видимой части. Размеры сечения: 10x20, 15x30, 20x30 см Укрепление края дорожного покрытия
Плитка каменная Пиленый камень I и II классов прочности с полированной поверхностью Различной величины и толщины Толщиной 10. 15см — для дорожных покрытий; толщиной 5 см — для облицовки
Валунный камень Грубо окатанная осадочная порода (III класс) Размером более 10 см Крупные камни — для рокариев, в отсыпке берегов водоемов
Булыжник Грубо окатанная осадочная порода (III класс прочности) Размером 10. 30 см Для дорожных покрытий, укрепления откосов и устройства открытых лотков
Гравий Окатанные обломки горных пород Очень крупный (галька) — 70. 100 мм; крупный — 40. 70 мм; средний — 25. 40 мм; мелкий — 15. 25 мм; очень мелкий — 10. 15 мм; гравийная мелочь — 3. 10 мм Дорожные основания и покрытия, дренаж
Песок Обкатанные обломки горных пород Очень крупный — 2. 1 мм; крупный — 1 . 0,5 мм; средний — 0,5. 0,25 мм; мелкий — 0,25. 0,1 мм; тонкий — 0,1 . 0,05 мм Чистые крупно- и среднезернистые пески для устройства дорожной одежды
Щебень Угловатые остроугольные куски горных пород различных классов прочности, полученные в результате естественного разрушения или дробления в камнедробилках Крупный — 40. 70 мм; средний — 25 . 40 мм; мелкий — 15. 25 мм; клинец щебенки — 10. 15 мм; каменная мелочь — 5 . 10 мм; высевки малые — 3. 5 мм Для дорожных оснований и покрытий, дренажей
Глина Тощая каолиновая (глинистых частиц — 30. 40 %) В специальных смесях дорожных одежд для придания сцепления инертным материалам
Суглинок Содержание глинистых частиц: тяжелый — 20. 30%; средний — 15. 20%; легкий — 10. 15% Добавляется в состав верхнего дорожного покрытия
Деревянные спилы Древесина твердых пород с обработкой против гниения антисептиком Толщина — 300. 400 мм, диаметр различный Верхнее покрытие
Брус Древесина твердых пород с обработкой против гниения антисептиком Сечение — 150 х 150 мм Верхнее покрытие
Дробленая кора Отходы дерево-обрабатывающего производства Верхнее покрытие
Опилки Отходы дерево-обрабатывающего производства Верхнее покрытие
Искусственные материалы
Кирпич клинкерный Искусственный камень с высокой прочностью, получаемый путем обжига глины при высокой температуре и обдуве Мощение. Линкерная крошка — для покрытия теннисных кортов
Кирпич строительный Искусственный камень со средней прочностью, получаемый из глины путем обжига Для устройства подпорных стенок, бордюров, покрытий дорожек
Кирпичный бой или щебень Отходы кирпичной промышленности при недожоге или пережоге кирпича, переработанные на камнедробилке в щебень Крупный — 15. 20 мм; мелкий (кирпичная крошка) — 0,1. 5 мм. Недожженный кирпич не отличается крепостью и легко размокает — допустимое содержание его в щебне составляет не более 10. 15 % Крупная фракция для оснований дорожек и площадок, мелкая — в специальных смесях для спортивных площадок
Шлак (гарь) Отходы при сгорании каменного угля Пористый, нетвердый, темного цвета Основания дорожек и площадок, верхний слой беговых дорожек и набивных футбольных полей
Молотая черепица Отходы производства черепичного покрытия Крупные зерна — до 15 мм; мелкие зерна — до 5 мм. Морозоустойчива и долговечна Крупные зерна в основаниях безгазонных полей, мелкие — для верхнего покрытия спортивных площадок
Строительная гидратная воздушная известь (пушонка) Получают путем обжига известняков, доломита, мела и т.д. (не доводимых при этом до спекания) с последующим гашением при ограниченном количестве воды Порошок с частицами менее 0,5 мм Используется в верхнем слое дорожных покрытий (до 5 % объема слоя) для снижения его набухания, устранения липкости смеси, повышения устойчивости к механическим и атмосферным воздействиям
Портланд-цемент Продукт тщательного измель-чения клинкера, образуемый при обжиге до спекания смеси известняков, глин и мергелей определенного состава В верхнем покрытии дорог
Цемент Вяжущий материал, проявляющий свои свойства только при взаимодействии с водой Составляет активную часть бетона с песком, щебнем или гравием в качестве инертного заполнителя Вверхнем покрытии дорог в составе бетона, для крепления элементов мощения и других работ
Битум Результат переработки нефти Для приготовления асфальтобетона, поверхностной обработки дорожных покрытий и оснований
Асфальтобетон Смесь щебня или гравия, песка, минерального порошка и битума По крупности зерен инертного материала: крупнозернистый — до 35 мм; среднезернистый — до 25 мм; мелкозернистый — до 15 мм; песчаный — до 5 мм Верхнее покрытие. Укладывают в горячем (125. 180°С) или холодном состоянии по специальной технологии
Плитка бетонная Спрессованная бетонная смесь на основе цемента марок 400. 600 кг/м2 Размеры, форма и цвет разнообразны. Толщина 4. 7 см Мощение
Плитка бетонная с обнаженным заполнителем Спрессованная бетонная смесь на основе цемента марок 400. 600 кг/м2 с добавлением гальки (гравия) различных фракций Размеры, форма и цвет разнообразны. Толщина 4. 7 см Мощение
Бетонный борт Спрессованная бетонная смесь на основе цемента марок 400. 600 кг/м2 Размеры разнообразны: 15х30х 100(50) мм; 10х25х 100(50) мм; 8x20x100(50) мм Укрепление края покрытия

Источник: Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. Теодоронский В.С.

Выбор вида верхнего покрытия элементов благоустройства объектов ландшафтной архитектуры

При выборе вида верхнего покрытия элементов благоустройства объектов ландшафтной архитектуры прежде всего необходимо изучить нормативные документы, в которых сформулированы основные требования к покрытиям в зависимости от вида и значения объекта благоустройства. Такими документами являются строительные нормы и правила (СНиП), действующие в районе проектирования, а также региональные нормативы (например, для Москвы — МГСН).

На выбор покрытия оказывают влияние различные факторы, такие как статус объекта, его местоположение, посещаемость, сезонность использования, объем финансирования работ по строительству и эксплуатации объекта. Особенно внимательно необходимо подходить к выбору покрытий при реставрации исторических объектов, учитывая возможность использования оригинальных покрытий в новых условиях его эксплуатации.

Необходимо также учитывать климатические особенности района проектирования: продолжительность сезонов с наиболее высокими и низкими температурами воздуха, обильность осадков.

Дизайн покрытий пешеходных дорожек и площадок зависит от того, где они размещены: в садах с ограниченным доступом, городских скверах и парках, на улицах или на территории предприятий, каждый объект диктует свои требования к качеству покрытий. При проектировании необходимо опираться на три основных принципа дизайна покрытий:

• функциональность — удовлетворение требований по использованию и назначению планировочного элемента, обеспечение безопасного и комфортного передвижения;
• конструктивность — обеспечение наилучшего качества покрытия при использовании современных материалов и технологии производства;
• эстетичность — высокие эстетические качества, создание комфортной визуальной среды.

Покрытия дорожек и площадок играют важную архитектурно-художественную роль при создании гармоничного образа объекта ландшафтной архитектуры. Выбор фактуры, цвета и рисунка покрытия может как улучшить впечатление от объекта, так и безнадежно испортить его.

При разработке проекта необходимо достаточно четко сформулировать требования, предъявляемые к проектируемому элементу, с учетом его планировочных особенностей, таких как размеры, площадь, плавность контуров, поперечный и продольный уклоны. Важно определить значение планировочного элемента по отношению к расположенным рядом фасадам зданий, МАФ и элементам озеленения (композициям из деревьев и кустарников, цветников и газона). Такой подход позволит избежать довольно распространенных негативных примеров, когда дорожки с контрастным часто меняющимся рисунком мощения отвлекают внимание от окружающего пейзажа, заставляя посетителей все время смотреть под ноги, и наоборот, использование на улицах с однообразной застройкой монотонных асфальтовых покрытий еще более усиливает невыразительность таких объектов.

Для сокращения затрат на строительство необходимо изучить местный рынок материалов и продукции региональных производителей, а также предусмотреть возможность механизации работ.

Рассмотрим особенности выбора вида верхнего покрытия на различных объектах благоустройства.

Тротуары и пешеходные зоны вдоль улиц

Пешеходные зоны и тротуары относятся к наиболее посещаемым объектам ландшафтной архитектуры в городе. Пешеходные нагрузки на них могут достигать тысяч человек в час, что в совокупности с нагрузками от автомобилей и техники, обслуживающей такие территории, требует выбора максимально устойчивых покрытий, простых в ремонте и обслуживании.

Лучше других этим требованиям отвечают твердые покрытия с шероховатой (нескользкой) поверхностью с коэффициентом сцепления в сухом состоянии — не менее 0,6; в мокром — не менее 0,4.

Для обеспечения безопасного движения пешеходов по городу все преграды (уступы, ступени, пандусы, деревья в лунках, осветительное, рекламное и другое оборудование), а также край тротуара в зонах остановок общественного транспорта и пешеходных переходов необходимо выделять полосами тактильного покрытия — покрытия с ощутимым стопой изменением фактуры поверхности.

Для деревьев, расположенных на мощеных участках, при отсутствии защитных решеток рекомендуется предусматривать вокруг ствола в радиусе не менее 1,5 м защитное влаго- и воздухопроницаемое покрытие, например щебеночное, галечное или газонное.

Садово-парковые дорожки

Дорожки для пешеходов. Дорожки являются основными планировочными элементами объектов ландшафтной архитектуры. Их функции утилитарны, так как они предназначены для обозначения маршрутов движения посетителей. В тоже время садово-парковые дорожки играют важную планировочную роль, их эстетические качества создают настроение, подчеркивают выбранное стилевое направление.

Покрытия дорожно-тропиночной сети в пределах ландшафтно-рекреационных территорий следует выполнять из плиток, щебня и других прочных материалов, допуская применение асфальтового покрытия в исключительных случаях (МГСН 1.02.02). Выбор дорожного покрытия должен быть связан с условиями эксплуатации объекта, интенсивностью его использования. Для дорожек II и III классов при невысокой интенсивности пешеходного движения возможно использование мягких покрытий, например из спецсмеси на основе гранитных высевок. Необходимо учитывать продольные уклоны, так как такие покрытия подвержены смыву верхнего слоя.

Велосипедные дорожки. Покрытия велосипедных дорожек следует выполнять из материалов, обработанных вяжущими, а также из щебня, гравийного материала, грунтощебня, кирпичного боя, горелых пород и шлака, а при отсутствии этих материалов при соответствующем технико-экономическом обосновании — из асфальтобетона и цементобетона.

Дорожки для конных прогулок. Рекомендуется улучшенное грунтовое покрытие, безопасное для животных. Может также использоваться песчаное покрытие.

Площадки

Детские площадки. Для обеспечения безопасности детей во время игр и перемещения на площадках в игровой зоне необходимо предусматривать только мягкие виды покрытий (песчаное, резиновое и т.д.). Если на площадке имеются скамьи, то их устанавливают на твердые покрытия или фундамент. Для игровой зоны, защищенной высоким бортом из бревен, можно использовать засыпку измельченной корой слоем толщиной 15. 20 см. При травяном покрытии площадки необходимо предусматривать дорожки для подхода к игровому оборудованию с твердыми, мягкими или комбинированными покрытиями.

Для сопряжения поверхности площадки с газоном следует применять бортовые камни и другие ограничители с закругленными или скошенными краями.

Площадки для отдыха. Существенных ограничений на выбор покрытий нет, хотя более практичными с точки зрения эксплуатации считаются твердые виды покрытий.

Спортивные площадки. Выбор покрытий для спортивных площадок связан с их назначением (видом спорта). Обычно это мягкие покрытия из спецсмесей различных составов на основе каменных высевок. Также используют натуральные, искусственные и смешанные травяные покрытия и покрытия с использованием резиновой крошки или плит (рис. 4.11). На спортивных площадках обязательно устройство дренажа.

Рис. 4.11. Типовые конструкции для спортивных площадок на суглинистых и глинистых грунтах

Рис. 4.11. Типовые конструкции для спортивных площадок на суглинистых и глинистых грунтах: а — из спецсмеси; б — асфальторезиновое (резинобитумное); в — типа «регупол» на основе резиновой крошки; 1 — спецсмесь; 2 — каменные высевки (фракция 5 мм), толщина слоя — 20 мм; 3 — щебень (фракция 20. 40 мм), толщина слоя зависит от типа грунта; 4 — подготовленное грунтовое основание; 5— асфальторезина (битум — 25%; резиновая крошка — 20%; минеральный порошок — 15%; песок — 40%) или резинобитум (битум — 17%, резиновая крошка — 14%; песок — 69%); 6 — асфальтобетон; 7 — песок; 8 — регупол; 9 — бетонное основание

Рис. 4.12. Покрытие из бетонных элементов с вкраплением газона для парковок

Рис. 4.12. Покрытие из бетонных элементов с вкраплением газона для парковок: а — типовая конструкция: 1 — бетонная решетка, смесь растительного грунта с семенами (25%), с мелким щебнем (фракция 4. 16 мм); 2 — песок крупный; 3 — геоткань; 4 — щебень; 5 — подготовленное грунтовое основание;6 — выпускаемые бетонные элементы

Хозяйственные площадки. Для возможности проведения влажной уборки площадок рекомендуется использовать твердые виды покрытий. На площадках для установки мусоросборников обычно используют то же покрытие, что и на примыкающем проезде.

Площадки для выгула собак. На площадках используют комбинированное покрытие с выделением зоны выгула собак — с мягким покрытием, не травмирующим конечности животных (газонное, песчаное, грунтовое), удобное для регулярной уборки и обновления; зоны для владельцев собак — с твердым или комбинированным видом покрытия. Подход к площадке выполняют в виде дорожки с твердым покрытием, удобным для использования в любую погоду.

Площадки для парковки автомобилей. Обычно покрытие площадок выполняют аналогично покрытию транспортных проездов. Может также использоваться комбинированное покрытие из бетонных элементов с вкраплением газона (рис. 4.12), так называемые зеленые стоянки, однако в условиях Москвы добиться хорошего состояния травяного покрова при высокой интенсивности использования парковки достаточно сложно.

Источник: Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. Теодоронский В.С.

Материалы для ландшафтной архитектуры и дорожного строительства

Стоимость ландшафтных материалов

Стоимость ландшафтных материалов_2

Качественные ландшафтные материалы – красота приусадебного участка, гарантия надежности и долговечности строения или ремонта

Владельцы коттеджей, загородных домов, дач в Московской области стремятся сделать дом красивым, сад – ухоженным, участок – идеально спланированным. Стилистика оформления зависит от вкусов хозяев. Общим у всех является стремление к уюту, безопасности, комфорту. Обеспечивают такие показатели благодаря качественному проведению работ на территории.
Этого можно добиться, используя высококлассные стройматериалы: песок, щебень, гравий, керамзит, мраморную или гранитную крошку, гальку, ракушечник. Наша компания предлагает материалы для строительства, обладающие широким спектром использования. Высокое качество обслуживания и обширный ассортимент гарантированы всем нашим клиентам. После звонка к нам, вы убедитесь, что цена предлагаемых товаров, ниже средних расценок по Московскому региону.

Галька Санчинская (Дагестан) Мраморная крошка (голтованная)

Виды насыпных строительных материалов

Возведение дома или другой постройки начинают с планирования. На этом этапе также ведется расчет необходимого количества стройматериалов. Независимо от масштабов строительства и сложности проекта понадобятся такие насыпные строительные материалы, как щебень и песок. Они принадлежат к наиболее востребованным группам веществ, и могут использоваться в исходном виде или в качестве одного из компонентов специальных смесей.
Такие материалы для строительства не имеют строгой классификации.

Наиболее популярны три категории:
• рудные материалы (щебень, гравий, керамзит, песок);
• вяжущие вещества (цементы, известь, гипс, глина);
• сухие смеси для отделочных работ.

Продают все перечисленные ландшафтные и строительные материалы в мешках или насыпью. Способ фасовки зависит от количества приобретаемого товара. Тара, в свою очередь, влияет на стоимость насыпных веществ. Следует учитывать, что самовывоз всегда обходится дешевле, чем заказ доставки товара.

Змеевик (5х20) Песчаник (голтованный) Отсев (3х10)

Сфера применения

Даже человек, далекий от сферы, связанной со строительством, понимает, что гранулированные вещества необходимы для приготовления цементных и бетонных смесей. Эти компоненты делают конструкции более прочными и долговечными.
Но даже если на участке не ведется строительство, без песка, щебенки и керамзита не обойтись.

Насыпные и ландшафтные стройматериалы необходимы для таких целей, как:
• ремонт сооружений;
• прокладывание садовых дорожек;
• реставрация или возведение малых архитектурных форм;
• устройство отмосток, площадок;
• возведение ограждений;
• устройство дренажных систем.

Каждый их вид подбирается исходя из предназначения будущего объекта и климатических условий его эксплуатации. Значительное преимущество таких веществ – это возможность приобрести необходимые ландшафтные строительные материалы недорого. Все они могут быть использованы в качестве декора или выполнять чисто утилитарную функцию.

Яшма бордовая Змеевик (10х40)

Насыпные материалы в ландшафтном дизайне

Большой выбор растений в саду – это красиво. Но деревья, цветы и кустарники не делают его завершенным. В ландшафтном дизайне важную роль играют все элементы: дорожки, беседки, площадки, водоемы, оборудованные зоны отдыха. Не всегда эти детали можно предусмотреть заранее. Поэтому мало какой сад не подвергается реконструкции уже спустя пару лет после создания. Причем размер территории не имеет значения.
Если вы являетесь владельцем большого или крошечного участка, вас заинтересует возможность регулярно покупать засыпные строительные материалы с доставкой. В каждом хозяйстве нужен песок строительный, керамзит, щебенка. Для создания красивых клумб и зеленых зон понадобится еще и гранитная крошка.

• Используя керамзит можно утеплить пол, отвести лишнюю воду с участка, декорировать поверхность грунта.
• Щебенка пригодится при сооружении декоративных водоемов, создании альпийских горок и рокариев.
• Строительный песок подходит для оформления детских площадок, рабаток, миксбордеров.

Доставка строительных и ландшафтных материалов часто связана со сложностями. Большие компании не торопятся иметь дело с мелкими заказчиками, а предприниматели не всегда имеют возможность сами доставлять грузы. В Подмосковье эта проблема решена. Компания «Флоу-Дизайн» занимается не только реализацией стройматериалов в мешках, но и предлагает выгодные условия доставки.

Конструкция дорожной одежды плоскостных элементов благоустройства территории

Одежда плоскостных элементов благоустройства территории — это многослойная структура, выдерживающая пешеходные и транспортные нагрузки. При разработке устойчивой конструкции одежды дорожек и площадок необходимо учитывать влияние таких факторов окружающей среды, как поверхностная нагрузка, почвы или грунты основания, климат, стоимость и условия эксплуатации.

Структурные слои одежды обычно состоят из подготовленного земляного основания, несущего основания и верхнего покрытия. Рассмотрим конструкцию дорожной одежды, переходя от слоя к слою снизу вверх, на примере конструктивного разреза типичного покрытия для дороги с невысокой транспортной нагрузкой или дорожки с высокой пешеходной нагрузкой, расположенной на глинистых почвах (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Элементы типовой конструкции дорожного полотна для глинистых грунтов

Рис. 4.4. Элементы типовой конструкции дорожного полотна для глинистых грунтов: I — 1/3 ширины дороги (для глин); h — уровень промерзания грунта; 1 — дрена с фильтром (при необходимости); 2 — подготовленное грунтовое основание; 3 — геоткань; 4 — дополнительный слой несущего основания для глинистых грунтов; 5 — несущее основание (толщиной 150. 200 мм); 6 — верхнее покрытие; 7— ограничитель края покрытия (обязательны для мягких покрытий)

Подготовка грунтового основания. Слой почвы, на котором будут размещены несущее основание и верхнее покрытие, требует тщательной подготовки, так как он несет нагрузку со стороны дорожного покрытия и подвержен воздействию характерных для данной территории почвенных и гидрологических процессов.

Устойчивость грунтового основания, его однородность и проницаемость являются ключевыми факторами в определении толщины остальных слоев в конструкции дорожного покрытия, поэтому перед началом работ важно выяснить все особенности объекта проектирования. По материалам предпроектных изысканий устанавливают тип подстилающих грунтов, механический состав, устойчивость к деформациям, уровень грунтовых вод, особенности гидрологического режима, а также выясняют другие особенности участка, подлежащего благоустройству.

Для предотвращения миграции почвенных коллоидов из нижних почвенных слоев в верхнее основание иногда в качестве разделителя используют геоткань, которую укладывают поверх грунтового основания.

При работе на глинистых почвах возникает опасность проявления так называемых процессов пучения грунта, которые возникают на неравномерно увлажненных грунтах при их замерзании и оттаивании. Впоследствии это может привести к разрушению верхнего покрытия (рис. 4.5). Предотвратить эти явления можно путем стабилизации уровня влажности почвы за счет создания дренажной системы, которая также позволит стабилизировать уровень грунтовых вод и контролировать процессы периодического подтопления. Представленная для примера конструкция включает в себя систему водоотвода из перфорированных труб, расположенных ниже уровня промерзания грунта, характерного для данного региона.

Рис. 4.5. Деформации дорожного покрытия

Рис. 4.5. Деформации дорожного покрытия: а — пучение грунта; б — обрушение края

Несущее основание. Несущим основанием называется слой инертного материала (чаще всего — щебня), который укладывают на подготовленное земляное корыто. Основание переносит на себя нагрузку от движущихся по поверхности транспорта и пешеходов, а также отводит лишнюю воду, предотвращая подтопление верхнего покрытия.

В зависимости от уровня нагрузки и стабильности грунта конструкция несущего основания может быть различной. Для дорожек и площадок с низкой нагрузкой на стабильных грунтах в качестве основания может использоваться один слой крупнозернистого песка или мелкого щебня. При высокой нагрузке или на глинистых слабо дренированных грунтах для получения прочного покрытия часто требуется устройство двухслойного несущего основания. В таких случаях нижний слой состоит из более грубого материала (щебень более крупных фракций), чем верхний. Перенося на себя нагрузку, он предохраняет верхнее покрытие от возможного разрушения.

Для обеспечения максимальной поддержки верхнего покрытия и предотвращения его перекашивания, а также для лучшего поперечного отведения воды под покрытием оба слоя несущего основания должны выступать за края проектируемой дорожки или площадки (см. рис. 4.4).

При использовании верхнего покрытия из материалов, подверженных вымыванию, для предотвращения этих явлений поверхность несущего основания рекомендуется обработать битумными герметиками или использовать в качестве разделителя геоткань.

Верхнее покрытие. Верхнее покрытие дорожек и площадок является предметом дизайна при проектировании объектов ландшафтной архитектуры. Выбор покрытий необычайно широк: от булыжной мостовой, дошедшей до нас из далекого прошлого, до современных технологичных материалов.

Верхние покрытия, в зависимости от качества, подразделяют на три группы: твердые, мягкие и комбинированные.

Твердые покрытия — покрытия из различных материалов, обладающих твердой поверхностью. Они, в свою очередь, подразделяются на монолитные покрытия и мощения.

Монолитные покрытия — покрытия из горячих или холодных смесей, которые укладывают на подготовленное основание; при застывании они образуют однородную поверхность. К ним относятся асфальтовое и бетонное покрытия и их сочетания. Они незаменимы для создания планировочных элементов сложных конфигураций.
Асфальтовые покрытия широко распространены в благоустройстве в связи с их высокой устойчивостью, простотой укладки и низкой стоимостью содержания.

Монолитные покрытия из бетона в чистом виде используют редко, так как они представляют собой достаточно неинтересную поверхность серого цвета. Кроме того, они подвержены разрушению в условиях климата с частыми переходами температуры воздуха через ноль из-за замерзания воды, попавшей в трещины покрытия. При многочисленных замерзаниях и оттаиваниях мелкие трещины могут значительно увеличиться за один зимний сезон. Для повышения износостойкости бетонного покрытия используют различные технологии по защите верхнего слоя от внешних воздействий, например, силиконо-акриловые пропитки или напыление специального слоя смеси синтетических смол и цемента на старое или новое бетонное покрытие («напыленный бетон»). Эти технологии позволяют также улучшить эстетические качества бетона за счет добавок в состав цветных пигментов до 100 оттенков цвета.

Чтобы сделать покрытия из бетона привлекательными, также используют технологию прессования поверхности специальными штампами, имитирующими натуральный камень и другие фактуры, или способ заливки бетона с расшивкой швов деревянными рейками под брекчию или другой рисунок. Еще один способ улучшения поверхности — это вдавливание в еще не застывшую массу различных наполнителей: гальки, осколков стекла или фарфора, из которых подобно мозаике можно выполнить оригинальный рисунок.

Мощения — это покрытия, состоящие из отдельных (штучных) элементов, укладываемых на подготовленное основание. Для таких покрытий могут быть применены основания двух типов: жесткое (бетонное) и упругое (грунтовое, песчаное, щебеночное).

В качестве элементов мощения могут использоваться различные материалы природного происхождения — камень (брусчатка, плитняк, булыжник и др.), дерево, и искусственного происхождения — бетонные плиты, кирпич (см. табл. 4.2). Рисунок мощения является предметом дизайна, он разрабатывается на этапе проектирования и должен быть представлен в комплекте рабочих чертежей в виде схемы раскладки на плане благоустройства территории либо на отдельном чертеже, например на плане дорожных покрытий.

Типовые конструкции твердых покрытий представлены на рис. 4.6.

Рис. 4.6. Типовые конструкции твердых покрытий

Рис. 4.6. Типовые конструкции твердых покрытий: а — монолитное; б — мощение на жестком основании; в — мощение на упругом основании; 1 — бетонное покрытие, армированное сеткой (толщина слоя — 100 мм); 2 — щебень (толщина слоя зависит от типа грунта); 3 — подготовленное грунтовое основание; 4 — мощение; 5 — цементно-песчаный раствор (толщина слоя — 30 мм); 6 — бетонное основание, армированное сеткой (толщина слоя — 100. 120 мм); 7— каменные высевки (фракция 5 мм) или песок (толщина слоя — 25 мм); 8 — геоткань

Различные сочетания оснований и элементов мощения в совокупности дают покрытия с различными качествами: долговечностью, устойчивостью к нагрузкам, морозоустойчивостью и т.д.

Мягкие покрытия — упругие покрытия из различных материалов. Они подразделяются на следующие типы:

• грунтовые покрытия (рис. 4.7, а), материалом для которых служат супесчаные или суглинистые грунты в чистом виде или стабилизированные добавками цемента или инертных материалов (гранитная крошка, шлак и др.);
• покрытия из сыпучих материалов (набивные покрытия) различного происхождения (рис. 4.7, б, в): мелкие фракции горных пород (песок, высевки, щебень), шлаки (гари), кирпичный щебень, кора и др. Сюда также относятся покрытия из различных смесей, таких как спецсмесь (рис. 4.7, г) для садово-парковых дорожек (гранитные высевки — 60%, песок — 10%; глина — 20%, известь — 10%), а также другие спецсмеси для спортивных площадок;
• резиновые покрытия, выполненные в виде спрессованных в плиты мелких фракций резины или других мягких полимеров. Укладка плит может производиться на бетонное или утрамбованное песочно-гранитное основание;
• травяные (газонные) покрытия (рис. 4.7, д) представляют собой травяные покрытия из устойчивых к вытаптыванию смесей трав, для повышения устойчивости которых могут использоваться газонные решетки и георешетки.

Рис. 4.7. Типовые конструкции мягких покрытий

Рис. 4.7. Типовые конструкции мягких покрытий: а — грунтовое; б — щебеночное; в — песчаное; г — из спецсмеси; д — травяное; 1 — стабилизи¬рованный цементом грунт; 2 — подготовленное грунтовое основание; 3 — известняковый щебень с расклиновкой его гранитными высевками; 4 — песок; 5 — спецсмесь; 6 — щебень мелкозерни¬стый известняковый (толщина слоя зависит от типа грунта и нагрузки); 7 — газонная решетка «Соты», смесь растительного грунта с каменными высевками (фракция 2. 5 мм); 8 — каменные высевки (фракция 2. 5 мм) — толщина слоя 30. 40 мм; 9 — щебень твердых пород

Рис. 4.8. Типовые конструкции комбинированных покрытий

Рис. 4.8. Типовые конструкции комбинированных покрытий: а — плитка на газоне; б — плитка с засыпкой швов щебнем; 1 — бетонные плиты или другое мощение; 2 — песок (толщина слоя зависит от типа грунта); 3 — подготовленное грунтовое основание; 4 — земля, засеянная семенами газонных трав, устойчивых к вытаптыванию; 5 — мелкий щебень (фракция — 6 мм); 6 — песчаная подушка под плиты; 7— щебень

Комбинированные покрытия (рис. 4.8) представляют собой различные сочетания мягких покрытий с твердыми элементами (например, бетонная плитка или камень), уложенных с разрывами, заполненными газоном или сыпучими инертными материалами. При разработке конструкций комбинированных покрытий важно подбирать материалы для верхнего покрытия с учетом возможности их укладки на одно несущее основание.

Укрепление края дорожного покрытия. Укрепление края дорожного покрытия плоскостных элементов благоустройства повышает устойчивость покрытия, препятствует оползанию его краев, предотвращает зарастание покрытий растительностью, а также ограничивает движение пешеходов и транспорта, предохраняет примыкающие участки газона и цветников от вытаптывания. Для дорожек и площадок с мягким верхним покрытием закрепления края обязательно. Важно также, чтобы борт выглядел эстетично. Закрепленный край планировочного элемента способен подчеркнуть красоту его линий.

Способы закрепления краев дорожек и площадок предусматривают использование различных материалов природного и искусственного происхождения. Наиболее широко распространены бортовые камни (рис. 4.9, табл. 4.3) из гранита и бетона (поребрики), которые устанавливают на подготовленное бетонное основание толщиной 10 … 15 см. Элементы, укрепляющие край дорожного покрытия (рис. 4.10), могут располагаться на разной высоте относительно уровня поверхности дорожки. Ограничители в виде металлических лент также могут быть скрыты внутри конструкции.

Таблица 4.3. Размеры бортового камня, мм
l h Ь
100(50) 30 15
100(50) 25 10
100(50) 20 8

Рис. 4.9. Бетонный борт

Рис. 4.9. Бетонный борт

Рис. 4.10. Укрепление края дорожного покрытия

Рис. 4.10. Укрепление края дорожного покрытия: 1 — способы вертикальной установки бетонного (каменного) борта: а — выше дорожного покрытия; б — на одном уровне с дорожным покрытием; в, г — в сочетании с бетонной плиткой; II — другие способы укрепления края покрытия: а — наклонный борт; б — при помощи кирпича-клинкера; в — булыжником; г — деревом; д — металлическим ограничителем; е — бетонное утолщение края

Источник: Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. Теодоронский В.С.

Современные материалы и техника, используемые в ландшафтной архитектуре

Зарубежный и отечественный опыт создания и деятельности городских парков и садов указывает на развитие ряда новых тенденций. Они связаны с осознанием огромной экологической роли озелененных пространств для отдыха, а также с появлением новейших технических средств формирования парковых ландшафтов, быстро меняющимся внешним окружением садов, парков и их интеграции с городскими структурами.

Появляются все новые и новые разновидности объектов садово-паркового искусства, отражающие растущие культурные запросы населения, интересы различных социальных групп, вкусы и предпочтения разных людей. Продолжается поиск средств оригинальной выразительности объектов ландшафтной архитектуры [1].

Сегодня ландшафтное проектирование осуществляется с помощью компьютерного моделирования с использованием самых передовых программ, в частности, гис-системы (InGeo), системы AutoCAD (разработка компании Autodesk). AutoCAD представляет одну из эффективных и надёжных программ, дающая возможность работать над сложными трёхмерными моделями. Она имеет мощную графическую платформу, которая объединяет все стадии работы над проектом: ландшафтный анализ рассматриваемого участка, расчёты, геометрические построения, оформление рабочей документации и презентацию готового проекта [2,5-7].

Инновацией в ландшафтном дизайне является использование бетонного покрытия, имитирующего природный камень. Его создают с помощью соответствующей формы.

Бетон долговечен, достаточно недорог, подходит для создания дорожек любой формы и, если он правильно залит, не требует ухода. Бетон не обязательно должен выглядеть уныло, в раствор можно добавить краситель или при помощи жесткой щетки нанести на еще не схватившуюся поверхность рисунок, сделав ее не только более привлекательной, но и менее скользкой [3].

Новым шагом в садово-парковом строительстве стало внедрение современных систем автоматического полива. С помощью широкого спектра оборудования можно отрегулировать все циклы полива.

В России официальным представителем американской компании HUNTER является группа компаний ИПААР. Компания HUNTER – один из самых известных в мире производителей специального оборудования для систем автоматического полива, мировой лидер в производстве систем орошения для стадионов, футбольных и гольф полей, городских парков, приусадебных участков и городских клумб и газонов [4].

Современная техника обладает большой популярностью в ландшафтном строительстве. Так бензиновые газонокосилки имеют автономное питание и не нуждаются в подключении к электросети. Основное преимущество бензинового агрегата является возможность работать длительное время и обрабатывать большие территории. Многие из них обладают несколькими функциями: мульчирование, выброс травы на бок и сбор травы в травосборник.

Еще одним из новшеств стали ножницы-кусторезы с никель-кадмиевым аккумулятором и литий-ионным аккумулятором. Аккумуляторные садовые ножницы-кусторезы могут использоваться для обработки газона после газонокосилки, стрижки травы вдоль дорожек или забора. При использовании насадки-кустореза инструмент поможет при уходе за живой изгородью.

Широкое применение на сегодняшний день получили такие материалы как: габионы, геосетки, геомембраны и георешетки. Последние особенно часто используются в ландшафтном строительстве.

Георешеткой укрепляют земляные склоны с целью предотвращения осыпания, а в дальнейшем образования обвалов и осыпей. Особенно подвержена этому процессу рыхлая и неоднородная почва. Георешетка поможет предотвратить эрозии берегов и откосов близ водоемов. Ее используют независимо от объекта: река, водохранилище или декоративный прудик. Для применения в водных сооружениях объемную георешетку кладут прямо на дно предполагаемого водоема.

Особенно важно их использование при строительстве фонтанов. Специалисты знают если не предусмотреть в проекте такую решетку, струя вода мгновенно размоет близлежащую территорию.

Георешетка представляет собой сотовую конструкцию из полиэтиленовых лент толщиной 1,5 мм, скрепленных между собой в шахматном порядке сварными высокопрочными швами. При растяжении в рабочей плоскости образует устойчивый горизонтально и вертикально каркас, который предназначен для фиксации наполнителя (грунт, кварцевый песок, бетон и т. п.) [7].

Поскольку полиэтилен не подвержен гниению, и воздействию агрессивных сред, срок службы георешетки очень велик, не менее 50 лет. На грунте георешетка крепится либо пластиковыми анкерами, либо металлической арматурой.

Близким родственником георешетки является геосетка. Она является плоской двуосноориентированной структурой из пропилена, которая также производится с использованием метода экструзии (выдавливания). Геосетка наиболее эффективно применяться в дорожном строительстве. Ее укладывают между песком и щебнем — щебень не может проникнуть через ячейки и углубиться в песок, что при качественной утрамбовке заставляет камни просто заклинивать по всей поверхности геосетки. Различаются различные размеры ячеек геосетки: 35 х 40, 33 х 33 и 40 х 40 мм. Их размеры зависят от фракции щебня.

Габионные конструкции – это объемные сетчатые конструкции различной формы из проволочной крученой с шестиугольными ячейками сетки, заполненные камнем, применяемые для защиты грунтов от эрозии [8].

Габидионные сетчатые изделия бывают следующих типов: коробчатые, коробчатые с армирующей панелью, матрацно-тюфячные, цилиндрические.

В современное время существуют очень много материалов и технологий для благоустройства территории и облегчающие работу ландшафтных дизайнеров.

Список литературы

  • 23 ноября 2020
  • 29 октября 2020

Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры

4-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата

  • Описание
  • Программа курса
  • Видео: 1
  • Нет в мобильном приложении
    Теодоронский В.С. - отв. ред.

Обложка Твердая

Научная школа

Библиографическое описание

Тематика/подтематика

Дисциплины

  • Аннотация
  • Программа курса
  • Медиаматериалы 1

В учебнике рассмотрены вопросы создания объектов ландшафтной архитектуры, благоустройства территорий объектов, организация строительства инженерных сооружений, устройство дорожной сети, регулирование водного режима на территориях объектов, номенклатура, конструкции, материалы строительства. Освещены основные теоретические вопросы озеленения объектов ландшафтной архитектуры: посадка деревьев и кустарников, устройство газонов, цветников и их содержание. Изложены вопросы организации производства работ, инвентаризации территории объектов. На данный момент ряд нормативных данных (ГОСТы, СНиПы), приводимых в учебнике, имеют новую редакцию. Однако это существенно не влияет на процесс обучения созданию объектов ландшафтной архитектуры, и произошедшие изменения при необходимости могут быть учтены преподавателями.

Читайте также: