Какой расход воды назначается при уплотнении щебня в сухую жаркую погоду

Обновлено: 16.05.2024

Коэффициент уплотнения грунта при трамбовке песка: таблица определения плотности

Коэффициент уплотнения необходимо определять и учитывать не только в узконаправленных сферах строительства. Специалисты и обычные рабочие, выполняющие стандартные процедуры использования песка, постоянно сталкиваются с необходимостью определения коэффициента.

Коэффициент уплотнения активно используется для определения объема сыпучих материалов, в частности песка,
но тоже относится и к гравию, грунту. Самый точный метод определения уплотнения – это весовой способ.

Широкое практическое применение не обрел из-за труднодоступности оборудования для взвешивания больших объемов материала или отсутствия достаточно точных показателей. Альтернативный вариант вывода коэффициента – объемный учет.

Единственный его недостаток заключается в необходимости определения уплотнения на разных стадиях. Так рассчитывается коэффициент сразу после добычи, при складировании, при перевозке (актуально для автотранспортных доставок) и непосредственно у конечного потребителя.

Факторы и свойства строительного песка

Коэффициент уплотнения – это зависимость плотности, то есть массы определенного объема, контролируемого образца к эталонному стандарту.

Эталонные показатели плотности выводятся в лабораторных условиях. Характеристика необходима для проведения оценочных работ о качестве выполненного заказа и соответствии требованиям.

Для определения качества материала используются нормативные документы, в которых прописано эталонные значения. Большинство предписаний можно найти в ГОСТ 8736-93, ГОСТ 7394-85 и 25100-95 и СНиП 2.05.02-85. Дополнительно может оговариваться в проектной документации.

В большинстве случаев коэффициент уплотнения составляет 0,95-0,98 от нормативного значения.

Вид работ Коэффициент уплотнения
Повторная засыпка котлованов 0,95
Заполнение пазух 0,98
Обратное наполнение траншей 0,98
Ремонт траншей вблизи дорог с инженерными сооружениями 0,98 – 1

«Скелет» – это твердая структура, которая имеет некоторые параметры рыхлости и влажности. Объемный вес обычно рассчитывается на основании взаимозависимости массы твердых частиц в песке, и той, которую бы приобрела смесь, если бы вода занимала всё пространство грунта.

Лучшим выходом для определения плотности карьерного, речного, строительного песка является проведение лабораторных исследований на основании нескольких проб взятых у песка. При обследовании грунт поэтапно уплотняют и добавляют влагу, это продолжается до достижения нормированного уровня влажности.

После достижения максимальной плотности определяется коэффициент.

Коэффициент относительного уплотнения

Выполняя многочисленные процедуры по добыванию, транспортировке, хранению, очевидно, что насыпная плотность несколько меняется. Это связано с трамбовкой песка при перевозке, длительное нахождение на складе, впитывание влаги, изменение уровня рыхлости материала, величины зерен.

В большинстве случаев проще обойтись относительным коэффициентом – это отношение между плотностью «скелета» после добычи или нахождения на складе к той, которую он приобретает доходя до конечного потребителя.

Зная норму какой характеризуется плотность при добыче, указывается производителем, можно без проведения постоянных обследований определять конечный коэффициент грунта.

Информация об этом параметре должна быть указана в технической, проектной документации. Определяется путем расчетов и соотношения начальных и конечных показателей.

Плотность

Такой метод подразумевает регулярные поставки от одного производителя и отсутствие изменений в каких-либо переменных. То есть транспортировка происходит одинаковым методом, карьер не изменил свои качественные показатели, длительность пребывания на складе приблизительно одинаковая и т.д.

Для выполнения расчетов необходимо учитывать такие параметры:

  • характеристики песка, основными считаются прочность частиц на сжатие, величина зерна, слеживаемость;
  • определение максимальной плотности материала в лабораторных условиях при добавлении необходимого количества влаги;
  • насыпной вес материала, то есть плотность в естественной среде расположения;
  • тип и условия транспортировки. Наиболее сильная утряска у автомобильного и железнодорожного транспорта. Песок менее подвергается уплотнению при морских доставках;
  • погодные условия при перевозке грунта. Нужно учитывать влажности и вероятность воздействия со стороны минусовых температур.

Как посчитать плотность во время добычи из котлована

В зависимости от типа котлована, уровня добычи песка, его плотность также изменяется. При этом важное значение играет климатическая зона, в который проводятся работы по добыче ресурса. Документами определяется следующие коэффициенты в зависимости от слоя и региона добычи песка.

Уровень земляного полотна Глубина слоя, м С усовершенствованным покрытием Облегченные или переходные покрытия
Климатические зоны
I-III IV-V II-III IV-V
Верхний слой Менее 1,5 0,95-0,98 0,95 0,95 0,95
Нижний слой без воды Более 1,5 0,92-0,95 0,92 0,92 0,90-0,92
Подтапливаемая часть подстилающего слоя Более 1,5 0,95 0,95 0,95 0,95

В дальнейшем на этом основании можно рассчитать плотность, но нужно учесть все воздействия на грунт, которые меняют его плотность в одном или другом направлении.

При трамбовке материала и обратной засыпке

Обратная засыпка – это процесс заполнения котлована, предварительно вырытого, после возведения необходимых строений или проведения определенных работ. Обычно засыпается грунтом, но кварцевый песок используется также часто.

Трамбовка считается необходимым процессом при этом действии, так как позволяет вернуть прочность покрытию.

Для выполнения процедуры необходимо иметь специальное оборудование. Обычно используется ударные механизмы или те, что создают давление.

Обратная засыпка

Обратная засыпка

В строительстве активно применяются виброштамп и вибрационная плита различного веса и мощности.

Вибрационная плита

Вибрационная плита

Коэффициент уплотнения также зависит от трамбовки, она выражена в виде пропорции. Это необходимо учитывать, так как при увеличении уплотнения одновременно уменьшается объемная площадь песка.

Стоит учитывать, что все виды механического, наружного уплотнения способны воздействовать только на верхний слой материала.

Основные виды и способы уплотнения и их влияние на верхние слои грунта представлены в таблице.

Тип уплотнения Количество процедур по методу Проктора 93% Количество процедур по методу Проктора 88% Максимальная толщина обрабатываемого слоя, м
Ногами 3 0,15
Ручной штамп (15 кг) 3 1 0,15
Виброштамп (70 кг) 3 1 0,10
Виброплита – 50 кг 4 1 0,10
100 кг 4 1 0,15
200 кг 4 1 0,20
400 кг 4 1 0,30
600 кг 4 1 0,40

Для определения объема материала для засыпки необходимо учесть относительный коэффициент уплотнения. Это связано с изменением физических свойств котлована после вырывания песка.

При заливке фундамента необходимо знать правильные пропорции песка и цемента. Перейдя по ссылке ознакомитесь с пропорциями цемента и песка для фундамента.

Цемент является специальным сыпучим материалом, который по своему составу представляет минеральной порошок. Тут о различных марках цемента и их применении.

При помощи штукатурки увеличивают толщину стен, из за чего увеличивается их прочность. Здесь узнаете, сколько сохнет штукатурка.

Извлекая карьерный песок тело карьера становится более рыхлым и поэтапно плотность может несколько уменьшаться. Необходимо проводить периодические проверки плотности с помощью лаборатории, особенно при изменении состава или расположения песка.

Более подробно о уплотнении песка при обратной засыпке смотрите на видео:

Как определить плотность песчаного слоя при транспортировке

Транспортировка сыпучих материалов имеет некоторые особенности, так как вес достаточно большой и наблюдается изменение плотности ресурсов.

В основном песок транспортируют при помощи автомобильного и железнодорожного транспорта, а они вызывают встряхивание груза.

Перевозка

Перевозка автомобилем

Постоянные вибрационные удары на материалы воздействуют на него подобно уплотнению от виброплиты. Так постоянное встряхивание груза, возможное воздействие дождя, снега или минусовых температур, увеличенное давление на нижний слой песка – все это приводит к уплотнению материала.

Причем длина маршрута доставки имеет прямую пропорцию с уплотнением, пока песок не дойдет до максимально возможной плотности.

Морские доставки меньше подвержены влиянию вибраций, поэтому песок сохраняет больший уровень рыхлости, но некоторая, небольшая усадка все равно наблюдается.

Перевозка морским транспортом

Перевозка морским транспортом

Для расчета количества строительного материала необходимо относительный коэффициент уплотнения, который выводится индивидуально и зависит от плотности в начальной и конечной точке, умножить на требуемый объем, внесенный в проект.

Как рассчитать в условиях лаборатории

Необходимо взять песок из аналитического запаса, порядка 30 г. Просеять сквозь сито с решеткой в 5 мм и высушить материал до приобретения постоянного значения веса. Приводят песок к комнатной температуре. Сухой песок следует перемешать и разделить на 2 равные части.

Далее необходимо взвесить пикнометр и заполнить 2 образца песком. Далее в таком же количестве добавить в отдельный пикнометр дисциллированной воды, приблизительно 2/3 всего объема и снова взвесить. Содержимое перемешивается и укладывается в песчаную ванну с небольшим наклоном.

Для удаления воздуха необходимо прокипятить содержимое 15-20 минут. Теперь необходимо охладить до комнатной температуры пикнометр и отереть. Далее доливают до отметки дисциллированной воды и взвешивают.

Далее переходят к расчетам. Методика, которая помогает определить плотность и основная формула:

P = ((m – m1)*Pв) / m-m1+m2-m3, где:

  • m – масса пикнометра при заполнении песком, г;
  • m1 – вес пустого пикнометра, г;
  • m2 – масса с дисциллированной водой, г;
  • m3 – вес пикнометра с добавлением дисциллированной воды и песка, при этом после избавления от пузырьков воздуха
  • Pв – плотность воды

При этом проводится несколько замеров, исходя из количества предоставленных проб на проверку. Результаты не должны быть с расхождением более 0,02 г/см3. В случае большого расхода полученных данных выводится средне арифметическое число.

Смета и подсчеты материалов, их коэффициентов – это основная составляющая часть строительства любых объектов, так как помогает понять количество необходимого материала, а соответственно затраты.

Для правильного составления сметы необходимо знать плотность песка, для этого используется информация предоставленная производителем, на основании обследований и относительный коэффициент уплотнения при доставке.

Из-за чего изменяется уровень сыпучей смеси и степень уплотнения

Песок проходит через трамбовку, не обязательно специальную, возможно в процессе перемещения. Посчитать количество материала полученного на выходе достаточно сложно, учитывая все переменные показатели. Для точного расчета необходимо знать все воздействия и манипуляции, проведенные с песком.

Конечный коэффициент и степень уплотнения зависит от разнообразных факторов:

  • способ перевозки, чем больше механических соприкосновений с неровностями, тем сильнее уплотнение;
  • длительность маршрута, информация доступна для потребителя;
  • наличие повреждений со стороны механических воздействий;
  • количество примесей. В любом случае посторонние компоненты в песке придают ему больший или меньший вес. Чем чище песок, тем ближе значение плотности к эталонному;
  • количество попавшей влаги.

Сразу после приобретения партии песка, его следует проверить.

Какие пробы берут для определения насыпной плотности песка для строительства

Нужно взять пробы:

  • для партии менее 350 т – 10 проб;
  • для партии 350-700 т – 10-15 проб;
  • при заказе выше 700 т – 20 проб.

Полученные пробы отнести в исследовательское учреждение для проведения обследований и сравнения качества с нормативными документами.

Заключение

Необходимая плотность сильно зависит от типа работ. В основном уплотнение необходимо для формирования фундамента, обратной засыпки траншей, создания подушки под дорожное полотно и т.д. Необходимо учитывать качество трамбовки, каждый вид работы имеет различные требования к уплотнению.

В строительстве автомобильных дорог часто используется каток, в труднодоступных для транспорта местах используется виброплита различной мощности.

Так для определения конечного количества материала нужно закладывать коэффициент уплотнения на поверхности при трамбовке, данное отношение указывается производителем трамбовочного оборудования.

Всегда учитывается относительный показатель коэффициента плотности, так как грунт и песок склонны менять свои показатели исходя из уровня влажности, типа песка, фракции и других показателей.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Грунтощебнем принято называть дорожно-строительный материал, получаемый в результате уплотнения рационально составленной смеси щебня, грунта, вяжущего и воды. Если в составе грунтощебня вяжущие не применяются, то такой грунтощебень называется неукреплённым.

2. Грунтощебень применяется для устройства слоев оснований на дорогах II - III категорий и покрытий на дорогах IV - V категорий. При использовании грунтощебня в качестве слоя покрытия обязательным является устройство поверхностной обработки.

3. При применении в составе грунтощебня вяжущих веществ необходимо руководствоваться, кроме настоящих методических рекомендаций, действующими инструкциями и нормами по укреплению грунтов вяжущими веществами (СН 25-74 и др.).

4. Количество щебня, грунта, вяжущих веществ и воды в составе грунтощебня зависит от места расположения слоя в конструкции дорожной одежды, прочности каменных материалов, типа вяжущих веществ, типа грунта и т. п. и определяется в соответствии с методикой проектирования составов грунтощебеночных смесей (см. Приложение I ).

МАТЕРИАЛЫ

Щебень

5. В составе грунтощебня применяется щебень как прочных, гак и слабых горных пород. Кроме того, могут применяться неподдающиеся в чистом виде укатке кварциты, кварцевые песчаники и стекловидные шлаки.

6. Для приготовления щебня прочных пород используются изверженные горные породы, прочные известняки и песчаники; слабых пород - известняки средней и слабой прочности. При возможности выбора предпочтение отдается щебню, который выдержал требуемое количество циклов замораживания и оттаивания и обладает возможно меньшей водонасыщаемостью.

7. Максимальный размер щебенок не должен превышать 2/3 толщины уплотняемого слоя грунтощебня.

Грунты

8. В составе грунтощебня могут применяться различные по генезису и гранулометрическому составу грунты: глинистые, суглинистые, супесчаные. При этом надо стремиться к применению грунтов оптимального гранулометрического состава.

Наиболее высокая прочность, морозоустойчивость и водоустойчивость грунтощебня достигается при применении супесчаных и легкосуглинистых грунтов, гранулометрический состав которых близок к оптимальному. Предварительное улучшение гранулометрического состава тяжелых суглинистых и глинистых грунтов пескованием, а также песчаных грунтов глинованием для доведения их состава до оптимального может оказаться рациональным при наличии в непосредственной близости от трассы карьеров крупно- и среднезернистых песков, гравия или глины соответственно.

9. Требования к грунтам устанавливаются в зависимости от применяемого в составе грунтощебня типа вяжущего вещества.

10. Для неукрепленного грунтощебня могут применяться связные грунты с влажностью границы текучести не более 40%. Число пластичности при этом не ограничивается. Наиболее эффективно в этом случае применение супесчаных или легких суглинистых грунтов. Допускается применение тяжелых суглинков и глин, предварительно улучшенных песком.

11. При применении цемента в составе грунтощебня можно использовать все связные грунты - супесчаные, суглинистые и глинистые различных генетических типов с нейтральной и щелочной реакцией почвенного раствора (рН = 6-10) при условии ограничения следующих показателей:

а) граница текучести не более 40%;

б) число пластичности не более 17.

Чем выше содержание в грунте пылеватых и глинистых частиц, а также гумусовых веществ, тем больше потребное количество цемента, тем труднее размельчение агрегатов грунта и равномерное распределение цемента и воды в процессе производства работ.

Не следует применять черноземы с содержанием гумусовых веществ более 10%.

12. При применении битума и полимерных смол в составе грунтощебня можно применять грунты с влажностью границы текучести не более 40% и числом пластичности не более 22.

Наиболее эффективно в этом случае применение грунтов оптимального гранулометрического состава (см. п. 8 ).

Вяжущие вещества

13. В качестве вяжущих материалов в составе грунтощебня могут применяться органические, неорганические вяжущие и полимерные смолы.

14. Рекомендуется применять портландцементы марки не ниже «400», жидкие битумы марок СГ-15/25, СГ-25/40, МГ-40/70; кумароновые, форфурол-анилиновые и карбамидные смолы.

КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ПРИМЕНЕНИЕМ ГРУНТОЩЕБЕНОЧНЫХ СЛОЕВ

15. При разработке конструкций дорожных одежд с применением грунтощебеночных слоев необходимо учитывать особенности водно-теплового режима системы «дорожная одежда + земляное полотно» при применении укрепленного и неукрепленного грунтощебня.

16. Грунтощебень может применяться как в основании дорожных одежд, так и в качестве слоя покрытия. В последнем случае обязательным является устройство поверхностной обработки.

В зависимости от расположения слоя в конструкции дорожной одежды будет изменяться количество щебня и вяжущего в грунтощебне. В качестве слоя покрытия рекомендуется применять укрепленный грунтощебень.

17. Толщина грунтощебеночного слоя должна быть не менее 10 см.

18. На рис. 1-4 приведены примеры конструкций дорожных одежд с применением грунтощебеночных слоев при эквивалентном модуле упругости дорожной одежды 1400, 1300, 1200 и 1000кг/см2.

19. Тип I характеризуется применением в качестве несущего слоя дорожной одежды слоя из грунтощебня, укрепленного битумом, а в качестве дополнительного слоя основания - слоя из неукрепленного грунтощебня.

Для повышения модуля деформации грунтового основания и водоустойчивости дорожной одежды производится устройство слоя из уплотненного грунта толщиной 20 см.

20. Тип II характеризуется применением в качестве несущего слоя дорожной одежды слоя из грунтощебня, укрепленного цементом, а в качестве дополнительного слоя основания - слоя из неукрепленного грунтощебня. Нижний слой дорожной одежды также устроен из уплотненного грунта.

21. Тип III характеризуется тем, что для устройства слоев основания применяется один и тот же тип вяжущего - цемент, В качестве дополнительного слоя основания применен цементогрунт. Конструкция данного типа обладает повышенной жесткостью и повышенным расходом цемента.

22. При конструировании дорожных одежд с применением грунтощебня необходимо учитывать категорию дороги и наличие местных дорожно-строительных материалов для данных конкретных условий района строительства.




Рис. 1 . Конструкции дорожных одежд с грунтощебеночными слоями при Еэкв = 1400 кг/см 2 .




Рис. 2. Конструкции дорожных одежд с грунтощебеночными слоями при Еэкв = 1300 кг/см 2 .




Рис. 3. Конструкции дорожных одежд с грунтощебеночными слоями при Еэкв = 1200 кг/см 2 .




Рис. 4 . Конструкции дорожных одежд с грунтощебеночными слоями при Еэкв = 1000 кг/см 2 .

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ГРУНТОЩЕБЕНОЧНЫХ СЛОЕВ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

23. Прочный и водоустойчивый слой грунтощебня получают путем технологических операций, главными из которых являются перемешивание и уплотнение. Только после надлежащего перемешивания составляющих и уплотнения грунтощебеночной смеси до максимальной плотности можно получить грунтощебеночный слой требуемой прочности. С этой точки зрения грунтощебень следует рассматривать как продукт технологии. Перемешивание и уплотнение составляющих грунтощебня до максимальной плотности производится при оптимальной влажности. Оптимальная влажность определяется экспериментальным путем в лаборатории.

24. Перемешивание составляющих грунтощебня может быть произведено в стационарных смесителях, а также непосредственно на дороге в передвижных смесительных машинах. При этом следует иметь в виду, что качество смешения при различных способах будет различным. Поэтому способ перемешивания выбирается в зависимости от требований, предъявляемых к однородности смеси, а также от сроков строительства и наличия машин и механизмов в дорожно-строительной организации.

Прочность грунтощебеночных слоев существенно зависит от прочности нижних слоев и грунтового основания. Поэтому подготовка грунтового основания и устройство нижних слоев покрытия должно производиться очень тщательно.

25. Для устройства слоя грунтощебня может быть использован грунт полотна дороги или грунт резерва. Если между окончанием отсыпки земляного полотна и началом работ по устройству грунтощебеночного слоя имеется продолжительный разрыв, то более рациональным способом является использование грунта резерва.

26. Производство работ может осуществляться с устройством корыта, или без устройства корыта, но с устройством присыпных обочин. Лучшим способом при смешении на дороге является устройство бескорытного профиля, который обеспечивает лучшую работу машин и механизмов, а также облегчает движение автотранспорта. Наличие же корыта в дождливые периоды затрудняет сток воды и высушивание грунта.

27. Поскольку прочность и водоустойчивость слоя в значительной степени зависит от равномерности распределения составляющих в массе грунтощебня, технологические операции должны быть направлены на то, чтобы в данных условиях производства достигнуть максимально возможной степени равномерности распределения составляющих грунтощебня.

28. При применении укрепленного грунтощебня обработка вяжущими материалами может быть произведена обычным и раздельным способом. При раздельном способе грунт обрабатывается вяжущим и далее производится смешение укрепленного грунта и щебня. Раздельный способ обработки грунтощебня обеспечивает более равномерное распределение составляющих в массе грунтощебня по сравнению с обычным способом.

29. Правила укрепления грунтов в составе грунтощебня органическими и неорганическими вяжущими ничем не отличаются от существующих правил укрепления грунтов вяжущими.

Первой операцией по укреплению грунта является заготовка грунта. Сюда относятся работы по разработке грунта в резерве или карьере, доставка грунта на проезжую часть дороги, измельчение грунта. При необходимости улучшения гранулометрического состава грунта, в грунт по расчету вводится требуемое количество песка. Разработка и доставка грунта на проезжую часть может быть произведена скреперами, грейдер-элеваторами или автосамосвалами в зависимости от высоты насыпи и наличия пригодного для устройства грунтощебеночного слоя грунта. Измельчение грунта производится дорожными фрезерами различных типов и марок.

30. После заготовки грунта производится укрепление его вяжущими веществами. При этом самой ответственной операцией является равномерное распределение вяжущего между частицами грунта. Введение вяжущего может быть произведено либо через распределительную систему фрезы Д-530 (при укреплении битумом), либо распределителем цемента (при укреплении грунта цементом) Д-343А.

31. Укрепленный грунт при оптимальной влажности смешивается со щебнем. Способы смешения могут быть приняты различные (например, смесителем Д-370, автогрейдером и др.), в зависимости от наличия машин и требований к качеству смеси.

При применении неукрепленного грунтощебня операции по устройству слоя повторяются за исключением операций по укреплению грунта.

32. Состав грунтощебеночной смеси (в том числе норма вяжущего и щебня) устанавливается в лаборатории. Производственная потребность в составляющих грунтощебня на 1 км определяется следующим образом.

Расход материалов в чистом виде на 1 км грунтощебеночного слоя по весу:

где B — ширина основания или покрытия, м.

—толщина слоя грунтощебня в плотном теле,

—проектная норма щебня по объему, %;

— объемный вес щебенок, т/м3.

2. Расход грунта

где: — коэффициент уплотнения грунтощебня;

—требуемая плотность грунтощебня, т/м 3

где – требуемая влажность грунтощебня, %;

—естественная влажность щебня, %;

Расход материалов на 1 км грунтощебеночного слоя по объему:

2) Расход грунта

Расход материалов по объему с учетом их рыхлого сложения и естественной влажности:

где r -насыпной вес щебня, т / м 3 ;

Потребное количество вяжущего для грунтощебеночного слоя

где D -норма вяжущего (битума или цемента) в долях единицы от веса скелета грунта;

33. После перемешивания составляющих грунтощебеночную смесь разравнивают и уплотняют пневмокатками или виброкатками.

34. При уплотнении укрепленного и неукрепленного грунтощебня следует обеспечить надлежащие упоры со стороны обочин. Затем производить равномерное уплотнение слоя грунтощебня по всей ширине проезжей части, двигаясь от краев к середине. Количество проходов катка по одному следу устанавливается в лаборатории.

Грунтощебеночные слои очень эффективно доуплотняются и формируются под воздействием автомобильного движения. Поэтому, для повышения качества покрытия и сокращения работы катков рекомендуется открывать для автомобильного движения законченные участки грунтощебеночных слоев. При этом должно проводиться тщательное регулирование движения для равномерного наката слоя по всей ширине. Во влажную погоду, при повышенной влажности грунта, движение должно быть закрыто.

35. При укреплении грунта в составе грунтощебня цементом за вновь построенным участком должен быть организован уход. Сохранение влаги, требуемой для реакции твердения и гидратации цемента, может быть осуществлено либо путем засыпки участка песком, с увлажнением последнего, либо нанесением тонкой пленки эмульсии или жидкого битума.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА КОНТРОЛЬ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКУ РАБОТ .

36. В период производства работ необходимо следить за правильностью выполнения технологических операций. При этом не допускается укладка слоя на неуплотненное основание; избыток органического вяжущего в смеси; уплотнение грунтощебня при избыточной или недостаточной влажности грунта; оставление слоев из неукрепленного грунтощебня без защитного слоя в период осенней и весенней распутицы; применение щебня размером крупнее 2/3 толщины слоя в плотном теле; неравномерное распределение составляющих грунтощебня в объеме материала.

37. При постройке грунтощебеночных слоев производится постоянный контроль за основными технологическими операциями, имеющий целью выполнение слоя в строгом соответствии с требованиями проекта и технических условий, для достижения, в конечном счете, прочного и устойчивого слоя дорожной одежды.

38. Перед устройством грунтощебеночного слоя определяется плотность и влажность грунта с помощью прибора Ковалева. Пробы отбираются через каждые 100 м по 3 пробы на поперечнике. По данным измерений вычисляются коэффициенты уплотнения, величина которых должна быть не менее 0,98.

39. Перед укреплением грунта в составе грунтощебня производится контроль агрегатного состава грунта (степень измельчения). С этой целью отбираются пробы размельченного грунта в трех точках на поперечнике весом 1-2 кг через каждые 100м. Отобранные пробы просеиваются через сито с отверстиями 5 и 2 мм. Количество агрегатов крупнее 5 мм не должно быть более 25%, и агрегатов мельче 2 мм не меньше 60%. Одновременно с этим определяется естественная влажность грунтов с помощью прибора Ковалева Н. П.

40. В соответствии с проектной нормой расхода вяжущего устанавливаются дозировочные устройства машин (Д-370, Д-530, Д-343) по смешению и распределению вяжущего. Контроль равномерности распределения битума производится колориметрическим методом ХАДИ, равномерности распределения цемента - ускоренным методом ХАДИ.

41. Во время перемешивания грунта со щебнем контролируется равномерность распределения щебня в массе грунтощебеночной смеси. Пробы отбираются через каждые 100 м в трех точках по поперечнику весом 2,5-3,0 кг. Затем производится «мокрый» рассев через сито 5 мм. Остаток на сите 5 мм характеризует содержание щебня в пробе: отклонения в содержании щебня от нормы должны быть в пределах ±10% по весу.

По окончанию уплотнения, грунтощебеночного слоя производится контроль плотности грунтощебня. Плотность грунтощебня определяется по методу лунок двумя способами: способом замещения песком и способом замещения водой. Первый способ известен на производстве давно, но он отличается малой точностью измерений. Второй способ является новым. По этому способу стенки лунок покрываются тонким слоем нитрокраски или тонкой высокоэластичной резиной и в лунки заливается вода с помощью специального насоса. Отклонение плотности грунтощебня от проектной нормы должно составлять ± 0,04 г/см 3 .

42. В производственных условиях осуществляется также контроль прочности укрепленного грунтощебня. С этой целью формуются образцы в металлических формах диаметром 16 см и высотой 10-12 см. Смесь берется прямо из валика после окончания перемешивания укрепленного грунта со щебнем. Сформированные образцы выдерживают в условиях влажной среды в течение 7 суток и затем испытывают на сжатие с определением модуля упругости. Полученные значения должны расходиться с проектной прочностью не более чем на 5%.

После окончания уплотнения слоя производится контроль толщины и ширины слоя. Допускаемые нормы отклонения от проектных величин такие же, как и для других слоев покрытий и оснований.

43. Все записи по контролю технологического процесса строительства грунтощебеночного основания ведутся в журнале производства работ, который систематически проверяется заказчиком.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУНТОЩЕБНЯ

В КОНСТРУКЦИЯХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД .

44. Оценку экономической эффективности использования грунтощебня в конструкциях дорожных одежд необходимо производить в соответствии «Методикой расчета экономической эффективности внедрения новой техники в дорожном строительстве» М. 1966 г.

45. В соответствии с Методикой основными показателями при расчете экономической эффективности принимаются себестоимость строительно-монтажных работ, капиталовложения в машины, трудоемкость работ. При этом сравнение вариантов конструкций дорожных одежд производится по приведенным сопоставимым затратам.

46. Для приведенных на рис. 1 - 4 конструкций дорожных одежд при годовом плане строительства 50 км в условиях Харьковской области экономическая эффективность внедрения грунтощебня составляет от 474 до 1111 тыс. рублей (табл. 1)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Производственные нормы расхода материалов разработаны в соответствии с «Методическими указаниями по техническому нормированию расхода материалов в строительстве», исходя из требований правил производства работ, предусмотренных СНиП и рациональной организацией труда. Нормы разработаны с учетом применения материалов, качество которых соответствует требованиям ГОСТов и технических условий.

2. Производственные нормы расхода материалов предназначены для определения нормативного их количества на стадии подготовки строительного производства и при организации производственно-технологической комплектации объектов строительства, контроля за расходом материалов при их списании, анализе производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций и их подразделений.

3. Нормами учтены чистый расход и трудноустранимые потери и отходы материалов, образующиеся в пределах строительной площадки (технологической линии) , при транспортировании материалов от приобъектного склада до рабочего места, при обработке материалов, а также в процессе укладки их в конструкции.

4. В производственных нормах не учтены:

потери и отходы материалов при транспортировании от поставщика до приобъектного склада;

расход материалов, используемых для отработки технологии производственных процессов (материалы, необходимые в соответствии с техническими условиями для испытания готовых изделий, для отладки технологии производственных процессов, машин, агрегатов, технологической оснастки, ремонтно-эксплуатационных нужд).

5. В случаях улучшения технологии, повышения уровня организации труда, изменения свойств и видов материалов, позволяющих уменьшить их расход на единицу продукции, производственные нормы подлежат пересмотру.

6. Перед таблицами приводится состав связанных с расходом материалов рабочих операций, входящих в данный строительно-монтажный процесс.

7. Для удобства пользования нормами, в частности при составлении плановых заданий бригадам рабочих,, в таблицах сборника указаны параграфы ЕНиР.

8. Нумерация сборников принята в соответствии с системой кодирования видов строительно-монтажных работ для последующего использования электронно-вычислительной техники при определении потребности в материалах.

9. Для кодирования норм при применении электронно-вычислительных машин в процессе определения нормативного расхода материалов на выполненный объем работ вводятся коды общестроительных и специальных видов работ, коды таблиц и коды строк и граф таблиц сборника норм.

Коды таблиц норм сборника имеют три десятичных знака. Коды видов работ, граф и строк таблиц норм имеют по два десятичных знака. Формула структуры кода укрупненной производственной нормы расхода материалов имеет вид: ХХ + ХХХ + ХХ, где первые два десятичных знака соответствуют коду вида общестроительных или сп ециальных работ, третий, четвертый и пятый знаки соответствуют коду таблицы, а последние два знака соответствуют коду графы таблицы норм. Формула структуры кода элементной производственной нормы расхода материалов имеет вид X X + XXX + XX + XX, где первые семь знаков соответствуют кодам, упомянутым выше, а последние два знака - коду строки таблицы.

Пример. Код 2904801 обозначает укрупненную производственную норму расхода материалов на устройство покрытий тротуаров из каменных или бетонных плит площадью 0,65 м 2 .

Код 290480103 обозначает элементную производственную норму расхода цемента, входящего в состав сухой цементной смеси при укладке ее в пазы швов между плитами площадью 0,65 м 2 .

10. С введением в действие норм настоящего сборника утрачивают силу производственные нормы расхода материалов на аналогичные строительно-монтажные процессы, приведенные в сборниках, действующих в системе министерства.

11. При разработке норм учтены требования СНиП III-40-78 «Автомобильные дороги» и данные типовых проектов 503-011, 303-8/74,503-0-17.

12. В производственных нормах приведена только та характеристика потребляемых материалов, которая влияет на числовые значения норм. Полная (ассортиментная) характеристика потребляемых материалов должна приниматься по проектным данным применительно к условиям строительства конкретного объекта в процессе подготовки оперативной информации о физических объемах работ, используемой при решении задач управления.

13. Объемы работ по устройству оснований и покрытий из песка, щебня и гравия подсчитываются по проектным размерам конструкций дорожной одежды с углом естественного откоса конструктивного слоя.

14. Объем работ по устройству укрепительных полос, барьерного ограждения из готовых блоков подсчитывается в объеме изделий по спецификации к проекту.

ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ МЕХАНИЗИРОВАННЫМ СПОСОБОМ

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Нормами настоящей главы регламентирован расход материалов на устройство оснований и покрытий автомобильных дорог. Нормы расхода песка, гравия и щебня даны с учетом уплотнения материалов.

Коэффициент уплотнения материалов определяется на месте работ при пробной укатке. Величина коэффициента уплотнения (отношение толщины слоя основания или покрытия в рыхлом и окончательном уплотненном состоянии) оформляется актом.

Толщина слоя основания и покрытия указаны в таблице в окончательно уплотненном состоянии.

Гравийные смеси, применяемые при устройстве гравийных оснований и покрытий, должны содержать в своем составе дробленые фракции в размере 25 - 45 % веса фракций крупнее 5 мм.

Нормы расхода высевок, приведенные в настоящей главе и в главе 2 настоящего Сборника, предусмотрены для определения потребности щебня при устройстве щебеночных покрытий.

Нормы расхода дисков при нарезке швов в затвердевшем цементобетонном покрытии рассчитаны для возраста бетона не более трех суток и прочности щебня в бетоне 1000 - 1200 кг/см 2 .

При устройстве верхнего слоя оснований и покрытий из щебеночных и гравийных материалов, обработанных битумом, способом перемешивания грейдерами на дороге, содержание жидкого битума для крупнозернистых смесей предусмотрено в размере 5,5 %, для среднезернистых - 7 % и мелкозернистых - 7,5 % массы смеси.

Нормы расхода цемента при устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепленных цементом, определены для цементно-грунтовой смеси с объемной массой 2 т/м 3 . При объемной массе смеси 2,1 т/м 3 нормы расхода таблиц 008 - 017 умножать на 1,05 и при объемной массе 2,2 т/м 3 - на 1,1. При устройстве покрытий предусмотрен расход цемента марки 400, а при устройстве оснований - марки 300.

В нормах настоящей главы и последующих глав сборника предусмотрено применение битума марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, нефтяных жидких битумов класса СГ марок 25/40, 40/70, 70/130, класса МГ марок 25/40, 40/70, 70/130. Вид и марку вяжущего назначают в зависимости от вида покрытия, категории дороги, назначения конструктивного слоя, способа работ и дорожно-климатической зоны в соответствии с требованиями СНиП III-40-78, Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов (СН 25-74), Инструкции но устройству покрытий и оснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных органическими вяжущими (ВСН 123-77), Инструкции по применению тощего бетона в конструкциях дорожных одежд (ВСН-51-80).

При комплексном укреплении грунтов органическими и неорганическими вяжущими размер добавок зол-уноса, тонкодисперсных шлаков, цементной пыли, отходов камнедробления и других видов добавок необходимо определять на месте производства работ. Для устройства швов расширения предусмотрены деревянные прокладки толщиной 3 см; для устройства швов в свежеуложенном цементобетонном покрытии нарезчиком ДНШС-60 применяют изоловую ленту шириной 6,5 см.

§ 1. Устройство оснований и покрытий из песка, щебня, гравия

Состав рабочих операций

1. Укладка песка (код строки 01), щебня (код строк 02 - 06) или гравийной смеси (код строк 08 или 09). 2. Поливка оснований и покрытий водой.

Какой расход воды назначается при уплотнении щебня в сухую жаркую погоду

(Утративший силу) СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП.

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Toggle navigation

Утративший силу

10.29 Качество уплотнения щебеночных, гравийных и шлаковых оснований и покрытий следует проверять контрольным проходом катка массой 10-13 т по всей длине контролируемого участка, после которого на основании (покрытии) не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом, а положенная под валец щебенка должна раздавливаться.

10.30 При устройстве мостовых плотность их посадки следует проверять по отсутствию подвижки и осадки камней (шашек) при проходе катка массой 10-13 т.

11 Устройство оснований и покрытий из черного щебня, высокопористых щебеночных асфальтобетонных смесей и щебеночных смесей по способу пропитки органическими вяжущими и смешением на дороге

11.1 Общие положения

Температура нагрева органических вяжущих материалов при их использовании должна быть в пределах, указанных в таблице 7.

Читайте также: