Какие размеры щебня применяются при зимнем содержании дорог

Обновлено: 28.04.2024

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 58948— 2020

Дороги автомобильные общего пользования

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗИМНИЕ И ЛЕДОВЫЕ ПЕРЕПРАВЫ

Технические правила устройства и содержания

Москва Стамдартммформ 2020

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© Стандартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Классификация автозимников и ледовых переправ

6 Основные технические нормы на автозимниках и ледовых переправах

7 Правила изыскания автозимников и ледовых переправ

7.1 Общие положения

7.2 Правила изыскания сухопутных и ледовых автозимников

7.3 Правила изыскания ледовых переправ

7.4 Закрепление трассы и создание планово-высотной геодезической основы

8 Правила проектирования автозимников и ледовых переправ

8.1 Правила проектирования автозимников

8.2 Правила проектирования ледовых автозимников и переправ

9 Правила устройства автозимников и ледовых переправ

9.1 Правила устройства сухопутных автозимников

9.2 Правила устройства автозимников с продленными сроками эксплуатации

9.3 Правила устройства ледовых автозимников и переправ

9.4 Оборудование автозимников и ледовых переправ элементами обустройства

10 Содержание автозимников и ледовых переправ

10.1 Содержание сухопутных автозимников

10.2 Содержание ледовых автозимников и переправ

Приложение А (рекомендуемое) Определение пропускной способности ледовой переправы

Приложение Б (рекомендуемое) Схема долговременного закрепления пунктов геодезической плановой и высотной сети в районах распространения многолетне-мерзлых грунтов

Приложение В (рекомендуемое) Методика определения требуемой толщины льда ледовой переправы

Приложение Г (справочное) Работы по устройству автозимника на забопоченных участках или болотах

Приложение Д (обязательное) Периодичность проведения работ по содержанию автозимников и ледовых переправ

Приложение Е (рекомендуемое) Требования к оформлению паспорта ледовой переправы

ГОСТ Р 58948—2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗИМНИЕ И ЛЕДОВЫЕ ПЕРЕПРАВЫ

Технические правила устройства и содержания

Automobile roads of general use. Winter automobile roads and ice crossing. Technical rules for construction and maintenance

Дата введения — 2020—11—01

1 Область применения

настоящий стандарт устанавливает технические правила устройства и содержания зимних автомобильных дорог (далее — автозимников) и ледовых переправ, предназначенных для сезонного движения автотранспортных средств неограниченного круга лиц.

Требования настоящего стандарта распространяются к изысканиям и проектированию на вновь устраиваемых автозимниках и ледовых переправах.

2 Нормативные ссылки

в настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.3.033 Система стандартов безопасности труда. Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации

ГОСТ 21.701 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог

ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения

ГОСТ 32836 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

ГОСТ 32847 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению экологических изысканий

ГОСТ 32868—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий

ГОСТ 32869 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографогеодезических изысканий

ГОСТ 32948 Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования

ГОСТ 33100 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог

ГОСТ 33176 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования

ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52766—2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Об* щие требования

ГОСТ Р 58862—2020 Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность проведения

СП 35.13330 «СНиП 2.05.03—84* Мосты и трубы»

СП 47.13330 «СНиП 11*02—96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» СП 313.1325800 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты. Правила проектирования и строительства

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 грузоподъемность ледовой переправы: Максимальная разрешенная нагрузка на ось одиночного автомобиля или автопоезда.

3.2 зимняя автомобильная дорога (автозимкик): Сезонная автомобильная дорога, состоящая из конструктивных элементов, предназначенных для движения транспортных средств, с покрытием проезжей части изо льда, уплотненного снега и льда или проложенная по замерзшему льду рек и озер.

инженерные изыскания: Процесс комплексного изучения природных и техногенных условий

района проектирования автомобильной дороги, сбор материалов, необходимых для принятия обоснованных проектных решений.

3.4 ледовая переправа: Искусственное дорожное сооружение, устраиваемое на автомобильной дороге общего пользования круглогодичного действия или сухопутном автозимнихе. обеспечивающее переправу по ледяному покрову водных препятствий.

3.5 ледовый автозимник: Зимняя автомобильная дорога, устроенная по ледяному покрову рек. озер и морей.

ледостав: Фаза ледового режима, характеризующаяся наличием ледяного покрова.

(ГОСТ 9179—73, статья 128]

3.7 мари: Торфяные болота типа I. распространенные в районах вечной мерзлоты глубиной 0.3—1.0 м.

наледь: Нарост льда, возникающий при замерзании подземных вод, изливающихся на поверхность земли, или речных вид. выходящих на поверхность ледяного покрова.

(ГОСТ 19179—73, статья 147]

наносы: Твердые частицы, образованные в результате эрозии водосборов и русел, а также

абразии берегов водоемов, переносимые водотоками, течениями в озерах, морях и водохранилищах и формирующие их ложе.

[ГОСТ 19179—73, статья 149)

перекат: Характерная для равнинных рек форма донного рельефа, сформированная отложениями наносов, обычно в виде широкой груды, пересекающей русло под углом к общему направлению течения, вызывающая отклонение его от одного берега к другому.

(ГОСТ 19179—73. статья 168>

полынья: Пространство открытой воды в ледяном покрове, образующееся под влиянием динамических и термических факторов.

[ГОСТ 19179—73. статья 142)

пойма: Часть дна речной долины, сложенная наносами и периодически заливаемая в половодье

[ГОСТ 19179—73, статья 161]

3.13 природная зона: Физико-географическая зона, обладающая однообразными климатическими условиями и общностью рельефа, почвы, типа растительности и других компонентов природной среды.

3.14 продленный срок службы зимней автомобильной дороги: Увеличенный срок службы на часть весенне-летнего периода года за счет поддержания зимней дороги в проезжем состоянии с помощью специальных мероприятий или конструкций.

3.15 проломы: Местные разрушения ледяного покрова.

3.16 промоина: Углубление на проезжей части, вызванное паводковыми водами и осадками.

3.17 просека: Очищенная от деревьев и кустарников полоса в лесном массиве, прорубаемая для устройства автозимника.

расчетная скорость движения: Значение скорости движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, используемое для определения допустимых параметров элементов плана, продольного и поперечного профиля на сложных участках трассы автомобильной дороги, исходя из условий обеспечения удобства и безопасности дорожного движения.

[ГОСТ 33475—2015. статья 2.8]

русло реки: Выработанное речным потоком ложе, по которому осуществляется сток без затопления поймы.

[ГОСТ 19179—73. статья 160)

3.20 снегоперенос: Горизонтальное перемещение снега ветром при скорости его более 2 м/с.

3.21 снежно-ледяное покрытие: Специально сформированный и уплотненный слой из снега и стекловидного льда на дорожном покрытии, устраиваемый для обеспечения непрерывного и безопасного дорожного движения с установленными скоростями в зимний период.

3.22 сухопутный автозимник: Зимняя автомобильная дорога, проложенная по суше.

3.23 топь: Переувлажненная болотистая местность.

трудные участки горной местности: Участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильно изрезанными или неустойчивыми склонами.

[ГОСТ 33100—2014, статья 3.48)

трудные участки пересеченной местности: Рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами, с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не свыше 0.5 км. с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами.

(ГОСТ 33100—2014. статья 3.47]

4 Общие положения

4.2 Ледовые переправы на автомобильных дорогах общего пользования устраивают в зимний период в случаях отсутствия мостовых переходов, невозможности устройства паромной переправы или наплавного моста.

4.3 Устройство автозимников и ледовых переправ, как правило, выполняют в два этапа. На первом этапе (в летний период) выполняют подготовительные работы, на втором этапе проводят работы по их устройству.

4.4 При устройстве автозимников следует руководствоваться требованиями по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов: должны обеспечиваться сохранность древесных насаждений мохорастительного покрова и растительности, сохранность водоемов и недопущение их засорения, рациональное использование территории строительства и естественных ресурсов, санитарное состояние территории и строящихся объектов, должна выполняться рекультивация нарушенных техногенным воздействием территорий ло (2]. (3).

4.5 Трассирование автозимников и выбор мест под размещение производственных баз. карьеров и резервов грунта, площадок для комплексов зданий и сооружений дорожной и транспортной служб следует осуществлять с учетом сохранения путей миграции и мест жизнеобитания (пастбища, озера, места токования) диких животных и птиц, а для рыбы — мест нереста и жировок (питания).

4.6 При устройстве автозимников и ледовых переправ следует учитывать правила техники безопасности. приведенные в [4]. ГОСТ 12.3.033. а также требования настоящего стандарта.

4.7 Если эксплуатационное состояние автозимников и ледовых переправ не соответствует требованиям настоящего стандарта, следует вводить в установленном порядке ограничения движения, вплоть до полного его запрещения в соответствии с [5] с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования и принимать меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

5 Классификация автозимников и ледовых переправ

5.1 Автозимники в зависимости от их значения подразделяют следующим образом:

- регионального или межмуниципального значения;

5.2 Автозимники классифицируют ло типам, представленным в таблице 1.

Таблица 1 — Классификация автозимников по типам

По периодичности эксплуатации

Возобновляются каждую зиму в течение ряда лет по одной и той же трассе

Используемые для одного и двух пет эксплуатации

Служат для разового пропуска транспортных средств

Окончание таблицы 1

По расположению на местности

Прокладываемые по суше

Прокладываемые по льду рек. озер, водохранилищ или морей

По продолжительности эксплуа-тащы

Предназначены для эксплуатации только в период с отрицательными температурами воздуха

С продленными сроками эксплуатации

Обеспечивают проезд в течение зимнего и весеннего периодов года

5.3 Автозимники в зависимости от расчетной годовой грузонапряженности или расчетной интенсивности движения классифицируют по следующим категориям:

- 1з — с грузонапряженностью свыше 100 000 т нетто в год или с интенсивностью движения свыше 500 автУсут;

• Из — с грузонапряженностью от 50 000 до 100 000 т нетто в год или с интенсивностью движения от 150 до 500 авт^сут;

• Шз—с грузонапряженностью до 50 000т нетто в год или с интенсивностью движения до 150авт./сут.

5.4 Ледовые переправы в зависимости от расчетной интенсивности движения классифицируют по следующим категориям:

• 1л — с интенсивностью движения свыше 150 авт_/сут с двумя и более полосами движения:

- Нл — с интенсивностью движения до 150 автУсут с одной полосой движения.

5.5 Ледовые переправы по продолжительности эксплуатации подразделяют:

- на регулярные, возобновляемые по одной и той же трассе каждую зиму в течение ряда лет;

. разового пользования, возводимые для разового пропуска транспортных средств.

5.6 По протяженности ледовые переправы подразделяют:

• на малые, протяженностью до 100 м;

. средние, протяженностью от 100 до 500 м;

- большие, протяженностью более 500 м.

6 Основные технические нормы на автозимниках и ледовых переправах

6.1 Расчетные скорости движения автомобилей при проектировании элементов плана, продольного и поперечного профилей регулярных и временных аетозимников следует принимать по таблице 2.

Какие размеры щебня применяются при зимнем содержании дорог

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗИМНЕМУ СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (ДЛЯ ОПЫТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ)

1. РАЗРАБОТАН: Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт". Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.

2. ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

1. Область применения

Настоящие Методические рекомендации определяют особенности организации и выполнения работ по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог с использованием специализированной метеорологической информации.

Методические рекомендации носят временный рекомендательный характер для опытного применения и могут быть использованы организациями государственного дорожного хозяйства России - владельцами дорог, юридическими и физическими лицами, осуществляющими зимнее содержание автомобильных дорог общего пользования, а также государственными органами, проводящими технический контроль за работами по зимнему содержанию дорог и искусственных сооружений на них для опытного внедрения, с целью набора данных по использованию метеорологической информации при зимнем содержании. Могут быть использованы при необходимости и для содержания региональных, муниципальных, межмуниципальных и частных автомобильных дорог. Данные рекомендации разработаны в качестве дополнений к основным действующим документам по зимнему содержанию автомобильных дорог России (ОДМ 218.5.001-2008, ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ 218.5.006-2008) в части использования специализированных метеорологических данных при защите дорог от снега и борьбе с зимней скользкостью.

2. Нормативные ссылки

При разработке данных методических рекомендаций использованы следующие нормативные документы:

б) ГОСТ Р 50597-1993. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

г) Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега. ОДМ 218.5.001-2008. Росавтодор, 2008.

д) Программа создания системы метеообеспечения на сети федеральных автомобильных дорог*. Росавтодор, 2005.

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

ж) Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог*. М. 2003.

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

и) Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций. ОДН 218.017-2003. М. 2003.

н) Методические рекомендации по защите водотоков от загрязнений водами поверхностного стока с эксплуатируемых автодорожных мостов*. М. 1991.

* Документ является авторской разработкой. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

щ) ГОСТ 6783-71*. Планки деревянные для снегозадерживающих щитов. ГОССТАНДАРТ СССР, 1970 г.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Взамен с 1.1.1986 действовал ОСТ 13 204-85, замененный с 1.1.1991 на ТУ 13-0273601-6-89. ТУ 13-0273601-6-89 является авторской разработкой. Здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

3. Термины и определения

а) Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

б) Зимнее содержание автомобильных дорог - комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспорта на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях в зимний период, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов и лавин, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости и наледей.

в) Зимняя скользкость - снежные отложения и ледяные образования на поверхности дорожных покрытий, приводящие к снижению сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия.

г) Нормативный срок - время, установленное дорожным организациям для очистки дорог от снега и/или ликвидации зимней скользкости после прекращения снегопада, метели или образования (обнаружения) гололедных явлений на покрытии.

д) Объем снегоприноса - объем снега, приносимого метелью к одной стороне дороги за зиму.

е) Пункт дорожного метеорологического контроля - стационарный пункт, оборудованный автоматической дорожной метеорологической станцией (АДМС).

ж) Снегозаносимость - подверженность автомобильной дороги образованию снежных заносов.

з) Снегомерный пункт - стационарный пункт для проведения постоянных наблюдений за объемами снегоприноса.

и) Противогололедные материалы - твердые (сыпучие) или жидкие дорожно-эксплуатационные материалы (фрикционные, химические) или их смеси, применимые для борьбы с зимней скользкостью.

к) Термокарты - значения температурных характеристик поверхности покрытия на всем протяжении автомобильных дорог, находящихся в зоне действия дорожных метеорологических систем.

л) Температурная характеристика - величина изменения температуры дорожного покрытия участка автомобильной дороги.

м) Прогноз погоды - фактическое и прогнозируемое состояние погоды, полученное в результате обработки сведений в установленном порядке и предоставляемое пользователям (потребителям).

н) Специализированный прогноз погоды - прогноз, который разрабатывается в прогностических подразделениях Росгидромета или его организациями по заказу пользователя (потребителя).

о) Специализированная метеорологическая информация - данные, поступающие от организаций Росгидромета и других источников информации для учета при анализе и подготовке прогноза состояния дорожного покрытия и решения производственных задач и управления производством дорожного хозяйства.

п) Погода - состояние атмосферы в конкретном месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени (сутки, месяц, год). Погода характеризуется метеорологическими элементами: давлением, температурой, влажностью воздуха, направлением ветра и явлениями погоды: атмосферными осадками, дальностью видимости, наличием туманов, метелей и т.п.

р) Краткосрочный прогноз погоды - прогноз метеорологических параметров на период от 12 до 72 ч.

с) Сверхкраткосрочный прогноз погоды - прогноз метеорологических параметров на период до 12 ч.

т) Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

у) Пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

ф) Метеорологическое обеспечение дорожного хозяйства - информация о погодно-климатических условиях, необходимая для производственной деятельности предприятий дорожного хозяйства, получаемая от АДМС, Росгидромета или других организаций.

х) Рекомендации по действиям дорожно-эксплуатационных служб - производственно-технологические мероприятия, разрабатываемые подразделениями дорожно-эксплуатационной службы с целью предупреждения или ликвидации неблагоприятных условий движения транспортных средств пользователя автомобильными дорогами.

ц) Специализированный прогноз состояния покрытий - прогностическое состояние дорожного покрытия, действующее до момента получения следующего прогноза или уведомления об его изменении.

4. Общие положения

а) Основной задачей зимнего содержания дорог является проведение комплекса мероприятий по обеспечению бесперебойного и безопасного дорожного движения в зимних условиях.

Зимнее содержание автомобильных дорог включает работы, связанные с защитой дорог от снежных заносов, уборкой снега с проезжей части, обочин, переходно-скоростных полос, площадок отдыха и остановок маршрутного транспорта, а также работы по предупреждению и ликвидации зимней скользкости.

в) Наибольшее влияние погодно-климатических явлений (температура, давление, влажность воздуха, осадки и т.п.) на состояние проезжей части автомобильных дорог (скользкость, ровность, колейность, снежный накат и т.п.) ощущается в зимний период года. В этих условиях ухудшается безопасность дорожного движения, увеличивается количество ДТП, снижается скорость автомобильного транспорта, что приводит к резкому уменьшению пропускной способности автомобильных дорог и увеличению себестоимости перевозок. Повышение эффективности содержания автомобильных дорог в зимний период возможно при своевременном и качественном проведении дорожных работ, осуществляемых дорожными предприятиями с учетом и на основании метеорологической информации.

Поэтому основная задача разработанного документа - расширить использование специализированной метеорологической информации при зимнем содержании автомобильных дорог, получаемой от автоматических дорожных метеорологических станций (АДМС), метеолокаторов, метеоспутников, метеостанций Росгидромета и других организаций.

г) Транспортно-эксплуатационное состояние федеральных автомобильных дорог в зимних условиях должно удовлетворять нормам, установленным ГОСТ Р 50597-93. "Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". При этом за ДТП, совершенные во время выпадения осадков, а также в период нормативного времени, отведенного для ликвидации зимней скользкости и очистки дорог от снега, дорожные организации ответственности не несут.

д) Вся система мероприятий по зимнему содержанию автомобильных дорог выстраивается таким образом, чтобы обеспечить нормальные условия для движения автотранспорта при максимальном выполнении всех нормативных работ.

Региональная специализированная система дорожного метеорологического обеспечения (СДМО), создаваемая органами управления дорожным хозяйством, для получения оперативной информации о погодных условиях и состоянии дорожного покрытия на подведомственных автомобильных дорогах, обеспечивает получение оперативной информации, ее обработку (прогноз), разработку производственно-технологических мероприятий и объемов работ по зимнему содержанию дорог, доведения необходимой информации до исполнителей работ и пользователей дорог, создание банка данных для наполнения и хранения метеорологической информации о состоянии погодных условий и состоянии автомобильных дорог в зимних условиях.

На основании полученной оперативной информации подрядные предприятия осуществляют:

Какие размеры щебня применяются при зимнем содержании дорог

Дороги автомобильные общего пользования

ЩЕБЕНЬ И ГРАВИЙ ИЗ ГОРНЫХ ПОРОД

Automobile roads of general use. Crushed stone and gravel from rocks. Technical requirements

Дата введения 2015-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Инновационный технический центр", Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45-2014)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 ноября 2014 г. N 1486-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32703-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ИЗДАНИЕ (февраль 2019 г.) с Изменением N 1, утвержденным в декабре 2016 г. (ИУС 3-2017), Поправками (ИУС 2-2016, ИУС 12-2017)

Введение

Настоящий стандарт входит в группу межгосударственных стандартов, устанавливающих требования и методы испытаний для щебня и гравия из горных пород.

Настоящий стандарт разработан в рамках реализации программы по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента (ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог"), утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 81.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на щебень и гравий из горных пород со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,5 г/см, применяемые при строительстве, ремонте, капитальном ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.010-75 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия

ГОСТ 12.4.034-2001* (ЕН 133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка

ГОСТ 17.2.3.01-86 Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов

ГОСТ 17.2.3.02-2014 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 33024-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение сопротивления истираемости по показателю микро-Деваль

ГОСТ 33026-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение содержания глины в комках

ГОСТ 33029-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение гранулометрического состава

ГОСТ 33030-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение дробимости

ГОСТ 33031-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение минералого-петрографического состава

ГОСТ 33046-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение наличия органических примесей в гравии и щебне из гравия

ГОСТ 33047-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение насыпной плотности и пустотности

ГОСТ 33049-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение сопротивления дроблению и износу

ГОСТ 33050-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение реакционной способности горной породы и щебня (гравия)

ГОСТ 33051-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение содержания дробленых зерен в гравии и щебне из гравия

ГОСТ 33053-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы

ГОСТ 33054-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение содержания зерен слабых пород в щебне (гравии)

ГОСТ 33055-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение содержания пылевидных и глинистых частиц

ГОСТ 33056-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение устойчивости структуры зерен щебня (гравия) против распадов

ГОСТ 33057-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение средней и истинной плотности, пористости и водопоглощения

ГОСТ 33109-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение морозостойкости

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 щебень из горных пород (щебень): Неорганический сыпучий каменный материал в виде зерен крупностью более 4 мм, получаемый дроблением и рассевом продуктов дробления горных пород, гравия и валунов, а также попутно добываемых пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности.

3.2 гравий из горных пород (гравий): Неорганический сыпучий природный каменный материал, состоящий из окатанных зерен крупностью более 4 мм.

3.3 изверженные горные породы: Породы, образовавшиеся в результате застывания расплавленной магмы в недрах земли или на ее поверхности.

3.4 метаморфические горные породы: Породы, образовавшиеся из изверженных или осадочных горных пород под воздействием геологических факторов (высокой температуры, давления, химических процессов).

3.5 осадочные горные породы: Породы, образовавшиеся в результате разрушения и выветривания изверженных пород, осаждения из водных растворов минеральных веществ или осаждения, накопления и уплотнения продуктов жизнедеятельности растительных и животных организмов.

3.6 партия: Количество щебня или гравия из горных пород, произведенное в течение суток и/или отгружаемое одному потребителю в течение суток, но не более 5000 т.

3.7 постоянная масса: Масса, определяемая по результатам последовательно проводимых взвешиваний после высушивания при температуре (110±5)°C через равные промежутки времени, но не менее 1 ч, которая изменяется не более чем на 0,1%.

3.8 фракция: Обозначение размера зерен щебня или гравия, проходящих через большее () из двух выбранных сит и задерживающихся на меньшем сите ().

3.9 посторонние засоряющие примеси: Инородные тела органического и неорганического происхождения, содержащиеся в щебне (гравии).

4 Основные параметры и размеры

Щебень и гравий из горных пород выпускают в виде следующих основных (стандартных) фракций: от 4 до 5,6 мм; св. 5,6 до 8 мм; св. 8 до 11,2 мм; св. 11,2 до 16 мм; св. 16 до 22,4 мм; св. 22,4 до 31,5 мм; св. 31,5 до 45 мм; св. 45 до 63 мм. По согласованию изготовителя с потребителем возможен выпуск щебня и гравия в виде более крупной фракции от 63 до 90 мм.

Допускается выпускать щебень и гравий в виде широких фракций: от 4 до 8 мм; от 8 до 16 мм; от 16 до 31,5 мм; от 31,5 до 63 мм, а также смеси фракций, характеризуемые соотношением 4, где и - наименьшие и наибольшие номинальные размеры отверстий сит.

5 Основные технические требования

5.1 Щебень и гравий из горных пород должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

5.2 Гранулометрический состав

Определение гранулометрического состава щебня и гравия осуществляется на ситах с квадратными ячейками по [1]*.

Какие размеры щебня применяются при зимнем содержании дорог

Госкомархитектстрой Республики Узбекистан

6 ИЗДАНИЕ (июль 2018 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, принятыми в феврале 1998 г., январе 2000 г., июне 2002 г., декабре 2008 г. (ИУС 5-98, 5-2001, 10-2002, 6-2009)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на щебень и гравий из горных пород со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,0 г/см, применяемые в качестве заполнителей для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ.

Стандарт не распространяется на щебень и гравий для балластного слоя железнодорожного пути и декоративный щебень.

Требования, изложенные в пунктах 4.2-4.9, разделах 5 и 6, являются обязательными.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8269.1-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы химического анализа

3 Определения

В настоящем стандарте применены следующие термины.

3.1 щебень из горных пород: Неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления.

3.2 гравий из горных пород: Неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый рассевом природных гравийно-песчаных смесей.

4 Технические требования

4.1 Щебень и гравий должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной предприятием-изготовителем.

4.2. Основные параметры и размеры

4.2.1 Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.

По согласованию изготовителя с потребителем выпускают щебень и гравий в виде других смесей, составленных из отдельных фракций, а также фракций от 80(70) до 120 мм, св. 120 до 150 мм.

4.2.2 Полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня и гравия фракций от 5(3) до 10 мм, св. 10 до 15 мм, св. 10 до 20 мм, св. 15 до 20 мм, св. 20 до 40 мм, св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм должны соответствовать указанным в таблице 1, где и - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.

Читайте также: