Как называется сочетание бетона со стальной арматурой

Обновлено: 14.05.2024

Строительный материал, представляющий собою соединение бетона со стальной арматурой, 11 букв, сканворд

Слово из 11 букв, первая буква - «Ж», вторая буква - «Е», третья буква - «Л», четвертая буква - «Е», пятая буква - «З», шестая буква - «О», седьмая буква - «Б», восьмая буква - «Е», девятая буква - «Т», десятая буква - «О», 10 буква - «Н», слово на букву «Ж», последняя «Н». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Ж Е Л Е З О Б Е Т О Н

Отгадайте загадку:

Двенадцать братьев мчат вперёд, Всегда вперёд, за годом год. Но им друг друга не догнать. Скажи, как этих братьев звать? Показать ответ>>

Двенадцать братьев Разно называются И разными делами занимаются Показать ответ>>

Двое белых лебедей — У каждого по пять детей. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

Сколько раз в дверь нужно постучать? Сколько будет двойка плюс один? Поскорее нужно это отгадать, Эта цифра с буквой З — один в один.

Случайный анекдот:

-Почему это детям не нравятся новые супердышащие памперсы.
-А кому же понравится, когда в попу дышат?

Знаете ли Вы?

Покер возник не на американском Диком Западе, а за 3 тысячи лет до этого в Древней Персии. Игра называлась *туз*, но уже включала все основные комбинации, такие, как пара, тройка, каре и т.д. И уже тогда существовал блеф как основной прием этой игры. Игру принесли в Европу крестоносцы. В Италии ее называли *примере*, во Франции *булот*. Французские колонисты принесли игру в Луизиану, и уже от Миссисипи покер распространился по всей Америке.

Армирование железобетона

Цементный бетон, как и многие камневидные материалы, хорошо сопротивляется сжимающим усилиям, но плохо работает на растяжение. Предел прочности бетона при растяжении примерно в 10 - 18 раз ниже предела прочности при сжатии. Именно поэтому для восприятия растягивающих напряжений возникла необходимость введения в бетон стальной арматуры. Сочетание бетона со стальной арматурой и совместная их работа в конструкции основаны на следующих условиях: сталь и бетон при изменении температуры в интервале от 0 до 80°С имеют практически одинаковые коэффициенты линейного расширения; между бетоном и арматурой возникают значительные силы сцепления, препятствующие скольжению арматуры в бетоне, при этом стальная арматура достаточно надежно защищается бетоном от коррозии.

При обычном армировании под действием внутренних напряжений в растянутой зоне, в железобетоне возможно образование микротрещин вследствие малой предельной растяжимости бетона. При этом микротрещины появляются задолго до разрушения конструкции, что делает нецелесообразным применение высокопрочной арматуры. Избежать появления микротрещин при эксплуатационных нагрузках возможно путем обжатия бетона предварительным натяжением арматуры. Напряжение бетона натянутой арматурой не только устраняет опасность образования и раскрытия микротрещин, но и позволяет значительно экономить металл, сокращать расход составляющих материалов в бетоне, уменьшать массу конструкции, повышать долговечность и снижать стоимость строительства.

Предварительное натяжение арматуры осуществляют либо до бетонирования конструкции или изделия, либо после этого. В первом случае арматуру вначале натягивают, концы ее прочно закрепляют в бортах формы изделия, потом уже приступают к бетонированию.

После затвердевания уплотненной бетонной смеси арматуру освобождают от натяжного устройства. Вследствие упругости арматура стремится вернуться в прежнее ненапряженное состояние и, будучи прочно сцеплена с бетоном, обжимает его. В результате этого в железобетоне создаются взаимно уравновешивающие усилия растяжения в арматуре и сжатия в бетоне. Во втором случае арматуру располагают в каналах бетонной конструкции, ранее образованных с помощью специальных пустотообразователей, и натягивают ее после того, как бетон приобретает заданную прочность. Затем каналы замоноличивают цементным раствором или бетонной смесью.

Натяжение арматуры производят методом электротермического воздействия или с помощью специальных домкратов.

Сущность предварительного напряжения бетона состоит в том, что, используя силы упругого последействия натянутой арматуры (при условии ее прочного закрепления), достигается обжатие бетона в той зоне, где эксплуатационная нагрузка может вызвать растягивающие усилия. Благодаря этому изделия в растянутой зоне должны быть преодолены созданные сжимающие усилия и только лотом бетон начинает работать на растяжение.

В преднапряженном бетоне обычно не возникают растягивающие усилия или они настолько малы, что не превышают прочности бетона при растяжении.

Предварительное обжатие бетона достаточно осуществить с напряжением 50 - 60 МПа при натяжении арматуры в пределах упругих деформаций до 85 - 90% от предела текучести стали.

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ

I. Сущность железобетона. Железобетоном называется строительный материал, в котором соединены в монолитное целое бетон и сталь (арматура).

Идея создания железобетона из двух различных по своим механическим характеристикам материалов заключается в реальной возможности использования бетона для работы на сжатие, а стали на растяжение.

Бетон, являясь искусственным камнем, сопротивляется растяжению в 10—15 раз слабее, чем сжатию, что существенно ограничивает возможности его применения. Если, например, бетонную балку ( 1,а), свободно лежащую на двух опорах, подвергнуть изгибу, то верхние волокна балки будут сжаты, а нижние растянуты. Но поскольку бетон плохо сопротивляется растяжению, поперечное сечение такой балки можно назначать только из условий работы бетона на растяжение, и бетонная (неармированная) балка будет массивной и нерациональной. Если же в растянутую зону ввести небольшое количество стали (1—2% площади сечения бетона), то несущая способность балки ( 1,6) повысится в 10—• 20 раз.

Совместная работа бетона и арматуры в железобетонных конструкциях оказалась возможной благодаря выгодному сочетанию следующих свойств:

1) сцепление (склеивание) между бетоном и поверхностью арматуры, возникающее при твердении бетонной смеси;

2) близкие по значению коэффициенты линейного расширения бетона и стали (для бетона а=0,00001. . 0,000015; для стали а=0,000012) при f<100°C, что исключает появление внутренних усилий, могущих нарушить сцепление бетона с арматурой;

3) защищенность арматуры, заключенной в теле бетона, от коррозии и непосредственного воздействия огня.

Сегодня трудно найти такую область народного хозяйства, в которой при строительстве не применялся бы

благодаря высоким физико-механическим свойствам железобетон оказывает значительное сопротивление статическим и динамическим нагрузкам, сейсмо- и виброустойчив, долговечен, огнестоек и хорошо сопротивляется атмосферным воздействиям. До 70—80% массы железобетона составляют местные материалы (песок, гравий или щебень и вода);

прочность бетона со временем не только не уменьшается, но может даже увеличиваться;

железобетону легко могут быть приданы любые целесообразные конструктивные и архитектурные формы;

эксплуатационные расходы по содержанию сооружен ний и уходу за железобетонными конструкциями весьма низки.

К недостаткам железобетона относятся относительно большая масса конструкций; повышенная тепло- и звукопроводность; сложность производства работ, осо-' бенно в зимний период; потребность в квалифицированных кадрах, специальном оборудовании (при изготовлении сборных железобетонных конструкций в заводских условиях); возможность появления трещин вследствие усадки и ползучести бетона, а также по технологическим причинам до приложения эксплуатационной нагрузки.

Железобетон широко применяется в промышленном, гражданском и сельском строительстве, в гидротехническом, шахтном и горнорудном строительстве. Накбплен опыт применения железобетона в машиностроении для изготовления станин и опорных частей тяжелых прессов и станков; железобетон применяется даже в судостроении.

2. Виды железобетонных конструкций. Железобетонные конструкции в зависимости от методов возведения, назначения конструкций, сроков строительства и экономических показателей могут быть сборными, монолитными и сборио-монолитными.

Сборный железобетон — основной строительный материал в современном строительстве.

Сущность сборного железобетона заключается в том, что все элементы сооружения изготовляют на заводах железобетонных изделий. На строительной площадке готовые конструкции монтируют.

Применение сборных унифицированных железобетонных конструкций заводского изготовления позволяет значительно снизить расход стали, древесины и затраты труда на дорогостоящие опалубку и леса, но требует тяжелых транспортных и подъемных механизмов, тщательного выполнения стыков и узлов сопряжений элементов.

Монолитные железобетонные конструкции возводят с предварительным устройством поддерживающих лесов и опалубки (форм), в которую устанавливают арматуру и укладывают бетонную смесь. Леса и опалубка могут бить сняты только после того, как бетон приобретет достаточную прочность.

Монолитные железобетонные конструкции находят широкое применение в сооружениях, трудно поддающихся членению и унификации, например в гидротехнических сооружениях, тяжелых фундаментах, бункерах, плавательных бассейнах, в сооружениях, возводимых в передвижной или скользящей опалубке (силосы, дымовые трубы, многоэтажные здания башенного типа и т.д.).

Однако при возведении монолитных конструкций в условиях отрицательных температур необходим подогрев бетона.

Сборно-монолитные железобетонные конструкции представляют собой сочетание сборных элементов и монолитного бетона, укладываемого иа месте строительства. Обычно сборные элементы образуют опалубку для монолитного бетона, что ведет к уменьшению расхода сталр и древесины на опалубку. Сборпо-монолитные конструкции по сравнению со сборными отличаются большей монолитностью и более простым устройством стыков.

По виду арматуры различают железобетон с гибкой арматурой в виде стальных стержней круглого или периодического профиля и конструкции с несущей арматурой. Несущей арматурой служат профильная прокатная сталь — уголковая, швеллерная, двутавровая (называемая жесткой арматурой) и пространственные сварные каркасы из круглой стали, воспринимающие нагрузку от подвесной опалубки и свежеуложенной бетонной смеси.

Одним из недостатков железобетонных конструкций является их низкая трещиностойкость. В ряде случаев трещины неопасны и не мешают нормальной эксплуатации конструкций. Однако в некоторых конструкциях трещины недопустимы, например в трубах, резервуарах, а также в конструкциях, находящихся в условиях действия агрессивных сред.

Чтобы исключить этот недостаток железобетона, применяют так называемые предварительно-напряженные конструкции.

Идея предварительного напряжения заключается в предварительном (до приложения внешней нагрузки) обжатии бетона в зонах, где после приложения нагрузки возможны растягивающие напряжения, вызывающие образование или раскрытие трещин. В предварительно-напряженных железобетонных конструкциях арматура подвергается предварительному растяжению, а бетон — сжатию.

Особой разновидностью железобетона является ар- моцемент. Армоцементные конструкции — это тонкостенные конструкции из мелкозернистого бетона, армированные по всей толщине сетками из тонкой стальной проволоки.

Армоцемент хорошо сопротивляется растяжению н изгибу, отличается высокой трещиностойкостью, упругостью и т.д.

Наиболее распространен в строительстве железобетон с гибкой арматурой. В настоящее время быстро развивается производство и применение сборного предварительно-напряженного железобетона.

3. Краткие исторические сведения. Железобетонные конструкции начали применять со второй половины XIX в. в связи с развитием промышленности и транспорта.

Принято считать, что первым изделием из железобетона была лодка, построенная Ламбо во Франции в 1850 г.

Франция в 1950 г. торжественно отметила столетие железобетона.

Первые патенты на изготовление изделий из железобетона (цветочные кадкн из проволочной сетки, обмазанной с обеих сторон цементным раствором), были получены французским садовником Монье в 1867—1870 гг. Постепенно железобетон стал находить применение п строительных конструкциях.

Значительную роль п создании новых для того времени видов рациональных железобетонных строительных конструкций сыграл французский инженер Ф. Геннебик. В 1892 г. он предложил железобетонные ребристые перекрытия и ряд других строительных конструкций.

В России железобетон применяют с 1886 г. для перекрытий по металлическим балкам. Широкое распространение железобетон получил в России после проведенных проф. Н. А. Белелюбским в 1891 г. публичных испытаний железобетонных и бетонных конструкций в Петербурге. Были испытаны плнты, свод, труба, цилиндрический резервуар, шестигранный закром элеватора, сводчатый мост под проезжую дорогу. Испытания прошли успешно и были весьма убедительны. Они явились толчком к распространению железобетона в России.

С 1899 г. железобетон применяется при строительстве железнодорожных сооружений, шоссейных дорог, в промышленном и гражданском строительстве. В 1904 г. в Николаеве построен первый в мире железобетонный маяк. В 1908 г. проф. А. Ф. Лолейт рассчитал, сконструировал и построил в Москве железобетонные междуэтажные безбалочные перекрытия и другие крупные железобетонные конструкции, а в Западной Европе (в Швейцарии) безбалочные перекрытия впервые были применены в 1910 г. В США безбалочное (под названием «грибовидное») перекрытие было предложено инж. 'Гуриером н 1906 г.

Дли распространения железобетона в России большое значение имели труды отечественных ученых и инженеров: Н. А. Белелюбско- го, И. Г. Малюги, А. Ф. Лолейта, И. С. Подольского, Г. П. Переде- рия и др. Однако объемы применения железобетона в дореволюционной России были крайне невелики.

В СССР железобетонные конструкции широко применялись при сооружении Волховской ГЭС н всех последующих гидроэлектростанций. Сложные железобетонные конструкции нашли применение при строительстве каналов Москва—Волга, Волга—Дон, мостон, крупных промышленных предприятий.

Теория расчета железобетонных конструкций создавалась одновременно с его внедрением в практику строительства.

В 1886 г. немецкий инженер М .Кенен показал, что арматуру следует располагать в растянутой зоне; он же предложил метод расчета железобетонных плит.

Ф. Геннебик первым применил отогнутую арматуру для восприятия поперечных сил. Профессор Н. А. Белелюбский предложил принимать эпюру напряжений в сжатой зоне изгибаемых железобетонных элементов при расчете на прочность в виде треугольника и не учитывать работу бетона в растянутой зоне, а все растягивающие усилия передавать на арматуру.

Усилия в железобетонных конструкциях в то время определяли, исходя из их работы в упругой стадии по методам строительной механики, сечения подбирали по допускаемым напряжениям.

В 1931—1933 гг. проф. А. Ф. Лолейт разработал основные положения новой теории расчета изгибаемых н центрально-сжатых железобетонных элементов по разрушающим нагрузкам.

В бывш. Центральном научно-исследовательском институте промышленных сооружений (ЦНИПС) под руководством проф. А. А. Гвоздева были проведены обширные экспериментальные исследования н завершена разработка этой теории, подготовлены новые технические условия и нормы проектирования железобетонных конструкций, изданные в 1938 г.

Выдающуюся роль в создании новой теории сыграли А. Ф. Лолейт, А. А. Гвоздев, Я. В. Столяров, М. Я. Штаерман, В. И. Мурашев, П. Л. Пастериак, С. А. Дмитриев, В. В. Михайлов, С. Е. Фрай- фельд и др.

В 1955 г. в СССР был введен еще более прогрессивный метод расчета по предельным состояниям. Развитию и внедрению расчета сеченнй по методу предельных состояний посвящены труды советских ученых: Н. С. Стрелецкого, А. А. Гвоздева, В. М. Келдыша, К. В. Сахновского, В. И. Мурашева, С. Е. Фрайфельда, П. Л. Пастернака, В. В. Михайлова, С. А. Дмитриева, С. С. Давыдова, А. М. Овечкина н др. Благодаря их трудам в нашей стране созданы самые передовые методы расчета железобетонных конструкций по предельным состояниям, являющиеся дальнейшим развитием метода расчета по разрушающим нагрузкам.

В настоящее время бетонные и железобетонные конструкции рассчитывают и конструируют на основании главы СНиП П-21-75.

Расчет железобетонных конструкций по методу предельных состояний применяется в социалистических странах.

Железобетон в настоящее время является основным материалом при возведении промышленных зданий ( 2.3), эстакад, силосов ( 4.5), бункеров ( 6), резервуаров, дымоных труб; широко применяется в строительстве гидротехнических сооружений, электростанций, метрополитенов, горных выработок, мостов. За последние годы железобетон стал основным материалом и в конструкциях жи- .rjbix домов ( 7), общественных зданий, а также многих сельскохозяйственных зданий и сооружений.

Применение предварительно-напряженных железобетонных конструкций, особенно с появлением высокопрочных сталей и бетонов, позволило перекрывать большие пролеты зданий н сооружений. В нашей стране сооружаются предварительно-напряженные железобетонные мосты, оболочки ( 8), резервуары и другие уникальные конструкции.

Построенная в Москве в 1960—1965 гг. по проекту Н. В. Никитина башня Московского телевизионного центра общей высотой 537 м выполнена (до высоты 384 м) из монолитного предварительно-напряженного железобетона ( 9) .

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Дайте определение железобетона.

2. Какова основная идея создания железобетона?

3. Что является основой совместной работы бетона и арматуры в железобетонных конструкциях?

4. Перечислите достоинства и недостатки железобетона.

5. Назовите основные виды железобетонных конструкций; дайте их краткую характеристику.

6. Назовите основные виды зданий и сооружений, выполняемых из железобетона.

Смотрите также:

В среднем расход металла в железобетоне с несущей арматурой значительно ниже, чем в цельнометаллических конструкциях (на 25—50%), но выше, чем в железобетоне с гибкой арматурой.

Обычные железобетонные конструкции выполняются главным образом с гибкой арматурой в виде отд. стержней или сварных сеток и каркасов» Сварная арматура благодаря ее лучшему заанкерованию позволяет применять сталь более высокой.

по профилю — на круглую гладкую и периодического профиля. Арматура периодического профиля имеет фигурную поверхность, что обеспечивает ее лучшее сцепление с бетоном; по принципу работы в железобетонной конструкции — на.

В стержнях периодического профиля dH соответствуют диаметрам одинаковых с ними по площади поперечного сечения круглых гладких стержней. В условном обозначении арматуры указывают номер профиля.

Арматурой железобетона называются стальные стержни различной формы, размещенные в бетоне в соответствии с работой конструкции.

Арматура (железобетон)


Содержание

Классификация

Арматура классифицируется по ряду признаков: по назначению, ориентации в конструкции, условиям применения, по виду материала из которого арматура изготавливается.

По назначению

По назначению арматуру разделяют:

  • рабочая арматура (сечение назначается по расчету, воспринимает усилия в элементах от основной нагрузки)
  • конструктивная (сечение назначается по минимальному проценту армирования, воспринимает усадку/расширение, температуре воздействия)
  • распределительная
  • монтажная (устанавливается для объединения рабочей и конструктивной в сетки и каркасы)
  • анкерная (закладные детали)

По ориентации в конструкции

Классификация арматуры по ориентации:

По условиям применения

По условиям применения бывает:

    ;
  • ненапрягаемая арматура.

Напрягаемая арматура в предварительно напряженных ж/б конструкциях может быть только рабочей.

Применение

Совместную работу арматуры и бетона обеспечивает сцепление их по поверхности контакта. Сцепление арматуры с бетоном зависит от прочности бетона, величины его усадки, возраста бетона и от формы сечения арматуры и вида ее поверхности.

Возможны пять видов контакта арматуры с бетоном:

  • соединения на связях сдвига; ;
  • сцепление (соединение с помощью бетонирования стального элемента арматуры);
  • обжатие арматуры бетоном после его усадки;
  • электрохимическое взаимодействие стальной арматуры и цементного раствора.

Основные виды арматурных изделий:

  • плоские арматурные решетки (сетки);
  • пространственные арматурные каркасы.

См. также

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Строительные технологии
  • Бетон

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Арматура (железобетон)" в других словарях:

Железобетон — Арматура для железобетонных конструкций … Википедия

железобетон — 3.7 железобетон : Композитный строительный материал, состоящий из бетона и арматуры. Источник: СТО НОСТРОЙ 2.29.110 2013: Мостовые сооружения. Устройство опор мостов 3.5 Железобетон материал, в котором соединены в единое целое стальная арматура и … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Железобетон — сочетание бетона и стальной арматуры, монолитно соединённых и совместно работающих в конструкции. Термин «Ж.» нередко употребляется как собирательное название железобетонных конструкций и изделий (См. Железобетонные конструкции и изделия) … Большая советская энциклопедия

Соединение бетона и стальной арматуры

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Железобето́н — строительный композиционный материал , состоящий из бетона и стали . Запатентован в 1867 году Жозефом Монье как материал для изготовления кадок для растений.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. Монолитное соединение бетона и стальной арматуры, применяемое в строительстве. собир. Конструкции, изделия из такого материала. Сборный ж. прил. железобетонный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Примеры употребления слова железобетон в литературе.

Впрочем, для защиты от бесов железобетон и мешки с песком вовсе не требовались.

Ближе к берегу ведется сооружение четырех 22-этажных зданий башенного типа из монолитного железобетона 280 Василеостровский район с применением переставной опалубки.

Слева -- колледж, а справа -- Итонский храм песнословия возносили свои веками освященные громады из железобетона и витагласа1.

Грейсон поливал огнем штурмовиков, видел, как они валятся, опрокидываясь назад, в зияющий проход, или вперед, на железобетон, словно мешки с навозом.

Не оглядываясь, показывал рукой на штабеля размочаленного теса, разбросанный повсюду битый кирпич, на железобетон, наполовину занесенный песком, на сваленные в кучу оконные и дверные блоки, балконные плиты, втоптанную в грязь керамику.

ЖЕЛЕЗОБЕТО́Н

ЖЕЛЕЗОБЕТО́Н, строи­тель­ный ма­те­ри­ал, со­стоя­щий из бе­то­на и ста­ли, ко­то­рые ра­бо­та­ют под на­груз­кой как еди­ная сис­те­ма. Со­че­та­ние в Ж. двух раз­лич­ных по струк­ту­ре и фи­зи­ко-ме­ха­нич. свой­ст­вам ма­те­риа­лов обес­пе­чи­ва­ет уси­ле­ние сла­бо ра­бо­таю­ще­го на рас­тя­же­ние бе­то­на сталь­ной ар­ма­ту­рой, ко­то­рая оди­на­ко­во хо­ро­шо со­про­тив­ля­ет­ся и рас­тя­же­нию, и сжа­тию, вос­пол­няя не­дос­тат­ки бе­то­на как кон­ст­рукц. ма­те­риа­ла. Не­су­щая спо­соб­ность Ж. за­ви­сит от ко­ли­че­ст­ва ар­ма­ту­ры: ар­ми­ро­ва­ние 1–2% от пло­ща­ди по­пе­реч­но­го се­че­ния из­ги­бае­мо­го эле­мен­та по­зво­ля­ет уве­ли­чить его не­су­щую спо­соб­ность при­мер­но в 20 раз по срав­нению с чис­то бе­тон­ным. На­ли­чие ар­мату­ры в жел.-бе­тон. сжа­тых ко­лон­нах (стой­ках) да­ёт воз­мож­ность умень­шить их по­пе­реч­ные раз­ме­ры.

Совместная работа бетона и арматуры

Для частей зданий и сооружений, подвергающихся изгибу (например, для балок и плит), при котором нижняя часть конструкции работает на растяжение, бетон применять нельзя. На рис. 32 показана схема работы балки при изгибе под действием нагрузки.



Рис. 32- Схема работы балки при изгибе:
а — бетонной; б — железобетонной

В нижней зоне балки возникает растяжение, в связи с чем необходим материал, хорошо сопротивляющийся растягивающим усилиям. Таким материалом является сталь, хорошо работающая совместно с бетоном. Строительный материал, представляющий собой сочетание стали и бетона, называется железобетоном.

Совместная работа бетона и стали эффективна благодаря наличию следующих условий: бетонная смесь при затвердевании прочно сцепляется со стальными прутками; бетон защищает стальную арматуру от воздействия воды, предохраняет ее от ржавления, а также от огня; сталь и бетон практически одинаково удлиняются при нагревании и сжимаются при охлаждении, поэтому при изменении температуры не нарушается сцепление между этими материалами.

Стальные стержни различной формы, заделанные в толщу бетона, называются арматурой железобетона. Вся нагрузка, воспринимаемая конструкцией или сооружением, распределяется между бетоном и арматурой. Бетон принимает на себя сжимающие усилия, а арматура — главным образом растягивающие.

В настоящее время невозможно представить себе ни одного более или менее крупного здания или сооружения любого назначения, при строительстве которых не применялся бы железобетон.

Все, что нужно знать об армировании бетона

Бетон представляет собой один из наиболее популярных материалов для строительства, что может применяться практически на всех этапах постройки зданий. Но, несмотря на то что он отличается высокой прочностью, возможна его деформация под влиянием природных и антропогенных факторов. Известно, что бетон отлично выдерживает такой вид воздействия, как усадка, и очень плохо – растяжение.

Если нагрузка неравномерна, то области растяжения создают в бетоне трещины, из-за чего начинается разрушение постройки. Поэтому для увеличения прочности этого материала применяется армирование бетона. Попробуем разобраться, какие бывают его виды, что это за технология, и как правильно ее воплотить в жизнь.




Что это такое и зачем нужно?

По своей сути, армирование представляет собой усиление бетона металлическим каркасом, который обычно создается из арматуры. Основной задачей такой процедуры будет компенсирование недостатка бетона в пластичности. Кроме того, армированный материал отличается большей способностью к растяжению и излому. Прочность арматурного соединения с бетоном довольно большая. Она не будет деформироваться даже при довольно серьезных перепадах температур по причине того, что коэффициенты их теплорасширения являются практически одинаковыми. Укрепление бетона позволяет перераспределить нагрузку в области растягивания балок из-за того, что сталь имеет большую упругость. А бетон помогает уберечь сталь от перегревания и коррозии.

Для максимальной надежности соединения бетона и арматуры ее поверхность делают рельефной. Она бывает различной:

  • кольцевая;
  • серповидная;
  • 4-сторонняя;
  • смешанная.




Последние 2 типа позволяют получить максимально качественный результат сцепления. Чтобы возводимая постройка была прочной, потребуется придерживаться нормы расходования стали и заливки бетона. Но следует сказать, все будет индивидуально. Например, для фундамента ленточного типа потребуется где-то 150-200 килограммов на 1 кубометр. А для перекрытий из бетона несущего формата – около 200 килограммов. Добавим, что ранее для армировки бетона применялась лишь металлическая решетка, сделанная из стали. Сегодня же используются еще и высокопрочные соединения из стекла, базальта и углерода.

Очень часто применяется бетон, что был армирован стеклопластиком. Такое сочетание не только имеет отличные показатели стойкости к износу, но и позволяет существенно облегчить этот материал.




Теперь следует сказать несколько слов о том, какие бывают виды армирования. Конструкционно армирование бетона подразделяют на такие категории:

  • монолитное;
  • дисперсное;
  • выполненное с применением сетки.

Теперь расскажем о каждом несколько подробнее. Армирование монолитного типа обычно используется в создании железобетонных блоков в промышленных условиях. Такая методика заключается в монтаже каркасного типа прутьев в один либо несколько слоев. Но они должны быть соединены при помощи проволоки, как поперек, так и вертикально. Должны получиться крупные ячейки, имеющие размер до 20 сантиметров.



Армирование дисперсного характера представляет собой добавление в бетонный раствор, что еще не успел полностью застыть, мелкодисперсных компонентов. Речь обычно идет о фибре. Обычно она делается на основе базальта, полипропилена или стали, стекловолокна. Но наиболее активно тогда используется бетонное армирование частицами стекловолокна.

В третьем случае применение сетки объясняется в первую очередь тем, что ее монтаж очень прост. Она может быть: композитной, из железа или полимеров. Сетки, выполненные из стали, продаются уже готовые к применению с габаритами 50 на 200 сантиметров или 150 на 200 сантиметров. Диаметр их ячеек может колебаться от 150 до 200 миллиметров.

Более надежными являются полимерный и композитный варианты. Причина – они почти не подвержены коррозионному воздействию.




Варианты для разных конструкций

Армирование конструкций из бетона нередко бывает дополнительным, хотя чаще это обязательный шаг повышения прочности бетона. Часто как арматура могут использоваться разные решения: проволока из стали, стальные прутки разного диаметра, арматура из пластика, арматура композитно-полимерного типа. Кроме того, существует 2 типа соединения различного рода армирующих частей в одну конструкцию: связывание при помощи мягкой вязальной проволоки и скрепление элементов при помощи сварки электродугового типа. И многих интересует вопрос, как же лучше соединить элементы.

Конечно, в промышленных условиях обычно применяют сварку. Из-за того что этот процесс очень ответственный, им обычно занимаются только специалисты, что имеют высокую квалификацию и большой опыт. А дома, конечно, будет лучше применить проволоку 2-3-миллиметрового диаметра. Иногда есть даже смысл вязать ее в 2 слоя. Одновременно сварено либо связано должно быть не менее 50% мест пересечения отдельных конструкционных частей и соединений. Далее более подробно рассмотрим разные варианты для различных конструкций.



Для стяжки пола и потолка

Для проведения армирования стяжки потолочного либо напольного типа обычно используют специальную решетку из металла либо сетку.



Для ленточного фундамента

Если требуется произвести армирование фундамента ленточного типа, то применяют сварной либо вязаный вариант в форме квадрата, что состоит из 4-х прутьев арматуры и более. Такой пояс должен быть сделан по всему фундаментному периметру. Такой вариант армировки считается одним из наиболее надежных. Он замечательно противостоит всем типам нагрузок механического типа.



Для колонн и столбов

При необходимости армирования колонн, столбов и такого типа фундаментов применяется вариация предыдущего метода. Вариацией этот метод назван потому, что в прошлом случае все производится горизонтально, а тут все будет происходить вертикально. Чтобы сэкономить металл, для армирования конструкций вертикального типа можно применить один либо несколько стержней, что будут работать лишь на растягивание.

Следует добавить, что данный тип армирования лучше применить лишь под не очень большие нагрузки.



Для масштабных фундаментных плит

Для осуществления армирования масштабных плит для фундамента либо блоков такого типа обычно применяют так называемое «комбинированное» армирование. Иногда его еще называют двойное. Его суть состоит в том, что поначалу производится укладывание решетки из стали либо сетки, после чего внутрь заливаемой конструкции происходит установка армирующего пояса. Причем это происходит по такому же принципу, как в случаях, описанных выше.

Правила укладки арматуры

Теперь поговорим о различных правилах укладки арматуры, соблюдение которых даст возможность сделать бетон прочным и максимально надежным.

  • Сборку и установку конструкции следует производить так, чтобы арматура, вообще, не касалась опалубки. После заливания бетона высота защитного слоя поверх металла не должна превышать 20 миллиметров.
  • При создании фундаментов арматурное волокно следует погрузить в «тело», что будет заливаться на расстояние минимум 50 миллиметров от дна котлована. Для установки требуемого уровня высоты применяют кирпич, крупнофракционный щебень либо спецподставки, выполненные из пластика.
  • Если арматура ранее уже использовалась, то ее не следует применять для усиления мест будущей постройки, что будут находиться под серьезной нагрузкой. Подобную арматуру можно использовать разве что для потолочной стяжки либо создания пола.
  • Расстояния между частями узлового характера должны быть где-то 25-30 сантиметров. Чтобы усилить прочность, возможно снижение размера ячеек до 100 миллиметров. Дальнейшее снижение проводить не следует по причине того, что заливаемый бетон может попросту «не пройти» через ячейки, и в конструкции будут пустоты, что потом могут стать источником серьезных проблем.
  • Наличие небольшой ржавчины на элементах из стали не следует причислять к дефектам. К тому же ржавчину зачищать не следует, а уж тем более закрашивать ее. Наличие краски на металле может существенно ухудшить сцепление металлического элемента и бетона.
  • Нельзя производить погружение армирующего пояса в опалубку, что уже была залита бетоном. Поначалу следует смонтировать арматуру, установить ее и лишь потом можно заливать бетон.
  • Для армировки не следует применять такие материалы, как прутья, длина которых составляет до 100 сантиметров, сталь листового типа, демонтированные трубы, алюминиевые прутья, рельсы, сетку-рабицу. Отметим, что применение слишком коротких прутьев может существенно снизить устойчивость бетона к износу.
  • Прутья лучше будет связывать, а не сваривать, по причине того что швы сварочного типа больше подвержены деформации.
  • Не менее 50% соединений должны быть связаны или сварены.
  • Чтобы защитить металл от ржавчины, следует добавлять в бетон спецдобавки гидроизоляционного типа. Их применение даст возможность очень существенно увеличить долговечность сооружения.
  • Для создания максимально качественного армирования не будет лишним оклеить пергамином внутреннюю сторону досок опалубки. Это позволит предотвратить слишком быстрое испарение влаги при армировании бетона, а также сделает залитую поверхность максимально ровной. Кроме того, это позволит продлить долговечность щитов.
  • При армировании пола и стен следует помнить о том, что необходимо оставить отверстия для вентиляции и электрических проводов.
  • Следует не допускать попадания на арматуру различных маслянистых веществ, ведь тогда сцепление с бетоном станет очень затруднительным.
  • Для армировки разных объектов может применяться разная арматура, у которой должна быть своя минимальная толщина. Кроме того, она может производиться как в готовых мотках, так и в прутьях. При подборе следует принимать в расчет нагрузки предельного типа, а также назначение армируемой площади. Чем больше нагрузка, тем больший диаметр должны иметь прутья.
  • Бетон должен полностью скрывать армирование. В противном случае основание будет гнить и окисляться.
  • Армирующая поверхность не должна создавать каких-либо препятствий для распределения бетона по всей площади заливки.
  • Материал по поверхности должен быть распределен максимально равномерно. Для этого можно применить подборки.

Тут, правда, следует уточнить, что при армировании бетона фиброволокном их применять категорически запрещено.




В следующем видео вас ждут армирование и опалубка мелкозаглубленного ленточного фундамента.

Читайте также: