Характеристика щебня как груза

Обновлено: 04.05.2024

Характеристика щебня как груза

Дороги автомобильные общего пользования

ЩЕБЕНЬ И ГРАВИЙ ИЗ ГОРНЫХ ПОРОД

Automobile roads of general use. Crushed stone and gravel from rocks. Technical requirements

Дата введения 2015-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Инновационный технический центр", Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45-2014)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 ноября 2014 г. N 1486-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32703-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ИЗДАНИЕ (февраль 2019 г.) с Изменением N 1, утвержденным в декабре 2016 г. (ИУС 3-2017), Поправками (ИУС 2-2016, ИУС 12-2017)

Введение

Настоящий стандарт входит в группу межгосударственных стандартов, устанавливающих требования и методы испытаний для щебня и гравия из горных пород.

Настоящий стандарт разработан в рамках реализации программы по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента (ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог"), утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 N 81.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на щебень и гравий из горных пород со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,5 г/см, применяемые при строительстве, ремонте, капитальном ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.010-75 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия

ГОСТ 12.4.034-2001* (ЕН 133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка

ГОСТ 17.2.3.01-86 Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов

ГОСТ 17.2.3.02-2014 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 33024-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение сопротивления истираемости по показателю микро-Деваль

ГОСТ 33026-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение содержания глины в комках

ГОСТ 33029-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение гранулометрического состава

ГОСТ 33030-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение дробимости

ГОСТ 33031-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение минералого-петрографического состава

ГОСТ 33046-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение наличия органических примесей в гравии и щебне из гравия

ГОСТ 33047-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение насыпной плотности и пустотности

ГОСТ 33049-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение сопротивления дроблению и износу

ГОСТ 33050-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение реакционной способности горной породы и щебня (гравия)

ГОСТ 33051-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение содержания дробленых зерен в гравии и щебне из гравия

ГОСТ 33053-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы

ГОСТ 33054-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение содержания зерен слабых пород в щебне (гравии)

ГОСТ 33055-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение содержания пылевидных и глинистых частиц

ГОСТ 33056-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение устойчивости структуры зерен щебня (гравия) против распадов

ГОСТ 33057-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение средней и истинной плотности, пористости и водопоглощения

ГОСТ 33109-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение морозостойкости

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 щебень из горных пород (щебень): Неорганический сыпучий каменный материал в виде зерен крупностью более 4 мм, получаемый дроблением и рассевом продуктов дробления горных пород, гравия и валунов, а также попутно добываемых пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности.

3.2 гравий из горных пород (гравий): Неорганический сыпучий природный каменный материал, состоящий из окатанных зерен крупностью более 4 мм.

3.3 изверженные горные породы: Породы, образовавшиеся в результате застывания расплавленной магмы в недрах земли или на ее поверхности.

3.4 метаморфические горные породы: Породы, образовавшиеся из изверженных или осадочных горных пород под воздействием геологических факторов (высокой температуры, давления, химических процессов).

3.5 осадочные горные породы: Породы, образовавшиеся в результате разрушения и выветривания изверженных пород, осаждения из водных растворов минеральных веществ или осаждения, накопления и уплотнения продуктов жизнедеятельности растительных и животных организмов.

3.6 партия: Количество щебня или гравия из горных пород, произведенное в течение суток и/или отгружаемое одному потребителю в течение суток, но не более 5000 т.

3.7 постоянная масса: Масса, определяемая по результатам последовательно проводимых взвешиваний после высушивания при температуре (110±5)°C через равные промежутки времени, но не менее 1 ч, которая изменяется не более чем на 0,1%.

3.8 фракция: Обозначение размера зерен щебня или гравия, проходящих через большее () из двух выбранных сит и задерживающихся на меньшем сите ().

3.9 посторонние засоряющие примеси: Инородные тела органического и неорганического происхождения, содержащиеся в щебне (гравии).

4 Основные параметры и размеры

Щебень и гравий из горных пород выпускают в виде следующих основных (стандартных) фракций: от 4 до 5,6 мм; св. 5,6 до 8 мм; св. 8 до 11,2 мм; св. 11,2 до 16 мм; св. 16 до 22,4 мм; св. 22,4 до 31,5 мм; св. 31,5 до 45 мм; св. 45 до 63 мм. По согласованию изготовителя с потребителем возможен выпуск щебня и гравия в виде более крупной фракции от 63 до 90 мм.

Допускается выпускать щебень и гравий в виде широких фракций: от 4 до 8 мм; от 8 до 16 мм; от 16 до 31,5 мм; от 31,5 до 63 мм, а также смеси фракций, характеризуемые соотношением 4, где и - наименьшие и наибольшие номинальные размеры отверстий сит.

5 Основные технические требования

5.1 Щебень и гравий из горных пород должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

5.2 Гранулометрический состав

Определение гранулометрического состава щебня и гравия осуществляется на ситах с квадратными ячейками по [1]*.

Транспортная характеристика груза (Щебень)

Щебень - неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью свыше 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления.

Содержание работы

Свойства груза
Классификация груза
Описание условий хранения груза
Формирование партии груза
Погрузка-разгрузка
Способы и средства крепления груза
Перевозка
Источники информации

Файлы: 1 файл

Щебенm Транспортная характеристика груза.docx

  1. Свойства груза
  2. Классификация груза
  3. Описание условий хранения груза
  4. Формирование партии груза
  5. Погрузка-разгрузка
  6. Способы и средства крепления груза
  7. Перевозка
  8. Источники информации

Щебень - неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью свыше 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления.

  • Адгезия - одна из специфических характеристик щебня. Этот параметр отражает оценку качества сцепления битумных вяжущих с поверхностью щебня. Необходимо отметить, что на качество сцепления влияет цвет щебня. Лучшие показатели по адгезии дает серый и темно-серый щебень.
  • Зерновой состав каждой фракции должен удовлетворять требованиям ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ». Эти требования необходимы для строгого соблюдения зернового состава отдельных фракций. Соблюдение данных требований отражается в рассеве.
  • Лещадность в щебне нормируют содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм. К зернам пластинчатой и игловатой форм относят такие зерна, толщина или ширина которых менее длины в три раза и более. По форме зерен щебень подразделяют на четыре группы (содержание зерен пластинчатой и игловатой форм, % по массе): I группа «кубовидная, II группа «улучшенная», III группа «обычная», IV группа «обычная». Чем меньше лещадность, тем качественнее считается щебень.
  • Морозостойкость щебня характеризуют числом циклов замораживания и оттаивания. Разрешается оценивать морозостойкость щебня по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания.. Показатели морозостойкости щебня и гравия определяют при испытании замораживанием и оттаиванием или насыщением в растворе сернокислого натрия и высушиванием.
  • Прочность щебня характеризуют пределом прочности исходной горной породы при сжатии, дробимостью щебня при сжатии (раздавливании) в цилиндре, и износом в полочном барабане. Эти показатели имитируют сопротивление каменного материала при воздействии проходящих по дороге транспортных средств и механические воздействия в процессе строительства дорожных конструкций (укладка и уплотнение катками).
  • Радиоактивность - самая важная характеристика, с которой обычно начинается обсуждение качества строительного щебня с покупателем. Если продукция должна быть пригодна для всех без исключения видов строительных работ, что должно быть подтверждено соответствующими сертификатами и санитарно-эпидемиологическими заключениями, исследованиями спец. лабораторий, то это означает, что весь поставляемый гранитный щебень и др.
  • Фракция это максимально допустимый размер отдельно взятого камня (зерна). Разделяют основные и сопутствующие фракции щебня. К основным фракциям относятся: 5-10мм, 5-20мм, 10-20мм, 20-40мм, 20-65мм, 25-60мм, 40-70мм. К сопутствующим фракциям относятся:
    0-2мм, 0-5мм, 0-15мм,
    0-20мм, 0-40мм, 0-60мм, 2-5мм. В отдельных случаях находят применение фракции
    70-120мм и 120-150мм. Из всех природных каменных материалов, используемых в строительстве, щебень является основным.

2. Классификация груза.

  1. Транспортная классификация грузов: сухогрузы; навалочные; не требующие защиты от атмосферных осадков и распылений
  2. Классификация грузов в зависимости от специфических свойств и условий транспортирования: навалочный груз
  3. Классификация грузов по видам продукции: продукция добывающей промышленности, минерально-строительные материалы
  4. Классификация грузов по физическим (химическим) свойствам: навалочный, сыпучий груз
  5. Классификация грузов по габаритным размерам: габаритный
  6. По условиям перевозки: транспортируют навалом в открытых железнодорожных вагонах и автомашинах, также для перевозки целесообразно применение автомобилей-самосвалов
  7. По приспособленности к выполнению погрузочно-разгрузочных работ: насыпные работы
  8. По массе одной грузовой единицы штучного груза: мелкоштучные
  9. Классификация грузов по условиям и способам хранения: открытые площадки

3. Определенные условия хранения груза
Склады щебня создаются в местах добычи (камнещебеночных карьерах). Со складов готовая продукция доставляется на склады предприятий строительной промышленности, грузовые дворы железных дорог и причалов речных портов.
На предприятиях строительной промышленности склады строят закрытыми, открытыми и комбинированными или частично закрытыми.
Хранение щебня осуществляют раздельно по фракциям и смесям фракций. Во время хранения обязательно надо придерживаться условий, предохраняющих щебень от загрязнений.
Две или несколько партий одного и того же вида щебня, при условии одинаковых фракций и марок, могут храниться вместе. Хранение щебня обязательно осуществляется в открытых или закрытых складах, в условиях, предохраняющих его от засорения.

Использование емкостей разного объема и соответствующего дополнительного оборудования существенно облегчает задачи поставщиков. Механизация и автоматизация процессов заполнения, дозировки и контроля, производимых на современных высокотехнологичных складах щебня позволяет существенно сократить трудозатраты и затраты времени.

Склад щебня предназначен для:

  • приема и накопления сыпучих материалов;
  • деления по фракционному составу;
  • сохранения соответствующих нормативам характеристик и последующей выдачи потребителю.

Шнековый транспортер, предназначенный для последовательной подачи материала из хранилищ потребителю, позволит исключить ручной труд и, сократив время погрузки, повысить производительность.

4.Формирование партии груза

Партией считается одновременно отгружаемое количество продукции в одном железнодорожном составе или в барже. А при транспортировке щебня автотранспортом, партией считается количество материала одной фракции, отгружаемой одному потребителю в течение одних суток. Количество поставляемого щебня определяют по массе или объему. Массу щебня, отгружаемого в вагонах или автомобилях, определяют взвешиванием на железнодорожных и автомобильных весах, отгружаемых на судах - по осадке судна. Объем щебня в транспортном средстве определяют обмером. Пересчет количества щебня в партии из единиц массы в единицы объема производят по значению насыпной плотности, определенной во влажном состоянии на момент отгрузки. Объем щебня у потребителя должен быть определен с учетом коэффициента уплотнения, установленного по согласованию изготовителя с потребителем в зависимости от дальности транспортирования, но не более 1,10.

Карьер-поставщик обязан гарантировать правильную добычу и хранение щебня и сопровождать каждую отгруженную партию паспортом с:

номером и датой выдачи;
адресом потребителя;
количеством щебня;
номером вагона или судна;
фракцией щебня.

Для перевозки навалочных грузов перевозчики должны выделять автотранспортные средства с самосвальными кузовами. До начала погрузки грузоотправитель должен согласовать с перевозчиком и предусмотреть в договоре перевозки порядок оповещения водителя о начале подачи автомобиля под погрузку, способ обозначения места его установки для погрузки и массу груза, загружаемого в кузов автомобиля, с учетом недопущения превышения осевых нагрузок на дорогу на маршруте транспортного средства. В целях обеспечения безопасности погрузочных работ в карьерах грузоотправитель обязан:

  • при наличии уклона дороги внутри карьера более 8° оборудовать участки дороги длиной 50-100 м с нулевым уклоном на расстоянии, не превышающим 100 м от начала подъема дороги;
  • на погрузочных площадках, имеющих уклоны, устанавливать упоры под колеса автомобиля;
  • очищать поверхность дороги от снежных заносов, породы и т.п., препятствующих движению автомобилей;
  • устанавливать освещение мест работы внутри карьера;
  • не допускать перемещение ковша погрузочной машины над кабиной автомобиля.

При механической погрузке над кузовом образуется пирамидальное возвышение (шапка), высота которого зависит, в первую очередь, от угла естественного откоса. Потери щебня от рассыпания можно сократить на 15-20%, если при погрузке разравнивать ее поверхность. Для этого необходимо по загрузочным бункером установить металлический разравниватель из листовой стали, имеющий в сечении контур трапеции или сегмента.

Для погрузки на самосвал повсеместно используются погрузочные экскаваторы.

Перевозка щебня автотранспортом по России и миру

Щебень относится к морозостойким, прочным природным материалам, используемым при строительстве зданий, сооружений, дорог. Садоводы применяют дробленый известняк или гранит, сооружая альпийские горки, облагораживая дорожки либо уплотняя грунт. Щебень различных фракций доставляют из места добычи или хранения, затем выгружают посредством специальной техники

Перевозка щебня автотранспортом по России и миру

Щебень относится к морозостойким, прочным природным материалам, используемым при строительстве зданий, сооружений, дорог. Садоводы применяют дробленый известняк или гранит, сооружая альпийские горки, облагораживая дорожки либо уплотняя грунт. Щебень различных фракций доставляют из места добычи или хранения, затем выгружают посредством специальной техники

К какой категории грузов относится щебень

Щебень классифицируют как твердый навалочный груз. Это насыпной нерудный материал, перевозимый грузовой техникой максимальной грузоподъемности в открытом кузове

Особенности транспортировки щебня автотранспортом

Места добычи щебня находятся далеко за пределами города. Это карьеры, где путем дробления больших валунов получают камни различной фракции. Расстояние от карьера до конечного пользователя иногда составляет сотни, даже тысячи километров. Поэтому при транспортировке на дальние расстояния используют ЖД транспорт, а доставка автотранспортом до пункта назначения происходит после разгрузки вагонов

Варианты упаковки щебня

Хотя щебень чаще перевозится насыпью, для розничной продажи его комплектуют в отдельные грузовые места. Перед транспортировкой щебень подготавливают особым образом: сортируют, упаковывают. Фасуют щебень разными способами. Упаковка зависит от вида сыпучего материала, фракции. Упакованный щебень легче поддается погрузке, выгрузке, транспортировке

Водитель транспортного средства может быть спокоен, потому как уверен, что груз не рассыплется из упаковки, а камни не окажутся под колесами других машин. Некоторым нужен целый самосвал сыпучего материала, другим только тонна. Дачникам, например, достаточно одной-двух упаковок

грузоведение. Транспортная характеристика щебня

Введение
Щебень - неорганический , зернистый , сыпучий материал получаемый дроблением горных пород , гравия и валунов , попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления.

В настоящее время щебень является одним из самых перевозимых грузов. Он применяется в качестве заполнителя для бетонов, монолитных, сборных бетонных и железобетонных конструкций, в производстве строительных работ и, в основном, в дорожном строительстве. Любое современное строительство или крупное промышленное производство нуждается в своевременном подвозе необходимых материалов, поэтому очень важно доставить груз в назначенный срок, в необходимом количестве и в нужное место.

1.Классификация
Щебень находится в v разделе - минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Код груза ЕТСНГ 232003, в группе находится на второй позиции.


  1. Гранитный;

  2. Гравийный;

  3. Известняковый;

  4. Вторичный;

  5. Шлаковый (доломитовый).

  1. от 3 до 10 (евростандарт);

  2. от 5 до 20 (мелкая);

  3. от 20 до 40 (стандартная);

  4. от 40 до 70 (крупная);

  5. от 70 до 300 (БУТ).

Гранитный щебень – щебень из твердой горной породы зернистого строения, которая является самой распространённой. Считается самым дорогостоящим и прочным. Он способен выдержать нагрузку при сжатии до 250-270 МПа. Не пропускает воду, поэтому выделяется повышенной стойкостью к морозу ( F 300 - F 450).

Гравийный щебень – щебень, получаемый путем дробления гравия на различные фракции. Гравий – округлые зерна, как правило речного или морского происхождения.

Известняковый щебень – продукт дробления осадочной горной породы – известняка, состоящего, главным образом, из кальцита.

Вторичный щебень – щебень, получаемый при дроблении строительного мусора, согласно ГОСТу 25137-82. Главным достоинством такого щебня является его дешевизна. По прочности, морозостойкости и некоторым другим характеристикам вторичный щебень уступает щебню из натуральных материалов, однако имеет широкое распространение.


  1. Разработка карьера;

  2. Загрузка исходного сырья в бункеры и подача на дробилки;

  3. Подача раздробленной породы на виброгрохоты и распределение по фракциям.

Физические свойства: сыпучесть, грануло-метрический состав, угол естественного откоса, распыляемость.


  1. Лещадность - параметр, определяющий содержание в процентном соотношении лещадных зерен. Необходимо заметить, что лещадность — одна из самых важных характеристик качества щебня. Использование щебня кубовидной формы даёт наиболее плотную утрамбовку. Наличие в щебне зёрен пластинчатой и игловатой форм приводит к увеличению меж зерновой пустотности в смеси. В то же время при строительстве железных и автомобильных дорог применяют щебень повышенной лещадности, так как он обладает лучшими дренирующими свойствами ;

  2. Адгезия - одна из специфических характеристик щебня. Этот параметр отражает оценку качества сцепления битумных вяжущих с поверхностью щебня. Необходимо отметить, что на качество сцепления влияет цвет щебня. Лучшие показатели по адгезии дает серый и темно-серый щебень.

  3. Прочность – свойство щебня, характеризуемое пределом прочности исходной породы. Прочность этого природного каменного материала, определяется имитацией механических воздействий на сжатие, дробимость при раздавливании в цилиндре, истираемостью в полочном барабане. Марки щебня исходя из прочности могут быть: М250; М300; М350; М400; М450; М500; М600; М700; М800; М900; М1000; М1100 и М1200 .

  4. Морозостойкость - с войство материала сохранять целостность, прочность и массу после многократного замораживания, и оттаивания. Эта характеристика особо важна для щебня, используемого при устройстве фундаментов в регионах с низкими температурами. Высокой морозостойкостью обладают материалы с высокой плотностью и незначительной пористостью. По морозостойкости щебень подразделяют на марки: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400, где число является количеством циклов замораживания и оттаивания.

  5. Водопоглощение – также является немаловажным свойством материала, оно напрямую зависит от плотности, пористости материала и влияет на адгезию и морозостойкость щебня;

  6. Уровень радиоактивности - характеристика, с которой обычно начинается обсуждение качества строительного щебня с покупателем . Она определяет его пригодность для всех типов строительных работ и должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам, что подтверждается соответствующими заключениями и сертификатами. Первому классу радиоактивности высокопрочного щебня соответствует значение менее 370 Бк/кг. Для второго класса - более 370 Бк/кг.

4.Подготовка груза к перевозке
В холодное время года щебень должен отгружаться из верхних, более сухих слоев карьера.

Сортировка по фракциям. Фракция щебня – это размер основного объёма камней в партии насыпи. Допускается наличие примесей дополнительных элементов мелких размеров, но в пределах, установленных для марки щебня по прочности (от 5 до 15%)
5.Необходимость подготовки вагонов до и после перевозки
Перед загрузкой вагон необходимо осмотреть на наличие технических неисправностей, а также отсутствие зазоров, в том числе технологических, которые могут приводит к просыпанию груза на железнодорожные пути и загрязнению окружающей среды, а также потере груза. При обнаружении зазоров их необходимо уплотнить.

До и после загрузки вагон необходимо очистить от мусора и остатков грузов предыдущей транспортировки, это может привести к загрязнению и ухудшению свойств щебня.

Также необходимо помнить, что каждый вагон, в зависимости от его типа имеет определенный объем и грузоподъемность.
6.Условия перевозки груза
Грузы, не требующие защиты от атмосферных осадков перевозятся навалом на открытом подвижном составе: в открытых вагонах, думпкары, хоппер-дозаторы, платформах.

После погрузки груз должен быть разровнен и уплотнен. Его поверхность не должна выходить за края бортов используемого оборудования, так как груз может высыпаться.

Перевозка грузов в специализированных вагонах, а также в полувагонах с глухим кузовом, разрешается при наличии у грузополучателей средств разгрузки, о чем в графе «Особые заявления и отметки отправителя» оригинала транспортной железнодорожной накладной делается отметка: «Перевозка щебня в специализированных вагонах с грузополучателем согласована. Средства разгрузки имеются».

7. Правила складирования и хранения
Складирование щебня осуществляется открытым способом. Для щебня отношение высоты к основанию насыпи должно быть 1:1.25 и угол естественного откоса не должен превышать 40 градусов. При этом под засыпку щебня должна быть приготовлена специальная площадка, она должна быть расчищена и утрамбована и иметь ровное, твердое покрытие. Угол наклона площадки не должен превышать 5 градусов.

С клады под щебень строят закрытыми, открытыми и комбинированными или частично закрытыми. Их размещают по господствующему направлению ветра. Хранение щебня осуществляют раздельно по фракциям и смесям фракций. Во время хранения обязательно надо придерживаться условий, предохраняющих щебень от загрязнений. Две или несколько партий одного и того же вида щебня, при условии одинаковых фракций и марок, могут храниться вместе.

Использование емкостей разного объема и соответствующего дополнительного оборудования существенно облегчает задачи поставщиков. Механизация и автоматизация процессов заполнения, дозировки и контроля, производимых на современных высокотехнологичных складах щебня позволяет существенно сократить трудозатраты и затраты времени.

Для предотвращения смерзания щебня во время складирования, предусматриваться многократное пересыпание или выделение около погрузочного пути специальной площадки для промораживания с целью погрузки в вагоны отдельными кусками.
8. Улучшение использования подвижного состава

Чтобы улучшить использование подвижного состава, производят погрузку щебня «шапкой» треугольной формы (в поперечном сечении) с максимальной высотой 1150 мм. Использование вагонов специального назначения.

9.Особенности маркировки, оформления накладной и приема груза к перевозке, порядок пломбирования вагонов

Сыпучие грузы не маркируются.

При оформлении перевозочных документов на перевозку грузов навалом в транспортной железнодорожной накладной в графе «Количество мест» грузоотправителем указывается способ перевозки груза - «навалом». Масса груза определяется взвешиванием на вагонных весах.

Груз допускается перевозить без запорно-пломбировочных устройств.
10.Причины потерь и меры по обеспечению сохранности груза при перевозке
Сохранность перевозимых грузов – одно из условий договора перевозки, выполнение которого входит в обязанности перевозчика.

Виды и классификация сыпучих грузов

Данные о видах грузов имеют большое значение при выборе типа транспорта для его перевозки, погрузки и разгрузки, способов эксплуатации, выбора мер предосторожности и хранения.

Насыпные грузы требуют особых условий перевозки

Классификация

Классификация грузов зависит от многих параметров, среди которых выделяют следующие:

  • различие в способах погрузки и выгрузки: наливные, штучные (в упаковке) и навалочные;
  • отличие по способам доставки: универсальные (для их перевозки требуется обычный бортовой транспорт), наливные, навалочные сыпучие (погрузка осуществляется навалом, перевозят самосвалами), специальные (специфические, требуют особых мер предосторожности), навалочные прочие (осуществляется перевозка на обыкновенных бортовых машинах);
  • по весовым характеристикам;
  • по степени опасности;
  • по условиям хранения.

Продукцию транспортируют, использую различные виды тары: ящики, мешки, контейнеры и разные упаковки. Но бывают варианты, при которых товар можно перевезти только насыпью. Это так называемые нетарные грузы, которые бывают двух видов:

  • Сыпучие, характеризующиеся однородным составом и небольшой фракцией. Такому определению соответствуют: зерно, пески, гравий, цемент и ряд грузов, аналогичных по составу.
  • Навалочные, или насыпные грузы, не требующие специальной тары для транспортировки и хранения. Они не являются частью насыпных. Отличие заключается в наличии таких специфических физических свойств, как величина сопротивления сдвигу.

Гравий и цемент относятся к сыпучим грузам

Навалочные грузы

Они состоят из большого количества мелких частиц. По своему составу в большинстве случаев они бывают однородными, а иногда могут быть неоднородными (отличаться размерами). Относятся к насыпным, но из-за определенных физических свойств являются отдельной подгруппой.

Если насыпные грузы состоят из однородных частиц (гранул, кусков), то навалочные представляют собой неоднородную массу мелких частиц, обладающих огромной подвижностью. Возникает так называемый сдвиг, который образуется из-за сопротивления трению мелких частичек по поверхности скольжения.

Перевозка навалочной продукции сопряжена с рядом опасностей:

  • возможность «сухого смещения» или подвижки;
  • угроза разжижения или перетекания;
  • наличие вероятности самовозгорание;
  • появление ядовитых газов и газов, способных взорваться в трюмном помещении;
  • ускоренная коррозия металла;
  • нарушение прочности судна.

Насыпные грузы не представляют опасности при фасовке их в бочки или контейнеры, чего нельзя сказать о навалочных. Доставка их навалом, одной партией, осуществляется специальным транспортом.

Навалочную продукцию не всегда можно расфасовать. Большие массы зерна при хранении в мешках имеют свойство самосогреваться и в дальнейшем могут воспламениться. Открытая перевозка зерна навалом предотвращает эту опасность, так как зерно на воздухе проветривается и не подвергается прению.

Некоторые грузы следует перевозить открытым образом, без тары

Свойства

Навалочные грузы подразделяются на группы и подгруппы, исходя из их свойств и видов. К группе А относятся те, которые способны к разжижению и «сухому смещению». В группу В включены грузы с опасностью одного «сухого смещения». Если продукция имеет свойство самовозгораться или выделять ядовитые газы, то ее дополнительно обозначают индексом С.

Все навалочные грузы перевозятся согласно определенным правилам:

  • Так как зерно имеет свойство легко впитывать запахи, то необходимо соблюдать идеальную чистоту, отсутствие пыли и запахов на используемом транспорте.
  • Необходимо соблюдать нужный уровень влажности, чтобы зерно за время перевозки не заплесневело и не разбухло.
  • Соблюдение определенного температурного режима, при котором продукция не сможет воспламениться и испортиться.
  • Наличие герметичности, гарантирующей сохранность товара.

Доставка навалочных грузов осуществляется специальным транспортом: используют самосвалы и простые бортовые грузовики, обустроенные стальными или алюминиевыми кузовами. Выбирая способ перевозки, необходимо учитывать его экономическую выгоду. Доставка навалом наиболее удобна.

При транспортировке некоторых видов навалочных грузов важно учитывать погодные условия. Снег и дождь способны испортить их качество. Минеральные удобрения или известь должны быть защищены от влаги. Сильный ветер способен сдуть часть сыпучих грузов. Поэтому для сохранности рекомендуется использовать специальный тент или брезент.

Удобно перевозить насыпную продукцию железнодорожным транспортом в специальных вагонах-хопперах. Использование специальных судов (балкеров) применяется для транспортировки навалочных грузов. Необходимо, чтобы на судне имелись под палубные пустоты, и была гарантирована устойчивость судна.

Вагон хоппер для перевозки сыпучих грузов

Виды сыпучих грузов

К сыпучим грузам по определению относятся:

  • Разные виды песка.
  • Строительный щебень и камень, получаемые от дробления скальных пород. Среди них наиболее известен гранит.
  • Цемент.
  • Гравийная масса, которая представляет собой обломки пород и минералов, размеры которых от 5 до 10 мм.
  • Минеральные удобрения (гранулы).
  • Торф, образование которого произошло благодаря скоплению мхов, разложившихся в болотах. Содержание углерода составляет 60%. Является отличным топливом и удобрением.

По виду сыпучие грузы бывают: кусковыми, пылеобразными и гранулированными. В их определении важную роль играют такие данные, как размер частиц. Он должен находиться в пределах от 0,1 до 10 мм.

Песок

Песок представляет собой рыхлую породу, состоящую из различных минералов. Бывает глинистым, крупнозернистым и пылевидным и является наилучшим строительным материалом. Подразделяется на несколько видов:

  • Речной песок является природным материалом, добываемым с речного дна. Характеризуется наивысшей степенью очистки, поэтому он не нуждается в дополнительных способах обработки. Он не имеет включений глины, и является идеальным стройматериалом. Различают крупный вид речного песка, средний и мелкий. Хорошо использовать как посадочный грунт и для ландшафтного дизайна.
  • По определению морской песок – это совокупность мельчайших частиц твердых минералов, добываемых с морского дна.
  • Про карьерный песок можно сказать, что он добывается в оврагах или карьерах.
  • Эти сыпучие грузы состоят из частиц глины, камней и пыли. Применяются при производстве бетона и колодезных колец.

Выполнение работ, связанных с использованием сыпучих грузов, требует особой осторожности и соблюдения техники безопасности. Законодательно регламентированы правила перевозки такой продукции.

Читайте также: