Грунтовка холста студенческий вариант

Обновлено: 15.05.2024

Как и чем загрунтовать холст

Каждый художник рано или поздно сталкивается с вопросом грунтовки холстов. Думаю не нужно писать о том, что грунтовка необходима перед нанесением красочного слоя на поверхность. Не зависит от красок, масляные или акрил. Грунтовка нужна для того, чтобы не происходило впитывание состава или масла из красок в ткань. Проще сказать, чтобы краски не очень быстро просыхали, после нанесения на поверхность. У художника была возможность редактировать свою работу. Медленно высыхающая краска лучше и крепче становится после просушки.

Важно: грунтовать необходимо даже готовый холст, купленный в магазине!

Ну ладно, хватит пустой писанины, даю дельные советы. Как всегда перечислю несколько способов грунтования:

I. Классическая грунтовка приготовленная своими руками. Нужно сварить клей, добавить сухие белила, желток, мёд, антисептик и вливая тонкой струйкой масло перемешивать (как домашний майонез). Грунт получается хороший, но очень хлопотно и грязно. Если кто надумает, пишите, пришлю пропорции. Делал свой грунт несколько лет.

P.S. Можно попробовать ввести в краску масло и тщательно перемешать. Сам не пробовал, если испытаю то напишу!



Лучше всего наносить грунт плоской (щетиной) кистью. Мазки наносить в одном направлении, следующий слой поперек предыдущего. Грунтовать нужно 2-3 раза. Между слоями грунта 12 часов просушки.

Проверить достаточность слоёв грунтовки холста на подрамнике можно на просвет. После нанесения минимум 2 слоёв грунта смотрим холст на просвет и если видим светящиеся точки, значит наносим ещё слой. Если оставить не загрунтованные маленькие точки, через них масло из краски просочится в ткань и останутся масляные разводы с обратной стороны холста. Быстрый уход масла из краски приводит к трещинам (кракелюрам), так что проклеиваем и грунтуем качественно, но без излишества.

Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно

Иногда я люблю сама подготовить себе холст. Во-первых, потому что мне это нравится. Во-вторых, потому что в этом случае холст получается дешевле, чем покупной (не то, чтобы выходило очень дешево, но все же). В третьих, можно получить нестандартный размер холста.

Для того, чтобы разобраться в этом и найти эффективный и качественный способ, я читала много статей, смотрела нудные видео, изучала разные серьезные книги. В общем, потрачено много времени, а его у всех мало. Поэтому у меня тут всё кратко, ясно и по делу. Обмен опытом.

О материалах

Подрамник можно купить в художественном магазине или багетной мастерской. Холст — в магазине тканей. Лучше всего чистый лен, можно лен с хлопком. На ткани не должно быть много узелков и другого брака, ткань не была слишком тонкой или рыхлой. Для небольших холстов можно купить ткань совсем недорого в магазине обрезков. Многие художники используют двунитку, но я остерегаюсь (она слишком дырявая), все-таки как-нибудь попробую. Желатин можно купить в продовольственном магазине. Аспирин (ацетилсалициловая кислота), касторовое масло, глицерин продаются в аптеке.

Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно, фото № 1

Холст надо натянуть на подрамник. Можно самостоятельно с помощью мебельного степлера, а можно с помощью мужчин (надо же дать возможность проявить любовь).

Рецепт клея из желатина (для проклейки)

Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно, фото № 2

Для первой проклейки холста лучше использовать 7%-ный желатиновый клей.
7 граммов на 100 граммов воды.
Это значит, что на маленький пакетик желатина (10 грамм) надо 142 грамм воды, а на большой пакетик (25 грамм) — 357 грамм воды. Вес воды можно округлить в меньшую сторону. И помним, что 1 грамм воды = 1 мл.

Итак:
- 25 грамм желатина;
- 357 грамм воды (можно 350);
- 1/2 таблетки аспирина;
- 1 чайная ложка пластификатора (глицерин или касторовое масло).

В холодной кипяченой воде замочить желатин на 1 час, потом добавить измельченный аспирин и пластификатор. Нагревать, помешивая, до температуры, которую терпит палец руки. Снять с огня и пусть остывает при комнатной температуре несколько часов, чтобы получилось желе средней мягкости. Консистенцию хорошо видно на фото выше.

25 грамм желатина хватит приблизительно на 2 холста 40 на 50 см и на 2 проклейки. Приблизительно, конечно.
Глицерин и касторовое масло можно купить в аптеке.

На мой взгляд, самый простой и эффективный способ – проклейка холста рукой. Обычно делают это также губкой, шпателем, ножом, мастихином… Как я поняла, удобство зависит в основном от консистенции клея: если жидковат, то губкой будет удобнее, чем рукой. Если клей слишком жидкий, то больше вероятность, что он просочится насквозь. У меня 7%-ая консистенция, клей не получается жидким, от руки немного подтаивает и это помогает.

Проклейка холста

1 проклейка.
Перемешать готовый клей по рецепту из предыдущего поста. Теперь можно его наносить на холст. От тепла руки желе будет немного таять, поэтому долго не надо возить по одному и тому же месту, иначе холст будет сильно провисать и может пропитаться насквозь. Боковые части тоже проклеиваем. Клея идет довольно много.

Оставить для просыхания на 10-12 часов. Станет как барабан. Можно шкуркой слегка пройтись.

2 проклейка.
Используем или этот же клей или 5%-ный (5 грамм на 100 грамм воды, 10 грамм на 200 грамм воды, 25 грамм на 500 грамм воды). Также втираем в холст. 10-12 часов для просушки и снова шкурка.

Делать лучше 2-3 проклейки, главное, чтобы клей не просочился насквозь, и в итоге не должно быть на просвет дырочек.
На фото видно, как выглядит холст сразу после проклейки.

Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно, фото № 3

Далее можно грунтовать.

Грунтовка холста

На фото показаны материалы, которые я использовала и результат работы.

Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно, фото № 4

Обычно я грунтую в 2-4 слоя. Главное правило: слой не должен быть толстым. Между слоями нужна просушка в несколько часов, не меньше 2. И каждый раз можно слегка шкурить. Боковые стороны тоже грунтуем.

1 грунтовка.
Для первого слоя грунтовки лучше всего купить в строительном магазине хорошую акриловую белую краску для внутренних и наружных работ. Многие художники советуют использовать простую водоэмульсионную краску, но я думаю не стоит сильно экономить на грунте. В краску для 1 слоя можно добавить остатки клея (чуть подогреть, чтобы не было комков). Покрывать с помощью широкой кисти. Консистенция краски — как жидкая сметана, скорее даже, как кефир.

2 грунтовка.
Для второго слоя используем ту же краску, только более жидкую без клея.

3 грунтовка (заключительная).
Часто использую готовый грунт из художественного магазина. Производитель лучше Сонет, а не Гамма (какие-то комки, рыхлый, желтоватый). Но можно использовать снова ту же акриловую краску. Опыт показывает, что она не хуже. Сейчас есть очень хорошие акриловые краски, а последний слой всегда можно сделать художественным грунтом.

Грунтовка холста

Грунтовка холста, фото № 1

Самостоятельная грунтовка холста для живописи — это важнейший этап создания собственной картины, особенно если вы хотите выполнить всю работу самостоятельно и вручную. В продаже имеется множество уже готовых загрунтованных холстов, но рано или поздно каждый художник хочет на себе испытать, что же такое грунтовка холста в домашних условиях.

Правильная грунтовка должна в итоге удовлетворить следующим условиям:

- крепость связывания холста и будущей краски

- малая степень абсорбции (впитывания и поглощения) красок

- отсутствие пятен на задней поверхности холста

- удобство нанесения и достаточная вязкость консистенции

- упругость и самостоятельное исправление небольших неровностей при высыхании

Чтобы самостоятельно загрунтовать холст, вам необходимо сначала определиться, какими красками вы будете на нём работать, и какой цвет должен стать фоновым.

Виды грунта для холста

Масляный грунт для холста подходит для работы с масляными красками. Как правило, продаётся в банках от 100 до 500 мл. Этот грунт чаще всего состоит из белил и масляного загустителя. Как правило, для работы маслом используют более плотную грунтовку, она сохнет довольно долго (иногда — до года). Прежде, чем брать масляный грунт, лучше проконсультироваться у специалиста и понять, насколько долго может затянуться этот процесс. Масляные грунты использовались издавна, и поэтому заметно, что со временем краска на холстах с ними может трескаться. Впрочем, это придаёт таким картинам определённый шарм.

Грунтовка холста, фото № 2

Акриловый грунт для холста предназначен для грунтовки холста, картона, дерева под акриловые и масляные краски. Хотя сами по себе акриловые краски и так прекрасно ложатся на поверхность, грунт делает процесс живописи ещё более приятным. Существуют белые и чёрные вариации состава, в зависимости от ваших нужд. Есть и грунт в форме аэрозоля — его очень удобно наносить. Акриловый грунт сохнет значительно быстрее масляного, но при этом он подходит для живописи не только акрилом, но и маслом и темперой. Благодаря содержанию акриловой дисперсии, высохшая поверхность холста получается матовой и эластичной. Акриловые грунты появились недавно, и ещё пока не ясно, как проявит с себя холст, покрытый таким грунтом с течением времени.

Грунтовка холста, фото № 3

Эмульсионный или клеевой грунт для холста делается на основе клея, масла из льна и пигментов. Хорошо ложится на холст, принимает на себя акрил, масло, гуашь. При высыхании образует матовую поверхность. У такого грунта есть существенный недостаток — при несоблюдении технологии покрытия могут появиться пятна и вариации от исходно цвета. А вот готовые холсты с уже нанесённым эмульсионным грунтом — это неплохой вариант.

Грунтовка холста, фото № 4

Грунтовка холста в домашних условиях — это не такой уж и сложный процесс. Если вы ещё не определились, какой грунт будете использовать на постоянной основе — лучше взять несколько образцов и протестировать их на нанесение, высыхание и принятие краски.

Спасибо, что заглянули:) Творческих реализаций и прекрасного настроения:)

Грунтовка холста студенческий вариант

Чужой компьютер

Просмотр темы 402

Проклейка и грунтовка холста. Вопросы - ответы.

Игорь Тарануха

Роман, условно, растительные масла, можно разделить на три группы:
1. Высыхающее - льняное, ореховое.
2. Полувысыхающее - подсолнечное, маковое.
3. Невысыхающее - оливковое, касторовое.

Подсолнечное масло, как бы после высыхания, всё равно не образует эластичную или твердую пленку, которая необходима для масляной поверхности. Конечно, подсолнечное масло можно очистить, отбелить на солнце, довести его до состояния пригодного для живописи, но качество всё равно будет ниже льняного или орехового масел.

Грунтовка холста студенческий вариант

Макар Жемчужников

Выдержки из "Советов мастеров" ArtLib. С небольшой редакцией - оставлены основные вопросы и ответы, убраны отвлеченные комментарии. Но и так на 2 страницы влезло :)
Обсуждения приветствуются

Вепхвадзе Д
Прежде чем начать грунтовать холст, надо его выбрать. Выбор холста ,который является основой очень важный вопрос, потому что если взята некачественная основа, она хорошо не загрунтуется и к тому же тип холста или другой ткани (парусины, рагожи, брезента, бязи и так далее)будет наряду с грунтом влиять на фактуру живописного слоя. Не советую брать много раз стиранный старый холст, холст с редкой вязкой, брезент, бязь, и другие сомнительные ткани. Хотя художники довольно часто используют и их. Из холстов самый лучший из конопли(пеньковый),который к сожалению не достается. Очень хорош льяной. Не годится из джута и бязь. Джутовый не прочный , а бязь со временем гниет. (на сайте есть работа Бруно Вепхвадзе "Ностальгия" написанная на джутовой ткани. Красочный слой во многих местах потрескался из за разрывов непрочной ткани и со временем потребует реставрацию в виде дубляжа) .На бязи можно писать работы маленьких размеров, но нежелательно. Хотя должен сказать что и бязь и парусина очень хорошо грунтуются и на них приятно писать. Рагожа -ткань типа бязи но намного плотнее. Все работы которые я писал на брезенте со временем растрескались ,(на сайте представлена моя работа "Мой двор . Зима."вся в трещинах) Холсты с редкой вязкой трудно грунтуются так как при грунтовке клей проходит на обратную сторону.(а это недопустимо) и к тому же легко изнашиваются и рвутся кромки холста. (Продолжение следует)

Жемчужников А.Э
Дорогой Джованни, как хорошо, что Вы делитесь с коллегами столь необходимыми для живописца знаниями. И как повезло тем студентам, которые учились у Вас. С нами педагоги не хотели возиться( считали, что мы должны это знать) и народ писал, кто на чем. мешковина, двунитка, брезент, бязь. Большинство моих старых работ теперь - в плачевном состоянии. Благо, вовремя повстречал хорошего технолога, который мнгому научил ( уже после института).

Вепхвадзе Д
Дорогой Алексей, если я только делюсь моими скромными знаниями (скорее горьким технологическим опытом), то вы делитесь не только своими знаниями ,но и опытом классиков итальянского Возрождения. Я сожалел что их никого не осталось давно уже в живых, но к счастью у них есть достойный наследник. Что касается моих бесед о холсте, так это скорее дружеские советы бедного художника ,который съел собаку на них и уже определяет качество холста на нюх(в буквальном смысле). Итак дорогие друзья ,прежде чем выбрать холст определитесь со своим стилем в живописи, размером произведения ,условиями в которых будет писаться будущая работа и другие факторы. Если работа маленьких размеров ,то лучше брать мелкозернистый холст (или парусину), Если работа очень больших размеров то лучше брать крупнозернистый холст (т.н. репинский) . Этюды и быстрые работы аля прима лучше исполнять на мелкозернистых холстах с масляным грунтом (хотя он не совсем надежный,но Джованни его любит и скажит как им пользоваться ,чтобы краска в дальнейшем не осыпалась). Длительные работы средних размеров лучше писать на среднезернистом холсте с клее-меловым грунтом. О б особенностях каждого грунта и о их приготовлении поговорим в дальнейшем.

Нравится Показать список оценивших

Макар Жемчужников

Нравится Показать список оценивших

Макар Жемчужников

Натягивают холст так, чтобы он был упругим, не проваливался под
кистью и нигде не морщинился. Вначале прибивают временными гвоздями
по углам подрамника. Затем натягивают и закрепляют холст по середине
коротких сторон, а потом длинных. После чего попеременно натягивают
и закрепляют полотно от середины сторон к их углам. Пока полностью
не натянут холст, гвозди до конца не забивают. Постоянно следят,
чтобы волокна холста оставались параллельными сторонам подрамника.
При окончательном укреплении холста из углов подрамника вынимают
временные гвозди.
При прибивании холста расстояние между гвоздями должно быть 3-4 см
для малых и средних подрамников. Во избежание трещин на подрамнике
от гвоздей их забивают в шахматном порядке. Прибивают холст
коническими гвоздями "ТЭКС", применяемыми при обивке мягкой мебели.
Хорошо натянутый холст проклеивают, цель проклейки ? закрыть поры
между нитями и создать переходный слой между тканью и грунтом,
некоторые виды которого содержат масло.

Натягивание загрунтованного холста.
При натягивании холста с готовым грунтом ни в коем случае нельзя его
смачивать, так как смоченный грунт, высохнув, покроется
микротрещинами, и будет поглощать связующее красок, что вызовет не
только жухлость красок, но и сделает их менее прочными.

Нравится Показать список оценивших

Макар Жемчужников

Нравится Показать список оценивших

Макар Жемчужников

Нравится Показать список оценивших

Макар Жемчужников

А где покупать Фенол (антисептик) ?
В аптеке или химтоварах?
МН

Жемчужников А.Э
Тот самый мёд, который Джованни рекомендует добавлять в грунт. выполняет, так же, роль антисептика. Способ древний, апробированный многими поколениями.

Нравится Показать список оценивших

Макар Жемчужников

Нравится Показать список оценивших

Макар Жемчужников

Вепхвадзе Д
Уважаемая Наталия, не обязательно простирывать новую ткань (лучше не стирать). Когда покупаете холст в магазине, прикройте им свои глаза и посмотрите сквозь него на продавца. Если вы увидете вырожение его лица не покупайте этот холст, ибо замучаетесь с его грунтовкой. Холст должен быть настолько плотной вязки ,что через него практически ничего не должно быть видно.Когда мы мочим холст он сжимается. Если мы постираем холст ,он проявит это свойство. И чем чаще мы будем стирать холст тем меньше у него будет оставаться это свойство.А оно нам нужно чтобы холст был хорошо натянут или в случае его деформации (вздутия или обвисания) при реставрации мы смоглибы устранить дефект легким смачиванием. Когда раньше мне кто нибудь из знакомых женщин дарил холст ,я предпочитал получать его от не очень чистоплотных женщин. Если вы заметили ,у некоторых холстов что продаются в магазине тканей ,с одной стороны чувствуется некоторая слабая накрахмаленность. Это хорошо . Именно с этой стороны надо грунтовать. А вообще , холст который продают в магазине тканей не шикарный . Лучше покупать в специализированном магазине ,где продаются товары для художников. Завтра я постараюсь дать два рецепта грунта. Один для скромных художников с маленькими возможностями и у кого мало времени и мало претензий, а второй рецепт для художников с большими материальными возможностями (хотя они предпочитают покупать готовый, уже загрунтованный холст на подрамнике). и у которых много времени заниматься грунтовкой.Совет мой. Побольше читайте (книги по технологии), но не всегда им доверяйте. Часто их пишут (или переписывают) те ,которые сами ничего не грунтовали.

Вепхвадзе Д.,
Даю примерный грунт для холста -мело-клеевой, которым сам пользуюсь. Здесь о проклейке говорить не буду ,о ней сказано выше.
Берется 30 грамм фотожелатина и замачиваю в400-500 мл воды (на несколько часов) .Затем ставлю миску на умеренный огонь и начинаю мешать(водяную баню не использую) пока желатин полностью не растворится. добавляю стакан просеянного мела и пол стакана порошка титановых белил, две столовые ложки натурального меда и все это размешиваю. Не довожу до кипения.Затем добавляю немного клея ПВА (по привычке и для спокойствия) Когда масса начинает остывать наношу ее флейцом на поверхность холста в два приема, а затем ладонью растираю круговыми движениями. Оставляю холст сохнуть в естественных условиях. Клее меловой грунт сохнет довольно быстро. Высохший холст прохожу шкуркой. Согреваю оставшийся грунт и вновь покрываю холст. Если холст крупнозернистый (репинский) грунтовку делаю в три слоя, если среднезернистый или мелкозернистый в два слоя. Этот грунт использую исключительно для фундаментальных работ, требующих большого времени (для этюдов он не годится ,потому что тянет) и которые требуют большой выписанности.

Если у художника нет возможности легко достать все перечисленные компоненты, то фотожелатин можно заменить пищевым,техническим и даже столярным клеем. Мед заменить подсолнечным,касторовам маслом ,а лучше глицерином. А вместо мела и порошка титановых (цинковых) белил использовать белую водно-эмульсионную краску для побелки. И не морочить себе голову, и как говорил мой друг и коллега Альберт Дилбарян(ныне покойный) -"Мне наплевать,если получится шедевр реставраторы поправят"

Нравится Показать список оценивших

Макар Жемчужников

Вепхвадзе Д
Дорогая Наталия, что такое двунитка? У нас (в Тбилиси )такого термина не знают. Может вы имеете в виду бязь? Что касается ткани из хлопка , то не могу рекомендовать ,так как хлопковые ткани со временем подвержены гниению. Хотя я сам несколько раз уже писал на них. Они хорошо грунтуются и натягиваются, да и писать (маленькие работы) на них приятно. Что касается грунта на основе крахмального клейстера, то должен сказать,что такой грунт практиковался в 17 веке в Испании,но когда работы перевозили на север (в Нидерланды например,где климат сырой) грунт портился от сырости,хотя в Испании с ее сухим и теплым климатом он себя хорошо зарекомендовал.

Жемчужников А.Э
На полотне из хлопка писать не рекомендуется. Апробировано временем ( десятилетиями, веками). Хлопок тянет в себя воду ( сырость). От постоянного, периодического и чрезмерного потребления влаги, на таком холсте отслаивается грунт ( естественно вместе с живописным слоем), что создает серьезные проблемы для благородной армии реставраторов.
Пару работ я написал на двунитке ( мешковине). Прошло около 20 лет. Одна из работ уже готова осыпаться.( "Европа" на красном быке).

Жемчужников А.Э
Паволоку Татьяна делает так.
Берется старая простыня. Татьяна предпочитает льняную ( стиранную-перестиранную, немолодую, можно и с хлопком ). Вырезает немного крупнее самой доски ( важно учесть загиб на другую сторону - 3-4- см ). Заранее готовится "рассол" - очень жидко разведенный в воде клей ПВА. Концентрация клея - на глазок ( т.к. ПВА , как правило, разного качества). Смочить пальцы и слегка вытереть. Если пальцы, при соприкосновении, прилипают друг к дружке - рассол нормальный. Слишком "крутой" рассол - плохо, паволока получится излишне глянцевой. Отрезанный кусок простыни хорошенько вымачивается в рассоле и отжимается. Проклееная простынка укладывается на доску, загибается, и хорошенько разглаживается. После того, как все высохнет, пузыри и отдельные примятости разглаживаются горячим утюгом. ( Ткань окончательно "приваривается"). Теперь можно левкасить и "лобзать" поверхность. - кому сколько необходимо.

Грунтовка холста студенческий вариант

Олег Буйко

Нравится Показать список оценивших

Лиана Котлякова

Здравствуйте Олег,уточните пожалуйста какой именно лак Вы используете для грунтовки,этот лак предназначен для покрытия дерева?

Как грунтовать холст под акрил и масло для живописи?


Картины, написанные маслом и акрилом, существенно различаются между собой. Увидеть отличия несложно даже невооруженным взглядом. Это обосновано кардинальным различием материала, которым пишется полотно, и техникой подготовки холста. Для масляной живописи используются краски исключительно на основе растительных масел, поскольку именно эти масла являются главным связующим компонентом. Стоит отметить, что холст, грунтованный для живописи, больше подойдет для создания картины маслом, нежели акрилом, поскольку акриловые краски имеют водную основу. Существует несколько основных техник нанесения грунтовки. Как под акрил, так и под масляные краски. Кроме этого, и само полотно может быть из различных материалов.

холст для рисования

Фабричное полотно, грунтованное для живописи

Для начинающих художников или тех, кто не хочет тратить время на подготовку полотна под живопись, продаются уже подготовленные к работе материалы. Для картин маслом продается специальный холст, грунтованный, в рулоне. Его не нужно подклеивать или шлифовать, можно сразу после покупки приступать к рисованию. Это делается довольно быстро и просто, процедура не требует особых навыков или умений. Также в продаже можно встретить холст, грунтованный с контуром, по которому в дальнейшем остатки полотна либо обрезаются, либо используются для фиксации готовой картины в рамке. Подготовленные полотна для работы продаются не только для живописи масляными красками, но и для акрила. В случае, если ткань заменяется картоном, поскольку акриловые краски имеют водную основу и на бумаге они выглядят намного лучше и эффектней, чем на каких-либо других материалах, используется холст, грунтованный на картоне.

каким должен быть холст

Каким должно быть полотно?

Главный критерий, который должен присутствовать в полотне для живописи масляными красками - его упругость. Во время нанесения грунта под кистью должен возникать приятный пружинящий эффект, за счет которого мазки будут более выразительными, а сам процесс нанесения - гораздо энергичней. В качестве материала под основу лучше всего использовать льняное или пеньковое полотно, поскольку хлопчатобумажная, вискозная или любые другие виды тканей плохо взаимодействуют с грунтовкой из-за своей зернистой фактуры. Первые, учебные работы следует выполнять на холстах со средними по толщине нитями, однако если планируется написание большой картины, следует использовать крупнозернистые виды.

Основу под живопись акриловыми красками следует подбирать более тщательно и ответственно, поскольку сами краски весьма специфичны. Это обосновано тем, что благодаря водной основе такие материалы нуждаются в специальных разбавителях. Главным преимуществом акрила является то, что готовая картина из этого материала со временем не желтеет, а сами краски - гипоаллергенные. За счет своей структуры акрилу лучше всего подходит полотно из картона, так как бумага имеет свойства впитывать лишнюю воду. Однако обычный картон для живописи не подходит, обычно для написания картин используют картон марки «Сонет».

холст под грунтовку

Перед началом работы

При выборе материала очень важно знать, как правильно грунтовать холст, чтобы материал ложился максимально качественно. Если же все-таки начинающий художник хочет освоить все азы живописи и решает самостоятельно грунтовать, ему необходимо учитывать что это очень длительный и трудоемкий процесс. Кроме большого количества времени, на это потребуется еще и довольно много грунтовочного материала, следовательно, если бюджет картины относительно небольшой, то лучше покупать уже готовую загрунтованную основу, поскольку на закупку материала для самостоятельной грунтовки потребуется приличная сумма. Здесь очень важно понимать следующий момент. При покупке более дешевого и не слишком качественного грунта есть риск испортить всю картину полностью, так как некачественный материал будет в ее основе.

Грунтовать холст в домашних условиях можно, и такой вариант имеет несколько преимуществ перед готовым, фабричным грунтом. Прежде всего художник сам может выбрать тот оттенок, который он хочет видеть в качестве основы, можно смешивать несколько тонов одновременно и в итоге получить нечто авторское и нетривиальное. Кроме оттенков, нет никаких ограничений по форме полотна будущей картины, его можно регулировать на свое усмотрение. Еще одним положительным моментом является слой нанесения грунта. Он также контролируется непосредственно художником и подбирается в соответствии с необходимыми художественными целями. Основными признаками правильного нанесения и качества грунта являются:

  • Нанесенная поверх грунтовой основы краска высыхает равномерно.
  • Грунтовка полностью закрывает все отверстия и мелкие дефекты материала.
  • С ее помощью создается желаемая фактура, которая может быть идеально ровной, с сохранением текстуры, либо же с различными визуальными эффектами.
  • Грунт обеспечивает защиту от попадания красок непосредственно на материал.
  • С помощью грунтовки у поверхности картины должно присутствовать максимальное сцепление с любыми используемыми красками или прочими художественными материалами.
  • Качественный грунт обеспечивает гарантированную устойчивость к попаданию влаги. А также обладает антисептическими свойствами.

Если ткань обработана качественной грунтовкой, у нее долгие годы сохраняется хорошая эластичность.

правильная грунтовка холста

Как грунтовать полотно под масло

Если вы решили разобраться, как грунтовать холст, перед тем как начать наносить грунтовку под масло, его необходимо предварительно закрепить на подрамнике и подготовить. О том, как натянуть полотно на подрамник, можно найти ниже в статье. Если нанесение грунта выполняется самостоятельно, материал должен быть как можно более плотным, с минимальным количеством различных дефектов.

Прежде всего перед нанесением первого слоя необходимо немного смочить полотно, чтобы влага не проступила на изнаночную сторону полотна. Влага придаст расширение волокнам, за счет чего во время проклейки клей практически не будет просачиваться. Также при наличии небольших узелков или неровностей можно отшлифовать натянутое полотно пемзой.

Нанесение клея защитит от пропитки полотна маслом из красок. Однако не стоит наносить клей слишком толстым слоем, полотно должно сохранить эластичность и натуральную фактуру. Но при этом отверстия и выступы должны отсутствовать. Обычно клей наносится в два этапа несколькими тоненькими слоями с промежуточной просушкой.

Самым важным и ответственным является именно первый этап нанесения клея, поскольку необходимо, чтобы сформировалась тонкая защитная пленка, и при этом сам клей не просочился через холст. Для этого чаще всего используется жидкий клей комнатной температуры, благодаря чему достигается равномерное распределение по всему полотну. И быстрое, надежное закрепление. Если фактура поверхности достаточно грубая, клей должен быть более густой, желеобразной консистенции. При нанесении такого клея на полотно нельзя давить, чтобы оно не пропиталось полностью. Также следует избегать повторных мазков на одном участке. Если клеящий раствор жидкий, его необходимо наносить очень быстро, чтобы не возникало излишков. После первого слоя нужно просушить и отшлифовать полотно. Затем нанести еще пару тонких слоев клея, просушивая и шлифуя в промежутках, и только после того, как проклейка станет равномерной, и просветы между волокнами исчезнут, можно приступать к нанесению грунтовки. Для нанесения густого клея нужно использовать мастихин или шпатель, а для жидкого раствора - жесткие и широкие кисти.

грунтование холста

Как нужно просушивать и шлифовать холст?

Просушивать необходимо после каждого нанесения на полотно грунта. Если вы знаете, как грунтовать холст, просушка не займет много сил. Главное, не нарушать общепринятую технологию, чтобы не ухудшить качество базы. В зависимости от того, какая именно используется смесь, срок просушки может быть разным. Так, например, клеевым грунтам для высыхания требуется около пяти дней, а эмульсиями - до двух недель, масляные составы сохнут дольше всего – от 2 до 10 месяцев. Очень важно чтобы высыхание грунта было равномерным. И выполнялось при комнатной температуре. Просушивать грунт на солнце, возле батареи или на сквозняке категорически запрещено.

После того как грунтовать холст вы закончили, грунтовка высохла, необходимо отшлифовать полотно перед нанесением завершающего слоя, поскольку за счет этого с полотна удаляются различные дефекты, и улучшается сцепление. Шлифовку выполняют с помощью мелкозернистой наждачной бумаги или пемзы. Само шлифование должно быть максимально аккуратным, чтобы избежать повреждения текстуры грунта. Завершающий слой грунта обычно не подлежит обработке. Только если есть необходимость усилить сцепление краской.

Чем наносится грунтовка?

Нанесение грунтовки выполняется исключительно тонким слоем. И только кистью или мастихином. Принцип нанесения грунтовки точно такой же, как выполнение проклейки полотна. Чтобы сцепление грунта с краской было максимально эффективным, подкраску в грунт добавляют поэтапно, в каждом новом слое ее содержание увеличивается. Благодаря этой технологии поверхность полотна станет максимально эластичной, устойчивой к влаге и температурным колебаниям, а также прочим внешним факторам воздействия.

грунтование холста под акрил

Чем удобны полотна с готовой проклейкой и грунтовкой?

В каждом специализированном художественном магазине можно купить уже подготовленные под рисование полотна, например, грунтованный холст в рулоне, под масляную живопись. Его приобретение очень облегчает работу мастеру и значительно экономит его время. Поскольку именно масляные грунтовки сохнут дольше всего. Однако есть в продаже и грунтованный холст на картоне, для акрилового письма. Такие полотна не только сэкономят время, потраченное на грунтовку, но и избавят художника от различных неприятных нюансов, таких как протекание полотна во время пропитки клеем или прочих моментов. Именно в этом и заключается преимущество фабричных основ с грунтовкой. Они существенно экономят время, усилия и, конечно же, средства, потраченные на подготовительные материалы. Наибольшей популярностью среди полотен под живопись акрилом пользуется грунтованный холст на картоне "Сонет".

В домашних условиях

Для грунтовки под масло можно использовать грунт на основе желатина, приготовленный в домашних условиях самостоятельно. Такой грунт довольно удобен в нанесении и относительно недорогой. Он подойдет для обработки плотного и грубого полотна, поскольку может быть как жидким, так и наполовину застывшим. Желатиновый грунт для проклейки может состоять из таких компонентов как глицерин или мед, непосредственно желатин, белила или мел и вода. Каждый слой такого грунта высыхает примерно за 12 часов. Главное, во время приготовления аккуратно развести основные компоненты (мед и желатин) на водяной бане, чтобы не перегревать их.

Также можно воспользоваться клеевым грунтом. Он очень удобен, так как быстро высыхает, но следует учитывать и негативные моменты. Во время рисования этот грунт часто всасывает связующие компоненты масляной краски. Также этот грунт очень восприимчив к влаге и сырости. Еще одной проблемой является повышенная жесткость полотна после обработки. А если воспользоваться клеевым грунтом со смягчителем, через некоторое время полотно может начать гнить. Большинство художников предпочитают казеиновые грунты либо на поливиниловом спирту с добавлением цинковых или титановых белил.

В отличие от клеевого, масляный грунт устойчив к повышенной влажности и не всасывает связующие компоненты краски, однако и в нем есть некоторые недостатки. Он очень долго высыхает и через некоторое время начинает желтеть, вследствие чего изображение постепенно темнеет. Холсты под акрил грунтовать гораздо легче. Поскольку к ним хорошо подходят практически любые виды грунта.

Как грунтовать холст под акрил: подготовка

В качестве грунтовки под акриловую живопись чаще всего используются грунты на основе самого же акрила. Они представляют собой специальную смесь с таким же связующим веществом, как и сама краска – акриловую полимерную эмульсию. В состав таких грунтовок также входит барит с карбонатом магния и кальция, которые создают определенную фактуру грунтовки. Если картина будет написана корпусной краской, грунтовать и вовсе необязательно. Единственное, что потребуется – сформировать сплошную цельную пленку, на которую после будет наноситься краска. Это необходимо для защиты от размокания, поскольку у акриловых красок водная основа, а для полотна используются различные виды картона. Для акриловых работ, так же, как и для масляных, в продаже есть специальный грунтованный холст на картоне с контуром. Контур в дальнейшем понадобится для оформления картины в рамку.

готовый прогрунтованный холст

Особенности нанесения грунта под акрил

Наносить грунтовку на холст под акриловую роспись можно вертикально или горизонтально. Нанесение грунтовки на горизонтально расположенную поверхность выполняется следующим образом: на лежащее полотно выливается грунтовка, после чего начинается быстрое аккуратное распределение массы по всему периметру с помощью скребка или ракеля, также можно воспользоваться резиновым шпателем. Слой обязательно должен быть тонким. Очень важно не использовать для распределения грунта по поверхности полотна инструменты, в которых содержится мягкая черная резина, поскольку это приведет к тому, что полотно испачкается черными разводами и безнадежно испортится.

Если вы выяснили после того, как начали грунтовать холст, что консистенция грунтовки довольно жидкая, лучше избегать вертикального способа нанесения, поскольку это может вызвать ряд определенных проблем, таких как разводы и неравномерное нанесение. Хотя многие профессионалы пользуются именно этим методом. Ведь с его помощью грунтовка полотна выполняется гораздо быстрее, нежели привычное нанесение грунта при помощи кисти.

Если полотно достаточно жесткое и грубое, наносить грунт нужно только кистью. Учитывая степень абсорбции, нанесение выполняется в несколько слоев, но не менее двух. Первый слой обычно разбавляется водой. Если холст довольно крупных размеров, для равномерной и гладкой грунтовки можно воспользоваться распылителем.

Если в качестве грунта под акриловую роспись используется грунтовка с сильным абсорбирующим эффектом, допустим, таким как древесная волокнистая плита, можно добавить к нему акриловое глянцевое средство, нанесенное одним тонким слоем. Непосредственно перед нанесением оно обязательно должно разбавляться водой. Это необходимо для того, чтобы снизить уровень пористости грунтовки до приемлемого уровня. При нанесении грунтовки на поверхность с повышенным уровнем абсорбции, который предварительно не проклеивался, связующие компоненты материала полностью впитаются в полотно. Из-за этого на поверхности появится «зернисто-порошковый» эффект. В последнее время в продаже появился уже готовый грунтованный холст на картоне Brauberg, специально для живописи акрилом.

Что же дальше? Необходимо разобраться, как натянуть грунтованный холст на подрамник. Чтобы закрепить холст на подрамнике, потребуется сделать следующее: разложить полотно на рабочей поверхности и положить сверху на него рамку. Очень важно, чтобы волокна полотна располагались в том же направлении, что и линии рамки. Необходимо не упустить этот момент. Если ткань ляжет под углом, со временем начнется деформация рамки и загибание краев полотна кверху. Необходимо взять ближний длинный край и подвернуть его во внутрь подрамника. После чего с помощью степлера зафиксировать тремя скобками. На краях подрамника полотно закрепляется на завершающем этапе. После закрепления одной стороны необходимо развернуть холст и, хорошо натянув его, выполнить ту же самую процедуру. Закрепление скобами нужно начинать выполнять от середины до краев, поскольку в противном случае полотно выйдет перекошенным. И будет провисать по центру. Если выполняется закрепление не загрунтованного полотна, перед началом процесса его следует слегка смочить водой, можно с помощью пульверизатора. Смачивать необходимо внутреннюю сторону. Это делается для того, чтобы после высыхания воды образовалась более плотная натяжка полотна. Лучше всего брызгать водой после закрепления длинных сторон холста на подрамнике.

Грунтовка холста

3.jpg

Самостоятельная грунтовка холста для живописи — это важнейший этап создания собственной картины, особенно если вы хотите выполнить всю работу самостоятельно и вручную. В продаже имеется множество уже готовых загрунтованных холстов, но рано или поздно каждый художник хочет на себе испытать, что же такое грунтовка холста в домашних условиях.

Правильная грунтовка должна в итоге удовлетворить следующим условиям:

крепость связывания холста и будущей краски

малая степень абсорбции (впитывания и поглощения) красок

отсутствие пятен на задней поверхности холста

удобство нанесения и достаточная вязкость консистенции

2.jpg

Чтобы самостоятельно загрунтовать холст, вам необходимо сначала определиться, какими красками вы будете на нём работать, и какой цвет должен стать фоновым.

Виды грунта для холста

Масляный грунт для холста

подходит для работы с масляными красками. Как правило, продаётся в банках от 100 до 500 мл. Этот грунт чаще всего состоит из белил и масляного загустителя. Как правило, для работы маслом используют более плотную грунтовку, она сохнет довольно долго (иногда — до года). Прежде, чем брать масляный грунт , лучше проконсультироваться у специалиста и понять, насколько долго может затянуться этот процесс. Масляные грунты использовались издавна, и поэтому заметно, что со временем краска на холстах с ними может трескаться. Впрочем, это придаёт таким картинам определённый шарм.

Акриловый грунт для холста

предназначен для грунтовки холста, картона, дерева под акриловые и масляные краски. Хотя сами по себе акриловые краски и так прекрасно ложатся на поверхность, грунт делает процесс живописи ещё более приятным. Существуют белые и чёрные вариации состава, в зависимости от ваших нужд. Есть и грунт в форме аэрозоля — его очень удобно наносить. Акриловый грунт сохнет значительно быстрее масляного, но при этом он подходит для живописи не только акрилом, но и маслом и темперой. Благодаря содержанию акриловой дисперсии, высохшая поверхность холста получается матовой и эластичной. Акриловые грунты появились недавно, и ещё пока не ясно, как проявит с себя холст, покрытый таким грунтом с течением времени.

Эмульсионный или клеевой грунт для холста

делается на основе клея, масла из льна и пигментов. Хорошо ложится на холст, принимает на себя акрил, масло, гуашь. При высыхании образует матовую поверхность. У такого грунта есть существенный недостаток — при несоблюдении технологии покрытия могут появиться пятна и вариации от исходно цвета. А вот готовые холсты с уже нанесённым эмульсионным грунтом — это неплохой вариант.

Безымянный.jpg

Грунтовка холста в домашних условиях — это не такой уж и сложный процесс. Если вы ещё не определились, какой грунт будете использовать на постоянной основе — лучше взять несколько образцов и протестировать их на нанесение, высыхание и принятие краски.

Хотите купить грунт для холста ? Выбирайте на нашем сайте — у нас есть много разных вариантов под разные запросы. Также у нас представлен широкий выбор уже грунтованных холстов, на которых можно писать сразу же после приобретения. Заказывайте, или приходите в розничные магазины — продавцы подскажут вам.

Читайте также: