Гараж из бревна своими руками

Обновлено: 17.05.2024

Пошаговая инструкция постройки деревянного гаража своими руками и чертежи

Дерево – востребованный строительный материал. Его можно использовать для постройки летних домиков, беседок, а также для декорирования. На возведение гаража из этого материала не уходит много времени и денег, но при этом деревянный гараж служит надежным укрытием для машины. Рассмотрим пошаговую инструкцию по возведению такого строения.

Особенности и преимущества деревянного гаража

Особенность деревянного гаража заключается в том, что он хорошо сочетается с другими строениями. При этом можно выбирать из самых разнообразных вариантов постройки и буквально создать шедевр из деревянных досок.

Преимущества гаража из дерева:

  1. Прочность материала и конструкции. Благодаря этому обеспечивается долговечность строения.
  2. Надежно защищает автомобиль от влаги, прямых солнечных лучей и низких температур.
  3. Экономичность. Для возведения гаража не требуются дорогостоящие материалы.
  4. Простота установки. Строительство не занимает много времени и не требует использования сложных техник.
  5. Разнообразие в вариантах отделки. Можно собственными руками создать уют в помещении.
  6. Экологичность. Дерево – это натуральный материал. Постройки из древесины не вредят людям и окружающей среде.

деревянный гараж

Выбор конструкции и чертежи

Перед непосредственным строительством гаража нужно выбрать его внешний вид и способ сборки.

Основные типы конструкций:

Каркасная конструкция – это современный способ постройки. Плоскость каркаса выглядит, как шахматная доска. Также внутренние перекрытия заполняются, как ячейки, что увеличивает прочность конструкции.

схема постройки

Сборная конструкция из бруса сооружается из параллелепипеда, к которому крепятся доски с двух сторон. Это довольно простой способ установки гаража.

Сруб – самая дорогая конструкция из перечисленных. Она эстетичная и хорошо сочетается с другими строениями. Монолитная конструкция обеспечивает прочность, а монтаж занимает не больше недели.

После выбора типа конструкции необходимо рассчитать размеры каркаса, ворот, выбрать тип крыши. Для удобства необходима чёткая схема постройки со всеми расчётами.

конструкция из дерева

Инструменты и материалы

Используемые материалы влияют на срок службы всей постройки. Поэтому не рекомендуется использовать сосну, так как она деформируется от попадания влаги и перепадов температур. В результате строение становится неустойчивым. Также не стоит использовать ель и пихту.

Для изготовления деревянного гаража подойдут:

  1. Ольха. Её можно легко обработать, она устойчива к изменениям в температуре и влажности. Кроме этого, её можно стилизовать под благородное дерево.
  2. Лиственница. Устойчива, не подвержена влиянию влажности и, соответственно, к гниению.
  3. Бук. Материал плотный, крепкий, но хорошо поддаётся обработке и имеет приятный цвет.
  4. Дуб. Невероятно прочный материал, но его сложно обработать. Дуб рекомендуется использовать в регионах с низкими температурами.

пеньки ольхи

Лучше всего использовать деревянные доски толщиной от 2 до 4 сантиметров. Кроме них понадобятся деревянные балки с квадратным сечением 10-15 сантиметров. Следует обработать дерево специальным антисептиком. Это увеличит срок службы гаража, так как антисептик предотвращает гниение и появление плесени.

  • цемент, песок и щебень (для заливки фундамента);
  • кровельный материал;
  • рубероид;
  • топор, шуруповерт;
  • дрель с насадкой миксер;
  • скобы строительные, саморезы;
  • рулетка, уровень.

установка материала

Как построить гараж из дерева своими руками

Если организовать пошагово процесс постройки, то можно качественно сделать работу за несколько дней. Поэтому нужно разработать план действий, в котором будет учитываться всё – от выбора места для гаража до вентиляционной системы.

Выбор места для строительства

Если гараж возводится на дачном участке, то лучше всего расположить его около ограды, чтобы ворота были на одном уровне с забором. Важно обеспечить хороший обзор при въезде и выезде.

Место должно быть сухим и относительно ровным. Небольшой уклон будет полезен для стока дождевой и талой воды. Если участок влажный, его можно осушить самостоятельно и оборудовать дренажную канаву.

стройка из брусков

Фундамент

Существует несколько типов фундамента:

  • столбчатый (устанавливается на плотной малоподвижной почве);
  • ленточный (устанавливается на сухом, склонном к смещениям грунте);
  • монолитный (монтаж на рыхлой, влажной или подвижной земле).

Для деревянных построек лучше использовать ленточный фундамент. Но если при отделке будут использоваться другие материалы, то подойдёт монолит. В этом случае его можно залить бетоном или просто выложить плитами. Недостаток – низкая теплопроводность, но он не играет большой роли, потому что это нежилое помещение.

Перед строительством необходимо очистить площадку под фундамент от мусора. Затем в почве создаётся углубление на 40 сантиметров. При этом нужно брать с запасом в ширину на 1,5 метра с каждой стороны. Поверхность углубления должна быть ровной.

фундамент под здание

Под фундамент нужно заложить речной песок и щебенку – не толще 16 сантиметров. Первый слой – песок, его необходимо утрамбовать. После этого по поверхности распределяется щебень.

Следующей устанавливается опалубка по контуру будущего гаража. Она изготавливается из вертикальных брусков. С каждой стороны между ними нужно оставить зазор в 20 сантиметров. Опалубка не должна слишком возвышаться над землёй. Её высота не должна быть больше 2 метров.

Основой и каркасом будет служить армирующая сетка. Нужно заранее сформировать её ячейки – 100х100 миллиметров. Сначала под прутья подкладывается кирпич, а после этого уже можно залить бетон. Он должен покрывать только половину.

укрепление построения

После высыхания бетона можно продолжить строительство.

Возведение каркаса

Доски для нижней обвязки должны быть размером 10х5 сантиметров. Для стоек на углах постройки и в воротных створках используется брус 10х10 сантиметров, для других частей – 10х5 сантиметров. Между стойками обвязки нужно выдерживать шаг не больше 1,2 метра.

Если постройка планируется выше 4 метров, то рекомендуется использовать, в качестве потолочных балок, прочные доски 5х10 сантиметров. А продольные элементы сделать из бруса размером от 5х5 сантиметров.

возведение каркаса

Сборку каркаса нужно начинать с нижнего венца. Именно к нему крепятся угловые стойки, а на них – верхний венец. Рекомендуется на время строительства временно зафиксировать стойки рейками или досками.

Для большей прочности брус скрепляется перемычками. Это обеспечит жесткость и устойчивость конструкции. Для обустройства проёма нужно уложить на стойки сверху горизонтальную балку и надежно зафиксировать её.

Обшивка

Если необходимо, сначала выполняются теплоизоляционные работы, а уже после – облицовочные. Если в гараже будет полноценная мастерская, то лучше утеплить помещение, но если нет, то можно обойтись и без изоляции. В этом случае нужно просто заполнить монтажной пеной пустоты и швы. После этого прибиваются доски, но с участками для окон и ворот.

общивание стен

Внутренняя обшивка начинается с укладки листов паро- и теплоизоляции. А после этого уже можно приступать к декоративной отделке. Для этого можно использовать доски вагонку, гипсокартон и другие материалы по желанию.

Устройство кровли

Чаще всего для деревянного гаража используется угловая форма крыши. Она обеспечивает защиту от скопления влаги на поверхности. Но, в зависимости от длины и ширины постройки, можно выбрать и другую форму.

Если гараж небольшого размера, то подойдёт простая треугольная крыша. Нужно только слегка приподнять затяжки внизу. А для больших построек используются ригели или вертикальные упоры.

возведение крыши

Форму устанавливают на верхнюю обвязку. Необходимо делать шаг каждых 2 метра. Фиксировать рекомендуется специальными уголками. Балки крыши нужно закрепить изнутри к стропилам.

После завершения основной работы накладывается слой гидроизоляции и слой рубероида. Затем нужно выполнить обрешетку, на неё затем укладывается покрытие.

Односкатная крыша монтируется по сходному принципу. Отличаются только стропильные системы. Но всё же не рекомендуется использовать такую форму, так как она неравномерно нагружает каркас.

внутренняя кровля

Монтаж ворот

Есть несколько типов ворот, которые можно сделать в деревянном гараже:

  • распашные;
  • поворотно-подъемные;
  • секционные;
  • роллетные.

Можно выбрать желаемый тип и вписать его в чертежи.

Важно организовать въезд и выезд автомобиля. Для этого нужно рассчитать размеры, основываясь на габаритах авто. Расстояние от стойки ворот до бока машины должно быть больше 30 сантиметров. Высота ворот – около 2 метров.

монтаж ворот

Для безопасности можно обшить ворота стальными листами в 5 миллиметров и укрепить их внешними колодками и накладными запорами.

Для отделки можно выбрать любой подходящий материал.

Напольное покрытие

На бетонное основание обычно укладывают доски, обработанные олифой и окрашенные влагозащитной эмалью. Доски крепятся саморезами или гвоздями.

Если бетонное покрытие отсутствует, то необходимо создать основу, так как контакт материала с землёй и глиной разрушительно воздействует на материал. Для основы используется песчано-гравийная подушка. Смесь необходимо залить водой и утрамбовать.

заливка пола

Для того чтобы пол был ровным, рекомендуется сначала постелить ровные толстые доски, а на них уже закрепить лаги. После этого можно заполнить ячейки теплоизоляцией и покрыть их досками.

Система освещения

В гараже необходимо установить электропроводку с расчётом на подключение инструментов, которые потребляют большое количество тока. К каждому блоку розеток и включателей должен вести отдельный кабель. Таким образом нагрузка распределяется равномерно.

У входа нужно установить единый электрощит с автоматическими отключателями.

внутреннее освещение

Вентиляция

В деревянном гараже лучше использовать естественную вентиляционную систему. Вытяжное устройство выводит застоявшийся воздух, газы и пыль, а через воздухозаборное отверстие заходит свежий воздух.

Приточное отверстие необходимо организовать на лицевой стороне строения, оставив небольшое расстояние до пола. При этом сечение лунки нужно сделать больше решетки дефлектора. Это повысит эффективность системы.

Воздуховодная шахта устанавливается на крыше, а дефлектор – в конце шахты. В итоге в полости, под воздействием воздушных масс, образуется низкое давление, благодаря чему отработанный воздух выходит из помещения.

Проект гаража из бревна своими руками

Гараж из бревна, это не только экологичная и красивая внешне конструкция. Постройка из такого материала возводится быстро и обходится значительно дешевле капитальных конструкций из других материалов. Однако для создания надежного и долговечного гаража из древесины, необходимо тщательно разобраться в технологии и последовательности проведения работ.

Варианты конструктивного решения

При желании соорудить на своем участке гараж из древесины, в первую очередь следует определиться с типом конструкции. Деревянная постройка может быть:

  • Каркасной;
  • Собранной из бруса;
  • Бревенчатой.

Наиболее экономичным вариантом является каркасный тип гаража. Бревенчатая конструкция обычно обустраивается в том случае, когда на участке уже имеются домики из этого типа материала. Удобным, но наиболее дорогостоящим материалом является брус.

Каркасный

Каркасный гараж обустраивается достаточно быстро. Конструкция представляет собой обрешетку, выполненную из брусьев, и обшитую снаружи и внутри подходящим отделочным материалом. Постройку можно соорудить самостоятельно или при помощи одного, двух человек, поскольку материалы отличаются легкостью.

Очень часто каркасные конструкции реализуются уже в виде готовых элементов постройки и их необходимо лишь собрать на месте, предварительно обустроив фундамент. Также производители пиломатериалов нередко реализуют строительные элементы, уже обработанные антисептиками. Этот факт также упрощает и удешевляет работу по строительству гаража.

Собранный из бруса

Строительство гаража из бруса представляет собой массивную и надежную конструкцию. При сооружении домика такого типа, полностью все стены выкладываются цельными брусьями. Все брусья соединяются между собой при помощи нагелей или металлических штырей. Наружная отделка такой постройки может производиться с помощью вагонки или сайдинга. Однако внешний вид пиломатериалов позволяет их не использовать, ограничившись лишь обработкой древесины защитными пропитками.

Гараж из бревна

Гараж собранный из бруса

Брус отличается высокой теплоизоляцией. Потому такой гараж можно дополнительно не утеплять. Однако помимо высокой цены, материал имеет и другие недостатки, из-за которых он используется реже каркасной конструкции. Минусом гаража собранного из бруса является длительная и существенная усадка древесины. Общая усадка конструкции может составлять до 15 см. При этом основное усыхание дерева происходит за 1,5-2 месяца, а в последующие 6 месяцев брусья уменьшаются еще на 4-5 см. Окончательно усадка материала заканчивается спустя 2 года. Из-за этого длительное время гараж невозможно обустроить капитальными воротами и полноценно использовать.

Бревенчатый

Конструкция гаража из оцилиндрованных бревен не требует наружной отделки, поскольку сам материал является основным украшением постройки. Бревна могут наращиваться друг с другом с помощью нагелей. Но гараж из цельного бревна после постройки имеет большой вес, потому нуждается в крепком фундаменте. А перед началом его заливки важно изучить грунт, убедившись в допустимости установки такой массивной постройки.

Конструкция из бревен дает значительную усадку. При этом ее сроки зависят от типа обработки пиломатериала:

  • Рубленые бревна могут давать усадку до 10 % от размеров постройки в течение 1-1,5 лет;
  • Оцилиндрованное бревно высыхает в течение 6-8 месяцев, уменьшая размеры конструкции на 6-8%.

Существенным недостатком материала является неравномерность усадки бревна. Из-за этого материал рекомендуется использовать для строительства после просушки в специальных печах, что существенно увеличивает его стоимость, либо выдерживать в течение 1,5-2 лет. Если начинать строительство сразу после закупки материалов, то в проекте гаража из оцилиндрованного либо рубленого бревна необходимо обязательно учитывать максимально возможную усадку.

Технология строительства своими руками

Строительство гаража из пиломатериалов предполагает соблюдение четкой последовательности действий:

  1. Создается проект будущего деревянного здания.
  2. Подготовка основания под постройку.
  3. Заливка фундамента.
  4. Возведение каркаса.
  5. Строительство крыши.
  6. Отделочные работы.

Перед началом строительства крайне важно заранее подготовить все необходимые материалы и инструменты. Древесина всегда закупается с запасом в 15-20%.

Создание проекта

На этапе проектирования чертится подробная схема будущего домика. Для удобства можно выполнить несколько чертежей в одном общем масштабе, на каждом из которых указывать отдельные элементы и стороны будущей конструкции. При составлении схемы должны просчитываться не только размеры каждого строительного элемента, но и пути заведения в гараж электропроводки.

Высота постройки, без учета крыши, подбирается исходя их габаритов транспортного средства, которое будет в нем храниться. При этом минимальное свободное пространство от крыши автомобиля, до основания крыши гаража, должно составлять 40 см. Минимальные общие габариты здания, для удобного размещения одного легкового автомобиля, составляют 6х4 м. Наиболее удобный и просторный гараж имеет квадратуру 10х10 м.

Тип крыши для постройки выбирается на основании личных предпочтений. Она может быть:

  • Прямая;
  • Односкатная;
  • Двухскатная.
Наиболее простой в исполнении является прямая крыша. Однако даже она должна иметь угол наклона не менее 10 0 , чтобы обеспечить своевременное стекание атмосферных осадков. Но чаще всего, при строительстве гаражей из дерева сооружается классическая двускатная крыша.

При составлении проекта обязательно разрабатывается тип и размеры ворот, которые будут навешиваться на гараж.

Подготовка основания

Планируя построить гараж из бревен своими собственными силами, крайне важно правильно подобрать место под застройку и подготовить его. Это должна быть ровная площадка с возможностью легкого заезда и выезда транспорта.

На подходящей местности удаляется вся растительность, а при необходимости грунт трамбуется. После этого участок размечается под заливку фундамента.

Фундамент

От качества сооружения фундамента напрямую зависит надежность будущей постройки. В большинстве случаев под гаражи заливается монолитный бетонный фундамент. Такой вид фундамента также необходим при использовании в строительстве жби колонн. Изготовление фундамента выполняется в такой последовательности:

  1. По периметру будущего гаража выкапывается траншея, ориентировочная глубина которой составляет 10 см.
  2. В траншею укладывается опалубка, высотой в 60-70 см.
  3. На дно фундамента выкладывается и слегка трамбуется слой гравия, толщиной в 15 см.
  4. На гравий засыпается 5 см слой песка, который необходимо тщательно разровнять и утрамбовать, слегка смачивая.
  5. Поверх гравийно-песочной подушки выкладывается слой гидроизоляционного материала. Обычно используется рубероид, укладываемый в два слоя.
  6. Если планируется сооружение капитального теплого гаража, то поверх рубероида выкладывается 1-2 см лист экструдированного пенопласта.
  7. На гидроизоляционный слой укладывается 2 слоя металлической сетки. Она обеспечит высокую прочность бетона и защитит его от растрескивания.
  8. Получившаяся площадка заливается бетоном так, чтобы металлическая сетка была полностью покрыта. Обычно слой бетона составляет 25-30 см.

Залитый фундамент должен выстояться в течение 3 недель. Бетон является черновым полом. При сооружении гаража его можно покрыть любым подходящим отделочным материалом.

Чтобы фундамент не разрушался, после того как он выстоится, по всему периметру фундамента дополнительно заливается бетонная отмостка. Ее ширина составляет 60-70 см.

Возведение каркаса

Возведение бревенчатого каркаса гаража выполняется в несколько этапов:

  1. Сооружение нижней обвязки.
  2. Сборка и монтаж вертикальных элементов конструкции.
  3. Монтаж верхней обвязки.

Перед тем как делать обвязку бревенчатых элементов, под будущий гараж обязательно необходимо выложить слой гидроизоляции. Он убережет древесину от прямого контакта с влагой. В качестве гидроизоляционного материала используется рубероид. После этого, по намеченным линиям, по периметру фундамента укладывается деревянный брус размерами 12х12, 12х15 или 15х15. Элементы скрепляются между собой при помощи нагелей и анкерных винтов. Брус чаще всего скрепляется в полдерева.

Гараж из бревна

Каркасный гараж

На брусья нижней обвязки устанавливаются вертикальные элементы. Это брусья размерами в 10х10 см. Их фиксация к основанию выполняется с помощью металлических уголков и саморезов. Для большей надежности вертикальные элементы, особенно угловые стойки, желательно дополнительно укрепить постоянными укосами. Шаг между вертикальными элементами не должен превышать 1,2 м.

Блоки перекрытия и стропилы изготавливаются из деревянных брусков, размерами в 10х5 см. Для продольных ребер жесткости используются планки, размерами не менее 5х5 см. Шаг между ребрами жесткости составляет 1-1,2 м.

По достижении необходимой высоты конструкции, выполняется верхняя обвязка. Она делается по тому же принципу, что и у основания гаража.

Строительство крыши

Для возведения крыши используются брусья 10х4 см. Они необходимы для стропил и конька. Коньковая балка крепится опорам, размер которых составляет 10х10 см. К опорам будут крепиться фронтоны.

Стропила рекомендуется устанавливать на расстоянии не более 40 см друг от друга. Это хоть и приводит к немалым затратам древесины, но обеспечит надежность конструкции при сильных порывах ветра. Между собой стропила соединяются стяжкой, коньком. При этом для распределения нагрузки, доски крепятся внахлест.

Отделка

Внешняя отделка крыши производится с помощью профнастила или металлочерепицы. При отделке крыши важно обустроить слив. Внутри гараж отделывается вагонкой. При этом для утепления стен, между обрешеткой из бруса и отделочным материалом прокладывается можно выложить листы пенопласта, либо слой минеральной ваты.

Снаружи удобней всего обшить каркас вагонкой С класса, поверх которой монтируется сайдинг с наиболее подходящей фактурой и цветом.

Гараж из бревна

Крыша деревянного гаража чаще всего из профнастила

Для деревянных гаражей чаще всего устанавливаются металлические распашные ворота. Их можно крепить как непосредственно к торцу гаражной стены, так и к предварительно смонтированной раме.

Плюсы и минусы деревянного гаража

Преимуществами гаражной конструкции, выполненной из древесины, являются:

  • Экологичность постройки;
  • Натуральность материала, сопровождающуюся высокой паропроницаемостью стен, что позволяет легко устранять запахи бензина и выхлопные газы, а также нормализировать уровень влажности внутри конструкции. Благодаря этому кузов автомобиля не портится, а в гараже комфортно находиться в течение длительного времени;
  • Простота сооружения постройки, в ходе которой не требуется использование узкоспециализированного дорогостоящего инструмента;
  • Внешний вид гаража. Деревянный домик отлично выглядит на любом ландшафте;
  • Хорошая теплоизоляция конструкции даже без применения дополнительной термообшивки;
  • Экономичность постройки. При изготовлении гаража собственными руками, постройка из древесины обойдется гораздо дешевле капитальной конструкции из кирпича или металла.

При необходимости деревянный гараж можно легко разобрать и собрать заново в другом месте. Также существенным плюсом древесины, является возможность ее повторного использования.

Однако постройка из бревен имеет и свои недостатки. К ним относится высокая горючесть материала, а также чувствительность материала к влаге. Потому при постройке и эксплуатации гаража из дерева важно соблюдать правила противопожарной безопасности, а саму конструкцию периодически обрабатывать антипиреновыми и влагоотталкивающими растворами. А при необходимости заведения в гараж электропроводки, кабеля и розетки должны быть тщательно заизолированы с помощью специальных кабель каналов и подрозетников.

Как мы строили деревянный гараж своими руками: от фундамента до отделки с пошаговыми фото

При выборе материала для строительства гаража учитываются его стоимость и свойства. Может ли постройка быть экологичной и при этом недорогой? Да, если это каркасный деревянный гараж. Построить его своими руками не так уж сложно, и даже самый скромный бюджет может это себе позволить. Возводится гараж быстро и особых строительных навыков почти не требует.

Точная разметка – залог устойчивого строения

Перед постройкой важно точно разметить участок будущей постройки. Для гаража 6 × 4 метра нужно разметить прямоугольник именно с этими размерами. Удобно отмечать параметры с помощью веревки и колышков.

Сначала необходимо выставить отметки по углам, и натянуть нить по периметру. Точность разметки прямых углов проверяется нитью, которая натягивается по одной из диагоналей, а потом проверяется по другой. В прямоугольнике это должны быть равные расстояния.

Затем нужно установить дополнительные отметки, которые будут располагаться посередине каждой стороны.

Пол гаража должен находиться выше уровня дороги, поэтому высоту фундамента высчитывали, учитывая, что на нём ещё будет располагаться обвязка из бруса и половые лаги. Высоту отмечали с помощью гидроуровня (или можно использовать лазерный уровень).

После проведённых работ по разметке должен получиться прямоугольник, представляющий собой предполагаемую плоскость, на которой будет располагаться гараж.

Место под гараж. Место под гараж.

Фундамент: как зальёшь, так и стоять будет

Поскольку каркасный деревянный гараж довольно легкая конструкция, вполне достаточным будет фундамент из бетонных столбиков по периметру постройки, с уложенными на них брусьями. Такой вариант подходит для всех типов грунта, к тому же он дешевле любого другого.

По выполненной разметке видно, что на пересечениях нитей будут находиться углы столбов фундамента. На пересечениях дополнительных нитей будут возводиться остальные столбики.

Для гаража размером 6 × 4 метра достаточным будет восемь опор по периметру и ещё одна в центре, всего 9 столбиков.

Первым этапом будет подготовка песчано-гравийной подушки для будущих столбиков. Для этого необходимо вырыть ямы, размер которых будет чуть больше размера планируемых опор, а глубина около 70 см. На дно ямы сыплется песок и хорошенько утрамбовывается, потом укладывается гравий или камни, затем снова песок и всё ещё раз хорошенько утрамбовывается. После этого в получившиеся углубления вливается цементный раствор, который должен наполнить яму, но не до самого верха. В центре каждой ямы выставляется железная арматура для прочности будущих столбиков, она должна выступать над землёй хотя бы на 10 см.

Столбики под фундамент. Столбики под фундамент.

Следующим этапом по возведению фундамента будет заливка столбиков. Для них необходимо изготовить опалубки из обрезков доски, можно использовать некондиционную. Простейшая опалубка размером 30 × 30 изготавливается так: отпилить 12 дощечек одинакового (необходимого для высоты столбика) размера,

Заготовки для опалубки. Заготовки для опалубки.

сколотить их по три штуки с помощью маленьких поперечных обрезков доски, и из четырех получившихся щитков сформировать короб, выставить его на застывшую подушку в яму, чтобы высота находилась на уровне, указанном разметкой. Верхние поверхности всех столбиков должны находиться в одной плоскости.

Выставляем опалубку под столбики. Выставляем опалубку под столбики.

После того как все опалубки для столбиков выставлены по уровню, нужно залить их раствором, приготовленным в следующих пропорциях:

  • 1 часть цемента
  • 3 части песка
  • 1 часть гравия средней фракции.

Если нет бетономешалки, можно готовить раствор в ванне, мешая вручную.

Залить подготовленным бетоном все тумбы.

В угловые столбики помещаются металлические штыри в виде буквы Г. Ставятся они загибом вниз, при этом он стоит плотно, никуда не отходит и его невозможно вытащить. В последствии на эту арматуру садится нижняя обвязка из бруса. В итоге угловые тумбы выглядят так.

Фундамент под деревянный гараж. Фундамент под деревянный гараж.

Пока столбики застывают, нужно прикрыть их сверху рубероидом или полиэтиленовой плёнкой, чтобы бетон не высыхал слишком быстро и не трескался. Для того чтобы просохнуть столбикам нужно 7-10 дней, после этого опалубки снимаются. Ямы, оставшиеся после опалубок, обсыпаются песком и тщательным образом утрамбовываются.

Нижняя основа - обвязка из бруса

Когда фундамент готов, можно приступить к работе над нижней обвязкой.

Мы использовали брус 150 × 150, 150 × 100 и доска 50 × 150.

Два бруса 150 × 150 длиной 6 метров запиливаются по углам способом «в полдерева» (или другим), в них просверливают отверстия, в которые войдут металлические стержни, заранее вставленные в столбики. После этого они устанавливаются на фундамент.

Обвязываем фундамент. Обвязываем фундамент.

Далее укладываются поперечные 4-х метровые брусья, запиленные с концов таким же образом. На них укладывается ещё один серединный 6-метровый брус, который также врезается.

На получившийся каркас укладываются напольные балки перекрытия. Для них можно использовать брус 150 × 100 в чередовании с доской 50 × 150.

Брус лежит плашмя на нижней обвязке через определённое расстояние. Между брусками располагается доска. Поставленная на ребро, она стоит не хуже бруса, придавая полу прочность.

Можно все половые лаги сделать из бруса, но это дороже.

Вся конструкция скрепляется гвоздями.

Нижняя обвязка. Нижняя обвязка.

Получившуюся нижнюю обвязку нужно покрыть специальным составом против гниения и грибков, чтобы прослужила дольше.

Мы использовали антисептик ХМ-11, который наносился обычной кисточкой. Достаточно однократной обработки, сохнет он быстро.
Нижняя обвязка после пропитки. Нижняя обвязка после пропитки.

Ещё один штрих к продлению срока надежности конструкции нижней обвязки – гидроизоляция. Нужно сделать так, чтобы дерево не касалось камня. Этого можно добиться с помощью современных материалов или используя способ древних мастеров – бересту. Она заготавливается в середине июля, именно в это время она хорошо снимается с дерева.

Изготовление каркасной коробки

Каркас будущего гаража состоит из 8 стоек, выполненных из бруса. Предварительно на них нужно сделать запилы под доску в середине и вверху для серединной и верхней обвязки каркаса. Стойки выставляются по уровню и крепятся с помощью металлических уголков 65 × 100. Кроме того, конструкцию стоит временно закрепить раскосами из доски (можно использовать отходы или некондиционный материал) для того, чтобы стойки не отклонились от уровня.

Выставляем стойки. Выставляем стойки.

В сделанные запилы врезается доска 40 × 100, которая скрепляет между собой стойки, придавая устойчивости конструкции. Доска располагается по периметру, кроме тех мест, где будут ворота и двери.

Рекомендации строителей, как правильно сделать односкатную крышу на гараже самостоятельно

foto25077-2

Индивидуальному гаражу как нельзя лучше подходит односкатная крыша. Причём это не зависит от того, из какого материала построены стены бокса.

Возведение такого типа кровли экономически выгодней по сравнению с двухскатной крышей, где потребность в материалах намного выше и требует больших трудозатрат.

Разберем пошагово, как правильно возвести односкатную крышу на гараже своими руками.

Разновидности кровель

Самые распространённые виды односкатной кровли в гаражных боксах – это деревянные стропильные системы и железобетонные плиты перекрытия. Если устройство стропил предполагает наличие чердака, то ж/б плиты являются одновременно потолком и крышей бокса. И та и другая конструкция обладает своими преимуществами и недостатками.

Для возведения односкатной крыши для гаража применяют три вида кровель:

foto25077-3

    Скользящая система предполагает, что нижние концы стропил могут свободно скользить поперёк опорных балок (мауэрлата). Это делают в гаражах, сложенных из бруса или брёвен, которые подвержены существенной усадке.

Особенности проектирования и расчёты

Стропильная система односкатной крыши представляет собой ряд уложенных параллельных деревянных наклонных балок. Сами стропила становятся основанием для обрешётки под укладку кровельного покрытия.

В основу проектирования крыши закладывают расчёты таких параметров, как:

  • угол наклона и его направление;
  • форма и конструкция стропил;
  • сечение и длина несущих балок;
  • сложность конструкции ферм;
  • теплоизоляция.

Угол наклона и его направление

Чем больше угол, тем круче уклон крыши. Минимальная его величина определяется в соответствии со СНиПом 2.01.07-85*. Пользуясь его картой и таблицей, определяют максимальную снеговую нагрузку в месте строительства бокса и основное направление ветров.

На основании этих данных находят в соответствующей таблице оптимальный угол наклона кровли. Направление наклона крыши выбирают в сторону преобладающих ветров с тем, чтобы силовой поток воздушных масс прижимал книзу крышу.

foto25077-4

Кроме этого, наклон крыши должен способствовать быстрому сходу тающего снега, а также соответствовать определённому виду кровельного покрытия:

  • от 10 до 200 – профилированный настил;
  • более 200 – шифер, ондулин, натуральная черепица;
  • от 250 – металлочерепица.

Форма и конструкция стропил

Стропила, подстропильные ноги, опорные балки, лежени и подкосы изготавливают из трёх видов древесины:

  1. Цельный брус.
  2. Брёвна.
  3. Клееный брус.
Цельный брус

Стропила и подстропильные элементы изготавливают из бруса. Это самый популярный материал для монтажа кровельных систем.

Брус сечением 50 х 150 мм и более обладает большой несущей способностью, выдерживающий максимальную снеговую, ветровую нагрузку и вес покрытия из самых тяжёлых материалов.

Брёвна

В редких случаях опорную часть кровли гаража возводят из брёвен. Для этого используют стволы деревьев ø 15 – 20 см, очищенные от коры и обработанные антисептиками.

Клееный брус

foto25077-5

Его получают путём склейки отдельных досок в единый монолит в заводских условиях.

Материал обладает повышенной несущей способностью, но «боится» повышенного уровня влажности. Такие стропила обойдутся дороже, чем балки из цельного бруса и брёвен.

Если высокая часть крыши располагается над воротами гаража, то стропила удлиняют свесами с кровельным покрытием с целью защиты от осадков место въезда и выезда автотранспорта из бокса.

Сечение и длина несущих балок

Стандартный размер гаражного бокса равен 3 х 6 м. Длина стропил, в случае прокладки в длинную сторону, будет примерно равна 6,2 – 6,5 м, в зависимости от длины свесов. Нередко стропила монтируют параллельно плоскости ворот бокса. Тогда балки изготавливают длиной 3,2 – 3,4 м.

При длине более 6 метров несущая балка с остальными элементами образует рамную опорную конструкцию – ферму. Что касается сечения несущих балок, то при длине пролёта до 3,5 метров (с учётом свесов) достаточно использовать цельный или клееный брус 50 х 150 мм, или брёвна ø 150 мм. При длине 6 метров и более использую брус сечением 50 х 200 мм или брёвна ø 200 мм.

Сложность конструкции ферм

Ферма отличается от простой стропильной системы тем, что внутри рамы устанавливают одну или две дополнительные распорки (подстропильные ноги). Их функция заключается в том, чтобы максимально разгрузить пролёт стропил. Такие стропильные системы называют висячими.

Различные решения конструкции ферм представлены на нижнем рисунке. На нижнем фрагменте рисунка представлена схема перекрытия кровлей пролёта гаража длиной от 12 до 16 метров. Такие гаражи строят для предприятий, содержащих свой автопарк.

foto25077-6

Теплоизоляция

Утепление кровли имеет смысл, если бокс будет отапливаться. Для этого устанавливают котлы различной конструкции, электрообогреватели или протягивают трубы к радиаторам от домового котла. В любом случае, чтобы удержать тепло внутри гаража нужно утеплять не только пол, стены, но и потолок.

Наилучшим вариантом теплоизоляции односкатной крыши со стропильной системой является укладка рулонного утеплителя между балками перекрытия на подшивку из досок или листов ОСБ.

Так как рулонный материал утеплителя бывает шириной 1м и 1,2 м, то шаг между балками выдерживают в этом размере по осям. Утеплитель при укладке плотно занимает своё пространство, не оставляя щелей. Теплоизоляционные маты толщиной 50 мм укладывают внахлёст, в три слоя.

Во втором варианте, когда односкатная крыша гаража представляет собой железобетонные плиты, уложенные под наклоном на стены разной высоты, утепление кровли производят следующим образом:

  • по периметру крыши устраивают борта высотой 150 – 200 мм. Это может быть продолжением кладки стен или специальные щиты из листового материала;
  • сухую поверхность плит очищают от грязи и мусора;
  • застилают плёночной пароизоляцией;
  • всё засыпают керамзитом толщиной 100 – 150 мм;
  • засыпку уплотняют подручными средствами;
  • поверх делают стяжку из цементного раствора марки не менее М 150 и толщиной 50 мм;
  • стяжку укрывают мягкой кровлей на битумной мастике.

Инструменты и материалы

Для установки стропильной системы крыши гаража понадобятся инструменты и материалы.

foto25077-7

Инструменты:

  • циркулярная и торцевая пила;
  • электролобзик;
  • пила по дереву;
  • молоток, топор;
  • электродрель и шуруповёрт;
  • рулетка, лазерный уровень;
  • маркер.

Материалы:

  • брус цельный или клееный;
  • доски;
  • фанера или листы ОСБ;
  • рулонная гидроизоляция;
  • рубероид;
  • жидкий антисептик;
  • метизы (болты, гайки, шурупы, саморезы, гвозди);
  • металлические монтажные уголки.

Инструкция по строительству своими руками

Нужно рассмотреть два варианта устройства кровли – строительство односкатной крыши обособленного гаража и бокса-пристройки.

Пошаговая инструкция по возведению обособленного гаража с односкатной крышей:

  1. В зависимости от условий грунтового основания возводят ленточный или столбчатый фундамент.
  2. Устраивают ростверк, заливая опалубку с армокаркасами.
  3. Возводят стены из кирпича, шлакоблоков или пеноблоков одновременно с установкой ворот.
  4. Внутри на песчано-щебёночной подушке делают стяжку пола из бетона.
  5. Наверх противоположных двух стен, покрытых рубероидом, укладывают опорный брус (мауэрлат), который крепят к кладке шпильками.
  6. На мауэрлат опирают балки перекрытия, фиксируя их шурупами или гвоздями.
  7. Балки подшивают снизу фанерой или листами ОСБ, используя шуруповёрт.
  8. Сверху перекрытие застилают пароизоляцией (полиэтиленовой плёнкой).
  9. Пространство между балками заполняют утеплителем.
  10. С одной стороны, на стену устанавливают вертикальные стойки, крепя их метизами к мауэрлату с последующей обшивкой фронтона.
  11. Верх стоек и противоположные концы балок соединяют воедино стропилами, получая ряд ферм.
  12. Поверх стропил устанавливают обрешётку из досок.
  13. Обрешётку укрывают рулонной гидроизоляцией.
  14. Монтируют кровельное покрытие (профнастил, черепицу битумную, натуральную, ондулин, металлочерепицу и т.п.).

Пошаговая инструкция по возведению односкатной крыши гаражного бокса-пристройки:

  1. Под пристройку возводят фундамент отдельный от основания дома.
  2. Внешние стены вместе с воротами возводят из разных материалов (кирпич, шлакоблок и пр.).
  3. Примыкающую сторону гаража в зависимости от планировки дома можно построить в любом приемлемом исполнении, снабдив перегородку входной дверью.
  4. Уклон крыши делают в сторону ворот. Заднюю сторону кровли пристройки подводят под свесы крыши основного здания.

Видео-инструкция по строительству односкатной крыши гаража своими руками:

Заключение

Устройство односкатной крыши для гаража может быть выполнено в различных вариантах. Их должны объединять единые качества – это прочность, надёжность и эффективная теплоизоляция.

Далеко не всем дано самостоятельно заниматься строительством приусадебных построек по причине нехватки знаний и опыта в этой сфере. В этом случае не надо пытаться строить гараж с односкатной крышей своими руками, а лучше обратиться к профессиональным строителям.

Читайте также: