Фигуры из кирпича в кладке

Обновлено: 18.05.2024

Лицевая кладка из кирпича и камней

- декоративной отделки стен зданий;

- защиты стен от неблагоприятных воздействий внешней среды: атмосферных осадков, перепадов температур, влажности.

Виды. Различают 2 вида лицевой кладки:

- кладка стены и ее лицевой поверхности из одного и того же материала;

Виды кирпичей. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова предлагает 3 определения кирпичу:

1. Искусственный камень, изготовляемый в виде брусков из обожженной глины и употребляемый для построек.

2. Одна штука такого камня.

3. Твердый материал в форме такого камня.

По составу и способу производства кирпич делится на; керамический (глиняный) и силикатный.

Керамический кирпич получают путем обжига глин и их смесей. По структуре может быть полнотелым или пустотным. Пустоты в материале организуются при его формовании (могут быть сквозными или несквозными). Пустотные кирпичи легче полнотелых. А кладка из них обладает лучшими теплоизоляционными свойствами.

Состав силикатного кирпича: = 90% песка, 10% извести и небольшая доля добавок. При добавлении пигментов получают силикатный кирпич практически любого цвета — синего, зеленого, малинового, фиолетового. Пользуется невысокой популярностью, т.к. хорошо впитывает влагу и, как следствие, обладает сравнительно невысокой морозостойкостью. Кроме того, силикатный кирпич отличается от керамического повышенной плотностью и пониженными теплоизоляционными характеристиками, стеновые конструкции получаются более тяжелыми, что требует сооружения фундамента повышенной прочности.

По назначению керамический кирпич делится на: рядовой (строительный) и лицевой (облицовочный, отделочный, фасадный).

Лицевой кирпич — однородного цвета, имеет две гладкие, ровные лицевые поверхности (так называемые «тычок» и «ложок»).

Слева - рядовой кирпич, справа - лицевой

Он, как правило, пустотелый (т.е. содержит много пустот, что делает стену из такого кирпича «теплей»).

Для облицовки используются также фактурный (с рельефным рисунком лицевой поверхности) и фасонный (или фигурный, профильный) кирпичи, применяемые для кладки сложны* форм: арок, столбов и т.п.

Для изготовления каминов и печей используют печной и шамотный кирпичи.

Внешний вид. Размеры кирпича: 250 х 120 х 65 мм.

Цвет. Цвет кирпича в основном зависит от состава глины. Большинство глин после обжига имеют классический кирпичный цвет (а кирпич называют красным). Реже встречаются желтые, абрикосовые или белые кирпичи. Иногда в сырье вводят различные пигментные добавки.

Камень. Камень лицевой — стеновой камень, предназначенный для кладки и одновременной облицовки стен зданий и имеющий одну или две лицевые грани.

Различают следующие фактуры поверхности лицевого камня (виды и характер строения поверхности):

1. Фактура рифленая — шероховатая поверхность с правильным чередованием продольных выступов и (или) впадин,

Одинарный полуторный и двойной кирпичи

2. Фактура колотая (под «шубу» или «скальная») — сколотая поверхность с высотой неровностей рельефа более 8 мм и не прошедшая дополнительную обработку.

3. Фактура гладкая — равномерно шероховатая поверхность без следов обработки, полученная в процессе изготовления.

По заказу потребителя допускается изготовление лицевых камней со шлифованной фактурой, т.е. с равномерно шероховатой поверхностью со следами обработки, полученными при однократном шлифовании.

ПРИМЕРЫ ДЕКОРАТИВНОЙ КЛАДКИ

Одной из разновидностей лицевой кладки является декоративная кладка. Для того, чтобы подчеркнуть архитектурную выразительность кладки и придать строению индивидуальность, применяют различные способы разрезки облицовочного слоя вертикальными швами, раскладки и перевязки кирпича в лицевом слое, а также используя разный по цвету, фактуре и размеру кирпича (рис.2)

строительстве широко распространена декоративная кладка с частично неперевязанными в лицевой версте поперечными вертикальными швами (рис. 3). Например, в лицевом слое поперечные вертикальные швы перевязываются лишь через 3-6 рядов или вся лицевая поверхность кладки расчленена сплошными вертикальными швами на полосы шириной в кирпич. В пределах каждой из этих полос через 2-3 ряда кладки укладывают тычки, что и создает перевязку лицевого слоя с кладкой стены. Возможны и другие варианты перевязки вертикальных поперечных швов лицевого слоя. Однако в любых случаях необходимо, чтобы была обеспечена перевязка кладки облицовочного слоя и основного массива стены. Чередование ложковых и тычковых кирпичей в таких кладках указывается в проекте.

поверхности кладки рельефного рисунка кирпичи располагают, например, так, чтобы в плане плоскости их граней образовали с плоскостью стены угол. Одни кирпичи укладывают плашмя,

другие — на ребро, располагая их в шахматном порядке, в результате чего получается рельефный узор (рис. 4).

Рис. 4. Рельефная декоративная кладка.
а— поясок из кирпичей, уложенных под углом; б — поясок из кирпичей,уложенных под углом и на ребро; в — деталь стены из кирпичей, уложенныхпод углом

КЛАДКА СТЕН С АРХИТЕКТУРНЫМИ ДЕТАЛЯМИ

Архитектурные детали фасадов зданий, выполняемые из кирпича и камней, усложняют кладку. Сложность кладки наружных стен устанавливают по каждому этажу в целом в виде выраженного в процентах отношения площади, занимаемой усложненными частями кладки (на обеих сторонах всех наружных стен), к общей площади лицевой стороны наружных стен без вычета проемов.

В зависимости от сложности кладки наружные стены бывают:

- простые — с усложненными частями, которые занимают площадь, не превышающую 10% лицевой поверхности наружных стен;

- средней сложности — с усложненными частями, которые занимают площадь соответственно не более 20% площади лицевой поверхности наружных стен;

- сложные — усложненные части у них занимают не более 40% площади лицевой поверхности наружных стен;

- особо сложные — с усложненной поверхностью, занимающей более 40% общей площади.

К усложненным частям кладки относятся карнизы из кирпича или керамических камней, пилястры, пояски, сандрики, русты, контрфорсы, полуколонны, эркеры, обрамления проемов криволинейного очертания, а также подоконные и другие ниши.

Пилястр, пилястра (фр. pilastre, ит. pilastro, лат. рilа — столб) — плоский вертикальный выступ (прямоугольный в плане) в стене. Может быть как декоративным, так и конструктивным элементом, устраиваемым для усиления стены.

Карниз (от греч.) — выступающий вперед пояс, венчающий наружные стены здания,

предназначен для защиты стен от дождя. Карниз делиться на три части (снизу вверх: поддерживающая, слезник и венчающая).

Карниз, также — украшение в стене выступом, уступчатою полкой, под кровлею, потолком и пр. Используются для декорирования потолков и стен интерьеров, в основном на стыке потолка и стены. Также наряду с филенками, лопатками, рустами карнизы используются для украшения стен зданий.

Пояс — поясок, гладкая полоса, протянутая горизонтально, слегка выступающая из поверхности стеньг.

Сандрик — декоративная архитектурная деталь в виде карниза или фронтончика (иногда

опирающегося на два кронштейна, пилястры или колонны по сторонам проема), над оконными или дверными проемами на фасадах зданий, реже в интерьерах. Может быть выполнен как над прямоугольным, так и над криволинейным проемом.

Русты — горизонтальные борозды на глубину 30-60 мм в кладке наружной стены, располагаются через четыре-восемь рядов. Русты делят фасад на пояса, создавая рельефную поверхность.

Контрфорс (фр. contrefort — сильный, лат. contra — против), вертикальная конструкция, являющаяся или выступающей частью стены, или отдельно стоящей, соединенной с ней аркбутаном. Способствует устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов.

Полуколонна — колонна, выступающая из стены приблизительно на 1/2 своего диаметра.

Эркер (нем. Erker — фонарь) — полукруглый, многогранный остекленный выступ в стене здания. Проходит через несколько этажей или на всю высоту (обычно кроме первого этажа). Увеличивает площадь внутренних помещений, улучшает освещенность и инсоляцию.

Ниша (фр. noscher — гнездиться, устраивать гнездо, ит. nicchia) — углубление в стене, прямоугольное или полукруглое в плане, имеющее различное завершение перекрытия. Н. употребляется для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов, для устройства фонтанов. Н. применяют и для пластической обработки стены.

Рис. 5. Кладка стен с одновременной облицовкой
силикатными или керамическими плитами:
1 — анкер; 2 — пирон; 3 — прислонные облицовочные
плиты; 4 — прикладной ряд плит.

поясках и т.д. независимо от системы перевязки выполняют из целых кирпичей. При этом свес каждого ряда кладки допускается не более чем на 1/4 длины кирпича, а общий вынос неармированного карниза — не более 1/4 толщины стены.

Если стену выкладывают из пустотелого кирпича, то для свешивающихся рядов карнизов, поясков, а также других частей, требующих тески кирпича, используют обыкновенный (полнотелый) или специальный (профильный) лицевой кирпич. Для облицовки стен одновременно с их возведением применяют закладные, т. е. защемляемые в кладке, и другие виды плит, которые закрепляют с помощью стальных скоб, крюков и проволоки. Скобы, крюки и проволоку закладывают в швы между кирпичами или камнями в процессе кладки. Применяют также облицовку плитами, закрепляемыми не только проволокой, но и прокладными рядами, заделываемыми в кладку. Для облицовки одновременно с кладкой служат бетонные, керамические, силикатобетонные плиты и плиты из природного камня.

Рис. 6. Рельефная кладка: а — пояски; б — карнизы

их установки отвесом и уровнем, после чего выполняют кирпичную кладку стены на высоту установленного ряда плит. Далее процесс кладки повторяется.

При облицовке плитами из природного камня плиты ряда соединяют между собой скобами или пластинчатыми крюками, заделываемыми в торцовые пазы плит. Закрепляют плиты из природного камня анкерами, а бетонные плиты крепят к кладке за петли проволочными анкерами. Кладку стен с одновременной облицовкой их керамическими, бетонными или силикатными плитами, закрепляемыми с помощью прокладных рядов, выполняют в такой последовательности (рис. 5).

Чтобы придать кладке рифленый узор, кирпичи располагают так: один из них кладут плашмя, другие на ребро. Весь этот рисунок повторяется в шахматном порядке, в результате получается рельефный узор (рис. 6, 7). Поверхность декоративной лицевой кладки может быть выполнена не только гладкой узорчатой, но и рифленой, имеющей пояски высотой в один ряд

Рис. 7. Декоративная кладка поясков

кирпича или несколько кирпичей, кроме того, выполняется расшивка швов.

Для кладки архитектурных деталей применяют также керамические камни, керамические, каменные, бетонные плиты и готовые детали, выполненные из бетона, керамики, природного камня. При оформлении наличников и откосов оконных и дверных проемов в устройстве поясков, карнизов и украшений фасадов применяют бетонные и железобетонные детали. Карнизы с керамическими деталями разрешается делать только в перевязку с кладкой напуском. Причем общий вынос не превышает половины толщины стены. Архитектурными деталями из природного камня оформляют цоколи (рис. 8), наличники, откосы, пояски. Установка архитектурных

Рис. 8. Отделка цоколя кирпичных стен:
а— облицовочным кирпичным камнем; б — облицовочной плиткой; в —подрезной из бетонных блоков; г — из отбойного кирпича; д —оштукатуренный

деталей ведется в процессе кладки, но возможна и по ранее выложенной кладке, крепление крюками или костылями, которые заделываются в гнезда, или скобами, которые заделываются в швы кладки. Способы крепления указываются в проекте.

КРЕПЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Бетонные и железобетонные архитектурные детали применяют при оформлении наличников и откосов дверных и оконных проемов, устройстве поясков, больших карнизов и для украшений фасадов. Для этих же целей используют архитектурные детали из керамики.

Архитектурными деталями из природного камня оформляют преимущественно цоколи, наличники и откосы, а также из них устраивают пояски. Архитектурные детали, как и другие облицовочные изделия, устанавливают как в процессе кладки, так и на ранее возведенные стены. При этом применяют те же способы крепления: крюками или костылями, заделываемыми в гнезда, или скобами, заделываемыми в швы кладки во время ее возведения, и другими способами в соответствии с указаниями, предусмотренными в рабочих чертежах. Карнизы из сборных деталей, имеющие вынос, превышающий половину толщины стены, закрепляют анкерными болтами, предварительно заделанными в кладку на глубину, заданную проектом.

Шедевры от кирпичных дел мастеров: фотоподборка нестандартной кладки

Мы привыкли удивляться архитектурным шедеврам прошлых столетий, но не всегда замечаем работу мастеров нашего времени. Да, древние зодчие творили чудеса, но и современные строители при желании могут создавать не менее впечатляющие конструкции. Чего стоит одна печная труба, завязанная в узел — такое вряд ли было по силам каменщикам древности. Смотрите фотоподборку, ставьте лайк, делитесь публикацией с друзьями!

Источник фото: Яндекс.Картинки

Источник фото: Яндекс.Картинки

Винтовая кладка — как такое возможно?

Строители-виртуозы обожают подавать свою работу с изюминкой. Ну не могут они класть кирпич стандартно: если колонна — так винтовая; труба — так в узел её завязать; арка — словно изящный шёлк, застывший по взмаху волшебной палочки. С виду — чудеса и нарушение всех законов физики, на деле — точнейший расчёт и применение компьютерного конструирования. Видимо, древние зодчие ждали вдохновения, а современные строители разрабатывают креативные идеи не без помощи кибертехнологий.

Кирпичные барельефы на каминах и другие скульптуры из кирпича

Кирпич является одним из древнейших строительных материалов. Из него возводились здания со времен Ветхого Завета, хотя методология определения временных рамок здесь может быть спорной. Частично об исторической роли кирпича написано в тут . Но помимо строительного назначения, кирпич можно использовать и как материал для скульптуры. Причем некоторые творения могут поражать своими размерами.

Памятник паровозу Маллард в Англии Памятник паровозу Маллард в Англии

Так в Англии в графстве Дарем в 1994 году был воздвигнут памятник самому быстрому паровозу планеты. В далеком 1936 году британский локомотив Маллард разогнался до скорости 202 км/ч. Соорудил памятник шотландец Дэвид Мах полностью из кирпичей. Длинна скульптуры составила 40 метров, а высота - 7. Но самое интересное, что на памятник было потрачено 185 000 кирпичей, а вес получился около 15000 тонн.

Вид на памятник самому быстрому паровозу Вид на памятник самому быстрому паровозу

Величественное сооружение впечатляет туристов, так как заметна издалека. Не все знают, что в памятник была заложена капсула времени с посланием для будущих поколений.

Ещё один необычный памятник можно встретить в городке Шарлот в Северной Каролине США. Его создал скульптор Бред Спенсер. На фрагменте кирпичной кладки высечены фигуры детей, которые взбираются на огромную книгу, словно на кирпичный забор. Скульптура так и называется «Жизнь – раскрытая книга».

Памятник "Жизнь-раскрытая книга" Памятник "Жизнь-раскрытая книга"

Герои скульптуры символизируют трудности, которые преодолевает каждый, чтобы его жизнь реализовалась на все 100%. Спенсер автор нескольких работ из кирпича, все они «построены» в разных небольших городках Северной Каролины. Большего всего автор предпочитает создавать трехмерные фигуры. Он использует технологию, которую когда-то применяли в Древнем Вавилоне. За выбор материала для своих скульптур Спэнсера прозвали народным скульптором.

Ещё одна скульптура Спенсера "Внимательное путешествие" Ещё одна скульптура Спенсера "Внимательное путешествие"

Сейчас не многие скульпторы применяют кирпич, но иногда можно встретить очень интересные барельефы в работах профессиональных печников. Мода необычно обтачивать печной кирпич зародилась в нашей стране относительно недавно. До этого такой способ украшения был весьма дорог, так как было мало качественного материала и опытных мастеров.

Пример барельефа на камине Пример барельефа на камине

Сейчас такие печники-скульпторы встречаются в каждом крупном городе. Их работа стоит не дешево, но, благодаря появлению недорогого материала, становится все более и более доступной.

Расскажите в комментариях, заказывал ли кто-нибудь подобные камины или печи? Сколько стоит работа мастера в вашем городе?

Как использовать старый кирпич

Приусадебные территории или сад можно украсить самыми разными способами. Одним из таких является создание построек из кирпича. Использование именно этого материала не только придаст некоторой свежести окружению, но и будет весьма практичным шагом. Что именно можно сделать из кирпича смотрим в нашем обзоре.

Оригинальные самоделки из кирпича: 24 ярких примера

1. Место для костра

Красивое место для костра украсит обстановку в любом дворе около дома.

Красивое место для костра украсит обстановку в любом дворе около дома.

2. Интересное сооружение с кирпичей

Интересное и удобное сооружение с кирпичей, практичное и удачное решение для двора.

Интересное и удобное сооружение с кирпичей, практичное и удачное решение для двора.

3. Держатель книг из кирпича

Окрашенный кирпич возможно использовать в качестве держателя книг.

Окрашенный кирпич возможно использовать в качестве держателя книг.

4. Подсвечник-кирпич

Прекрасный вариант создать подсвечник из кирпича - простое решение для дома.

Прекрасный вариант создать подсвечник из кирпича - простое решение для дома.

5. Винтажная кирпичная садовая арка

Винтажная кирпичная садовая арка - хороший вариант для оформления территории в саду.

Винтажная кирпичная садовая арка - хороший вариант для оформления территории в саду.

6. Водопад в углу двора

Прекрасный вариант оформить территорию в углу двора при помощи декоративного водопада.

Прекрасный вариант оформить территорию в углу двора при помощи декоративного водопада.

7. Красочная яркая плитка во дворе

Яркая и красочная плитка во дворе, украсит всеобщую обстановку.

Яркая и красочная плитка во дворе, украсит всеобщую обстановку.

8. Кирпичная спираль

Участок для посадки растений по кирпичной спирали, красивое сочетание.

Участок для посадки растений по кирпичной спирали, красивое сочетание.

9. Симпатичная окантовка клумбы

Кирпичи служат красивой и симпатичной окантовкой клумбы, что украсит любой сад или огород.

10. Окрашенная кирпичная дорожка

Симпатичная окрашенная кирпичная дорожка, которая создаст невероятную обстановку во дворе.

Симпатичная окрашенная кирпичная дорожка, которая создаст невероятную обстановку во дворе.

11. Простой костер из простого кирпича

Интересный вариант оформления места для костра из простого кирпича.

Интересный вариант оформления места для костра из простого кирпича.

12. Кирпичная поилка для птиц

Удобная кирпичная поилка для птиц, которая украсит и облагородит сад одновременно.

Удобная кирпичная поилка для птиц, которая украсит и облагородит сад одновременно.

13. Уютный гостиный уголок

Возможно создать уютный гостиный уголок используя самые обычные кирпичи.

Возможно создать уютный гостиный уголок используя самые обычные кирпичи.

14. Украшение кирпичами

Возможно украсить любой горшок, или место которое хочется выделить именно каменной кладкой.

Возможно украсить любой горшок, или место которое хочется выделить именно каменной кладкой.

15. Обновление дорожки во дворе

Можно просто и красиво украсить и обновить дорожку кирпичами во дворе.

Можно просто и красиво украсить и обновить дорожку кирпичами во дворе.

16. Место для барбекю

Отличная возможность создать с кирпича место для барбекю, своими руками.

Отличная возможность создать с кирпича место для барбекю, своими руками.

17. Печь своими руками

Прекрасный вариант - печь из кирпича во дворе любимого дома.

Прекрасный вариант - печь из кирпича во дворе любимого дома.

18. Декоративное сооружение из кирпича

Интересный фрагмент во дворе, который создаст определенную обстановку - кирпичная стена с воплощением идеи.

Интересный фрагмент во дворе, который создаст определенную обстановку - кирпичная стена с воплощением идеи.

19. Оригинальное место для костра

Один из самых лучших вариантов для того чтобы обустроить место для костра - обложить его кирпичами.

Один из самых лучших вариантов для того чтобы обустроить место для костра - обложить его кирпичами.

20. Фрагментарная мозаика в саду

Интересный вариант создать мозаику в саду фрагментами на земле, то что создаст простую, но интересную атмосферу.

Интересный вариант создать мозаику в саду фрагментами на земле, то что создаст простую, но интересную атмосферу.

21. Мозаика во дворе дома

Красивый вариант оформления мозаики во дворе, который украсит самое необыкновенное место.

Красивый вариант оформления мозаики во дворе, который украсит самое необыкновенное место.

22. Метки для отметок грядок

Отличные метки, которые украсят обстановку в саду и удачно будут сочетаться с обстановкой.

Отличные метки, которые украсят обстановку в саду и удачно будут сочетаться с обстановкой.

23. Крыльцо выложено кирпичами

Удачное оформление крыльца при помощи кирпичной кладки, облагородит и обустроит еще более крыльцо.

Удачное оформление крыльца при помощи кирпичной кладки, облагородит и обустроит еще более крыльцо.

24. Удачное оформление место для костра

Хороший вариант оформления места для приготовления пищи на открытом воздухе.

Хороший вариант оформления места для приготовления пищи на открытом воздухе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Фигуры из кирпича в кладке

Автор: Джон Коллинсон. Кирпичная кладка. Полное руководство

Хотя отдельный кирпич является не более чем простым прямоугольным параллелепипедом, кирпичи могут объединяться вместе множеством различных способов, создавая поразительные декоративные орнаменты и фигуры невообразимой сложности. Такая область декоративного применения может быть существенно расширена благодаря несметному количеству цветов и текстуры существующих кирпичей. Так что в представлении о том, что каменщик — это не просто ремесленник, а «художник обожженой глины», есть, несомненно, определенная доля истины. Наша цель здесь — дать некоторые идеи по улучшению ранее описанного внешнего вида кирпичной кладки, используя ряд простых приемов декоративного оформления. Помимо этого, вокруг имеется огромное множество кирпичных сооружений, которым можно придать дополнительное вдохновение.

В силу самой своей природы декоративная кирпичная кладка служит для привлечения внимания к визуальным элементам стены и сама является композиционным центром. Имея в виду это обстоятельство, очень важно учитывать следующие ключевые моменты:

• Вся декоративная работа/композиция должна быть полностью выровнена по уровню и по отвесу.

• Все выступающие или нависающие ряды кирпичей должны быть аккуратно выровнены по краю или по ребру, на которое будет направлен взгляд. Общим правилом в данном случае будет следующее: кладка, расположенная высоко, над головой, должна выравниваться по нижнему краю, если же она находится низко, то выравнивание производится по верхнему краю. Из этого правила есть несколько исключений, и я о них позднее расскажу.

• Следует тщательно отбирать кирпичи для декоративных работ; дефектные и/или поврежденные кирпичи для этой цели не годятся

• Кирпичи, используемые для декоративных элементов, должны быть одинакового размера. Любые отклонения окажутся очень заметными и испортят весь эффект; если кирпичи будут слишком большого или слишком маленького размера, то швы будут неровными.

• Следует тщательно выбирать место для декоративных элементов. Масса таких элементов способна наложиться на структуру перевязки несущей стены, и сама по себе ухудшить конструкционную прочность ради эстетического восприятия. Точно так же их не следует применять в случаях серьезных нагрузок: например, будет вполне приемлемой декоративная панель на обособленном пилястре, но только не в случае, когда пилястр поддерживает торец строительной балки.

• При выведении декоративных элементов требуется концентрация внимания: нет ничего хуже, чем внезапно вспомнить, что кирпич с контрастной окраской необходимо было положить еще шестью рядами ранее!

Кирпичи контрастных цветов

Вероятно, самым простым способом введения декоративного элемента является использование кирпичей, отличающихся по цвету от кирпичей, которыми выложена большая часть стены. Это могут быть несколько рядов кирпичей иного цвета, образующих полосу, или кирпичей иного цвета, служащих для создания элементов в схеме перевязки. В обоих случаях основная схема перевязки стены совершенно не меняется, так что ее конструкционная прочность не ухудшается.

В случае, когда декоративный элемент выступает наружу (см. рис. ниже), образуя выступ, на котором может скапливаться дождевая вода, целесообразно использовать такие кирпичи, как, к примеру, высокопрочный синий кирпич из стаффордской глины, который не подвержен растрескиванию и разрушению под действием мороза.

Если же для создания элемента применялся более мягкий, контрастный облицовочный кирпич, то почти всегда его следует класть заподлицо с остальной стеной. При таком огромном разнообразии цветов и текстуры существующих кирпичей возможности по составлению и объединению рисунков и полос практически безграничны. Единственным сдерживающим фактором, по-видимому, является лишь воображение дизайнера или каменщика!

Геометрический ромбовый рисунок — это древний геральдический символ, служащий для оживления ровных, плоских поверхностей с использованием различных фигур. Ими были, как правило, квадраты, прямоугольники или чаще всего ромбовидные фигуры, подобные тем, что показаны на рис. выше. Однако истинные ромбовидные фигуры обычно выполняются гораздо более крупными (см. рис. риже).

Орнамент в виде ромба может заключаться просто в выделении крупных, явных ромбических фигур в исходной схеме перевязки, но эти фигуры, как правило, довольно вытянуты в горизонтальном направлении. Истинные ромбовидные фигуры обычно выполняются высокими, а не широкими, и для получения требуемого рисунка необходимы некоторое количество разрезанных кирпичей и разрыв кладки. На примере, показанном на рисунке, расположенном ниже, ложковая перевязка на несущей стене должна была включать множество разрезанных кирпичей, чтобы можно было выполнить выступающие одиночные ромбовидные узоры.

Ряды кирпичной кладки с выступающими кирпичами

Ряд кирпичной кладки с выступающими кирпичами образуется с помощью поочередно выступающих из внешней стороны стены и утопленных внутрь ее кирпичей. Ромбовидные рисунки создаются с помощью тычков, выступающих или утопленных максимум на 28 мм, при этом 18–20 мм — это норма. Обыкновенно подобные ряды кирпичной кладки образуются с использованием выступающих кирпичей.

В одном из типовых применений ряд кирпичной кладки с выступающими кирпичами располагается между двумя поясками, образуя декоративную полосу; особенно эффектно это смотрится на уровне второго этажа дома (см. рис. ниже). В этом случае получившийся декоративный элемент часто носит название «поясок кладки», и он может как располагаться только в одном месте, так и проходить вокруг всего здания. При наличии выступающих поясков кладки взгляд будет направлен внизу на нижнее ребро первого пояска (что и следовало ожидать), а вверху — на верхнее ребро второго пояска (что противоречит обычному эмпирическому правилу).

Несмотря на то что верхнее ребро находится над головой, оно будет являться в данном случае самым выделяющимся, поскольку взгляд вдоль нижнего края «смягчается» из-за наличия ряда кирпичной кладки с отдельными выступающими кирпичами. Еще раз следует подчеркнуть, что выступающие элементы были выполнены из высокопрочных синих кирпичей из стаффордской глины благодаря их высокой стойкости к воздействию холода.

Если в кирпичной кладке есть выступающие тычки и другие выпуклые декоративные элементы, то сзади на стене появятся, соответственно, места с утопленными кирпичами. Это несущественно в случаях, когда обратная сторона стены не видна. Однако там, где она видна, заглубление нежелательно как с точки зрения эстетики, так и потому, что при этом образуется выступ, на котором задерживается дождевая вода. Одним из решений будет разрубить тычки пополам, чтобы одна половинка выступала бы спереди на лицевой стороне стены, а вторая половинка располагалась бы заподлицо с задней поверхностью стены. Отсюда и появилось название «кирпич-половняк».

Особенности объекта строительства

При выкладывании рядов кирпичей с любыми изолированными выступающими кирпичами необходимо сначала выполнить большую часть кладки, а затем уже, в последнюю очередь, чтобы не мешал шнур-причалка, выкладывать все выступающие кирпичи. Все выступающие детали должны выступать на одинаковое расстояние. Чтобы, как и в случае поясков, повысить точность кладки, для измерения выступающих частей рекомендуется использовать специальную деревянную накладку. Выступающий ряд кирпичной кладки с отдельными выступающими кирпичами можно выкладывать по шнуру-причалке после того, как оба крайних выступающих кирпича будут уложены должным образом.

Кладка из кирпичей, поставленных на торец

Ряд кладки из кирпичей, поставленных на торец - это ряд кирпичей, уложенных вертикально «на попа». Обычно такой ряд располагается непосредственно над дверным или оконным проемом. Длина кладки из кирпичей, поставленных на торец, над проемом, как правило, такая же, что и ширина проема между откосами проемов. Существует ряд важных моментов, которые следует учитывать при выкладывании кирпичей, поставленных на торец:

• Длина кирпичей, отобранных для кладки «на попа», не должна меняться, иначе, когда верхнее ребро выводится по шнуру-причалке, нижнее ребро будет неровным. Даже несмотря на то, что нижнее ребро является обычно именно тем ребром, на который будет направлен взгляд, кладку из кирпичей, укладываемых на торец, как правило, ведут все равно по шнуру-причалке сверху, из-за чего так важно, чтобы все кирпичи были равной длины.

• Ширина дверных и оконных проемов не всегда кратна длине кирпичей, поэтому очень важно вначале установить ряд кирпичей на торец без раствора, чтобы посмотреть, нужно ли — и на сколько — изменить толщину вертикальных швов. Целесообразно после того, как кирпичи были выложены «насухую», воспользоваться карандашом или мелом, чтобы сделать отметку верха опорной стальной перемычки и положения вертикальных швов.

• Благодаря шнуру-причалке лицевая поверхность поставленных на торец кирпичей во время выкладывания не «гуляет», что могло бы испортить наружную сторону стены. В случае коротких рядов кладки (например, над дверью) вертикально стоящие кирпичи обычно выкладываются сразу от одного конца до другого. Если же ряды более длинные, то кладку кирпичей начинают, как правило, от обоих концов и движутся к середине.

• Что касается отклонения наружной стороны, то лицевая поверхность стоящих кирпичей должна быть вертикальной, а их нижняя часть не должна выступать наружу или заходить внутрь. Вертикальность лицевой стороны стоящих кирпичей проверяют, используя второй шнур-причалку в нижней части ряда стоящих кирпичей.

• Все установленные на торец кирпичи должны располагаться строго вертикально и не иметь наклона ни в какую сторону. Во время выкладывания каждый из кирпичей следует проверять с помощью уровня-лодочки.

• Наконец, при кладке стоящих кирпичей над дверным или оконным проемом следует предусмотреть установку дренажных трубок.

При укладке последнего вертикально устанавливаемого кирпича могут возникнуть сложности, связанные с сохранением чистоты кирпичной кладки. Устанавливая последний кирпич, на его обе стороны и на оба уже стоящих на месте кирпича наносится тонкий слой раствора. Последний стоящий кирпич осторожно устанавливается на место; при этом надо следить, чтобы строительный раствор не слишком выдавливался и не пачкал лицевые поверхности кирпичей.

Применение кладки из поставленных на торец кирпичей не ограничивается лишь дверными и оконными проемами; их также можно нередко видеть под оконными проемами на уровне подоконника. Кладка из вертикально стоящих кирпичей может выполняться в свободно стоящей стене, может выкладываться по всей ширине фасада здания или вокруг всего здания на уровне второго этажа, образуя декоративную полосу или поясок.

Простые декоративные панели

Использование декоративной панели — это весьма общепринятый метод улучшения внешнего вида невзрачной кирпичной стены. Хотя панель может выступать или быть заглубленной относительно окружающей кирпичной кладки, обычно ее делают вровень с лицевой поверхностью окружающей стены.

Панели можно встраивать в отдельно стоящие стены или здания. На зданиях они обычно располагаются под оконными проемами из-за недостаточной прочности их конструкции и несущей способности. Независимо от местоположения, работа начинается с того, что в кирпичной кладке оставляется проем, в котором будет выкладываться панель после того, как будут уложены до верха проема/предполагаемой панели все кирпичи из окружающей кладки.

В примере с панелью с кирпичами, уложенными в шахматном порядке (см. рис. выше), оставленный проем с учетом 10-мм швов с раствором составляет три кирпича в ширину (685 мм) и девять рядов в высоту (675 мм). После того как панель будет выложена в проеме, можно продолжить кладку следующих кирпичей прямо поверх панели. Панели не обязательно должны быть квадратными, но чтобы придать некоторую симметрию рисунку, лучше, если ширина будет кратна количеству целых кирпичей, а высота кратна трем рядам. При выкладывании панелей очень важно, чтобы проем внутри был строго вертикальным, а кирпичи в кладке по обеим сторонам проема находились на одном уровне.

Существует масса различных рисунков кирпичной кладки, которые можно выполнить в виде панели, причем некоторые рисунки можно поворачивать на 45°, образуя ряд новых вариантов. Однако подобный подход требует сложной разметки и множества раскалываний под углом, поэтому лучше всего начинать с двух простых рисунков, для которых требуются раскалывание кирпичей под прямым углом: это кладка кирпичей в шахматном порядке и диагональная кладка «елочкой».

Панели с кирпичами, расположенными в шахматном порядке Кирпичи, укладываемые в шахматном порядке, образуют группы по три кирпича, попеременно уложенных вертикально и горизонтально. Создание начинается с формирования готового к кладке панели проема в основной стене. Далее кирпичи панели укладываются в последовательности, показанной на рисунке, расположенном ниже. Это не единственная последовательность, которую можно использовать, но именно она наиболее проста и удобна для каменщика. При укладке кирпичей в панель все ложковые ряды кладутся по шнуру-причалке, поскольку постельные швы должны совпадать с постельными швами основной стены.

Первыми кладутся кирпичи 1 и 2. Далее шнур-причалка переставляется для укладки кирпичей 3 и 4, затем она снова переставляется для укладки кирпичей 5 и 6, после которых кладутся три вертикально стоящих кирпича (7, 8 и 9). Эти кирпичи укладываются вертикально; вертикальность сторон каждого из них проверяется с помощью уровня-лодочки, а лицевая сторона выравнивается по окружающей кирпичной кладке с помощью правила или строительного уровня. Такая общая схема повторяется по мере возведения панели вверх, после чего кладка кирпичей основной стены продолжается сверху панели.

Панели с диагональной кладкой «елочкой»

Диагональная кладка «елочкой» состоит из ряда ложков и вертикально стоящих кирпичей, уложенных под углом 90° друг к другу, которые образуют диагональный рисунок под углом 45° к горизонтали (см. рис. ниже). Несмотря на то, что кладка «елочкой» образована только вертикально стоящими кирпичами и ложками, она гораздо сложнее по сравнению с шахматным порядком кирпичей и требует значительного количества раскалываний. Все раскалывания являются прямоугольными, и для завершения рисунка требуются только неполномерные кирпичи длиной 65 и 140 мм, правда, рубка должна выполняться очень аккуратно, и все кирпичи должны быть одной длины, иначе ошибки будут очень заметны в швах, заполненных раствором. Из-за относительно сложного рисунка от каменщика требуется быть очень внимательным, так как легко ошибиться, особенно если используются кирпичи двух цветов.

Кирпичи панели кладутся в порядке, показанном на рис. выше, начиная с правого нижнего угла. В этом случае использование шнура-причалки только для одного ложка в каждый момент времени становится нецелесообразным, поэтому ложки кладутся и выверяются по уровню-лодочке, а лицевая сторона выравнивается по окружающей кирпичной кладке с помощью правила или строительного уровня.

Эти кирпичи укладываются вертикально; вертикальность сторон каждого из них проверяется с помощью уровня-лодочки, а лицевая сторона выравнивается по окружающей кирпичной кладке с помощью правила или строительного уровня. Такая схема действия «вверх и вниз от одного края до другого» повторяется в процессе кладки панели, а затем продолжается возведение кирпичной кладки основной стены над ее верхом. Следует предпринять все меры и обеспечить должную толщину швов, чтобы они шли вровень с постельными швами кирпичной кладки основной стены. Слишком тонкий постельный шов под одним из уложенных на торец кирпичей способен очень быстро нарушить симметрию кладки «елочкой».

Простые переплетающиеся орнаменты на окнах

Декоративные панели можно также встраивать в лицевую поверхность обособленного или примыкающего пилястра; способ образования проема в пилястре, куда будет встраиваться панель, точно такой же, как и ранее. Для создания заметного эффекта панель должна быть как минимум в один кирпич шириной.

Поэтому панели могут устраиваться только в пилястрах шириной как минимум в два кирпича, как минимум в одном направлении. Панели на пилястрах обычно ограничиваются только одной стороной; панель должны составлять не более двух противоположных сторон. Если пытаться встроить панель на три или на все четыре стороны пилястра, то это существенно ухудшит перевязку и отрицательно скажется на прочности пилястра.

В квадратной конструкции размером 2 х 2 кирпича обособленного пилястра в английской перевязке с панелью с переплетающимся орнаментом на одной стороне (см. рис. ниже), в рядах 5, 7 и 9 используются половинки кирпича. Если необходимо, это может быть повторено на обратной стороне пилястра без существенного ухудшения перевязки и прочности возведенного пилястра.

Вследствие малого отношения ширины к высоте пилястра выложенные панели будут, как правило, узкими и высокими, поэтому они иногда называются «панелями с переплетающимся орнаментом».

Некоторые каменщики стремятся персонализировать свою работу путем использования надписей, образующих слова или инициалы (см. рис. ниже). Инициалы в данном примере включают в себя несколько довольно сложным образом расколотых под углом кирпичей, чтобы более точно воспроизвести истинную форму букв. Подобное раскалывание лучше всего выполнять с помощью машины.

Относительно простые раскалывания кирпичей под прямым углом могут использоваться для создания более стилизованных, «блочных» надписей, которые, в общем-то, проще реализовать в случае, если доступ к машинам затруднен. Этот тип надписей можно еще более выделить, используя выступающие кирпичи.

Художественная кирпичная кладка

Художественная кирпичная кладка

Что может быть красивого и интересного в обычной кирпичной кладке? В ней может быть настоящая художественная красота. Конечно, все зависит от того, насколько опытный каменщик и насколько у него развязаны руки, чтобы творить настоящий строительный произвол с художественной составляющей.

Глядя на необычные формы, которые люди могут создавать с помощью обычного кирпича, приходишь в некоторый ступор и не понимаешь, как им удалось это сделать. Опять же, внешний вид обманчив, и порой кажущиеся, на первый взгляд, сложные элементы кирпичной кладки, могут быть в исполнении довольно простыми. И наоборот, казалось бы, элементарная кладка, может доставлять массу различных проблем. Что может быть проще того, чтобы положить ровную полосу кирпича? Ничего, кроме того, что нужно соблюдать уровень и четкую линию, в то время, как волнообразную линию, к примеру, положить куда проще, особенно если вам дана творческая свобода. Но в целом это сложный и кропотливый труд, заслуживающий уважения. А люди, способные творить красивые вещи из обычного прямоугольно кирпича, — настоящие художники и мастера своего дела.

Читайте также: