Цокольный барабан космический корабль

Обновлено: 04.05.2024

Приводнение корабля SpaceX с гражданским экипажем сняли на видео

Момент приводнения в Атлантическом океане космического корабля Crew Dragon американской компании SpaceX с первым в мире экипажем, состоящим полностью из гражданских лиц, сняли на видео. Трансляция велась на сайте компании.

SpaceX поздравила астронавтов, опубликовав в Twitter пост с подписью «С возвращением на Землю».

16 сентября SpaceX впервые осуществила запуск ракеты-носителя Falcon 9 с кораблем Crew Dragon, экипаж которого составляют исключительно гражданские лица, с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида, США). В рамках миссии Inspiration4 в космос отправились сразу четыре человека — миллиардер Джаред Айзекман, исследовательница Сиан Проктор, помощник врача Хейли Арсенокс и ветеран Военно-воздушных сил (ВВС) США Кристофер Семброски.

Экипаж полностью гражданской миссии SpaceX Inspiration4 благополучно вернулся на Землю

Космический корабль Crew Dragon полностью гражданской миссии Inspiration4 успешно приводнился в Атлантическом океане неподалёку от побережья штата Флорида. Трансляция события велась на YouTube-канале компании SpaceX. На околоземной орбите корабль провёл около трёх суток.

Источник изображений: SpaceX

Источник изображений: SpaceX

Подготовка к посадке началась за несколько часов до её начала. Примерно за час до снижения в автоматическом режиме включились двигатели Crew Dragon, что позволило кораблю сократить высоту орбиты.


Около 2:00 по московскому времени капсула вошла в плотные слои атмосферы, а спустя пару минут выпустила основные парашюты. Приводнение в Атлантическом океане состоялось в 2:08 по московскому времени.




В частности, отмечается, что эксперименты были связаны с особенностью движения жидкостей в условиях микрогравитации. Кроме того, экипаж провёл забор мазков на анализ из разных частей тела, чтобы изучить, как под воздействием невесомости изменяется микробиом человека. Также было проведено несколько когнитивных тестов. Как отмечают в SpaceX, «результаты этих исследований будут иметь потенциальное значение для поддержания здоровья людей как на Земле, так и во время будущих полётов».


В ходе миссии Inspiration4 её экипаж через Twitter рассказал, чем питается на борту корабля Crew Dragon. В рацион группы вошли кофе, чай, снеки, бутерброды, овощное ассорти, фрикадельки из баранины, паста, пицца и другие блюда.

Во время полёта корабль достиг рекордной для пилотируемой миссии орбиты высоты 590 км, что значительно выше орбиты Международной космической станции и космического телескопа «Хаббл» . Последний раз пилотируемый корабль достигал столь высокой орбиты в 2009 году, когда в рамках миссии STS-125 экипаж шаттла Atlantis проводил обслуживание космического телескопа «Хаббл», орбита которого на тот момент достигала 578 км.

Недавний полёт Crew Dragon также позволил побить рекорд по числу одновременно находящихся в космосе людей. Он удерживался более четверти века. В марте 1995 года на низкой околоземной орбите находились 13 человек, с полётом Inspiration4 эта цифра выросла до 14.

Компания SpaceX планирует провести очередную космическую миссию, состоящую из полностью гражданского экипажа, в начале следующего года. Она будет проводиться вместе с компанией Axiom Space, которая подготовит будущую команду корабля Crew Dragon к отправке к Международной космической станции. Отмечается, что в состав экипажа войдёт бывший астронавт NASA Пегги Уитсон (Peggy Whitson). О трёх других членах экипажа пока ничего неизвестно.

SpaceX показала новую версию пассажирского корабля Crew Dragon со стеклянным куполом

SpaceX опубликовала изображение особой версии своего космического корабля Crew Dragon, показав интересное стеклянное купольное окно сверху, позволяющее более полно насладиться видами космоса. Новое изображение показывает знакомый корабль, напоминающий по форме пулю, но теперь со вскрытым носовым конусом, за которым находится тот самый стеклянный купол.


Этот корабль основан на существующей конструкции Crew Dragon, но не имеет адаптера, который в обычных условиях предназначается для стыковки с Международной космической станцией. Благодаря этому модулю космонавты и грузы перемещаются между МКС и кораблём.

Обычная версия Crew Dragon для стыковки с МКС

Обычная версия Crew Dragon для стыковки с МКС

Однако для орбитальных миссий SpaceX стыковочный адаптер не нужен. Вместо этого космические туристы получат возможность более впечатляющего обзора окружения по сравнению с иллюминаторами нынешнего Crew Dragon. «Вероятно, лучше всего почувствовать себя "в космосе" вы могли бы, находясь в стеклянном куполе», — написал сегодня в своём «Твиттере» глава и основатель SpaceX Илон Маск (Elon Musk).

Подробности о новом варианте космического корабля пока не сообщаются. Crew Dragon — развитие проекта многоразового космического корабля SpaceX Dragon 2 и преемник Dragon 1, который использовался только для перевозки грузов. Сегодня есть две модификации Dragon 2 — пассажирская и грузовая.


Новая версия Crew Dragon для космических туристов

NASA сертифицировало Dragon 2 для полётов с экипажем, но у SpaceX также есть идеи использовать его и для коммерческих полётов, причём первый должен состояться уже в этом году. Это должно было бы удовлетворить растущий интерес к космическому туризму, позволив богатым путешественникам испытать невесомость и взглянуть на Землю со стороны.

SpaceX успешно вернула корабль с космическими туристами на Землю

Члены экипажа коммерческой миссии Inspiration4 надели скафандры и начали подготовку к снижению за несколько часов до его начала. Примерно за час до возвращения автоматически включились двигатели Crew Dragon, чтобы сократить высоту орбиты. Около 02:00 мск 19 сентября корабль вошёл в плотные слои атмосферы и спустя пару минут выпустил основные парашюты. В 02:08 мск ведущий трансляции подтвердил приводнение корабля.

Во время пребывания на орбите члены экипажа провели ряд исследований о влиянии невесомости на человеческий организм. Их результаты «будут иметь потенциальное значение для поддержания здоровья людей как на Земле, так и во время будущих полётов», заверили в SpaceX.

В полёте корабль достиг орбиты высотой 590 км, что гораздо выше орбиты Международной космической станции (около 420 км). Последний раз пилотируемый корабль достигал такой высокой орбиты в 2009 году, когда экипаж шаттла Atlantis провёл обслуживание космического телескопа Hubble. Его орбита достигала 578 км.

Компания SpaceX запустила экипаж на орбиту в 03:02 мск 16 сентября. Ранее участники миссии рассказали в Twitter, чем питались в космосе. Среди прочего они пожаловались на холодную пиццу. Илон Маск пообещал, что в будущем все недочёты исправят.

Самый богатый человек у орбиты Земли. Всё о полёте Джеффа Безоса на корабле Blue Origin

Корабль New Shepard, названный в честь первого американского астронавта Алана Шепарда, стартовал с собственного космодрома Blue Origin в Техасе в 16:12 по московскому времени. Полёт, который транслировали в прямом эфире, продлился 10 с половиной минут, при этом ракета с пассажирами поднялась на высоту более 100 км над уровнем моря, перейдя так называемую линию Кармана, за которой международное космическое сообщество уже начинает отсчёт открытого космоса.

Достигнув орбитальной высоты, отделившаяся капсула с туристами несколько минут провела в невесомости, а после начала опускаться. На Землю аппарат спустился на специальном парашюте, приземлившись в пустынной местности западного Техаса. Поднявшая капсулу многоразовая ракета тем временем приземлилась на специальную площадку примерно в трёх километрах от места старта.

«Это было невероятно!» — так охарактеризовал полёт Безос сразу после приземления.

Таким образом, компания Blue Origin превзошла своих конкурентов из Virgin Galactic, 11 июля запустивших основателя компании Ричарда Брэнсона на ракетоплане VSS Unity на высоту 86 км над Землёй. Несмотря на то что в Blue Origin поздравили Брэнсона с успешным полётом, всё же Безос отказался считать его космическим. Хотя американское космическое агентство NASA признаёт высоту 80 км границей атмосферы Земли, а экипаж Брэнсона уже получил звание «коммерческих астронавтов», по международной классификации первым миллиардером в космосе всё же будет считаться Джефф Безос.

Перед запуском все они прошли 14-часовую подготовку, включающую обучение в классе, практику в тестовой капсуле и ряд других задач, которые должны уметь решать покорители космоса. Тем не менее общие требования к пассажирам New Shepard довольно лояльны. Они должны:

  • весить от 50 до 109 кг;
  • быть ростом от 152 до 193 см;
  • выдерживать перегрузки до 5,5 g;
  • быть способными провести полтора часа в замкнутом пространстве;
  • понимать команды на английском языке при высоком уровне окружающего шума;
  • иметь физическую подготовку, позволяющую им подняться на семь лестничных пролётов за полторы минуты.

История одного полёта

Джефф Безос основал компанию Blue Origin в 2000 году. Испытания прототипа ракеты и капсулы New Shepard шли десять лет, и сейчас компания уже стала одним из лидеров коммерческой космической гонки. В этом направлении ей противостоят конкуренты в лице компании Илона Маска SpaceX, в основном обслуживающей заказы американского космического агентства, и Virgin Galactic, недавно так же, как и Blue Origin, получившей лицензию на «космический туризм».

Как говорится на сайте Blue Origin, миссия компании — «создание будущего, в котором миллионы людей будут жить и работать в космосе на благо Земли». Ради этой миссии Джефф Безос даже покинул должность главы Amazon, которую он занимал со дня основания компании. В последние годы миллиардер всё больше сосредотачивался на развитии Blue Origin, пообещав стабильно продавать для финансирования своего космического детища акции Amazon на сумму около $1 млрд в год.

Разработанная ракета New Shepard высотой более 18,2 м состоит из многоразового ракетного ускорителя и капсулы для пассажиров. Ещё одним предметом гордости для Blue Origin стали самые большие иллюминаторы, когда-либо бывшие в космическом корабле: размером 1 на 0,7 метров. Их сделали такими для лучшего обзора будущих космических туристов, желающих полюбоваться видами Земли и Луны с орбиты.

Отличием корабля New Shepard от ракетоплана VSS Unity стала не только преодолённая высота и форма, больше напоминающая классическую ракету, но и способность летать без пилотов. Первому коммерческому полёту космического корабля от Blue Origin с пассажирами предшествовали 15 успешно прошедших беспилотных испытательных запусков. Кроме того, конструкция New Shepard признана экспертами более безопасной для экипажа: в случае неполадок у ракеты-носителя капсула просто отстыковалась бы, в то время как у экипажа VSS Unity не было бы шансов на спасение при аварии.

Первый гражданский экипаж SpaceX вернулся на Землю после трех дней в космосе

Первый полностью гражданский экипаж SpaceX успешно вернулся на Землю после трех дней в космосе. Капсула Resilience корабля Crew Dragon, созданного космической компанией Илона Маска, приводнилась в Атлантическом океане у побережья Флориды в 02:07 мск. Трансляция посадки велась на YouTube-канале SpaceX.

Корабль SpaceX стартовал из космического центра Кеннеди в американской Флориде рано утром в четверг. Миссия, получившая название Inspiration4, стала первым в истории запуском на орбиту экипажа, в котором нет ни одного профессионального космонавта.

Команду космических туристов возглавил миллиардер Джаред Айзекман, основатель и гендиректор платежной компании Shift4 Payments. Он оплатил полет для себя и еще трех попутчиков: ветерана ВВС США Криса Земброски, ученого-геолога Шиан Проктор и ассистентки врача Хейли Арсено.

Реклама на Forbes

Одной из целей полета был сбор средств для детской исследовательской больнице в Мемфисе. Арсено — одна из ее сотрудниц, а Земброски выиграл билет на Crew Dragon, пожертвовав деньги клинике. Проктор получила билет через конкурс, организованный Shift4 Payments, сообщал CNBC

В ходе полета туристы поднялись на высоту 575 км над Землей, выше орбит Международной космической станции (420 км) и телескопа «Хаббл» (540 км). На этой высоте Crew Dragon облетал Землю каждые 90 минут на скорости примерно 27 360 км/ч — примерно в 22 раза быстрее скорости звука, писало Reuters.

Экипаж Inspiration4 провел несколько видеотрансляций с борта космического судна: туристы, в частности, пообщались с пациентами детской больницы, пожертвования для которой собирала миссия, а также рассказали, как проводят время на орбите.

«Мы отдаем все свободное время научным исследованиям и немного играем на укулеле, а также стараемся привлечь внимание к важному для нас делу на Земле», — отметил в ходе включения Джаред Айзекман. Крис Земброски рассказал, что взял в полет специально модифицированную гавайскую гитару и даже сыграл на ней песню. Шиан Проктор показала рисунок, сделанный ею с помощью специальных металлических ручек, на котором изображен запуск Crew Dragon.

Члены экипажа также продемонстрировали большой купольный иллюминатор, через который они любовались космическими видами. SpaceX добавила его вместо стыковочного модуля, необходимость в котором отпала, поскольку корабль не должен был соединяться с МКС, пояснила The Wall Street Journal. Первым блюдом, которое астронавты попробовали на борту Crew Dragon, стала захваченная ими с собой холодная пицца, отметил в ходе трансляции инженер SpaceX Энди Тран.

Космос для всех: что означает выход на орбиту первого туристического корабля

16 сентября 2021 года около 03:00 по Москве стартовал корабль Crew Dragon компании SpaceX, весь экипаж которого состоит из космических туристов. 19 сентября они успешно вернулись на землю. Это только начало — по прогнозу банка UBS, объем рынка космического туризма к 2030 году достигнет $3 млрд. Туристам предложат услуги на любой вкус — от полета к границе космоса до облета Луны.

В космос без гида

Crew Dragon уже трижды возил астронавтов на МКС, но на сей раз его буквально превратили в круизный лайнер. Инженеры сняли узел, предназначенный для стыковки со станцией, и заменили его трехслойным стеклянным куполом диаметром около четырех метров. Это самый большой цельный иллюминатор, когда-либо установленный на космическом корабле. Сквозь это стекло космосом любовались четыре туриста, и кроме них на борту никого не было. Это первый в истории космический полет с полностью непрофессиональным экипажем. Амбициозная миссия называется Inspiration 4.

К слову, благодаря ей установлен исторический рекорд: впервые в космосе находились 14 человек одновременно, включая пассажиров Dragon, экипаж МКС и тайконавтов на борту китайской орбитальной станции «Тяньгун».

Реклама на Forbes

Dragon пробыл в космосе примерно трое суток, обращаясь вокруг Земли каждые 90 минут. Самая высокая точка его орбиты находилась в 585 км над уровнем моря, намного выше МКС (ее орбита — 420 км) и даже выше телескопа «Хаббл» (540 км). Совершив положенное число витков, корабль приводнился у берегов Флориды. Весь полет прошел в автоматическом режиме. Впрочем, на случай чрезвычайной ситуации экипаж тренировался в ручном управлении кораблем.

Материал по теме

Кстати, об экипаже. Его возглавил Джаред Айзекман, основатель и генеральный директор компании Shift4 Payments. Именно он профинансировал полет. SpaceX не раскрывает, во что миллиардеру обошлось удовольствие посмотреть на Землю извне, но речь идет о десятках миллионов долларов.

Компанию Айзекману составили еще трое. Хейли Арсено, 29-летний медик, — первый в мире человек, отправившийся на орбиту с протезом вместо части бедренной кости. В детстве она перенесла онкологическое заболевание. Ее присутствие в экипаже демонстрирует, что космос открыт не только для обладателей железного здоровья. Шиан Проктор, 51-летний геофизик, которая в 2009 году была финалисткой открытого набора в астронавты NASA, но не попала в ряды счастливчиков. 42-летний Крис Семброски служил в ВВС США, а сейчас работает в авиационной промышленности.

Разумеется, все эти туристы прошли некоторую подготовку. Они тренировались переносить перегрузки и испытали невесомость (последнюю можно ощутить в специальных самолетах, которые ненадолго входят в свободное падение). В качестве теста на выносливость вся компания поднялась на гору высотой более 4000 м. Вся теоретическая и практическая подготовка заняла полгода. И все же это не идет ни в какое сравнение с многолетним обучением профессионалов.

Показать, что в космос можно летать без длительной подготовки, — важная, но не единственная цель миссии. Еще одна задача — понять, как космический полет действует на организм таких наскоро обученных новичков. Для этого ученые контролировали пульс астронавтов, показатели сна, параметры крови и когнитивные способности. А еще туристы взяли в космос предметы, которые позже будут проданы с аукциона. Деньги будут переданы в больницу, где когда-то спасли от рака Хейли Арсено и где она сейчас работает.

Забронировать номер на МКС

Первым непрофессионалом, отправившимся в космический полет, в 1986 году стала Шэрон Маколифф из США. Благодаря победе в конкурсе «Учитель в космосе» она вошла в экипаж шаттла «Челленджер». Увы, этот полет трагически оборвался почти сразу после старта.

Успехи космического туризма начались с компании Space Adventures. В 2001-м она организовала недельный круиз на МКС для Денниса Тито (это стоило ему $20 млн). Позже на МКС побывали еще шесть туристов: Марк Шаттлворт (Великобритания, 2002), Грег Олсен (США, 2006), Анюше Ансари (США, 2006), Ричард Гэрриотт (США, 2008), Чарльз Симони (США, 2007, 2009) и Ги Лалиберте (Канада, 2009).

Все клиенты Space Adventures отправились в космос на российских кораблях «Союз». На «Союзах» три кресла, причем центральное должен занимать командир экипажа, а левое — бортинженер, и оба должны быть профессионалами. На долю туриста остается только третье, правое, кресло (лишь недавно «Роскосмос» решил отступить от этого правила, но об этом ниже). Между тем в 2009 году штатная численность экипажа МКС была увеличена до шести человек, так что со свободными местами на российских кораблях возникла проблема. А в 2011-м прекратились полеты шаттлов, и все правые кресла на «Союзах» были на много лет вперед выкуплены NASA для своих астронавтов. После этого тема космического туризма на МКС была надолго закрыта.

Однако с 2020 года американские астронавты стали летать на Crew Dragon, и места на «Союзах» освободились. В связи с этим еще в 2019-м «Роскосмос» подписал со Space Adventures новый контракт на полет двух космических туристов. Их доставит на МКС миссия «Союз МС-20», старт которой запланирован на декабрь 2021 года . Еще один туристический полет на МКС может состояться до 2023 года, причем планируется, что один из гостей станции впервые в истории космического туризма выйдет в открытый космос.

Материал по теме

К слову, «Союз МС-20» станет не первым «Союзом» с одним профессионалом и двумя пассажирами на борту. Еще до этого «Роскосмос» запустит на МКС съемочную группу для съемок фильма «Вызов». Старт запланирован уже на 5 октября 2021 года. Профессиональным космонавтом в экипаже является только его командир Антон Шкаплеров — ему же придется исполнять и обязанности бортинженера, потому что другие два кресла займут актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко. Они проведут на борту МКС 12 дней. Это будет первый полет в космос профессиональной съемочной группы.

NASA тоже не желает оставаться в стороне от второго рождения космического туризма. В 2019 году агентство объявило , что открывает американский сегмент МКС для компаний, желающих возить туристов. Но пристыковать к станции можно будет только корабли, разработанные в рамках специальной программы NASA — Commercial Crew Program. На сегодняшний день это Crew Dragon от SpaceX, уже возивший астронавтов на МКС, и CST-100 Starliner от Boeing, пока совершивший лишь неудачный испытательный полет. Агентство допускает до двух краткосрочных туристических рейсов в год, и первый из них должен состояться уже в ближайшем январе. Его организатор — компания Axiom Space, купившая у SpaceX места на корабле. На борту будет один профессиональный астронавт и три туриста, каждый из которых заплатит $55 млн.

Кроме того, NASA согласилось выделить один стыковочный узел своего сегмента МКС для стыковки с новым коммерческим сегментом. Первый модуль этого сегмента собирается построить все та же компания Axiom Space. Правда, техническое состояние МКС ухудшается, и не за горами свод станции с орбиты. В Axiom Space планируют к тому времени отсоединить свой сегмент от МКС и превратить его в самостоятельную станцию, обслуживающую туристов.

На рынке экскурсий в космос есть и более экзотические предложения. Например, миллиардер Юсаку Маэдзава в 2023 году собирается совершить облет Луны на корабле Starship компании SpaceX и готов за свой счет взять с собой несколько человек. Между тем Starship еще ни разу не летал в космос, а его испытательные полеты в атмосфере регулярно заканчиваются катастрофами.

Космос экономкласса

Тем, у кого нет десятков миллионов долларов, но есть сотни тысяч, тоже не обязательно засиживаться на Земле — подняться над атмосферой можно и по такой цене, правда, всего на несколько минут. Речь идет о суборбитальных полетах.

Первой частной компанией, разработавшей и запустившей собственный корабль для такого полета, стала Virgin Galactic. Ее разработка — это корабль Unity. На специальном самолете White Knight Two он поднимается на высоту 14 км, а затем отделяется и включает собственные двигатели.

Реклама на Forbes

13 декабря 2018 года этот корабль впервые поднялся выше отметки 80 км, которая считается границей космоса по стандартам ВВС США. Правда, нормы Международной авиационной федерации жестче: они признают космическим только полет выше 100 км. Однако и на «американской» высоте пассажир увидит в иллюминатор черное небо с яркими звездами и явственную округлость оставшейся внизу Земли. Это шоу длится несколько минут, после чего корабль возвращается в атмосферу.

С тех пор Unity совершил еще несколько суборбитальных полетов. 11 июля 2021 года на нем прокатился к границе космоса сам основатель компании Ричард Брэнсон.

Материал по теме

Любопытно, что несколько сотен человек приобрели билеты на Unity задолго до того, как корабль впервые поднялся на нужную высоту. Тогда они стоили $250 000 за штуку. Туристические полеты все еще не начались, но в Virgin Galactic уже объявили, что теперь билеты станут дороже.

Космический корабль SpaceX с полностью гражданским экипажем вернулся на Землю


Космический корабль Crew Dragon американской компании SpaceX с первым в мире полностью непрофессиональным коммерческим экипажем завершил трехдневный полет, приводнившись в Атлантическо океане у берегов Флориды. Прямая трасляция события велась на странице миссии Inspiration4 в Twitter.

16 сентября Американская компания SpaceX впервые осуществила запуск ракеты-носителя Falcon 9 с кораблем Crew Dragon, экипаж которого составляют исключительно гражданские лица, с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида, США). Трансляция велась на сайте компании. Ракета-носитель стартовала в 20:02 по местному времени (03:02 16 сентября мск) в рамках миссии Inspiration4.

Запуск позволил побить рекорд по числу одновременно находящихся в космосе людей, продержавшийся более четверти века. В марте 1995 года на низкой околоземной орбите находились 13 человек, с полетом Inspiration4 эта цифра выросла до 14.

«Буран» раздора. Как советский космический корабль соревновался с США, а затем рассорил Россию и Казахстан?


Не гонка, а защита

15 ноября 1988 года с площадки 110 космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель «Энергия», которая вывела на околоземную орбиту космический корабль «Буран». Первый полет многоразового корабля происходил в автоматическом режиме. За 205 минут полета аппарат сделал два витка вокруг Земли и сел на аэродроме «Юбилейный». Так началась история советского «космического челнока», включающая один полет, сомнительные операции и долгие разбирательства.

Советский «Буран» стал ответом на американскую систему Space Shuttle. Только дело было не в престиже космической державы, а в безопасности. После заявления президента США Ричарда Никсона о начале работ над Space Shuttle советские ученые и военные внимательно следили за развитием американской программы.

В СССР предположили, что американский космический корабль создан прежде всего для военных целей. Это укладывалось в логику холодной войны, когда большинство передовых разработок были направлены на гонку вооружений. Считалось, что шаттл предназначен для орбитальной бомбардировки территории СССР. А после раскрытия американскими разработчиками характеристик космического аппарата, — включая габариты грузового отсека, — советские специалисты предположили, что корабль может использоваться для похищения советских спутников и станций.

В 1975 году советским спецслужбам удалось получить первые чертежи и фотографии американской системы. Полученные материалы проанализировали специалисты Института прикладной математики АН СССР и нескольких военных НИИ.

Экспертиза показала, что шаттл мог нести 30 тонн бомбовой нагрузки и атаковать территорию СССР практически из любой точки околоземного пространства

При этом корабль мог оставаться невидимым для советских средств предупреждения о ракетном нападении.

Это стало решающим фактором в истории будущего «Бурана». Министр обороны СССР Дмитрий Устинов подготовил решение о создании многоразовой космической системы (МКС), которое Л. И. Брежнев утвердил и подписал после обсуждения в Политбюро. 8 ноября 1976 года Дмитрий Устинов утвердил тактико-технические задания на разработку многоразовой космической системы 1К11К25, поставив подпись под ТЗ. Головным разработчиком корабля сделали специально созданное НПО «Молния» под руководством Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.

Полноразмерный испытательный стенд ОК-КС. Испытания на стенде велись с 1984 года до первого запуска «Бурана»

Полноразмерный испытательный стенд ОК-КС. Испытания на стенде велись с 1984 года до первого запуска «Бурана»

Задание предполагало постройку пяти кораблей, которые обеспечат частоту до 30 полетов в год. Помимо противодействия потенциальному противнику корабль предназначался для транспортировки грузов, космонавтов и спутников, а также для проведения научных экспериментов.

Рождение «Бурана»

Идея многоразовых орбитальных полетов прорабатывалась в СССР задолго до «Шаттла». Так, в 1960-х в СССР инициировали проект «Спираль», предполагавший создание орбитального самолета. К этому времени в ОКБ-23 В. М. Мясищева вели работу над воздушно-космическим аппаратом ВКА-23, который объединил несколько наработок по нескольким проектам крылатых ракет и орбитальных кораблей. Этот задел помог ускорить работу над «Бураном».

В 1975 году был предложен первый вариант будущего корабля — ОС-120. Первая концепция практически полностью повторяла «Шаттл». В хвостовой части размещалось три маршевых кислородно-водородных двигателя и два двигателя для орбитального маневрирования. Такая концепция ограничивала возможности посадки корабля, который мог приземлиться на ограниченное количество аэродромов. Так появился вариант корабля ОК-92. В нем маршевые двигатели переместили на ракету-носитель, а их место заняли два воздушно-реактивных двигателя, которые обеспечивали атмосферный полет. В этом было главное отличие будущего «Бурана» от Space Shuttle, который взлетал за счет твердотопливных ускорителей и собственных маршевых двигателей.

Уже в 1980 году на Тушинском машиностроительном заводе началось строительство первого прототипа космического корабля, который был готов к 1984 году. Длина «Бурана» составила 34,5 метра, размах крыла — 24 метра, а высота космоплана с шасси — 16,5 метра. При этом взлетная масса изделия достигала 105 тонн с учетом максимальных 30 тонн груза. С орбиты корабль мог доставить 20 тонн груза.


Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС

Доставку корабля на космодром осуществляли в два этапа: сначала «Буран» на барже доставили в город Жуковский, после чего воздухом части корабля отправили на аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур. Для этих целей специально создавали транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 «Мрия», установивший впоследствии ряд рекордов, но самолет опоздал на встречу с «Бураном» на несколько месяцев. Для доставки компонентов МТКС «Энергия-Буран» построили три самолета ВМ-Т «Атлант» на основе стратегических бомбардировщиков 3М. К стартовой позиции ракету-носитель и корабль вывозили тепловозы, которые тоже построили специально для «Энергии-Бурана».

длина взлетно-посадочной полосы для «Бурана»

Посадочный комплекс включал три специально построенных полосы: основная — в аэропорту «Юбилейный» на Байконуре, и две запасных — в поселке Хороль Приморского края и аэропорте Симферополя. Посадку «Бурана» обеспечивала уникальная инфраструктура. Так, аэродром на «Байконуре» получил новую взлетно-посадочную полосу длиной 4500 метров и шириной 84 метра. Параллельно были построены или модернизированы взлетно-посадочные полосы на 14 аэродромах СССР, Кубы, и Ливии. Они предназначались для вынужденной посадки корабля в ручном режиме.

Первый и последний

В 1988 году завершились испытания и подготовка инфраструктуры полета. Первый полет «Бурана» в автоматическом режиме запланировали на 29 октября, в канун годовщины Октябрьской революции. Но старт в назначенный день отменила автоматика, обнаружившая неполадку. Лишь 15 ноября состоялся первый полет, который мог стать поворотным пунктом в советской космонавтике.

Сделав два витка вокруг Земли, «Буран» приземлился в сопровождении истребителя МиГ-25 под управлением летчика Магомеда Толбоева. На борту самолета находился оператор Сергей Жадовский. МиГ также сопровождал «Буран» во время взлета, что позволило сохранить кадры уникального полета «Бурана», оставшегося единственным в своем роде.

Первый полет выполнил поставленные цели — система оказалась жизнеспособной. Более того, нештатная ситуация показала совершенство автоматики «Бурана». На высоте в 11 километров корабль совершил неожиданный маневр при посадке, ненадолго пропав из поля зрения наземных средств наблюдения. Таким образом автоматика сменила направление захода на посадочную полосу, что позволило использовать встречный ветер для снижения скорости посадки.

Военные, проанализировав результаты полета, сделали вывод о неэффективности использования космического корабля в военных целях. Теперь армия обеспечивала только охрану объектов и подготовки пусков

Оставались научные цели, но их постепенно отодвигали финансовые проблемы. Один полет многоразового «Бурана» обходился вдвое дороже запуска ракеты «Союз». К 1992 году планировался полет второго летного образца «Бурана» («Изделие 1.02», серийный номер 2К 11Ф35), но недостаток финансирования и распад СССР привели к закономерному финалу. В 1990 году программу приостановили, а 25 мая 1993 года Совет главных конструкторов при НПО «Энергия» им. академика С.П. Королева принял решение № 245-25/05-93, фактически закрывавшее программу.

Читайте также: