Арматура в дорожном покрытии

Обновлено: 16.05.2024

Арматура в дорожном покрытии

ПРИМЕНЕНИЕ В ТРАНСПОРТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ КОМПОЗИТНОЙ АРМАТУРЫ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Дата введения 2010-03-29

1. РАЗРАБОТАН открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" (ОАО ЦНИИС), обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "УралСпецАрматура" (ООО НПФ "УралСпецАрматура")

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом генерального директора ООО НПФ "УралСпецАрматура" от 29 марта 2010 года N 1/од.

3. СТАНДАРТ РАЗРАБОТАН в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.4-2004, ГОСТ Р 1.5-2004 и ГОСТ 1.5-2001

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что 75% железобетонных конструкций с арматурой класса А-III - A-V работает в агрессивной среде и имеет низкий срок службы по исчерпанию коррозионной прочности. По определению сроков службы имеется материал в отраслевом журнале "Транспортное строительство" N 10, 2004 г., где опубликована статья "Оценка эффективности сталефибробетонных конструкций в эксплуатационный период", с.21-22. В статье изложены методические подходы оценки эффективности конструкций с новыми техническими решениями, исходя из расчетных коэффициентов эффективности и , которые отражают не окупаемость затрат на строительство, а эффект, исходя из срока службы оцениваемой и базовой конструкций. Для нашего случая оцениваемой является конструкция с композитной арматурой, базовой - конструкция со стальной арматурой. Оценка эффективности может быть реализована по признаку коррозионной стойкости таких конструкций. Выполнять такие расчеты возможно при известных сроках службы базовой конструкции, например, берегозащитного сооружения.

Одним из путей решения проблемы повышения долговечности транспортных сооружений, эксплуатируемых в суровых климатических условиях под многократно-повторными воздействиями временной нагрузки, в условиях отрицательного воздействия температурно-усадочных факторов и солей антиобледенителей, вызывающих разрушение защитного слоя бетона и коррозию рабочей арматуры, является применение в конструкциях транспортных объектов новых материалов и технологий с использованием, в частности, неметаллической композитной арматуры (АСП-стеклопластиковая, АБП-базальтовые волокна), которая обладает сочетанием высокой прочности и коррозионной стойкости.

Неметаллическая арматура выпускается в виде стержневой со спиральной рельефностью любой строительной длины из стеклянных или базальтовых волокон, пропитанных химически стойким полимером. Композитная арматура прошла коррозионные и физико-механические испытания в НИИЖБ (г.Москва). По результатам длительных исследований долговечность строительных конструкций с использованием композитной арматуры по признаку коррозионной стойкости составляет не менее 100 лет. Такая долговечность обусловлена высокой химической стойкостью композитной арматуры ко всем известным агрессивным средам - газовая среда повышенных концентраций, хлористые соли, противогололедные реагенты, морская вода и т.д.

Композитная арматура имеет прочность на разрыв в 3 раза выше прочности стальной арматуры класса А-III, широко применяемой в мостовых конструкциях, коррозионные свойства на уровне хорошей нержавеющей стали, а вес в равнопрочном соотношении меньше в 9 раз.

В разработанном совместно с ОАО ЦНИИС стандарте организации включены помимо известных сталежелезобетонных конструкций промышленно-гражданского строительства, с проблемами по коррозионной стойкости, новые конструкции. К последним относятся: сооружения для насыпей под автомобильные и железные дороги, строящиеся в сложных и стесненных условиях с использованием армогрунтовых обойм и мембран, и водопропускные сооружения в теле железнодорожной (автодорожной) насыпи с использованием металлических гофрированных структур (МГС, МГТ). От их работы зависят общее состояние дороги и обеспечение безопасности движения по ней автотранспорта и охраны окружающей среды. Допускается применение МГС для удлинения существующих бетонных, железобетонных и каменных труб при уширении проезжей части и реконструкции дорог, а также для замены мостов и путепроводов. В этих сооружениях плоские и объемные сетки из композитной арматуры используют в основании гофрированных труб (а также в насыпи над трубой) как армирующий слой для восприятия и распределения давления от нагруженной насыпи (рисунок 5). Примером сборной конструкции укрепления откосов насыпей с использованием композитной арматуры может служить объемная подпорная стена с армированной застенной частью (рисунок 6).

Подпорные стены с применением габионов из композитных материалов используют в основном в условиях, затрудняющих применение машин и механизмов, а также на крутых откосах и защитных сооружениях в предпортальных выемках гидротехнических сооружений.

Проекты сооружений из МГС (МГТ) с применением композитной арматуры должны строго соответствовать положениям Федерального закона "О техническом регулировании" N 184-ФЗ, обладать обязательным набором потребительских свойств и удовлетворять требованиям по безопасности и надежности, предъявляемым к этим потребительским свойствам. С этой целью выполнен статистический анализ физико-механических характеристик стеклопластиковой и базальтовой композитной арматуры по отдельным партиям и генеральным совокупностям с использованием программы SOBR, разработанной ЦНИИС. Результаты анализа использованы для определения нормативных и расчетных значений характеристик композитной арматуры, необходимых для проектирования.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на неметаллическую композитную арматуру периодического профиля, изготовленную из стеклянных или базальтовых волокон и предназначенную для армирования конструкций как промышленно-гражданских, так и транспортных объектов (дорожное строительство, гидротехническое строительство, мостостроение).

Неметаллическая композитная арматура может использоваться как в обычных условиях, так и в условиях воздействия агрессивных сред.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

Плиты из сталефибробетона для пролетных строений мостов. Технические условия

Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

Система стандартов безопасности труда. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля

Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка

Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования

Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация

Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

Пластмассы. Методы определения модуля упругости при растяжении, сжатии и изгибе

Смолы эпоксидно-диановые неотвержденные. Технические условия

Пластмассы. Метод испытания на растяжение

Полотна нетканые. Методы определения прочности

Стекловолокно. Ровинги. Технические условия

Шпагаты. Технические условия

Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия

Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету

3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями, обозначения и сокращения:

3.1 берма: Волногасящее сооружение, элемент инженерной защиты берега из бетона или наброски камня, горной массы или фасонных массивов, предназначенный для уменьшения разрушительного воздействия волн.

3.2 буна: Поперечное пляжеудерживающее сооружение, предназначенное для накопления и удержания наносов.

3.3 дамба: Гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине.

3.4 коробчатые габионы: Объемные конструкции, изготовленные из сетки на основе неметаллической композитной арматуры марок АСП или АБП, заполненные камнем или другим дренирующим грунтом. Эти конструкции разделены на секции при помощи сеток-диафрагм, устанавливаемых внутри габионов по проекту в соответствии с очертанием подпорных стенок на крутых откосах и в предпортальных выемках. По краям габионы усиливают композитной арматурой большего диаметра. Коробчатые габионы формируют гибкие проницаемые структуры в виде подпорных стенок для насыпей дорог и гидротехнических сооружений.

3.5 геотуба: Объемная закрытая система в форме гибких (по ломаной в плане) многоугольников из сеток на основе неметаллической композитной арматуры марок АСП или АБП, которая используется при строительстве гидротехнических сооружений и для защиты берегов. Монтаж геотубы осуществляется на берегу или в воде на глубине до 3 метров. Заполнение объема конструкции производят местным грунтом путем гидравлического нагнетания через впускные рукава, расположенные на определенном расстоянии друг от друга по всей длине.

3.6 армогрунт (армогрунтовая обойма): Строительный материал (массив грунта), окружающий МГТС и состоящий из дренирующего послойно уплотненного грунта, ограниченного размерами для конкретного сооружения, армированного металлическими или бетонными элементами, геотекстильными полотнищами, сетками из композитной арматуры типа АСП или АБП - для восприятия сжимающих напряжений при работе под полезной нагрузкой совместно с МГТС.

3.7 металлические гофрированные структуры - МГС: Металлические гофрированные листы расчетной толщины, подготовленные к сборке, изогнутые по форме соответствующей части контура будущего сооружения, покрытые слоем расчетной толщины коррозионной изоляции, имеющие заранее просверленные отверстия для сборки требуемого контура сооружения крепежными элементами.

3.8 металлические гофрированные трубы - МГТ: Сооружение из гофрированных металлических структурных элементов, имеющее замкнутый или открытый снизу контур, размещаемое под грунтовой насыпью, предназначенное для пропуска постоянного или временного водотока либо для пропуска пешеходов или наземного транспорта. МГТ могут служить также основным элементом противообвальных и лавинозащитных сооружений.

3.9 армогрунтовая мембрана (геомембрана): Конструкция, состоящая из грунтового слоя в замкнутой оболочке из армирующих полотнищ, предназначенная для восприятия растягивающих напряжений и равномерного распределения давления на МГТ от вышележащих слоев грунта и полезной нагрузки.

3.10 геотекстильная арматура: Тканые и нетканые полотнища из синтетических материалов, плоские и объемные решетки из синтетических лент или из композитной арматуры, пластины из вспененных пластиков, используемые для армирования грунтовых массивов.

3.11 крепеж МГС: Элементы болтового объединения МГС в конструкцию МГТ в виде болтов, гаек и шайб, имеющих форму поверхностей, прилегающих к конструкции, соответствующих кривизне гофра, и защитное антикоррозионное покрытие.

3.12 защитное покрытие МГС: Изолирующий антикоррозионный слой цинка или алюминия, нанесенный на МГС, может быть дополнительно усилен обмазкой полимерными составами перед засыпкой МГТ.

3.13 АСП: Арматура стеклопластиковая периодического профиля.

3.14 АБП: Арматура базальтопластиковая периодического профиля.

3.15 СППС: Стеклопластик профильный строительный.

4. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТРУКЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ КОМПОЗИТНОЙ АРМАТУРЫ И ВАРИАНТЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

4.1 Классификация конструкций с использованием неметаллической композитной арматуры представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Классификация конструкций с использованием неметаллической композитной арматуры

4.1. Дорожное строительство*

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Для грунта средней прочности
Rc50 МПа>15

Сетка 1 в основании дороги на слое дренирующего грунта

Для малопроч-
ного грунта
Rc=515 МПа

Сетка 1 в основании дороги в сочетании с геотекстильным материалом 2

Для грунта пониженной прочности
Rc5 МПа>3

Сетка 1 в основании дороги в сочетании с геотекстильным материалом 2 и сеткой 3 на дренирующем грунте 4 в средней части дороги

Рисунок 2. Применение композитной арматуры при сооружении насыпей

4.1.2. Композитная арматура может применяться для сооружения покрытий автомобильных дорог:

Как выбрать дорожную сетку, что бы потом не пришлось переплачивать

О том как выбрать полимерные и геосетки я писала в предыдущей статье, на всякий случай оставлю ссылку здесь .

Рассмотрю ГОСТ 2715-75 как основной документ, определяющий выбор дорожной сетки. Итак, существует несколько основных критериев.

Она бывает различной, в преобладающем числе случаев либо квадратной, когда длина и ширина ячейки равны, либо реже прямоугольной. Не так часто используется сетка с ромбическими, трапециевидными и шестигранными ячейками.

По размерам, исходя из практического опыта использования, дорожную сетку выпускают двух видов – крупную (с площадью ячейки на свету от 25 до 625 см²) и особо крупную (площадь ячейки на свету от 625 см²). У сетки меньшего диаметра, как правило, другое функциональное предназначение, но бывают исключения, например, когда при армировании садовых дорожек, тротуаров, грунта применяется сетка средняя, а иногда и мелкая.

❗️ Учитывайте, что сетка изготавливается с использованием различных технологий, но дорожной принято считать именно сварную. То есть проволоки основы и проволоки прутка в местах пересечения друг с другом свариваются при помощи контактной сварки, как уже отметила выше.❗️

Другие виды сетки (плетеная, крученая, щелевая, сборная) если и используются при дорожном строительстве и армировании грунта, то крайне редко. Производители в спецификации, по крайней мере, как дорожную, такие виды сетки практически не продают. Поэтому далее о сварной дорожной сетке подробнее.

Ключевой параметр, который поможет выбрать сетку дорожную

Важный параметр, определяющий выбор дорожной сетки – это класс арматуры. На рынке предлагается дорожная сетка, изготовленная из арматуры классов А500С, B500C, А600С, А-400 (AIII). Следует аккуратно, с использованием технико-экономических обоснований, применять дорожную сетку из арматуры класса А240 (AI).

Этот же ГОСТ 23279-2012 подразделяет сварную сетку на две большие группы. Поэтому дорожная сетка может быть легкой, диаметром проволоки или арматуры от 3 до 10 мм, и тяжелой (тогда диаметр арматуры от 12 до 40 мм).

И еще обозначенный нормативный документ предопределяет форму выпуска. Легкая дорожная сетка продается либо в рулонах, либо картах (прямоугольные плоские металлоконструкции, сложенные в упаковки). Тяжелая дорожная сетка представлена только в картах (из-за большого диаметра арматуры ее просто не свернуть в рулон). Это нужно учитывать при покупке и доставке на объект строительства при выборе транспортного средства для перевозки, особенно размер карты, как правило, в метрах указывается длина и ширина.

Возвращаемся к ГОСТ 2715-75. Чтобы подобрать дорожную сетку правильно нужно учитывать еще и размер ее ячеек. В указанном нормативном документе для сварной сетки длина основы от 12 до 250 мм, размер утка от 16 до 250 мм. Исходя из практики, к дорожной сетке, как правило, относят сетку с размером основы и утка от 50 до 250 мм, но никто не запрещает применять для армирования покрытия, укрепления грунта или решения других задач в качестве дорожной сетку с меньшим размером ячейки, только должно быть технико-экономическое обоснование. Наиболее распространены такие размеры как 50х50, 100х100, 150х150, 200х200, то есть дорожная сетка с квадратными ячейками. И далее самый главный вопрос – «На что ориентироваться при выборе дорожной сетки помимо ее сортамента?»

Как выбрать сетку дорожную — основные критерии

Подобрались медленно, но верно к главному вопросу статьи. А что же предопределяет выбор дорожной сетки? Суть в том, что не сортамент критерий выбора, а технические характеристики дорожной сетки определяют сортамент, то есть что нужно покупать.

Если слишком умными словами, то выбор сетки при дорожном строительстве должен снизить активные расчетные сдвигающие напряжения в грунте. И повысить прочность дорожных конструкций по критерию сдвига. Путем усиления дорожной одежды и предупреждения диффузии материалов ее контактирующих слоев.

Можете не читать или записать и прочитать продавцу при покупке – будет рад. А если проще и человеческим языком, то дорожная сетка должна не допускать проседание дорожного покрытия, расползания его в стороны, когда образуются трещины, и обеспечить высокую прочность поверхностного слоя, чтобы не было ямок. Вот исходя из этого перечня реализуемых задач и необходимо выполнять расчеты. Нужно технико-экономическое основание. Это тема для отдельной статьи и вообще учебный курс, оттого об основных параметрах кратко, в паре предложений.

Критерии выбора дорожной сетки

Главные критерии выбора дорожной сетки это ее:

  • вес, в расчете на единицу площади;
  • габариты. Это длина (актуальный параметр при выборе объема с учетом протяженности дорожной одежды). Ширина — оптимально выбирать исходя из ширины дорожной одежды (расстояния между ее продольными кромками). Толщина (определяет устойчивость изделий к разрывным нагрузкам);
  • поверхностная плотность (в значительной мере влияет на материалоемкость, если проще на то, сколько сетки нужно покупать);
  • предельная продольная и поперечная прочность на растяжение (во многом зависит от толщины проволоки или арматуры);
  • степень деформативности (речь об упругой деформации);
  • устойчивость к разнообразным воздействиям (помните, о коррозии и оцинкованной дорожной сетке уже говорили. Есть и другие факторы биологического, химического, температурного и механического воздействия);
  • удлинение на разрыв;
  • однородность структуры (во многом зависит от качества сетки и в полной мере обеспечивает необходимую степень эксплуатационной надежности обустраиваемых конструкций);
  • морозостойкость;
  • ряд других параметров.

Сами расчеты выполняются исходя из особенностей дорожной сетки, и структуры дорожной одежды. Расчетных нагрузок, характеристик грунта и множества других факторов по целому ряду значений.

Другими словами, то как выбрать сетку дорожную правильно каждый должен решать сам.

Как быстро и правильно укладывать дорожную сетку – советы профессионалов!

Если дорожные покрытия не укреплять, то они достаточно быстро просядут и растрескаются. Поэтому необходимо выполнять процедуру армирования с использованием специальной дорожной сетки. Она сделает любое асфальтное полотно более крепким и надежным. Благодаря хорошему сцеплению, полотно станет монолитным и будет равномерно распределять нагрузку. В результате чего на поверхности конструкции не будут появляться трещины и другие деформации.

Дорожная сетка представляет собой металлическую конструкцию, сваренную из стальных прутков. Геометрические размеры и толщина стержней могут быть различными. Она используется для армирования дорожного покрытия магистралей, тротуаров, а также асфальтированных площадок различного назначения (детские, спортивные и т.д.).

Как правильно выбрать сетку для армирования дорог

При выборе подходящей армирующей продукции стоит учитывать следующие моменты:

  • Для дорожного полотна с повышенными нагрузками необходимо использовать качественную сетку с достаточно большой толщиной проволоки и маленькими размерами ячеек;
  • В местах поворота дорог и магистралей рекомендуется укладывать армирующий материал веерным типом;
  • Для тротуаров и площадок с небольшой нагрузкой требуется использовать материалы с небольшой толщиной прутков и достаточно большими геометрическими размерами ячеек.

Правильная технология укладки

На первоначальном этапе выполняются подготовительные работы. От правильности выполнения данных работ будет зависеть качество укладки асфальтного покрытия. Сначала выполняется снятие верхнего слоя грунта. Если укладка выполняется на старое полотно, то оно полностью демонтируется. Далее выполняют гидроизоляцию при помощи специальных материалов. Благодаря этому асфальт не будет подвергаться воздействию влаги. После этого отсыпается основание из песка или небольшого щебня. Слой основания обязательно уплотняется.

  1. На подготовленное основание укладывается дорожная сетка соответствующего размера. В зависимости от типа полотна и нагрузок, используются сетки различных геометрических размеров (50 на 50, 100 на 100, 150 на 150, 200 на 200).
  2. При помощи анкеров П-образного типа сетка надежно закрепляется в нескольких местах по всем периметру. Анкера вбиваются в землю на глубину 20-25 сантиметров.
  3. Карты укладываются внахлест с небольшим запасом (приблизительно 30 сантиметров). Если будущее покрытие строится на нестабильном грунте, или будет воспринимать достаточно большие нагрузки, то нахлест должен быть около 50 сантиметров.
Обязательно нужно натягивать сетку, чтобы она не прогибалась и не создавала волн. Если этого не сделать, то через некоторое время асфальтное покрытие начнет трескаться и проваливаться.

4. После того как дорожная сетка правильно уложена, закреплена и натянута, выполняется дополнительная подсыпка щебня. Толщина этого слоя не должна превышать 20 сантиметров. Размер щебня должен быть меньше размеров ячеек. Камни должны свободно проваливаться сквозь ячейки и не застревать в них. После подсыпки обязательно выполняем уплотнение.

5. На завершающем этапе выполняется укладка асфальта. Качество дороги будет зависеть еще и от марки асфальта. Поэтому не стоит на нем экономить. Уплотнение асфальта выполняется при помощи специальной техники (каток).

Металлическая сетка позволяет не только укреплять полотно, но и выполняет дополнительную разделяющую функцию. Она отделяет основание от верхнего слоя с асфальтом, и не позволяет им перемешиваться. Благодаря этому дорога не будет проседать, а соответственно на ее поверхности не будут появляться ямы, трещины и другие деформации.

Арматура в дорожном покрытии

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЕОСЕТОК И ПЛОСКИХ ГЕОРЕШЕТОК ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫХ ВИДОВ ПОКРЫТИЙ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

1. РАЗРАБОТАН ГОУ ВПО СибАДИ (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия).

При разработке Рекомендаций учтены данные исследований ГП "РОСДОРНИИ", ФГУП "СОЮЗДОРНИИ", МАДИ (ГТУ), НИИНМ, ООО НТЦ "Геотехнологии", СПб. ВИТУ.

2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Раздел 1. Область применения

Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по применению геосеток и плоских георешеток для армирования асфальтобетонных слоев усовершенствованных видов покрытий при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог" является актом рекомендательного характера.

Методические рекомендации предназначены для применения геосеток (плоских георешеток) для армирования (усиления) асфальтобетонных (полимерасфальтобетонных) слоев при капитальном ремонте и ремонте усовершенствованных видов покрытий автомобильных дорог.

Методические рекомендации могут быть использованы при армировании (усилении) дорожных одежд городских улиц и дорог, автомобильных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий, при проектировании дорожных одежд на участках строительства и реконструкции.


Раздел 2. Нормативные ссылки

В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 22245-90* Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия. - Введ. 1990-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 2005. - 12 с;


Раздел 3. Термины и определения

В настоящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями.

а) Термины и определения

а) Армирующая прослойка - конструктивный элемент дорожной одежды из геосетки (геокомпозита), чаще располагаемый в асфальтобетонном покрытии для увеличения его прочности за счет восприятия и перераспределения растягивающих напряжений от воздействия транспортных средств и (или) температурных деформаций.

а) Геосетка - плоский полимерный рулонный материал сетчатой структуры, образованной эластичными ребрами из высокопрочных пучков нитей, скрепленными в узлах прошивочной нитью, переплетением, склеиванием, сплавлением или иным способом, с образованием ячеек, размеры которых больше образующих сетку ребер, обработанных специальными составами для улучшения свойств и повышения их стабильности.

а) Георешетка плоская - плоский полимерный рулонный материал сетчатой структуры, образованной монолитными ребрами, жестко скрепленными в узлах, с образованием ячеек, размеры которых больше образующих решетку ребер.

a) Геосетка (георешетка) двухосноориентированная - геосетка (георешетка плоская), имеющая близкие (отличающиеся не более чем на 20%) механические свойства в продольном и поперечном направлениях.

a) Геосетка (георешетка) композитная (геокомпозит) - многослойный материал из скрепленных в плоскости слоев (не менее двух слоев) геосетки (плоской георешетки) с геотекстильным (чаще нетканым иглопробивным или термоупрочненным) материалом.

а) Геотекстильный материал - поставляемое в рулонах сплошное водопроницаемое тонкое гибкое нетканое, тканое, трикотажное полотно, получаемое путем скрепления волокон или нитей механическим (плетение, иглопробивание), химическим (склеивание), термическим (сплавление) способами или их комбинацией.

a) Ребра геосетки - основные элементы геосетки из эластичных высокопрочных пучков нитей, объединенных в узлах с образованием ячеек.

а) Ребра плоской георешетки - основные элементы плоской георешетки в виде плоских пластин, объединенных в узлах с образованием ячеек.

а) Срок службы дорожной конструкции - период времени, в пределах которого происходит снижение ее прочности и надежности до расчетного уровня, предельно допустимого по условиям дорожного движения.

а) Трещинопрерывающая прослойка - высокодеформативная прослойка из геосинтетического материала, расположенная, как правило, между блочным основанием (старое покрытие со швами или разделенное трещинами на отдельные участки-блоки) и вновь устраиваемым покрытием, препятствующая передаче усилия, возникающего от температурной деформации основания к вновь устраиваемому покрытию.

a) Трещины температурные - трещины в покрытии, возникающие в материале от напряжений, появляющихся от температурных деформаций.

а) Трещины отраженные - трещины в покрытии, дублирующие швы, или трещины нижележащего слоя дорожной одежды.

а) Трещины усталостные - трещины в покрытии, образующиеся под воздействием многократных нагрузок в результате усталостного разрушения асфальтобетона.

а) Узлы геосетки (плоской георешетки) - места объединения ребер, имеющие (для георешеток) повышенную по отношению к ребрам толщину.


а) Размер ячеек в продольном (поперечном) направлении - расстояние между осями ребер в направлении длины (ширины) материала.


а) Ширина ребер в продольном (поперечном) направлении - минимальная ширина ребер, расположенных в направлении длины (ширины) материала.


a) Толщина ребер в продольном (поперечном) направлении - минимальная толщина ребер, расположенных в направлении длины (ширины) материала.


а) Прочность при растяжении в продольном (поперечном) направлении - максимальное растягивающее усилие при одноосном растяжении образца в направлении длины (ширины) материала с постоянной скоростью растяжения, отнесенное к ширине образца (выражается в кН/м, определяется по методике Приложения Б).

б) Условные обозначения

- число ребер геосетки на 1 пог.м материала по направлению длины. Может определяться не целым числом (с точностью до десятых долей).

- число ребер геосетки на 1 пог.м материала по направлению ширины. Может определяться не целым числом (с точностью до десятых долей).

Арматура в дорожном покрытии

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по армированию асфальтобетонных слоёв дорожных одежд стальными сетками

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Группа Битум РУС"

2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ устанавливает рекомендации по усилению нежёстких дорожных одежд и цементобетонных покрытий автомобильных дорог с асфальтобетонными слоями, армированными стальными сетками.

1.2 Методические рекомендации содержат основные требования к стальной сетке, предназначенной для армирования асфальтобетонных слоев и её технические характеристики, описание технологии армирования при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Особое внимание уделено вопросам подготовки основания для укладки стальной сетки и ее закрепления, а также контролю качества работ.

1.3 Применение стальных сеток создаёт условия для увеличения срока службы дорожных одежд, замедляя процесс появления отражённых трещин на покрытиях, снижая вероятность появления колейности на проезжей части автомобильных дорог. Использование армированных асфальтобетонных слоёв приводит к усовершенствованию дорожных конструкций, экономии средств на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 427-75 Межгосударственный стандарт. Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7502-98 Межгосударственный стандарт. Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 12801-98 Межгосударственный стандарт. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 30412-96 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 31015-2002 Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ГОСТ Р 50575-93 (ИСО 7989-88) Государственный стандарт Российской Федерации. Проволока стальная. Требования к цинковому покрытию и методы испытания покрытия

ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения

ГОСТ Р 51285-99 Государственный стандарт Российской Федерации. Сетки проволочные крученые с шестиугольными ячейками для габионных конструкций. Технические условия

ГОСТ Р 2715-75* Межгосударственный стандарт. Сетки металлические проволочные. Типы, основные параметры и размеры

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 2715-75, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Примечание - При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

автомобильная дорога: Инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей. Основными элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки;

асфальтобетонная смесь: Рационально подобранный материал, состоящий из минеральных компонентов (щебня или гравия), песка, минерального порошка с битумом и добавками, взятых в заданных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии в установке;

выбоина: Местное разрушение покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями;

износ покрытия: Уменьшение толщины покрытия в процессе эксплуатации за счёт истирания и потери износившегося материала в результате суммарного воздействия транспортных средств и природно-климатических факторов;

колея: Вид деформации поперечного профиля проезжей части с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора;

мишметалл: Сплав редкоземельных металлов с преобладающим содержанием церия и лантана;

покрытие дорожное асфальтобетонное: Покрытие капитального типа, построенное из плотных асфальтобетонных смесей (горячих или холодных) и уплотнённо;

покрытие цементобетонное монолитное: Капитальное покрытие монолитное, устроенное из цементобетонных смесей, уплотняемых на месте работ;

прочность дорожной одежды: Свойство дорожной одежды сохранять сплошность своей поверхности (отсутствие трещин) и ровность в допустимых пределах под воздействием многократно повторяющихся нагрузок от движущегося транспорта и погодно-климатических факторов в течение срока службы;

покрытие сплавом цинка с алюминием и мишметаллом (ЦАММ): Покрытие стальной проволоки сетки сплавом цинка, содержащим 5% алюминия и 0,01% мишметалла;

проволочная сетка двойной скрутки (двойного кручения): Неразрывная сетка, изготовленная из проволочных пар с периодическими двойными скрутками, которые связываются двойными скрутками со смежными аналогичными проволочными парами, образуя между собой шестиугольные ячейки;

стальная проволока двойного кручения: Две проволоки скрепленные между собой посредством двойного кручения. При этом исходным материалом для неё является стальная оцинкованная проволока;

предельный коэффициент разрушения: Коэффициент, представляющий собой отношение суммарной протяженности (или суммарной площади) участков дороги, требующих ремонта из-за недостаточной прочности дорожной одежды, к общей протяженности (или общей площади) дороги между корреспондирующими пунктами;

коэффициент армирования Карм: Коэффициент, учитывающий снижение влияния усталостных процессов на прочность дорожных покрытий, вследствие их армирования;

коэффициент увеличения общего модуля упругости армированной конструкции: Отношение общего модуля упругости дорожной конструкции армированной стальной сеткой к общему модулю упругости аналогичной дорожной конструкции неармированной стальной сеткой;

размер ячейки: Расстояние между скрутками с учетом размера одной скрутки;

рулон сетки: Скатанное полотно сетки в форме цилиндра;

скрутка проволок: Свивка двух проволок в одном направлении на полный оборот 360°, проволоки вращаются в одном направлении, минимальное количество скруток три;

срок службы дорожной одежды: Календарная продолжительность эксплуатации дорожной одежды от сдачи дороги в эксплуатацию до первого капитального ремонта или между капитальными ремонтами;

сетка стальная: Сетка двойного кручения с шестиугольными ячейками из стальной проволоки с цинковым или цинково-алюминиевым покрытием (ЦАММ), укреплённая армирующим плоским скрученным прутом, расположенным в поперечном направлении;

трещины на дорожном покрытии: Разрушения дорожного покрытия, выразившиеся в нарушении сплошности покрытия, возникшие в результате воздействия транспортных средств и природно-климатических факторов, и образованные в поперечном, продольном направлениях, по диагонали (косые) и в виде сетки трещин;

фрезерование покрытия: Разрушение покрытия без его нагрева с использованием специальных фрез, оснащённых фрезерным валом с закрепленным на нём резцами и фронтальным транспортёром для погрузки отфрезерованного материала в транспортные средства.

4 Требования к стальной сетке для армирования асфальтобетонных слоев дорожных одежд

4.1 Для изготовления сетки проволочной двойного кручения с шестиугольными ячейками применяется проволока с плотным цинковым (антикоррозийным) покрытием или проволока с покрытием ЦАММ (сплав цинка с алюминием и мишметаллом) в соответствии с ГОСТ Р 50575 и ГОСТ Р 51285. Минимальное количество антикоррозионного покрытия для проволоки ячеек не должно быть менее 125 г/м, для жестких в поперечной плоскости креплений скрученных прутов не менее 80 г/м. Адгезия сетки должна быть не ниже чем по ГОСТ 11508.

Для изготовления армирующих плоских скрученных прутов применяется металлическая арматура с плотным цинковым (антикоррозийным) покрытием или покрытием ЦАММ (сплав цинка с алюминием и мишметаллом) в соответствии с ГОСТ Р 50575.

Выбор типа антикоррозионного покрытия, определяется проектом, в зависимости от степени ответственности сооружения и ожидаемой интенсивности коррозии проволоки в период эксплуатации.

Испытания цинковых покрытий на стальной проволоке по массе и качеству проводятся в соответствии с ГОСТ Р 50575.

Антикоррозионное покрытие не должно отслаиваться от стальной проволоки при навивании 6 витков на стержень диаметром равным четырёхкратному диаметру проволоки. Покрытие должно иметь прочное сцепление со стальной основой и не должно растрескиваться или отслаиваться до такой степени, чтобы чешуйки покрытия можно было удалить с поверхности проволоки пальцами. Покрытие должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50575-93 Проволока стальная. Требования к цинковому покрытию и методы испытания покрытия.

4.2 По виду антикоррозийного покрытия проволоки сетки (в соответствии с ГОСТ Р 51285) подразделяются на:

- покрытой цинком - Ц;

- покрытой сплавом цинка с алюминием и мишметаллом - ЦАММ.

4.3 Срок службы стальных сеток в среднем составляет:

- для сеток из проволоки с цинковым покрытием (245 г/м) - 35 лет;

- для сеток из проволоки с цинковым покрытием (125 г/м) и дополнительным покрытием алюминием и мишметаллом - 35 лет;

- для сеток из проволоки с покрытием сплавом цинка (245 г/м) с алюминием и мишметаллом - 75 лет.

4.4 Размеры ячейки сетки, диагонали ячейки, диаметр проволоки указаны в таблице 4.1, соответствующие значения должны соответствовать ГОСТ Р 51285. Схема сетки указана на рисунке 4.1.

4.5 При легком типе сетки применяют проволоку диаметром 2,2 мм, при тяжелом типе - 2,4 мм или 2,7 мм, с допустимым отклонением в геометрических размерах ±0,09 мм. Сетка имеет шестиугольные ячейки и жесткие в поперечной плоскости крепления из плоских скрученных прутов профилем 6,0x2,0 мм - для легкого типа, 7,0x3,0 мм - для тяжелого типа, располагаемые на расстоянии 235, 265 или 285 мм в зависимости от размера ячейки (рисунок 4.1). Допустимые геометрические отклонения профиля плоских скрученных прутов +18/-4%. Допустимое отклонение расстояния между скрученными прутами составляет ±40,0 мм.

По заявке Заказчика расстояние между прутами может быть изменено в соответствии с проектом или заказом.

1 - плоский скрученный прут; 2 - проволока; 3 - размер ячейки; 4 - размер диагонали ячейки; 5 - расстояние между прутами

Читайте также: