Выход докембрийского фундамента карельский перешеек

Обновлено: 19.05.2024

Выход докембрийского фундамента карельский перешеек

Выход докембрийского фундамента карельский перешеек

Система укреплений финнов
на Карельском перешейке

Более двух с половиной лет укрепляла финская армия свои позиции на Карельском перешейке, намереваясь прочно удержать захваченный ею в 1941 г. плацдарм на подступах к Ленинграду. Оборона финнов опиралась на исключительно благоприятные природные условия Карельского перешейка. Перерезав перешеек своими укреплениями, финны развили их на глубину до 90 км (считая по прямой от Белоострова до Выборга), стремясь прочно прикрыть наиболее важное операционное направление, ведущее на Выборг. Для защиты Карельского перешейка финны создали:
–первую полосу обороны главным образом средствами полевой фортификации (эта полоса строилась в условиях непосредственного соприкосновения с нашими войсками);
–вторую полосу обороны (в 20—30 км от первой), насыщенную мощными современными средствами долговременной фортификации; отсечные позиций между первой и второй полосами обороны, построенные по основным дорогам; средствами полевой фортификации укрепили побережье Финского залива;
–третью полосу обороны, частично восстановив разрушенные в 1939–1940 гг. сооружения «линии Маннергейма» и дополнив оборудование основных участков средствами полевой фортификации;
–внешний оборонительный обвод южнее и юго-восточнее Выборга, непосредственно прикрывавший этот важный стратегический пункт.

Рассмотрим, что представляла собой каждая из этих оборонительных полос и каково было их значение в общей системе обороны Карельского перешейка.

схема 1

Первая полоса обороны. Передний край или главная оборонительная линия (по финской терминологии) первой полосы обороны общим протяжением около 90 км проходила по р. Сестра через Стар. Белоостров, Мусталово, по западному берегу озера Лембаловское, р. Вийси-йоки и левым флангом примыкала к Ладожскому озеру (схема 1). На правофланговом участке первой полосы местность лесисто-болотистая, среднепересеченная; на центральном – резко пересеченная, с большим количеством возвышенностей, левофланговый участок – лесисто-болотистый почти на всем своем протяжении вплоть до Ладожского озера.

Оборона была построена по принципу узлов обороны и опорных пунктов, которые располагались преимущественно на тактически важных направлениях, на выгодной местности и в районах населенных пунктов. В состав каждого узла обороны входило несколько опорных пунктов. Промежутки между узлами обороны и опорными пунктами прикрывались одной или двумя траншеями, а также плотным артиллерийско-пулеметным и минометным огнем из глубины и с соседних опорных пунктов. Фортификационные сооружения в промежутках были подготовлены для занятия их войсками, что соответствует принципиальной уставной схеме финской обороны.

Узлы обороны и опорные пункты строились применительно к особенностям местности с учетом важности прикрываемых направлений. Их фортификационное оборудование и степень обеспечения огневыми средствами были различны, в зависимости от важности прикрываемого направления. Большинство опорных пунктов было приспособлено к круговой обороне, но все же основная масса фортификационных сооружений и огневых средств сосредоточивалась по фронту и на флангах.

Опорные пункты, как правило, обносились проволочными заграждениями в несколько рядов. Заграждения на основных направлениях создавались на всю глубину оборонительной полосы (1,5–2 км).

Главная линия обороны состояла из сплошной траншеи полного профиля и выдвинутых вперед позиций для пулеметов и групп стрелков. Траншея была оборудована огневыми сооружениими, преимущественно открытого типа, но в ряде мест имелись сооружения противоосколочного типа. Непосредственно перед главной линией обороны финны построили густую сеть противотанковых и противопехотных препятствий.

Главная линия обороны составляла передний [страница 89] край позиции главного сопротивления – наиболее сильно укрепленной части всей оборонительной полосы. Именно здесь располагались дерево-земляные огневые точки. Позиция главного сопротивления состояла из ряда опорных пунктов, подготовленных для круговой обороны и соединенных траншеями. В 300–800 м от главной линии обороны проходила сплошная, а в отдельных случаях прерывчатая траншея, где располагались ротные резервы. Эта траншея в боевом отношении оборудовалась слабее, чем первая. Во второй траншее было несколько дзотов легкого типа. Прикрывалась она проволочными заграждениями в 2–3 кола.

В 400–700 м от второй траншеи находилась третья, где располагались батальонные резервы. Затем шла четвертая траншея, которую финны называли опорной линией. Четвертая траншея ограничивала с тыла главную полосу сопротивления и являлась рубежом прикрытия артиллерии. Ее назначение состояло также и в том, что она служила опорной позицией тактических резервов, используемых для контратак. Эта траншея проходила по наивыгоднейшим участкам местности, преимущественно по передним скатам холмов, и была наиболее полно оборудована огневыми сооружениями. Перед опорной линией устанавливались сильные проволочные препятствия (в 3–5 рядов).

За опорной линией на глубине 1,5–3 км от переднего края располагалась артиллерия. Противотанковые средства находились на рубеже первой траншеи на специально оборудованных для них позициях.

схема 2

Система обороны, примененная в первой оборонительной полосе, более наглядно показана на схеме 2, где изображен участок обороны в районе Стар. Белоострова. Здесь имелось четыре сплошных траншеи. Перед каждой из них финны строили не менее одной линии проволочных заграждений, а в некоторых местах – две и три, в зависимости от важности направления. Чаще всего встречались рогатки, установленные в два ряда и усиленные спиралью Бруно, а также малозаметные препятствия шириной до 10 м. Промежутки между препятствиями минировались. Проволочные заграждения перед первой траншеей располагались на расстоянии 30–50 м с тем, чтобы их можно было прикрывать фланкирующим пулеметным огнем. Перед второй, третьей и четвертой траншеями были поставлены проволочные заборы в 3–5 кольев. Большое внимание уделялось устройству противотанковых и противопехотных препятствий. Как сами препятствия, так и подступы к ним прикрывались сильным огнем, особенно на танкоопасных направлениях.

Другой узел обороны, созданный в районе Белоострова, прикрывал основную железнодорожную магистраль Ленинград – Выборг и Приморское шоссе. Состоял он из трех опорных пунктов, связанных между собой сплошными траншеями. Один опорный пункт располагался на правом фланге, на перекрестке Приморского шоссе и железной дороги, идущей из Сестрорецка. Второй опорный пункт (центральный) находился в районе железнодорожной станции Белоостров, а третий (левофланговый) прикрывал рокаду Сестрорецк – Стар. Белоостров. Передний край всего участка обороны проходил вдоль Приморского шоссе до правофлангового опорного пункта, поворачивал на северо-восток по правому берегу р. Сестра и далее шел по левому ее берегу.

Узел обороны опирался на систему эшелонированных траншей. Первая траншея проходила по переднему краю на веем его протяжении. Через каждые 30–50 м в ней были устроены пулеметные площадки. Кроме того, имелось значительное количество пулеметных дзотов. Траншея прикрывалась проволочными заграждениями вдоль Приморского шоссе в [страница 90] 2–3 кола, на правом фланге – рогатками в 2 ряда и проволочным забором в 3 кола, в центре и на левом фланге – спиралью Бруно и рогатками в один ряд. Проволочные заграждения усиливались минными полями, особенно на флангах. Вторая, третья и четвертая траншеи прикрывались проволочными заборами в 3 кола.

Вторая траншея была менее насыщена пулеметными дзотами и стрелковыми ячейками. В ее системе находились позиции для 50-мм и 81-мм минометов, отдельных противотанковых орудий и 75-мм пушек для ведения огня прямой наводкой. В системе третьей и четвертой траншей располагались 120-мм минометы (в 300–800 м от переднего края) и артиллерия (75-мм) – в 2–3 км от переднего края.

Строя свою оборону, финны стремились использовать для организации опорных пунктов в первую очередь возвышенности. Но поскольку природные условия не позволяли осуществить это по всему фронту, им приходилось приводить в оборонительное состояние низкие и заболоченные участки. В таких местах они строили дерево-земляные валы, служившие как для обороны, так и для маскировки движения вдоль фронта.

Фортификационные сооружения располагались линейно, в глубину были развиты слабо. Огневая мощь их также была незначительной, но такие участки надежно прикрывались пулеметным, минометным и артиллерийским огнем с соседних опорных пунктов.

схема 3

Мы рассмотрели наиболее характернее участки первой полосы обороны. Как видим, основу их фортификационной системы составляли эшелонированные в глубину траншеи, служившие как бы фундаментом для опорных [страница 91] пунктов. Типичными огневыми сооружениями являлись открытые площадки для пулеметов, дзоты, открытые ячейки для автоматчиков и стрелков. Наиболее сильно оборудованными в огневом отношении были первая и вторая траншеи. Общая глубина первой полосы обороны не превышала 2,5–3 км, включая позиции артиллерии.

В целом рассмотренная оборонительная полоса являлась передовой в общей системе обороны Карельского перешейка, прикрывавшей подступы ко второй оборонительной полосе.

Вторая (главная) оборонительная полоса была расположена з 20–30 км от первой. Ее передний край (общей протяженностью до 100 км) проходил по линии Мятсякюля, Саха-Кюля, Кутерселькя, Кивеннапа, южнее Рауту и примыкал левым флангом к южному берегу оз. Сувантоярви. Использовав резко пересеченную местность, финны создали сильные опорные пункты на высотах в Кутерселькя, Котселькя, Кивеннапа, на перекрестках важнейших дорог и в крупных населенных пунктах. Опорные пункты второй полосы, помимо дзотов, открытых пулеметных площадок, ячеек для стрелков и артиллерийских позиций, были насыщены долговременными железобетонными огневыми точками и убежищами. Здесь финны применяли бронеколпаки, установленные на железобетонные казематы, которые располагались непосредственно у траншей, и артишлерийско-пулеметные доты, представлявшие собой железобетонные сооружения в два-три каземата. Артиллерийский дот бы[л] вооружен 5б-мм или 75-мм пушкой и одним или двумя тяжелыми пулеметами и имел колпак для наблюдения, визуального или через перископ. Необходимо отметить, что артиллерийские доты устанавливались главным образом на основных направлениях по обеим сторонам дорог. Во второй полосе имелось в общей сложности около 960 железобетонных сооружений различных типов и назначения. На один километр фронта (в районе Тилима) приходилось 43 железобетонных сооружения, из них: артиллерийско-пулеметных – 2, с бронеколпаком – 10, наблюдательных пунктов – 1, убежищ – 25, открытых железобетонных артиллерийских площадок – 4, открытых железобетонных пулеметных площадок – 1.

Большое внимание финны уделили созданию прочной системы противотанковой обороны, которая была организована на всю глубину оборонительной полосы (на основных дорожных магистралях). Для этой цели они широко использовали естественные и искусственные противотанковые препятствия, артиллерию, противотанковые ружья и минные поля. Противотанковые препятствия устанавливались не ближе 100 м от переднего края. На танкоопасных направлениях они устраивались в несколько рядов как перед передним краем, так и внутри оборонительной полосы, с широким использованием естественных преград (топкие болота, озера). Наиболее распространенным видом искусственных противотанковых препятствий являлись гранитные надолбы (высотой 1,2–1,5 м, весом 1,5–2 т). Они устанавливались в 2–5 рядов, расстояние между ними по фронту и по глубине равнялось 2,5–3 м. Надолбы были посажены в землю на 30–40 см. [страница 92] Высота их над уровней земли и промежутки между ними делались различными для того, чтобы затруднить укладку на них настила. Камни для надолб применялись таких размеров и формы, чтобы в любом положении они служили препятствием для танков. Гранитные, железобетонные и другие надолбы устанавливались в эскарп глубиной 1,2–1,4 м, с отвесной стенкой со стороны фронта. Этот эскарп маскировал надолбы и препятствовал их разрушению огнем из танков.

За надолбами вдоль всего переднего края в 30–50 м от первой траншеи проходил проволочный забор в 3–7 кольев, шириною от 5 до 10 м, усиленный колючей проволокой в наброс. В некоторых местах такой проволочный забор проходил и перед надолбами. Фасы противотанковых и проволочных заграждений были прямолинейны, протяжением от 100 до 300 м и находились под фланговым и косоприцельным артиллерийско-пулеметным огнем из дотов и с открытых позиций. Перед передним краем обороны был организован двух-трехслойный артиллерийско-пулеметный огонь из дотов, дополняемый огнем пехоты с открытых позиций.

схема 4

На схеме 4 показан один из узлов обороны второй оборонительной полосы, устроенный в районе Мятсякюля. Этот населенный пункт расположен у берега Финского залива, на пересечении дорог Ленинград–Выборг, Мятсякюля–Койвисто–Выборг. Узел обороны состоял из четырех опорных пунктов, приспособленных к круговой обороне. Два из них были вынесены вперед на господствующие высоты, расположенные на левом берегу р. Ваммельсуун-йоки, и являлись как бы предмостными. Остальные располагались на правом берегу реки, составляя главную позицию сопротивления на этом участке. Костяком обороны в опорных пунктах являлись железобетонные огневые сооружения. На один километр фронта здесь приходилось 43 железобетонных сооружения, из них: артиллерийских дотов с бронеколпаками для пулеметов – 1, артиллерийских открытых железобетонных площадок с укрытием для пушки – 5, пулеметных дотов с бронеколпаками – 10, без бронеколпаков – 2, наблюдательных пунктов – 2, убежищ (на 20–22 человека) – 23.

По всему переднему краю проходила сплошная полоса гранитных надолб, установленных в 4 ряда. За надолбами в 15–20 м – проволочный забор в 5 кольев, усиленный колючей проволокой в наброс. Естественным противотанковым и противопехотным препятствием служила р. Ваммельсуун-йоки с ее крутым правым берегом, недоступным для танков. Вдоль берега реки перед второй траншеей был также установлен проволочный [страница 93] забор в 5 кольев, усиленный проволокой в наброс.

С юга участок обороны прикрывался Финским заливом, а в тылу – противотанковым рвом, который перекрывал дорожные магистрали и своими флангами упирался в Финский залив и р. Ваммельсуун-йоки. В целом район Мятсякюля был приспособлен к самостоятельной противотанковой и противопехотной круговой обороне.

схема 5

Третья полоса обороны, так же как и первые две, была построена по принципу опорных пунктов, прикрывавших все основные дорожные направления, ведущие к г. Выборг. Передний край ее, общей протяженностью около 160 км, проходил по восточной оконечности озера Кипинолан-ярви, перекрывал дефиле между этим озером и озером Куолем-ярви, далее шел по рубежу Сумма до озера Муолан-ярви на Муола, по северо-западному берегу озера Яюряпян-ярви, перекрывая дефиле к озеру Вуокси, по северным берегам озер Вуокси и Суванто-ярви и примыкал к побережью Ладожского озера. На основных путях, ведущих к Выборгу, противник создал мощные опорные пункты в Мурила, Рёмпетти, Липола, Сумма, Лейпясуо, Муола и др.

Перед передним краем обороны были построены проволочные заграждения в один–два и три кола. Из противотанковых препятствий имелись гранитные надолбы и рвы (на отдельных и важных участках обороны) в сочетании с естественными преградами (болота, реки, озера).

схема 6

На схеме 6 показан участок обороны в районе Сумма, высота 62,4, прикрывавший Выборгское шоссе и грунтовые рокадные дороги. Траншейная система здесь была развита преимущественно на флангах. Частично использовались разрушенные доты старой «линии Маннергейма» как в качестве укрытий, так и для огневых позиций. Круговая оборона обеспечивалась отдельно построенными небольшими участками траншей с открытыми пулеметными площадками и ячейками для стрелков. В глубине обороны (на 2 км) были отрыты три противотанковых рва, которые примыкали своими флангами к естественным препятствиям (болото Сур-суо и р. Сумма-йоки).

схема 7

На схеме 7 показан участок обороны, прикрывавший ст. Лейпясуо (железная дорога Ленинград – Выборг). Здесь были оборудованы три опорных пункта, располагавшихся на господствующих высотах. Правофланговый опорный пункт седлал развилку полевых дорог, ведущих к ст. Лейпясуо. Здесь финны соорудили две траншеи (нe сплошные) полного профиля с площадками для пулеметов и стрелков. Перед траншеями были установлены проволочная сеть в 3 кола, а в глубине за второй траншеей гранитные надолбы в 4 ряда и проволочная сеть в 3 кола.

Опорный пункт, расположенный в центре данного узла обороны, прикрывал рокаду между железной дорогой Ленинград – Выборг и грунтовой дорогой, идущей на Лейпясуо. По переднему краю проходила сплошная траншея полного профиля. В 700–900 м от нее финны соорудили вторую траншею, оборудованную слабее первой.

Опорный пункт на левом фланге седлал железную дорогу Ленинград – Выборг и непосредственно прикрывал подступы к ст. Лейпясуо. Здесь были три прерывчатые траншеи (удаление второй от первой 400–600 м, третьей от второй – 300–400 м). Первая траншея была вынесена на противоположный берег реки Перо-йоки, а две другие располагались за рекой. Перед первой и второй траншеями имелись проволочные препятствия в 3 кола. На правом фланге узла обороны противник установил гранитные надолбы в 3–4 ряда, примыкавшие к заболоченному участку, а левым флангом к возвышенности с крутыми танконедоступными склонами. На левом фланге противотанковыми препятствиями являлись река Перо-йоки, болото Сур-суо и озеро Тастон-Ламмет. B глубине узла, за р. Перо-йоки, для прикрытия развилки полевых дорог, ведущих к ст. Лейпясуо, был создан небольшой опорный пункт, оборудованный одной полукольцевой траншеей. Противотанковым препятствием на этом направлении являлась р. Перо-йоки.

В целом, как мы видим, инженерное оборудование и насыщение огневыми средствами третьей оборонительной полосы были более слабыми, чем первой и второй оборонительных полос.

Система обороны в районе Выборга. Помимо трех оборонительных полос, на Карельском перешейке финны создали еще внешний обвод укреплений, непосредственно прикрывавший г. Выборг (схема 8).

схема 8

Центральная часть Выборгского оборонительного рубежа проходила по южной и юго-восточной окраинам города. Покрытая цепью невысоких холмов, с валунами и лесом, она создавала благоприятные условия для обороны и маскировки переднего края. Далее передний край шел по южным и юго-восточным окраинам пригородов Корьяла, Таммисуо. Открытая и ровная местность перед передним краем хорошо просматривалась противником на глубину до 3 км.

Участок обороны, расположенный на полуострове (правый фланг внешнего обвода), прикрывал шоссе Койвисто – Выборг, а также (во взаимодействии с гарнизонами островов, расположенных в Финском зализе) подходы к порту Выборг со стороны Финского залива. Левофланговый участок прикрывал подступы к пригородам Корьяла и Таммисуо. Передний край представлял сплошную траншею полного профиля общим протяжением около 40 км. В районе пригорода Корьяла были две траншеи, оборудованные выносными и примкнутыми площадками для легких пулеметов, стрелков и автоматчиков, обеспечивавших многослойный фланговый и косоприцельный огонь перед передним краем. Типы фортификационных сооружений, возведенных на рубеже внешнего обвода Выборга, были в основном те же, что и на второй обо- [страница 95] ронительной полосе. По заболоченным участкам с высоким стоянием грунтовых вод траншея возводилась полунасыпного и насыпного типа. Позиции для противотанковых ружей и артиллерии располагались непосредственно в траншеях или за ними. Из намеченных к постройке железобетонных сооружений финны полностью закончили, лишь небольшое количество убежищ.

Противотанковой обороне уделялось исключительно большое внимание. По внешнему обводу города она строилась с максимальным учетом всех естественных препятствий – озер, рек и болот – и усиливалась искусственными заграждениями. На отдельных участках в качестве препятствия использовалась железнодорожная насыпь окружной железной дороги, а также гранитные надолбы, установленные в 1–2 линии по 4 ряда в каждой. Перед ст. Выборг финны построили железобетонную стенку-барьер (преграждавшую движение по железкой дороге), которая правым флангом упиралась в крутой скат высоты, а левым – в железнодорожную насыпь. Проволочные заборы в качестве противопехотных препятствий имелись только на отдельных участках обороны.

Как видно из изложенного, инженерная подготовка Карельского перешейка производилась финнами с основной задачей обеспечить Выборгское операционное направление. Учтя опыт войны 1939–1940 гг., они стремились создать здесь современную, глубоко эшелонированную оборону с мощными железобетонными и броневыми сооружениями. Для решения этой задачи с начала 1942 г. финны развернули работу по сооружению на Выборгском направлении нескольких оборонительных полос и оборудованию ряда сильных опорных пунктов на господствующих высотах, седлающих основные дороги, идущие к Выборгу.

Максимально используя природные условия и естественные рубежи, финны оборудовали первую оборонительную полосу, главным образом средствами полевой фортификации, вторую (главную) – средствами мощной современной долговременной фортификации; построили отсечные позиции между первой и второй полосами, создали полевые укрепления на побережье Финского залива, использовали в качестве третьей полосы линию «Маннергейма», частично восстановив разрушенные в 1939–1940 гг. фортификационные сооружения и усилив ее средствами полевой фортификации, соорудили внешний обвод вокруг Выборга как последнее прикрытие этого важного стратегического пункта. По размаху проведенных работ и подготовительным мероприятиям можно предполагать, что финны намечали провести значительно большую программу строительства, чем им удалось осуществить к началу наступления Красной Армии на Карельском перешейке (к 10 июня 1944 г.). Повидимому, намечалось развить каждую из оборонительных полос е глубину. Это предположение подтверждается, в частности, начатой отрывкой противотанковых рвов в районе Мятсякюля и Тилима.

Из всех многочисленных железобетонных сооружений, построенных финнами, наиболее современными были казематированные убежища с броневым колпаком в толще покрытия (пулеметные доты, наблюдательные пункты и артиллерийско-пулеметные полукапониры). Такое сочетание, обеспечивая большую сопротивляемость, позволило создать низко сидящие сооружения, легко маскируемые и мало уязвимые.

Первая оборонительная полоса была создана в полном соответствии с полевым уставом финской армии в виде позиций боевого охранения и позиции главного сопротивления. Первые выносились вперед на 400–600 м, в зависимости от местности, с использованием всех ее преимуществ.

Основное назначение позиции боевого охранения – затруднить разведку позиции главного сопротивления и предотвратить возможность неожиданного нападения. Позиция главного сопротивления состояла из отдельных опорных пунктов, связанных между собой траншеями. Глубина ее – 1500–2500 м.

Вторая и третья полосы обороны в основном строились по тому же принципу. Позиция главного сопротивления второй полосы состояла из мощных опорных пунктов, оборудованных средствами долговременной фортификации. Внешний обвод Выборга строился по крепостному принципу, с созданием сплошной линии обороны. Финнам не удалось закончить намечавшийся план фортификационного оборудования своей обороны на Карельском перешейке. И все же они создали, как мы видим, три мощных оборонительных полосы и укрепленный пояс вокруг Выборга, богато насытив их долговременными фортификационными сооружениями, что превратило перешеек в сильно укрепленный оборонительный плацдарм. Овладение этим плацдармом с преодолением долговременной обороны и множества естественных преград, представляло исключительно трудную задачу. Однако войска Ленинградского фронта блестяще решили ее. Наступление качалось 10 июня, 15 июня была прорвана вторая (главная) полоса обороны, 18–19 июня – третья, а 20 июня, преодолев оборонительный обвод, наступавшие войска заняли город и крепость Выборг.

Гильза под ленточный фундамент


На этапе нулевого цикла в плитном и ленточном фундаменте следует предусмотреть узлы ввода коммуникаций. Под землей обычно проходят две инженерные системы – водоснабжение и водоотведение. Поэтому необходимо заложить гильзу под канализацию и трубу для водопровода.

Узел ввода газопровода обычно расположен на высоте 1,2 – 1,8 м от уровня отмостки, поэтому при проектировании фундаментов не рассматривается. Ввод электроэнергии в коттедж может осуществляться как по воздуху, так и под землей. В последнем случае глубина заложения кабеля составляет 0,7 м минимум, поэтому гильзу для его прохождения необходимо заложить перед бетонированием ленты или плиты.

Как заложить коммуникации

Чтобы проложить трубопроводы систем жизнеобеспечения внутрь коттеджа, необходимо изготовить ввод на определенном уровне, согласно нормативам СП 31.13330 и СП 32.13330. Следует учесть конструкционные особенности фундаментов для обеспечения максимально возможной ремонтопригодности инженерных систем.

Требования СП 31.13330 (водоснабжение)

Гильзы закладываются в фундамент при монтаже опалубки, не рекомендуется изготовление отверстий после набора прочности бетонной конструкцией ударным способом. При проектировании узлов прохождения водопровода сквозь фундаментную плиту или ленту необходимо учесть:

  • минимально допустимый диаметр трубы (гильзы) коммуникации составляет 50 мм;
  • для восприятия линейных расширений при перепадах сезонной температуры следует использовать компенсаторы;
  • глубина заложения должна превышать на 0,5 м отметку промерзания грунта, либо используются полистирольные скорлупы или греющие кабели для обогрева труб;
  • необходимо учесть нагрузки на почву от трафика транспорта;
  • отверстие ввода в несущих конструкциях должно быть больше диаметра трубы на 0,2 мм минимум, герметичность обеспечивается сальником при высоком УГВ или эластичными материалами в сухих почвах.


Герметизация ввода коммуникаций при высоком УГВ.

В плавающие плиты водопровод можно завести только вертикально. В подполье, подвальный этаж заглубленного ленточного фундамента трубы заходят горизонтально. При использовании МЗЛФ или НЗЛФ магистраль проходит под лентой, поднимается внутри вертикально и проходит сквозь перекрытие или пол по грунту.

Нормативы СП 32.13330 (канализация)


Схема подвода канализации под фундаментом

Прокладка канализационной трубы через ограждающие конструкции коттеджа должна удовлетворять следующим требованиям:

  • глубина минимальная 0,7 м от отмостки во избежание механических повреждений от трафика машин, людей, культивации почвы;
  • утепление греющим кабелем, скорлупами из пенополистирола при заложении выше отметки промерзания;
  • вывод должен отстоять от водопровода на 1,5 – 5 м при диаметре канализации до 20 см, больше этого размера, соответственно;
  • уклон гильзы или отверстия в ленте 4 – 7 градусов для обеспечения самотека.

Важно! В отличие от систем водоснабжения стоки выходят из дома, поэтому всегда имеют более высокую температуру, промерзают меньше. Толщину утепления можно снизить по сравнению с водопроводом.

Заглубленный ленточный фундамент

При монтаже опалубки ленточного фундамента глубокого залегания гильзы для коммуникаций закладывают с учетом вышеприведенных требований:

Водопроводные трубы:

Необходимо учесть кратчайшую трассу между источником водозабора (скважина, колодец центрального водопровода) и ванной, туалетом, кухней внутри здания. Глубина заложения 1 – 2,7 м в зависимости от наличия обогрева и климата региона.

В монолитных лентах сквозь опалубку пропускаются трубы подходящего диаметра для формирования отверстия либо закладываются металлические гильзы. В фундаментах из блоков ФБС оставляют технологические проемы, закладываемые кирпичом, гильза вмуровывается в кладку.

При уровне грунтовых вод (УГВ) на 1 м и менее от подошвы ленты стыки герметизируются водостойкими растворами, пластичными материалами. В мокрых грунтах применяются резиновые либо силиконовые сальники.

Труба канализации:

Глубина заложения гильз 0,7 – 1,5 м в зависимости от глубины промерзания и септика. Герметизация аналогично предыдущему варианту. Для наружных контуров водоотведения используются рыже-коричневые трубы ПВХ, обладающие большей прочностью.


Важно! Для повышения ремонтопригодности коммуникаций водопровода часто применяется металлопластиковая труба 25 – 40 мм, проходящая внутри ПНД трубы. При необходимости внутренняя линия легко извлекается для замены новой магистралью без разработки траншеи.

Малозаглубленная и незаглубленная лента

Ввиду того, что глубина заложения коммуникаций больше, чем глубина МЗЛФ и НЗЛФ, трубы водопровода и канализации проходят под подошвой фундамента, подстилающим слоем. Однако на пучинистых грунтах для лент малого заглубления в обязательном порядке укладывается пристенный, кольцевой дренаж.


Прокладка канализации под МЗЛФ.

Согласно СП 18.13330 расстояние по вертикали в свету между наружными поверхностями магистралей должно быть больше 20 см, если это канализация или 40 см для водопровода. Причем, дренаж необходимо провести под водопроводом.


Прокладка водопровода под МЗЛФ.

Ввод инженерных систем осуществляется перед изготовлением подстилающего слоя. Вывод магистралей в стояки инженерных систем происходит через пол по грунту или перекрытие внутри дома.

В этом случае ремонтопригодность систем достаточно высокая. Однако укладка металлопластикового водопровода в трубу ПНД позволит обойтись при ремонте без земляных работ.

Плитный фундамент

Если в проекте коттеджа фундаментом является плавающая плита, разводка коммуникаций в пятне застройки должна быть завершена до изготовления подстилающего слоя, в крайнем случае перед монтажом арматурных сеток. Это обусловлено спецификой технологии:

  • опалубка устанавливается после отсыпки фундаментной подушки и заливки подбетонки;
  • если уложить водопровод и трубы канализации до монтажа опалубки, легко ошибиться с местами выхода стояков, которые могут оказаться внутри стены или слишком далеко от нее.


Ввод канализации под плитным фундаментом.

Поэтому ввод инженерных систем обычно начинают после того, как фундамент приобрел конкретные очертания, благодаря опалубке. Под периметром отапливаемого дома или утепленной плиты здания сезонной эксплуатации грунт замерзнуть не может.

Однако уже на границе отмостки здания земля промерзает на глубину 1 – 2 м в зависимости от региона. Поэтому водопроводную трубу протягивают в 2 – 2,7 м траншеях до коттеджа, затем делают уклон к стояку, размещая магистраль под углом.

Прокладка канализации подобным образом запрещена, что обусловлено следующими фактором: при увеличении уклона больше 7 градусов (перепад высот 2 см на 1 метр трубы) резко снижаются самоочищающиеся свойства стоков, жидкость уходит в септик быстрее, крупные фракции не выносятся ею полностью, что приводит к засорам. Поэтому канализацию укладывают под единым углом от стояка до септика на всем протяжении трубы. Для этого используется технология:

  • траншея в месте пересечения с фундаментом имеет глубину 0,7 м минимум;
  • от дома до септика создается допустимый уклон 2 см на метр трубы (для диаметра трубы 110 мм);
  • если внутри здания угол получается больше этого значения, стоки собирают внутри здания горизонтальными линиями, сбрасывают через вертикальный стояк к трубе наружной канализации.

Важно! Если фундаментную плиту заливает специализированная компания, необходим акт на скрытые работы. Возможность прочистки коммуникаций должна быть обеспечена люками, трапами или ревизиями изнутри, колодцами снаружи. Рекомендуется использовать чугунные или пропиленовые трубы и фитинги, обеспечивающие ресурс 70 – 120 лет. Вместо 80 – 90 градусных отводов лучше монтаж двух колен в 45 градусов.

Свайный, столбчатый фундамент

В отличие от ленточных и плитных конструкций столбчатый и свайный фундаменты имеют ростверк, не соприкасающийся с грунтом, даже при его заглублении в почву. Между плитами, балками и поверхностью земли всегда остается технологический зазор 10 – 20 см, защищенный по бокам листовыми материалами. Это необходимо для того, чтобы при вспучивании грунт не оторвал ростверк от столбов или свай.


Таким образом, для низкого наземного или подземного ростверка ввод коммуникаций полностью идентичен МЗЛФ и НЗЛФ. Для высокого ростверка потребуется дополнительное утепление инженерных систем внутри подполья:

  • канализационную трубу заглубляют в грунт на 0,7 м минимум, обертывают несколькими слоями минваты, скорлупами из экструдированного пенополистирола или используют саморегулируемый греющий кабель, к горизонтальной линии наружного водоотведения от дома до септика вертикальный стояк соединяется двумя отводами 45 градусов;
  • водопровод проводится в дом аналогичным способом, глубина заложения увеличивается до 1 – 2,7 м в зависимости от используемого утепления инженерной системы.

Важно! Чтобы протянуть вывод канализации и ввод водопровода, траншеи для этих коммуникаций необходимо располагать на равном расстоянии от столбов или свай. При засыпке необходима трамбовка каждого 15 – 20 см слоя, чтобы элементы фундамента не потеряли несущую способность, а вся конструкция пространственную жесткость.

Если фундамент уже залит

При необходимости изготовления отверстий в эксплуатируемом фундаменте или вновь изготовленной конструкции, в которой забыли уложить гильзы, используется несколько технологий. Самым сложным случаем является плавающая плита, проще всего завести коммуникации под ростверк на сваях или столбах.

Плитный фундамент

В отличие от пола по грунту плавающая плита является несущей конструкцией, целостность которой запрещено нарушать. Единственным вариантом подземного ввода коммуникаций в плитном фундаменте является наклонное бурение.

Мобильный станок монтируют только после высверливания отверстия в железобетоне алмазной коронкой под соответствующим углом. Долото бурового станка не сможет пройти сквозь арматурные сетки без полного разрушения конструкции. Метод обходится очень дорого, применяется редко.

Поэтому чаще всего трубы канализации и водопровод вводят через стены или цоколь:

  • вплотную к стене коттеджа сооружается кессон;
  • инженерные системы заглубляются на необходимую глубину;
  • внутри кессона монтируется запорная арматура, приборы учета, фильтрующее оборудование;
  • сверху возводится легкая конструкция (будка);
  • внутри нее организуется отопление любым удобным способом.

Важно! Ввод инженерных систем по этой схеме обладает существенным недостатком. Пассивного утепления для будки недостаточно, активное утепление обычно производится электроприборами. При отключении электроэнергии существует вероятность размораживания водоснабжения.

Ленточный фундамент

При эксплуатации НЗЛФ, МЗЛФ особых проблем с вводом инженерных систем обычно не возникает. Снаружи разрушается отмостка, прокапывается траншея к зданию на проектной глубине. Изнутри частично вскрывается черновой пол или демонтируется пол по грунту на отдельном участке. Трубопроводы пропускают под лентой в гильзах для обеспечения ремонтопригодности систем.

В стенах заглубленного ленточного фундамента коммуникации проще всего пропустить при наличии в коттедже подвального этажа. Если внутри заглубленная лента засыпана полностью, по аналогии с предыдущим случаем вскрывается пол по грунту или перекрытие. После чего отрывается шурф изнутри, траншея снаружи. Отверстия в железобетоне можно изготовить несколькими способами:

  • алмазное бурение – оптимальный вариант, не повреждающий конструкционный материал фундамента, обходится дорого, даже если брать станок в аренду;
  • перфоратор – ударное бурение, долбежка одинаково вредны для бетона, так как в этом материале возникают микротрещины, происходит отслаивание бетона от арматуры;
  • сверление безударное – вариант безопасный, но очень долгий, по периметру большого отверстия высверливается множество мелких, бетонная пробка разрушается ударным инструментом, арматура срезается ножницами или сваркой.


Алмазное бурение отверстия в фундаменте.

Важно! Канализационную трубу необходимо монтировать под уклоном, поэтому диаметр отверстия должен быть больше на 10 – 20 мм.

В свайных и столбчатых фундаментах единственной проблемой является изготовление шурфа внутри ростверка. Если балки расположены ниже 1 м от земли, так же вскрываются перекрытия и полы. В высоких ростверках никаких сложностей при проводке коммуникаций не наблюдается.

Таким образом, дешевле и качественнее всего осуществить ввод водопровода можно на этапе изготовления фундамента. В плиты гильза монтируется вертикально, в ленты горизонтально или под углом для канализации. Провести инженерные системы в готовую плавающую плиту проблематично и очень дорого, поэтому будьте внимательны при планировании работ.

Если вы являетесь мастером, то перейдите по этой ссылке, зарегистрируйтесь в системе и сможете принимать заказы.

Выход докембрийского фундамента карельский перешеек

ВОДНЫЙ ПУТЬ ЧЕРЕЗ КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК

С древнейших времен речная система Вуоксы играла важную роль. В X-XIII вв. эта водная артерия стала крупнейшим торговым и военным путем движения викингов.

До XVI в. полноводная река, вытекая из озера Сайма, имела два основных рукава. Один пересекал Карельский перешеек с севера на восток и впадал в Ладожское озеро. Второй — делал резкий поворот на запад, впадая в Финский залив. Именно здесь, у западного устья Вуоксы была построена крепость Выборг. Таким образом, в те далекие времена существовал прямой водный путь по Вуоксе через северную часть Карельского перешейка от Финского залива до Ладоги. У восточной оконесности, вблизи впадения Вуоксы в Ладожское озеро, возник город Корела-Кексгольм.

В 1294-1295 гг. большой шведский отряд во главе с рыцарем Сигге Лакке прошел на судах от Быборга по Вуоксинскому водному пути до Ладожского озера и захватил Корелу.

Вуоксинский водный путь старались обустроить для прохождения судов и вместе с тем обезопасить его от неприятелей, воздвигая соответствующие сооружения. В настоящее время хорошо известно одно их таких поселений — Тиверский городок. По своему положению он контролировал речной путь между городами Корелой и Выборгом.

Трудно предположить, что Тиверск был единственным в своем роде на почти двухсоткилометровом пути через Карельский перешеек. Как правило, такие поселения возникали на сложных участках реки, возле порогов, где необходимо было оказывать помощь в проводке или перегрузке судов. Так Тиверск был поставлен у Тиверских порогов.

Почти определенно можно сказать, что близ каждого из серьезных порожистых участков Вуоксы возникали подобные укрепленные поселения. Есть ли тому подтверждения? Есть, но очень мало. У селения Хейнийоки (Вещево) был обнаружен клад древнегерманских монет. Случайно ли эти монеты оказались именно в этой точке Карельского перешейка? Скорее всего нет. Русло Вуоксы здесь было не только сложным для прохождения судов, но сам участок был ключевым на пути к Выборгу. По месту расположения он мог быть примерно таким же форпостом, как Тиверск для Корелы.

Почему Вуоксинский водный путь прекратил свое существование? Это результат сложных геологических процессов, когда постепенно происходило поднятие северо-западной части Карельского перешейка. Западный рукав Вуоксы оказался отрезанным от основного русла. На одном из таких участков образовалось несколько озер с перешейками между ними. Но процесс этот не был одномоментным, а продолжался значительное время. Как отмечал в начале века российский историк В.Крохин, еще в XVI в. пользовались этим путем, "хотя в это время на нем было уже до восьми волоков, некоторые в одну шестую мили длиною, так, что большие и тяжело груженые лодки не могли быть отправлены по этому пути. Несмотря на такие неудобства, этот путь был важен для новгородцев. "

В 1983 г. по заданию Географического общества СССР была организована первая экспедиция, целью которой было реконструировать древний водный путь. На байдарках дважды пройден весь маршрут с рекогносцировкой берегов и русла реки (руководитель Г.С.Усыскин). В районе озера Калловеси (Макаровское) произошел "перелом" водной системы Вуоксы. Здесь и располагался поселок Хейнийоки (Вещево). И сегодня еще видно, что при большой воде эти два потока — основной вуоксинский и воды системы Финского залива — соединяются.

Выход докембрийского фундамента карельский перешеек

Чужой компьютер

Просмотр темы 5

Альбом укреплений Карельского перешейка

Алексей Шварёв

Альбом составлен советской разведкой к 1938 году и выпущен для высшего командования.
К.А.МЕРЕЦКОВ: "У нас, например, был альбом УP противника, по нему мы и ориентировались. . У меня на рабочем столе, с левой стороны. "
Оригинал найден активистами КИФа при разборе запасников музея ЛенВО.

Читайте также: