Выгрузка бетонной смеси из бункера в опалубку перекрытия

Обновлено: 08.05.2024

Выгрузка бетонной смеси из бункера в опалубку перекрытия

Бетонную смесь в каждом уложенном слое или на каждой позиции перестановки наконечника вибратора уплотняют до прекращения оседания и появления на поверхности и в местах соприкосновения с опалубкой блеска цементного теста и прекращения выхода пузырьков воздуха.

5.3.11. Виброрейки, вибробрусья или площадочные вибраторы могут быть использованы для уплотнения только бетонных конструкций; толщина каждого укладываемого и уплотняемого слоя бетонной смеси не должна превышать 25 см.

При бетонировании железобетонных конструкций поверхностное вибрирование может быть применено для уплотнения верхнего слоя бетона и отделки поверхности.

5.3.12. Поверхность рабочих швов, устраиваемых при укладке бетонной смеси с перерывами, должна быть перпендикулярна оси бетонируемых колонн и балок, поверхности плит и стен. Возобновление бетонирования допускается производить по достижении бетоном прочности не менее 1,5 МПа. Рабочие швы по согласованию с проектной организацией допускается устраивать при бетонировании:

колонн и пилонов - на отметке верха фундамента, низа порогов, балок и подкрановых консолей, верха подкрановых балок, низа капителей колонн;

балок больших размеров, монолитно соединенных с плитами, - на 20 - 30 мм ниже отметки нижней поверхности плиты, а при наличии в плите капителей - на отметке низа капителей плиты;

плоских плит - в любом месте параллельно меньшей стороне плиты;

ребристых покрытий - в направлении, параллельном второстепенным балкам;

отдельных балок - в пределах средней трети пролета балок в направлении, параллельном главным балкам (прогонам) в пределах двух средних четвертей пролета прогонов и плит;

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 983/пр)

массивов, арок, сводов, резервуаров, бункеров, гидротехнических сооружений, мостов и других сложных инженерных сооружений и конструкций - в местах, указанных в проекте.

5.3.13. Требования к укладке и уплотнению бетонных смесей приведены в таблице 5.2.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящая технологическая карта предназначена для применения при укладке бетонной смеси в перекрытия с помощью автобетононасоса типа СБ-126Б с транспортировкой бетонной смеси автобетоносмесителями.

1.2 Карта разработана в соответствии с Руководством по разработке технологических карт в строительстве (ЦНИИОМТП 1998 г.).

1.3 Карта составлена с учетом требований СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», а также международного стандарта ИСО-9001 по управлению качеством и обеспечению качества проектно-технологической продукции в части соответствия требованиям нормативной документации и потребителя.

1.4 Карта содержит указания применительно к укладке бетона в перекрытия здания промышленного назначения с объемом работ 4383 м 3 .

1.5 Материально-технические ресурсы, калькуляция затрат труда и машинного времени приведены на укрупненный измеритель конечной продукции - 100 м 2 монолитного перекрытия.

1.6 Привязка технологической карты к конкретным объектам и условиям производства работ состоит в уточнении объемов работ, калькуляции затрат труда, графика производства работ, данных потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Настоящей картой опалубочные и арматурные работы не рассматриваются.

1.7 Форма использования карты предусматривает включение ее в базу знаний по технологии и организации строительных процессов автоматизированного рабочего места (АРМ) проектировщика, подрядчика и заказчика.

2 ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1 До начала укладки бетонной смеси в перекрытия должны быть выполнены подготовительные работы в соответствии со СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства», а также все работы в соответствии с рекомендациями настоящей карты.

Кроме того, необходимо:

- подготовить горизонтальную площадку для автобетононасоса;

- очистить опалубку и арматуру в зоне бетонирования;

- установить опалубку, арматуру, закладные детали перекрытия;

- проверить прочность и герметичность опалубки;

- произвести приемку выполненных арматурных и опалубочных работ;

- смонтировать стационарный бетоновод (при необходимости);

- подготовить резервные места для приема бетонной смеси из автобетоносмесителей;

- смонтировать надежную звуковую связь в рабочей зоне;

- обеспечить строительную площадку средствами сигнализации;

- устроить освещение рабочей зоны;

- выполнить ограждения проемов лестничных клеток и по периметру здания.

2.2 Укладка бетонной смеси в перекрытия выполняется автобетононасосом СБ-126Б в комплекте с автобетоносмесителями СБ-92-1А. Определение средней эксплуатационной производительности автобетононасоса СБ-126Б приводится в приложении 1 .

Расчет необходимого количества автобетоносмесителей, способных обеспечить загрузку автобетононасоса, приводится в приложении 2 .

2.3 Работы по укладке бетонной смеси в перекрытие производятся в строгом соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

2.4 Укладка бетонной смеси в перекрытие ведется по захваткам в определенном порядке (рис. 1 ). Захватки определяются из условия сменной (суточной) эксплуатационной производительности автобетононасоса, минимальной дальности подачи бетонной смеси и от того, ведется ли бетонирование только с помощью стрелы автобетононасоса или с помощью бетоновода.

Величина привязки автобетононасоса к объекту меняется в зависимости от отметки перекрытия, в которое укладывается бетонная смесь (см. рис. 2 ).

2.5 Бетонная смесь, предназначенная для перекачки по трубопроводам, подбирается расчетно-экспериментальным путем.

Гранулометрический состав, пластичность и однородность смеси должны обеспечивать проектные характеристики бетона конструкции (прочность, водонепроницаемость, морозостойкость и т.д.).

2.6 В зависимости от вида смеси, загруженной в автобетоносмеситель перед транспортировкой, работа автобетоносмесителя возможна в трех режимах:

- периодическое включение и выключение барабана во время транспортирования смеси до объекта, но при обязательном перемешивании в течение 10 мин. перед разгрузкой (для готовой смеси);

- включение барабана непосредственно после его наполнения (для жестких смесей);

- включение барабана в пути следования или при подъезде к строительному объекту за 10 - 20 мин. до разгрузки (для сухих смесей).

Барабаны автобетоносмесителей промываются водой после каждой перевозки бетонной смеси и после каждой рабочей смены. С этой целью необходимо предусматривать водоразборное устройство с гибким шлангом и место слива отходов.

Объем сливаемых отходов зависит от типа автобетоносмесителя и составляет 200 - 350 л.

По истечении 120 машино-часов работы автобетоносмесителя следует осмотреть внутреннюю полость барабана и, в случае обнаружения налипшего на лопасти или на стенки затвердевшего бетона, очистить его. При необходимости осуществить подварку или наплавку износившихся кромок лопастей смесительного барабана.

2.7 Установка автобетононасоса на строительной площадке организуется таким образом, чтобы обеспечить бесперебойную работу насоса. Автобетононасос устанавливается на выносные опоры (аутригеры) для устойчивого его положения в работе. Шарнирная трехсекционная полноповоротная стрела переводится в рабочее положение и производится проверка работы бетононасоса на холостом ходу (обкатка).

Эксплуатация бетононасоса производится в ручном и автоматическом режимах. Ручной режим применяется при подготовке насоса к работе, пуске, укладке в дело небольших объемов бетонной смеси, промывке бетоноводов по окончании работы. Автоматический режим эксплуатации бетононасоса является наиболее оптимальным. Он применяется при больших объемах бетонирования.

В случае вынужденных перерывов в работе автобетононасоса в загрузочном бункере должно оставаться 0,1 - 0,2 м 3 бетонной смеси для периодического включения насоса для работы «на себя».

Техническое обслуживание и ремонт автобетононасоса производятся только после остановки двигателя и сброса давления в системе до атмосферного.

При перемещении автобетононасос должен находиться в транспортном положении.

2.8 Звенья трубопровода должны стыковаться на быстроразъемных инвентарных соединениях, обладающих прочностью и герметичностью, при этом особое внимание должно уделяться устранению дефектов (трещин, отверстий и т.д.). Неплотности в соединении повышают опасность возникновения пробок.

Концевые участки бетоноводов должны выполняться только из резинотканевых распределительных шлангов, входящих в комплект автобетононасоса.

Углы поворотов трассы бетоноводов из металлических труб могут выполняться из инвентарных металлических отводов или из гибких резинотканевых шлангов.

Использование резинотканевых шлангов позволяет выполнить поворот трассы на любой угол от 0 до 90° при прохождении трассы по труднодоступным участкам и при пересечении различных преград.

В связи с большой массой труб, заполненных бетонной смесью, горизонтальные участки бетоноводов должны монтироваться на прочных опорах (подкладки, козлы, подмости, леса, выдвижные трубчатые стойки и т.п.), исключающих провисание труб. Расстояние между опорами не должно превышать 2,5 м.

Каждое звено трубопровода крепится на горизонтальных участках бетоновода. Во избежание разрыва соединений запрещается закреплять или укладывать на какие-либо опоры верхнее и нижнее колена стояка бетоновода.

2.9 Перед эксплуатацией автобетононасоса проверяется работа всех механизмов, в том числе стрелы. Стрела устанавливается в раскрытом положении или подсоединяется к стационарному бетоноводу.

Для снижения трения бетонной смеси о стенки бетоновода перед запуском автобетононасоса на них наносится смазочный слой из цементного раствора состава 1:2 (1 часть - цемент, 2 части - песок). Толщина слоя 2 - 5 мм зависит от состава бетонной смеси и диаметра бетоновода. Кроме того, раствор создает полную герметичность в трубопроводе.

Количество раствора зависит от длины бетоновода и от подвижности бетонной смеси. В среднем на каждый погонный метр бетоновода требуется:

0,006 м 3 - для бетоновода диаметром 150 мм;

0,005 м 3 - для бетоновода диаметром 125 мм;

0,004 м 3 - для бетоновода диаметром 100 мм;

Фактический объем раствора, необходимый для смазки бетоновода, в зависимости от его длины, диаметра и расположения (вертикальное, наклонное, горизонтальное), а также от подвижности бетонной смеси уточняется опытным путем.

2.10 Причинами образования пробок при эксплуатации автобетононасоса являются:

- неправильный подбор состава бетонной смеси, при котором не обеспечивается ее удобоперекачиваемость;

- несоответствие гранулометрического состава заполнителей требуемому;

- избыточное содержание химических добавок в бетонной смеси;

- применение быстросхватывающегося цемента;

- использование частично расслоившейся, плохо перемешанной или начавшей схватываться бетонной смеси;

- недостаточное количество «пусковой смеси», приводящее к отсутствию смазывающей пленки на стенках бетоновода;

- превышение сопротивления движению смеси в трубопроводе давления, развиваемого бетонотранспортными поршнями из-за снижения подвижности смеси;

- утечка цементного молока в местах соединения звеньев бетоновода из-за ослабления замковых соединений или повреждения уплотнений, неудовлетворительная очистка и промывка бетоновода;

- сильный нагрев бетоновода в жаркую погоду и значительные перерывы в работе, при которых смесь в трубопроводах находилась длительное время в неподвижном состоянии.

2.11 Обнаружить места образования пробок и устранить их можно следующим образом:

- постепенное снижение производительности бетононасоса с одновременным повышением давления в системе. Происходит закупорка бетоновода в наиболее удаленном его участке. Пробка удаляется путем отсоединения и очистки конечных звеньев бетоновода;

- при просачивании цементного молока через стыки бетоновода пробка образуется по направлению движения смеси в звене;

- внезапная остановка бетононасоса указывает на образование пробки в поворотной трубе шибера или первом за шибером звене бетоновода. Место образования пробки может быть обнаружено по звуку при простукивании бетоновода деревянным молотком. В местах образования пробок звук более приглушенный.

2.12 После окончания укладки бетонной смеси бетоновод и насос очищаются от остатков бетонной смеси. Очистку бетоноводов допускается производить продувкой сжатым воздухом или водой под давлением, при этом рабочие, не занятые непосредственно выполнением этих операций, должны быть удалены от бетоновода на расстояние не менее 10 м. В конкретных случаях необходимо руководствоваться требованиями инструкции или паспорта завода-изготовителя по эксплуатации автобетононасоса.

Продувка сжатым воздухом применяется преимущественно при длинных бетоноводах. При очистке бетоновода сжатым воздухом необходимо снять концевой распределительный рукав и одеть защитный короб. Очистка бетоновода давлением воды осуществляется с помощью губчатого резинового шара (если не запрещено инструкцией по эксплуатации автобетононасоса).

Снятые звенья должны сразу же очищаться от остатков бетонной смеси при помощи пыжей на шестах и промываться водой.

2.13 Вибраторы и ручной инструмент очищаются от остатков бетонной смеси, промываются водой и вытираются насухо.

2.14 Укладка бетонной смеси на каждой захватке начинается с наиболее удаленной от насоса делянки и ведется в направлении к месту установки автобетононасоса. Захватки отделяются друг от друга деревянными брусками, которые крепятся к опалубке перекрытия. Укладка бетонной смеси производится через одну полосу в один слой на полную толщину перекрытия. Бетонирование делянок производится по маячным рейкам. Бетонная смесь, уложенная между ними, разравнивается и уплотняется глубинными вибраторами ИВ-47Б и виброрейками ЗМ.

Продолжительность вибрирования на каждой позиции должна обеспечивать уплотнение бетонной смеси, основными признаками чего служат прекращение ее оседания и появление цементного молока на поверхности. Вдоль стен и в других недоступных местах для применения виброрейки бетонную смесь уплотняют поверхностным вибратором ИВ-2.

После снятия маячных реек поверхность заглаживается прорезиненной лентой и металлической гладилкой. Перед возобновлением укладки бетонной смеси, по достижении бетоном прочности 1,5 МПа, вертикальная кромка схватившейся бетонной смеси должна быть очищена от цементной пленки, увлажнена и огрунтована цементным молоком.

В жаркую и сухую погоду, после окончания бетонирования, в течение первых дней твердения бетонной смеси производится периодическая поливка его водой. Поливка начинается не позднее чем через 10 - 12 часов, а в жаркую и ветренную погоду через 2 - 3 часа после окончания бетонирования.

Поливка при температуре 15 °С и выше производится в течение первых трех суток днем не реже, чем через каждые три часа, и не менее одного раза ночью; в последующее время не реже трех раз в сутки.

При температуре воздуха ниже 5 °С поливка не производится. Поверхность перекрытия в жаркую и ветренную погоду укрывается влажной рогожей, опилками или песком на срок не менее 2-х суток. Уход за бетоном прекращается после достижения им 70 % проектной прочности.

При исправлении дефектов больших размеров отбивается весь рыхлый бетон, а поверхность прочного бетона очищается металлической щеткой и промывается водой. Затем раковины заделываются бетонной смесью с мелким щебнем или гравием крупностью до 20 мм. Мелкие раковины после прочистки щеткой и промывки водой затираются цементным раствором.

2.15 Укладка бетонной смеси в перекрытие выполняется комплексной бригадой, состоящей из 3-х звеньев общей численностью 15 человек.

Звено 1, обслуживающее автобетононасос и принимающее бетонную смесь из автобетоносмесителя, состоит из 3 человек:

машинист автобетононасоса 4 разряда - 1 ( M 1 );

слесарь строительный 4 разряда - 1 (С1);

бетонщик 2 разряда - 1 (Б1).

Звено 2 выполняет работы по монтажу и демонтажу бетоноводов и состоит из 4 человек:

машинист бетоносмесительной установки 4 разряда - 1 (М2);

слесарь строительный 4 разряда - 1 (С2);

слесарь строительный 2 разряда - 2 (С3; С4).

Звено 3 выполняет бетонные работы и состоит из 8 человек:

2.16 Калькуляция трудовых затрат приводится в таблице 7 .

2.17 Календарный график производства работ приводится в таблице 8.

2.18 Работа организуется следующим образом:

Бетонщики Б2 и Б3 проверяют исправность вибраторов, инструментов и приспособлений для приемки бетонной смеси.

Машинист автобетононасоса M 1 и слесарь строительный С1 устанавливают автобетононасос на ручной тормоз, запускают двигатель и включают коробку отбора мощности при нейтральном положении рычага переключения передач.

Затем они устанавливают автобетононасос на выносные опоры, для чего:

- освобождают передние опоры от фиксирующих пальцев;

- включением соответствующих рычагов на пульте управления опускаются обе передние и обе задние опоры на грунт. При недостаточной плотности грунта под башмаки устанавливаются инвентарные подкладки;

- включением соответствующих рычагов на пульте управления автобетононасос устанавливается на выносные опоры, обеспечивается его горизонтальное положение и полная разгрузка колес автомобиля, которые, после установки автобетононасоса на выносные опоры, должны свободно проворачиваться.

Машинист автобетононасоса М1 и слесарь строительный С1 проверяют исправность механизмов, конструкций, контрольно-измерительных приборов, гидрооборудования и гидроразводки и подключают переносной пульт управления.

К автобетононасосу подъезжает автобетоносмеситель.

Слесари строительные С2, С3 монтируют бетоновод, укладывают его на опоры, устанавливают на стыки резиновые прокладки, закрепляют муфты. Слесарь С4 в процессе работы ликвидирует пробки, очищает бетоновод от остатков бетонной смеси.

Бетонщики Б1 и Б9 готовят в растворном ящике «пусковую смесь» в объеме примерно 0,1 м 3 .

Бетонщик Б2 подает команду машинисту автобетононасоса М1 о начале работ.

Бетонщик Б1 заливает через заливную воронку «пусковую смесь» и систематически очищает решетку загрузочного бункера от сверхразмерных частиц крупного заполнителя.

Машинист автобетононасоса М1 включает автобетононасос на оптимальный режим работы и включает привод мешалки.

Бетонщик Б1 направляет хобот автобетоносмесителя в приемный бункер автобетононасоса и начинается выгрузка бетонной смеси. Приемный бункер загружается бетонной смесью на 5 - 10 см выше лопастей мешалки.

Машинист автобетононасоса М1 включает автобетононасос в режим нагнетания, включение бетононасоса и подача бетонной смеси должны производиться на медленном ходу по получении подтверждающего сигнала от звена бетонщиков о готовности приемки бетонной смеси в конструкцию. После этого в приемный бункер насоса необходимо подавать бетонную смесь с интенсивностью, равной эксплуатационной производительности автобетононасоса.

До окончания выгрузки первого автобетоносмесителя к бетононасосу подъезжает другой автобетоносмеситель. В связи с интенсивной подачей бетонной смеси бетонщики разделяются на два звена Б2, Б3, Б6, Б7 и второе Б4, Б5, Б8, Б9, которые в процессе бетонирования подменяют друг друга в приемке бетонной смеси из бетоновода, разравнивают и уплотняют ее вибраторами.

После окончания укладки бетонной смеси на первой захватке по сигналу бетонщика Б2 машинист автобетононасоса М1 прекращает подачу бетонной смеси и автобетононасос переезжает на следующую захватку.

При переезде автобетононасоса на новую стоянку машинист автобетононасоса М1 и слесарь строительный С1 переводят его в транспортное положение в порядке, обратном установке.

После окончания смены машинист автобетононасоса М1 и слесарь строительный С1 совместно с бетонщиком Б1 промывают бетоновод распределительной стрелы и бункер.

Бетонщики Б6 , Б8 выполняют уход за готовым бетоном в соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

При необходимости уменьшения длины бетоновода слесари строительные отсоединяют часть бетоновода длиной 6 м и снова присоединяют резиновый шланг. Бетонщики продолжают бетонировать последние участки перекрытия, а отсоединенный участок бетоновода разбирают на отдельные звенья, очищают, относят и складывают в штабели.

Производство бетонных работ в зимних условиях.

2.19 Особенностью производства монолитных бетонных работ при отрицательных температурах воздуха является необходимость выполнения мероприятий, обеспечивающих минимальные потери тепла бетонной смеси от момента ее приготовления до укладки в опалубку конструкции, а также обеспечение заданной температуры смеси при ее укладке.

Специалистами ОАО ПКТИпромстрой разработаны технологические карты на бетонирование монолитных конструкций при отрицательных температурах воздуха.

2.20 Способы и средства транспортирования должны обеспечивать предотвращение снижения температуры бетонной смеси ниже требуемой по расчету.

При транспортировании смеси допускается не более одной перегрузки - из автобетоносмесителя в бункер бетононасоса.

Место перегрузки смеси должно быть защищено от ветра. Бункер бетононасоса следует защищать от атмосферных осадков.

2.21 При подготовке автобетононасоса к эксплуатации в зимнее время должны быть выполнены мероприятия по обеспечению работы его основных узлов, водяной и масляной систем. Должен быть исключен контакт наиболее уязвимых узлов автобетононасоса (транспортных и масляных цилиндров, баков для воды и масла, трубопроводов маслогидравлической системы и т.д.) с холодным воздухом.

В начальный момент работы автобетононасоса температура пускового раствора и первых порций бетонной смеси в объеме, достаточном для заполнения бетоновода по всей его длине, должна быть, в зависимости от температуры наружного воздуха, не ниже 30 - 40 С°.

Непосредственно перед началом транспортирования бетонной смеси трубопровод должен быть прогрет горячей водой, паром или теплым воздухом, пропускаемым по трубопроводу.

2.22 Средняя температура бетонной смеси в процессе транспортирования по трубопроводу, включая периоды остановки бетононасоса, не должна опускаться ниже величин, обеспечивающих температуру уложенной в конструкцию бетонной смеси перед началом выдерживания или прогрева:

а) при выдерживании бетона по способу «термоса» - по расчету;

б) при применении различных способов электротермообработки - не ниже 2 С°;

в) при использовании бетона с противоморозными добавками не менее чем на 5 С° выше температуры замерзания раствора затворения.

Возможно транспортирование бетонной смеси с противоморозными добавками нитрата натрия NaNO 2 . Транспортирование бетонных смесей с добавками хлористых солей не допускается во избежание интенсивной коррозии деталей бетононасоса и трубопроводов. Не допускается также применение поташа, который способствует быстрому загустеванию бетонной смеси.

При транспортировании бетонной смеси по неутепленному трубопроводу остановка автобетононасоса допускается не более 15 мин. При более длительной остановке необходимо принять меры для удаления бетонной смеси из трубопровода. В случае утепленного трубопровода допускается остановка автобетононасоса на 20 - 30 мин.

Состояние основания, на которое укладывается бетонная смесь, а также температура основания и способ укладки должны исключать возможность замерзания смеси в зоне контакта с основанием.

Продолжительность вибрирования бетонной смеси должна быть увеличена не менее чем на 25 % по сравнению с летними условиями.

Очистка бункера автобетононасоса и трубопровода производятся подогретой водой. После очистки оставшуюся воду необходимо полностью удалить.

Эксплуатационная производительность автобетононасоса - 17 м 3 /ч (приложение 1 ).

3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1 Контроль качества работ по устройству монолитного перекрытия должен осуществляться специалистами службы строительной организации, оснащенной техническими средствами и обеспечивающей необходимую достоверность и полноту контроля.

3.2 Контроль качества работ должен включать входной контроль рабочей документации, материалов и оборудования; операционный контроль производства работ по устройству монолитного перекрытия и приемочный контроль качества перекрытия.

3.3 Каждая партия бетонной смеси должна иметь документ о качестве, который включает следующие положения:

- наименование вышестоящей организации;

- дата и время отправки бетонной смеси;

- вид бетонной смеси и ее условное обозначение;

- номер состава бетонной смеси;

- класс или марка бетона по прочности на сжатие в возрасте, сут;

- класс или марка бетона по прочности на растяжение при изгибе;

- коэффициент вариации прочности бетона;

- требуемая прочность бетона;

- проектная марка по средней плотности (для легких бетонов);

- наибольшая крупность заполнителя;

- удобоукладываемость бетонной смеси у места укладки, см;

- номер сопроводительного документа.

Требования к составу, приготовлению и транспортированию бетонных смесей приведены в табл. 1

Требования к составу бетонных смесей

Контроль (метод, объем, вид регистрации)

Наибольшая крупность заполнителей:

Измерительный, журнал работ

при перекачивании бетононасосом

Не более 0,33 внутреннего диаметра трубопровода

в том числе зерен наибольшего размера лещадной и игловатой форм

Не более 15 % по массе

при перекачивании по бетоноводам содержание песка крупностью менее, мм:

Измерительный по ГОСТ 8736-93 , журнал работ

3.4 Для лучшего перекачивания бетонной смеси в нее следует вводить пластифицирующие или пластифицирующе-воздухововлекающие добавки в количестве от 0,1 до 0,2 %. Количество добавок принимается в процентах от массы цемента в пересчете на сухое вещество.

В состав бетонной смеси с крупным заполнителем должно входить такое количество цементного теста, микронаполнителей и растворной составляющей, при котором не только заполнялись бы пустоты в песке, щебне (гравии) и обволакивались зерна, но и обеспечивалась бы их некоторая раздвижка.

Основные характеристики и ориентировочные составы бетонных смесей, пригодных для транспортирования по трубопроводам автобетононасосами, приведены в табл. 2 и табл. 3 .

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана на возведение в крупнощитовой опалубке монолитных железобетонных конструкций (стены, перекрытия) типового этажа четырехэтажного жилого дома.

1.2. В качестве аналога принят четырехэтажный 16-квартирный жилой дом с размерами в плане 33,6 ´ 13,2 м (по осям), разработанный КБ по железобетону им. А.А. Якушева (см. рис. 1 - 4).

1.3. Технологической картой предусматривается устройство монолитных железобетонных конструкций стен и перекрытий с применением алюминиевой крупнощитовой опалубки конструкции АОЗТ ЦНИИОМТП (Р.Ч. Э119-2.00.000).

1.4. Здание имеет следующие конструктивные решения: фундаменты - ленточные из монолитного железобетона; стены наружные - из монолитного железобетона толщиной 500 мм; стены внутренние - из монолитного железобетона толщиной 220 мм; перекрытия - монолитные из железобетона толщиной 160 мм.

1.5. В состав работ, рассматриваемых технологической картой, входят: монтаж опалубки;

бетонирование наружных и внутренних стен;

1.6. Работы ведут в одну смену в летний период.

Примечание . При бетонировании конструкций при отрицательной температуре используются традиционные методы зимнего бетонирования.

1.7. АОЗТ ЦНИИОМТП разработана новая конструкция универсальной унифицированной опалубки из легких алюминиевых сплавов: модульная крупнощитовая опалубка для бетонирования стен и разборно-переставная опалубка перекрытий. Крупнощитовая опалубка состоит из модульных щитов, каркас которых выполнен из алюминиевых сплавов и палубы из ламинированной фанеры толщиной 18 мм. В комплект входят также подкосы для установки, рихтовки и закрепления щитов, подмости для бетонирования, замки для соединения щитов, тяжи для восприятия давления бетонной смеси и др.

Опалубка собирается из щитов, которые соединяются замками, с выравниванием по наружной поверхности профиля и упоров. Для зажима и фиксации служит эксцентрик. Размеры и расположение выступов для установки замков унифицированы, поэтому могут быть использованы все основные замки зарубежных фирм (возможна также стыковка со щитами опалубки других фирм). При использовании между щитами вставок применяются замки с большой базой.

Опалубка перекрытий состоит из продольных и поперечных рам с винтовыми домкратами, балок и вилок для их установки.

2. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. Для начала работ по возведению надземной части из монолитного железобетона должны быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства».

2.2. До начала монтажа крупнощитовой опалубки должны быть выполнены следующие работы: разбивка осей стены; нивелировка поверхности перекрытий; произведена разметка положения стен в соответствии с проектом; на поверхность перекрытия краской должны быть нанесены риски, фиксирующие рабочее положение опалубки; подготовлена монтажная оснастка и инструмент; основание очищено от грязи и мусора (стройгенплан представлен на рис. 5).

Опалубочные работы

2.3. Опалубка на строительную площадку должна поступать комплектно, пригодной к монтажу и эксплуатации, без доделок и исправлений.

2.4. Поступившие на строительную площадку элементы опалубки размещают в зоне действия башенного крана КБ-100.0А. Все элементы опалубки должны храниться в положении соответствующем транспортному, рассортированные по маркам и типоразмерам. Хранить элементы опалубки необходимо под навесом в условиях, исключающих их порчу. Щиты укладывают в штабели высотой не более 1 - 1,2 м на деревянных прокладках. Остальные элементы в зависимости от габаритов и массы укладывают в ящики.

2.5. Монтаж и демонтаж опалубки ведут при помощи башенного крана КБ-100.0А.

2.6. Крупнощитовая опалубка состоит из крупноразмерных щитов, конструктивно связанных поддерживающими элементами, элементов соединения и крепления. Щиты оборудуются подмостями для бетонирования, регулировочными и установочными домкратами.

ФАСАД В ОСЯХ 1-11

ФАСАД В ОСЯХ 11-1

ПЛАН ТИПОВОГО ЭТАЖА

СТРОЙГЕНПЛАН

1 - возводимое здание;

2- кран башенный КБ-100.0А;

3 - шкаф электропитания крана;

4 - контрольный груз;

5 - площадка приема бетонной смеси;

6 - площадка складирования строительных материалов;

7- бытовые помещения;

8 - въезд (выезд) на территорию строительной площадки;

9 - граница опасной зоны;

10 - ограждение строительной площадки;

11 - прожектор на опорах;

12 - временная дорога.

Конструкция щитов опалубки предусматривает возможность их установки и соединения друг с другом в вертикальном и горизонтальном положении.

В ребрах каркаса щитов выполнены отверстия для навески кронштейнов, лестниц и для установки подкосов и кронштейнов.

2.7. Монтаж опалубки следует начинать с укладки по всему контуру бетонируемой конструкции научных реек. Внутренняя грань рейки должна совпадать с наружной гранью бетонируемой стены. После выверки маячных реек на них яркой краской наносят риски, обозначающие граничное положение опалубочных щитов, после чего краном монтируют щиты по длине стены. Щиты верхнего яруса устанавливают на многоэтажные подмости, закрепленные к забетонированный стене. Раскладка щитов и специализация элементов опалубки стен щитового этажа представлены на рис. 6 , 7 .

2.8. Опалубку стен устанавливают в два этапа: сначала монтируют опалубку одной стороны стены на всю высоту этажа, а после установки арматуры монтируют опалубку второй стороны.

2.9. Опалубка перекрытий состоит из рам с домкратами, продольных (высотой 160 мм) и поперечных (140 мм) балок и вилок для их установки. Устройство и спецификация элементов опалубки перекрытия представлены на рис. 8.

2.10. За состоянием установленной опалубки должно вестись непрерывное наблюдение в процессе бетонирования. В случае непредвиденных деформаций отдельных элементов опалубки или недопустимого раскрытия щелей следует устанавливать дополнительные крепления и исправлять деформированные места.

2.11. Демонтаж опалубки разрешается проводить только после достижения бетоном требуемой согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» прочности и с разрешения производителя работ.

2.12. Отрыв опалубки от бетона должен производиться с помощью домкратов. Бетонная поверхность в процессе отрыва не должна повреждаться. Использование кранов для отрыва опалубочных щитов запрещено.

2.13. После снятия опалубки необходимо: провести визуальный осмотр элементов опалубки; очистить от налипшего бетона все элементы опалубки; произвести смазку поверхности палуб, проверить и нанести смазку на винтовые соединения;

провести сортировку элементов опалубки по маркам.

Арматурные работы

2.14. До монтажа арматуры необходимо:

тщательно проверить соответствие опалубки проектным размерам и качество ее выполнения;

составить акт приемки опалубки;

подготовить к работе такелажную оснастку, инструменты и электросварочную аппаратуру;

очистить арматуру от ржавчины;

проемы в перекрытиях закрыть деревянными щитами или поставить временное ограждение.

2.15. Плоские каркасы и сетки перевозят пакетами. Пространственные каркасы во избежание деформации при перевозке усиливают деревянными креплениями. Арматурные стержни транспортируют связанными в пачки, закладные детали - в ящиках. Арматурные каркасы и сетки крепятся к транспортным средствам с помощью поверхностных скруток или растяжками.

2.16. Поступившие на строительную площадку арматурные стержни укладывают на стеллажах в закрытых складах, рассортированными по маркам, диаметрам, длинам, а сетки хранят свернутыми в рулоны в вертикальном положении. Плоские сетки и каркасы должны лежать на подкладках и прокладках штабелями в зоне действия башенного крана. Высота штабеля не должна превышать 1,5 м.

Плоские и пространственные каркасы массой до 50 кг подают к месту монтажа башенным краном в пачках и устанавливают вручную. Отдельные стержни подаются к месту монтажа пучками, сетки - при помощи траверсы по три штуки.

2.17. На опалубке до установки арматурных каркасов мелом размечают места их расположения. Для временного крепления арматурных каркасов к опалубке используются струбцины.

Временное крепление каркасов по вертикали, выравнивание искривленных выпусков арматуры и установление осевого смещения свариваемых стержней осуществляются струбцинами. После установки и выверки каркасов к ним по одному привязывают при помощи проволочных скруток горизонтальные стержни.

2.18. Для образования защитного слоя между арматурой и опалубкой устанавливают фиксаторы с шагом для стен 1 - 1,2 м, перекрытий - 0,8 - 1,0 м.

2.19. Стыкование каркасов по вертикали, а также пространственных каркасов по горизонтали предусматривается сваркой.

РАСКЛАДКА ЩИТОВ ОПАЛУБКИ СТЕН ТИПОВОГО ЭТАЖА


- добор по месту

Примечания : 1. Позиции см. рис. 7.

2. Щиты настила условно не показаны.

СПЕЦИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ОПАЛУБКИ НА СТЕНЫ ТИПОВОГО ЭТАЖА

Замок для добора

ОПАЛУБКА ПЕРЕКРЫТИЯ


Спецификация элементов опалубки перекрытия

Рама (ширина 1,2 м)

Балка h = 160 мм

Балка h = 140 мм

2.20. Приемка смонтированной арматуры осуществляется до укладки бетонной смеси и оформляется актом на скрытые работы. С этой целью проводят наружный осмотр и инструментальную проверку размеров конструкций по чертежам. Расположение каркасов, стержней, их диаметр, количество и расстояние между ними должны точно соответствовать проекту.

Сварные стыки, узлы и швы, выполненные при монтаже арматуры, контролируют наружным осмотром и выборочными испытаниями. Армирование и спецификация арматурных изделий на стены и перекрытие типового этажа представлены на рис. 9 - 15.

Бетонирование стен и перекрытий

2.21. До начала укладки бетонной смеси должны быть выполнены следующие работы:

проверена правильность установки арматуры и опалубки;

устранены все дефекты опалубки;

проверено наличие фиксаторов, обеспечивающих требуемую толщину защитного слоя бетона;

приняты по акту все конструкции и их элементы, доступ к которым с целью проверки правильности установки после бетонирования невозможен;

очищены от мусора, грязи и ржавчины опалубка и арматура;

проверена работа всех механизмов, исправность приспособлений, оснастки и инструментов.

2.22. Доставка на объект бетонной смеси предусматривается автобетоносмесителями СБ-92В-2 или СБ-159Б-2.

2.23. Подача бетонной смеси к месту укладки рассмотрена в двух вариантах:

1) башенным краном КБ-100.0А в поворотных бункерах вместимостью 1,0 м 3 смеси конструкции АОЗТ ЦНИИОМТП с боковой выгрузкой и секторным затвором;

2) при помощи автобетононасоса СБ-170-1 (СБ-170-1А) с дальностью подачи бетонной смеси по горизонтали 19 м, по вертикали 22 м.

Схемы производства бетонных работ при подаче бетонной смеси краном в бункерах или автобетононасосом представлены на рис. 16 - 19.

2.24. В состав работ по бетонированию входят:

прием и подача бетонной смеси;

укладка и уплотнение бетонной смеси при бетонировании стен;

укладка и уплотнение бетонной смеси при бетонировании перекрытий;

уход за бетоном.

2.25. Для загрузки бетонной смесью поворотные бункеры не требуют перегрузочных эстакад, а подаются к месту загрузки бетонной смесью башенным краном, который устанавливает бункеры в горизонтальном положении.

Автобетоносмеситель задним ходом подъезжает к бункеру и разгружается. Затем башенный кран поднимает бункер и в вертикальном положении подает его к месту выгрузки. В зоне действия башенного крана обычно размещают несколько бункеров вплотную один к другому с расчетом, чтобы суммарная вместимость их равнялась вместимости автобетоносмесителя. В этом случае загружаются бетонной смесью все подготовленные бункеры и затем башенный кран подает их к месту выгрузки.

2.26. Нормальная эксплуатация автобетононасоса обеспечивается в том случае, если по бетоноводу перекачивают бетонную смесь подвижностью 4 - 22 см, что способствует транспортированию бетона на предельные расстояния без расслоения и образования пробок.

2.27. Подбор и назначение состава бетонной смеси осуществляется строительной лабораторией. Проверку рабочего состава производят путем опытного перекачивания автобетононасосом бетонной смеси и испытания образцов, изготовленных из отобранных после перекачивания проб бетонной смеси.

2.28. Стены бетонируют участками, заключенными между дверными проходами. Бетонную смесь укладывают слоями 30 - 40 см. Каждый слой бетона тщательно уплотняют глубинными вибраторами. Глубина погружения рабочей части вибратора при уплотнении вновь уложенной бетонной смеси в ранее уложенный слой - 5 - 10 см. Шаг перестановки вибратора не должен превышать 1,5 радиуса его действия. В углах и у стенок опалубки бетонную смесь дополнительно уплотняют штыкованием ручными шуровками. Касание вибратора во время уплотнения бетонной смеси к арматуре и опалубке не допускается. Вибрирование на одной позиции заканчивается при прекращении оседания и появлении цементного молока на поверхности бетона. Извлекать вибратор при перестановке следует медленно, не включая двигателя, чтобы пустота под Наконечником равномерно заполнялась бетонной смесью.

Перерыв между этапами бетонирования (или укладкой слоев бетонной смеси) должен быть не менее 40 минут, но не более двух часов.

Читайте также: